Признаки аутизма у ребенка 2. Аутизм - ранние признаки, диагностика и коррекция патологии. Диагноз и прогнозы

Маленькие дети - такие очаровашки! Омрачает радость родителей только то, что малыши часто болеют, и ладно бы, если педиатр ставит только относительно безобидные диагнозы - ОРЗ или ОРВИ. К сожалению, заболевания бывают разные, и многие из них довольно серьезные, особенно если заметить неладное удается на поздних стадиях, когда процесс зашел уже слишком далеко. Но некоторые коварные патологии можно распознать на первых годах жизни. Чем раньше недуг "пойман", тем больше у ребёнка шансов на адаптацию к современной жизни. Если родители заметили признаки 2 лет, пугаться не надо и не надо пугать ребёнка. Да, это не позитивные сигналы, но они и не критические. Ребёнок может иметь лишь некоторые отклонения, которые можно преодолеть, занимаясь с грамотным педагогом-психологом.

Как так получается?

Для каждой мамы её ребёнок - единственный и неповторимый, но ситуацию, когда кроха рождается больным, родители воспринимают всегда тяжело. Многие задумываются о том, чтобы от малыша отказаться, снимая, таким образом, груз ответственности со своих плеч.

Но врождённое заболевание - это не всегда приговор! Особенно если распознать болезнь вовремя (в нашем случае первым звоночком будут яркие признаки аутизма у детей 2 лет).

Следует заметить, что природа данного заболевания до сих пор остаётся тайной для человечества. Есть сотни гипотез, но ни одна из них не является аксиомой и не охватывает заболевание по всем аспектам. Учёные могут предположить, что кроются в проблемах развития мозга человека в эмбриональном периоде. Возможно, фактором риска являются колебания гормонального фона. Но часто случается, что болезнь можно уловить на начальной стадии и максимально сгладить ребёнку период адаптации. Сможет ли ваш малыш жить в социуме? Общаться с противоположным полом? Заводить друзей или даже иметь семью? Для людей с аутизмом все эти стороны бытия могут быть запретными или попросту ненужными. Нет ничего страшнее для родителей, чем наблюдать за малышом и ощущать свою беспомощность. Аутист не доверяет людям, боится их, старается уединиться и постоянно пребывает на грани между реальным и внутренним, придуманным миром. Сможете ли вы вытащить его оттуда?

Симптоматика

Хоть это и грустно, но придётся сразу разрушить чаяния и надежды родителей и сказать, что аутизм - это неизлечимая болезнь. С ней приходится мириться всю жизнь. Но в 95 % случаев можно распознать признаки аутизма у детей 2 лет и даже ранее. Почему важно обозначить проблему на ранней стадии? Дело в том, что это психо-эмоциональная болезнь, которая прогрессирует, если вовремя ее не лечить. Ребёнок может отставать в интеллектуальном развитии, отгораживаться от общества, забывать элементарные И это не его вина, ведь он просто не знает, как быть с такой проблемой. Вина же родителей заключается в том, что они пребывают в и не оказывают своевременной поддержки малышу. Ведь современные методики дают реальный шанс аутисту адаптироваться в социуме, развить интеллект и даже научиться выражать свои эмоции без страха.

Для маленьких детей характерно различие темпов постижения мира, но аутисты отличаются от обычных деток даже на первых годах жизни. Что такое аутизм у ребёнка? Фото может не передать реальной картины. Этот малыш беззащитен перед миром. Он слишком открытый и ранимый. Он не может противостоять чужому мнению, и у него нет сил бороться за место под солнцем. Аутист слаб, и если лечения нет, то с годами он может совсем отказаться от встреч с другими людьми. Многие аутисты стараются отгородиться даже от собственных родителей, хотя в большинстве случаев только их они и подпускают к себе.

Для малышей

Итак, первые признаки аутизма у ребёнка заметны уже на первом году жизни. Стоит насторожиться, если у малыша не развивается мимика, черты лица кажутся словно замороженными. Он не радуется, и на лице не отражается удовольствие. К девяти месяцам здоровый карапуз уже вовсю имитирует звуки, старается произнести отдельные слова, откликается на внешние раздражители, узнаёт родных. Аутисту эти радости неведомы. Годовалый малыш, который не лопочет, не гулит и не издаёт смешные звуки, - согласитесь, это странно. Даже в неблагополучных семьях здоровые дети радуются наступившему дню, они потягиваются на солнышке, улыбаются и смеются, любят вкусности. Аутист равнодушен к окружающим. Первые симптомы и признаки аутизма у ребёнка должны насторожить родителей, но не погрузить в панику. От взрослых многое зависит в это время. Больше гуляйте с чадом, читайте вслух стихи и сказки, пойте песни и играйте с ним. Своеобразная реакция малыша может быть всего лишь плодом вашего воображения, но нельзя списывать все страхи на фантазию. Обратитесь к врачу, если заметили странности. Потом вы сможете поблагодарить себя за бдительность.

После года

В это время малыш уже достаточно крепкий. Он узнаёт родных, встречает их улыбкой, пытается говорить. Признаки аутизма у детей 2 лет - это молчание и неспособность выговаривать внятно короткие слова. Удивительно, но глухой от рождения ребёнок на прикосновения отвечает ярко выраженной мимикой, в то время как аутист остаётся спокоен. Его мир лишён красок и эмоций, но это наиболее благодатный период для вмешательства извне. В этом возрасте малыш готов к развитию, он может преодолеть себя и вырасти человеком, готовым существовать в социуме. Что нужно делать?

В первую очередь ребёнок должен привыкнуть и принять голос мамы, телесные контакты с ней, её запах и тепло. Все контакты с мамой для аутиста - словно целебная сила, которая стимулирует его к развитию. С отцом такой связи чаще всего не бывает. Кстати, именно мама может раньше всех заподозрить аутизм у детей. Ранние признаки патологии: ребенок не улыбается ей, не смотрит в глаза, не любит бывать на руках; иногда он даже не выделяет ее из других людей, не отдает видимого предпочтения в контакте.

К двум годам

Даже полностью здоровый ребёнок осознаёт свою индивидуальность постепенно. Сначала он искренне думает, что связан с матерью и является фактически её продолжением. Но к двум годам происходят уже некоторые перемены. В эти моменты можно различить первые признаки аутизма у ребёнка. 2 года - это интересный возраст, богатый открытиями. Малыш впервые осознанно встречает и провожает времена года, получает подарки, возможно, ходит в садик или хотя бы общается со сверстниками на площадке. Присмотритесь к своему чаду. Он сидит в уголке букой и не возражает, когда его игрушки забирает другой малыш?

Конечно, это ещё не повод считать своего ребёнка больным. Возможно, он слишком застенчивый и робкий. Попробуйте сами поиграть с ним. Он идёт на контакт? Может смотреть вам в глаза? Дотрагиваться до вас? Он не боится забрать у вас игрушку? Сидеть на ручках? Все эти действия присущи нормальным деткам. Если же нет... Всегда разговаривайте с ребёнком. Голос родного человека успокаивает и настраивает на позитивный лад. Если ваши подозрения подтвердились, и врач поставил диагноз "аутизм", настройтесь на то, что ребёнок позже сможет идентифицировать себя отдельной от вас личностью. Старайтесь принимать решения вместе. Всегда советуйтесь с малышом и объясняйте свои действия. От аутиста нельзя отмахиваться, переадресовывать вопрос, иначе он просто замкнётся в себе. Если подытожить, то на вопрос о том, как распознать аутизм у ребёнка 2 лет, можно ответить так: слушать его и слышать его!

До пяти

Для любящих родителей ребёнок остаётся малышом всегда, но к пяти годам его можно смело называть дошколёнком. Ребёнка с диагнозом "аутизм" так рано в школу отдавать не стоит. В шумном классе ему будет неуютно и страшно. Если вы присматривались к его поведению раньше, то наверняка поняли, как выявить аутизм у ребёнка 2 лет: нужно понять его мир, его страхи. Дитя действительно опасается окружающей действительности, поэтому пойдите ему навстречу в некоторых вопросах. Пусть будет школа, но особенная, с маленькими классами, где всего 5-6 учеников, и есть подготовительный период. С учительницей малыш должен подружиться, иначе он будет воспринимать школу как стресс.

До двух лет симптомы заболевания могут быть скрытыми, но потом их можно заметить, что называется, невооружённым глазом. Следите за общением со сверстниками. Старайтесь помочь сыну/дочери адаптироваться к другим детям. Успокаивает и настраивает на позитив совместная прогулка с друзьями, у которых тоже есть ребёнок. Зорко следите за тем, чтобы между детьми не возникало конфликтов. Аутист сам не вызывает огонь на себя, но может вызвать раздражение своим поведением, спровоцировать товарища по играм на агрессию.

Бытовые трудности

Переходим от теории к практике. Каковы основные симптомы аутизма и его у детей? Неужели за ребёнком придётся постоянно держать надзор? Да, это так. Аутист не понимает сказок, не будет очарован ими. Он спокойно воспринимает любые новости, причём его спокойствие можно сравнить с равнодушием. Единственное, что действительно выводит аутиста из себя, так это нарушение его личного порядка. Аутисты имеют хорошую память на те вещи, которые хотят помнить. Они до мелочей запоминают расстановку мебели, время приёмов пищи, правила изученной игры и одежду, рекомендованную для тех или иных мероприятий. Аутист становится тревожным, если его кровать поменять на новую, рано выключить ночник, сделать громче звук или заказать на обед пиццу вместо привычного супа с курицей. К пяти годам уже заметен интеллектуальный разрыв между аутистами и другими детьми.

Тут надо отметить, что "аутист" - не синоним слову "дурак". Аутизм - это нарушение в работе головного мозга, но нарушение своеобразное. Может быть затронута только одна часть мозга, в то время как остальные будут работать на 100 %, а то и больше. Аутист, не способный застегнуть ширинку, может решать в уме уравнения, доказывать теоремы, писать великолепные сказки или рисовать картины. В его райдере будет только один пункт - комфорт и возможность остаться одному. Кстати, в быту можно легко выявить аутизм у детей. Ранние признаки проявляются в том, как ребёнок переносит одиночество. Приятно ли оно ему? Быстро ли он засыпает, когда взрослые уходят из комнаты? Боится ли он темноты или шорохов? Аутист не будет пугаться необъяснимого, для этого у него слишком мало эмоций. Как бы ни было обидно, но такой ребенок всегда предпочтёт одиночество обществу человека, даже если это будут его родители или друзья.

Тяжёлые формы

Что такое аутизм у ребёнка? Фото может передать суть заболевания лишь частично. Это прогрессирующая психо-эмоциональная болезнь, которая влечёт за собой полную при условии, что ее пустят на самотёк и не будут противостоять ей ещё в детском возрасте. На первых стадиях заболевание можно смягчить, а то и приостановить. Обратите внимание на речь ребёнка, его способность анализировать данные, его отношение к одежде. Тяжёлая форма аутизма сопровождается необъяснимыми поступками. Ребёнок может стесняться одежды, стремиться раздеться донага. Он может полюбить несъедобные вещи, начать вести себя агрессивно и вызывающе. Сон у аутиста достаточно нестабильный, так как он может бояться чего-либо надуманного. Но вот реальные опасности его не страшат. Показательна статистика: сейчас на каждые 90 детей рождается один с диагнозом "аутизм", хотя еще 10 лет назад цифры были совсем другие: 1 малыш на 1 000. Учёные не могут дать чёткий ответ на вопрос о том, чем объясняется рост рождаемости аутистов и как этого избежать.

Причины

Можно выделить в условную группу все факторы риска, способные спровоцировать рождение ребёнка с таким диагнозом. Первым фактором, конечно, являются генные модификации. Следует помнить, что ребёнок должен быть запланированным и желанным, иначе молодые родители могут наградить его целым букетом заболеваний, выращенным на базе совместного распития, употребления наркотических средств и баловства с БАДами. С опаской следует заводить ребёнка, если у одного из родителей есть органические поражения ЦНС, гормональные сбои или ртутное отравление.

Критическим фактором является воздействие вирусных и бактериальных инфекций, неограниченное употребление лекарственных препаратов или химическое воздействие на организм женщины в период беременности.

Получается, что аутизм легче предотвратить, нежели лечить. Хотя, например, в США есть много методик и программ, нацеленных на лечение данной патологии. Преимущественно терапия основывается на обучении малышей определённым сценариям поведения. Знающий психиатр может выявить аутизм у ребёнка. Фото в некоторых случаях будет достаточно. Специалист может заниматься с ним индивидуально либо в группе, но работа должна идти комплексно, то есть на всех этапах воспитания. Львиная доля успеха зависит от родителей и родственников, которые могут прививать ребёнку необходимые жизненные навыки в домашних условиях. Например, уроки по чистке зубов лучше проводить регулярно, то есть нужно приучить ребёнка вместе ходить в ванную. Если изначально установлен строгий распорядок дня, то потом его нарушать нельзя. Также под запретом резкая смена обстановки и заведённого уклада в доме. Нельзя ругать ребёнка и повышать голос. Один резкий крик может "убить" годы работы.

Конкретные тревожные "звоночки"

Страшный это диагноз - аутизм у детей. Признаки фото не передаёт со стопроцентной точностью, но уже дистанционно можно отметить апатичность человека, замороженную мимику черт, пассивность и бегающий взгляд, безвольные руки-плети. При живом общении может резать слух нарушение речи: подросшие дети могут гулить, мычать или кричать. Крое того, аутисты говорят о себе в третьем лице, употребляют множество междометий без личных местоимений и обращений. К игрушкам они проявляют очень слабый интерес, так как просто не знают, что с ними делать. Символические действия им не интересны, так как абстрактное мышление на нуле. Игрушки аутисты используют нестандартно, что, кстати, тоже может послужить сигналом для родителей. Например, ребёнок может крутить колёса машинки, а не катать её; интересоваться только ногой куклы, а не целой вещью. Вот так помогают определить аутизм у детей признаки. Фото малышей-аутистов могут также указать на стереотипность поведения. Такие ребята качаются из стороны в стороны, постоянно что-то вертят. Случаются у них и физические симптомы, указывающие на заболевание. К таковым можно отнести систематически возникающие судороги, слабый иммунитет, синдром раздражённого кишечника и прочие.

Какие ? Этот вопрос волнует многих родителей, но крайне сложно определить аутизм у детей до 1 года, так как большинство признаков проявляются в более старшем возрасте.

Проблема аутизма волнует многих людей во всем мире. Осознание данного психического расстройства помогает улучшить жизнь людям, страдающим этим заболеванием, и их близким. Согласно статистическим данным, собранным американским Минздравом, аутизм диагностируется у 1 из 68 детей. В европейских странах это заболевание обнаруживается у 1 из 150.

Важно выявить аутизм на начальных стадиях его развития. Это позволяет оказать ребенку раннюю помощь, благодаря которой он начнет быстрее развиваться и обучаться. В настоящее время возраст диагностирования аутизма заметно снизился. Сейчас болезнь выявляется уже у двухлетних детей, родители же начинают замечать тревожные знаки поведения у ребенка между годом и двумя. В редких случаях начинают проявляться .

Что такое аутизм

Аутизм - это врожденное заболевание при котором происходит нарушение социализации и психического развития у детей. Ребенок не испытывает желания общаться с окружающим миром и людьми (избегает визуального и тактильного контактов) и постоянно погружен в себя.

Причины возникновения аутизма у детей

Хотя существует масса научных работ и изысканий по данному заболеванию, до сих пор точной причины вызывающей аутизм не установлено. Вот наиболее распространённые из них:

  • Очередность рождения ребенка - по статистике, у первого ребенка вероятность аутизма выше.
  • Вирусная инфекция у матери во время беременности ( , оспа) - такие инфекции нарушают внутриутробное развитие головного мозга ребенка.
  • Сочетание генетических факторов - вероятность рождения ребенка аутиста выше, если данное заболевание уже встречалось среди близких родственников.

Как можно понять, что это аутизм?

Данное расстройство обнаруживается по поведению. Диагноз же ставит консилиум специалистов, состоящий из психиатра, психолога и педагога. Существуют специальные тесты, основанные на скрининге – комплексном обследовании беременных женщин. Благодаря им можно проверить, существует ли необходимость для консультации со специалистом.

На просторах всемирной сети в свободном доступе находится информация обо всех вехах – умениях ребенка определенного возраста, об особенностях его поведения. Отсутствие навыков и является поводом для того, чтобы как можно быстрее проконсультироваться со специалистами.

Следует помнить, что аутизм – это сложное психическое расстройство, которое нельзя диагностировать по сведениям из интернета или по одной врачебной консультации. Информация, почерпнутая в виртуальном пространстве, может лишь указать, на что стоит обратить внимание.

Признаки аутизма у детей

Отсутствие визуального контакта – это аутизм?

Случается так, что ребенок с аутизмом идет по правильному пути развития, но только до определенного возраста. А затем он просто уходит от социальных навыков. У такого поведения может быть и множество иных потенциальных причин. В данной ситуации следует обратиться к специалистам.

Ребенок не обращает внимания на зов – это аутизм?

Если дитя не реагирует на голос родителей, то это вполне может быть признаком аутизма. Однако есть вероятность и наличия других проблем. К примеру, ребенок плохо слышит. Так что для начала необходимо обратиться к специалисту для исследования слуха.

Стоит ли консультироваться с врачом при беспокойстве о развитии ребенка?

Необходимо довериться собственной интуиции и прийти на прием к специалисту, если возникли сомнения по поводу полноценного развития ребенка. Принятие как можно более раннего решения о контакте с профессионалами, выявление существующей проблемы принесет несомненную пользу.

Детский врач говорит о напрасном волнении – может ли он ошибиться?

Случается, что у педиатра нет времени на тщательный осмотр ребенка, особенно это касается социальной составляющей детского поведения. Поэтому родители подросших детей жалуются, что советы врача о душевном спокойствии и ожидании не принесли пользы. Сейчас ситуация поменялась, и большинство врачей осознают, что перед ними ребенок-аутист.

Однако если у родителей возникают сомнения, то лучшим выходом является запись на прием к хорошему психиатру. Также существуют специальные фонды/ассоциации, занимающиеся развитием детей с данным психическим расстройством.

Лечение аутизма у детей

Лекарственных средств и препаратов для лечения аутизма не разработано, поэтому основным методом лечения является психотерапия. Параллельно необходимо проводить социальную адаптацию ребенка в обществе. Полностью излечить аутизм не удастся, но существенно облегчить жизнь возможно.

Аутизм – заболевание невыясненной природы с характерными симптомами. Во время исследования «людей дождя», как часто называют аутистов, учёные обнаружили, что пациенты не страдают от своего состояния. Малыши и подростки, погруженные в свой мир, чувствуют себя вполне счастливыми, пока кто-то не нарушает их комфортную среду.

Детки-аутисты рождаются всё чаще. На 1000 жителей приходится 5–8 особенных малышей. Информация поможет понять, что скрывается за словом «аутист». Важно знать правила общения с детьми разного возраста.

Причины возникновения

Исследования пока не дали ответ о причинах заболевания. Клинически доказанных теорий о причинах аутизма пока нет.

Мнение большинства учёных совпадает: детский аутизм – наследственное заболевание. На развитие болезни не влияет пол, социальное положение, раса, уровень благосостояния. Чаще болезнь проявляется у первенца.

Учёные отметили, что в семьях, где есть первенец-аутист, риск заболевания увеличивается с рождением каждого следующего малыша. Заводить второго ребёнка решаются не все: постоянные занятия с ребенком с диагнозом аутизм требуют огромного терпения, душевных сил. Ежедневное эмоциональное напряжение – одна из причин, почему аутист часто является единственным ребёнком.

Общая информация

Что же это за непонятное заболевание? Чем больные детки отличаются от здоровых? Что такое аутизм простыми словами?

Многие люди, поверхностно знакомые с проблемой, считают «людей дождя» неполноценными. Психические отклонения действительно встречаются у части пациентов, но основная масса «людей дождя» имеют ясный ум, интересуется определённой, зачастую, сложной темой, просто держит мысли при себе. Некоторые гении были аутистами.

Проблема для родителей, но не для ребёнка – нежелание общаться. Малыш плохо идёт на контакт не из-за особенностей характера, упрямства или «вредности»: при аутизме человек спокойно обходится без общения с окружающими. «Человек дождя» испытывает дискомфорт от вторжения в его «правильный» мир.

Ребёнок долго размышляет о чём-то далёком, равнодушно скользит взглядом по родным, близким, не глядит в глаза. Родителей ранит, что малыш почти не выражает эмоции, смотрит на них, как на пустое место. Ребёнок погружён в себя, приход мамы/папы его мало радует. Дождаться улыбки от ребёнка-аутиста до начала лечения (иногда и при психотерапии) очень сложно.

Видеть такую реакцию больно, тяжело. В ситуации, повторяющейся изо дня в день, сложно сохранить душевное равновесие. Многие родители впадают в депрессию, плохо понимают, как заставить малыша общаться. Настойчивые попытки исправить положение без специальных знаний могут спровоцировать нервный срыв у взрослых и малыша.

Симптоматика

Задача родителей и врачей – вовремя распознать заболевание, начать терапию как можно раньше. Опытный педиатр обратит внимание на поведение малыша, но родители также должны понимать, какие признаки говорят об аутизме. Заболевание чаще встречается у мальчиков.

Полезные советы:

  • нельзя списывать нежелание общаться на «исключительность» ребёнка, особенности характера;
  • многие взрослые радуются, что малыш почти всё время спокойно занимается сам, не беспокоит бесконечными «почему»;
  • при частом повторении симптоматики обязательно обратитесь к педиатру. Возможно, потребуется консультация психолога или психиатра;
  • бояться визита к врачам не стоит: ранняя диагностика даёт определённый шанс на потепление в отношениях.

Ранний аутизм

Основные признаки аутизма у детей до года:

  • младенец слабо выражает эмоции, почти не реагирует на родителей;
  • кроха предпочитает только одну игрушку, другие раздражают его;
  • малыш погружён в себя, не откликается на имя;
  • маленький аутист отказывается от общения, занимается своими делами, независимо от реакции окружающих;
  • детки старше года смотрят в сторону, на одежду, избегая зрительного контакта, когда с ними разговаривают родители, родственники;
  • аутист предпочитает одиночество, во дворе избегает общества ровесников, подолгу занимается одним делом;
  • развитие речи запаздывает, иногда младенец долго молчит, «не гулит», потом внезапно начинает выговаривать целые слова.

Важно! На раннем этапе жизни внимательные родители и хороший детский врач обязательно обратят внимание на проблему. Понадобятся специальные упражнения с малышом, помощь опытного психиатра. Важно выбрать врача, который будет заниматься с ребёнком постоянно: смена лиц ухудшает состояние маленького пациента.

Детский недуг от 2 до 12 лет

К симптомам аутизма у детей, сопровождающим заболевание до двух лет, добавляются новые:

  • отсутствие интереса к гостям, новым лицам, нежелание участвовать в общей беседе. Детки редко начинают разговор, плохо слушают окружающих;
  • при смене привычной обстановки маленький аутист паникует, нервничает;
  • деток сложно обучить элементарным навыкам: одеваться, убирать за собой, писать, читать;
  • игры часто символические, без ярко-выраженных ролей и эмоций. Малыш удовлетворён тем, что просто расставил игрушки, его мало привлекают «дочки-матери» или соревнования заводных машинок;
  • иногда молчание сменяется бесконечным повторением одного звука или слова. Маленький «оратор» не испытывает ни малейшего дискомфорта, считает своё поведение абсолютно нормальным;
  • обучение детей с аутизмом в обычном классе – проблема. Школьник плохо запоминает материал, не желает отвечать по просьбе учителя. Дети часто смеются над замкнутым одноклассником. Даже опытный педагог редко может помочь: нужны специальные знания по психологии, педиатрии, индивидуальные занятия по особой методике.

Важный аспект! Дошкольники, школьники интересуется одним видом деятельности. Упор на рисование, математику, игру на музыкальных инструментах позволяет добиться успеха в этой области. Ребёнок не желает демонстрировать окружающим своё умение, ему достаточно, что чудесные рисунки лежат на столе или поддалась мудрёная задачка, над которой он «бился» неделю.

Подростковый аутизм

Как проявляется аутизм у ребенка? Основные признаки:

  • благодаря регулярным занятиям с опытным психиатром и родителями, мальчики/девочки постепенно приспосабливаются к жизни в обществе;
  • простые навыки ребёнок уже освоил, но одиночество – его стихия. «Не мешайте, отстаньте», – такова жизненная установка подростка, больного аутизмом;
  • свои мысли и чувства ребёнок часто излагает посредством рисунков. К возрасту 13–14 лет подросток окончательно выбирает сферу деятельности, уделяет ей всё свободное время. Нередко из аутистов получаются отличные программисты, математики, художники, поэты, музыканты. Повзрослевших детей привлекает занятие, для которого не нужна команда и постоянное общение;
  • половое созревание проходит трудно, подросток часто впадает в депрессию, иногда становится агрессивным.

Как вылечить у ребенка? Узнайте эффективные методы.

О правильном развитии и питании ребенка в 7 месяцев написано странице.

По адресу прочтите о правилах применения слабительного Дюфалак для детей.

Способы лечения и реабилитации

Терапия призвана растопить лёд в отношениях детей и родителей, адаптировать маленького человечка к окружающему миру и социуму. Многие родители паникуют после установления диагноза. Они понимают, что полностью излечить болезнь невозможно, нервы на пределе, но что-то делать всё равно нужно.

К сожалению, гарантировать успех терапии можно не всегда: слишком много факторов нужно учесть, в том числе, возраст юного пациента. Реабилитация чаще приносит видимые плоды у маленьких деток, но не всегда. Если дотянуть с началом терапии до 7–8 лет или подросткового возраста, скорректировать поведение будет намного сложнее.

Основные методы лечения аутизма:

  • помощь психиатра и психолога;
  • социальная адаптация в обществе;
  • медикаментозная терапия для снятия агрессии, бессонницы.

Не стоит тратить баснословные суммы на чудодейственное лекарство от аутизма. Пока нет специальных препаратов для «полного излечения». Медикаменты лишь устраняют симптомы, ухудшающие здоровье нервной системы, но не корректирую модель поведения.

Родители во время терапии должны соблюдать правила:

  • перед началом лечения важно понять, что срок реабилитации растягивается на годы. Иногда улучшения заметны через 2–3 месяца. Некоторым родителям везёт меньше: первых результатов придётся ждать год и более;
  • лечение проводится везде, постоянно: в больнице, детском саду, на улице. Нельзя изолировать деток от общества, но большое скопление народа, резкие крики, активное передвижение вокруг также вредят аутисту;
  • важно настроиться на регулярные визиты к психологу/психиатру с юным пациентом и без него (терапия изматывает морально, физически);
  • родители должны обязательно заниматься с аутистом дома по методике, рекомендованной врачом;
  • повторение – залог успешного обучения. Чем чаще родители выполняют одни и те же действия, тем выше вероятность, что малыш их запомнит, правильно повторит;
  • обязательно закрепляйте навыки, регулярно вспоминайте, что вы делали на прошлом уроке;
  • научитесь терпеливо, по несколько раз обращаться к дочке или сыну по имени, чтобы привлечь внимание к вам и вашим просьбам. Это сложно, но другого выхода нет. Старайтесь не срываться, повышать голос запрещено. Для эмоциональной разгрузки посещайте психолога, общайтесь родителями, столкнувшимися с такой же проблемой.

  • распорядок дня – обязательный элемент терапии. Хаос, отсутствие чётких правил мешает осваивать определённые навыки. Ребёнок должен уловить простые ассоциации: папа пришёл с работы – будет семейный ужин, наступило утро – пора вставать, чистить зубы, одеваться, собираться на занятия к психологу;
  • раз в год на неделю оставляйте подросшиего сына или дочку на попечение близкого человека, которому вы доверяете. Отдых от постоянного общения важен для сохранения психологического и физического здоровья: нервная система часто не выдерживает сильного напряжения;
  • многие психологи рекомендуют завести дома спокойное животное, проводить сеансы дельфинотерапии, иппотерапии (общение с лошадьми);
  • обстановка в комнате аутиста должна оставаться одинаковой. Передвигать вещи, менять шторы, убирать любимый стул запрещено: детки часто паникуют, неадекватно реагируют на перемены;
  • близкие родственники должны знать, как общаться с аутистом: что разрешено, какие действия могут вызвать панику или агрессию;
  • через социальные сети найдите в вашем населённом пункте родителей, у которых та же проблема. Моральная поддержка, обмен опытом, рассказ об успехах детей сближает, даёт родителям силы, надежду;
  • принимайте любую помощь по дому, чтобы больше внимания уделить специальным упражнениям, сеансам психотерапии. Выделите себе час-полтора на ежедневный отдых от занятий, чтобы не сорваться, сохранить здоровье;
  • оставляйте деткам свободное время для его любимого занятия: если вы всё время будете мешать, маленький аутист ещё больше замкнётся, перестанет обращать на вас внимание. Возможен другой вариант: агрессия, нервное напряжение, упрямство и злость (чаще у подростков).

Теперь вы знаете, что такое аутизм. У детей некоторые признаки появляются уже на первом году жизни. Вовремя обратите внимание на необычное поведение крохи, посетите врачей для уточнения диагноза. Даже незначительные моторно-речевые нарушения – повод для визита к специалистам. Лучше перестраховаться, чем корить себя за позднее начало терапии. Любовь к маленькому «человеку дождя» поможет преодолеть все трудности.

Видео о признаках аутизма у детей:

(ранние признаки аутизма, подборка с форума)

Аутизм уже назвали болезнью 21 века. Детей с отклонениями аутичного спектра рождается все больше и больше. Конечно, все родители думают, что это довольно редкое отклонение, и может проявиться у других, но только не в их семье. Таков защитный механизм психики, называемый реакцией неприятия или ухода от реальности. На самом же деле особый ребенок может появиться в любой семье.

Вот что говорит статистика

Еще в 2000 году считалось, что распространенность этого заболевания составляет 5-26 случаев на 10 000 детского населения. В 2005 году уже на 250-300 новорожденных в среднем приходился один случай аутизма: это чаще, чем глухота и слепота вместе взятые, синдром Дауна, сахарный диабет или онкологические заболевания детского возраста. По данным Центра по контролю заболеваемости (США), частота РАС составляет 1 случай на 161 новорожденных, что аналогично данным Всемирной организации аутизма: в 2008 году 1 случай приходился на 150 детей. За десять лет количество детей с этим диагнозом выросло в 10 раз. Считается, что тенденция к росту заболеваемости сохранится и в будущем. Сегодня ассоциация Autism Speaks уведомляет о преобладании аутизма у 1 из 88 детей (1 из 54 мальчиков, и 1 из 252 девочек).

Аутизм считается неизлечимым, но его можно компенсировать настолько, что «инакость» не будет мешать ребенку жить в нашем не очень толерантном обществе, и чем раньше начнется процесс реабилитации, тем больше шансов на успех. В некоторых случаях раннюю диагностику аутизма возможно было бы провести уже до 1-1,5 года... И, к сожалению, во все колокола необходимо бить именно родителям, так как официальный диагноз, как правило, появляется уже слишком поздно (хотя, конечно, лучше поздно, чем никогда, и руки опускать нельзя в любом возрасте).

Сенсорные навыки/познавательные процессы:

  • Отсутствие интереса к игрушкам (игрушки могут заменять бытовые предметы, очень часто это бывают веревочки, провода и т. п.).

- С обычными игрушками действительно, если играл, то играл очень своеобразно. Например, у всех машинок сразу отрывал колеса и другие детали. Бросал об стену или стучал друг об друга. А вот газетами или упаковочной бумагой мог долго шуршать. Веревочки возил по полу или носил в зубах. Позже стал нитками опутывать вся квартиру.

  • Своеобразные игры (игра с элементом игрушки; выстраивание предметов в ряд или по периметру, не потому что так задумано в сюжетной игре, а просто так).

- Все шахматы всегда выставлялись по периметру стола. Это была увлекательная игра и практиковалась каждый день.

  • Неадекватная реакция на сенсорные воздействия (прикосновения, свет, звуки, запахи).

- В роддоме врач мне рассказала, что мой сын перекричал ВСЕХ детей в детском отделении и дрыгался ТАК, что профессиональные мед.сестры не смогли запеленать как надо: ручки почти торчали... У ребенка повышенная чувствительность. Туго пеленать его так и не получилось: орал и вертелся, пока пеленки не ослабевали... В 3 недели мы уже перешли на ползунки и кофточки. (Далее описание пребывания в род доме еще пестрит фразами: опять расплакался, плакал часа 2 подряд, плакал до посинения, так страшно плакал...)

- Тимка любит смотреть на что-то, согнувшись, под углом (думала, изучает так). Тимку завораживает игра света. Отсвет солнца с раннего детства для нас был неземным наслаждением. В этом я видела только плюсы - такой интерес к свету-тени - может, фотографом будет?

- Когда слышал повторяющиеся или необычные звуки, начинался практически истерический смех...А вот под спокойную музыку или даже просто под звуки фортепиано, наоборот, замирал и даже не шевелился.

  • Избирательность в еде (вплоть до полного отказа от еды, и не иногда, потому что приболел или нет аппетита, а постоянно).

- У меня ребенок не ел. Ел крайне плохо. Плохо прибавлял. Пробовали и смесь, смесь вообще отказывался есть. Далее с едой тоже были проблемы. Если уж что я и набирала в поисковике, так это "ребенок не ест". Так кто бы знал, что так вообще бывает! Мамочки, у которых такая же проблема, набирать нужно "избирательность в еде". Сначала стали вводить овощи.Не ел. Ни-че-го! Ни с ложки, ни с пальца, ни под музыку, ни под игры. Времени у меня было много, энергии тоже, денег хватало. Я взялась за проблему с энтузиазмом. Пробовала разные фрукты-овощи. Разные температуры. Разные консистенции. Разные производители - и сама делала, и пробовала готовые пюре. Выяснилось, что едим мы только яблоко и банан. Потом каши. Тот же путь. Творог и кефир подошли. Потом мясо. Тот же путь. общем, заработали мы себе этими поисками почти полное избегание ребенком еды. У няни получилось лучше. Придя к нам в 1,3, она очень боялась, что он у нее не станет есть, и начала первую неделю с одного творога и кефира (что ел с удовольствием). И очень постепенно расширила меню до каши (нескольких видов), творога, яблок, банан, курицы и супчика. Это и едим до сих пор. Конфеты стали есть только недавно (а предлагали почти всегда - конечно же пугало, что ребенок не ест и не просит конфет). В общем, с нами ребенок вообще не ел с ложки. Только кусочками, когда уже смог есть куски.

- Ребенок ел только из одной бутылочки. С большим трудом ликвидировали роддомовский пузырек с ужасной соской, который, каюсь, пришлось у них выкрасть, так как ребенок отказывался взять в рот что-либо другое... Но до конца так и сосал только одну Авентовскую соску. Также настойчиво, как позже ел только толченую картошку с соленым огурцом .

- И мне тоже пришлось выкрасть из роддома соски, т.к. мой тоже орал всегда, орал везде, орал так, что нас не хотели выписывать…

Социализация

  • Отсутствие визуального контакта (очень трудно поймать взгляд, не смотрит долго в глаза).

- Фиксировать взгляд на предметах ребенок должен уже в 1 месяц, а главное САМ. Я же, когда заметила, что в положенном возрасте этого нет, провела возле ребенка весь месяц с погремушкой в руках. К 2 месяцам научились за ней следить. И для нас эта игра была большим достижением. Позже ровно эту же первую погремушку использовали, чтобы научиться "заглядывать в глазки". О том, что "страдает визуальный контакт", мысли не возникло.

- Сужу по себе, молодые мамочки часто и не задумываются особо (или не знают), что младенцам (до года) присущ пристальный взгляд глаза в глаза - это обычное явление. Это я сейчас уже замечаю на чужих малышах, сразу чувствуется - контактный ребенок, глазенки таращит неотрывно, следит за тобой. Я вот свою вспоминаю - никогда на людей не пялилась, взгляд "в пространство", такой серьезный. Мне тогда казалось, кругом глупые младенцы на дядь-теть таращатся, а моя задумчивая просто.

- Действительно, детки долго смотрят в глаза. Сын не смотрел долго. Но смотрел. Поэтому я никогда не могла сказать "не смотрит в глаза". Сейчас еще мужу показываю, как детки смотрят - долго, неотрывно. Тимка смотрел быстро, но взгляд не отводил. Ему как бы было неинтересно. "Имеет право интересоваться тем, что ему нравится"- думала я. Я также думала, что сын как раз у меня лучше развит - не пялится с непонятной улыбкой на теть и дядь, а сам быстро смотрит на все, и все сразу понимает. Если б знать, что отсутствие взгляда приведет к стольким проблемам!

  • Временами отсутствие реакции на звуки и голос.

- У нас педиатр еще в 3 месяца глухоту заподозрила… Пыталась привлечь его внимание: агукала, в ладоши хлопала - реакции никакой! Просто лежал, сжавшись комочком, и смотрел в одну точку. Но ребенок просыпается от каждого звука - тугоухость исключена.

- Также и с именем - другие дети отзываются на имя, я же вижу, что во дворе крикнули: "Катя" - девочка обернулась сразу, а моего сына можно хоть с колоколами звать, он не обернется нигде - ни на улице, ни дома, никогда....

- Такая осанка и мимика часто бывают у нас в аутоподобном состоянии: плечи подняты, шея вжата, руки прижаты к груди.

  • Отсутствие имитации, спонтанного развития (не повторяет за взрослыми движения, звуки).

- Мы пошли на развивающие занятия года в полтора. И... Тимка не повторял движения. Не слушал инструкции. Выглядело это так - сначала все детки ничего не могли повторить. Потом потихоньку, пусть корявенько, ручки поднимали, крутили, ходили по кругу. Тима сидел в стороне, и ничего не делал. Или убегал.

- О ни учатся только тому, что им нужно и интересно, а так как их интересы очень узки и ограниченны, то для жизни этого мало. Я около месяца просто учила хлопать в ладоши за мной! Сын вообще не понимал и не хотел ничего делать.

- Всему надо именно учить, иногда даже тому, что должно быть на уровне рефлексов. И если не приложить все усилия для обучения, сам никогда и ни за что не научится.

Здоровье/Физическое развитие/Поведение

  • Неадекватная реакция на происходящее (пугливость, впечатлительность или наоборот смех в неподходящей ситуации, нежелание менять деятельность).

- Мой категорически не любил гулять, на улице все-время орал. Сравнивала с младшим, младший месяцев в 8 уже помогал одеваться (ну не всегда, но в хорошем настроении), а старший - всегда орал. Я потом уже поняла, что старший просто не хотел изменений и все. Он и сейчас редко спокойно собирается куда-либо.

- На улицу - с истерикой, с улицы - с истерикой. В ванну - с криком, из ванны - также. Далее составляющие можно менять.

  • Навязчивые движения, аутостимуляция (вращение руками, переливание/пересыпание чего-то, раскачивание/кружение, беспорядочный бег).

- Из самых ранних признаков наших были стимуляции с 6 месяцев где-то: аудиальные - кричал на разные голоса очень пронзительно - ему нравилось ; визуальные - часами смотрели на льющуюся воду, крутящиеся колеса, огоньки ; тактильные, вестибулярные - кружился, висел вниз головой .

- Н ачал кружиться и хороводиком бегать вокруг чего-либо. В от они - ранние признаки....

- Бегал со скоростью света практически все время, не реагируя ни на что и врезаясь во все, что попадалось на пути. Было чувство, что ребенок не видит и не слышит окружающую действительность.

- Очень любил бросать камешки. Отвлечь от этого занятия было невозможно. Увести тоже, только с жуткой истерикой. И так изо дня в день.

  • Нарушение сна, не поддающиеся медикаментозному лечению.

- Плакал часто и много, не спал много и часто.

- Днем, если спал, то по 15-20 минут. Ночью спал 5-6 часов с 5-6 перерывами. Визиты к невропатологам мало чем помогали, часто реакция на лечение была обратной.

Речь/Коммуникация

  • Нарушение коммуникации (отсутствие указательного жеста, не выполняет просьбы).

- Я так долго не могла понять, что у нас нет УКАЗАТЕЛЬНОГО ЖЕСТА ! Ребенок не показывает пальцем! Когда-то меня учили, что показывать пальцем неприлично, и я даже радовалась, что у ребенка нет этой плохой привычки. В лучшем случае, он показывал всей кистью или брал мою руку в свою и вел к тому предмету, который хотел.

  • Отсутствие речи или развитие речи (иногда даже с опережением сверстников) и постепенный регресс.

- В рачи меня спрашивали - во сколько начался лепет. Лепет? Что это такое? "Ну, - говорят, когда ребенок повторяет слоги, лопочет". Мне стало страшно… У нас никогда не было лепета. Он появился только недавно. А так, сразу было слово "мама". Через какое-то время появилось "па", потом "баба", потом "дядя", "кар" - кораблик - все к месту, по большой нужде (когда уж сильно что-то было надо), и куча звуков, которые я научилась различать - тс-поезд, с-автобус, ааа-вода, а-собака... А потом и звуки пропали, и как-то «мама» употреблял все реже и реже. А я все читала советы: "У меня ребенок не говорил до двух лет, а потом как прорвало". "Мы отдали ребенка в садик, и тут он как заговорил - отдайте и вы своего!". "Не волнуйся, мальчики говорят позже". "Сейчас многие детки начинают говорить позже". Хуже этих советов нет. Кстати, я как-то поинтересовалась у мамы, которая говорила, что как только дочку в садик отдала, она заговорила, а до этого молчала. Ради интереса, я спросила: «А как это - молчала? Не было вообще слов, звуков, жестов?» "Не, - отвечала мама, - она говорила слов 30, простые фразы, просто связанного диалога не получалось". Вот что скрывается зачастую за словами "До садика, до двух лет и т. п. ребенок молчал, а потом заговорил".

Цитата из дневника:

1,5 месяца

У тебя уже очень богатый лексикон. Любимые слова "Ку" и "Гу". Именно их ты произносишь как-то с особой нежностью. В периоды радостного возбуждения звучат "Ау" и "Огу". Еще проскальзывали "Го" и "Гы". А когда выталкиваешь изо рта бутылочку, получается "Га".

2,5 месяца

Наша речь стала более разнообразной и выразительной. Меняется интонация. "Слова" уже становятся двусложными, типа "кигу".

3 месяца

У нас были гости, всем, конечно, очень хотелось послушать, как ты говоришь, но ты весь день молчал, как партизан.

3,5 месяца

Ты так и продолжаешь молчать. Может быть, горлышко болит, но ты не произносишь ни "слова"... Конечно, плачешь и мычишь, но это все.

4,5 месяца

Наконец-то ты опять начал разговаривать. Правда, пока только "Огу", но мы уже и этому рады.

(Это был наш первый регресс в речевом развитии. Замолчал в тот день, когда в доме появились незнакомые. Возможно, совпадение, но факт остается фактом. В 4,5 месяца ребенок опять стал быстро набирать сперва слоги, затем слова. Последняя запись о новых словах - в 14 месяцев. К тому моменту в нашем словаре насчитывалось 15-16 слов. А далее речь опять стала пропадать. Остались только 4 слова, которые он произносил крайне редко, только когда это было надо ЕМУ. А позже начал формировать "свой" язык).

Это, конечно, не полный перечень, но наиболее часто встречающиеся ПЕРВЫЕ проявления. Со временем симптомы усугубляются и появляются новые, такие как аутоагрессия, ритуалы...

- С годов 1,5 начались стереотипные действия и маршруты . Сначала маршруты - ходили по одному и тому же пути. Потом нужно было сделать определенные ритуалы. На мостике остановиться, и еще раз пройти. У колодца сказать - "вода". У одного из окошечек (если там не было кошки), сказать "нет кошечки!". При выходе из ванны - обязательно посмотреть в зеркало, вытащить цветочек, поставить в вазу, поцеловать себя в зеркале... и т.д. Также были действия - открывать-закрывать двери. Т.е. я могла полчаса стоять у раздвижных дверей, а Тима бегал туда-обратно, и так каждый раз при входе в магазин. Или включали-выключали микроволновку час. Или наливали чай: нальет воду в чайник, вскипятит, нальет в кружку, заварит чай, насыплет сахар, помешает, все выльет, и... снова, около часа. Как то меня муж спросил: " А почему ему нужно у одного из подъездов обязательно подойти и притронуться рукой?". Я бодро ответила: "Это навязчивые действия. Он компенсирует свою тревожность. Он ведь уже понимает, что не говорит, и переживает от этого". Нет, я чувствовала, что это все не так.

«С моим ребенком что-то не так», - именно так формулируют свои первые жалобы мамы, чьим детям впоследствии диагностируют аутизм. Первое время очень сложно сформулировать, что именно беспокоит в поведении ребенка. Мама очень устает и физически, и психологически, пытается найти ответ у педиатра, но, как правило, уходит ни с чем - ребенок здоров. Знакомые с детьми тоже уверяют, что беспокоится не о чем.

- Вообще, первый звоночек, который звенел - мне очень тяжело ! Я не могла поверить, но мне было очень тяжело. У всех подруг вроде как - тяжело в худшем случае первые полгода, а потом жизнь налаживается. А я думала, что я такая слабая, неумеха, что ничего у меня не получается. И мне тя-же-ло. У других как-то первые 3 месяца тяжело, потом прямо умиротворенные мамы с детьми. А у меня сплошной стресс, сплошные нервы. И внешне-то вроде, как у всех, ибо очень быстро я научилась ловить состояние, и облегчать его. Но вот это напряжение... Когда мужу объясняла про наше заболевание, говорила: "Ну, нам ведь всегда с ним было тяжело". А он: "Да все у нас как и у других - ну покапризничает, да перестанет". А это достигалось тем, что я до "капризов" не доводила. Но это и выматывало.

- Как понять норма или нет? Понимаете, здесь главное мысль донести, что беспокоиться надо, когда не один- два пункта подошли, а хотя бы по 2 в каждой группе. Да, конечно, все дети любят бросать камушки, НО не по 2 часа подряд! И их не забирают от камушков с жуткой истерикой, правильно? Да, многие дети убегают от родителей, но не каждый ребенок уйдет за километр, даже ни разу не оглянувшись, один он или нет, чувствуете разницу? Я помню, как начинала рассказывать знакомым о нашем поведении, мне тоже часто говорили, что их дети ведут себя также... "Ну и что, что все время бегает, это же хорошо для мальчика?" А то что, когда он бегает, он может сделать ВСЕ что угодно, например, "выбежать" с балкона 7 этажа, это уже никого не интересовало... Некоторые из тех знакомых, поняли, о чем шла речь, только когда побыли с ребенком хотя бы несколько часов подряд...

- Мамы, которые прочитают эту тему. Если вдруг вы узнали своих деток, вдруг вас насторожил только один момент - читайте, узнавайте, консультируйтесь с врачами! Если вы знаете только одного аутенка - вы знаете только одного аутенка. Аутизм очень разнообразен. Ваш участковый врач вам не поставит никакой диагноз. Ходите к разным специалистам. Если чувствуете "с ребенком что-то не так!" - обойдите всех! Время - вот что может помочь! Мы стали работать, когда ребенку уже было три года. Начинайте раньше. Шансов больше. Не бойтесь увидеть проблему. Лучше перебдеть.

- Аутизм в таком раннем возрасте действительно очень сложно уловить. Мне до сих пор многие не верят, что с моим сыном что-то не так. Ну, само собой, они его видят по часу в день во дворе, а я с ним круглые сутки и то, что для них порой выглядит, как забавная шалость (ну, подумаешь, не отзывается, когда мама зовет - просто балуется, подумаешь, не говорит «МАМА» - просто нет необходимости, наверное, вы его балуете сильно; подумаешь, укусил - все детки кусаются) для меня уже открывается как нарушение развития определенное.

- А ещё, мне кажется, взгляд у аутят особенный. Раньше я, кроме своего, не знала других ребятишек с таким диагнозом. Теперь ходим на занятия, и вижу эту общую черту. Очень редко так смотрят - очень внимательный, глубокий взгляд, непростой какой-то, вглубь тебя как будто заглядывают

Не стоит пугаться, если пара особенностей характерна Вашему ребенку. Чтобы заподозрить аутизм, нарушения должны присутствовать во ВСЕХ ЧЕТЫРЕХ группах, а чтобы подтвердить или исключить диагноз обязательно обратиться к специалистам, которые компетентны в данном вопросе.

Список врачей и центров в Новосибирске, которых Сибмамы рекомендуют для подтверждения или исключения аутизма:

Аутизм – это врожденное неизлечимое заболевание, характеризующееся нарушением психического развития, приводящим к ослаблению или потере контактов с окружающим миром, глубокому погружению в мир собственных переживаний, отсутствию желания общения с людьми.

Такой ребенок не способен ни свои эмоции выразить, ни понимать эмоции другого человека. При этом часто отмечаются нарушения разговорной речи и даже снижение интеллектуального развития.

Аутизм многие специалисты не расценивают как психическое заболевание в строгом понимании. Просто такие дети по-другому воспринимают окружающий мир. Поэтому детей-аутистов называют детьми дождя. Дождь в этом случае символизирует особенность детей (аналогично фильму «Человек дождя»).

Все проявления аутизма встречаются у 3-5 ребят из 10000 детей, а в легкой форме – у 40 детей на 10000. У девочек он отмечается в 3-4 раза реже, чем у мальчиков.

Причины возникновения

Научных работ по детскому аутизму много, так же, как много существует теорий о предположительных причинах его возникновения. Но точная причина до настоящего времени не установлена, так как ни одна гипотеза полностью не обоснована.

Некоторые ученые предполагают наследственную передачу болезни. Подтверждением такой точки зрения считают то, что аутизм часто наблюдается у членов одной семьи. Но в таких случаях не исключено, что дети родителей с аутизмом, став родителями, тоже отличаются педантизмом, «тяжелым характером» в силу воспитания и уклада в семье, что и сказывается на отличительных особенностях их детей.

Более того, намного чаще дети-аутисты рождаются в семьях с благополучным семейным климатом. А отклонения, выявляемые в поведении родителей таких деток, связаны, скорее, с психологическим истощением вследствие повседневной борьбы с болезнью.

Некоторые психиатры пытались увязать аутизм с очередностью рождения ребенка в семье. Предполагали, что аутизмом страдает чаще малыш, родившийся первым в семье. Однако подверженность аутизму возрастает с количеством рождений в семье (т.е. у восьмого по счету ребенка вероятность возникновения аутизма выше, чем у седьмого).

Исследования показали, что при рождении одного ребенка с аутизмом риск развития его у следующего, родившегося в семье, малыша выше в 2,8 раза. Возрастает вероятность возникновения болезни и в случае наличия аутизма хотя бы у одного из родителей.

Больше всего доказательств получила теория о значимости вирусной инфекции у матери в период беременности ( , ), что вызывает нарушение формирования головного мозга плода. Подтверждений о развитии аутизма вследствие вакцинаций не найдено, как не подтверждено и предположение о его возникновении при неправильном питании.

Вероятнее всего, имеет значение сочетание генетических факторов и неблагоприятного воздействия на плод (инфекции или токсических веществ).

Признаки заболевания

Клинические проявления аутизма многогранны, как сама личность. Нет единых ключевых симптомов: у каждого пациента симптомокомплекс формируется под влиянием самой личности и окружающей среды, каждый ребенок-аутист уникален.

Аутизм – уход из мира реальности в мир внутренних трудностей и переживаний. У ребенка нет бытовых навыков и эмоциональной связи с близкими. У таких детей возникает дискомфорт в мире обычных людей, ведь они не понимают их эмоций и чувств.

Признаки этого загадочного заболевания зависят от возраста. Специалисты выделяют 3 группы проявлений аутизма: ранний (у детей до 2 лет), детский (с 2 до 11 лет), подростковый (с 11 до 18 лет) аутизм.

Признаки аутизма у детей до 2 лет жизни:

  • малыш недостаточно привязан к матери: не улыбается ей, не тянет к ней ручки, не реагирует на ее уход, не узнает близких родственников (даже мать);
  • дитя не смотрит в глаза и в лицо при попытке общения с ним;
  • отсутствует «поза готовности» при взятии малыша на руки: не протягивает ручки, не прижимается к груди, в связи с чем он может даже отказываться от грудного вскармливания;
  • дитя предпочитает играть в одиночествес одной и той же игрушкой или частью ее (колесико от машинки или одна и та же зверушка, кукла); другие игрушки интереса не вызывают;
  • пристрастие к игрушкам отличается своеобразием: обычные детские игрушки малоинтересны, ребенок-аутист может длительно рассматривать или передвигать какой-либо предмет перед глазами, следя за его движением;
  • не реагирует на свое имя при нормальной остроте слуха;
  • не привлекает внимание других лиц к предмету, вызвавшему его интерес;
  • не нуждается во внимании или какой-либо помощи;
  • обращается с любым человеком, как с неодушевленным предметом – отодвигает со своего пути или просто обходит;
  • отмечается задержка речевого развития (не гулит в годовалом возрасте, не произносит простых слов к полутора годам, а простых фраз в 2 года), но даже при развитой речи ребенок редко и неохотно разговаривает;
  • малыш не любит изменений, противится им; любые изменения вызывают тревогу или гнев;
  • отсутствие интереса и даже агрессия к другим детям;
  • сон плохой, характерна бессонница: дитя долго лежит с открытыми глазами;
  • аппетит снижен;
  • развитие интеллекта может быть разным: нормальным, ускоренным или отстающим, неравномерным;
  • неадекватная реакция (сильный испуг) на незначительные внешние раздражители (свет, негромкий шум).

Проявления аутизма с 2 до 11 лет (кроме вышеуказанных симптомов, появляются новые):

  • в 3-4 года малыш не разговаривает, или произносит лишь несколько слов; некоторые дети повторяют постоянно один и тот же звук (или слово);
  • развитие речи у некоторых детей может быть своеобразным: ребенок начинает говорить сразу же фразами, иногда логично («по-взрослому») построенными; иногда характерна эхолалия – повторение услышанной ранее фразы с сохранением ее структуры и интонации;
  • с эффектом эхолалии связано также неправильное использование местоимений и неосознание собственного «я» (себя ребенок называет «ты»);
  • ребенок никогда сам не начнет разговор, не поддерживает его, отсутствует стремление к общению;
  • изменения в привычной обстановке вызывают беспокойство, но более значимым для него является отсутствие какого-либо предмета, а не человека;
  • характерным является неадекватный страх (иногда самого обычного предмета) и при этом отсутствие ощущения реальной опасности;
  • ребенок совершает стереотипные действия и движения; может долго сидеть в кроватке (в том числе ночью), монотонно раскачиваясь в стороны;
  • любые навыки приобретаются с трудом, некоторые дети не могут научиться писать, читать;
  • у некоторых детей успешно проявляются способности к музыке, рисованию, математике;
  • в этом возрасте дети максимально «уходят» в свой мир: нередко у них появляется беспричинный (для окружающих) плач или смех, приступ злости.

Проявления аутизма у детей после 11 лет:

  • хотя ребенок к этому возрасту уже имеет навыки общения с людьми, он все же стремится к одиночеству, не испытывает необходимости в общении. В некоторых случаях ребенок-аутист при общении может избегать зрительного контакта или, наоборот, пристально заглядывает в глаза, подходит слишком близко или отдаляется на слишком большое расстояние при беседе, говорит очень громко или очень тихо;
  • мимика и жестикуляция слишком скудные. Довольное выражение на лице сменяется недовольством при появлении в помещении людей;
  • словарный запас бедный, определенные слова и фразы часто повторяются. Речь без интонаций напоминает разговор робота;
  • затрудняется первым вступить в разговор;
  • непонимание эмоций и чувств другого человека;
  • неспособность строить дружеские (романтические) отношения;
  • спокойствие и уверенность отмечаются только в привычной обстановке или ситуации, а сильные переживания – при каких-либо изменениях в жизни;
  • большая привязанность к отдельным предметам, привычкам, местам;
  • многие дети отличаются двигательной и психомоторной возбудимостью, расторможенностью, нередко в сочетании с агрессией и импульсивностью. Другие, наоборот, пассивные, вялые, заторможенные, со слабой реакцией на стимулы;
  • период полового созревания протекает сложнее, с частым развитием агрессии к окружающим, депрессии, тревожных психических расстройств, эпилепсии;
  • в школе некоторые дети создают мнимое впечатление гениев: они с легкостью могут повторить наизусть стихотворение или песню, прослушав их один раз, хотя остальные предметы им трудны для изучения. Дополняет впечатление «гениальности» сосредоточенное «умное» лицо, будто ребенок над чем-то думает.

Наличие перечисленных признаков не обязательно свидетельствует об аутизме. Но при их обнаружении следует обратиться за консультацией к специалисту.

Разновидностью аутизма (более легкой его формой) является синдром Аспергера. Отличительной особенностью его является то, что у детей отмечаются нормальное умственное развитие и достаточный словарный запас. Но при этом общение с другими людьми затруднено, дети не способны понимать и выражать эмоции.

Диагностика


Диагноз «аутизм» выставляется на основании совокупности клинических проявлений и отклонений в поведении ребенка.

Заподозрить развитие аутизма у грудничка можно с 3-месячного возраста. Но ни один врач точно подтвердить диагноз в столь раннем возрасте не сможет. Детский аутизм чаще диагностируется в 3 года, когда проявления болезни становятся явными.

Диагностика данной патологии даже для опытного специалиста далеко не проста. Иногда врачу необходимы многократные консультативные приемы, различные тесты и наблюдение для проведения дифференциальной диагностики с неврозоподобными состояниями, генетическими болезнями с умственной отсталостью.

Некоторые симптомы могут быть свойственны здоровым детям. Важным является не столько наличие признака, сколько систематичность его проявления. Сложность состоит еще и в многообразии симптомов аутизма, который может быть выражен в разной степени тяжести. К примеру, способный ученик может быть замкнутым по характеру. Поэтому важно обнаружение нескольких признаков, нарушение восприятия реального мира.

Обнаружив отклонения в поведении ребенка, родителям следует обратиться к детскому психиатру, который может диагностировать у ребенка расстройство психики. В крупных городах в настоящее время созданы «Центры развития ребенка». Специалисты в них (детские неврологи, психиатры, логопеды, психологи и др.) занимаются ранней диагностикой нарушений развития детей и рекомендациями по лечению их.

В случае отсутствия центра диагноз устанавливается комиссионно с участием педиатра, детского психиатра, психолога и педагогов (воспитателей).

В США для всех детей в 1,5 годовалом возрасте проводится тестирование родителей на предмет исключения аутизма у ребенка (тест называется «Проверка на аутизм для маленьких детей»). Этот несложный тест может помочь родителям самим определиться в необходимости консультации специалиста своему ребенку.

На каждый из вопросов следует дать ответ «Да» или «Нет»:

  1. Ребенку нравится, когда его берут на руки, сажают на колени, укачивают?
  2. Малыш интересуется другими детьми?
  3. Ребенок любит куда-нибудь взбираться, подниматься по лестнице?
  4. Малышу нравятся игры с родителями?
  5. Имитирует ли ребенок какое-то действие («готовит чай» в игрушечной посуде, управляет машинкой и т.д.)?
  6. Использует ли малыш указательный палец для указания на предмет, интересующий его?
  7. Приносил ли он когда-нибудь какой-либо предмет, чтобы показать его вам?
  8. Смотрит ли малыш в глаза незнакомому человеку?
  9. Укажите пальцем на какой-либо предмет вне поля зрения малыша и скажите: «Смотри!», или же произнесите название игрушки («машинка» или «кукла»). Проверьте реакцию ребенка: повернул ли он голову, чтобы посмотреть на предмет (а не на движение вашей руки)?
  10. Надо дать малышу игрушечную ложечку и чашку и попросить «сделать чай». Поддержит ли ребенок игру и притворится, будто делает чай?
  11. Задайте ребенку вопрос «Где кубики? или кукла». Покажет ли малыш на этот предмет пальцем?
  12. Может ли ребенок построить пирамиду или башню из кубиков?

Если большинство ответов будет «нет», то вероятность наличия аутизма у ребенка очень высока.

Что делать родителям, если диагноз «аутизм» ребенку установлен?

Многие родители долго не могут смириться с таким диагнозом, объясняя для себя изменения в поведении ребенка его индивидуальностью, характерологическими особенностями.

Что можно посоветовать родителям?

  1. Не нужно отрицать диагноз. Ведь для постановки диагноза врачи проводили оценку по многим критериям.
  2. Понять и принять, что эта патология не пройдет с годами и не излечится, она – на всю жизнь.
  3. С ребенком нужно много работать, чтобы нивелировать проявления аутизма. Могут помочь в этом не только советы специалистов, а и родители других детей с аутизмом: можно использовать чужой опыт в развитии ребенка, встречаясь в кружках таких родителей или на форуме в интернете.
  4. Понимать, что дорого время в работе с ребенком, т.к. с возрастом проявления только усугубятся. Чем раньше начато коррекционное лечение, тем выше шансы на успех.
  5. Диагноз «аутизм» – не приговор. В 3-5 летнем возрасте трудно сказать о степени тяжести процесса и его развитии. Во многих случаях возможна социальная адаптация, приобретение профессии.
  6. Следует использовать помощь специалистов в проведении логопедических, корригирующих, педагогических приемов для изменения интеллектуального развития, психомоторного и эмоционального поведения ребенка. Консультации психологов, дефектологов, логопедов помогут в формировании навыков, коррекции коммуникативных нарушений и социальной адаптации.

Лечение аутизма у детей

Медикаментозное лечение аутизма не разработано. Основным способом лечения является психотерапия и адаптация ребенка к жизни в социуме. Лечение при аутизме – длительный и тяжелый (в психологическом и физическом плане) процесс.

Предположение об эффективности использования в лечении безглютеновой диеты в исследованиях ученых подтверждения не получило. Исключение продуктов с казеином и глютеном из рациона ребенка с аутизмом к излечению не приводит.

Основные правила лечения:

  1. Необходимо выбрать психиатра, имеющего опыт работы с детьми-аутистами. Нежелательно менять врачей, т.к. каждый будет применять свою программу, что не позволит ребенку закрепить полученные навыки.
  2. В лечении должны участвовать все родственники ребенка, чтобы оно продолжалось и дома, на прогулке и т.д.
  3. Лечение заключается в беспрерывном повторении полученных навыков, чтобы они со временем не терялись. Стрессы и болезни могут привести к первоначальному состоянию и поведению.
  4. У ребенка должен быть четкий режим дня, который следует неукоснительно соблюдать.
  5. Нужно сохранять максимальное постоянство окружающей обстановки, каждый предмет должен иметь свое место.
  6. Следует стараться привлекать внимание ребенка, обращаясь к нему несколько раз по имени, но не повышая голос.
  7. Нельзя использовать силовое принуждение и наказания: ребенок-аутист не в состоянии увязать свое поведение с наказанием и просто не поймет, за что он наказан.
  8. Поведение с ребенком должно быть логичным и последовательным у всех членов семьи. Изменение модели поведения может неблагоприятно сказаться на его состоянии.
  9. Разговор с ребенком должен быть спокойным, медленным, короткими ясными предложениями.
  10. На протяжении дня у ребенка должны быть перерывы, чтобы он мог побыть один. Следует лишь позаботиться, чтобы обстановка была для него безопасной.
  11. Физические упражнения помогут ребенку снять стресс и дадут положительные эмоции. Большинство таких деток любят прыжки на батуте.
  12. Обучив ребенка новым навыкам, следует показывать, в какой ситуации можно их применять (например, пользоваться туалетом не только дома, а и в школе).
  13. Необходимо хвалить ребенка за успех, используя и слова, и другие способы поощрений (просмотр мультфильма и др.), постепенно он найдет связь между поведением и похвалой.

Важно и самим родителям иметь перерыв и отдых от этих занятий, т.к. они вызывают психологическое истощение: хотя бы 1 раз за год нужно уезжать на отдых, а уход за ребенком поручить бабушке и дедушке (или отдыхать по очереди). Не лишним будет и посещение психолога самими родителями.


Как учить ребенка общаться?

  1. Если ребенок не способен к общению словами,надо искать другие варианты: невербальное общение с помощью картинок, жестов, звуков или мимики.
  2. Не нужно что-либо делать вместо ребенка, если он не просит о помощи. Можно спросить, нужна ли ему помощь, и только при утвердительном ответе помочь.
  3. Нужно постоянно стараться вовлекать его в какие-либо игры с другими детками, даже если первые попытки вызовут злость. Раздражение и злость – тоже эмоции. Постепенно придет понимание, что общаться интересно.
  4. Не нужно торопить малыша – ведь ему необходимо время для осмысления действий.
  5. В играх с ребенком не стремитесь лидировать – постепенно формируйте проявление инициативы.
  6. Обязательно хвалите его за самостоятельное начало общения.
  7. Старайтесь создавать повод, необходимость в общении, ведь если все необходимое есть, то и нет стимула к общению со взрослыми, обращению с просьбой о чем-либо.
  8. Малыш должен сам определять, когда занятие нужно закончить (когда он устал или надоело). Если он не может об этом сказать словами, то подскажет его мимика. Можно помочь ему подобрать слово для окончания игры («Хватит» или «Все»).

Как учить повседневным навыкам?

  1. Обучение малыша чистить зубы может занять длительный период, но это возможно. Единого для всех детишек правила обучения нет. Это может быть игровая форма с обучением при помощи картинок, или личный пример, или любой другой вариант.
  1. Обучение посещению туалета может быть особенно трудным и занять несколько месяцев. Лучше начинать обучение тогда, когда малыш будет осознавать необходимость посещения туалета (что можно понять по его поведению или мимике).

Для малыша-аутиста прекращение использования памперсов уже вызовет недовольство. Поэтому, чтобы не пришлось потом отучать его от пользования горшком, лучше сразу после подгузников формировать привычку пользования туалетом.

Вначале памперсы менять нужно в туалете, чтобы ребенок мог связать посещение туалета с физиологическими отправлениями. В процессе наблюдения за малышом рекомендуется заметить примерное время опорожнения кишечника и мочеиспусканий у ребенка. Во время этих естественных отправлений нужно показать малышу туалет сначала на фотографии и произнести слово «туалет».

В примерное время отправлений у ребенка следует отвести его в туалет, раздеть и посадить на унитаз. Не отчаивайтесь, если мочеиспускание или дефекация не произошли. Даже в этом случае надо использовать туалетную бумагу, одеть малыша и вымыть руки. В тех случаях, когда нужда справлена вне туалета, нужно как можно быстрее отвести ребенка в туалет. Каждый случай пользования туалетом должен сопровождаться похвалой или наградой (дать игрушку, печенье и др.).

  1. Мыть руки нужно учить обязательно после туалета, после возвращения с прогулки, перед едой. Обучая, важно выполнять все действия в строгой последовательности и не нарушать ее. Например: подтянуть рукава; открыть кран; увлажнить руки водой; взять мыло; намылить руки; положить мыло; смыть с рук мыло; закрыть кран; вытереть руки; поправить рукава. В начале обучения следует подсказывать очередное действие словами или картинками.


Обучение ребенка-аутиста

Аутичный ребенок, как правило, в обычной школе учиться не может. Чаще обучением на дому занимаются родители или приходящий специалист. В крупных городах открыты специальные школы. Обучение в них проводится по специальным методикам.

Наиболее распространенные учебные программы:

  • «Прикладной поведенческий анализ»: поэтапное обучение под руководством психолога от простых навыков до формирования разговорной речи.
  • «Время на полу»: методика предлагает лечение и обучение навыкам общения проводить в игровой форме (родитель или педагог по несколько часов играют с ребенком на полу).
  • Программа ТЕАССН: методика рекомендует индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его особенностей, цели обучения. Эта техника может сочетаться с другими технологиями обучения.
  • Методика по программе «Больше, чем слова» обучает родителей пониманию невербального способа общения с ребенком с помощью жестов, мимики, его взгляда и др. Психолог (или родители) помогают ребенку в формировании новых методов для общения с другими людьми, более понятных им.
  • «Социальные истории» – это своеобразные сказки, написанные педагогами или родителями. В них следует описывать ситуации, вызывающие страхи и тревогу ребенка, а мысли и эмоции героев историй подсказывают желаемое поведение ребенка в подобной ситуации.
  • Методика обучения с помощью обмена карточками: используется при тяжелой форме аутизма и при отсутствии речи у ребенка. В процессе обучения ребенку помогают запомнить значение различных карточек и использовать их для общения. Это дает возможность ребенку проявлять инициативу и облегчает общение.

Строгий распорядок дня, постоянные и не всегда успешные занятия с ребенком, страдающим аутизмом, накладывают отпечаток на жизнь всей семьи. Такие условия требуют от членов семьи необыкновенного терпения и толерантности. Но только любовь и терпение помогут достичь хоть малейшего прогресса.

Прогноз

Прогноз в каждом конкретном случае разный. Своевременно начатая коррекция может в значительной степени ослабить проявления болезни и научить ребенка общаться и жить в обществе.

Но ожидать получения успеха через неделю и даже месяц нельзя. Лечение таких детей должно продолжаться в течение всей жизни. У многих детей некоторые сдвиги и возможность контакта отмечаются через 3-4 месяца, а у других положительная динамика не достигается годами.

При легкой форме психического расстройства больной аутизмом примерно к 20 годам может иметь возможность жить самостоятельно. Примерно каждый третий из них приобретает частичную независимость от своих родителей. При тяжелом течении болезни больной становится обузой для семьи, нуждается в присмотре родственников, особенно при сниженном интеллекте и неумении разговаривать.

Резюме для родителей

К сожалению, ни причина развития, ни способы излечения при аутизме не известны. У большинства детей-аутистов нормальный интеллект. Более того, некоторые из них имеют незаурядные способности в музыке, математике, рисовании. Но воспользоваться ими они не смогут.

Работать с детьми в любой стадии аутизма нужно как можно раньше. Нельзя отчаиваться! Используя множество разработанных методик по коррекции, во многих случаях можно достичь успеха. Главный враг ребенка – время. Каждый день без занятий – шаг назад.

К какому врачу обратиться

При наличии у ребенка аутизма он должен наблюдаться у психиатра, желательно у одного. Дополнительную помощь в лечении и реабилитации таких детей оказывают невролог, логопед, массажист, психолог.

1 , среднее: 5,00 из 5)