Сценарий игровой программы для пришкольного лагеря. Сценарий мероприятия на тему «Морской праздник Мероприятия на морскую тему в летнем лагере

Голос. Далеко-далеко от моря есть город. Там стоят дома и живут люди, светит солнце и поют птицы. Только моря там нет. И живут в этом сибирском городе самые обыкновенные мальчишка и девчонка. И мечтают о море. Мечтают попасть на корабль и пойти в плавание. Однажды они набрались смелости и отправились в Санкт-Петербург. Там они нашли старого капитана и попросились к нему на судно. Но капитан сказал, что в команду им рановато. Ребята не отчаялись, и вот они здесь!

Музыка. Выход Ки и Ло.

Ло. Всем-всем привет!
Ки. Меня зовут Ки.
Ло. А меня зовут Ло.
Ки и Ло. Ну а вместе мы КиЛо.
Ки. Мы очень рады приветствовать вас. (К Ло.) Вот так бы здоровался и здоровался с ребятами!
Ло. А что, это мысль. А давайте-ка еще разок поздороваемся. (В зал.) Когда мы будем поднимать руки, кричите громко-громко «Привет!» Попробуем?
Когда встречаем мы рассвет,
Говорим ему…
С улыбкой солнце дарит свет,
Нам посылает свой…
При встрече через много лет
Вы крикнете друзьям…
И улыбнутся вам в ответ
От слова доброго…
И вы запомните совет:
Дарите всем друзьям…
Ки. Здорово!
Ло. Даже настроение поднялось! А то у нас тут с Ки вышла такая история.
Ки. Капитан не взял нас на корабль. Мы почему-то не подходим…
Ло. Еще мешок какой-то подарил. Говорит, если отчаетесь когда-нибудь, откройте. Но мы и не думаем отчаиваться!
Ки. Мы решили сами набрать команду и отправиться в самое далекое, опасное и увлекательное путешествие. Вы с нами?..
Ло. Ну и отлично! (К Ки.) А не взяли нас из-за тебя! Ты, как и все мальчишки, грязнуля. Руки неделю не мыл, наверное, а шею… Я даже боюсь предположить…
Ки. Ну нет! У нас с ребятами руки чистые! (В зал.) Покажите-ка ладошки. А шею мы сейчас приведем в порядок! (Показывает, как надо потереть шею.) А ты, как и все девчонки, всего боишься!
Ло. Смотри, мышка!

Ки испуганно кричит.

Ну и кто из нас трусишка? Мы с девчонками настоящие силачки! (В зал.) Покажите мне ваши мускулы!
Ки. А вы, мальчишки, не забывайте тереть шею.
Ло. Вон как мои силачки твоим шею намылили!
Ки. Зато на море говорят, что девочки на корабле к беде!
Ло. Ну все! Хватит! Пришло время выяснить, кто сильнее, быстрее и умеет поддерживать порядок - мальчишки или девчонки?

Ло выносит много воздушных шариков и рассыпает их в центре зала.

Ки. Парни подходят ко мне, а девчонки - к Ло. Будем устраивать приборку. По команде вы начнете прибирать свои территории. Ваша задача - перекинуть как можно больше шариков на сторону соперника. Поехали!

Игра «Приборка». Ки и Ло держат ленту, которая делит зал на две половины.

А теперь надо шарики быстро сложить в мешки. (Дети собирают шары.) Я был не прав. С девчонками на корабле намного веселее будет.
Ло. И я не права. Мальчишки не такие уж и грязнули. А это значит, что…
Ки и Ло. Мы берем в команду всех! Ура!
Ки. Команда! Наш корабль поплывет на необитаемые острова!
Ло. Корабли не плавают, корабли ходят! А ориентироваться мы будем по компасу…
Ки. Не по компасу, а по компасу! Я представляю себе так: идем мы верным курсом и видим: море… А ну-ка, команда! Все как один повторяйте за нами!

Проводится игра. Ки и Ло говорят текст: «Море. На море суша. На суше пальмочки стоят, на пальмах клопики сидят». На каждое слово дети показывают движение. «Море» - волна левой рукой вправо, «на море суша» - волна правой рукой влево, обе руки разводим влево и вправо и соединяем в центре, ладони горизонтально полу, «на суше пальмочки стоят» - вновь руки соединяем в центре и шевелим кистями с растопыренными пальцами, руки держим вертикально перед собой, «на пальмах клопики сидят» - шевелим кистями, складываем из пальцев «клюв» и поворачиваем его вправо-влево. Игра повторяется два раза с убыстрением темпа.

Ло. Да нет! Будет все совсем не так! Мы несемся на всех парусах, быстро-быстро, и вдруг видим…

Повторяется игра в более быстром темпе.

Ки. И тут прямо на нас цунами! Но мы не испугались. Мы ныряем в волну. И выплываем…
Ло. И что мы видим?

Повторяется игра в быстром темпе.

И тут цунами!

Звучит песня «Я волна».

Ки. Настоящие моряки никогда не теряются и танцуют даже под водой!
Ло. Кстати, моряков хлебом не корми - дай поплясать!

Ки и Ло танцуют «Яблочко».

Ки. Хотите научиться танцевать, как мы?

Разучивает танец с детьми.

Эх, здорово! Наша команда отлично умеет отдыхать, но пришло время немного поработать!
Ло. Все моряки просто обязаны знать части корабля. Сейчас мы вас с ними и познакомим. Представим себе, что мы на корабле…

Игра-экскурсия по кораблю. Ло говорит, что все идут на кухню. Дети подсказывают, что кухня на корабле называется камбуз. Таким образом проводится викторина на знание морской терминологии.

Ки. Команда, а вы не замечали, что море совсем рядом с нами? Давайте вспомним все, что в нашей жизни связано с морем, хотя мы далеко от него.

Варианты: макароны по-флотски, суши-бары, игры «Морской бой», «Море волнуется», выражение «Море по колено» и т. д. Ло тем временем развешивает буквы.

Ло. Смотрите! Как здорово получилось и ярко: «Море я дом».
Ки. Эй! Да ты и писать не умеешь! Здесь же ошибка!
Ло. Где? (Дети подсказывают.)
Ки. Вот как должно быть: «Море рядом». Ура! Отличный лозунг получился! Мы поднимем его на флагштоке!

Разыгрывают пантомиму, как поднимают флаг.

Ло (внезапно). На каком флагштоке? Нет у нас никакого флагштока! И корабля нет и не будет! Взгляни правде в глаза! Нас даже в команду не взяли!
Ки. Ты права. Мы не подходим. Лучше даже и не мечтать. Пойдем! Зачем ребятам видеть наше отчаяние?
Ло. Помнишь, старый капитан сказал, что, если мы будем в отчаянном положении, надо открыть мешок…
Ки. Давай откроем.

В мешке много конвертов с зеркалами, которые ведущие раздают ребятам и просят пока не открывать.

Здесь письмо. (Читает.) Если однажды тебе станет грустно, взгляни на портрет этого человека. Он сможет развеселить тебя. С ним не страшно попасть в самый жестокий шторм, и он обязательно станет капитаном, если, конечно, захочет этого… Откроем конвертики, друзья!
Ло. Ой, да это же я!
Ки. Нет, я!
Ло. Я поняла, кажется! Каждый из нас - капитан своего корабля. И у каждого есть возможность поверить, что ему море по колено.
Ки. Даже если до моря тысячи километров!
Ки и Ло. Попутного ветра и семь футов под килем! С вами был творческий дуэт «КиЛо».

Игровая программа для детей 6-11 лет «С любовью к морю». Сценарий

Блинова Мария Анатольевна, музыкальный руководитель,МДОАУ «Детский сад №3 «Одуванчик» комбинированного вида,Оренбургской области, г. Новотроицка.
Описание материала: представляю вашему вниманию игровую программу для детей дошкольного,младшего школьного возраста, данный материал предназначен для музыкальных руководителей, воспитателей ДОУ, учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования.

Цель: значение моря в жизни,каждого человека и ребёнка,атмосфера радости и игры,расширение кругозора детей.
Задачи:
1. Доставить детям удовольствие в конкурсах и играх,соревнованиях.
2. Развитие экологического воспитания,бережного отношения к природе моря,отгадывание загадок, исполнение танцев,чтение стихов.
3. Создание эмоционального благополучия, коммуникативных навыков общения с другими детьми, радость встречи с прекрасной музыкой моря и её обитателями.
4. Рассказать об истории возникновения моря,дать детям познавательную информацию,развитие интеллектуальных,мыслительных способностей детей.
Спортивный инвентарь: 2 обруча, 4 детских ведра одинаковой ёмкости, 2 с водой, 2 ложки, 2 длинных синтетических верёвки, диск с морскими песенками шумов моря, спортивные модули для постройки корабля,2 стола,
кубики ограничители, канат, морская бутылка с загадками, модули для строительства кораблей.
Оформление: спортивные флажки, нарисованные чайки, якорь, фигурки медуз, самодельные пальмы из пластиковых бутылок, большие ракушки, эмблемы для команд, грамоты и медали победителям.


Ход:
Дети собираются на игровой, спортивной площадке. Звучит музыка Поль Мориа «В мире животных».
Ведущий: История возникновения моря: три четверти земной поверхности огромная масса солёной воды океанов, море – это часть Мирового океана,происхождение Тихого,Атлантического и Индийского океана связано с разломом и движением материков,в море скапливаются большое количество солей, придающие морской воде солёный вкус.
«О море сказано не мало,
Но что там долго говорить,
Кто не бывал на нём не разу,
Мы предлагаем с нами плыть.»

1 ребёнок:
Море, утренней волной,
Принесёт на берег свой
И оставит для детей
Уйму нужных им вещей:
Камни гладкие, как мыло
(Ими море волны мыло);
Тину, словно прядь волос
С гребешка стряхнул утёс;
И принцесс морских игрушки –
Настоящие ракушки.
Н. Белостоцкая
2 ребёнок:

Море,
я к тебе бегу!
Я уже на берегу!
Я бегу к твоей волне,
а волна
бежит ко мне!...
Э.Мошковская
3 ребёнок:

Вот оно какое море!
Разноцветно-голубое
Волнами шумящее,
чайками кричащее,
чистое, солёное,
тёплое, рифлёное
С небом обнимается,
Солнцу улыбается!..
Л. Зубаненко


4 ребёнок:
На дне океана живет осьминог,
Его там и папа, и мама живет,
Живет там большая морская семья -
Отец Осьминогов и сыновья.
Они межу рифов в пещерке живут,
У них там и дом, и семейный уют,
Там мама их любит и бережет,
Чтоб их не обидел большой кашалот,
Чтоб их не застала акула врасплох,
Когда они водят большой хоровод,
Когда выплывают они погулять,
С морскими ежами в футбол погонять.
Они тоже дети, хоть в море живут,
И ценят, и любят домашний уют.
А. Слоников
5 ребёнок:

Звездочки морские
Новый Год встречали.
И коралл, как ёлку,
Дружно наряжали.
Только нет игрушек
В море под водой.
И пришлось им ветки
Украшать собой.
И. Сударева
6 ребёнок:

Под водой
В прозрачных блузах
Важно плавают медузы.
Не спеша, неторопливо,
Чтобы выглядеть красиво.
Вот какие модницы,
Модницы - подводницы.
И. Махонина
7 ребёнок:

О дельфинах всем известно -
Нет животных интересней:
Острый ум, движенья ловки
И легки для дрессировки.
8 ребёнок:
О чём грустят кораблики
От суши вдалеке?
Грустят, грустят кораблики
О мели на реке,
Где можно на минуточку
Присесть и отдохнуть,
И где совсем ничуточки
Не страшно утонуть.
В.Лунин
Ведущий: Сегодня на нашем морском пляже работают необычные спасатели -это две команды,сейчас они нам представятся. Мы проведём различные конкурсы и игры-соревнования, оценивать вас будет жюри. Начинаем нашу игровую программу «С любовью к морю».
Звучит Фабрика «Море зовёт,волна поёт» команды встают на свои места.
Представление команд.


Команда «Дельфинчики».
Дельфины любят плавать и нырять,
И могут утопающих спасть.
Команда «Русалки».
Любим петь и веселиться,
В пене морской резвиться.
«Дельфины и русалки».
Мы дельфины и русалки закадычные друзья.
Уважаемое жюри, ты нас сильно не жюри.
Будем мы стараться к медалям пробиваться.
Знания и уменья мы покажем все,
Как мы любим море, во всей его красе.
Ведущий: Какие у нас собрались замечательные, весёлые, ловкие команды –спасателей ребят, девочек и мальчиков, дельфинов и русалок.
Разминка «Безопасность на воде».
Ведущий: как нужно себя вести на пляже, ведь не все дети умеют плавать, поэтому им нужно, что с собой иметь?
Ответ команд по очереди:
1. Спасательный жилет.
2. Спасательный круг.
3. Головой убор от солнца.
4. Ласты, надувной матрас.
2. Как нужно себя вести на воде.
Ведущий: вторая часть задания,какие правила необходимо соблюдать?
Ответ команд по очереди:
1. Купаться,плавать нужно в специально оборудованных места,под присмотром взрослых.
2. Нельзя заплывать за буйки,пить грязную воду.
3. В случае если начинаешь тонуть,немедленно кричать «Спасите я тону!»
4. Нельзя играть в игры с захватом под водой.
5. Не бросать бутылки и мусор на пляже и в воду,загрязняя море и нанося вред морским жителям,себе так же.
Ведущий: Уважаемые жюри,просим вас оценить результаты ответов детей и за правильные ответы поставить высокие баллы.
Конкурс №1 «Твой корабль».
Ведущий: предлагаю за то время пока звучит музыка командам,построить из модулей свои корабли, кто быстрее и лучше.
Звучит песня Газманова «Ты морячка-я моряк».
Оценка результатов жюри. Хорошие надёжные корабли у команд,капитанам по 5 баллов.
Ведущий: Уважаемые,жюри,просим вас оценить результаты ответов детей и за правильной ответ поставить 5 баллов,пока жюри ведёт подсчёт баллов поиграем.


Игра «Дует ветер в паруса».
Дети в кругу по сигналу ведущего все делают глубокий вдох,чтобы живот получился «надутым»,подгибают одну ногу,немного наклоняются вперёд и начинают считать до восьми,до тех пор, пока живот «не спуститься»-выдох. Воздух расходовать постепенно.
Игра повторяется несколько раз, позволяет тренировать дыхание.
Жюри объявляет результаты конкурса.
Команды садятся в корабль и плывут,звучит песня «Ах,белый теплоход» Юрия Антонова. К нам приплыла морская бутылка,в ней странный шифр с просьбой отгадать морские задания-загадки для команд.
Конкурс №2 загадки о море и морских обитателях.
По 4 загадки каждой команде.
1. Вновь играя и шаля
Перед носом корабля.
Над водой мелькают спины,
- Мчатся шустрые… (Дельфины )
2. Сидит длинноволосая красавица
По земле не ходит,а под водой пляски заводит.
Да чешуйчатым хвостом волны наводит. (Русалка)


3. В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
4. Здесь-куда не кинем взор -
Водный голубой простор.
В нем волна встает стеной,
Белый гребень над волной.
А порой тут тишь да гладь.
Все смогли его узнать?
(Море)


5. Это самый крупный зверь,
Словно лайнер многотонный.
А питается-поверь!-
Только мелочью -планктоном.
Проплывает тут и там
По арктическим морям.
(Кит)
6. Он морских просторов царь,
Океанов государь,
Кладов он на дне хранитель
И русалок повелитель.
(Нептун)
7. Каждый,кто бывал на море,
С ярким зонтиком знаком.
Из водички и из соли
Состоит он целиком.
Ты в воде его не тронь -
Обжигает,как огонь.
(Медуза)
8. В нём солёная вода.
По воде плывут суда,
Волны,ветер на просторе,
Чайки кружатся над …(Морем)


Конкурс № 3 «Спасательный круг».
Ведущий: Что же мы будем делать,если пассажир корабля оказался за бортом? Дети: спасать,накинем спасательный круг на него.
В конкурсе один участник отходит на небольшое расстояние,дети должны по очереди накинуть на него обруч,то есть надеть спасательный круг. Каждое удачное попадание балл команде,считает жюри,подводя итог после конкурса.
Жюри: всем по пять баллов.


Ведущий: перед вами репродукция «Девятый вал» известного художника назовите его имя?
Дети: Иван Айвазовский.
Предлагаю вам назвать картины,этого художника и не перепутать их с картинами других художников. Его картины «Фрегат», «Морской пейзаж»,«Море». Игра «Найди картины о море». Под музыку команды выбирают по одной репродукции художника Айвазовского. Звучит музыка звуки моря.


Жюри: всем по пять баллов.
Конкурс №4 «Нарисуй море сам».

По шаблону команда детей должна по очереди рисовать фрагменты моря по этапам,получается коллективная работа или картину могут рисовать капитаны, команды их поддерживают.
Звучит музыка моря. Звуки дельфинов,моря и фортепиано.
Предлагаю командам отдохнуть и посмотреть морские танцы соперников.
Танец «Дельфинов»,танец «Русалок».
Жюри: всем по пять баллов.
Конкурс №5 «Кто больше всех вспомнит поговорок и пословиц о море».
Дети называют о море:пословицы и поговорки.
Море слабых не любит.
Акул бояться-в море не ходить.
Море вплавь не переплывёшь.
В море много дорог.
Море-рыбачье поле.
Не море топит корабли,а ветры.
Не обязательно выпить всё море,чтобы узнать,что вода солёная.
В море раз побудешь, век не забудешь.

Ведущий: Нептун,явно,с кем-то в ссоре,
Если так бушует море!
Волны самых разных форм…
Что же с морем? В море …

Дети: шторм.
Конкурс №6 «Шторм на море».
Участники становятся в две шеренги друг против друга. Первому в шеренге ведущий даёт длинную синтетическую верёвку. После свистка ведущего,нужно продеть через какую-то деталь гардероба– отверстие для пуговицы, лямку для ремня,сандаля,браслет или что-то подобное.
Конкурс №7 «Течь на корабле».
На некотором расстоянии от участников находится два стола на них,2 небольших по объёму детских ведра с водой рядом пустые ведра,вычерпать воду из трюма,такие же по объёму,конкурсанты бегут,добегают и по одному половнику маленькому заполняют пустую ёмкость ведра.
Задание спасти корабль тонущий корабль. Конкурс продолжается,пока одна из команд не справиться с поставленной задачей.
Заключительный конкурс №8 исполнить песню о море.
Дети поют песни: «Море начинается с маленькой реки»,«Ты слышишь море».
Жюри: всем по пять баллов.
Ведущий: Все команды отлично справились с заданиями,победила дружба и любовь к морю.
Жюри: Всех награждаем медалями,грамотами и поощрительными призами книжками «Морские рассказы».
Ведущий: Закончим игровую программу дружным девизом:«Море,солнце и вода-наши лучшие друзья».

Открытие лагерной смены «Морское путешествие»

«Остров Старого Пирата»

Ведущий. Дорогие ребята, от школы отдыхающие,

Повеселиться очень желающие,

Мы зовем к себе всех,

Кто любит отдых, веселье и смех!

Входите сюда веселой гурьбой,

Улыбку и песню возьмите с собой!

(Дети исполняют песню «Улыбка»)

Ведущий. Мы с вами сегодня отправляемся в морское путешествие вот на этом прекрасном корабле «Солнышко», для того чтобы найти Остров Сокровищ. Путь наш не близок и полон приключений.

Спешите, спешите узнать поскорей

Строгий приказ министерства морей.

Матросом на борт поднимается тот,

Кто приветствие и девиз произнесет.

(Приветствие каждого экипажа)

Ведущий. На корабле вас встречает главный человек. Кто это? (Капитан). Молодцы, ребята! Правильно! Разрешите представить - Галина Владимировна наш капитан!

(Капитан знакомит с традициями и законами путешественников)

Законы путешественников

Закон дружбы:

Один за всех и все за одного.

Закон времени:

Точность – вежливость королей.

Закон слова и дела:

Критикуя, предлагай. Предлагая, делай.

Закон поднятой руки:

Если поднята рука,

Значит – все молчат пока.

Закон дома:

Лагерь наш – нам общий дом.

Чистоту храните в нём.

Закон песни:

Без песни ни дня, без песни ни шагу.

В ней черпаем творчество, доброту и отвагу.

Закон природы:

Мир природы – мир прекрасный. Не губи её напрасно.

Традиции путешественников

Традиция приветствия.

Традиция «Орлятского круга».

Традиция проведения вечерних огоньков.

Традиция «Ни дня без тайн и сюрпризов».

Традиция доброго отношения к песни.

Большая Робинзонада. Праздник Нептуна.

Ведущий. Будьте все друзья внимательны

В морское путешествие отправляемся и с якоря снимаемся!

Все друг к другу повернулись,

Все друг другу улыбнулись.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Чайкам в небе помахали,

Ум, смекалку с собой взяли.

Чтобы наш корабль плыл быстрее нужно надуть паруса.

Конкурс «Всем пузырям пузырь!»

Кто сумеет надуть самый большой пузырь.

Молодцы, ребята! Хорошо постарались! Наш корабль мчится на всех парусах! А чтобы в дороге нам было веселее, давайте споем песню.

(Дети исполняют песню «Дорогою добра»)

Ведущий. Но посмотрите, мы попали на Остров Старого Пирата. И нас встречает сам хозяин.

Пират. Ну вот наконец явились!

А я думал – вы заблудились!

Милости прошу! Будьте как дома!

Знакомьтесь со всем, что еще незнакомо!

Знаю, знаю, куда вы плывёте!

Но без меня вы путь не найдете!

Карта вам нужна!

Будьте все внимательны

Испытания пройдите замечательно!

Иначе карты не видать,

И сокровищ не сыскать.

1 – е испытание: Конкурс «Жуй – жуй, глотай!»

На блюдечке подается варенье, которое надо съесть, не помогая себе руками. (От каждого отряда приглашается 1 человек.)

Вот теперь другое дело. Так вы быстро поправитесь и станете толстенькими и пухленькими.

2 – е испытание:«Морские загадки».

3 – е испытание: спортивное состязание.

держат веревку с одной стороны, и с другой. Детям (по 1 человеку из отряда) завязывают глаза. Они должны осторожно перешагнуть веревку (не наступив на нее). Когда ребята начинают перешагивать, выдергивает веревку из рук, а сама подзадоривает детей. Когда ребята открывают глаза, то видят, что произошло.

4 – е испытание: Артистическое.

А теперь я проверю, какие вы артисты? Попробуйте догадайся, что они сейчас изобразят.

От каждого отряда приглашается по 2 человека, дети делятся на три группы. Одна группа изображает пантомимой футбол, другая – хоровое пение, третья – плавание.

5- е испытание: нарисовать корабль по частям

Пират. Молодцы, ребята! Справились со всеми моими испытаниями. Отдаю вам карту Синдбада Морехода, она поможет вам найти сокровища.

Ведущий. А наше путешествие продолжается, мы только в самом начале пути к сокровищам. Как говорится: Чтобы стать настоящим моряком, нужно съесть ни один пуд соли. Сегодня вы доказали, что достойны стать моряками. Мы посвящаем вас в моряки, даем попробовать морской водички.

И помните, плохо, если ты один,

Скажем мы по чести.

«Я» должно быть позади,

«Мы» – на первом месте.

Исполняется песня «Вместе весело шагать».

Тема дня или смены

  • Позволяет наполнить новым смыслом старые мероприятия и сделать их интереснее. Близкая детям тема вызовет у них интерес ко всему, что как-то будет с этим связано.
  • Требует так или иначе привязывать всё происходящее к теме.

Тематические дни

Тематическим ("Темовым") днем называется такой день, в который с утра и до вечера проводятся мероприятия связанные единой тематикой. Тематический день может проводиться как для всего лагеря, так и для одного отряда. Участвовать в тематическом дне детям значительно интереснее, чем играть в обычные повседневные игры, особенно если этот день хорошо продуман. Как же это сделать?

Все начинается с выбора темы. От этого выбора во многом зависит успех всего мероприятия, так как вожатым хорошую тему легче разрабатывать, а детям интереснее в нее играть. Выбор темы дня чем-то похож на придумывание названия отряда.

Для простоты можно взять список праздников и памятных дат и выбрать из него наиболее интересные праздники, празднованию которых и будет посвящен весь день (по календарю они могут проходить не обязательно летом). Кроме того, на интересную тему вас могут натолкнуть какие-нибудь события, например, солнечное затмение, пятница 13-е или третий день подряд идет дождь. Можно также за основу взять популярный мультфильм, историческое событие, географический регион или все что угодно.

Когда тема выбрана, запишите на листочек максимум ассоциаций, связанных с ней. Выделите из этого списка наиболее яркие ассоциации. Например, для Дня железнодорожника это могут быть: железнодорожные станции, рельсы, семафоры, депо, сортировочная горка, оранжевые жилеты… А для Дня Военно-морского флота: Андреевский флаг, парад кораблей, сигнальные флажки, морской бой, морские карты и т.д.

Попробуйте придумать изюминку. Нестандартные решения всегда очень ценятся. Более того, одна нестандартная идея может указать на целую гору других хороших идей. Вместо того чтобы проводить простую спартакиаду, попробуйте лучше провести зимние олимпийские игры. Детям значительно интереснее будет поиграть летом в хоккей, чем просто побегать по беговой дорожке.

Тематический день лучше разбить на три части (время после завтрака, после полдника и после ужина). Для каждой из частей надо выбрать типовой сценарий игры. Например, игра по станциям, викторина, спортивное состязание, сценическая постановка и т.д. Если выбрана сценическая постановка, то лучше само выступление провести во второй половине дня, а первую половину дня уделить подготовке к нему.

Далее типовой сценарий разрабатывается более подробно с использованием составленного списка ассоциаций. Для игры по станциям это будет включать разработку антуража (например, в день железнодорожника команды от станции к станции будут перемещаться «паровозиком») и детальную разработку каждой станции (что конкретно будут делать дети на станциях «Сортировочная горка» и «Укладка рельсов»). Если повезет, то получится придумать очень интересные маленькие игры.

Здесь же надо подумать, из чего сделать детям-железнодорожникам оранжевые жилеты, а детям-морякам фуражки и гюйсы.

При проработке дня не следует забывать и об оформлении лагеря или отдельных его участков (сцены, линейки и т.д.), а также стоит продумать альтернативные варианты сценариев для плохой и хорошей погоды.

Но придумать тематический день не достаточно. Любая самая хорошая идея может быть загублена плохой реализацией. Тематический день надо еще и хорошо провести.

Как создать тематический день

  • Выбрать тему
  • Атмосфера (костюмы, лексика, фишки, роли …)
  • Придумать мероприятия в тему, можно попробовать даже еду/зарядку... увязать в тематику.
  • Продумать их логическую связь между мероприятиями
  • Придумать связующую нить (сюжет, цель, логика …)
  • Идея (мысль) дня может тоже наличествовать

Важно уметь вставить стандартное мероприятие в тематический день.

Тематический день может быть отрядным или общелагерным. В последнем случае тема обычно вводится театрализованным show на линейке.

Тема дня - всё что угодно (день индейца, Нептуна, авиатора, день красоты, любви, науки,…)

Желательно, чтоб к теме привязывались не только мероприятия, но и режимные моменты (тематическая зарядка), разные фишки, связанные с темой (не отряды, а племена, у каждого своя фирменная раскраска, и т.п.)

Для примера рассмотрим всё тот же день индейца:

  • Зарядка: разминка молодого война/охотника (метание копья, преодоление препятствий, загон добычи)
  • Утром: Посвящение в индейцы - игра по станциям с заданиями на ловкость, дружность, заканчивающаяся визитом к загадочному богу огня и рисованием магического символа на лбу.
  • Затем можно выйти на тропу войны, и сыграть в зарницу в индейском стиле (вместо погон - животворящий амулет, боевая раскраска, …)
  • “Однако, - говорит вожатый, - война - не лучший способ решения конфликтов”, и поэтому днём: Великая сходка племён - творческий конкурс: представление от племени, племенная песня, конкурс вождей, шаманов, охотников, поваров,…
  • На закуску хорошо пойдёт уже коллективная охота на мамонта.
  • И вечером: большой совет у костра с байками про индейцев, хорошими песнями, словом, просто костёр.

Вот такой план - где-то примерный, где-то избыточный - додумывайте на свой вкус.

Ещё пара примеров специальных тематических дней:

  • День наоборот
    • В День Наоборот девочки становятся мальчиками, а мальчики девочками. Соответственно они переодеваются, проводятся конкурсы типа “антимисс”. Вожатые тоже должны преобразоваться, дабы показать детям пример.
    • Совет: не затягивать. День наоборот, начатый с утра, скорее всего, заглохнет в районе тихого часа. Даже если вы будете предлагать детям всё новые неожиданные развлечения (вроде скучно не должно быть!), они захотят вернуться к своей оригинальной половой принадлежности (кстати, некоторые дети вовсе не захотят переодеваться - будьте готовы к этому). Лучше всего, пожалуй, начать переодевание где-то после тихого часа, удивить весь лагерь своим видом на полднике, провести яркое мероприятие после полдника, а затем дать детям свободу вернуться к своему полу, когда они захотят.
  • День дублёра
    • В День Дублёра вожатые становятся детьми, а дети вожатыми. Понятно, не все дети, а только 2 или 3 человека, которых заранее выбрали всем отрядом.
    • Хотя, дети, казалось бы, исполняют роль вожатых, вожатые не расслабляются, а работают вдвойне. Нужно по-прежнему следить за порядком на отряде, но теперь делать это не явно, а как-то исподволь, чтобы всем казалось, что это новые вожатые заправляют всем. Однако если они совсем не справляются, возможно, придётся их сменить или вовсе прекратить день дублёра.
    • День Дублёра, как правило, начинается с отбоя предыдущего дня, когда новые вожатые отбивают отряд. Затем, сидя с ними в вожатской, вы обсуждаете предстоящий день. Новые вожатые должны будут провести мероприятия, поделитесь с ними своими вожатскими наработками. С утра вы будите их раньше, и они идут на планёрку вместе с вами, а там уже подъём, зарядка, и понеслась…

Разработка тематического дня

Тематический день - это заранее запланированная серия дружинных и/или отрядных мероприятий, объединенных целями, задачами, общими названием и темой, проводящихся в 1 или 2 дня.

Тематические дни бывают:

  • По характеру проведения – дружинные и отрядные
  • По количеству дней - простые (1 день) и составные (более 1 дня).

Требования к тематическим дням:

  1. Тема дня так или иначе перекликается с темой сезона
  2. Наличие легенды в соответствии с темой сезона
  3. В простом тематическом дне не менее 2х отрядных и дружинных мероприятий, в составном – не менее 6ти.
  4. У всех мероприятий единые цели, но разные задачи.
  5. Важно предвидеть результаты тематического дня.

При разработке тематического дня необходимо:

  • четко сформулировать цели и задачи дня и отдельных мероприятий
  • подобрать мероприятия в соответствии с видом дня;
  • учитывать, что погода от нас не зависит;
  • знать, что два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся;
  • статичное дружинное мероприятие (с одним сюжетом или одной задачей) не должно проводиться более 1 часа, динамичное мероприятие – не более 1,5 часов;
  • помнить, что любой элемент тематического дня требует оформления;
  • помнить, что любой тематический день требует подведения итогов.

Логика тематического дня

Логика тематического дня выстраивается сама собой, тема ведет отряд от одного мероприятия к другому. Нужно заложить лишь в программу что – то спортивное, что – то познавательное, что – то творческое, конкурсное, что – то из разговорного жанра и еще какой – то ритуал. Например, если планировать «День леса», то программа дня может быть такой:

  • Зоологические забеги (спортивное);
  • Викторина «Загадки леса» (познавательное);
  • Конкурс поделок из природного материала («природа и фантазия») (творческое);
  • Беседа «Человек – дитя природы» (что-то из разговорного жанра).

Еще одно преимущество тематического дня в том, что не надо к каждому мероприятию придумывать новое оформление. Достаточно накануне вечером изготовить что – то тематически – сообразное, и оно сгодится для всего запланированного. Утренняя зарядка, уборка территории, полдники и т. д. тоже становятся тематически наделенными. Обычно на лагерную смену приходится 3 – 4 тематических дня. При желании можно сделать тематическими хоть каждый день. Вот темы:

  • День цветов, День здоровья, День рекордов Гиннеса,
  • День смеха, День индейца, День проказ и приколов,
  • День спорта, День девочек, День мальчиков, День дождя.

Виды мероприятий:

  • Тематические линейки . Схема проведения такая же, как и у обычной линейки (построение, сдача рапортов, поднятие флага), затем объясняется легенда дня (можно провести небольшое театрализованное представление) и задание для мероприятия, которое начинается сразу после линейки.
  • Концерты . Проводятся в любой тематический день. Нужна заблаговременная подготовка, примерно за день. Каждый отряд представляет выступление на заданную тему. От организаторов требуется оформление сцены, связки между выступлениями, игры с залом, разработанная система награждения. На концертах чаще всего награждают всех участников, по номинациям. (Синема, Песня остается с человеком, ТЭФИ)
  • Конкурсы . Проводятся в любой тематический день. Заблаговременной подготовки не требуется. Проходят либо на сцене, либо на открытых площадках. Ответственные должны оформить сцену, подобрать конкурсы на определенную тему, продуШггТГ-систему выбывания, награждения. Конкурсы могут идти параллельно с нейтральным мероприятием, например, с дискотекой. (Любовь с первого взгляда, Рекорды Гиннеса)
  • Станции . Проводятся в любой тематический день, особенно хороши в дни, посвященные спорту. Желательно перемежать со статичными мероприятиями. Два дня подряд не проводятся. Наиболее интересный вид, так как участие принимают все. Требуется: количество станций должно соответствовать количеству отрядов, грамотно составленные маршрутные листы, продуманная система оценок, награждения. Другой вариант: следовать по запискам или опознавательным знакам. (День ужасов: станция псих.помощи, агентство паранормальных явлений, заведи домовенка, заклинание и др.; Зарница: минное поле, маскировка, шифровка и др.)
  • Выставки, музеи . Могут проходить на единой территории, либо по корпусам. Ответственные проводят жеребьевку между отрядами, организуют работу жюри, разрабатывают систему награждения. (Комната страха, Индейская деревня, Выставка икебан, Зоопарк)
  • Игры . Используются чаще всего в спортивных тематических днях. Линейны. Имеют четко выраженные для детей цели ти задачи. (Зеленая пятка, Прорыв, Злоумышленники, Бомба, РВС и др.)

Планирование тематического дня:

  • Для начала нужно определить, простым или составным является день, который вы разрабатываете.
  • Четко сформулируйте цели и задачи дня и каждого мероприятия в отдельности.
  • В соответствии с видом, подбирайте мероприятия.
  • Учитывайте, что погода не зависит от вас и ее распланировать нельзя.
  • Поэтому лучшим вариантом будет составление двойного плана - мероприятия в солнечную погоду и их замена мероприятиями в дождь.
  • Два одинаковых по типу мероприятия в один день не проводятся!
  • Помните, что любой элемент тематического дня требует оформления.
  • Ничто не должно быть «просто так». Подведение итогов, награждение и выводы обязательны!

Оформление:

  • Прежде всего, распланированный тематический день заносится в план - сетку сезона и расписывается поэтапно в программе сезона.
  • Если для оформления требуются какие-либо специфические вещи, которые невозможно будет найти или изготовить в лагере, укажите их необходимость в программе в рубрике «реквизит».
  • Оформлением занимаются обычно разработчики дня. Исключения возможны.

Что и как оформлять:

  1. Концерты . Так как всегда проходят на сцене, нужно в первую очередь оформить сцену. Кроме этого, не лишней будет подготовка зрительных мест.

Награждение проходит обычно по номинациям, поэтому необходимо заготовить заранее (по количеству отрядов) грамоты или награды, сделанные вожатыми (Оскар, премия «Овация»,«Золотая шишка» и др.).Грамоты могут предоставить вожатые отрядов.

  1. Конкурсы . Если проходят на сцене, то требования аналогичны п.1. Если проводятся параллельно с каким - либо другим мероприятием, оформляются как станции. Награждают обычно занявших 1-е, 2-е и 3-е место. В этом случае лучше использовать грамоты, отпечатанные в типографии. Сейчас они продаются в любом книжном магазине. Подарки (чаще всего съедобные) ЗА 2 ДНЯ ДО МЕРОПРИЯТИЯ выписываются проводящими на складе.
  2. Игры . Редко нуждаются в оформлении, чаще необходим реквизит. Но такие игры, как «Зеленая пятка», «РВС», «Ловля привидений», требуют оформления. В первом случае это будет доска «Их разыскивают» с приметами и портретами «преступников», во втором случае -листы для сбора информации, в третьем - карточки с заданием. Награждение либо по номинациям, либо первые три места, либо один победитель.
  3. Станции . В первую очередь необходимо сделать маршрутные листы (выполняется организаторами), во вторую - оформить каждую станцию (название, необходимый реквизит). Оформлением станции занимается ее проводящий)
  4. Выставки, музеи . Если мероприятие проходит на единой территории, оформляется, как сцена. Если в разных корпусах - необходимо сделать маршрутные листы, где указывается расположение объектов.

Награждение может проходить в тот же день непосредственно на мероприятии, на тематической линейке или на следующий день.

Примеры

1) Отрядные тематические дни

  • Праздник Солнца . В этот день можно провести такие мероприятия: встреча и проводы солнца, конкурс рисунков солнца на асфальте или на окнах корпуса, серия игр, в названии которых присутствует слово «Солнце» - «Не сгори на солнце», «Семья Солнца», викторина на тему знаний о Солнце, музыкальная дуэль - кто больше споет песен о солнце, создание коллективной аппликации. -
  • День Туриста . В этот день можно провести небольшое конкурсное КТД на тему туризма (примерные конкурсы: укладка рюкзака, составление карты, разжигание костра, кто споет больше туристических песен и др.), непосредственно Вечер бардовской песни, а так же можно сходить в поход или провести огонек в лесу у костра.
  • День Природы . Предложите отряду создать музей живой природы. Экспонатами будут они сами, изображая животных, деревья или растения. Можно придумать и нарисовать билетики, привлечь «гида» и пускать другие отряды за особую плату на экскурсию. Если на территории лагеря водятся какие-нибудь зверьки, можно сделать для них кормушки. Можно навести идеальный порядок в каком-либо уголке лагеря совместно с конкурсом «Куча мусора», можно устроить конкурс поделок из шишек и веток, конкурс сказок о природе.

Вы свободны в выборе темы. Лучше всего, если мероприятия подвязаны к теме сезона или к тематическому дружинному дню.

2) дружинные тематические дни

  • День Любви . Обычно состоит из 2-3 дружинных мероприятий и 1 обязательного отрядного. Цель тематического дня: развитие коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, воспитание в детях основ этики и психологии межполовых отношений. Мероприятия: поиск второй половинки, конкурс пар, ЗАГС, дискотека, на которой преобладают медленные танцы. В течение всего дня работает почта. В отряде обязательно проводится тематическое конкурсное КТД «Любовь с первого взгляда» для определения пары-участницы в дружинном мероприятии.
  • День Ужасов . Цель тематического дня: преодоление детьми подсознательных страхов, развитие фантазии и художественных способностей, навыков прикладного искусства, знакомство с фольклором разных стран. 2-3 дружинных мероприятия, 1-2 отрядных. Мероприятия: станции, концерт, конкурс страшных историй, комната страха.
  • День Вожатых (Самоуправления) . Цель тематического дня:- знакомство детей с образом жизни вожатых, пропаганда студенческого педагогического движения, подтверждение авторитета вожатых. Проводится в конце сезона. Мероприятия: Слет (концерт на сцене), Инструктивный семинар (станции), Костер.

Критерии экспертной оценки тематического дня:

  • актуальность и креативность идеи тематического дня
  • социальная и педагогическая значимость цели, ее конкретность и четкость
  • соответствие задач цели и результатам
  • реальность и достижимость цели в данных условиях, за конкретный отрезок времени
  • четкость и конкретность результатов
  • логика и целесообразность мероприятий
  • степень эмоционального и воспитательного воздействия мероприятий дня на детей
  • степень обучающего и развивающего значения мероприятий дня на детей
  • соответствие способов оценки заданным результатам

Тематические смены

В наши дни уже любая программа смены должна быть тематической (как минимум иметь яркое название).

Чем больше срок, тем труднее удержать детей в русле темы (любая тема рано или поздно надоедает). Поэтому есть разница между составлением плана короткой (осень, зима, весна) и длинной (летней) смены.

Короткие смены

На коротких сменах каждый день наполнен тематическим смыслом. Каждый день может иметь свою подтему.

В первый же день детям преподносится легенда смены, в свете которой обретут смысл все последующие события.

Например: Злой колдун Пупырчатый украл солнечный свет, и скоро земля погибнет, если мы не преодолеем все испытания и не вернём украденный свет, а для этого нам придётся доказать свою дружность, весёлость, показать знания, и т.п.

Или: Мы с вами оказались на заброшенной базе инопланетян, которые прилетели на Землю много лет назад и оставили где-то здесь секрет супертехнологии. Мы - экспедиция, призванная найти этот секрет, но для этого нам нужно собрать по частям инопланетянскую карту и вообще преодолеть все препятствия, которые хитрые инопланетяне оставили здесь для конспирации.

Легенда преподносится в театрализованной форме или в форме игры.

В конце смены происходит итоговое мероприятие, где общими усилиями, наконец, достигается финальная цель: побеждается злой колдун Пупырчатый, находится украденное солнце, и т.д. - словом, ВСЕ МОЛОДЦЫ!

Для примера рассмотрим смену “10 дней до конца света” Легенда и как она вводится: В первый день вечером, когда первый огонёк вроде как уже подходит к концу, в холл неожиданно врывается вожатый и кричит “Вы видели это?! Там, огромный огненный шар! Нет? Они уже улетели, увы, но вот что они оставили!” Он передаёт детям конверт с письмом от инопланетян, в котором написано примерно следующее: “По решению Большого Совета Галактического Управления ваша планета будет уничтожена через 10 дней. Впрочем, возможно, вы ещё сможете её спасти, если прочитаете наше зашифрованное сообщение, символы которого мы разбросали с помощью информационного лазера по вашему зданию”. Далее дети должны собрать буквы, которые были заранее расклеены по разным местам в корпусе. Когда буквы найдены, из них составляется “Полуодушевлённый Псевдоразум”. Эти слова вводятся в компьютер, после чего запускается звуковой файл, содержащий таинственный голос инопланетянина, вещающий от том, что жизнь существ, населяющих Землю кажется бессмысленной, а сами существа неразумными, и что земля будет очищена и использована для разведения питательных и полезных червей. Но, возможно, инопланетяне поменяют своё мнение, если мы докажем им, что жизнь наша наполнена смыслом и вечными ценностями (звуковой файл прилагается).

После этого в течение каждого дня мы доказываем присутствие и важность в нашей жизни разных вечных ценностей, таким образом, каждый день приобретает свою тему:

  • День дружбы (игры на сплочение)
  • День правды (игра “детектив”, огонёк правдивых слов)
  • День фантазии чудес (Новый Год (смена-то была зимняя!))
  • День красоты (рисунки на снегу, конкурс костюмов)
  • День здоровья (Суперолимпиада, демонстрация “За здоровый образ жизни”)
  • День чистоты и белизны (скульптуры из снега, сюжетка “Тайд или кипячение”)
  • День семьи (конкурс семей)
  • День благосостояния (экономическая игра)
  • День государственности (политическая игра, выборы президента)
  • День любви (Любовь с 1-го взгляда, конкурс пар) И так далее…

Большие смены

Здесь мы будем говорить о составлении общелагерной тематической программы. Отрядные план-сетки составляются вожатыми отрядов и, по возможности, так же подгоняются под тему.

На большой смене уже трудно подвести под тему каждый день, поэтому к теме привязываются только основные общелагерные мероприятия

Легенда смены начинает вводиться в отрядах с самого первого дня, но настоящая завязка происходит на открытии смены. Там опять же show на линейке и вожатский спектакль объясняют всё популярно.

Дискотеки на смене проводятся примерно раз в 3 дня и привязываются к праздникам и большим играм.

В конце смены, если тема требует, проводится итоговое мероприятие.

Стоит также подумать о разного рода тематических фишках, которые будут появляться в течение смены и не дадут детям забыть о том, что у них в лагере не обычная скучная смена, а СУПЕР-МЕГА-…

Цикловая игра .

Можно сделать цикловую игру, растянутую на весь период лагеря. Делается это так: выберите интересную Вам тему. Разбейте ее на отдельные, законченные по смыслу куски (игровой день). Объем проведения - 3-5 часов игры в день (еще интереснее проводить ее кусками в течение дня). Остальное время - подготовка к текущему или следующему игровому дню. Например, ремесла, чтение. Когда игра хорошо продумана, каждый день прописан, обязательно выписан итог текущего игрового дня (можно подводить итог дня на вечернем костре, можно на костре продолжать игру), то лагерь пролетает на одном дыхании. На любую тему ложатся любые игры... здесь не нужно изобретать велосипед. Не нужно изобретать супер-пупер невиданную игру, которая невероятно увлечет детей. Это невозможно. Главное, проживите с ними бок о бок этот лагерь. Живите с ними этой игрой.

Принцип тематической смены

  • Мы создаем детский коллектив, т.е. группу детей, которые дружат между собой, относятся друг к другу как родные братишки и сестренки. Поэтому при внешней соревновательности, главный упор во всем делается на взаимодействие детей в команде, взаимопомощь и поддержку (вожатый не делает упор на победу, у детей с этим все и так хорошо). Команды каждый раз меняем.
  • Поскольку жизнь является предметом многоплановым, то и деля мы планируем многоплановые, т.е. стараемся охватить как можно больше разных интересных моментов жизни (или найти такие интересные моменты в обычном и привычном).
  • Создавался инструмент, с помощью которого любой (даже начинающий) вожатый мог бы легко создать план на день и претворить его в жизнь. Так не получилось, потому что, если вожатый комплексует и не играет во все предлагаемые обстоятельства, то получается достаточно скучно. А если играет, да еще и костюмчик себе какой-нибудь слепит - получается очень-очень.

Идея построения тематического дня

Идея принципа используется в некоторых телевизионных программах и заключается в следующем: при создании информационной телепередачи интересной для зрителей были взяты несколько одинаковых блоков и они каждый день потерялись (спорт, музыка и т.д.), менялось лишь их информационное наполнение. Из-за того, что блоков было много, содержание их менялось, смотреть стало интересно. Такая идея сейчас используется во всех утренних информационных каналах.

Перенос этой идеи на лагерную жизнь получился такой: делаем день тематическим. У нас есть три периода "утро", "день" и "вечер", когда мы можем с детьми заниматься делами. Поэтому мы делаем так: "утро", - изучение некоторых специфических для данного дня знаний, получение навыков и тренировка, "день" - проведение тематической эстафеты по лагерю и "вечер" - проведение тематического КВНа.

Под словом "эстафета" понимается прохождение команды детей по маршруту по карте, на которой отмечены места, где находятся этапы. Команды одновременно выбегают с начальной точки и проходят все этапы по порядку, но начальные этапы сдвинуты и команды встречаются только вовремя перебежек с этапа на этап. С каждой командой бежит один вожатый, он на каждом этапе рассказывает задание и контролирует его выполнение.

Под "КВН" понимается такое мероприятие, в котором участвует несколько команд, им выдаются задания, и или команда целиком выполняет его, или часть команды, или по одному участнику. Предполагается, что команды при этом никуда не бегают. Вожатые проводят это дело, а на момент подготовки помогают своим командам. Материалы КВН (кроссворды, задания, рисунки и т.д.) после КВНа оставляем в "уголке", поэтому к концу смены набирается полный "уголок" с историей смены. Команды сохраняют свой состав в течении одного дня. Команд у нас обычно две-три-четыре, так как рассчитывается все из того, что никого, кроме отрядных вожатых нет. Четыре команды получается, когда вожатые двух соседних отрядов проводят тематический день вместе (таким образом мы получаем команды, в которых премешаны дети двух отрядов и они сдруживаются). В другой день состав команд меняется.

Идеи тематических смен :

  • «Морское плавание» (корабли с командами, матросы, капитаны, море, якорь, рында и т.п.)
  • «Детский городок» (мэрия города, улицы, жители, редприятия, городская валюта...)
  • «Сказочное царство» (царь, царица, свита, сказочные герои...)
  • «Лесное государство» (берендей, лесные обитатели...)
  • «Акционерное общество» (АО, акционеры, акций, биржи, совет директоров...)
  • «Космический полет» (галактики, планеты, космические корабли, космонавты...)
  • «Индейское племя» (вождь, вигвам, талисман...)
  • «Экологический лагерь» (зеленый патруль, экологи...)
  • «Детское телевидение» (телестанции, телепередачи, телеканалы, режиссер, продюсер...)
  • «Театральная смена» (театр, труппа, актеры, антракт...)
  • «Научная лаборатория» (НИИ, профессор, конструктор, инженер, изобретатель, модель, макет...)
  • «Город мастеров» (мастера, мастерские, приспособления, инструменты...)
  • Конкурсы для детского праздника в морском стиле

    На морском дне рождения для самых маленьких весело пройдет простая игра «Вода-суша»: на полу чертится круг-остров, внутри него - суша, снаружи - вода. Детки встают внутрь круга на сушу, а затем выполняют команды ведущего, произносящего то «Вода!», то «Суша!». Дети при этом то выпрыгивают из круга, то вновь запрыгивают. Ведущий может их постоянно путать, повторяя одну и ту же команду.

    Для ребят постарше можно организовать игру-моталочку «Поднятие якоря». Берется длинная веревка, к которой ровно посередине крепится картонный якорь. На концы веревки привязываются карандаши или палочки. Участвуют двое детей: каждый берет один край веревки в руки и по команде ведущего начинает наматывать ее на карандаш. Чей карандаш быстрее коснется якоря, тот и побеждает.

    Игра: «Акула. День — Ночь»

    Днем Акула спит. Ночью выходит на охоту. Звезда говорит: «День», все плавают. Звезда говорит: «Ночь», все замирают. Кто пошевелиться, того Акула забирает в плен. Пленник пропускает игру. Можно менять Акулу во время игры.

    Игра: «Морские слова»

    Нужно назвать 10 и больше слов, связанных с морем.

    Загадки про море и морских обитателей

    1. Для неё волна - качели,

    И плывёт она без цели

    Ниоткуда в никуда,

    Вся прозрачна как вода.

    (Медуза)

    2. Два братца

    В воду глядятся,

    В век не сойдутся.

    (Берега)

    3. Кто из морских жителей краснеет, увидев обед? (Кальмар)

    4. У кого из морских жителей рот на брюхе? (Акула)

    5. Кругом вода, а с питьем беда. (Соленое море)

    6. Через океан плывет великан и выпускает воды фонтан. (Кит)

    7. Каких камней в море нет? (Сухих)

    8. Я выросла в лесу, в безмолвной тишине,

    Теперь я вас несу по голубой волне.

    9. Живет между камнями голова с четырьмя ногами.
    (Черепаха)

    10. В воде она живет, нет клюва, а клюет.
    (Рыба)

    11. В тихую погоду нет нас нигде,

    А ветер подует - бежим по воде.

    12. Если он на дне лежит, судно в даль не побежит.
    (Якорь)

    13. Великан стоит в порту, освещая темноту,

    И сигналит кораблям: заходите в гости к нам!

    14. Ты со мною не знаком? Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног, вот и весь я - …

    (Осьминог)

    15. Чтобы сильная волна

    Нас с места сдвинуть не смогла,

    За борт мы цепь бросаем

    И в воду опускаем…

    16. Чтоб увидеть мне вдали,

    Как проплывают корабли,

    В него я быстро погляжу

    И всем ребятам расскажу.

    (Бинокль)

    17. В бинокль злюку разгляжу

    И капитану доложу.

    Знают все прекрасно —

    С ней играть опасно:

    Зубы острые как нож,

    Лучше ты ее не трожь!

    18. Что станет с мячиком, если он упадет в Красное море? (Мяч намокнет)

    19. Плавает, как рыба,

    Сам — большая глыба.

    На спине его фонтан,

    Ну, а дом — весь океан.

    20. Посмотрите, как красиво

    Над водой взлетает рыба.

    Словно крылья, плавники

    И прозрачны, и легки.

    (Летучая рыба)

    21. Перекати-поле поселилось в море!

    Шарик иглокожий, на репей похожий.

    Прочные колючки,

    Как ножки и как ручки.

    (Морской еж)

    22. Ты со мною не знаком?

    Я живу на дне морском.

    Голова и восемь ног,

    Вот и весь я — ....

    (Осьминог)

    23. Люд морской встревожен —

    Меч плывет без ножен.

    (Рыба-меч)

    24. На мели сидит,

    Усами шевелит,

    А гулять пойдет —

    Задом наперед.

    25. С моряками был он дружен,

    Чем доныне знаменит.

    Из морских зверей кому же

    В мире памятник открыт?

    (Дельфин)

    Игра «Ныряем на дно». Можно просто завязать глаза игрокам, а можно взять подводные очки или маску и чем-нибудь замазать стекло, чтобы через него ничего не было видно. Понадобятся также различные предметы, относящиеся к морской тематике: пластиковые рыбки, ракушки, галька, маленький якорь и т.д. и т.п. Все это может лежать в пакете в руках ведущего. Заранее дети не видят предметов. Игроку надевают маску, кладут на пол один из предметов и предлагают его найти и угадать. Игрок, опустившись на коленки, на ощупь ищет предмет на полу, а затем так же на ощупь угадывает, что это. Каждому удачливому «ныряльщику» полагается какой-нибудь приз.

    Игра «Макароны по-флотски». Реквизит - большие вилки и длинные веревки. Вызывается несколько участников. Каждому дается по вилке и по веревке. Кто быстрее намотает макаронину (веревку) на вилку - тот и побеждает.

    Танцевальная игра «Капитанские команды». Мальчики не особо любят танцевать, но можно завлечь их танцевальной игрой. Дети встают в круг и танцуют. Песни лучше выбрать о море. Капитан (в данном случае капитаном будет ведущий Джек Воробей) отдает приказы - не по порядку, а как придется. Ребята должны тут же их выполнить.

    Команды:

    Лево руля! - все должны повернуться налево и продолжать танцевать;
    Право руля! - все должны повернуться направо и продолжать танцевать;
    Нос! - круг танцующих сужается (сходится к центру);
    Корма! - круг, наоборот, расширяется;
    Поднять паруса! - все поднимают руки вверх, продолжая танцевать;
    Драить палубу! - все начинают тереть ногой по полу;
    Пушечное ядро! - все приседают;
    Адмирал на борту! - все встают по стойке “смирно” и отдают
    честь.

    Сначала нужно познакомить детей с командами и объяснить, как на них реагировать. Затем стоит немножко потренироваться, а после этого приступить к игре. Кто не сообразил и выполнил команду неправильно - выбывает. Не нужно давать частые команды - пусть мальчишки натанцуются!

    Игра «Морской бой»

    В комнате на полу выложить границу - веревку. Разделится на две команды, перекидывать шары на сторону противника. Проигрывает команда на чьей стороне оказалось больше шаров. В процессе игры шарики лопаются, а в каждом шарике лежит фант - шуточное задание. Проигравшие должны выполнить фант.

    Игра «Золотая рыбка». Детки получают шарики и детальки для рыбок (глазки, реснички, плавнички, губки, хвост-все это готовится заранее из цветной бумаги), остается только приклеить их к шарику.