Ребенок к 4 месяцам. Физическое развитие малыша. Промежутки между сном

После рубежа в 3 месяца для малыша начинается новый жизненный этап, который включает формирование режима сна и бодрствования, игры, нацеленные на развитие моторики и интеллекта. До годовалого возраста дети растут, развиваются и взрослеют по экспоненте. Взрослым нужно не только не зевать, чтобы не упустить нужный для развития того или иного навыка момент, но владеть теоретической базой, позволяющий своевременно и полноценно обучать кроху. Важно знать, что именно и в какой временной промежуток развивать.

Возраст 4-5 месяцев - период очень активного развития ребенка, когда он нуждается в плотном внимании родителей (см. также: ). Очень хорошо, если мама находится в декрете и может посвятить это время заботам о сыне или дочери

Основные физические навыки малыша

В 4 месяца ребенок еще достаточно много времени уделяет сну - от 12,5 до 15 часов, но тем не менее он активен, подвижен и нуждается во внимании родителей, в том, чтобы они уделяли время его развитию и становлению. Развивать малыша нужно правильно: что-то еще рановато делать, а на некоторые аспекты нужно обратить пристальное внимание. Для этого нужно знать, что должен уметь ребенок в 4 месяца (см. также: ). Так, в физиологическом плане, ребенок к четырехмесячному сроку должен:

  • держать головку, находясь на руках у взрослого (достаточно уверенно и долго);
  • в положении лежа (на животике или спине) поднимать голову и упираться ручками, приподнимая корпус;
  • переворачиваться самостоятельно (из положения на спине - на бок);
  • активно двигать конечностями в состоянии бодрствования;
  • усиливать активность движений при манипуляциях с ним знакомого взрослого человека (одевании, замене подгузника и т.п.);
  • проявлять реакцию на появление лица близкого человека в поле его зрения, выражая радость усилением активности, и замирать при приближении незнакомца;
  • тянутся ручками к предметам, попавшим в поле зрения и заинтересовавшим его.

Нередко, дети в 4 месяца пытаются сесть из положения лежа, но специально усаживать малыша (неважно мальчик это или девочка) в этом возрасте не нужно. Ребенок сядет тогда, кода его костная система и мышечный корсет будут готов.


Умение переворачиваться со спинки на животик или наоборот является очень важным для ребенка, поскольку обеспечивает ему большую степень мобильности, делает кроху менее зависимым от мамы и папы. Это естественный этап взросления

Ведущие социальные проявления

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Младенец – это не только физическое тело, его мозг развивается еще более активно. Появляются первые осмысленные социальные реакции на позитивные раздражители в виде интереса или радости. Основное, что должны освоить малютки по достижении в 4-х месяцев социальном плане:

  • овладеть умением улыбаться, понимать значение улыбки и реагировать на улыбку взрослого;
  • смеяться или увеличивать активность конечностей, когда им весело и интересно (рекомендуем прочитать: );
  • активно гулить, издавать горловые, иногда мелодичные звуки, прислушиваться к ним;
  • реагировать, когда взрослые произносят его имя;
  • радоваться новым игрушкам и реагировать на появление любимых игрушек в поле зрения;
  • обращать внимание и следить глазами за движущимися предметами или объектами (игрушками, проходящими мимо животными и людьми);
  • реагировать на музыку (к понравившейся мелодии кроха прислушивается, перестает плакать, затем может проявить радость в виде оживления и гуления, как будто подпевает);
  • узнавать голоса близких, которые часто слышал, четко выделять голос мамы.

В 4 месяца ребенок любит, чтобы его брали под ручки и держали вертикально, увеличивая обзор (см. также: ). Это даст ему дополнительную возможность активно познавать мир. Если же в этом возрасте он уже садится, будьте начеку – поддерживайте малыша. Контакт с мамой или папой всегда дает крохе чувство защищенности.

Когда нужно беспокоиться?

Дети развиваются не одинаково. То, что один ребенок освоил в 4 месяца, другой научился выполнять еще месяц назад, а третий освоит лишь через месяц. Например, некоторые дети к этому возрасту могут сами занять сидячее положение. Проявить беспокойство и показать врачу малыша стоит, если он отстает более, чем по 3 пунктам. Особое внимание следует уделить:

  • отсутствию гуления и лепета, двигательной активности (или она минимальна);
  • тому факту, что ребенок не держит голову;
  • отсутствию реакции на звуковые раздражители (мамин голос, звук собственного имени, музыку);
  • отсутствию реакции на появление близких людей, в первую очередь родителей;
  • отсутствию интереса к игрушкам;
  • тому, что крошка не переворачивается (во всяком случае, не пытается);
  • тому, что он не способен осмысленно улыбаться и не реагирует на улыбку взрослого.

Интерес к игрушкам и новым предметом - обязательная особенность в этом возрасте, поскольку малыш активно изучает окружающий мир. Мама должна предлагать ему разнообразные предметы и вещички, которые разнообразят знание о фактурах, цветах, формах

Если бдительные родители замечают у своего ребенка все перечисленные отклонения или большую их часть, это означает, что в развитии младенца не все ладно. Существующие проблемы достаточно серьезны, для их выяснения нужно обратиться к педиатру, который даст квалифицированный совет - как именно и какую сферу развивать, поможет выяснить истоки проблемы. В случае необходимости может быть назначено медикаментозное лечение.

Основы коррекции физического развития

Если конкретный младенец умеет не все, что должен к 4 месяцам в плане движений, возможно причиной является неврологическое расстройство или иная патология, которую по какой-то причине не диагностировали в первые дни жизни малыша. Что в этом случае предпринять родителям? Обязательно показать малыша специалистам.

В некоторых случая патологию выявить проблематично и требуется тщательное обследование. Но достаточно часто бывает довольно массажа и электрофореза. В некоторых случаях родители могут увеличить время занятий с малышом, правильно выполнять каждодневный массаж и зарядку. Это позволит откорректировать физическое состояние малютки.

Основы коррекции психологического развития

Психологическое и эмоциональное состояние малютки, то, что он способен делать в социальном плане, во многом зависит от полноты общения с родителями, а это целый комплекс занятий:

  • прогулки;
  • кормление;
  • купание;
  • массаж, который выполняет мама;
  • разговор с ребенком;
  • чтение стихов, пение колыбельных и т.д.

В возрасте 4-х месяцев ребенок реагирует на резкий голос, грубый тон или окрик. В таком ключе общаться с ним недопустимо. Интонационная палитра отражается в сознании крохи и в дальнейшем может послужить основой подсознательных страхов вашего чада.

Родителям, при общении со своим ребенком, следует проявлять максимум позитивных эмоций , чтобы ознакомить его со всем спектром радостных переживаний. Общаясь с младенцем, нужно обращаться к нему по имени и ласково, учить его диалогу . Например, после его лепета скажите ему что-то в ответ и сделайте паузу, давая понять, что теперь очередь его реплики.


Малыш уже испытывает целый спектр эмоций, особенно когда он находится наедине с мамой и папой. Поэтому родителям важно радовать малыша, играть с ним и использовать приятный тон речи, не переходя на грубости или осуждение

Яркие разноцветные игрушки, каждодневное прослушивание мелодичной музыки, детских песенок, разговоры с крохой – все это способствует правильному его развитию. В норме родители хотят, чтобы их чадо развивалось хорошо и активно. Но если что-то идет не так хорошо, как хотят родители, нужно:

  • во-первых, соотнести свои ожидания с нормами - может быть, вы слишком многого ожидаете от крохи всего лишь нескольких месяцев отроду;
  • во-вторых, возможно, с ним просто нужно больше заниматься.

Что не стоит делать родителям 4-х месячного малыша?

  • Не стоит кормить кроху в 4 месяца сразу, как только он заплачет. Медицинских противопоказаний при грудном вскармливании такое поведение матери не имеет, но оно формирует неправильный пищевой стереотип . Ребенок приучается «заедать» негативные эмоции и неудачи. Не стоит совмещать сон и кормление малютки, так как за сон и голод отвечает одна и та же часть мозга, и могут формироваться неправильные реакции на усталость и голод.
  • Развитие ребенка будет идти правильно, если не кормить его в кроватке , или на руках в процессе засыпания. По крайней мере, в четыре месяца пора отучать его от такой привычки, если она имеется. Не стоит пренебрегать формированием режима. После достижения 3-х месячного рубежа, пора приучать младенца режиму и разнице между дневным и ночным сном.
  • Не стоит позволять младенцу долго и горько плакать , это негативно сказывается на его нервной системе. Если что-то заставило крошку огорчиться, его нужно отвлечь, переключив на интересное для него занятие. Ребенок будет учиться активнее и охотнее, если у него формировать позитивные ассоциации. Если младенец что-то умеет не достаточно хорошо, его нужно не ругать, а наоборот поощрять за любые попытки что-то сделать.

Зная о навыках малыша, которые он приобретает к 4 месяцам, родители вовремя сумеют заметить недостатки или возможные отклонения. Это даст возможность откорректировать занятия, посоветоваться со специалистами и показать малыша врачам, в случае необходимости. Если даже отставания минимальны, их лучше исправить в максимально ранние сроки.

И помните: каких-то точных таблиц с навыками малыша просто не существует, поскольку каждый малыш развивается индивидуально. Наблюдайте за вашим малышом, но не ищите в нем недостатков, а просто развивайте. Хорошие рекомендации по этому поводу дает доктор Комаровский, а также педагоги из школы «Маленький Леонардо» в своей видео-школе:

Ура! Прошло бессонное время ночных колик!!! Теперь малыш уже более спокоен, а, как следствие - Вы выспавшаяся и счастливая мама! Теперь, когда отпала проблема больного животика, младенец проявляет гораздо больший интерес к миру и событиям окружающей его жизни.

Привыкайте к новому состоянию вашего ребенка - “я познаю мир”. Помогайте вашему малышу получить новые впечатления. Но и тут нужно действовать осторожно - нагрузка на нервную систему малыша может оказаться слишком большой, поэтому возможна и быстрая утомляемость, и усталость. Если малыш закапризничал - возьмите его на руки, прижмите к себе, слегка покачайте и успокойте. Улыбнитесь, посмотрите крохе в глаза - зрительный контакт не менее важен, чем тактильный.

Наверное, Вы уже поняли - в 4 месяца улыбка ребенка уже не рефлекторная, как раньше, а вполне осмысленная. Более того, он не только улыбается - но и смеется! Не скупитесь на ласку, чаще берите малыша на руки, больше улыбайтесь ему, смейтесь. Так вы и его научите смеяться! Вы установите контакт со своим ребенком, начнете понимать друг друга. В этом взаимодействии заложен успех дальнейшего развития малыша.

И наоборот, если кроха капризничает - это также имеет эмоциональный подтекст . Научитесь его понимать - ведь для него плач - пока единственный доступный способ самовыражения. Малыш уже испытывает любопытство и радость, страх и разочарование. Только стабильная эмоциональная связь с любящими родителями или заменяющими их людьми - может обеспечить нормальное умственное и психологическое развитие ребенка.

Заметьте - как только Вы подходите к кроватке малыша - он сразу начинает улыбаться и двигаться! Это происходит потому, что ребенок уже научился ассоциировать ваш образ с приятными ощущениями и заботой, а вовсе не из-за того, что он просто копирует Ваши действия (как было раньше). Психологи назвали этот феномен - "комплексом оживления" . Ребенку постоянно, когда он бодрствует, хочется видеть ваше лицо. Если Вы надолго исчезаете из поля его зрения, малышом овладевает беспокойство. Это происходит из-за того, что возникает нарушение "обратной связи", или, как говорят ученые, нарастает "тревога распада" в системе "мать и дитя".

Каких только способов понимать "язык эмоций" не существует! К примеру, о многом может вам рассказать язычок младенца. Нет, конечно, не в прямом смысле, ведь разговаривать Ваш кроха пока не умеет. Просто при общении - наблюдайте за позицией его языка:

В момент физической боли, при крике язычок малыша сильно напряжен, он поднят и заострен, как флажок,
. в момент удовольствия язык ребенка мягкий, широкий. Лопаточкой язычок выглядывает в улыбке растянутых губ.
. в момент радости, при смехе язычок мягко и более глубоко прогибается, образуя как бы вогнутый лепесток розы.

Развитие ребенка на 4-ом месяце жизни

Игра и игрушка

В этом возрасте Вашему ребенку пригодятся:

  • Подробнее о том, как правильно выбрать погремушку, какие у нее бывают виды, как правильно ею играть , и какие надо знать правила безопасности и гигиены - читайте в статье -
  • Развивающие коврики,

О том как играть в вышерепечисленные игрушки Вы можете узнать по ссылкам из персональных статей о них.

Развиваем слух ребенка

Кроха уже умеет локализовать звук в пространстве. Он поворачивает головку в сторону невидимого источника звука и находит его глазами.

Познаем мир звука

Очень полезно для ребенка, если Вы будете постоянно комментировать, что именно видит малыш. Это должно войти в Вашу привычку.Например, вы заметили, что он услышал часы в комнате, повернул голову - скажите ласково: “часики, тик-так, тик-так”.
Или на прогулке кроха услышал ворону, смотрит на нее - объясните ему: “ворона, кар-кар”.
Так, со временем, Вы сформируете для ребенка понимание, что разные звуки издаются разными предметами или существами.

Поверьте, когда ребенку интересно, он впитывает информацию как губка. На примере своей дочки я наблюдала, что все эти мои рассказы про окружающий мир были не зря. Ведь как только малышка научилась говорить, она поразила меня знанием окружающих ее предметов, животных и тому подобное.

Музыка - воспитываем слух и ритм

Ребенок в возрасте 4 месяцев уже по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии. Например, колыбельную слушает спокойно, внимательно смотрит на поющего, практически не двигаясь.

Включите ритмичную музыку! Малыш оживится, задвигает в такт ножками и ручками, улыбнется, и, быть может, даже запоет! После окончания пения еще некоторое время его оживление некоторое время сохраняется.
Устраивайте почаще такие “музыкальные занятия” - так Вы воспитаете в малыше слух и ритм.

Попробуйте похлопать в ладоши в такт музыке или сделайте это с помощью деревянных ложек или бубна. Слушайте музыку быструю и медленную, громкую и тихую. Через некоторое время ребенок научится замечать изменения в ритме.

Конечно, тут очень важно не "переборщить". Если вы заметили, что ребенок устал, не дожидайтесь слез, выключите музыку, возьмите его на ручки, ласково поговорите с ним, постарайтесь сменить обстановку.
Если Вы так будете переключать ребеночка на другие занятия, он останется в хорошем расположении духа. И потом, уже не будет впадать в истерики, чтобы его выслушали или просто обратили внимание.

Развиваем речь ребенка

В 4 месяца большинство младенцев уже активно «разговаривают», нужно только научиться их понимать. Обычно первая речь крохи начинается с попыток произнести открытые гласные звуки «а» и «о». Теперь малыш научился «подключать к процессу» губки и язычок. Он уже может произносить согласные звуки: «п», «б», «м». Скоро, в конце пятого, на шестом месяце появятся и первые слоги.

Давай поговорим…

…по-взрослому…

Чаще разговаривайте с младенцем, рассказывайте ему о мире и окружающих предметах в доме, и слушайте, что он вам отвечает. Хорошо, если Вы включаете крохе лингафонные курсы, аудиосказки или занимаете его обучающими игрушками. Но, не менее важно для него сейчас - вместе разглядывать яркие несложные картинки и слушать ваши рассказы о том, что там нарисовано.

Рассказывайте малышу о своих планах и событиях прошедшего дня, показывать интересные предметы, когда выходите на прогулку. Любые свои действия сопровождайте словами. Например: когда кормите кроху, говорите "Открой ротик", когда одеваете - "Дай ручку", при игре - "Возьми зайку" и так далее. Меняйте интонацию, сочетайте речь с жестами и определенным выражением лица. С каждым днем малыш будет понимать обращенную речь все лучше и лучше.

… по-детски…

Развивайте у ребенка стремление к подражанию, особенно речевому. Внимательно слушайте «разговор» крохи, выделяйте произнесенные им звуки и повторяйте за ним. Присоединившись к гулению малыша, через некоторое время Вы увидите - что и он начинает повторять звук уже за вами! Это действительно веселое и полезное времяпрепровождение! Так у ребенка никогда не пропадет интерес к развитию речи!

Попросите мужа, бабушку (или кого то из близких) присоединиться к вашей беседе. Пусть они произносят по очереди один и тот же звук, например, длинный гласный "а". И хотя каждый повторяет звук по-разному, кроха постепенно поймет, что это тот же самый звук, что говорит он и мама. Потом это пригодится ему для понимания речи других людей, а не только мамы.

Со временем усложните задачу - введите в ваши «диалоги» новые звуки (для начала акцентируясь на гласных).

… меняя тембр…

Во время разговоров с крохой иногда меняйте тембр голоса. То Вы говорите басом, то высоким голоском, то напевами. Это тоже важно для предречевого развития.

…мимикой, жестами…

И хотя «разговоры» являются важным стимулом в развитии ребенка, это далеко не единственный способ общения с ним. Ребенку, как и вам тоже доступен язык мимики, жестов, различных действий. Например, если малыш не хочет спать, будьте уверены - свое нежелание он Вам всем своим видом продемонстрирует.

… и поёёёёём!

Пойте малышу песенки! Если кроха поет - подпевайте ему!
Хорошо, если в Вашей песенке доминирует какой-либо звук. Если вы не знаете таких, обратите внимание на книгу А. Усачева - «Звукарик». Эти коротенькие стишки легко можно переложить на любую мелодию. Все эти песенки будут заканчиваться неожиданным для крохи образом, определенными звуками. Послушав песню несколько раз, ребенок уже будет ожидать в ее конце «сюрприз». Одной из таких песен является песня-игра «Ехали мы ехали…»

Развиваем координацию движений

Важнейшим этапом развития ребенка в возрасте 4-6 месяцев является развитие целенаправленных движений рук (координация в системе глаз-рука).

Хваталки-щупалки

Натяните над кроваткой веревочку, на которой очень крепко привязаны разнообразные предметы, имеющие разные формы, цвета и поверхности. Это могут быть: тряпочки и мешочки, набор разных пуговиц на леске, детали от конструктора, кусок клеенки, металлические ключи, деревянные ложки, пластмассовые и деревянные погремушки, резиновые игрушки и т.д.). В общем - все, что попадется Вам под руку!

Пусть малыш хватает и ощупывает и гремит - он будет очень доволен новым занятием.
Иногда обновляйте самодельную композицию новыми предметами - и тогда интерес крохи не пропадет.
Только не забывайте про безопасность и гигиеничность игрушек. Следите за тем, чтобы их нельзя было оторвать и проглотить.

Тренируем захват предметов разной формы (развитие мелкой моторики)

Предлагаем Вашему вниманию пальчиковую игру, направленную на обучение ребенка захватывать объемные и плоские предметы круглой и квадратной формы.

Пальчиковая игра «Колобки и пеньки»

Для игры Вам потребуются разноцветные кубики (с гранью примерно 4 см) и небольшие шарики (способные уместиться в руку малыша) - всех по три штуки.
Положите кроху на животик (для его удобства можно подложить ему под грудь небольшой валик).
Положите перед ребенком шарик и весело скажите:

«Колобок, колобок,
Отчего ты одинок?
Тесто бабушка месила,
На один всего хватило!»

Ребенок берет в шарик - следите, чтобы он правильно распределил пальчики по всей поверхности шарика. Затем положите перед ним еще один и продолжите:

«Нет, хватило теста ей!
Вот второй!
Так веселей!»

Малыш взял второй шарик? Возможно, он выпустит из руки первый - ничего страшного в этом нет. Теперь выложите третий шарик:

«Вот и третий колобок!
До чего румяный бок!»

А теперь положите перед малышом в кубик, при этом читая:

«Колобочки-колобки,
Пенек один, а вас-то три!»

Малыш потянется к «пеньку». Распределите пальчики по уголкам кубика - так легче его ухватить.
Для усложнения игры научите ребенка тянуться к предмету двумя руками, при этом кисти его ручек должны быть раскрыты.

Пальчиковая игра «Пианист»

Если Вы поняли, что Ваш малыш уже достаточно хорошо умеет управлять своими ручками - то предложите ему эту игру.
Она заключается в стимулировании у ребенка попыток нажимать на клавиши игрушечного музыкального инструмента, пока не удастся извлечь звук. Для игры потребуется игрушечное пианино или синтезатор.

Ваш кроха лежит на животе (чтобы избежать перенапряжения, под грудь положите валик), перед ним - «музыкальный инструмент». Поиграйте для начала с клавишами сами. Затем помогите малышу понажимать пальчиками на клавиши, постучать по ним ладошкой. При этом можно приговаривать потешку:

«Вот какой у нас артист, знаменитый пианист!
Заиграет он сейчас, пустит всех в веселый пляс!»

Разнообразьте игру - помогите ребенку «заиграть» обеими руками сразу, разожмите его пальчики и проведите вдоль клавиш в обе стороны.

Развиваем тактильные ощущения и мелкую моторику

Мокро, сухо, твердо, мягко….

Правой ручкой ребенка гладьте вафельное полотенце, а левой - шлепайте по воде в тазике. Затем поменяйте ручки и продолжите занятие.
Используйте разнообразные вариации: полотенце можно поменять на горох в миске, а воду в тазике на большую пищащую игрушку. Ребенку понравится - вот увидите!

Волшебные мешочки

Сшейте разноцветные мешочки разной формы, размера и типа поверхности ткани. Например: из вафельного и махрового полотенца (фланели, плюша, шелка...). Наполнить их можно разным материалом: рисом, манкой, горохом, вермишелью, ватой, бумагой и т.п. Пусть малыш ощупывает их (какие они разные на ощупь), трясет (и шумят по разному!).

Пальчиковые игры
Для развития мелкой моторики очень полезно играть в пальчиковые игры. Например: "Сорока-белобока".

Развиваем обоняние

Сшейте подобные мешочки (см. Волшебные мешочки). Наполните их разными ароматическими травами: мята, валериана, душица, мелисса, лимонник. Также в качестве наполнителя можно использовать пропитанную в аромамасле бумагу (лаванда, корица, и все вышеперечисленное).

Малышу очень понравится их нюхать, ощупывать, к тому же эти ароматы успокоят его, так как обладают прекрасными тонизирующими свойствами.

О развивающем видео, методиках и проч..

А вот «Развивающее» видео покупать и давать смотреть маленькому ребенку смотреть вообще не рекомендуется - об этом в статье Так же нужно ограничивать ребенка от телевизора, мультфильмов.

Секреты воспитания

Да-да, представьте себе: кроху уже с самых первых месяцев жизни можно и нужно воспитывать!

Но, воспитывать любовью - а значит, на его же «языке» доказывать, что он любим, что он в безопасности: уверенность в маминой любви для малыша - это источник жизненных сил, помогающий ему правильно развиваться, не боясь жизни.

Физическое развитие ребенка на четвертом месяце первого года жизни

Оттачиваем физические навыки малыша

Возможно, Вы уже изучаете всевозможные календари развития ребенка на первом году жизни, и понимаете, как много еще требуется успеть Вашему малышу. Но, не стоит торопить события и пытаться учить ребенка тому, до чего он еще не "дорос" в СВОЕМ развитии. Каждый малыш индивидуален, и Вы обязаны учитывать индивидуальность своего крохи! Упорно тренируйте лишь то, что младенец умеет: поворачивать голову, приподниматься, лежа на животе и опираясь на предплечья, распрямлять ножки.
Не надо выполнять упражнения насильно, нужно внимательно следить за самочувствием и настроением крохи. Помните - Вы лишь должны помочь сделать необходимые действия ему САМОМУ, а не ЗА него.

Гимнастика и массаж

Также специально для Вас мы подготовили для детей на 4-6-ых месяцах жизни.

Закаливание

А чтобы узнать рекомендации педиатров о том, как правильно делать малышу закаливание воздушными и солнечными ваннами, водными процедурами - читайте статьи: « », « », « ». Эти статьи составлены по рекомендациям профессиональных педиатров.

После того, как в семье появляется малыш, каждый день, неделя и месяц несут новый, более осмысленный характер. Ведь развитие детей и освоение ими важных навыков происходит очень быстро.

Развитие ребёнка в 4 месяца сильно отличается от тех достижений, которыми вы умилялись ещё пару недель назад. Он уже узнаёт маму и папу, способен испытывать страх, обиду, радость… И каждый родитель должен отслеживать, соответствует ли развитие 4-месячного ребенка нормам, своевременно обращаться к специалистам, а самое главное – помогать своему чаду в освоении окружающего мира.

Фиксируем вес, рост и окружности

В основе правильного развития малыша, в том числе, на 4 месяце от роду, лежит физиология. Так как младенец ещё не в состоянии активно двигаться и расходовать свою энергию, прибавки в весе всё ещё велики.

В данном возрасте ежемесячная прибавка может варьировать в пределах 700-800 граммов. А в росте он увеличивается ещё на 2-2,5 см.

Таким образом, грудничок в 4 месяца весит примерно 6-7 кг, а его рост достигает отметки в 60-63 см. Небольшие отклонения от этих цифр в большую или меньшую сторону вполне допустимы. Они могут быть связаны со способом кормления, генетическими особенностями, а также тем, родился малыш в срок или прежде положенного времени.

Но это ещё не всё внешние признаки, характерные для ребёнка на 4 месяца. К данному возрасту окружность головы увеличивается примерно на 1,5 см, а грудной клетки – на 1,5-2 см. Таким образом, малыш начинает выглядеть более пропорционально, чем при рождении.

Вопросы питания на первом месте

Каждому ребёнку (причём, в любом возрасте), требуется сбалансированное питание. И материнское молоко – самый лучший продукт для четырёхмесячного карапуза, обогащённый всеми необходимыми витаминами, макро- и микроэлементами.

Современные педиатры разделились на два лагеря: одни считают, что кормление должно осуществляться по требованию. Другие являются сторонниками расписания. Каждый из этих способов имеет свои преимущества, и мама вправе выбрать тот, что больше подходит ей и её ребёнку.

В любом случае, родителям малыша, которому исполнился четвёртый месяц, должны быть известны следующие цифры:

  • количество кормлений – 6-7 раз (в среднем каждые 3 часа).
  • общая масса пищи составляет 1/6 или 1/7 от массы малыша;
  • средний показатель ежедневного объёма пищи – 1000 граммов молока.

Некоторые взрослые намерены вводить первый прикорм как раз в 4 месяца. Но хотеть – не значит мочь! Идти на данный шаг нужно только по рекомендации педиатра. Оптимальные продукты для этого – овощные и фруктовые пюре, а также соки. Но, повторим, для начала следует проконсультироваться со специалистом!

Вижу, слышу, но пока ничего не скажу!

Наблюдая за тем, как развивается ваше чадо по месяцам, обратите внимание на его зрение и слух. В данном возрасте кроха способна переводить взгляд с предмета на предмет и фиксировать его. Зрительный аппарат сформирован настолько, что малыш в состоянии отличить плоский предмет от объёмного.

Что касается слуха, то и здесь заметен явный прогресс. Говорить о том, что всё хорошо, можно, если ребенок в 4 месяца развитие демонстрирует активное, по возрасту, и обращает внимание на аудиальные раздражители. Он способен отыскать источник звука, прислушивается к маминому голосу.

Чтобы развивать слух крошки, старайтесь с ним как можно больше разговаривать, рассказывать сказки, петь. Голос не должен быть монотонным: «играйте» интонациями, меняйте тембр и уровень звука. Сделать это не сложно, зато положительно скажется на эмоциональном развитии малыша. И, возможно, через года 4 ваше дитя поразит всех вокальными и артистическими талантами!

Новые достижения, которые волнуют всех

Многих родителей волнует вопрос: «Что умеет ребёнок в 4 месяца?» Перечислим основные физические навыки:

  • лежать на животе, уверенно опираясь при этом на ручки;
  • удерживать голову в вертикальном положении;
  • активно двигать ножками, иногда распрямляя колени.

Кроме того, малыш в 4 месяца начинает уделять внимание пальчикам, ручкам и ножкам. Он подносит их к глазам, рассматривает, на его лице написаны эмоции – удивление и радость.

Помимо этого, 4-месячный малыш уже пытается самостоятельно схватить и удержать игрушку. Ему интересны форма, цвет, тактильные ощущения и звуки, которые издают погремушки. Развивающий коврик в данном возрасте придётся как нельзя кстати! Только при покупке обязательно обратите внимание на дуги. Они должны иметь надёжное крепление. Бывают случаи, когда «арки» неожиданно вырываются из отверстий. Это может напугаться новорождённого, а взрослым, склоняющимся над ним, нанести травму глаз.

Но вернёмся к вопросу о том, что должен делать ребёнок в 4 месяца. В данном возрасте мышечный корсет развит настолько, что малышу может хватить сил на переворот.

Сперва он завалится со спины на бочок, а потом окажется на животе. И после этого будьте настороже!

Малыш вступил в очень опасный возраст, ведь он – уже не новорождённый, который лежит неподвижно. Ребёнка уже нельзя оставлять одного на кровати или диване, где нет высоких бортиков. В противном случае, 4 месячный активный малыш может случайно упасть.

Однако поворот на живот – не последнее серьёзное достижение, на которое способно дитя в четыре месяца. Именно в это время у него может появиться первый зубик! Обратите внимание: 4-месячный ребёнок может вести себя капризно, плакать без причины, совать в рот ручки. Измерьте температуру, проверьте, нет ли покраснения и набухания дёсен. И попробуйте дать специальную игрушку-прорезыватель. Она поможет унять зуд и другие неприятные ощущения.

Эмоции и интеллект взаимосвязаны

А теперь – к самому интересному, к психоэмоциональному развитию. Ребенок в 4 месяца сильно отличается от ребятишек помладше! Во-первых, в этом возрасте довольно хорошо развит комплекс оживления. Так, реагируя на мамин голос или её обнажённую грудь, крошка начинает осознанно улыбаться и даже может издавать лепет. Речь идёт о звуках «м», «п», «а», «о».

Похожие реакции возникают и при виде любимой игрушки. Во-вторых, малыша всё больше интересуют игры. Неважно, мальчик это или девочка: чтобы в 3 – 4 года ваше чадо ничем не отличалось от сверстников, ему необходимо уделять внимание.

Уже в столь юном возрасте крошке рекомендуется показывать яркие крупные картинки. Недолго (3-5 секунд каждую), но ежедневно. И не забывайте про пальчиковые игры! Всем известны русские народные потешки про сороку-ворону, которая кашку варила; ладушки и бабушку; мальчика-с-пальчик. С помощью простеньких забав вы оказываете ребёнку неоценимую услугу: ведь они развивают мелкую моторику пальцев, но и улучшают активность головного мозга.

Для этих же целей как можно чаще давайте малышу игрушки с разными наполнителями и текстурами. Их даже не обязательно покупать: достаточно взять несколько ярких кусочков ткани, набить солью, ватой, песком, фасолью, и сшить так, чтобы получился мешочек. Эти бюджетные игрушки обязательно понравятся четырёхмесячному карапузу, а главное – будут способствовать его развитию.

Водные процедуры – каждый день

Развитие и уход – два взаимосвязанных понятия. Одна из важнейших ежедневных процедур, благотворно влияющих на физиологию и эмоциональное состояние карапуза, это плавание. Врачи рекомендуют регулярно в большом тазике или даже взрослой ванне.

Кстати, с двух месяцев малыша можно записывать в бассейн! Разумеется, если у него нет противопоказаний (например, анемии или высокой температуры). Да, ещё очень важно выбрать аквашколу с хорошими детскими инструкторами: они умеют завоевать доверие малышей и не испугать их при первом контакте с «большой водой».

Впрочем, купание в домашних условиях – важное занятие в расписании каждого младенца, независимо от того, ходит он в бассейн или нет.

Оно позволяет не только очистить кроху от естественных загрязнений, но и является частью закаливания.

Кроме того, контакт с тёплой водой (ориентировочно +36 градусов Цельсия) доставляет ребёнку искреннее удовольствие. Главное, чтобы этот ритуал стал постоянным для вашей семьи. Исключением может стать высокая температура малыша. Но и в данном случае его рекомендуется обтирать прохладной водой: помимо прочего, это позволит облегчить состояние и снизить температуру.

Некоторых родителей интересует воспитание детей четырёх месяцев от роду. Разумеется, это понятие просто несовместимо с действительностью! В данном возрасте малышей нужно любить, опекать, развивать… Но никак не воспитывать. Этот важный этап ваших взаимоотношений отложите на более поздний срок.

К четырем месяцам изменяется не только внешний вид малыша, но и его физическое и психологическое состояние. Кроха «наедает» щечки, становится более активным и подвижным, с радостью идет на контакт с родителями. Он охотно взаимодействует с внешним миром, закрепляет уже приобретенные и осваивает новые навыки. Все эти процессы проходят на фоне совершенствования движений, органов чувств и нервной системы ребенка. Вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца, волнует многих родителей. Ведь, зная ответ на него, взрослые могут своевременно заметить отклонения от норм развития и принять меры по их устранению.

Рассмотрим подробно, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Социальные навыки

В 4 месяца закрепляется «комплекс оживления». Оно проявляется тем, что в ответ на дружелюбное обращение взрослого малыш активно двигает ручками и ножками, радостно гулит, улыбается. Помимо этого, 4-месячный ребенок уже умеет весело смеяться и проявлять радость при виде добрых эмоций взрослого или появления новой игрушки.

Детки в этом возрасте безошибочно узнают и выделяют среди окружающих тех людей, которые проводят с ними максимальное количество времени.

Как правило, это мамы и папы. Кроха уже может отличать «своих» от «чужих» не только по лицам, но и по голосам. В 4 месяца ребенок умеет различать голос мамы или папы - ищет взглядом, прислушивается, а найдя, улыбается.

Психологическое и эмоциональное развитие

Если раньше улыбка ребенка была чисто рефлекторным явлением, то теперь она становится более осмысленной. Настроением 4-месячного младенца руководит нервная система, оно определяется набором тех чувств и эмоций, которые способен испытывать карапуз.

Уже в четырехмесячном возрасте кроха познает, что такое страх или разочарование.

Эти чувства могут быть вызваны встречей с незнакомцем или заменой груди бутылочкой при переходе на смешанное вскармливание. Любопытство, радость, беспокойство, восторг, удивление – список испытываемых карапузом эмоций достаточно велик.

На данном этапе развития родителям необходимо установить тесную эмоциональную связь с крохой. Это позволит малышу нормально развиваться и быстрее приспосабливаться к окружающему миру, в котором есть любящие его люди. В этом возрасте материнский образ ассоциируется в сознании ребенка с чем-то приятным. Поэтому при ее появлении на горизонте он начинает улыбаться и гулить привлекая к себе внимание. Проводя как можно больше времени с ребенком, родители обеспечат ему максимально комфортные условия для полноценного психологического развития.

Физическая активность

В 4 месяца ребенок умеет поворачивать голову, следя за игрушками или лицом взрослого. А в процессе кормления помогают себе ручками, придерживая бутылочку или грудь.

Однако это далеко не все, что должен уметь малыш в четыре месяца.

Перечислим основные навыки крохи:

Захват предметов

Ближе к четырехмесячному возрасту хватательные рефлексы ребенка начинают угасать. Захват предметов начинает носить произвольный характер. То есть если раньше малыш рефлекторно зажимал кулачок, как только что-то прикасалось к его ладошке, то теперь он может удерживать игрушку в руках, когда сам хочет этого.

Произвольность движений является серьезным скачком в развитии младенца и большим шагом на пути к овладению собственным телом.

Сам же процесс хватания представляет собой сложнейшую цепочку нервных импульсов, которая запускается при проявлении интереса крохи к различным предметам.

Первые игры

Физические навыки младенца в этом возрасте не ограничиваются произвольным захватом вещей. Он тянется к игрушкам и хватает предметы одной или двумя ручками. У малыша уже есть любимые погремушки, на которые он реагирует особо активно. Ребенок уже пытается совершать с ними различные действия: стучать о поверхность, разглядывать, пробовать на вкус, ощупывать пальчиками. Все это выступает важным этапом познания. Конечно, координация движений четырехмесячного малыша вкупе с мышцами его кистей развиты еще недостаточно, поэтому продолжительность удерживания предметов является небольшой.


Перевороты

Некоторые дети, ранее овладевшие навыками переворачивания со спинки на живот, учатся возвращаться в исходное положение.

Подобная активность беспокоит родителей и во избежание падения крохи с дивана или кровати, они начинают выкладывать его на пол. Перед младенцем открывается огромная территория для освоения, что стимулирует его к частым переворотам с целью добраться до какого-либо предмета. В положении на спине кроха начинает приподнимать плечики и головку, словно стараясь сесть. Однако подобные попытки едва ли когда-нибудь увенчаются успехом. Ведь как показывает практика, малыши садятся с бочка, опираясь при этом на бедро. Очевидно, что в этом возрасте кроха еще не способен самостоятельно принимать вертикальное положение.

Родителям стоит воздержаться от принудительного присаживания ребенка у опоры, дабы не навредить ему.

Доктор Комаровский, детский врач высшей категории: «Если ребенок здоров, от мамы и папы требуется, лишь создание благоприятных условий для его развития. Если доктора не выявили у младенца каких-либо существенных отклонений (невралгии или проблем с опорно-двигательным аппаратом), то он непременно сядет. И это случится само собой. Родителям необходимо понимать, что процесс сидения не несет для малыша никакой пользы. Напротив, чем позднее появится вертикальная нагрузка на позвоночник, тем крепче ножки и ровнее спинка будут у малыша. Поэтому основная задача родителей по отношению к вопросу сидения ребенка – не помогать».

Подготовка к ползанию

В 4 месяца у младенца появляются определенные задатки к ползанию. Лежа на животе, он приподнимает попу и старается оттолкнуться ножками от поверхности. Некоторые крохи даже начинают передвигаться по-пластунски. При этом деткам куда проще ползать назад, нежели вперед, ведь это требует меньших усилий. Для мотивации крохи к перемещениям стоит использовать его любимые игрушки, расположенные на небольшом расстоянии от малыша.

Зрение и слух

Зрение

Особое внимание четырехмесячного младенца привлекают яркие и движущиеся предметы.

Если раньше кроха мог различать их лишь на расстоянии 35-70 см, то теперь зона его видимости увеличилась до 3-3,5 м. Это позволяет малышу не только обозревать комнату, но и любоваться видом из окна. Когда погода располагает к прогулкам, родителям необходимо чаще извлекать кроху из коляски и знакомить его с окружающим миром. Если же на улице слишком холодно или пасмурно, следует устраивать экскурсии по квартире, не забывая время от времени подходить к окну.

Слух

В четыре месяца детки слышат звуки также отчетливо, как и взрослые.

Реагируют на них крохи соответствующим образом. Заслышав громкие, резкие или незнакомые звуки они могут испугаться и начать плакать. Поэтому родителям стоит избегать выяснения отношений при ребенке. В этом возрасте младенец уже реагирует на музыку и понимает эмоциональную окраску речи. Прослушивание классических произведений, маминых колыбельных, детских сказок и стихов пойдут малышу на пользу. Все это поспособствует развитию фонетического слуха крохи, что отразится на его способности к запоминанию.

Развитие речи

Четырехмесячные младенцы начинают произносить первые слоги, такие как «ба», «па», «ма».

Многим взрослым кажется, что малыш вот-вот начнет говорить. Но до этого еще далеко. Гуление и лепет являются обязательными спутниками пребывающего в отличном настроении крохи. Произнося звуки, ребенок пытается воспроизводить губами артикуляцию взрослых. Он уже способен призывать родителей к общению, улыбаясь им и «разговаривая» на своем языке.

Людмила, мама четырехмесячной Софии: «Моя малышка упорно не хотела общаться со мной до трехмесячного возраста. У подруг новорожденные карапузы уже в 3-4 недели начали гулить, а моя молчала до последнего. Первое «агу» услышала от дочки в три месяца и десять дней. Тут же стала отвечать на ее звуки и у нас завязалась «беседа». Теперь малышка, если у нее хорошее настроение, не замолкает буквально ни на минутку. Такая болтушка стала! А я и рада. Стараюсь поддерживать в ней эту общительность».



Таблица развития ребенка в 4 месяца

Мы рассмотрели ответ на вопрос, что должен уметь ребенок в 4 месяца. Таблица дальнейшего развития крохи также может пригодиться родителям:

Социальные навыки
  • Часто возникает «комплекс оживления»
  • Громко смеется в ответ на обращение взрослого
  • Умеет отличать «своих» от «чужих»
Психологическое и эмоциональное развитие
  • Выражает эмоции не только в ответ на физические раздражители (голод, холод, жара), но и на события, поведение взрослых
Физическая активность
  • Умеет поворачиваться на бок
  • Из положения лежа на животе приподнимается на руках
  • Опираясь на ладони, может самостоятельно перевернуться со спины на живот
  • Движения становятся произвольными - тянется и берет только тот предмет, который интересен
  • Крепко упирается ногами из положения лежа и стоя, когда взрослый держит его подмышками
Зрение и слух
  • Умеет узнавать лица, любимые игрушки и реагировать радостным возбуждением
  • Видит крупный предмет на расстоянии 3 м от себя
  • Умеет следить за движущимся предметом
  • Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука
  • По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии
Развитие речи
  • Развито интонационное (певучее) гуление
  • Появляются первые слоги лепета

Возможно, что четырехмесячный карапуз еще не успел овладеть всеми перечисленными в соответствующей строке таблицы навыками. Многие дети начинают лепетать и переворачиваться ближе к 6 месяцам. Многие умения непременно придут со временем, поэтому родителям не стоит бить тревогу и торопить события.

Отклонения от норм развития

Прежде всего, стоит напомнить, что все детки индивидуальны. Каждый из них обладает своими темпами развития, определяющими физическую и эмоциональную активность крохи.

Отклонения от норм в 1,5-2 месяца являются вполне допустимыми.

Однако если отставание от сверстников становится более существенным, родителям стоит показать кроху специалистам. Оправданным поводом для беспокойства взрослых должно стать отсутствие более половины перечисленных выше умений. Следует бить тревогу, если к четырехмесячному возрасту малыш:

  • не проявляет двигательной активности;
  • самостоятельно не держит головку;
  • не гулит;
  • не реагирует на свое имя и посторонние звуки;
  • улыбается редко и абсолютно неосознанно;
  • не пробует переворачиваться;
  • совершенно равнодушен к игрушкам.

Наличие подобных отклонений свидетельствует о замедленном развитии младенца. В этом случае родителям необходимо обратиться за помощью к специалистам, в первую очередь педиатру и неврологу. Если же отступления от норм имеют место быть, но являются не слишком существенными, родителям необходимо уделить пристальное внимание развитию крохи. Остановимся на этом вопросе более подробно.

Распорядок дня

К четырем месяцам кроха становится более активным, а время его непрерывного дневного бодрствования увеличивается до 2-3 часов.

Он кушает, гуляет, общается и играет с родителями, осваивает новые навыки. Питание четырехмесячных малышей осуществляется по ранее выработанному режиму. Непрерывный ночной сон младенца, находящегося на искусственном вскармливании, составляет уже не 4-6, а 7-10 часов. Груднички же периодически просыпаются, чтобы покушать.

Светлана, мама шестимесячного Кирилла: «В четыре месяца сынок спал днем три раза, но совсем недолго, всего по 30-40 минут. Даже на прогулке просыпался спустя полчаса. Зато на ночь мы укладывались в 7-8 вечера и спали до самого утра. С рождения сынок находится на искусственном вскармливании, а с 3 месяцев он перестал кушать по ночам. Я сначала беспокоилась по этому поводу, пыталась малышу подсунуть бутылочку. А он ее упорно выплевывал и всем своим видом демонстрировал недовольство, что его побеспокоили. Вскоре я оставила попытки накормить сына ночью».

Как развивать ребенка в домашних условиях

Развивающие занятия и игры должны стать обязательной частью распорядка дня ребенка.

Проводить их необходимо, когда малыш бодр, активен и находится в хорошем расположении духа. В этом состоянии кроха с готовностью идет на контакт и с большим удовольствием взаимодействует с родителями. В качестве примера рассмотрим несколько игр и упражнений:

Физическое развитие

Игры с мячом

Данное упражнение способствует укреплению мышц рук, ног и живота крохи, развитию тактильных ощущений. Для его выполнения понадобится надувной пляжный мяч. Положив малыша на спинку, следует поднять предмет над ним, раскачивать и вращать его. Кроха потянется к мячу и попытается его схватить. Если ребенку не удается удержать игрушку, необходимо помочь ему в этом. Можно задействовать и ножки ребенка. Ведь держать мяч сразу четырьмя конечностями куда удобнее. Далее следует поднести мяч к ножкам ребенка, чтобы он начал отталкивать его. Если кроха не предпринимает таких попыток, нужно помочь ударить ему по предмету.

Перевороты

Как правило, в 3-5 месяцев детки начинают осваивать навык переворота со спины на живот. Родители могут ускорить этот процесс, взяв на вооружение это простое упражнение. Уложив малыша на спину, нужно согнуть его ножку в коленном суставе и отвести в сторону переворота таким образом, чтобы оно соприкоснулось с поверхностью. Малыш по инерции станет подтягивать ручку в ту же сторону. Дав ему свой палец для захвата, следует подождать, пока кроха подтянется и сам перевернется на животик. Если младенец ленится, можно слегка помочь ему, увлекая карапуза за своей рукой.


Стимулирование «комплекса оживления»

Положите малыша на пеленальный стол, улыбайтесь, наклоняйтесь к нему и удаляйтесь, читая стишок. Выполняйте все действия стишка (потянулись, повернулись, покажите игрушку):

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок
Повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!
Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты игрушка, погреми,
(Имя ребенка) подними!

Развитие мелкой моторики

Сенсорная коробочка

Можно посоветовать родителям, изготовить для малыша развивающую игрушку с использованием картонной коробки из-под молока или кефира. Это будет кубик с обклеенными различными материалами и деталями внутренними сторонами. Два бока изделия должны оснащаться небольшими отверстиями, в которые кроха сможет засунуть свои ручки. Внутри кубик можно обклеить бантиками, ворсистыми и гладкими тканями, фольгой, пришить к картону шнурочки и пуговицы и т.д. В результате получится отличная игрушка для развития мелкой моторики карапуза. Со временем кроха научится удерживать ее одной ручкой, а другой ощупывать находящиеся внутри детали. Такой кубик можно брать с собой в дорогу, чтобы отвлечь кроху в нужный момент.

Развитие зрения

Прятки

Эта игра пользуется огромной популярностью у ребенка в 4 месяца. Существует несколько способов ее проведения. Выбор подходящего варианта зависит от предпочтений крохи. Закрыв свое лицо ладошками, нужно спросить у крохи «где мама?», а затем через некоторое время убрать руки и сказать «ку-ку!». Проделав это несколько раз, следует поменяться с ребенком ролями. Теперь он окажется с закрытыми глазками, а мама будет искать его. Также можно прятаться под платочком или выглядывать из-за мебели с разных сторон. Четырехмесячные мальчики и девочки с интересом следят за передвижениями взрослых и даже пытаются самостоятельно убрать ткань, наброшенную на их личико.

Развитие слуха

Вам понадобятся разные музыкальные инструменты и игрушки: колокольчик, свирель, бубен, погремушка, неваляшка. Позвените колокольчиком справа и слева от малыша на расстоянии 60-70 см, чтобы он мог их видеть. Следите за ребенком: он должен внимательно прислушиваться. Дайте звуку затихнуть, скажите: «Это колокольчик. Он звенит дзинь!». Проделайте то же самое с другими инструментами.


Развитие речи (стимулирование лепета)

Возьмите ребенка на руки лицом к себе. Сделайте логопедическую «зарядку»:

  • высуньте расслабленный язык и поболтайте им вправо и влево;
  • надуйте щеки и пофыркайте;
  • вытяните губы трубочкой и подуйте.

Через некоторое время малыш начнет повторять за вами.

Чтобы стимулировать развитие речи ребенка в 4 месяца нужно показывать пример произнесения звуков и слогов. Начните с певучих «а-а-а-о-о-о», «y-y-y-a-a-a». Затем добавляйте согласные: «ля-ля-ля», «та-та-та», «да-да-да» и т.п.

Заключение

Четырехмесячный малыш уже обладает довольно обширным списком умений. Он может целенаправленно захватывать предметы и совершать с ними различные манипуляции, общаться с родителями на своем языке, осознанно проявлять различные эмоции. Кроха способен бодрствовать на протяжении нескольких часов, посвящая это время изучению окружающего мира и совершенствованию новых навыков. Данные процессы требуют непосредственного участия родителей, которые подтолкнут кроху к новым достижениям.

Видео по теме

Второй «квартал» жизни малыша открывает новый этап физического, психологического и эмоционального развития. Карапуз продолжает узнавать мир, получает новые навыки, а молодой маме важно контролировать развитие крохи и ничего не упустить. Что ждать от четвертого месяца жизни, каким должен быть режим дня, что должен уметь малыш и как помочь ему познать мир? Рассмотрим в этой статье особенности развития 4 месячного ребенка.

Из этой статьи вы узнаете:

Максимум общения

В 4 месяца ребенок интересуется буквально всем вокруг, становиться активным и общительным, в его речи появляются гласные: «а», «е», «и», «у», «гу». Он видит на расстоянии 30 см., начинает различать цвета, интересуется своим отражением в зеркале. Кроха обращает внимание на игрушки, концентрируется и 5-6 минут может наблюдать за предметом, а если до него можно дотянуться, то непременно схватит «добычу» и потянет ее в рот.

Теперь он не только видит и слышит, но и пробует предметы на ощупь и даже на вкус.

Препятствовать этому не стоит — малютка должен познавать мир, и эти инстинкты заложены самой природой.

Кстати, природа позаботилась о безопасности таких исследований. В 4 месячном возрасте у крохи стремительно повышается слюноотделение. Это вызвано тем, что слюна является барьером и защищает от попадания бактерий в пищевод. Но даже при этом задача каждой мамы следить, чтобы попавшие к нему в рот предметы не содержали чересчур много микробов, поэтому все игрушки должны пройти специальную обработку.

Режим дня

Наконец-то вы пережили этап мучительных коликов и теперь начинается спокойная жизнь. В этом возрасте сон карапуза более глубокий. За сутки он спит в среднем 14-15 часов, из них 8-10 приходится на ночь. Кушает около 6 раз в день, примерно каждые 3-4 часа.

Если ребенок кушает грудное молоко, то вводить прикорм по-прежнему не нужно.

Кроме этого у крохи уже выработался свой график, он просыпается утром и ложится спать примерно в одно и то же время, установилось время на прогулки, водные процедуры и т.д. Стул становится реже, около 3-5 раз в сутки. Если самочувствие у малыша в норме, допускаются опорожнение кишечника раз в день и даже через день.

Вес и рост

В первые месяцы жизни наблюдается самый интенсивный рост и набор в весе. Средние нормативы уже давно разработаны педиатрами.

Кстати, в этом возрасте может измениться цвет волос и глаз. Даже если он родился с голубыми, к четвертому месяцу жизни родные «бусинки» могут стать карими.

Если вы не сбивались с графика, то четвертый месяц жизни пройдет без прививок, потому что первая вакцинация АКДС делается в три месяца, а вторая — в четыре с половиной, других прививок в этом возрасте нет.

Что умеет 4 месячный ребенок?

  • В этот период исчезает скованность мышц, прижатые ручки, скованные кулачки уходят в прошлое, начинается новый этап познания окружающего мира. Бутуз хватает все, что попадается у него на пути и лежит в поле зрения, чтобы пощупать и изучить новый предмет.
  • Ребенок уверенно держит голову.
  • Ручки становятся крепче, движения более координированными, и кроха уже приподнимает голову и плечи, когда лежит на животе.
  • Малыш начал крутиться, переворачиваться со спинки на животик и обратно. Теперь мама должна быть еще внимательной. Нельзя оставлять чадо ни на минуту одного на кровати или диване — не успеете оглянуться, как он окажется на полу.
  • Ребенок пытается садиться. Препятствовать этому не стоит, но и разрешать нужно с умом. Позвоночник еще не окреп, поэтому возить в сидячей коляске будет лишним. Следите, чтобы подъемы были плавными, сидение — кратковременным и удобным, преимущественно с непрямой посадкой.
  • Малыш уже знает, как его зовут и реагирует на свое имя, улыбаясь и поворачивая голову в сторону окликнувшего.
  • У него появляются предпочтения в круге общения, он различает близких и незнакомых людей. Чаще всего он демонстрирует свою привязанность маме или тому человеку, который за ним ухаживает и проводит с ним больше времени.
  • Нормальная реакция, если грудничок при виде маминого соска или соски уже приоткрывает рот, готовясь к еде, а во время трапезы придерживает ручками грудь или бутылочку.
  • Ваше чадо уже проявляет характер. Знает, что ему нравится и чего точно не хочет. Поэтому будьте готовы, если он будет настойчиво требовать носить на руках и категорически откажется ложиться в коляску.

Как развивать 4 месячного малыша?

Если он еще не продемонстрировал вам талантливые перевороты, не огорчайтесь, попробуйте его научить. Играя, помогите крохе перевернуться, придерживайте в ровном положении ручку и ножку, находящиеся сверху, а затем переверните малыша. Уже через несколько таких поддержек ребенок поймет, что к чему.

Это же касается и первых попыток сесть. Если карапуз еще не пытается сесть, помогите ему. Протяните свои руки, дайте ребенку ухватиться за них и немного потяните, чтобы помочь ему сесть на несколько секунд. К тому же, это упражнение прекрасно укрепляет мышцы спины.

Усилить общение и ориентацию поможет еще она игра. Прячьтесь с разных сторон и зовите ребенка — он будет поворачиваться, искать вас глазами. Малышам очень нравится эта игра, они улыбаются и даже начинают смеяться. В игре он еще лучше запоминает свое имя и ориентируется в пространстве.

Развить реакцию и хватку можно забирая у крохи игрушку. Он будет продолжать за ней тянуться и всячески пытаться схватить.

Массажи, гимнастика и водные процедуры не теряют своей актуальности в развитии 4 месячного ребенка и помогают мышцам окрепнуть и набраться сил.

Огромное значение для психоэмоционального состояния играет общение. Кроха тепло реагирует на мамину речь и слова в его адрес, любит общаться, отвечает на улыбки и нежности. Малыш уже различает мимику и чувствует разницу между искренней улыбкой и каменным выражением лица.

Здоровый малыш – активный, ему нужно позволять двигаться и не следует его пеленать, даже когда он спит. Наоборот, почаще кладите его голенького погреться у окна на солнышке. Воздушные ванны и свобода движений подарят крохе максимум удовольствия.

Положительное действие оказывает музыка, иногда именно она позволяет успокоить плачущего ребенка.

Если сын или дочь делает вам больно, аккуратно расскажите, что так лучше не делать, но 4 месяца — не возраст для строгих запретов, слов «нельзя» и «нет».

Игрушки для крохи

Выбор игрушек должен непременно соответствовать возрасту. Они должны быть яркие, крупные и безопасные, без острых краев и мелких деталей. Их нужно часто мыть, чтобы не скапливалась пыль и бактерии.

В этом возрасте над манежем или коляской можно повесить мобиль — кроха с удовольствием будет наблюдать за двигающимися предметами и слушать музыку.

Зубки у ребенка появляются к 5-6 месяцам, но в конце четвертого вполне может появиться первая жемчужинка, поэтому имеет смысл приобрести специальное кольцо или охлаждающие игрушки для прорезывания. Они помогут пережить мучения и будут интересны ему.

Помогайте малышу познать мир, развивайте его и наслаждайтесь каждой минутой вашего общения!