Составление индивидуальных духов. Аромаконструктор©. Парфюмерные композиции и их виды Известные духи — раскрываем рецепты

Когда вы покупаете духи, вы вряд ли задумываетесь о том, что искусство составления парфюмерных композиций - это сложная наука, которой надо овладевать долгими годами. Конечно, за несколько минут профессионалом в парфюмерном деле стать невозможно, но вот понять, как создаются ароматы, из каких нот они состоят и как определяется группа, к которой они относятся, - вполне реально.

Как создается основа духов

В описаниях принято использовать музыкальный термин «трехзвучный аккорд». Действительно, любой парфюмерный букет, как и аккорд, включает в себя три основные ноты: базовую, среднюю и верхнюю. В начале работы над ароматом составляется его база. Традиционные духи, как правило, изготавливаются на основе 95% спирта высокого качества и эфирных масел-фиксаторов, которые выбираются в зависимости от того, какие ноты должны превалировать в парфюме. Например, для духов древесной группы берутся масла сандала, уда, , ветивера, кедра, мирры - они придают аромату ярко выраженный и стойкий древесный аромат и не позволяют запаху быстро улетучиваться. Для духов других групп в качестве базовых часто используются пахучие и очень стойкие масла , чефраса, ванили, тонки, бобов.

Надо отметить, что арабские масляные духи, в отличие от традиционных, изготавливаются без спиртовой основы, только из смесей натуральных эфирных масел растительного или животного происхождения. Например, знаменитые анималистические ароматы производятся на основе амбры (воскоподобного вещества, вырабатываемого в пищеварительном тракте кашалота) или мускуса (пахучего вещества, получаемого из высушенных желез внутренней секреции кабарги или бобра). Спирт и вода в основу восточного парфюма никогда не добавляются.

Средние и верхние ноты

В выборе средних и верхних нот все зависит от фантазии и интуиции парфюмера, который как истинный художник, творит свой авторский аромат, смешивая масла в определенных пропорциях. Впрочем, и у этой творческой работы есть свои правила и законы.

Для верхних нот берутся легкие масла, испаряющиеся буквально за 20-30 минут. Их главная задача - «познакомить» с ароматом, дать о нем самое первое представление. Как правило, в зависимости от группы, для верхних нот используются летучие эфирные масла цитрусовых, бергамота, зелени, пряностей, свежих фруктов и цветов.

Для сердца композиции чаще всего используются эфирные масла, запах которых способен не распадаться около двух-трех часов. Это сильные и яркие фитовещества, такие как тубероза, иланг-иланг, цикламен, гвоздика, мимоза и так далее. Разумеется, выбираются эфирные масла исходя из того, к какой группе или подгруппе относится создаваемая ароматическая композиция.

Как раскрывается аромат

Знаменитый парфюмер дома Коко Шанель Жак Поль как-то сказал, что хорошие духи, как и истинная женщина, не должны сразу раскрывать всех своих тайн и загадок. В качественном парфюме сначала чувствуются лишь верхние ноты, потом проявляется сердце аромата и лишь затем - основа, которая и является его подлинной душой. Поэтому когда вы отправляетесь в магазин за новыми духами, обязательно нанесите на запястье несколько капель пробника и спокойно идите по своим делам.

теория+практика

Индивидуальные ароматерапевтические духи из 100% натуральных эфирных масел содержат природные фитоэстрогены, которые способствуют раскрытию духовного и физического потенциала личности, оздоравливают психику, нервную систему, гармонизируют семейную жизнь и интимные отношения, помогают найти «вторую половинку».

Основная задача семинара – научится составлять индивидуальные ароматерапевтические духи, оказывающее как лечебное, так и эстетическое воздействие. Семинар направлен на практическое освоение методов составления духов.

Программа может представлять интерес как для профессионалов в области ароматерапии, так и для любителей.

Программа:

  • Ароматерапевтические духи – их назначение и виды (спиртовые и масляные). Достоинства и недостатки каждого из видов духов. Технология изготовления. Различие в технологии приготовления духов, туалетной воды, одеколона, дезодоранта, душистой воды, ароматического масла.
  • Ароматестирование и подбор композиции.
  • Правила составления композиции, «тона» (ноты) композиции. Расчет пропорций.
  • Аромапсихологическая направленность композиций: тонизирующие, расслабляющие, антистрессовые, эротические (примеры).
  • Мужские и женские композиции. Семейства ароматов: шипровые, фужерные, цитрусовые, цветочные, восточные, пряные, кожаные, зеленые, морские.
  • Создание ароматов «по мотивам» известных марок. «Постановка носа» на определение основных нот аромата.
  • Сочетание ароматов. Применение «доминантных» ароматов. Взаимодополняющие ароматы.
  • Сочетание ароматов и особенностей индивидуального имиджа.
  • Практическое задание по составлению тематической композиции (работа на тестерах).
  • Примеры сложносоставных арома-духов.
  • Практическая работа по составлению индивидуальных арома-духов.
  • Вопросы и ответы.

Семинар проводит: преподаватель-методист ЦА «Ирис», психолог-тренер, сертифицированный коуч (сертификат ECF)

Основы составления парфюмерных композиций.

Парфюмерная композиция, или назовём это «духи» - всегда являются результатом творчества автора. Но существует ряд основополагающих принципов.

    Духи могут быть спиртовыми (на основе спирта), масляными (на масляной основе) и твёрдыми (на основе воска).

    Рассмотрим, например, масляные духи.

    В таких духах эфирных масел может быть от 10 до 30 % , остальное представляет масляная основа — например масло жожоба, которое само по себе не имеет запаха, нейтрально.

    Эфирные масла в духах делятся на три основные группы:

    Верхняя нота или «голова духов» - эти эфирные масла очень летучи и «активны», их аромат мы воспринимаем первым и он как бы подготавливает нас к основному аромату духов. Этот запах недолговечен и быстро улетучивается

    Сердечная нота — сердце духов, составляет основной аромат, проявляется позже и действует в течении длительного времени. Одновременно этот аромат является как бы связующим звеном между первой и третьей группой эфирных масел. В сердечную ноту нужно добавлять наиболее приятные нам эфиры.

    Основа — эфирные масла со стойким ароматом, который держится дольше всех остальных и хорошо сочетается с остальными эфирами, образуя как бы общий фон.

Некоторые эфирные масла могут плавно перетекать из одной группы в другую, важно чтобы при этом парфюмерная композиция сохраняла целостность.

3. При составлении духов:

При смешивании в основу добавляются сначала эфиры основной ноты, затем «сердце», затем верхняя нота. Другой вариант утверждает, что сначала в основу добавляют сердечную ноту, за ней основу а после верхнюю ноту. Если после всего какой-либо аромат неуместно выделяется или наоборот затерялся — можно уравновесить композицию, добавив нужные нам эфиры.

Чтобы аромат духов проявился в полной мере, они должны «созреть». Составив духи, дайте им «настояться» в течение четырех недель, чтобы компоненты слились в единое целое. По другой версии дастаточно 15 дней.

    Как составить нужную нам композицию?

    Нужно сделать несколько полосок из бумаги, нанести на них по капле эфирные масла и подписать каждую полоску, указав какое эфирное масло на неё нанесено. Затем, продигустировав каждую внимательно — отложить те, которые по Вашему мнению подойдут Вам для композиции. Затем стоит посмотреть как они звучат вместе в разных сочетаниях — сначала сердечные, затем основа, затем с верхней нотой...

    Найдя наиболее на Ваш взгляд гармоничное сочетание — составьте пробник на салфетке. Если пробник удачный — можно его реализовать.

    После добавления пары эфирных масел дайте им "сыграться", оставив флакон на 20-30 мин., затем добавляйте следующие эфиры.

    Добавляя эфирные масла в основы нужно слегка встряхивать флакончик, чтобы масло «вошло», но не сильно, а мастер Каннингем и встряхивать не рекомендовал, но советовал просто немного повращать флакон.

    Примеры эфирных масел для верхней ноты: бергамот, вербена, лимонная трава, лиметт, мандарин, апельсин, мята перечная, лимон, колокольчик, розмарин.

    Примеры эфирных масел сердечной ноты: герань, ирис, жасмин, ромашка, лаванда, мелисса, мимоза, мускатный шалфей, мирт, нероли, роза, тубероза, иланг-иланг, иссоп. (я лично воспринимаю нероли и лаванду как эфиры верхней ноты)

    Примеры эфирных масел основной ноты: бензой, элеми, гальбанум, эфирное масло меда, мускус, гвоздика, пачули, розовое дерево, сандаловое дерево, стиракс, ветивер, можжевельник, ладан, кедр (В.И.Захаренков относит его к сердечной ноте), корица, кипарис, амбра, фиалка, ваниль.

    Цветочные: парфюмерные масла этой категории имеют запах одного цветка или целой цветочной группы. Пример - розовое, лавандовое и жасминовое масла. Эти парфюмерные масла обладают сильным сладким запахом.

    Цитрусовые: парфюмерные масла этой категории отличаются резким терпким запахом, поэтому их чаще всего используют в производстве мыла, скрабов для лица и других косметических средств для ухода за кожей. К этой категории относится масло лимона, грейпфрута и мандарина.

    Восточные: это масла с пряным и пьянящим запахом специй и амбры, ванили и мускуса.

    Древесные: к этой группе можно отнести масла с запахом кедрового и сандалового дерева, пачули и камфары.

    Кожаные: эти парфюмерные масла обладают запахом дерева, табака или меда, поэтому используются в основном в мужской парфюмерии и средствах для ухода за кожей после бритья.

    Фужерные: к этой группе относятся масла с запахом лаванды, кумарина и дубового мха.

Для написания этого поста использованы материалы из книги В. И. Захаренкова "Энциклопедия ароматов" и с сайта

От себя коротко добавлю, что составлять парфюмерные композиции лучше всего в дни, когда Луна идёт по знакам Воздуха: Близнецы, Весы, Водолей, при том лучше всего Весы. Так же хорошо составлять «личные» духи, когда Луна идёт по Вашему АСЦ — по точке восхода эклиптики над горизонтом в момент Вашего рождения. Духи «на любовь» - Луна по Венере, на цель — по МС (верхняя точка эклиптики в момент Вашего рождения), на магические практики - Луна по Луне и др.

Лучше не составлять композиций в дни квадратуры между Луной и Солнцем, а так же когда Луна сильно ущербная или совсем молодая.

И ещё по поводу чёрного мускуса: неправда что он не работает, просто в продаже афродизиаки с мизерной долей чаще всего имитации этого компонента, а не натуральный продукт в полноценном виде. По поводу афродизиаков: их можно проверять на кошках, если кошка оживляется и тянется носиком к пробнику — то оно годится, если нет, тем более если резко отрицательно относится к запаху — не годится. ИМХО.


Правильное сочетание ароматов в композиции из нескольких ароматических масел поможет сохранить молодость кожи, придать ей великолепный и соблазнительный аромат, поднять настроение.

Ароматические композиции способны быть как женскими, так и мужскими, летними и зимними, успокаивающими и бодрящими. Научившись составлять их, легко приготовить великолепное домашнее мыло в подарок любимому человеку, или для общего использования, а маленький кусочек мыла в форме сердечка или розочки будет прекрасно смотреться на туалетном столике, заодно источая чудесный аромат.

Познакомившись с характеристиками ароматических масел и узнав их полезные свойства , можно выбрать приятный для вас аромат, но здесь стоит полагаться только на свой собственный вкус. Всегда помните о том, что если запах не вызывает у вас положительных эмоций, от него начнет кружиться и болеть голова, возникнут неприятные ощущения. Поэтому не следует его использовать, каким бы полезным он ни был.

Для составления композиции потребуются несколько полосок чистой белой бумаги длиной 10 см и шириной 5 мм. Нанесите на полоску 1 каплю понравившегося ароматического масла и заготовьте таким образом 2-3 полоски бумаги с разными ароматическими маслами, не забыв подписать каждую из них. Затем сложите полоски веером и прочувствуйте их совместный аромат. Закройте глаза и постарайтесь сосредоточиться на своих эмоциях, физических ощущениях, чувствах. Аромат может вызвать различные ассоциации, пробудить чувства и воспоминания. Если запах понравился, выбранные масла нужно нанести на носовой платок все вместе и снова оценить составленную композицию через 30-40 мин.

Если она кажется негармоничной, требуется добавить новый аромат или убрать тот, который, по вашему мнению, мешает. Процесс создания собственной ароматной композиции может занять некоторое время, но как только ее запах вам понравится, следует приступать к созданию собственных духов, которые в дальнейшем подойдут для приготовления домашнего мыла.

Найденную композицию ароматов надо смешать с маслом-основой, для чего великолепно подходит масло сладкого миндаля, не имеющее запаха и прекрасно растворяющее эфирные масла. Кроме того, оно станет прекрасным компонентом для любой домашней косметики.

На данном этапе необходимо строго соблюдать пропорции основы и ароматических масел из расчета по 2-3 капли композиции на 1 ч. л. масла-основы. Смесь должна храниться в бутылочке из темного стекла с плотной крышечкой в темном прохладном месте, как об этом было сказано выше. Варианты ароматических композиций для хорошего настроения, женской привлекательности и многого другого Композиции ароматических масел можно использовать как духи, нанеся их на кожу (за ухо или на запястье), или носить в аромакулоне на шее. Здесь, однако, нужно соблюдать осторожность, так как масло может оставить жирное пятно и испортить одежду. Допустимо также приготовить небольшой кусочек мыла, вложить его в платяной мешочек и повесить на плечики с вечерним платьем - тогда оно пропитается великолепным ароматом.

Аромат «Леди»

Смешать 2 части масла бергамота и 1 часть масла розового дерева.

Этот легкий и нежный аромат зарядит энергией и оптимизмом, повысит коммуникабельность, усилит чувственность, поможет при депрессии, сильной головной боли и укрепит иммунитет.

Аромат «Интрига»

Смешать 2 части масла иланг-иланга и 1 часть масла пачули.

Аромат праздника, чувственности, интриги подействует тонизирующе, придаст бодрости и оптимизма, поможет при головной боли, окажет противовирусное воздействие.

Аромат «Шарм»

Смешать по 1 части масел иланг-иланга и герани, 2 части масла грейпфрута.

Такой теплый горьковато-цветочный аромат по- Э может сохранить эмоциональное равновесие, добиться успехов в общении с людьми, наполнит жизнь гармонией и любовью. Кроме того, он нормализует гормональный фон, жировой обмен и при необходимости подействует обезболивающе.

С древнейших времен ароматические масла использовали как эликсиры любовной магии. К ним прибегали Нефертити, Клеопатра, Казанова, Полина Виардо и другие знаменитые искусители сердец.

8 ..

§ 2.

Назначение и состав парфюмерных композиций

Парфюмерные композиции даже самого простого по составу парфюмерного изделия состоят из большого количества душистых веществ. Например, рецептура хорошо известных всем духов ’’Красная

Москва” содержит 16 индивидуальных душистых веществ и эфирных масел, а также девять композиций-баз.

Долгое время парфюмерные композиции составлялись только из натуральных эфирных масел, смол и бальзамов. Ассортимент натуральных эфирных масел, входящих в настоящее время в состав парфюмерных композиций, достаточно широк и насчитывает более 200 названий, в том числе 20 отечественных эфирных масел. Некоторые натуральные эфирные масла поступают из-за рубежа (апельсиновое, лимонное, пачулиевое, санталовое и др.).

С развитием химии синтетических душистых веществ синтетические продукты занимают ведущее место в составе парфюмерных композиций. Использование наряду с натуральными продуктами большого ассортимента синтетических душистых веществ позволяет парфюмеру получить новые оригинальные запахи, не встречающиеся в природе. Среди большого количества синтетических органических соединений, обладающих запахом, лишь небольшая часть относится к так называемым синтетическим душистым веществам - соединениям, которые обладают характерным запахом и находят применение в композициях. В настоящее время в состав отечественных композиций входит более 160 различных синтетических душистых веществ. Наряду с натуральными эфирными маслами и синтетическими душистыми веществами в состав парфюмерных композиций широко вводят композиции-базы, как воспроизводящие запах натуральных масел, так и обладающие оригинальным запахом.

По характеру запаха парфюмерные композиции подразделяются на две группы: цветочные и фантазийные.

Цветочные композиции воспроизводят запах цветка или цветочного букета; фантазийные - обладают запахом, который в природе может и не встречаться.

Хорошо составленная композиция должна удовлетворять следующим требованиям:

Гармоничное сочетание душистых веществ, входящих в композицию;

Определенная продолжительность ощущения запаха;

Относительно качественная неизменяемость запаха при их хранении и испарении в процессе использования, при контакте с кожей, одеждой или волосами человека.

§ 3. Основы составления парфюмерных композиций

Составление композиций является основой парфюмерного искусства. Создание парфюмерных изделий - одновременно наука и искусство.

Успех построения парфюмерных композиций с оригинальным зала-

xqm зависит от знаний, опыта парфюмера, его творческой индивидуальности.

Тип запаха парфюмерной композиции обусловлен ее составом и главным образом соотношением ведущих компонентов. Так, ведущими компонентами для композиций с запахом фиалки является ионон, метилионон, иралия, ирисовое масло, вер-виолет; с запахом ландыша - гидрооксицитронеллаль, линалоол, диметилацеталь, фенилацетальдегид; с запахом розы - цитранеллол, гераниол, фенилэтиловый спирт, розовое масло; с запахом гвоздики - эвгенол, изоэвгенол, гвоздичное масло; с запахом жасмина - бензилацетат, жасминальдегид, масло жасмина.

В табл. 6 приведены компоненты, входящие в состав некоторых композиций с цветочным запахом (фиалки, ландыша, розы, гвоздики, жасмина).

Как видно из табл. 6, в композициях с запахом фиалки можно найти компоненты розы, гвоздики; с запахом ландыша - компоненты жасмина, розы; с запахом жасмина - компоненты ландыша, розы и т. д. Поэтому парфюмер может создать неограниченное количество различных запахов путем подбора сочетания душистых веществ. Характер запаха будет обусловлен сочетанием и соотношением душистых веществ.

При составлении цветочных композиций парфюмер несколько ограничен в выборе душистых веществ. Однако установлено, что цветочные духи с запахом сирени, ландыша, фиалки и др., созданные разными парфюмерами, значительно различаются между собой оттенками запаха. Это объясняется тем, что разные парфюмеры неодинаково воспринимают и воспроизводят запах природного цветка. В значительно большей степени проявляются способности парфюмера при создании фантазийных композиций, например с запахом шипра, фужера, кожи и др. Парфюмерные композиции с фантазийным запахом являются основой многочисленных духов (’’Триумф”, ’’Визит”, ’’Огонек”, ’’Золушка”, ’’Каменный цветок”, ’’Только ты”, ’’Опера”, ’’Сардоникс”, ’’Ноктюрн”, ’’Русская шаль”, ’’Ночной аромат”, ”Шипр” и др.). Запахи шипра и фужера обусловлены сочетанием душистых веществ, обладающих цитрусовым запахом, с дубовым мхом и компонентами розы, жасмина и гвоздики.

Для создания древесной ноты в состав композиций вводят следующие душистые вещества: пачулиевое, санталовое, ветиверовое масла, ионон, метилионон. Бальзамическую ноту парфюмерным композициям придают перуанский и толуанский бальзамы, бензойная смола, ладанник, опопонакс. Ноты амбры и мускуса создаются при введении в композицию настоев серой амбры, натурального мускуса, бобровой струи, индола, скатола, нитромускусов и других синтетических душистых веществ с запахом мускуса.

Рассмотрим построение парфюмерной композиции с фантазийным запахом на примере композиции с запахом шипра.

Основными компонентами, обусловливающими запах шипра, являются следующие: резиноид дубового мха, бергамотное, лимонное, лавандовое, ветиверовое, пачулиевое масла, ладанник, ионон, метилионон, соединения с мускусным запахом, с запахом амбры, ванили.

6. Компоненты, входящие в состав некоторых композиций с запахом фиалкн, ландыша, розы, гвоздики, жасмина

Различают три ступени запаха парфюмерных композиций, зависящие от скорости испарения душистых веществ: начальный запах (чувствуется вскоре после испарения спирта из духов), основной (запах, характерный для данного наименования парфюмерного изделия) и конечный (запах, который остается после длительного испарения духов).

Начальный запах композиций обусловлен легколетучими душистыми веществами (альдегиды, цитрусовые масла и др.), основной запах - менее летучими душистыми веществами (терпинеол, ионон, метилан-транилат и др.), конечный запах - очень малолетучими душистыми веществами (дубовый мох, мускус, кетон и др.). Труднолетучие продукты имеют, как правило, не очень приятный начальный запах, но в сочетании с другими компонентами придают композициям хорошую ноту. Чтобы улучшить запах смеси труднолетучих душистых веществ, в композицию добавляют более летучие продукты. Легколетучие продукты придают композиции приятную начальную ноту.

Для создания запаха шипра вначале находят сочетание труднолетучих душистых веществ, например дубового мха и амбры, наиболее характерное для запаха шипра. Поскольку в запахе шипра присутствует мускусная нота, следует добавить к этому сочетанию, например, мус-кус-кетон и затем ввести поочередно в различных соотношениях вети-веровое масло, пачулиевое и жасмин абсолю. Сочетание зтих продуктов будет определять конечный запах духов. Однако такая композиция имеет неприятную начальную ноту при испарении с полосок бумаги. Для смягчения этой неприятной ноты и создания более характерного запаха шипра в композицию вводят более летучие вещества, например с цветочным запахом, с запахом розы (розовое масло, цитронеллол, гераниол, гераниевое масло), а затем можно ввести, например, масло фледо-ранж абсолю или композицию с запахом ландыша. Вводя эти продукты в различных соотношениях, парфюмер пытается найти сочетание этих душистых веществ с наиболее приятным и характерным запахом.

Поиски соединений для начальной ноты являются более легкими, так как имеется большой ассортимент легколетучих душистых веществ с приятным запахом. Можно ввести, например, апельсиновое и бергамотное масла, альдегиды с содержанием углеродных атомов в молекуле от 9 до 12. Варианты этой рецептуры могут увеличиваться практически неограниченно, оставаясь при этом в рамках запаха шипра с различными оттенками. Таким образом, парфюмер может варьировать духи с заданным характером запаха, выбирая понравившиеся ему сочетания. При этом он не должен пытаться ввести в состав композиции все существующие душистые вещества. Прежде всего он выбирает те продукты, с которыми предполагает работать для создания задуманного запаха.

Для получения желаемого запаха парфюмер обычно исходит из индивидуальных синтетических душистых веществ и эфирных масел, но может также комбинировать одну с другой композиции-базы, беря их в равных количествах или одну в большем, а другую в меньшем. Затем к этим сочетаниям добавляет индивидуальные душистые вещества, определяющие начальный, основной и конечный запахи композиции. При этом многие душистые вещества определяют одновременно начальную и основную ноты запаха (например, лавандовое масло, бергамотное, розмариновое и др.).

Таким образом, вначале парфюмер создает основной, или так называемый ведущий запах. Затем к основному запаху подбирает душистые вещества, дополняющие и гармонично сочетающиеся с основным запахом и придающие духам определенную полноту, тембр, тональность и окраску.

Как в отечественной, так и в зарубежной практике новая композиция, как правило, разрабатывается не для одного вида парфюмерного изделия, а преимущественно для полной серии, в которую входят духи, одеколон, туалетная вода, препарат для ванн, душистый тальк и др. Хотя композиция может быть предназначена и для более узкой серии (только для духов и одеколонов или только для духов).

Необходимыми компонентами парфюмерных композиций для классических одеколонов являются натуральные цитрусовые масла: апельсиновое, мандариновое, лимонное, бергамотное, а также лавандовое, розмариновое, петигреневое и неролиевое. Цитрусовые масла обусловливают свежесть начального запаха одеколонов. Другие продукты, входящие в состав парфюмерных композиций для классических одеколонов, лишь подчеркивают ноту цитрусовых масел и дополняют ее. Лавандовое, розмариновое, петигреневое и лимонные масла придают композиции свежий цветочный оттенок.

Кроме классических одеколонов существуют также одеколоны с фантазийным запахом, которые представляют собой классические одеколоны при добавлении других продуктов.

В зарубежной практике в течение последних лег преобладающим направлением являются композиции цветочного характера с различными оттенками. Особо популярными становятся цветочные ароматы сладковато-пряного характера, близкие по запаху к так называемому восточному стилю в парфюмерии.

Параллельно с ведущим направлением, представленным цветочными композициями, в зарубежной парфюмерии последних лет получило развитие еще одно - мускусное. Резкий малоприятный запах так называемых мускусных масел отличает их от традиционной парфюмерной продукции, а также более сложные композиции, основанные на сочетании запаха мускуса с ароматами жасмина, сантала, дубового мха, ванили и иланг-илаига.