Развитие ребенка в 7 5 мес. Календарь развития семимесячного ребенка

Семимесячный ребенок становится необычайно подвижным, общительным и любознательным. Теперь каждый день наполнен маленькими открытиями и победами. Как сделать развитие ребенка в 7 месяцев гармоничным? Как скорректировать режим дня, чтобы у самого маленького члена семьи хватало сил и энергии для покорения новых вершин?

Физиологическое развитие в 7 месяцев

Малыш окреп, изменился внешне: ручки и ножки стали сильными, тельце упругим, а многочисленные родственники с восхищением замечают, как сильно похож кроха на своих папочку или мамочку. И впрямь, черты лица стали явственнее, и у ребенка появились мимические особенности и привычки, которые и делают его похожим на кого-то из членов семьи. И, пожалуй, самое важное приобретение – это зубки. У кого-то они уже есть (2-4), у кого-то же только начинают давать о себе знать опухшими деснами и капризами.

Рост

В 7 месяцев ребенок вырос на 1-2 см по сравнению с предыдущим месяцем. Мальчики обычно немного выше девочек.

Вес

Не волнуйтесь, если вместо привычных, как в первые месяцы, 800-1000 г, весы в кабинете педиатра показали всего полкилограмма прибавки в весе: теперь ребенок много двигается, расходует много энергии, и вес не будет расти так стремительно. Не переживайте, если, например, ваша девочка заметно легче сына вашей подруги: это нормально, мальчики опережают девочек в физическом развитии. Хотя чаще всего девочки вырываются вперед в психомоторном и интеллектуальном развитии. Так будет вплоть до подросткового возраста.

Нормы: педиатры России и ВОЗ

Не паникуйте, если у вашего ребенка наблюдаются небольшие отклонения от нормы: развитие каждого малыша индивидуально!


Что должен уметь ребенок в 7 месяцев

Двигательная активность

Очень многие детки в 7 месяцев уже неплохо ползают, ориентируясь в пространстве. Однако крупные малыши могут лениться, предпочитая проводить время, лежа на животике. Ребенок целенаправленно совершает движения руками: берет и бросает игрушки, тянет ручки на зов и т.д.

7 месяцев – время пробы ножек на устойчивость: детки пытаются самостоятельно подниматься, держась за перила кроватки или за другие предметы.

Если малыш на отлично освоил сидение без поддержки, то, возможно, он уже знаком с ходунками или прыгунками: эти приспособления отлично помогают развивать познавательную и двигательную активность. Но увлекаться ими не стоит: можно нанести вред неокрепшему скелету малыша. По 30 минут 2-3 раза в день достаточно.

Зрительное восприятие

Посмотрите, с какой точностью захватывает ребенок предметы! Это свидетельство того, что у малыша достаточно сформировано представление о зрительном расстоянии и объеме предметов. Малыш начинает видеть и узнавать предметы под разным углом зрения.

Достаточно развито цветовое и световое восприятие. Зрительные рефлексы на светочувствительность легко проверить, внезапно включив свет в темной комнате: в норме ребенок зажмурится.

Однако глазные мышцы и нервы недостаточно окрепли, поэтому забудьте о развивающих телевизионных программах или мультфильмах для малышей!

Слуховое восприятие

Мир звуков буквально завораживает кроху. Теперь маленькие ушки улавливают и шепот мамы, и тиканье часов. Развивается слуховая память: ребенок узнает голоса членов семьи и любимые песенки.



Понимание и развитие речи

Гуление постепенно сменяет осознанный лепет. Не упускайте возможности «поговорить» с крохой: так развивается речь, слух, навыки общения и интеллект ребенка. Малыш уже неплохо вас понимает: ему знакомы многие слова, но больше реагирует он на вашу интонацию и мимику при произнесении слов.

Познавательное развитие ребенка

Научиться чему-то без учителей сложно. Сопровождайте малыша в его познании мира, привлекайте к совместным действиям, которые чуть позже перерастут в самостоятельность. Ребенок познает мир на ощупь и на вкус.

Сделайте дом максимально безопасным, чтобы познавательная деятельность не обернулось для крохи травмой!

Для этого закройте розетки заглушками, а острые углы - накладками. Уберите провода и не оставляйте без присмотра включенные электроприборы, например, утюг.

Эмоционально-социальное развитие ребенка в 7 месяцев

Эмоционально мир семимесячного ребенка обогащается: у него появляются поводы для радости и слез. Теперь проявление эмоций осознанное - это уже не рефлекс, вызванный голодом или мокрыми пеленками.

Малыш способен радоваться при виде знакомых или пугаться посторонних людей. Сейчас формируются привязанности ребенка. Важна в этом и роль отца: пусть папа по возможности не перекладывает воспитание и уход на мамины плечи. Хорошо, когда малыш привязан к обоим родителям сразу.

«У ребенка, преимущественно воспитываемого матерью, круг общения ограничен, а само общение имеет больше эмоциональный характер, - говорят психологи Н.Авдеева и О.Смирнова в книге «Воспитание малыша в семье от рождения до трех лет: Советы психолога». - Такому ребенку будет сложно строить отношения с незнакомцами (например, в детском саду). Потому как с незнакомым человеком невозможно вступить в эмоциональный интимный контакт: приласкаться или забраться на ручки, а иной тип отношений малышу недоступен».


Психологические изменения

7 месяцев – это начало формирования умений контролировать свое поведение. Конечно, это только азы, не стоит ждать, что кроха перестанет плакать по первому вашему слову. Сейчас важна эмоциональная подоплека: старайтесь переключать внимание малыша, когда он расстроен.

Лариса, мама восьмимесячной Софьи: «С Соней замечательно срабатывает такой маневр: как только начинает кукситься и капризничать, я подношу ее к окну и начинаю отвлекать, показывая, где идет тетенька, где бежит кошечка, где едет машина. Окно – отличный инструмент для переключения внимания!»

Краткая таблица навыков

Навыки ребенка в 7 месяцев
Возможные умения
Что должно насторожить
  • Осознанно занимается игрушками, используя при этом обе руки.
  • Берет предмет 4 пальцами, противопоставляя им большой, вместо захвата предмета всей ладонью
  • Ползает.
  • Сидит сам без поддержки с прямой спиной.
  • Хорошо снимает губами пищу с ложечки.
  • Имитация игрушками движения (кукла «ходит», лягушка прыгает, птичка летает, машинка едет).
  • Работает пальчиками изолированно: например, нажимать указательным на кнопочки.
  • Встает с опорой.
  • Из положения на боку пытается сесть.
  • Пьет из обычной чашки.
  • Не способен удерживать предмет в руке, «промахивается», пытаясь ухватить предмет или во время поднесения его ко рту.
  • Почти все время держит пальцы сжатыми в кулак, не пытается работать ими.
  • Не поднимает туловище, лежа на животе и опираясь на руки.
  • Даже с опорой не держит спину ровно во время сидения, заваливается вперед или набок.
  • Давится даже пюреобразной едой, не может проглотить ее.

Данная таблица развития сформирована в ознакомительных целях. Если ваш малыш что-то не освоил из перечисленного в ней, это не повод паниковать: только специалист способен диагностировать отставание в развитии!

Как развивать ребенка в 7 месяцев

Нужно продолжить те же занятия с ребенком, что и в прошлые месяцы, чуть усложняя их и немного продлевая. Как развивать ребенка в 7 месяцев, в большей мере подскажет сам малыш: прекращайте занятия, если он утомлен и усложняйте, если видите, что ребенок справляется.

Упражнения и занятия с ребенком:

Линия развития
Задачи
Примеры упражнений
Моторика (крупная)
  • Развитие общих движений рук.
  • Развитие координации движений и ориентирования в пространстве.
  • Упражнения на махи руками, разведение рук в стороны.
  • Занятия с мячом: ловить, сидя у мамы на коленях, толкать.
  • «Догонялки» в паре с ползающим родителем.
  • Шагание с поддержкой под мышки и т.д.
Мелкая моторика
  • Развитие подвижности и чувствительности пальцев.
  • Пальчиковые игры и гимнастика, массаж кистей рук: «Сорока-ворона», «Ладушки» и т.д.
  • Игры с игрушками, содержащими прочно прикрепленные мелкие детали.
Эмоционально-социальное развитие
  • Эмоциональное воспитание, прививание навыков общения во взаимодействии с взрослыми.
  • Жесты приветствия и прощания.
  • Развитие мимики приемом подражания (игры у зеркала, например).
  • Чтение ребенку книг и стихов.
  • Вовлечение ребенка в совместную деятельность.
Познавательное развитие
  • Обучение действию с предметами.
  • Обогащение познавательного развития при помощи сенсорных и дидактических игрушек.
  • Игры с развивающими и дидактическими игрушками.
  • Элементы сюжетности и ролевые игры: кукла спит, машина едет.
  • Занятия с водой, крупами (только под присмотром взрослых!).
  • Упражнения на освоение объема и вместительности предметов (складывание кубиков в ведерко, игры с сортерами).
  • Прогулки с комментированием увиденного.
Речевое развитие
  • Формирование подготовительных речевых навыков.
  • Развитие фонематического слуха и подражательных навыков.
  • Формирование потребности в общении.
  • Вовлечение ребенка в диалог, повторение за ним звуков.
  • Чтение стихов и потешек.
  • Обучение звукоподражанию: дождик кап-кап, кот мяу-мяу, часы тик-так и т.д.

Развивающие игры с ребенком в 7 месяцев

Какими должны быть игры с ребенком в 7 месяцев? Обязательно простыми, без сложных правил. В игры можно превращать обычные бытовые действия. Их хорошо сопровождать ритмичными потешками и приговорками, выполнять на счет: так малыш быстрее освоит действие и у него разовьется чувство ритма.

Потягушки

Например, утреннее пробуждение можно сопровождать игрой «Потягушки», выполняя все действия, перечисленные в стишке:

Утром солнышко проснулось,
Сладко-сладко потянулось
Поти-поти-потягушки!
Будут детки - подрастушки!
Ручки к солнцу тянем,
И большими станем!

Изучаем части тела

В утреннюю гимнастику можно включить элемент игры на изучение частей тела, под нужные слова, прикасаясь ладошками к называемой части тела и выполняя действия:

Где же наши ножки?
Топ-топ-топ!
Где наши ладошки?
Хлоп-хлоп-хлоп!
Мы покажем глазки –
Тут и тут,
Здесь у нас волосики
Рас-тут!
Мы покажем ушки –
Здесь и здесь
Вот и наш ребеночек
Весь-весь-весь!

Разминка для пальчиков

Перед едой можно размять пальчики, сжимая и разжимая их ритмично, а потом вручить малышу ложку:

Наши рученьки-хваталки
Раз-два-раз-два!
Наши пальчики держалки-
Раз-два-раз-два!
Не отпустим, не уроним
И другим взять не позволим.

Прятки

Все малыши любят играть в прятки. Когда кроха научится прятать лицо ладошками или накрывать пеленкой, можно сопровождать игру приговоркой:

Где же спрятался котенок?
Мама ищет, не найдет!
Что за хитренький ребенок!
Ах, он вот-вот-вот!

Игры с мячом

А игры в мячик сопровождать можно словами:

Ой, кати-кати-кати,
Какой мячик, погляди:
Ровненький да гладкий,
Лови его, мой сладкий!

Игры в ванной

Даже в ванной можно играть! Берите с собой резиновых утят и рыбок, инсценируйте игру «Догонялки», позволяя крохе тоже управлять игрушками:

Рыбки плавают, ныряют,
Их утята догоняют!
А малыш их – раз и два!
И закончилась игра.

Перед сном

Превращайте отход ко сну ежевечерним ритуалом-игрой. Одевайте малыша, целуйте, укладывайте, а накрывая одеяльцем, приговаривайте слова, наподобие:

З айки-заиньки
Захотели баиньки
Улеглись в кроватку
И уснули сладко.

Такие бытовые «развивалочки» помогают усваивать правила поведения, режим дня, названия предметов и ассоциировать с этими названиями действия.

Игрушки для детей в 7 месяцев

Игры и игрушки должны способствовать развитию нервной системы ребенка, пока еще недостаточно зрелой, и соответствовать возрасту.

Как выбирать игрушки

При покупке игрушек для грудничков обращайте внимание на:

  • форму – она должна быть простая, без острых углов и достаточна удобная при держании;
  • цвет – яркий, но не раздражающий;
  • звук – хорошо, если звенит, пищит или громко стучит.

Это – погремушки и маракасы, музыкальные инструменты (бубен, барабан, металлофон), пирамидки, сортеры, кубики, резиновые зверушки и зубопрорезыватели, пупсы-голыши, ведерки и т.д.



Игрушки своими руками

Можно изготовить развивающие игрушки в домашних условиях из подручных материалов: связать крючком, сшить, склеить. Сенсорные коврики, развивающие тактильные ощущения тканевые мешочки разных фактур и т.д. не требуют много времени для изготовления, но выигрывают у покупных своей оригинальностью.

К примеру, купите кусок ковролина размером 1х1 м, обработайте края, чтобы не бахромились. Вырежьте кусочки фетра или другой безопасной плотной ткани (из старых перчаток, шляп и т.п.) разных цветов и размеров. К этим кусочкам пришейте сзади липучки, а спереди пуговки, глазки, бусинки. Покажите ребенку, как собирать картинки из этих липучек на ковролине. Малышу обязательно понравится процесс приклеивания и отрывания липучек!

Досуг

Делайте досуг ребенка разнообразным и достаточно активным!

Прогулки

С каждой неделей теперь ребенок все больше бодрствует на улице. Не ограничивайте прогулки сидением в коляске! Берите малыша на руки или в слинг, позволяйте посидеть на траве летом и потрогать босыми стопами песок.

Поддерживайте интерес к окружающему миру: комментируйте все интересное, что встретится в пути.

Можно совместить прогулку с походом в магазин: много людей, яркие витрины привлекут внимание ребенка, научат не бояться толпы. Однако в сезон простуд откажитесь от подобной идеи: чем больше народу, тем выше риск заболеть.

Одевайте ребенка по сезону! Зимой не забывайте про правило: одеваем кроху как себя плюс еще слой одежды. В качестве верхней одежды лучше всего комбинезон или теплый конверт.

Летом не бойтесь легкого ветерка и не кутайте в сто одежек, а вот яркого солнца опасайтесь: гуляйте в часы его наименьшей активности (утром и вечером), надевайте головной убор!

Чем занять малыша

Помимо прогулок и игр малыша можно занять просто пребыванием рядом с вами: не бойтесь брать с собой ребенка на кухню, когда готовите: посадите в стульчик или манеж подальше от плиты, вручите пару ложек и мисок.

Ненадолго отвлечься помогут ходунки, передвигаться в них можно до 40 минут в день, но при этом дом должен стать безопасным (уберите все, что может упасть и разбиться, ударить током или ошпарить кипятком, порезать и уколоть малыша).


Валентина, мама Дениса, 9 месяцев: «Мы с Дениской месяцев в 7 полюбили рисовать. Брали пальчиковые краски для малышей, нетоксичные и безвредные при проглатывании, и рисовали то на большом листе бумаги, то на стене в ванной. Я думаю, это полезное увлечение для развития пальчиков и зрения».

Питание ребенка 7 месяцев

В 7 месяцев мало кто из деток не знаком с прикормом.

На грудном вскармливании

Если прикорм начали с 6 месяцев, сейчас пора одно кормление (лучше второе) полностью заменить пюре или кашей. Теперь в рационе малыша может быть 4-6 продуктов прикорма.

На искусственном вскармливании

Искусственники получают прикорм обычно раньше – в 4-5 месяцев. Значит, сейчас время разнообразить рацион, введя мясо (нежирную крольчатину, цыпленка, индейку, телятину).



На смешанном вскармливании

Детское питание малышей на смешанном вскармливании обычно приближено к тому, что получают искусственники. 7 месяцев – не время отказываться от грудного молока, даже если его у мамы совсем мало. Утренние и ночные кормления материнским молоком стоит сохранить. Лучше придерживаться ступенчатого прикорма, вводя новые продукты постепенно.

Прикорм

Соблюдайте основные советы и правила, если вы сторонник педиатрического прикорма:

  • Начинайте вводить новый продукт в первой половине дня, в объеме не более половины чайной ложки, увеличивая с каждый днем количество продукта.
  • Следите за реакцией малыша: кожные высыпания, изменение режима и консистенции стула, боли в животике и газообразование – повод приостановить знакомство с этой пищей!
  • Кормите кроху с ложечки!
  • Следите за консистенцией пищи (она должна быть пюреобразной) и температурой (чуть подогретая).
  • Не спешите давать пакетированные соки! Готовьте соки сами или замените отваром шиповника или компотом, травяным чаем. Лучший из напитков, кроме молока – это вода. Давайте ее достаточно летом или если в комнате жарко.

Если малыш знакомится с едой по педагогическому принципу прикорма, следите за своим питанием! Ничего жирного, острого, соленого и копченого. Первая порция продукта – не более чем на кончике ложки.

Уход и гигиена

Купать малыша стоит каждый вечер. Водные процедуры перед сном расслабляют и успокаивают. Мыть тело и волосы с мылом – раз в неделю или чаще по мере загрязнения. Никакие пенки и шампуни ребенку пока не нужны.

Мыть ручки с мылом стоит чаще – ребенок много времени проводит на полу!

Уход нужен и детским игрушкам: мойте их чаще с детским мылом.

Заключение

Что должен уметь ребенок в 7 месяцев и как развивать его? Все не так сложно! Помните о принципе постепенности и последовательности. Если крохе только сегодня исполнилось 7 месяцев, не начинайте день с нового и непривычного, чего не было еще вчера! Усложняйте то, с чем уже знаком ребенок, а «новинки» предлагайте не чаще, чем раз в 5-7 дней.

Сами же станьте партнером малыша в его играх: только учась у кого-то можно овладеть умениями и знаниями в совершенстве.

  • Жукова О.С., Балобанова В.П. Самоучитель для родителей. От рождения до трех лет
  • Глен Доман. Гармоничное развитие ребенка
  • Мари Элен Пляс. 60 занятий по методике Монтессори
  • Сесиль Лупан. Поверь в свое дитя
  • PEKiP. Игра и движение. Более 100 развивающих игр для детей первого года жизни

Видео по теме

Масса ребенка 7 месяцев - в среднем 8–9,5?кг. При этом, если ориентироваться на специально разработанные для оценки физического развития детей таблицы (называемые центильными), допустимы колебания массы от 7,4 до 9,9?кг у мальчиков и 7,2–9?кг у девочек. По окончании седьмого месяца кроха «тяжелеет» в среднем на 600 г, увеличивая при этом свою массу с момента рождения примерно на 4,9?кг.

Рост малыша в возрасте 7 месяцев равен в среднем 67–71?см, за месяц кроха вырастает на 2?см. В целом за первые 7 месяцев жизни рост ребенка увеличивается примерно на 17?см.

Время прогулок

В теплое время года мама с малышом могут много времени днем проводить на свежем воздухе, возвращаясь домой только в часы кормления. В зимнее время прогулки отменяются при температуре воздуха ниже –15 С. Проливной дождь, резкий ветер также не способствуют выходу на улицу. Заменить прогулку в ненастные дни может недолгое пребывание крохи в коляске на веранде или застекленном балконе.

Сон и бодрствование

На 7 месяце малыш может спать ночью без перерыва. Продолжительность ночного сна составляет примерно 10 часов. Некоторые дети ненадолго просыпаются: груднички могут «настаивать» на прикладывании их к маминой груди, а искусственники – просить бутылочку с молочной смесью или водичкой. Следует отметить, что сосание ребенком материнской груди ночью стимулирует выработку грудного молока; лактация у женщин, сохраняющих ночные кормления, продолжается дольше, чем у молодых мам, которые от них отказываются.

В дневное время кроха отдыхает 2 раза примерно по 1,5–2 часа.

Внимание, опасность!

Следует помнить об опасности мелких предметов, которые малыш может найти во время своих перемещений. Подозрение на попадание таких предметов в носовые ходы или трахею ребенка требует немедленного обращения за медицинской помощью. Настороженность должны вызвать внезапное изменение характера дыхания малыша (одышка, появление свистящего звука, хрипов), цвета кожи (синюшность лица), раздувание крыльев носа.

В семье, где есть маленький ребенок, взрослым необходимо быть очень внимательными. Следует помнить о том, что любопытный малыш может открыть нижние дверцы шкафов и добраться до их содержимого, может оказаться вблизи открываемых в этот момент дверей. Объекты повышенной опасности – лестницы, острые углы (в том числе мебели), низкие столики с посудой, а также свисающие со столов края скатертей, которые могут привлечь внимание крохи. В местах, доступных малышу, не должны находиться предметы бытовой химии и лекарства!

Что умеет малыш?

Речевое развитие. На седьмом месяце жизни ребенок произносит гласные и согласные звуки. Появляется лепет – многократное однотипное повторение простых слогов типа «ба», «ма», «па» и т. д. Лепет часто имеет эмоциональную окраску; легко можно понять, что кроха чем-то раздосадован или, наоборот, доволен.

Для развития малыша «лепетный» период очень важен, поэтому взрослые могут «провоцировать» кроху на произнесение слогов, повторяя их вместе с малышом.

Эмоции. Проявление эмоций малыша становится разнообразнее. Кроха может выражать радость, улыбаясь и смеясь, неудовольствие (например, если ему не дают приглянувшийся предмет). Выражая различные эмоции, младенец привлекает внимание взрослых. Ребенок уже настолько «большой», что может иметь определенное настроение!

Малышу комфортно в окружении знакомых людей, а вот присутствие чужих может испугать его.

Навыки и умения. К концу седьмого месяца жизни большинство малышей с удовольствием ползают. Причем часть детей сначала ползает не вперед, а назад, что абсолютно нормально: пройдет совсем немного времени – и малыш будет ползать в разных направлениях (и вперед, и назад, и в стороны).

Перемещаясь «на четвереньках», кроха может быть довольно проворным, поэтому забот у родителей явно прибавится: нужно следить за тем, чтобы на пути малыша не встретилось опасных преград. Задачу облегчает помещение ребенка в детский манеж, но не все дети относятся к такому ограничению свободы с пониманием. Малышам нравится исследовать взрослый мир, поэтому попытки ограничения его передвижения могут вызывать неудовольствие, в том числе плач крохи.

В этом возрасте большинство детей умеет сидеть без опоры. Некоторые малыши сидят, опираясь одной или двумя ручками, но их спинка уже выпрямлена.

Кроха тянется за заинтересовавшей его игрушкой, активно берет ее в руку. Малыши любят стучать игрушкой об стол или пол, их привлекают музыкальные игрушки. Как и в предыдущие месяцы, ребенок закрепляет свои знания о предметах, пробуя их «на зуб»; малыш тянет в рот игрушки и заинтересовавшие его предметы, кусая их деснами.

Некоторые дети к концу 7 месяца могут вставать на ножки, опираясь на бортик манежа или детской кроватки в течение непродолжительного времени.

На 7 месяце жизни малыш уже знает некоторые предметы из своего окружения. Конечно, он пока не может произнести их названия, но на вопрос взрослого, где же находится любимая игрушка малыша (мишка, собачка и т. д.), ребенок может «поискать» глазами хорошо знакомый ему предмет.

Возможно, вам будет интересна статья "Грудное вскармливание: от рождения до года " на сайте mamaexprt.ru

Питание крохи

Если до полугода здоровому малышу вполне достаточно было получать мамино молоко или адаптированную молочную смесь для «искусственников», то на 7 месяце жизни одного «молочного» питания для полноценного роста и развития крохи будет явно мало. Пришло время введения блюд прикорма. С какого из них начать – с овощного пюре или каш – определяет врач-педиатр, основываясь на темпах физического развития малыша (так, более «худенькие» дети начинают есть кашу, а не овощное пюре), особенностях стула ребенка (малышам, склонным к запорам, лучше начинать прикорм с овощного пюре).

Каждый прикорм требует привыкания к нему малыша, поэтому на полное введение как каши, так и овощного блюда отводится не менее 7–10 дней. Ребенку предлагают новое блюдо начиная с минимальных объемов – половинки чайной ложки, постепенно доводя объем до максимального (150 г в сутки). Прикормы вводятся последовательно, а не одномоментно. Это также дает возможность ребенку адаптироваться к новому продукту. Начинать вводить новые блюда прикорма в рацион крохи лучше в первой половине дня, чтобы отследить его реакцию.

Все новые продукты предлагаются малышу до его привычной пищи. Так, если ребенок находится на грудном вскармливании, то в начале кормления он получает кашу (или овощное пюре), а затем – мамину грудь. Тот же порядок соблюдается при вскармливании молочными смесями.

Таким образом, если все идет по плану и введение прикормов не нарушалось какими-то обстоятельствами (например, болезнью), то к концу 7 месяца жизни в рационе ребенка должны присутствовать каша и овощное пюре.

Стул и мочеиспускания

У большинства детей данного возраста стул ежедневный, однократный. У здоровых малышей возможны непостоянные эпизоды задержки стула (на сутки) или его учащения (до 2–3 раза в день). Временная неустойчивость стула в возрасте малыша более полугода может быть связана, в том числе, с введением прикормов. Вместе с тем именно на характер стула обращает внимание врач-педиатр, решая, какой из прикормов вводить малышу. Так, при склонности к запорам овощной прикорм будет предпочтительнее. Мочится кроха в среднем 10–12 раз в сутки.

Каких врачей нужно посетить

В возрасте 7 полных месяцев ребенка должен осмотреть педиатр детской поликлиники. При необходимости могут быть назначены консультации «узких» врачей-специалистов. Плановые вакцинации в этом возрасте не предусмотрены. Если они проводятся, то это вакцинация по индивидуальному графику малыша.

Прорезывание зубов

Начиная с возраста 6 полных месяцев у малыша могут прорезаться нижние резцы (молочные зубки, располагающиеся по центру нижней десны). Процесс прорезывания часто сопровождается беспокойным поведением крохи (он капризничает, плачет, отказывается от еды, чаще, чем обычно, просится к маме на руки, плохо спит и т. д.). Малыш может «покусывать» кулачки, тянуть в рот игрушки, «почесывая» ими разбухшие десны, которые могут чесаться, зудеть или болеть.

С первых дней жизни малыш развивается и познает мир. Происходит это благодаря слаженной работе сенсорных анализаторов (органов чувств).

То, как чувствует дитя: слышит, видит, ощущает вкус или запах — влияет на правильное, полноценное формирование его умственных способностей.Полноценное сенсорное развитие ребенка способствует его успешному обучению в детском саду и школе, пригодится для многих видов трудовой деятельности, обеспечит психоэмоциональное благополучие. В каждом возрасте ребенка усенсорного воспитания свои цели.

Формирование анализаторов

Правильное понимание формы, расположения в пространстве, цвета, звучания, размера, аромата приходит со временем. Особое влияние на развитие маленького человека оказывают зрение, слух, осязание и мышечная (моторная) деятельность. Каждый ребенок индивидуален. Динамика развития анализаторов у разных детей может быть различной, но примерные сроки знать нужно.

Развитие зрения

В первые дни после рождения кроха редко открывает глаза, прищуривается от яркого освещения. Слепящий свет ему неприятен. Мир воспринимается им в размытом виде.

Постепенно ребенок начинает различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. В полугодовалом возрасте добавляются коричневый, белый и черный. Увиденная картинка воспринимается малышом плоско, без признаков объема. Предметы малыш видит только на близком расстоянии. Лишь в год он способен выделять образы на отдалении в один метр. Рост глазного яблока продолжается до пяти лет.

Рассматривать и хватать игрушки, лица ребенок начинает в четыре месяца, узнавать людей — в пять-шесть месяцев, понимать мимику и жесты окружающих - в год. В первые месяцы жизни малыш плохо фиксирует взглядом предмет, путает верх и низ. Все эти явления связаны с недоразвитием нервной системы ребенка в ранний период жизни.

Слуховое развитие

Слух у ребенка имеется с рождения, но развит он слабо. Многие считают, что новорожденный появляется на свет глухим, но ведь от резких звуков кроха вздрагивает, прекращает плакать.

Слух малыша формируется постепенно:

  • До одного месяца реакция на звук отсутствует.
  • С одного-полутора месяцев ребенок фиксирует взгляд на звучащей игрушке, распознает голоса людей. Особенно бурно он реагирует на голос мамы.
  • В шесть месяцев кроха узнает по голосу близких, поворачивает голову в сторону звучания.
  • Начиная с семи месяцев малыш понимает, когда обращаются к нему.

К одному-двум годам ребенок начинает лучше дифференцировать разные звуки, их высоту. Низкие тона дети воспринимают лучше, чем высокие. Острота слуха улучшается с возрастом, слух формируется до 20 лет.

Осязание

Специфический орган осязания человека — рука, в особенности ведущая. Связано это с тем, что чувствительность к прикосновению, давлению на кончиках пальцев и ладони гораздо выше, чем на других участках тела. Начиная с рождения с помощью руки малыш активно познает мир. Он тянется за интересующими его предметами, хватает их.

До младшего школьного возраста дети познают окружающую действительность, свойства и качества предметов путем осязания, поднимая, хватая, вертя и передвигая их.

Моторика

До полутора месяцев движения малыша нецеленаправленны, хаотичны.

С трех месяцев двигательная активность возрастает. Ребенок оживленнее реагирует на яркий свет и громкие звуки.

Полугодовалый малыш с силой хватает и хорошо удерживает предметы.

В семь месяцев дитя хлопает в ладоши, перемещает предметы из руки в руку.

В девятимесячном возрасте малыш может манипулировать несколькими игрушками, стучать ими и бросать их.

В год ребенок с удовольствием играет со сверстниками и взрослыми.

Таким образом происходит формирование особенно важных для развития ребенка анализаторов. Рекомендуется знать этапы развития сенсорики малыша, чтобы не упустить отклонения.

Восприятие детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста улучшает логическое мышление. Период с одного до трех лет наиболее благоприятен для совершенствования всех органов чувств ребенка, получения знаний об окружающем мире. Вот что доступно для понимания малышам этого возраста:

  • Температурные понятия — холодное и горячее.
  • Величина предмета (большой, маленький, средний).
  • Девять цветов спектра.
  • Геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник.
  • Вкус (сладкий, соленый, кислый, горький).
  • Тип запаха (легкий, тяжелый, горький, сладкий).
  • Звуки родной речи.

В этот период у крохи формируются вкусовые предпочтения. Вкусную пищу малыш способен определить по запаху, от невкусной откажется, даже не попробовав ее.

Какие занятия полезны

До трех лет ребенок быстро усваивает информацию, но он неусидчив, поэтому занятия должны проходить в игровой форме. Сенсорное развитие в этот период стимулирует речь, помогает расширить словарный запас.

Для улучшения сенсорной чувствительности малышам этого возраста будет полезно играть с игрушками из разного материала: пластика, дерева, резины. Это поможет научиться определять предметы на ощупь. Можно предложить ребенку разные по жесткости игрушки во время купания.

Сенсорному развитию важно ежедневно уделять внимание. Полезно заниматься с малышом лепкой из пластилина, фольги, теста. На примере воды нужно показать разницу между холодным и горячим.

С маленькими детьми важно как можно чаще играть в пальчиковые игры. Это улучшает сенсорное развитие, тренирует мелкую моторику. Благодаря пальчиковой гимнастике быстрее развиваются речь и мышление.

Развитие сенсорики у детей-дошкольников

В этот период игровые манипуляции сменяются обследовательской познавательной деятельностью. Ребенок пытается разобраться, из каких частей состоит предмет, каково их назначение, насколько они подвижны и связаны между собой. В этот период основным становится зрительное восприятие.

Развитие сенсорики в младшем возрасте

В три-четыре года ребенок знает названия всех цветов, различает иногда их оттенки. Улучшается координация движений, связанная со зрением. Малыш умеет собирать несложные пазлы, пирамиды, конструкторы. Трехлетним деткам интересно разучивать песенки, стишки, потешки.

До четырех лет малыши с интересом разбираются с объемом и формой предметов, размером, сопоставляют явления и предметы. Улучшается слуховое восприятие. Малыши легко запоминают потешки, песенки, стихи. Дети младшего возраста могут узнавать мелодии и отбивать такт, танцевать под музыку и петь, прохлопывать ладошками ритм.

Средний дошкольный возраст

С четвертого года жизни у детей формируются типичные для этого возраста сенсорные понятия. В речи закрепляются представления о цвете, геометрических фигурах, соотношении величин разных предметов. Вне зависимости от того, сравниваются ли между собой предметы, малыш называет их большими и маленькими. Ему уже не нужно видеть, чтобы понять, что меньше. Малыш расставляет игрушки по росту.

Сенсорика старших дошкольников

В возрасте шести-семи лет ребенку доступны понятия длины, ширины, высоты. Он может разобраться в расположении предметов в пространстве по отношению друг к другу и обозначить их положение (за, между, спереди, сзади, слева-справа).

Занятия для улучшения сенсорики детей дошкольного возраста направлены на закрепление пройденного материала и улучшение качества ранее изученного. Звуки, вкус, запах в этот возрастной период уже воспринимаются полноценно. Неаккуратность детей, нескоординированность указывают на то, что еще не сформировалось осязание. К семи годам развитие анализаторов уже мало чем отличается от этого показателя у взрослых.

Нарушение сенсорного развития

При поражении коры головного мозга, отвечающей за восприятие, у ребенка возникают те или иные нарушения сенсорного развития. К ним относят расстройства двигательной активности, зрения и слуха.

Вот основные причины появления нарушений сенсорного развития детей:

  • Травмы головы и спины.
  • Вирусные инфекции матери во время беременности и ребенка в раннем возрасте.
  • Патологии во время беременности и родов.
  • Недоношенность детей.
  • Половые инфекции родителей.

Проявляются нарушения обычно в невозможности выполнения осознанных движений, отсутствии реакции на звук и свет, нарушении речи или ее отсутствии.

При каких заболеваниях наблюдаются нарушения сенсорики

Вызвать отклонения восприятия информации могут разные заболевания. Вот некоторые из них:

Заболевание

Сенсорные нарушения

Детский церебральный паралич. Парезы

При наличии гиперкинетической формы ДЦП снижается острота слуха. Чаще всего ребенок не слышит высокие по частоте звуки, не проговаривает их. Плохо обучается чтению, письму.

Умственная отсталость

Физическое и психическое развитие ребенка с олигофренией усиливает нарушения восприятия. Чем тяжелее степень умственной отсталости, тем более выражено нарушение сенсомоторики.

Аутизм (РАС)

Дети могут очень остро видеть или слышать либо их чувствительность к раздражителям снижена. Благодаря обостренному восприятию цвета или звука некоторые дошкольники проявляют сверхспособности. Одним детям с расстройством аутистического спектра (РАС) великолепная зрительная память позволяет запоминать огромные объемы информации, цитировать по памяти литературные произведения; другим острый слух помогает имитировать голоса людей. Но иногда гиперчувствительность является тяжелым испытанием для ребенка: он не может выносить шум, яркое освещение, определенные запахи, вкусы. Всё это вызывает нервные срывы, приступы агрессии или самоагрессии, усугубляет проблемное поведение.

Глухота, слепота.

Нарушения обычно заметны с раннего возраста. Дети выделяются неуклюжестью, неправильным произношением части звуков, затрудненностью речи или ее отсутствием.

Проблемы с сенсорным восприятием мешают ребенку обучаться в саду и школе, общаться с другими детьми. Любое нарушение сенсорики может вызвать задержку речевого развития или грубое нарушение речи.

Как улучшить восприятие

Для развития сенсорных способностей есть специальные дидактические игры, упражнения. С их помощью обогатится внутренний мир ребенка, раскроются его возможности.

Улучшить осязание можно с помощью предметов разной величины, формы, спрятанных в «чудесном мешочке». Малыш должен на ощупь понять и назвать то, что он нашел. Хороши будут игры на определение фактуры разных образцов тканей. Также можно угадывать, из чего сделаны предметы: из стекла (бутылка), резины (мяч), пластика (игрушка), кожи (перчатки). Интересны и полезны занятия с резиновыми шариками, заполненными крупами, водой или песком.

Для улучшения зрительных функций научите ребенка смотреть на предмет через прозрачное или темное стекло, лупу, целлофан. Можно предложить малышу нарисовать цветок или игрушку по памяти, дав посмотреть на нее несколько секунд. Потом пусть повторит рисунок после детального рассмотрения, в следующий раз — после ощупывания предмета с закрытыми глазами, а после — рассмотрев предмет через банку с окрашенной жидкостью.

Для развития слухового восприятия пригодятся непрозрачные бутылочки с разным содержимым: горохом, кнопками, монетами, фасолью, ракушками, пуговицами. Ребенок должен потрясти емкость и нарисовать то, что он слышал.

Вкусовую чувствительность обострят занятия с известными и неизвестными на вкус продуктами. Положите в рот малыша кусочек пищи - он должен угадать, что съел.

Ароматы обогащают жизнь ребенка, оживляют его существование. Развитию обоняния способствуют игры на определение приятного/неприятного запаха. Можно дать малышу понюхать пузырьки с разными ароматами и узнать, какой из запахов ему нравится больше. Спросите, чем пахнет: например, духами, ванилином, цитрусовыми или уксусом.

Помогите малышу лучше понять мир запахов, вкусов, звуков, приятной музыки. Приучайте ребенка мыть посуду, поливать цветы, вытирать пыль, помогать на приусадебном участке. Отлично развивает сенсорику общение с животными. Старайтесь задействовать все органы чувств. Благодаря всему этому ребенок будет развиваться гармонично.

Что должен уметь ребенок в семь месяцев – вопрос, который несомненно волнует и вас, моя дорогая читательница. В это время, когда развитие малыша ускоряется, быстрые физические изменения, появление большого количества новых движений стимулируют возникновение социальных и эмоциональных навыков.

Двигательная активность малыша

Существует довольно большой список того, что должен делать ребенок, когда ему исполняется семь месяцев. К этому времени детки уже умеют:

  • ползать по-пластунски;
  • делают попытки ползти на четвереньках;
  • первые несколько дней, осваивая навык ползания, ваш малыш может ползать задом наперед, и это абсолютно нормально. Скоро он разберется с управлением своими ручками и ножками и будет двигаться как надо;
  • некоторые детишки пропускают этап ползанья и сразу же пытаются ходить. Такое явление также не считается патологией.

Новые шаги в физическом развитии ребенка в семь месяцев могут стать для вас настоящим испытанием. В это время некоторые дети начинают вставать у опоры. При этом многие еще не умеют сидеть и садиться, поэтому, чтобы сменить положение, просто падают на спину.

Кроха умеет сидеть без опоры в течение нескольких минут и пытается садиться. Положение «сидя» малыш принимает, сначала встав на четвереньки и потом присев на одно бедро. Можно немного потренировать ребенка и сделать с ним следующее упражнение:

  1. Ребенок лежит на спине, протяните ему свои пальцы, чтобы он схватился за них;
  2. Поднимите малыша в положение «сидя» и опустите обратно;
  3. Повторите три раза. Если кроха хватается слабо, придерживайте его за запястья, плотно обхватывая ручки.

Это упражнение нужно для развития навыка сидения и укрепляет все группы мышц.

Развитие недоношенного ребенка в семь месяцев в физическом плане почти не отличается от развития рожденных в срок детей. Родителям «поторопившихся» малышей необходимо уделять больше внимания мелкой моторике, играть с детьми игрушками разной формы, размера и фактуры.

Семь месяцев ребенку – время, когда он активно демонстрирует все, что должен уметь; видео поможет вам сохранить в памяти все интересные моменты его взросления.

Умственное развитие и новые игры

Вот что умеет ребенок к моменту, когда ему исполняется семь месяцев:

  • брать игрушку правой и левой ручкой, перекладывать из руки в руку;
  • держать предмет обеими руками, бросать, брать и отдавать его по просьбе взрослого;
  • находить спрятанную под салфеткой или покрывалом игрушку;
  • стучать двумя погремушками друг об друга;
  • ломать или разбирать различные предметы;
  • нажимать кнопки, стучать по клавишам музыкальной игрушки;
  • хлопать в ладоши;
  • перелистывать книгу с толстыми страницами;
  • показывать пальчиком на вещь, до которой он хочет дотянуться;
  • прятаться на плече у мамы.

Продолжается развитие мелкой моторики. Малыш может брать в кулачок мягкие шарики и складывать их в круглое отверстие. Можете взять любой сортер и дать ребенку тканевые помпоны и кусочки любого мягкого материала, либо небольшие мягкие игрушки. Он с удовольствием будет проталкивать их в отверстия сортера.

Седьмой месяц развития крохи – время, когда он проявляет интерес к столовой посуде, и может подражать вам и пробовать ковырять еду ложкой.

Но не стоит забирать у малыша ложку: пройдет еще немного времени, и развитие ребенка приведет к тому, что он научится кушать аккуратно, пусть это случится и не в семь месяцев жизни, а чуть позже. В курсе «Азбука прикорма: безопасное введение прикорма», вы узнаете как научить ребенка кушать аккуратно, привить ему правильное поведение за столом и научить кушать с аппетитом.

Самостоятельные действия необходимы для развития коры головного мозга.

Если карапуз начал сидеть, то он уже может купаться в ванне сидя. Для страховки малыша можно приобрести специальное сидение. Деткам нравятся яркие плавучие игрушки; резиновые фигурки, в которые можно набрать воду и брызгаться.

В этом возрасте малыши обожают слушать музыку. Хорошо, если у вас есть музыкальная игрушка, проигрывающая разные мелодии. Только выбирайте устройство с регулятором громкости и приятной тональностью, так как кроха будет включать музыку бесконечно.

Для психомоторного развития ребенка в семь месяцев будет полезно выучить с ним несколько легких танцевальных движений:

  1. хлопки в ладоши (если еще не умеет);
  2. «фонарики»;
  3. покачивания головой;
  4. повороты корпуса вправо-влево (когда детка сидит);

Просто несколько раз продемонстрируйте эти движения малышу, и он с радостью будет повторять их за вами. Семь месяцев ребенку – самое время учить его танцевать, это то, что должны уметь и девочка, и мальчик.

Деток очень интересует их отражение в зеркале. Они улыбаются ему, иногда даже строят рожицы.

Желательно, чтобы зеркало было расположено так, чтобы малыш не мог самостоятельно добраться до него. Малыш уже способен стукнуть по стеклу тяжелым предметом.

Общение с другими людьми

  • В семь месяцев малыш очень привязан к одному из членов семьи (как правило, это мама). Кроха постоянно ищет ее и расстраивается, если она уходит.

Для психического развития ребенка в семь месяцев необходимо, чтобы этот период прошел рядом с важным для него человеком. В этом возрасте у деток закладывается базовое доверие к людям, а мама является гарантом безопасности окружающего мира.

  • В возрасте семи месяцев малыш учится здороваться и прощаться: махать ручкой при встрече и расставании. Учите карапуза вежливости: всегда приветствуйте встретившихся вам людей и прощайтесь с ними, говорите «спасибо» и «пожалуйста».

Если у малыша с самого детства перед глазами будет пример вежливого обращения, вам потом не потребуется дополнительно учить его правилам поведения в обществе.

  • В этот период маленький человечек постоянно подражает взрослым. Малыш копирует их мимику, жесты, интонацию. Вы можете извлечь пользу из этой возрастной особенности развития ребенка: показывайте на своем примере, как нужно кушать ложкой, пить из чашки, махать «привет» и «пока» – все это малыш в 7 месяцев уже способен освоить.
  • Детки хорошо относятся к знакомым людям и настораживаются при человеке, которого видят первый раз в жизни. Чтобы помочь карапузу преодолеть этот страх, покажите ему свое расположение к новому человеку. Увидев ваше хорошее отношение, кроха «растает» быстрее.
  • В семь месяцев малышу важно не просто находиться рядом с близкими людьми, но и получать их одобрение. Когда хвалите деток, обязательно проговаривайте, чем именно они заслужили поощрение. Для развития целеустремленности малышу необходимо знать, какие его действия приводят к похвале.
  • В семь месяцев развитие коры головного мозга приводит к тому, что малыш понимает, о чем говорят с ним взрослые. Пусть пока на уровне интонации и отдельных слов, но это умение совершенствуется с каждым днем. Ваш кроха уже прекрасно понимает, что значит «нельзя», и может весьма бурно протестовать, когда слышит это слово.

Семь месяцев ребенку – время, когда дети разного пола имеют примерно одинаковое развитие, что должен уметь мальчик, то умеет и девочка.

Смотрите также мой небольшой видеоурок о развитии ребенка в 7 месяцев:

Речевое развитие вашего малыша

Карапуз продолжает произносить все новые и новые слоги. На седьмом месяце жизни кроха начинает «выдавать» их сочетания: например, «ма-па». Крошка приходит в восторг оттого, что может произносить разные звуки. В семь месяцев ваш малыш уже умеет пронзительно визжать.

Детки произносят слоги то громче, то тише, с различной интонацией.

Когда разговариваете с малышом, ярко показывайте свои эмоции голосом и выражением лица. Так кроха быстрее научится выражать радость или огорчение.

В семь месяцев детки очень разные. Кто-то уже встает на ножки и пытается ходить, кто-то только начинает ползать по-пластунски. Отмечайте основные вехи развития вашего крохи, наблюдайте за ним, делайте больше фотографий. Ведь это время не повторится никогда!

Также в этот период начинают прорезываться зубки. Пищеварение малыша изменяется, так как он получает уже не только грудное молоко или смесь, а и прикорм, который достаточно разнообразен. В результате этого дефекация отмечается раз в день, а кал становится более плотным. Его запах теперь резкий и сильный.

Физические параметры

В зависимости от пола, физические показатели детей несколько отличаются. Врачи определяют границы нормы, но младенец в ряде случаев может и выходить за них. Таблица нормы веса ребёнка имеются у каждого педиатра, и по ней определяется состояние малыша. Однако в этом случае часто назначается обследование, чтобы убедиться, что он не болен. Вес и рост ребёнка в 7 месяцев имеют большое значение, и важно убедиться, что отклонение от общепринятых показателей – просто индивидуальная особенность.

Развитие ребёнка девочки в 7 месяцев по физическим параметрам должно быть таким:

  • вес ребёнка в 7 месяцев от 6 кг до 9 кг 800 г;
  • рост от 62 см 7 мм до 71 см 9 мм;
  • окружность груди от 42 см 7 мм до 47 см 2 мм;
  • окружность головы от 40 см 2 мм до 45 см 5 мм.

Развитие ребёнка мальчика в 7 месяцев нормальным считается при таких параметрах:

  • вес от 6 кг 700 г до 10 кг 300 г;
  • рост ребёнка в 7 месяцев от 64 см 8 мм до 73 см 5 мм;
  • окружность груди от 42 см 5 мм до 48 см 9 мм;
  • окружность головы от 41 см 5 мм до 46 см 4 мм.

В течение 7 месяца при правильном развитии малыш должен набрать порядка 600 г веса и 2 см роста. Увеличение головы и грудной клетки в окружности должно быть около 5 мм. Если младенец полностью здоров, то окружность его головы будет несколько меньше обхвата грудной клетки. Потому как развивается ребёнок, можно определить его здоровье. Если отклонений в физических показателях нет, то родители могут не беспокоиться о его состоянии. Сколько должен весить ребёнок, всегда можно уточнить у медика.

Умения ребёнка в 7 месяцев

Родители точно должны знать по норме, что умеет ребёнок в 7 месяцев. Если какие-либо из обязательных умений отсутствуют, стоит обратить на это внимание педиатра. Не всегда это указывает на патологию и бывает просто показателем индивидуальных особенностей ребёнка. В такой ситуации он с небольшим опозданием, но приобретает все умения, а с возраста в год уже не отстаёт от сверстников. Что умеет малыш в этом возрасте, независимо мальчик это или девочка, описано ниже.

  • Уверенное удержание тела в положении сидя и попытки садиться самостоятельно. Сами дети могут принять сидячее положение не всегда, и некоторым для полного освоения этого навыка требуется время до 8 месяцев.
  • Ползанье. Дети могут ползать по-разному, и это не считается отклонением от нормы. Одни малыши уверенно и быстро передвигаются на четвереньках, а другие ползут ещё только на животике.
  • Удерживание в руках предметов даже сложных неправильных форм. Игрушки представляют большой интерес, и кроха охотно подолгу занимается ими, крутит подвижные части и может кидать предметы.
  • Уверенное стояние, держась за опору двумя руками. Некоторые дети уже пытаются ходить и переставляют ножки. Вставать самостоятельно при наличии опоры малыш может, а вот сесть ещё пока не под силу и требуется помощь взрослого.
  • Употребление пищи с ложки и питьё жидкости из чашки. Держать ложку и чашку должны взрослые, самостоятельно малыш их ещё не удержит. Бутылочку он уверенно держит самостоятельно и при необходимости способен её поднять.
  • Дети понимают речь родителей, и если с ними постоянно общаются, запоминают многие слова и по просьбе могут показывать игрушки или части тела. Начинают реагировать на собственное имя и имена родителей. Малыш сильно привязан к матери и может плакать, если её нет рядом. Обмануть его и подменить мать другим человеком нельзя.
  • Понимание того, что спрятанные предметы не потеряны навсегда, а просто в данный момент их не видно. Исчезновение и появление предметов ребёнком расценивается как весёлая игра.
  • Издаваемые звуки превращаются в слоги, и большая часть из них проговаривается не спонтанно, а достаточно осмысленно.

Представляя, что должен делать ребёнок в 7 месяцев, родители могут контролировать его развитие и всегда заметят отклонения от нормы. В этом случае обязательно потребуется дополнительное посещение педиатра.

Какие проблемы могут возникнуть в этом возрасте

Если у ребёнка отсутствуют определённые обязательные навыки, это является поводом для обращения к врачу. Несмотря на то что каждый малыш развивается по своему индивидуальному графику, если он не имеет определённых для данного срока умений, это должно вызывать беспокойство.

Отклонением от нормы являются такие отсутствующие навыки у ребёнка:

  • малыш не может самостоятельно перевернуться;
  • ребёнок не сидит в 7 месяцев;
  • ребёнок не ползает в 7 месяцев;
  • не издаёт слогов, а только неопределённые звуки;
  • не проявляет эмоций при контакте с матерью и её отсутствии;
  • не может отслеживать движение предметов;
  • не проявляет интереса к исследованию игрушек и не стучит ими о стол;
  • не пробует предметы на вкус.

Во всех этих случаях требуется показать ребенка специалисту. Недоношенный ребёнок в 7 месяцев может развиваться замедленно, и это последствия того, что он прошел не полностью внутриутробное развитие. Такие дети нагоняют в своём развитии сверстников только к 18 месяцам.

Правильное питание

Питание ребёнка в 7 месяцев меняется. В его рационе появляется больше разных продуктов, которые начинают замещать материнское молоко и смеси. Меню ребёнка в 7 месяцев необходимо организовывать грамотно.

Каши должны быть однокомпонентными и безглютеиновыми. Оптимальным вариантом для них являются рис, гречка и кукуруза.

Лучше всего использовать специальные предназначенные для кормления детей продукты, которые производятся промышленным способом. В них будет идеальное сочетание масла и молока, а также могут быть включены дополнительные полезные компоненты для обеспечения детского организма витаминами, минералами и аминокислотами.

Также в питании младенца должны присутствовать фруктовое и овощное пюре. Что можно давать ребёнку в 7 месяцев, зависит от того, как его организм воспринимает новую пищу. Одни малыши могут начать употреблять картофель уже с 7 месяцев, а другие только к 8-9 месяцам. Вводя в рацион новые продукты, надо внимательно следить за реакцией на них организма.

Основной рацион ребёнка в 7 месяцев такой:

  • грудное молоко или смесь – в первое кормление;
  • каша со сливочным маслом, пюре из фруктов, компот или вода – во второе кормление;
  • овощное пюре с растительным маслом, сухарик или печенье, сок или грудное молоко – в третье кормление. 2 раза в неделю в 3 кормление включается ½ сваренного вкрутую желтка, если детский организм реагирует на него хорошо;
  • материнское молоко или смесь – в четвёртое кормление;
  • материнское молоко перед сном – в 5 кормление.

Вводить мясо надо осторожно, сочетая с овощным прикормом. С чем это делать, и как кормить ребёнка мясом в 7 месяцев, при необходимости подскажет педиатр. Также врач объяснит, сколько должен съедать ребёнок в 7 месяцев. Важно, чтобы малыш получал достаточное количество пищи и при этом не переедал. Если младенца регулярно перекармливать, то это негативно скажется на его здоровье и развитии и приведёт к ожирению.

Что можно кушать ребёнку в 7 месяцев, кроме продуктов, которые разрешены по правилам, зависит и от того, есть или нет у него аллергия, и каковы условия жизни. Так, если малыш растёт в сельской местности, где есть возможность давать натуральные фрукты, овощи и мясо, то прикорм вводится более разнообразный и уже с полугода. В городских условиях, определяясь с тем, что можно давать ребёнку в 7 месяцев, лучше придерживаться стандартных рекомендаций и выбирать продукты, которые производятся на предприятиях.

Режим дня

Режим дня ребёнка в 7 месяцев меняется. Ему уже не требуется так много сна, как раньше, а игр и развивающих занятий становится значительно больше. Спит малыш намного спокойнее, и уже нет необходимости вставать к нему по несколько раз в течение ночи.

Сколько должен спать ребёнок в 7 месяцев, надо знать точно. Ночной сон необходим в течение 10-11 часов, а дневной – 3 раза по 90 минут. Некоторые из детей проявляют повышенную активность и днём спят только дважды. Это не отклонение, и не должно беспокоить родителей. Сколько спит ребёнок, также зависит и от режима семьи. Если поздно вечером и рано утром дома шумно, то малыш может несколько терять в ночном отдыхе и навёрстывать это дневным. Особенно полезен сон ребёнка на свежем воздухе. Это позволяет укрепить его иммунитет и улучшить развитие за счёт полноценного кислородного обеспечения головного мозга.

Игры с малышом

Игры с ребёнком в этом возрасте должны быть направлены на его развитие и обучение новым навыкам. Если малыш ещё не научился ползать, то родители должны подтолкнуть его к этому. Как научить ребёнка ползать в 7 месяцев, при необходимости подскажет педиатр. Обычно для этого родители во время проведения гимнастики помогают малышу принимать позу на четвереньках. Также стимулирует движение и любимая игрушка, чтобы добраться до которой, младенцу надо двигаться вперёд. Мультики в этом возрасте детям часто нравятся, но это лишняя перегрузка, и она может стать причиной того, что ребёнок просыпается ночью и плачет.

Игры должны быть направлены на развитие мелкой моторики и познание окружающего мира. Полезно проведение и игр с пальчиками. Если малыш уже может освоить игру «ладушки», то её обязательно надо использовать для повышения координации движений.

Развивающие игры для детей необходимы, так как без них малышу будет сложно быстро прогрессировать в своих навыках. Родители должны внимательно следить за тем, что его привлекает. Если проявляется интерес к определённым игрушкам, которые могут быть применены в развивающих целях, этим нужно воспользоваться. Очень полезны и развивающие игры в коллективе. С полугода малыши охотно взаимодействуют другом с другом.

Что может навредить ребёнку

В возрасте после полугода малыши уже начинают проявлять эмоции и страхи вне зависимости от эмоционального состояния родителей. Часто дети боятся чужих, и потому не следует оставлять их с ними наедине. Если гость внушает крохе страх, надо чтобы кто-то близкий был постоянно рядом. Для того чтобы избавить малыша от боязни незнакомых людей, для прогулки стоит выбирать людные улицы. Это позволит ему быстрее освоиться и понять, что, кроме родителей, есть и другие люди. Бороться со страхами резкими методами не следует.

Слишком ранние высокие нагрузки вредны для малышей. Они не должны быть перегружены развивающими занятиями. В возрасте 7 месяцев хватит тех, что проводятся дома родителями. Заниматься в каких-либо центрах стоит не ранее полутора лет, когда малышам требуется активное развитие в кругу ровесников.

Для детей период развития от полугода до года очень важен, так как в это время формируются очень многие навыки и умения, которые требуются постоянно в дальнейшей жизни. При неправильном их формировании последующее развитие будет происходить не достаточно качественно.