Почему молчит ребенок. Почему ребенок молчит

Возможно, это вас и удивит, но в современном мире коммуникаций и ценности информации одной из самых распространенных является проблема речевого развития детей. Каждый второй ребенок в возрасте от двух до четырех лет попадает ко мне, как к психологу, с задержкой речевого развития (плохо говорит, или ребенок вообще молчит).

Тенденция роста подобных проблем наблюдается последние 20 лет во всем мире. Но если в начале 70-х такие нарушения были всего у 4% детей, то на сегодняшний момент число детей с данным диагнозом возросло почти в семь раз. С такой тенденцией одной из самых востребованных профессий скоро будет логопед-дефектолог. Речь - необходимое условие полноценного развития человека, ибо это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, управления своим поведением, осознания своих чувств и себя как личности.

Для понимания проблемы важно знать, что речь бывает активной и пассивной. Активная речь - это непосредственно то, что ребенок говорит, т.е. может произнести вслух. Пассивная выражается в форме понимания чужой речи, например, вы просите ребенка подать вам телефон, и он подает вам именно телефон, а не что-то другое, находящееся в его поле зрения. Он отличает ложку от вилки, стул от табурета, конфету от карандаша, конечно же, при условии, что вы сами не путаете названия. У детей развитие активной и пассивной формы речи происходит не одновременно. Считается, что ребенок сначала учится понимать чужую речь, просто слушая окружающих, а потом уже начинает говорить сам. То есть его пассивная речь развивается раньше.

Однако следует учесть, что уже с первых недель жизни ребенок распознает особенности речи матери и уже в этот период учится говорить активно. Посему важно начинать говорить с малышом как можно раньше. Как ни парадоксально, многие родители не считают необходимым разговаривать с младенцами, не видя в них личность и полагая, дескать, они все равно ничего не понимают, так зачем вообще сотрясать воздух.

Давайте попробуем разобраться, в чем причины задержки речевого развития, и почему наши дети упорно «отказываются» с нами говорить. На приеме трехлетний малыш. Войдя в кабинет, он пролетает мимо меня в сторону яркой игрушки, даже не остановив на мне взгляд. Кажется, что никого кроме него в кабинете и нет. Пока ребенок занят игрушкой, он не отвечает на вопросы, не реагирует на раздражители, и даже мама не может ничем привлечь его внимание. Но вот игрушка наскучила малышу, и он, обратив свой взор на маму, произнес: «А-аа». Мама извлекает из сумки бутылочку с компотом и вручает мальчику. Он удовлетворен. Только ей самой известно, что означало это «а-аа», но по реакции видно, что она «угадала».

За время всей встречи было еще несколько протяжных гласных, на которые мама реагирует мгновенно, как фокусник, доставая из сумки еду, игрушки и другие, интересные ребенку, предметы. Вскоре малышу наскучили все эти манипуляции, и он затягивает уже протяжное громкое «А-аааа!». На этот сигнал мама реагирует извлечением из недр сумки планшета. С этого момента малыш затихает, и отвлечь его внимание от заветного гаджета уже ничем невозможно. Это не конкретный пример, это типичный случай. Причин нарушений речи может быть множество, и задержка речевого развития - часто результат целого комплекса в той или иной степени поправимых проблем. Но гораздо важнее на более ранних этапах замечать некоторые несоответствия, и тогда многие проблемы можно избежать.

Первое, что я рекомендую, - проверить у ребенка слух. В принципе при любых проблемах с речью визит к отоларингологу не будет лишним. Мне известен случай, когда нарушение слуха у ребенка обнаружили уже при приеме в школу. До этого способный по природе мальчик научился читать по губам. Проблема выяснилась, когда артикуляция говорящих с ним чужих людей стала сильно отличаться от артикуляции его близких. Отоларинголог может обнаружить и другую проблему - слишком короткую уздечку или слишком крупный язык, что может вызывать трудности при говорении, в результате чего ребенок предпочитает молчать.

Задержку речевого развития способен выявить и врач-невролог. Так что плановые походы к нему в рекомендуемые сроки пропускать не стоит. Помните, что речь человека начинает формироваться с рождения, и до того, как ребенок произнесет первое слово, его речь проходит такие стадии развития, как гуление и лепет. Именно отсутствие этих стадий может обнаружить невролог. Бывают случаи, когда задержку речевого развития «предвещают» иные сопутствующие диагнозы - обстоятельства рождения, периода беременности, генетические нарушения, патологический (повышенный или пониженный) тонус мышц и пр.

Следует знать, что задержка речевого развития - один из главных признаков детского аутизма. Если у малыша обнаруживаются отставание речевого развития и симптомы отсутствия стремления к контактам, можно предположить, что этот ребенок - аутист. Такие дети не улыбаются, не оживляются при виде родителей, часто не смотрят в глаза. Но диагноз такому ребенку вы не имеете права ставить самостоятельно. Только квалифицированный детский психиатр может поставить диагноз аутизм. Психолог тоже не имеет на это права, он может всего лишь предположить, но для постановки диагноза направит ребенка к врачу. Идти или не идти к психиатру - это, конечно, ваш выбор, но для полноценной адаптации ребенка к условиям реальной жизни вам придется во многом поменять свои представления о детях, а значит воспринимать реальность полноценно.

Теперь о «бытовых» причинах задержки речи. Назовем первую так - «успокоительный гаджет». Безусловно, за тот промежуток времени, пока в руках у малыша заветный планшет или телефон, мама успевает сварить борщ, постирать и повесить белье, накормить младшего братишку, папу и даже выгулять собаку… Но, как правило, у ребенка, рано познавшего прелести «компьютерной жизни», -не только проблемы с речью, он раскоординирован, у него ярко выраженные вспышки агрессии, проблемы с питанием, засыпанием, он долго не может успокоиться при минимальном раздражении. Важно понимать, что мозг маленького человека развивается в последовательности, предполагающей качественные переходы от одной ступени развития к другой, где каждая предшествующая является основой последующих ступеней или стадий развития.

Предметно-манипулятивная деятельность - основная в период младенчества, за которой следует предметная. Ребенок в этот период развивается за счет исследования предметов из окружающего его мира. И в этот период реальный кубик в руках малыша непосредственно развивает его. Он может взять его в руку, в рот, лизнуть, бросить на пол, постучать им по другому кубику и т.п. Но кубик на экране планшета не обладает набором свойств, необходимых малышу, и, естественно, не может стимулировать развитие мозга, дать понимание свойств и качеств предметов. Ведь свойства всех виртуальных предметов одинаковы - плоский гладкий экран! И гордость, с которой родители хвастаются друг другу о том, как ловко их малыш управляется с планшетом, - абсолютно ложный посыл.

Поэтому правило номер один: до трех лет - никаких гаджетов! Компьютерные игры можно вводить в деятельность ребенка только после того, как он освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение историй. Когда малыш научится самостоятельно играть в обычные детские игры - ролевые, манипулятивные, моторные, логические. О развитии мелкой моторики - отдельный разговор. Многие уже знают, что развитие мелкой моторики каким-то дивным образом влияет на развитие речи, и мамы с материнским рвением заставляют малышей работать пальчиками.

Действительно, мозг человека устроен так, что, говоря простым языком, участки головного мозга, отвечающие за речь и мелкую моторику, связаны, и, развивая один участок, мы стимулируем развитие другого. Это, кстати, часто используют и у взрослых людей при поражениях головного мозга (инсультах). В процессе реабилитации им рекомендуют вязать, вышивать, лепить и т.п. Но мелкую моторику невозможно развивать, не развивая общую, а это - умение ребенка ловко и скоординировано двигаться. Например, бросать и ловить мяч, прыгать, двигать синхронно руками, ходить по лестнице и по «бровке» (дети действительно это очень любят!). Иногда простые упражнения на координацию движений - лепка, рисование карандашами, застегивание пуговиц, шнурование - могут серьезно стимулировать развитие речи.

Важно понимать и обратные процессы: если центры речи и моторики настолько связаны, то бить ребенка по рукам - категорически запрещается! Вспомним оскароносный фильм «Король говорит», где король Англии Георг VI испытывает большие трудности от заикания, приобретенного в детстве: отец бил его по рукам, переучивая писать правой рукой, ведь будущий король был левшой.

Часто речевое развитие, как ни странно, тормозит двуязычная среда. Огромное количество семей в современном мире складываются из людей разных языковых культур и являются дву- или многоязычными. У детей, живущих в многоязычной семье, - своеобразные особенности в развитии речи. Но нормальное развитие двуязычной речи будет формироваться при условии, если ребенок будет постоянно слышать эту речь, и если у него нет отставаний в психическом развитии. Считается, что многоязычные дети овладевают произносительной частью речи медленнее и так же медленнее воспринимают звуковые сочетания в языке. Но, во-первых, многое зависит и от особенностей самих языков: близкие по грамматическим конструкциям и произношению языки осваиваются проще и быстрее, чем совершенно разные (впрочем, как и у взрослых). Чем сильнее разница в произношении одного и того же слова на языке матери и отца, тем сложнее его освоение. Ребенку нужно усвоить не только словесное название тех или иных предметов, но и соотнести их на одном и на другом языке между собой.

Процесс освоения речи может быть немного более растянутым во времени, поскольку объем усвоения информации увеличен в два-три раза (исходя из количества языков), но на общем психическом и моторном развитии это никак не отражается. Но тут важно условие присутствия раздельной языковой среды - каждый родитель должен говорить с ребенком на своем родном языке и не заимствовать сам слова из другого языка. Проще говоря, от родителей ребенок должен слышать эталонную речь, а не суржик, следует всегда «поправлять» ребенка, если он, говоря на одном языке, использует слова из другого. Выводы в этом вопросе делать вам.

И самым удивительным образом задержка речи проявляется у детей гиперзаботливых мам. Такие мамы, являясь в крайней степени перфекционистками, просто не дают возможности ребенку заговорить. Они улавливают желания малыша по движению его руки, вскинутой брови или отклонению уголков губ. И у такого ребенка просто нет необходимости говорить! Его понимают даже не с полуслова, а с полубуквы!

Точно иллюстрирует ситуацию анекдот: В одной семье был единственный сын, который ничего не говорил. Мальчика таскали к различным профессорам и логопедам, но те лишь разводили руками и ничего не могли поделать. Прошло время, мальчику исполнилось семь лет. Как-то утром, когда вся семья завтракала, он вдруг четко и внятно говорит: «Почему каша пересолена?». Родители забегали, засуетились, спрашивают: «Почему же ты раньше не говорил?», а он им отвечает: «Так раньше все было хорошо!».

Речь - это деятельность, имеющая свою структуру. И на первом этапе важна ПОТРЕБНОСТЬ говорить. А она не возникнет, если мама по первому жесту ребенка будет давать ему требуемое и работать «переводчиком» для остального мира. Эта ситуация весьма удобна для ребенка, и сам малыш вряд ли захочет исключить этот комфорт, его нужно выводить оттуда на речевое общение именно родителям. Ребенок должен осознать, что речь ему необходима, что без нее он не получит желаемое.

Учитывая все вышесказанное, нужно понимать, что какими бы ни были изначальные проблемы задержки речевого развития, все-таки основной причиной может являться то, что сами родители не считают нужным много разговаривать со своим ребенком. Не слыша в достаточной мере речь взрослых, не видя артикуляции и не имея возможности ей подражать, малыш будет отставать в речевом развитии. Нельзя забывать, что речевое и умственное развитие тесно связаны, и не сформированная вовремя речь может повлечь за собой отставание в умственном развитии. Для развития речи ребенка, прежде всего, необходимо создать благоприятные условия.

Самое главное - как можно больше говорить с ребенком. Он должен постоянно слышать речь, обращенную к нему, а не с экрана телевизора. Для этого следует постоянно комментировать все бытовые ситуации и события жизни малыша. Например, сборы в садик, уборку постели, прогулку, процесс еды. Важно описывать все, что вы видите с ребенком, все, что вы делаете, и все что вы чувствуете, называя все простыми словами, стараясь не использовать чересчур длинных и сложных слов.

Помощь в развитии речи оказывают чтение и заучивание стихов, считалочек, которые могут сопровождаться действиями, отображающими суть происходящего. Наши дети растут в новых условиях тотальной занятости родителей, и, к сожалению, их проблемы - порождение новых условий жизни взрослых, их стремительной жизни и отсутствия времени. Но важно понимать, что реагировать как страус в этой ситуации не получится, и надежда на то, что все само рассосется, и ребенок «вдруг» заговорит, слишком мала, даже несмотря на заверения бабушек.
Источник статьи: http://gazeta.zn.ua/family/pochemu-molchat-nashi-deti-_.html

Дайна и Мэтт Мейгер - молодая пара из Челси, штат Мичиган, США. В прошлом году они с нетерпением ждали рождения своей малышки Луэллы.

После 18-часовых схваток Дайна совсем ослабла, а сердцебиение Луэллы начало замедляться. У матери и дочки сильно поднялась температура. Мэтт и Дайна молились, чтобы все прошло успешно, и 23 октября Дайна родила.

Совсем недавно Дайна поделилась историей, которая быстро разошлась по Интернету, не оставляя никого равнодушным.

“В первый раз, когда мы решились оставить дочь дома, мы отправились в церковь. Там один из миссионеров рассказал случай, который запал мне глубоко в душу. Этот миссионер побывал в одном из детских приютов в Уганде. На самом деле он бывал во многих из них, но именно этот отличался от остальных.

Мужчина вошел в детскую комнату, где было более 100 кроваток, в которых лежали младенцы. Он в изумлении прислушался и не поверил своим ушам - стояла оглушающая тишина.

Звук, который никогда не присутствует там, где есть маленькие дети. Но здесь, в комнате с более чем 100 малышами, стояла именно она, пугающая тишина. Он повернулся к нянечке и спросил, почему так тихо. Ответ, который прозвучал, заставил меня вздрогнуть. Я никогда, НИКОГДА в жизни не забуду его.

Медсестра посмотрела на миссионера и сказала: “После того, как они попадают к нам сюда и плачут бессчетное количество часов, проходит неделя, когда они успокаиваются, понимая, что никто к ним не придет…

…Они перестают плакать, когда понимают, что никто не придет к ним. Ни через 10 минут, ни через 4 часа, возможно, никогда…

Мое сердце как будто разбилось на части, и я никак не могла собрать его по кусочкам. Во мне загорелось желание дать обещание. Обещание самой себе.

Мы пришли домой. В ту ночь, пока Луэлла спала, прижавшись своим маленьким тельцем ко мне, я дала ей обещание. Что я всегда буду приходить к ней.

Всегда.

В 2 часа ночи, когда услышу плач по радионяне, я приду.

Когда ей впервые будет больно, когда ее сердце будет разбито в первый раз, мы придем к ней.

Мы будем рядом, поддержим, позволим ей самой принимать решения, но будем рядом.

Она увидит, как мы плачем и расстраиваемся, ведь плакать и чувствовать - это нормально.

Она будет знать, что мы - ее безопасное пристанище.

Мы всегда будем рядом”.

БУДЬТЕ ВСЕГДА РЯДОМ! НЕ ОСТАВЛЯЙТЕ ДРУГ ДРУГА!

Некоторым родителям приходится сталкиваться с таким явлением как задержка речевого или психо-речевого развития у ребенка. Подобный диагноз может поставить невролог или психотерапевт. Существует много споров по поводу того, что считать задержкой, а что нормой. До сих пор во многих случаях не выяснены реальные причины задержек развития. Специалисты делятся на два лагеря – сторонников медикаментозного вмешательства и его противников. Я хочу рассказать о собственном опыте, о том, как можно помочь своему малышу, которому никак не удается начать разговаривать.

Мой мальчик не разговаривает в свои два и четыре года. Я не врач, не логопед и не психолог. Я просто мама, которая обошла всех этих специалистов с одним вопросом: «Почему мой ребенок молчит?» Получив самые разнообразные ответы, я сделала выводы и разработала программу помощи своему сыну. Все, о чем вы прочтете ниже – это мой опыт.

Как правило, до трехлетнего возраста задержку психо-речевого развития называют темповой – это означает наличие у ребенка особенностей в созревании коры головного мозга, что и вызывает отставание, но в перспективе есть большая вероятность благоприятного исхода – ребенок заговорит, просто позже, чем его сверстники.

Три года – это некая критическая точка. До этого возраста фразовая речь должна сформироваться. Если же в три года и после ребенок не строит хотя бы простые предложения, родителям не следует откладывать визит к специалистам, так как отсутствие речи после трех лет может привести в будущем к проблемам в обучении и различным комплексам, связанных с общением.

Важно понимать, что задача родителей – своевременно выявить проблемы в развитии своего ребенка. В этом вам помогут таблицы норм психо-речевого развития. Вам следует обратиться за консультацией к специалисту в том случае, если вы заметите отставание от нормы хотя бы по одному пункту. Для того, чтобы свериться с нормами речевого развития, я рекомендую первую главу книги практикующего логопеда М.А. Поляковой «Как правильно учить ребенка говорить», кроме того в ней же вы найдете целую программу упражнений по развитию речи.

Мои же рекомендации подходят для домашних занятий с детками до трех лет. Как правило, у малышей этого возраста задержка речи и задержка психического развития идут рука об руку. Эту связь очень подробно объясняет Л. Выготский в своей знаменитой книге «Мышление и речь». Говоря простым языком, когда ребенок говорит, строит фразы, в его мозге образуются тысячи новых нейронных связей и процесс мышления активизируется. Когда мы задаем вопросы, просим вспомнить, предположить, придумать – все это сложные психические процессы, очень необходимые для развития мышления. И совершенно ясно, что это развитие существенно тормозится в том случае, когда малыш никак не выражает свои мысли, а наши вопросы игнорирует.

Неговорящих или плохоговорящих деток зачастую выдает их «странное» поведение. Так, например, малыши, не имеющие проблем речевого развития, уже с годовалого возраста могу показывать глазки у игрушки или тыкать пальчиком в книгу с вопросом «что это?» Они могут еще и не говорить, но смотреть на вас вопросительно – это неважно. Чуть позже ребенок, развивающийся по норме, легко усваивает небольшие поручения и просьбы: «дай», «возьми», «отнеси», «подойди» и т.д. По мере взросления малыша эти просьбы становятся более сложными: «Подними и положи на стол». Детки с задержкой в развитии зачастую не исполняют таких поручений. Складывается ощущение, что они не понимают, не хотят или не слышат. В этих случаях родителям часто рекомендуют сводить малыша к лору и проверить слух. Но даже со здоровым слухом ребенок может полностью игнорировать ваши просьбы. Это говорит о том, что у ребенка отсутствует или плохо сформирована «внутренняя речь».

Многие из занятий, о которых вы прочтете ниже, по своей сути, напоминают занятия с дефектологом. Но найти хорошего дефектолога не так-то просто, да и каждый день к нему ездить не будешь, а заниматься дома можно ежедневно и это совсем не сложно.

Разговаривайте с ребенком

Способность к овладению речи – это врожденная особенность каждого человека. Развитие речи начинается с момента рождения, а современные психологи убеждены, что речь развивается еще в утробе. Поэтому очень важно с первых дней жизни ребенка разговаривать с ним. На практике эта рекомендация порой тяжело дается молодым мамам – за неимением опыта общения с детьми они часто признаются в том, что не знают, о чем говорить с малышом. И в самом деле, очень сложно общаться с крохой, которая даже еще не смотрит в вашем направлении и уж тем более не подает никаких признаков интереса к тому, что вы говорите.

Помогут следующие приемы:

– проговаривайте ребенку все ваши действия: «сейчас я буду тебя купать, я осторожно опущу тебя в ванну и буду держать крепко-крепко. Какая теплая водичка! Мой сыночек купается. Мы моем ножки, моем ручки, животик, спинку. Ай, какая приятная водичка!» и т.д. С непривычки это кажется странным, но постепенно такое общение станет частью вашей жизни;
– рассказывайте ребенку сказки и стихи. Длинные произведения детских (и не только) поэтов – это просто спасение в первые годы жизни малыша. Вам достаточно заучить пару стихов – «Сказку про мышонка» С. Маршака, стихотворение «Машенька» А. Барто или вступление к поэме «Руслан и Людмила» А. Пушкина «У Лукоморья дуб зеленый», например, и вам всегда будет что рассказать ребенку;
– хорошо, когда с ребенком разговаривают и другие люди. Расширяйте круг общения, выходите в люди, приглашайте гостей, хотя бы иногда.

Так иногда случается, что веселый, активный и бодрый малыш двухлетнего возраста не говорит. У него нет проблем с неврологией, а также другими видами заболеваний, так или иначе влияющих на речевой аппарат, но, тем не менее, он молчит. Наиболее распространенные версии в данном случае это:
- он как наш папа, тот тоже молчал долго, а потом сразу заговорил целыми словами/предложениями;
- да не пугайтесь вы – мальчики ленивы по природе, а потому начинают говорить позже.

Собственно, такие варианты тоже могут иметь место быть. И родители в таком случае могут либо просто не придавать большого значения или же, наоборот, чрезмерно бить в колокола, что малыш «в таком возрасте до сих пор не декламирует стихи с выражением». Давайте попробуем разобраться, на что стоит обратить внимание и как помочь ребенку начать говорить.

Каждому звуку свое время

Приблизительно к полугоду, когда малыш начинает гулить в ответ на ваше обращение к нему, издает звуки, играясь или реагируя на окружающий мир, можно говорить о подготовке к речи. Губки, небо, язычок начинают свою тренировку и готовятся произносить слоги, слова и так далее. Пока его гуление – это просто звуковые сигналы, но до первых слов осталось совсем немного. Пусть пока эмоции говорят больше, чем лепет, тем не менее, такой способ «общаться» свидетельствует о том, что развитие происходят в пределах возрастной нормы.

Совет: обращайте внимание, дорогие родители, на то, как кроха реагирует на звуки, вашу речь. То есть контролируйте его слух тоже.

Ближе к году карапуз уже имеет пассивный словарный запас (то есть он понимает обращенную к нему речь, ее смысл), в активном словаре внятно произносимые слоги «ма-ма, ба-ба, па-па» и так далее. А к двум годам уже есть в запасе два десятка слов, произносимых достаточно внятно. И как раз в этом возрасте ребенка, что называется, прорывает на общение – он начинает говорить, сначала простыми предложениями, конечно.

Совет: во избежание задержки в формировании полноценного общения удалите из своего лексикона фразу «Сколько тебе можно повторять». Почему? Потому что повторять нужно столько раз, сколько потребуется, чтобы ребенок вас понял. Чтобы такие повторы не превратились в нудные поучения – обращайте все ваши обучающие разговоры в игру. Используйте для этого любимую игрушку ребенка .

Если есть сомнения

В том случае, если все же у вас есть сомнения, почему же малыш молчит, тогда начните с проверки слуха. Согласитесь, что нарушение в работе слухового аппарата никак не способствует развитию речи, поскольку кроха не может нормально различать слова и звуки, а значит и повторить не может. После проверки слуха, при наличии проблем с речью, стоит поискать хорошего логопеда. На консультации специалист проверит, в каком состоянии у ребенка находится речевой мышечный аппарат.

Если будет необходимость, то логопед порекомендует вам комплекс упражнений, выполняя которые укрепятся мышцы щечек, языка, челюсти и гортани. Такое ослабление мышц может быть у малышей, которые недолго находились на грудном вскармливании или же не научились жевать твердую пищу.

После проверки выяснилось, что у ребенка с речевым аппаратом и его мышцами все в порядке? Тогда вам понадобится консультация у невролога. Стоит еще проанализировать, достаточно ли малышу общения с вами? Может быть, вы мало общаетесь, и кроха слышит недостаточно речи?

Психологические причины молчания

Помимо того, что у ребенка могут быть проблемы с мышцами речевого аппарата, также его молчание может быть связано с психологическими моментами. Давайте более подробно остановимся на этом.

Если вы будете намеренно коверкать обращенную речь к малышу по типу сюсюканья, то не ждите от него правильного произношения. Больше этим страдают бабушки, выражая тем самым свое умиление и безграничную любовь к малышу. Старайтесь избегать подобную манеру общения.

Не ругайте ребенка, если он что-то произносит неправильно, а тем более не высмеивайте это. Не забывайте о том, что каждому возрасту присущи свои возможности, и перепрыгнуть через голову самого себя он не сможет. Испытывая стресс от такого давления, кроха найдет один-единственный способ защиты – молчать.

Если мама по каким-то причинам испытывает стресс, она подавлена и расстроена все время, не проявляет интереса к общению со своим ребеночком, хмурая и расстроенная – теряется желание общаться. Малышу жизненно необходимо общение, объятия, контакт – без него развитие крохи будет замедленным.

Семьи – билингвы. Когда в семье родители – носители разных языков, то не исключено, что ребенок начнет говорить позже. В частности, если оба родителя будут общаться то на одном, то на другом языке. В таком случае крохе сложно усваивать языки. Лучше будет, если каждый родитель будет говорить на своем языке, находясь рядом с ребенком. Существуют рекомендации по обучению второму языку в возрасте от 5 лет, а до этого лучше общаться с ним на одном языке. В таком случае он научится говорить на двух языках без акцента и грамотно.

Ребенок находится в состоянии стресса из-за постоянных ссор родителей. От нахождения в постоянной негативной обстановке даже цветы вянут и погибают, а что уже говорить о малышах, которые нуждаются в любви и ласке, а вместо этого пребывают в обстановке ссор, ругани и постоянных разборок? Интуитивно такой ребенок будет стараться прятаться, чтобы его меньше слышали и видели. О каком развитии речи может быть речь?

Если родители – гиперзаботливы и предупредительны. В желании помочь своему крохе молодые мамы и папы часто перегибают палку и стараются облегчить и предугадать любое действие малыша. В таком случае ребенок просто не испытывает потребность стараться что-то делать. Зачем? Мама с папой итак все сделают. Это касается и развития речи: для чего стараться учиться говорить, если родители все равно поймут?

Отдельным пунктом можно выделить момент того, что мама может, совершенно из добрых побуждений, спровоцировать у ребенка обратную реакцию. Имеется ввиду желание объяснять все доступно, буквально каждое действие и событие сопровождать длинными сопроводительными комментариями, буквально не оставляя малышу ни малейшего шанса «вставить» свое слово.

Общение с ребенком заменяется интерактивными игрушками и гаджетами. Да, дети очень быстро понимают, на какую кнопочку нажать и как включить мультфильм или игру. Но! Живого общения у него при этом нет. Ребенок молчит, активный словарный запас не пополняется.

Как помочь ребенку?

Изначально стоит понять, что самый важный фактор для развития речи у крохи – это полноценное общение без коверканий и сюсюканий, а также массивного использования уменьшительно-ласкательных слов по типу: кошечка, собачечка, печенюшечки, чаечек и тому подобное. Украшайте свою речь эмоциями, вкладывайте всю свою любовь и душу в слова, проявляйте терпение – он только учится делать то, что вы уже столько лет делаете. Общайтесь, рассказывайте и комментируйте происходящее вокруг, но не забывайте обращаться к нему, чтобы он чувствовал себя полноценным участником беседы.

Игры, чтение, песни и общение – все это идет исключительно только на пользу развитию ребенка и формированию его словарного запаса, как активного, так пассивного. Не игнорируйте упражнения и игры для развития мелкой моторики – чем лучше она будет развита, тем легче будет происходить момент обучения речи.

Дайна и Мэтт Мейгер - молодая пара из Челси, штат Мичиган, США. В прошлом году они с нетерпением ждали рождения своей малышки Луэллы.

После 18-часовых схваток Дайна совсем ослабла, а сердцебиение Луэллы начало замедляться. У матери и дочки сильно поднялась температура. Мэтт и Дайна молились, чтобы все прошло успешно, и 23 октября Дайна родила.

Совсем недавно Дайна поделилась историей, которая быстро разошлась по Интернету, не оставляя никого равнодушным.

“В первый раз, когда мы решились оставить дочь дома, мы отправились в церковь. Там один из миссионеров рассказал случай, который запал мне глубоко в душу. Этот миссионер побывал в одном из детских приютов в Уганде. На самом деле он бывал во многих из них, но именно этот отличался от остальных.

Мужчина вошел в детскую комнату, где было более 100 кроваток, в которых лежали младенцы. Он в изумлении прислушался и не поверил своим ушам - стояла оглушающая тишина.

Звук, который никогда не присутствует там, где есть маленькие дети. Но здесь, в комнате с более чем 100 малышами, стояла именно она, пугающая тишина. Он повернулся к нянечке и спросил, почему так тихо. Ответ, который прозвучал, заставил меня вздрогнуть. Я никогда, НИКОГДА в жизни не забуду его.

Медсестра посмотрела на миссионера и сказала: “После того, как они попадают к нам сюда и плачут бессчетное количество часов, проходит неделя, когда они успокаиваются, понимая, что никто к ним не придет…

…Они перестают плакать, когда понимают, что никто не придет к ним. Ни через 10 минут, ни через 4 часа, возможно, никогда…

Мое сердце как будто разбилось на части, и я никак не могла собрать его по кусочкам. Во мне загорелось желание дать обещание. Обещание самой себе.

Мы пришли домой. В ту ночь, пока Луэлла спала, прижавшись своим маленьким тельцем ко мне, я дала ей обещание. Что я всегда буду приходить к ней.

В 2 часа ночи, когда услышу плач по радионяне, я приду.

Когда ей впервые будет больно, когда ее сердце будет разбито в первый раз, мы придем к ней.

Мы будем рядом, поддержим, позволим ей самой принимать решения, но будем рядом.


Она увидит, как мы плачем и расстраиваемся, ведь плакать и чувствовать - это нормально.

Она будет знать, что мы - ее безопасное пристанище.

Мы всегда будем рядом”.