Системно-векторная психология. Медленный ребенок: почему он медленно ест, пишет и даже какает? Я не могу понять, почему люди посмеиваются надо мной

Среди тех, кто живёт в этом человеческом мире, нет ни одного, кому ничего не нужно было бы делать. За исключением арахантов (arahants) у всех есть что-то, что нужно делать. Люди, занимаясь чем-то, должны различать, в каких случаях нужно делать что-то медленно, а в каких быстро. Только если они это смогут различать, тогда их работа может быть выполнена вовремя и с хорошим качеством.

Вещи, которые стоит делать медленно:

(1) получать знания и образование
(2) приобретать благосостояние и собственность
(3) совершать восхождение на горы
(4) желать мирских удовольствий
(5) терять самообладание

(1) Человек, желающий получить образование на скорую руку, пытается выучить второй урок прежде, чем он обстоятельно выучит первый. Поскольку этот человек тщательно не изучил первый и второй уроки, то у него будут большие трудности в изучении третьего, четвертого и последующих уроков. Вот почему он может разочароваться в получении образования.
Человек, получая образование, должен стараться тщательно и медленно учить первый урок до тех пор, пока он его не запомнит. После тщательного изучения первого урока, он продолжает медленно изучать второй, третий урок и так далее. Поскольку первый урок был усвоен, то этот человек будет в состоянии изучить и получить следующие, более сложные уроки, вплоть до завершения образования. Именно поэтому, получая знание и образование нужно быть медленным.
Высказывание, что нужно быть медленным в обучении, не означает, что нужно просто впустую тратить время без обучения. Вместо этого нужно многократно учить уроки, преподанные учителем, до тех пор, пока каждый не выучит их полностью. Вот, что значит обучаться медленно.

(2) Человек, стремящийся к благосостоянию и собственности, желающий мгновенно стать состоятельным, пытается увеличить и учредить различные виды работ, не имея для этого достаточного инвестирования или исходной собственности. У такого человека отсутствуют какие бы то ни было навыки во многих видах работ, а значит, и к своей работе он не сможет ничего добавить. Таким образом, ни одна из его работ не будет выполнена, так что в итоге этот человек будет разочарован.

Человек, стремящийся к благосостоянию, должен стараться медленно и непрерывно выполнять одну работу, в которой он искусен, так, чтобы она принесла результаты. Этот человек, накопит богатство и станет богатым в зависимости от того, насколько много он приложил усилий. Вот почему каждый должен быть медленным и непреклонным, когда он накапливает благосостояние.

(3) Человек, который стремительно взбирается, чтобы быстро достичь вершины горы в 4000, 5000 футов (прим. 1200-1500 м.) будет истощен прежде, чем он достигнет этой вершины. Он не в состоянии будет подняться выше и окажется в беде. Другой человек поднимается на гору медленно и осознанно в соответствии со своими силами. Этот человек достигнет вершины, как и следовало ожидать – в хорошей форме. Вот почему, когда взбираетесь на вершины, нужно делать это медленно.

(4) Искать себе супруга – это то, что естественно для мирян. Из-за того, что каждый спешит найти себе партнера, он глубоко не размышляет и не изучает будущего партнера, а выбирает кого-то, чтобы на нём жениться и с ним обручиться. Только после обручения они обнаруживают разногласия в своих отношениях и становятся несчастными. Бывали случаи, когда невеста или жених сбегали и прятались в день бракосочетания. Родители и пожилые родственники с обеих сторон теряют лицо, или приходят в замешательство. Они также теряют собственность, купленную для церемонии бракосочетания. Вот почему нужно быть медленным в поиске партнера для жизни и для разделения мирских удовольствий.

(5) Человек, столкнувшись с каким-то событием, и потеряв самообладание, не будет думать о причине и следствии или взвешивать за и против, а моментально разгневается. Он становится неистовым в своем поведении и произносит угрозы, используя бранные слова. Из-за того, что такой человек недостойным образом говорит и ведёт себя, его хорошая репутация теряется или разрушается, а хорошие друзья, которые его уважали, получают неверное представление о нём и перестают с ним дружить. Вот почему, когда возникает какое-то событие, дающее повод для того, чтобы потерять самообладание, нужно быть медленным, не спешащим.

Три вещи, которые необходимо делать медленно.

Три вещи необходимо обдумывать и претворять в жизнь без спешки, так как потом их трудно исправить.

(1) Жениться (супружество)
(2) Строить пагоду (храм или ступу)
(3) Наносить татуировку (оставляющую долговременные отметины на коже)

(1) Добродетельные мужчины и женщины, у которых присутствует чувство нравственного стыда (hiri) и нравственного страха (ottappa), желают пожениться только единожды, а не несколько раз. Изменить это трудно. Вот почему акт супружества должен совершаться вдумчиво и медленно.

(2) Для возведения храма, ступы или изображения Будды, которым будет выражаться почтение, должно быть выбрано соответствующее место, а изображение Будды должно выглядеть безупречно. Если место является неподходящим, а изображение не имеет прекрасных качеств красоты и великолепия, то их нельзя разрушать. Исправлять их – это трудная задача. Вот почему при строительстве храмов и ступ думать нужно медленно, без спешки и быть внимательным и аккуратным в осуществлении этого.

(3) Молодые люди имеют привычку делать татуировки на своих руках, груди и спине, изображающие кошек, тигров и духов. Когда они становятся старыми, то им хочется уже их вывести. Но краситель впитался настолько прочно в их кожу, что они уже не могут его вытравить. Таким образом, нанесение татуировок должно делаться вдумчиво и без спешки и прежде, чем это предпринимать, следует всё продумать и взвесить.

(4) Люди древности оставили стихотворное напоминание о трёх вещах, которые нужно делать медленно, поскольку их трудно исправить.

Максима: Бракосочетание, строительство храмов и ступ и нанесение татуировки. Если они осуществлены ненадлежащим образом, то исправить их трудно.

Вещи, которые должны быть незамедлительно выполнены.

Даяние (dana), нравственное поведение (sila), сосредоточение (samatha), практика випассаны, вследствие которой можно получить заслугу (vipassana merits). Достопочтенный Будда говорил, что если у вас есть возможность получить заслугу сегодня, сделайте это сегодня.

Возможность, которую вы имеете сегодня, не должна откладываться на следующий день. Почему вы не должны её откладывать? Несмотря на то, что вы живы сегодня, на следующий день вы уже можете быть мертвы. Почему вы можете быть мертвы на следующий день? Потому что ваше внутреннее тело имеет (96) видов недугов и болезней, а вовне у смерти есть множество видов оружия, таких как мечи, копья, яды и другие. У вас нет никакой возможности попросить смерть позволить вам остаться в этом человеческом мире больше на один или два дня, один или два месяца, один или два года, потому что вы не постигли Дхамму. Вы не можете выдвигать какие-либо условия.

Невозможно подружиться со смертью и поставить ей условия. Вы не можете её также подкупить. Вы не можете собрать воинов, чтобы с ней побороться. Вот почему достопочтенный Будда побуждал практиковать медитацию випассаны для того, чтобы осуществить Ниббану, и если у вас есть возможность, то незамедлительно делайте это сегодня. Вот почему, добродетельные дела должны быть сделаны быстро. (Ma 3/226)

Максима: У нас нет воинов и взятки, против смерти бесполезно бороться, у нас нет готовых к бою воинов, мы не знаем – будем ли мы живы завтра. Следовательно, не откладывайте до завтра, практикуйте випассану сегодня.

Махаси Саядо (Mahasi)
Пер с англ.: Цветкова Павла

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. T&P решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка. Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту. Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз. Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия? Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание. Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания. «Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется. Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение. Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости. Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.

Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой. Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники. Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться. Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз. Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора. Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.

Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно. При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз! Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание. Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами. Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме. Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями. В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения). Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна. Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации. Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное. Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное. Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма? Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста. Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения). Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить. Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием. Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой. Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились. Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту. Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой). Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли. Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения. Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным. Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик. Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость. При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу: Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде), Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение), Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости), а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления. Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания». Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо

доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management)

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное. Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает. Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения. Одну и ту же книгу можно читать с разными целями и, соответственно, с разной скоростью. Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм. Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет. С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее. Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Что я могу порекомендовать? Во-первых, читайте! Чтение - это практический навык. Те, кто много читает, делают это быстро. Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится. Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы. Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ. Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования. Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей. Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.

Иконки: Microphone by Edward Boatman, Eye by Carin Marzaro, Refresh by Viktor Vorobyev, Circus Elephant by Solène Troussé, bookmark by Nicholas Menghini - all from the Noun Project.

Привет, Вселенная! Что делать если я по жизни очень медлительная. Все делаю очень медленно и долго. Хотя По типу нервной системы я не флегматик, а меланхолик. В итоге я много чего не успеваю сделать. У меня уже двое детей, и в итоге я "зашиваюсь" сильно, а дома все равно беспорядок. Потому что пока убираешь одно, дети беспределят в других местах. В итоге руки опускаются, и энергии и сил никаких нет. Как у других женщин получается и 5 детей и работа, и обед из трёх блюд и дома чистота, и ещё и собой заняться, чтоб выглядеть идеально??? Может во мне где-то система сбилась?!;)

    Избавляться от ненужного, учить деток убирать игрушки, сделать себе план на день\неделю\месяц) Есть еще какие-то хитрые системы хранения вещей и системы уборки, сама всё хочу освоить)

    Привет!) Ну далеко не у всех получается и далеко не все...
    Научите детей убирать за собой и помогать Вам хотя бы немного.
    Придумайте им игру в помощь. Станет легче)

    Все дети разные. Бывает, легко с 5ю, но тяжело с одним,потому что он такой шкодливые, что переплюнет пятерых.
    Кроме того, может вы сильно устаете? Может вам не хватает витаминов, немного отпуска?
    Вам нужно чаще выбираться из дома погулять одной, чтобы осознать как вы скучаете по своим малышам.
    Но, если честно, я не вижу проблемы в том, чтобы не убирать игрушки за детьми весь день, а убрать все вечером, когда они уснут. Зато сэкономите время и приготовите обед и ужин.
    Да, и чтобы оптимизировать время, готовьте в мультиварке, духовке. Одним словом так, где не требуется постоянное ваше внимание.
    И учите детей вам помогать. Собирать игрушки к 3 то годам уже должны уметь. И потом, если детям от 1,5 лет, можно отдать в сад.
    Ищите решения, не опускайте руки и не чурайтесь просить помощь от окружающих!
    А беспорядок - да наплюйте, в доме слышен детский смех, дети здоровы и счастливы! Радуйтесь этому, дети - это награда!

    Разрешите себе быть такой какая Вы есть! Все ничего не успевают! невозможно все успеть! Я такая же как Вы, и очень долго переживала что все очень медленно и часто запускаю дом, но потом решила что ничего в этом такого ужасного нет, и жить стало намного легче!

    Сама иногда поражаюсь, как люди все успевают. Я тоже по складу темперамента флегматик-меланхолик. Но если я хочу что-то успеть, я ставлю себе четкий план и дедлайн. И все успеваю. У вас просто хромает дисциплина. Вот и все. Я понимаю, что с детьми гораздо труднее. Но вам нужно научиться себя дисциплинировать и определять приоритеты. Склад темперамента здесь ни при чем. Умейте себя мобилизировать силой воли. То что вы описываете элементарная лень и неумение видеть общую картину нужного и происходящего вокруг. А возможно и подсознательное отторжение данной жизни, которую вы сейчас ведете на психологическом уровне. Но это уже другая история. Теперь никуда не деться. Принимайте жизнь такой какая она есть. И ищите положительные моменты.

    Где то система сбилась, но наверное не у вас, а так в принципе. Я не медлительная, но с классическим графиком работы и одним маленьким ребенком, то же ничего особо не успеваю. Стараюсь все распланировать, типо списка, что и когда я делаю, и это помогает, но не надолго. Потому что все мы люди и не возможно жить по расписанию, 15 минут на это, пол часа на то. А если усталость, плохое настроение, то все опять ничего не успеваешь. Наверное нужно стараться уменьшить количество дел.

    Не надо ломать себя, т.е. свою медлительность. Просто распределите свое время правильно. Например, забейте вы на обед из трех блюд. Кому это надо, вам? В таком случае надо избавляться от перфекционизма. Зачем вам нужно быть идеальной хозяйкой? А там где дети, там всегда бардак. Откуда вам знать, как другие успевают и как они чувствуют себя к вечеру? Да и не смотрите на других. У них может няньки сидят с детьми, а мамы собой занимаются. И вообще чужая жизнь - потемки. Я сидела с ребенком до трех лет и прекрасно понимаю, что каждый день похож на день сурка. Но распределив правильно свое время, у вас прекрасно останется и время для себя и для отдыха. Я всегда, когда укладывала ребенка на дневной сон, читала. Это было МОЕ время и проводила его в свое удовольствие. Насчет уборки: приучайте детей СРАЗУ убирать за собой игрушки. Также подключайте мужа к помощи и по хозяйству и с детьми. Он в состоянии помыть посуду после ужина или пропылесосить полы. Отправляйте его гулять в выходные, а сами займитесь СОБОЙ. Сходите в парикмахерскую, встретьтесь с подругами или просто пройдитесь по магазинам за обновками. Он ведь тоже имеет отношение к детям, не так ли? Так, приучая домашних вам помогать, вы начнете многое успевать без напряга.

    Ничего в Вас не сбилось. Вы очень устали от этой монотонной жизни. У Вас нет времени для себя, чтобы элементарно полежать в одиночестве. Нужно разгружать себя. Перекладывать некоторые свои обязанности на мужа. Просить помочь родителей. Если бы у Вас была возможность хотя бы пару раз в неделю общаться с подругой, или куда-то выходить одной, без детей и проблем, то Вы воспрянули бы духом. Кроме того, нужно себя организовать. Составить план действий. Тогда Вы многое будете успевать, ведь Вы двигаетесь по плану. Вам нужна перезагрузка путем отдыха и получения ярких эмоций, именно их Вам и не хватает.

Вы видите вопрос, который задал Вселенной кто-то из пользователей сайта, и ответы на него.

Отвечают или очень похожие на Вас люди, или полные Ваши противоположности.
Наш проект был задуман как способ психологического развития и роста, где можно спросить совета у "похожих" и научиться у "очень отличающихся" тому, чего Вы еще не знаете или не пробовали.

Хотите спросить Вселенную о чем-то важном для Вас?

Наш век стремительных скоростей, где нужно много успеть, всех обогнать и подняться как можно выше, управляет нашими жизнями и не даёт времени, чтобы остановиться и просто насладиться данным моментом.

Мы разучились жить осознанно. Движение Slow Life призывает вернуться к самим себе, свободному решению выбирать собственный ритм жизни. Делать всё медленно, осмысленно, проникая в суть событий и получая удовольствие от простых вещей — вот, на чём основывается философия "медленной жизни".

SlowFood — "медленная" еда

Неудивительно, что именно в Италии была объявлена война FastFood — быстрой однообразной еде в спешке, ведь итальянцы славятся своей способностью чувствовать каждую минуту жизни. Жить в стиле Slow Food — значит, питаться вкусно, разнообразно, красиво, с удовольствием и не торопясь.

Чаще готовить самим, используя натуральные, экологически чистые продукты, заниматься совместным приготовлением пищи и её поглощением в компании друзей и родственников, получать удовольствие и от процесса готовки, и от вкуса еды, питаться в соответствии с национальными традициями.

Человек очень тесно связан с территорией, где родился, поэтому наиболее естественными и полезными для него являются продукты местного происхождения. В России движение SlowFood поддерживает сеть ресторанов "Улитка" (название говорит само за себя — не торопись!).

"Медленная еда" — это вдумчивое отношение к еде, осознанное удовольствие, дающее возможность пообщаться с друзьями, познакомиться с новыми людьми, предаться ничегонеделанию. У итальянцев есть одна интересная черта — они умеют сделать праздник из ничего: позвать соседей, приготовить незамысловатый стол и устроить пир — на это способен любой из нас, кто умеет быть счастливым.

Slow Art — "медленное" искусство

Медленно жить — значит, уметь наслаждаться искусством, не торопясь. Один из принципов такой жизни — не посещать культурные мероприятия в спешке, "для галочки". Не торопиться в надежде успеть обойти 4 музея в день, ведь такое знакомство с прекрасным не даст в полной мере насладиться и проникнуться его духом.

Лучше выбрать один музей в неделю и не спеша побродить по его залам, остановившись и подробно изучив несколько объектов. Нужно медленно читать великие книги, медленно созерцать великие картины, медленно слушать великую музыку.

Slow Tourism — "медленный" туризм

Как путешествуют многие туристы? Едут по дороге и останавливаются только в тех местах, где присутствуют "хорошие виды", делают снимок — и снова в машину. Так не насладиться путешествием — утверждают сторонники "медленной" жизни. С каждым новым местом нужно знакомиться неторопливо, проникаясь его духом и атмосферой: необходимо погрузиться в среду, пообщаться с местными людьми и идти вперёд, следуя интуиции.

Если у нас в руках — карта, а в голове — продуманный план путешествия (2 часа — там, 3 часа — тут), мы утрачиваем способность быть спонтанными и непредсказуемыми, и наше путешествие становится обычным, а не индивидуальным, "нашим". Не жалеть времени на созерцание, воспринимать дорогу не как способ "прибыть на место", а как увлекательную часть путешествия — ключевые условия "медленного" туризма.

Философия Slow

Речь идёт не о том, чтобы стать амёбой, а о том, чтобы ничего не разрушать и не отвергать ради скорости. "Медленная" жизнь предпочитает лучшее быстрому, качество — количеству, жизнь в своём ритме — скорости, навязанной извне. Деятельность должна быть избирательной, без суеты и спешки.

Даже если сумасшедшая жизнь в передвижениях на транспорте, работе, домашних делах не даёт расслабиться, всё равно можно выбрать 15 минут между делами и просто посидеть в тишине, оставив все мысли, подышать, успокоиться, "подзарядиться".

Выбор медленного ритма жизни даёт нам возможность просить о помощи, а не взваливать всё на свои плечи. Мы помогаем друг другу, сочувствуем и становимся более терпимыми к чужим слабостям. Можно ли всё успеть, ни от чего не отказываясь? Наверно, да. Кроме одного. Мы не успеем осознать чудо жизни и насладиться им в полной мере.

Как жить в стиле Slow Life?

Все мы хотим быть счастливыми и наслаждаться этим безграничным ощущением. Но многие из нас так привыкли в вечной спешке и цейтноту, что если вдруг им достанется две недели отпуска и свободы для ничегонеделания, они испытают панику — как это делается?

Мы всё время чем-то заняты и не умеем расслабляться, а некоторые из нас чувствуют себя счастливее на работе, чем дома. Выходные мы проводим, занимаясь не тем, что нам по-настоящему нравится, а в повседневных заботах: приготовить суп на неделю, убрать квартиру, постирать, погладить, а вечером, обессилев, растянуться на диване перед телевизором. И так проходит вся жизнь.

Как начать практику медленной жизни?

Нужно всего лишь задать себе вопрос: "А что я хочу прямо сейчас? Что меня порадует?" . И честно ответить себе, а потом не спеша, получая удовольствие от каждого движения, наслаждаясь процессом сделать это. В стиле Slow Life.

Успевает тот, кто не торопится

Все мы знаем крылатое выражение: "Тише едешь — дальше будешь" . И это действительно так. Чем больше мы торопимся, тем чаще не успеваем. Дни и недели проходят так быстро, словно их и не было. Солнце становится теплее — мы этого не видим, почки набухают на деревьях — не замечаем, дети вырастают — удивляемся потом, когда это случилось. Чтобы изменить ситуацию, движение Slow life предлагает нам следующие правила жизни:

  • Не торопись — тогда всё успеешь.
  • Не смотри постоянно на часы, а по выходным вообще забудь о них, прислушиваясь к ритмам собственного организма.
  • Внутреннее спокойствие ведёт к лучшей концентрации и росту эффективности.
  • Работа должна вдохновлять, а не изматывать.
  • Кто живёт медленно, тот живёт дольше.
  • Когда мы боимся потерять время, мы его теряем.
  • Процесс намного важнее результата.
  • Не нагружай себя непомерными заботами.
  • Научись просить о помощи.
  • Не жить для чего-то, а просто жить.

Правильно распределять своё время, не становиться заложником дел, самому выбирать ритм своей жизни для каждого дня — это не всё, что предлагает стиль Slow life. Он учит нас шире взглянуть на мир, увидеть то, что нас окружает, понять, как много даровано человеку. Именно это ощущение единства с миром даёт вдохновение. Вместо чувства одиночества появляется радость слияния, вместо страха приходит доверие, вместо эгоизма — любовь. Как это можно применить в жизни? Руководствуясь простыми принципами.

  • Чаще смотри на рассветы и закаты.
  • Учись слышать звёзды.
  • Чувствуй вкус того, что ешь.
  • Общайся с природой, но не гуляй с определённой целью, иначе ты жертвуешь самой прогулкой.
  • Играй и фантазируй.
  • Если идёшь с кем-то рядом, не думай, что сказать.
  • Гуляй с детьми, наблюдай за ними, учись у них.
  • Говори медленно и осмысленно.
  • Дели большие дела на маленькие.
  • Когда волнуешься и тревожишься — остановись и медленно подыши.
  • Медленно наслаждайся искусством.
  • Проведи время в одиночестве, без телевизора и Интернета.
  • Черпать энергию в самой жизни.
  1. Не делать всю работу сразу, равномерно распределяя её. Нужно делать домашние дела постепенно, то есть не откладывать уборку всего дома, мытье и глажку на один день, а выполнять всё по дням недели: убирать пыль на мебели в понедельник, стирать — во вторник, пылесосить — в среду, мыть полы — в четверг и т.д. Либо, если дом большой, выделять для каждой комнаты свой день чистоты. Так мы сэкономим силы.
  2. Заниматься любимыми вещами и получать от этого заряд бодрости и вдохновения. Для наполнения творческой энергией и силами необходимо превратить то, что вы любите, в свою работу или хотя бы хобби: вышивание, йога, лепка, написание романа, макраме, рисование, разведение цветов. Делая что-то, пребывая в потоке творчества, мы не теряем силы, а восполняем их запасы, становясь по-настоящему счастливыми.
  3. Ограничить поступление ненужной информации в свою жизнь: очистить её от избытка телевизионных программ, телефонных жалоб подруг, бездумного посещения Интернет-сайтов, научиться получать удовольствие от тишины и покоя.
  4. Не посещать больше одного мероприятия за день, соблюдать умеренность: не надо утром идти в кино, потом — на аттракционы, затем — на выставку, вечером — в театр. Пусть впечатление от фильма останется на весь день, пусть книга раскрывает свои тайны понемногу, пусть выставка вдохновит на то, чтобы выделить время для тишины и собственного творчества.
  5. Общаться с теми, кого любите, не просто по привычке. Осознавать, как вы нужны, чувствовать и проявлять свою любовь, заботиться о близких, устраивать им праздники, разговаривать по душам и не жалеть времени на нежность.
  • "Смаковать" каждую минуту.

Плавное течение жизни помогает нам больше успеть. Не надо путать его с бездумной праздностью. Осознанно живущие люди делают это осмысленно, "смакуя" каждую минуту, в результате чего появляется дополнительная энергия, рождаются гармония и счастье. Практика "медленной" жизни, может, и не решит всех проблем, но она покажет нам совершенство мира, его красоту и бесконечность, расширит границы наших возможностей и поможет создать островки покоя в меняющейся и развивающейся жизни.

Уже с детства нас тянет делать то, что потом будем делать всю жизнь. Анальный малыш научается делать дело качественно - будьте терпеливей к нему, ребенок сделает медленно, но очень хорошо.

Такое отношение у него буквально ко всему на свете. Не удивительно, что анальный ребенок долго ест - ведь он должен очень качественно пережевать пищу. Заметьте, он никогда не хватает еду, не ест на ходу, не запихивается в спешке - наоборот, он подходит к этому делу очень обстоятельно. И так же долго ребенок сидит на горшке, очищая свой организм от нечистот. Это наблюдается уже в самом раннем возрасте, да и потом он будет дольше, чем другие закрываться в туалете.

У анального ребенка даже метаболизм замедленный, поэтому необходимо правильно его кормить.

Родители анального ребенка, если желают ему доброго будущего, должны понимать, что их ребенок никак не медленный, он качественный. И всячески поддерживать, подбадривать его стремление к качеству во всем. Со временем он научится и будет все делать ненамного дольше остальных. Страшную ошибку допускают родители, которые подгоняют детей с анальным вектором, заставляют их спешить, кричат, буквально гонят в шею "давай, давай, быстрей же!" Анальный ребенок не может быстрей, не потому что он медленный, а потому что все его мысли устремлены в другом направлении и он просто не понимает родителя, подгоняющего его. А дальше он просто впадает в ступор, у него не получается, он сердится на себя и на того, кто подгонял. Он не может сосредоточиться на действии, а значит, не может произвести само действие.

Результат всегда фатальный, например, ребенок может не какать неделю и иметь жуткие боли в кишечнике, лишь потому, что мама подгоняла его под дверью туалета. А это приводит к катастрофическим последствиям во взрослой жизни .

Запомните! Чем больше подгонять анального ребенка, тем более медленным он становится.

Еще детки с анальным вектором очень ранимые и их легко задеть, даже одним словом. В ответ они не кричат и не истерят , как другие, что казалось бы хорошо, но на самом деле все обстоит намного хуже - потому что в ответ они ТИХО обижаются. Да так сильно, что иногда не разговаривают с любимой мамочкой и дуются часами. Обиды терзают людей с анальным вектором с самого раннего детства, и только очень внимательный и заботливый родитель может сделать так, чтобы они не испортили ему всю жизнь. Будьте готовы к тому, что ребенок с анальным вектором постоянно обижается, очень часто довольно неожиданно для мамы и буквально на мелочь - но для него это очень важно и он именно так ощущает мир.

Если анальный ребенок обиделся, важно понимать его психику. Постоянный поиск причины для обиды или обида деланная – плохой признак.

Ребенок с анальным вектором, от природы очень неуверен в себе (не путать со зрительной видимой стеснительностью). Многие родители с удивлением наблюдают, что их дети по какой-то непонятной причине очень боятся всего нового. И часто называют их безынициативными и тюфяками, но это тоже неверное, не так - и на самом деле очень обидное название, которое не имеет ничего общего с правдой. Просто они безумно нервничают, если им говорят о будущем, об изменениях, обо всем, что будет завтра или через год. К примеру, что надо поменять садик. А если они сами еще и решение должны принять по этому поводу - то это уже настоящий стресс.

Анальный вектор относится к тому, что Системно-векторная психология Юрия Бурлана обозначает как «квартель времени» и люди обладающие этим вектором всегда живут с оглядкой на прошлое. Они очень уважают традиции, родителей, дедушек и бабушек. Для них очень важно, как жили в древние времена, и как тогда был устроен мир. Зачастую самый любимый предмет ребенка с анальным вектором - это история. А самая нелюбимая тема - это будущее, непонятное и страшное одновременно. Так устроен анальный человек от природы и точно так же устроен анальный ребенок. Пробовать изменить его - это ломать, уничтожать, истреблять его прекрасное природное качество. Поэтому не спешите делать поспешных выводов, у Вас ребенок не НЕ УВЕРЕН в себе, а просто осторожно относится к будущему.

Однако мы все понимаем, что став взрослым человеку, ему так или иначе, а придется думать о будущем, формировать свою жизнь, планировать и развиваться. Поэтому необходимо терпеливо и очень мягко подталкивать анального малыша к действиям, развивать в нем чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, помогать найти то дело, которое станет для него опорой на всю жизнь.

Заставлять анального ребенка проявлять инициативу не всегда приносит нужный результат. Ведь когда мы так поступаем, мы требуем от него проявлений качеств кожного вектора, которого может и не быть.

Ребенок убирается и очень любит чистоту

Как уже говорилось выше, ребенок с анальным вектором очень любит чистоту. И всегда с удовольствием помогает маме с уборкой. Для анальных людей через всю жизнь красной нитью проходит желание делить на чистое и грязное . И чистота - самое главное, что есть в их жизни. В доме должно быть чисто и скатерть должна быть белой, и посуда - аж сверкать. Это их удивительное желание, которое уже несет в себе прекрасную черту характера - усердие и терпение, стремление к чистоте во всем. Поэтому необходимо всячески поддерживать ребенка в этом стремлении, как только он сможет, предоставлять ему возможность убираться - тем более, что делает это он с удовольствием и качественно.

Чистота во всем - залог психологического здоровья для анального ребенка. Убираться, мыться, чистить – ребенок любит это.

Своя правда и своя справедливость

Чистота для анального человека важна во всем. Чистая квартира - это хорошо, но должны быть и очень чистые отношения между ребенком и родителями. У анальных людей даже поговорка есть такая "Лучше прямая правда, чем кривая ложь". Прямолинейные от природы, они требуют такого же отношения и к себе.

Конечно, родители часто недоговаривают детям, скрывают от них какие-то вещи. Это правильно и нормально, особенно, в определенных случаях. Но напрямую врать анальному ребенку лучше не надо, он долго будет думать о том, почему мама его обманывает. Так же не нужно просить или заставлять врать его, это введет его в ступор, вызовет в нем массу противоречий. Да и ложь не будет звучать правдоподобно, а вроде «мама сказала, что ее нету дома».

Похвала для ребенка с анальным вектором

Похвала для ребенка с анальным вектором является главной составляющей воспитательного процесса. Но хвалить нужно уметь. Если это сделать неправильно, то ребенок может обидеться, станет медленным и замкнутым. А если перехвалить – то можно сделать его зависимым от похвалы. Похвала должна быть справедливой, чтобы он чувствовал, что действительно ее заслужил.

О том, как правильно хвалить ребенка, на сайте по системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть отдельная большая статья - читайте ее .

Ровно, значит красиво. Качество во всем

Сегодня принято водить детей на все секции и кружки подряд, или только на те, которые модные. И при этом совершенно не учитываются желания ребенка, его врожденные качества. Не удивительно, что в результате - сплошное разочарование. А с анальным ребенком ситуация еще хуже - ведь он обижается и становится медленным.

Ребенок с анальным вектором очень терпелив и стремится к качеству. И если родители сумеют подобрать для него соответствующий кружок, то подарят ему настоящее дело, в которое он будет влюблен всю свою жизнь. Сегодня, в наш век спешки, мы уже позабыли, что такое качественные вещи, но на них всегда есть спрос, более того, они стоят бешеных денег.

Анальную девочку можно отправить на курсы рукоделия, а также на кулинарные курсы - растет маленькая хозяйка дома и ей пригодятся эти знания. А мальчик должен научиться работать руками и вырастет человек-"золотые руки", умеющий все в доме сделать. Если есть другие вектора, например, звук или зрение , то такого малыша можно отправлять в любые интеллектуальные и творческие профессии. Хорошие художники, дизайнеры, программисты, стилисты, врачи, создатели красивейших вещей руками - это чаще всего люди, обладающие развитым анальным вектором.

Подберите для анального ребенка такое занятие, в котором требуется очень большая тщательность, ответственность, щепетильность, терпение и усидчивость. Подбодрите его, помните, он не любит все новое. И уже в скором времени он поразит Вас своим талантом - он будет делать такие вещи, которые Вы не могли бы себе даже представить.

Мама - главная женщина на свете, а дома лучше чем в гостях

Анальные дети больше других любят мам. С самого раннего возраста у них возникает особенная связь с мамой, которая не разрывается уже до самой смерти. Именно они больше всего страдают, когда мама, даже в уже очень пожилом возрасте, умирает. Как будто ниточка разрывается, которая привела их в этот мир и смысл жизни теряется. "Моя мама, мамочка" - анальный ребенок очень дорожит мамой и даже в мыслях называет ее ласково.

Любая мама анального ребенка, особенно, сына должна никогда не забывать о том, что она является иконой для своего малыша и задает ему на всю жизнь стереотип отношения в паре и в семье. Анальные люди живут с оглядкой, и зачастую их самый первый опыт определяет всю последующую жизнь. А самый первый опыт общения у ребенка происходит именно с мамой.

Если мама не будет внимательна к ребенку, не будет адекватно реагировать на его обиды, будет подгонять и вгонять в медлительность... то это может привести к напряженным отношениям с человеком, которому задано от природы быть самым близким. Сильнейшая обида на мать превращает жизнь анального человека в тяжелейшее бремя, которое очень страшно нести. Он не сможет нормально, адекватно жить, не сможет завести отношения, полюбить, создать семью.

Так же трепетно анальные люди относятся к семье, к старшим, к братьям и сестрам. Они любят свою нацию и гордятся ею. Их дом - это их крепость.

Процесс учебы: трудно, но навсегда

Обычно анальный ребенок любит учиться и делает это очень успешно. Он любит ходить в школу, любит быть отличником, выполнять домашнее задание.

Бывают исключения - часто из-за плохого обращения или непонимания. Например, кожная учительница подгоняет, придирается, унижает. Тогда анальный ребенок становится медленным и угрюмым, обижается и, возможно, даже навсегда бросает свое желание учиться. Но в первом классе нет такого анального ребенка, который бы не стремился в школу.

Поэтому очень важно взглянуть на первую учительницу, да и классную в средней школе, перед тем, как отдавать ребенка в школу. Действительно, материал такой ребенок усваивает медленно, но навсегда. Если дать ему возможность развиться, то он станет лучшим учеником в классе, все предметы будет знать на отлично.

"Учиться, учиться, и еще раз учиться" - это главный постулат анального ребенка. Кстати, именно они в будущем выбирают профессию учителя и с радостью возвращаются в родную школу уже в новом качестве: не учиться, а учить!