Социальные эмоции в игре. Игры на развитие эмоциональной сферы детей. Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Елена Вавина
Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре

«Развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста в игре ».

На современном этапе развития общества с новой силой ощущается потребность в обретении гуманного отношения человека к миру, другим людям и к себе самому. Для формирования такого отношения дошкольный возраст считается наиболее синзитивным. Поэтому в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования в содержании образовательной области социально-коммуникативное развитие подчеркивается необходимость развития у детей социального и эмоционального интеллекта , эмоциональной отзывчивости , сопереживания. Старший дошкольный возраст является наиболее ценным и благоприятным для становления социальных эмоций . В этом возрасте ребенок постепенно теряет импульсивность, чувства становятся более глубокими и осмысленными. Роль эмоции в деятельности старшего дошкольника меняется . Ранее основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, а теперь он может испытывать удовольствие и радость предвидя положительные результаты своей деятельности. Ребенок овладевает выразительными, экспрессивными формами выражения эмоций , использует интонацию, мимику, жесты. Все это способствует более глубокому осознаванию переживаний другого человека.

Игра, оставаясь ведущей детской деятельностью, имеет огромное значение для развития эмоций ребенка . В процессе игры происходит психическое, эмоциональное , социальное становление личности дошкольника . Но в старшем дошкольном возрасте , в связи с подготовкой к школе, увеличивается объем учебной деятельности в воспитательно-образовательном процессе ДОО. В настоящее время требования к выпускнику ДОО усложняются. Ребенок должен быть социально ориентированным , понимать свои эмоции и эмоции окружающих его людей. Социальные эмоции не даются с рождения, а образуются в процессе развития . Анализ научной и методической литературы по проблеме исследования позволил мне установить возрастающий интерес исследователей к данной проблеме, с одной стороны, и недостаточную разработанность методических аспектов развития социальных эмоций дошкольников в игре .

Большое значение в исследовании проблемы эмоционального развития детей среднего дошкольного возраста является поиск и разработка методов и средств, способствующих наиболее эффективному развитию социальных эмоций ребенка .

Анализ научной литературы позволил мне определить важную роль игры в развитии социальных эмоций старших дошкольников .

Игра традиционно считается одним из эффективных средств развития дошкольников . В тоже время, стоит отметить, что игра как средство не получила достаточного рассмотрения в психолого-педагогических исследованиях, в частности недостаточно изученным является методический аспект проблемы.

Игра будет являться эффективным средством , если :

В ходе определения вида и содержания игры опираться на актуальный уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста ;

Комплекс игр будет включать игры, направленные на распознание и понимание эмоций , передачу эмоциональных состояний различными способами.

Включение в педагогическую работу разнообразных игр позволяет решать целый комплекс задач эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста : от осознанного восприятия социальных эмоций , до формирования собственных эмоций и индивидуального стиля эмоционально -экспрессивного поведения.

Для формирования и развития эмоций детей старшего дошкольного возраста предлагаю использовать в работе комплекс игр по развитию и формированию социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста . Для осуществления данной цели мною были подобраны игры, которые проводятся ежедневно в старшей группе . Игры проводились с детьми в любое свободное от других видов деятельности время, чаще всего после сна.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи :

- развивать словарь эмоций ,

Учить детей распознавать свои эмоции и эмоции окружающих людей ,

Формировать позитивное самовосприятие,

Формировать умение дифференцировать эмоции свои и окружающих людей,

Обучать контролировать свои эмоции ,

- развивать навыки социального поведения .

При проведении работы необходимо учитывать следующие принципы :

1. Принцип индивидуализации : учет возраста , индивидуальных особенностей каждого ребенка.

2. Принцип природосообразности и амплификации развития .

3. Принцип субъективности, опоры на внутренние ресурсы ребенка.

4. Принцип жизненного оптимизма.

5. Принцип недерективности формирования психологического здоровья. Не программировать скорость и результат изменений, а предоставить возможность изменений путем формирования адекватной среды.

6. Принцип оптимального педагогического взаимодействия и сотрудничества.

1. Для полноценной работы воспитатель должен учитывать желание или нежелание ребенка играть.

2. Необходимо убедиться в физическом здоровье ребенка на момент реализации комплекса.

3. Во время работы педагогу необходимо внимательно наблюдать за детьми, видеть насколько активны они в работе, какие именно игры вызывают положительную ответную реакцию.

4. Необходимо предварительно создать благоприятную психологическую обстановку в группе и снять напряжение с детей (небольшая беседа, физ. минутка) .

6. Ругать ребенка ни в коем случае нельзя!

Комплекс игр, направленных на развитие социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста .

Название Цель игры Ход игры

Пиктограммы - ознакомить детей с эмоциями , научить определять эмоции - на столе лежат карточки с изображение лиц с различными эмоциями . Ребенок берет карточку и не показывает остальным, а пытается мимикой выразить эмоцию . Дети угадывают ее и пытаются объяснить по каким признакам они ее угадали.

Зеркало - научить ребенка выражать эмоции , ознакомить его с эмоциями . Дети сидят на стульчиках. Педагог дает первому ребенку маленькое зеркальце предлагает ему улыбнуться своему отражению и сказать : «Здраствуй, это я.» . Далее зеркало передается по кругу, выполняются те же действия. Когда все закончили педагог объясняет детям что, если человек улыбается уголки рта подымаются вверх, щечки становятся круглыми, а глазки превращаются в щелочки. Так можно проиграть другие эмоции : страх, удивление, обиду и т. д. Перед игрой можно показать детям пиктограммы с различными эмоциями .

Назови похожее - укрепляет связь между вербальным и мимическим выражением эмоций . Педагог показывает детям карточки с основными эмоциями (радость, удивлении, страх, обида) или же сам мимически изображает их. Дети должны словами описать данные эмоции .

Испорченный телефон - научить распознавать и воспроизводить эмоции . Дети сидят на стульчиках с закрытыми глазами – «спят» . Педагог и один ребенок с открытыми глазами. Педагог показывает молча ребенку какую-то эмоцию с помощью мимики и пантомимики. Ребенок «будит» соседа и молча воспроизводит увиденную эмоции , все действия производятся по цепочке до последнего ребенка. Далее преподаватель начинает опрос с последнего ребенка, заканчивая первым – какую эмоцию тот получил ? По каким признакам он это понял? Замечает где произошел сбой передачи информации, выясняют и разбирают ошибку все вместе.

Один дома (игра -этюд*) - с помощью мимики и пантомимики научить выражать страх. - воспитатель читает текст, ребенок пытается выполнить озвученные действия. Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет прийти на помощь?

Соленый чай (игра-этюд) - развитие способности выражать эмоции , отвращения. - воспитатель читает текст, ребенок выполняет действия. Мальчик во время еды смотрел телевизор. Он налил в чашку чая и не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противный вкус!

Фокус (игра-этюд) - развить способности выражать эмоции удивления , изумления. - воспитатель озвучивает текст, ребенок старается его воспроизвести в действиях и мимике. Мальчик очень удивился : он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.

Новая кукла (игра-этюд) - научит выражать ребенка эмоции радости и счастья (девочки**) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама подарила доченьке куклу. Девочка очень рада, обнимает куклу, гладит ее волосы, целует, кружит на руках.

Новая машина (игра-этюд) - научить выражать эмоции радости и счастья (мальчики) . - воспитатель произносит текст, ребенок его воспроизводит в действиях и мимике. Мама купила сыну новую машину. Мальчик очень рад, трогает ее, осматривает, начинает катать по полу.

Как котенок потерялся - научить детей выражать эмоции другого человека (животного) с помощью движений и мимике, научить сопереживанию. Дать опыт негативного эмоционального переживания . - воспитатель предлагает детям послушать историю : «Пошел Вася с котенком гулять. Котенок был маленький и глупый. Он увидел бабочку, побежал за ней, отстал от Васи и теперь не знал, куда идти. Стало ему страшно. Он сжался в комочек и жалобно замяукал. Мимо шла девочка Катя. Увидела она котенка и спрашивает : "Что с тобой? Ты испугался? Тебе страшно?"

А котенок ей отвечает : "Я потерялся. Мне страшно, и я не знаю, как найти мой дом и Васю".

Девочка приласкала котенка и проводила его домой». Далее вместе обсуждают рассказ, разбирают по ролям и проигрывают.

Мимическая игра «Передавалки» - учит ребенка воспринимать эмоции , воспроизводить и передавать. - воспитатель просит детей сесть на стульчики и объясняет в процессе игры :

Передай улыбку соседу (по кругу)

Передай сердилку (сердитое выражение лица)

Передай хлопок (хлопки могут быть разными – о стол, обеих ладоней, одной ладонью о стол, о колени; комбинированные хлопки : хлопок над столом и два о стол). Усложнение – хлопки могут передавать ритмический рисунок.

Передай «испуг» .

Передай «страшилку»

Передай «смешинку»

Передай приветствие и т. д.

Игра-пантомима по стихотворению «Муравей» (З. Александрова) - овладение детьми разными видами эмоций , развить способность выражать эмоции . - воспитатель читает стихотворение :

Муравей нашёл былинку.

Много было с ней хлопот.

Как бревно, взвалив на спинку,

Он домой ее несет.

Он сгибается под ношей,

Он ползет уже с трудом,

Но зато какой хороший

Муравьи возводят дом.

В то же время дети старательно воспроизводят текс с помощью мимики и действий, очень хорошо использовать строительный материал (игрушки, конструктор, кубики) .

Живое зеркало - учить детей распознавать эмоциональные состояния , подражать им. - дети разбиваются по парам (по желанию, становятся лицом друг к другу. Один из пары показывает мимикой и пантомимикой любое, выбранное им, эмоциональное состояние . Второй ребенок пытается повторить действия и назвать эмоцию . Воспроизвести необходимо абсолютно точно, как зеркальное отражение.

Придумай слова (И. Климина) - развитие эмоциональной сферы и воображения (рисунки с изображением сказочных персонажей, дети рассматривают рисунок и придумывают как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Взрослый помнит о том, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может меняться.

Оживлялки (И. Климина) - развитие умения выражать свои эмоции невербально . (рисунки детей , дети рассматривают рисунки, потом один из участников пытается изобразить мимикой и жестами любой из рисунков, другие дети угадывают, какую картинку показывают. Если вариантов будет несколько, детям надо объяснить, что одно и тоже явление или предмет у разных людей могут вызвать разные чувства, каждый имеет право на самовыражение.

Жужа (Н. Кряжева) - отработка отрицательных эмоций (необходимо полотенце, выбирается ведущий «Жужа» , он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, строят рожицы, дразнят. Когда «Жуже» надоест, она вскакивает и пытается задеть кого-нибудь полотенцем по спине. Этот ребенок становится ведущим. Дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должна терпеть как можно дольше.

Доброе животное (Н. Л. Кряжева) -снятие психомышечного напряжения, научить детей понимать чувства других, сопереживать. Педагог просит всех встать вкруг, взяться за руки и тихим голосом говорит : «Мы одно большое, доброе животное. Давайте послушаем как оно дышит. А теперь подышим вместе с ним. На вдох делаем шаг вперед, а на выдох – шаг назад. А теперь на вдох 2 шага вперед, на выдох -2 шага назад. Как ровно дышит животное, так же ровно стучит его сердце. На стук – шаг вперед, на стук – шаг назад и т. д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Три характера - сопоставление различных характеров. Дети слушают три музыкальные пьесы Д. Кабалевского «Злюка» , «Плакса» и «Ревушка» . Вместе с педагогом дают оценку злости, плаксивости и сравнивают эти состояния с хорошим настроением. Трое из детей изображают каждое из состояний, остальные пытаются угадать кто из них, кто.

Волшебный стул - активация положительных эмоций , снижение интенсивности печали и грусти. Выбирается самый грустный ребенок в группе, его садят на стул в центре группы. Остальные дети должны придумать как можно больше ласковых и добрых слов. Затем каждый из них подходит к сидящему, поглаживая говорят ласковые слова. Педагог, для примера, может быть первым. Сидящем на стульчике может стать каждый желающий.

* игра-этюд – короткая по времени драматизация на основе текста или стихотворения, которая осуществляется ребенком при помощи и наблюдении воспитателя. Необходимо учитывать возрастной период детей . Воспитатель читает текст, дети показывают действия героев. Возможна импровизация.

** к 5-7 годам дети начинают осознавать свою половую принадлежность. В старше дошкольном возрасте происходит полное приятие и осознание своего пола, необходимо учитывать это в любом виде деятельности, так как в дальнейшем исправить ошибки в половом воспитании будет очень сложно.

Развивающие игры для старших дошкольников

Автор: Еремина Нина Васильевна, воспитатель логопедической группы, МБДОУ «Шегарский детский сад № 1 комбинированного вида», село Мельниково Шегарского района Томской области

Игры могут быть использованы в работе учителей-логопедов, педагогов - психологов, воспитателей. Данный материал рекомендован для работы с родителями. Игры предназначены для детей старшего возраста.

Игры применялись в виде отдельных занятий, игр и упражнений.

« Я радуюсь когда. . .»

Цель: расширение представлений детей об эмоции «радость»; формирование положительных эмоций; расширение представление детей о поступках, которые приносят радость.

Оборудование: игрушка гнома, несколько мягких игрушек, кассета с веселой музыкой, изображение веселой девочки, рисунок «пустого» лица для каждого ребёнка, пиктограмма с изображением эмоции «радость», зеркало, маленький мячик, рисунки гномов с изображением глаз, карандаши и листы бумаги (для каждого ребенка).

Педагог называет одного из участников группы, бросает ему мячик и говорит: « (Имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Петя ловит мячик и говорит: «Я радуюсь, когда …» Затем Петя бросает мячик следующему участнику и, назвав его по имени, в свою очередь просит: «(Имя ребенка), скажи, пожалуйста, когда ты радуешься?»

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не ответят на вопрос.

Гном: «Вот видите, ребята, как много разных ситуаций в жизни, когда у человека хорош и он улыбается». (Перечисляются все ответы детей), (4 минуты).

«Рассмеши принцессу Несмеяну»

Цель: формирование умения находить способы вызвать улыбку у человека с плохим настроением; снижение психофизического напряжения; развитие воображения.

Оборудование: игрушка гнома, «песочная фея», поднос с песком, коллекция миниатюрных фигурок.

Фея рассказывает историю о принцессе, которая всегда была печальна. Никому никогда не удавалось вызвать на ее лице улыбку. Детям предлагается ответить на вопрос: «Как я могу рассмешить принцессу?» После небольшой паузы ребята подходят к стеллажу с миниатюрами и выбирают фигурки для своей истории. Затем каждый из них с помощью своих персонажей рассказывает смешную историю, проигрывая ее в песочнице. В конце фея подводит итоги, выбирая наиболее смешной рассказ. При этом она благодарит ребят за то, что принцесса наконец-то улыбнулась и теперь, вспоминая рассказы детей, у нее всегда будет отличное настроение.

В конце игры дети прощаются с песочной феей. (20 минут)

«Королевство эмоций»

Цель: расширять представление детей об эмоции «зависть», учить детей понимать причины, которые приводят к тому или иному настроению.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограммы и рисунки сказочных персонажей с различными эмоциями.

Гном раскладывает по кругу пиктограммы всех известных детям эмоций и говорит, что сегодня они попали в Королевство эмоций. «Ребята, как вы думаете, какие эмоции могут подружится друг с другом, а какие навсегда останутся одни?» После ответов каждому ребенку предлагается подружить эмоции с помощью какой-либо истории. Тот, кто быстро справился с заданием, начинает рассказывать свою сказку, остальные внимательно слушают.

После выполнения задания гном обязательно хвалит детей. (20 минут)

«День рождения»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «радость», создание доброжелательной атмосферы в группе, развивать активный словарь эмоциональных состояний.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «радость», несколько картинок сказочных героев с радостным настроением, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям выбрать именинника. Этот ребенок садится на стульчик. Остальные должны изобразить гостей, которые по очереди приходят к имениннику и дарят ему подарки. Задание ребятам усложняется: надо с помощью жестов показать, что именно ты подарил. Задача именинника угадать этот предмет. Если подарок не угадан, то именинник занимает место гостя, а гость становится именинником. (7 минут)

«Пчелка в темноте»

Цель: закрепить умение выражать эмоцию «страх», развивать активный словарь эмоциональных состояний, коррекция боязни темноты, замкнутого пространства, высоты.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «страх»; карточки, на которых изображены сказочные герои с выражением эмоции «страх»; несколько стульев для взрослых; материя, которая не пропускает свет.

Гном выбирает одного ребенка, который будет играть Пчелку. Он говорит о том, что Пчелка очень любит собирать мед. Она полетела на полянку, где растут много, много разных цветов. Перелетая с одного цветка на другой, Пчелка не заметила, как наступил вечер. А вечером цветы закрываются, поэтому Пчелке пришлось сидеть внутри цветка в темноте до утра.

Затем педагог от лица гнома ставит стулья так, чтобы ребенок-Пчелка мог залезть на стул и ходить по ним, не боясь упасть. Это цветы. После того как наступил вечер, Пчелка остается на одном из стульев и его закрывают материей, которая не пропускает свет. Несколько минут ребенок сидит в темноте, затем наступает утро, и материю снимают, Пчелка улетает к себе домой. В роли Пчелки должен побывать каждый ребенок.

При выполнении этой инсценировки важно знать, насколько каждый ребенок боится темноты и лучше всего иметь в запасе материал с разной плотностью. Для детей, которые очень сильно бояться темноты, необходимо использовать почти прозрачную материю.

В конце гном Вася хвалит всех детей за смелость независимо от того, хорошо или плохо они исполнили роль Пчелки. (15 минут)

«Отгадай настроение сказочных героев»

Цель: закрепить умение детей сравнивать эмоции на картинке с соответствующей пиктограммой, продолжать учить детей адекватному сопоставлению поступка и эмоции.

Оборудование: игрушка гнома, пиктограмма «зависть», сюжетные картинки, на которых изображены люди в разных позах, комплекты пиктограмм (8 шт.).

Гном предлагает детям поиграть в следующую игру. У каждого ребенка на столе лежат комплекты пиктограмм (8 шт.). Взрослый поочередно показывает детям карточки с различными настроениями сказочных героев. Дети должны поднять пиктограмму с соответствующей эмоцией. Это упражнение дает возможность педагогу наиболее точно определить детей, которые еще не совсем овладели данным умением. (4 минуты)

«Для того чтобы слушали меня, я должен…»

Цель: учить детей умению слушать друг друга и окружающих людей, продолжать развивать умение вежливого обращения.

Оборудование: пары картинок с различными ситуациями общения, мяч.

Педагог предлагает детям встать в круг. Взрослый бросает каждому ребенку мячик, а тот в ответ должен подумать и ответить на вопрос: «Что нужно, для того чтобы меня внимательно слушать?» (5 минут)

«Без слов»

Цель: развивать у детей навыки общения, учить детей понимать своего собеседника по выражению его лица, жестам, позе.

Оборудование: игрушка гном.

Выбирается водящий. Он показывает без слов какой-то предмет, действие, пытается что-то сказать. Задача остальных детей – угадать то, что делает водящий. Игра продолжается до тех пор, пока в роли водящего не побывает каждый ребенок. Педагог следит за тем, чтобы отгадывали по возможности все дети. Если кто-то все время затрудняется это сделать, ему помогают наводящими вопросами. (5 минут)

«Не урони мяч»

Цель: развивать у детей коммуникативные навыки, внимание, умение работать с партнером, способствовать сплочению детского коллектива, учить детей умению проигрывать, развивать симпатию.

Оборудование: игрушка гном, игрушки из «Киндер-сюрприза» (любое количество, но не меньше чем 30 шт. на каждую пару), 2 маленьких ведерка, мяч, магнитофон, запись веселой музыки, бумага, цветные карандаши.

Гном предлагает детям встать парами лицом друг к другу и держать руками один мяч. Под звуки музыки детям нужно будет выполнить те действия, о которых будет говорить взрослый, при этом каждая пара должна постараться не выпускать мяч из рук. Действия: присесть, попрыгать на двух ногах, на одной ноге, побегать, покружиться.

После выполнения задания ребятам предлагается встать спиной друг к другу, держать мяч спинами и выполнять команды гнома. Действия: присесть, покружиться, походить по комнате. При этом надо постараться, чтобы мяч не упал. (5 минут)

«Про Обидку и Грустинку»

Цель: продолжить формировать умение общаться со сверстниками, способность сплочению детского коллектива.

Оборудование: игрушка гном, клубок шерстяных ниток яркого цвета.

Гном говорит детям о том, что они не виноваты в том, что иногда приходят в детский сад с плохим настроением. Просто к ним по дороге приклеилась Обидка или Грустинка. Главное – ее нейти и сбросить с себя. Это может сделать сам ребенок или его друг. После рассказа гнома можно проиграть ситуацию снятия плохого настроения. (5 минут)

Игры по социально-эмоциональному воспитанию

Формирование положительных эмоций в утренние часы.

«НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ»

Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2. «РОДИТЕЛИ»

Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся? Что вы делаете, когда вас ругают? Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НА ЛУГУ РАСТУТ ЦВЕТЫ»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания – руки в стороны.)

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

(Потягивания – руки вверх.)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

(Дети машут руками над головой, изображая ветер.)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Присели.)

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

4.«ВЕТЕР»

Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо все выше, выше.

(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише», «тише» дети приседают, на слова «выше», «выше» - выпрямляются.)

5.«ПРОСНИСЬ»

Воспитатель. Давай поиграем. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать.

(Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.)

Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д. («Д.в. №12, 2000г.)

6. «ИДИ СЮДА»

В гости пришёл Петушок (можно выбрать любой персонаж, используя перчаточную куклу, которую взрослый надевает на руку и управляет ей в зависимости от контекста игрового взаимодействия), но он робеет и держится от детей на расстоянии.

Воспитатель предлагает ребёнку позвать гостя движением руки, чтобы тот приблизился. В случае затруднения можно подсказать жест: махнуть рукой «к себе». Объясняет, что надо сначала вытянуть руку ладонью вверх и только потом махнуть ею «к себе». Малыш пытается позвать гостя вместе со взрослым или самостоятельно, ласково приговаривая: «Иди сюда». Если жест выполняется ребёнком выразительно, мягко, Петушок приближается к нему. И наоборот, если малыш, призывая гостя к себе, не смотрит на него, не старается выполнить движение мягко, ласково, то Петушок остаётся на месте, даже отодвигается опасливо. На это воспитатель обязательно обращает внимание ребёнка и побуждает его быть более приветливым.

7. «ЛЯГУШКИ»

А) Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны. А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу её на травку.) Покажите, как вы будете это делать.

Б) Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят,

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

(Надо добиваться не только развития мелкой моторики рук, но и выражения эмоционального состояния персонажей).

8. «КОТИК»

Лучик котика коснулся,

Котик сладко потянулся.

(Изобразите ласкового котёнка, который просит молочка).

9. «ПРОГУЛКА В ЛЕС»

А) Есть в лесу три полочки.

Ели – елки – елочки.

Лежат на елях небеса,

Внизу на елочках – роса.

(«Ели» - стоя на носках, руки вверх.

«Елки» - руки в стороны, ступни прижаты к полу.

«Елочки» - присесть, руки вперед.)

Б) Заблудились мы в лесу (грустно)

Закричали все: «Ау!» (громко)

Ой! (весело)

Нашли тропинку возвращаемся домой.

(Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу)

10. «ЁЖИК»

А) Вот лежит иголок ворох

И две пары ножек.

В клубок свернулся от лисы

Наш колючий ёжик.

(Изобразите свернувшегося в клубок ежа.)

Б) Листья клёна настелил ёжик на кроватку,

Чтобы долгою зимой спать под ёлкой сладко.

Пусть ему навеют сны снежные метели,

Пусть проспит он до весны в тёплой колыбели.

(Изобразите ежа, который спит на мягкой постели из осенних листьев, снаружи – метель, снег, но ёжику в тёплой норке спокойно и уютно.)

«МЫШИ»

На носочках ходят мыши,

Чтобы кот их не услышал.

(Изобразите мышат, которые вышли из норки и гуляют около спящего кота.)

Создание эмоционального настроя в ходе занятий.

В нашем ДОУ введён блок занятий по социально-эмоциональному воспитанию. Работая по программе по социально-эмоциональному воспитанию детей дошкольного возраста «Я, ты, мы» под ред. Князевой О.Л., Стеркиной Р.Б., я разработала цикл занятий для детей II младшей группы, учитывая индивидуальные особенности психоэмоционального состояния детей.

Блок «Уверенность в себе» позволяет воспитывать в ребёнке умение отстаивать собственное мнение, учить доверять своим эмоциям, формировать у детей положительную самооценку и постепенное образование твёрдой и свободной воли.

Занятие 1. «Отражение в зеркале».

Задачи:

Учить детей любить себя, своё тело и свой организм;

Развивать умение с помощью жестов, мимики выражать эмоциональное состояние персонажа;

Занятие 2. «Какого цвета твои глаза?»

Задачи:

Закреплять и уточнять представления детей о частях лица;

Развивать умение выделять характерные особенности во внешности другого человека;

Формировать эмоциональную сферу.

Занятие 3. «Ребята и зверята. Дикие животные».

Задачи:

Обучать детей традициям общения, побуждать соотносить со словами выразительные движения;

Развивать воображение, фантазию, речевое внимание, слух;

Воспитывать умение чувствовать состояние других, сопереживать; с любовью и заботой относиться к окружающей нас природе.

Занятие 4. «Какой подарок ты хочешь получить?»

Задачи:

Формировать у детей желание получать и дарить подарки;

Развивать мелкую моторику пальцев рук в сочетании с речью;

Побуждать детей к активному общению, развивать умение строить диалог.

Занятие 5. «Вкусы бывают разные».

Задачи:

Формировать представления детей о вкусах;

Учить детей входить в образ персонажа в игре;

Блок «Чувства, желания, взгляды» решает задачи соотношения эмоций ребёнка с миром природы, происходящими событиями и личностными побуждениями, распознавания различных эмоций и причин, их порождающих, умения принимать позицию другого.

Занятие 1. «Как мы выражаем свои чувства».

Задачи:

Учить детей понимать эмоциональные состояния других по выражению лица, позе, выражать своё эмоциональное состояние, используя мимику и жесты;

Развивать наблюдательность, воображение;

Воспитывать чувство ответственности и умение сопереживать.

Занятие 2. «Грусть».

Задачи:

Учить дифференцировать поступки сказочных персонажей;

Развивать умение различать и понимать характер эмоционального состояния людей;

Способствовать сплочению детского коллектива;

Занятие 3. «Спокойствие. Игра-сказка о том, как дружили Солнце, Ветер и Море».

Задачи:

Учить детей входить в образ воды, ветра, солнышка;

Способствовать проявлению спокойствия;

Формировать осознанно-правильное отношение к природе.

Блок «Социальные навыки» предполагает обучение коммуникативным навыкам в ходе создания проблемных ситуаций, развитие выдержки, произвольной регуляции деятельности, самосознания, умения анализировать и предотвращать конфликты.

Занятие 1. «Взаимопомощь».

Задачи:

Развивать чувство единства, умение действовать согласованно;

Повышать у детей уверенность в себе;

Развивать внимание и воображение, координацию движений.

Занятие 2. «Никого роднее мамы в целом мире нет».

Задачи:

Учить ребят использовать в речи ласковые и нежные слова и выражения;

Развивать способность отвечать за свои поступки;

Воспитывать в детях любовь и уважение к самому близкому человеку – маме.

Занятие 3. «Плохо быть одному».

Задачи:

Дать ребёнку возможность ощутить свою принадлежность к группе, выразить своё настроение;

Развивать групповую сплочённость, повышать уверенность в себе.

Занятие 4. «Этикет для малышей. «Вежливые бельчата».

Задачи:

Знакомить детей с правилами этикета;

Давать детям возможность эмоционально переживать последствия соблюдения норм общественного поведения;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитание умения восхищаться красотой окружающего мира.

Формирование осознанно правильного отношения к природе в современном мире приобретает ещё большую значимость в связи с тем, что зачастую взгляд ребёнка останавливается на ярких обложках журналов, игрушках неопределённого назначения, а не на первом цветке мать-и-мачехи под ногами, набухающих берёзовых почках и весеннем гомоне возвратившихся птиц. Педагог имеет возможность приобщить детей к удивительному миру природы во время непосредственного общения с ней, то есть, на прогулках. В основе приобщения к миру природы лежит помощь ребёнку в осознании себя как активного её субъекта. Педагогам и родителям следует «бить тревогу», если ребёнка-дошкольника не привлекают яркие краски и запахи природы, оставляя его равнодушным. Наблюдения за различными сезонными явлениями должны стать не только способом познания, но и, в первую очередь, стимулом для выражения ребёнком определённых эмоций, так как эти наблюдения обогащают представление об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Только взрослый может помочь детям получить яркие эмоциональные эстетические впечатления от красоты окружающего мира: жёлтое поле одуванчиков и белоснежный ковёр ромашек («…Опять смеётся лето в открытое окно

И солнышка и света полным, полным, полно.

Опять трусы и майки лежат на берегу

И нежатся лужайки в ромашковом «снегу»), море опавшей шуршащей листвы под ногами, пушистый мир после снегопада, побуждая каждого ребёнка определять своё отношение к воспринимаемым объектам и мимикой, жестами, словами выражать его. Умение человека видеть красоту в любых проявлениях природы с детства является залогом его эмоционального равновесия и гармоничного восприятия мира в дальнейшем.

В моменты общения детей с природой для достижения поставленных целей педагогу необходимо использовать такие игровые упражнения, как, например, «Солнечные лучики»

Первый лучик, нежный лучик,

Заглянул он к нам в оконце

И принёс в своих ладошках

Теплоту, частицу солнца.

«Приласкай, ветерок, облачко»

Ребята, я предлагаю вам перенестись вместе со мной в Сказочную страну, где возможны любые превращения! Присядьте, пожалуйста, и закройте глаза. Представьте, что все вы – воздушные, лёгкие облака, очень красивые, пушистые. Вы поднимаетесь всё выше и выше, плывёте по небу легко и радостно. Вы летите туда, куда дует тёплый, ласковый ветерок. Вам легко, спокойно, хорошо. Вы видите под собой цветущие полянки, ручейки, домики. Но настала пора возвращаться на Землю. Вы спускаетесь всё ниже и ниже. Ой, опустились! Открыли глаза.

(Ребята, ответьте, пожалуйста, вам понравилось путешествие? Какие облака плыли по небу? Покажите, как смеялось весёлое облачко. Как оно щурило глазки? Как вы думаете, когда на небе такие облака, какая может быть погода?)

В пасмурную погоду улучшить настроение детей поможет пальчиковый игротренинг «Что делать после дождика».

Что делать после дождика? (Соединяем попеременно подушечки пальцев правой и левой рук.)

По лужицам скакать! (Пальчики правой руки

Что делать после дождика? «скачут» по левой ладошке).

Кораблики пускать! (Делаем двумя руками одновременно

Что делать после дождика? широкий размах перед грудью).

На радуге кататься! (Обеими руками «делаем» волны).

Что делать после дождика?

Да просто улыбаться! (Дети улыбаются друг другу).

Развитие социальных навыков и эмоций детей посредством театрализованной игры.

Необходимо учитывать тот факт, что в мир театра надо вводить детей постепенно. Я выделила для себя следующие этапы освоения детьми театрализованной игры:

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (ёжик сопит, зайка прыгает, лисичка крадётся и т.д.) и основных эмоций человека (выглянуло солнышко – дети улыбнулись, захлопали в ладоши).

Игра имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоциональных проявлений персонажа.

Например, психогимнастика в утренние часы:

Поднимайте плечики.

Прыгайте, кузнечики,

Прыг-скок, прыг-скок!

Сели, травушку покушали, тишину послушали.

Гимнастика пробуждения:

Жук проснулся, потянулся,

С бока на бок повернулся,

Крылышки расправил,

Полетел и зажужжал…

Пальчиковая гимнастика в перерывах между занятиями:

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Игра-имитация образов знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идёт к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Игра-импровизация под музыку («Листочки, листочки по ветру летят…», «Весёлые мячики»).

Однотемная бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам потешек и стихов («Наша Катя маленька…», «Заинька, попляши…», «Снег, снег» А.Барто»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов, стихов (Е.Чарушин «Утка с утятами», К.Ушинский «Васька»).

Ролевой диалог героев сказок («Заюшкина избушка», «Колобок», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Кот, инот т ипетух и лиса», Теремок»).

Однотемная игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Репка», «Курочка Ряба») и авторским текстам (В.Сутеев «Под грибом», К.Чуковский «Цыплёнок»).

Для освоения театрализованной деятельности целесообразно использовать следующие виды театра, которые я приготовила вместе с детьми:

Плоскостной театр на фланелеграфе («Кто в лесу живёт», «Теремок», «Репка»).

Игрушки из конусов («Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса»).

Игрушки-дергунчики (А. Барто «Игрушки»).

Театр игрушек из ложек («Жихарка»).

Игрушки из коробок («Три поросёнка»).

Театр кукол «Живая рука» («Колобок»).

Театр игрушек из яичной скорлупы (по сказкам К.Чуковского).

Театрализованная игра позволяет ребёнку самовыражаться, осваивать важные социальные навыки, способствует формированию у него норм поведения, что ведёт к правильному осознанию им своего положения в обществе в дальнейшем.


Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств...

Игры на эмоциональное развитие – пазл, иногда выпадающий из поля зрения при воспитании ребенка. Почему эти игры необходимы? В чем их особенность?

Наши дети растут в эпоху больших информационных нагрузок, поэтому мы стараемся пораньше обеспечить им развитие интеллекта с помощью развивающих методик и занятий в детских клубах. Однако часто мы упускаем главное: малышу предстоит жить среди других людей. А это значит, что без адекватного развития эмоций ребенок неизбежно столкнется с трудностями социальной адаптации.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана объясняет: чтобы развитие ребенка не было однобоким и ущербным, его интеллект должен полностью уравновешиваться таким же объемным развитием чувств.

При этом для достижения максимального эффекта игра на развитие эмоциональной сферы детей подбирается исходя из психологических особенностей конкретного ребенка.

Подвижные игры на развитие эмоций для активного ребенка

    «Угадай настроение». Цель игры – распознавание эмоций, их выражение через движения. Дети играют роль пчелок. У каждой пчелки – свое настроение. По команде «Пчелки полетели!» ребенок или группа детей выражают эмоции и настроение в движениях. По команде «Пчелки приземлились!» малыши замирают. Ведущий (один из детей) поочередно подходит к каждой «пчелке» и называет, в каком настроении она была. В ответ «пчелка» может рассказать свою историю (что с ней случилось, и почему было такое настроение). Это поможет детям определять эмоции точнее.

    Ролевая игра «Скульптура». Один или несколько детей выбираются на роль «глины». Остальные – «скульпторы». Цель скульпторов – «слепить» такую фигуру или композицию, которая выражает определенные эмоции детей. Например, фигуру ребенка, который потерял маму и плачет. Или композицию из двух малышей (один якобы ударился, другой его успокаивает). Варианты могут быть самые разные. Помимо развития эмоций, эта игра способствует формированию такого социального навыка, как умение договариваться. Дети испытывают положительные переживания от сотрудничества в группе.

    «Человек и отражение». Один из участников демонстрирует эмоции в игре, активно двигаясь (играет роль «человек»). Другой становится «отражением», в точности повторяя действия первого. Если детей много, их можно разбить на пары. По команде «Стоп» пары останавливаются. Тот, кто играл роль «отражения», должен назвать чувства и эмоции ребенка «человека». Затем участники меняются ролями.

Общая характерная черта таких игр – выражение эмоций через движение, действие. Больше всего они придутся по вкусу детям, которые от природы обладают особой гибкостью и ловкостью тела, любят движение и физические упражнения. Системно-векторная психология Юрия Бурлана определяет их как носителей кожного вектора.

Таких малышей сложнее удержать над книжками и настольными играми на развитие эмоций. В подвижной игре выразить эмоции им будет легче. Кроме того, их «гуттаперчевое» тело позволяет именно через движение передать нюансы различных чувств и состояний.

Использовать такие игры на эмоции можно для дошкольников, в группах детского сада. И для школьников – во время досуга детей. Кроме того, любой из описанных вариантов игр можно упростить и использовать дома, в паре «ребенок-взрослый».


Дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоций для усидчивого ребенка

Существуют и другие игры на эмоциональное развитие детей – спокойные, проводятся сидя за столом, ведь далеко не каждый ребенок в восторге от беготни. На помощь приходят дидактические пособия и настольные игры на развитие эмоциональной сферы:

    «Сюжетные картинки». Детям раздают картинки, общая последовательность которых представляет единый сюжет. Каждая картинка выражает определенные эмоции ребенка – главного героя. Взрослый рассказывает историю, а дети должны из рассказа угадать, какая картинка первая, какая вторая и т. д. Цель – сложить единую последовательность по сюжету. Во время игры обсуждают эмоции и чувства главного героя, причины перемен в его настроении. Этот вариант игры подойдет для подготовительной группы детского сада. Можно использовать индивидуально с малышом 5-6 лет.

    «Найди лицо». Этот вариант игры на развитие эмоций можно применять и для младшего возраста (с 2 лет). В наборе должны быть сюжетные картинки, а кроме того – «смайлики» с различным выражением лица. Задача для ребенка: определи эмоции героя и подбери подходящий «смайлик». Изготовить подобную игру очень легко своими руками.

    «Угадай пару». Вариантов такой игры много в продаже, хотя и своими руками ее сделать тоже можно. Карточки представляют собой пары. Каждая пара выражает определенные чувства, эмоции. Ребенок подбирает пару к своей карточке (находит такую, на которой чувства героя такие же).

Максимум положительных эмоций от настольных игр с карточками получают малыши с анальным вектором. Они от природы медлительны и очень усидчивы. В подвижной игре могут чувствовать себя неловко. Их тело вовсе не такое гибкое и ловкое, как у кожников, и физические упражнения даются им непросто.

А вот в настольных играх такой ребенок сможет прекрасно проявить себя. Он внимательный, обладает аналитическим складом ума. Подмечает малейшие детали, анализирует информацию тщательно и вдумчиво.

Театрализованные игры на развитие эмоций для чувствительного ребенка

В отличие от подвижных и настольных игр на развитие эмоциональной сферы, театрализация требует максимального проживания чувств героя, психологической способности ребенка прочувствовать и точно передать его состояние. Точнее всего это удается детям, которых природа наделила особой чувственностью. Системно-векторная психология определяет их как носителей .

Чтобы научить распознаванию и точному выражению эмоций, этим детям можно предлагать такие игры:

    «Что случилось в детском саду». Ребенок разыгрывает «сценку». В ней требуется передать состояние малыша, которого мама забирает из детского сада. Он чем-то расстроен? А может, испуган? Или обиделся на кого-то из товарищей? Зрители должны угадать и назвать эмоции, которые переживает герой.

    «Подскажи и помоги». Ребенок разыгрывает определенные эмоции. Остальные дети помогают советами. Например, человека с таким настроением надо отвести к врачу: видно, что у него что-то болит. В другом случае он просто чем-то расстроен – его надо утешить. Если боится – успокоить и т. д.

    «Этюды». Если малыш помимо зрительного, наделен еще и – он прирожденный актер. Такой ребенок через игру выражает эмоции не только мимически, но и телом. В этом случае он может разыграть для зрителей любую сценку, этюд с сюжетом. А задача аудитории – придумать историю и описать чувства героя.

Для адекватного развития эмоций одних игр ребенку будет недостаточно. Дошкольникам и школьникам требуется особое воспитание чувств – через чтение литературы на сопереживание и сострадание (об этом мы поговорим ниже). Зрительного ребенка можно дополнительно отдавать в театральный кружок, так как природа наделила его большим, чем остальных, эмоциональным диапазоном.


Музыка в играх на эмоциональное развитие для маленького мыслителя

Распознание эмоций через музыку имеет положительный эффект для всех малышей. Но особенно восприимчивы к музыке дети со . Они природные интроверты, сосредоточены на своих мыслях. Мимика у них слабо выражена, даже если в душе бушует ураган чувств.

В развитии эмоциональной сферы, таким детям подойдут игры:

    «Весело – грустно». Поочередно звучит то грустная, то веселая музыка. У каждого ребенка в руках игрушка. Под веселую музыку игрушки «танцуют». Под грустную игрушку нужно покачать или погладить (успокоить). Использовать эту игру для распознания эмоций можно в младшей группе детского сада.

    «Подбери картинку». Детям раздают картинки с различным настроением героев. Задача – подобрать подходящую картинку под ту музыку, которая звучит. Предпочтительно использовать классические произведения. Например, «Детский альбом» Чайковского.

    «Нарисуй настроение». Эмоции в этой игре нужно выразить через рисунок. Звучит музыка, выражающая определенное настроение. Ребенок рисует картину, которая передает эмоциональное содержание музыки. Игра подойдет для подготовительной группы, детям 5-6 лет.

Важно помнить, что свои эмоции дети со звуковым вектором почти не выражают внешне. Маловыразительная мимика – их психологическая особенность, а не признак нехватки эмоций. Игры для такого ребенка должны быть ориентированы на распознание чувств. Помимо музыки, могут помочь карточки и настольные пособия, описанные выше.

Игры на эмоции в детских группах

В группе детского сада или школьном классе собираются малыши с самыми разными комбинациями векторов. Поэтому для развития эмоций детей можно чередовать различные игры. Подвижные и малоподвижные, интерактивные и ролевые, головоломки и музыкальные упражнения. Главное – учитывать психологические особенности детей, давать задачу, которая соответствует их свойствам.

Например, медлительные обладатели не будут стремиться к подвижным играм. Звуковики тоже их избегают. Шум – слишком большая нагрузка для их чувствительного слуха. Однако при выполнении подвижных заданий на развитие эмоций такие дети отлично справятся с ролью аналитиков и наблюдателей. Могут отгадывать чувства героев, комментировать происходящее.

В ходе музыкальных занятий на развитие эмоций детям с кожно-зрительным сочетанием векторов лучше дать возможность потанцевать или разыграть сценку. Анально-зрительные дети предпочтут рисование. Звуковой ребенок может с головой уйти в слушание музыки. При внешнем отсутствии мимики он переживает музыкальные образы глубоко. Психологически грамотный педагог не станет «дергать» его и прерывать это сосредоточение.

Грамотное воспитание чувств: для развития эмоций игр недостаточно

Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому для эмоционального развития детей она имеет большое значение. Но для полноценного воспитания чувств ее недостаточно. Очень важно развивать навык сопереживания и сострадания через чтение малышам классической литературы:

Для маленьких зрительников чтение классической литературы – это судьбоносный вопрос. Их огромный чувственный диапазон не насыщается игрой. Развитие чувств должно быть достаточным, иначе ребенок вырастет неспособным к состраданию, истеричным, может страдать фобиями и паническими атаками.

Для детей развитие эмоций и воспитание чувств – залог успешной социальной адаптации, способности находить общий язык с другими людьми, строить отношения, приносящие радость и удовольствие.

Психологическая грамотность взрослых помогает справиться с различными задачами. Например, позволяет понимать, как использовать игры для детей, развивающие память, а каким малышам подойдут игры, развивающие внимание. Понимание свойств малыша – ключ ко всему, и слушайте отзывы родителей, прошедших тренинг.

Уникальные знания, без которых не обойтись при воспитании ребенка, ждут вас на бесплатном онлайн-тренинге по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Белобородова Ирина Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКУ Курганский дом ребёнка специализированный
Населённый пункт: город Курган, Курганская область
Наименование материала: доклад
Тема: Игра как средство социально-эмоционального развития дошкольников
Дата публикации: 09.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Игра как средство социально – эмоционального развития

дошкольников

Целью дошкольного воспитания является воспитание эмоционально

благополучного, разносторонне развитого, счастливого ребенка.

социальных

экономических

условиях

жизненной

необходимостью

становится

развитие

эмоционального

интеллекта,

признанию ученых во всем мире, способствует жизненному успеху человека

и его счастью.

Выготского,

является

источником

развития дошкольника, создает «зону ближайшего развития» - возможность

перехода ребенка от того, что он умеет делать самостоятельно, к тому, что он

сумеет сделать в сотрудничестве.

проблему

исследовали

Аркин; позднее игре были посвящены работы А.П. Усовой, Т.А. Марковой,

Л.А. Абрамян и других.

Игра – это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и

самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Слово «играть» применительно к ребенку в давние времена означало «жить»

и «дружить». Не случайно современный ребенок обычно говорит: «Я хочу с

тобой играть» или «Я с тобой больше не играю». Это, в сущности, означает

«Я хочу с тобой дружить» или «Я с тобой больше не дружу!»

Игра является отражением социальной жизни, оказывает существенное

воздействие на всестороннее развитие ребенка. Игровой коллектив – это

социальный организм с отношениями сотрудничества, навыками общения. В

игре ребенок всегда выше своего среднего повседневного поведения: он в

игре как бы на голову выше самого себя. Ирга в концентрированном виде

содержит

увеличительного

тенденции

развития.

дошкольном

возрасте

деятельность,

эмоционально

насыщенная, требующая от ребенка определенного настроя и вдохновения. В

игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и

привычки

эмоционального

реагирования,

формируются

качества поведения ребенка, развивается и обогащается его эмоциональный

деятельность

использована

выявления

некоторых

особенностей

эмоционального

неблагополучия

дошкольника.

эффективным

средством

выявления

объективных

отношений,

реальные

отношения

партнерами,

проявляет

личностные качества и обнажает эмоциональные переживания. В то же время

внесение в игру нового эмоционального опыта (переживание радости от

общения со сверстниками или от перевоплощения роли и т.д.) способствует

нейтрализации отрицательных эмоциональных проявлений у детей, приводит

к формированию у них новых положительных качеств и стремлений, новых

побуждений и потребностей.

Наиболее важными для развития социально – эмоциональной сферы

дошкольников

является

сюжетно-ролевые,

дидактические,

подвижные

театрализованные игры.

Сюжетно-ролевые

являются

источником

формирования

социального сознания ребенка и возможности развития его эмоциональной

сферы. В игре, созданной под руководством воспитателя, создается новая

жизненная

ситуация,

стремится

реализовать

формирующуюся с возрастом потребность в общении с другими детьми.

Постепенно в результате воспитательного воздействия у детей формируется

распределять

интересов

участников.

Педагог использует различные игровые приемы для формирования у

детей общительности, чуткости, отзывчивости, доброты, взаимопомощи –

всего того, что требуется для жизни в коллективе. Игра служит и средством

воздействия

появляются

агрессивность,

замкнутость.

процессе

развития

переходит

элементарных, готовых сюжетов к сложным, самостоятельно придуманным,

охватывающим практически все сферы деятельности. Он учится играть не

рядом с другими детьми, а вместе с ними, обходится без многочисленных

игровых атрибутов, овладевает правилами игры и начинает следовать им,

какими бы сложными они ни были.

Педагогическая

руководству

отражается

перспективных планах в некоторых аспектах:

приемы педагогического влияния на содержание игр;

помощь детям при реализации сюжета игры;

развитие сюжета;

формирование взаимоотношений между участниками игры;

создание предметно-игровой среды.

знакомством

проводим

предварительную

чтение с обсуждением;

экскурсии;

показ наглядного материала;

изготовление атрибутов к игре.

значение

планировании

постоянному

анализу и оценке своих действий и действий детей в игре.

В ролевых играх дети вступают в разнообразные контакты между собой

собственной

инициативе

возможность

взаимоотношения

значительной

самостоятельно,

сталкиваясь

деятельности.

В нашем дошкольном образовательном учреждении каждая групповая

комната разделена на игровые зоны, с учетом возраста и интересов детей. Мы

практикуем

взаимопосещения

педагогов

просмотра

сюжетно-ролевой

формировании

развитии

социальной

чрезвычайно

организации

проведении коллективных сюжетно-ролевых игр особое значение уделяем

индивидуальному

зависимости

интересов

способностей.

необходимым

условием

является

поддержка и развитие всего лучшего, что может быть в ребенке.

успешной

получает

удовольствие,

самоутверждается

испытывает

неподдельную

гордость.

Реализация в игре творческих возможностей, импровизация, осуществление

замыслов вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость,

требование

повторение

обрастающей

подробностями.

Эмоциональный

помогает

дошкольнику

преодолевать

негативизм по отношению к другим детям, принятие их как партнеров.

Театрализованная

является

эффективным

средством

развития

партнерства

освоения

способов

позитивного

взаимодействия.

дошкольных

учреждениях

развивающий потенциал театрализованной игры используется недостаточно.

Театрализованные игры применяются главным образом в качестве некоего

«зрелища» на праздниках.

развитием

развивается

усложняется

ясельной

группе используются малые этюдные формы (игры – имитации животных,

импровизации,

инсценировки,

драматизации

режиссерская

удовольствием

показывают

театрализованные представления своим младшим друзьям.

Театрализованные игры делают возможным обогатить эмоциональную

дошкольников

Зрелищность

вызывает

радость, а сказочность образов усиливает привлекательность игры.

Дидактические игры применяются в педагогическом процессе. Они

определенную

направлена

получение

конкретного результата. Цель имеет два аспекта:

познавательный, то есть то, чему мы должны научить ребенка;

воспитательный, то есть те способы сотрудничества, формы

отношения

привить детям.

Важной особенностью дидактической игры являются игровые правила,

которые помогают детям понять ее замысел, игровые действия и обучающую

Взрослый

организует

направляет

помогает

преодолевать затруднения, оценивает действия ребенка. Дидактические игры

являются осмысленной деятельностью для ребенка, в которую он охотно

включается, а полученный в игре социальный опыт становится его личным

достоянием, так как его можно применить и в других условиях. Игра должна

давать ребенку возможность применять на практике то, что ему знакомо и

побуждать к усвоению нового.

Подвижные игры, прежде всего, направлены на укрепление здоровья,

улучшение общей физической подготовленности детей, удовлетворении их

биологической

потребности

движениях.

социально-эмоциональная

направленность должна быть неотъемлемой чертой подвижных игр (нельзя

допускать монотонность). Подвижные игры должны содержать интересные

двигательные задания, игровые образы, неожиданные ситуации.

К сожалению, необходимо отметить, что воспитанники дошкольных

образовательных учреждений стали меньше играть. Поэтому мы играем не

совместной

деятельности,

выстраиваем

ситуаций,

побуждающих

сближению

педагогом на основе сопереживания самой ситуации. Такие занятия – игры

предусматривают формирование у детей знаний и умений, необходимых для

доброжелательного общения, воспитания хороших манер, что и называется

культурой общения. Игровые задания подбирают по принципу от простого к

сложному, которые доступные по содержанию. В качестве своеобразного

отдыха предлагаются игры малой подвижности, игры-этюды, хороводные

позволяющие

расслабиться.

сформировать у детей: умение распознавать эмоции других и владеть своими

чувствами, позитивное отношение к другим людям, умение сопереживать –

радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений, умение

выражать

потребности

вербальных

невербальных средств, умение взаимодействовать и сотрудничать.

Важно помнить, что каждый ребенок индивидуален, неповторим, надо

научиться не сравнивать одного ребенка с другим, поэтому в ходе занятий –

игр мы даем детям не только новые знания, но и решаем их эмоциональные

проблемы, развиваем воображение, уверенность в себе, но главное – мы

получаем огромную радость от общения с ними, завоевываем их доверие и

дружбу. Игра меняет реальные отношения детей и взрослых, они становятся

появляется

устанавливаются

взаимоотношения, взаимопонимание.