Подлинная способность любить или потребность в любви. Женщина и Мужчина. Способность любить - это ценнейший дар человека

Как можно распознать способность к зрелой любви? Мы все считаем свою способность любить чем-то само собой разумеющимся. Мы не сомневаемся в ней, не анализируем ее, не сравниваем со способностью любить у других. Мы предполагаем, что, когда появится подходящий человек, мы его полюбим.

Иногда мы сомневаемся в том, способны ли любить дру­гие. Окружающие могут показаться нам слишком сложны­ми. Но себя большинство считают понимающими, способ­ными давать и любить, хотя факты часто не подтверждают такое наше представление о себе.

Способность любить нельзя измерить с помощью ком­пьютера. Нет психологического текста, который показал бы наш коэффициент любви, как в известном всем тесте опре­деляется коэффициент интеллекта. Однако в жизни каждо­го из нас бывают обстоятельства, когда нам нужно больше знать о своей способности любить, как возникает любовь, как растет, какие у нее могут быть недостатки и как ее улуч­шить. Но для понимания этого необходимо знать некото­рые факты.

Три факта относительно любви

Первый достойный внимания факт не очевиден в отно­шениях взрослых, но становится очень ясным и заметным, когда мы наблюдаем за детьми. Факт заключается в том, что мы не рождаемся с готовой, завершенной способнос­тью любить.

Любовь - это то, чему мы учимся. Это продукт жизнен­ного опыта, многочисленных переживаний, большинство которых происходит в жизни очень рано. Некоторые из нас могут вспомнить детскую первую любовь, возможно, к учительнице или к лучшему другу. Мы можем навсегда запомнить какого-нибудь взрослого или другого ребенка за какой-то добрый поступок или утешение. Но это скорее исключения. Наши первые шаги в любви, как и вообще первые шаги, делаются в том раннем возрасте, когда нет еще слов и памяти. Мы видели, как Фрейд интерпретиро­вал эти первые проявления любви.

Как мы помним, эти первые опыты любви связаны с вегетативными функциями, с едой, удалением, сном. Мы все проходим через одинаковые стадии в освоении этих функций. Однако на каждого из нас этот опыт действует по-своему, индивидуально.

У каждого из нас с рождения свой набор родителей, бра­тьев и сестер, свой круг жизненных обстоятельств. К тому же существуют меняющиеся элементы. Опыт, вполне тер­пимый на одной стадии развития, на другой может быть болезненным. На какой-то период детства может прийтись болезнь или несчастный случай, болезнь или отсутствие кого-то из родителей, смерть любимого дедушки. Ребенок не понимает отсутствия, смерти. Когда человек, которого ребенок любит, исчезает, многие дети считают, что он про­сто ушел, бросил их, потому что больше не любит.

Мы должны учитывать весь этот индивидуальный опыт как часть обучения любви. И каждое переживание оказы­вает особое, индивидуальное воздействие в зависимости от того, какова личность того, кто это переживает, в каком возрасте происходит переживание, какими знаниями и опытом уже обладает личность. Очевидно, еще не изобре­тен компьютер, который смог бы оценить эту высоко ин­дивидуальную сумму опыта.

А вот и второй факт: нет двух людей, которые достигли бы возраста зрелости с одинаковой способностью прини­мать и давать любовь.

Важно учитывать это обстоятельство в себе и в том, кого мы любим. Наш успех в любви, в браке и воспитании де­тей, до некоторой степени успех в работе, в бизнесе или профессии зависит от того, как хорошо мы понимаем эти различия, эти индивидуальные особенности в качестве люб­ви, на которую каждый из нас способен.

Третий факт, который выяснил Фрейд, заключается в том, что сегодняшняя любовь всегда находится под влия­нием предыдущих переживаний любви.

Это отчетливо видно, например, в молодом человеке, который недавно пережил безответную любовь. Он скло­нен недоверчиво отнестись к следующей девушке, как ре­бенок, который обжегся, боится огня. Если этот молодой человек чувствует, что готов влюбиться вновь, он будет под­ходить к новой любви настороженно, опасаясь повторения того же самого - что его отвергнут.

Здесь наиболее ясно видно, как на любовь влияет пре­дыдущая любовь. Но Фрейд вкладывал в это положение гораздо более глубокий смысл. Он имел в виду, что любая поздняя любовь испытывает влияние самой ранней любви в жизни.

Чтобы полностью оценить все эти три факта относительно любви, нужно помнить, какое определение мы дали любви. Обычно мы называем любовью особую привязанность к определенному человеку. Но мы приняли предложение Фрейда и определили любовь более широко, как любую привязанность- к человеку, идее, месту, объекту, деятель­ности и к самим себе.

Мы используем это определение, потому что оно дает нам новый и более многообещающий способ рассматривать любовь. Это определение, помимо всего прочего, говорит нам, что то, как мы ежедневно соотносимся с людьми, местами и событиями, и есть неотъемлемая часть нашей любви. Наша способность к любви проявляется во всех от­ношениях и испытывает влияние этих отношений; не толь­ко редкую романтическую привязанность мы можем назвать любовью.

Иллюзии любящего

Когда мы влюбляемся впервые, то так остро ощущаем свою любовь, что она кажется нам безграничной. Однако нелегко понять, какой огромный резервуар таится за такой любовью.

Любовь может походить на фейерверк, ярко освещаю­щий ночное небо, но исчезающий еще до рассвета. В пер­вые ослепительные дни влюбленности очень трудно ска­зать, может ли эта любовь длиться всю жизнь, стать осно­вой партнерства в браке. Очень приятно в воскресенье со­вершить прогулку на велосипеде, но для преодоления труд­ной местности большинство предпочтет автомобиль. Дол­гое путешествие требует чего-то более основательного, чем короткая прогулка по парку.

Именно в такие времена, когда трудней всего остано­виться, подумать и отчетливо оценить свои чувства, полез­но вспомнить три факта относительно любви, нашей и дру­гого человека: что любви учатся, что нет двух людей с оди­наковой способностью к любви и что сегодняшняя любовь находится под влиянием всех ранее испытанных любовных переживаний.

Мы без сомнений полагаем, что интенсивность любви человека зависит от того, кого он любит. Если выберешь «правильно», любовь будет безграничной, и тот, кого ты полюбил, обязан любить тебя с такой же глубиной и страс­тностью.

Невозможно ошибаться сильней. Как бы ни был досто­ин любви ее объект, любящий может любить лишь настоль­ко, насколько способен. И эта способность уже развилась в нем к тому времени, как он стал взрослым.

Это не означает, что развитие полностью завершилось и ничего изменить нельзя. Перемены происходят и могут происходить, но если мы на них рассчитываем, то очень скоро теряем иллюзии. Проницательность и понимание могут прийти в моменты озарения, но пересмотр старых образцов поведения - медленная и часто очень трудная работа. В более наивные эпохи, чем наша, прекрасная де­вушка выходила замуж за повесу или пьяницу, веря, что сможет его изменить. Она была уверена, что для этого нуж­на только любовь хорошей женщины, а она, конечно, и есть такая женщина. Сегодня мы гораздо реалистичней и понимаем, что у таких попыток почти нет шансов на успех.

Традиционная иллюзия любящего - что любовь преоб­разует любимого в идеал, соответствующий образу в созна­нии. И любимый сможет любить так же глубоко, полно и верно, как, кажется, любим мы сами. И когда иллюзия рас­сеивается, бывает очень больно.

Может, тогда лучше не влюбляться? Вовсе нет. Боль­шинство из нас вообще не в состоянии это предотвратить. Мы влюбляемся и разлюбляем, как будто нами движут не­подвластные нашему контролю силы. И такие силы есть. Одна из них - угроза одиночества. Эта угроза создает та­кую тревогу, которую мы не в состоянии выразить в словах. Особенно справедливо это по отношению к молодым лю­дям, только-только вышедшим из подросткового возраста и имеющим право на вступление в брак. Вторая могучая сила связана с действием общественных механизмов, кото­рые заталкивают нас в одну и ту же форму; мы, будучи мужчинами и женщинами, должны рано или поздно искать пару, привязываться друг к другу, короче говоря, влюбляться и вступать в брак. И наконец, наши собственные биологи­ческие импульсы создают взаимную привязанность людей противоположного пола почти независимо от рациональ­ного решения.

Искусство жизни отчасти заключается в умении так на­править наши действия, чтобы извлекать из них максимум. Большинство из нас заинтересовано в своем счастье, незави­симо от того, что мы для этого предпринимаем и насколько наши привязанности достойны называться любовью. Мы знаем, что счастье, которое мы ощущаем во время влюб­ленности, способно порождать самые нереалистические надежды на будущее.

Распознавая способность любить

Первым реалистическим соображением должна стать готовность признать, что в нашей способности любви, как и в такой же способности другого человека, обязательно есть недостатки. Поскольку ничто человеческое не совер­шенно, мы не можем ожидать совершенной любви от себя или от любимого.

Существуют признаки, которые могут помочь узнать и оценить способность любить в себе и в других. Трудность заключается в том, чтобы сделать такую оценку бесприст­растно. Как только мы эмоционально вовлекаемся, у нас появляется тенденция видеть только то, что мы хотим ви­деть, и не видеть того, чего не хотим. Красота в человеке, которого мы начинаем любить, может сопровождаться нар­циссизмом, успех - бесчувственностью, а преданность - невротической зависимостью. Скажите это любящему, и он возмущенно отмахнется от ваших слов. Реальность для влюб­ленного легко преобразуется под влиянием чувств к люби­мому человеку. Эти чувства настолько сильны, что взаимо­отношения с другими людьми все больше теряют смысл.

Радость дружбы

Здесь существует очень важный указатель. Чем более существенны и важны наши отношения с другими людьми, тем менее вероятно, чтобы они ухудшились под влиянием новой любви. Конечно, самые сильные гетеросексуальные связи человека с другими могут отступить на второй план, когда он влюбляется, но друзья, семья, интересы, основные стремления - большая часть привязанностей - в идеале остаются нетронутыми. Это доказывает, что он может лю­бить и любит. Любовь, к которой мы стремимся, не облада­ет такой ощутимой реальностью, как ежедневные позитив­ные контакты с людьми.

Способность уживаться с людьми - самый обнадежи­вающий показатель того, что вы сумеете ужиться еще с одним человеком. Это не означает наличия миллионов «друзей*, с которыми нас сводит вращение социальной ка­русели. Качество наших отношений с людьми лучше всего раскрывается во взаимной радости, которую мы доставляем друг другу, в том ощущении свободы, с которым мы рас­крываемся. Ищут ли люди у нас совета или автоматически жалуются на «тысячи лишений, присущих телу»?Шекспир. Гамлет. Слова из самого знаменитого монолога в третьем акте. Пер. Б. Пастернака. - Прим. перев.
Доверя­ем ли мы им так, как они нам? Достаточно ли удовлетворе­ния приносят нам отношения, чтобы мы поддерживали их годами? Или мы лишь соприкасаемся с людьми, не уста­навливая постоянных и прочных связей?

Некоторые постоянно меняют друзей. Другие точно так же постоянно влюбляются. Они не в состоянии развить и сохранить прочные постоянные отношения. Такое прошлое свидетельствует, что перед нами очень привлекательный че­ловек, но оно же свидетельствует, что этот человек не может или не хочет сохранять возникающие привязанности.

История и качество наших привязанностей служат дос­таточно надежным указателем на то, как мы соотносимся с людьми. В конце концов, что может больше сказать об ин­дивиде, чем его собственная история? Намерения у всех хорошие, но часто в ущерб хорошим делам. Мы должны учитывать дела, если хотим догадаться, как человек поведет себя. Любовь всегда многое обещает. Но ее продолжитель­ность не может быть гарантирована никакими обещаниями или желаниями. Только история человека может дать та­кую гарантию.

Радость семьи

Самая ранняя и одна из самых важных частей этой исто­рии раскрывается в наших отношениях с родителями. Если мы вырастаем в семье с родителями, мы испытываем к ним положительные и благоприятные чувства. В таком случае наши самые старые и длительные привязанности и связи были хорошими. В результате мы не испытываем усталос­ти, не настроены оборонительно, но открыты и готовы при­нять и другие человеческие привязанности.

Следует отчетливо представлять себе, что ясные и хоро­шие отношения с родителями - совсем не то же, что зави­симость от них. И такое состояние не следует смешивать с их зависимостью от нас. Неженатый тридцатипятилетний сын, который продолжает жить с овдовевшей матерью, не может хорошо с ней уживаться, каким бы преданным и за­ботливым ни был. Хорошо уживаться - означает получать радость от отношений без необходимости приносить зна­чительные жертвы, пусть даже добровольно. Существует большая разница между гордостью и одержимостью. Эта разница проявляется даже в мелочах. Одно дело, когда муж­чина с энтузиазмом вспоминает о маминых блюдах, совсем другое - когда он считает, что мамину кухню никто пре­взойти не может.

Спонтанное принятие

Те, кто рос в хорошей семейной атмосфере, проявляют свою способность любить еще и в другом. Они не только хорошо думают о своих родителях, но их спонтанные заме­чания о людях чаще одобрительные, чем осуждающие. Они умеют распознавать недостатки в людях и могут не любить их за эти недостатки. Но начальная их реакция - всегда принятие и дружелюбие. Они достаточно гибки, чтобы ужи­ваться с окружающими, не пытаясь поправлять всех, убеж­дать и всячески стараться сделать подобие себя. Они не только принимают различия между людьми, эти различия их могут даже привлекать. Во всяком случае, они не осуж­дают их и не испытывают дискомфорта.

История любви

Все это облегчает возникновение привязанности и влюб­ленности. Всякий, обладающий способностью любить, был влюблен. Если в прошлом человека нет нескольких случаев гетеросексуальной любви, это основания для подозрений. Если он или она привлекательны, почему никого к ним не влекло, почему не возникла привязанность? Разумеется, существуют смягчающие обстоятельства, и подозрение не равноценно уверенности. Достаточно сказать, что люди, которые любят, должны были преодолеть многие препят­ствия на пути любви.

Счастливый любящий

Любовь для того, кто обладает способностью любить, не причина для страданий. Она облагораживает. Она прино­сит счастье. Влюбленный чувствует себя достойным, откры­тым, принимающим. Жизнь кажется скорее хорошей, чем жестокой и угрожающей. Хотя расставание приносит «сладкую печаль», влюбленный не лишается способности действовать. Боль и меланхолические мысли о смерти, описанные в романтической литературе, не следует воспри­нимать буквально. Иначе многоцветное поэтическое пре­увеличение сменится тусклой клинической картиной.

Счастливый человек

Еще один важный признак способности создавать проч­ную привязанность к другим людям - это благоприятное представление о себе самом. В отличие от самообмана хо­рошая самооценка оставляет место для скромности и в тоже время способствует глубокой убежденности в своей адек­ватности. Такой человек привязан к другим людям не из-за отчаянной потребности, а ради удовольствия, которое при­носят такие привязанности. Таких людей можно узнать по многим признакам. Они искренне интересуются вами, ис­кренни и реалистичны относительно своих амбиций и пла­нов. Они не считают, что обязаны развлекать окружающих. С ними интересно, потому что они позволяют вам быть самим собой.

Обновление самооценки

Быть самим собой иногда нелегко. Многие достигают зре­лости с сомнениями в собственной адекватности. Даже если мы миновали подростковый возраст, не получив серьезных травм и ушибов, став молодыми взрослыми мы сталкива­емся с сильным давлением, которое побуждает вернуться к инфантильным формам любви к самому себе. В мире, ко­торый предъявляет много требований, мы все время от вре­мени испытываем ощущение беспомощности и зависимос­ти; всем хочется по-детски винить жестокую бесчувствен­ную судьбу.

Когда со всех сторон навязывают необходимость дости­жений и обретения богатства, наши усилия сохранить хо­рошую самооценку часто бывают подорваны. Слишком ча­сто мы впадаем в ту или иную форму нарциссизма; это может быть стремление к более жестокой конкуренции или по­требность находить оправдания, жаловаться, требовать за­боты о себе. И по мере того как страдает любовь к себе, страдает и способность давать и принимать любовь. Не­удовлетворенность собой отравляет отношение к окружаю­щим, заставляет быть неудовлетворенными и ими. Не по­лучая удовлетворения от себя, мы извращенно все больше и больше уходим в себя. Формой такого ухода может быть самовозвеличение или жалость к себе, но все это одно и то же - сосредоточенность на себе. Бедность в любви лишает нас возможности давать любовь.

Что же в таком случае делать? Как защитить хорошую самооценку, как укрепить и усилить представление о себе? Как обновить любовь к себе, преодолевая давление жизни?

Люди часто внушают себе, что новые достижения при­влекут к ним благожелательное внимание. А если их уважа­ют другие, то, конечно, они сами тоже будут уважать себя. Это возможно, но маловероятно. Беспощадное подстегива­ние себя лишь усиливает давление жизни. Успех не гаран­тирован, а публичное признание бывает ненадежным и из­менчивым. В конечном счете ни одно достижение не быва­ет вечным. Как сказал один знаменитый полководец: «Не бывает безопасности, бывают только возможности».

У нас есть возможность лучше обращаться с собой, ве­сти себя так, словно у нас прочная и основательная лю­бовь к себе, - иными словами, постараться больше нра­виться себе.

При нашем образе жизни мы не слишком хорошо к себе относимся. Мы хвастаем высокими стандартами жизни, но что мы имеем от всего этого изобилия, от многочисленных и прочных товаров, от сверкающих автомобилей, машин для мытья посуды, стиральных машин, музыкальных цент­ров и телевизоров? Мы полируем свои машины, балуем их, но не балуем себя. Со времени предков мы смотрим на развлечения как на субботний вечер после недели напря­женной работы; мы полагаем, что развлечения нужно еще заслужить, что они сами по себе не имеют ценности.

Можно развить привычку к радости, как многие неволь­но вырабатывают привычку к боли, к тревоге, к постоян­ным мыслям о счетах, налогах, несварении или боли в спи­не. Можно радоваться ежедневно, а не только по суббо­там, праздникам и во время двух-трех недель ежегодного отпуска.

Каждый обычный день обладает множеством возможно­стей для радости, если мы позаботимся эти возможности увидеть. Даже самая прозаическая повседневная деятель­ность может быть озарена маленькими удовольствиями. Несколько лишних центов за кусок мыла добавят к прозаи­ческой задаче умывания наслаждение приятным ароматом.

В нашей культуре мы редко обращаем внимание на то, что умывание способно принести физическое удовольствие.

В наших городах трудно культивировать простые чув­ственные удовольствия - зрения и слуха, осязания и обо­няния, но это возможно. Среди гигантских зданий мегапо­лиса время от времени дует свежий западный ветер. Солн­це по-прежнему заходит, а молодая луна все еще висит уз­ким серпом в западной части неба. Возможно даже на го­родских улицах радоваться погоде, насладиться короткой прогулкой ранним прохладным утром или теплым весен­ним днем. Многие так поступают; всякий, кто ищет не­сложных недорогих развлечений, найдет общество. Неко- торым нравится даже дождь и снег.

Культивирование мелких ежедневных радостей и наслаж­дений может показаться слишком ненадежным способом улучшения самооценки. Каждое такое мгновенное наслаж­дение лишь ненамного улучшает наше представление о себе. Но это немногое возникает ежедневно и довольно скоро станет заметным. Нашему организму нужно незначитель­ное количество витаминов и минералов, но без них мы те­ряем силу и даже можем заболеть. Мгновения небольших удовольствий, если они возникают через короткие интер­валы, действуют точно так же: это психологические вита­мины для здоровой и нормальной самооценки.

Достижения приносят удовлетворение, но самостоятельно не могут подцерживать любовь к себе; преуспевающие муж­чины и женщины часто живут в страхе, они боятся потерять свой успех; а многие буквально распадаются на части от стра­ха падения со сверкающих высот. Ничто иное не обладает такой силой обновления и освежения самооценки, как ра­дость и наслаждение самим собой. Пожелание, которое мы произносим при расставании «Наслаждайся!» - именно так провожают друзья уезжающего в отпуск - содержит в себе буквальную правду: только наслаждаясь собой, мы можем любить себя так, как хотели бы, чтобы нас любили другие.

По мере того как радость становится привычной, такой же становится и любовь. Так мы начинаем любить с боль­шим наслаждением, глубиной и постоянством. Лучшие любящие не просто радуются друг другу. Они радуются себе, вместе наслаждаясь миром. Любовь для них - это роскошь. Им не нужна взаимная привязанность так, как необходим для жизни воздух. Они, конечно, находят утешение друг в друге, но не в этом главная функция их отношений.

Желание, которое они испытывают по отношению друг к другу, каким бы вначале романтически напряженным ни было, становится частью более общего желания жизни и любви к ней. Они совсем не обязательно считают этот мир лучшим из всех возможных и не проявляют самоуверенной убежденности в том, что мир выполнит любое их желание. Они понимают, что жизнь, в общем, хороша и становится еще лучше, когда они наслаждаются ею вместе.

Такие люди, провозглашая свою любовь, в сущности, приглашают нас в свой счастливый мир. Это реальный мир радости и печали. В нем бывают мрачные эпизоды, но в целом жизнь остается достойной. Когда люди чувствуют свободу от себя и возможность так вместе пользоваться жизнью, они медленно, но уверенно становятся самой важ­ной частью жизни друг для друга. Их любовь обновляется и усиливается не только желаниями и обещаниями, но и са­мой жизнью. Она становится сильной и приносит все боль­шее взаимное удовлетворение.

Способность любить не легко распознавалась и не счи­талась в нашей истории большим достижением. Она не получала общественного признания, нет никакой Нобелев­ской премии за такую выдающуюся способность; даже зо­лотые часы не получишь в награду за пятьдесят лет предан­ности. Романтическая литература считала ее вымышленной, воображаемой, сладкой ложью. Кого же в истории, а не в литературе можно назвать великими любящими? Мы нахо­дим их только, если вдобавок к способности любить они демонстрировали еще какие-то выдающиеся достижения. Если они создали империю или написали замечательные стихи, мы можем признать и то, что они умели любить. Но на памятниках нет слов о любви.

Кто же великие любящие сегодня? Люди часто ошибоч­но считают такими звезд сцены и экрана. Конечно, все они хорошо выглядят, они привлекательны и часто играют лю­бовные роли. Но их частная жизнь - обычно совсем другое дело. Или великими любовниками называют тех, кто по­стоянно фигурирует в светских хрониках. Их частые скан­далы и разводы свидетельствуют о фундаментальной неста­бильности жизни, а это пагубно для любви.

Мы не знаем великих любящих нашего времени, потому что не умеем узнавать и измерять способность к любви. Однако, сами того не сознавая, лучшие любящие могут ока­заться поблизости. Способность любить - не какой-то осо­бый талант, это часть более общей способности жить. Жить и любить - настолько части одного и того же, что то, как мы проявляем себя в одном, показывает и наши способно­сти к другому.

Способность любить опирается не столько на лихора­дочные обещания, сколько на повторяющиеся поступки. Может, лучше думать не о способности любить, а о способ­ности сохранить любовь. Это подчеркивает значение исто­рии любви в прошлом и сохранения ее в настоящем, под­черкивает реальность повседневной радости, которую дают человеческие взаимоотношения, усиливает нашу способ­ность любить, все больше освобождая наше «я». Жизнь те­чет спокойней и не причиняет ущерба силе нашей любви, той любви, которую избрали мы сами.


Фрейд считал основными признаками психического здоровья (и основными целями психоанализа) способность любить и способность работать. Нэнси Мак-Вильямс добавляет: и способность играть.

Внимание! Это не тест. Нельзя отметить галочкой все пункты из списка и быть уверенным в том, что вашему психическому здоровью ничто не угрожает. «Да, выработанные мною принципы ориентированы на широкую публику, но это лишь попытка объяснить людям, к чему стремятся терапевты, работая с пациентами, – уточняет психоаналитик Нэнси Мак-Вильямс. – Чтобы получить эти ориентиры, я изучила и суммировала знания, накопленные в психологической литературе за сто лет. А заниматься этим я стала, когда заметила тенденцию называть исчезновение симптома излечением. К примеру, в научных кругах часто обсуждается, удалось ли снизить уровень тревожности пациента, насколько и сколько сессий для этого понадобилось. Увы, при таком походе теряется из виду, что когда идет работа с пациентом, уровень его тревожности может не только понижаться, но и повышаться, когда терапевт, например, пробует новый подход».

У каждого человека могут присутствовать в разной степени эти 16 элементов психического здоровья. Есть определенные закономерности и взаимосвязи между, например, типом личностной организации и «пробелами» в этом списке. Перечисленные элементы психического здоровья не являются однозначным строгим эталоном, скорее - ориентиром, который, впрочем, каждый вправе сам для себя выбрать. Ведь речь идет об очень тонких материях. И сама Нэнси на вопрос, что же все-таки является нормой, смеясь, ответила: «О-о-о, если бы я только знала!».

1. Способность любить

Способность вовлекаться в отношения, открываться другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами, без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между двумя взрослыми людьми.

2. Способность работать

Этот пункт не столько о способности устроиться на работу, ходить на нее и получать зарплату, а, в первую очередь, о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для других. Это способность привносить в мир что-то новое, реализация творческого потенциала.

3. Способность играть

Здесь речь идет как о прямом смысле игры, так и о способности взрослых людей играть словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие.

4. Безопасные отношения

К сожалению, нередко люди состоят в насильственных, угрожающих, зависимых, одним словом, нездоровых отношениях. Джон Боулби выделял три типа привязанности: нормальную, тревожную и избегающую. Впоследствии выделился еще один тип привязанности - дезорганизованный (D-тип): такие люди «прилипают» к объекту привязанности и одновременно «кусают» его.

Нарушения привязанности - весьма распространенное явление. Хорошая новость в том, что тип привязанности можно изменить. Для этого подходит психотерапия (от двух и более лет). Так же возможно изменение типа привязанности и при наличии стабильных, безопасных, длительных (более 5 лет) отношений с партнером.

5. Автономия

Автономия опирается на чувство собственной силы и независимости. Часто люди делают не то, чего на самом деле хотят. Они даже не успевают «выбрать» (прислушаться к себе), чего же им хотеть. При этом иллюзорно автономия может смещаться на другие области жизни. Например, пациенты, страдающие от анорексии, зачастую пытаются контролировать хоть что-то, что им кажется доступным, выбирая при этом вместо своих желаний собственный вес.

6. Постоянство себя и объекта или концепция интегрированности

Это способность оставаться в контакте со всеми сторонами собственного Я, чувствовать конфликт и при этом не расщепляться. Сюда входит и способность выносить разные состояния сознания в одно и то же время. Например, амбивалентные чувства к одному человеку: одновременно гнев и любовь, раздражение и нежность. Способность описывать в целостности себя и других. Не «он чудовище» или «я отвратительный», не «он идеальный» или «я само совершенство», а во всей полноте качеств, с плюсами и минусами, сильными и слабыми сторонами.

Одним из нарушений этого пункта может быть нападение на собственное тело, когда оно бессознательно не воспринимается, как часть себя. Оно становится чем-то отдельным, что можно заставить голодать, бить или резать.

7. Способность восстанавливается после стресса (сила Эго)

Если у человека достаточно силы Эго, то, когда он сталкивается со стрессами, он не заболевает, не использует для выхода из него только одну ригидную защиту, не срывается. Он способен самым лучшим способом адаптироваться к новой ситуации.

8. Реалистичная и надежная самооценка

Такой человек видит свои недостатки, но относится к себе в целом хорошо. Он способен учиться на ошибках, потому что может признавать их и не подвергать себя жестокой критике. Он может требовать от себя работы по самосовершенствованию, но не требует невозможного совершенства, дружелюбен к себе.

9. Система ценностных ориентаций

Важно, чтобы человек понимал этические нормы, их смысл, при этом был гибок в следовании им. В 19 веке говорили о «моральном безумии», что сейчас называют скорее антисоциальным расстройством личности. Это серьезная проблема, связанная с непониманием, нечувствованием человеком различных этических, моральных и ценностных норм и принципов. Хотя в то же время у таких людей могут быть сохранны другие элементы из данного списка.

10. Способность выносить накал эмоций

Выносить эмоции - значит уметь оставаться с ними, чувствовать их, при этом не действуя под их влиянием. Это также одновременная способность оставаться в контакте и с эмоциями, и с мыслями - своей рациональной частью.

11. Рефлексия

В быту - способность посмотреть на себя со стороны. Люди с рефлексией могут увидеть, что именно является их проблемой и, действуя мягко, но эффективно, решить ее максимально экологичным способом.

12. Ментализация

Обладая этой способностью люди способны понять, что другие - это совершенно отдельные личности, со своими особенностями, личностной и психологической структурой. Такие люди видят разницу между тем, что они чувствуют себя обиженными после чьих-то слов и тем, что на самом деле другой человек не хотел их обидеть. Обида, скорее, вызвана их личным, персональным опытом и личностными особенностями, а не злым умыслом другого.

13. Гибкость в использовании механизмов психологической защиты в соответствии с обстоятельствами

Патология заметна, когда на все случаи и в различных ситуациях у человека срабатывает только один тип защиты.

14. Баланс между ориентированностью на себя и ориентированностью на социум

Люди, не достигшие равновесия в этом отношении, как в ту, так и в другую сторону, имеют признаки депрессии. В одном случае это будет одиночество и экзистенциальное отчаяние, в другом - «я плохой, со мной что-то не так».

15. Чувство витальности

Способность быть и чувствовать себя живым. Винникот писал, что человек может нормально функционировать, но при этом быть как будто неживым.

16. Способность скорбить и принимать безнадежность

Это про способность искренне и честно грустить, испытывать скорбь в связи с тем, что невозможно изменить. Принятие своей ограниченности и оплакивание того, чего бы нам хотелось иметь, но его у нас нет.




В жизни каждого человека есть потребность в любви и близких отношений. Но порой мы из этого способны сделать проблему, точнее наше не умение мудро посмотреть на этот аспект в нашей жизни приводит к печальным последствиям.

Мне очень часто женщины задают вопросы по этому поводу, например: «Почему я ничего не чувствую? Мне нужны отношения, но они не клеятся, или сначала всё нормально, а потом всё идёт под откос. Почему? Почему я стала очень часто и много обижаться на своего партнёра, хотя совсем этого не хочу? Почему моя независимость не приносит мне счастья? И таких вопросов очень много.

Сегодня я хотела бы рассмотреть ряд причин, почему человек теряет свою способность искренне любить и получать от этого удовольствия.

Сначала я бы хотела заострить ваше внимание, что всё внешнее отражает нас самих. И если что-то нас не устраивает, надо заглянуть внутрь себя и понаблюдать. Также всегда помните, что внешнее никогда не будет достаточным без внутреннего наполнения, и вы постоянно будете пытаться заполнить эту пустоту.

Поэтому разбираемся с внутренними причинами неспособности любить, которые не позволяют нам построить гармоничные отношения.

Причины, которые влияют на способность любить:

1) Вытеснение болезненного опыта
Мы все в течение жизни накапливаем различный опыт взаимоотношений с людьми. И порой нас близкие люди (партнёры или друзья) расстраивают или предают. Мы по этому поводу испытываем сильную душевную боль. И после этого начинаем бояться этой боли, и принимаем не сознанное решение избегать любых близких отношений, чтобы снова не переживать эти страшные чувства. И соответственно, мы перестаём чувствовать.

2) Душевный кризис.
Такой кризис происходит от, того, что с одной стороны человек изначально отказывается от своих чувств (старается не испытывать их), а с другой — ему очень этого не хватает. Он ждёт от окружающих проявления их чувств и заботы о себе, а этого соответственно не получает, потому что сам же и выстроил внутри стену, которая не даёт полностью насладиться отношениями. Такие люди очень часто жалуются на то, что «их никто не понимает», «их никто не любит», « никто не хочет со мной дружить» или «все люди думают только о себе, а я никому не нужен».

Или ещё такие люди создают для себя очень много различных связей, друзей, дабы заполнить хоть чем-то эту пустоту. Они очень боятся признать своё одиночество.

3) Неосознанная агрессия
Когда внутри человека разочарование и одиночество, это приносит ему боль, и как следствие этого может появиться неосознанная агрессия на людей, кто хочет с ними построить близкие отношения. Он злиться даже на тех людей, кто понимает этот момент, потому что этого человека он начинает видеть, как «бесчувственного психолога», который способен только анализировать, и ни капельки не даёт ему любви.

4) Не любовь к себе
Когда мы не любим себя и не учитываем свои потребности, не чувствуем себя, и вообще не прислушиваемся к себе, то соответственно мы не можем проявлять эти чувства к другим.

Когда человек начинает уделять больше внимание другим, чем себе, то он пытается заслужить любовь к себе, нежели искренне любит другого человека. Взаимная любовь строиться изначально на гармоничном отношении к себе и понимании себя, а потом, уже, наполняясь этими чувствами, может подарить их другому.

5) Скрытность и показное дружелюбие.
Часто люди скрывая от себя, и тем самым от окружающих, свою внутреннюю пустоту различными знаками внимания. Они очень дружелюбны и всегда уделяют внимание в виде поздравлений, ласковых слов, дорогих подарков и т.п. Они будто прославляют других, тем самым ждут ответную реакцию в их сторону. Чаще всего они её не получают, ведь мы притягиваем только то, что у нас внутри, а не снаружи.

Что нужно делать, чтобы научиться любить искренне и взаимно?

  • нужно осознать свою внутреннюю боль и принять её. Она вам нужна для того, чтобы вы двигались дальше и развивались. Нет развития без боли.
    Поговорите со своей болью, как со своим лучшим другом, выясните причины. Вы многое узнаете о себе, поверьте мне.
  • признайте то, что никто вам ничем не обязан. И глупо ждать и требовать это от другого человека.
  • разрешите себе чувствовать и наблюдайте за вашими эмоциями и чувствами.
  • учитесь любить и раскрывайте ваше сердце. Смотрите глазами любви, прикасайтесь руками любви, старайтесь в каждом действии представлять любовь. Сначала это будет на уровни воображения, потом это перейдёт в глубокое и здоровое проявление безусловной любви.

На самом деле мы в праве выбирать то, что происходит с нами. Но самое главное препятсствие к изменениям — это страх увидень наши настоящие чувства. Как только вы перешагнёте этот барьер, дальнейшая внутренняя работа будет приносит вам только радость и удовольствие. Поверьте, проверено на себе.

Ведь так приятно осознавать то, насколько многогранна палитра собственных чувств. Это расширяет и вдохновляет на глубинные погружения.

Да, и люди сразу заметят, как вы изменились.

Статья взята отсюда http://blogs.mail.ru/mail/yudhishthir_nath

Женщина и Мужчина. Способность любить - это ценнейший дар человека.

Способность любить - это ценнейший дар человека, он, конечно, завязан не только на любовь к мужчине женщине. Отношение любви к детям и родителям, друзьям и близким, к делу, которым занимаешься, к искусству и природе, красоте мира и к самой жизни, к Вселенной и к Богу - это то сокровище, которое нам изначально присуще. Его нельзя увидеть, но можно подарить. Его нельзя украсть, но его можно взрастить. Его никто не может отнять, но его можно утратить. Ему нельзя научить, но можно научиться.
Существует множество явлений и отношений, из которых человек может извлечь и взрастить прему (чистую любовь) - эту удивительную энергию любви, которой он может наполнить окружающее пространство. Он может жить в потоке любви, от которой будет расцветать все вокруг, и при этом не пребывать с кем-либо в отношениях мадхуръя-расы (отношения возлюбленных), потому что мадхурья-раса - всего лишь одна из множества форм любви.
И тем не менее научиться этому виду любви человеку чрезвычайно важно. Если мы не проиграем ту любовь, какую проявляет Господь, разделяя Себя на мужскую и женскую энергию, и не научимся здесь, в материальном мире, любить другого, столь же отличающегося от него, сколь и дополняющего, мы не сможем полностью обрести себя и всецело раскрыть свой уникальный талант.
Любовь между мужчиной и женщиной можно назвать краеугольным камнем в основании других форм любви, потому что научиться ей, правильно ее взрастить и развить, возможно, сложнее, чем другие отношения. Не случайно вокруг именно этих отношений на протяжении всей истории человечества накопилось столько боли, непонимания, искажения и подмены понятий, о которых я упоминал в начале разговора. Об этой любви часто говорят циничными словами, облекая тонкую материю света в коробочки для макияжа, в оболочки презервативов и эротических видеокассет. Часто говорят о слиянии плоти, считая, что это и есть любовь.

Но настоящая любовь - та, что возносит к высотам понимания, когда человека любят таким, какой он есть, за то, что он есть на свете. Любовь не в постели и не в магазинах одежды. Не в машинах и не за столиками с шампанским. Она - в руках Господа, милостью Господа - в самой сути человеческого существа. Она не вымаливается и не заслуживается. Она просто существует.

Наша половинка в духовном мире.

Иногда люди говорят: «Нет идеальной любви. Идеальная любовь - это выдумки, и к ней незачем стремиться». При этом втайне надеются когда-нибудь встретить свой идеал, и даже могут в общих чертах его обрисовать.
А иной раз мы слышим о глубоко любящих парах, проживших друг с другом всю жизнь. Их отношения становятся все более красивыми и трогательными по мере того, как приближается момент их расставания в этом мире, и мы невольно думаем о том, почему же им так повезло найти и сохранить свою любовь? Какой секрет они знают?
На самом же деле ответить на эти вопросы несложно, если знать законы гармонии Вселенной и законы развития любви. Дело в том, что идеальная любовь существует, и идеал существует - они существуют для каждого из нас, и никто не обделен этим сокровищем. Только любовь эта, как и наш уникальный талант, существует в виде драгоценного зернышка, которое нужно прорастить и выходить. За ним нужно ухаживать до тех пор, пока оно не пройдет все стадии роста и не станет великолепным цветущим деревом. Только тогда мы сможем познать весь нектар его плодов.
Идеальные любящие пары - это те личности, которые смогли вырастить это дерево, иными словами - прошли все семь стадий любви.

У каждого из нас существует наша «половинка» - душа, предназначенная для идеального дополнения нас в мадхурья-расе. Если вы проявляетесь в мужской форме, то она является проявлением женской энергии. Если вы возникли как проявление женской энергии, то ваша вторая половинка - это мужская форма энергии. Она рождается вместе с нами в одной с нами духовной семье; мы связаны с ней неразрывными и постоянными узами, и именно она есть тот идеал, который видится нам в мечтах о совершенной любви.
Только в очень редких случаях бывает так, что у вас нет «половинки» в духовной семье.

Будучи в духовном мире, вы прекрасно знаете, кто является вашей «половинкой».
В материальном мире все не так.
Вы не встретите свою половинку, свой идеал возлюбленного или возлюбленной до тех пор, пока не научитесь любить.

Это значит, что завязывать и проигрывать любовные отношения вы будете с другими душами, в которых будете искать свой идеал. Тем временем ваша половинка тоже будет проходить свои «уроки», учиться взращивать любовь: находить, расставаться, заботиться, прощать... И так будет продолжаться до тех пор, пока каждый из вас не пройдет необходимые стадии любви. Только после этого у вас появиться возможность встретить свою половинку, чтобы никогда больше с ней не расставаться.

Стоит вам в одной из жизней достичь этого - и во всех последующих вам уже не придется мучительно искать свою любовь: вы будет встречать ее очень рано и жить с ней счастливо, потому что это станет одной из совершенных граней вашего таланта. Вы будете развивать другие стороны таланта, но эта станет вашей неотъемлемой частью.

Поскольку ваша «половинка» является одной из ваших родственных душ, она будет постоянно рождаться вместе с вами. Только законы мадхурья-расы в материальном мире проявляются так, словно вы постоянно играете в прятки с завязанными глазами.
Ваша «половинка» может родиться вашей матерью или ребенком, братом или другом, дедушкой или племянником, учителем или учеником, коллегой по работе или товарищем по путешествию. И вы не сможете узнать в ней свою идеальную любовь до тех пор, пока не будете к этому готовы.

Вы будете учиться любви со многими людьми, завязывая с ними отношения и расставаясь, вновь встречаясь в следующих жизнях и учась каждый раз чему-то новому. Никто не запрещает нам учиться. Отношения между мужчиной и женщиной так разнообразны, что их невозможно исчерпать до конца. Поэтому еще раз напомню: не создавайте себе стереотип одной-единственной любви на всю жизнь и на все времена. Если у вас завершились какие-то отношения, и возможно, завершились болезненно, это может означать лишь то, что в вашей жизни освободилось пространство для множества других незавершенных прежде отношений. Возможно, они тоже будут непростыми, полными и радостей и трудностей. Все эти отношения - работа для развития и совершенствования души. Не пройдя всех стадий любви, вы не сможете найти свою идеальную любовь. А поскольку ваша душа очень хорошо знает, каков ее идеал, то влюбленность для вас обычно начинается с того, что вы вдруг видите в том или ином человеке какую-то одну или даже несколько черточек, присущих нашей половинке. Может быть, это улыбка, манера смотреть, говорить или смеяться, какая-то черта облика или характера, которые кажутся вам близкими и привлекательными. Вы можете не подозревать, что нечто вас притянувшее, - это воспоминание о своей «половинке», узнавание одной из ее особенностей. Для вас это вспышка света, мощный указующий знак, импульс притяжения. Вы видите одну лишь черточку, и мгновенно влюбляетесь в этого человека. С этого обычно начинается самая первая стадия любви.

I. Стадия созерцания

Первая стадия любви может проявляться постепенно и иногда неосознанно. Просто в какой-то момент в окружающем вас пространстве появляется человек, неуловимо отличающийся от всех остальных. Возможно, это кто-то новый, а возможно, вы уже давно знаете его, просто не замечали, что в нем появилось что-то притягательное. Вы смотрите, как он ходит, говорит, улыбается, - и что-то в его глазах, жестах, словах кажется симпатичным, привлекательным, неожиданным. Он интересен вам; вы присматриваетесь к нему, хотите узнать о нем больше - где он живет, чем занимается, о чем думает...
Вы испытываете симпатию и какую-то особую теплоту. Даже случайная встреча или разговор с ним приносит вам радость, и вы неосознанно или сознательно начинаете создавать ситуации, позволяющие чаще видеться или говорить с ним. Возможно, вы еще не думаете о том, чтобы завязать с ним (или с ней) какие-то отношения - просто смотрите и пытаетесь узнать.

Этот процесс может быть взаимным, а может быть и нет. Возможно, объект вашего наблюдения даже не догадывается о том, что на него устремлен ваш пристальный взгляд, и ему нет никакого дела до вас. А возможно, что он и сам начинает обращать на вас внимание: «Почему он вдруг стал так смотреть на меня? Почему мы с ним стали так часто видеться? Может быть, ему что-то от меня нужно?» Между двумя людьми создается какая-то неуловимая связь - даже не ниточка, а скорее паутинка.
Сколько длится этот процесс созерцания, предугадать не сможет никто. Иногда это бывает несколько дней, а иногда и несколько лет. И в один прекрасный момент все меняется.

II. Стадия симпатии.

Довершая какое-либо открытие, человек часто описывает его как момент внезапного озарения, вспышки света, при которой все становится ясным и очевидным. Словно вспыхнувшая в ночи молния проявила все предметы и их детали.
Вот и вторую стадию любви во многих смыслах слова можно назвать таким открытием. Даже если первый этап любви длился несколько месяцев или лет, наступает момент озарения, когда вы внезапно понимаете - этот человек не просто вам интересен: он любим вами, он необходим вам, он притягивает вас как сильнейший магнит. В этот момент понимания сути происходящего сердце начинает раскрываться - в нем появляется чувство сладостной боли, оно устремляется к любимому вами человеку, и вы уже не можете ни молчать о своем чувстве, ни скрывать его. Вы уже не просто наблюдаете за ним - вы проявляете свое отношение, пытаетесь заинтересовать собой, понравиться ему, стремитесь оказать ему знаки внимания, что-то для него сделать, дать знать о своих чувствах.

В этот период вы врываетесь в энергоинформационное пространство другого человека, вы изливаете на него поток премы - и он тоже уже не может не замечать вашего отношения. Он, несомненно, испытывает определенные приятные ощущения - даже в том случае, если прежде вы никогда ему не нравились или он никогда не замечал вас. Любовь, которую вы изливаете на человека, начинает менять его жизнь. Он становится более счастливым, более удачливым, - потому что поток вашей любви обволакивает его, инициирует в нем процессы гармонии. Почти невольно он обращает внимание на того, кто ее излучает. Он приглядывается к вам, задумывается о том, что же его привлекло к вам. Но как он отнесется к вашей любви, ответит ли он вам? Хорошо, если любовь будет ответной, но так бывает не всегда. В любом случае вторая стадия любви не может длиться долго, потому что она похожа на тлеющий огонь, который либо угасает, либо разгорается. Если огонь начинает выплескиваться наружу, наступает третья стадия любви.

III. Стадия раскрытия сердца.

Это время обычно самое счастливое для влюбленных. Любовь переполняет человека, она пылает, она полностью раскрывает его сердце, наполняет все его мысли и поступки, дает энергию, вдохновение, ощущение счастья. Именно в это время «вырастают крылья» и горят глаза. Именно сейчас его тянет изъясняться поэтическим языком - даже в том случае, если он никогда не писал стихов. Он счастлив - просто потому что любит; и в этом состоянии даже неважно, отвечает ли объект любви ему взаимностью.
Бывает так, что тот, в кого он влюблен, не считает его «подходящим объектом», или считает его далеким от их идеала. Но влюбленному это даже не очень важно. Ему нужно общение, ему дорог любой взгляд, любое слово, любой знак внимания или благодарности. Он счастлив просто любить, просто что-то сделать для любимого, и важно только одно - чтобы его не отвергали.
Бывает, что объект его любви состоит в браке, и не может ответить на чувства. А бывает, что он (или она) так же безответно влюблен в кого-нибудь другого. Тогда порой возникает близость на почве этой неразделенной любви.
Если же любовь взаимна, то счастью нет предела. Этот период мы иногда называем «медовым месяцем», - когда сердца обоих раскрываются и источают потоки любви и нежности. Они забывают обо всем на свете, им кажется, что они нашли свою половинку, что они слиты воедино, понимают друг друга без слов. Любовь наполняет их так, что они даже не нуждаются в словах, чтобы ее выразить. Несомненно, это один из самых счастливых периодов на начальном этапе развития любви.

В это время вам на помощь приходят дэвы (боги, полубоги), потому что их привлекает сияние любви, поток премы (чистой любви), который излучается из вас, течет из глаз, из кончиков ваших пальцев, наполняет дыхание. Дэвы хотят находиться в вашем поле, напитаться энергией любви, поэтому они буквально окружают вас, и готовы сделать для вас все что угодно. Они знают, что получив что-либо, человек отдаст вместе с благодарностью целый поток любви.
Особенность этого периода является появление страсти. Страсть, связанная с энергией шакти (женская энергия, сила), находящейся в свадхистхана-чакре, начинает подниматься в сердце. Почему это происходит?
Дело в том, что когда мы начинаем «гореть любовью», то понимать это можно буквально. Огонь любви активизирует манипура-чакру, «зажигает», охватывает организм, стимулируя превращение бинду (земная энергия) в теджас (жизненная сила). Вся накопившая в нас пассивная энергия бинду превращается в теджас, и именно это придает нам неимоверное количество сил, позволяет даже излечиться от самых тяжелых болезней.

Страсть заложена в нас самой Вселенной. Она зарождается как стимул обмениваться женской и мужской энергией. Шакти (женская энергия, сила) обладает способностью трансформироваться и принимать в себя уникальную энергию шакти других людей. Женская энергия стабилизирует, подпитывает, успокаивает мужчину, а мужская энергия побуждает и вдохновляет женщин на развитие и творение. Полноценный обмен этими энергиями приводит к гармонии. Когда энергия поднимается в сердце, в область Анахата-чакры, то у людей возникает сильнейшее желание вступить в сексуальные отношения. И если они позволяют себе сделать это, шакти начинает охватывать сердце и подчинять, подавлять энергию премы. Она заменяет ее собой, и влюбленные думают, что страсть и наслаждение близостью - это и есть истинная любовь и ее конечная цель. Страсть очень легко маскируется под духовную энергию. Отсюда и возникает эта ошибка, эта подмена понятий. Люди обычно не знают, что обмен энергиями происходит и без вступления в сексуальные отношения. В этом случае шакти, поднимаясь в сердце, усиливает прему (чистую любовь), дает ей сильнейшую возможность изливаться в пространство. Влюбленные обмениваются энергией шакти напрямую, изливая ее из самого сердца, испытывая при этом величайшее счастье.
Если же влюбленные идут на поводу у страсти, то она начинает усиливаться, нарастать, охватывая сердце и подавляя прему. У страсти есть одна особенность - в среднем она сохраняется около четырех лет, а затем достаточно быстро исчезает.
Почему? Потому что энергия шакти находится в свадхистхана чакре, и подниматься в сердце ее заставляет према. Как только према оказывается подавленной страстью, она исчезает, - и шакти, лишенная этой «тяги», спускается вниз, на свое привычное место. Мы хорошо знаем, что 50% разводов происходят именно спустя четыре года после заключения брака (астрологически это примерно совпадает с полуциклом Черной Луны).
Четыре года страсти - и люди вдруг обнаруживают, что любви нет, что их ничего не связывает: «Что только я в ней нашел?!», «И чего я в нем нашла?!»... Потому что они позволили себе засушить этот прекрасный цветок премы, и их на самом деле связывала только страсть.
Таким образом, на первых этапах влюбленным следует избегать сексуальных отношений, пока они не научаться взращивать прему, делая страсть служанкой любви.
Эта стадия может занимать от нескольких месяцев до нескольких лет.

IV. Стадия соприкосновения.

В четвертой стадии наступает период отрезвления, у влюбленных еще может сохраняться страсть и нежность, но они начинают смотреть друг на друга другими глазами - и гораздо пристальнее, чем в тот период, когда они только знакомились друг с другом. Это стадия проверки - наиболее сложный и ответственный период.
Они уже достаточно узнали друг друга за прошедшие три-четыре года, но страсть понемногу остывает, пелена безоглядной влюбленности спадает, розовые очки тихо сползают с носа, - и что же видит влюбленная пара? Что от былого идеала осталась, возможно, только одна черта, которая когда-то привлекла - голос, взгляд или какой-то жест. И если прежде воображение услужливо дорисовывало картину идеала, то теперь взгляд становится трезвым. «А где же все остальное, что мне так нравилось?» - думает один из любящих, а может быть, и оба одновременно. И «Ах, он такой решительный!» превращается в «Он просто хам!», «Она такая целеустремленная» - в «Она просто стерва, идущая по головам!», «Какой он нежный!» - в «Он просто мямля!», «Она такая ласковая!» - в «Вечно лезет со своими поцелуями, да еще и при друзьях!».

Казавшиеся прежде трогательными особенности вырастают до размера вселенских недостатков. «Не так сидит, не так говорит, не то смотрит, не то слушает, засыпает, когда показывают самое интересное, всегда открывает форточку, когда мне и так холодно...».
Когда и в каких случаях это происходит? Когда люди осознают, что его партнер - это не идеал, а обычный человек со всеми его недостатками. И при этом оба они позволили страсти задушить истинную любовь. Страсть уходит, а премы уже нет, нет той составляющей, которая позволила бы превратить очевидные трезвому глазу недостатки в простительные особенности. Мы часто идеализируем окружающих и предъявляем им завышенные требования. Према позволила бы нам принять и любить других такими, какие они есть, но если ее нет…
И бывшие возлюбленные ощущают пустоту и разочарование; они не ищут то, что их могло бы заново сблизить, а стремятся разойтись как можно дальше. Они раздражаются, гневаются, ссорятся, они позволяют сердцу закрываться. И поскольку эта стадия не может продолжаться бесконечно, именно в этот период между людьми возникает внутренний или внешний разрыв. Если на третьей стадии любви был заключен официальный брак и тем более родились дети, то разрыв на четвертой стадии становится очень драматичным. Либо ребенок переживает все тяготы развода родителей, либо - если брак сохраняется ради ребенка - вынужден расти в доме, где нет любви и заботы.
Но если люди по-настоящему любят друг друга и если на третьем этапе развития своей любви они не дали страсти возможности возобладать над премой, четвертая стадия становится для них настоящей проверкой чувств, новым этапом сближения, поиском точек соприкосновения. Это требует терпения и внимательного отношения друг к другу. Точки соприкосновения необходимо найти на всех уровнях - духовном, интеллектуальном, социально-бытовом, психологическом, социальном, эмоциональном и физическом. Самым лучшим будет такой вариант, при котором точки соприкосновения дают каждому вектора и стимулы для развития друг друга.
Возможно, что посмотрев друг на друга новым взглядом, влюбленные обнаружат в себе незамеченные прежде черты: терпимость, великодушие, самоотверженность, умение терпеть и прощать, проявить юмор в тяжелых ситуациях, уступить в споре, воодушевить в момент уныния, успокоить в минуту гнева. Они могут обнаружить, что непохожи друг на друга в том, что раньше казалось сближающим, но удивительно единодушны в том, о чем раньше не подозревали.
Сколько всего существует точек соприкосновения, можно понять, зная о том, сколько существует оболочек души.
Поэтому если возлюбленные стремятся к идеалу, то им предстоит интереснейшая работа по слиянию друг с другом на самых разных уровнях оболочек души.
Если на четвертой стадии любви и он, и она нашли множество точек соприкосновения, общие взгляды и цели, и если их любовь, пройдя этап проверки, осталась по-прежнему сильной, они могут думать о совместном будущем. Только после завершения четвертой стадии любящие могут создать семью. Возможно, поначалу правильнее всего создавать семью в форме свободного брака, или брака гандхарви.

V. Стадия творения.

Иногда эту стадию называют весной или «вторым дыханием» любви. На этой стадии, когда люди уже поняли, могут и должны, что называется, «плыть в одной лодке», любовь в них начинает нарастать с новой силой.

Их любовь становится садом, в котором могут вырасти прекрасные цветы, и они уже готовы заботиться о каждом из этих цветов. Они уже полны глубокого взаимопонимания, поэтому трудности заботы о детях и их воспитании становятся легко преодолимыми. Ребенок вырастает в атмосфере любви, тепла и взаимной поддержки своих родителей. Даже если люди достигли пятой стадии любви, опасность разойтись для них все же существует. Но даже если это вдруг произойдет, они постараются сохранить друг с другом теплые отношения и никогда не прекратят заботиться о своих детях.

VI. Стадия самопожертвования.

Люди, достигшие шестой стадии любви, почти достигли совершенства в этих отношениях. «Почти» - потому что эту стадию можно назвать зарей перед наступлением рассвета. После того, как будет пройден этап шестой стадии любви, человеку уже дается возможность встретить свою истинную «вторую половинку», свою идеальную любовь из духовной семьи. Эту стадию еще называют «отсутствие мотивов». Если вы начнете говорить о том, что любите кого-то, потому что «она красива и добра» или «успешна в карьере и идеальна в постели», или «он богат и лучше всех выглядит на пляже», «отвозит детей в школу и приносит мне кофе в постель», то вы или не умеете выразить свои чувства, или просто не любите этого человека. Если вы говорите человеку, что будете любить его только в том случае, если он будет делать для вас то или это, вот так жить, вот так думать, вот так смотреть, вот это дарить, вот этак перед вами плясать, то вы его не любите.
Любовь не нуждается ни в каких мотивах, ни в каких основаниях, ни в каких доказательствах. Любовь - это та энергия, которая исходит из человека с единственным желанием – приносить радость и счастье своему любимому. И здесь, на стадии самопожертвования, человек любит другого без всяких мотивов.
Здесь любовь воистину «долготерпит, милосердствует, не завидует, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла...; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит».
Здесь вы готовы пожертвовать для любимого человека всем, даже жизнью - и иногда это действительно приходится делать. Судьба нередко заставляет нас проходить испытания; и на определенном этапе возлюбленным тоже приходится их проходить. На шестой стадии любви это может быть самой суровой и бескомпромиссной проверкой.
Иногда это может быть тяжелая болезнь, которая потребует от нее или от него всей преданности и всего терпения. Иногда приходится жертвовать даже своими отношениями с любимым человеком.
Например, тогда, когда человек не является вашей второй половинкой, и может вдруг утратить к вам любовь, уйти к другому человеку. Готовы ли вы продолжать любить его в любом случае, без всяких мотивов, или начнете ненавидеть?
Иногда вспыхивает сильная любовь между мужчиной и женщиной, один из которых состоит в браке и воспитывает маленьких детей. Если возлюбленный начинает настаивать на том, чтобы партнер немедленно ушел из семьи и остался только с ним, то создает невыносимо сложную для него ситуацию. Если ему удастся настоять на своем, их отношения рано или поздно все равно разрушатся. Если же у него хватит любви, чтобы внутренне принять ситуацию такой, как есть, это станет тем самопожертвованием, которое выведет его на стадию совершенства.
Но шестом этапе любви окончательно разрушается все, что было создано между людьми искусственно, и остается только любовь.
Если вы проходите эту стадию, то в следующей жизни вы встретите свою вторую половинку, с которой вы уже будете всегда вместе и никогда не расстанетесь.

VII. Стадия гармонии.

На этой стадии сердца двух людей как бы соединяются настолько, что между ними практически нет никакого отличия. Они находятся в единой энергоинформационной матрице, понимают мысли друг друга, чувствуют друг друга на расстоянии, стремятся к одному и тому же. Поток любви подобно неиссякаемому водопаду извергается вокруг них, гармонизируя пространство и время. Даже сильная боль не способна нарушить блаженство любви. Души, достигшие этой стадии, не расстаются никогда, даже после смерти. Если кто-то умирает раньше, другой ждет его, чтобы встретиться вновь в следующей жизни.
Обычно те, кто смог пройти все семь стадий развития любви, очень быстро достигают духовного совершенства и возвращаются обратно к Богу.
Между стадиями развития любви не существует четких границ. Они могут плавно перетекать одна в другую, а могут подобно взрыву проявляться одновременно. Они могут протекать по-разному у людей с разным уровнем сознания.
По мере того как мужчина и женщина проходят стадии любви, они вступают в тот или иной союз. Между словом «союз» и «семья» существует некоторая разница, как существует разница между понятием «семьи» и понятием «брака». Тем не менее, союз, в который вступают мужчина и женщина, в обществе обычно называется браком.

Признаки нелюбви

Существуют красноречивые признаки неспособности любить. Конечно, они меняются от одного индивида к дру­гому. К тому же, как всегда, есть исключения. Однако сто­ит задуматься над самыми ясными такими признаками и задать себе вопрос: а способны ли любить мы сами и те, кого мы любим или собираемся полюбить?

Прежде всего такой вопрос стоит задать индивиду, у ко­торого нет друзей или их очень мало. Люди объясняют это по-разному: больная мать, с которой они должны проводить вечера, работа, отнимающая все силы, переезд с одного места на другое или просто неудача. Причины отсутствия друзей бесконечно разнообразны, и многие из них даже справед­ливы. Но существует еще одна причина: человек просто не способен любить.

Такой индивид может искренне любить одного челове­ка. Он может быть предан кому-нибудь, но в целом он не из числа любящих. Скорее, он склонен к критике и осуж­дению. Он видит в людях плохое прежде, чем обнаружива­ет что-то хорошее. Он старается держаться в стороне, не связываться ни с кем, не интересоваться и не вовлекаться в дела других. Он может сделать для вас исключение и вы­лить на вас всю свою любовь. Вы решите, что он жертва окружения и что на самом деле у него большие способнос­ти к любви. И это вполне возможно. Но вероятность этого очень мала. Тот, у кого большая способность к любви, про­являет ее по отношению ко многим людям. Он способен любить многих. Почти все ему интересны. Тот, у кого нет друзей или их мало, кто находит интересным только одно­го человека, скорее всего, не обладает развитой способнос­тью любить.

Второй признак - ощущение, что «никто меня не лю­бит». И вариант этого - «никто меня не понимает». Инди­вид, который считает, что его никто не любит, сам не лю­бит и не дает любви. Тот, кто считает, что его не понимают, обычно сам не понимает и не старается понять людей.

Психологические механизмы таких ощущений очень слож­ны, но мы можем легче понять их, если рассмотрим один из подобных механизмов, который называется проекцией. Мы часто подозреваем в себе наличие неприятных свойств, ко­торые нам не хочется признавать. Подсознательно мы спа­саемся от этого неприятного ощущения тем, что видим по­добные черты в других и можем их порицать. Мы проецируем эти черты. Как часто в споре человек, которым овладевает гнев, кричит своему противнику: «На что ты так сердишь­ся?» Когда в группe кто-то один все время говорит, а другой пытается вставить слово, говорящий обвиняет его в том, что тот монополизирует разговор. Или обвиняет противника в догматичности, когда сам убежденно выдвигает совершенно необоснованные положения. Таковы знакомые примеры про­екции. Если я чувствую, что меня никто не любит, весьма вероятно, что я сам никого не люблю.

Другой опасный признак отсутствия способности лю­бить - крайнее честолюбие. Индивид, которые стремится продвинуться в мире, влюблен. Мы знаем, что согласно на­шему определению любви как привязанности любить мож­но не только человека, но и идею. Человек, который стре­мится заработать миллион долларов, любит эту идею, эту цель. Другой любит славу и признание. Некоторых стрем­ление к власти приводит к тому, что они манипулируют людьми, а не любят их. Другой человек остается наедине со своим пианино и работает над концертом - он любит свой концерт. Будет очень трудно вмешаться в эту любовь и со­перничать с концертом. Амбиции могут существовать в любой области, они могут быть достойными восхищения, но если они чрезмерны, это явный признак того, что чело­век не способен любить кого-то.

Еще один признак может показаться удивительным - это неспособность сказать «нет». Удивителен он потому, что люди, не способные сказать «нет», часто кажутся очень любящими. Героиня «Оклахомы» , которая никому не мог­ла отказать, казалось, любит всех. Но правда в том, что по- настоящему такая женщина никого не может любить, она не способна к устойчивым отношениям. Все, на что она способна, это пытаться всем угодить. Она постоянно стре­мится угодить, потому что в глубине души опасается: если скажет «нет», ее не будут любить. Она постоянно покупает любовь, любовь всех. Это одна из форм ощущения собствен­ной недостойности, о котором мы говорили выше и кото­рое так пагубно для способности любить.

Наконец, к категории не умеющих любить относятся и те, кто чрезвычайно взыскателен и добивается постоянного совершенства. Такой индивид способен любить только на определенных условиях. Он будет вас любить, если... Если вы сделаете то и это, причем сделаете именно так, как он говорит, потому что только он знает верный способ, а не­правильности он не выносит - вот если вы так сделаете, он будет вас любить. Он негибок, лишен чувства юмора и край­не требователен. Он не выносит человеческие слабости и недостатки - короче, он не переносит людей. Из таких женщин получаются отличные секретарши: они скорее пе­репишут все письмо, чем согласятся стереть одну неверно поставленную запятую. Такая женщина может быть хоро­шей домоправительницей, но жить с ней как с женой или матерью нелегко. Психологическая цена такой жизни очень высока, и человек, стремящийся только к совершенству, часто взрывается враждебностью и нетерпением. А все это совсем не способствует любви.

Из книги Психология политического блефа автора Гарифуллин Рамиль Рамзиевич

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ЗнакиЗнаки - это такие сигналы, значение которых совершенно ясно. Например, кивок головы. В некоторых случаях обмана подобные знаки бывают не доведены до конца, резко обрываются.ЖестыЖесты - это преимущественно совершаемые руками движения,

Из книги Вруны и врунишки [Как распознать и обезвредить] автора Вемъ Александр

История о нелюбви к музыке Ко мне как-то знакомые знакомых привели для беседы девочку, вернее, почти уже барышню, которая в последнее время «вела себя как-то странно», странно до того, что сама себе специально дверью ванной комнаты прищемила руку. Я с барышней за разговоры.

Из книги Психолингвистика автора Фрумкина Ревекка Марковна

4. ГЕШТАЛЬТЫ И ПРИЗНАКИ Гештальт - это мыслительная реалия, т. е. термин, принадлежащий определенной теории и вне ее не имеющий смысла. Гештальт как таковой нельзя увидеть или нарисовать, поскольку это конструкт, теоретическое построение. В научный обиход его ввели

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

КЛИНИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПАРАНОИДНАЯ РЕГРЕССИЯ Параноидная регрессия в переносе характеризуется крайней подозрительностью по отношению к аналитику, доходящей почти до степени бреда, которая может длиться от одного часа до нескольких недель или (редко) месяцев. Вне

Из книги Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия автора Леванова Елена Александровна

1.2. Признаки игры Мы можем назвать игру, с точки зрения формы, некоей свободной деятельностью, которая осознается как «ненастоящая», не связанная с обыденной жизнью и, тем не менее, могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими

Из книги Психология конфликта автора Гришина Наталья

Признаки конфликтов Сравнение и анализ различных определений конфликта позволит выделить его инвариантные признаки и хотя бы в первом приближении ограничить его проблемное поле.Авторы большинства существующих определений конфликта сходятся относительно лежащего в

Из книги Как распознать лжеца по языку жестов. Практическое руководство для тех, кто не хочет быть обманутым автора Малышкина Мария Викторовна

Признаки фальшивости Ученые, занимающиеся психологией обмана, выявили три группы признаков, которые совершенно четко и определенно говорят о том, что собеседник пытается ввести вас в заблуждение, хочет продемонстрировать вам то отношение и те эмоции, которых на самом

Из книги Способность любить автора Фромм Аллан

Некоторые образцы нелюбви Некоторые очень отчетливо проявляют это в своем по­ведении, в то же время совершенно не замечая этого. Они находят прекрасную замену своей подлинной роли любя­щих. Они влюбляются и женятся, но мощные внутренние силы определяют их главную

Из книги Счастья в личной жизни… Советы психолога автора Петрушин Сергей Владимирович

О любви и нелюбви к себе Основой отношений с окружающими является любовь к себе. Ее значение трудно переоценить. Но так уж складывается, что такую ценность, как любовь к себе, родители часто забывают заложить в ребенка в процессе воспитания. В итоге неприятие себя (таким,

Из книги Достигатор на халяву автора Курамшина Алиса

Признаки халявы Подарки – это одна из разновидностей халявы. Но не любая халява, как и не все подарки, одинаково полезна. Не перевелись ещё на Руси мошенники, завистники и желающие каким-то образом надуть, облапошить, обвести вокруг пальца. О том, как распознать этих лихих

Из книги Избавление от всех болезней. Уроки любви к себе автора Тарасов Евгений Александрович

Из книги Графология XXI века автора Щеголев Илья Владимирович

Из книги Интеллект: инструкция по применению автора Шереметьев Константин

Признаки неудачи – Как жизнь? – Мухам бы понравилось. Очень трудно поверить в то, что причиной ваших неудач может быть сущая малость – ваши мысли.В нашей культуре мыслям особо значения не придается: «Ну, подумаешь – подумал!»Поэтому, придя на работу, вы совершенно

Из книги Разумный мир [Как жить без лишних переживаний] автора Свияш Александр Григорьевич

Признаки игры Но игра - это не все, что вы делаете в жизни. Игра имеет свои специфические признаки, и главный из них - это наличие вполне конкретной цели, к которой вы стремитесь. Если вы просто совершаете какие-то поступки - автоматически, по привычке или в силу

Из книги Шпаргалка по социальной психологии автора Челдышова Надежда Борисовна

79. Масса и её признаки Масса – это достаточно организованное, сознательное образование с нечеткими границами, которое отличается разнородностью и поэтому не слишком устойчиво.Масса представляет собой совокупность большого количества людей, составляющих аморфное

Из книги Мужчина и женщина. Минус 60 проблем в отношениях автора Мириманова Екатерина Валерьевна

Глава 1 Все начинается с детства, или Расскажи свою историю любви и нелюбви Иногда бывает очень полезно заглянуть внутрь себя. Кто-то об этом задумывается, кто-то гонит подобные мысли прочь, но рано или поздно мы сталкиваемся с выбором: либо постоянно убегать от всего