Средства развития социальных эмоций у дошкольников. Игры на развитие эмоциональной сферы детей Значение игры в развитии социальных эмоций

«Ой, лады»

Цель – воспитывать добрые отношения друг другу.

Воспитатель и малыши произносят слова и выполняют действия.

Лады-лады-ладушки,

Хлопают в ладоши.

Мы пекли оладушки,

Имитируют действие.

Маслом поливали,

Указательным пальцем водят по ладошке.

Деток угощали…

Называют имя ребенка, к которому подходят с «оладушками»,

Тане – два, Ване – два и…

(воспитатель называет свое имя) – тоже два!

Вот и я, вот и я, вот и все мои друзья!

Все дружно хлопают в ладоши.

«Паровозик»

Цели: учить отзываться на свое имя, запоминать имена сверстников, действовать по показу и словесной инструкции.

Педагог объясняет детям, что сейчас они будут играть «в паровозик»: «паровозом» будет взрослый, а «вагончиками» - дети. Воспитатель поочередно подзывает к себе детей, эмоционально комментируя происходящее: «Я буду паровозом, а вы – вагончиками. Петя, иди ко мне, становись за мной, держи меня за пояс – вот так. Теперь, Ваня, иди сюда, встань за Петей, держи его за пояс». После того как все дети выстроились, «поезд отправляется в путь».

«Передай мяч»

Цель – учить взаимодействовать со сверстниками.

Дети стоят напротив друг друга. Воспитатель показывает детям, как нужно правильно удерживать и передавать мяч другому ребенку, называя его по имени («На, Петя»).

Игра эмоционально поддерживается взрослым.

«Ласковое имя»

Цель – учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка.

Дети встают в круг, каждый из них по очереди выходит в центр. Все остальные

дети при помощи воспитателя называют варианты ласкового имени ребенка,

стоящего в центре круга.

«Дотронься ласково»

Цель – учить детей включаться в разные формы коммуникации.

Все участники игры стоят или сидят по кругу. Ведущий ласково дотрагивается до головы рядом сидящего ребенка и говорит: «Какие шелковые волосики у Саши!» затем просит Сашу дотронуться до головы своего соседа. Взрослые также участвуют в игре, и если дети затрудняются в обращении, то помогают им.

Игра предполагает несколько вариантов – можно дотрагиваться до руки, до носа. Некоторым детям трудно выполнять такие действия – не нужно заставлять выполнять все. Взрослые активно помогают малышам включаться в разные формы коммуникации.

«Спаси птенца»

Цель – воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Детям раздают ватные комочки – это «птенчики». Педагог говорит: «Мы побегали, поиграли, согрелись, а птенчику холодно, он замерз, давайте его погреем и отпустим полетать». Дети со взрослыми стоят по кругу, сложив ладони «лодочкой», глубоко дышат, как бы спасая птенца, поднимаются на носочки и отпускают его.

«Ласковый ребенок»

Цель – продолжать учить детей подражать эмоционально-тактильным и вербальным способам взаимодействия с партнером.

Дети сидят на стульях перед взрослым. Он вызывает к себе одного из детей и показывает, как можно его обнять, прислониться, смотреть в глаза, улыбнуться: «Ах, какой хороший Саша! Иди ко мне, я тебя обниму – вот так. Я ласковая». Затем взрослый приглашает к себе еще одного ребенка и предлагает ему повторить эти действия, эмоционально акцентируя каждое действие ребенка и при необходимости оказывая ему помощь. В конце игры взрослый подытоживает действия ребенка: «Ваня обнял Сашу, посмотрел ему в глазки, улыбнулся. Вот какой Ваня ласковый ребенок!» затем взрослый поочередно вызывает остальных детей, игра повторяется.

«Цветные коврики»

Цель – учить передавать эмоции в соответствии с цветом.

Для игры понадобятся игрушки, а также желтый и черный коврики (их кладут перед детьми). Воспитатель показывает игрушку (например, волка) и говорит детям: «Волк злой, сердитый, мы его поставим на черный коврик. А петушок веселый, добрый, его мы поставим на желтый коврик».

Так можно обыграть все знакомые игрушки или сказочных героев.

Затем можно усложнить игру: добавить коврики других цветов (голубой – слезы, грусть; зеленый - спокойствие); предложить детям самим проявить эмоции на коврике любого цвета: «Анечка, ты – сердитая кошка. Встань на коврик черного цвета и изобрази ее».

«Кто лучше разбудит?»

Цель – способствовать формированию у детей умения любить окружающих.

Один ребенок превращается в кошечку и засыпает – ложится на коврик. Ведущий просит детей по очереди будить «спящую кошечку». Желательно делать это по-разному (разными словами и прикосновениями), но всякий раз ласково.

«Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

Цель – способствовать уменьшению обидчивости у детей.

Один ребенок садится на «волшебный стульчик», другой понарошку должен обидеть его. Воспитатель начинает при этом говорить слова: «Обижаться не могу, ой, смеюсь, кукареку!»

« Вместе играем »

Цель – учить детей взаимодействию и вежливому обращению друг с другом.

Для игры понадобятся парные игрушки: шарик и желобок, паровозик и вагончик, машина и кубики.

Воспитатель расставляет детей парами и раздает им игрушки, предлагая поиграть вместе. Затем помогает каждому из детей выполнять предметно-игровые действия в соответствии с назначением каждой игрушки.

В конце игры педагог фиксирует, кто с кем играл, называя каждого ребенка по имени: «Аня играла с Дашей – катали шарик. Дима играл с Васей – возили паровозик, Петя играл с Леной – нагружали в машину кубики и возили».

«Кто пришел к нам в гости?»

Цели: способствовать развитию самоуважения детей, активизировать доброжелательное отношение детей к сверстникам.

Воспитатель отводит в сторону ребенка и договаривается с ним о том, что он будет изображать какое-нибудь животное (педагог подсказывает), которое придет в гости к детям. Ребенок изображает это животное, дети отгадывают. («Посмотрите, какой замечательный зверь к нам пришел, какие у него глазки, как он красиво движется…»)Дети стараются догадаться, какие звери к ним пришли и какое у них настроение.

«Листочек падает»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Воспитатель поднимает над столом лист бумаги, затем отпускает его и обращает внимание детей на то, как плавно он опускается вниз и ложится на стол. После этого педагог просит детей «превратить свои руки в листочки бумаги». Поднимает лист бумаги – дети поднимают руки вверх. Затем опускает лист, он плавно падает на стол. Детям нужно сделать то же самое, то есть плавно опустить руки на стол.

Игру можно повторить несколько раз.

Воспитатель подчеркивает умение ребят действовать вместе.

«Колокольчик»

Цель – учить проявлять симпатию к сверстникам.

Воспитатель читает стихотворение и звонит в колокольчик: С колокольчиком играю – динь-динь-динь (2 раза)

С колокольчиком гуляю – динь-динь-динь (2 раза)

Позвеню и покружусь, всем ребятам покажусь.

Колокольчик голубой, кто гулять пойдет с тобой?

Выбирает любого ребенка и идет с ним по группе.

«Солнечный лучик»

Цели: развивать тактильные ощущения, учить выполнять нежные прикосновения.

Дети вытягивают ладошки. Воспитатель рассказывает стихотворение, подходит к малышам и поглаживает их ладошки:

Солнечный лучик коснулся руки

Я попрошу его: «Ты не беги, ты посиди на ладошке моей, вместе нам будет с тобой веселей».

«Подарим фрукты»

Цель – учить проявлять добрые отношения к сверстникам.

Для игры понадобятся фрукты. Дети выполняют «инструкцию» воспитателя:

Ты яблоко бери и Тане дари.

Ты грушу бери и Маше дари.

Ты банан бери и Пете дари.

«У кого какая игрушка?»

Цель – учить делиться игрушками.

Воспитатель заранее готовит игрушки: сначала их должно хватить всем детям, затем на одну меньше.

встали дети в круг, в круг,

кулачками стук-стук.

Мы идем вперед, вперед,

Ножками топ-топ.

Мы идем назад, назад,

Вот так, вот так!

Побежали, побежали

И к игрушкам прибежали.

«Флажок»

Цель – учить реагировать на свое имя и проявлять симпатию к сверстникам.

Для игры понадобится флажок.

Дети встали в кружок,

Дети становятся в круг.

Увидали флажок:

Флажок держит воспитатель.

Выйди, Ваня, в кружок, возьми, Ваня, флажок.

Выйди, выйди, возьми, выше флаг подними.

Ваня берет флажок, поднимает его.

Вот наш Ваня идет и флажок свой несет:

«Кому дать, кому дать, кому флаг передать?»

Ваня выбирает ребёнка, которому передает флажок, ь- игра повторяется.

«Праздничный салют»

Цель – учить эмоционально откликаться на содержание стихотворения.

Для игры понадобятся барабан и мелко нарезанная бумага для «салюта». Воспитатель читает стихотворение:

Грянул гром, веселый гром.

Засверкало все кругом.

Рвутся вы небо неустанно

Разноцветные фонтаны,

Брызги света всюду льют.

Это праздничный салют.

Раз, два, три, салют радости дари!

Все вместе подбрасывают нарезанную бумагу вверх.

«Мотылек»

Цель – вызвать радость от ожидания легкого прикосновения.

Воспитатель держит в руках мотылька из картона, привязанного к палочке:

Летал мотылек, порхал мотылек.

Присел отдохнуть на душистый цветок.

Летал мотылек, порхал мотылек,

Присел подремать на прохладный пенек.

«Наше солнце»

Цель – способствовать объединению и взаимодействию детей в группе.

Взрослый рисует на листе ватмана большой круг, затем обводит ладони детей, создавая таким образом «лучики солнца». Дети раскрашивают нарисованные ладошки, взрослый им помогает. В итоге получается изображение красивого солнца, которое вывешивают в группе.

«Покажу, как я люблю»

Цель – способствовать формированию любви к окружающим.

Воспитатель говорит, что можно показать человеку, что ты его любишь, только прикосновениями, без слов. Один из детей й «превращается в маму», другой – в ее «сыночка», и показывают, как они любят друг друга. Следующие пары – «мама и дочка», «»бабушка и внук.

«Звериное пианино»

Цель – развивать умение сотрудничать.

Дети садятся в одну линию. Они – «клавиши пианино», которые звучат голосами разных животных. Воспитатель раздает детям карточки с изображениями животных (кошки, собаки, свиньи и т.п.), голосами которых будут звучать «клавиши». Потом педагог дотрагивается до головок детей, как будто нажимает клавиши. «Клавишам» нужно звучать голосами соответствующих животных.

«Радуга-дуга»

Цель – активизировать позитивное настроение.

Радуга-дуга, не давай дождя.

Дети, держась за руки, идут по кругу.

Чтоб ребяткам играть

Отбивают ритм пальцами по коврику.

И со взрослым поскакать.

Подпрыгивают на месте.

Дай нам солнышко-колоколнышко, обнимаются.

«Чижик»

Цель – формировать чувство взаимопомощи и сотрудничества.

Воспитатель предлагает каждому ребенку построить из мягких модулей свой домик. Затем приглашает всех в круг и предлагает игру «Чижик».

Чижик по небу летал,

Воспитатель и дети изображают птичек: машут «крыльями» и «летают» по кругу.

Правой ножкою кивал,

Забрасывают ногу назад, пытаясь достать ею до ягодицы.

Кив-кив, не кивай, к себе в домик улетай!

Каждый убегает в свой домик.

Игра повторяется несколько раз.

«Подари салют»

Цель – учить проявлять положительные эмоции.

Воспитатель предлагает каждому ребенку цветную бумагу – на выбор. Под спокойную музыку дети рвут бумагу на мелкие кусочки, образуя кучку. По окончании музыки педагог просит малышей выбрать, кому бы они хотели «подарить салют». Каждый ребенок подбрасывает свои кусочки бумаги над тем, кого он выбрал, кричит «ура» и хлопает в ладоши.

Важно, чтобы ребенок, который дарит, и тот, кому дарят, испытали положительные эмоции.

«Украсим дом»

Цель – учить выполнять поручения вместе.

Материал : обруч, предметы для украшения.

Воспитатель предлагает детям украсить «домик» (обруч), используя для этого ленты, нитки, монетки и т.п. воспитатель вместе с детьми участвует в процессе. Потом все любуются «домиком», педагог хвалит ребят за проделанную работу.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО Нижнетагильская государственная социально-педагогическая академия

Курсовая работа

Средства развития социальных эмоций у дошкольников

Исполнитель:

Василевич Снежена

Нижний Тагил, 2012 год

ВВЕДЕНИЕ

Проблема социально - личностного развития детей является одной из активно разрабатываемых проблем в теории и практике дошкольного образования. Актуальность проблемы обусловлена потребностью общества в воспитании человека, демонстрирующего социальное поведение в духе демократических ценностей и норм. Причинной выбора данной темы послужило: изучение содержания и технологии развития социальных эмоций; интерес к проявлению эмоций, социальных эмоций, как они влияют на личность ребенка, как она развивается, и чувств, на разных возрастных этапах в дошкольном возрасте, к выявлению состояний детей и способности управлять чувствами и эмоциями.

Развитие личности как процесс «социализации индивида» осуществляется в определенных социальных условиях семьи, ближайшего окружения, в определенных социально-политических, экономических условиях региона, страны, в социально-культурных, национальных традициях того народа, представителем которого он является. В то же время на каждой фазе жизненного пути, как подчеркивал Л.С. Выготский, складываются определенные социальные ситуации развития как своеобразное отношение ребенка к окружающей его социальной действительности. По Л.С. Выготскому, социальная ситуация развития «определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным».

Главное направление в эмоциональной сфере - способность управлять чувствами. В эмоциях и чувствах отражается непосредственное переживание человеком жизненного смысла предметов и явлений действительности. Чувства сопровождают все виды деятельности и поведения человека. Через эмоции и чувства мы показываем и проявляем любовь к людям, совершаем контролируемые и не контролируемые действия. Способности к социальному взаимодействию развиваются прижизненно, в процессе взаимодействия со взрослым.

Общение со взрослым на протяжении дошкольного детства развивается и принимает разные формы. В концепции М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных его форм, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к нему и основными средствами общения. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка.

Объект исследования: процесс развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства развития социальных эмоций у детей дошкольного возраста.

Цель: теоретически обосновать средства развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: специально разработанная система средств, выстроенная на основе концепции базовых эмоций и овладении средствами понимания своих эмоциональных переживаний и эмоций другого способствует обогащению эмоционального опыта детей старшего дошкольного возраста.

1) На основе психолого-педагогической литературы выявить особенности развития социальных эмоций у дошкольников.

2) Дать характеристику средств социально-эмоционального развития дошкольника.

Методы исследования:

Теоретические: изучение литературы, анализ психолого-педагогической литературы;

Эмпирические: наблюдение, беседа.

Практическая значимость: состоит в разработке диагностических методик, изучающих уровень развития социальных эмоций детей старшего дошкольного возраста, в разработке содержании и технологии развития социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста.

Структура работы:

В первой главе дается теоретический анализ проблемы. В первом параграфе рассматривается объект исследования. Второй параграф связывает объект и предмет исследования. В третьем параграфе рассматривается предмет исследования.

Вторая глава посвящается описанию и анализу разработанной системы учебно-воспитательной работы. В содержание второй главы включается описание диагностики, проекта педагогической деятельности, направленной на решение проблемы исследования, и разработанные практические рекомендации по теме исследования.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1 СОЦИАЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Таким образом, под социально - эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру человека в конкретной ситуации и способствуют внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.

В процессе развития ребёнка старшего дошкольного возраста происходят изменения в его эмоциональной сфере, меняются его взгляды на мир, отношения к окружающим. Способность ребёнка осознавать и контролировать свои эмоции возрастает, но сама по себе эмоциональная сфера не развивается. Её необходимо развивать, знакомить детей с элементами техники выразительных движений в воспитании эмоций и высших чувств, способствовать приобретению навыков расслабления. В работах В.А. Петровского, А.М. Виноградовой, Л.М. Клариной, Е.С. Евдокимовой, Н.Л. Кряжевой и др. называются общие психолого-педагогические условия формирования эмоциональной сферы дошкольника:

Обеспечить детям в группе эмоциональную поддержку, любовь и доброжелательность окружающих. Избегать перевозбуждения, а так же однообразия и монотонности детской деятельности. Способствовать тому, чтобы жизнь ребенка была увлекательной и содержательной;

Эмоционально преподносить детям все новое о социальном и природном мире, чтобы разнообразные впечатления будили любопытство, ведущее к любознательности, способствовали к придумыванию новых ролей и игровых действий;

Развивать умение передавать в роли настроение, характер персонажа, используя движения, интонацию, мимику;

Обогащать представления дошкольников о людях, их эмоциональных состояниях;

Учить понимать необходимость знания настроения сверстника (взрослого) в ходе общения, понимать, что нельзя смеяться над недостатками внешности других людей, дразнить и прочее: недопустимо проявлять равнодушие к обиженному, плачущему, несправедливости по отношению к слабому;

Учить устанавливать причину того или иного эмоционального состояния человека (почему возникло, как его поддержать или изменить);

Воспитывать умение сдерживать свои негативные побуждения;

Активизировать в речи слова, обозначающие состояния и настроения, внутренние переживания человека;

Воспитывать интерес к эмоциям и чувствам людей;

Учить выделять характерные для того или иного эмоционального состояния человека (позу, жесты, мимику на картине, скульптуре, в жизни);

Учить сравнивать и устанавливать созвучность настроения человека и музыки, природы: печаль человека и печаль поздней осени, пробуждение природы, радость человека и радостная музыка;

Понимать некоторые образные средства, которые используются в изобразительном творчестве или музыке, передачи настроения человека (цвет, композиции, темп, настроения);

Воспитывать стремление не повторять поступки, которые вызывают отрицательное отношение окружающих;

Испытывать чувство удовлетворения от хорошо и красиво выполненной работы;

Отрицательные эмоции в случае совершения неправильного поступка помочь ребенку сделать предметом анализа собственные эмоции, способствовать умению видеть со стороны свой эмоциональный образ и соотносить его с конкретной ситуацией и конкретными людьми.

Актуализация эмоционального мира детей происходит посредством проведения занятий и игр. Так, в пособии для практических работников детских дошкольных учреждений В.М. Минаевой, приводится серия занятий, где дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, знакомятся с опытом сверстников.

Таким образом, под социально - эмоциональным развитием дошкольников мы понимаем процесс, во время которого ребёнок усваивает ценности, традиции, культуру общества или сообщества, в котором ему предстоит жить. Социально - эмоциональное развитие оказывает влияние на содержание и динамику познавательных процессов, а также восприятие, внимание, воображение, память, мышление. Наиболее важными факторами, влияющими на социально - эмоциональное развитие ребёнка, являются атмосфера в семье, наличие эмоционального контакта ребёнка с родителями, позиция ребёнка в структуре семьи и стиль воспитания. Играя, занимаясь, общаясь со взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, становится социально компетентным.

1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

В последнее время проблема эмоционального развития детей дошкольного возраста всё чаще привлекает внимание психологов и педагогов. Те нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют высокоразвитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Дошкольник не умеет самостоятельно выражать свои чувства, эмоциональные переживания без специального образования, так как способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства. Эмоции проходят путь прогрессивного проявления под влиянием социальных условий жизни и воспитания.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства - изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приемов подхода к малышу, позволяющих найти с ним двусторонний контакт.

Психологи и педагоги (А.Н. Леонтьев, Н.М. Аскарина, Л.Н. Павлова и др.) отмечают, что знание законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент эмоциональной сферы, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа.

В целом, в старшем дошкольном возрасте проявляются следующие особенности формирования эмоциональной сферы:

Более спокойный, уравновешенный эмоциональный фон восприятия;

Эмоциональность обусловлена развивающимися представлениями: желание - представление - действие - эмоция;

Эмоциональные процессы более управляемые;

Развивается эмоциональное предвосхищение (будущий результат, его оценка взрослым). При отрицательном результате действий возникает неодобрительная оценка взрослого, что может повлечь за собой развитие тревожности. При положительном результате действия ребенок получает положительную оценку взрослого, что вызывает позитивный эмоциональный стимул для дальнейшего поведения;

Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы, к желаниям, связанным с представлением о предметах, их свойствах и получением конечного результата;

Аффект - первое звено в цепочке реакций;

Самооценка несколько завышена, что помогает осваивать новые виды деятельности без сомнения и страха, но к моменту обучения в школе уровень самооценки снижается;

Соподчинение мотивов (мотивы приобретают разную силу и значимость), появление новых мотивов (мотив достижения успеха, соревнование), складывается индивидуальная мотивационная система (выделяются доминирующие мотивы, формируется иерархия, выделяются социальные мотивы: достижение успеха, интерес к достижению деятельности);

Появляется способность оценивать свое поведение.

Данные особенности выступают полем для развития социальных эмоций и нравственных инстанций ребенка.

1.3 ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДСТВ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

К дошкольному возрасту эмоциональный мир ребенка становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций (страха, радости и других) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется и внешнее проявление эмоциональных реакций. В этом возрасте усваивается язык чувств - принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса.

В свое время Л.С. Выготский писал в «Педагогической психологии»: «Почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одаренность и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь тоже может быть таким же талантом и даже гениальностью, как и открытие дифференциального исчисления…». Замечая, что «психология без учения об эмоциях не много стоит», А.В. Запорожец указывал на необходимость развертывания фундаментальных научных исследований в области детских эмоций, и особенно в связи с распространением общественного дошкольного воспитания. Изучение и развитие эмоций у ребёнка, по мнению А.В. Запорожца, имеет большое психолого-педагогическое значение, так как для полноценного развития личности необходимо развитие не только всех познавательных процессов, овладение различными знаниями и навыками, но и формирование положительного эмоционального отношения к окружающей действительности, людям. В.В. Зеньковский твердил: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил». Из всего этого следует, что проблема эмоционального развития детей всегда волновала ведущих психологов и педагогов, а наше время только заострило эту проблему.

Раскрывая роль Л.С. Выготского в разработке проблемы эмоций, А.В. Запорожец неоднократно подчеркивал, что одной из фундаментальных закономерностей проявления и развития эмоций является их многоуровневость. Она заключается в существенных отличиях в природе и содержании эмоциональных проявлений разных уровней: первый уровень - непосредственных эмоциональных реакций и второй уровень - высших эмоций и чувств, опосредованных речевой функцией, индивидуальным практическим опытом, социальными эталонами, требованиями и ожиданиями.

Одна из наиболее интересных и продуктивных точек зрения на эмоциональное развитие как многоуровневый процесс, принадлежит В.В. Лебединскому и О.С. Никольской. Подчеркивая, что аффект в широком смысле слова - явление, организующее поведение и сознание ребенка, эти авторы выделяют четыре уровня как четыре последовательные ступени в развитии отношений человека со средой: первый - уровень аффективной пластичности, второй - уровень индивидуальных аффективных стереотипов, третий - уровень аффективной экспансии и четвертый - уровень эмоционального контроля. Каждый из указанных уровней имеет для ребенка уникальный жизненно важный смысл и вносит свой специфический вклад в решение ребенком задач адаптации и в процессы регуляции его поведения.

Первым (фоновым) уровнем, решающим задачи защиты организма от разрушающих воздействий внешней среды, является уровень полевой реактивности, или уровень аффективной пластичности. Он осуществляет самую примитивную оценку самой возможности контакта с окружением еще до непосредственного соприкосновения с ним. Эмоциональная ориентировка на этом уровне осуществляет оценку интенсивности воздействия и связана лишь с общим ощущением комфорта или дискомфорта, позволяющим адекватно «вписаться» в окружающую среду.

Второй уровень - уровень аффективных стереотипов - способствует установлению стабильных взаимодействий со средой, позволяя оценивать не только интенсивность воздействий, но и их качество (качество сигналов из внешнего мира, из внутренней среды организма). Именно этот уровень ответственен за выработку аффективных стереотипов сенсорного контакта и способов удовлетворения соматических потребностей, когда избирательно оценивается качество сенсорных впечатлений, ярко окрашенных удовольствием или неудовольствием. Этот уровень уже не обеспечивает общее равновесие, а избирательно усиливает состояния и противодействует развитию астенических. Процесс аффективной ориентировки на этом уровне активно проецирует внутренние переживания вовне, что позволяет превращать исходно нейтральные внешние впечатления в качественно значимые для ребенка.

Третий уровень - уровень аффективной экспансии - осуществляет активную адаптацию к нестабильной ситуации. Задачей его является овладение меняющейся, динамичной средой. Этот уровень создает эмоциональный опыт успехов и поражений, вырабатывает основу притязаний субъекта, его эмоциональное самоощущение «могу» или «не могу». То есть происходит оценка возможности преодоления неожиданных препятствий на пути к аффективной цели. Переживание успеха компенсирует страх перед препятствием, усиливает эмоции, тем самым внося значительный вклад в тоническую регуляцию психических процессов.

И, наконец, четвертый уровень - уровень эмоционального контроля - отвечает за организацию жизни и поведения субъекта в сообществе и осуществляет эмоциональную оценку реакций других людей, налаживание взаимоотношений с ними. Ориентация на переживания другого человека обеспечивает контроль сообщества над индивидуальной аффективной жизнью, приводя ее в соответствие с требованиями и нуждами окружающих, с нормами и правилами взаимодействия. «Другой» начинает доминировать в эмоциональном поле субъекта, и под влиянием этой доминанты перестраиваются и упорядочиваются все остальные впечатления.

Подход В.В. Лебединского и О.С. Никольской интересен тем, что центральной категорией является переживание, или тип аффективной ориентировки. Переживание, по мнению О.С. Никольской, является внутренним психическим механизмом, организующим и тип ориентировки, и форму адаптивного поведения, и особенности сознания. Переживание каждого уровня имеет свою модальность, свою структуру, свою динамику и культурные особенности развития. Тип переживания каждого уровня «работает» на формирование соответствующего типа сознания.

Таким образом, впервые в отечественной психологии тезис о связи переживания и сознания (Л.С. Выготский) получил глубокую научную проработку и конкретные формы проявления.

Один из ведущих исследователей в области психологии эмоций, Изард выделил 10 базовых эмоций: радость, грусть (печаль, горе), страх, удивление, гнев, интерес, отвращение, презрение, стыд, вина. Эта классификация является основой для большинства теоретических положений и методик ведущих специалистов. Заслуживает внимания точка зрения Г. Дюпона, высказанная в книге «Развитие детской эмоциональности», где он также опирается на концепцию базовых эмоций Изарда и выделяет шесть стадий, или уровней.

Первая стадия эмоционального развития - эгоцентричная, неличностная - характеризуется нерасчлененностью детских ощущений и связана прежде всего с телесными переживаниями напряжения и расслабления, субъективно оцениваемыми как удовольствие или неудобство и боль. Многие дети до 3-4 лет даже при хорошем речевом развитии не склонны давать субъективные оценки своим настроениям. Обычно они называют внешние причины дурного настроения: плохая погода, болезнь, отсутствие чего-то привлекательного.

Вторая стадия - личных отношений, - по Г. Дюпону, возникает тогда, когда по мере ослабления эгоцентризма начинается дифференцирование себя как причины своих настроений. В действиях ребенка, направленных на другого человека (привлечение внимания, избегание), взрослые легко прочитывают базисные эмоции: радость, печаль, гнев, страх. До появления у ребенка активной речи эти чувства остаются привязанными к реальной ситуации - к присутствующему человеку, к вещи. По мере развития речи реальное присутствие объекта чувств уже не обязательно, чувства приобретают более устойчивый, обобщенный характер. Но ребенок еще не способен осознать субъективный характер своих чувств; ему трудно поверить, что другие люди в сходных ситуациях испытывают иные чувства, отличные от его собственных. Появление способности к эмоциональной децентрации, по Г. Дюпону, знаменует новую - межличностную - стадию эмоционального развития. Это третья стадия, ведущим фактором которой является общение со сверстниками, появление сверстников субкультуры, значимой для ребенка и отличной от субкультуры главной группы - семьи. Наиболее существенное свойство взаимоотношений сверстников - их принципиальное равноправие, включающее равенство права на собственную эмоциональную оценку всего происходящего в детской группе. По Г. Дюпону, эта стадия эмоционального развития обычно сосуществует с предыдущей. Ребенок практикует одновременно две системы отношений: отношения послушания и некритичного принятия (отвержения) правил, предлагаемых взрослыми, и отношения равноправия людей, сообща вырабатывающих правила, принятые для всей компании. Такая «двойная бухгалтерия» чувств длится обычно до начала подросткового возраста, когда у растущего человека появляется потребность унифицировать свои эмоциональные отношения с миром.

Четвертая стадия развития эмоций, по Г. Дюпону, начинается в отроческом возрасте и связана с новым фокусом интересов подростка.

Пятая стадия - автономии, по Г. Дюпону, возникает в тех случаях, когда столкновение ценностей, вырабатываемых самим подростком, и ценностей его социального окружения приводит к появлению у подростка позиции человека, отвечающего за свою судьбу.

Шестая - высшая, интегративная - стадия эмоционального развития, по Г. Дюпону, отмечена блаженным чувством целостности, гармонии, сбалансированности ощущения мира. Это чувство переживается как нечто более ценное, чем сама жизнь.

Принцип предметности эмоциональных явлений - один из фундаментальных, определяющих содержание и динамику эмоциональных процессов в онтогенезе (П.Я. Гальперин, А.В. Запорожец, Г.М. Бреслав). Именно этот параметр позволил авторам выделить:

а) уровень субъективных состояний, связанных с особенностями телесных ощущений, как исходный аффективно-эмоциональный фон;

б) уровень эмпатических переживаний, складывающихся в системе «взрослый - ребенок» и обеспечивающих приближение ребенка к миру;

в) уровень «инструментальных» эмоций как основного психологического механизма поддержания интереса и освоения предметного содержания;

г) уровень социальных эмоций в широком смысле слова.

В результате сопоставления теоретических оснований (концепции Изарда о базовых эмоциях, положения о необходимости развития личностной функции в старшем дошкольном возрасте) и анализа существующих средств эмоционального развития в методику были введены: игры, упражнения по развитию эмоций, коммуникативные упражнения, этюды, психологическая гимнастика, обсуждение художественных произведений, анализ содержания различных чувств, направленное рисование и моделирование эмоций с помощью пиктограмм.

Невозможно переоценить значение игры для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью, восторгом и т. д. Это даёт возможность использовать игровую деятельность для развития и воспитания личности ребёнка, а также для профилактики и коррекции его психических состояний. Необходимым условием возникновения полноценной игры является развертывание в ней социального содержания-содержания общения, взаимодействия и взаимоотношений между персонажами. Наблюдение за игрой дает возможность определить, как складываются отношения со сверстниками. Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру. Через игру проще всего организовать ситуацию, когда ребенок становится на место другого. Поэтому мы пришли к выводу, что игра является универсальным средством развития, коррекции и диагностики эмоциональной сферы ребенка.

Игра является также мощным фактором развития нравственных чувств, личностной функции эмоций. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его пожелание, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других. Игру можно назвать основным источником совместного переживания детьми эмоции радости и поэтому основное средство развития этой эмоции.

Этюд представляет собой недолговременную фиксацию на изображении определенного эмоционального состояния. Такой одномоментной является эмоция удивления. Не смотря на то, что эта эмоция быстро проходит и переходит в другие различные чувства, с помощью разыгрывания этюдов дети могут четко выделить ее признаки. Поэтому разыгрывание этюдов имеет большое значение для развития эмоции удивления и других эмоций.

В развитии эмоции гнева основной акцент сделан на умение распознать данную эмоцию и умение снимать возникшее эмоциональное напряжение свое и окружающих. Решению этой задачи способствуют коммуникативные упражнения, в которых дети учатся способам невербального воздействия друг на друга (упражнение «Доброе животное»).

Основная задача развития эмоции грусти (печали) - это развитие понимания, сочувствия и способов его выражения. Чтобы сочувствовать, нужно как бы оказаться на месте другого человека. Взрослый человек способен делать это мысленно, но ребенку дошкольного возраста нужно для этого реально оказаться в подобной ситуации. Такие ситуации организуются через игру-драматизацию («Пропала собака», «Волшебный стул»).

Знакомство на занятиях с эмоцией страха предполагает использование различных психотехнических игр, имеющих цель коррекции эмоции страха. Такая психотехника (например, упражнение «Маленький храбрец») способствует раскрепощению ребенка, снятию эмоционального напряжения, избавлению от различных страхов.

Развитие эмоции интереса тесно связано с познавательной деятельностью. Анкудинова И.А. пишет в своей статье: «Как эмоции интереса могут быть толчком к познанию, так и само познание может развивать эмоции интереса». В связи с этим основными средствами развития этой эмоции выступают: научно-познавательные игры, загадки (разгадывание и придумывание), фантазирование.

В развитии каждой положительной эмоции (радость, удивление, интерес) доминирующим может стать то средство, с помощью которого произошло совместное переживание данной эмоции (совместное переживание - сопереживание). В развитии же отрицательных эмоций (грусть, гнев, страх) акцент сделан на распознавание соответствующей эмоции и эмоциональный отклик.

Таким образом методика включает 6 основных занятий, каждое из которых посвящено определенной эмоции: радости, грусти, удивлению, гневу, интересу, страху.

На заключительных занятиях предусматривается осознание представлений о спектре эмоций, о целостности эмоционального мира. Например, игра «кубики». На каждой грани кубика - графическое изображение одной из шести эмоций. Задача - распознать и изобразить выпавшую эмоцию.

Помимо наблюдения за игрой, в целях диагностики эмоционального развития детей использовался и набор пиктограмм с изображением 6 эмоций (радость, грусть, удивление, гнев, интерес, страх). Пиктограммы позволяют определить, как дети распознают эмоциональные состояния, как соотносят символическое изображение с реальными переживаниями и каков диапазон понимаемых эмоций.

2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

2.1 ОПИСАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Цель: выявить психологические особенности чувств и эмоций детей старшего дошкольного возраста.

1) Отобрать группу методов;

2) Провести диагностическое обследование детей старшего дошкольного возраста;

3) Дать количественный и качественный анализ.

Методы экспериментальной работы: тест.

Методика № 1 Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображенных на картинке (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Цель: выявить у детей понимание эмоциональных состояний людей.

Материал: картинки, методический материал, фотографии, листок, бумага.

Подготовка исследования: подобрать картинки (фотографии) с изображением детей и взрослых, на которых ярко выражено их эмоциональное состояние. С их помощью нужно продемонстрировать основные эмоции (радость, страх, гнев, горе) и их оттенки (сюжетные картинки с изображением положительных и отрицательных поступков детей и взрослых).

Проведение исследования: индивидуально с детьми 3-7 лет проводится в две серии.

1) Ребенку последовательно показывают картинки детей и взрослых и спрашивают: "Кто изображен на картинке? Что он делает? Как он себя чувствует? Как ты догадался об этом? Опиши картинку".

2) Ребенку последовательно показывают сюжетные картинки и задают вопросы: "Что делают дети (взрослые)? Как они это делают (дружно, ссорятся, не обращают внимания друг на друга и т. д.)? Как ты догадался? Кому из них хорошо, а кому плохо? Как ты догадался?" Обработка данных: подсчитывают число верных ответов в разных возрастных группах отдельно по каждой серии и по каждой картинке.

Выявляют, доступно ли детям понимание эмоциональных состояний взрослых и сверстников, на какие признаки они опираются, кого лучше понимают: взрослого или сверстника. Определяют зависимость этих показателей от возраста детей. Анализ результатов констатирующего эксперимента: экспериментальная работа проводилась с 5 детьми: Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет.

В первой серии показывала картинку, на которой изображен взрослый мужчина с папкой, идущий по дороге. Во второй серии на картинке изображены люди в офисе, сидящие за столами с компьютером. Маша 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответила верно. Описала все, что изображено на картинке. Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответила на четыре верно.

Маше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Она опиралась на выражение лица и одежду, в которую были одеты люди. У нее хорошо развиты чувства и эмоции, она понимает состояния людей.

Саша 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал картинку правильно. Во второй серии Саша из пяти заданных вопросов правильно ответил на все. Саше доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей.

Аня 5 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на три ответила верно. Описала картинку не полно. Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответила на три.

Ане еще не до конца понятно эмоциональное состояние людей. Она опиралась на выражение лица и на то, что окружает персонажа на картинке. Чувства и эмоции еще плохо развиты и не до конца понятны.

Вова 5 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал все, что изображено на картинке. Во второй серии из пяти заданных вопросов, ответил на три верно.

Вове практически доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица и одежду, в которую были одеты люди. У него не плохо развиты чувства и эмоции, с помощью которых он понимает состояния людей.

Коля 6 лет: в первой серии из четырех заданных вопросов, на четыре ответил верно. Описал картинку правильно. Во второй серии из пяти заданных вопросов правильно ответил на все.

Коле доступно понимание эмоциональных состояний взрослых. Он опирался на выражение лица. У него хорошо развиты чувства и эмоции, с помощью них он верно определяет и понимает состояния людей.

После проведения экспериментальной работы выявились следующие данные: в первой и во второй сериях только один ребенок из пяти не до конца справился с заданием.

Детям доступно понимание эмоциональных состояний людей, в основном дети опираются на выражение лица, стиль одежды, окружающие предметы, в 6 лет понимание эмоциональных состояний больше развито, чем в 5 лет.

Поведение детей отличное, выполнение работы добросовестное, высказывания полные, всплеск эмоции отсутствует, состояние спокойное.

Из пяти детей допустил много ошибок один ребенок, не верно описал эмоциональные состояния некоторых героев. Остальные дети справились с заданием более точно.

У одного ребенка - низкий уровень понимания эмоциональных состояний, у четверых - высокий.

Методика № 2 Изучение способов выражения эмоций (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Цель: выявить у детей уровень выражения эмоций.

Материал: методический материал, 2-3 ребенка для инсценировки сюжетов. Подготовка исследования: подобрать ситуации из жизни детей, близкие и понятные им, например:

1. Больная мама лежит в постели, старшая дочка приводит брата.

2. Во время обеда в группе мальчик нечаянно разливает суп, все дети вскакивают и смеются, мальчик испуган, воспитатель строго объясняет, что надо быть аккуратнее и что смеяться здесь совершенно не над чем.

3. Мальчик потерял варежки, и на прогулке у него сильно замерзли руки, но он не хочет показать другим, что очень замерз.

4. Девочку не приняли в игру, она отошла в угол комнаты, низко опустила голову и молчит, вот-вот заплачет.

5. Мальчик или девочка радуется за своего друга или подругу, чей рисунок оказался лучшим в группе. Подготовить 2-3 детей для инсценировки этих сюжетов.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 4-7 лет.

1) Подготовленные заранее дети разыгрывают перед группой сценку, затем экспериментатор спрашивает у ребят, что чувствуют персонажи этой сценки.

2) Экспериментатор описывает ситуацию и предлагает ее изобразить:

Показать печальное, страдающее лицо мамы, капризного плачущего мальчика и сочувственное лицо девочки;

Показать строгое лицо воспитателя, смеющихся и затем смутившихся детей, испуганное лицо мальчика;

Как мальчик не хочет показать, что он замерз;

Показать обиду девочки; - показать неподдельную радость за другого.

Если дети недостаточно выразительно или неправильно изображают чувства и эмоции персонажей, экспериментатор вновь описывает ситуации и подробно рассказывает, что испытывает каждый из персонажей. Обработка данных: анализируют, как дети воплощают эмоциональные состояния героев в сценках. Делают вывод о выразительности и богатстве экспрессивно - мимических средств общения и о развитости умения сопереживать другим людям. Данные оформляют в таблицу.

В экспериментальной работе участвовало 5 детей: Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет. Анализ результатов констатирующего эксперимента: в данном эксперименте участвовало 5 детей: Маша 6 лет, Саша 6 лет, Аня 5 лет, Коля 6 лет, Вова 5 лет.

В первой серии четверо справились с заданием, один не до конца, во второй серии все не до конца справились с заданием, в третьей серии все справились с заданием, в четвертой серии четверо справились с заданием, один не до конца, в пятой серии все не до конца справились с заданием.

Маша: нормальный уровень развития;

Саша: нормальный уровень развития;

Аня: низкий уровень развития;

Коля: нормальный уровень развития;

Вова: низкий уровень развития.

После проведения экспериментальной работы выявились следующие данные: в первой серии четверо справились с заданием, один не до конца, во второй серии все не до конца справились с заданием, в третьей серии все справились с заданием, в четвертой серии четверо справились с заданием, один не до конца, в пятой серии все не до конца справились с заданием.

Уровень выражения эмоции у детей средний. Дети старались как можно ярче, понятней, эмоциональней показать состояния мальчика и девочки.

Слушали и смотрели сюжеты внимательно, увлекательно, выражение лица менялось с каждым сюжетом, но не сильно выражено, сопереживать другим людям могут, но слабо это выражают.

Из пяти детей с заданиями справились трое, двое допускали ошибки.

Уровень выражения эмоций у троих детей - высокий, у двоих детей - низкий.

Обработка данных по 3 методикам: в ходе проведения исследования с детьми, выявились следующие результаты - из пяти человек трое правильно выражают свои эмоции, сформировано эмоциональное предвосхищение, понимают эмоциональные состояния других.

Двое неточно выражают свои эмоции, эмоциональное предвосхищение слабо сформировано, не всегда понимают эмоциональные состояния людей.

Трое детей - высокий уровень развития эмоциональной сферы.

Двое детей - низкий уровень развития эмоциональной сферы.

Из 100% детей только 60% детей имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы, а 40% детей имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы.

2 ряд - 40% детей имеют низкий уровень развития эмоциональной сферы.

3 ряд - 60% детей имеют высокий уровень развития эмоциональной сферы.

2.2 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ СОЦИАЛЬНЫХ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Актуальность проекта.

К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Только тогда ребёнок будет гармонично развиваться, когда будет учитываться согласованное развитие эмоциональной и интеллектуальной систем. Поэтому наряду с акцентом на интеллектуальное развитие необходимо уделить должное внимание социально-эмоциональному развитию дошкольника. Я считаю выбранную мной тему одной из самых актуальных на современном этапе развития общества в связи с тем, что целенаправленная совместная работа педагогов и родителей по социально-эмоциональному воспитанию позволит выявить и в случае необходимости скорректировать нежелательные эмоциональные проявления детей и сформировать у них чувство уверенности в себе и осознанно правильное отношение к миру посредством выражения положительных эмоций (радость, спокойствие, восторг, восхищение). В связи с вышеизложенным мною были определены цель и задачи проекта.

Цель и задачи проекта.

Цель. Помочь детям войти в сложный мир человеческих отношений, испытывая преимущественно положительные эмоции.

Изучить психолого-педагогическую литературу по данной теме и определить основные направления работы;

Разработать комплекс занятий и упражнений, направленных на развитие социально-эмоциональной сферы дошкольника;

Составить план взаимодействия с семьями детей по данной проблеме;

Внедрить в практику учебно-воспитательного процесса разработанные мероприятия;

Проверить результативность педагогической деятельности и подвести итоги.

Описание проекта.

Основная идея проекта заключается в том, что при правильной организации работы по социально-эмоциональному воспитанию в ДОУ можно решить проблему вхождения ребёнка в реальный мир. В связи с этим возникает вопрос:

Как спланировать учебно-воспитательную деятельность для максимально успешного достижения поставленных целей?

Чтобы достичь ожидаемых результатов, в ходе работы над проектом необходимо учитывать роль предметно-развивающей среды, наличие положительных эмоций в утренние часы.

Создание эмоционального настроя в ходе занятий, развитие социальных навыков и эмоций посредством театрализованной игры, формы и методы работы с родителями.

В соответствии с целями и задачами проекта можно определить его участников: дети, педагоги, родители.

Проект рассчитан на 1 год и предназначен для детей 3-4-летнего возраста (вторая младшая группа).

Этапы реализации проекта.

I. Подготовительный.

Изучение методической литературы по теме;

Изучение традиций, уклада и образа жизни семьи каждого ребёнка;

Проведение психолого-педагогического обследования детей с целью выявления индивидуальных особенностей социально-эмоционального восприятия мира;

Планирование работы по социально-эмоциональному воспитанию с учётом результатов обследования.

Практический.

Включение в работу комплекса психологических гимнастических упражнений, созданных мною на основе поэтических текстов:

1. «НАМ СОЛНЦЕ УЛЫБАЕТСЯ».

Солнце улыбается, нам тепло и хорошо, солнышко спряталось, стало прохладно, опять улыбнулось солнышко, нам тепло и приятно.

2. «РОДИТЕЛИ».

Какое бывает выражение лица у мамы и папы, когда они сердятся?

Что вы делаете, когда вас ругают?

Как улыбаются папа и мама, когда вас обнимают?

3. «НАШИ АЛЫЕ ЦВЕТКИ».

Наши алые цветки.

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

4. «МЫ ЛЕТИМ ПОД ОБЛАКАМИ».

Мы летим под облаками,

А земля плывёт под нами:

Роща, поле, сад и речка,

И дома, и человечки.

Мы летать устали что-то,

Приземлились на болото.

Итоговый:

Проведение итогового анкетирования родителей: «Как изменился мой ребёнок?»;

Обследование психолого-эмоционального состояния детей в конце учебного года;

Анализ результатов работы и корректировка отдельных элементов программы (по необходимости);

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе анализа психолого-педагогической и методической литературы по теме эмоционального развития дошкольников выяснилось, что ведущие отечественные и зарубежные педагоги и психологи подчеркивают важность и необходимость развития эмоциональной сферы детей, как основы формирования нравственных, эстетических чувств, становления гармонически развитой личности. Тем временем, отмечается недостаток методических разработок для дошкольных образовательных учреждений, учитывающих психолого-педагогический аспект формирования эмоциональной сферы, закономерности развития детских эмоций. Современная ситуация, связанная с технологической жизни и с тем, что в современной семье часто один ребенок, только обострила эту проблему. Воспитатели, педагоги и психологи осознают необходимость создания специальных методик эмоционального развития детей, обеспечивающих обогащение социально-эмоционального опыта ребенка, баланс и гармоничность детского развития. Данная работа является определенным вкладом в решение проблемы.

Результаты проведенного исследования:

1. Были выделены особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста, которые выступают полем для развития социальных эмоций и нравственных инстанций ребенка. Так, установлено, что в старшем дошкольном возрасте основное значение приобретает формирование личностной функции эмоциональных процессов.

2. Анализ различных методических разработок привел к следующему:

а) Выяснилось, что методики эмоционального развития дошкольников основываются на концепции К. Изарда о базовых эмоциях, который выделил 10 таких эмоций. В современных методиках представлены 5 из них: радость, грусть, удивление, гнев, страх. В данной работе мы приняли во внимание важность эмоции интереса, которая является основой развития не только познавательного интереса ребенка, но и его заинтересованности в другом человеке, что является основой искренних, доброжелательных отношений и взаимопонимания. Предложенная методика включает 6 основных занятий, каждое из которых посвящено определенной эмоции, согласно принятой классификации, и 2 занятия, посвященные закрепляющим играм с целью представления спектра эмоций, целостности эмоционального мира.

б) Определены преимущества использования различных методов и средств развития отдельных эмоций эмоциональной сферы ребенка старшего дошкольного возраста.

3. Выделена характеристика средств эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. В характеристику введены игры, упражнения по развитию эмоций, коммуникативные упражнения, этюды, психологическая гимнастика, обсуждение художественных произведений, анализ содержания различных чувств, направленное рисование и моделирование эмоций с помощью пиктограмм. Характеризующим средством методики является игра, которая не только помогает ребенку с помощью ролевых действий и взаимоотношений понять другого, поставить себя на его место, не только служит способом совместного переживания положительных эмоций, но и выступает методом диагностики развития эмоциональной сферы ребенка.

4. Проведено описание методов диагностирования в старшей группе детского сада, она включала первичную диагностику эмоционального развития детей, проведение цикла занятий, заключительную диагностику в виде систематического наблюдения за эмоциональными проявлениями детей в игре и работы. Результаты проведенной работы свидетельствуют об эффективности предлагаемой методики в развитии эмоций, интерпретации детьми эмоциональных состояний других, расширении диапазона понимаемых и переживаемых эмоций, в развитии способности адекватно выражать эмоции в коммуникативной сфере. Таким образом, гипотеза нашего исследования нашла свое подтверждение: разработанная система средств, выстроенная на основе концепции базовых эмоций и овладении средствами интерпретации и понимания своих эмоциональных переживаний и эмоций другого способствовала обогащению социально-эмоционального опыта детей. учебный воспитательный дошкольник

ЛИТЕРАТУРА

1. Анкудинова И.А. Влияние эмоционального развития на когнитивные процессы детей дошкольного возраста.

2. Бабунова Т.М. Дошкольная педагогика - М., 2007.

3. Бабунова Т.М. Социально-личностное развитие и воспитание дошкольников: Учеб. Пособие МаГУ, 2005.

4. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПб.: Питер, 2008.

5. В мире детских эмоций: пособие для практических работников ДОУ / Т.А. Данилина, В.Я. Зедгенидзе, Н.М. Степина. - 4-е изд., - М.: Айрис-пресс 2008. - 160 с. (Библиотека психологии образования).

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

7. Гераскина Ю.Н. "Программа эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста. Магу - 2005 г.

8. Додонов Б.И. Эмоции как ценность. - М.,1978.

9. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Логиновой, П.И. Саморуковой. - М., 1983.

10. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: В 2 т. - М.: Педагогика, 1986.

11. Запорожец А.В., Неверович Я.З. К вопросу о генезисе функций и структуре эмоциональных процессов у ребёнка // Вопросы психологии.- 1974. - №6.

12. Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург, 1995. - 347 с.

13. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. с англ. - СПб: Издательство «Питер», 1999.

14. Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004.

15. Коломийченко Л.В. «Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста», Пермь, 2002.

16. Кошелева А.Д., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников: Учебное пособие. - М.: academa, 2003. - 167 с.

17. Крюкова С.В., Слободняк Н.П. «Программа эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста. - 2000.

18. Леонтьев А.Н. Эмоции // Большая советская энциклопедия. М.: АО «Советская энциклопедия», 1931, т. 64, с. 190-194.

19. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2003.

20. Немов Р.С. «Психология». Москва 2001 г. Т.2.

21. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.- Раннее детство: познавательное развитие: Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений. - М.: 2004.

22. Психология детства // Под ред. А.А. Реана. - 2003.

23. Радина Н.К. Изучение самопринятия у детей, воспитывающихся в закрытых дошкольных учреждениях и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

24. Смирнова Е.О. "Детская психология". М - 2003 г.

25. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.

26. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений. - 5-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 336 с.

27. Цукерман Г.А. "Психология саморазвития: задачи для подростков и педагогов". - Рига, ПЦ «Эксперимент», 1997.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Теоретические основы формирования социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Дошкольники с задержкой психического развития. Комплекс игровых ситуаций и упражнений для развития социальных эмоций как проявления эмоционального интеллекта дошкольников.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2017

    Принципы формирования чувства отзывчивости как одной из социальных эмоций у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Разработка серии этических бесед, направленных на формирование отзывчивости у дошкольников с ОНР третьего уровня.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2017

    Понятие и виды эмоций и чувств; особенности их развития у детей старшего дошкольного возраста. Характеристика игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте. Исследование роли развивающих игр в эмоциональном развитии старшего дошкольника.

    курсовая работа , добавлен 05.05.2014

    Основные характеристики эмоционального развития детей дошкольного возраста. Особенности развития и проявления эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью. Роль музыкального воспитания в развитии эмоций у детей с интеллектуальной недостаточностью.

    дипломная работа , добавлен 30.09.2011

    Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, их лингвистические проблемы. Звукопроизношение как проблема современной логопедии. Экспериментальное исследование нарушений звукопроизношения у старших дошкольников с ЗПР.

    дипломная работа , добавлен 17.07.2012

    Главные условия формирования эмоций у старших дошкольников в норме и с задержкой психического развития. Методические рекомендации по снижению агрессивных состояний у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития на занятиях.

    дипломная работа , добавлен 30.10.2017

    Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения. Анализ уровня социального и познавательного развития умственно отсталых дошкольников, педагогической компетентности родителей.

    курсовая работа , добавлен 17.12.2014

    Теоретические основы развития креативности детей старшего дошкольного возраста в игре. Проблемы развития креативности детей. Особенности развития творческих способностей дошкольников. Роль педагога в развитии креативности дошкольников в игре.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2007

    Проблема воспитания патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста, педагогические условия его организации. Разработка педагогического проекта, направленного на успешное воспитание патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2014

    Обоснование проблемы развития физических качеств дошкольников в процессе физической подготовленности. Экспериментальное исследование эффективности методики развития физических качеств дошкольников. Диагностика уровня развития физических качеств.

Джамиля Мердеева
Игры на развитие эмоциональной сферы детей

В психолого-педагогической литературе накоплен значительный материал по вопросу развития эмоциональной сферы дошкольников . И главная цель моей работы по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста – это научить детей понимать свое эмоциональное состояние и окружающих людей, научить способам рассказывания о своем внутреннем мире, а также совершенствовать умения управлять своими чувствами.

Если ребенок научится распознавать свои и чужие эмоции , осознавать их значение и смысл от этого зависит успешность его взаимодействия с окружающим миром, а значит и успешность его социального развития .

Как научить ребенка понимать свои эмоции и эмоции других людей ? Конечно же, в игровой деятельности. И на своих занятиях с дошкольниками я постоянно использую игры на развитие эмоциональной сферы . На каждой нашей встрече, помимо приветствия, мы используем игровое упражнение «Наше настроение» . Дети по очереди проговаривают, какое у них настроение. Для этого используем «волшебный мяч» или «кубик эмоций » . Если ребенок затрудняется ответить, то он может показать какого цвета или на что похоже сейчас у него настроение.

Кроме этого представляем вашему вниманию игровые пособия на развитие эмоциональной сферы детей , которые я использую в своей работе с детьми, начиняя с младшего дошкольного возраста.

«Кубик эмоций »

Цель : , обозначение своего эмоционального состояния словом , соотнесение эмоции с явлением .

Мягкий поролоновый кубик, на каждой стороне куба изображение различных эмоциональных состояний .

Правила игры .

Ребенок бросает кубик на стол, и по верхней грани, изображает мимикой, жестами ту эмоцию , которая выпала. Или рассказывает про данную эмоцию , когда ее человек испытывает.

«Волшебные дощечки»

Цель : развитие восприятия окружающего мира, умение выразить свои ощущения словом, изобразить эмоциональное состояние полученный путем тактильного восприятия.

Пластиковые полоски, покрытые материалом различной фактуры : мех, наждачная бумага, сетка, фланель, пленка и др.

Правила игры .

Ребенок на ощупь берет полоску и говорит, на какое настроение похожа данная полоска, или же находит полоску с таким покрытием, какие чувства он сейчас испытывает.

«Грустный и веселый мешочек»

Цель : развитие эмоциональной сферы дошкольника , снижение эмоционального напряжения , формирование способности управлять своими чувствами.

Сшитые тканевые мешочки с различным наполнением. «Грустный мешочек» внутри содержит колючие шишки. Содержание «Веселого мешочка» может быть разным : это мягкие ватные шарики, теннисные шарики с пиктограммами.

Правила игры .

Данное пособие может быть наполнено различным содержимым, все зависит от цели игры . В «Грустный мешочек» ребенок может «сложить» свое плохое настроение и крепко его завязать. В «Веселом мешочке» ребенок может найти мягкие шарики, и поиграть с ними, или грустный ребенок может выбрать себе мячик, на котором изображен один из способов регуляции своего настроения.

Публикации по теме:

Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора «Развитие эмоциональной сферы детей раннего дошкольного возраста посредством детского фольклора» С поступлением ребенка 1,5 – 3 летнего.

Игры для развития эмоциональной сферы дошкольника Игра «Создание рисунка по кругу» Цели: установление межличностных контактов; создание в группе благоприятного микроклимата; развитие мелкой.

Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Проявляясь в поведении, они информируют.

Конспект занятия на развитие эмоциональной сферы Цель занятия: развитие коммуникативных навыков, групповой сплоченности; снижение агрессии; снятие психоэмоционального и мышечного напряжения;.

Проект выполнила: Козлова Лариса Александровна Воспитатель, МБДОУ №4 Общеобразовательного вида С приоритетным осуществлением деятельности.

Развитие эмоциональной сферы Цель:создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала;развивать навыки эмоциональной регуляции. Ход занятия:.

Игра - особая форма деятельности, отличительными чертами которой являются выполнение действий и переживание чувств в воображаемом плане .

Игра - форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально-закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и искусства. В ней как в особом виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и деятельности, подчинение которым обеспечивает познание и усвоение предметной действительности, а также интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности .

Значение игры для периода дошкольного детства рассматривалось в работах многих психологов и педагогов. Так Е.А. Аркин, Л.С. Выготский, С.Л. Новоселова, С.Н. Карпова и др. рассматривали игру как ведущую деятельность в дошкольном возрасте и определяли ее значение в процессе развития ребенка; особенности проведения игр и их видовое разнообразие рассматривается в работах А.К. Бондаренко, А.В. Запорожец. Е.Е. Кравцовой, В.С. Мухиной; деятельность педагога по руководству игрой в дошкольном возрасте характеризовали Л.Н. Барсукова, М.А. Васильева, Л.Н. Венгер, Я.Л. Коломенский, И.Ю. Кулагина, М.А. Михайленко и др. .

Основное развитие дошкольника происходит в деятельности, которая интересна и доступна ребенку. Особой деятельностью в этом виде выступает игровая деятельность, которая в дошкольном возрасте является ведущей.

Игры детей развиваются в общении с взрослыми. В играх дети легко воспринимают черты быта семьи, впитывают богатства родной речи .

Игры детей дошкольного возраста богаты и разнообразны по содержанию и со временем всё больше приобретают коллективный характер. Дети трёх - шести лет играют много и дома, и в детском саду, и во дворе, и на улице.

Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Игра требует от ребёнка включённости в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся сюжету в совместной игре со сверстниками; он должен запоминать, какой камешек (щепочка, кусочек бумаги и пр.) что обозначает; он должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации; он должен представить себе отсутствующий предмет или соображаемую ситуацию и действовать так, чтобы остальные участники игры его поняли и были удовлетворены его выдумкой. Таким образом, в игровой деятельности формируется произвольность психических процессов, когда ребёнок может следовать сознательной цели.

В условиях игры дети сосредоточиваются лучше и запоминают больше, чем в условиях, когда им предлагают просто запомнить. Сознательная цель (сосредоточить внимание, запомнить и припомнить) выделяется для ребёнка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от него сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжетов. Игра не бесцельная забава. Многочасовые, часто изнурительные упражнения детей, осваивающих игру в классы, прыжки через верёвочку, набрасывание лассо, движения с мячами, дают свой позитивный результат. Играя,дети всегда выполняют задачу освоения действий именно с этим предметом,следуя определённым правилам . Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

Эмоциональные воспитательные воздействия призваны вызывать и поддерживать у воспитуемого определенные аффективные состояли, облегчающие или затрудняющие принятие им других психологических влияний. Положительные эмоции делают воспитуемого открытым по отношению к субъекту воспитательных воздействий, отрицательные эмоции, напротив, отгораживают воспитателя от воспитуемого, блокируют оказание на него воспитательного воздействия.

Игра дошкольника насыщена самыми разнообразными эмоциями, удивлением, волнением, радостью и восторгом. Это даёт возможность использовать игровую деятельность не только для развития и воспитания личности ребёнка, но и для профилактики и коррекции его психических состояний .

На существовании особого, эмоционального плана игры обращали внимание многие советские психологи. Они подчёркивали, что основной смысл игры заключается в многообразных переживаниях, значимых для ребёнка, что в процессе игры происходит глубокие преобразования первоначальных, аффективных тенденций и замыслов, сложившихся в его жизненном опыте. Взаимосвязь между игрой и эмоциональным состоянием детей выступает в двух планах, становление и совершенствование игровой деятельности влияет на возникновение и развития эмоций, сформировавшиеся эмоции влияют на развитие игры определённого содержания.

Различный характер переживаний, возникающих по ходу игры, позволяет выделить два типа эмоционального поведения детей раннего возраста.

У эмоционально активных детей, ярко выражен интерес к игре в целом и к действиям с одним или несколькими предметами. Они играют в течении длительного времени. Совершают с игрушками большое количество действий, многие из которых завершаются непосредственными, ярко выраженными реакциями: смехом, удивлением, восторгом.

У эмоционально пассивных детей игра носит характер беглого, поверхностного ознакомления с игрушками. Общее время их деятельности непродолжительно. Эмоциональные проявления крайне бедны. Не наблюдается ярко выраженной радости или удивления.

Особенно следует подчеркнуть, что уровень эмоциональной ориентации ребенка на сверстника, характер эмоциональной отзывчивости обнаруживает тесную связь с уровнем развития игры. Отрицательные эмоции процветают чаще всего тогда, когда дети не умеют организовать и развернуть игру .

Дети старшего дошкольного возраста должны научиться так же справляться с агрессивностью. Есть определенная закономерность в развитии детской агрессивности. До 3 лет отмечаются обычные проявления темперамента с короткими вспышками гнева, но настоящая агрессивность для детей не характерна. Пик ее приходится на 4,5 года, а затем постепенно убывает, пока не сходит на нет. К началу школьного возраста дети усваивают нормы поведения, которые способствуют ослаблению агрессивности. Родители могут ускорить этот процесс, прививая детям навыки социального общения и стимулируя чувствительность к переживаниям других. Кроме игры помогают овладеть социальными техниками чувствования сказки.

Таким образом, можно сделать вывод, что последние годы становится все больше детей с нарушением эмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.

Н.К. Крупская предъявила к педагогике высокие требования. «Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, гибче тело вернее глаз, развиваются сообразительность находчивость инициатива. Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания» - писала она .

Искусство воспитания - это творческие технологии педагога, фундаментальная основа которых - наука. Игра в качестве эмоционального стимула рассматривается ни как самостоятельная деятельность, как средство, включающие другие виды деятельности. Отсюда - педагогически целесообразные комплексы типа труд и игра; художественная деятельность и игра; познавательная деятельность и игра. Игра - это не только показ, переживание конкретного поступка, это еще и мысль-действие, мысль-образ. И в этом ее воспитывающая сила .

Игра, как средство социально-эмоционального развития ребенка.

Курсова Наталья Юрьевна

Воспитатель первой

квалификационной категории

МДОУ детский сад N 100

2017

Одним из факторов, влияющих на состояние современного ребёнка в детском саду, является эмоциональное благополучие воспитанника в группе. С поступлением ребёнка в ДОУ в его жизни происходит множество изменений. Они создают для дошкольника стрессовую ситуацию, которая в свою очередь способствует возникновению отрицательных эмоций, что в целом негативно влияет на его здоровье.

В соответствии с положениями ФГОС ДОО для воспитанников ДОУ должны быть созданы условия, направленные

на сохранение и укрепление их психического и физического здоровья;

обеспечивающие их эмоциональное благополучие.

Наиболее эффективным средством работы в развитии благоприятной эмоциональной сферы воспитанников является игра. Влияние игры на развитие личности дошкольника заключается в том, что через неё он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта с другими детьми.

Всё вышесказанное подтверждает значимость выбранной методической темы «Игра, как средство социально-эмоционального развития ребёнка».

Целью работы с детьми раннего возраста является повышение уровня развития эмоциональной сферы дошкольников средствами игровой деятельности.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

Создать условия для эмоционально радостного проживания ребёнком этапов дошкольного детства;

Формировать у воспитанников умения соотносить свои эмоции, чувства с эмоциями и чувствами других людей, регулировать их таким образом, чтобы было комфортно им самим и окружающим их людям;

Развивать эмоциональное отношение воспитанника к содержанию игры;

Развивать умения действовать соответственно правилам игры;

Развивать координацию движений, общей и мелкой моторики, ориентации в собственном теле;

Развивать зрительное восприятие, внимание, речь, воображение воспитанников;

Воспитывать доброжелательного отношение к сверстникам.

В соответствии с положениями ФГОС ДО игрушки должны обладать следующими качествами:

1. Полифункциональность. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления.

2. Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия - коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактическими свойствами. Игрушки должны нести в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и т.д., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки.

4. Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребёнка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Ежедневно в педагогический процесс с учётом специфики эмоционального поведения воспитанников включаются различные виды игр.

Игры-забавы, пальчиковая гимнастика, игры-хороводы учат воспитанников сотрудничать, активно слушать, воспринимать информацию, развивают речь, вызывают у детей положительный эмоциональный отклик.

Особое место в развитии ребёнка занимает подвижная игра. Она способствует закреплению и совершенствованию двигательных навыков и умений, предоставляет возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности. Для увеличения двигательной активности используются игровые модули, маты, игрушки-каталки, крупные машины.

Для усвоения знаний и умений применяются дидактические и сенсорные игры, в которых воспитанники учатся общаться друг с другом. У детей появляется первый опыт взаимодействия, приобретаются навыки вежливого общения .

Дети третьего года жизни уже приобщились к образно-ролевой игре, у них формируются основы сюжетно-ролевой игры. С целью формирования у воспитанников навыков сюжетно-ролевой игры используются игры-ситуации различной тематики: игры с куклами; игры с транспортом; игры в больницу; игры в парикмахерскую; игры со строительным материалом. Данные игры способствуют тесному общению детей друг с другом, учат подчинять свои желания желаниям других детей, способствуют становлению доброжелательных отношений между детьми.

Большой эмоциональный отклик у воспитанников вызывают театрализованные игры: игры-перевоплощения; игры-инсценировки; творческие и самостоятельные игры, которые развивают интерес к театрализованной деятельности, стремление воспроизводить фрагменты знакомых спектаклей по собственной инициативе. При этом дети учатся выражать разные состояния с помощью соответствующей интонации. Реализация в игре творческих возможностей, импровизация вызывают эмоциональное вдохновение детей, их бурную радость.

В самостоятельной игровой деятельности для воспитанников создана возможность саморазвития. Ребёнок свободно выбирает деятельность, отвечающую его способностям и интересам. У педагога появляется возможность лучше узнать детей, особенности их характера, темперамента, их желания. В группе создаётся микроклимат, в основе которого лежит уважение к личности маленького человека, забота о нём, доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Одним из направлений в работе по созданию эмоционального благополучия воспитанников является сотрудничество с семьей. Только в тесном единстве родителей и воспитателя можно перестроить эмоциональную сферу ребёнка.

В своей деятельности использую следующие формы работы с семьей:

Анкетирование: «Какие мы родители?»;

Индивидуальные беседы по проблемам воспитания детей;

Консультации «В мире детских эмоций»; «Игра в жизни ребёнка»; «Давайте поиграем»;

Проведение родительских собраний «Эмоциональное благополучие ребёнка»; «Роль игры в развитии эмоциональной сферы ребёнка»;

Оформление фотовыставок: «Наш день в детском саду», «Мы играем».

Таким образом, можно утверждать, что игра оказывает положительное влияние на формирование эмоционального контакта, доверия воспитанников к окружающим. С одной стороны, в игре обнаруживаются уже сложившиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребёнка, развивается и обогащается его эмоциональный опыт.