Советы начинающим: основные и дополнительные цвета. Основные и дополнительные цвета

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Схема № 1. Комплементарное сочетание

Комплементарными, или дополнительными, контрастными, являются цвета, которые расположены на противоположных сторонах цветового круга Иттена. Выглядит их сочетание очень живо и энергично, особенно при максимальной насыщенности цвета.

Схема № 2. Триада - сочетание 3 цветов

Сочетание 3 цветов, лежащих на одинаковом расстоянии друг от друга. Обеспечивает высокую контрастность при сохранении гармонии. Такая композиция выглядит достаточно живой даже при использовании бледных и ненасыщенных цветов.

Схема № 3. Аналогичное сочетание

Сочетание от 2 до 5 цветов, расположенных рядом друг с другом на цветовом круге (в идеале - 2–3 цвета). Впечатление: спокойное, располагающее. Пример сочетания аналогичных приглушенных цветов: желто-оранжевый, желтый, желто-зеленый, зеленый, сине-зеленый.

Схема № 4. Раздельно-комплементарное сочетание

Вариант комплементарного сочетания цветов, только вместо противоположного цвета используются соседние для него цвета. Сочетание основного цвета и двух дополнительных. Выглядит эта схема почти настолько же контрастно, но не настолько напряженно. Если вы не уверены, что сможете правильно использовать комплементарные сочетания, - используйте раздельно-комплементарные.

Схема № 5. Тетрада - сочетание 4 цветов

Цветовая схема, где один цвет - основной, два - дополняющие, а еще один выделяет акценты. Пример: сине-зеленый, сине-фиолетовый, красно-оранжевый, желто-оранжевый.

Схема № 6. Квадрат

Сочетания отдельных цветов

  • Белый: сочетается со всем. Наилучшее сочетание с синим, красным и черным.
  • Бежевый: с голубым, коричневым, изумрудным, черным, красным, белым.
  • Серый: с цветом фуксии, красным, фиолетовым, розовым, синим.
  • Розовый: с коричневым, белым, цветом зеленой мяты, оливковым, серым, бирюзовым, нежно-голубым.
  • Фуксия (темно-розовый): с серым, желто-коричневым, цветом лайма, зеленой мяты, коричневым.
  • Красный: с желтым, белым, бурым, зеленым, синим и черным.
  • Томатно-красный: голубой, цвет зеленой мяты, песчаный, сливочно-белый, серый.
  • Вишнево-красный: лазурный, серый, светло-оранжевый, песчаный, бледно-желтый, бежевый.
  • Малиново-красный: белый, черный, цвет дамасской розы.
  • Коричневый: ярко-голубой, кремовый, розовый, палевый, зеленый, бежевый.
  • Светло-коричневый: бледно-желтый, кремово-белый, синий, зеленый, пурпурный, красный.
  • Темно-коричневый: лимонно-желтый, голубой, цвет зеленой мяты, пурпурно-розовый, цветом лайма.
  • Рыжевато-коричневый: розовый, темно-коричневый, синий, зеленый, пурпурный.
  • Оранжевый: голубой, синий, лиловый, фиолетовый, белый, черный.
  • Светло-оранжевый: серый, коричневый, оливковый.
  • Темно-оранжевый: бледно-желтый, оливковый, коричневый, вишневый.
  • Желтый: синий, лиловый, светло-голубой, фиолетовый, серый, черный.
  • Лимонно-желтый: вишнево-красный, коричневый, синий, серый.
  • Бледно-желтый: цвет фуксии, серый, коричневый, оттенки красного, желтовато-коричневый, синий, пурпурный.
  • Золотисто-желтый: серый, коричневый, лазурный, красный, черный.
  • Оливковый: апельсиновый, светло-коричневый, коричневый.
  • Зеленый: золотисто-коричневый, оранжевый, салатный, желтый, коричневый, серый, кремовый, черный, сливочно-белый.
  • Салатный цвет: коричневый, желтовато-коричневый, палевый, серый, темно-синий, красный, серый.
  • Бирюзовый: цвет фуксии, вишнево-красный, желтый, коричневый, кремовый, темно-фиолетовый.
  • Электрик красив в сочетании с золотисто-желтым, коричневым, светло-коричневым, серым или серебряным.
  • Голубой: красный, серый, коричневый, оранжевый, розовый, белый, желтый.
  • Темно-синий: светло-лиловый, голубой, желтовато-зеленый, коричневый, серый, бледно-желтый, оранжевый, зеленый, красный, белый.
  • Лиловый: оранжевый, розовый, темно-фиолетовый, оливковый, серый, желтый, белый.
  • Темно-фиолетовый: золотисто-коричневый, бледно-желтый, серый, бирюзовый, цвет зеленой мяты, светло-оранжевый.
  • Черный универсален, элегантен, смотрится во всех сочетаниях, лучше всего с оранжевым, розовым, салатным, белым, красным, сиреневатым или желтым.

Дополнительные или комплементарные цвета расположены на противоположных концах и образуют комплементарную цветовую схему. Каким образом цвета дополняют друг друга? Чтобы успешно применять на практике сочетание дополнительных цветов, нужно знать их свойства.

Контраст дополнительных цветов.

Из всех цветовых схем комплементарная обладает самым высоким контрастом и больше всего привлекает внимание. Когда дополнительные цвета расположены рядом, каждый из цветов усиливает противоположный, тем самым делая друг друга интенсивней и ярче. Этот эффект объясняется .


Хроматический контраст в чистом виде встречается редко, обычно цвета различаются по светлоте. Желтый пигмент самый светлый, фиолетовый — самый темный. В этом случае контраст дополнительных цветов усиливается за счет .



Один из способов усилить насыщенность цвета или выделить его – расположить рядом дополнительный цвет.
Комплементарный контраст выглядит ярким, энергичным и активным, особенно если берутся чистые цвета.
Если нужно создать акцент на границах, то берутся дополнительные цвета одинаковые по .



Контраст дополнительных цветов сложно правильно применять на больших площадях: из-за высокой интенсивности он может выглядеть слишком резким и раздражающим. Например, в помещении, где люди проводят много времени, контраст комплементарных цветов будет быстро утомлять.
Чтобы выглядеть гармоничной, комплементарная цветовая схема требует умелого подбора насыщенности и светлоты и строится по определенным правилам.

Гармония дополнительных цветов.

При наложении или смешивании дополнительные цвета нейтрализуют друг друга. Теоретики отмечали, что является цельным и законченным по своей природе, потому что не требует возникновения в глазах смотрящего другого цвета, не вызывает симультанного или . Когда дополнительные цвета воспринимаются вместе, они уравновешивают друг друга, как бы дополняя до серого. Тем самым достигается баланс и устойчивость, и взгляд не устает от избытка одного тона.

Применение дополнительных цветов.

От светлоты, насыщенности комплементарных цветов, их расположения зависит характер цветовой гаммы.
Разбавленные цвета, правильные пропорции, плавные переходы делают контраст мягче и добавляют статичности.


Чистые цвета, четкие границы создают движение и динамичность.


Использование дополнительного цвета зависит от задачи – что либо выделить или наоборот нейтрализовать. Если нужно привлечь внимание к предмету или зрительно сделать его цвет более ярким, то комплементарный цвет располагают рядом, например как фон. Лучше всего фоновый цвет делать другой светлоты и менее насыщенным.



Чтобы оживить большие однотонные площади, используются яркие акценты дополнительных цветов. Такой смягченный контраст не утомляет, а при работе с акцентами легче соблюдать меру. В комплементарной цветовой схеме теплые оттенки от желтого до красного лучше всего смотрятся в чистых тонах. Сложнее всего работать с приглушенными теплыми оттенками, потому что они теряют свой характер.

Сильно насыщенные цвета одинаковой светлоты используются редко, потому что создают ощущение ряби в глазах и быстро утомляют.


Если какой-то цвет надо разбавить или сгладить, сделать менее насыщенным, к нему постепенно примешивают дополнительный.

  • Глава 02. Цвет и цветовое воздействие
  • Глава 03. Цветовая гармония
  • Глава 04. Субъективное отношение к цвету
  • Глава 05. Цветовое конструирование
  • Глава 06. Двенадцатичастный цветовой круг
  • Глава 07. Семь типов цветовых контрастов
  • Глава 08. Контраст по цвету
  • Глава 09. Контраст светлого и темного
  • Глава 10. Контраст холодного и теплого
  • Глава 11. Контраст дополнительных цветов
  • Глава 12. Симультанный контраст
  • Глава 13. Контраст по насыщенности
  • Глава 14. Контраст по площади цветовых пятен
  • Глава 15. Смешение цветов
  • Глава 16.
  • Глава 17. Цветовые созвучия
  • Глава 18. Форма и цвет
  • Глава 19. Пространственное воздействие цвета
  • Глава 20. Теория цветовых впечатлений
  • Глава 21. Теория цветовой выразительности
  • Глава 22. Композиция
  • Послесловие
  • Контраст дополнительных цветов

    Мы называем два цвета дополнительными, если их пигменты, будучи смешанными, дают нейтральный серо-черный цвет. В физике два хроматических света, которые при смешивании дают белый свет, также считаются дополнительными. Два дополнительных цвета образуют странную пару. Они противоположны друг другу, но нуждаются один в другом. Расположенные рядом, они максимально возбуждают друг друга и взаимоуничтожаются при смешивании, образуя серо-черный тон, как огонь и вода. Каждый цвет имеет лишь один-единственный цвет, который является по отношению к нему дополнительным. В цветовом круге на рисунке 3 дополнительные цвета расположены диаметрально один другому. Они образуют следующие пары дополнительных цветов:

    • желтый - фиолетовый
    • желто-оранжевый - сине-фиолетовый
    • оранжевый - синий
    • красно-оранжевый - сине-зеленый
    • красный - зеленый
    • красно-фиолетовый - желто-зеленый.

    Если мы проанализируем эти пары дополнительных цветов, то найдем, что в них всегда присутствуют все три основных цвета:

    • желтый, красный и синий: желтый - фиолетовый = желтый, красный + синий;
    • синий - оранжевый = синий, желтый + красный;
    • красный - зеленый = красный, желтый + синий.

    Подобно тому как смесь желтого, красного и синего дает серый, так и смесь двух дополнительных цветов также превращается в вариант серого цвета.

    Можно вспомнить также опыт из раздела «Физика цвета», когда при исключении одного из цветов спектра все остальные цвета, будучи смешанными, давали его дополнительный цвет. Для каждого из цветов спектра сумма всех остальных образует его дополнительный цвет. Физиологически доказано, что как и явление остаточного изображения, так и симультанный контраст иллюстрируют удивительный и до сих пор необъяснимый факт появления в наших глазах при восприятии того или иного цвета одновременно и другого, уравновешивающего его дополнительного цвета, который в случае его реального отсутствия спонтанно генерируется в нашем сознании. Это явление весьма важно для всех практически работающих с цветом. В разделе «цветовая гармония» было установлено, что закон дополнительных цветов является основой композиционной гармонии, потому что при его соблюдении в глазах создается ощущение полного равновесия.

    Дополнительные цвета, в их пропорционально правильном соотношении, придают произведению статически прочную основу воздействия. При этом каждый цвет остается неизменным в своей интенсивности. Впечатления, производимые дополнительными цветами, идентичны сущности собственно самого цвета. Эта статистическая сила воздействия дополнительных цветов играет особо важную роль для настенной живописи. Однако помимо этого каждая пара дополнительных цветов обладает и другими особенностями. Так, пара желтый - фиолетовый представляет собой не только контраст дополнительных цветов, но и сильный контраст светлого и темного. Красно-оранжевый - сине-зеленый это также не только пара дополнительных цветов, но одновременно и чрезвычайно сильный контраст холодного и теплого. Красный и дополнительный к нему зеленый равнозначны по своей светлоте. Чтобы яснее усвоить элементарную сущность контраста дополнительных цветов, приведем несколько следующих упражнений.

    На рисунках 23-28 представлены три пары дополнительных цветов и их смеси, позволяющие получить серый тон. Цветовая градация полос, образованных при смешении каждой пары дополнительных цветов, определяется постепенным увеличением количества цвета, добавляемого к основному. При этом в центре каждого из этих рядов возникает тот нейтральный серый, который свидетельствует, что данная пара цветов является дополнительной. Если же этого серого не получается, то выбранные цвета не являются дополнительными. Рисунок 29 демонстрирует композицию из красного и зеленого и различных модуляций, возникающих при их смешении. Рисунок 30 составлен из квадратов, образованных смешением двух пар дополнительных цветов: оранжевого и синего и красно-оранжевого и сине-зеленого.

    Во многих картинах, построенных на контрастах дополнительных цветов, эти цвета используются не только в их собственно контрастных качествах, но и составляют основу смесей, которые, наоборот, служат средством тонального выравнивания произведений.

    Природа весьма часто демонстрирует нам подобное цветовое смешение. Его можно видеть на стеблях и листьях кустов красных роз пока еще не распустились бутоны. Красный цвет будущих роз смешивается здесь с зеленым цветом стеблей и листьев, вследствие чего возникают прекрасные красно-серые и зелено-серые оттенки.

    С помощью двух дополнительных цветов можно получить особенно красивые серые цвета. Старые мастера добивались столь цветного серого, например, благодаря тому, что на основной цвет полосками накладывали противоположный ему или же покрывали первый цветовой слой тончайшим слоем дополнительного к нему цвета.

    Пуантилисты добивались цветного серого другим способом. Они наносили чистые цвета мельчайшими точками рядом друг с другом, а появление собственно серого тона происходило уже в глазах зрителя.

    Примерами использования контраста дополнительных цветов могут служить следующие картины: «Мадонна канцлера Ролена» Яна ван Эйка (1390-1441), Париж, Лувр; «Царь Соломон, встречающий царицу Савскую» в Ареццо и работа Поля Сезанна «Гора Сен-Виктор», Филадельфия, Музей искусства.

    Если вы занимаетесь живописью или просто используете в работе или творчестве краски, то вам обязательно стоит узнать, что представляют собой дополнительные цвета, какие оттенки являются ими, как их получить и использовать. Это пригодится вам как в при помощи кисти, так и при работе на современных графических планшетах.

    Изучаем спектр: основные и дополнительные цвета

    Каждый из вас хотя бы раз встречал в книгах изображение радужной полоски или круга, где один цвет плавно переходит в другой в той последовательности, в которой они располагаются и в природном явлении — радуге. Это не придуманные а реальное отображение распределения оттенков при разделении луча белого света на составляющие. Каждый цвет соответствует определенной длине волны.

    Такой называется спектром. Им пользуются художники, дизайнеры при подборе тонов и их красивых сочетаний для своих работ. Существуют три основных цвета — красный, синий и желтый. Еще можно услышать термин — первичные. Эти цвета невозможно получить смешением каких-либо красок или цветных лучей. Остальные оттенки считаются составными, так как являются производными основных. Обычно в противопоставление основным указывают дополнительные цвета, которые получены смешением первых между собой: оранжевый, составленный из желтого и красного, зеленый — из желтого и синего, а фиолетовый — из красного и синего. Если механически смешать три основных цвета, получится черный. В случае оптического наложения появляется белый.

    Пары дополнительных цветов

    Итак, дополнительные цвета — это те, которые располагаются на противоположных концах линий, проведенных через центр спектрального круга. Чтобы вам легче было ориентироваться на практике, нужно запомнить три главные пары: желтый и фиолетовый, красный и зеленый, оранжевый и синий. Остальные оттенки легко определить, сдвигая линию, соответствующую диаметру на нужный угол.

    Как получить дополнительные цвета в живописи

    Пигменты красок в современных наборах обычно разнообразны, поэтому, работая с палитрой, вы сможете использовать много готовых колеров, составляя из них нужные оттенки. Если на начальном этапе вы будете сомневаться, что нужно добавить в имеющийся цвет, то всегда сможете воспользоваться спектром в качестве подсказки, схемы.

    На самом деле вовсе не обязательно покупать набор красок с большим количеством готовых оттенков. Всю возможную гамму несложно получить самостоятельно, имея лишь основные цвета (синий, красный, желтый). Чтобы изменять насыщенность дополнительного составного оттенка потребуются черный и белый колер. Проблема может возникнуть лишь в том случае, если в коробке вместо чистого спектрального цвета окажется какой-то его оттенок, например, сине-зеленый, фиолетовый, бордовый. Выбирая набор красок, обязательно смотрите, чтобы в нем присутствовали чистые основные цвета, тогда приготовить дополнительные вам не составит труда.

    Живопись в цифровом формате

    В мире современных технологий даже художники переходят за экраны мониторов и электронные устройства ввода Работая на планшете, вы создаете свою картину не на бумаге, а на экране дисплея, фактически смешивая не краски, а исходящие лучи света.

    Термин "цветовое пространство" обычно используется в компьютерных программах для работы с графикой и подразумевает модель отображения оттенков в цифровом виде. Каждый цвет характеризуется числовыми параметрами в выбранной системе координат. Она может быть трехмерной или многомерной, в зависимости от количества используемых осей, то есть параметров цвета. Наиболее простые и понятные цветовые модели — это RGB, CMYK. Первая используется для визуализации изображений на экране (телевизора, монитора), а вторая — при печати на четырехкрасочном устройстве, например, обычном офисном принтере.

    Таким образом, рисуя на планшете, вы будете выбирать оттенки цветов, каждый из которых имеет свою числовую характеристику, состоящую из трех значений.

    Как выбирать для картины

    Каким бы способом вы ни создавали свои работы, кистью на холсте или стилусом на графическом планшете, все цвета красок нужно подбирать так, чтобы они гармонировали. Это легко сделать, воспользовавшись спектром.

    Способов несколько:

    1. Используйте только теплую часть оттенков (те, в которых присутствует желтая составляющая).
    2. Возьмите исключительно холодные цвета на основе синего.
    3. Попробуйте контрастный вариант — сочетание одного основного цвета и дополнительного к нему составного, а также их оттенки.
    4. Экспериментируйте с ахроматическими тонами (черный — серый — белый), добавляя любой спектральный оттенок.

    Это лишь самые простые способы получения гармоничных, ярких сочетаний в работе.

    Итак, цвета красок находятся в тесной взаимосвязи. Все многообразие оттенков можно не только систематизировать, но и использовать строго в соответствии с теоретическими знаниями по цветоведению. Именно в этом случае ваши работы и в рукотворном, и в цифровом варианте будут наиболее интересными и эффектными.