Русский народный костюм детский своими руками. Русский народный костюм своими руками

Не только знаменитые имена и значимые события составляют основу национальной истории любого народа. Отличается она и национальной одеждой, которая есть у всех без исключения. И если в большинстве случаев она так и остается просто декоративным элементом для выступлений и представления в музеях, то русский народный сарафан сегодня становится всё более популярным в качестве повседневной одежды.

Несмотря на популярность, купить его не так просто, да и стоит он немало, но если Вы хотите иметь такой сарафан, сшейте его сами.

Выкройка русского народного сарафана

  • Для построения выкройки нужно снять 3 мерки: длина от плеча до груди, обхват груди, длина от груди до пола. Затем построить большой прямоугольник. Его ширина должна равняться полуобхвату под грудью, а высота - длине изделия. Необходимо также оставить по 4 см на припуски для швов.
  • Далее сделать выкройку верха. Нужно начертить трапецию, высота которой равняется длине от верха груди до линии, где начинается подол сарафана, закруглить её боковые стороны под проймы. Затем построить выкройку бретели любой ширины. Длина её должна равняться размеру от плеча до начала груди, умноженный на 2 с добавлением припусков на швы. Выкройку следует перенести на ткань, после чего вырезать по 2 детали.

  • Для выкройки русского народного сарафана по старинному способу шитья понадобится 8 м шелка вискозы - для сарафана, 5 м полотна - рубаха, 4 м белой бязи - нижняя юбка, 3 м белой бязи - подкладка, 3 м шелка маркизета - рубашка.
  • Классический русский народный сарафан состоит из 6 частей с подкладкой до бедер. 2 части идут на бока, перед и спину. Все швы в боках зашиваются по талии, на груди и спине - вытачки вместе с подкладкой. По центру спины, сзади, складка до талии зашивается, а затем идет свободно. В виде застежки ряд стеклянных цветных пуговиц обычно проходит по центру. Отделка сарафана представляет собой простое кружево с фигурной тесьмой.
  • Рубашка для сарафана по подолу вышивается. В бока рукавов и рубахи вводятся снизу клинья. Рукав, выкроенный из прямого полотнища, у плеча собирается несколько раз и, накладываясь, образует короткое плечо. У кисти рукава вырезаются зубцами, затем собираясь на резинке, образуют оборки. Застежки и ворот рубашки отделываются белой фигурной тесьмой и узким кружевом.

Русский сарафан для девочки

  • Начните процесс шитья с выбора материала, обратив внимание на яркость и качество ткани. Русский сарафан должен выглядеть одноцветным, ярким или быть с орнаментным рисунком. Если подобрана рубашка для сарафана, ткань можно подобрать под её отделку. Теперь можно приступать к построению выкройки сарафана. Для этого измерьте рост девочки от пола до подмышек. Эта мерка станет длиной сарафана, но для девочки наряд сшейте не в пол, как для взрослых, а выше на несколько см.

  • Измерьте обхват груди и увеличьте размер в 2,5 р. Эта мерка станет шириной юбки. Если хотите сделать сарафан расклешённым книзу, сшейте его из 4 частей, которые расширяются к подолу.
  • После этого раскроите остальные части. Начертите кокетку, нарисовав полосу, длина которой совпадает с обхватом груди с прибавлением с каждой стороны по 6 см. Её ширина составляет от 10 до 12 см. Лямки выкройте шириной 10 см, а длиной 40 см. Лишние части при примерке отрежьте. Боковые швы прошейте, а края обметайте. Первый шов расположите сзади, но не прошивайте его до конца, оставив небольшое место для застежки. Края застежки подогните и от края на 1 см в виде буквы «П» перевернутой прошейте.
  • По верху юбки сарафана сделайте строчку крупными стежками. Её нужно стянуть так, чтобы длина стала меньше длины кокетки на 4 см. Складки распределите равномерно. Кокетку пришейте и выровняйте по центру. После этого стык должен быть в районе застежки. Вместе с верхним срезом юбки края кокетки обметайте.
  • Загните кокетку в 2 р., таким образом, чтобы прошить с изнанки торцы. После выверните их и, подогнув свободную сторону кокетки, вручную приметайте. Затем прошейте на швейной машинке. Чтобы шов получился ровным, изнаночную сторону кокетки можете перед этим пришить потайными стежками. Подол обметайте и подбейте. Пуговицу пришейте на кокетку и на другой стороне сделайте петлю.
  • Лямки по длине сшейте с изнанки и выверните. К переду пришейте их так, чтобы край изнутри оказался спереди. Сарафан наденьте на девочку и определите длину лямок, отрезав лишнее. Лямки пришейте сзади ближе к центру, так они не будут падать с плеч. Отделайте его декоративными оборками, атласными лентами по подолу, по лямкам и верху.

Сарафан в русском стиле

Вам понадобится 2,5 м при ширине 110 см сатина и однотонного ситца, 2 м шириной 90 см - цветной ткани в мелкий рисунок, 10 м кружева, бумага для выкройки, сантиметровая лента. Для начала измерьте ширину груди и спины. Постройте на бумаге выкройку с учетом этих размеров.

  • Вырежьте из цветной ткани по 2 детали, который станут лямками и кокетками сарафана. Из остатков ткани вырежьте ленты шириной 10 см, их можно использовать на отделку. Выкройте 2 трапеции из однотонной ткани и определите их высоту, учитывая нужную длину сарафана. Верхнее основание трапеции постройте разным, а длину низа равным 110 см. Также переднее полотнище должно равняться 8 см, а заднее быть больше ширины спины на 5 см. Боковые части кокетки сшейте, обработав верхнюю часть тесьмой.
  • Проложив цветную ленту по центру передней части и тесьму вдоль шва, пришейте их вместе. Боковые части заднего и переднего полотнища сшейте. Обработайте подол цветной отделочной лентой вместе с тесьмой, проложенной вдоль шва. Подол отгладьте. Прострочите крупным стежком верхнюю часть полотнищ, собрав по ширине нижней части кокетки «в кулиску».
  • Кокетку сшейте вместе с нижней частью сарафана. Все швы с изнанки прогладьте и обработайте. Сложите пополам лямки, прострочите и проложите тесьму по краю. Лямки прогладьте и, надев сарафан, отрегулируйте их местоположение. После чего пристрочите к кокетке. Ваш русский народный сарафан готов.

Русский народный сарафан – безрукавный предмет одежды крестьянского женского этнического костюма. Модель простого кроя представляет собой цельную или состоящую из лифа и юбки удлиненную конструкцию на бретелях плотно прилегающего силуэта, расклешенную, с завышенным уровнем талии или отрезным поясом.

runivers.org

Традиционная модель претерпевала различные изменения с 12 до начала 20 века. В современной моде изделие существует в стилизованном виде. Популярный вариант длины изделия – в пол.

Особенности конструкции

Исторически каждый российский регион имел собственный фасон народного костюма. Выкройки русских сарафанов различались в зависимости от возраста, социального и экономического положения женщины.

moda.jofo.me

Изначально изделия были многосоставные и тяжелые. Модели шились из шерсти и окрашивались в темные цвета. В домашнем быту использовались сатиновые легкие варианты. Возможность шить модели из цветных тканей, произведенных фабричным способом, российские женщины-крестьянки получили в начале 19 века.

Фасоны традиционного изделия

  • Прямой, слегка расклешенный.
  • Прямой со сплошным швом спереди (с застежкой из ряда пуговиц).
  • Расклешенный (слегка или сильно), состоящий из лифа и юбки.
  • Расклешенный при помощи выкроенных по косой боковых клиньев.

Классическая модель складывается из шести частей и снабжается подкладкой, достигающей уровня бедер. Передняя, задняя и боковые полотна состоят из двух деталей. Боковые швы выполняются на уровне талии. Складка, расположенная в центре спины сзади, зашивается на уровне талии, а после ложится свободно.

При раскрое простой модели значениями обхвата талии и объема бедер можно пренебречь.

Застежка – сплошной ряд пуговиц цветного стекла – проходит по центру переднего полотнища. Отделкой модели служит кружево, дополненное тесьмой фигурного типа.

Изделие со сплошной застежкой

Широкая модель (либо конструкция с вытачками в области талии) снабжается передней сплошной застежкой из пуговиц.

club.season.ru

Перед тем, как сшить русский женский костюм подобного фасона, необходимо определиться с его длиной и снять основные мерки:

  • длина от края плеча до уровня груди;
  • грудной обхват;
  • длина от уровня груди до низа изделия (щиколотки).

Ход работы

  1. Основой кроя служит объемный прямоугольник. Его ширина определяется значением половины обхвата туловища под грудью. Высота прямоугольника – длина готового изделия. Припуски для обработки краев достигают 4 см.
  2. Верхняя часть модели представляет собой трапецию с высотой, равной длине от верхней точки груди до линии начала подола. Бока грудной линии следует закруглить, чтобы после построить пройменные вырезы.
  3. Ширина бретелей варьируется с учетом общей ширины. Длина равна удвоенному расстоянию от плеча до начала области груди.
  4. Чтобы грамотно скроить модель, детали построения переносят на ткань с учетом припусков.

Расклешенная широкая модель

Свободное изделие снабжается бретелями, берущими начало из центра переднего полотнища и заканчивающимися в области пройм на спине.

sarafany.narod.ru

В данном случае понадобится определить расстояние от подола до уровня пройменных вырезов (длина изделия). А также обхват груди, увеличенный в 2,5 раза (ширина юбочной части).

Детали выкроенного сарафана

  • Переднее полотнище – 1.
  • Заднее полотнище – 1.
  • Клинья – 4.
  • Бретели – 2.
  • Обтачки верха – 2.

Ход работы

  1. Юбку сшейте из двух полотнищ, и тогда изделие получится прямым. Модель А-силуэта создается с помощью четырех клиньев, выкроенных по косой. Клиновидные фрагменты соединяют основные полотнища по бокам. Их можно сложить из мелких тканевых отрезков (лоскутов). Полочки и спинка в данном случае могут снабжаться карманами накладного типа.
  2. Кокетка выглядит как полоса, длина которой соответствует мерке обхвата груди. С каждой стороны полоса удлиняется на 6 см. Ширина кокетки – 10-12 см.
  3. Ширина лямок составит 10 см, длина – 40 см.
  4. Сшиваемые детали в первую очередь объединяются по бокам.
  5. Первый центральный шов располагается сзади, но не закрывается полностью. В верхней части необходимо оставить незакрытое пространство для выреза и одной пуговицы над ним.
  6. Изделие аналогичного кроя предполагает использование бретелей-кокеток и отделки из цветной ленты.

Ход работы

  1. Из ткани одного цвета вырезаются две детали, которые будут одновременно выполнять функции бретелей и частей кокетки.
  2. Отделка изделия – лента того же типа шириной 10 см.
  3. Из ткани вырезаются две трапециевидных детали, их высота равна длине изделия.
  4. Необходимо проследить за тем, чтобы ширина заднего полотнища оказалась на 5 см больше мерки спинной ширины.
  5. Боковые края фрагментов кокетки соединяются. Верх обрабатывается с помощью декоративной тесьмы.

sukhum-moscow.ru

Модель «в пол», выполненная из шелка или хлопчатобумажного полотна яркой расцветки, дополняется белой рубашкой до уровня бедер (материал модели – шелк, лен). Хорошо, если она отдекорирована мелкой вышивкой «мулине». Нижний срез рубашки снабжается клиньями.

club.season.ru

Рукав прямого типа собирается и закладывается в области плеча. Длинный рукав (до кисти) оформляется резными зубцами и собирается с помощью эластичной ленты.

Горловина и застежка декорируются узкой кружевной полосой и тесьмой фигурного типа.

Русский национальный женский костюм у всех ассоциируется с широким цветастым сарафаном, декорированным лентами и вышивками. Существует огромное множество подобных нарядов без рукавов, потому что в каждом русской губернии платье имело свой особенный крой. Сарафаны бывают раскошенными и глухими, с откидными рукавами, на лямках либо иметь спереди пуговицы или шов. Расцветка и фасон также могут отличаться. Если вы хотите узнать, как сшить русский народный сарафан для девочки своими руками, то этот материал специально для вас. Изготовить прямой сарафан под силу даже начинающим рукодельницам.

Шьем самостоятельно сарафан в народном стиле

Вашей маленькой принцессе предстоит посещение тематического утренника или празднования, и вы хотите порадовать ее красивым нарядом? Тогда воспользуйтесь данным мастер-классом, в котором описано, как сшить русский сарафан своими руками быстро и с минимальными затратами.

Необходимые инструменты и расходные материалы:

  1. Сатиновая, ситцевая, бархатная или шерстяная ткань.
  2. Нитки в тон основного материала.
  3. Швейная машинка.
  4. Ножницы.
  5. Портновская сантиметровая лента.
  6. Оборки и ленточки для декора.

Настало время узнать, как сшить русский народный сарафан своими руками быстро и без выкройки, поскольку в данной инструкции описано, как построить ее самостоятельно.

Пошагово она выглядит так:

  • Начните с выбора подходящей ткани. Традиционно предпочтение отдается красному цвету, но в принципе, можно поэкспериментировать. Огромную роль играет яркость и качество материала, ведь сарафан просто обязан быть неординарным, красочным.

Важно! По мнению экспертов лучше сделать его одноцветным или выбрать неброский, мелкий орнамент.

  • Сделайте выкройку. Измерьте рост своей малышки от подмышек до пола. Делать платье для ребенка лучше не слишком длинным, чтобы его подол не доходил до пола на несколько сантиметров. Измерьте также обхват груди, умножьте эту цифру на 2 или 2,5. Таким образом вы получите необходимую ширину юбки изделия. При желании ее можно книзу расклешить, для этого достаточно сшить между собой расширенные к подолу 2 или 4 части.
  • Раскроите остальные детали. Для создания кокетки необходимо начертить полосу, чтобы ее длина равнялась обхвату груди, добавьте по каждому боку по 6 см. Ее ширина должна составить 9-12 см. Сарафан должен иметь лямки шириной 7 см, длиной 45 см. Если ткань окажется лишней, то ее можно срезать во время примерки.
  • Поскольку изделие состоит из нескольких частей, необходимо края всех их обметать зигзагообразным швом либо с помощью оверлока, потом прошить швы по бокам. Сзади полностью шов не зашивается, должен остаться выпуск для застежки. Ее края подгибаются и прошиваются, отступая от края по 1 см.
  • Затем поверх юбки проделайте строчку достаточно крупными стежками, хорошенько стяните ее, чтобы она оказалась короче кокетки на 4 см.

Важно! Следите, чтобы складки получились равномерными.

  • После этого пришейте кокетку, постарайтесь максимально выровнять ее по центру. При этом стык должен оказаться в зоне застежки. Обметайте края кокетки.
  • В несколько раз загните полоску кокетки, чтобы с изнанки прошить ее торцы. Выверните их, подогните свободную часть, приметайте с помощью нитки и иголки руками. Затем прошейте на машинке.
  • Обметайте и подшейте подол. Пришейте на кокетку пуговицу, сделайте петлю на противоположной стороне.
  • С изнаночной стороны сшейте лямки, выверните их. Пришейте к сарафану таким образом, чтобы изнутри край оказался спрятанным. Примерьте на малышку изделие, отрежьте у лямок лишнюю длину. Пришейте их поближе к застежке, чтобы они не спадали с плеч.
  • Красиво украсьте наряд по подолу, на лямках с помощью оборки, вышивки, каймы или ленточек.

Вот вы и узнали, как русский сарафан для девочки сшить своими руками. Приведенные советы и инструкция обязательно окажутся для вас полезными.

Изготовление русского сарафана своими руками

Вы впервые хотите повести свою дочь на праздник масленицы, но никак не можете подобрать подходящий наряд? Тогда попытайте счастье и рискните сделать его собственноручно. Для этого совсем не обязательно тратить баснословную сумму денег или идти на курсы кройки и шитья. Достаточно воспользоваться приведенной ниже схемой, тогда у вас получится замечательный сарафан на масленицу своими руками.

Вам потребуется следующее:

  • Отрезок однотонного ситца и сатина шириной 110 см и длиной 2,5м.
  • Кусок цветного материала в мелкий рисунок длинной 2 м и шириной 90 см.
  • Кружева 10 м.
  • Сантиметровая лента.
  • Бумага для построения выкройки.

Изготовление наряда происходит по данной инструкции:

  1. Сначала следует измерить ширину спины и груди ребенка.
  2. Затем строится выкройка на бумаге согласно полученным размерам.
  3. Вырежьте по две одинаковых элемента из цветной ткани, которые пойдут на изготовление кокеток и лямок.
  4. Из остатков материала вырежьте ленточки для отделки шириной 10 см.
  5. Из однотонной ткани вырежьте две трапеции, определите их высоту с учетом необходимой длины изделия. Сверху трапеции могут быть разными, а снизу равными 110 см. Полотно спереди должно выйти размером 8 см, заднее же превышать ширину спины на 5 см.
  6. Сшейте боковые стороны кокетки, верхнюю ее часть обработайте тесьмой.
  7. Проложите тесьму вдоль шва, цветную ленту спереди по центру, вместе их пришейте.
  8. Сшейте боковые части обоих полотен.
  9. Цветной отделочной лентой обработайте подол вместе с тесьмой, которая была проложена вдоль шва. Отгладьте его.
  10. Крупным стежком прострочите верх полотнища, собирая нижние части кокетки по ширине в кулиску.
  11. Лямки сложите вдвое, прострочите на машинке, по краю проложите тесьму. Прогладьте их, наденьте на ребенка сарафан, отрегулируйте. Пристрочите лямки к кокетке.

Вот и готов наш очаровательный русский народный сарафан для девочки. Своими руками выкройки строить, как оказалось совсем несложно, поэтому бояться не стоит.

Традиционный русский сарафан по сей день является достоянием русского народа

Трудно поверить, но как оказалось, русский сарафан происходит не от русского, а от иранского понятия «sapara», что означает «одетый снизу до головы». Т.е., в первую очередь, обращалось внимание на то, что наряд был очень длинным, практически полностью закрывающий тело. Более того, это была далеко не женская, а мужская одежда, которая представляла собой некое льняное либо ситцевое одеяние с рукавами. Синонимами этого названия являются: сарафанец, клиник, сукман, штофник, кумачник, костыч и другие.

Историческая справка

Русский народный сарафан появился примерно после 1300-х годов. Именно тогда это была мужская одежда, которая представляла собой достаточно узкое, длинное и распашное льняное одеяние. Очень долгое время практически ничего не изменялось. Первые упоминания о том, что русский народный сарафан стала носить не только мужская, но и женская половина населения, появились в 17-ом столетии.

Русские сарафаны можно увидеть на картинах русских же художников разных периодов

Тогда он представлял собой цельное льняное, хлопковое или шелковое платье в русском стиле, которое могло быть как с рукавами, пуговицами, украшениями, узорами, так и без них. Стоит отметить, что узоры служили не только декоративным элементом. Например, у молодых девушек преобладали геометрические фигуры: круги, овалы. Узоры выбирались тщательно, поскольку несли в себе смысловую нагрузку.


Сарафан — довольно нарядная и красивая одежда
А для повседневной носки у русских женщин были более простые варианты

Стоит заметить, что в то время к сарафанам относились не только распашные одеяния с рукавами или без. Ими называли и высокие юбки, к которым крепились узкие либо широкие лямки. В то же время в моде для всех слоев населения был привычен следующий образ: сарафан из полотна с яркими красками, душегреи, которую покрывали узоры, рубаха и невероятно красивый кокошник.


Вне зависимости от фасона, русские сарафаны сохраняют свой колорит и передают настроение народа
Традиционный образ русской красавицы

Чуть позже, в 18-ом и 19-ом столетии, русский сарафан был в моде как в европейской части России, так и в центральной, сибирской и в районе Волги. Его одевали практически все девушки (как замужние, так и нет) вне зависимости от положения в обществе или сословия: нарядные сарафаны, которые покрывали вышивка и узоры, одевались на празднества, в то время как в повседневной жизни крестьянки носили более простые модели. Рубаха и сарафан являлись своего рода «дресс-кодом» для крестьян, в точности как теперь фартук для горничной. В качестве верхней одежды обычно выступал жилет (душегрея) либо шубка.


Нарядный сарафан для знаменательных событий

И только в середине 19-ого – начале 20-ого века сарафаны, жилет в русском стиле стали сменять юбки в тандеме с пальто. В моде была тенденция шить эти две вещи из одного материала. Такое сочетание получило название костюм «парочка».

Основные отличия традиционного одеяния России

В этом, с первого взгляда, простом одеянии сочетались несколько отличий. В первую очередь, обязательно нужно отметить, что наряды были простыми. Вне зависимости от вида одежды, будь-то пальто, сарафан, полушубок либо жакет, все они имели достаточно простой силуэт. Обычно он был прямым или слегка расклешенным, хотя талия обычно не подчеркивалась.


Талия чаще всего не обозначалась

Цветовая гамма всегда была яркой и радостной. Особенно на тех нарядах, которые одевались на гуляния и празднества. Для повседневной работы у девушек были простые не яркие одеяния, которые не жаль было испачкать. А костюм на выход обязательно был яркой расцветки. На нем всегда присутствовали вышивка, узоры, ленты. В то время старались делать узоры и рисунки более объемными за счет комбинирования ярких цветных и черных нитей.


Праздничные сарафаны выглядели по-настоящему нарядно

Вышивка, как и узоры, также различалась. Рисунок, цвет и характер зависел от того, в какой губернии носился костюм. Например, Воронежская губерния отличалась более строгим стилем: представительницы прекрасно пола предпочитали носить одеяния, в которых преобладал черный цвет. Это добавляло не только строгости, но и изысканности. В то же время, центральные и северные области предпочитали более яркие узоры и вышивку. У них часто можно было встретить красные, синие, зеленые цвета. При этом характер вышивки отличался от остальных: зачастую встречалась двусторонняя техника. У южан чаще всего использовалась очень плотная вышивка красного цвета.


Частота расположения вышитых элементов и их цвет говорил о многом
Создание такой вышивки — это настоящее искусство, передаваемое из поколения в поколение

Из тканей преобладали как простые, так и более дорогие. Например, для повседневной работы выбиралось льняное одеяние, которое состояло из рубахи и сарафана либо высокой юбки на лямках. А для празднеств выбирали шелк, бархат и другие виды более дорогой ткани. На свадьбу облачались в белое одеяние, расшитое золотыми нитями. Хотя в целом, выбор материала напрямую зависел от достатка семьи.

Разнообразие сарафанов

Русская народная одежда очень разнообразна. Женский костюм, особенно который предназначался для празднеств и гуляний, отличался невероятно красивыми красками, вышивкой. На нем присутствовали ленты, жемчуг, узоры. Несмотря на то, что сарафан в русском стиле имел простой крой, но он имел множество типов.


Наиболее популярными считались:

  • глухой (из одной или двух частей полотна) с косыми клиньями сарафан наподобие туники;
  • с косыми клиньями, швом в центре, который дополнительно декорировался либо распашной;
  • «московский» — прямой фасон, в котором присутствовал лиф, другое его название «прямой» или «круглый»;
  • прямого кроя с прилегающим лифом на кокетке (полуплатье).

Первый тип чаще всего называли костолан, шушун, саян. Он отличался наличием цельной передней части. Первый прототип такого наряда шился из цельного, сложенного пополам куска полотна. По бокам иногда делались вставки: прямые либо скошенные к верху отрезки ткани. Постепенно он трансформировался в подобие туники, которое было очень популярно в европейской части, в районе Урала и в Сибири. В конечном своем варианте он имел достаточно широкие плечи и не очень большие овальные проймы для рук.

Распашной тип шился из трех отрезков полотна. Первые два шли на переднюю часть, третий – на заднюю. Снизу в боковые части вставлялись специальные короткие и косые клинья-вставки, которые использовались для расширения подола. Спереди сарафан застегивали на пуговички или же петли. В некоторых случаях он просто сшивался. Особую популярность этот фасон получил в отдельных областях только в 19-ом столетии.


Старинные распашные сарафаны

Московский фасон стал популярен также, как и предыдущий, только в 19-ом столетии и преимущественно среди крестьян. Для его изготовления в основном использовались фабричные шерстяные ткани. Хотя иногда, если одеяние предназначалось не для работы, его украшали лентами, вышивкой, а материалом для создания служил сатин, ситец, шелк, парча. Он имел вид достаточно высокой юбки, к которой сверху крепились тонкие лямки. Последние делали либо из основного материала, либо из тесьмы.


Такой фасон, к слову, популярен и в современных моделях сарафанов

Сарафан с лифом появился гораздо позднее. Это более современная модель, которая состоит из пышной юбки и плотно прилегающего к груди лифа.


Более современная версия традиционного русского сарафана

С чем носили сарафаны?

С момента появления первых традиционных сарафанов, изменились не только их фасоны, но и вещи, которые обычно с ними одевались в комплекте, и составляли единый костюм.

Первоначально для замужних женщин было обязательным ношение поневы. Этот предмет представлял собой подобие набедренной юбки. Шилась она из трех частей полотна и была либо глухой, либо распашной. Ее длина напрямую зависела от длины рубахи, которую одевала женщина. При этом, чем моложе была обладательница, тем ярче была понева. В некоторых областях ее декорировали сложными узорами, в других больше использовалась бахрома, бисер и металлическое кружево. Одежда отличалась и в разных регионах: на фото курский костюм с поневой

Чуть позже появилась душегрея, которая была весьма неоднозначным предметом: для состоятельных слоев населения она была повседневным одеянием, в то время как крестьяне одевали ее только на гуляния и на празднества.


Душегрея — это, своего рода, жилетка на лямках

Постепенно душегреи сменились более современной верхней одеждой. Появились красивые жакеты, пальто, которые также хорошо дополняли весь ансамбль.

Трансформация одеяний под грузом современности

Русский сарафан стал запрещен к ношению, как и некоторые другие элементы, которые в совокупности создавали неповторимый народный костюм, Петром І. В то время правитель решил, что наряд «по моде» должен быть больше европейский, чем традиционный. Национальные сарафаны, пальто, шубки и кокошники, которые покрывала вышивка и узоры, стали заменять на европейские одеяния.


Вместо традиционных сарафанов, женщины из высшего общества должны были носить платья европейского типа

При этом, по указу Петра, было не только запрещено носить русский костюм. Также был запрет на продажу вещей, которые несли в себе русский характер: высокие юбки, сарафаны, пальто, жакеты и полушубки. Тем, кто ослушался, вменялось наказание в виде штрафов. Из-за этого традиционный костюм стал все меньше и меньше использоваться в народе. В основном это льняное одеяние осталось в обороте у бедных слоев населения, которые и донесли традиции до наших времен.


Именно сельские женщины стали хранительницами традиционного русского костюма

Сейчас же в моде более современные и практичные вещи. В наши дни редко встретишь льняное либо шелковое одеяние, которое полностью повторяет культурные обычаи того времени. Однако, если внимательно проследить за тенденциями, тут и там в коллекциях как отечественных, так и иностранных дизайнеров можно заметить отголоски прошлого: юбки с высокой талией, сарафаны, пальто и жакеты отдаленно напоминают те национальные наряды, которые отображают культуру России.

Особенности русского костюма

5 (100%) 21 votes

Наконец наша задумка материализовалась! Для получения последнего недостающего элемента качественной статьи редакция сайта «Старообрядческая мысль» обратилась за советом к нашей прихожанке Елене Соколовой – профессиональному дизайнеру народного костюма.

Читайте, скачивайте и рассказывайте друзьям: мы дополнили заметку иллюстрациями из нашего архива, а с автором можно связаться через нашу редакцию по e-mail [email protected] , напрямую по e-mail [email protected] , либо найти прямой контакт в проекте .

Подборка литературы в отличном качестве – см. ниже.

История сарафана на Руси

Косоклинный сарафан – это наплечная одежда комплекса русской женской одежды северных губерний России: Архангельской, Новгородской, Псковской, Тверской, Костромской, Северодвинской, а также некоторых центральных областей России (Нижегородской, Смоленской и др.).


Выступление старообрядческого хора знаменного пения в Рогожской слободе в Москве

Северорусский женский костюм состоял из домотканой прямой льняной рубахи, косоклинного сарафана, душегреи (коротёны), головного убора (девичьего – повязка и платок, женского – кичка, кокошник, повойник, платок), шали, кожаной обуви – сапожек (лапти были рабочей обувью).

Название одежды «сарафан» содержит в себе корень «сар» – «царь». Это одежда кафтанного типа, длинная, величественная, часто из дорогих богатых тканей – «царская», которую носили князья и бояре.

Впервые термин «сарафан» зафиксирован в Никоновской летописи (1376г.) Значительно позже, с 16 века, сарафаном стали называть женский вид одежды, похожий на платье трапециевидной формы без рукавов или с рукавами, а также расклешенную юбку или юбку-солнце на сборках с лямками.

В разных областях России сарафаны имели различное название в зависимости от их типа, кроя, вида ткани или способа ее окрашивания:

1) По способу кроя: лямошник, косоклинный, клинник и т.п.;
2) По способу окрашивания ткани: набивник, маренник, кубовый и т.п.;
3) По виду ткани: сукман, штофник, кумашник, атласник, кашемирник, ситцевик, пестрядинник и др.

Наиболее древними считаются косоклинные туникообразные сарафаны, представляющие собой узкую (в ширину ткацкого станка 35-40 см) ткань, перегнутую по плечам с вырезом для горловины, в боковые швы которой вставлены клинья (см. схемы 1,2) .


Выкройка косоклинного туникообразного сарафана для домотканого отреза. Оригиналы схем

Такой сарафан напоминает закрытое платье с рукавами или без рукавов, без плечевых швов, с круглым или квадратным вырезом горловины с небольшим разрезом впереди, окантованным бейкой или тесьмой с застежкой на петли и пуговицы.

Зимние сарафаны шили из шерстяного домотканого сукна, чаще синего или красного цвета. Для летних использовали набивные льняные полотна. Для будничных сарафанов годился и неотбеленный холст.


Непостановочная семейная сцена на Рогожском во время ежегодного праздника Недели св. Жен-Мироносиц в 2013 году

Богатые сословия использовали привозные и фабричные ткани: парчу, шелк, бархат. Сарафаны часто отделывали золотной фабричной тесьмой, вышивкой, лоскутной отделкой, шнуром, кантом по низу, проймам и горловине.

Косоклинные сарафаны шили распашные (с застежкой по центральной линии переда) и глухие (не имевшие разреза по центральной линии переда). Сквозная застежка оформлялась петлями из шнура, пуговицами, тесьмой, золотным кружевом, которые одновременно являлись отделкой переда сарафана. Сарафаны 16-17 веков всегда закрывали грудь.

Спереди по бокам, а сзади всю спинку закладывали частыми сборками под обшивку. Сарафаны, как правило, шили на подкладке из холста, ситца, низ подшивали другой тканью, т.к. он быстро изнашивался.

В низ сарафана часто вшивали монетки для утяжеления и придания ему скульптурной монументальности. Для этой же цели служила и металлическая бахрома.


Современным модницам не хватает не только бахромы с поясом, но и ремень бы иной раз оказался весьма кстати…

Перед распашного сарафана состоял из двух прямых полотен, переходящих в цельнокроенные бретели. Спинка – из одного полотнища, к которому присоединялись клинья; бретели также были цельнокроенные и стачивались с бретелями переда по плечевым швам.

Особенностью косоклинного распашного сарафана было то, что клинья его по бокам сходились ёлочкой. У глухого сарафана клинья продольные (см. схемы 1,4) , т.е. кроятся не под углом 45 градусов. Сарафаны – клинники могли быть очень широкими внизу и раскладываться в полный круг. Продольные клинья получали очень просто: одно прямоугольное полотно делили по диагонали и получали сразу два одинаковых клина.


Выкройка русского косоклинного распашного сарафана: клинья по бокам сходятся ёлочкой

Глухой косоклинный сарафан (глухарь, сукман, костолан, шушун, шушка, насов) существовал в трех вариантах: с длинными узкими рукавами, которые имели прорехи для рук; с фальшивыми рукавами, очень узкими, пришитыми только со стороны спинки к проймам. Эти рукава при работе подтыкали за пояс или завязывали на спинке.

По типу кроя косоклинные сарафаны бывают с косыми продольными клиньями (см. схему 1) , со скошенными под углом 45 градусов клиньями (см. схему 3,4). В целом, крой всех русских сарафанов очень функционален и экономичен, так как никаких кусочков от раскроя, как правило, не остается.


Косоклинный сарафан с косыми и скошенными продольными клиньями

Туникообразный косоклинный сарафан постепенно вытеснил понёву. Она осталась основным видом женской одежды южных губерний и некоторых центральных районов России. В этих областях (Воронежской, Курской, Тульской, Рязанской) глухие сарафаны туникообразного типа были девичьей одеждой, женщины же носили только понёвы.


НОСТАЛЬГИЯ: кадр с ежегодной Рогожской ярмарки по случаю дарования старообрядцам религиозных свобод. Праздник проходит спустя две недели после Пасхи

Шушуны (туникообразные сарафаны) наряду с более поздними видами сарафанов (лямошниками) просуществовали до 20 века, но носили их лишь пожилые. Для нашего времени глухой косоклинный сарафан сохранен в среде старообрядцев, которые с уважением и любовью относятся к русскому национальному костюму и не расстаются с ним в своей повседневной жизни.

Современный старообрядческий сарафан


«Хочешь уничтожить русский народ – разврати женщину» . Эти слова приписывают Генриху Гимлеру, одному из идеологов Третьего рейха. Так он говорил о русских женщинах, славившихся своей целомудренностью и высокой нравственностью.

Современный старообрядческий сарафан – великолепный образец настоящей русской женской одежды. Он удобен, функционален, красив. Сарафан своей колокольной формой сберегает энергию Земли, так необходимую для поддержания женского здоровья (женщины, носящие длинные платья и сарафаны трапециевидной формы, практически не имеют женских болезней).


Современные старообрядки в глухих косоклинных сарафанах

Сарафан преображает каждую женщину, носящую его, делает ее величественно красивой, стройной, статной и молодой. Традиционный женский наряд привлекает внимание не к фигуре, а к лицу, глазам, всему облику, подчеркивая высокую одухотворенность.

Рядом с женщиной в правильном благородном русском сарафане затихают споры, мужчины не позволяют себе сказать «резкое словцо»…

Когда, слегка приподняв полу сарафана давно забытым жестом, такая женщина выходит из автобуса или не спеша идет по ступенькам лестницы, лица людей светлеют, забывается суета жизни и становится ясно: Русь жива, и у нее великое и светлое будущее!


Репетиция выступления детского хора на паперти Покровского храма

Выкройка косоклинного сарафана

Предлагаем всем любителям русского стиля одежды и читателям сайта «Старообрядческая Мысль» выкройку-схему современного старообрядческого сарафана, который украсит любую женщину (см. схему 5) .


Современная простая выкройка для одношовного косоклинного старообрядческого сарафана

Ингредиенты

В настоящее время ткани производятся шириной 80, 90, 150 см и даже 160 и 180 см. Поэтому, если вы хотите сшить современный сарафан по типу косоклинного, совсем не обязательно собирать его при помощи клиньев: ведь клинья были необходимы при шитье из узкой домотканой ткани шириной 35-40 см.

Есть простой способ шитья сарафана с одним только швом: с таким кроем справится даже начинающая портниха, а опытная сошьет его за два часа. Этот способ шитья сарафана подходит для женщины среднего роста (это 165 см).

Для более высокого роста длина сарафана будет укороченной (не до пола), или необходимо будет применить другой крой. Для такого сарафана подходят как легкие шелковые, так и тяжелые шерстяные ткани и парча, однако рисунок ткани не должен быть продольным (не иметь четкого направления по долевой нити).

Способ приготовления


Сарафан – неотъемлемый элемент старообрядческой свадьбы

Нужно взять 3 метра ткани при ширине 150 см, сложить ткань пополам так, чтобы получилась два квадрата со сгибом (одной общей стороной). Положить в угол, где находится сгиб ткани, заготовку выкройки верха сарафана, отмелить проймы и линию низа, плавно округлив по лекалу. Выкроить сарафан. На нем будет только один шов – по центру переда, который нужно застрочить и украсить тесьмой, галуном, кружевом, шнуром, пуговицами.

Для роста более 165 см надо брать ткань шириной 160-180 см или пришивать оборку к низу сарафана, на что дополнительно требуется еще 1 м ткани. Проймы сарафана обрабатываются косой бейкой в цвет сарафана или контрастной. Из оставшихся треугольных «косынок» выкраиваются две лямки переда и головной убор (косынка, повойник и т.д.).


Выступление старообрядческого хора в Московском международном Доме музыки в 2014 году

Этот простой в исполнении современный русских сарафан разработан старообрядцами на основе старинного нижегородского сарафана «сорочий хвост». Он красив, подходит для любой комплекции и одинаково применим как на природе, так и в городской жизни.

Автор статьи с удовольствием ответит на вопросы читателей и проконсультирует всех желающих в случае возникновения вопросов. Обращаться можно в редакцию проекта (e-mail [email protected] ) или напрямую по e-mail [email protected] . Оригиналы схем-выкроек от Елены Соколовой, использованные в качестве иллюстраций-пояснений к тексту можно скачать по данной ссылке .

При подготовке статьи использовались материалы В.А. Соколовой из книги “Русские традиции. Народный костюм.” СПБ.:СОЮЗ ХУДОЖНИКОВ, 2012

Материал по теме: безценные книги!


Поделитесь статьёй со знакомыми: надо пользоваться хоть какими-то преимуществами цифровой эпохи…

Лучшая тематическая подборка для думающих и ищущих: предлагаем для скачивания коллекцию книг по целому спектру вопросов, связанных с культурой, традициями и обычаями наших предков. Многие из них будут интересны широкому кругу лиц, а иные удивят даже профессионала.

Видео-лекция по теме

Для простоты мы сохранили эскизы иллюстраций обложек. По ссылкам ниже скачивается тематический ZIP архив с Яндекс-диска:


СКАЧАТЬ: РУССКАЯ НАРОДНАЯ ОДЕЖДА
Книга Русская народная одежда Пармон Ф.М..djvu
Книга Костюм в России XV – Начало XX века 2000.pdf
Книга Русская народная одежда Работнова И.П..pdf
Книга Народная одежда в восточнославянских традиционн.
Книга Русская народная одежда и современное платье
Книга Русский народный костюм – Ефимова Л.В..djvu
Книга Традиционный костюм новгородского края Васильев.
Книга Народный костюм Воронежской губернии Пономарев.
Книга Поэзия народного костюма Мерцалова М.Н.1988.pdf
http://vk.com/wall-56924145_3378
СКАЧАТЬ: РУССКИЙ НАРОДНЫЙ КОСТЮМ
Книга Беловинский Л.В. Типология русского народного костюма
Книга Быков А.В. Народный костюм вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Народный костюм Вологодской области
Книга Гринькова Н.П. Очерки по развитию русского костюма
Книга Губанова Е.Н., Ожерельева О.В. Женский костюм
Книга Зеленин Д.К. Русский народные обряды со старой обувью (1913)
Книга Иванова А. Северный русский народный костюм
Книга Игры и развлечения – книга 1955 года
Книга Каршинова Л.В. Русский народный костюм
Книга Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского севера
Книга Маковцева Л.В. Руссский народный костюм
Книга Пармон Ф.М. Русский народный костюм
Книга Решетников Н.И. Народный костюм и обрядность
Книга Сабурова Л.М. Одежда русского населения Сибири
Книга Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм – энциклопедия
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3378
СКАЧАТЬ: ВЫШИВКА
Книга Сборник великорусских и малороссийских узоров
Книга Русская вышивка и кружево.Ефимова Л.В., Белогор
Книга Строчка и вышивка.Гумилёвская М.Н.pdf
Книга Изобразительные мотивы в русской народной вышив.
Книга Народная вышивка Тверской земли Калмыкова Л.Э
Книга Тверская вышивка в собрании Загорского музея
Книга Маслова Г.С. – Орнамент русской народной вышивки
Книга Вышивка Емельянова Т.Д., Еременко Т.И., Щетинин
Книга Шитье, ткани, кружева.djvu
Подборка книг по народной вышивке http://vk.com/wall-56924145_2409

СУПЕР РЕДКОСТЬ!


СКАЧАТЬ:
Материалы по истории русских одежд 1884 года в четырех томах отличного качества
СКАЧАТЬ: КРУЖЕВО
Книга Кружевные салфетки. М. Панаите 1960.pdf
Книга Плетение кружев. Исакова К.В.1959.pdf
Книга Народный орнамент в композиции художественных
Книга Русское кружево Третьякова Е.И. 1995.pdf
Книга Русское кружево. Узоры и сколки. Давыдова С.А.pdf
Книга Кружево своими руками Кршижановская И. 1993.pdf
Книга Вяжем кружево фриволите вып.1 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.2 Курбатская Н.С.
Книга Вяжем кружево фриволите вып.3 Курбатская Н.С.
Подборка книг по работе с кружевом http://vk.com/wall-56924145_3537
СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ИСКУССТВО
Книга История культуры Древней Руси. Том 1.1951.djvu
Книга История русской материальной культуры
Книга Карельское народное искусство. Косменко А.П.
Книга Крестьянское искусство Воронов В.С.1924.pdf
Книга Народная роспись по дереву. Барадулин В.А.1987.pdf
Книга Народное искусство Тверской земли. Калмыкова Л.
Книга Народное искусство. Материалы и исследования
Книга Народные художественные промыслы и ремесла
Книга Русская народная живопись Жегалова С.К.1984.pdf
Книга Русское народное искусство Круглова О.В.1996.pdf
Подборка книг по русскому народному искусству и культуре http://vk.com/wall-56924145_3346
СКАЧАТЬ: ДЕРЕВО, РЕЗЬБА
Книга Русская народная резьба по дереву Соболев Н.Н.
Книга Русская изба.Иллюстированная энциклопедия.pdf
Книга Деревянная архитектура русского севера.pdf
Книга Домовая резьба Буриков В.Г. Власов В.Н.1992.djvu
Книга Русское деревянное зодчество Ащепков Е.А..pdf
Книга Русь деревянная.Ополовников 1981.pdf
Книга Деревянное зодчество. Толковый словарь.pdf
Книга Плотничное искусство Дементьев А.А.1902.pdf
Книга Крестьянин плотник и строитель А. Жирнов 1927 г.
Подборка книг по работе с деревом (резьба, плотничное искусство) http://vk.com/wall-56924145_3076
СКАЧАТЬ: КУЛЬТУРА, ЭТНОГРАФИЯ
Книга Древняя Русь. Город, замок, село.1985.djvu
Книга Развитие этнического самосознания славянских народов.
Книга Русская этнография. Зеленин Д. К.
Книга Восточнославянский этнографический сборник
Книга Русские. Историко-этнографический атлас 1970.djvu
Книга Русские Александров В.А. Власова И.В.Тишков В.А.
Книга Фольклор и народное искусство русских
Книга Древняя Русь. Быт и культура Колчин Б.А.
Книга Фольклор и этнография Русского Севера Путилов Б.
Подборка книг по русскому фольклору, этнографии и археологии http://vk.com/wall-56924145_3285.

Ссылка на авторские иллюстрации к статье – выкройки Елены Соколовой

Ссылка на папку с архивом материалов к данной статье

Избранные статьи от сайт: