Ребенок хнычет весь день. Как отучить ребенка ныть по любому поводу? Психология детского возраста. Неумение правильно выстроить свой досуг

Бывает ли так, что Ваш ребенок ноет и хнычет, чтобы получить желаемое? Такое поведение очень сильно раздражает, не так ли? А вот почему ребенок прибегает к этому способу и что он хочет получить, поговорим сегодня.

На самом деле главная цель нытья – это получение внимания от взрослых. И если такое поведение оказывает соответствующий эффект, т.е. если ребенок добивается желаемого, то оно будет закрепляться.

Поэтому правило №1 – не уступайте!

Хныканье может быть громкое, изматывающее или жалобное. Смесь ныться и плача способно вывести из себя кого угодно. А иногда это самое нытье может превратиться в самую настоящую . Чаще всего пик хныканья и нытья приходится на возраст 4 лет, но если ничего с этим не делать, то оно будет продолжаться и в школьном возрасте. Хочется отметить, что хныкать и ныть ребенок учится, а это значит, что его можно успешно отучить от такого поведения. И чем скорее Вы возьметесь за дело, тем меньше возможностей для того, чтобы Ваш ребенок вырос назойливой и раздражающей личностью.

Что же делать, когда ребенок ноет?

Не потакайте ему

Установите полное неприятие к такому поведению.

Помните, что практически все дети прибегают к такому способу, но самое важное в борьбе с ужасной привычкой – это сохранение спокойствия, которое не даст ребенку победить и получить желаемое. Чем чаще Вы будете потакать своему капризуле, тем скорее привычка перерастет в наглость, дерзость и истерики. Не позволяйте ребенку думать, что такое поведение когда-либо сработает.

Самый лучший способ остановить ноющего ребенка – отказ слушать его просьбы в таком тоне. Воспринимайте только нормальные, адекватные интонации. Как только Вы услышите хныкающий тон, сразу же пресеките его. Можно сказать: “Прекрати сейчас же! Я не буду слушать нытье. Ты можешь попросить, что ты хочешь нормальным тоном”.

После этого можно отойти в сторону или отвернуться до тех пор, пока нытье не прекратится. Когда ребенок успокоится, скажите: “Теперь, когда ты говоришь нормально, я готова тебя выслушать. Что ты хочешь?” Самое главное – не показывайте свою злость или раздражение. Не нужно реагировать слишком эмоционально.

Покажите ребенку собственный пример

Выберите время, когда ребенок будет спокоен и поговорите с ним. Объясните, что нытье неприемлемо для Вас. Объясните разницу между нормальным голосом и нытьем. Скажите, что Вы будете его слушать только тогда, когда он будет говорить спокойно. Не всегда хныканье означает, что ребенок делает это Вам назло. Он может ныть, потому что он не знает или не понимает, что такое поведение раздражает. Ваша задача – добиться полного понимания ребенком, что нытье – это неприемлемый способ поведения.

Введите правила и нормы поведения

Скажите своему чаду, что с этого момента, он будет получать отказ всегда, когда будет ныть. Важно, чтобы Вы сами следовали этому правилу и отказывались слушать даже малейшие звуки похожие на хныканье. Ребенок быстро поймет, что этот прием больше не работает, и Вы даже не обсуждаете такое поведение.

Введите наказания, если ребенок продолжает постоянно ныть

Наказания и штрафные санкции нужно применять всегда, когда ребенок ведет себя недопустимо. Иногда Вам придется изменить собственные планы, прекратить прогулку, уйти из магазина и т.д. Но если Вы действительно решили искоренить дурную привычку, не должно быть никаких поблажек и надежд на то, что ребенок сам исправится.

Следите за собственными эмоциями

Не показывайте, что Вы злитесь или сильно раздражены. И обязательно хвалите ребенка, если он ведет себя хорошо и может спокойно сообщить о своих желаниях. Помните, чтобы искоренить плохую привычку, нужно время. Запаситесь терпением и никогда не сдавайтесь.

Вопрос психологу

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста. Ребенку 1.5 года. Проблема состоит в том, что, если ей не занимаешься - она ноет. Постоянно, не останавливаясь, безпричинно. Может прям со слезами реветь. Но при этом ее ничего не беспокоит - ничего не болит, подгузник сухой, накормлена-напоена. Просто нужно внимание мамы, круглосуточно,постоянно,активное... А это очень сложно. Потому что муж весь день на работе. На мне уборка-готовка, плюс работаю на дому. По большей части стараюсь сделать работу хотя бы во время ее сна,но не всегда получается. Если работаю в часы ее бодрствования - то ной стоит непереставая. Это очень тяжело. Работать-что-то делать и одновременно с ней беседовать, что-то рассказывать,показывать не помогает, ей надо чтобы мама сидела-бегала с ней,все внимание только ей и никуда не отвлекалась.
Чужих людей боится на площадке или дедушка-тетя, которых видит раз в год - если приезжают - сразу в ор, на руки,прячется за меня.
Когда к неврологу ходили не акцентрировала внимание на нытье, думала нормально, может на зубки. Но сейчас зубки вылезли,а ной не проходит. Невролог осмотрев ее сказала,что здоровый ребенок. Единственно ножки слабенькие и все. Ну и говорит доча маловато, слов 10 максимум. в основном показывает-мычит. Но то,что ей надо чаще всего жестами - мычанием показывает-дает понять что надо.
Я уже не знаю,что делать. Нормально ли это? Что посоветуете? Пью постоянно новопасситы-пустырники,потому что иначе нервы не выдерживают. А кричать наказывать понимаю,что мало того,что бесполезно,так еще хуже сделаю
На улице доча себя нормально ведет себя,если мама 100 процент внимание отдает ей. Единственный рев и залезание на ручки,если подходят другие детки,чужие,которых не знает,сразу боится и прячется за меня
Есть братик у нее,старши,с ним играет активно. Бывает,что с ним играет-отвлекается,тогда нытья нет и я могу что-то поделать по дому.. Но старший сын ходит в сад,так что чаще всего вдвоем с дочкой дома. В обещм как-то так. Может это нытье как-то игнорировать? Или как-то обыгрывать ситуацию? Я уже не знаю Помогите, пожалуйста!

Ответы психологов

Здравствуйте, Настя!

То что происходит с вашим ребенком сейчас вполне соответствует норме возрастгого развития. Ребенок до года находится в симбиозе (в слиянии) с матерью. Мама как отдельная личность, как бы не существует, мама, это - как бы обидно не звучало, функция удовлетворяющая абсолютно все потребности. Сейчас наступила та фаза, когда вы уже не можете удовлетворить абсолютно все потребности, и быть функцией, так как вы не функция, вы отдельная личность, да и потребности значительно увеличились. Раньше они были в основном физиологического плана, сейчас подключились потребности эмоциональные. Ребенок, из этого симбиотического единства с матерью должен, как бы вылупиться в отдельную личность. Происходит это именно так, как у вас сейчас и именно вы должны помочь ей в этом. Ее нытье, должно быть переносимо для вас и не разрушительно, если вы внутренне будете более спокойно справляться с ее капризами, то и ребенок последует вашему примеру. Возможно вы пытаетесь удовлетворить все ее желания и поддаетесь на манипуляции из-за чувства вины(ребенок плачет - значит ему плохо - значит я плохая.) Возможно стоит начать расставаться с внутренним образом идеальной матери. Идеальных матерей не бывает да и ребенку не нужна совершенно идеальная мать. Нужна мать, которая сможет позволить ему отделиться от себя, и сделать это отделение переносимым для ребенка, не разрушаясь от его нытья и истерик. Удачи вам в воспитании вашей девочки!

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте, Настя.

Начиная с года, ребенка нужно поощрять к самостоятельности. Таким образом он узнает предел своих возможностей и как следствие становится увереннее в себе.

Также его нужно социализировать (т.е. чаще общаться с другими людьми), чтобы он не прятался за вас. Дети становятся неуверенными, когда их критикуют, сравнивают с другими, стыдят, пугают.

Нытье ребенка может свидетельствовать о его неудовлетворенных потребностях, скорее всего, как вы правильно заметили, ей не хватает вашего внимания. Вы можете приобщать дочь к делам по хозяйству. Когда вы готовите, дайте ей крупы, чтобы она пересыпала их ложкой из одной емкости в другую. Это ее отвлечет и будет прекрасным развивающим упражнением. И так во всем. Дети очень любят воду. Дайте тазик с водой и пустые бутылки, она будет увлечена переливанием воды. А вы в это время сможете делать свои дела.

А когда дочь спит, используйте это время для своего отдыха. Вам также важно отдыхать.

Смирнова Александра Владимировна, психолог/психотерапевт в Москве

Хороший ответ 3 Плохой ответ 1

Здравствуйте.Настя.Если ребенок ничем не интересуется.а только хнычет,значит,ему не до игр.Ему не хватает Вашего внимания,ласки,заботы,близости,эмоционального отклика,одобрения,объятий,теплоты,поддержки,прикосновений,поцелуев.Если нехватка эпизодическая-ребенок с этим будет мириться.Но,если это хроническая нехватка-то материнскую теплоту ничем заменить невозможно.И тогда уменьшается спротивление организма,появляется депрессивность,опустошенность,вялость,безразличие ко всему,подверженность к болезням,так как болезнь приближает маму и заставляет быть рядом.Поэтому,если близости не додавали,лучше дайте все,что можно.И важно до пяти лет постоянно держать вопрос приоритетным.Тогда в дальнейшем с ребенком всегда все будет в порядке.

Каратаев Владимир Иванович,психолог психоаналитической школы Волгоград

Хороший ответ 4 Плохой ответ 0

Упал – плачет. Не разрешили сидеть перед телевизором – плачет. Заставили убрать за собой игрушки – снова плачет. Он вообще всегда плачет, по любому поводу и даже без него. Да, это ваш ребенок. Нытик, плакса, капризуля – называть его можно как угодно, только от этого его поведение не изменится. Сначала оно вас пугало, потом раздражало, а теперь вы просто в панике, потому что понимаете, что если проблема не будет решена, то либо вы сами сойдете с ума, либо доведете до этого состояния окружающих. Не паникуйте. Вы не одна. В том смысле, что чуть ли не в каждой второй семье наблюдаются похожие проблемы. Так что плачущий по любому поводу ребенок – это не ваше личное наказание, это суровая действительность многих российских пап и мам.

Заблуждения и мифы о детском плаче

Большинство взрослых уже забыли о том, как это непросто – быть ребенком. Они смотрят на своих малышей сверху вниз и абсолютно их не понимают. Непонимание приводит в лучшем случае – к равнодушию, в худшем – к агрессии. При этом взрослые пребывают в уверенности, что уж они-то знают, что нужно сказать плачущему маленькому человеку и как правильно себя с ним вести. Увы – не знают. Поэтому пришла пора развенчать некоторые мифы о детском плаче.

Миф № 1. Дети всегда плачут по пустякам

В мире взрослых существует четкая градация: горе – проблема – неприятность – пустяк. Ребенку такая классификация неведома. Для него всё – горе. Потерял игрушку – катастрофа. Не может найти второй носок – абсолютно безвыходная ситуация. Мама, уходя на работу, так спешила, что не успела поцеловать – да как вообще можно жить после этого? Такова уж детская особенность – обостренное восприятие чего бы то ни было. Так что дети по пустякам не плачут. У них не бывает пустяков.

Миф № 2. Фраза «мужчины не плачут» – ключ к правильному воспитанию мальчиков

Кто и когда первым произнес эти слова, за которые расплачивается своим здоровьем не одно поколение мужчин – уже неважно. Важно понять, что они категорически неправильные и исключительно вредные. Ведь все совсем наоборот: мужчины плачут, а категория мужественности не определяется количеством непролитых слез. Неслучайно все психологи в один голос признают этот прием в воспитании мальчиков чудовищно ошибочным.

Миф № 3. Само пройдет

Многие родители убеждены в том, что если на плачущего и капризничающего ребенка не обращать внимания, то рано или поздно он сам успокоится. Мол, чем меньше реагировать на слезы, тем реже они будут проливаться. Может быть, и так. Может быть, ребенок действительно успокоится на какое-то время. Только проблема в том, что у детских слез всегда есть причина, и если их подавлять, то причина так и останется не выявленной, а значит, и проблема – нерешенной.

Почему дети плачут?

Для начала исключим медицинские факторы – сводим ребенка к неврологу и эндокринологу. Если доктора обнаружат проблемы со здоровьем, то лечимся. Если ребенок с точки зрения медицины в порядке – ищем причины детской плаксивости дальше.

Возможны следующие варианты:

  • Ваш ребенок – великий манипулятор. Однажды поняв, что его слезы не оставляют вас, родителей, равнодушными, он стал проливать их при каждом удобном случае, чтобы получить от вас желаемое. А вы и рады обманываться, лишь бы родная кровиночка не огорчалась или, в худшем варианте, лишь бы замолчала.
  • Ребенку на самом деле больно. Морально или физически – неважно. Важно, чтобы вы это почувствовали и поняли, что слезы не блажь, а лекарство. Это как раз тот самый случай, когда «само не пройдет».
  • Ребенку не хватает вашего внимания. Он знает, что, как только он заплачет, вокруг него все засуетятся. Первый раз это получилось случайно, а потом, движимый одиночеством или каким-либо другим своим негативным состоянием, ребенок через слезы снова и снова звал вас к себе. Может быть, ему просто хочется быть с вами рядом, а вы и не подозреваете об этом.
  • У вашего ребенка повышенная чувствительность, поэтому и слезы у него всегда где-то поблизости. Его гиперэмоциональность просто не позволяет реагировать на окружающий мир более сдержанно. Поэтому ребенок будет познавать его через плач – и когда ему хорошо, и когда плохо. И вряд ли он изменится с возрастом, что для вас не должно стать поводом для беспокойства. Ведь чувствительные люди – добрые. А доброта нынче в дефиците.
  • У вашего ребенка заниженная самооценка. Он плачет, потому что ему и себя жалко, и вас тоже жалко, ведь он уверен, что вам с ним не повезло: он плохой ребенок.
  • В вашей семье нездоровая атмосфера. Взрослые дома постоянно скандалят, кричат и друг на друга, и на детей. Что еще остается детям в такой ситуации, как не плакать по поводу и без? Их нервная система день ото дня становится все неустойчивее, а слезы – это чуть ли не единственное средство защиты от агрессии внешнего мира, плач как эмоциональная разрядка.
  • У ребенка не сформированы навыки социального общения. Он не умеет налаживать контакты с другими детьми, а другие дети это чувствуют, начинают дразнить и задирать неудачника, тот – в слезы, что вызывает еще одну волну издевательств, и так по кругу.

Вы все еще думаете, что дети плачут по пустякам? Нет? Тогда давайте решать, что делать дальше.

Как помочь ребенку, который плачет

Нельзя

  • Подавлять, кричать, угрожать, прибегать к физическому насилию. «Если ты сейчас не замолчишь, то я не знаю, что с тобой сделаю!», «Прекрати реветь, я сказала!», «Не перестанешь плакать – тебя вон тот чужой дядя заберет» – знакомые фразы, правда? Но, произнося их, вы сами становитесь манипулятором. Причем весьма агрессивным. А ребенок тем временем замкнется в себе и затаит обиду. И плакать при этом не перестанет.
  • Игнорировать слезы. Это все равно, что страусу спрятать голову в песок, а ребенку в случае опасности сложить над головой руки и сказать: «Я в домике». Иллюзия непричастности к проблеме лишь усугубит ее.
  • Запрещать ребенку проявлять свои чувства. Подавление эмоций может привести к нервному срыву.
  • Поддаваться на явные слезные провокации и идти на поводу у маленького манипулятора.

Можно и нужно

  • Разговаривать с ребенком как можно чаще – он должен научиться выражать свои желания словами, а не слезами. Поплакать он сможет потом, после того, как расскажет, что его тревожит. Правда, потом ему, скорее всего, плакать уже не захочется.
  • Спокойно, без крика реагировать на плач ребенка. Если к детскому плачу присоединится взрослая истерика, то в итоге получится коллективная нервотрепка. Правило тишины и спокойствия будет особенно полезно, если ребенок попытается надавить на вас своими слезами. Как только он поймет, что у него ничего не выходит, то успокоится сам.
  • Переключать внимание ребенка. Малыша что-то расстроило, обидело, задело? Отвлеките его от этой детской трагедии, найдите повод для детской радости. У детей короткая память. Несколько минут – и он забудет о причинах слез.
  • Принять чувствительного ребенка таким, какой он есть. Не упрекать его в слабости, а, наоборот, хвалить за доброту и чуткость.
  • Быть рядом, когда ребенку плохо, и радоваться вместе с ним, когда ему хорошо. Так у него перед глазами будет личный пример адекватного эмоционального реагирования.
  • Строго, четко, но без злобы каждый раз в случае капризов объяснять ребенку, что плакать допускается только по поводу, а плач без причины – это уже нехорошо.
  • Придумать систему поощрений для хорошего поведения ребенка. Отмечать каждый день без нытья и капризов.
  • Пересмотреть свое собственное родительское поведение. В конце концов, детский плач – это реакция на наш взрослый мир, который детям пока что не изменить.

В общем, для того, чтобы научить своего ребенка адекватному восприятию окружающего мира, без истерик и плача, сначала вам самим нужно пройти испытание на родительскую профпригодность. И тогда детский плач уже не будет для вас наказанием, но станет сигналом о том, что маленькому человеку действительно нужна помощь.

Всем мамам без исключения знакомо такое состояние собственного чада, когда он или она, независимо от пола, ноет без остановки. Как отучить ребенка ныть, хотелось бы знать каждому родителю. Очень хочется избежать раздражения, вызванного необоснованным нытьем и всех последующих за этим состоянием крайних мер. Чадо будто специально вынуждает своих опекунов на применение радикальных мер в виде угла и лишения всевозможных удовольствий. Меры, принятые во взвинченном состоянии помогают мало и практически не приносят пользы совсем.

Прежде чем наказывать ребенка за частое нытье, необходимо определить причину беспокойства малыша

За наказанием следует новая волна нытья, сопровождаемая теперь уже «законными» с точки зрении ребенка претензиями в плане того, что родители, его бедного, совсем не любят и лишь наказывают, причем безо всякого на то повода. Чадушко благополучно забывает на тот момент, чем было вызвано наказание или ограничение на жизненные удовольствия, и ведет себя как несправедливо обиженный злой судьбой человечек.

В такие моменты «агрессор» (и по совместительству любящий родитель) начинает и впрямь ощущать себя монстром неспособным на объективные суждения и качественное воспитание. Всякий, столкнувшийся с постоянным детским нытьем, воспитатель скажет, что это явление не придает жизненных сил и может вымотать почище любой физической работы.

Какие факторы способны вызвать хроническое нытье?

Определиться в мире детских капризов и понять разницу в причинах для нытья пятилетнего и двухлетнего малыша поможет сравнение и перечисление поводов, наиболее часто используемых детьми для «превращения в кошмар» жизни взрослых, находящихся рядом. Выявить эти явления легко. Часто обострение в плане бессмысленного нытья начинается в тот момент, когда в гости приходят бабушки или дедушки. Почему? Дело в том, что иногда причинами капризов бывает именно недостаток общения и ласки.



Ребенок хочет, чтобы каждый член семьи любил и ублажал маленького эгоиста. А если этого не происходит - сразу слезы и истерики

Как отучить ребенка плакать по любому поводу, если родители, постоянно занятые своей работой и делами по дому считают, коли чадо одето, обуто и накормлено - этого достаточно для правильного воспитательного процесса? Ан, нет. Дитятко-то еще и любви хочет. Причем, не в дозированном количестве, а без края и меры, чтоб быть обласканным со всех сторон, измятым любящими руками до состояния теста, буквально задушенным наполовину родительским поцелуями.

И это не выдумки: ведь дети питаются любовью, она необходима им для правильного развития и нормального духовного взросления. Замечали иногда, что малыш обходит всех находящихся дома и буквально собирает поцелуи?

Скажем так, ребенок должен быть 25 часов в сутки на сто процентов уверен, что его любят не только мама и папа, это само собой разумеется, но и вся Вселенная тоже. Только тогда чадушко довольно, и причин для рева остается чуточку меньше. Немного о том, что еще помимо недостатка любви заставляет малыша или отрока плакать - это могут быть следующие факторы:

  • болезненное состояние;
  • недостаток внимания;
  • настроение;
  • неумение занять себя без помощи взрослых;
  • тоска по близким людям;
  • избалованность;
  • способ добиться свой цели;
  • желание казаться маленьким;
  • черта характера.


Даже у маленького человечка может быть плохое настроение. Родителям кажется, что он специально треплет им нервы. Но может просто придумать малышу интересное занятие?

Скрытые заболевания

Бывает так, что постоянно ноющего малыша, особенно если он еще не умеет говорить и не сможет правильно ответить на ваши вопросы типа «где вава», нужно просто обследовать. Сводите его к врачу на осмотр.

Возможно, что у ребенка просто что-то болит. Дети, также как и взрослые, способны болеть, это понятно каждому, поэтому не стоит пускать все на самотек, считая, что малыш просто капризничает. Лучше исключить для начала более серьезные причины и только потом приниматься за воспитание.

Недостаток внимания

Часто понятия взрослого и малыша о «дозировке» любви расходятся кардинально. Если нам, большим людям кажется, что в плане игр и ласки наш малыш полностью удовлетворен, на деле это может оказаться совсем не так. Не надо возмущенно говорить о том, что времени на все не хватает. Порой достаточно и получаса в день выделенного конкретно на интересы ребенка, чтобы он почувствовал себя важным и нужным.



Ребенку необходимо общение с родителями и совместные игры. А заниматься нужно не только тем, что считают нужным родители, но и важными, по мнению малыша, делами, например, чтением книг или пусканием мыльных пузырей

Речь тут идет именно об игре и общении глаза в глаза без всяких отвлекающих факторов типа телефона. Положа руку на сердце, признаемся себе честно, что порой большинство из родителей чаще общается с экраном компьютера, чем с собственными детьми.

Наши маленькие (и не очень) крошки также подвержены влияниям погодных факторов, геомагнитных бурь и прочей «природной нечисти». У ребенка не хуже, чем у взрослого, может испортиться настроение от скуки или грубо сказанного слова. Не нужно считать, что малыш ничего не понимает, и ему можно сказать все, что угодно.

Обращая внимание на душевный настрой чада и подбирая выражения в разговорах с ним, можно избежать многих неприятных выходок с его стороны. Не заставляете его плакать, унижая грубыми выражениями. Другими словами, уважайте своего ребенка, да уважаемы будете.

Неумение правильно выстроить свой досуг

Многие малыши и даже детки постарше, к примеру, пятилетние, не могут правильно использовать свободное время. Оставшись наедине с собой, ребятишки начинают скучать и затем пристают к взрослым с одним и тем же вопросом звучащим примерно так:

― Мам, ну ма-а-м, что мне поделать? Так до тех пор, пока выведенная из терпения мамочка не прикрикнет на чадо или не поставит в угол. Как отучить? Есть, конечно, альтернативное решение - поиграть с ребенком и он перестанет плакать, но не всегда это возможно по причине тотальной занятости.

Избалованность

Порой причиной, по которой ребенок принимается плакать, является обыкновенный недостаток воспитания, проще сказать избалованность. У излишне балованных ребятишек появляется в характере черта, не дающая ему спокойно оставаться на вторых ролях.

Такому малышу требуется быть постоянно в центре, ему необходимо пристальное внимание взрослых и круглосуточное участие и прислуживание его маленькой персоне. Здесь родителям жаловаться не стоит, ведь такое поведение чада - прямой результат их попустительства и вседозволенности.



Малыш пытается выпросить новую игрушку посредством нытья? Пресекайте это сразу. В младшем возрасте тяжело противиться слезкам в глазах, зато в будущем умение договариваться о покупках будет очень экономить и бюджет и нервы

Как способ добиться своей цели

К примеру, 7, 8, 9-летние отроки вполне способны намеренно действовать на нервы родителям, канюча и подвывая:

― Никто меня бедного не любит и ничего-то мне не покупают. Вон, у Таньки есть новый телефон, а у меня совсем никакого нет. Если малыши в 4-5-6 лет способны лишь плакать и выпрашивать игрушки, то с возрастом методы воздействия остаются теми же, а вот потребности возрастают.

Растут не только года. Особенно весомо заметно это по денежным тратам. Что делать? Лучше всего постараться справиться с привычкой ныть в младшем возрасте, это поможет избежать финансового краха, когда дитя подрастет. Не забывайте о том, что скоро к плохой привычке добавится еще вредность подросткового периода и гипертрофированная обидчивость. Это получается очень взрывоопасная смесь.

Желание подольше оставаться маленьким

Беспричинные слезы, а также намеренно младенческое поведение часто проявляется у тех деток, в семье которых появились младшие по возрасту братья или сестры. До этого момента все было замечательно, родители всегда были рады поиграть, а тут все меняется в мгновение, и малыш все чаще слышит фразы типа «сделай сам», «сиди тихо», «ты уже большой» и так далее. Какие нервы это выдержат? Естественно, он всеми силами старается повернуть семейный быт в привычное русло и всем доказать, что он еще совсем маленький и тоже нуждается в опеке и помощи.

Что делать родителям?

Исключается

  1. Поддаваться на слезные манипуляции и идти на поводу маленького плаксы. Дети быстро понимают, что желаемой цели можно добиться слезами и криком.
  2. Не обращать внимания на слезы. Игнорировать плачущего ребенка нельзя, так как проблема остается нерешенной (см. также: ). Оставление малыша наедине со слезами только усугубит ситуацию.
  3. Крайне не рекомендуется кричать, обзываться, применять физические методы. «Замолчи или я тебя поставлю в угол», «Перестань орать!», «Сейчас тебя заберет злой полицейский». Эти фразы часто употребляют родители, но ни одна из них не помогает исправить проблему. В этом случае взрослые сами начинают манипулировать детьми, причем очень агрессивно. В результате чадо только уходит в себя, затаивает обиду или подвергается страху. А плакать он может начать еще сильнее.
  4. Не нужно подавлять эмоции, запрещая плакать. Регулярное подавление естественных эмоциональных проявлений приводит к нервным расстройствам.


Ругать, наказывать и шантажировать - худшие методы «взаимодействия» с плаксой

Как правильно?

  • Важно научиться спокойно реагировать на плач. Когда к слезам ребенка присоединяется взрослый крик, то получается общая истеричная драма. Спокойствие и тишина помогут в случае давления малыша. Он поймет, что слезами не получится добиться желаемого и успокоится.
  • Принятие чувствительного и эмоционального малыша. Он такой, какой есть. Не стоит акцентировать внимание на его плаксивости, старайтесь хвалить за доброту.
  • Учитесь переключать интерес плаксивого чада. Если его что-то обидело, огорчило или уязвило, то нужно постараться отвлечь от детской беды. Найдите ему интересное занятие и малыш забудет о причине расстройства.
  • Когда ребенку плохо, необходимо быть рядом, показывать личным примером сочувствие и поддержку. Таким способом мы учим детей адекватному поведению в сложной ситуации. Маленькие дети требуют от взрослых внимания к их неприятностям: «Пожалей», «Погладь», «Посиди рядом».
  • Если ребенок капризничает, требует невозможного, то нужно спокойно и без агрессии объяснять ему, что плач не поможет: «Я тебя понимаю, но выполнить твое требование не могу». Стоит учиться распознавать провокации и объяснять малышу, что плач только расстраивает, а не помогает выбить желаемое.
  • В конце дня можно подвести итоги и похвалить ребенка за день, проведенный без капризов и плача. Можно выдавать малышу самодельные медальки и считать, сколько их получилось. Ругать в этом случае нельзя, закрепляем только положительные результаты.
  • В некоторых случаях стоит пересмотреть свои родительские взгляды. Иногда ребенок реагирует на взрослый мир слезами, так как не может выразить свои эмоции и чувства иначе.

Итак, чтобы научиться справляться с детскими истериками и плачем нужно лучше узнать свое чадо, в некоторых случаях полезно изменить родительский стиль воспитания.

Вопрос: Здравствуйте! Помогите, пожалуйста, мне кажется, я начинаю ненавидеть своего ребенка… Раньше все было отлично, я его люблю больше всех на свете и готова была терпеть все, что угодно, но в последнее время ребенок постоянно ноет и капризничает (возраст год и девять). Просится на руки, я беру, а он ноет и вырывается, хочет слезть, ставлю на пол — опять плачет и лезет обратно. Посажу его в ванную, набросаю туда игрушек, а он в них играет и плачет. Может вскочить среди ночи и начать орать, при этом разбудить вторую малышку и мне приходится потом еще ее успокаивать и укачивать. Плачет, если что-нибудь не дашь ему, короче, по поводу и без у нас дома одни оры. Раньше такого не было, началось все пару месяцев назад. Это может быть от того, что он чаще стал ходить к свекрови? Я родила вторую пару месяцев назад, и пока я была в роддоме, мой сын был у нее и так на выходные стал часто ходить к ней. А она его балует без меры. Вплоть до того, что если он встает и сразу просится на улицу (тащит ее к дверям, стоит ноет под дверью), то она сама не умывается, его не кормит, не умывает а идет с ним на улицу, потому что ОН МАЛЕНЬКИЙ, ОН ХОЧЕТ. Или может я плохая мать, у меня нервы не в порядке? У меня дети погодки, я уже 2,5 года сижу в декрете и за это время еще ни разу из дома никуда не выходила, кроме как в магазин и детскую больницу. Мне кажется, я скоро не выдержу и отлуплю его. Что мне делать?

Ответ:

Здравствуйте!

Ваш ребенок сейчас проходит очень важную стадию в своем психическом развитии. Совсем маленький ребенок не осознает, что он и его мама – это два разных человека. А дети постарше начинают это понимать, и постепенно в их внутреннем мире происходит отделение себя от мамы. Успешное завершение этого процесса имеет чрезвычайное значение для психологического благополучия человека в дальнейшем. Называется он – сепарация и состоит из нескольких этапов. Один из этапов самый сложный и именно его сейчас проходит ваш малыш. Суть этого этапа в том, что ребенок переживает противоречивые чувства – с одной стороны он уже хочет быть автономным и самостоятельным, стремится существовать «отдельно» и независимо, а с другой стороны ужасно этого боится и нуждается в сохранении поддержки и положительной эмоциональной связи с мамой. Отсюда и такое поведение, которое выглядит капризным (то просится на руки, то вырывается, то зовет, то отталкивает). На самом деле – оно отражает сильнейший внутренний конфликт маленького человечка. И свекровь здесь не причем, все дети проходят этот этап. Просто так совпало, что он начался, когда вы были в роддоме.

Ваше поведение по отношению к сыну в этот период окажет огромное влияние на его самостоятельность в будущем, уверенность в себе, способность выстраивать близкие и доверительные отношения. Сейчас ему нужно, чтобы вы поддерживали его тогда, когда он стремится к самостоятельности, и принимали, когда он бежит к вам снова, чтобы вы принимали его и сохраняли с ним позитивную эмоциональную связь, несмотря на его противоречивое отношение к вам. Такой положительный опыт в детстве будет служить ему опорой в течение всей жизни. Можно сказать, что в каком-то смысле он тренируется управлять эмоциональной дистанцией и получает опыт, что ею можно управлять, что после периодов отдаления может последовать сближение и наоборот. Такой опыт позволяет человеку быть толерантным к изменениям в дистанции в близких отношениях, и это очень важно, потому что отношения не находятся всегда в одном состоянии и меняются даже в течение одного дня.

Конечно, вы можете подумать: «Сказать легко, а как это сделать»… Вам сейчас очень трудно, это правда, на вас огромная нагрузка – старший ребенок проходит эту фазу, младшая совсем маленькая, и ей тоже нужно много времени. Вы очень устали и нуждаетесь в отдыхе, и из этого не следует, что вы плохая мама. Просто вам тоже нужна поддержка. А, кроме этого, чтобы суметь кому-то оказывать поддержку, сначала надо позаботиться о себе. У вас на самом деле трое детей – двое реальных и один – ваш , которому тоже требуется внимание и забота. Хорошая мама – это счастливая мама, которая позаботилась о своем Внутреннем Ребенке. Очень важно, чтобы вы организовали себе регулярное время для отдыха и занятий тем, что вам нравится. Тогда вы станете спокойнее, у вас появятся ресурсы, для того, чтобы выдерживать поведение сына.

Мне вспоминается одна история на эту тему. У женщины в семье была очень напряженная обстановка, она кричала на детей, ругалась с мужем, все время была в плохом настроении. И вот она пошла к священнику за советом. Тот дал ей какой-то совет, и после этого каждую неделю женщина стала закрываться в одной из комнат и проводить там какое-то время. Никто в семье не знал, чем она там занимается. Однако, ситуация в семье стала улучшаться. Она стала веселее, спокойнее, отношения стали более теплыми и становилось все лучше и лучше. И вот, детям стало ужасно любопытно, чем их мама занимается в комнате, когда закрывается там. Они подсмотрели за ней в замочную скважину. Оказалось, что она сидит там и пьет чай из фарфоровых кружек с шоколадом. Когда она вышла, дети ей сказали: «Мама, у нас в семье мало денег, а ты тратишь деньги на шоколад», на что она им ответила: «Я делаю вам счастливую маму».

Попробуйте поговорить с близкими, которые помогают вам (муж, мама, свекровь), расскажите им о том, что малыш сейчас проходит сложный этап развития и как важно для общего благополучия, чтобы вы могли отдыхать, куда-то выбираться. Возможно, что кто-то может посидеть с малышами, пока вы просто спите днем или гуляете в парке, или что-то еще, что сейчас важно для вас. Этот период – временное явление, и когда ребенок пройдет описанную фазу развития, то его поведение станет более спокойным. И чем больше поддержки он получит сейчас от вас, тем быстрее сможет пройти эту фазу. Но в первую очередь, чтобы суметь потом поддержать ребенка, окажите поддержку себе, организуйте себе хотя бы полчаса в день, которые вы будете заниматься тем, что вам нравится, делая тем самым из себя счастливую маму.