Размер содержания судьи в отставке. Пенсионное обеспечение судьи

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего П.,

судей Г. и К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее - ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги - 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. - в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона , в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

________________________________________________________________________________

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

Деятельность судебной инстанции является важнейшей государственной функцией. Осуществляют ее люди отважные и грамотные в правовом отношении. Помимо четкого применения предписанных законом правил, им приходится разбирать сложившиеся тяжелые жизненные обстоятельства, принимать решения по четкому требованию закона.

Любой судья, мировой или федеральный, имеет высокий авторитет среди общественных масс, наделен правовым статусом с широкими правами, льготами и гарантиями. Высокие привилегии дарованы также в сфере их пенсионного обеспечения, что является характерной особенностью. Какие особенности действуют при начислении дотаций бывшим судьям, расскажет данная статья.


Что такое пенсионное обеспечение судей?

Пенсионное обеспечение представляет собой материальное содержание после прекращения работы и выхода на заслуженных отдых, которое осуществляется путем назначения государством ежемесячных выплат в денежной форме. Окончательное прекращение функций правосудия у судей именуется как отставка.

После отставки при наличии определенного количества лет, отработанных в судейской системе, судья приобретает право на пожизненное обеспечение со стороны государства. Такая привилегия является особенностью пенсионного обеспечения у сотрудников данной сферы.

Какая пенсия у судей в отставке в 2018?

После ухода из суда служащий может воспользоваться пенсией, оформляемой на общих основаниях, а может претендовать на пожизненное обеспечение. При наличии права на второе, мало кто из судей рассматривает первый вариант. Получение и выплат по старости на общих основаниях, и пожизненных дотаций не допускается. Пожизненное обеспечение устанавливается в следующих размерах:

  • Если человек выполнял судейскую миссию 20 лет, то он может претендовать на 4/5 крайнего оклада;
  • Если служащий посветил системе более 20 лет, то за каждый год свыше назначается один процент;
  • Если общий стаж меньше 20 лет, а пенсионный возраст больше 50 для женщины и больше 55 для мужчины, то пенсия насчитывается пропорционально имеющемуся стажу.

Максимальная сумма пожизненных выплат не может быть больше 85% от последнего судейского заработка. Такой предел устанавливает Федеральный Закон. Налогом пожизненное содержание в отношении судей не облагается, что также составляет особенность.

Для оформления государственной дотации бывший служащий обращается в судебный департамент. Именно этот орган решает вопрос о начислении дотаций, в то время как по общим стандартам это делает Пенсионный Фонд. Гражданином представляется следующий пакет документов:

  • Паспорт;
  • СНИЛС;
  • Трудовая книжка;
  • Свидетельства о наличии каких-либо регалий;
  • Заявление, написанное собственноручно.

Весь пакет документов тщательно исследуется и в течение 15 дней принимается решение о назначении ежемесячных начислений гражданину. Выплаты производятся, начиная со следующего месяца после момента обращения за пенсией.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей

В Российской Федерации пенсионный вопрос в отношении сотрудников судов, регламентирует основной закон об их деятельности – ФЗ от 1992 г. № 3231 . Порядок назначения денежного обеспечения данной категории служащих содержит статья 15.

Пенсионные и трудовые гарантии судей конституционных судов РФ имеют свои специфические особенности. Им выплаты назначаются по правилам, изложенным в Постановлении от 1995 г. № 425. В отношении таких судей устанавливается минимальный стаж для назначения пожизненного обеспечения, равный 15 годам.

В отношении работников военных судов также установлены свои характерные особенности. Эти особенности освещены в конституционном законе о статусе работников военных судов. Но, общие принципы оформления пенсии те же, что и для работников всех других подобных учреждений.


Таким образом, вопрос выплат судебным работникам законодателем четко и детально проработан и имеет свои особенности. Принятие и рассмотрение каких-либо законопроектов в ближайшее время на этот счет не предвидится.

Пенсионное обеспечения судей РФ – особенности

Исследование вопроса о начислении пенсионных дотаций работникам судов, позволяет сделать вывод, что система получения пенсий, установленная для них, имеет ряд особенностей. Особенности эти таковы:

  • Назначение выплат касается работников судейской системы;
  • Налогом их пенсии не облагаются;
  • Им даруется пожизненное содержание;
  • В случае инвалидности могут получать и содержание, и выплату в связи с инвалидностью;
  • Решает вопрос о выплате не ПФ, как это производится на общих стандартах, а судебная коллегия или департамент.

Закон о пенсионном обеспечении судей РФ

Таким образом, государство обеспечивает отправителям правосудия надежную финансовую поддержку в связи с уходом на заслуженный отдых, на законном основании. Финансовая защита пенсионеров – бывших судейских служителей имеет особенности и отличается от защиты в отношении других категорий граждан.

    Ненормированный рабочий день - особенности

    Рабочее время - срок, за который работник осуществляет необходимые трудовые функции. Оно нормируется Законом о труде,…

    Положение о ненормированном рабочем дне - особенности

    Для нынешних работодателей очень выгодно устанавливать на своем предприятии ненормированный распорядок рабочего дня, так как, во-первых,…

    Неполное рабочее время - особенности

    Прежде чем приступить к работе, сотрудник и работодатель должны оформить трудовой договор. В нем они…

    Корпоративная пенсия - что это такое и как она формируется

    Выход на долгожданный и заслуженный отдых часто омрачается низким пенсионным обеспечением. Чтобы не столкнуться с…

    Особенности дисциплинарной ответственности государственных служащих

    Государственная гражданская служба отличается от иной трудовой деятельности социальным статусом нанимателей – совокупностью их прав…

    Режим рабочего времени - виды и особенности

    Режим рабочего времени - главнейшая составляющая всего рабочего процесса. Его показатели обязательно фиксируются в договоре…


Решения судов, основанные на применении норм ст. 14, 15 закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Федеральный закон № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Статья 14. Размеры пенсий федеральных государственных гражданских служащих

Статья 15. Размеры пенсий военнослужащих и членов их семей

Судебная практика

    Решение № 12-51/2018 от 24 сентября 2018 г. по делу № 12-51/2018

    Кизлярский районный суд (Республика Дагестан) - Административные правонарушения

    21.09.2017 в рамках осуществления государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов при проверке промысловой деятельности Общества. В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Закон о рыболовстве) предусмотрено, что рыболовство осуществляется в отношении видов водных...

    Решение № 2-1961/2018 2-1961/2018~М-1710/2018 М-1710/2018 от 20 сентября 2018 г. по делу № 2-1961/2018

    Первоуральский городской суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Факта. Относительно установления Главным бюро причины инвалидности (военная травма) пояснила, что определение причин инвалидности в зависимости от обстоятельств наступления инвалидности регламентировано Постановлением Минтруда РФ от 15 . 04.2003 № 17 «Об утверждении разъяснения «об определении Федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы причин инвалидности». Согласно пункту 7 Постановления, причина инвалидности с формулировкой «военная травма» определяется...

    Решение № 2-784/2018 2-784/2018~М-590/2018 М-590/2018 от 11 сентября 2018 г. по делу № 2-784/2018

    Ревдинский городской суд (Свердловская область) - Гражданские и административные

    Право на назначение государственной пенсии по случаю потери кормильца как вследствие военной травмы на основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации от 15 . 05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также на перерасчет размера пенсии по случаю потери кормильца по...

    Решение № 2-433/2018 2-433/2018~М-392/2018 М-392/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-433/2018

    Алексеевский районный суд (Белгородская область) - Гражданские и административные

    Л: В период с 09.08.1986 года по 11.09.1986 года Ахмедов Т.А. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, 15 . 05.1996 года он признан по причине увечья, полученного при исполнении иных обязанностей военной службы, связанных с аварией на ЧАЭС, с 24.04.1996 года...

    Решение № 2-694/2018 2-694/2018~М-285/2018 М-285/2018 от 30 июля 2018 г. по делу № 2-694/2018

    Искитимский районный суд (Новосибирская область) - Гражданские и административные

    Гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности, предусмотренная пп. 1 п. 2 (с применением п. 3 и п. 5 ст. 15 настоящего Федерального закона, и страховая пенсия по старости. В силу ст. 28.1 Закона Российской Федерации от Дата N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию...

    Решение № 2-3748/2018 2-3748/2018~М-3089/2018 М-3089/2018 от 27 июля 2018 г. по делу № 2-3748/2018

    Центральный районный суд г. Новокузнецка (Кемеровская область) - Гражданские и административные

    28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", федеральные государственные гражданские служащие, которым назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", имеющие не менее 15 лет страхового стажа, в который включаются периоды, указанные в части...

    Решение № 2-875/2018 2-875/2018~М-882/2018 М-882/2018 от 25 июля 2018 г. по делу № 2-875/2018

    Донской городской суд (Тульская область) - Гражданские и административные

    В обоснование заявленных требований указал, что он является ветераном труда, и имеет удостоверение «Ветеран труда» серии № , которое выдано ДД.ММ.ГГГГ. 14 . 06.2018 года он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения Тульской области» филиал Отдел Социальной защиты населения по г.Донскому с заявлением о...

    Решение № 12-363/2018 от 19 июля 2018 г. по делу № 12-363/2018

    Приморский краевой суд (Приморский край) - Административные правонарушения

    По приемке, обработке, перегрузке, транспортировке, хранению и выгрузке уловов водных биоресурсов, производству рыбной и иной продукции из водных биоресурсов. В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Федерального закона № 166-ФЗ рыболовство осуществляется в отношении видов водных биоресурсов, добыча (вылов) которых не запрещена. В силу пункта 1 части 1 статьи 26 Федерального закона № 166-...

Разъяснения Совета судей РФ по применению закона «О статусе судей в РФ»

1. Вопрос: Если судья, пребывающий в отставке, имея стаж работы более 10 лет, не достиг возраста 55 (для женщин - 50) лет и не получает ежемесячное пожизненное содержание, сохраняется ли за ним право на социальное обеспечение (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте)?

Ответ: При соблюдении требований, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 с. N 3132-1 (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), судья считается пребывающим в отставке и за ним сохраняется право на социальное обеспечение (медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение, бесплатный проезд в общественном транспорте).

При нарушении требований, предусмотренных п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), отставка судьи должна быть прекращена решением квалификационной коллегии по инициативе верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации.

2. Вопрос: Сохраняется ли право на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение за судьей, отработавшим менее 10 лет в должности судьи и ушедшим в отставку в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 14 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.), по истечении сроков полномочий?

Ответ: На основании п. 2 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.) судья считается ушедшим или удаленным в отставку, если его полномочия прекращены по основаниям, предусмотренным подп. 4 п. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона.

Судья считается пребывающим в отставке в соответствии с п. 6 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" до тех пор, пока соблюдает п. 3 ст. 3 указанного Закона. При выполнении указанных требований за судьей сохраняется право на медицинское обслуживание, включая санаторно-курортное лечение и обеспечение лекарственными средствами, которое оплачивается за счет средств федерального бюджета.

3. Вопрос: В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с изменениями от 14 апреля, 24 декабря 1993 г., 21 июня 1995 г., 17 июля 1999 г., 20 июня 2000 г., 15 декабря 2001 г.) время следования судьи к месту отдыха и обратно в срок отпуска не засчитывается. Стоимость проезда к месту отдыха и обратно подлежит оплате.

В соответствии с абз. 2 п. 8 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" оплата судьям проезда к месту отдыха и обратно производится в пределах территории Российской Федерации применительно к нормам возмещения командировочных расходов.

Как отражать, дни проезда к месту отдыха и обратно в табеле и на основе каких документов производить их оплату?

Ответ: Дни, необходимые для проезда к месту отдыха и обратно, оформляются приказом (распоряжением) по заявлению судьи как дни без сохранения заработной платы (соответственно, так же они отмечаются и в табеле). После отпуска судья должен представить в бухгалтерию проездные документы, подтверждающие его нахождение в эти дни в дороге, после чего бухгалтерией производится оплата стоимости проезда применительно к нормам командировочных расходов, установленным Указом Президента РФ от 24 ноября 1995 г. N 1177 "О нормах расходов для федеральных государственных служащих на служебные командировки в пределах Российской Федерации". При этом следует иметь в виду, что для лиц, работающих в районах Крайнего Севера, применяется п. 11 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержденного решением Совета Директоров Центрального банка России 22 сентября 1993 г. N 40), согласно которому лица, получившие наличные деньги под отчет на расходы, связанные со служебными командировками, обязаны не позднее трех рабочих дней со дня их возвращения из командировки предъявить в бухгалтерию предприятия отчет об израсходованных суммах.

Предоставление судье отпуска без сохранения заработной платы на время следования судьи к месту отдыха и обратно должно иметь место только одновременно с предоставлением ежегодного оплачиваемого отпуска, или возможно этот отпуск судье предоставить позднее по его заявлению?

Ответ: В соответствии с письмом Министерства юстиции Российской Федерации от 26 декабря 1997 г. N 14-25-2481-97 "О некоторых вопросах социальной защиты судей и членов их семей" оплата проезда к месту отдыха и обратно за счет средств федерального бюджета производится только судьям в период очередного отпуска, а также судьям, пребывающим в отставке, привлеченным к исполнению обязанностей судьи в соответствии со ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", в случае предоставления им отпуска за фактически проработанное время в период исполнения обязанностей судьи. Таким образом, в данном письме проезд к месту отдыха и обратно связывается со временем предоставления очередного отпуска.

4. Вопрос: Имеет ли право судья, находящийся в отпуске по уходу за ребенком, на социальные гарантии, предусмотренные Законом РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: В соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" приостановление полномочий судьи, за исключением случая избрания ему в качестве меры пресечения заключения под стражу, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его неприкосновенности, установленных настоящим Законом.

Согласно ст. 2 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" все судьи Российской Федерации обладают единым статусом.

5. Вопрос: Следует ли прикреплять к поликлинике супруга(у) судьи и детей, если он(а) зарегистрирован(а) для постоянного места проживания по другому адресу?

Ответ: В п. 5 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" указано, что судья и члены его семьи имеют право на медицинское обслуживание. Согласно п. 5 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" членами семьи судьи признаются супруг(а), родители и дети, проживающие с ним и ведущие общее хозяйство. Таким образом, добровольному медицинскому страхованию подлежат только члены семьи судьи, которые зарегистрированы и проживают с ним на одной жилой площади.

6. Вопрос: В соответствии с п. п. 8, 9, 25 - 27 ст. 14 и п. п. 5, 6, 18 ст. 15 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" участники и инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на льготу по оплате жилья, коммунальных услуг, телефона, на бесплатный (один раз в два года) либо льготный (один раз в год) проезд на железнодорожном, воздушном, водном или автомобильном транспорте межобластных, межкраевых, межреспубликанских маршрутов. Указанные льготы реализуются через органы социальной защиты для лиц, получающих пенсии по старости и по инвалидности. Каким образом реализовывать эту льготу ветеранам Великой Отечественной войны, получающим ежемесячное пожизненное содержание?

Ответ: Только судьи, пребывающие в отставке, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имеют право в соответствии с абз. 3 п. 5 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" на получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности одновременно. Получая пенсию по инвалидности, эти судьи пользуются льготами, закрепленными Федеральным законом "О ветеранах".

Для судей, пребывающих в отставке, являющихся участниками Великой Отечественной войны и ставших инвалидами вследствие общего заболевания, одновременное получение ежемесячного пожизненного содержания и пенсии по инвалидности действующим законодательством не предусмотрено. Эти судьи могут пользоваться льготами, закрепленными в Федеральном законе "О ветеранах", получая пенсию по старости и пенсию по инвалидности вследствие общего заболевания, отказавшись при этом от получения ежемесячного пожизненного содержания.

7. Вопрос: Пользуется ли судья в отставке, привлеченный к осуществлению правосудия по ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", всеми видами материального и социального обеспечения, установленными для действующих судей?

Ответ: Пребывающий в отставке судья, привлекаемый по ст. 7.1 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" к исполнению обязанностей в качестве судьи, пользуется всеми видами материального и социального обеспечения, установленными Законом для действующих судей, так как в это время отправляет правосудие.

8. Вопрос: В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ N 5-П судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие в отставку с должности судьи при истечении срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания при достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до момента достижения указанного возраста ушедший с судейской должности мог заниматься иной оплачиваемой деятельностью.

Что следует понимать под иной оплачиваемой работой? Любую оплачиваемую работу или только предусмотренную п. 3 ст. 3 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации"?

Ответ: На назначение ежемесячного пожизненного содержания имеют право судьи, пребывающие в отставке и соблюдающие требования, предусмотренными п. 6 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В соответствии с указанной статьей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 указанного Закона. А это значит, что судья, пребывающий в отставке, до назначения ежемесячного пожизненного содержания вправе заниматься только научной, преподавательской, литературной, творческой деятельностью или работать в сфере правосудия.

9. Вопрос: В соответствии с п. 3 постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в стаж работы судьи включается как стаж работы в качестве судьи в судах Российской Федерации и бывшего Союза ССР, так и стаж его работы в качестве судьи в судах государств, входящих ранее в состав СССР.

В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям время работы судьей в государствах, ранее входящих в состав СССР до 12 декабря 1991 г., засчитывается в стаж работы лицам, ушедшим на пенсию либо в отставку с должности судьи Российской Федерации.

В связи с вышеизложенным возникает вопрос: при уходе в отставку с должности судьи Российской Федерации засчитывается ли в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания период работы после 12 декабря 1991 г. в судах государств, входящих ранее в состав СССР.

Ответ: При уходе в отставку с должности судьи Российской Федерации в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания период работы после 12 декабря 1991 г. в судах государств, входящих ранее в состав СССР, не засчитывается. Указанный период возможно засчитать при наличии соглашения о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения между Российской Федерацией и государством, входящим в состав Содружества Независимых Государств.

10. Вопрос: Судья, полномочия которого прекращены, продолжает осуществлять полномочия судьи до вступления в должность нового судьи или до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием данного судьи. Какой стаж судьи следует учитывать для назначения ежемесячного пожизненного содержания и выплаты выходного пособия - на момент прекращения полномочий или на момент отчисления из штата суда?

Ответ: В соответствии с п. 3.1 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, утвержденной Высшим Арбитражным Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным Судом РФ 17 августа 1999 г., в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы судьей (государственным арбитром) со дня его избрания (назначения) на должность или возложения на него обязанностей судьи (государственного арбитра) в установленном законом порядке по день фактического прекращения этих полномочий. Данный порядок исчисления стажа работы в качестве судьи может быть применен и при расчете выходного пособия.

11. Вопрос: В соответствии с решением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие с должности судьи в связи с истечением срока полномочий, но не достигшие возраста 55 (для женщин - 50) лет, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания при достижении указанного возраста. Каким образом исчислять размер ежемесячного пожизненного содержания таким судьям?

Ответ: Пожизненное содержание этим лицам следует исчислять согласно ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. N 91-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, доплат за квалификационный класс (если он был присвоен) и выслугу лет.

12. Вопрос: Каков порядок исчисления размера выходного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", судье, который назначался (избирался) на должность судьи после увольнения с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции и других органах на пенсию (в отставку) и при увольнении из указанных органов получил выходное пособие?

Ответ: В соответствии с письмом Верховного Суда РФ от 23 сентября 1997 г. N КД-10/97-513 ушедшему и удаленному в отставку судье, который назначался (избирался) на должность судьи после увольнения с военной службы, службы (работы) в органах прокуратуры, внутренних дел, ФСБ, налоговой полиции и других органах на пенсию (в отставку) с выплатой установленного законодательными и иными нормативными актами выходного пособия, при исчислении размера выходного пособия, предусмотренного п. 3 ст. 15 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации", учитывается лишь время работы судьей после увольнения из указанных органов.

13. Вопрос: В соответствии с п. 4 ст. 3 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" судья, пребывающий в отставке и имеющий стаж работы в должности судьи не менее 20 лет либо достигший возраста 55 (для женщин - 50) лет, вправе работать в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в профсоюзных и иных общественных объединениях.

В период осуществления деятельности, которой судья, пребывающий в отставке, вправе заниматься в соответствии с настоящим пунктом, на него не распространяются гарантии неприкосновенности, установленные ст. 16 настоящего Закона, членство указанного судьи в судейском сообществе на этот период приостанавливается.

Сохраняются ли за данным судьей права и льготы судьи в отставке?

Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 3 вышеназванного Закона за судьей сохраняется статус судьи, пребывающего в отставке, следовательно, за ним сохраняются все права и льготы, а именно:

  • - медицинское обслуживание, включая обеспечение лекарственными средствами;
  • - санаторно-курортное лечение;
  • - бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта: городского, пригородного и местного сообщения, кроме такси;
  • - предоставление жилой площади.
  • 14. Вопрос: Включается ли премия в расчет ежемесячного пожизненного содержания?

Ответ: Согласно п. 4.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов, утвержденной Высшим Арбитражным Судом РФ 5 августа 1999 г. и Верховным Судом РФ 17 августа 1999 г., при определении размера ежемесячного пожизненного содержания в состав заработной платы (денежного содержания) премии не включаются.

Ежемесячное пожизненное содержание согласно п. 5 ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" исчисляется из заработной платы работающего судьи. Данный пункт не претерпел изменения и в новой редакции вышеуказанного Закона с последними внесенными в него изменениями и дополнениями от 15 декабря 2001 г.

В ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" перечислены компоненты, входящие в состав заработной платы судей Российской Федерации. Согласно данной статье денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год также входят в состав заработной платы судей.

Федеральный закон от 28 июня 2002 г. N 76-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" изменений в ст. 2 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" в части, касающейся выплаты премий, не внес.

На основании вышеизложенного премии следует включать в размер ежемесячного пожизненного содержания.

15. Вопрос: Вправе ли судьи, пребывающие в отставке, претендовать на получение санаторно-курортной путевки на себя и членов семьи?

Ответ: Согласно п. 5 ст. 19 Закона РФ от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (с последующими изменениями) судья и члены его семьи имеют право на санаторно-курортное лечение, которое судье, его супруге (супругу) и несовершеннолетним детям оплачивается за счет федерального бюджета. Это право сохраняется за судьей и после ухода (удаления) его в отставку или на пенсию.

Таким образом, из буквального толкования этой нормы Закона следует, что после ухода (удаления) судей в отставку или на пенсию право на санаторно-курортное лечение имеют только судьи. Члены семьи таким правом не пользуются.

16. Вопрос: Предусмотрена ли выплата денежной компенсации за неиспользованное санаторно-курортное лечение судьям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком?

Ответ: В силу конституционно-правового статуса судей, связанного с осуществлением ими публично-правовых задач судебной власти, законодатель предъявляет к ним не только высокие требования, но и обеспечивает высокие гарантии независимости, включая меры материального и социального обеспечения.

Исходя из статуса судей (ст. 2 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г.), эти гарантии, включая и закрепленные в п. 5 ст. 19 вышеназванного Закона и ст. 9 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", в равной мере распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены или снижены иными нормативными актами.

Представление судьям отпуска по уходу за ребенком не изменяет его правового статуса как действующего судьи, в силу чего гарантии, предоставленные ему Законом, не могут быть уменьшены, в том числе и в части выплаты денежной компенсации за неиспользованное право на санаторно-курортное лечение.

17. Вопрос: Выплачивается ли денежная компенсация в размере стоимости неиспользованной санаторной путевки судьям в отставке?

Ответ: По смыслу и содержанию правовых норм Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 г. большинство из них относится к работающим судьям.

Некоторые нормы распространяются на судей, находящихся в отставке, о чем прямо указано в соответствующей статье Закона.

В ст. 9 Закона, предусматривающей выплату денежной компенсации в размере стоимости санаторной путевки, которой судья не воспользовался, не указано, что это положение распространяется на судей в отставке. Поэтому данная компенсация судьям в отставке не выплачивается.

18. Вопрос: Включается ли надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы в состав заработной платы судей?

Ответ: Состав заработной платы судей определен ст. 2 Федерального закона N 6-ФЗ от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".

Согласно данной статье надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы включена в состав заработной платы судей.

19. Вопрос: Подлежит ли перерасчету ежемесячное пожизненное содержание судьям в отставке, убывшим из районов Крайнего Севера после выхода в отставку, при условии, что они ушли в отставку из местности, отнесенной законодательством к районам Крайнего Севера, и проживающим в настоящий момент в местности, не отнесенной к последним?

Ответ: В соответствии с Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" (п. 1 ст. 19) судьям, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Данная норма предусматривает назначение и выплату пожизненного содержания судьям, которые после выхода в отставку выехали из районов Крайнего Севера в местности, за работу в которых не предусмотрены климатические надбавки и районные коэффициенты.

Закон в этом случае при назначении судьям пожизненного содержания сохранил только районный коэффициент.

В связи с этим размер ежемесячного пожизненного содержания должен быть уменьшен (перерассчитан) на соответствующий размер процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

20. Вопрос: Включается ли работающим судьям, имеющим право на получение ежемесячного пожизненного содержания в размере 50%, доплата за секретность?

Ответ: Указанная доплата предусмотрена ст. 2 Федерального закона N 6-ФЗ от 10 января 1996 г. "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации", и ее выплата производится на основании приказов председателей судов отдельным судьям, имеющим специальный допуск к секретным документам и постоянно работающим с секретными делами и материалами, в связи с чем считаем возможным включение указанной доплаты в состав 50% ежемесячного пожизненного содержания, но только тем, кто ее реально получал на основании соответствующего приказа.

21. Вопрос: Предусмотрена ли выплата выходного пособия судьям в отставке, временно привлеченным к исполнению обязанностей судьи?

Ответ: Законом не предусмотрена выплата выходного пособия судьям в отставке, временно привлеченным к исполнению обязанностей судьи, поскольку повторно в отставку они не выходят.

В период временной работы им полностью выплачивается пожизненное содержание и заработная плата (ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 г.).

22. Вопрос: Пользуется ли судья правом на получение жилого помещения по месту нахождения суда в случае, если он ранее использовал право на получение жилого помещения в соответствии с ч. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" по предыдущему месту работы в должности судьи в другом городе, районе субъекта Российской Федерации?

Ответ: Действующее законодательство, регулирующее порядок и условия обеспечения судей жилыми помещениями, не содержит ограничений по кратности предоставления жилья судье (равно как и другим гражданам), в том числе и в случае наделения их полномочиями в другом районе области, России.

В частности, ч. 3 ст. 19 Закона РФ N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. (с последующими изменениями и дополнениями) в качестве условий обеспечения судей благоустроенным жилым помещением указывает: 1) наделение судьи полномочиями; 2) и (или) нуждаемость в улучшении жилищных условий.

Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются судьи, не обеспеченные жилой площадью по соответствующим социальным нормам, установленным Жилищным кодексом РСФСР (ст. 29) и Законом РФ "О статусе судей в Российской Федерации" или проживающие в коммунальной квартире по месту нахождения суда. Таким образом, возможна ситуация, когда судьи, надлежащим образом обеспеченные по месту работы жилым помещением для постоянного проживания по договору найма, могут быть признаны в другом населенном пункте нуждающимися в улучшении жилищных условий. Признание их таковыми дает им возможность на повторное получение жилья по условиям социального найма.

Такое толкование Закона основано не только на особом статусе судей, особых государственных полномочиях, возложенных на них, в силу чего государство гарантирует им по месту нахождения суда предоставление благоустроенного жилого помещения по социальным нормам с учетом права на дополнительную жилую площадь в течение шести месяцев с момента наделения полномочиями, но и на общих нормах жилищного законодательства, не содержащих ограничений для всех категорий граждан.

Вместе с тем при решении вопроса о нуждаемости судей в улучшении жилищных условий необходимо учитывать, что по смыслу ст. ст. 51, 52 ЖК РСФСР гражданин может по условиям договора социального найма быть нанимателем одновременно лишь одного жилого помещения. Отсюда, если судья является нанимателем другого жилого помещения (в том числе и в другом населенном пункте), то договор социального найма должен быть прекращен по основаниям, установленным законом (например, ст. 89 ЖК РСФСР).

Если же судья использовал свое право на получение жилого помещения в собственность, то и в этом случае закон не ограничивает его право на получение другого жилого помещения в другом районе (области) во время его деятельности в качестве судьи. Однако при этом должны учитываться размер либо стоимость жилого помещения, полученного им в собственность ранее. Не исключаются случаи расторжения договора на ранее полученное в собственность помещение по прежнему месту жительства, передача такого жилья в федеральную собственность либо другому судье и т.д. В таких случаях право на получение в собственность жилья у судьи восстанавливается.

23. Вопрос: Имеют ли судьи право на улучшение жилищных условий в случае, если они сознательно ухудшают их, прописывая на своей жилой площади родственников?

Ответ: Ответ на вопрос заложен в нем самом, поскольку сознательное ухудшение жилищных условий является одной из форм злоупотребления правом, и, следовательно, такое право не защищается законом (ст. 10 ГК РФ). Однако в вопросе говорится об ухудшении жилищных условий путем регистрации родственников в занимаемое жилое помещение. Сама по себе регистрация лица не порождает у него право на данное жилое помещение, если оно не было вселено в него в установленном законом порядке (ст. ст. 53, 54 ЖК РСФСР). Лица, вселенные нанимателем с соблюдением требований действующего законодательства, должны учитываться при определении нуждаемости в улучшении жилищных условий, а вопрос преднамеренного ухудшения жилищных условий должен доказываться стороной, отказывающей в предоставлении жилья.

24. Вопрос: По каким критериям надлежит определять нуждаемость судей в обеспечении жилым помещением согласно требованиям ч. 3 ст. 19 Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации": общей либо полезной (по социальной норме) площади?

Ответ: При определении нуждаемости судей в улучшении жилищных условий следует учитывать социальную норму жилья, которая в соответствии со ст. 11 Закона РФ "Об основах федеральной жилищной политики" эквивалентна размеру предоставления жилых помещений, устанавливаемому субъектом Российской Федерации.

25. Вопрос: Включается ли срок работы в должности стажера адвоката в стаж работы в качестве судьи при исчислении ежемесячного пожизненного содержания?

Ответ: В соответствии с п. 3.1 Инструкции "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов" в стаж работы в качестве судьи для назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания включается время работы в качестве адвоката, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи.

Работа в качестве стажера адвоката в Инструкции не указана. Адвокаты - это члены соответствующих коллегий адвокатов.

Согласно Федеральному закону "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 31 мая 2002 г. стажеры адвоката не являются членами коллегий и не наделены правом осуществления адвокатской деятельности.

Поэтому период работы в качестве стажера адвоката не может быть зачтен в качестве работы адвокатом.

26. Вопрос: Включается ли в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, время работы в аппаратах федеральных судов?

Ответ: В соответствии со ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной и правовой защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" от 10 января 1996 г. и п. 3.1 Инструкции "О порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции и федеральных арбитражных судов" в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах на должностях, для замещения которых было необходимо высшее юридическое образование.

27. Вопрос: Включается ли в стаж работы в качестве судей судов общей юрисдикции время работы по юридической специальности в государственных организациях?

Ответ: Периоды работы, подлежащие включению в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации, при исчислении стажа, дающего право на отставку, предусмотрены ст. 7 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации".

Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П предусмотрено также включение в стаж работы судьи предшествующей судейской деятельности работы в должности государственного нотариуса при наличии высшего образования.

Возможность включения в стаж работы судьи судов общей юрисдикции иных периодов работы в должностях по юридической профессии в государственных организациях вышеприведенным законодательством не предусмотрена.

Постановление Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает включение времени предшествующей работы по юридической специальности в стаж работы судьи Конституционного Суда РФ.

Оно не содержит такого же положения в отношении судей судов общей юрисдикции.

Решение данного вопроса возможно только на законодательном уровне.

28. Вопрос: Существуют ли какие-либо дополнительные основания для перерасчета размера ежемесячного пожизненного содержания судьям, пребывающим в отставке, помимо указанного в п. 4.6 Инструкции о порядке назначения и выплаты судьям ежемесячного пожизненного содержания?

Ответ: Перерасчет производится, если исчисление было с нарушением требований Закона.

29. Вопрос: Имеют ли право судьи в отставке на перерасчет ежемесячного пожизненного содержания при присвоении им ученой степени, ученого или почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", которые присуждены им после ухода в отставку?

Ответ: В случае присвоения судьям, пребывающим в отставке, почетного звания "Заслуженный юрист Российской Федерации", ученой степени либо ученого звания права на перерасчет размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания они не имеют.

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно, при уходе либо удалении в отставку, и последующие изменения в характеризующих данных судей не должны влечь за собой перерасчет ежемесячного пожизненного содержания.

30. Вопрос: Допускается ли выплата премий судьям за период временной нетрудоспособности?

Ответ: В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 115-ФЗ) денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год входят в состав заработной платы судей. Заработная плата судей Российской Федерации и иные выплаты, предусмотренные законами и другими нормативными актами, не могут быть уменьшены.

Данная позиция отражена и в письме Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 2 июня 2000 г. N СД-АГ/836.

Исходя из этого, время нахождения судей в отпусках и отсутствия их на работе в связи с временной нетрудоспособностью не должно исключаться из расчетного периода при исчислении суммы премиального вознаграждения. На такой порядок исчисления и определения размеров премиальных вознаграждений при оплате труда судей указывается в письме Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 9 сентября 1999 г. N 6080-КЛ.

В качестве дополнительного обоснования позиции, изложенной в нем, необходимо сослаться на Указ Президента РФ N 265 от 6 марта 1998 г. "О денежном содержании федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, представительств Российской Федерации и представительств федеральных органов исполнительной власти за рубежом, дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации" и утвержденное в соответствии с ним приказом Минтруда России от 16 августа 2000 г. N 204 Положение о порядке оплаты и стимулирования труда федеральных государственных служащих государственных инспекций труда, которые также допускают возможность выплаты премий за период временной нетрудоспособности работника.

Представляется также, что при отсутствии федерального закона, ограничивающего право судей на получение премии за период временной нетрудоспособности, иное толкование ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" было бы юридически неверным, а с учетом ограничений средств, выделяемых на лечение судей, крайне неэтичным по отношению к коллегам, получившим заболевание в том числе и в результате сложного и напряженного труда судьи.

31. Вопрос: Предусмотрена ли доплата судьям, исполняющим одновременно обязанности по вакантной должности судьи?

Ответ: Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" от 26 июня 1992 г. N 3132-1 (с изменениями и дополнениями) не регулирует вопросы доплаты за выполнение обязанностей в должности судьи с учетом нагрузки в связи с наличием вакансии судьи в штате суда.

В настоящий момент данный вопрос при наличии фонда экономии заработной платы может быть решен путем увеличения и выплаты судьям премий и надбавок за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы.

32. Вопрос: Могут ли быть присвоены квалификационные классы мировым судьям, работающим в должности свыше шести месяцев?

Ответ: Федеральным законом "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" от 14 марта 2002 г. предусмотрено проведение аттестации для присвоения квалификационных классов мировым судьям.

Причем Закон не связывает решение вопроса о присвоении квалификационных классов мировым судьям с избранием нового состава квалификационных коллегий судей.

Поэтому после вступления в силу указанного Закона, т.е. после 19 марта 2002 г., действующие квалификационные коллегии судей вправе рассматривать вопросы о присвоении квалификационных классов мировым судьям.

10 января 2009 года в России вступил в силу закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», разделивший судей на две категории с разным социальным обеспечением. Среди «отдельных законодательных актов», подвергшихся тогда редактированию, оказался и закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ».

Изменения коснулись того, как должен высчитываться стаж работы судьи.

Этот вопрос для судей важен: имея 20 лет стажа, они получают возможность уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное содержание (фактически аналог пенсии, но значительно превосходящий ее по размерам, так как рассчитывается исходя из оклада судьи со всеми надбавками). Те судьи, которые, набрав стаж, продолжают работать, получают дополнительно к зарплате 50% от ежемесячного содержания, которое было бы ему начислено, выйди он в отставку. До принятия закона № 274-ФЗ стаж исчислялся следующим образом: если человек проработал судьей пять лет, в зачет шло и то время, которое до этого он занимал должность следователя, прокурора или адвоката. По новым же правилам в стаж будут засчитываться годы работы непосредственно судьей.

По словам представителя Верховного суда Бориса Горохова, тех судей, которые имеют 20 лет именно судейского стажа без учета работы на других позициях, в стране «можно сосчитать на пальцах двух рук».

Поэтому не удивительно, что закон № 274-ФЗ вызвал недовольство многих. В частности, обиженными себя посчитали те судьи, которые вступили в должность до 10 января 2009 года. Занимая судейское кресло, они рассчитывали на исчисление стажа по старым правилам. Однако, собравшись выходить в отставку или претендуя на прибавку к зарплате по выслуге лет, обнаружили, что право на эти привилегии ими утрачено.

Неразбериха с новыми нормами дошла до того, что некоторые судьи какое-то время получали содержание или прибавку, а затем перестали. Несколько пострадавших таким образом написали жалобы в КС. Одновременно за разъяснениями обратились Железнодорожный районный суд Новосибирска и Кировский районный суд Ростова-на-Дону, которые затруднились с истолкованием новой редакции закона в ходе рассмотрения исков от еще нескольких отставных судей.

Конституционный суд встал на защиту судей.

В постановлении КС подчеркивается, что «уровень конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к уже достигнутому».

Отмечено и то, что «законодатель должен учитывать законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего законодательства». Ненормальной была сочтена ситуация, когда двое судей, имеющие одинаковый стаж, попадали в неравные условия в зависимости от того, когда ими было подано заявление о выходе на пенсию или назначении доплаты к зарплате: те, кто успел подать заявление до 10 января 2009 года, считали стаж по-старому. Проявившие по какой-либо причине нерасторопность — по новому закону.

«Такая дифференциация нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованному различию в объеме их прав», — заявил председательствующий в процессе судья Сергей Маврин.

В связи с этим КС принял решение, что часть 1 ст. 7 закона № 274-ФЗ в той мере, в какой она распространяется на судей, вступивших в должность до 10 января 2009 года, противоречит статьям Конституции 19 (равенство прав и свобод), 55 (не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека) и 120 (независимость судебной власти). Таким образом, требования судей, которые посчитали свои права ущемленными, удовлетворены полностью. Все проигранные ими ранее в судах общей юрисдикции дела подлежат пересмотру.

Теперь Минфину нужно срочно изыскать в бюджете государства средства на выплату долгов тем судьям, которые имели право на получение содержания или прибавки к зарплате, но не получали ее с января 2009 года.

О каких именно суммах идет речь, Сергей Маврин сказать затруднился, отметив лишь, что размер ежемесячного денежного содержания отставника со стажем 20 лет и более не может превышать 80 процентов от размера зарплаты действующего судьи. Деньги, по всей видимости, придется брать из резервных фондов бюджета, причем буквально с завтрашнего дня: решение КС вступает в силу с момента его публичного оглашения.

Постановление КС никоим образом не относится к тем судьям, которые вступили в должность после 10 января 2009 года: им придется жить уже полностью по новым правилам.

Рассчитывать на безбедную обеспеченную отставку они смогут только в том случае, если прослужат правосудию в статусе судьи все 20 лет.

Впрочем, тот же самый закон № 274-ФЗ улучшил положение судей, выходящих на пенсию по возрасту.

Чтобы после выхода на пенсию получать упомянутое ежемесячное содержание, достигший 60-летнего (женщины — 55-летнего) возраста судья должен иметь стаж не менее 25 лет. Согласно новой редакции, только 10 лет из этих 25 непременно должны быть именно судейской практикой. Остальное может быть зачтено как за работу в прокуратуре, адвокатуре или следствии, так и за любые другие должности, обязательным условием для занятия которых является высшее юридическое образование. Например, преподаватель вуза или юрисконсульт. Не исключено, что таким образом законодатели пытаются бороться с ранними отставками, стимулируя судей исполнять свой долг как можно дольше.