Прощеное воскресенье: как возникла уникальная традиция перед Великим постом. Прощеное воскресенье — праздник с глубоким смыслом Как называется прощенное воскресенье

Этап первый: не заведи себе врага

Самый правильный способ поведения с врагами - вовсе врагов не иметь. Первая стадия достижения мира с обидчикам - избегать ситуаций, когда люди становятся таковыми. Чаще всего вражду между людьми создает грех. Поэтому надо быть внимательным к себе, анализировать свое поведение, не уходить в эмоции. Если вы чувствуете рост напряженности в отношениях с кем-либо, постарайтесь быть именно в эти моменты тише, смолчите, потерпите, если возможно, постарайтесь просто сделать паузу в общении.

Этап второй: конфликтуя, не переходи на личности

Но вот не хватило сил удержаться на первой ступени, и конфликт произошел. Надо отметить, что конфликты с людьми возникали даже у самого Господа Иисуса Христа. Порой без прямого конфликта невозможно прожить на земле, сохранив свои взгляды и убеждения, свою душу. Иногда действительно возникают ситуации, когда нужно открыто постоять за правду, не побоявшись противостоять злу.

Но при этом нужно разделить человека и его действия и противостоять не человеку, а его неверным действиям. Осудить грех, но не грешника. Сам грех не нуждается в оправдании, это даже опасно: если мы перестанем осуждать грех, то можем утратить понимание границ между правдой и неправдой.

Не осуждать человека - не значит безвольно позволять ему и дальше совершать неприглядные поступки.

Неосуждение не имеет ничего общего с попустительством. Более того, в случае, если человек упорствует в своем грехе, с ним следует разорвать общение.

Этап третий: предай обидчика Богу

Вот конфликт исчерпан, а в отношениях с человеком появился разлом - обида. В нас горит жажда мести, явно или тайно. На этой стадии правильнее всего не изыскивать подобные возможности, не ратовать «за справедливость» — а всецело предать своего обидчика в руки Божьи. Если он достоин наказания - пусть его накажет Бог.

Наказание Господне - это не столько кара за грех, сколько вразумление человека, недаром само слово «наказание» происходит от слова «наказ».

Видя, что мы сами бессильны вразумить обидчика, мы вполне можем просить Божьего вразумления для него (не боли и не муки просто в отместку!), а уж Господь управит Сам, как лучше, полезнее и доходчивее для человека.

Этап четвертый: отойди с миром

Есть распространенное заблуждение: раз после конфликта отношения не восстановились, значит, люди не простили друг друга. Но это не совсем так.

Человек ведь не может в одночасье стать другим, измениться. Но и от нас не требуется продолжать отношения с без конца обижающим нас человеком. Не надо держать внутри себя зла и обиды против него - да, но тянуть лямку дружбы или иных близких отношений необязательно и даже вредно.

Например, если муж без конца изменяет жене, то ей, внутренне простив изменника, позволяется оставить такого мужа, чтобы сохранить самое себя от разрушения.

Нельзя попустительствовать греху и потому, что он все усугубляется и усугубляется, и привести это может к настоящей трагедии. Например, если жена без конца будет прощать мужу рукоприкладство и оставаться с ним, а он не станет менять свое поведение, то кончиться это может тем, что муж окажется в тюрьме, а жена - в могиле.

Поэтому нет необходимости натужно «дружить» с тем, кто нас без конца обижает. Прости - и отойди.

На приходе бывают ситуации, когда кто-то из прихожан не ладит друг с другом, хотя оба - замечательные люди, но вот есть какое-то недопонимание… Ну что поделать, не всегда получается во всеми быть в друзьях. Это было бы идеально, но люди не дотягивают до идеала.

Священники в таком случае советуют: не клеятся взаимоотношения - попросите друг у друга прощения ну и держитесь друг от друга подальше. И неважно, кто прав, кто виноват. Чем навязываться друг другу и искушаться - лучше заранее убежать от греха.

Но как ощутить это внутреннее прощение? Попробуйте мысленно предать обидчика в руки Божьи. Но речь ни в коем случае не идет о злорадном ожидании человеческих мук. Даже чувствуя, как все внутри кипит и болит, даже будучи не в состоянии лично простить, мы должны просить обидчику Божьего прощения. Это самое лучшее, самое высшее на пути прощения - когда мы искренне хотим, чтобы Господь был милосерд к обидевшему нас.

Поэтому в Прощеное воскресение и говорят: «Бог простит». Это значит, что в вечной жизни, в Царстве Небесном мы пожелали этому человеку быть прощеным Богом.

Этап пятый: если злость не проходит, забудь о своем враге

Бывает, что время идет, а мы никак не можем забыть свою боль, простить обидчика. Наша вражда перешла в хроническую стадию. На этом этапе правильнее всего постараться искренне забыть врага своего. Перестать о нем думать.

Представьте, что вы мчитесь в машине по прямой гладкой дороге. И вдруг решаете резко поехать назад. Если вы просто на полном ходу переключитесь на заднюю передачу - то не только не поедете назад, вы машину угробите. Сначала надо затормозить, остановиться, и только потом трогаться задним ходом в обратном направлении.

Вот этот тормозной путь и остановка - и есть путь от гнева и ненависти к прощению и миру. Нам обязательно нужно успокоиться и даже пройти некий этап равнодушия по отношению к обидчику.

Умение прощать не дается просто так - его следует в себе развивать.

И не в последнюю очередь это умение взглянуть на человека шире, чем мы привыкли. Ведь когда мы причисляем кого-то к врагам, то мы видим в нем только одну какую-то грань, которая нас раздражает и обижает. Мы можем даже приравнять человека со всем его многообразием к какому-то одному его поступку. Но люди-то устроены сложнее!

Нужно понимать, что зло, сотворенное человеком, не отражает всей его сущности.

И важнейшее из умений - навык видеть в каждом нечто доброе. Ведь именно так прощает нас Бог - видит в каждом за множеством грехов доброе начало.

Этап шестой: молись за врагов своих

Следующая стадия избавления от греха вражды - это молитва. Безусловно, она должна присутствовать и на всех предыдущих этапах. И на первой стадии мы молимся Богу, прося уберечь нас от зла. И во время конфликта хорошо бы не запальчиво отвечать собеседнику, а помолившись в сердце.

Тем не менее, на предыдущих стадиях молитва - это средство, на данном же этапе она становится целью. Именно молитва за человека - самое большое добро, самое главное проявление любви, которое мы можем сделать.

Ведь на самом деле всерьез, искренне простить не получается. Надо признать в себе это и перестать мучить и насиловать свою душу, требуя от нее непосильного.

А молитва за человека, в которой мы хотя бы через собственное «не хочу и не могу» желаем ему мира, нам по плечу.

Только не надо выискивать всюду своих старых недругов, чтобы «испытать» себя - мол, простил я или нет. Во-первых, это может воспламенить старую обиду. А во вторых, это может привести еще к худшему греху: к гордости. Мол, вот я какой, всех прощаю.

Чтобы уберечь нас от этого, Господь может и не дать нам сладкого чувства прощения. Но следует сделать то, на что мы способны: не желать зла, искренне пожелать нашему недругу Божьего прощения. Достаточно даже мысленно сказать - «Бог простит».

Этап седьмой: уклонись от зла, сотвори благо

Может быть, это прозвучит неожиданно, но враг в наших добрых делах нуждается даже больше, чем друг. Конечно, друзьям надо помогать, надо их поддерживать… но друзья и так нас любят. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность?

А делание добра врагу имеет огромный смысл как для нашей собственной души, так и для отношений с нашим обидчиком. Ведь такое наше поведение, возможно, послужит ему толчком для того, чтобы с нами помириться и нас простить. В конце концов, вражда - обоюдоострое оружие, и на другой ее стороне - такой же человек, такая же обида, которую так же надо исцелять.

архим.
  • прот.
  • прот.
  • архим. Мелхиседек (Артюхин)
  • схиархим.
  • сщмч.
  • прот. Александр Геронимус
  • Ю. Рубан
  • Называется так потому, что в этот день на вечерней службе совершается Чин прощения, на котором настоятель храма или монастыря по окончании вечерни с земным поклоном испрашивает прощения у своего и прихожан, и те отвечают ему также земным поклоном. После чего все, по одному, подходят к настоятелю и испрашивают у него прощение.

    При этом иереи лобызаются с ним по иерейскому чину, целуя друг друга в руки, а диаконы, церковнослужители и прихожане делают поясной и принимают . Также и все прихожане просят друг у друга прощение.

    В Прощёное воскресенье принято испрашивать и примиряться друг с другом не только в храме, но и дома с ближними, на работе с сослуживцами. Совершается это примерно следующим образом: делается поклон (поясной или земной) и говорится: «Прости меня, (имя ), в чем согрешил пред тобою», – делается ответный поклон со словами: «Бог тебя простит, и я прощаю. Прости и ты меня, (имя) » – «Бог тебя простит, и я прощаю», – и совершается троекратное христианское целование.

    Обычай испрашивания прощения накануне Великого поста восходит к глубокой церковной древности, когда подвижники уходили на весь пост из городов и монастырей в пустыню и, не зная, все ли они вернутся к из этого трудного подвига, прощались и примирялись друг с другом.

    История чина прощения

    Чин прощения появился в монастырской жизни египетских монахов. Перед наступлением Великого поста, чтобы усилить подвиг молитвы и подготовиться к светлому празднику Пасхи, монахи расходились по одному по пустыне на все сорок дней поста. Некоторые из них уже не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибли в безжизненной пустыне. Потому, расходясь, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. И конечно, сами от души прощали всех. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого Поста может оказаться последней. Для того и существовал чин прощения – чтобы быть примиренным и прощенным со всеми и – благодаря этому – с Самим Богом.

    С течением времени эта традиция перешла в богослужение всей Церкви. В дореволюционной России, например, существовал обычай царю испрашивать прощения у свои подданных. С этой целью царь объезжал войска и просил прощения у солдат, посещал монастыри, где просил прощения у их братии, приезжал к архиереям, чтобы и у них попросить прощения.

    Богослужение

    Вечером в Прощеное воскресенье совершается вседневная вечерня с чином прощения, с которой и начинается св. Четыредесятница.

    Совершается вход с кадилом, ради пения великого прокимна: Не отврати лица Твоего от отрока Твоего, яко скорблю, скоро услыши мя: вонми души моей и избави ю ().
    Этот великий прокимен, кроме сыропустного воскресенья, поется также во 2-ю и 4-ю Недели (воскресенья) Великого пос­та.

    Прослушать Великий прокимен:

    Пением великого прокимна завершается праздничное воскресное богослужение, и от Сподоби Господи (читается сразу после прокимна) начинается великопостное. Священнослужители в это время переоблачаются в темные, постовые облачения. Священник произносит просительную ектению Исполним вечернюю молитву , а хор поет на каждое прошение особым, постовым распевом.

    После стихир на стиховне, чтения Ныне отпущаеши и Трисвятого по Отче наш поются великопостные тропари с великими поклонами после каждого тропаря. После молитвы Небесный Царю священник произносит молитву св. Господи и Владыко живота моего с тремя поклонами.

    После отпуста вечерни совершается Чин прощения :

    На солею выносятся и полагаются на аналоях напрестольный Крест, иконы Спасителя и Богородицы. Настоятель творит земные поклоны перед ними и целует их. Затем он обращается к присутствующим с поучением о христианском проведении поста и испрашивает прощения грехов у причта и народа, говоря: «Благословите мя, отцы святии и братия, и простите ми, грешному, елика согреших в сей день и во вся дни живота моего словом, делом, помышлением и всеми моими чувствы ». Сказав это, он земно кланяется народу. Все отвечают ему земным поклоном и говорят: «Бог простит тя, отче святый. Прости и нас, грешных, и благослови ». В некоторых храмах и монастырях говорят иначе: «Бог простит тя, отче святый. Помолися о нас, грешных », что вполне согласно с Уставом. На это служащий священник (как правило, настоятель) отвечает: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас ». Затем настоятель берет напрестольный Крест. Все священнослужители в порядке старшинства прикладываются к иконам на аналое, подходят к настоятелю, целуют Крест и лобызаются с настоятелем и друг с другом в рамена (плечи), взаимно испрашивая прощения. За ними идут миряне, прикладываются ко Кресту, целуют иконы, которые обычно держат священнослужители, и испрашивают прощения у причта и друг у друга. В Типиконе ничего не сказано о пении каких-либо песнопений во время чина прощения. Краткое указание: «И целу ем святы я и честны я ико ны» предусматривает совершение этого обряда в молчании. Во время чина прощения в некоторых храмах принято петь «Покаяния отверзи ми двери…», «На река х Вавилонских…» и др., а также стихиры Пасхи, заканчивая словами: «И та ко возопии м».

    Почему Прощёное воскресенье называется Прощёным?

    Основа чина прощения связана с древней традицией египетского . Согласно этой традиции, на время поста перед ) (Четыредесятницей) иноки удалялись в безлюдные пустынные места. Там они усиливали аскетические подвиги, предаваясь сосредоточенной напряженной молитве и , ради особого внутреннего очищения, достойного приготовления к Пасхе.

    Однако прежде чем покидать стены , братия собирались для совместного богослужения. Это происходило в последний день Сырной седмицы. В этот день братия примирялись во Христе, испрашивали друг у друга прощения, забывали накопившиеся обиды, заручались благословением. По окончании вечерни монахи расходились.

    Эта добрая монашеская традиция главным образом была связана с заповедью Христа о прощении ближним их прегрешений (), хранении мира, любви ().

    Между тем, была на то и частная причина. Уходя в полудикие края, братия подвергали свои жизни потенциальной опасности: многие не знали, вернутся ли они к Пасхе, и даже - вернутся ли они вообще. Думая об этом, они понимали, что другого случая простить своих ближних и испросить у них прощения самому могло не представиться. Кто же хотел умереть без прощения, вне мира с братиями?

    Впоследствии традиция испрашивать прощения и примиряться с ближними накануне Великого поста получила широкое распространение среди . Такая практика помогает лучше настроиться на покаяние, приступить к соблюдению поста в возвышенном состоянии духа.

    Чин прощения в Церкви соединяется с вечерней и совершается после . Общие его черты таковы.

    Настоятель совершает земные поклоны перед предварительно вынесенным на солею напрестольным крестом, иконами Искупителя и Божьей Матери, затем благоговейно целует крест и иконы. После этого он обращается к собравшимся с пастырским увещанием. Потом искренне испрашивает у всех прощения за грехи, кланяется со смирением. Присутствующие отвечают ему ответным поклоном, произносят: «Бог простит тя, отче святый».

    Наконец, настоятель берет напрестольный крест. Прочие священнослужители начинают (в соответствии со старшинством) прикладываться к расположенным на аналое иконам, подходят к настоятелю и прикладываются ко кресту. Затем они лобызаются в плечи (рамена) с настоятелем и друг с другом; при этом просят друг у друга прощения.

    Потом подходят поочередно миряне, целуют Крест, иконы, испрашивают прощения у церковного причта и один у другого.

    Помимо участия в чине прощения, верующие просят прощения дома, на работе и вообще везде, где уместно.

    Прощеное (прощенное) воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказал Господь: "Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших" (Мф. 6, 14-15).

    Прощеное воскресенье - последний день перед Великим постом

    Пословица "Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы наступает пост, а с ним вместе - строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанья без постного масла.
    Кончилась Масленица, впереди - Великий пост и Пасха.

    Прощеное воскресенье, история праздника


    Не все знают, что обычай просить прощение пришел к нам из Египта. Эта страна около двух тысяч лет назад приютила от преследований Ирода святую семью - Иисуса и его мать Марию. Позже здесь появились христианские монастыри.
    Монахи перед Пасхой уходили на сорок дней в пустыню, чтобы в одиночестве молиться господу нашему, становясь в помыслах своих духовно еще чище, и тем самым подготовить себя ко встрече с Христом в день его воскрешения. Но в пустыне человеку одному провести сорок дней очень трудно.
    Опасности подстерегают на каждом шагу. Это и голодные звери, и змеи, и ядовитые пауки. Монахи, уходя в пустыню, знали, что могут не вернуться назад, и что, возможно, больше никогда не увидят людей, с кем они прощаются. Поэтому уходя, они просили прощения у всех за все, даже за дурные мысли, которые возможно возникали у них в голове. Постепенно этот обычай распространился и закрепился. Раньше на Руси в этот день прекращались сражения, противники должны были сложить оружие и просить прощения друг у друга. Даже царь в этот день просил прощения у своих подданных. Люди до последней зари ходили по домам и просили прощения у родственников, соседей, совсем незнакомых людей. И прощать надо было с чистым сердцем, ведь бог прощает всем нам наши прегрешения, а мы что же, выше Бога? Мы тоже должны простить и дальше жить в мире и согласии, как и хотел Христос.

    История Мытаря и Фарисея


    Некоторые думают, что им не за что просить прощения, потому что они живут правильно, не воруют, не убивают, никому не делают ничего плохого. Тут полезно вспомнить историю фарисея и мытаря.
    Фарисей жил правильно, молился, постился дважды в неделю и считал себя за это лучше других. Он просил у Бога признания своих заслуг. Мытарь собирал с людей налоги, служа захватчикам, поэтому люди по большей части его ненавидели. Он ясно осознавал свое положение и все, чего просил у Бога - прощения. Бог принял просьбу Мытаря и отказал Фарисею, потому что тот, ослепленный своей гордыней, пытался возвысить себя и стать на один уровень с Богом.

    Святое воскресенье - День прощения


    Все мы вольно или невольно совершаем разные крупные и мелкие прегрешения - ругаемся, (пусть даже вполне справедливо!) за растущие с каждым днем цены. Бывает, скандалим в очередях, бурчим, когда в переполненном автобусе кто-то наступил нам на ногу, или когда сосед в воскресное утро, вдруг, решил вбить в стену гвоздь для вешалки.
    Да мало ли когда и кого мы за прошедший год обидели делом или неосторожно оброненным словом! Вот за все это мы и должны попросить прощения, не формально, конечно, а вполне осознанно и постараться в будущем уже этих ошибок не повторять (не будем же мы каждый раз извиняться за одно и то же). Если все сделают это от чистого сердца, наша жизнь обязательно станет лучше. Просить прощения у близких. Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощение нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как-бы сама собой. В семьях не ложились спать, не помирившись друг с другом. Просить прощения у умерших. В этот день принято приходить на могилы к родным и близким, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души. Простить просящих. В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого. Главное для человека в Прощёное воскресенье - искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других - значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно. Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш "и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим". Господь сам показывает нам путь в Царство Божие - отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга.


    Прощаю всех, кого простить нельзя,

    Кто клеветой мостил мои дороги.

    Господь учил: “Не будьте к близким строги.

    Вас все равно всех помирит земля”.

    Прощаю тех, кто добрые слова

    Мне говорил, не веря в них нисколько.

    И все-таки, как ни было мне горько,

    Доверчивость моя была права.

    Прощаю всех я, кто желал мне зла.

    Но местью душу я свою не тешил.

    Поскольку в битвах тоже не безгрешен.

    Кого-то и моя нашла стрела.

    (Андрей Дементьев)

    Прошу прощения у всех
    И низко кланяюсь пред вами,
    Кого ввела в какой-то грех,
    Кого обидела словами.
    Кому я повод подала
    О мне подумать с осужденьем,
    Кого в соблазн тайком ввела
    Своими видом иль движеньем.
    Кому ответить не смогла
    Взаимной дружбой иль любовью,
    Кому в беде не помогла,
    Чьи раны истекали кровью.
    Прошу прощения у всех,
    Кому помочь я не успела,
    У тех, чей вызывала смех,
    Когда была я неумелой.
    Прошу прощенья и у вас,
    Каменья кто в меня кидали,
    Когда я падала не раз
    И мне руки не подавали.
    Прошу врагов меня простить,
    Хоть вас врагами не считаю.
    Я не хочу ни в чем вам мстить
    И видеть в вас друзей мечтаю.
    Прошу прощенья у Творца,
    Что чад Его люблю я мало,
    Прошу Небесного Отца,
    Чтоб к ним любви мне больше дал Он!


    Учись прощать... Молись за обижающих,
    Зло побеждай лучом добра.
    Иди без колебаний в стан прощающих,
    Пока горит Голгофская звезда.

    Учись прощать, когда душа обижена,
    И сердце, словно чаша горьких слез,
    И кажется, что доброта вся выжжена,
    Ты вспомни, как прощал Христос.

    Учись прощать, прощать не только словом,
    Но всей душой, всей сущностью своей.
    Прощение рождается любовью
    В творении молитвенных ночей.

    Учись прощать. В прощеньи радость скрыта.
    Великодушье лечит, как бальзам.
    Кровь на Кресте за всех пролита.
    Учись прощать, чтоб ты был прощен сам.

    Борис Пастернак


    Прощеное воскресенье - светлое празднество, когда православные верующие могут извиниться за все плохое, а также получить прощение, очистить свое сердце и душу от злобы и негатива.

    Прощеное воскресенье всегда празднуется за день до Великого поста, который каждый год приходится на разные даты. Христиане очень чтят церковные традиции и начинают готовиться к Прощеному воскресенью заблаговременно, ведь одно из самых важных правил в православии звучит так: «Прощай, да будешь прощен». Научившись прощать людей, мы даруем своей душе спасение, именно поэтому стоит серьезно отнестись к столь знаменательному дню, который позволит сделать жизнь счастливее.

    Когда Прощёное воскресенье в 2019 году

    Последний день Масленицы - Прощеное воскресенье, красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста очистите душу, повинитесь, попросите у всего народа честного, как сказала Господь: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец наш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14-15).

    В этот день в церквях на литургии читается Евангелие с частью из Нагорной Проповеди, где говорится о прощении обид ближним, без чего мы не можем получить прощения грехов от Отца Небесного, о посте, и о собирании небесных сокровищ.

    Сообразно с этим Евангельским чтением, христиане имеют благочестивый обычай просить в этот день друг у друга прощения грехов, ведомых и неведомых обид и принимать все меры к примирению с враждующими.

    Это первый шаг на пути к Великому посту. Поэтому это воскресенье принято называть Прощеным Воскресеньем.

    Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Церковью Неделей сыропустной так как именно сегодня заканчивается употребление в пищу молочных продуктов. Церковь напоминает нам об изгнании Адама и Евы из рая за непослушание и невоздержание.

    В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священнослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. Поэтому этот день известен как прощеное воскресенье.

    Почему в этот день принято просить прощения

    В далеком прошлом Прощеное воскресенье праздновали монахи Египта. Именно оттуда и пришла к нам данная традиция. Египтяне постились по всей строгости, даже уходили в пустыню на 40 дней.

    Не каждый возвращался назад, ведь пустыня - это опасное место, где трудно скрыться от палящего солнца и диких зверей. Перед тем как уйти в опасное странствие по пустыне, монахи извинялись друг перед другом.

    Позднее этот обычай твердо укрепился в христианской культуре и даровал нам удивительную традицию, которая и по сей день помогает снять с души тяжесть, избавиться от зависти, злобы, чувства вины или ненависти.

    Как возник праздник

    Традиция покаяния в своих грехах перед окружающими возника в античные времена: ещё в Древней Греции жрецы имели обычай испытывать силу своего духа и прочность веры. Для этого они уединялись в сухой пустыне или в каменистых горах, где были очень жестокие условия. Не все решившиеся на такое мероприятие жрецы могли выжить и вернуться назад к людям. Зная, что они могут больше не увидеть тех, с кем общались ежедневно, жрецы предпочитали «попрощаться» - то есть, заслужить прощение у людей, чтобы не отягощать возможный переход в мир иной земными грехами и тяготами.

    Длительное время эта традиция распространялась в разных культурах и религиях и в итоге прочно укоренилась в православии. Во время служений, проводимых в церквях, священнослужители призывают прихожан проявлять богоугодные качества и прощать всех близких и случайных людей, которые могли осознанно или невзначай нанести обиду. Не стоит в Прощённое воскресенье забывать и умерших: можно посетить кладбища или заказать молебен по усопшим.

    За что просить прощения

    Многих верующих интересует вопрос: у кого следует просить прощения в этот день? Только у тех, перед кем испытываешь вину за содеянное, или у всех без исключения?

    Церковь даёт такой ответ на этот вопрос:

    • В первую очередь необходимо покаяться перед теми, перед кем согрешили, кого обидели своими словами или недомолвками. Не нужно забывать и о своих врагах или недоброжелателях. Важно помнить, что все равны перед лицом Господа.
    • Стоит попросить прощения и перед всеми остальными людьми, поскольку каждый человек только стремится стать непогрешимым, но допускает много промахов, как и все земные создания. Нужно понимать, что все люди – единое целое. Если мучается один, значит, плохо и остальным. Первыми грешниками были Адам и Ева, но кару за это несут все. Важно помнить, что грех каждого человека ложится на всех людей, поэтому и прощение нужно просить у всех. На каждом верующем лежит вина за то, что он не любит искренней любовью всех остальных, как призывает Бог.

    В Прощённое воскресенье нужно прочувствовать всё это в душе и искренне покаяться.

    Как простить

    Некоторым кажется, что они не способны простить своих обидчиков и врагов, даже если те искренне раскаиваются и просят прощения. Но священнослужители утверждают, что простить способен каждый человек, особенно в том случае, когда понимают необходимость и смысл этого поступка. Отпустить чужую вину – не означает забыть причинённую боль, так же и не означает оно исчезновение этой боли.

    Смысл в этом совсем другой: не держать зла на обидчика и не желать ему возмездия, принимать человека вместе со всеми его недостатками. В душе в этот день должно родиться что-то подобное к той вселенской любви и принятию, какое своим примером показал людям Бог.

    Традиции Прощённого воскресенья

    Определённых канонов и обрядов для этого дня не существует, но есть несколько традиций, которых придерживается православный народ:

    • важно простить всех своих обидчиков и почувствовать себя легче без груза негативных эмоций;
    • нужно просить прощения у всех, с кем общаешься в этот день;
    • первым с покаянием должен обратиться старший (родители, учителя, начальство и т.д.), показывая свою мудрость и готовность стать лучше.

    Согласно древним поверьям, даже умершие способны в этот день услышать искреннее раскаяние близких, поэтому в своих покаяниях можно обратиться и к ним.

    Как поздравляют друг друга в этот день

    Народ больше воспринимает Прощеное воскресенье как Масленицу. Это известный праздник, позволяющий провести зиму. Все прощаются с холодом, встречают весну, ждут первых теплых солнечных лучей. Масленица длится в течение недели, а Прощеное воскресенье – 1 день. Но за века такие понятия настолько сплелись между собой, что, отныне говоря о Масленице, все понимают и Прощеное воскресенье, либо наоборот.

    Почему Масленица вызывает такой восторг? Есть возможность повеселиться, петь и танцевать, организовать конкурсы, получить призы. Главное – сжечь чучело и полакомиться блинами с чаем. Блины символизируют Масленицу, без них праздника не бывает, такое лакомство появляется на столе в каждой семье. В последнее воскресенье перед постом можно последний раз поесть мяса, хотя лучше отдать предпочтение рыбе, яйцам, сливочному маслу, и прочему. Кстати, некоторые люди доныне обязательно готовят на ужин кашу, притом в большом количестве. Та каша, которая останется, ставится на пол, рядом с печью, чтобы умершие люди смогли прийти и угоститься. Уже к вечеру девушки ходили на кладбище, несли туда угощения и блины, раскладывая все на землю. Таким образом, завершалось и Прощеное воскресенье.

    Как просить прощение и прощать?

    Зная, какого числа день Прощения в 2019 году, вы сможете обратиться к тем, кого умышленно или неосознанно обидели. Обращаться нужно к родителям и детям, мужу или жене, сестрам и братьям, другим родственникам, а также друзьям, коллегам, соседям и просто знакомым людям. Главное, искренне это делать, покаяться в содеянных поступках.

    Если у вас просят прощение, постарайтесь простить. В ответ можно отвечать: «Я прощаю тебя, иди с миром!». Если душевная боль очень сильна, тогда можно давать ответ: «Бог тебя простит». Считается, что Господь способен прощать все грехи людям при искреннем покаянии. Но злоупотреблять этой фразой не стоит. Важно помнить о богохульстве.

    Очищайте свою душу перед Великим постом. Почитайте память умерших в Прощеное воскресенье.

    Смотрите видео о смысле праздника и его истории:

    Что можно и что нельзя делать в этот день

    Воскресенье – это день добра, мира, искренности. Категорически запрещено ругаться, даже голос после обеда повышать нельзя. Обижаться тоже не годится.

    Надо быть готовыми к прощению. В этот день каждый становится немножко священником, который отпускает грехи кающемуся.

    Грех – работать по дому. Конечно, есть такие вещи, которые отложить нельзя, ведь и еду подать надо и со стола убрать, и за детьми присмотреть, и скотину накормить. Но вот уборку, стирку, а главное рукоделие следует отложить.

    Утром принято идти на кладбище, поминать усопших, приносить им свои извинения. А вот с живыми мирятся после вечерней службы и во время нее.

    Перед посещением храма надо сходить в баню, хорошенько помыться и одеть новые или хотя бы чистые одежды.

    Обратите внимание!

    Наши предки несли в этот день на богослужение укрух. Это хлеб из ржаной муки с изюмом и черносливом. Его освящали и съедали дома, перед сном.

    Приметы

    Много предсказаний можно сделать в последний день Масленичной недели. Так, например, если успеть доесть все блины до заката, в семье в этом году будет прибавление. А если не убрать перед сном со стола, а просто навести на нем порядок и накрыть оставшуюся еду новой салфеткой, то обязательно придет благополучие и достаток.

    Вечером во время ужина возле печи надо поставить вкусную, специально приготовленную для этого кашу (не остатки). Ночью придут умершие родственники. Если им понравится угощение, весь год они будут покровительствовать семье, не отвернутся от нее в трудный момент.

    Обязательно в этот день угостить домашних птиц и животных едой со стола. Так они не будут болеть, и будут давать хороший приплод.

    Не помешает в этот день обратить внимание на погоду. Чем больше будет снега, тем лучше будет урожай.

    Прощеное воскресенье – великий праздник, который, к сожалению, мало кто правильно проводит. Следуйте традициям предков. Только с чистой душой можно достичь в жизни успеха.

    Психолог Михаил Лабковский о том, как перестать обижаться: видео

    Прощеное воскресение

    Сегодня наступил последний день перед Великим Постом. День Прощеного воскресенья завершает нашу подготовку к Великому посту. В прошедшие подготовительные недели о Закхее, мытаре и фарисее, о блудном сыне, о Страшном суде Церковь уже пела и читала песнопения Постной Триоди, как бы напоминая нам о приближении Великого Поста.

    Последняя неделя перед постом, Масленица (хочу напомнить, что в переводе на английский или на латынь это слово звучит как «карнавал», состоящее из слов «мясо» и «прощай») - самая приуготовительная: мы прекращаем есть мясную пищу и постепенно входим в пространство Великого Поста. Поэтому ко дню, когда совершается чин прощения, когда песнопения сменяются минорными и постными и звучит прокимен «Не отврати лица Твоего от отрока Твоего», когда священнослужители переоблачаются из светлых одежд в темные, - мы приходим уже подготовленными.

    Даже сам строй масленичной недели, со всеми ее народными названиями - золовкины посиделки, тещины вечерки - как раз говорит нам о том, что в эти дни желательно, по нынешним меркам хотя бы позвонить, а лучше все-таки навестить своих родных и близких, чтобы примириться.

    Чин прощения на самом деле совершается не только в Прощеное воскресенье, но и на протяжении всего Великого поста. Каждый день в храме священник обращается к народу: «Простите меня, отцы, братия и сестры, еже согреших пред вами словом, делом или помышлением…» и получает ответ: «Бог простит, и нас прости!». В заключение священник произносит: «Благодатию Своею Бог да простит и помилует всех нас».

    Получается, что Прощеное воскресенье, с одной стороны, знаменует окончание многонедельной подготовки к Великому посту, а с другой, начало Великого поста, важной целью которого является наше примирение с Богом и людьми.

    Хотелось бы подчеркнуть, что значит прощение. Слово это обозначает не только прощение обиды. Бывает, что какой-то глубинной обиды между людьми вовсе нет, а отношения натянутые, непростые. Тут уместно вспомнить, что слова «простить» и «просто» однокоренные неслучайно: очень важно, чтобы между нами и нашими близкими не было каких-то внутренних или внешних сложностей.

    Простить непрощаемое

    Однако в современном мире многие люди буквально обрастают врагами, которые что-то у них отняли: деньги, должность, здоровье, жизнь близких людей… Как же вести себя по отношению к тем, кого простить не можешь?

    Любого человека - даже самого страшного тирана - можно пожалеть. Он мог быть очень нехорошим человеком, но ему в аду мучиться тоже больно. И в детстве его могли плохо воспитывать и потом могли его не любить и прочее. Хотя это ни в коем случае не значит, что мы должны его оправдать. Важно понять, что действия мы можем осуждать, а вот человека можем пожалеть, особенно если он делает другим гадости сознательно или, допустим, не может перестать их делать по немощи. Мы пытаемся умом объяснить поведение человека: ну больной душевно, ну надорван… Тем более это можно сделать в отношении несчастного соседа, которому страсти не дают покоя, неизвестно по каким причинам. Но надо благодарить Бога, хотя бы почти по-фарисейски: «Благодарю Тебя, Господи, что Ты не попустил мне также». А человека пожалеть. Тогда это не будет уже фарисейством, если мы человека не осуждаем, а жалеем. И благодарим Бога.

    Нередко говоря «прости» или «прощаю», мы все равно сохраняем в душе горечь обиды или чувствуем свою правоту по отношению к тем людям, которые нам, мягко выражаясь, не нравятся, а иногда причиняют серьезную боль. Где же границы искренности и лицемерия? Если я не люблю человека, не испытываю к нему никаких положительных эмоций, но пытаюсь ему улыбаться - лицемерие это, или нет? На самом деле, здесь все достаточно понятно: если я осуждаю человека, и при этом искусственно ему улыбаюсь - это лицемерие. А если я улыбаюсь, но при этом ругаю себя за то, что не могу нормально относиться к этому человеку - то есть я осуждаю не его, а себя - то это уже не лицемерие, а очень важный принцип духовной жизни - от внешнего к внутреннему. Поэтому пытаться нелицемерно просить прощение, даже если у тебя это не очень получается, необходимо. При этом ругая себя за то, что ты не имеешь в сердце достаточного прощения.

    Простить по-настоящему — как?

    Мне кажется, что простить по-настоящему (для начала хотя бы умом) легче человеку верующему. Потому что неверующему человеку сложно объяснить, например, слова, которыми старцы утешали обиженных: «Знай, что когда ты просишь у Бога смирения, то он обязательно пошлет тебе человека, который тебя обидит, унизит, оскорбит и уничижит». Верующему человеку достаточно просто понять, что те люди, которые нас так или иначе обидели, задели, причинили нам какое-то зло - это орудие Божьего промысла. Достаточно вспомнить слова Ветхого Завета, что Господь ожесточил сердце фараона, чтобы вывести Израиль из Египта. Или, например, в отношении Навуходоносора, который разрушил Иерусалим,написано: «Раб Мой, Навуходоносор!». Поэтому важно понять для себя, что в некотором смысле эти люди - ангелы, которых Господь посылает, с какой-то Своей, иногда с совершенно непонятной для нас целью.

    Следующий, очень важный шаг в деле прощения - отделить наши чувства друг от друга и от наших действий, боль обиды от желания мести, гневных разбирательств, непрощения, вплоть до пожеланий смерти другому человеку. Не нужно специально бороться с болью, потому что это естественное, нормальное чувство, которое мы переживаем. А вот сопровождающие его негативные чувства и действия, обращенные на другого человека, нужно отделить и искоренить.

    Прощая человека, мы не обязательно должны перестать вести себя по отношению к нему каким-нибудь специальным образом. Это хорошо понятно на примере, когда родители считают необходимым наказать ребенка. Не всегда при этом они на него сердятся: вполне возможно, они его давным-давно простили, но, тем не менее, считают нужным лишить его чего-нибудь приятного. То же самое очень важно сделать в отношении наших обидчиков. Представьте себе: у вас сложные отношения с каким-нибудь соседом по лестничной площадке, который, несмотря на все ваши попытки, гадко себя ведет. Вы вполне можете довести дело даже до судебного разбирательства. При этом по-христиански ваши действия не должны быть связаны с обидой, ненавистью в отношении него.

    Это важно в любой ситуации. Даже на войне, когда долг человека убивать врагов. Военное время всегда возрождает если не формальное язычество, то некое языческое упоение войной - кровью, ненавистью и так далее. Христианину нужно этого не допускать. То же самое касается ситуации, когда враг появляется в семье. Например, когда посторонний человек уводит из семьи мужа или жену. Или в бизнесе, особенно если наши конкуренты начинают вести нечестную борьбу и пользоваться теми средствами, которые ты как христианин никак не можешь себе позволить. Можно и нужно продолжать бороться. Но необходимо бороться и со своими негативными чувствами и молиться за обидчиков.

    И, наконец, очень важно помнить, что вообще-то мы глубоко не совершенные люди, поэтому ждать от самих себя что «вот, я ни на кого не буду держать обид и всех прощу», это, в некотором смысле, гордыня. Не надо удивляться, что порой у вас не получается кого-то простить. Постараемся подойти к своим обидам творчески: не просто позволять себе продолжать обижаться - а молиться и думать, что с этим можно сделать.