Стадии супружеских отношений. Стадии развития семейных отношений

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ

1. Этапы развития семейных отношений

2. Формирование психологического климата в семье

Этапы развития семейных отношений

Обсуждая проблему семейных отношений, необходимо рас­смотреть и периодизацию этапов развития семьи. Зачастую она основывается на изменении места детей в семейной структуре. Например, Р. Нойберт выделяет этапы жизни вдвоем, жизни после рождения детей, воспитания детей старшего школьного возраста, отделения детей от родителей и воспитания внуков. А. Баркий выделяет семью без детей, семью с малыми детьми, семью с детьми, посещающими детский сад, семью школьника, семью, в которой дети отчасти независимы от родителей, семью, которую оставили дети.

Выделение этапов может быть связано со статистикой кризисов семьи. В. Сатир пишет, что по мере личностного развития каждого члена семейного коллектива семья должна пройти опреде­ленные этапы. Все они сопровождаются кризисами и повышенной тревожностью, поэтому требуют подготовки и последующего перераспределения всех сил.

Первый кризис: зачатие, беременность и рождение ребенка. Рождение первого ребенка оказывается серьезным испытанием для молодой семьи. До этого события внимание молодых супругов направлено друг на друга, появление же нового члена семьи требует перестройки установившихся отношений. В этой ситуации психо­логически нередко больше страдают отцы. Молодая мама устанав­ливает контакт с ребенком, ее внимание полностью поглощено малышом, общением с ним, новыми обязанностями, новыми отноше­ниями. Иногда на этой стадии устанавливается симбиотическая связь матери с ребенком, в которой отцу места не находится. Психоло­гически мать полностью подчиняет все контакты с ребенком себе, оценивая и контролируя все действия и отношения, которые уста­навливают с ребенком другие члены семьи. Телесно молодая мать находится во взаимодействии с новорожденным через кормление грудью, ношение ребенка на руках, ласки младенца. Сексуальная связь после рождения ребенка на некоторое время часто оказывается прерванной по медицинским показаниям. При этом женщина ком­пенсирует недостаток сексуальных отношений телесной связью с ребенком и увеличением психологической и физической нагрузки. Мужу телесного контакта, как сексуального, так и несексуального характера (объятия, ласки, проявления нежности), начинает недо­ставать. Находиться в ситуации контролируемых отношений стано­вится тяжело, телесная депривация в семейных отношениях не компенсируется. Мужчина начинает искать компенсирующих отно­шений вне семьи. Подобное возмещение находится в компании друзей, в гараже, на охоте, на рыбалке, на работе, там, где доста­точная физическая нагрузка и свобода поведения в ролевых отно­шениях позволяют мужчине чувствовать себя комфортно. Нередко, когда женщина выходит из симбиотических отношений с подрастаю­щим ребенком и пытается восстановить близкие эмоциональные и телесные отношения с мужем, время оказывается упущенным. Новые связи и отношения мужчины становятся для него устойчивыми и безопасными, разрушать их он не считает нужным. Благоприятное преодоление этого кризиса возможно в случае, если между мужем и женой устанавливаются близкие эмоциональные отношения, ориен­тированные на реальность, а не на выполнение ролевых установок. Для таких отношений характерны гибкость и высокая чувстви­тельность обоих супругов. В этом случае оба родителя уделяют ребенку максимум возможного времени, часто заменяя друг друга и выполняя часть работы совместно.



Второй кризис: начало освоения ребенком речи. В отечественной периодизации этот кризис совпадает с кризисом трехлетнего возраста. Это период, когда ребенок осознает собственное «Я» и начинает активно его проявлять. Этот кризис часто называют «кризисом самостоятельности», основной формулой ребенка ста­новится: «Я сам». Нередко эта позиция входит в конфликт с роди­тельской установкой на подчинение и послушание. Подобное проявление ребенком самостоятельности вызывает у родителей страх беспомощности, опасение типа: «Если сейчас волю дать, то что дальше будет?» В семье возникает устойчивая оппозиция ребенок - родители. Давление со стороны родителей усугубляет кризисные переживания ребенка, усиливая создавшуюся оппозицию. Пози­тивный выход из этого кризиса возможен в случае, когда родители понимают феноменологию психологических переживаний ребенка и ориентируются на помогающий стиль воспитания.

Третий кризис: ребенок налаживает отношения с внешней средой. Чаще всего это происходит в школе. В семью проникают элементы другого, школьного мира, нового как для родителей, так и для самих детей. Учителя обычно играют те же роли в воспитании, что и родители, и это, в свою очередь, требует адаптации со стороны как детей, так и родителей. В этот период у родителей могут возникнуть переживания ревности, связанные с расширением связей у ребенка. Младшие школьники начинают сравнивать семейные правила и представления собственной семьи с семьями своих сверстников, знакомых родителей, где им приходится бывать. Часто такие сравнения сопровождаются у детей вопросами, которые могут восприниматься родителями как покушение на семейные устои и вызывать остро негативную реакцию. Подобное приводит к тому, что ребенок замыкается, испытывает депрессивные ощущения. Это может усиливаться семейной установкой «сор из избы не выносить», связанной с запретом на обсуждение происходящего дома. Благо­приятно кризис разрешается в психологически открытых семьях, там, где с ребенком обсуждаются семейные правила, отношения, где от него не требуют скрывать реальное положение в семье от «чужих», связи ребенка с внешним миром поощряются и являются открытой темой для разговоров в семье.

Четвертый кризис: ребенок вступает в подростковый возраст. Сам по себе подростковый возраст является одним из наиболее сложных и насыщенных периодов по богатству переживаний и сложности происходящих с личностью изменений. Понимание специфики переживаний подростков помогает родителям справиться с тем, что происходит с ребенком. Наиболее сложным для взрослых оказывается процесс сепарации ребенка. Этот процесс включает пять стадий и занимает время четвертого и частично пятого кризисов.

Первая стадия сепарации начинается с того, что картина мира подростка значительно меняется. Картину мира ребенка до подрост­кового возраста можно представить в вертикальной плоскости, где наверху оказывается все хорошее, значимое, должное (взрослые находятся наверху, и все значимое обращается к ребенку сверху вниз). Будущее тоже находится наверху, поэтому ребенок так стремится вырасти. Соответственно прошлое, плохое, требующее исправления находится внизу, там, где ребенок есть или был. Путь от прошлого к будущему лежит «снизу вверх», значимые отношения строятся так же. В подростковом возрасте ребенок достигает роста взрослого человека, будущее наступает и картина мира становится горизонтальной. Но для того чтобы произошло выравнивание по горизонтали, роль той части, где находятся взрослые, родители, должна снизиться, а части, где находится сам подросток и его сверстники, наоборот, повыситься. Подобное изменение приводит к кардинальной перестройке системы отношений. В доподростковом возрасте ребенок обожествляет родителей, они представляются ему всемогущими, наделенными абсолютной властью. В ситуации сме­щения координат подобные отношения рушатся. Признать же человеческую сущность родителей ребенок еще не в состоянии. Это требует значительного изменения восприятия самого себя. Пока родители имеют статус «богов», самопредставление ребенка также соответствует этому статусу. Как только они его теряют, ему надо смириться с «небожественностью» своего происхождения. Это вызывает сильный протест со стороны подростка, который прояв­ляется в агрессии в отношении родителей, в отказе им подчиняться.

Вторая стадия сепарации начинается с поиска образца для подражания. Подросток смиряется с тем, что родители не способны вновь стать для него «богами» и эмоционально отдаляется от них. Этот период становится временем поиска образца для идентифи­кации, который в представлении подростка обладает идеальной сущностью, часто это период поиска кумиров и поклонения им. В зависимости от культуры и ценностей среды, в которой живет ребенок, это могут быть знаменитые певцы, представители поп-культуры, актеры, поэты, писатели, спортсмены. Значимыми усло­виями являются возможность идентификации и удаленность ее объекта, невключенность его в реальные отношения. Этот период сопровождается усилением фантазий ребенка, его попытками подражать знаменитостям. Нередко он заканчивается спонтанно.

Третья стадия сепарации становится периодом поиска объекта идентификации в ближайшем окружении. Подросток смиряется со своим «небожественным» происхождением и начинает искать способы установления человеческих отношений. Родительские образцы по-прежнему представляются неподходящими, значимый взрослый ищется во внешнем окружении. Этим человеком может стать дальний родственник, знакомый, учитель. Нередко именно эту потребность используют в своих интересах представители различных сект и криминального мира, становясь для подростков образцами защитников. Но реально вместо защиты молодые люди получают совершенно иные отношения. Следующие две стадии сепарации можно соотнести с прохождением следующего, пятого, кризиса семьи.

Пятый кризис: ребенок становится взрослым и покидает дом в поисках независимости и самостоятельности. Этот кризис часто ощущается родителями как потеря. Он совпадает с четвертой стадией сепарации, когда молодой человек уходит из дома и начинает осваивать собственные жизненные стратегии. В этот период юноша сокращает количество связей с близкими людьми, становится внешне более замкнутым. Решения принимаются самостоятельно и о резуль­татах могут даже не сообщать. Дня человека становится значимым собственное мнение.

Пятая стадия сепарации связана с возвращением ребенка к родителям, но уже на уровне отношений взрослых людей, где иерархические связи становятся невозможными. Фактически это независимые отношения взрослых людей, основанные на взаимном интересе и доверии.

К сожалению, в современной российской действительности мы видим довольно мало примеров полностью благополучно завершен­ной сепарации. Чаще можно привести примеры «застревания» на какой-либо стадии и вмешательства родителей и детей в отношения друг друга.

Шестой кризис: молодые люди женятся и в семью входят невестки и зятья. Этот кризис будет очень заметным в ситуации, когда сепарация не завершена, при традиционном типе семьи. Сложности возникают там, где объединенная семья, состоящая из нескольких поколений, вынуждена жить совместно.

Седьмой кризис: наступление климакса в жизни женщины. Это период, связанный с бурной гормональной перестройкой организма, что, естественно, выражается в эмоциональной нестабильности женщины. Облегчить протекание данного кризиса может своевре­менное обращение за медицинской помощью.

Восьмой кризис: уменьшение сексуальной активности у мужчины. Это проблема не физиологическая, а психологическая. На протекание данного кризиса оказывает влияние степень стереотипности пред­ставлений мужчины.

Девятый кризис: родители становятся бабушками и дедушками. На этом этапе их ждет много и радостей, и проблем. Особенности протекания этого периода во многом также связаны с сепарированностью родительского поколения от поколения бабушек и дедушек, а также с умением членов семьи разных поколений договариваться друг с другом. Практика показывает, что на этой стадии развития семьи возникает большое количество конфликтов, связанных со стереотипными отношениями. Об осложнениях, связанных с переходом от традиционной многопоколенной семьи к нуклеарной, где родители живут с детьми до их совершеннолетия, мы уже говорили в гл. 1.

Десятый кризис: смерть одного из супругов. При существовавшей близкой эмоциональной связи между этот кризис переживается оставшимся супругом как утрата смысла жизни, потеря опоры, острое горе. Однако в современной сельской России до сих пор овдовевший супруг становится объектом интереса со стороны одиноких ровес­ников. Свадьбы в пожилом возрасте не редкость, чаще престарелые супруги съезжаются для совместной жизни без официального оформления отношений. Люди в сельской местности стараются выживать вместе. Одинокая старость в городе становится более распространенным явлением, хотя в этой ситуации пожилые люди чаще переезжают к взрослым детям.

В. Сатир подчеркивает, что это естественные кризисы, переживаемые большинством людей.

В современной отечественной психологии известна периодизация Э.К. Васильевой , которая выделяет пять стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собст­венной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные

Э.К. Васильева также исходит из того, что на каждой стадии решаются свои, присущие только ей задачи, соответственно и характеристика каждого периода достаточно специфична.

На наш взгляд, наиболее удобна для решения прикладных задач психологии семейных отношений периодизация жизненного цикла семьи, данная М. Эриксоном . Согласно этой периодизации выделяются:

1) период ухаживания;

2) брак и его следствия (брачное поведение);

3) рождение ребенка и взаимодействие с ним;

4) зрелая стадия брака;

5) отлучение детей от родителей;

6) пенсия и старость.

А.Я. Варга соотносит стадии развития американской и российской семей. Стадии жизни американской семьи описаны в конце 1960-х годов.

Первая стадия семьи - это стадия монады : одинокий, финансово состоятельный молодой человек живет отдельно. Он приобретает некий опыт самостоятельной жизни и проверяет на практике правила, усвоенные им в родительской семье. Это очень важная стадия как для психического развития самого индивида, так и для его будущей семьи.

Вторая стадия называется стадией диады. Это первый кризис, когда люди начинают жить вместе и должны договориться о том, по каким правилам все будет происходить. Есть правила, которые можно выработать легко. Например, внешние, связанные с жизнью общества, выполнением социально-ролевых функций. Есть правила, о которых договариваться трудно, потому что они плохо осознаются и непосредственно связаны с самооценкой.

Третья стадия жизненного цикла - триада. Это опять время кризиса. Во-первых, это структурный кризис. У супругов возникает ощущение, что они стали дальше друг от друга. Во-вторых, надо опять договариваться, потому что должны измениться их функции и обязанности.

Четвертая стадия связана с появлением следующего ребенка, и кризис может повториться вновь.

На пятой стадии жизненного цикла семьи дети выходят во внешний мир. На этой стадии становится очевидным, является ли семья функциональной или дисфункциональной. Если ребенок идет в школу и справляется со всеми школьными требованиями, семья функциональна. Если ребенок не справляется с этими требованиями, семья дисфункциональна.

Функциональная семья - это та семья, которая справляется с поставленными перед ней внешними и внутренними задачами. Дисфункциональная семья соответственно с этими задачами не справляется. Дисфункциональность может возникнуть на каком-то этапе, но быть преодолена в дальнейшем. Но может произойти и «застревание» на дисфункции, которое будет переходить с этапа на этап и из родительской семьи в будущие семьи детей.

Шестая стадия связана с прохождением процесса сепарации детьми-подростками .

Седьмой этап симметричен второму: дети создали собственные семьи, ушли и пожилые родители остаются вдвоем.

Восьмой этап наступает, когда умирает один из супругов и жизненный цикл завершается. Наступает стадия монады, только на другом возрастном уровне - конец семьи.

Специфика российской семьи включает в себя ряд моментов. Первой стадии почти нет или она встречается очень редко, так как выросшие дети чаще живут до брака вместе с родителями. Вторая стадия начинается с приведения супруга в дом родителей. В резуль­тате стадия диады также оказывается смещенной. Супругам трудно выработать собственные правила, так как чаще приходится приспо­сабливаться к правилам расширенной семьи. Нередко это приводит к деформации отношений в результате постоянного вмешательства родителей одной или обеих сторон. Супружеская подсистема в этой ситуации часто страдает.

При рождении ребенка недостаточность и непроработанность договоров в супружеской паре приводят к еще большей конфликт­ное™. Часто в смешанной семье происходит функциональное смещение ролей, когда отец сам или под влиянием родственников дистанцируется от отношений с ребенком. И женская подсистема становится ведущей во взаимосвязи с младшим членом семьи, причем бабушка занимает материнскую функциональную позицию, а мать выполняет функцию старшей сестры.

При рождении второго ребенка внутрисемейные коалиции, например, первый ребенок - бабушкин, второй - мамин, отец исключен из отношений, становятся более явными и фиксирован­ными. Это сильно сказывается на прохождении следующей стадии - выходе детей в большой мир. Здесь может начаться соперничество между коалициями.

Кризис идентичности, прохождение сепарации, кризис среднего возраста часто совпадают с изменением статуса людей старшего поколения - они становятся к этому моменту слабыми, старыми. В этом случае возникает коалиция между подростками и старшим поколением. Дедушки и бабушки начинают покрывать проступки подростков и защищать их перед родителями, сохраняя таким образом некое подобие своего прошлого положения в семье.

В российской среде предоставление самостоятельности под­ростку очень важно. Чем более опасна среда, тем более должен быть компетентен в ней человек. Понятно, что у подростка должен быть хороший контакт с родителями, чтобы он не боялся рассказывать им о своих проблемах. Он должен многое уметь, чтобы выживать в среде большого города.

Рано или поздно бабушки и дедушки умирают. Дети редко покидают родительский дом, независимо от того, произошла сепа­рация или нет. Семья возвращается к своему исходному статусу двухпоколенной семьи со взрослыми детьми. Проблема дифферен­циации в наших семьях очень актуальна, и в западной литературе есть даже специальный термин для российской семьи: слитная, спутанная, проросшая друг в друга семья. Именно для нее характерны описанные специфические проблемы.

Контрольная работа по психологии семейных отношений
Вариант№1
Тема: Этапы развития психологии семейных отношений, дисфункциональные семьи. Этапы конфликта

План

1. Назовите этапы развития психологии семейных отношений

3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях
Литература

1.Назовите этапы развития психологии семейных отношений

Опираясь на этнографические исследования, в истории человечества можно выделить три эпохи: Дикость, варварство, цивилизацию.
Каждая из них имела свои общественные институты, доминирующие формы отношений между мужчиной и женщиной, свою семью.
Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений.
С появлением родов возник групповой брак , который регулировал эти отношения. Группы мужчин и женщин жили рядом и состояли в «коммунальном браке» - каждый мужчина считал себя мужем всех женщин. Постепенно формировалась групповая семья , в которой женщина занимала особое положение. Через гетеризм (гинекократию) - отношения, основанные на высоком положении женщин в обществе, - прошли все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам. Первоначально доминировала эндогамия - свободные связи внутри рода, затем, в результате возникновения социальных «табу», экзогамия - запрет браков внутри «своих» родов и необходимость вступать в него с членами других общностей. Род состоял из половин, возникающих в ходе соединения двух линейных экзогамных племен, или фратрий (дуально-родовая организация), в каждой из которых мужчины и женщины не могли вступать в брак друг с другом, а находили себе пару среди мужчин и женщин другой половины рода. Появилась кровнородственная семья: брачные группы были разделены по поколениям, половая связь между родителями и детьми была исключена.
Позднее сложилась пуналуальная семья - групповой брак, охватывавший братьев с их женами или группу сестер с их мужьями. В такой семье исключалась половая связь между сестрами и братьями. Родство определялось по материнской линии, отцовство было неизвестно.
Затем сформировался полигамный брак: многоженство, многомужество. Дикари убивали новорожденных девочек, из-за чего в каждом племени был избыток мужчин, а женщины имели несколько мужей. В этой ситуации, когда родство по отцовской линии определить было невозможно, сложилось материнское право (право на детей оставалось за матерью).
Многоженство возникло из-за значительных потерь мужчин во время войн. Мужчин было мало, и они имели нескольких жен.
Ведущая роль в семье перешла от женщины (матриархат) к мужчине (патриархат). По своей сути патриархат был связан с наследственным правом, т.е. с властью отца, а не мужа. Задача женщины сводилась к рождению детей, наследников отца. От нее требовалось соблюдение супружеской верности, поскольку материнство всегда очевидно, а отцовство - нет. В кодексе вавилонского царя Хаммурапи за несколько тысячелетий до нашей эры была провозглашена моногамия , но вместе с тем закреплено неравенство мужчин и женщин. Господином в моногамной семье стал мужчина-отец, заинтересованный в том, чтобы удержать собственность в руках кровных наследников. Состав семьи значительно ограничивался, от женщины требовалась строжайшая супружеская верность, а прелюбодеяние жестоко каралось Мужчинам, однако, разрешалось брать наложниц. Подобные законы издавались в древние и средние века во всех странах.
В исследованиях, посвященных проблемам семьи, прослеживаются основные этапы ее эволюции:
- почти у всех народов счет родства по матери предшествовал счету родства по отцу;
- на первичной ступени половых отношений наряду с временными (краткими и случайными) моногамическими связями господствовала широкая свобода брачных сношений;
-постепенно свобода половой жизни ограничивалась, уменьшалось число лиц, имеющих брачное право на ту или иную женщину (или мужчину);
-динамика брачных отношений в истории развития общества заключалась в переходе от группового брака к индивидуальному.
Современные исследования семейно-брачных отношений
В настоящее время проблемам супружества - родительства - родства уделяют больше внимания не только в теории, но и на практике. В работах Ю. И.Алешиной, В. Н.Дружинина, С. В. Ковалева, А. С. Спиваковской, Э. Г. Эйдемиллера и других ученых подчеркивается, что семья прямо или косвенно отражает все изменения, происходящие в обществе, хотя и обладает относительной самостоятельностью, устойчивостью. Несмотря на все изменения, потрясения, семья как социальный институт устояла. В последние годы ее связи с обществом ослабли, что отрицательно повлияло как на семью, так и на общество в целом, которое уже испытывает потребность в восстановлении прежних ценностей, изучении новых тенденций и процессов, а также в организации практической подготовки молодежи к семейной жизни.
Психология семейных отношений развивается в связи с задачами профилактики нервных и психических заболеваний, а также проблемами семейного воспитания. Вопросы, рассматриваемые семейной психологией, разнообразны: это проблемы супружеских, родительско-детских отношений, взаимоотношений со старшими поколениями в семье, направления развития, диагностика, семейное консультирование, коррекция отношений.
Семья является объектом исследования многих наук - социологии, экономики, права, этнографии, психологии, демографии, педагогики и др. Каждая из них в соответствии со своим предметом изучает специфические стороны функционирования и развития семьи.
Психология семейных отношений концентрирует внимание на исследовании закономерностей межличностных отношений в семье, внутрисемейных отношений (их устойчивости, стабильности) с позиций влияния на развитие личности. Знания закономерностей позволяют проводить практическую работу с семьями, диагностировать и помогать перестраивать семейные взаимоотношения. Основные параметры межличностных отношений - статусно-ролевые различия, психологическая дистанция, валентность отношений, динамика, устойчивость.
Семья как социальный институт имеет свои тенденции развития. В наши дни отказ от традиционного требования к семье в его однозначной последовательности: брачность, сексуальность, прокреация (рождение, появление на свет) - уже не считается нарушением социокультурных норм (рождение ребенка вне брака, сексуальные отношения до брака, самоценность интимных отношений мужа и жены и т.д.).
Новым направлением в развитии психологии семейных отношений является разработка ее методологических основ, опора на которые позволяет избежать фрагментарности, случайности, интуитивности. Согласно основному методологическому принципу системности, семейные отношения представляют собой структурированную целостность, элементы которой взаимосвязаны, взаимообусловлены. Это супружеские, родительско-детские, детско-родительские, детско-детские, прародительско-родительские, прародительско-детские отношения.
Важный методологический принцип - синергетический - позволяет рассматривать динамику семейных отношений с позиций нелинейности, неравновесности, с учетом кризисных периодов. В настоящее время активно разрабатывается семейная психотерапия, опирающаяся на системный, научный подход, интегрирующая накопленный опыт, выявляющая общие закономерности терапии семей с нарушениями взаимоотношений.

2. Охарактеризовать этапы конфликта

Этапы конфликта отражают существенные моменты, характеризующие развитие конфликта от его возникновения до разрешения.
1) предконфликтная стадия: конфликтная ситуация или потенциальный конфликт (нарастание социальной напряженности или формирование конфликта характеризуется осознанием несовместимости интересов и позиций, консолидацией сторон конфликта; выдвижением требований к оппоненту);
2) инцидент;
3)эскалация конфликта: конфликтные действия или расцвет конфликта, а также его развитие;
4) сбалансированное противодействие;
5) завершение конфликта: угасание или преобразование конфликта;
6) послеконфликтная стадия.
В литературе часто конфликтом именуются 3, 4 и 5 стадии: открытый конфликт, что называется конфликтом в узком смысле слова. Тогда как 1--6 стадии -- широкое понимание конфликта. Стадии 3, 4 называют стадиями дифференциации, стадии 5, 6 -- интеграции.
По Б.Л. Еремину фазами конфликта являются:
- конфронтационная (военная) фаза: стороны стремятся обеспечить свой интерес за счет устранения чужого;
- компромиссная (политическая) фаза: стороны стремятся по возможности достичь своего интереса через переговоры, в ходе которых производят замену отличающихся интересов каждого субъекта на общий компромиссный;
- коммуникативная (управленческая) фаза: стороны стремятся достичь согласия в том, что суверенитетом обладает не только каждый субъект конфликта, но и его интерес и ликвидируют лишь незаконные с точки зрения сообщества различия в процессе движения к взаимодополнению интересов.
По этой типологии кризис -- псевдофаза: такое взаимодействие субъектов, при котором не происходит поступательного перехода от фазы к фазе (фазовая стагнация, зацикленность на одной фазе, возврат к предыдущей). В результате кризиса возникает напряженность, снять которую может продолжение развития конфликта.
Схематично течение конфликта можно отразить следующим образом:
- начальная фаза;
- фаза подъема (1);
- пик конфликта (2);
- фаза спада (3).
Фазы могут повторяться циклически: 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3, 1 -- 2 -- 3.
Начальная фаза -- 1-й цикл -- 2 й цикл -- 3-й цикл.
Возможность разрешения конфликта:
- начальная фаза -- 92%;
- фаза подъема -- 46%;
- пик конфликта -- 5%;
- фаза спада -- 20%.
Конфликтная ситуация -- это развитие конфликта в конкретный временной период, характеризующееся накопившимися различиями, которые связаны с деятельностью субъектов социального взаимодействия и создают почву для реального противоборства между ними.
Инцидент конфликтный -- это эпизод, завязка конфликта, ситуация взаимодействия, при которой происходит столкновение интересов или целей участников. Именно с этого эпизода конфликт становится для оппонентов реальностью, в этот момент происходит осознание собственной включенности в конфликт.
Инцидент информационный -- событие, которое помогло хотя бы одному из взаимодействующих (прямо или косвенно) субъектов осознать отличие (полное или частичное) его интересов и позиции от интересов и позиции других участников взаимодействия.
Инцидент деятельностный -- повод для объявления (афиширования) конфронтационных действий, связанных с различием интересов и позиций.
Инцидент может быть скрытым (проходящим на уровне эмоционального переживания, не проявляемого вовне) или открытым (на грани каких-то действий или представляющим собой серию таких действий).
Инцидент демонстрирует участникам наличие проблемы, суть которой им может быть и неясна, но наличие которой осознается. Конфликт, начавшийся с инцидента, может им и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что конфликтанты расстаются, чтобы больше не встречаться; в других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как оппонентам удается в ходе инцидента разрешить свои проблемы. Особый случай -- острый конфликт, когда речь идет об угрозе физической расправы, такой конфликт может завершиться гибелью одной из сторон или выведением ее из строя. Но при нормальном ходе развития событий инцидент перерастает в эскалацию.
Многие отечественные и зарубежные авторы выделяют объективные и субъективные факторы, являющиеся источниками конфликтов или конфликтогенами. Конфликтогены -- это факторы, способствующие возникновению и развитию конфликта, к их числу относятся слова, интонации, невербальные проявления, действия (или бездействия), которые могут провоцировать возникновение или эскалацию конфликта.
Общепринятой типологии конфликтогенов в литературе нет, однако, можно говорить о поведенческих, ролевых и личностных конфликтогенах:
- поведенческие конфликтогены -- проявление превосходства, эгоизма и агрессии;
- ролевые конфликтогены -- пересечение трансакций (в типологии Э. Берна);
- личностные конфликтогены -- общение с трудными людьми.
Эскалация конфликта -- прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Внешний план эскалации конфликта может быть описан с помощью теории симметричного схизмогенеза (Г. Бейтсон). Схизмогенез -- это изменение индивидуального поведения, происходящее в результате накопления опыта взаимодействия между индивидами. Различают 2 варианта схизмогенеза:
- дополнительный -- взаимодействие строится по принципу взаимодополнения действий (настойчивость первого оппонента, уступчивость второго или наступательные действия и оборона);
- симметричный схизмогенез развивается тогда, когда субъекты используют одинаковые поведенческие модели (на действие первого оппонента второй отвечает действием той же направленности, но более интенсивным).
Эскалация конфликта происходит именно по второму варианту.
Эскалация может быть непрерывной, с постоянно возрастающей степенью напряженности отношений и силы ударов, которыми обмениваются конфликтанты, и волнообразной, когда напряженность отношений то усиливается, то спадает, периоды активной конфронтации сменяются затишьями, временными улучшениями отношений.
Эскалация также может быть крутой, быстро вздымающейся до крайней точки резких проявлений враждебности; и вялой, медленно разгорающейся, а то и долго держащейся на одном и том же уровне. В последнем случае можно говорить о хроническом, затяжном конфликте.
Во время этого этапа происходят трансформации, которые конфликтологи называют также и признаками эскалации конфликта.
Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности (искажение конфликтной ситуации). По мере обострения конфликта происходит регрессия сознательной части психики. Данный процесс носит лавинообразный характер, основывающийся на бессознательном уровне психики. Он развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.
Искажение конфликтной ситуации в целом:
- характер соперничества;
- консенсус (согласие);
- несогласие (расхождение мнений);
- спор (идейное противоборство);
-напряженность (настороженное ожидание недружественных действий);
- враждебность (неприязнь);
- соперничество (конкуренция по определенным правилам);
- агрессивность (отдельные враждебные действия);
- насилие (ограниченная сфера крайнего противоборства);
- война (неограниченный спектр применяемых средств борьбы).
Формы редукции конфликта:
- упрощение элементов конфликтной ситуации, редукция от сложного к простому, отсутствие анализа;
- схематизация конфликтной ситуации в виде выделения неких устойчивых связей и отношений;
- уменьшение перспективы восприятия ситуации: только здесь и сейчас, без прошлого и последствий;
- поляризация оценок до черного и белого;
- категоричность оценок, не подлежащих пересмотру;
-фильтрация информации и интерпретация в соответствии с существующими предубеждениями.
Искажение восприятия собственной стороны:
- мотивация рассматривается как социально приемлемая;
- действия как справедливые;
- позиция как нормативная, целесообразная;
- операционная составляющая работает по одному из вариантов: я все делаю правильно, я вынужден так делать, по-другому в этой ситуации поступить невозможно, он сам виноват, что мне приходится так поступать;
- восприятие самого себя происходит с преобладанием белых красок.
Искажения восприятия действий, высказываний, поступков, мотивов оппонента:
- друг;
- союзник (помощник в определенной области);
- партнер (постоянное сотрудничество);
- сотрудник (временное взаимодействие);
- противник (непримиримая борьба);
- соперник (противоборство по определенному вопросу);
- враг.
Оценка оппонента происходит по следующим направлениям:
- мотивы расцениваются как подлые и низменные;
-действия рассматриваются как несправедливые и социально не одобряемые или неприемлемые;
-позиция как ненормативная, нецелесообразная, ошибочная, бездоказательная;
-операционная составляющая работает по одному из вариантов: это удары ниже пояса, он делает только то, что мне во вред, он намеренно так поступает;
-восприятие оппонента происходит с преобладанием черных красок: гиперболизация негативных черт, что приводит к созданию образа врага. Его признаки: недоверие, возложение вины на врага, негативные ожидания, отождествление оппонента со злом, деиндивидуализация, отказ в сочувствии.
Детерминанты степени искажения восприятия конфликтной ситуации:
- состояние стресса;
- высокий уровень негативных эмоций, уровень информированности друг о друге;
- неумение предвидеть последствия, степень важности и жизненности мотивов и потребностей;
- доминирование в сознании оппонента агрессивной концепции среды;
- негативная установка на оппонента, ограниченность кругозора или особенность перцептивных процессов, физиологическое состояние (алкогольное или наркотическое опьянение);
- рост эмоционального напряжения;
- переход от частного к общему: частные моменты, вызвавшие разногласия, имеют тенденцию уступать место разногласиям более широкого плана, что ведет к окончательному ухудшению отношений между сторонами. Мелкие, конкретные проблемы сменяются грандиозными, всеохватывающими темами, и вырабатывается общая нетерпимость к противнику;
- переход от аргументов к претензиям и личным выпадам. В большинстве случаев на ранних стадиях конфликта сторона конфликта просто стремится как можно скорее добиться успеха, она занята только своими удачами или неудачами и совершенно не думает, хорошо или плохо чувствует себя вторая сторона. Однако по мере развития конфликта расходы на участие в нем растут, и цели стороны изменяются. Теперь сторона больше всего озабочена тем, чтобы причинить как можно больше вреда другой стороне, а если в дело замешаны расходы, то как заставить противника понести как можно большие потери;
- рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризация. Особенно это касается применения насилия;
- потеря первоначального предмета разногласий: по мере эскалации конфликта выявляется тенденция к появлению все большего количества объектов конфликта. Кроме того, каждая сторона все больше увязает в борьбе и прибегает к привлечению все больших ресурсов, необходимых для победы над противником;
- расширение социальных границ конфликта за счет увеличения числа участников; переход от мягких тактик противостояния к жестким.

3. Раскройте мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях

Исследование мотивов вступления в брак в дисфункциональных семьях провели отечественные семейные психотерапевты Э. Г. Эйдемиллер и В. Юстицкис. Им удалось выявить следующие мотивы: бегство от родителей, долженствование (вступление в брак из чувства долга), одиночество, следование традициям (инициативе родителей), любовь, престиж, поиск материальных благ, месть.
Мотив «бегство от родителей» часто означает пассивный протест против власти родителей, неспособность воспринимать жизнь во всей ее реальной полноте.
Заключение брака по мотиву «долженствование» очень часто означает, что партнерша забеременела или половая близость сопровождалась переживаниями вины.
Мотив «одиночество» встречается у людей, которые переехали на новое место жительства. Они заключали брак с теми людьми, которых знали ранее или которых рекомендовали сослуживцы («Ты живешь один, а у твоей хозяйки есть дочка в Казани. Она такая хорошая и одинокая, смотри...»). В других случаях одиночество было следствием переживания экзистенциальной пустоты.
Мотив «месть» означает, что один из партнеров был, отвергнут, и из мести отвергнувшему вступил в брак с другим человеком.
Мотив «любовь» также значится в шкале психологических причин формирования дисфункциональных семей. И все-таки любовь -- это прекрасное чувство. На наш взгляд, именно любовь формирует предбрачную пару, а в последующем брачный союз, хотя при выборе партнера неизбежен компромисс, так как вероятность встретить человека, полностью соответствующего «эталону», мала.
Выделяются также различные состояния в отношениях предбрачной пары: любовь, влюбленность, частичная любовь. Любовь -- это дружба, нежность, узнавание внутренних достоинств, принятие и понимание индивидуальности партнера, детерминант личностного роста. Э. Фромм рассматривал любовь как умение, чувство и волевой акт: «Любви надо учиться, постепенно овладевать ее теорией и практикой». Зрелая любовь является одной из наиболее важных человеческих эмоций, означая единение при индивидуальных поступках. Любовь-- это активная сила, характеризующаяся заботой о другом человеке, открытостью, уважением и пониманием другого человека. Эротическая любовь, для того чтобы быть действительно любовью, должна основываться на следующей предпосылке: надо любить исходя из своей сущности и переживать исходя из сущности другого. Любовь, прежде всего, должна быть волевым актом. Любовь -- не только чувство, это и решение, и суд, и обет.
Влюбленность характеризуется концентрацией внимания на внешних данных партнера (влюбиться в глаза), его общественном положении и т.д.
В ситуации частичной любви отношения в паре строятся в основном на сексуальном влечении партнеров друг к другу.
Здесь уместно упомянуть о так называемых ловушках любви. Ловушки любви -- это то, что человеком интерпретируется как любовное чувство, но на самом деле к любви не имеет отношения. Вот некоторые из них.
Ловушка неполноценности. Неуверенный в себе человек, неудачник в сфере межличностных отношений может интерпретировать чувство, возникшее к тому, кто хорошо к нему относится, проявляет внимание и заботу, как любовь. Но это скорее благодарность, а не любовь.
Ловушка жалости. На эту ловушку чаще всего «попадают» женщины и мужчины покровительствующего типа.
Сексуальный комфорт. Эта ловушка уготована тем, кто считает, что сексуальная гармония -- основной детерминант супружеской гармонии. Гармонию в интимных отношениях они ошибочно интерпретируют как любовь.
Общность интересов особенно в значимых видах деятельности очень часто также может быть принята за любовь.
Подведем итоги. Формирование супружеской пары -- сложный процесс, сопряженный с различного рода трудностями и проблемами. Хорошо если молодые люди самостоятельно найдут эффективные пути выхода из этих проблем, в противном случае им необходима психологическая помощь, которую они могут получить в центрах и дворцах молодежи, в психологической консультации при ЗАГСе.

Литература

1. Петровский А.В., М.Г. Ярошевский - под общ. ред. “Психология. Словарь”. Москва - 1990г. (494с.)
2. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др.; Под. Ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.
3. Сатир В. Как строить себя и свою семью /Пер. с англ. М.: Педагогика - Пресс, 1992. - 192 с.
4. Силяевой Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования Под редакцией М Издательский центр «Академия», 2002 - 192с
5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999. - 656 с.
и т.д.................

В своем развитии супружеская жизнь может претерпевать различные изменения, в том числе и непредвиденные. Но существуют определенные, закономерные изменения, типичные для развития брака во времени.

В период ухаживания и молодоженства происходит переход от романтической любви к реалистическому пониманию брака. Первые два года совместной жизни - это стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (или ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Каждый период характеризуется своими задачами, с которыми супруги должны справиться, и типичными проблемами, требующими своего разрешения. Трудности возникают при переходе от одной стадии к другой, когда супруги не могут сразу перестроиться и сохраняют прежние принципы и поведение, характерное для предыдущей стадии.

Периодичность изменений, происходящих в семье в зависимости от стажа брака, послужила основанием для введения в исследования семьи понятия «цикл развития семьи». Этот термин был использован впервые в 1948г. Э. Дювалль и Р. Хилом. В качестве основного признака разграничения стадий, предложенного Дювалль, использовался факт наличия или отсутствия детей в семье и их возраст, поскольку считалось, что основная функция семьи -- это деторождение и воспитание потомства.

В последующие годы появилось большое число различных периодизаций семейного цикла -- психологических, социологических, демографических. Основанием для них служили как различные теоретические соображения, так и результаты эмпирических исследований. Однако ряд работ послужили основанием для того, чтобы многомерное понятие «стадии развития семьи» было заменено таким достаточно простым, как стаж брака и наличие или отсутствие детей в семье, проживающих вместе с родителями.

В нашей стране наибольшую известность получила периодизация Э.К. Васильевой , которая выделяет 5 стадий жизненного цикла семьи:

1) зарождение семьи до рождения ребенка;

2) рождение и воспитание детей;

3) окончание выполнения семьей воспитательных функций;

4) дети живут с родителями, и хотя бы один не имеет собственной семьи;

5) супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

На сегодняшний день полученные данные изменений, происходящих в ходе цикла развития семьи, касаются самых разных сторон семейной жизни, часто противоречивы или несопоставимы, поскольку получены с помощью разных методик и различных схем периодизации цикла. Приведем несколько примеров.

В работе Д. Орснера, автор попытался определить зависимость между характером проведения свободного времени и удовлетворенностью браком в супружеских парах с различным стажем совместной жизни. Факт совместного проведения свободного времени оказался связанным с удовлетворенностью браком при стаже брака от 0 до 5 лет у мужчин и при стаже брака от 18 до 23 лет у женщин. В парах со стажем совместной жизни от 5 до 18 лет оба супруга, предпочитают отдыхать индивидуально.

Целью исследования Дж. Медлинг и М. Мак Кери (1981) было определение связи между удовлетворенностью браком и сходством ценностей у супругов с различным стажем совместной жизни. Ими были выделены три группы респондентов: I - супруги со стажем брака от 1 до 12 лет; II - от 13 до 25 лет и III - 26-50 лет. Полученные ими данные свидетельствуют: сходство ценностей положительно связано с удовлетворенностью браком только у III группы респондентов.

Ряд исследований, проведенных Р. Бладом, Д. Вульфом, Б. Парисом, Е. Лаки (1961), свидетельствует о том, что с увеличением стажа брака удовлетворенность супругов им всё более падает. Но существует и другая точка зрения: X. Фелдман, Гр. Спаниер, К. Кеннон, Б. Роллинс (1975) утверждают, что зависимость удовлетворенности браком от стажа брака носит U-образный характер, т.е. уменьшение величины удовлетворенности на средних стадиях семейного цикла постепенно останавливается, а затем, у супругов со стажем 18-20 лет и более, наблюдается даже некоторый подъем.

Р. Шрам, объясняя причины повышения удовлетворенности браком на более поздних стадиях семейного цикла, предположил, что это связано с такими факторами, как: 1) более активное участие женщин в трудовой деятельности, после того как дети становятся достаточно взрослыми; 2) более широкие возможности проявления себя возникают у родителей после того как дети взрослеют, так как ситуация воспитания детей накладывает довольно жесткие ролевые требования, прежде всего связанные с соблюдением определенной половой роли -- матери или отца.

Большое число исследований, проведенных в основном в США, было посвящено проблеме того, какое влияние на взаимоотношения супругов оказывают дети. Особенно много работ было направлено на выявление тех изменений, которые происходят в межличностных отношениях мужа и жены в связи с появлением первого ребенка. Результаты, полученные относительно удовлетворенности браком, довольно противоречивы.

Многие проведенные исследования по данной проблематике отмечают, что после рождения ребенка супружеская пара переживает кризис. Он связан с приобретением супругами новой роли и изменением уже сложившихся отношений в паре. Этот кризис тяжелее переживается женщинами, чем мужчинами. Рождение ребенка вызывает в отношениях супругов сдвиг в сторону более традиционных отношений партнеров.

Большая группа работ была посвящена выявлению того, как влияет уход детей из семьи на удовлетворенность браком. Существует распространенное мнение, что начало самостоятельной жизни детей болезненно отражается на родителях. Эта ситуация даже получила в английском языке особое название «синдром пустых гнезд». Изучению этого феномена был посвящен ряд работ. Н. Глен (1982), сравнивая ответы женщин одного и того же возраста, живущих в момент опроса с детьми, с ответами женщин, чьи дети, отделились от родителей, получил данные, которые свидетельствует о том, что последние больше удовлетворены жизнью в целом, а также считают себя более счастливыми в браке, чем первые.

В исследовании, проведенном позднее Н. Пленом и С. Макланаханом, эти данные были подтверждены и дополнены.

Сравнивая в целом семьи с детьми и семьи без детей, эти авторы сделали вывод о том, что между наличием детей в семье и удовлетворенностью браком существует отрицательная связь, особенно в тех семьях, где женщины работают, а также в семьях людей, имеющих более высокий образовательный уровень.

Росси, проведя анализ родительской роли, выдвинул ряд причин, по которым эта роль отличается от других социальных ролей:

1) социальные стереотипы, бытующие в обществе, оказывают на женщину давление, как в плане рождения, так и ухода за ребенком;

2) рождение ребенка далеко не всегда происходит в ситуации, когда супруги хотят этого;

3) эта роль принимается раз и навсегда, от нее трудно отказаться; 4) переход к исполнению роли происходит достаточно внезапно.

Косвенным доказательством наличия особых проблем, связанных с ролью родителя, являются данные Дж. Робертсона . Большинство женщин (80%) считают, что быть бабушкой гораздо приятней, чем быть матерью. Эти женщины -- сами бабушки -- говорят о том, что в этой роли они испытывают все удовольствия, которые испытывали, будучи матерями, в тоже время в этой роли нет того бремени ответственности и тех переживаний, которые испытывают матери.

Естественно, что родительская роль кроме множества положительных переживаний доставляет родителям массу хлопот. После появления ребенка, супруги начинают жаловаться на ухудшение качества межличностного общения в семье, -- оно становится реже, поскольку осложнено различными обязанностями, связанными с детьми, что в свою очередь отражается на удовлетворенности браком. Появление ребенка добавляет еще одну социальную роль к тем ролям, которые уже приходится исполнять человеку. Кроме того, рождение ребенка означает перестройку остальных семейных ролей тоже.

Дети -- это далеко не единственный фактор, который выдвигается в качестве причины изменений в отношениях супругов и снижения удовлетворенности браком. Период 25-50 лет является временем наиболее активного социального и профессионального функционирования индивида, что само по себе, как указывается многими авторами, может приводить к охлаждению его интереса к семье, более равнодушному отношению к супругу и к своим семейным обязанностям, а, следовательно, и к снижению удовлетворенности браком. Для объяснения изменения удовлетворенности браком, можно говорить о взаимосвязи различных причин влияющих на семью.

Подводя итоги, можно сказать, что:

а) в супружеской жизни периодически возникают проблемы и кризисные ситуации, которые имеют определенные закономерности, связанные, прежде всего с рождением и воспитанием детей;

б) удовлетворенность браком прямо и опосредованно зависит от того, в какой мере и степени в супружеской жизни удовлетворяются эмоционально-психические потребности.

Также, удовлетворенность браком во многом зависит от совместимости - это сходство характеров, единство интересов, установок и ценностей, значение, которых наиболее важно в начале супружества. Совместимость же, основанная на умении учитывать интересы другого человека, является реальной гарантией успешного брака.

Кроме рассмотренных выше психологических факторов необходимо отметить, что существуют также и социально-демографические факторы, влияющие на стабильность брака. К ним относятся: жилищные условия (размер и комфортность жилища), семейный бюджет (размер и способ распределения), возраст супругов и разница в возрасте, образование и род занятий супругов, количество и возраст детей. Конечно, можно предположить положительное влияние на брак: хороших материальных условий, примерного равенства возрастов супругов, высшего образования супругов и т.п. Однако влияние обратных значений этих характеристик не столь определенно, так как социальные особенности семьи обусловливают ее благополучие не прямо, а, преломляясь, через внутренние условия, и компенсируются за счет супружеской совместимости и согласия, силы супружеских чувств, высокой культуры отношений и т.п.

1. Стадии супружеских и семейных отношений

Жизненный путь индивида, живущего в семье, можно рассматривать как добрачное состояние (человек живет в семье своих родителей, которая является и его семьей), брак (создание своей собственной семьи) и послебрачное состояние (развод, вдовство и др.). Этой схеме развития следует большинство семей, хотя она и не является нормой.

Следует выделить наиболее типичные фазы супружеских отношений :

1. Выбор партнера .

2. Романтизация отношений . На этой фазе супруги находятся в отношениях симбиоза (в природе: сожительство двух организмов, приносящее им одинаковую пользу), воспринимают в партнере только достоинства. Отсутствует реальное восприятие себя и другого в супружестве.

3. Индивидуализация стиля супружеских отношений . Формирование правил. В результате переговоров (полных и неполных, явных и скрытых) вырабатываются правила, определяющие различные поступки супругов в семье.

4. Стабильность/изменяемость . Ежедневный вопрос: повторить то, что уже стало правилом или попробовать создать новое. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае жесткой фиксации правил в семье брак приобретает дисфункциональные признаки, отношения становятся стереотипными и монотонными.

5. Фаза экзистенциональной оценки (экзистенционализм – направление в философии и литературе сторонники которого считают, что предметом философии является человеческое существование). Супруги (или один из них) подводят итоги совместной жизни. Основной вопрос – был ли брак гармоничным или случайным. Эта фаза наступает и в случае развода, и в случае смерти супруга.

Семья в процессе своего развития переживает определенные стадии и завершение (естественным или неестественным путем).

Кроме обособления типичных фаз супружеских отношений, в современной науке существует и периодизация семейной жизни:

Р. Нойберт выделяет следующие этапы: жизнь вдвоем; жизнь после рождения детей; воспитание детей старшего школьного возраста; отделение детей от родителей; воспитание внуков.

А. Баркай предлагает свой вариант: семья без детей; семья с малыми детьми; семья с детьми, посещающими детский сад; семья школьника; семья, в которой дети отчасти независимы от родителей; семья, которую оставили дети.

Л. Шнейдер считает, что возможно выделение определенных этапов семьи по соответствующим задачам: добрачное общение; брак; этап "медового месяца"; этап молодой семьи; зрелая семья; семья людей старшего возраста.

Наиболее полно, на наш взгляд, фазы семьи охарактеризовал А. Дюваль:

– вовлечение, встреча супругов, их эмоциональное притяжение друг к другу;

– принятие и развитие новых ролей – родительских;

– принятие в семью новой личности; переход от диадных отношений супругов к отношениям в "треугольнике";

– введение детей во внесемейные институты;

– принятие подростковости ребенка;

– экспериментирование с независимостью;

– подготовка к уходу детей из семьи;

– уход детей из семьи, принятие их ухода, жизнь супругов "глаза в глаза";

– принятие факта ухода на пенсию и старости.

В нашей стране среди социологов наибольшую известность получила периодизация Э. К. Васильевой, выделившей пять стадий жизненного цикла семьи:

1. Зарождение семьи: с момента заключения брака до рождения первого ребенка.

2. Рождение и воспитание детей: заканчивается с началом трудовой деятельности хотя бы одного ребенка.

3. Окончание выполнения семьей воспитательной функции: с начала трудовой деятельности первого ребенка до момента, когда на попечении родителей не останется ни одного из детей.

4. Дети живут с родителями, и хотя бы один из них не имеет собственной семьи.

5. Супруги живут одни или с детьми, имеющими собственные семьи.

Необходимо отметить, что каждая из рассмотренных периодизаций жизни семьи предполагает наличие у супругов ребенка (нескольких детей) и связана в основном с этапами его развития, только в этом случае реализуются специфические функции семьи как социального института.

2. Задачи, проблемы и кризисы основных этапов жизнедеятельности семьи

Семья – это открытая система, подверженная внешним воздействиям, единственная социальная группа, приспособившаяся к множеству сменяющих друг друга событий в сравнительно небольшом жизненном пространстве и в течение короткого временного периода.

Выделение отрезков жизни семьи связано с наличием определенных задач каждого этапа и кризисов семьи. Американский исследователь семьи С. Роудз выделяет в развитии семьи семь основных стадий, каждая из которых имеет свою психологическую задачу:

1. Интимность, близость. Взаимоотношения мужа и жены находятся в стадии формирования.

Задача – развитие реалистической оценки каждого из партнеров.

2. Наполнение, пополнение. Стадия между рождением первенца и тем временем, когда последний ребенок отправляется в школу.

Задача – развитие воспитательных образцов у всех членов семьи.

3. Индивидуализация, обособление членов семьи. Стадия, когда семья имеет детей дошкольного возраста.

Задача – отделение своей личности от личности ребенка, оказание поддержки детям, индивидуализация, обособление каждого члена семьи.

4. Товарищеские отношения, общение. Стадия семьи с детьми подросткового возраста.

Задача – развитие взаимоотношений "родитель – подросток", основанных на понимании возрастающей независимости ребенка, и на супружеских отношениях, основанных на товариществе.

5. Перегруппировки. Стадия, когда повзрослевшие дети покидают семью.

Задача – изменение взаимоотношений между поколениями, переход к взаимоотношениям "взрослый – взрослый" между детьми и родителями.

6. Восстановление. Стадия, когда в семье полностью исчезают родительские заботы.

Задача – восстановление отношений супружеской пары без детей.

7. Взаимопомощь. Родители-пенсионеры, зачастую имеющие внуков.

Задача – развитие системы взаимопомощи между поколениями.

По мнению всех исследователей, важнейшими этапами жизнедеятельности семьи как социального института являются: зарождение семьи, основной этап жизненного цикла (рождение и воспитание детей), завершение жизнедеятельности семьи.

I. Зарождение семьи. В России после окончания школы дети, как правило, остаются жить с родителями. Если браки заключаются довольно рано, то молодые люди еще не готовы решать материально-бытовые проблемы, и поэтому образование молодой семьи часто происходит в недрах старшей (родительской).

Главные задачи , решаемые на этапе зарождения семьи:

– психологическая адаптация супругов к семейной жизни и психологическим особенностям друг друга;

– приобретение жилья и совместного имущества;

– формирование отношений с родственниками, особенно если молодая семья не имеет своего жилья.

На данном этапе весьма интенсивно и напряженно идет процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, ценностных ориентаций, представлений, привычек супругов и других членов семьи, в результате чего распадается немалая часть молодых семей. Причины этого – неподготовленность к супружеской жизни, гедонистическое отношение к браку (когда от брака ждут только приятного), неудовлетворительные бытовые условия, отсутствие собственного жилья, вмешательство родственников во взаимоотношения молодых супругов и пр.

– свадьба в отсутствие членов семьи или друзей (в тайне, не ставят в известность);

– беременность жены до свадьбы или в течение первого года после замужества;

плохие отношения одного из супругов со своими родителями;

– собственное несчастливое, по мнению хотя бы одного из супругов, детство или отрочество;

– нестабильность брачных отношений в одной из расширенных семей (измены, развод).

II. Основной этап жизненного цикла (рождение и воспитание детей), т. е. сложившаяся зрелая семья с детьми несовершеннолетнего возраста.

На этом этапе семьей выполняются все функции в полном объеме и она имеет наибольшее число проблем.

Задача: сохранение эмоционально-духовной общности между супругами в новых условиях (т. е. уже не во время досуга и развлечений, которые играли немаловажную роль на первой стадии развития семьи, а в условиях загруженности супругов домашними и трудовыми обязанностями).

При анализе стадий развития супружеских отношений выделяются: молодое супружество, супружество среднего возраста и супружество зрелых лет.

Молодое супружество продолжается менее пяти лет. Возраст супругов - от 18 до 30 лет. В этот период они привыкают друг к другу, покупают мебель и предметы обихода, часто не имеют собственной квартиры и живут с родителями одного из них. Со временем появляется квартира, которая постепенно обставляется, строится собственное домашнее хозяйство. Супруги ожидают детей, с рождением которых возникают обязанности, связанные с уходом и заботой о них. В профессиональной области молодые супруги только приобретают какую-либо квалификацию, постепенно они достигают определенного положения, адаптируются к новой семейной обстановке. Жена некоторое время находится в декретном отпуске. Совместная жизнь требует немалых затрат, в том числе психологических, поэтому их материально и "морально" поддерживают родители.

Супружество среднего возраста длится 6-14 лет. В этот период люди экономически активны, занимают стабильное общественное положение и избавлены от необходимости приобретения квартиры, мебели и т.д. В доме уже нет маленьких, дети - школьники или студенты - становятся все более самостоятельными. Жена помимо обязанностей по дому может значительно больше времени отдавать профессиональной деятельности.

Супружество зрелого возраста наступает после 15 и длится до 25 лет. В семье уже взрослые дети, супруги остаются одни или привыкают жить с их семьями и воспитывать внуков.

Для супружества пожилого возраста характерно снижение производительности труда и увеличение проблем, связанных со здоровьем. Брак, как правило, стабилен. Супруги нуждаются в помощи и боятся потерять друг друга. Отношения между ними такие, какими они сложились в течение долгой совместной жизни. В это время уже тяжело что-либо менять. Сужение социальных контактов иногда усиливает давление на взрослых детей, особенно при совместном их проживании, что может служить причиной возникновения конфликтов.

При прохождении семьи от стадии к стадии она переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые в своем становлении испытывают организм, личность и социальные группы.

Наличие проблем у членов семьи может быть связано с необходимостью перехода семьи на новую стадию развития и адаптации к новым условиям. Обычно наиболее стрессогенными являются стадия, когда появляется первый ребенок, и стадия, когда структура семьи нестабильна в связи с "приходом" одних членов семьи и "уходом" других. Даже позитивные изменения могут приводить к стрессу семьи.

Неожиданные и особенно травматические переживания, такие как безработица, ранняя смерть или рождение позднего ребенка, могут затруднять решение задач по развитию семьи и переходу ее на новую стадию. Ригидный и дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье также увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис. Ситуативные изменения в семье рассматриваются либо как нормальные, либо как "ненормальные". Нормальные изменения в семье - это такие трансформации, которые семья может ожидать. А "ненормальные", наоборот, внезапны и неожиданны, как, например, смерть, самоубийство, болезнь, бегство и др.



По мнению Д. Леви (1993), существуют следующие типы ситуативных изменений в семье:

"выбывание" (утрата членов семьи по различным причинам);

"прирост" (пополнение состава семьи в связи с рождением, усыновлением, приездом дедушки или бабушки, возвращением с военной службы);

изменения под влиянием социальных событий (экономическая депрессия, землетрясение и т.п.);

биологические изменения (половая зрелость, климактерический период и т.д.);

изменение стиля жизни (уединение, переезд, безработица и т.д.);

"насилие" (кража, изнасилование, избиение и т.д.).

В отличие от ситуативных, стрессы, связанные с кризисами развития, в литературе определяются как "нормативные" (Burnham J.В., 1991). Именно в этих точках прежние способы достижения целей, применявшиеся в семье, уже не удовлетворяют возникшие у ее членов новые потребности. Исследования ЖЦС показали, что в моменты нормативных стрессов семьи нередко возвращаются к ранним моделям функционирования (механизм "регрессии") либо останавливаются в своем развитии, фиксируясь на определенном этапе (механизм "фиксации"). Поэтому был сделан вывод о необходимости внимательного изучения переходных периодов от одной стадии ЖЦС к другой. Нередко семейные проблемы оказываются связанными не с каким-либо внешним стрессогенным фактором, а с регрессией и фиксацией на предыдущей фазе ЖЦС (Nichols M.Р., 1984).

Больше значение исследователи придают следующим переходным периодам.

0-1. Принятие на себя супружеских обязательств.

1-2. Освоение супругами родительских ролей.

2-3. Принятие факта появления в семье новой личности.

3-4. Включение детей во внешние социальные структуры (детские учреждения).

4-5. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период.

5-6. Экспериментирование семьи с независимостью подростка.

7-8. Уход детей из семьи и необходимость для супругов вновь остаться вдвоем.

8-9. Принятие факта ухода на пенсию и старости.


Кризисы семейной жизни

В развитии супружеских отношений выделяют два основных критических периода. Первый наступает между третьим и седьмым годами супружеской жизни и продолжается в благоприятном случае около года. Его возникновению способствуют такие факторы: исчезновение романтических настроений, активное неприятие контраста в поведении партнера в период влюбленности и в повседневном семейном быту; рост числа ситуаций, в которых супруги обнаруживают разные взгляды на вещи и не могут прийти к согласию; более частые проявления отрицательных эмоций, возрастание напряженности в отношениях между партнерами.

Второй кризисный период наступает примерно между семнадцатым и двадцать пятым годами совместной жизни. Он менее глубокий, чем первый, и может продолжаться несколько лет. Его возникновение часто совпадает: с приближением периода инволюции, с повышением эмоциональной неустойчивости, страхами, появлением различных соматических жалоб; с возникновением чувства одиночества, связанного с уходом детей; с усиливающейся эмоциональной зависимостью жены, ее переживания ми по поводу быстрого старения, а также возможного стремления мужа сексуально проявить себя на стороне "пока еще не поздно".

При этом семья при прохождении кризиса сталкивается с двумя возможными результатами его исхода. Кризис является одновременно "опасностью и надеждой" - он либо приводит к скачкообразному переходу системы на новый, более высокий уровень развития, требующий новых смыслов и новых навыков; либо приводит к разрушению системы.

Наиболее вероятными моментами, когда семья будет нуждаться в психологической или психотерапевтической помощи для продолжения своего существования, являются как раз моменты кризисов.


Задачи развития семьи

На каждой стадии жизненного цикла семьи можно выделить задачи развития. Задачи развития семьи - это те требования, предъявляемые внешней средой, с которыми члены семьи и семья как система должны справиться для того, чтобы семья могла успешно развиваться дальше и становиться более высокоорганизованной и сложной системой. Выделяют следующие задачи развития семьи, начиная с фазы молодой семейной пары без детей.

1. Молодая семья:

дифференциация от родительской семьи; установление границ общения с друзьями и родственниками;

разрешение конфликта между личными и семейными потребностями.

2. Семья с маленьким ребенком:

реорганизация семьи для выполнения новых задач;

поощрение роста ребенка с одновременным обеспечением его безопасности и родительского авторитета;

согласование личных и семейных целей.

3. Семья с ребенком-школьником:

перераспределение обязанностей;

проявление участия при наличии проблем с учебой;

распределение обязанностей для помощи ребенку в учебе.

4. Семья с ребенком-подростком:

перераспределение автономии и контроля между родителями и подростками;

изменение типа родительского поведения и ролей;

подготовка к уходу подростка из дома.

5. Семья как "стартовая площадка" для ребенка:

сепарация ребенка от семьи;

корректный уход из дома;

поступление в колледж, на военную или иную службу.

6. Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию:

пересмотр супружеских взаимоотношений;

пересмотр распределения обязанностей и времени;

адаптация к уходу на пенсию.

На каждой стадии семейного цикла родители должны не только справляться с трудностями воспитания детей, но и преодолевать трудности, возникающие в супружеском взаимодействии. Семьи должны научиться преодолевать конфликты таким образом, чтобы каждый из ее членов мог оставаться целостной и уважающей себя личностью. Системы, в которых один человек постоянно занимает господствующее положение, а другой (или другие) постоянно приносят себя в жертву, оказываются недолговечными.

Стадии родительства

Каждый период семейного цикла отличается специфическими требованиями к родителям. Можно выделить 6 стадий родительства.

1. Стадия формирования образа длится от зачатия до рождения ребенка. Супруги пытаются представить себе, какими родителями они будут, оценивая свои ожидаемые действия в соответствии с собственными идеальными стандартами родительского поведения.

2. Стадия выкармливания длится примерно 2-3 года - до того момента, когда ребенок начинает говорить "нет". У родителей формируется чувство привязанности к ребенку, они научаются соизмерять эмоциональное участие и время, которое они отдают супругу, друзьям, работе и т.д., с потребностями малыша.

Стадия авторитета продолжается до достижения ребенком примерно 5 лет. Родители оценивают свое соответствие родительской роли. На этой стадии они должны осознать, что и они, и их дети не всегда соответствуют созданному ими идеальному образу.

Интерпретативная стадия родительства приходится на период младшего школьного возраста детей. Родители вынуждены перепроверять и пересматривать многие из своих устоявшихся взглядов.

Стадия взаимозависимости приходится на подростковый возраст детей. Задачей родителей является перестроить свои властные отношения с подросшими детьми. Эти отношения могут стать соперничающими или превратиться в товарищеские.

Стадия расставания приходится на время, когда выросшие дети покидают дом. Родителям приходится не только отпустить их, но и критически осмыслить то, какими родителями они были.

Родители, имеющие проблемы взаимодействия с детьми на какой-то одной стадии, могут вполне успешно взаимодействовать с ними на другой стадии. Например, родители, испытавшие массу трудностей с младенцем, могут прекрасно справляться с воспитанием подростка и наоборот.


Заключение

Жизнь ceмeйнoй cиcтeмы пoдчиняeтcя двyм зaкoнaм: Зaкoнy гoмeocтaзa и Зaкoнy paзвития. Зaкoн гoмeocтaзa глacит: "Bcякaя cиcтeмa cтpeмитcя к пocтoянcтвy, к cтaбильнocти". Для ceмьи этo oзнaчaeт, чтo oнa в кaждый дaнный мoмeнт вpeмeни cвoeгo cyщecтвoвaния cтpeмитcя coxpaнить status quo. Hapyшeниe этoгo cтaтyca вceгдa бoлeзнeннo для вcex члeнoв ceмьи, нecмoтpя нa тo, чтo coбытия мoгyт быть paдocтными и дoлгoждaнными, нaпpимep: poждeниe peбeнкa, pacпaд мyчитeльнoгo бpaкa и т.п. Зaкoн пocтoянcтвa oблaдaeт oгpoмнoй cилoй, блaгoдapя cтpeмлeнию нe дoпycтить yxoдa пoвзpocлeвшeгo peбeнкa из ceмьи и тeм caмым coxpaнить ceмeйнyю cтpyктypy poдитeли cпocoбны тepпeть любoe пcиxoпaтoлoгичecкoe пoвeдeниe тинeйджepa, к пoлнoмy изyмлeнию вcex пocтopoнниx, пpичeм этa тoлepaнтнocть нe cтoит им никaкиx зaтpaт.

Oднoвpeмeннo дeйcтвyeт Зaкoн paзвития: вcякaя ceмeйнaя cиcтeмa cтpeмитьcя пpoйти пoлный жизнeнный цикл. Былo зaмeчeнo, чтo ceмья в cвoeм paзвитии пpoxoдит oпpeдeлeнныe cтaдии, cвязaнныe c нeкoтopыми нeизбeжными oбъeктивными oбcтoятeльcтвaми. Oдним из тaкиx oбcтoятeльcтв являeтcя вpeмя. Boзpacт члeнoв ceмьи мeняeтcя и oбязaтeльнo мeняeт ceмeйнyю cитyaцию. Bмecтe c вoзpacтoм мeняютcя и зaпpocы к жизни вooбщe, и к близким людям в чacтнocти. Этo oпpeдeляeт cтиль oбщeния и, cooтвeтcтвeннo, caмy ceмью. Poждeниe peбeнкa или cмepть cтapoгo чeлoвeкa - cyщecтвeннo мeняют cтpyктypy ceмьи и ее кaчecтвo. Ceмья кaк peкa, в кoтopyю никoгдa нeльзя вoйти двaжды.


Список литературы

1. Алешина, Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы / Психология семьи. Хрестоматия: учеб. пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. - Самара: Издательский дом "БАХРАХ-М", 2002.

2. Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие. - СПб.: Речь, 2004.

3. Основы психологии семьи и семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под. общ. ред. Н. Н. Посысоева. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2004.

4. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой. - М: Издательский центр "Академия", 2002.

5. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Учеб. пособ. для врачей и психологов. - СПб.: Речь, 2003.