Презентация на тему детский фольклор. Фольклор в детском саду презентация на тему. Сунул грека руку в реку






1. Календарный фольклор заклички, игровые песенки. Солнышко, солнышко, Выгляни в окошечко. Ждут тебя детки, Ждут малолетки. Дождик, дождик, лей, лей. На меня и на людей! А на Бабу-Ягу Хоть по целому ведру! небольшие песенки, сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс крестьянского труда.










Где пастушка, а где потешка? Большие ноги Шли по дороге: Топ, топ, топ, Топ, топ, топ. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ, топ, топ, топ, Топ, топ, топ, топ! Чей нос? Макеев. Куда едешь? В Киев. Что везешь? Рожь. Что возьмешь? Грош. Что купишь? Калач. С кем съешь? Один. Не ешь один!














Жеребьёвки Жеребьевки используются детьми тогда, когда необходимо деление на две команды Несмотря на краткость, жеребьевки не лишены художественной ценности. Золотое блюдечко или наливное яблочко? Коня вороного или казака удалого? Это предельно краткие, часто однострочные, рифмованные произведения, содержащие в себе вопрос.










Страшилки "Идет коза рогатая За малыми ребятами, Кто кашку не ест, Того - забодает!" это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность это устные прозаические произведения условно-реалистической или фантастической направленности, имеющие, как правило, установку на достоверность


В них присутствует нечистая сила, опасные и загадочные явления, мертвецы и пр., Цель - переживание высокой трагедии, страха, но "не до смерти" и психологического катарсиса.




"Дети в подвале играли в гестапо. Зверски замучен слесарь Потапов", или: "Девочка Света нашла пистолет, Больше у Светы родителей нет", или: "Мне мама в детстве выколола глазки, Чтоб я варенье в шкафе не нашел. Я не хожу в кино и не читаю сказки, Зато я нюхаю и слышу хорошо!"


«Чудовищное сочетание страшного и смешного в этих стишках, кощунственное обращение подростков к запретным темам и нарушение нравственных норм в словесной форме обеспечивает переживание "радостного ужаса, свидетельствуя о дегуманизации общественной жизни и демонизации детского сознания в последние десятилетия»








1. … НЕ ГОРИТ, … НЕ ТОНЕТ. 2. … Антошка … на одной ножке. 3. … лежал, … побежал. 4. … долговяз, … увяз. 5. … вырастают, … облетают. ЛЁД СНЕГ ГРИБ ДОЖДЬ ЛИСТЬЯ В ОГНЕ НЕ ГОРИТ, В ВОДЕ НЕ ТОНЕТ. Стоит Антошка, На одной ножке. Кто ни пройдет, Всяк поклон отдаёт. Зимой лежал, Весной в реку побежал. Шёл долговяз, В сыру землю увяз. Весной вырастают, Осенью облетают.




ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦУ: ТРУД ЧЕЛОВЕКА КОРМИТ, А ЛЕНЬ ПОРТИТ. РАЗ СОВРАЛ - НАВЕК ВРУНОМ СТАЛ. КТО ДРУГИХ НЕ ЛЮБИТ, САМ СЕБЯ ГУБИТ. КОНЧИЛ ДЕЛО - ГУЛЯЙ СМЕЛО. ЧЕЛОВЕК ОТ ЛЕНИ БОЛЕЕТ, А ОТ ТРУДА ЗДОРОВЕЕТ. ХУДО ТОМУ, КТО ДОБРА НЕ ДЕЛАЕТ НИКОМУ. САМ ПОТЕРПИ, А ДРУГОГО НЕ ВЫДАЙ. УЧИСЬ ДОБРОМУ, ХУДОЕ НА УМ НЕ ПОЙДЁТ. БЫЛА БЫ ОХОТА, БУДЕТ ЛАДИТЬСЯ РАБОТА.


Поговорки В отличие от пословицы, поговорка лишена обобщённого поручения. Даёт выразительную эмоциональную оценку явлению. Хуже горькой редьки, Свалился как снег на голову широко распространённые образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление.





1 слайд

«Детский фольклор – не случайное собрание бессвязных явлений и фактов, представляющее собой «маленькую провинцию» фольклористики, интересную для психолога и представителя научной педагогической мысли или преподавателя-практика и воспитателя; детский фольклор – полноправный член в ряду других, давно признанных отделов фольклористики» Г.С. Виноградов

2 слайд

Тема проекта: Детский фольклор как своеобразное видение мира и особый вид устного народного творчества.

3 слайд

4 слайд

Проблемные вопросы В чем отличие детского фольклора от взрослого? Жанровое своеобразие детского фольклора? Какие сферы детского бытия обслуживает детский фольклор? Общее и различия в поэзии считалок и жеребьевок? Для чего нужны скороговорки? На что направлены загадки, головоломки и затейливые вопросы? Зачем дети рассказывают страшилки? Как детский фольклор организует сферу дружбы?

5 слайд

Дидактические цели проекта Находить нужную информацию с использованием Internet-ресурсов; Работать в команде над решением единой проблемы; Планировать и реализовывать реальную проектную деятельность; Формирование исследовательских навыков учащихся в применении компьютера для анализа фольклорных текстов; Формирование умений выделять жанровые особенности фольклорных произведений; Формирование грамотности в области детского фольклора; Совершенствование прикладных навыков работы с персональным компьютером в аспекте литературоведческих исследований.

6 слайд

Методические цели проекта формировать умения учащихся свободно ориентироваться в жанрах детского фольклора; формировать умения выделять специфику каждого жанра; формировать способность к сочинительству; формировать устойчивого интереса к устному народному творчеству; формировать желание собирать фольклор.

7 слайд

Описание проекта Проект проводится в рамках учебной программы в 6 классе и рассчитан на одну учебную четверть. Проектная деятельность выполняется по ходу изучения темы «Детский фольклор» и является итоговой в ее изучении, являясь самостоятельной работой учащихся. Данный проект помогает ученикам систематизировать полученные знания. В ходе работы над проектом учащиеся делают самостоятельные обобщения и выводы, проводя определенные наблюдения. Работа над проектом ведется как на уроках литературы, так и во внеурочное время VIZITKA

8 слайд

Основная идея проекта Данный проект предполагает привлечение интереса учащихся к устному народному творчеству посредством изучения детского фольклора, наиболее близкой шестиклассникам области народного творчества. В ходе реализации проектной деятельности учащиеся учатся анализировать произведения фольклора, выделять специфические особенности фольклорных жанров, выявлять жанровые связи и различия. Учащиеся активно приобщаются к собиранию произведений устного народного творчества. Но самое главное, что в ходе проекта раскрывается творческий потенциал ребенка. Учащиеся сами сочиняют произведения детского фольклора, учитывая все жанровые особенности. Кроме того, дети учатся работе с текстом с помощью компьютера (например, оформляют школьные газеты). Таким образом, данный проект рассчитан, прежде всего, на сочетание исследовательской деятельности с раскрытием творческих способностей.

9 слайд

Этапы и ход работы 1 урок – организационный момент, знакомство с целями проекта и его выполнением, распределение обязанностей среди учеников. 2 - 4 урок – выявление особенностей детского фольклора, его отличие от взрослого фольклора, подготовка учащихся к выполнению презентации. 5 – 12 урок - выявление жанровой специфики детского фольклора, разбор отдельных жанров, подготовка учащихся к выполнению публикаций и веб-сайта. 13 урок - предзащита презентации и публикаций. 14 урок - предзащита веб-сайта. 15 урок – выполнение теста. 16 урок – защита проекта.

10 слайд

Темы исследований учащихся Свирщук Витана, Чернышова Анастасия, Мкоян Тигран – презентация «Добро пожаловать в мир детского фольклора» Королев Андрей, Королева Кристина, Неклюдов Олег, Борисова Юлия – бюллетень «Алло, мы ищем таланты…» Джабадари Вахтанг, Орлов Михаил – буклет «Страшное в жизни ребенка» Джабадари Вахтанг, Королев Андрей, Шилкина Анастасия, Сычева Анастасия – веб-сайт «Увлекательный детский фольклор»

11 слайд

Критерии оценивания Критерии оценки презентации Критерии оценки публикаций Критерии оценки web-сайта Результаты проектной деятельности

12 слайд

Итоги проекта В результате выполнения проекта все работы были защищены на отлично. Качество работы учащихся составило 100 %. В ходе работы над проектом практически все знания ученики получали исследовательским путем, в результате чего и был получен высокий процент качества. Благодаря проектной деятельности у детей начал вырабатываться устойчивый интерес к литературе и анализу фольклорного произведения, а также учащиеся класса решили выпускать ежемесячную газету «Алло, мы ищем таланты…». Проектную деятельность учащиеся намерены продолжать при изучении и других произведений.

Мир детского фольклора

Составила:

Ельмуратова Т.А.

  • Мир детского фольклора Составила: Ельмуратова Т.А.
  • Мир детского фольклора Составила: Ельмуратова Т.А.

Детский фольклор-

часть народной культуры.

Это живая традиция. Детский фольклор распространен повсеместно.

Дети растут быстро. Взрослея, забывают детский фольклор так, как будто его никогда и не было в их жизни. На место повзрослевших приходят новые поколения детей. А жанры, тексты детского фольклора, игры, шалости живут долго, иногда - очень долго. Прочность традиции тем более удивительна, что дети единственные в современном обществе передают свою культуру старинным способом - “из уст в уста”, “делай, как я”.

Современный детский фольклор неоднороден, в нем много жанров.


Дошкольный возраст - период первоначального литературного развития ребенка. Произведения народного творчества влияют на развитие речи: - обогащают словарь - развивают артикуляционный аппарат - фонематический слух - дают образцы для составления описательных рассказов. Фольклор уникален тем, что позволяет раскрываться, раскрепощаться личности. Мотив самораскрытия ведет к возникновению творческой деятельности, привносящей что-то свое, т.е. импровизацию, являющейся сутью фольклорной традиции. Освоение фольклорной импровизацией – важная ступень, ведущая к глубокому постижению фольклора.



До б р о п о ж а л о в а т ь!

Колыбельные песни

  • Колыбельные песни
  • Колыбельные песни

Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок, Тебя схватит за бочок.


Приговорки

Дождик, дождик, побыстрей Разгони моих гусей. Мои гуси дома, Не боятся грома

Божья коровка, Лети на небко, Там твои детки Кушают конфетки. Всем по одной, А тебе ни одной .


Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным

Мышка, мышка, На тебе молочный, Дай мне костяной. Мышка, мышка, Возьми гнилой зуб, А дай мне хороший.


О животных

Шуточные


О природе

Белая звездочка С неба упала, Мне на ладошку Легла и пропала.

  • Красивое коромысло Над лесом повисло.

Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой С бархатной подкладкой.

Летит орлица

По синему небу.

Крылья распластала,

Солнышко застлала.


Четыре брата Под одной шляпой стоят, Одним кушаком обвязаны.

Зелененький, Маленький, По полу елозит, Себя не занозит. Обежал весь теремок И опять встал в уголок .


О животных

Сколько важности в походке!

По пустыне- сковородке,

По колючкам босиком

Кто идет с горбом- мешком?

Словно царскую корону

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый,

Любит снежные луга.


Шуточные

Загадка -

Разгадка - муха в ночной рубашке . * * *

  • Загадка - Маленькое, беленькое, ночью по комнате летает. Разгадка - муха в ночной рубашке . * * *

Загадка - Чем лошадь отличается от иголки ?

Разгадка - На иголку сначала сядешь, потом подпрыгнешь, а на лошадь сначала подпрыгнешь, потом сядешь.

Загадка - Как убить синего слона?

Разгадка - ружьём для синего слона.


Пословицы и поговорки

  • ПОС˘ОВИЦА , жанр фольклора, образное, грамматически и логически законченное изречение с поучительным смыслом.
  • «Нет друга – ищи,а нашёл- береги».
  • ПОГО˜ОРКА , образное выражение, оборот речи, метко определяющий какое-либо явление жизни.
  • « Голод не тётка, пирогом не накормит ».
  • « Слово не воробей ».

Считалки

Камень, ножницы, бумага, Карандаш, огонь, вода И бутылка лимонада- Цу-е-фа!

Шла коза по мостику И виляла хвостиком. Зацепилась за перила, Прямо в речку угодила. Кто не верит, это он Выходи из круга вон!


  • РАЗВИВАЕТ И РАЗВЛЕКАЕТ МАЛЫША.СЛОВО В ПОТЕШКЕ НЕРАЗРЫВНО СВЯЗАНО С ЖЕСТОМ.ОНО ЯВЛЯЕТСЯ ГЛАВНЫМ И ВЕДЕТ ЗА СОБОЙ ЖЕСТ.

Водичка, водичка,

Умой Лешино личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.


Дразнилки

Коля, Коля, Николай,

Сиди дома, не гуляй.

К тебе девочки придут.

Поцелуют и уйдут.

Моряк, с печки бряк, Растянулся, как червяк: Руки-ноги - на пороге, Голова – на дороге!

Тили-тили-тесто, Жених и невеста, Вдруг невеста под кровать, А жених ее искать !


Кричалки

Раз – два

Мы не ели

Три – четыре

Есть хотим

Открывайте шире двери,

А то повара съедим.

Догадаться каждый рад

В жизни ждет тебя успех

Знайте все, что наш отряд

Лучше всех, прекрасней всех!

Куда идем мы с Пяточком Большой, большой секрет И не расскажем мы о нем О нет, о нет, о нет!


  • Припевки служат отражением картин детской жизни, тесно связанной с окружающей природой.

Улитка, улитка,

выпусти рога!

Дам конец пирога

и кувшин творога,

А не выпустишь рога,

Петушок, петушок! забодёт тебя коза

Золотой гребешок,

Маслена головка,

Выгляни в окошко,

Дам горошку

На красну ложку.


Скороговорки

Скороговорка- весёлая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз.

Ехал грека через реку,

Видит грека - в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап.

Носит Сеня в сени сено,

Спать на сене будет Сеня.


Потешные сказки

Ой, что во бору за крик? То надумал боровик С армией грибною На жуков идти войною. Сокликал грибы он в рать - В чисто поле воевать: - Приходите вы, волнушки, Со березовой опушки.- Отказалися волнушки: - Мы уж старые старушки, Не пойдем мы на войну, Хорошо нам и в бору. - Приходите-ка, сморчки, Вы, еловые сучки.- Отказалися сморчки: - Мы уж стары старички. Не пойдем мы на войну,

Хорошо нам и в бору. - Приходите-ка, опята, Не скачите, как козлята.- Отказалися опята: - Мы ведь малые ребята, Не пойдем мы на войну, Хорошо нам и в бору. - Приходите-ка, чернушки, Вы, болотные лягушки.- Отказалися чернушки: - У нас сильно болят ушки, Не пойдем мы на войну, Хорошо нам и в бору. - Позовите мухоморов. - Мухоморы ушли в горы. - Позовите мне груздей...- Пришли на войну грузди, Ребята очень дружные,- Чтобы с армией грибной

На жуков идти войной!


Небылицы

Основаны на принципе перевертыша: чепуха, которой в жизни не бывает. Способствуют развитию чувства юмора, это своего рода проверка усвоенных о мире знаний.

Ехала деревня мимо мужика,

Вдруг из-под собаки лают ворота.

Выскочила палка с бабкою в руке

И давай дубасить коня на мужике.

Крыши испугались, сели на ворон,

Лошадь погоняет мужика кнутом.


Небылицы

Это было в воскресенье, Двадцать пятого числа! Немцы прыгали с балкона, Со второго этажа. Первый прыгнул неудачно. Второй голову сломал. Третий прыгнул на лошадку, Вместе с нею поскакал.


ЧАСТУШКИ


Частушки

Две старушки без зубов Толковали про любовь: “Мы с тобою влюблены, Ты в кисель, а я в блины”. * * *

Сказала я мальчишке Показать мне грузовик. А мальчишка, как мартышка, Показал в ответ язык.


Частушки

Таня мучила расческу, Мучила да мучила, В школе делала прическу, Да получилось чучело .

На столе стоит арбуз, На арбузе муха. Муха злится на арбуз, Что не лезет в брюхо.


Дождик, лей, лей, лей!

Будет травка зеленей,

Вырастут цветочки

На зелененьком лужочке!

Солнышко, солнышко! Выгляни в окошко, Там твои детки кушают конфетки!

Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).


Пестушки

Пестушка – это короткая стихотворная приговорка нянюшек и матерей, которой сопровождают движения ребенка в первые месяцы жизни. Приподнимают ребенка, чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют:

Три-та-тушки, три-та-та,

Вышла кошка за кота,

За кота-котовича,

За Иван Петровича.


Послесловие

Фольклор сопровождает человека от колыбели до могилы. Знакомство с ним начинается с первых дней жизни.

В дальнешем жанры детского фольклора перерождаются в нечто иное, то, что живет и в фольклоре взрослых .


Список литературы

  • Детский фольклор. school11.zhukovskiy.ru
  • Детский фольклор. school11.zhukovskiy.ru Этнографическая электронная энциклопедия.
  • Детский фольклор. school11.zhukovskiy.ru Этнографическая электронная энциклопедия.
  • Детский фольклор. school11.zhukovskiy.ru Этнографическая электронная энциклопедия.
  • Детский фольклор. school11.zhukovskiy.ru
  • Этнографическая электронная энциклопедия.

http:// www.komi.com

3. Русский детский фольклор. shop.aup.ru

student.militarist.ru

  • shop.aup.ru 4.Роль детского фольклора в развитии детей. student.militarist.ru
  • http:// www.komi.com 3. Русский детский фольклор. shop.aup.ru 4.Роль детского фольклора в развитии детей. student.militarist.ru
  • http:// www.komi.com 3. Русский детский фольклор. shop.aup.ru 4.Роль детского фольклора в развитии детей. student.militarist.ru
  • http:// www.komi.com 3. Русский детский фольклор. shop.aup.ru 4.Роль детского фольклора в развитии детей. student.militarist.ru

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Музыкальный руководитель д/с «Теремок» Кандейкина Н.А. Презентация на тему: «Жанровое разнообразие детского фольклора. Воспитательное значение жанров детского фольклора».

ВВЕДЕНИЕ Воспитание ребенка словом начинается с фольклора, устной народной словесности. Использование разного жанра фольклора с первых же лет жизни ребенка помогает в его гармоничном интеллектуальном и эмоциональном развитии. Показывая ребёнку красоту и многообразие человеческих чувств, фольклор возбуждает в нём ответные чувства. Некоторые виды необычайно богатого и многообразного русского фольклора постоянно предлагались детям и находили в них внимательных слушателей и активных исполнителей. Эту часть русского устного народного творчества принято называть детским фольклором. Первое знакомство ребёнка с искусством слова начинается с фольклорных произведений. Первыми в жизнь маленького человека входят колыбельные, а затем и другие формы устного народного творчества. Как правило, в начале жизни ребёнок знакомится с малыми жанрами фольклора, доступными его восприятию: сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, жеребьёвки скороговорки и так далее.

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР Что же такое детский фольклор? В.П. Аникин к детскому фольклору относит: -творчество взрослых для детей; -творчество взрослых, ставшего со временем детским; и -детское творчество в собственном смысле слова». Детский фольклор составляют произведения, которые не включают репертуар взрослых; это совокупность произведений, исполнителями и слушателями которых являются сами дети. Следует отметить, что в детский фольклор проникают и произведения взрослых. Дети почти всегда присутствуют при исполнении фольклора взрослыми, нередко усваивают его отдельные произведения. На определенной стадии некоторые традиционные жанры угасают, исчезают в фольклоре взрослых и переходят к детям, живут как органическая составная часть детского фольклорного репертуара. Видоизменяясь, эти произведения приобретают признаки детского фольклора и становятся органической частью детского фольклорного репертуара. Детский фольклор создается как в жанрах взрослого фольклора (припевки, приговорки, прибаутки), так и в жанрах, разработанных самими детьми (считалки, дразнилки).

ЖАНРОВОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА Жанровая система детского фольклора - явление довольно подвижное. В процессе исторического развития одни жанры уходят из детского фольклора, другие, наоборот, приходят в него. В детских фольклор входят произведения, резко отличающиеся друг от друга, как по своей функциональной роли, так и по художественному своеобразию. Одни произведения используются для того, чтобы ребенок быстрее засыпал, другие, напротив - чтобы ребенок смеялся и бодрствовал; одни из них предназначены для организации подвижных игр, другими же дети дразнят своих обидчиков. От функциональной роли произведения во многом зависит его тема, подбор слов и ритмика. Весь репертуар детского фольклора можно разделить следующим образом: -произведения детского творчества (игры-песни, считалочки- попевки, дразнилки, сказочки и другие); -произведения взрослых для детей (колыбельные песни, потешки, сказки, пестушки); -произведения, заимствованные из фольклорного творчества взрослых.

В детском фольклоре есть жанры, имеющие полифункциональный характер, сочетающие в себе игровую и вербальную функции. К ним относятся детские сказки, детские песни, страшилки, заклички, приговоры, обрядовые песни. Музыкальный детский фольклор чрезвычайно богат и разнообразен по тематике и содержанию, музыкальному строю, композиции, характеру исполнения. Песенки-миниатюры (четверостишия) доступны для детей 3-4 лет. Он представлен героями эпоса, сказками, многочисленными произведениями малых жанров» «Многие жанры народного творчества вполне доступны пониманию маленьких детей. Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами, - словом, вместе с эстетическими наслаждениями впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно» «В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования», или «материнская поэзия». Сюда входят колыбельные песни, потешки, пестушки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких. Рассмотрим некоторые из этих жанров»

Колыбельные песни. «Название песен, которыми убаюкивают ребенка, - колыбельные - идет от основы колебать (колыхать, качать, зыбать). Отсюда же - колыбель, коляска, народном обиходе было и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять)» Её назначение или цель – усыпить ребёнка. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев. Колыбельная "Баю-баюшки-баю" Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю: Придет серенький волчок, Тебя схватит за бочок И утащит во лесок, Под ракитовый кусток; Там птички поют, Тебе спать не дадут. Частый персонаж в колыбельной песне – кот, фантастические персонажи – Сон да Дрёма. Животные наделены человеческими качествами-антропоморфизм. Статистический анализ наблюдений показал, что носителями традиционной колыбельной песни, как правило, являются представители уходящего поколения. Чем ниже возрастной ценз, тем выше удельный вес фольклорных заимствований и песен литературного происхождения. Молодое поколение пестуний редко пользуется колыбельными песнями и почти не пользуется традиционными. На наших глазах происходит интенсивный процесс разложения и угасания жанра.

Потешки. Потешками принято называть особые забавы взрослых с маленькими детьми, в которых используются различные части тела ребёнка и взрослого. Потешками называются и песенки – приговоры, организующие эти забавы. Еду-еду к бабе, к деду На лошадке в красной шапке, По ровной дорожке На одной ножке, В старом лапоточке По рытвинам, по кочкам, Всё прямо и прямо, А потом вдруг... в яму! Бух! Многие потешки в записи по форме близки к колыбельным песням, по характеру их исполнения, бытовые назначения, эмоционально – мелодическая основа совершенно иные». Потешка забавляет ритмом – потешает, веселит. «Она не всегда поётся, чаще сказывается, слова сопровождаются игровыми действиями, несут ребёнку необходимую информацию. При помощи потешек взрослые вырабатывали у детей потребность к игре, раскрывая её эстетическое содержание, приготовляли ребёнка к самостоятельной игре в детском коллективе. Главное назначение забавы – приготовить ребёнка к поэзии окружающего мира в процессе игры, которая скоро станет незаменимой школой физической и умственной подготовкой, нравственного и эстетического воспитания».

Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой к каждому участнику игры. Считалки имеют короткий рифмованный стих (от 1 до 4 слогов). Шёл баран По крутым горам, Вырвал травку, Положил на лавку, Кто её возьмёт – Тот и вон пойдёт У считалок две главные особенности, во-первых, в основе большинства считалок лежит счёт, и, во-вторых, считалки поражают нагромождением бессмысленных слов и созвучий. Считалка представляет своеобразную игру словами, ритмом, и в этом её художественная функция. Загадки служили средством проверки мудрости. « Педагогическая ценность загадок видна в том, что она знакомит ребёнка «с радостью мышления», направляет внимание на предметы и явления и их выдающиеся признаки, внимание глубже в смысл словесных обозначений этих признаков, повышает способность и определённость мышления и силу воображения. – Это, так сказать, педагогические предпосылки загадок»

Некоторые игры младших детей возникали как инсценировки прибауток. Прибаутки вносят в игру кумулятивную композицию, а в сопровождающий ее словесный ряд – ритмичность, звукоподражание. Через прибаутки мамы и няни, знакомят с повадками и голосами птиц и животных… Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот - задом наперед, А за ним комарики на воздушном шарике, А за ними раки на хромой собаке, Волки на кобыле, львы - в автомобиле, Зайчики в трамвайчике, жаба - на метле. Едут и смеются, и пряники жуют!

Русские народные сказки издавна составляют важнейший элемент народного фольклора. Они признаны научной педагогикой и прочно вошли в детский быт. В настоящее время в фольклористике многое сделано в области изучения жанра волшебной сказки, ее генезиса, истории, поэтики, стиля, особенностей бытования и т.д. Из всех фольклорных жанров сказка является наиболее структурированной и более всех других жанров подчиняющейся определенным законам. Игровые жанры детского фольклора неотделимы от игры. Молчанки и голосянки (от "голосить" - "говорить, орать, петь громко, кричать нараспев") связаны с одноимёнными святочными играми. Вот пример современной молчанки, ставшей вполне самостоятельной игрой: Тише, тише, Кот на крыше, А котята еще выше! Кот пошёл за молоком, А котята - кувырком! Кот пришёл без молока, А котята: "Ха-ха-ха!

Песенный жанр- Частушка. Одни ученые считают, что частушка (припевка, пригудка, коротушка) родилась очень давно, что песенки, похожие на частушки, распевали и плясали под них бродячие артисты - скоморохи - еще в XVII-XVIII вв. Другие убеждены: частушка как особая песенная форма появилась не раньше середины прошлого века. Бесспорно одно, частушка - не древний жанр, она появилась в результате развития других форм устного народного творчества. В частушке отразилась вся российская история за последнее столетие, но по-своему, несерьезно, с озорством. Пример русской народной частушки: Ай да серенький коток Пошел к речке под мосток, В воду хвостик опустил, Кошкам рыбы наловил! Как по саду-огороду Любит козочка гулять. После этого похода Урожая не собрать! Различные русские народные частушки, песенки, игры знакомят чадо с окружающим миром. Рифма с ритмом вызывают интерес, слыша мелодию ребенок пританцовывает и учится контролировать свои движения, повторение песенок развивает речевой аппарат, происходит привыкание к звучанию родного языка. Ощущая радость дети перестают бояться. Плюс у малыша появляется чувство эстетики.

Детский фольклор - одно из самых живых и богатых явлений современной русской культуры. В нем одновременно существуют и очень старинные произведения, и только что рожденные. И те, и другие непрерывно обновляются, переделываются. Как и фольклор взрослых, детский фольклор отражает историю, идет с ней в ногу. Веселые стишки, смешные песенки, забавные дразнилки, скороговорки знают и передают друг другу дети всей страны. Это общенациональное детское искусство слова.

ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЖАНРОВ ДЕТСКОГО ФОЛЬКЛОРА «Музыкальное воспитание-это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Это высказывание характеризует одну из целей музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Думаю, что серьезную помощь в этом может оказать и обращение к детскому музыкальному фольклору. Интересное содержание народного творчества, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Знакомство детей с музыкальным фольклором, развивает у них интерес и внимание к окружающему миру, народному слову и народным обычаям, воспитываю художественный вкус, а также многому учит: у детей развивается речь, обогащаются знания о природе, формируются нравственные привычки. Ведь народное творчество несет в себе складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений. В них мужчина-«орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее - «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой.

Не могу не отметить, что целый пласт народных песен имеет четко выраженную воспитательную направленность. Колыбельные песни, частушки, потешки, прибаутки, песни-игры готовят ребенка к жизни. Народная педагогика берет начало в колыбельной песне - первых мелодиях, первых музыкальных впечатлениях ребенка. Сфера их воздействия на малыша гораздо шире прикладного значения - успокоить и усыпить. Они несут в себе познавательную, воспитательную и эстетическую функции развития ребенка. Из колыбельных малыш черпает первые знания об окружающей жизни, с их помощью он овладевает речью. Воспитательная функция колыбельных выражается в том, что малыш вбирает первые нравственные установки и принципы, получает первые представления о человеческих чувствах и поступках - любви к родному человеку, доброте, честности. Эстетическая функция колыбельных заключается в том, что ребенок с первых дней жизни приобщается к прекрасному. Народная поэзия, народная музыка, сливаясь воедино, несут в себе красоту, учат сопереживать, пусть пока еще простейшим образом, чувствам, выраженным в искусстве. Крупнейшим исследователем детского фольклора был Георгий Семенович Виноградов. Он выделял пять основных разделов детской народной поэзии: 1) игровой фольклор; 2) потешный фольклор; 3) сатирическая лирика; 4) бытовой фольклор; 5) календарный фольклор. Михаил Никифорович Мельников выделил еще один раздел - поэзию пестования.

Одной из задач народной педагогики является воспитание доброты и любви к людям. Добрый человек обязательно должен быть скромным, кротким, видящим свои недостатки, не осуждающим других, способным к сопереживанию. Эти качества почти утеряны современным человеком. Люди постепенно отучились сопереживать, сочувствовать, то есть отучились вставать на позицию другого человека. Это одно из качеств личности, по моему мнению, которое нуждается в реабилитации, и в этом плане музыкальный фольклор не оценим. Например, предлагаемая детям для инсценирования песня «Как на тоненький ледок», лучше всяких занятий по этике служит воспитанию доброты и стремления помогать людям. Многие фольклорные жанры заключают в себе не только этическую и эстетическую функции, но и способствуют физическому и умственному развитию детей: укрепляется мышечный аппарат, развивается пластика, моторика, чувство ритма, координация движений. Многие русские народные подвижные игры полюбились детям, среди них: «Ворон», «Гори ясно», «Колобок», «Золотые Ворота», «Плетень». В раннем возрасте основным педагогическим средством формирования личности является игра. Игра соответствует природе ребенка. В процессе игры ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения и навыки, развивает свою фантазию. Игровую композицию можно создать на основе сюжета любой народной песни (например: «Мы на луг ходили», « Козынька », «Ай, Весна-красна, тепло летечко » или « Земелюшко -чернозем», «А я по лугу», «Ходит Ваня», «Сидит Яша»), а также путем соединения 2-3 песен.

Игра превращает песни в музыкально-игровые и вокально-пластические композиции, в которых дети не просто слушатели, а участники и постановщики. В таких играх развитие способностей и формирование личностных качеств, происходит как бы само собою, в занимательной и увлекательной форме, что лишает воспитательный процесс назидательности. Думаю, что ценность детского фольклора заключается еще и в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Фольклор - источник нравственного, эстетического, трудового, художественного воспитания. Через исполнение и знакомство с народной музыкой прививается любовь к своей земле, происходит знакомство с прошлым своего народа, его жизнью, духовным миром русского человека. В наши дни очень важно приобщение ребят к сокровищнице отечественной культуры и истории, чтобы воспитать любовь к земле, на которой родился и вырос, чувство гордости за свой народ и Родину. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

Заключение Фольклор в воспитании детей играет важную роль. Деление его на жанры позволяет в определённом возрасте ребёнка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Фольклор развивает устную речь ребёнка, влияет на его духовное развитие, на его фантазию. Каждый жанр детского фольклора учит определённым нравственным нормам. Так, например, сказка, путём уподобления животных людям, показывает ребёнку нормы поведения в обществе, а волшебные сказки развивают не только фантазию, но и смекалку. Пословицы, поговорки учат детей народной мудрости, испытанной веками и не потерявшей своей актуальности в наше время. Былинный эпос – это героическое повествование о событиях, которые происходили в древности. И хотя былины не так просты для восприятия детей, всё же они направлены на воспитание уважения прошлого народа, на изучение традиций и поведения людей во все времена, на патриотизм славянского народа, который несмотря ни на что, оставался верным своей родине и всячески защищал её. Песенная лирика также оказывает влияние на воспитание детей. Преимущественно она используется тогда, когда ребёнок ещё совсем мал. Например, малышу поются колыбельные песенки, чтобы успокоить его, усыпить. Также в песенную лирику входят частушки, прибаутки, пестушки, скороговорки, считалки. Вот они как раз направлены на развитие у детей слуха, речи, так как в них используется особое сочетание звуков. Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре начинается с детства, где закладываются основные понятия и примеры поведения. Культурное наследие передаётся из поколения в поколение, развивая и обогащая мир ребёнка. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 32 города Ейска МО Ейский район Роль фольклора в воспитании и обучении детей

В раннем детстве ребенок овладевает величайшим достижением человечества – речью. Этот бурный процесс не происходит сам собой. Маленький ребенок многое усваивает путем непосредственного подражания окружающим его людям, а так же непосредственно соприкасаясь с разными предметами. Это самостоятельно добытый опыт имеет большое воспитательное значение: будит любопытство, умственную активность, доставляет много конкретных впечатлений.

Ценность раннего обучающего воздействия давно подмечена народом. Фольклор, имеет ярко выраженную эстетическую направленность. Многое в нем создавалось, специально для детей и было продиктовано великой заботой о молодежи – своем будущем. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, пестушки, потешки, которые забавляют и учат маленького ребенка. Обязательными спутниками раннего детства являются сказки про курочку рябу, козу-дерезу, репку.

Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво.

Произведения, созданные специально для детей, составляют особую область народной поэзии – детский фольклор.

Впервые серьезное внимание на детский фольклор обратил известный педагог К. Д.Ушинский. В 60-х г. XIX в. в журнале “Учитель” появились публикации произведений детского фольклора и их анализ с точки зрения физиологии и психики ребенка. Тогда же началось систематическое собирание народных произведений для детей.

Народные песенки, потешки, пестушки также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать, как в организованной образовательной деятельности, так и в совместно-партнерской деятельности детей. С их помощью можно развивать: фонематический слух грамматический строй речи звуковую культуру речи. обогащать словарь

А.П.Усова считает, что потешки, сказки, загадки и пословицы являются богатейшим материалом для развития культуры речи.

В.А.Сухомлинский считал, что сказки, песенки, потешки, являются незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.

Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности. Они отмечают, что знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль в нравственном и речевом развитии.

Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывают желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

Колыбельные песни Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей раннего возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а « котенька », « коток », «котик», « котя ».

По мнению Широковой Е.Ф., колыбельная, как форма народного поэтического творчества, содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп и т.п.), наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний. Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания, осваивать лексическую сторону речи. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

С помощью потешек, народных песенок можно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания - наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий. Все это позволяет ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, приобщают именно к такой форме изложения собственных мыслей, а затем будет способствоать формированию образности речи дошкольников, словесному творчеству детей.

Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи.

Таким образом, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Д ети в основном пользуются в речи короткими фразами, только 55 % детей при общении со взрослыми пользуются трехсловными предложениями, употребляя прилагательные и местоимения. Повторить за взрослым предложения из 3-4 слов смогли только 35 % детей.

Иногда мы наблюдаем, что современный образовательный процесс бывает настолько заорганизован, что для игры у ребенка остается недостаточно времени. А ребенок должен играть. И прав тот педагог, кому близко высказывание: «Ребенок до десятилетнего возраста требует забав, и требование его биологически законно. Он хочет играть, он играет всем и познает окружающий его мир, прежде всего - и легче всего в игре. Это говорит о том, что он хорошо знает и правильно организует воспитательно -образовательный процесс

В связи с этим были поставлены задачи: Знакомить детей с устным народным творчеством. Учить внимательно слушать, и запоминать художественные произведения, отгадывать загадки, принимать участие в драматизации сказок. Заучивать потешки. Воспитывать уважительное отношение к взрослым и сотрудникам детского сада. Воспитывать дружеские чувства и гуманное взаимоотношения между детьми. Воспитывать положительное отношение к режимным моментам: умыванию, одеванию, приему пищи и т.д. Воспитывать любовь к живому.

Третий год жизни является самым благоприятным для развития речи ребенка. Основная задача развития речи ребенка - овладение нормами и правилами родного для него языка. Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Поэтому я решила использовать фольклор в воспитании детей.

Жанры детского фольклора, используемые в работе: колыбельные песни; потешки; прибаутки; заклички; приговорки; детские игровые песни (считалки, дразнилки, песни для детей об окружающей их жизни); народные игры.

Широко используется фольклорный материал в развитии речи детей. В программный материал включены такие виды фольклорных жанров как пестушки, потешки, загадки, сказки. Потешки подобраны по всем лексическим темам, с которыми должен ознакомиться ребенок третьего года жизни.