Понятие о детском фольклоре. Жанры произведений народного творчества, доступные детям дошкольного возраста. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору Детская литература в России XV-XVIII веках

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русскому фольклору через продуктивную деятельность

Приобщая ребёнка с раннего детства к истокам народной культуры, общественным ценностям мы помогаем заложить через народный фольклор в нём фундамент нравственности, патриотизма, формируем основы самосознания и индивидуальности. А если добавить и продуктивную деятельность, то результат будет намного выше. Правильно гласит старая поговорка «Всё новое – это хорошо забытое старое»

Актуальность:

Запоминание потешек, закличек, песен, стихотворений, что является важным моментом в нравственном и духовном развитии личности во всех его проявлениях, я использую в практике и продуктивную деятельность (рисунок, аппликация, лепка, постройка и т. д.). Развитие продуктивной деятельности в заучивание потешек связано с лучшим развитием восприятия, речи, мышления, воображения, т.е., со всеми психическими способностями ребёнка.

Основная цель

в данном направлении: формирование у детей младшего дошкольного возраста положительных эмоций, положительного отношения и интерес к окружающему миру через ознакомление с художественным словом посредством продуктивного труда.
Развитие продуктивной деятельности детей определяется наличием у ребенка умения добиваться нужного результата, как по заданному образцу, так и при создании и последовательном воплощении собственного замысла при этом запоминая слова потешек, закличек, стихотворений!
Маленьких детей привлекает не столько результат, сколько сам процесс деятельности, однако, под влиянием обучения и воспитания постепенно формируется направленность на получение результата в ходе овладения собственной деятельностью.
Для того чтобы маленьким детям было легко запомнить какую-нибудь потешку, закличку, песенку или стихотворение я решила сделать коллажи. Их можно использовать как в индивидуальной, также подгрупповой и группповой работе.
Для этого нам понадобятся:

Любые картинки по тематике данного фольклора и оформляется это на картон...
Построить мостик через речку из пластилина


Доделать солнышку лучики


На блюдечко "положить малинку"


Также можно использовать при разучивание стихотворных форм и тактильные ощущения:
Приклееть для клоуна разноцветные "тарелочки" разные по структуре


Для кота мячики из разного материала


Можно использовать готовые картинки или скаченные с интернета:
Приклееть разноцветные капельки дождя


Или нарисовать и раскрасить разноцветную радугу


"Покормить" птичек кусочками пластилина или нарисовать зёрнышки.


Может кому пригодиться в работе с младшими дошкольниками!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Клещукова И.М., воспитатель д/с "Солнышко"
Краснодарский край, ст.Выселки

Фольклор в детском саду

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание»: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно-образовательный процесс.

Работая с детьми, я заметила, что тот ребенок, который хорошо владеет речью - умеет реализовать себя в любом виде деятельности. Поэтому, для себя лично, я вывела такое правило: «Если моя речь, речь педагога, будет образной, красочной, насыщенной сравнениями, эпитетами, метафорами, а это чаще всего мы черпаем с истоков устного народного творчества, то я решу сразу два взаимосвязанных подхода: от объекта к слову и от слова к объекту!»И я пришла к выводу: «Что детский фольклор имеет большое значение в развитии ребенка, как в образовательном процессе, так и в воспитательном».

Все мы обращаем внимание на то, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших обозначений и названий, заучивание вместе с детьми не всегда понятных по смыслу текстов, организация фольклорных праздников часто выглядят искусственно, не востребуются детьми в самостоятельной деятельности. Поэтому у педагогов часто возникает вопрос: нужно ли ребенку, родившемуся в двадцать первом столетии, возвращаться назад, в «преданья старины глубокой»?

Проведя анализ своей работы по использованию детского фольклора, я решила, что детский фольклор необходим в работе воспитателя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. А это позволяет им стать, по сути, образцами норм поведения, отношений, языковой, художественной и музыкальной культуры.

В работе с детьми я использую следующие виды фольклора:

  • Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
  • Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .
  • Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .
  • Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
  • Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
  • Скороговорки и частоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
  • Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
  • Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
  • Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

В своей работе детский фольклор я использую в разных видах деятельности:

В обучении правильному произношению;

В приобщении детей к русской национальной культуре;

В непосредственно образовательной деятельности;

В беседах;

В наблюдениях

В народных подвижных играх;

В играх на развитие мелкой моторики;

В театрализованной деятельности;

В инсценировках.

Я хотела бы остановиться на использовании детского фольклора в играх с детьми, так как игра является основным видом деятельности детей. Игры дают мне возможность сделать процесс воспитания детей интересным, радостным. Дети в игре обретают хороший настрой, бодрость, радость от общения со сверстниками, а это усиливает их способности в дальнейшем радоваться жизни, приводит к укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Самые любимые игры для детей - это подвижные игры. Игры, в основе которых часто бывают простейшие попевочки - это народные подвижные игры. Дети в таких играх показывают быстроту движений, ловкость, сообразительность. Так, например, в игре «Стадо» мы используем закличку:

Пастушок, пастушок,

Заиграй во рожок!

Травка мягкая, роса гладкая,

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Очень нравятся детям игры, требующие творчества, фантазии, выдержки (например, игра «Молчанка» в которой дети, проговорив последнее слово, должны замолчать, а ведущий старается развеселить играющих движениями, смешными словами и потешками) . В игре мы используем попевочку:

Первенчики, червенчики,

Летели голубенчики

По свежей росе,

По чужой полосе,

Там чашки, орешки,

Медок, сахарок -

Дети любят играть в такие игры, так как в них они самореализовываются, показывают себя. А для меня такие игры ценны еще и тем, что позволяют развивать речь детей.

Следующий вид игр, в которых я использую детский фольклор - игры на развитие мелкой моторики. В таких играх выполняем такие движения:

  • Самомассаж.
  • Шевеление пальчиков.
  • Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.
  • Разведение пальцев и их сведение.
  • Хлопки.
  • Сжимание пальцев в кулак и разжимание.
  • Помахивание кистями - сверху вниз.
  • Помахивание кистями к себе и от себя.
  • Вращение кистей - «фонарики».

Вместе с движениями произносим слова:

У бабы Фроси пяток внучат,

У бабы Фроси пяток внучат,

(Показывают сначала одну руку с растопыренными пальцами, потом - другую) .

Все каши просят,

Все криком кричат:

(Вспеснуть руками, а затем, схватившись за голову, покачать ею) .

Акулька - в люльке,

Аленка - в пеленке,

Аринка - на перинке,

Степан - на печке,

Иван - на крылечке.

(Пригибают пальчики к ладони, начиная с мизинца. Можно поочередно шевелить пальчиками, начиная с мизинца, что будет потруднее) .

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику и руку детей, я учу их на материале фольклора с помощью игры и разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании и обыгрывании потешки

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Дети бегут, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживаются.

Большое место в работе отвожу шутке, веселью. Для этого применяю докучные сказочки, дразнилки, шутливые диалоги. Например, такой диалог:

Где ты, брат Иван?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

А Петр что делает?

Да на печи лежит.

Планируя игры, детский фольклор подбираю разнообразный не только по жанрам, но и по тематике (это и времена года, и птицы, и животные, и трудовые процессы) .

Детский фольклор использую и для развития навыков выразительной речи детей. Тут-то в помощь мне приходят скороговорки:

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей;

Две мыши поплоше

Несли по два гроша.

Свой опыт, полученный в играх, дети реализуют в театрализованной деятельности, где используем с детьми инсценировки разных видов. Например, дети в игре проговаривая прибаутки, потешки передают их содержание с помощью пластических движений тела, жеста и лишь показывают то, о чем идет речь. Такая инсценировка - это целая живая картина.

Сидит кот у ворот,

К себе кошечку ждет,

На балалаечке поигрывает,

Мышкам глупеньким подмигивает.

На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему. Вашему вниманию будет предложена такая игра-инсценировка «Репка», которую дети разыгрывали как маленький спектакль. Такие инсценировки мы разыгрываем по подгруппам: одна группа играет спектакль, другая - зрители, а потом наоборот. Дети смотрят, подмечая удачные моменты в игре товарищей. Бывают и промахи в показе. В таких случаях, учу детей доброжелательно относится друг к другу.

Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы держать их в курсе событий, завела папку «Учите вместе с нами». В нее я записывала потешки, поговорки, считалки, и родители дома могли повторить этот материал со своим ребенком. У нас в группе собрались дети с разных уголков России. А это разнообразный фольклорный материал. Чтобы пополнить копилку детского фольклора, который я могла бы использовать в играх, я давала родителям творческие задания: «Отправиться в фольклорную «экспедицию» той местности, где они родились, и пополнить нашу копилку новыми народными играми, потешками, пословицами, поговорками». Так как у нас родители почти все молодые, и большинство из них не знают обычаев своих предков, то им приходилось созваниваться со своими родственниками, или же привозить с отпуска. Таким образом, у нас появились новые игры «Перелизы», «Селезень утицу догонял», а также богатый материал потешек, пословиц и поговорок из разных уголков России. Он вызывает большой интерес у детей. Они наперебой предлагают игры, потешки своих дедушек и бабушек для обыгрывания. И дети с удовольствием принимают участие в играх.

Я хотела бы обратить внимание на то, что детский фольклор помогает в работе не только воспитателям. Логопеды могут использовать фольклор в установлении контакта с детьми, создании благоприятных условий для обучения детей чистой и выразительной речи.

Игры с народным словом нужны и музыкальным руководителям, т. к. они помогают развивать у детей чувство ритма, выразительность движений, творческие способности.

А игры родителей и детей с использованием потешек, прибауток, приговорок и других жанров сделают их ближе духовно, что необычайно важно и для детей, и для их родителей.

Приобщение детей дошкольного возраста к фольклору

«Не условным звукам только учится ребенок,

изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу

из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу,

как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель,

оно знакомит его с характером окружающих его людей,

с обществом, среди которого он живет, с его историей

и стремлениями, как ни мог бы познакомить, ни один историк: оно вводит его в народные верования, в народную поэзию,

как не мог бы ввести ни один эстетик: оно, наконец, дает такие логические понятия и философские воззрения, которых конечно,

не мог бы сообщить ребенку ни один философ».

К. Д. Ушинский

Речь - великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения. Речь оказывает человеку огромную услугу в познании мира.

Однако на появление и становление речи природа отводит человеку очень мало времени - ранний и дошкольный возраст. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении. Плохоговорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными, затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками).

В системе дошкольного образования развитие речи, обучение родному языку занимает ведущее место. Цель обучения родному языку – развитие речевых способностей и умений, культуры речевого общения детей дошкольного возраста, формирование предпосылок чтения и письма.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Основные задачи развития речи детей: воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства.

Существенную роль в процессе развития речи выполняет художественное слово – детская литература и фольклор.

Произведения народного творчества – это школа развития чувств детей. Мир красок и звуков окружает ребёнка. Как показал опыт, выразительные рассказывания, беседы о героях сказок, о чувствах, которые они испытывают, о трудностях, которые им приходится преодолевать, рассматривание иллюстраций, игры в сказки – всё это значительно развивает эмоциональную восприимчивость детей.

В наше время, когда вопросы нравственного, эстетического воспитания встают особенно остро, с детских лет необходимо развивать эмоциональное восприятие произведений искусства, это будет пробуждать в ребёнке творческое начало, самостоятельность мысли, формировать эстетическое восприятие мира.

Актуальность использования фольклора в современной педагогике раннего детства подтверждают важные положения.

Первое: обогащение педагогического процесса фольклором – действенный метод гуманизации воспитания с первых лет жизни ребёнка.

Второе: фольклор содержит множественность степеней педагогического воздействия на детей с учётом их возрастных возможностей усвоения текста.

Третье: детям первых лет жизни свойственно особенное восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации.

Начиная работать над развитием речи детей дошкольного возраста, я ставлю перед собой цель: познакомить детей с русским фольклором, формировать интерес и потребность детей в чтении книг.

Для этого необходимо решать следующие задачи:

1. Создать условия в группе для приобщения детей к фольклору, а именно предметную среду для развития детей.

2. Необходимо было наладить взаимодействие с семьями воспитанников, способствующее созданию эмоционального контакта взрослых с ребенком.

3. Познакомить с произведениями русского фольклора с использованием наглядного материала.

4. Формировать любовь к красоте художественного слова.

5. Разучить пальчиковые игры.

6. Проводить беседы с детьми о бережном отношении к книге.

7. Побуждать детей к драматизации сказок.

8. Проводить литературные праздники «День рождения книги», «Вечер маминой сказки».

9. Проводить экскурсии в музей и библиотеку.

10. Проводить встречи с родителями по приобщению детей к книге.

Особенности ознакомления дошкольников с различными жанрами русского фольклора

Фольклор – это устное народное творчество, включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы, поговорки, потешки, частушки – это неоценимое богатство народа, народная мудрость, народное знание. Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа.

К устному народному творчеству относятся произведения всех родов и жанров. Это песни о героях, разнообразные сказки, лирика, драма. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, понимая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Д. С. Лихачёв отмечал: «Фольклор создаётся всеми для всех и в рамках многовековых традиций. Во всём, что делал народ, - единые представления о красоте. Здесь нет разноречий. Единство представлений о красоте создавало единство стиля, и то и другое, как броней, защищало народное искусство от безвкусицы».

В детском фольклоре различают произведения взрослых для детей, произведения взрослых, ставшие со временем детскими. Детское творчество, что дети сочинили сами. Детский фольклор русского народа богат, разнообразен сказками, произведениями малых жанров.

Колыбельные песни – в народе их называют байками. Старинное значение этого слова шептать, заговаривать. В современных колыбельных песнях появляется герой кот, он мягкий, пушистый, приносит покой, сон, его клали в колыбельку к ребёнку и коту обещали награду, кувшин молока. «Ваня будет спать, котик Ваню качать».

Пестушки – это пестовать, нянчить, растить, ходить за кем-либо, воспитывать, носить на руках проснувшегося ребёнка, когда он потягивается, гладить. В пестушках лежит образ маленького ребёнка, «Потягушки, потягушки! Поперёк толстопушки, а в ножки ходуношки, а в ручки хватунушки, а в роток говорок, а в головку разумок», - весёлая, затейливая песенка вызывает у ребёнка радостное настроение.

Потешки– песенки, сопровождающие игры ребёнка с пальцами, ручками и ножками («Ладушки» и «Сорока»). В этих играх есть уже нередко «педагогическое» наставление, «урок». В «Сороке» щедрая белобока накормила кашей всех, кроме одного, хотя и самого маленького (мизинец, но лентяя.

Прибаутки – песенки более сложного содержания, не связанные с игрой. Они напоминают маленькие сказочки в стихах. Это прибаутка о петушке- золотом гребешке, который летал за овсом на Куликово поле; о курочке - рябе; о зайчике - коротенькие ножки. Прибауткам свойствен сюжет. Движение – основа образной системы прибауток, даётся резкая смена одной картины, другой из строки в строку. Многообразны и ярки ритмы прибауток. Колокольным звоном: «Тили-бом, Тили-бом».

Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог – народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребёнка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития. Младенцем ребёнок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; подростком начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка и, наконец, приобщается к народному опыту, народной морали, народной мудрости.

Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть («Водичка, водичка», накормить («Травка – муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития.

Общение взрослого с ребёнком первого года жизни отличается особенной эмоциональностью. Обращаясь к малышу с ласковым разговором, взрослые вызывают у него ответную реакцию: улыбку, оживлённые действия и первые голосовые реакции. Это ещё не речь, пока что гуление, лепет. Позднее, во второй половине первого года жизни, общение приобретает характер эмоционально-двигательных игр, сопровождаемых ласковой, напевной ритмичной речью взрослого. Чаще всего это короткие стихотворные строчки, двустишья, повторы, четырёхстишья – фольклор для самых маленьких.

Существует давняя традиция – сопровождать все действия по уходу за малышом песенками, потешками, поговорками. Ритмически построенная мелодия песенки, ритмически организованные звуки речи создают условия для восприятия даже самым маленьким ребёнком настроения взрослого, рождают чувство безопасности и комфорта. Тем более что и сами действия, которые осуществляет человек, ухаживая за ребёнком, - все эти покачивания, поглаживания, тетешкания – также ритмичны и потому очень нужны малышу.

На втором году жизни расширяется знакомство малыша с художественным материалом. Если прежде ребёнку читали сокращённый текст потешки, например «Ладушки», «Сорока», то теперь в начале второго года жизни, можно продолжить, добавив движения. Игры с движениями ручками, пальчиками, хождением проводятся с новыми текстами «Пальчик-мальчик».

Первоначально основу эстетического воздействия художественного слова составляет восприятие ребёнком ритма, рифмы, интонации. Ребёнок повторяет за взрослым сочетания звуков и слова через равные отрезки времени, например «бай-бай», «дай-дай»; в одном ритме со стихотворением помахивает ручкой, покачивает головой или всем телом, хлопает в ладоши, повторяет рифмующиеся слова или их окончания, точно воспроизведя при этом интонацию. На изменение интонации в речи взрослого малыш отвечает мимикой, позой, сосредоточенным слушанием, иногда улыбкой, смехом, радостным восклицанием.

Наряду с пестушками и потешками детям читают стихи, несколько более сложного содержания, не связанные с игрой – движениями самого ребёнка. В них, как правило, присутствует персонаж, с которым развёртывается действие. В одном стихотворении оно очень простое, а в другом – это цепь взаимосвязанных действий персонажа, т. е. сюжет. В прибаутке «Петушок-петушок» - всего один персонаж и очень простое действие. Здесь – образное изображение. Петушок очень яркий, живописный, и поёт он «голосисто». Основная интонация этого стиха – ласковая, звучание его напевно, мелодично.

Особенно много радости доставляют детям игры со взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.

Знакомя малышей с потешками «Курочка - рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением «Кто как кричит» А. Барто, воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.

Лучшему пониманию сказок, стихотворений помогает инсценирование их с помощью игрушек, настольного театра. Перед инсценировкой следует дать детям возможность рассмотреть игрушки, плоскостные фигурки, чтобы затем малыши больше сосредоточились на слуховых впечатлениях. Хорошо инсценируются русские народные сказки «Репка», «Теремок», «Колобок», произведения З. Александровой «Топотушки», Е. Ильиной «Топ-топ». Стихотворения «На санках» О. Высотской и «Большая кукла» В. Берестова можно объединить в одной инсценировке и закончить её песенкой, адресованной больной кукле.

Так на протяжении раннего возраста у детей воспитывают понимание содержания литературных текстов, любовь к художественному слову, к книге.

Художественное слово – важнейшее средство воспитания маленького ребёнка. Через художественные образы устанавливаются эмоциональные взаимоотношения взрослого и детей, происходит знакомство с окружающим миром.

Если ребёнку систематически рассказывают сказки, рассказы, у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться. В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Трёхлетний малыш может пересказать содержание короткого рассказа, небольшой сказки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни – в дошкольном возрасте – эстетического восприятия художественной литературы.

Фундамент психофизического благополучия ребёнка, определяется успешностью его общего развития в дошкольный период детства, закладывается в раннем возрасте. На мой взгляд, необходимо возродить лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящие огромные дидактические возможности.

Мой многолетний опыт позволяет утверждать: черты самостоятельности и произвольности поведения формируются у детей только при целенаправленной педагогической работе. Всё то, что приобрёл ребёнок на втором году жизни в частности, возможность общаться с помощью речи, свободно перемещаться в пространстве, создаёт лишь предпосылки перехода на качественно новую ступень развития. Дети способны овладевать высокими для данного возраста навыками умственной деятельности, обнаруживая феномен ускоренного развития.

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, особенно сказки, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.

Фольклор даёт возможность познакомить детей с животными, которых они видели только на картинке, формируют представления о диких животных, птицах и их повадках. Фольклорные произведения учат детей понимать «доброе» и «злое», противостоять плохому, активно защищать слабых, проявлять заботу, великодушие к природе. Через сказку, потешки, песенки у малышей складываются более глубокие представления о плодотворном труде человека.

Первые сказки «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок» понятны ребёнку потому, что их герои – животные – разговаривают и действуют как люди: выполняют трудовые действия (сажают, поливают растения, убирают урожай и т. п.) .

Уже в младшем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть уже в самом начале этот путь будет освещён солнцем народного поэтического творчества.

Детей дошкольного возраста, особенно старшего следует приучать воспринимать, то есть слышать, понимать и отчасти запоминать и использовать, отдельные, простые по содержанию, доступные им выражения из народно-разговорной фразеологии (пословицы и поговорки).

Детям трудно усвоить общее значение словосочетания, не зависящее от конкретного смысла слов, его составляющих («на седьмом небе» и т. п.) . Поэтому педагог должен включать в свою речь выражения, смысл которых будет ясен детям при определённой ситуации или при соответствующем объяснении, например: «вот тебе и раз», «капля в море», «мастер на все руки», «водой не разольёшь», «держать себя в руках» и т. п.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками шлифовавшейся и впитавшей в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению. Пословицы и поговорки, как и другой жанр устного народного творчества, в художественных образах зафиксировали опыт прожитой жизни во всём его многообразии и противоречивости.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра – забава «Ладушки – хлопушки», где взрослый задаёт вопросы, а ребёнок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр – забав, не только развивается речь, но и мелкая моторика, что и готовит руку ребёнка к письму.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Отгадывание и придумывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление для создания в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приёма олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста. Загадки обогащают словарь детей за счёт многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать её. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Татьяна Полищук
Практический семинар «Детский игровой фольклор» для родителей детей раннего и младшего дошкольного возраста

Здравствуйте, сегодня я вам расскажу и покажу, как использовать русский народный фольклор в повседневной жизни малыша.

Малый фольклорный жанр – миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определённую педагогическую направленность. Такие произведения окрашивают речь взрослого, делая её образной, красочной; привлекают внимание детей , оживляют обычные повседневные дела. Песенки-потешки привносят радость, вызывают желания малыша повторить слова за взрослым, выполнить задание, поучаствовать в игре. Под текст потешек дети с удовольствием засыпают, умываются, обедают, занимаются обычными делами. Жизнь малыша становится ярче и интереснее. У ребёнка при этом развивается память, внимание, мышление и речь. А если он выполняет определённые движения, то дополнительно развивает координацию, ловкостью мелкую моторику.

Детский фольклор используется в разных видах деятельности :

В обогащении словаря, обучении связной речи и правильному произношению; - в приобщении детей к русской национальной культуре; - в наблюдениях за явлениями природы, животными; - в народных подвижных играх; - в играх на развитие мелкой моторики; - в театрализованной деятельности; - в инсценировках.

Фольклор имеет несколько видов, у каждого из вас имеется памятка (приложение 1, поподробнее поговорим о нескольких из них.

Обыгрывание пестушек с куклой «малыш» :

Вот представьте себе : ребёнок спокойно просыпается, подходит мама, обнимает, целует, поглаживает, приговаривает :

Потягушечки, позевунешки,

Вдоль да поперёк толстушечки!

Ручки – хватушечки, (погладить ручки ребёнка)

Ножки – ходушечки, (погладить ножки)

В роток – говорок, (прикоснуться к щекам и уголкам рта)

А в голову – разумок! (провести рукой по голове) .

И настроение подняли, и лёгкий массаж сделали. А потом гимнастику.

Ножки – ходушки, (взрослый приговаривает,

Ручки – работушки, сгибая, разгибая,

Роток говорок, скрещивая поочерёдно

Зубок – топорок ручки и ножки ребёнка)

А потом малыш с вами идёт умываться. И снова сюрприз :

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щёчки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Расскажите ребёнку пестушку. Проговорите ещё раз, показывая на себе умывание. Покажите, где у вас глазки, ротик, щёчки, Спросите у малыша, где у него личико, глазки, ротик, щёчки, зубки. Можно поиграть с ребёнком, умывая куклу. Стимулируйте малыша говорить слова вместе с вами. Эти нехитрые игры помогут в приобретении гигиенических навыков, знакомстве с частями тела.

Эти маленькие произведения пришли к нам от далёких предков. Ведь, казалось, и дел у них было не меньше, и читать – писать не умели, а про то, как воспитывать детей , всё знали. Название пестушки происходит от древнерусского глагола – пестовать, т. е. заботиться. Первоначально они имели значение формул – оберегов. Так, купая ребёнка, мать приговаривала :

Вода текучая,

Дитя растучее.

С гуся вода-

С тебя худоба.

Вода книзу.

А дитя кверху.

Позднее эти формулы потеряли свой серьёзный смысл и превратились в простое пожелание. Пестушки помогают установить контакт с ребенком, вызывали у него положительные эмоции

Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка - пригожий

Наша деточка в дому

Что оладышек в меду

Красно яблочко в саду.

Ласковой потешкой успокоить тех, кто плачет или шумит :

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Принесет орешки,

Для тебя потешке.

Во время приема пищи некоторые дети часто капризничают, соответственно, нервни-чают. Такие шутливые пестушки помогут им успокоиться и спокойно покушать :

Тили-час, тили-час, вот обед у нас сейчас,

Скушаем за маму ложку, скушаем за папу ложку,

За собачку и за кошку, воробей стучит в окошко,

Дайте ложечку и мне. Вот и кончился обед.

Лечь спать :

Ай, люли, люли, люленьки,

Прилетели гуленьки,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Стали гули ворковать, стали детки засыпать.

Знали наши предки и про тесную связь мелкой моторики и развития речи малыша. Чем лучше развиты пальчики, тем раньше ребёнок начнёт говорить, тем лучше будет развита его речь. Вот тут в жизни ребёнка пестушки сменяются потешками – песенками, сопровождающими игры ребёнка с пальцами, ручками, ножками. В таких играх выполняем различные движения :

Самомассаж.

Шевеление пальчиков.

Поочередное пригибание пальцев к ладони сначала с помощью, а затем - и без помощи другой руки.

Разведение пальцев и их сведение.

Сжимание пальцев в кулак и разжимание.

Помахивание кистями - сверху вниз.

Помахивание кистями к себе и от себя.

Вращение кистей - «фонарики» .

Вместе с движениями произносим слова :

Мальчик – пальчик, где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кашу ел,

С этим братцем песни пел.

Этой же цели служит известная потешка про сороку. Простая потешка, да не совсем. Во-первых, массаж пальчиков сделали; во-вторых, последовательность приготовления пищи объяснили (каша не просто в тарелку попадает, её ещё сварить надо) ; в-третьих, донесли до ребёнка правило : кто не работает, тот не ест.

В первые годы жизни детям поют и песенки более сложного содержания. Эти песенки не связаны с какой-либо игрой , но прекрасно развивают у ребёнка чувство ритма. Эти песенки называются прибаутками. В названии скрывается древнерусский глагол «баять» -говорить, рассказывать. Прибаутки напоминают маленькие сказки в стихах. При этом в них необязательно должна быть рифма, достаточно ритмической организации.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша!

Как у котика усы

Удивительной красы.

Глаза смелые,

Зубки белые.

Эта прибаутка может быть рассказана по любому поводу : видит ли ребёнок кота, важно шагающего по улице, или рассматриваете игрушку или рисунок, или раскрашиваете с малышом кота. В любом случае ваш ребёнок будет относиться к коту совсем по другому. Если малыш уже разговаривает, спросите, о ком говорится в прибаутке, попросите описать котика, используя слова. Спросите, как кошка мурлычет, а как мяукает. Обращайте интонационную выразительность «мур-мур-мур» - тон пониже, «мяу-мяу-мяу» - тон повыше. Поиграйте с малышом в котика. Пусть он походит как кот, покажет, какая у него шубка, усы, глаза, зубки.

Помимо потешек, прибауток, развивающих мелкую моторику руку детей , нужно учить малышей на материале фольклора с помощью игры разнообразным выразительным движениям. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса , и т. д. Свой показ дети сопровождают выразительными пантомическими движениями, яркой мимикой и жестами. Так, при проговаривании обыгрывается потешка :

Я рыжая лисица

Я бегать мастерица,

я по лесу бежала,

я зайку догоняла.

И в ямку - бух!

Ребёнок бежит, как лиса, любуясь своим хвостом, в конце присаживается.

А эта потешка поможет приучить ребёнка убирать игрушки на место :

Это Оленьке известно :

Что взяла – клади на место,

Что – в коробку, что – на полку,

Убираем очень ловко.

Раз, два, три, четыре, пять,

А теперь пойдём гулять.

Приучать малыша убирать игрушки можно с года. Но нужно знать, что следует это делать постепенно и в игре. Первое время вы делаете это вместе и приговариваете : «Бедная кукла. Она лежит на полу. Кукле холодно. Давай уложим её в кроватку. Вот какая Катя хорошая мама!» Расскажите потешку, когда нужно собрать игрушки и идти на прогулку. Покажите, как можно быстро всё убрать, досчитав до пяти. Вы сохраните хорошее настроение себе и малышу. Не забудьте похвалить его.

Заклички и приговорки.

Во время прогулки наблюдайте всё, что видите вокруг, и обращайте на это внимание малыша; рассказывайте, задавайте вопросы, беседуйте. Вы приучите ребёнка быть внимательным, наблюдательным, пытливым, любознательным, воспитаете гуманное отношение ко всему живому.

Солнышко – вёдрышко!

Выгляни на брёвнышко :

Дам тебе мёду

Целую колоду.

Дождик, дождик, пуще.

Дадим тебе гущи,

Дадим тебе ложку,

Хлебай понемножку.

Дома можно вместе нарисовать солнышко или дождик, приговаривая знакомую потешку.

Народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора , с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни. Колыбельные песни, по мнению народа - спутник детства . Они наряду с другими жанрами заключает в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей и образное восприятие.

Уж, ты, котенька - коток,

Котя-серенький хвосток!

Приди, котик, ночевать,

Мою деточку качать,

Прибаюкивать.

А какие потешки, прибаутки больше любят ваши дети?

Родители делятся семейным опытом.

Ранний период жизни ребенка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Я считаю, что народное поэтическое слово может и должно обогатить эту среду. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства : радость, тревога, сожаление, нежность. Детский фольклор стимулирует творческие проявления ребенка, будит фантазию. Творчество обогащает личность, жизнь ребенка становится более интенсивной и содержательной. Для вас подготовлены памятки «Значение фольклора » (приложение 2)

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование малых форм фольклора создает необходимые основы для овладения разными видами деятельности (лепка, рисование, конструирование, речевое, физическое и музыкальное развитие). А также дети намного легче и с большим удовольствием усваивали все навыки самообслуживания и гигиены.

Приложение 1

Виды фольклора :

Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками) .

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям) .

Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей .

Докучные сказочки, у которых нет конца и которые можно обыгрывать множество раз.

Колыбельные- песенки, которыми сопровождается укладывание ребёнка.

Приложение 2.

Значение фольклора

Развивает мелкую моторику;

Развивает у детей чувство ритма , выразительность движений, творческие способности;

Обогащает чувства малышей, формирует отношение к окружающему миру;

Взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, благоприятно влияет на общение с ребенком в разные режимные моменты;

Развивает интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, обогащаются знания о природе;

Воспитывает художественный вкус;

Формирует нравственные привычки;

Помогает увеличить запас слов ребенка, вызывают желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи;

Формирует навыки самообслуживания и гигиены.

Играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Карпушина Олеся Александровна
воспитатель
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Волоконовский детский сад комбинированного вида №1 "Берёзка"
п. Волоколновка

В современной России существенно возросло внимание к национально-культурным традициям, сохранению и развитию народной культуры, как основы духовно-нравственного возрождения общества.

Термин «фольклор» ввел в 1846 г. английский исследователь Вильям Томс, в переводе с английского «Folk-lore» - это «народная мудрость» или «народное познание».

Основными отличительными особенностями народного творчества являются устный способ передачи информации, вербальность, коллективность, глубокая традиционность, отсутствие устойчивой формы, единственно правильного варианта. Жиров М.С. выделяет следующие виды фольклора:

1) музыкальный фольклор (песенный, инструментальный, хореографический);

2) устное поэтическое творчество (сказки, легенды, были, загадки, пословицы, поговорки, драмы, скороговорки, приметы, игры и т.д.).

Произведения фольклора основаны на древнейших представлениях человека об окружающем мире, они отражают в себе опыт тысячелетий, являются одним из самых ценных источников познания его истории.

Фольклор является основой формирования у детей чувства уважения и поклонения нравственным устоям наших предков, природе, мирозданию. Произведения детского русского народного творчества (колыбельные, пестушки, потешки, прибаутки, хороводные, плясовые, небылицы) выражают философские, этические воззрения народа, его нравственный потенциал, общечеловеческие идеи гуманизма.

Колыбельные песни имеют монотонно-успокаивающий ритм, они успокаивают и воспитывают, убаюкивают и ласкают. Мищенко Е. А. отмечает, что тексты колыбельных песен Белгородского края охватывают разнообразный круг образов, персонажей, явлений, связанных с разными сферами жизни человека - природой («кот», волчок, «голуби», «гули», «заиньки»); семьей; общиной; сферой труда и простого быта, дающих маленькому человеку первые знания об окружающем его мире.

Хорошо известную колыбельную «Баюшки, баю, не ложися на краю» на Белгородчине поют по разному и относительно мелодии и относительно текста. Однако основной идей этой колыбельной всегда является своеобразное поучение «о крае», который ощущается малышом как граница, переход которой грозит падением. Также в текстах колыбельных содержится своеобразная информация о существовании теплого дома, внутри которого находится колыбель с младенцем, и опасного внешнего мира - темного леса, куда до поры до времени ребенку ходить не надо. Эти два мира также разделены границей, которую нельзя переступать ребенку.

У наших далеких предков существовали «пестушки» - способы развития ребенка с помощью своеобразной игры, когда мама выполняла движения «за малыша», играя его ручками, ножками, сопровождая движения незатейливой песенкой. Проснувшегося малыша мама ласкала, поглаживала массажными движениями и нежно напевала: «Тяну холсты, потягиваю, в коробочку складываю». Это вызывало у ребенка положительные эмоции, стремление повторить движения, которые он не может еще выполнить самостоятельно. Поэтому с помощью пестушек издавна развивали ребенка в игре, забавляли, успокаивали, отвлекали, используя нежные слова, эпитеты, сравнения.

Когда малыш подрастал, взрослые начинали использовать потешки - песенки-приговоры, сопровождающиеся игрой пальчиками, ручками, головкой, ножками, поэтому предполагающие самостоятельные игровые действия ребенка, соотнесенные с содержанием песенки-потешки. Например, потешка про Сороку-ворону обучала ребенка понятию количества (мало, много), расширяла представления о приготовлении пища, осуждении лени (кто не работал, тот наказан).

У детей среднего дошкольного возраста есть ряд психологических особенностей (особенности общения со сверстниками, взрослыми, особенности эмоциональной и познавательной сферы), делающих этот возраст сензитивным для восприятия фольклора и его использования в деятельности. Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, фольклорные занятия с дошкольниками должны иметь игровой характер.

На пятом году жизни у детей начинает активно проявляться стремление к общению со сверстниками (поводом для которого чаще всего являются совместные игры и игрушки). Эта особенность позволяет широко использовать коллективные игры и хороводные, и подвижные, и забавы, способствующие развитию социального интеллекта. Поскольку в этом возрасте появляется повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников, начинает возникать конкуренция между детьми, педагог может предложить детям соревновательные игры, основой которых является желание состязательности и соперничества.

В ходе общения со взрослыми дети среднего дошкольного возраста воспринимают взрослых как авторитетный источник информации, проявляют интерес к познавательному общению со взрослыми. Поэтому дети с удовольствием слушают сказки, былины, отгадывают загадки. Нравственные уроки относительно принятых в обществе норм и ценностей, важности уважительного отношения к традициям общества, саморегуляции собственных действий, доброжелательного отношения к окружающим, безопасного поведения в быту, социуме, природе, вынесенные из фольклорных произведений, оставят в душе ребенка след. Поскольку дети среднего дошкольного возраста испытывают большую потребность в поощрении со стороны взрослого, педагог может активно использовать в общении с детьми пословицы, песенки- потешки, когда ребенка надо похвалить, заметить его усердие или просто эмоционально поддержать.

Чувства детей среднего дошкольного возраста становятся более глубокими, а значит можно предлагать детям деятельность, направленную на развитие эмоционального интеллекта (фольклорные праздники, игры- забавы, фольклорные песни). У детей начинают формироваться такие нравственные чувства как чуткость, доброта, чувство дружбы, сопереживания, именно эти чувства позволяют детям эмоционально включаться в игры с пением и танцами (хороводные), проникнуться содержанием календарного фольклора, понять важность и значение деятельности, о которой в нем говорится.

Важной особенностью познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста является развитие способности высказывать свое мнение, делать умозаключения. На эту особенность следует опираться при анализе содержания фольклорных произведений с точки зрения нравственности, социальной приемлемости событий. Дети этого возраста с легкостью запоминают стихи, сказки. Поэтому педагог может предлагать детям разучивать считалки, песни, пословицы, правила фольклорных игр, активно использовать интеллектуальные фольклорные игры.

Таким образом, фольклор знакомят нас с высочайшими нравственными ориентирами в жизни, заложенными в колыбельных, потешках, пестушках, прибаутках, сказках, закличках, считалках, дразнилках, играх и т. д. Фольклор имеет воспитательное значение, предоставляя простейшую схему картины мира, обучая правилам поведения в обществе на примере образов людей, животных. Особенности общения, эмоциональной и познавательной сферы детей среднего дошкольного возраста позволяют использовать для этого фольклор.