Почему я решила делать проект дети войны. Проект с презентацией ко Дню Победы «Седые дети войны. Бюджет проекта и комментарии к нему

В 2013 году в городе Балашиха было создано Балашихинское отделение Московской областной региональной общественной организации «Дети войны». Организация насчитывает около 2500 членов. Среди них образовалось ядро в 20 человек, наиболее социально-активных, имеющих потребность не просто в общении и проведении досуга, но и желающие быть востребованными, полезными для города. Члены клуба – и физики, и лирики одновременно. Их молодость пришлась на годы оттепели 60-х годов. Романтику тех лет они пронесли через всю жизнь. У членов организации разные политические взгляды. Объединяет их одно – они не равнодушные. Они патриоты города, страны. Им не все равно, что происходит сейчас в городе, стране, что будет дальше, после них. Отсюда и спектр мероприятий весьма широк: и встречи с представителями Администрации, и встречи с интересными людьми, и чисто досуговые, развлекательные мероприятия, и познавательные циклы, экскурсии, посещение выставок, обмен житейским опытом, работа по патриотическому воспитанию молодежи.
Такие встречи позволяют пожилым людям быть не только услышанными, но и стать активными участниками общественно полезных для города дел. Члены общественной организации «Дети войны» принимают активное участие в работе по патриотическому воспитанию в школах города, в различных общегородских мероприятиях. Живо интересуются члены общественной организации политическими вопросами.
Социально активные члены общественной организации выступили с инициативой провести серию бесед о своем трудном военном детстве для школьников и старших групп детских садов, о пионерах-героях. Эта инициатива, исходящая от последних очевидцев великих событий, очень важна в патриотическом воспитании молодежи, в сохранении исторической памяти о вкладе детей, переживших эвакуации, бомбежки, голод и холод, победу над фашизмом. Их рассказы находят отклик в юных душах. Часть детей войны выделилась в группу, сформировав вокальный коллектив. Вся деятельность общественной организации-живой пример и доказательство того, что и в пожилом возрасте можно не только заниматься огородом и растить внуков, но и вести равноправный диалог с городской властью, интересоваться литературой, искусством и сделать еще много полезного для общества, города, страны.
Историческая память о событиях Великой Отечественной войны является одним из важных источников патриотического и нравственного воспитания личности. Сохранить этот источник могут не только ветераны ВОВ, но и те, кто в суровую пору был детьми и подростками, т.е. ровесниками нынешних школьников. Дети войны последние свидетели тех страшных и героических лет и их воспоминания бесценны. Именно дети стали главной жертвой войны, так как лишились не только радостей детства, но и самых близких людей. Опыт работы с учащимися школ и других учебных заведений показывает, что о жизни этого поколения молодежь имеет слабое представление: у детей невелик интерес к художественной литературе о военном детстве, зачастую дети плохо знают какой след оставила война в жизни своей семьи.
В настоящее время в общественной организации «Дети войны» состоят пенсионеры 1928-1945 года рождения. Мы являемся некоммерческой организацией. Вся наша деятельность направлена на то, чтобы уделить как можно больше времени людям пожилого возраста, мотивировать их к общественной работе и культурной деятельности, быть на связи с молодежью, с другими общественными организациями города.

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.

Дата публикации: 01.06.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-

Речевого развития детей

Детский сад №28 «Колосок»

Проект

«Дети войны»

Посвященный Дню победы.

Проект «Детям о войне и Дне Победы»

  • Целевое назначение.
  • Задачи.
  • Участники проекта.
  • Общий замысел.
  • Деятельность по реализации проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Результаты реализации.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат и подвигах детей служивших на фронте.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Образовательные:

В области « Социально-коммуникативное развитие »:

  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области « Познавательное развитие »:

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»; «дети войны»
  • формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики». «партизаны».

В области « Речевое развитие »:

  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области « художественно-эстетическое развитие »:

  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

В области « Физическое развитие »:

  • развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства ;
  • воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  • воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные ка­чества не могут возникнуть путем естествен­ного "созревания". Их развитие и формиро­вание осуществляется постепенно в процес­се накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект «Детям о войне и Дне Победы» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

  • подготовительный . Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
  • Методическая литература:

1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  • педагогическая диагностика освоения ООП;
  • анализ предметно-развивающей среды;
  • изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
  • подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
  • проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»
  • введение в проблему (рассматривание иллюстраций и презентации «Дети войны». Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»)
  • разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • планирование (1 неделя).
  • основной (2-3 неделя).
  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать).
  • организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по Краеведческому музею»; оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки «Спасибо, что живем!» и т.д.)

Знакомство с историей и подвигами детей войны.

  • работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
  • работа по обогащению игрового опыта ребёнка
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Герои города Ессентуки»
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • , «Дети - герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ,
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
  • слушание песен военные лет и песен о войне;
  • просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • презентация продукта проекта.
  • Оформление «Карты памяти» и «Галереи Славы».
  • Оформление выставки «Спасибо, что живем».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов «Герои города «Канска», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
  • Представление материалов проекта для старшей группы.
  • .Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

Разработанный и реализованный проект « Детям о войне и дне Победы» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  • Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
  • Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  • У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  • Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  • Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Реализация проекта

Семенович Алла Эдуардовна
Должность: учитель–логопед
Учебное заведение: МБДОУ детский сад комбинированного вида №23 "Алёнушка"
Населённый пункт: ГОРОД ЕССЕНТУКИ, СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЙ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: проект "Дети войны"
Дата публикации: 17.05.2018
Раздел: дошкольное образование

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ Детский сад № 23 «Аленушка»

Педагогический

проект

детей

дошкольного

возраста

«Дети

воины»

Подготовили:

Семенович А.Э.

2018 г.

Паспорт проекта

Вид проекта: информационно-исследовательский.

Продолжительность проекта : краткосрочный, 1-2 недели мая.

Участники проекта : дети, родители, воспитатели.

Образовательные области:

речевая,

социально–коммуникативная,

познавательная,

художественно–эстетическая.

Цель проекта: Ознакомление детей с историей ВОВ, с детьми-героями ВОВ,

способствовать формированию патриотических чувств.

Задачи проекта:

1. Расширять и систематизировать знания детей о Великой отечественной войне.

2. Вызывать чувство эмпатии к ветеранам ВОВ и детям-героям ВОВ.

3. Организовывать совместную деятельность детей с родителями, воспитателями

по данной теме.

4. Дать представление детям о празднике День Победы.

5. Познакомить с детьми - героями ВОВ.

Предполагаемый результат:

Знания о истории ВОВ;

Естественный интерес к истории своей Родины;

Создание рукописной

книги Дети-герои ВОВ.

Воспитатели:

Создание цикла бесед

Вовлечение семьи в

образовательный

Родители:

Активные участники

образовательного

процесса.

Актуальность:

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых

актуальных задач нашего времени.

Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с

дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе

формируется личность ребенка. Перед специалистами дошкольного

образования стоит задача найти наиболее верный метод приобщения

ребенка к социально-значимым ценностям.

Социокультурная ситуация современного общества обусловливает

необходимость применять инновационные формы работы с

дошкольниками.

Реализуя образовательную программу, педагоги должны понимать, что

любовь к Родине – высшее проявление любви ребенка к своим

родителям, близким и родному городу, поэтому формировать

гражданственность нужно начиная с малых, понятных детям вещей.

Патриотизм необходимо прививать через любовь к истории своей

семьи. В данном проекте мы обращаемся к теме Великой

Отечественной войны, потому что это способствует связи поколений.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в

современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего

народа. День Победы близок и понятен детям дошкольного возраста,

потому что реализует достаточно простую, ясную идею, известную им

по сказкам, – идею противостояния добра и зла и финальной победы

Этот праздник развивает и укрепляет в детях чувство справедливости,

помогает осознать свою национальную принадлежность, особенность

истории своей страны, призывает любить Родину и близких.

Подготовительный этап:

Определение проблемы, цели и задач.

Изучение литературы, подбор материала, нахождение и установление

эффективных связей с родителями.

Подготовка цикла бесед о ВОВ.

Основной этап:

Работа с родителями

1. Информация в родительском уголке.

2.Экскурсия к монументу Славы с детьми.

Работа с детьми

1. Чтение и обсуждение произведений о войне.

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Индивидуальные беседы о войне.

5. Разучивание стихов, песен о войне.

6.Показ презентации на тему: «Дети-герои» ВОВ.

7. Создание цикла бесед «Дети-герои» ВОВ.

8. Аппликация (открытка для ветеранов).

Заключительный этап:

1. Выставка детского творчества.

2. Экскурсия к монументу Славы.

3. Выставка летописи «Дети-герои ВОВ».

Цикл бесед

о Великой

Отечественной

Войне

Беседа

"Дети – герои Великой Отечественной войны"

Цель: Способствовать уважительному отношению к истории и памяти погибших

Ход беседы:

Ты знаешь, что была война,

Когда тебя на свете не было;

И сколько помнила страна –

Такой войны на свете не было.

Разрыв снаряда, пули свист,

Казалось, воздух весь наполнили;

И слово страшное “фашист”

Все дети в это время поняли.

Не возвратившихся с войны

В свои дома, в свои селения

Так много, что на три страны

Того хватило б населения

«Тяжёлый грохот обрушился на землю. Вмиг погас свет. Вздрогнули стены. И

сквозь оглушительный вой и рёв всё яснее и яснее прорывались раскатистые

московскому времени».

Война - сколько ужаса, страха, горя в одном этом слове.Мальчишки и девчонки

1941 года…

Их никто не призывал воевать, но они считали, что должны взять на

себя равную со старшими меру ответственности. В суровые годы войны рядом со

взрослыми встали дети. Школьники зарабатывали деньги в фонд обороны,

выступали с концертами перед ранеными в госпиталях, собирали тёплые вещи.

Тяжёлые испытания война принесла детям. Героизм и мужество проявили тысячи

ребят. Многие из них отдали свою жизнь за Победу. Трудные, голодные и

холодные военные годы называют

военным лихими, злыми годами.

Тяжело достались они всему

нашему народу, но особенно тяжко

пришлось маленьким детям.

Многие дети остались сиротами, их

отцы погибли на войне, другие

потеряли родителей во время

бомбежек, третьи лишились не

только родных, но и отчего дома,

четвертые оказались на

оккупированной врагами

территории, пятые - в плену у

Дети - слабые,

беспомощные,

оказались лицом к

лицу с жестокой,

беспощадной, злой

силой фашизма

Володя Казначеев

1941 год... Весной закончил пятый класс. Осенью вступил в партизанский отряд.

Когда вместе с сестрой Аней он пришел к партизанам в Клетнянские леса, что на

Брянщине, в отряде говорили: "Ну и пополнение!.." Правда, узнав, что они из

Соловьяновки,

Кондратьевны

Казначеевой,

п а р т и з а н,

ш у т и т ь

перестали (Елена

Кондратьевна

была убита фашистами). В отряде

"партизанская

обуч а лись

м и н е р ы,

подрывники.

"отлично"

старшими товарищами пустил под

в о с е м ь

э ш е л о н о в.

Приходилось

прикрывать

г р у п п ы,

г р а н а т а м и

останавливая преследователей... Он

доставляя

ценнейшие

сведения;

дождавшись

расклеивал листовки. От операции к

операции

становился

искуснее.

партизана

Кзаначеева

назначили

подозревая,

отважный

противник

еще мальчик. Он сражался рядом со взрослыми до того самого дня, пока родной

освобожден

фашистской

разделил

взрослыми

освободителя

Казначеев

награжден

"Партизану

Отечественной

Лара Михеенко

операцию

разведке

правительственной награде была представлена ленинградская школьница Лариса

Михеенко. Но вручить своей отважной дочери награду Родина не успела... Война

отрезала девочку от родного города:

каникулы

Печенёво

Псковской

области, а вернуться не сумела –

деревню заняли фашисты. Мечтала

п и о н е р к а

в ы р в а т ь с я

гитлеровского рабства, пробраться к

своим. И однажды ночью с двумя

старшими

подругами

деревни. В штабе 6-й Калининской

командир

Рындин вначале отказался принять

маленьких":

них партизаны! Но что же много

г р а ж д а н е! ”

Девочкам

оказалось

уд а в а л о с ь

с и л ь н ы м

мужчинам. Переодевшись в лохмотья, ходила Лара по деревням, выведывая, где и

как расположены орудия, расставлены часовые, какие немецкие машины движутся

по большаку, что за поезда и с каким грузом приходят на станцию Пустошка.

Участвовала она и в боевых операциях... Юную партизанку, выданную предателем

Игнатово,

расстреляли.

награждении

Михеенко

Отечественной

"Посмертно".

Витя Коробков

рисовать.

каменистом

старался

запомнить её, а потом рисовал в

тетрадку

загнутыми

уголками.

рисовать

крымские

мальчишками.

художником.

б ы с т р ы й,

т о л к о в ы й,

сообразительный

родился и вырос в Феодосии. Он

два раза был поощрён путёвкой в

пионерский

“Артек”.

действовало

подполье,

Витя стал его участником. Раз Витя

подобрал

немецкий

п р о п у с к,

п р и н ё с

типографию.

были напечатаны пропуска для разведчиков. Витя гнал по улице обруч: вроде бы

играл, а сам замечал танки в укрытиях, пулемёты, где и сколько разместилось

немецких

передавал

партизанам.

Расстрелян

отвагу”.

Аркадий Каманин

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем

мальчишкой.

Петрович Каманин, лётчик, участвовал в

спасении челюскинцев, за что получил

Советского

отчего загореться сердцу мальчугана. Но

говорили:

подрасти.

началась

пошёл работать на авиационный завод,

аэродром

использовался

подняться

небо. Опытные пилоты, пусть всего на

несколько

случалось,

доверяли

ему вести самолёт. Однажды вражеской

Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и

мальчик посадил самолёт на свой аэродром. После этого Аркадию разрешили

всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно. Однажды

подбитый

фашистами.

сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой

самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден

Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым

орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя

пятнадцать

сражался

фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил! Прошёл всю войну.

Имеет два ордена Красной Звезды и орден Красного Знамени.

Валя Зенкина

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды,

рушились

крепости, и в городе Бресте. С первых

минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и

не вернулся, погиб героем, как многие

защитники

Брестской

крепости.

Валю фашисты заставили под огнём

пробираться

крепость,

передать

защитникам

требование

крепость

пробралась,

рассказала

зверствах

фашистов,

объяснила,

о р у д и я,

у к а з а л а

расположения

осталась

помогать

перевязывала

собира ла

подносила их бойцам. В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить

хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода

командование

Брестской

крепости

вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец

– иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя

Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она

поклялась

продолжить

сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И

свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со

взрослыми. За отвагу и мужество награждена орденом Красной Звезды.

Валя Котик

Хмелевка

Шепетовского

Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным

вожаком пионеров, своих ровесников. Когда в Шепетовку ворвались фашисты,

Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте

боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.

Присмотревшись

мальчику,

партизаны

доверили

разведчиком

подпольной

организации.

расположение

вражеских

наметили

карательную

операцию

партизан,

выследив

гитлеровского

возглавлявшего карателей, убил его... Когда в городе начались аресты, Валя вместе

с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Мальчик, которому только-только

исполнилось

четырнадцать

сражался

взрослыми,

освобождая

вражеских

эшелонов,

взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом Отечественной

войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени. Валя

Котик погиб как герой в феврале 1944 года в городе Изяславле, защищая склад

боеприпасов. Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза.

Нина Куковерова

Каждое лето Нину и её младших

братишку

се стрёнку

вывозила из Ленинграда в деревню

Нечеперть,

молоко... Грохот, взрывы, пламя и

обрушились

ч е т ы р н а д ц ато е

пионерки

Куковеровой.

фашистов Нина стала партизанской

разведчицей.

запоминала,

сообщала

д е р е в н е

расположился

карательный

подступы

перекрыты,

разведчикам

пробраться. Вызвалась пойти Нина.

Полтора десятка километров шла она заснеженной равниной, полем. Не обращали

внимания фашисты на продрогшую, усталую девочку с торбой, а от её внимания

ничто не укрылось – ни штаб, ни склад горючего, ни расположение часовых. И

когда ночью партизанский отряд выступил в поход, Нина шла рядом с командиром

как разведчица, как проводник. Взлетели в ту ночь на воздух фашистские склады,

вспыхнул штаб, пали каратели, сражённые яростным огнём. Не раз ещё ходила на

пионерка,

награждённая

"Партизану

Отечественной

Посмертно

награждена орденом Отечественной войны 1 степени.

Лёня Голиков

Рос в деревне Лукино, на берегу

легендарное

Ильмень-озеро.

Когда его родное село захватил

враг, мальчик ушел к партизанам.

разведку,

приносил

сведения

партизанский

вражеские

рушились

горели вражеские склады... Был в

его жизни бой, который Леня вел

фашистским

генералом.

брошенная

мальчиком, подбила машину. Из

выбрался

гитлеровец

портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти

километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень

документы.

партизан

немедленно

переправил

самолетом

Москву. Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный

герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая

Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под

партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза. В Новгороде стоит

памятник этому юному герою.

Зина Портнова

ленинградскую

пионерку Зину Портнову в деревне

Зуя, куда она приехала на каникулы,

– это неподалеку от станции Оболь

Витебской области. В Оболи была

подпольная

комсомольско-

молодежная

организация

мстители", и Зину избрали членом

комитета.

участвовала

дерзких операциях против врага, в

д и в е р с и я х,

р а с п р о с т р а н я л а

листовки, по заданию партизанского

разведку.

д е к а б р ь

возвращалась с задания. В деревне

предатель.

схватили

партизанку,

молчание

презрение

ненависть,

решимость

бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со

стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца. Вбежавший на выстрел офицер

пыталась

настигли

Отважная

пионерка

замучена,

последней

оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила

ее подвиг высшим своим званием – званием Героя Советского Союза

Витя Хоменко

Свой героический путь борьбы с

фашистами пионер Витя Хоменко

прошел в подпольной организации

"Николаевский центр". ...В школе

немецкому

" о т л и ч н о "

п о д п о л ь щ и к и

п о ру ч и л и

у с т р о и т с я

офицерскую

столовую.

случалось,

обслуживал

офицеров в зале и прислушивался

к их разговорам. В пьяных спорах

выбалтывали

сведения,

интере совали

"Николаевский

Быстрого,

смышленого мальчишку офицеры

стали посылать с поручениями, а

вскоре и вовсе сделали посыльным

при штабе. Им и в голову не могло прийти, что самые секретные пакеты первыми

читали подпольщики на явке... Вместе с Шурой Кобером Витя получил задание

перейти линию фронта, чтобы установить связь с Москвой. В Москве, в штабе

партизанского

движения,

доложили

обстановку

рассказали

наблюдали в пути. Вернувшись в Николаев, ребята доставили подпольщикам

радиопередатчик, взрывчатку, оружие. И снова борьба без страха и колебания. 5

декабря 1942 года были схвачены фашистами и казнены десять подпольщиков.

Среди них два мальчика – Шура Кобер и Витя Хоменко. Они жили героями и

погибли как герои. Орденом Отечественной войны 1 степени – посмертно –

наградила Родина своего бесстрашного сына.

Дети войны

– самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Пришёл час –

они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда в нём

есть любовь к Родине и ненависть к её врагам. Их повзрослевшее детство было

наполнено

тяжёлыми

испытаниями,

придумай

талантливый писатель, в них трудно было бы даже поверить. Но это было, было в

истории нашей страны. И это не должно повториться.

Война - не место для детей!

Здесь нет ни книжек, ни игрушек.

Разрывы мин и грохот пушек,

И море крови и смертей.

Война - не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом

И мамы ласковые руки,

И взгляд, наполненный добром,

И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки,

С горы веселое катанье,

Снежки и лыжи, и коньки,

А не сиротство и страданье!!!

Беседа

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Цель: познакомить детей с понятием Великая Отечественная война.

родились

называют

участвовало

человек.

Вторая

мироваявойна

продолжалась

сентября

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар

неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве - от Балтийского моря до Карпатских

гор (почти по всей нашей Западной границе). Его войска пересекли нашу границу.

Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим селам, и городам,

самолеты врага стали бомбить железные дороги, вокзалы, аэродромы. Для войны

Германия

подготовила

огромную

превратить

население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию, хотел

уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Долгие

годы продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен. Великая Победа,

которую одержали во Второй мировой войне над фашистской Германией наши

навечно стало великой датой. Ради этого счастливого дня погибли миллионы

человек, сражаясь за свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто

горел в танках, кто бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился

на амбразуру, кто не пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради

работать

счастливыми! В памяти народной навечно сохраняются имена героев Великой

Отечественной войны.

Беседа

Почему война называется Великой

Отечественной?

продолжать

знакомить

событиями

подвигами

ОТЕЧЕСТВЕННА

человечества. Слово «великий» означает, очень большой, громадный, огромный. В

самом деле, война захватила огромную часть территории нашей страны, в ней

участвовали десятки миллионов людей, она длилась долгих четыре года, а победа

в ней потребовала от нашего народа громадного напряжения всех физических и

духовных сил. Отечественной войной она называется потому, что эта война -

справедливая, направленная на защиту своего Отечества. На борьбу с врагом

поднялась вся наша огромная страна! Мужчины и женщины, пожилые люди, даже

дети ковали победу в тылу и на передовой. Теперь вы знаете, что одна из самых

жестоких

кровопролитных

называлась

Отечественной войной. Победа Красной Армии в этой войне - главное событие в

Нападение

Германии

Советский

неожиданным. В эти июньские дни десятиклассники заканчивали школу, в школах

проходили выпускные балы. Юноши и девушки в светлых нарядных одеждах

танцевали, пели, встречали рассвет. Они строили планы на будущее, мечтали о

иностранных

выступил

нападении

фашисткой

Германии.

школьную форму, надевали шинели и прямо со школьной скамьи шли на войну,

становились бойцами Красной Армии. Бойцов, служивших в Красной Армии,

называли красноармейцами. Каждый день эшелоны увозили бойцов на фронт. Все

народы Советского Союза поднялись на борьбу с врагом! Но в 1941 г. народ всеми

силами хотел помочь своей стране, попавшей в беду! И молодые, и пожилые люди

рвались на фронт и записывались в Красную Армию. Только в

первые дни войны записалось около миллиона человек! У призывных пунктов

собирались

стремились

защищать

Отечество!

масштабам человеческих жертв и разрушений эта война превзошла все войны,

которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество людей.

На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе Второй

половина

великой датой - ДЕНЬ ПОБЕДЫ над Фашисткой Германией.

Беседа

ПРАЗДНИК «ДЕНЬ ПОБЕДЫ»

По пути к Великой Победе российского народа были и поражения в битвах и

Фашистких

освобождение

российских

основных

является

подписание

безоговорочной

капитуляции

фашистской

Германией

странами-победителями

(Великобританией,

Советским

побежденной

Германии

торжественно

отмечают

является

государственным праздником, который посвящен Дню Победы. В этот день люди

работают,

поздравляют

ветеранов

празднуют.

продолжалась кровавая война, но враг был разгромлен, и Германия подписала акт

счастливого

миллионы

сражаясь

свободу России и всего мира. Мы никогда не забудем тех, кто горел в танках, кто

бросался из окопов под ураганный огонь, кто грудью ложился на амбразуру, кто не

пожалел своей жизни и все одолел. Не ради наград, а ради того, чтобы мы с вами,

ребята, могли жить, учиться, работать и быть счастливыми! В памяти народной

навечно сохраняются имена героев Великой Отечественной войны. Александр

Матросов

пожертвовал

амбразуру

вражеского

Александр

Матросов

товарищам.

Карбышев, оказавшись в лапах врага, не сдался, не предал Отчизну и был жестоко

замучен гитлеровцами. После долгих пыток его вывели раздетого на лютый мороз

и обивали водой до тех пор, пока генерал не превратился в ледяную статую. Юная

партизанка Зоя Космодемьянская была зверски замучена фашистами, но не

выдала своих боевых товарищей. Героев Великой Отечественной войны очень

много. Но имена многих тысяч солдат, совершивших подвиги и отдавших жизньза

остались,

народную

память о них, во многих городах, где велись ожесточенные бои, есть могилы

Неизвестного

мемориалы

памятники...

огонь», к ним возлагают цветы те, чью мирную жизнь они отстояли в боях. Никто

не забыт, ничто не забыто! Великая победа Великой войны победу Мы не должны

забывать! В боях отстояли деды Священную Родину-мать. Она посыла на битвы

Лучших своих сыновей. Она помогала молитвой И праведной верой своей. В

великой войне победу Мы не должны забывать, Для нас отстояли деды И жизнь, и

людей с букетами цветов вышли на улицы столицы. Люди смеялись, плакали,

незнакомые обнимали друг друга. Это, в самом деле, был праздник всего народа

радовались

величайшей

оплакивали

погибших.

стройными

победители.

поверженного

бросали их на брусчатку древней площади. Женщины, дети, молодежь и пожилые

встречали

отважных

обнимали, поздравляли с победой. В этот день на Красной площади столицы

состоялся торжественный парад войск, а вечером небо над Москвой вспыхнуло

поистине

всенародным

торжеством!

расцветают

улыбками

радости, пышными букетами цветов и яркими шарами, звучит торжественная

памятных

Поклонной

Неизвестного солдата, на площади перед Большим театром сбираются ветераны-

фронтовики. Их груди украшены орденами и медалями, полученными за подвиги

в Великой Отечественной войне. Они делятся с нами, своими благодарными

потомками, рассказами о лихой военной поре, встречаются со своими боевыми

друзьями. Торжества проходят во всех городах России! Идут годы. Вот уже

шестьдесят лет прошло со дня Великой Победы. Увы! Ветераны

состарились, многим из них уже больше восьмидесяти лет. Живых участников

войны остается все меньше и меньше. Дорогие друзья! Будем благодарны им за

то, что они победили в жестокой схватке с врагом, отстояли для нас родную землю

достойны

прадедов!

масштабам

человеческих жертв и разрушений Великая Отечественная война превзошла все

войны, которые были на нашей планете. Было уничтожено огромное количество

людей. На фронтах в боевых операциях было убито свыше 20 млн солдат. В ходе

Второй мировой войны погибло около 55 млн человек, из них почти половина -

граждане нашей страны. Ужас и потери Второй мировой войны объединили людей

в борьбе против фашизма, и поэтому огромная радость победы охватила в 1945

году не только Европу, но и весь мир. В боях за свою Родину советские солдаты

проявили поразительное мужество и бесстрашие. Битва шла за каждый кусок

празднуем

фашистской Германией. Вот как вспоминает этот день ветеран войны «Был день

Победы. Это действительно радость со слезами на глазах. Все выскочили из

землянок оттого, что кругом стрельба. Но тут раздались крики: «Войне конец!»

Все чужие друг другу, незнакомые, обнимаемся, плачем, смеемся». Огнем из

тысячи орудий, автоматов, пулеметов, ружей, словно салютом, отметили наши

воины конец Великой войны. А потом наступила удивительная тишина. Ни одного

выстрела... Эту мирную тишину так ждали миллионы людей, уже привыкшие к

бомбежкам,

Послушайте,

встречал

оказавшийся

недалеко

немецкого города.

Первый день мира

Душистая густая тишина,

Ни выстрел не звучит, ни взрыв.

Сегодня утром кончилась война,

И хоть кругом чужая сторона

Я чудом уцелел, я жив!

Друзей я вспомнил тех, кто никогда

Не выйдет в час рассветный на

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

2 слайд

Описание слайда:

Память, которой не будет конца Война не щадила никого Давным-давно была война Военное детство моего прадеда Юры (семья Щелчковых) Щелчков Юрий Николаевич Трудное детство моего прадедушки Голодное детство прадеда Воспоминания о детстве моего прадеда След войны Справка о ранении прадеда Детские годы прабабушки Нины (семья Пермяковых) Война украла наше детство Грустное детство Раненое детство С разницей в 70 лет «Дети войны»

3 слайд

Описание слайда:

Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Дети и война – два несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу… Война унесла миллионы жизней, погубила миллионы талантов, разрушила миллионы человеческих судеб.

4 слайд

Описание слайда:

В нынешнее время многие люди, в частности, молодежь мало знают об истории своей страны, а ведь свидетелей событий Великой Отечественной войны с каждым годом становится все меньше и меньше, и если сейчас не записать их воспоминания, то они просто исчезнут вместе с людьми, не оставив заслуженного следа в истории. Война! Великое оружие разрушения и трагедии... По данным Государственного архива Волгоградской области, до начала войны в нашей области проживало 194 300 детей. Угнано фашистами в рабство 1 940 детей, 431 ребенок погиб от бомбежек, расстреляно 207 детей. Война не щадила никого.

5 слайд

Описание слайда:

Шла война, но жизнь продолжалась. Дети рождались и росли, играли, учились... У нас, современных детей, первыми книжками были азбука и букварь. Можете ли вы представить себе, что осваивать азы чтения можно не по азбуке, а по газетным заголовкам? А ведь многие наши бабушки и дедушки учились читать именно так. Перенесемся в прошлое и узнаем, что было написано на страницах газет 1941-1945 года: «Наш лозунг - победа!» «Что ты сделал для фронта?» «Все женщины и подростки - в ряды бойцов трудового фронта» «В военное время работать по-военному» «Все силы на разгром врага!» «Буду работать за двоих» Мог ли ребенок что-либо сделать для фронта, скажете вы. Сегодня трудно поверить в то, что ваши ровесники, едва научившись складывать буквы в слова, начинали помогать фронту наравне со взрослыми. Работая в поле, на военном заводе, в госпитале, они приближали день Победы. Было ли детство у ваших бабушек и дедушек? Если было, то каким? В какие игры играли они в годы войны? О чем мечтали?

6 слайд

Описание слайда:

Однажды я спросила своего прадедушку: - Дедуль, а ты помнишь Великую Отечественную войну. Как на войне, страшно? - Во время войны я был маленьким и воевать мне не пришлось, но воспоминания о том как плохо нам жилось тогда, как приходилось работать для фронта и для победы, как ждали весточки с фронта от родных, а после и возвращения фронтовиков домой, - это я запомнил на всю свою жизнь, - ответил мне дед. - Дедушка расскажи, - попросила я. - Ну, слушай. Военное детство моего прадеда

7 слайд

Описание слайда:

Я, Щелчков Юрий Николаевич, родился в1939 году. Мои детские и юношеские годы прошли в д. Малые Трубицы Богородского района, находившейся на расстоянии 7км от районного центра. Раннее детство совпало с Великой Отечественной войной. Вспоминаются отдельные более яркие эпизоды личной жизни, а также из рассказов родителей.

8 слайд

Описание слайда:

Меня заинтересовал рассказ дедушки. А как жила в то время семья бабушки? И я решила расспросить и ее о том тяжелом времени. И вот что она мне поведала в своем коротком рассказе:

9 слайд

Описание слайда:

Во время войны и долго после неё вся полученная продукция в деревне, в колхозах и личных хозяйствах изымалась государству. Главной тягловой силой были лошади. Лучшие из них забирались на фронт, оставшиеся были не способны выполнять сельскохозяйственную работу. Поэтому использовали лопату или сами женщины впрягались в плуг и тащили его. Хлеб выпекали из лебеды, торфа и хвоща. Картофель получали на личном участке. У всех были коровы, поэтому часть молока оставалась и для себя – этим и выжила деревня.

10 слайд

Описание слайда:

Без папы очень трудно было жить. Мама все время была на работе, все работы выполняли женщины. В колхозе землю пахали на лошадях и их очень берегли. А дома свой участок люди пахали сами: собирались женщины и впрягались в плуг, много их было и тащили плуг, а дедушка мой был уже старенький и он держался за плуг и направлял его. Так пахали по очереди: сначала у одного, потом у другого, и так далее. Жили дружно.

11 слайд

Описание слайда:

Потом получали зерно, мололи его сами на мельницах и пекли хлеб в печах своих. Зерна было мало, поэтому хлеб пекли с травой. Мы, дети войны, ходили на луга и собирали головки от клевера, называли их «кумушки». Их высушивали, растирали в деревянных ступах пестами или растирали руками. Еще собирали лебеду, полевой хвощ, щавель и др. Боронили колхозные поля на быках, были большие быки, им прокалывали ноздри, вставляли железное кольцо, чтобы привязать к нему вожжи.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Детские годы прабабушки Нины Я была совсем маленькая, когда отец ушел служить на действительную службу или отдать свой долг Родине. Тогда служили в армии 3 года. После армии папа вернулся домой, но пробыл дома недолго, так как началась в марте 1939 года Финская война. Папу взяли на фронт в кавалерию, и там он был ранен в ногу. Служил он в конной армии до конца Финской войны, а затем сразу попал на Великую Отечественную (Германскую) войну. Там воевал в составе Белорусского фронта.

14 слайд

Описание слайда:

«Я, Щелчкова (Пермякова) Нина Васильевна, родилась в деревне Гурино, Лобанского совета, Богородского района, Кировской области 23 февраля 1935 года. Деревня наша была маленькая, всего 21 деревянный домик, расположена на берегу речки Андык. В реке было очень много рыбы, и водяных мельниц. Для них речку запруживали и вода поднималась. В годы войны рыба в реках была большим подспорьем. В деревне было много жителей, так как в семьях было много детей.

15 слайд

Описание слайда:

Мы, маленькие дети в основном пасли скот, иногда боронили, возили навоз. Я пошла в школу в первый класс 1 сентября 1943 года. Училась я в селе Лобань – это в 4-х км от деревни Гурино. Летом мы каждый день ходили домой, а зимой ночевали прямо в школе.