Психология ребенка 7 лет мальчик. Кризис семи лет

По поводу того, что должен уметь ребенок в 7 лет, существует множество мнений. Одни родители склоняются к тому, что учить чему-нибудь свое чадо в этом возрасте нет необходимости, так как это лишает его счастливого детства.

Другие придерживают противоположного мнения. Такие родители записывают малыша на музыку, танцы, рисование, изучение языков.

Специалисты называют оба мнения ошибочными, потому что во всем необходимо соблюдать меру. Эта народная мудрость знакома каждому.

Мера во всем

Каждый из нас имеет сугубо индивидуальные особенности и черты характера. То же самое применимо и к детям - они все разные.

По этой причине при воспитании своего ребенка необходимо принимать к сведению особенности его индивидуального развития. Школа для детей 6 и 7 лет - это совершенно новое место с иными распорядками и условиями. Не каждый способен воспринять его легко.

Главное - избегать сильной нагрузки на ребенка. Не стоит записывать его в десяток секций. В противном случае у него может развиться эмоциональная неустойчивость.

Однако полностью отказаться от обучения тоже нельзя. Это также не приводит ни к чему хорошему. Малыш, который ничего не умеет, окажется неприспособленным к школьным условиям и будет оставить в развитии от своих сверстников.

Родителям на заметку

Что должен уметь ребенок в 7 лет? К этому возрасту у каждого ребенка формируется модель поведения и адаптации в обществе. На родителей возлагается ответственность - избежать путаницы в восприятии ребенка.

В столь юном возрасте у него имеется много всего с приставкой «само»:

  • Самооценка.
  • Самосознание.
  • Самоопределение.
  • Самолюбие.

Постепенно у него растут различного рода требования и запросы к себе и окружающим. Именно в этот возрастной период происходит первое знакомство ребенка со школой. Новые условия зачастую приводят к стрессу, из-за чего психическое состояние еще более усугубляется. Это ставит ребенка в сильную зависимость от собственных оценок, а также мнения окружающих.

Складывающиеся обстоятельства очень важны для эмоционального воспитания младшего школьника. Родителям необходимо оставаться непререкаемыми авторитетами для своего ребенка. Однако нужно приложить все усилия, чтобы дочь или сын в будущем смогли справиться со многими проблемами.

Что обычно уже умеют дети 7 лет

Программа для детей 7 лет довольно насыщена. К этому возрасту одни уже знают алфавит и могут писать печатные буквы. Другие легко определяют количество слогов и звуков, а также могут правильно поставить ударения во многих словах. Кроме того, дети способны различить мягкие и твердые согласные, знают, что такое гласные и согласные звуки.

Большинство семилеток уже обладают солидным запасом лексикона и могут формулировать простые предложения, состоящие из 5-6 слов. Выстраивая ту или иную фразу, ребенок способен уяснить определенную последовательность слов. Он не скажет «на улицу гулять пошел я», вместо этого будет вполне правильное изречение «я пошел гулять на улицу».

Грамматика и чтение

Для ребенка будет важно, если он самостоятельно начнет читать рассказы и свои любимые сказки. Подбирать ему многотомные романы явно не стоит - это будет чрезмерная нагрузка. А вот небольшие произведения пойдут ему только на пользу и разовьют у него любовь к литературе. А это уже серьезный шаг на пути гармоничного развития личности.

У всех детей разная техника и скорость чтения, что обусловлено индивидуальными особенностями. Иногда ребенок в 7 лет не умеет читать слоги. Благодаря небольшим рассказам у ребенка будут постепенно развиваться навыки чтения. Скорее всего, за школьной партой он уже не будет читать слова по слогам.

Родителям стоит внимательно отнестись к этому важному для ребенка периоду. Если есть возможность, то следует выбирать литературные произведения разного жанра: рассказы, басни, детские стихи.

Важно, чтобы ребенок понимал описываемые в книги события, а не просто проговаривал знакомые слова. Стоит закреплять пройденный материал. Для этого после прочтения очередного произведения родители должны поговорить с ним о сюжете, спросить о героях книжки.

Математика для детей 7 лет

Желательно, чтобы ребенок до поступления в школу уже умел проводить простейшие вычисления: сложение, вычитание в одно действие. Обычно семилетки могут сосчитать до 10 (в прямом и обратном порядке). Математические познания у ребенка пока еще скудные, но некоторая основа уже есть, что позволяет ему уже в семилетнем возрасте кое-что уметь:

  • Пользоваться простыми измерительными приборами (линейкой, угольником).
  • Понимать разницу между большим и меньшим числом.
  • Количество предметов соотносить с соответствующим числом.
  • Правильно ориентироваться в пространстве и определять направление (верх, низ, выше, ниже, вперед, назад, между и т.д.).
  • Определять по часам время.

Кроме того, ребенок уже должен уметь объединять разные группы предметов по общему признаку. Также перед школой ему необходимо иметь представление о различных величинах (длина, ширина, высота, масса, объем).

Определенные трудности

Что делать, если ребенок в 7 лет не умеет считать? Есть разные обучающие методики. Занятия лучше проводить в виде игры. При этом важна регулярность, которая позволит не просто заучить цифры, но и сопоставлять их с окружающими предметами. Алгоритм может быть таким:

  • Научить ребенка видеть разницу между определениями «много предметов» и «один».
  • Объяснить разницу между «равно», «больше» и «меньше».
  • Растолковать, как можно сопоставить количество предметов с нужной цифрой.
  • Познакомить с цифрами от 1 до 10.
  • Обучить решению элементарных задач несколькими путями.

Такой счет в уме способствует лучшему развитию памяти. Что касается простейших операций сложения и вычитания, то лучше начинать с однородных предметов, что позволит задействовать зрительную и тактильную память.

Художественные навыки

При помощи разнообразных раскрасок для детей 7 лет можно развить у них способности художника. Многие дети любят заниматься рисованием. Для этого они пользуются карандашом, ручкой, фломастером, кисточкой с красками (акварель, гуашь).

При раскраске черно-белой картинки малыш уже знает, что не следует выступать за обозначенные контуры, иначе результате будет испорчен. При этом каждому элементу он способен правильно подобрать цвета:

  • Трава зеленая.
  • Солнце желтое.
  • Небо синее.
  • Облака белые.

В большинстве случаев готовые раскраски для детей 7 лет сделаны грамотно и вполне соответствуют действительности.

Подготовка к наукам

Конечно, на протяжении всей школьной жизни ребенок получит знания по многим предметам, но лучше подготовить его к ним заранее. В таком случае ребенок впоследствии будет легче воспринимать географию, историю, геометрию, биологию, физику. Но в домашних условиях обучение должно проходить так, чтобы заинтересовать малыша, а не заставить его запоминать какие-либо научные постулаты.

Ребенок должен знать названия материков, океанов и ряд столиц стран мира. Он должен понимать, что такое растения и знать названия многих животных. Ему следует доходчиво объяснить, почему бывает день и ночь, зима и лето.

Загадки для детей 7 лет - полезно, увлекательно, весело

Их пользу не стоит недооценивать. Что такое загадка? Это народная мудрость, которая впитывается всеми с самого детства. Такие игры способствуют развитию у ребенка фантазии, мышления, логики. Задумываясь над каждым ответом, он приобретает навыки в построении причинно-следственных связей, которые весьма ценны.

Для каждого ребенка уметь соотносить, сопоставлять и делать выводы очень важно. Взрослым кажется элементарной такая загадка: «зеленый с пупырышками, растет на грядке, приятен на вкус и хрустит». Разумеется, это огурец. Однако для ребенка все так очевидно, поскольку зелеными бывают воздушные шарики, трава, листва, а на грядке могут расти кабачки, морковка, репка.

Помимо этого, позволяют тренировать память. В следующий раз, услышав вновь знакомую задачку, ребенок без колебаний скажет ответ, даже не дослушав ее до конца.

В кругу семьи

Когда малыш подрос и уже готов сесть за школьную парту, многие родители практически полностью вверяют своего ребенка педагогам. Но правильно ли так поступать? Есть несколько игр, которые помогут проводить детям время со своими родителями:

  • Кормушка для птичек. Данное мероприятие больше всего подойдет сыну с отцом. Используя подручные материалы нужно соорудить кормушку, которую потом повесить на дерево. Разумеется, в этом должны принимать участие оба, а не кто-то один из них. Благодаря такой совместной работе ребенок получит полезные навыки, определенные знания.
  • Гербарий. Этим он будет заниматься и в школе, но с мамой будет куда приятнее и веселее.Кроме того, пользу принесет и прогулка на свежем воздухе, и познавательная беседа, и времяпровождение в компании близкого человека.
  • Сочинение сказок. Это увлекательное занятие для детей 7 лет обогатит их словарный запас, научит связывать свои мысли в логическую цепочку. Смысл игры в следующем - хотя бы раз в неделю (пусть это будет воскресный выходной) все семья собирается и начинает сочинять какую-нибудь историю. Для создания персонажей можно делать вырезки из журналов. При этом режиссером будет сам малыш. Беря каждое изображение, он должен связать их между собой логически, чтобы создавалось единое повествование смыслового содержания.

Несмотря на то, что многие дети в возрасте семи лет уже ощущают себя взрослыми, они по-прежнему нуждаются в родительской поддержке.

Необходимость прописей

Многие родители думают, что не нужно учить ребенка письму, поскольку он идет в школу, где его всему научат. Однако очень важно подготовить руку малыша к этому занятию. На помощь приходят прописи для детей 7 лет. Их можно найти практически в любом канцелярском магазине.

Существует несколько разновидностей прописей:

  • Развивающие.
  • Логические.
  • Математические.
  • Для обучения письму.

Развивающие прописи позволяют ознакомить ребенка, как правильно держать ручку, карандаш или фломастер. Он научится проводить прямые и изогнутые линии, не отрывая пишущего инструмента от бумаги.

При помощи логических пособий можно понять, какого предмета не хватает в определенной последовательности. Также ребенок научится не просто обводить узор, но и дополнить его недостающей частью. Другое упражнение - обвести несколько символов в ряду, а после этого в следующей строчке самостоятельно продолжить их воспроизведение, сохраняя смысл. Еще одно полезное занятие заключается в том, чтобы найти из предлагаемых объектов один лишний. Его следует закрасить или просто обвести.

Математические прописи также развивают полезные навыки. Ребенок научится писать цифры и математические знаки, рисовать геометрические фигуры и разделять их на части.

Прописи по письму научат ребенка воспроизводить на бумаге согласные и гласные буквы, а также составлять из них слова.

Ключевые моменты

Пройдемся теперь по некоторым ключевым моментам касательно того, что должен уметь ребенок в 7 лет:

  • Самоидентификация - в 7 лет ребенок четко должен понимать, как его зовут, включая фамилию, отчество, а также адрес проживания.
  • Семейное окружение - малыш должен осознавать всех членов семьи и знать все данные о них. То есть полные имена, фамилии, возраст.
  • Пространство - ребенку следует хорошо понимать, где именно располагается его дом, а также близлежащие магазины, улицы, чтобы легко найти путь к своему жилищу самостоятельно либо добраться транспортом.
  • Время - любой семилетний малыш должен четко понимать, что означают термин «часы». Многие дети умеют определять по ним время, например, один час, пять часов.
  • Финансовая сторона - в нашем современном обществе эти сведения очень важны. Многие дети прекрасно могут обращаться с деньгами, но личную кредитную карточку доверять семилетнему малышу не стоит.
  • Электронные гаджеты - в настоящее время большинство детей в этом возрасте превосходно владеют как компьютерами, так и смартфонами. Однако не стоит давать им дорогостоящие аппараты в школу.
  • Отличие хорошего поведения от плохого - дети в 7 лет уже знают об элементарных правилах поведения и безопасности в обществе. Однако знаний по части отношений с учителями и школьными сотоварищами у него пока еще маловато.

Что должен уметь ребенок в 7 лет? Многие знания должны давать ребенку именно родители. Дети - народец шустрый. Если папа и мама не отвечают на вопросы своего малыша, интересующую их информацию он может почерпнуть из других источников, которые не всегда являются приемлемыми. Именно поэтому среди подростков развивается хулиганство, вымогательство, неуважение к старшим и прочие факторы асоциального поведения.

Поэтому, начиная с этого возраста, необходимо привить к ребенку чувство ответственности, уважения к тем, кто старше тебя, общительности. Также он должен избегать агрессивного поведения по отношению к окружающим и стараться контактировать со сверстниками. Также важно научить ребенка постоять за себя и при необходимости защитить того, кто слабее его.

Ребенок в возрасте 6-8 лет переживает очередной возрастной кризис. Это связано с переходом от игровой к учебной деятельности. Ребенок хочет учиться, хочет быть взрослым, хочет быть полезным. А взрослые все еще видят в нем малыша и не хотят считаться с его мнением.


Вы столкнулись с непослушанием, игнорированием, враньем, упрямством и кривлянием, не спешите наказывать ребенка. Если вы будете слишком жестки и требовательны, это может негативно сказаться на его самооценке, если же вы будете позволять ему «стоять на ушах», это может оказаться опасным для его здоровья и жизни. Как и во время других возрастных кризисов, вам понадобится терпение и гибкость.


Чем более вы гибки, тем спокойнее и незаметнее проходит кризис. Излишняя напористость и строгость, напротив, увеличивает неприятные симптомы.


Хвалите ребенка, когда есть за что похвалить. Ищите поводы: «Ты так красиво нарисовал. /Ты так чисто вымыл пол. / Ты так хорошо танцуешь». Эти слова, когда они произнесены искренне, вселяют в ребенка веру в себя.


Позвольте ему управлять своей территорией и личными вещами, дайте больше свободы действий. Пусть выбирает, как поставить мебель в комнате, какие вещи и канцтовары купить . Если ребенок не хочет делать уроки или выполнять какую-то просьбу, можно не заставлять его, а сказать, что будет, если он не сделает. Пусть сам решает. Не сделает домашнее задание – учительница поставит двойку. Не почистит зубы – придется идти к зубному. Не поможет маме – расстроится папа. Чаще всего дети делают правильный выбор, если и не с первого, то со второго раза.


Привыкайте к новому режиму не с 1-го сентября, а с середины лета. Тогда утренние подъемы в школу пройдут легче. Приучите собирать портфель и подготавливать вещи с вечера. Эта привычка пригодится ребенку в течение всей жизни.


За каждый нехороший поступок можно установить определенное (не очень строгое) наказание. Тогда ребенок будет знать, к чему готовиться. Если за плохое поведение вы то наказываете, то не наказываете, это делает вас в глазах ребенка менее справедливым. Должна быть определенная последовательность и системность. В запутанных ситуациях можно предложить ребенку самому придумать себе наказание.


Для проявления самостоятельности и развития чувства ответственности можно поручить ребенку заботу о домашнем животном или комнатных растениях. Ухаживая за питомцем или цветком, ребенок получит очень ценный опыт.


Не критикуйте его за неудачи, особенно школьные. Ваше недовольство по поводу успеваемости заставит ребенка думать, что его перестали любить. Ведь раньше ничего подобного от него не требовалось.


Если вы даете чему-то негативную оценку, то давайте ее действию, а не ребенку. Не нужно говорить «ты плохой», говорите «ты поступил плохо» и т.п. Объясните, почему плохо и как сделать хорошо.

В возрасте от 6 до 9 лет мальчишки вступают в первый период этапа подросткового взросления. Именно сейчас родителям предстоит познакомиться с «прелестями» срывов и внезапной смены настроения. Именно сейчас у вашего ребенка начинается важный период : становления характера, формирования взглядов на жизнь, самоопределения границ понятий «что такое хорошо» и «что такое плохо». Раньше малыш многое делал потому, что «так мама сказала», иногда не задумываясь о том, чего же по-настоящему хочет он сам. Теперь все изменится, и это будет не просто для всех.

Главное для родителей в этот период - запастись терпением и выдержкой , научиться понимать своего маленького бунтаря, постараться дискутировать и находить общие точки соприкосновения. Конечно, взрослым будет сложно свыкнуться с мыслью, что теперь сыну необходимо предоставить больше свободы , возможности выбирать, решать какие-то вопросы, учитывать его мнение, спрашивать согласия, но этому стоит учиться, ведь вам предстоит , а это - достойная задача, ради которой стоит постараться.

Важные новшества

В возрасте от 6 до 9 лет мальчику важно чувствовать свою уникальность и значимость : он хочет (характерно для первоклассников), в спорте, силе, беге, лучше остальных ездить на велосипеде, круче одноклассников разбираться в технике. Это только кажется, чтобыть мальчишкой легко и весело. На самом деле конкуренция в мальчишеском обществе достаточно сильная. Хочет он того или нет, ребенку придется отвечать на вопросы "кто сильнее?" или "кто быстрее?", и быть в этом случае самым лучшим - важно, ведь коллективы безжалостны к слабым тихоням и неумехам.

Задача родителей : направить желание ребенка в положительное русло, занять, заинтересовать, обучить и обязательно помочь поверить, что все получится.

Именно в этом возрасте мальчик становится максимально ориентированным на мужскую линию поведения : начинает играть в шумные игры, интересоваться оружием, спортом, подражать шпионам, героям кино и TV.

Важно : обеспечить ребенку внимание и поддержку со стороны мужской половины своей семьи, сыну важно почувствовать, что его приняли на равных, что он такой же, как и все мужчины.

Однако интерес к отцу и желание проводить с ним больше времени не означает, что мама отходит в жизни ребенка на второй план. В этом возрасте, как и всегда, мальчикам просто необходимо знать и быть уверенным в том, что мама его любит, всегда готова прийти на помощь , и на нее можно положиться.

Принимаем индивидуальность

Психологи заметили, что родители больше оказывают воспитательное давление на мальчика, чем на девочку, зачастую стараясь насильно привить ребенку правильные, на их взгляд, нормы мужественности, заставляя сына бегать, плавать, заниматься борьбой, лазать по деревьям.

Мама-форум ч анка под ником Malenkaya рассказывает : «Очень сложно было доказать мужу, а особенно его папе, что наш сын не хочет заниматься хоккеем и карате, а больше любит ходить на танцы! Чего я только не наслушалась от них, и даже от окружающих коллег-мужчин, которым я вдруг рассказывала, что сын увлеченно танцует в паре с девочкой! Даже то, что ребенку это действительно удавалось, и он за два года занятий стал победителем нескольких танцевальных соревнований, не стало для родных важным аргументом. Муж упорно пытается заинтересовать Кирилла футболом, а сын, чтобы не расстраивать папу, вздыхая, отбывает повинность и ходит с ним летом играть в мяч во дворе».

Дорогие папы, пожалуйста, не забывайте о том, что вашему сыну очень важно чувствовать ваше признание и любовь . Причем эти чувства должны быть безусловными: любите сына таким, какой он есть , не требуйте от него стать таким, каким вы хотите его видеть.

Также папам действительно важно проводить с ребенком достаточное количество времени , приходить вовремя домой, чтобы успеть погулять с сыном, поиграть и подурачиться. Именно эти простые моменты счастья будут поддерживать и согревать его в трудные минуты, когда вас, возможно, не окажется рядом, но внутренняя сила и уверенность в себе, коей вы в избытке наградите ребенка, обязательно поможет маленькому человеку сделать правильный выбор и найти свой путь.

Игры для мальчиков

Конечно, никто не будет спорить, что игра - важный аспект развития ребенка . В какие же игры играют мальчишки 6-9 лет и как они это делают.

Игры мальчиков в этом возрасте:

  • активные и длительные : чтобы в этом убедиться, попробуйте зайти на переменке или после уроков в младшую школу и сами все увидите;
  • требующие от участников достаточного количества сил, умения и ловкости : чтобы бегать друг за другом в процессе поиска «суперсекретной» информации или с целью поймать Тараса, выступающего сегодня в роли страшного «автобота», необходим достаточный запас энергии;
  • редко прекращаются из-за ссор : в отличие от девочек, мальчики не тратят время отведенное на игру зря, выясняя отношения друг с другом. Конечно, они спорят друг с другом, более того, делают это с упоением и удовольствием, но быстро, рационально и по делу - они же будущие мужчины.

Интересный нюанс : мальчишки редко включаются в игру, если ее правила изначально им не интересны, они выстраивают их вместе до тех пор, пока с ними не будут согласны все участники.

А теперь подумайте, насколько увлекательным для семилетнего мальчишки является процесс мытья посуды? Абсолютная скука, правда. А разве захочется обговаривать что-то с папой, если сын постоянно слышит от него до боли знакомую фразу: «Делай, как я сказал, я лучше знаю!»

Давайте объявим домашние дела увлекательным квестом по поиску и уничтожению грязи, а в вопросе планирования первым делом выслушаем точку зрения ребенка и постараемся максимально учесть его предложения.

UAUA . info гарантирует - такое сотрудничество с ребенком научит взрослых и детей быть более гибкими и толерантными, а сын вырастет понимающим и коммуникабельным человеком.

Эмоции - в студию!

Многие родители, а особенно папы, в воспитании мальчиков придерживаются мнения, что с мальчишками надо поменьше «сюсюкаться», а не то ничего хорошего из него не вырастет.

Утверждение, с которым можно поспорить, но мы не будем пытаться переделывать взрослых людей, а предложим послушать мнение специалиста.

Мнение психолога Натальи Подоляк «Постарайтесь не забывать о том, что если взрослый человек, родитель, закрывает внутри себя свои эмоции, этому же он учит и своих детей. Ребенок в возрасте 6-9 лет пока не умеет полностью контролировать свои эмоции, его психологическое состояние еще не стойкое, и зависит от многих факторов, в том числе физиологических. Пытаясь сдерживать эмоции, быть серьезным и реагировать на происходящее «как папа», ребенок берет на себя непосильную задачу, с которой не в силах справиться. Право на эмоции и их выражение есть у каждого человека, вне зависимости от его половой принадлежности, поэтому не стоит лишать мальчика возможности поплакать, если он обижен или у него плохое настроение, не ограничивайте свое желание обнять и поцеловать ребенка, принимайте с пониманием его личность».

Чтобы не ограничивать ребенка в выражении собственных эмоций, предлагаем папам внести в общение с мальчиком эмоции в «мужском стиле» :

  • больше обнимать сына - по-мужски, но без ограничений;
  • ребенок сделал что-то хорошее, и вы горды им - горячо пожмите мальчишке руку (как делают все мужчины) и с улыбкой и от всей души скажите сыну приятные слова;
  • - обычное «ты молодец» или «красиво сделано» полученное от любимого папы и щедро сдобренное искренними эмоциями сделает его счастливым;
  • вместе с сыном пойте песни из любимых мультфильмов или энергично танцуйте под зажигательные мелодии - пусть это будет неуклюже и не в ноты, зато открыто и очень непосредственно (к тому же вас никто не увидит);
  • разговаривайте - в наше динамичное время «дефицит исповеди» одна из самых распространенных проблем, как у детей, так и у взрослых. Если у сына возникли проблемы, и он пришел с ними к взрослым - радуйтесь, пока именно вы являетесь авторитетом для своего ребенка. Важно внимательно выслушать, разобраться в ситуации и искренне попытаться помочь, дать понятный совет, и напомнить что вы - всегда рядом, а не отмахнуться от «смехотворных» детских проблем, как обычно сидя «в обнимку» с телевизором или компьютером;
  • читайте и мастерите - мужчина, который вместе с сыном читает журнал «Популярная механика» и тут же пытается смастерить с ним «летающую тарелку» из подручных средств - на правильном пути;
  • занимайтесь спортом совместно - замечательный выход, если выбранный вид спорта одинаково приемлем и интересен как для отца, как и сына. Осилить хоккей, чтобы составить сыну компанию, проблематично? Становитесь на ролики - в этом виде спорта нет возрастных ограничений! Для любителей более традиционных видов спорта предлагаем велосипедные прогулки;
  • привлекайте сына к мужским делам - если вы задумали сделать уборку на балконе, предложите сыну присоединиться. А там, перебирая с нетерпением ждущие тепла ролики, скейт и велосипеды, раскладывая по местам шурупы и болты, проверяя заряд аккумулятора на недавно приобретенном лобзике, вам обязательно найдется, о чем поговорить по душам, а также без нравоучений расскажите о том, как используется тот или иной инструмент. Попробуйте вместе смастерить элементарные полочки - переведите теорию в практику. А мама будет очень рада тому, что балкон перестанет напоминать городскую свалку и там наконец-то появится место для ее вазонов с цветами.

Кризис 7 лет - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. В этой статье вы узнаете симптомы, причины, характеристики, особенности кризиса семи лет у детей.

Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего и могут быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:

Сережа, одень шапку. На улице холодно. - Не холодно. - Одень шапку. - Не одену - Сережа! - Не Сережа!

Однако не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок "боролся" в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с "вклиниваем" интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать "взрослым". (В психологической концепции Л.И. Божович "кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка".

О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания - кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.

Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 лет

  • Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
  • Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
  • Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.

В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра.

Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.

Многие дети не хотят идти в школу. Почему?

  • Дети не хотят учиться, потому что боятся трудностей. А откуда они узнали, что в школе трудно? Из разговоров родителей: "Какую школу выбрать? Сколько там учат иностранных языков? Есть ли там программирование, логика? Нет?! Тогда мы в такую школу не пойдём."
  • Дети не хотят учиться, так как уже знают, "что это такое". "Можно привести моего 4 - летнего сына к вам на консультацию?" - "А какая у вас проблема?" - "Он не хочет делать домашнее задание!" - "?"
  • Многие дети уже в детском саду начинают достаточно серьёзно учиться. Таким образом, мотив "хочу научиться читать и писать" у них уже частично удовлетворяется. Но всему своё время. Потому, что учёба (а не игра) как ведущая деятельность характерна для семилетки только теоретически. На протяжении всего периода младшей школы учёба только пытаэтся стать для ребёнка другом.
  • На заметку.

Чтобы период адаптации ребёнка к школе прошёл спокойнее:

  • За месяц до школы измените режим для малыша. Пусть утром он встаёт рано, а вечером не задерживается допоздна.
  • Познакомьте ребёнка со школой и учительницей. Если малыш будет знать, где в школе его класс, столовая, туалет, он будет чувствовать себя увереннее. Помогите ребёнку запомнить дорогу от школы домой. Ведь если он "уже взрослый", то непременно захочет возвращаться сам.
  • В начальный период обучения не загружайте малыша различными "развивалками": кружками, репетиторами, музыкой. Пусть он привыкнет к чему-то одному - в данном случае к школе.
  • Возьмите на несколько недель отпуск. Ребёнку просто необходима ваша поддержка: обстановка дома должна быть спокойной, а мама или папа при необходимости помогут.

Будьте семьёй оптимистов, тогда любые проблемы и кризисы развития вам не по чём. Ведь вы вместе!

Возраст 7–8 лет - один из переломных этапов в развитии ребенка. Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, в шесть или в семь лет, в какой-то момент он проходит через кризис. Этот период может начаться в семилетнем возрасте, а может сместиться к шести или восьми годам. Кризис семи лет, который называют периодом рождения социального «я», связан с осознанием ребенком своего места в мире общественных отношений, открытием новой социальной позиции - позиции школьника. Формирование новой позиции меняет самосознание, а это, в свою очередь, приводит к переоценке ценностей. То, что было значимо раньше, становится второстепенным. Старые интересы, мотивы теряют свою побудительную силу, на смену им приходят новые. Маленький школьник с увлечением играет и будет играть еще долго, но игра перестает быть основным содержанием его жизни. Ведущей деятельностью становится учеба, именно во время учебного процесса возникают и развиваются новые психологические функции и качества. От результативности учебы непосредственно зависит развитие личности младшего школьника.

  • В этот период также происходят глубокие изменения в области переживаний. Отдельные эмоции и чувства, которые испытывал ребенок лет четырех, были мимолетными, ситуативными, не оставляли заметного следа в его памяти. Неудачи и нелестные отзывы о внешности, например, если и приносили огорчения, то не влияли на становление его личности (при условии благоприятной обстановки в семье). В период кризиса семи лет появляется «обобщение переживаний», благодаря этому появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл, их усложнение приводит к возникновению внутренней жизни ребенка - на поведение и на события, в которых он активно участвует, начинает влиять именно внутренняя жизнь. Теперь ребенок размышляет, прежде чем действовать, у него появляется осознание того, что принесет ему осуществление той или иной деятельности - удовлетворение или неудовлетворенность. Психологи называют этот процесс утратой детской непосредственности. Ребенок начинает скрывать свои переживания, пытается не показать, что ему плохо; внешне он уже не такой, как внутренне, хотя на протяжении младшего школьного возраста еще будут сохраняться открытость, стремление выплеснуть все эмоции на сверстников, на близких взрослых, сделать то, что хочется. Кризисным проявлением разделения внешней и внутренней жизни детей обычно становятся кривлянье, манерничанье, искусственная натянутость поведения. Эти внешние особенности, так же как и склонность к капризам, эмоциональным реакциям, конфликтам, начинают исчезать по мере выхода из кризиса и вступления в новый возраст.
  • У первоклассника происходит перестройка всей системы отношений с действительностью. У ребенка есть две сферы социальных взаимоотношений: «ребенок - взрослый» и «ребенок - дети». В школе система «ребенок - взрослый» разделяется. В жизни школьника кроме родителей появляется еще один значимый взрослый - учитель. Именно отношения с учителем начинают определять отношения ребенка к родителям и к детям. Новая система отношений «ребенок - учитель» становится центром жизни первоклассника. В первое время дети стараются строго следовать указаниям преподавателя. Если учитель допускает лояльность по отношению к правилам, эти правила разрушаются изнутри. Каждый из детей начинает относиться к другому ребенку с позиции того, как его одноклассник относится к правилу, которое вводит учитель. Появляются ябеды. Во взаимоотношениях со сверстниками дети учатся терпению и кооперативности. Общение с ровесниками очень важно для формирования способности вставать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, требующую совместных действий и способности взглянуть на самого себя и свою деятельность со стороны.
  • У детей 6–8 лет интенсивно идет развитие скелета, суставно-связочного аппарата, мускулатуры. Не завершивший свое развитие опорно-двигательный аппарат ребенка испытывает большие нагрузки, когда в период учебы приходится в течение долгого времени удерживать статическую позу. Неправильная долго удерживаемая поза приводит к нарушениям осанки. Очень чувствителен к деформирующим воздействиям разного рода позвоночный столб, поэтому неправильная посадка может достаточно быстро привести к грубым изменениям, которые нарушат его рост, дифференцировку всех его структурных элементов. В этом возрасте еще слабо развиты мелкие мышцы рук, не завершено окостенение фаланг пальцев и костей запястья. Поэтому так часто при письме в классе звучат жалобы: «Болит рука», «Рука устала». Несовершенство нервной регуляции движений объясняет недостаточную точность и быстроту выполнения движений, затруднения при совершении движений по сигналу. При выполнении графических приемов у детей этого возраста основной контроль принадлежит зрению, и при этом фиксируется не просто «поле деятельности», а прослеживается все движение от начала до конца. Поэтому детям легче писать и рисовать крупные буквы, большие фигуры.
  • В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а при подготовке к школе - и предметом сознательного изучения. Большой активный словарь позволяет перейти к контекстной речи, ребенок может пересказать прочитанный рассказ, описать картинку и т.д. Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. В нем выделяются произвольные действия: наблюдение, рассматривание, поиск.
  • Память ребенка 7-8 лет развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. По сравнению с дошкольниками младшие школьники гораздо более внимательны. Они уже способны концентрироваться на неинтересных действиях, но у них все еще преобладает непроизвольное внимание. Для детей в этом возрасте внешние впечатления - сильный отвлекающий фактор, им трудно сосредоточиться на непонятном, сложном материале. Внимание первоклассников отличается небольшим объемом и малой устойчивостью. Они могут сосредоточенно заниматься одним делом 10–20 минут. Ребенок 7 лет мыслит образно, он еще не приобрел взрослой логики рассуждений: только к концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению, установлению связей. Возникновение этой склонности крайне важно для дальнейшего развития интеллекта.
  • Обобщая все вышесказанное, можно сказать, что 7–8 лет – возраст активного формирования произвольности во всех сферах психической жизни ребенка.