Пробы золота все номера проб. Пробы и клейма на изделиях из драгоценных металлов

Клеймо на золоте — самая главная информация, на которую стоит обратить внимание во время приобретения любых ювелирных изделий. Проба — это штамп, который проставляют ювелиры, чтобы подтвердить конкретное количество золота в украшении или другом изделии, так как драгоценные металлы в чистом виде не используются.

Качество металла, из которого выполнены золотые изделия, продающиеся или изготовленные на территории РФ, должно соответствовать одной из принятых законом проб и удостоверяться клеймом. Если же вы хотите купить на территории России изделие, произведенное в другой стране, на нем может находиться уже не одно клеймо, а два. В зависимости от процентного содержания золота в сплаве, в РФ существуют такие пробы:

  1. 999 — это чистое золото, без добавления каких-либо сопутствующих металлов.
  2. 750 — 75,5% золота, смешанного с никелем, платиной и серебром. Этот сплав может иметь цвет от желтого до красноватого. Так как он легко поддается обработке, используется для производства украшений и более точных работ.
  3. 585 — сплав с 58,5% металлов. Это сочетание делает его идеальным для производства, так как он становится прочным, плотным.
  4. 500 — 50,5% золота, смешанного с серебром и медью.
  5. 375 — сплав, содержащий 38% примесей других металлов. Цвет колеблется от почти белого до красного. Этот сплав через какое-то время тускнеет.

От того какая проба стоит на изделии, зависит способ его применения. Золото 999 пробы используется при отливании слитков, 375 используется в стоматологии, остальные — для изготовления ювелирных изделий. Сплавы пробой выше 750 не подвержены потускнению при соприкосновении с воздухом. Для произведений искусства больше всего подойдет 958 проба, для чеканки — 900, а для ювелирных украшений активно используется 585.

Только работники пробирного надзора могут ставить клеймо, которое подтверждает пробу изделий, в том числе изготовленных и ввезенных из других стран. Государственные территориальные службы клеймят не только золото, но и остальные металлы, которые изготавливаются на ювелирных заводах или мастерских.

Таким образом, проба на золоте — это процентное обозначение его примесей в изделии. Выглядит она следующим образом: на пробе изображена девушка в кокошнике, которая смотрит вправо, далее шифр пробирного надзора и в конце проба изделия, соответственно стандарту.

Форма клейма показывает, что это за металл. Например, клеймо на изделиях из платины представляет собой вытянутый восьмиугольник. Золотые изделия имеют клеймо в форме 2-х лопаток. Эта новая форма используется с 1994 года и по сегодняшний день.

Золотые украшения, изготовленные во времена СССР, имеют клеймо в форме звезды.

Что такое именник

Рассмотрим, что такое именник. Иногда на ювелирных изделиях можно встретить клеймо мастера, которое еще называют именник, но оно не является доказывающим качество.

Именник относится больше к личной подписи какого-то ювелира и компании, которая произвела изделие из драгоценного металла. Если произвести расшифровку, то она должна содержать дополнительную информацию о нем.

Для неопытного покупателя информация, внесенная в именник, мало о чем будет говорить. Только специалисты или другие ювелиры смогут с одного взгляда на именную печать рассказать, кто, где и в каком году изготовил украшение. С 1986 года все изготовители ювелирных изделий обязаны проставлять их самостоятельно.

По прошествии года старый именник необходимо уничтожить. Его перерегистрация производится ежегодно и отличается от предыдущего шифром года изготовления. Многие мастерские могут по просьбе заказчика нанести на золотое украшение любую надпись. Это может быть как важное для него слово, так и дата рождения или свадьбы. Особенно это актуально для людей, которые собираются вступить в брак.

Как осуществляется маркировка золота

В мире существует золотниковая, каратная и метрическая системы золотых проб. Чаще используются каратная и метрическая, из них вторая наиболее популярна. В законодательстве разных стран процедура клеймения и пробирования контролируется по-разному, а есть и вовсе такие страны, где разрешено изготовление золота любого качества. Сейчас очень дешево ценятся ювелирные украшения восточно-азиатского изготовления, выпускаемые в Турции, Египте. Вследствие того что качество украшений не контролируется государством, особенно хитрые предприниматели могут поставить клеймо 585 пробы на сплав, который еле натягивает на 500 пробу.

Клеймятся ювелирные изделия разными способами, которые выбираются конкретно для каждого предмета, исходя из многих факторов.

Наиболее грубым является механический метод. Пробу ставят отбойными молотками, изделие при этом прочно фиксируется в тисках. Он является самым древним и долговечным, при нем украшение не портится, из-за этого его используют в 80% случаях. В настоящее время этот процесс полностью автоматизирован и является конвейерным.

В случаях, когда имеется вероятность повреждения и царапин, используются более щадящие способы, например, электроискровой. При выборе этого метода клеймо наносится с помощью искр. Ставится оно только на ровную поверхность и относится к молодым способам клеймения, его изобрели только в 1967 году.

Наиболее затратным и сложным считается клеймение с помощью лазера, оно выходит долговечным. С его помощью на золотых изделиях может быть поставлено выпуклое клеймо. Но его не располагают в тех местах, которые плотно контактируют с кожей, в противном случае оно может стереться раньше, чем через 5 лет.

Таким образом, каким методом наносить клеймо, решается в каждом случае в индивидуальном порядке, учитывая все плюсы и минусы. Особенно это касается изделий с изящными узорами и драгоценными камнями, ведь важным условием является не испортить внешний вид, чтобы украшения не потеряли свою ценность и индивидуальность.

Если нет клейма на золоте, то изделие, которое изготовили из него, точно является подделкой. Называя его ювелирным украшением, продавец нарушает порядок, установленный государством по реализации изделий и драгоценных металлов, так как их запрещено продавать и закладывать. Поэтому если хотите порадовать себя драгоценным подарком, то надо попросить у продавца документы на него и внимательно разглядеть пробу, так как вместо пробы там может стоять просто чей-то именник. Также существует специальная маркировка золота, которая служит для того, чтобы человек, покупая золото зарубежного производства, не купил случайно изделия из металла с золотым напылением.

Подделывать клеймо решится далеко не каждый, так как это связано с огромными рисками.

Главный способ махинации — подделка высокой пробы на изделии более низкого качества. Такие украшения продаются чаще всего в маленьких лавках по всему миру, но и большие ювелирные магазины не застрахованы от этого.

Начиная с 1971 года, клеймению и опробованию подлежат золотые и серебряные медали различных соревнований, не имеющих статуса государственных наград, в том числе медали олимпийских игр.

В России пробирование, указывающее на количество золота в сплаве, стали производить в 1700 году при правлении Петра Первого. Проба имела форму орла. Монеты тогда состояли из 98% золота и 2-3% меди.

Проба благородных металлов - определение различными аналитическими методами пропорции, весового содержания основного благородного металла (золота, серебра, платины и остальные пять металлов платиновой группы - рутений, родий, палладий, осмий, иридий) в пробируемом сплаве; используется для последующего клеймления, нормативно фиксирующего полученные в результате анализов данные - пропорцию благородного металла при изготовлении ювелирных изделий, монет и др.; само клеймо и определённое при пробировании содержание основного благородного металла также именуются пробой. Все промышленно выпускаемые сплавы содержащие более 30% по весу благородного металла должны быть подвергнуты пробированию и соответствующим образом заклеймлены. К настоящему времени для всех благородных металлов установлена дискретная линейка возможных их содержаний в сплавах (проб).

Традиционная система проб в Западной Европе (в мире):

Основой системы проб в Европе является количество карат основного благородного металла в 24 каратах пробируемого сплава.

Для благородных металлов наиболее распространены следующие пробы:

9 карат - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

12 карат - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

14 карат - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

18 карат - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

21 карат - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

22 карат - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

23 карата - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

24 карата - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть металл в чистом виде

Помимо пробирных клейм пробирных палат, осуществлявших пробирование на сплавы благородных металлов наносится клеймо, показывающее каратное содержание основного благородного металла в сплаве. следует различать два типа таких клейм:

Клейма вида "14К", "18К" означают, что изделие изготовлено из сплавов 585-й и 750-й проб соответственно.


***
Примечание: изделия имеющие серебряное покрытие, защищённое родием могут не иметь никакого клейма.

Для пересчёта каратной (западноевропейской) пробы в метрическую значение каратной пробы следует разделить на 24 и умножить на 1000.

Достоинство сплава, из которого изготовлены золотые, серебряные, платиновые и палладиевые изделия, определяется пробой, показывающей содержание драгоценного металла в 1000 частях (по массе) сплава. Пробирный надзор осуществляется инспекциями пробирного надзора управления драгоценных металлов Министерства финансов России.

Рис.1. Пробирные клейма основные (а-е) и дополнительные (ж, з) для клеймения.

а - изделий в сочетании с одним из дополнительных клейм;

б - золотых и платиновых изделий;

в - серебряных изделий;

г - палладиевых изделий;

д - изделий с подвешенными к ним пломбами;

е - книжек с сусальным золотом и серебром;

ж - разъемных и легко отделяемых второстепенных и дополнительных частей изделий;

з - изделий, не соответствующих заявленной пробе, и таких, чья проба после

реставрации оказалась ниже установленной.

В 1927 г. в СССР были установлены следующие пробы сплавов на основе драгоценных металлов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

В западных странах используется каратная система проб, при которой 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Для перевода пробы из метрической в каратную применяется следующее соотношение:

где b - проба в каратах; x -метрическая проба.
Например, 750-я проба соответствует 18 каратам, 583-я проба - 14 каратам, 375-я проба - 9 каратам.

Клеймение изделий из драгоценных металлов осуществляется основными и дополнительными клеймами (рис.1).

К основным пробирным клеймам относятся клейма литер «А», «Б»,. «В» и «Г»,

Клеймо литеры «А» имеет круглую форму и состоит из знака удостоверения (эмблема

серпа и молота на фоне пятиконечной звезды с трехзначным числом пробы) и шифра

инспекции пробирного надзора.

Клеймо литеры «Б» может быть нескольких видов:

клеймо в виде лопатки, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции пробирного надзора и пробы, предназначено для клеймения золотых и платиновых изделий;

клеймо в виде прямоугольника с выпуклыми противоположными сторонами состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (750, 800, 875, 916, 925 и 960), служит для клеймения серебряных изделий;

клеймо усеченно-овальной формы, состоящее из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы (500, 850),. предназначено для клеймения изделий из сплавов на основе палладия.

Клеймо литеры «В» - двустороннее, круглое; состоит из двух частей: знака удостоверения с шифром пробирной инспекции и круглого знака с цифрами проб. Им клеймят изделия из драгоценных металлов на привешиваемых к ним пластинах.

Клеймо литеры «Г» имеет продолговатую форму с закругленными углами. Состоит из знака удостоверения, шифра инспекции и пробы и предназначено для клеймения тонколистового (сусального) золота и серебра.

К дополнительным пробирным клеймам относятся клейма литер «Д» и «Е».

Клеймо литеры «Д» имеет квадратную форму со срезанными углами. Это клеймо служит для клеймения разъемных, второстепенных и дополнительных частей изделий из драгоценных металлов.

Клеймо литеры «Е» имеет квадратную форму со срезанными углами и буквы «НП».

Предназначено для клеймения изделий из драгоценных металлов, не соответствующих заявленной пробе.

Клеймение изделий из драгоценных металлов производится исходя из результатов опробования их на пробирном камне и контрольного анализа при следующих отклонениях от установленных проб:

для сплавов на основе золота не более +/- 3 пробы;

для сплавов на основе серебра не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе платины не более +/- 5 проб;

для сплавов на основе палладия не более +/- 5 проб.

На практике пользуются наиболее простым методом определения пробы драгоценных металлов и их сплавов - нанесением раствора хлорного золота непосредственно на испытуемое изделие. На чистую поверхность проверяемого металла или сплава помещают каплю раствора хлорного золота и следят за результатом.

Как правило, на смоченной поверхности появляется пятно от осадка, по цвету которого и определяют металлы.

Определение металла нанесением раствора хлорного золота:

Цвет исследуемого металла: Белый.

Цвет пятна: Тёмно-зелёный - Жёлтый с выделением газа, постепенно чернеет - Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2 - 1-2 - 30-40.

Определяемый металл: Чистое серебро или высокопробный сплав на основе серебра.- Алюминий - Олово.

Время образования пятна, с: 30-40.

Определяемый металл: Платина.

Цвет исследуемого металла: Серовато-белый.

Цвет пятна: Жёлтый, быстро чернеет.

Определяемый металл: Цинк.

Цвет исследуемого металла: Синевато-серый.

Цвет пятна: Грязно-жёлтый.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Свинец.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Золото и его высокопробные сплавы с серебром.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Каштановый.

Определяемый металл: Низкопробные (менее 583 пробы) сплавы золота с серебром и медью.

Цвет исследуемого металла: Жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Латунь.

Цвет исследуемого металла: Беловато-жёлтый.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Низкопробный сплав серебра с медью.

Цвет пятна: Раствор не оказывает действия.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Высокопробный сплав (выше 583 пробы) золота с медью.

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Золотистый или каштановый.

Время образования пятна, с: 60-360.

Определяемый металл: Низкопробный сплав золота с медью (ниже 583 пробы).

Цвет исследуемого металла: Красный.

Цвет пятна: Чёрный.

Время образования пятна, с: 1-2.

Определяемый металл: Медь.

Система проб в России:

В силу исторических особенностей клеймение на Руси появилось позже, чем в других странах. Первое московское клеймо - двуглавый орел, сопровождающийся датой, выраженной славянскими буквами, относится к 1651-1652 гг. Первые клейма ещё не являлись показателем пробы в точном смысле этого слова. Клеймо лишь указывало, что серебро не хуже признанного законом образца, но сам образец не имел точно определённой пробы. Как правило, качественное золото было от 83-й до 85-й пробы и выше, что соответствовало пробе «любских талеров» или «ефимков» - привозных монет, которые переплавляли для изготовления вещей. В последней четверти XVII века законом допускался и более низкопробный образец - «левок».
Появилось клеймо - в овале слово «левок».

В России государственное клеймение изделий из драгоценных металлов узаконено:серебряных - в 1613 году, золотых - в 1700 году.

в СССР:платиновых - в 1927 году, палладиевых - в 1956 году.

Система проб и клейм в дореволюционной России:

Для всех городов в XVIII-XIX веках клейма состояли:

из клейма с гербом города с годом или без года в щитках различной формы;

из клейма с начальными буквами имени и фамилии - «именником» пробирного мастера;

из клейма мастера, изготовившего вещь, без обозначения года;

из клейма с двумя цифрами, обозначающими пробу, то есть число золотников
чистого серебра или золота в лигатурном фунте.
Мастера, мастерские, фирмы и фабрики обязаны были ставить свои клейма-именники до представления изделий государственному пробиреру.

До 1927 года в России существовала золотниковая система обозначения пробы на основе русского фунта, содержащего 96 золотников. Аналогично тому была установлена система, когда один золотник был равен 1/96-й части золота в сплаве.

36 золотников - масса благородного металла составляет 0,375 от веса сплава

48 золотников - масса благородного металла составляет 0,500 от веса сплава

56 золотников - масса благородного металла составляет 0,585 от веса сплава

72 золотника - масса благородного металла составляет 0,750 от веса сплава

84 золотников - масса благородного металла составляет 0,875 от веса сплава

88 золотников - масса благородного металла составляет 0,916 от веса сплава

92 золотника - масса благородного металла составляет 0,958 от веса сплава

96 золотников - масса благородного металла составляет свыше 0,999 от веса сплава, то есть метал в чистом виде

Для пересчёта золотниковой пробы в каратную (западноевропейскую) значение золотниковой пробы следует разделить на 4. Для пересчёта золотниковой пробы в метрическую значение золотниковой пробы следует разделить на 96 и умножить на 1000.

Система проб и клейм в СССР:

В 1927 году в рамках перехода на метрическую систему мер, путём пересчёта долей в золотниках, была создана новая система, в которой проба обозначалась числом тысячных весовых долей золота в сплаве. Она используется до сих пор и описана ниже.

Тогда же была установлена новая система клеймления пробированного металла. Наносилось 3, иногда 2 клейма: клеймо производителя, численное обозначение пробы и пробирное клеймо в виде пятиконечной звезды в рамке. При отсутствии численного обозначения форма рамки клейма определяла параметры (в том числе и пробу) пробируемого сплава.

Система проб и клейм в современной России:

В настоящее время для клеймения ювелирных изделий используют клейма с изображением женской головы в кокошнике. Опробование и клеймение ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов в России осуществляются Российской государственной пробирной палатой при Министерстве финансов РФ, образованной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 106 «О Российской государственной пробирной палате».Основой системы проб в России является количество миллиграмм основного благородного металла в 1 грамме (или грамм в килограмме) пробируемого сплава. В Метрической Системе Мер и весов значение пробы можно рассматривать также как количество весовых частей (долей) основного благородного металла на 1000 весовых частей (долей) пробируемого сплава.

Для благородных металлов в России установлены следующие пробы:

золото (подробнее меры чистоты золота) - 375, 500, 583, 585, 750, 958, 996, 999

серебро - 750, 800, 875, 916, 925, 960, 999

платина - 950

палладий - 500, 850

Числовые значения долей, в основном, были установлены путём пересчёта долей каратной системы (см. выше).

Способы определения пробы:

Пробирным камнем

Химический анализ с применением хлорного золота, царской водки и т. п.

Спектральный анализ

Состав сплавов и применение:

Наиболее распространен сплав золота 583-й пробы; сплавы этой пробы могут быть различных цветов в зависимости от количественного соотношения содержащихся в них цветных металлов. Например, если в сплаве золота 583-й пробы (58,3 % золота) содержится примерно серебра 36 %, а меди 5,7 %, сплав приобретает зелёный оттенок; при 18,3 % серебра и 23,4 % меди - розовый; при 8,3 % серебра и 33,4 % меди - красноватый. В зависимости от лигатуры может иметь разные температуры плавления и твердость, эти сплавы имеют хорошую паяемость.Сплавы золота 958-й пробы непрочны и поэтому используются в ограниченном количестве. Сплав 958 пробы трёхкомпонентный, кроме золота в своём составе имеет серебро и медь, используется в основном для изготовления обручальных колец.

Сплав имеет приятный ярко-жёлтый цвет, близкий к цвету чистого золота. Очень мягкий, в результате чего полировка на изделии держится недолго. Сплав 750-й пробы трёхкомпонентный, имеет в своём составе медь и серебро, в некоторых случаях в виде лигатуры могут быть использованы родий, палладий, никель и цинк. Цвет от желтовато-зелёного через красноватые оттенки до белого. Сплав хорошо поддается пайке и литью, является подходящей основой для нанесения эмалей, однако при содержании в сплаве более 16 % меди цвет эмали становится тусклым. Рекомендуется использовать при изготовлении изделий с тонкой рельефной выколоткой, филигранью и оправ для хрупких самоцветов, напряжённых бриллиантов.Сплав золота 375-й пробы обычно содержит: золота 37,5 %, серебра 10,0 %, меди 48,7 %, палладия 3,8 %.
Используется для изготовления обручальных колец.

Для изготовления украшений с бриллиантами широко используется «белое золото», которое содержит:
в сплаве золота 583-й пробы - серебра 23,7-28,7 %, палладия 13,0-18 % или

никеля 17 %, цинка 8,7 %, меди 16 %;

в сплаве золота 750-й пробы - серебра 7,0-15,0 %, палладия до 14 %, никеля до

4 %, цинка до 2,4 %, или никеля 7,5-16,5 %, цинка 2,0-5,0 %, меди до 15 %.

Наиболее распространён сплав серебра 875 пробы. Его используют для изготовления украшений и предметов сервировки стола. Сплав 916 пробы используют для производства предметов сервировки стола с покрытием эмалью; сплав 960-й пробы - для изготовления филигранных изделий.

Сплавы платины и палладия применяются в ювелирном деле в незначительных количествах.

Серебряные и латунные изделия для защиты от быстро наступающего окисления и для улучшения декоративных свойств покрывают электролитическим способом тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).В современных ювелирных изделиях платиновый сплав встречается редко, он уступил свои позиции белому золоту. Для некоторых ювелирных изделий используется двухкомпонентный сплав 950 пробы, в состав которого кроме платины входят медь и иридий. Добавка иридия значительно увеличивает твердость сплава.

Палладий пока ещё не является общепризнанным как самостоятельный металл для производства ювелирных изделий, но он имеет хорошие перспективы, так как он дешевле платины, имеет более интенсивный белый цвет, лучшую обрабатываемость, и такую же, как платина, устойчивость на потускнение на воздухе.

Интересно:

Клеймение ювелирно-бытовых изделий известно со средних веков (например, в Англии и Италии с 15 века, во Франции с 16 века). В ряде стран клеймение введено в 20 веке (например, в Канаде с 1913 года, Австралии с 1923 года). В некоторых странах ювелирно-бытовые изделия из благородных металлов хотя и клеймятся (чаще самими фирмами-производителями изделий), но контроль за Пробой со стороны государства не обязателен или слабый (например, Австралия, Бельгия, Дания, Италия, Канада, Мальта, США, ФРГ, Швейцария, Швеция).

Клеймо на золоте :

При покупке золотого изделия необходимо обращать внимание на клеймо на золоте. Как правило, на цепочке или серьгах клеймо на золото ставится рядом с замком, а на кольцах – с «изнаночной» стороны изделия;

Клеймение золота с изображением пробы может осуществляться только специалистами Палаты пробирного надзора, а не мастерами, которые изготавливают ювелирное изделие. Многие мастера ставят собственное клеймо, так называемый «именник», который мало что скажет неосведомленному покупателю. В последнее время в «именнике» обозначается год, город и личный код мастера, который изготовил ювелирное изделие;

Некоторые ювелирные мастерские работают «втёмную», изготавливая изделия из золота высокой пробы, но, не нанося клейма на них. В этом случае стоит обратиться к специалистам, которые помогут вам определить пробу золота. Ювелирные изделия из золота лучше всего приобретать в крупных магазинах, где вы сможете рассмотреть под лупой клеймо на золоте, а также нужно сохранять все чеки и сертификаты для возврата денежных средств в случае, если ювелирное изделие из золота не соответствует заявленной пробе.

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий – это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Пробы на ювелирных изделиях: что нужно знать покупателю?
6 ответов на важные вопросы

Клеймо в ювелирных изделиях порою может рассказать гораздо больше, чем иные консультанты в салоне… но только том случае, если вы подкованы в этом вопросе. Часто клеймение ювелирных изделий - это то, что может сообщить не только, что за металл перед вами, но и кто изготавливал украшение, как давно оно было сделано и как долго проживет.

Проверьте клеймо на кольце, если хотите, чтобы оно служило вам верой и правдой: ведь под видом золотого кольца в подозрительных магазинах могут продать серебро с позолотой, которая вскоре слезет, обнажив реальный состав металла.

Поскольку клеймение ювелирных изделий из драгоценных металлов - это обязательная процедура в России, странах Европы и Азии, то отсутствие клейма в нужном месте должно служить серьезным предостережением. Кстати, в нашем магазине все украшения имеют маркировки!

Вопрос №1. «Куда ставят клеймо на серьгах,
цепях, кулонах, браслетах?»

Согласно международным правилам, пробирование и клеймение ювелирных изделий не должны влиять на их внешний вид . Поэтому клеймо можно располагать только на обратной стороне украшений, застежках, или, если речь идет об или изделиях, стоящих из тонких деталей, на специальной припаянной пластине из такого же металла.

В жизни каждого человека бывает ситуация, когда ему необходимо проверить подлинность украшения в домашних условиях. Тем более что в современном мире мошенники научились подделывать золотые украшения так, что не всегда профессионал отличит. Рассмотрим 14 самых популярных способов как сделать это дома.

Как отличить от подделки

Конечно, самым верным способом отличить золото от подделки является поход к ювелиру. Только он сможет дать 100% гарантию. Однако многие мастерские берут за эту услугу неплохую сумму денег. Если же Вы не готовы выбрасывать деньги на ветер, попробуйте самостоятельно сделать это одним из предложенных способов.

На зубок

Одним из самых простых способов проверки подлинности золотого украшения является метод наших предков. Нужно просто укусить его. На настоящем драгоценном металле всегда останутся следы Ваших зубов. Опасностью этого эксперимента является то, что в нем могут пострадать ваши зубы. Порой в подделках встречаются очень твердые металлы.

Клеймо и проба

Возьмите в руки ювелирное украшение, которое вы хотите проверить. На каждом золотом изделии имеется знак качества – проба. Для того, чтобы её рассмотреть, Вам, скорее всего, понадобиться лупа.

По всемирным требованиям проба ставится в следующих местах:

  • На цепочках и браслетах пробу чаще всего ставят на застежке.
  • На сережках с английским замком клеймо стоит на внешней или внутренней стороне застежки (дужке).
  • (если кольцо с камнем или имеет фигурное дополнение, проба должна стоять посередине).
  • На золотых часах проба стоит с внутренней стороны самого циферблата. В случае, когда часы полностью выполнены из золота (и циферблат и ремешок) пробу ставят внутри застежки.
  • На сережках гвоздиках проба стоит на застежке , или же очень редко на самой ножке.

Важно: на клеймо всегда точно указывается проба золота цифрами (например, 585).

Интересный факт! В магазинах мы почти всегда покупаем золото 585 пробы. Однако никто не знает, что проба чистого золота без примесей других металлов 999. Все остальные пробы указывают на сплав. Чем выше проба, тем больше золота в нем содержится.


На кольцах ищите клеймо внутри изделия

Вид и звук

Для того чтобы проверить качество золотого украшения дома, необходимо просто бросить его на ровную поверхность стола:

  • Настоящее золото по звону должно напоминать хрусталь. Его звук должен быть очень звонким.
  • Провести проверку на звук можно только с маленькими украшениями: серьгами, брошами и кольцами. Браслеты и кольца не подойдут для данного эксперимента.
  • Если же со столом у Вас возникают проблемы , его можно заменить стеклянным стаканом.

По внешнему виду, золото определить бывает довольно трудно. Его цвет зачастую зависит от его подвида. В мире есть белое, желтое, красное и розовое золото. Тем более что сплавы некоторых менее ценных металлов дают именно золотистый цвет.

Главным внешним признаком подделки является чрезмерно желтый цвет. Однако и здесь есть свои подводные камни: турецкое золото также имеет насыщенный желтый цвет.

Проверка подручными средствами

Конечно, проверка вышеперечисленными способами не всегда дает 100% гарантию того, что перед вами не подделка. Возможно, Вы сами провели эксперимент неправильно (не увидели пробу или верхнее покрытие Вашего стола оказалось слишком мягким) или все еще сомневаетесь в качестве золотого изделия.

Тогда Вам на помощь придут такие подручные средства как йод, уксус и обычный черный хлеб. Как провести проверку, читайте далее.

Йод

Для того чтобы проверить подлинность с помощью йода нужно:

  • Капните на украшение, которое Вы хотите проверить , одну каплю йода и подождите пять минут.
  • Протрите йод салфеткой или смойте водой. Если украшение поменяло цвет (потемнело) – перед Вами подделка. При потемнении цвет изделия изменяется на серый или черный с зеленоватым подтоном.

Капните на украшение, которое Вы хотите проверить, одну каплю йода и подождите пять минут

Уксус

Еще один легкий способ проверить подлинность – воспользоваться обычным столовым уксусом:

  • Для этого нужно налить в керамическую или пластиковую посуду (ни в коем случае не в железную) небольшое количество уксуса.
  • Поместить в него украшение и оставить на несколько минут (не менее 5).
  • Золото никак не поменяет внешний вид , а подделка потемнеет.

Азотная кислота

Еще одним методом химической проверки золота на подлинность является реакция на азотную кислоту:

  • Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты.
  • Если изделие не меняет цвет на зеленый или молочный – значит перед Вами находится не подделка.

Для проведения эксперимента положите проверяемое украшение в глубокую металлическую чашу и капните на него всего одну каплю азотной кислоты

Поцарапать иглой

Проверить подлинность золотого изделия можно и с помощью обычной иголки. Для этого необходимо с силой поскрести проверяемое украшение иглой. Настоящему золоту ничего не будет. А вот позолота с легкостью слезет.

Контакт с золотом

У каждого человека есть золотое изделие, в подлинности которого он не сомневается:

  • Для того чтобы провести проверку необходимо: на жесткой поверхности провести линию настоящим золотом.
  • Аналогичное действие провести на той же поверхности и с предметом, в котором Вы сомневаетесь.
  • Различий между линиями быть не должно.

Магнит

Каждый человек знает, что чистое золото никак не магнитится:

  • Приложите проверяемое изделие к магниту и смотрите , что из этого всего выйдет.
  • Если изделие хоть немного притягивается к магниту – перед Вами сплав металлов. За золото чаще всего могут выдавать медь. Однако в подделках золотых изделий очень часто участвуют такие металлы как алюминий, медь и олово. Они тоже не реагируют на магнитную проверку, но по весу являются более легкими, чем аналогичные изделия из золота.


Ляписный карандаш

Ляписный карандаш – это препарат для остановки крови и обработки ран. Его с легкостью можно купить в аптеке.

Для того чтобы проверить украшение нужно:

  • Намочите изделие проточной водой.
  • Проведите на мокром изделии линию ляписным карандашом.
  • Сотрите отметку сухой тканью.

Если на поверхности изделия останется след от карандаша – перед Вами очередная подделка.

Черный хлеб

Для данного эксперимента Вам понадобится мякиш свежего хлеба. Проверить таким способом можно абсолютно любое изделие:

  • Берем мякиш и оборачиваем в него золотое изделие.
  • Скатываем шарик и оставляем на пару дней пока он не зачерствеет.
  • Когда это случится, извлекаем изделие из хлеба. Внешний вид золота никак не изменится, а вот сплавы подвергнутся окислению и поменяют цвет.


Керамическая плитка

Если у Вас дома есть необработанная керамическая плитка, можно использовать ее в качестве проверки золота:

  • Для этого необходимо провести по плитке различными металлами и изделием , которое Вы хотите проверить.
  • След от него должен быть золотым. Остальные металлы оставят после себя черные и серые полосы.

Реакция на солнце

Для этого способа проверки Вам придется немного погадать с природой. Требуется яркий солнечный день:

  • Сначала, внимательно рассмотрите проверяемое изделие в тени. Запомните, как оно блестит, какой у него цвет.
  • Теперь проделываем то же самое под прямыми солнечными лучами. Стоя на улице, посмотрите, также ярко и презентабельно выглядит Ваше изделие, как оно это делало в тени.
  • Настоящее золото, никогда не теряет своего внешнего вида при любых погодных условиях.

Метод Архимеда

Данный способ проверки больше подходит для крупных золотых предметов (например, золотых слитков). Однако он требует некоторых усилий и знаний.

Для этого эксперимента понадобится глубокая емкость и вода:

  • Наполняем емкость водой до краев. Предварительно следует узнать, какой объем воды вы набрали.
  • Медленно и аккуратно погружаем золотое изделие в емкость и даем воде перелиться за края (вытечь).
  • Теперь вспоминаем закон Архимеда о выталкивании: «На тело погруженное в жидкость, действует выталкивающая сила, равная весу жидкости в объеме погруженного предмета».
  • С помощью формулы F A =pgV, где p – это плотность жидкости, g – это ускорение свободного падения и V – это объем погруженного тела, узнаем массу золотого изделия. Плотность воды равна 900 килограмм на 1 кубический метр.

По закону Архимеда золото должно тонуть. Так как его вес больше объема вытесняемой жидкости.

С каждым годом стоимость золота растет. Вместе с ним растут и способы мошенничества и подделки. Для того чтобы снизить риск приобретения подделки, при покупке, воспользуйтесь следующими советами:

  1. Покупайте ювелирные украшения только в проверенных магазинах. Не стоит приобретать изделие с рук или на улице. Также стоит избегать ломбардов и магазинов сомнительного внешнего вида.
  2. Драгоценные металлы всегда стоят дорого. Если Вы видите подозрительно дешевое изделие, то, скорее всего перед Вами подделка.
  3. Обратите внимание на внешний вид изделия. Оно должно блестеть, иметь ровный окрас. На нем не должно присутствовать царапин, вмятин и пятен.
  4. Как это ни странно, но золото не имеет никакого запаха. Если Вас одолели сомнения, никто не запретит Вам в магазине понюхать украшение. Лучше выглядеть глупо, чем выкинуть деньги на ветер.

Пользуясь этими советами, Вы рискуете в несколько раз меньше наткнуться на подделку. Ну а если у Вас все же есть сомнения, Вы знаете, как проверить подлинность.

В этой статье:

Клеймо на золоте - это гарант качества. Так думают многие, покупая украшения в ювелирных магазинах. Так и есть: клеймо говорит о том, что изделие было проверено государственными органами и соответствует указанной пробе, то есть в украшениях действительно содержится золото в заявленном количестве.

Структура клейма

Впервые клеймо стали ставить на драгоценностях во Франции, произошло это еще в XIII веке. В нашей стране пломбировать драгоценные металлы стали позже. Благодарить за это стоит Петра Первого - именно он издал указ о том, что все изделия из серебра и золота должны иметь клеймо и пробу. Произошло это в XVIII веке. За годы истории виды проб и само клеймо несколько раз меняло вид. Сегодня на украшениях можно увидеть девушку в кокошнике, вернее, ее профиль.

Факты из истории

Начать стоит с того, что впервые клеймить стали изделия из серебра, и произошло это еще до начала правления Петра Первого в XVII веке. Тогда клеймо представляло собой двуглавого орла и дату, которую ставили славянскими буквами. Но указ Петра все изменил.

В те годы в ходу была 96-кратная система проб. То есть цифра 96 свидетельствовала о количестве единиц золота в изделии. С наступлением XIX века количество проб увеличилось, стали ставить не только цифру 96, но также 58, 72, 94 и 92 - все это были пробы, которые свидетельствовали о процентном содержании драгметалла в изделие.

Пробирное клеймо снова изменилось уже во времена СССР: было принято решение ставить на изделия пробу, кратную количеству драгметалла в сплаве, цифры начинались с 0 и заканчивались 1000. Таким образом, самой высокой пробой в СССР обладало золото с маркировкой 999,9. Такая система называлась матричной.

Приблизительно в то же время была установлена погрешность в 3 и 5 единиц. То есть, согласно законодательству, украшения, изготовленные из драгоценных металлов, могут иметь погрешность - содержание металла может варьироваться в пределах пробы, но только на 3 или 5 единиц меньше или больше.

В пример возьмем изделие из золота 585 пробы: если в сплав добавлены медь и серебро, то погрешность составляет 3 единицы. Значит реальное содержание драгметалла в изделии может варьироваться в пределах от 582 до 588, если речь идет об изделии с 585 пробой. Если в сплав добавлен никель, то допустимая погрешность составляет 5 единиц.


Клейма на золоте СССР

Таким способом СССР удалось снизить количество брака и контролировать качество выпускаемой продукции. Стоит отметить, что в Советском Союзе в ходу была проба 583, но после ее заменили на 585 - самую популярную на сегодня.

Причина была банальна: власти боялись, что драгоценности 583 пробы в Европе оценят ниже по каратной системе. Чтобы повысить оценку и ввели .

Соответствие европейским маркировкам:

  1. 23 карата соответствует драгметаллу с маркировкой в 958.
  2. 18 карат соответствует 750 пробе.
  3. 14 карат соответствует драгметаллу с маркировкой 585.

Так, импортный стандарт не был нарушен с появлением 585 пробы, но она не самая низкая на сегодняшний день. Существует еще 375, где содержание драгметалла не превышает 38%.

Наименьшим доверием среди ювелиров пользуется золото, привезенное из Турции. Ювелиры этой страны способны поставить на изделие любое клеймо по желанию покупателя. Приобретая драгоценность без маркировки, владелец может потребовать поставить клеймо прямо в магазине на свое усмотрение. По этой причине, покупая драгоценности в других странах, стоит внимательно изучать не только клеймо и пробу, но и внешний вид изделия.

Виды проб золота

В нашей стране существует всего 5 уровней качества, которые помогут определить процентное содержание драгметалла в сплаве:

  • 375 - сплав Au с медью и серебром. Изделия из такого материала не отличаются высоким качеством, процентное содержание золота не превышает 38%. Драгоценности имеют красный цвет или оттенок из-за большого содержания в лигатуре меди.
  • 500 - проба, которую ставят на сплав с содержанием не только AU, но также меди и серебра. Для изготовления украшений такой материал используют редко.
  • 585 - драгоценности из этого сплава в нашей стране пользуются популярностью. Ювелиры утверждают, что при добавлении в лигатуру меди, серебра или палладия, материал становится более прочным. Украшения этой пробы не вступают в контакт с агрессивными реагентами и факторами внешней среды. Долго носятся и отличаются устойчивостью к механическим повреждениям. В лигатуре содержание Au не превышает 59%.
  • 750 - этот сплав используют для изготовления украшений элитного типа. Цвет металла может иметь зеленый, желтый или даже красный оттенок. В лигатуру добавляют платину, палладий, медь, серебро и никель. Сплав хорошо переносит влажность, не темнеет, устойчив к царапинам и повреждениям. Содержание Au в лигатуре не превышает 75,5%. Драгоценности из этого сплава часто инкрустируют бриллиантами и другими драгоценными камнями.
  • 958-я проба используется для изготовления произведений искусства. Содержание Au в сплаве составляет 95,88%. Сплав пластичный, но мягкий, по этой причине для изготовления драгоценностей его не используют.

Оттиск пробирного клейма 585 пробы

Монеты чеканят из , а вот 999,9 практически не используется, причиной всему ненадежность материала.

В рамках деятельности пробирного надзора находится не только контроль за качеством изделий из драгоценных металлов, но и соответствие их указанным в законодательстве требованиям. А также государственный орган следит за продажей металла, который не имеет на своей поверхности пробы и клейма. В нашей стране торговля таким золотом запрещена законом.

Отсюда следует вывод, что покупать и продавать золото, на поверхности которого отсутствует информация о производителе, дате изготовления и процентное содержание драгметалла в составе, может привести к проблемам с законом.

В целом все предельно ясно, но чтобы рассмотреть пробу или клеймо на поверхности украшений стоит вооружиться лупой или специальным прибором, поскольку даже в бутиках и крупных магазинах можно купить подделку. Но если покупателю удастся доказать низкое качество товара, ему обязаны будут вернуть деньги и принести извинения.

А вот в Голландии, например, таких жестких рамок нет, там можно продавать и производить любые изделия, в составе которых есть хоть небольшое содержание Au. При этом ставить пробу на изделие необязательно.

Клеймо на металле

Иименник - так клеймо называют ювелиры. Маркировка содержит информацию о производителе украшения.

На территории России и СССР можно было встретить:

  1. Клеймо в виде двуглавого орла и славянских букв.
  2. «Тройники» - своеобразное переплетение букв.
  3. Знак удостоверения.
  4. Девушку в кокошнике.
  5. Рабочего с молотом.
  6. Пятиконечная звезда с серпом и молотом.

Двуглавый орел и славянские буквы - это первый вид клейма, который можно встретить на изделиях из драгметалла. Такой вид маркировки можно встретить на серебре XVII века.

«Тройники» использовали до 1896 года в России. Маркировка представляла собой переплетенные в один узор пробу, дату постановки клейма и первые буквы имени изготовителя. До 1897 года знаки, которые ставили на драгметалл, имели выпуклую форму, а после приобрели вдавленный вид.

В 1899 году впервые появилась голова женщины в кокошнике, которую и называли «знак удостоверения». Голова женщины была повернута в левую сторону.

После изображение девушки в кокошнике немного изменилось - теперь девушка смотрела в другую сторону. А также в клейме появились греческие буквы - они указывали регион, в котором было изготовлено украшение.

Если на металле можно разглядеть голову рабочего с молотом, то это свидетельствует о том, что драгоценности датируются 1927–1958 годом.

Но подобное изображение было изменено, и с 1 июля 1958 года на всех изделиях из драгоценных металлов появилась звезда с серпом и молотом - характерная символика времен СССР.

Сегодня на драгоценности, как и раньше, наносят изображение девушки в кокошнике, которая смотрит вправо. Цифры могут быть нанесены отдельно от изображения девушки. А также клеймо может быть разделено, если речь идет, например, о серьгах.

Если рассмотреть пробу, то можно увидеть девушку в кокошнике, ее изображение находится в рамке; также есть цифры, обозначающие пробы, и буквы, говорящие о госинспекции, которая поставила на поверхность металла клеймо.

Обнаружить маркировку можно на:

  • тыльной стороне кольца;
  • на застежке сережек или цепочек;
  • на держателе кулона.

В большинстве случаев производители ставят пробу таким образом, чтобы не навредить внешнему виду драгоценности. Поэтому клеймо маленькое и не способно нанести вред внешнему облику украшений.

Если речь идет о цепочке или браслете, то искать маркировку стоит на застёжке или близлежащих звеньях.

Изучая пробу или клеймо, не стоит забывать о том, что драгоценности с наличием маркировок должны полностью соответствовать указанной информации. Это гарантия качества, которую предоставляет государство. Клеймо говорит о том, что человек действительно приобретает золото, а не покупает сплав из неизвестных элементов, который не отличается качеством, и соответственно, не может использоваться для изготовления драгоценностей.