Шляпарад: все самое интересное о шляпах. Занимательные факты о шляпках

Во все века при выборе головного убора люди чаще всего отдавали предпочтение шляпам. О них можно говорить не переставая. Им посвящены пословицы, поговорки, крылатые слова, песни и стихи. Благодаря такому пристальному вниманию со стороны людей, о шляпах накопилось много фактов, из которых можно выделить 10 основных:

1. Четыре тысячи лет назад с использованием шляпы случился первый промышленный шпионаж. Тогда китайская принцесса вывезла через границу шелковичных червей в шляпе из живых цветов, благодаря чему величайший секрет производства был раскрыт.

2. В средние века в Европе носили две шляпы одновременно. Одна сидела на голове, а другая висела за спиной человека. Таким образом, люди могли шляпы не заходя домой.

3. Шляпа может быть предметом интерьера. Положили этому начало русские бояре. В боярском доме имелась специальная расписная подставка, на которую они насаживали свои шапки из куницы и чернобурки.

4. В 18-ом веке модным стало огромные и сооружать на голове разные сооружения (башни, корабли и корзины цветов), поэтому шляпу пришлось трансформировать. Так появились знаменитые шляпки-футляры.

5. В 19-ом веке шляпы в форме цилиндра носили люди высокого сословия. Придя в гости, мужчины должны были их снять, однако в домах еще не было подставок под зонтики и шляпы. Это доставляло много неудобств, поэтому цилиндры пришлось модернизировать и изобрести шляпу-шапокляк.

6. В Пруссии долгий период времени женщины совсем не делали себе . Они были попросту не нужны, потому что дамы практически не снимали свои шляпы.

7. Будучи вождем Советского Союза, Н.С. Хрущев предстал перед колхозниками в соломенной шляпе. С этого момента мода на шляпы прочно вошла в СССР, хотя до этого мужчины предпочитали кепки.

8. В Великобритании открыт музей шляпок Британской королевы, которая знаменита на весь мир своей любовью к шляпам. Коллекция этого музея насчитывает тысячи экземпляров и является национальным достоянием страны.

9. В средние века болванщики, или шляпники, использовали для производства шляп из меха нитрат ртути. Этот химикат вызывал у мастеров слабоумие, галлюцинации и судороги. Отсюда и пошло выражение «безумный, как шляпник».

10. Обанкротившихся людей раньше заставляли носить желтые и зеленые шляпы, чтобы окружающие видели неудачника и разорившегося человека.

Что бы ни говорили про шляпы, этот головной убор всегда будет привлекать к себе внимание дизайнеров, стилистов, модников и модниц. В любые времена шляпы всегда будут сопровождать человека, пока тот существует на земле.

Восемнадцать фактов о шляпах

  1. Шляпа – предмет вполне волшебный. Во-первых, это головной убор гномов. Во-вторых, шляпы пользуются популярностью у гадалок и фокусников. И вообще, в сказочной литературе полно было волшебных шляп: шапка-невидимка, шляпа волшебника в сказках про муми-троллей и шляпа Хогвартса в «Гарри Поттере».
  2. Надвинутая на глаза шляпа зрительно укорачивает голову. Одновременно глаза кажутся глубоко посаженными и приобретают мрачное выражение. В надвинутых на глаза шляпах часто изображают заговорщиков, шпионов. "Вот так выглядит шпион. — Он показывает большой плакат с человеком в плаще, в черных очках, воротник поднят, руки в карманах. — Так шпиона представляют авторы книг, кинорежиссеры, а за ними и вся просвещенная публика. Вы — не шпионы, вы — доблестные советские разведчики. И вам не пристало на шпионов походить. А посему вам категорически запрещается: носить темные очки даже в жаркий день при ярком солнце; надвигать шляпу на глаза; держать руки в карманах" (Виктор Суворов, «Аквариум»).
  3. Головной убор, как правило, способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. Древняя форма головного убора служителей многих религий напоминала верхнюю часть храма (так обстоят дела с православной митрой или папской тиарой).
  4. В Средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.
  5. Самому известному примеру применения шляпы не по назначению – порядка четырех тысяч лет, когда шляпа китайской принцессы была использована для промышленного шпионажа. Во времена, когда секрет производства китайского шелка являлся стратегической тайной, китайская принцесса отправилась к жениху за границу в шляпке из живых цветов. Куда по просьбе жениха были положены шелковичные черви – так были похищены технологические секреты производства шелка.
  6. Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.
  7. Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.
  8. Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.
  9. В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.
  10. В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.
  11. Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор. Есть и другая версия: что «шляпами» пролетариат называл недобитую интеллигенцию. И, наконец, последняя версия: немецким Schlafmütze («ночной колпак») дразнили сонь, мямлей и апатичных людей.
  12. Цилиндр считался атрибутом человека высокого сословия. Так, например, узникам Петропавловской крепости отсиживать срок в цилиндрах запрещалось. Впрочем, не возбранялось сидеть в других головных уборах. Известно, например, что Дмитрий Писарев из духа противоречия «мотал срок» в турецкой феске с кисточкой.
  13. Английское выражение «съем свою шляпу» эквивалентно нашему обещанию «руку даю на отсечение».
  14. «Механизированной шляпой» называли шляпку-шапокляк, которая являлась не чем иным, как складным цилиндром. Дело в том, что ношение цилиндра часто причиняло его владельцу кучу неудобств. Во времена, когда цилиндр был в моде, в домах еще не было подставок для шляп и зонтов. Поэтому цилиндры предполагалось, являясь в гости, отдавать прислуге, чтобы она ставила их на подоконник, а за неимением широких подоконников – самому ставить слева от кресла. Изобретение шапокляков упростило эту процедуру: теперь шляпу можно было носить под мышкой в сложенном виде. Цитата: «Горничная (…) с благоговением приняла лужинский шапокляк. Лужин с тонкой улыбкой показал, как он захлопывается. «Удивительно», - воскликнула горничная» (Владимир Набоков, «Защита Лужина»).
  15. В 1942 году в Англии шляпы разрешали продавать только лысым покупателям: из-за войны этот товар перестал поступать в страну.
  16. В Советском Союзе моду на мужские шляпы ввел Никита Хрущев: до него вожди предпочитали кепки. В 1959 году, встречаясь с колхозниками Закарпатья, Хрущев появился в соломенной шляпе. Как он сам объяснял, шляпу пришлось надеть по предписанию врача: чтобы голову не напекло. Однако с этого момента мода на шляпы начала стремительно набирать обороты. Дело дошло до того, что в середине шестидесятых на дорожном знаке «Осторожно, пешеход» начали изображать человечка в шляпе, хотя до этого он «носил» кепку.
  17. При помощи головных уборов в советское время пытались решить проблему безопасности высших должностных лиц: специалисты одного научно-исследовательского института разрабатывали модели бронешапок и бронешляп. Внешне они должны были выглядеть совершенно тривиально, а внутрь должна быть встроена титановая каска. Ходят слухи, что первый заказ на выполнение такого рода головных уборов не был выполнен из-за развала СССР. Однако идея «волшебной шляпы руководителя» до сих пор жива. Так, например, Юрий Лужков на одном из выходов «в народ» на вопрос, бронированная ли у него кепка, ответил так: «Конечно, бронированная. Могу ответственно заявить, что это моя связь с космосом. Шишечка на кепке, которая кажется обычной, — антенна, козырек — блок питания, сзади находится компьютер, вычисляет сигналы внеземных цивилизаций и дает рекомендации, как и что мне надо делать. Так что, когда я в кепке, я оснащен. Самое главное — чтобы котелок чугунным не был».
  18. Британская королева – одна из самых известных «носительниц» шляпок. Ее головные уборы – не только брэнд монархии, но и своего рода национальное достояние. Дело в том, что любые шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей ее головных уборов. Там шляпки снабжают надписью, где и по какому поводу королева в ней появилась, и дополняют фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.

Елена Уварова

О шляпах можно говорить бесконечно. Кажется вроде бы, что этот предмет одежды в наше время как-то совсем и не актуален, хотя на самом деле все модельеры мира обязательно в своих коллекциях имеют великое множество подобных головных уборов. Очень нескучных и всегда необычных, чем продолжают традицию, которая насчитывает ни одно столетие. Благодаря этому в истории шляп поднакопилось много занимательных фактов...

Актриса Голливуда Мариам Марш в изящной шляпке 1936 год

Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.

Шляпки начала ХХ века - мода на необычное и пышное на голове на страницах старых журналов

Старое фото - дама с мужем в оригинальной шляпке

Такие вот необычные шляпки - мода середины 30-х годов ХХ века

Актриса Бетти Девис в оригинальной шляпке с вуалью

  • Головной убор, как правило, способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. Древняя форма головного убора служителей многих религий напоминала верхнюю часть храма (так обстоят дела с православной митрой или папской тиарой).
  • В Средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.
  • Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.
  • Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.
  • Цилиндр считался атрибутом человека высокого сословия. Так, например, узникам Петропавловской крепости отсиживать срок в цилиндрах запрещалось. Впрочем, не возбранялось сидеть в других головных уборах. Известно, например, что Дмитрий Писарев из духа противоречия «мотал срок» в турецкой феске с кисточкой.
  • В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.
  • В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.
  • Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор. Есть и другая версия: что «шляпами» пролетариат называл недобитую интеллигенцию. И, наконец, последняя версия: немецким Schlafmütze («ночной колпак») дразнили сонь, мямлей и апатичных людей.
  • Британская королева – одна из самых известных «носительниц» шляпок. Ее головные уборы – не только брэнд монархии, но и своего рода национальное достояние. Дело в том, что любые шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей ее головных уборов. Там шляпки снабжают надписью, где и по какому поводу королева в ней появилась, и дополняют фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.

1. Шляпа – предмет вполне волшебный. Во-первых, это головной убор гномов. Во-вторых, шляпы пользуются популярностью у гадалок и фокусников. И вообще, в сказочной литературе полно было волшебных шляп: шапка-невидимка, шляпа волшебника в сказках про муми-троллей и шляпа Хогвартса в «Гарри Поттере».

2. Надвинутая на глаза шляпа зрительно укорачивает голову. Одновременно глаза кажутся глубоко посаженными и приобретают мрачное выражение. В надвинутых на глаза шляпах часто изображают заговорщиков, шпионов. "Вот так выглядит шпион. - Он показывает большой плакат с человеком в плаще, в черных очках, воротник поднят, руки в карманах. - Так шпиона представляют авторы книг, кинорежиссеры, а за ними и вся просвещенная публика. Вы - не шпионы, вы - доблестные советские разведчики. И вам не пристало на шпионов походить. А посему вам категорически запрещается: носить темные очки даже в жаркий день при ярком солнце; надвигать шляпу на глаза; держать руки в карманах" (Виктор Суворов, «Аквариум»).

3. Головной убор, как правило, способен сообщить о социальном статусе, профессии или убеждениях его владельца. Так, например, в средневековой Европе художники и медики носили береты, нотариусы – бобровые шапки, ученые – шапочки с четырехугольной тульей. Древняя форма головного убора служителей многих религий напоминала верхнюю часть храма (так обстоят дела с православной митрой или папской тиарой).

4. В Средние века банкротов заставляли надевать зеленые и желтые шляпы, чтобы все знали об их финансовом кризисе.

5. Самому известному примеру применения шляпы не по назначению – порядка четырех тысяч лет, когда шляпа китайской принцессы была использована для промышленного шпионажа. Во времена, когда секрет производства китайского шелка являлся стратегической тайной, китайская принцесса отправилась к жениху за границу в шляпке из живых цветов. Куда по просьбе жениха были положены шелковичные черви – так были похищены технологические секреты производства шелка.

6. Самым необычным временем в истории дамской шляпы был XVIII век. Во второй его половине тон в моде задавала французская королева Мария Антуанетта. Шляпы представляли огромные сооружения, достигающие метра в диаметре. В сложные композиции из бантов, перьев и кружев даже монтировались различные механизмы, которые приводили в движение, например, фигурки райских птиц или огромных бабочек. Шляпы венчали букеты из живых цветов, которые длительное время сохраняли свежесть, поскольку стояли в укрепленных на шляпе вазах с водой. Шляпы также увенчивали моделями парусников, плавающих в пруду лебедей, замков и других сооружений.

7. Согласно поверью, если королевскую шляпу примерит на себя человек некоролевской крови – непременно умрет от насильственной мучительной смерти.

8. Выражение «безумный, как шляпник» имеет под собой реальную историческую основу. Для того чтобы обработать мех или фетр, раньше использовался нитрат ртути, а ртутное отравление приводит к необратимым повреждениям головного мозга. Соответственно, мастера, делавшие шляпы, страдали судорогами, слабоумием, потерей памяти и галлюцинациями.

9. В Швеции XVIII веке существовали две политические фракции: «шляпы» и «шапки». Первые поддерживали политику Франции, вторые – России.

10. В XIX веке дамы носили капор с приклеенными к нему локонами. Создавалось полное впечатление изысканно уложенных волос, фактически под капором волосы никак не укладывались.

11. Считается, что выражение «эх ты, шляпа» первыми запустили в обиход военные в конце XIX века: оно было адресовано гражданским, носившим соответствующий головной убор. Есть и другая версия: что «шляпами» пролетариат называл недобитую интеллигенцию. И, наконец, последняя версия: немецким Schlafmütze («ночной колпак») дразнили сонь, мямлей и апатичных людей.

12. Цилиндр считался атрибутом человека высокого сословия. Так, например, узникам Петропавловской крепости отсиживать срок в цилиндрах запрещалось. Впрочем, не возбранялось сидеть в других головных уборах. Известно, например, что Дмитрий Писарев из духа противоречия «мотал срок» в турецкой феске с кисточкой.

13. Английское выражение «съем свою шляпу» эквивалентно нашему обещанию «руку даю на отсечение».

14. «Механизированной шляпой» называли шляпку-шапокляк, которая являлась не чем иным, как складным цилиндром. Дело в том, что ношение цилиндра часто причиняло его владельцу кучу неудобств. Во времена, когда цилиндр был в моде, в домах еще не было подставок для шляп и зонтов. Поэтому цилиндры предполагалось, являясь в гости, отдавать прислуге, чтобы она ставила их на подоконник, а за неимением широких подоконников – самому ставить слева от кресла. Изобретение шапокляков упростило эту процедуру: теперь шляпу можно было носить под мышкой в сложенном виде. Цитата: «Горничная (…) с благоговением приняла лужинский шапокляк. Лужин с тонкой улыбкой показал, как он захлопывается. «Удивительно», - воскликнула горничная» (Владимир Набоков, «Защита Лужина»).

15. В 1942 году в Англии шляпы разрешали продавать только лысым покупателям: из-за войны этот товар перестал поступать в страну.

16. В Советском Союзе моду на мужские шляпы ввел Никита Хрущев: до него вожди предпочитали кепки. В 1959 году, встречаясь с колхозниками Закарпатья, Хрущев появился в соломенной шляпе. Как он сам объяснял, шляпу пришлось надеть по предписанию врача: чтобы голову не напекло. Однако с этого момента мода на шляпы начала стремительно набирать обороты. Дело дошло до того, что в середине шестидесятых на дорожном знаке «Осторожно, пешеход» начали изображать человечка в шляпе, хотя до этого он «носил» кепку.

17. При помощи головных уборов в советское время пытались решить проблему безопасности высших должностных лиц: специалисты одного научно-исследовательского института разрабатывали модели бронешапок и бронешляп. Внешне они должны были выглядеть совершенно тривиально, а внутрь должна быть встроена титановая каска. Ходят слухи, что первый заказ на выполнение такого рода головных уборов не был выполнен из-за развала СССР. Однако идея «волшебной шляпы руководителя» до сих пор жива. Так, например, Юрий Лужков на одном из выходов «в народ» на вопрос, бронированная ли у него кепка, ответил так: «Конечно, бронированная. Могу ответственно заявить, что это моя связь с космосом. Шишечка на кепке, которая кажется обычной, - антенна, козырек - блок питания, сзади находится компьютер, вычисляет сигналы внеземных цивилизаций и дает рекомендации, как и что мне надо делать. Так что, когда я в кепке, я оснащен. Самое главное - чтобы котелок чугунным не был».

18. Британская королева – одна из самых известных «носительниц» шляпок. Ее головные уборы – не только брэнд монархии, но и своего рода национальное достояние. Дело в том, что любые шляпки, которые разонравились королеве или которые она перестала носить, попадают в музей ее головных уборов. Там шляпки снабжают надписью, где и по какому поводу королева в ней появилась, и дополняют фотографиями. Экспозиция музея пополняется почти ежемесячно.

В последнее время шляпы все чаще украшают собой наряды звезд, образы модных блогеров. Такой головной убор наиболее гармоничен в союзе с платьем. Это женственное, эффектное, уместное для любой ситуации решение! А вы знаете, как подобрать шляпку к платью?

Шляпы Коко Шанель: любимые модели великой модистки!

Создано: 01.06.2016 14:01

Вычурным ярким нарядам законодательница моды прошлого столетия Коко Шанель предпочитала простые и довольно аскетичные ансамбли. А вот различные аксессуары в образе ею очень даже приветствовались. Особенно это касается шляп. О любимых головных уборах мадмуазель Коко мы сегодня и поговорим.

Шляпа в образе невесты - нетривиальное решение

Создано: 18.05.2016 04:47

Сегодня невесты все чаще отдают предпочтение шляпам, с успехом заменившим привычную фату. Это позволяет девушкам выделиться, сделать свой свадебный образ непохожим на сотни других. Шляпку можно подобрать к любому луку, но как это сделать грамотно?

Женская шляпа как элемент уличного стиля – учимся носить

Создано: 16.05.2016 14:16

Кто-то говорит, что шляпы как стильный аксессуар морально устарели. Но образы звезд и блоггеров, предпочитающих уличный стиль в одежде, свидетельствуют об обратном. Если и вам по вкусу этот модное направление, то наша статья станет полезным вкладом в копилку знаний.

Шляпы Джонни Деппа: любимые модели, лучшие образы!

Создано: 06.04.2016 11:43

Стильный, обаятельный и чертовски привлекательный - все эти комплименты смело можно посвятить Джонни Деппу. И главной изюминкой его образов всегда являлись шляпы. О них мы сегодня и поговорим.

С какой шляпой носить пальто? На пике элегантности!

Создано: 18.03.2016 16:17

«Шляпа» и «пальто» в представлении многих модниц - понятия неразделимые. И это действительно так, если они правильно подобраны друг к другу. Ведь моделей пальто множество, так же как и велик ассортимент шляп. Любой ли головной убор подойдет к элегантной верхней одежде? Узнаем!

Шляпы Одри Хепберн: роскошные образы в кино и в жизни!

Создано: 03.03.2016 15:36

Одри Хепберн была не только талантливой актрисой, но и удивительно красивой женщиной. Ее манере одеваться пытались подражать миллионы поклонниц. А как ей были к лицу шляпки! Одри любила их и умела искусно носить. Предлагаем взглянуть на самые яркие образы кинодивы в шляпках прямо сейчас.

Шляпа как элемент дамского образа в мужском стиле – поиграем с модой?

Создано: 12.02.2016 07:27

Преппи, денди, гангстерский и ковбойский стили сегодня приобрели невероятную популярность среди модниц. Одним из интереснейших дополнительных атрибутов для подобных луков в мужском стиле является шляпа. Как правильно сочетать этот аксессуар с брюками, смокингами и джентльменскими костюмами, не выходя за рамки женственности? Узнаем!

10 шляп Кейт Миддлтон: стиль по-королевски!

Создано: 26.01.2016 11:31

Шляпки у представительниц королевской семьи Великобритании - это не просто модная прихоть, а очень важный элемент дресс-кода. Но, пожалуй, так талантливо обыгрывать эти головные уборы в своих образах до Кейт Миддлтон не удавалось никому. Как выглядит стиль по-королевски? Давайте посмотрим!

Оригинальные шляпы – лучший акцент!

Создано: 18.01.2016 17:49

В последнее время именитые кутюрье все больше вдохновляются на создание женских шляпок. Ведь головной убор способен придать образу завершенности, а его обладательнице добавить изюминку. О разновидностях оригинальных шляп, а также о том, куда и с чем их носить, читайте далее.

Сколько стоит шляпа?

Создано: 20.04.2013 13:15

Насколько сложно определиться с выбором формы и материала шляпы, настолько же сложно понять из чего складывается ее стоимость. Возможно, проще сделать ее самому, чем покупать за огромные деньги. Разбираемся в вопросе стоимости в этой статье.

Как выбрать шляпу

Создано: 26.10.2012 20:48

Шляпа – незаменимый головной убор, способный сделать ваш образ запоминающимся и ультрамодным. Многочисленные фасоны шляп, доступные в наши дни, позволят вам меняться и выглядеть по-новому чуть ли не каждый день. Трилби , борсалино , котелок , канотье , клош, федора и многие-многие другие разновидности шляпок словно созданы для того, чтобы отображать вашу индивидуальность.