Сто тысяч «почему». Отвечаем на детские вопросы. Как правильно отвечать на детские вопросы «Почему? Самые популярные детские вопросы

«Мамочка, а почему дует ветер», «Почему дождь капает с неба?», «Почему лед тает?», «Почему цыплята желтые, а курица белая?», « «… и т.д. — подобные вопросы малыша поначалу вызывают чувство гордости у родителей. Любознательность ребенка воспринимается как свидетельство его полноценного развития. И мама с папой берут в руки справочники, листают энциклопедии, ищут ответы в интернете и разговаривают со специалистами с одной только целью: объяснить своему крохе, почему так бывает и с чем это связано.

Но поток вопросов все не прекращается, а воодушевление родителей постепенно сменяется усталостью от постоянных «почему?» , найти ответы на которые бывает просто невозможно. «Мама, а почему звезды светятся ночью, а днем их не видно?», «Почему машина едет?», «Почему хомячки не чистят зубы?», «Почему кровь красная, а не черная?» . Чрезмерная «дотошность» в исследовании мира начинает утомлять маму с папой и со временем вызывает только раздражение. Как же быть в таких случаях? Как правильно реагировать на вопросы малыша?

Как правильно реагировать и отвечать на постоянные детские вопросы: что? где? когда? а зачем? а почему?

В первую очередь, не нужно нервничать. Ваш ребенок растет и у него наступил тот самый возраст, который психологи называют «возраст почемучек» (3 — 5 лет В это время ребенок наиболее активно интересуется всем, что его окружает) . Найдите в себе силы и попытайтесь понять своего малыша, ведь мир такой большой и интересный – ему хочется узнать про него абсолютно все!

Когда начинается «возраст почемучек»?

Еще несколько месяцев назад малыш не отличался особой болтливостью, был тихим и спокойным ребенком. Сегодня же он не дает покоя своим родителям, его вопросы так и норовят поставить в тупик логику взрослых людей. Бесконечное «а зачем? а почему?» настигает их, где бы они ни были: дома, в парке, в магазине. Связано это с тем, что ваш ребенок достиг «особого» возраста, когда ему интересно знать все и про всех. Этот период развития обычно приходится на самый интересный детский возраст – с 3 до 5 лет.

Как ведут себя в таких ситуациях мамы и папы? Одни упорно стараются сохранять стойкое спокойствие и отвечают на все вопросы по мере их поступления. Другие пытаются перевести тему, так сказать «увильнуть» от ответа, чтобы не уронить свой авторитет в глазах ребенка своим «не знаю».

Имейте в виду, что последний вариант совсем не устроит вашего малыша. Он будет «пытать» вас, несмотря ни на что. Если вы решите отговориться и сказать первое, что пришло вам в голову, ребенок тут же почувствует это. Вас будет ожидать новая череда вопросов, уточняющих ваш ответ. Поэтому, если вы «вдруг» чего-то не знаете, пообещайте малышу ответить на этот вопрос немного позже, скажите: «Мне нужно кое-что уточнить, чтобы я мог дать тебе подробный ответ». Успокаивайте себя тем, что такое «испытание» проходят все родители.

С форума

Катрин: где-то слышала формулировку: «Это сложный вопрос. Я не могу сразу на него ответить, мне нужно подумать.» Потом, когда ответ есть, сама тему поднимаешь и рассказываешь, если еще интересно. Но это не для частого пользования.

Не бойтесь попасть впросак

Если вопрос поставил вас в тупик, не стоит злиться, уходить от ответа или не отвечать вовсе. Лучше признайтесь, что вы не знаете ответа, но обязательно прочтете об этом в умной книжке и позднее расскажете малышу. Хорошо если есть детские познавательные книжки, тогда можно поискать ответ на вопрос вместе с ребенком.

Некоторые особенности логики детей

Забавно наблюдать, как начинается период «почемучки» у детей. Сначала малыш как бы невзначай, про себя, начинает вслух озвучивать увиденное и комментировать происходящее. Например, во время прогулки на улице он замечает бабочку и тихим голосочком начинает рассуждать: «Какая красивая бабочка… Почему она сидит на цветке? Что она там нашла? Может, она хочет его понюхать?.. Или прячется от кого-то?..»

Кажется, что он разговаривает сам с собой и не ждет от вас никаких объяснений. И если вы начнете ему объяснять, что именно делает та самая бабочка на цветке, у вас сложится впечатление, что он вас не слушает. Малыш просто продолжает наблюдать за объектом изучения и делать свои выводы, задумываясь о странностях окружающего мира.

Обратите внимание, эти рассуждения как раз и являются его первыми еще не озвученными «почему?». С каждым днем размышлений вслух станет все больше, звучать они будут громче, а через некоторое время их полностью заменят конкретно поставленные перед вами вопросы.

Имейте в виду, что малыш ждет от вас только правдивых исчерпывающих ответов . Никаких «Ты еще маленький, зачем тебе это?» или «Ух ты, какие мы любопытные!» . Говорим «нет» сюсюканьям и упрекам по поводу его чрезмерного любопытства. Малыши очень обидчиво относятся к такому поведению взрослых.

Они будут «дуться», если вы не ответите им и рассердятся, если скажете неправду. Будут хмуриться, отвлекать вас от дел, бесконечно теребя своим упорным: «Ну, скажи, почему, ну, скажи!» . Это вам вопрос ребенка кажется глупым и неважным, а для него в вашем ответе может крыться разгадка таинства вселенной, целого мира, в который он пытается проникнуть своим пытливым умом и осознать в нем свою роль, найти свое место.


Ответы на вопросы малышей должны носить информативный характер, высказанные простым и доступным для них языком. Дети должны понимать, что вы имеете в виду, когда отвечаете на их вопрос. Помимо этого, вы должны всячески поощрять малышей в их стремлении все знать — относитесь с терпением к их любопытству, будьте доброжелательны и демонстрируйте свою готовность отвечать на очередной поток их «почему?».

Стремление познавать мир у детей в этом возрасте напоминает цунами, сметающее все на своем пути . Мозговая активность достигает максимума, развивается речь, мышление удивляет своей неординарностью. Словарный запас пополняется различными выражениями, малыш как бы пробует изъясняться своим языком. Фантазия у детей в этот период раскрывается, как никогда, поэтому многие мамы и папы считают ее проявление чрезмерным.

Как реагировать родителям?

Ни в коем случае родителям нельзя протестовать против проявления детской фантазии. Не обижайте своего малыша таким отношением к его ощущениям мира. Лучше отвлекитесь от повседневных дел, попробуйте вместе с ним помечтать, придумать необычных сказочных героев – вы получите большое удовольствие от этого: мир детства пахнет волшебством и свободой мысли.

Спросите своего ребенка, каким он видит мир, и вы удивитесь тому, что услышите от него. Над многими вещами мы, взрослые, уже давно не задумываемся и забываем, отчего происходит то или иное событие. Малыш же найдет «свое» объяснение всему, расскажет, почему рыбки плавают и как летает самолет. Конечно, не всегда эти объяснения соответствуют действительности, но зато как фантастично они звучат!

Детям нравится исследовать этот мир в компании взрослых. Но, даже если вы не найдете времени, чтобы стать «спутником» в этом путешествии, поверьте, они вполне справятся и без вас. Приготовьтесь к тому, что в поисках ответов на все свои вопросы, ваш малыш может разобрать будильник, расковырять все кнопки пульта от телевизора, попытаться засунуть в розетку ржавый гвоздь и открыть все краны в ванной, чтобы посмотреть, как из нее будет выливаться вода.

Чтобы понять, что движет вашим ребенком, маме и папе нужно вспомнить свое детство . Не ущемляйте интересы своего крохи и не гасите «пыл» его любознательности. Старайтесь вести себя так, чтобы малыш считал себя первооткрывателем. Включитесь в эту игру. Ему нужна ваша поддержка. Радуйтесь его «открытиям», чаще хвалите его, ведь он так нуждается в вашем одобрении.

Отвечайте спокойно и понятно

Не отмахивайтесь от ребенка, не говорите, что надоели его вопросы. От того, как вы будете разговаривать с ребенком, зависит, появится ли у него желание дальнейшего изучения окружающего мира. Отвечая на вопросы, старайтесь, чтобы объяснения были доступны для детского восприятия.

Чем грозит родительская лень?

Отказываясь отвечать на все вопросы ребенка и, не помогая ему в познании мира, вы рискуете навлечь на него в будущем кучу проблем. Например, слыша в свой адрес бессменное «не мешай, ты видишь, я занята!» или «как ты надоел своими вопросами!» , ребенок постепенно потеряет интерес к исследованиям и этим упустит много возможностей.

Аукнется ваше поведение немного позже, когда он пойдет в школу. Там малыш не станет проявлять особого рвения к знаниям, уроки будут для него настоящей пыткой – его замучает скука. Учителя начнут жаловаться на него: «Его совсем ничего не интересует. Он все время зевает на занятиях!» . А ведь раньше этот малыш был такой любознательный, но его никто не поддержал, не приободрил, не уделил ему должного внимания. Вот и потух огонек его интереса к жизни.

Поэтому не забывайте хвалить своих детей за любую проявленную активность в изучении того или иного события, предмета. Будьте рядом, приободряйте их за очередные попытки изучать этот сложный мир, выражайте свой восторг и гордость за них. Это очень важная часть их жизни!

Стимулируйте активность своего ребенка, удивляйтесь его сообразительности, наблюдательности. Когда встречаете своего малыша из садика, не спешите спрашивать, что им давали на обед. Лучше узнайте, что нового он узнал за сегодняшний день: «Что ты делал сегодня на прогулке?» или «Что интересного ты узнал сегодня? Что видел?» . Его новые впечатления – вот что должно интересовать вас каждый день.

Познаем мир вместе с ребенком

Взрослому человеку сложно заново окунуться в детство, чтобы понять мысли ребенка. Для этого вам пригодятся несколько простых, но очень эффективных советов:

  1. Организуйте любую совместную деятельность. Так вы сможете узнать, о чем и как думает ваш малыш. Способствуйте «излиянию» его вопросов. Отвечайте на них с энтузиазмом.
  2. Купите красивые иллюстрированные книги и энциклопедии. Вместе рассматривайте картинки, обсуждайте их. Предложите придумать свои названия животным и птицам в них. Это будет смешно и позволит вам понять, как мыслит ваш ребенок.
  3. Играйте в различные коллективные игры с двумя и более участниками, приглашайте друзей вашего «почемучки» и других членов семьи для совместного времяпровождения за играми.

Можно взять на вооружение игры, которые вы помните из своего детства или же спросите воспитателя детского сада, какие игры больше всего любят детки такого возраста. Посоветуйтесь с психологами, какие игры способствуют развитию детей и пробуждают их интерес к изучению мира. Это могут быть достаточно простые игры, не требующие специальной сноровки или подготовки.

Примеры упражнений для детей

1. «Череда вопросов»

Эта игра может длиться бесконечно. Начните с любого вопроса, например: «Откуда берется вода в озере?» . Ответ может быть таким: «Когда идет дождь, в озере накапливается вода» . Следующий вопрос от вас может быть: «Почему идет дождь?» .

Эту игру можно продолжать очень долго. Если ваш малыш затрудняется ответить на какой-либо вопрос, помогите ему, объясните сами. Такая игра покажет ребенку, сколько всего он уже знает, а вам позволит «блеснуть» умом, благодаря чему ваш авторитет в глазах маленького человечка значительно вырастет.

Если же вы тоже чего-то не знаете, это совсем не страшно. Можно сказать: «Вот это да. Я сам (а) не помню, почему так бывает. Давай вместе посмотрим, что написано об этом в книге» . Поверьте, во-первых, это сблизит вас с малышом, вы ведь вместе не знаете ответа на этот сложный вопрос, а во-вторых, он научится у вас искать ответы в книгах и энциклопедиях. В будущем ему очень пригодится этот навык общения с подобной литературой.

2. «Каким бывает…?»

Эта игра рассчитана на развитие логики малышей и умение сопоставлять предметы друг другу по их размеру, ширине и длине.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Игра может начаться с любого вопроса, к примеру: «Каким бывает дом?». Ребенок отвечает: большим, красивым, белым, многоэтажным. Потом можно попросить сравнить по размеру дом и гору. Малыш представит себе высоту дома и гору. Гора окажется выше. Он учится сравнивать.

Затем предложите ребенку охарактеризовать дорогу. Ответ будет: длинная, короткая, широкая, узкая. Тогда вы спросите: «А что бывает шире – дорога или дорожка?». «Конечно, дорога!» — ответит малыш.

Наблюдайте, какие вопросы нравятся ребенку больше — про животных, природу, людей или предметы быта. Если ему нравится больше рассуждать о доме, задайте вопрос: «А что у нас в доме бывает зеленым?». Он ответит: яблоко, цветы в горшке, занавеска на кухне, мой динозаврик… Остановитесь на одном из перечисленных им предметов и попросите дополнить его характеристику: «А каким еще бывает яблоко (занавеска на кухне или цветы в горшке)?». Малыш начнет вам перечислять: кислым, сладким, твердым, мягким, круглым.

Если играть в такую игру часто, ваш ребенок будет четко представлять разницу между многими предметами и научится сравнивать их по многим признакам.

3. «Спрашивалка»

Берете любую картинку с сюжетом и предлагаете ребенку спрашивать у вас то, что ему непонятно на этой картинке. Если вы не можете ответить, он отвечает вместо вас. Тогда вы проигрываете. А малыша просите составить по этой картинке рассказ, чтобы «озвучить» сюжет. Такая игра позволит ему пофантазировать и проявить свои знания.

4. «Придумываем новые вещи»

Возьмите старые карандаши, ненужные крышки от ручек, фольгу от шоколада, пластиковый стаканчик от съеденного мороженого и предложите ребенку придумать им новое применение, сделать из них что-то новое. Ему будет интересно стать «изобретателем».

5. «Превращение»

Скажите малышу, что он может перевоплотиться в какую-нибудь вещь, какую он хочет. Попросите его рассказать, что он чувствует после превращения, как живет эта вещь, о чем она думает и что ее беспокоит. Пусть расскажет о ее мыслях, о прошлом и будущем.

Играем вместе

1. Любимая многими детками игра «Что летает?»

Сначала выбирают ведущего (обычно это мама). Ведущий начинает быстро спрашивать: «Телевизор летает?», «Машина летает?», «Воробей летает?». Ответы должны быть незамедлительными – да или нет. Можно их выкрикивать, а можно договориться махать руками, когда ответ должен быть «да» и не махать, когда «нет». Игра прекращается, когда участники наберут достаточное количество очков (это обговаривается сразу).

2. «Закончи фразу»

Вам пригодится мячик или любой другой предмет, который можно передавать из рук в руки. Игра заключается в том, что тот, кто держит мяч (взрослый), начинает предложение, например: «Зимой идет снег, а летом…». Тот, кому передается мячик (ребенок), должен его закончить: «Идет дождик». Вместе с ответом участник должен вернуть мяч обратно. «На деревьях растут фрукты, а на грядках…», «Белка прыгает на ветках, а дельфин…», «Художник рисует картины, а повар…» — продолжать можно до бесконечности.

3. «Закончи слово»

Вы называете первый слог слова, малыш должен придумать и назвать второй. Не обязательно, чтобы он угадал именно ваше задуманное слово. Главное, его умение подбирать слова под заданный слог. Потом поменяйтесь с малышом ролями – он теперь называет начало слова, а вы конец. Эта игра значительно пополнит и расширит словарный запас вашего ребенка.

4. «Специалист по профессиям»

Игра довольно-таки простая. Вы говорите: «Что делает…пожарный?». Малыш отвечает: «Тушит огонь». Вы: «Что делает…учитель?». «Он учит детей!» — отвечает ребенок. Начинайте с известных для него профессий: пекарь, доктор, строитель, няня. Потом переходите на неизвестные для него профессии: инженер, ветеринар, стюардесса. Если он не может объяснить сам, помогите ему – расскажите, что делает, например, инженер, где он работает.

5. «Кто назовет больше предметов…»

Круглых, квадратных, треугольных, холодных, горячих, сладких и т. д. Игра заключается в том, что вы по очереди с малышом называете предметы определенной формы или признака, кто больше. Например, вы говорите ему: «Какие предметы квадратной формы ты знаешь?». Он скажет: «Кубик», вы ему: «Телевизор». Вы продолжите: «Ковер в гостиной».

Игра должна остановиться на его слове, малыш пусть будет победителем в этой игре. Это повысит его самооценку и научит его мыслить масштабно.

Хорошо, если вы относитесь к тому числу родителей, которые охотно участвуют в развитии своего малыша, невзирая на проблемы с усталостью и нехваткой времени. Очень сложно находить в себе силы, чтобы беспрестанно «работать» справочником для своего малыша. Но, поверьте, этот этап продлится не так долго. А когда он закончится, вы будете с умилением вспоминать его.

Будьте уверены, что ваши усилия обязательно будут вознаграждены – малыш научится делать выводы, связывать разные по своей природе вещи и понимать суть происходящих событий. Вы станете по-настоящему счастливы, когда поймете, что это все ваша заслуга. Ведь для него вы самый близкий и родной человек, который первым пришел ему на помощь в изучении мира.

Читаем также: телеграм-канал

Почему червяк весь голый?
Почему воркует голубь?
Почему под краном булькает вода?
Почему ежи в колючках?
Почему я Почемучка?
Почему мне не молчится никогда?
(Н.Костарев)

Ох уж эти маленькие почемучки! Какими только вопросами не изводят они своих мам и пап, бабушек и дедушек, старших сестер и братьев, и даже воспитателей, учителей, случайных знакомых... Порой эти вопросы просто заводят нас в тупик, потому что ответа на них у нас нет или ответ слишком сложен для детского понимания. Кто же они такие - маленькие почемучки-"приставучки"? Отчего задают вопросы? Как выжить родителям под шквалом детских "Почему?", "Как?" и "Зачем?" И как правильно отвечать на детские вопросы? Давайте вместе искать ответы!

Почему эти "почему"?

Едва минует период строптивости, когда кроха отстаивает свое "я" всеми допустимыми (и не очень) методами, как не за горами новая эра развития малыша - возраст "почемучек". Свято место пусто не бывает! Малыши вступают в него по-разному. Кто-то раньше, в 2,5-3 года, кто-то ближе к 4 -5 годам. На самом деле, этот возраст - явление не страшное, а невероятно интересное! Малыш растет, развивается, крепнет его речь, расширяется словарный запас, и неведомый, таинственный окружающий мир понемногу открывает свои тайны… И начинается! Что тикает в часах? Зачем кошке усы? Почему ветер дует? Отчего небо днем голубое, а ночью - черное? Куда солнышко спать ложится? Малыш подобно слоненку из сказки Киплинга хочет знать обо всем на свете. Даже о том, что кушает за обедом крокодил. Помните?

Есть у меня шестёрка слуг,
Проворных, удалых,
И всё, что вижу я вокруг,-
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,
Кто, Что, Когда и Где.

Да, все эти "что" и "почему" - не что иное, как способ познания мира. И этот способ для малыша пока что практически единственный. Это позже он научится пользоваться справочной литературой, черпать информацию из книг, телепередач и Интернета. А пока главный источник информации - близкие люди, мама с папой. Сейчас они для малыша умнее и значимее всех ученых и профессоров вместе взятых. И такое высокое доверие нужно оправдывать!

Не стоит удивляться, если малыш порой задает один и тот же вопрос по нескольку раз. Таким образом он пытается убедиться, что правильно вас понял, что с течением времени ответ на его вопрос остается прежним. А то вдруг сегодня эта собака называется боксер, а завтра - как-то иначе? Малыш открывает для себя закон постоянства, не больше, не меньше. Ответы на вопросы рождают новые вопросы. Ведь каждое новое знание расширяет границы мира, а в нем еще так много всего интересного и неизведанного. Так что самое лучшее для развития детской любознательности - это старательно отвечать на вопросы малыша. Ведь именно сейчас, в возрасте "почемучек", закладывается любовь к знаниям (то есть, та самая любознательность), исследовательский интерес, а это - основа дальнейшего успешного школьного обучения.

О том, как уничтожить детскую любознательность

Это проще простого! Пару раз не ответить. Пару раз отмахнуться ("Я занят, подожди, потом, не сейчас, в другой раз, не знаю…"). Пару раз посмеяться над сказанной ребенком нелепостью. Пару раз на вопрос "почему?" ответить "по качану!", еще лучше "по качану и по капусте!". А самым подходящим ответом станет веское "Почему? Потому что!". Только не удивляйтесь, если чуть позже тоже получите "по качану" в ответ на какой-нибудь свой вопрос… Не получая ответы на вопросы, ребенок рано или поздно вообще перестанет их задавать. Любознательность - норма для ребенка, признак его одаренности. И если он задает вопросы - это очень хорошо! Гораздо хуже, если не задает! И как бы не было вам тяжело, как бы не измучил вас маленький почемучка своими "что" да "как", наберитесь терпения и удовлетворяйте его любознательность всеми возможными способами. А то может получиться, как в истории о мальчике Игоре из рассказа В. Вересаева. Игорь изводил всех вопросом "почему?" Знакомый профессор посоветовал родителям: "Когда надоест, отвечайте ему: "Потому что перпендикуляр!" Увидите, очень быстро отвыкнет". Родители так и поступили:

- Почему?
- Потому что нельзя на стол лазить.
- Почему нельзя на стол лазить?
- Потому что ты ногами его пачкаешь.
- Почему ногами пачкаешь?
Cтрого и веско:
- Потому что перпендикуляр!
Игорь замолчал. Широко раскрыл глаза.
- Пек...пер...куляр?
- П-е-р-п-е-н-д-и-к-у-л-я-р! Понял? Ступай!"

Через несколько дней наступила непредвиденная реакция (хотя, на мой взгляд, вполне закономерная). На все затруднительные вопросы мальчик стал отвечать: "Потому что перпендикуляр!" А что, зачем искать ответы, докапываться до истины, если все можно упростить, сделать "перпендикулярным"?

Что же получается? Сначала детскую любознательность должным образом не удовлетворяют, а позже, в школе, напротив, начинают отвечать на вопросы, которых ребенок не задавал, вкладывать в него готовые знания. И дети перестают задавать вопросы. Совсем. Просто смысла в этом не видят…

Он взрослых изводил вопросом "Почему?".
Его прозвали "Маленький философ".
Но только он подрос, как начали ему
Преподносить ответы без вопросов.
И с этих пор он больше никому
Не задает вопросов "Почему?"
(С.Маршак)

Не потому ли возраст почемучек нередко заканчивается у наших малышей аккурат в начале школьного обучения? Не потому ли современных подростков мало что интересует? Ответы без вопросов губят любознательность. Вопрос и поиски ответа на него куда важнее самого ответа! Вдумайтесь в это…

Как отвечать на детские вопросы

По этому поводу мне сразу вспоминается очень старый и весьма мною любимый анекдот. Идут папа и пятилетний сын, сын жует яблоко:
- Папа, а почему яблоко темнеет?
- Понимаешь, сынок, в нашей атмосфере содержится свободный активный кислород. В то же время яблоко содержит в себе кальций, магний, и, что особенно важно, — железо. Железо вступает в реакцию со свободным кислородом. В результате получается оксид трехвалентного железа, который имеет характерный бурый цвет.
Наступает длительная пауза.
- Папа, а ты с кем сейчас разговаривал?

Так что давайте не будем уподобляться этому папе, а станем отвечать на вопросы малышей таким образом, что бы крохе было понятно. Это не всегда легко, особенно если ребенок спросит о квантовой теории, услышав по телевизору и запомнив звучное словосочетание. Или как вам философский вопрос о том, откуда взялась самая первая икринка? Дети - существа удивительные, что бы их понять, нужно и самому стать чуть-чуть ребенком, попробовать поставить себя на место малыша, посмотреть на мир его глазами. Ребенок чем-то схож с инопланетянином. Он каждый день открывает новые законы, которые нам, взрослым, давным-давно известны и понятны. И мы даже забыли, что когда-то и сами всего этого не знали. Если вам сложно что-то перевести со взрослого языка на детский, подберите несколько хороших энциклопедий для самых маленьких с понятными картинками и доступными детскому пониманию текстами. Правда, если хорошие картинки найти еще можно, то с текстами дело обстоит сложнее. Энциклопедии-то пишутся взрослыми! И авторам, так же, как и нам, родителям, нередко сложно найти простые слова для непростых вещей. Вот и приходится порой "переводить" даже малышовые энциклопедии. Но освоить детский язык, я уверена, может каждый. Нужно только очень этого захотеть, спуститься с высоты своего взрослого и умного видения мира до маленького росточка ребенка. На самом деле, даже сложные вещи можно объяснить простым языком. Только не путайте простоту с примитивизмом! Ребенок - человечек очень умный, вдумчивый, в чем-то даже мудрый. Он очень многое способен понять и постичь.

Да, отвечать на детские вопросы нужно. Но… не на все. Это вовсе не означает, что следует уходить от ответа. Просто существует множество вопросов, на которые ребенок и сам вполне может ответить, если немного подумает. Научитесь выделять такие вопросы из шквала всевозможных "почему" и "зачем". Этим вы сослужите сыну или дочурке хорошую службу, научив их думать, поможете сделать важный вывод: не возможно знать все, но есть множество вещей и явлений, которые можно понять и осознать самостоятельно. Например, малыш, подобно Маленькому принцу Антуана де Сент-Экзюпери, спрашивает, зачем цветам нужны шипы. Согласитесь, вполне обычный детский вопрос. И мы легко можем удовлетворить детское любопытство. И малыш будет знать ответ на свой вопрос. Но много ли это знание принесет ему толку? А что если аккуратно поинтересоваться: "А ты сам как думаешь?" Малыш начнет выдвигать свои версии, возможно весьма фантастические. А, может быть, и очень верные. И наша задача теперь следить за его рассуждениями, и слегка подталкивать их в нужное русло наводящими вопросами. Совместными усилиями ответ будет найден легко и быстро. Имеет смысл сказать после этого: "Вот видишь, какой ты молодец! Не знал, а подумал - и сам нашел ответ!" И не важно совсем, что к этому ответу подвели его вы. Важно то, что ребенок осознает свои возможности, поймет, что путем рассуждений действительно можно во многом разобраться!

Отвечать вопросом на вопрос можно и тогда, когда малыш "достает" вас бессмысленной болтовней. Хотя и здесь нужно разобраться. Даже бессмысленные детские вопросы на самом деле несут в себе определенный смысл. Возможно, малыш просто скучает, вы мало с ним разговариваете, а ему хочется общения. Вот он и ищет способы как-то вас "зацепить". Знает же маленький психолог, отлично знает, что именно выводит маму из состояния равновесия! Часто это выливается в цепочку, где каждый следующий вопрос цепляется за ответ. "Что ты делаешь?" "Мою посуду". "Зачем моешь посуду?" "Что бы чистой была". "Зачем что бы чистой была?" "Что бы есть из нее было приятно". "Зачем что бы есть было приятно?" Ну, и т.д. Знакомо? Вот здесь и можно в самом начале диалога вместо ответа спросить у малыша: "А ты как думаешь?" И дальше увести тему разговора немного в другое русло. Иногда имеет смысл ответить на вопрос, на который ребенок заведомо знает ответ, с долей юмора. "Что ты делаешь?" "Танцую!" "Нет, мама, ты посуду моешь!" Вместе посмеялись, и никакого раздражения…

Для взрослого очень важно научиться понимать детские вопросы правильно, вникать в их суть. Это порой не просто: детское мышление устроено совсем иначе, нежели взрослое. Часто дети задают неточные вопросы, говоря одно, а подразумевая совсем другое. Вот простой пример. Маше 3,10, спрашивает на прогулке: "Мама, а почему у этого тополя ветки такие длинные и в разные стороны растут?" Что тут ответить? Такая у этого тополя форма веток, таким его создала природа… Но дочь ответ не устраивает и она говорит свой: " Нет, дерево корнями тянет воду и еду из земли, поэтому У НЕГО ВЕТКИ И РАСТУТ!" Вот ребенок сам и ответил на свой вопрос! Или еще почти классика. Когда одному из моих племянников было года 4, он пришел к маме с вопросом, где живет Жар-птица. Малыш долго выслушивал пространный мамин рассказ о Тридевятом царстве и тридесятом государстве, а потом перебил с досадой: "Да нет же! Она живет в гнезде!" Вот вам и детская логика. Действительно, где же еще жить птице (пусть и Жар), как не в гнезде? А что бы лучше понимать, что же именно хочет услышать ваш почемучка в ответ на свой "почемучий" вопрос, нужно внимательнее относиться к ребенку, больше общаться с ним, учитывать его особенности и непременно обращать внимание, как он реагирует на ваши ответы, что ему больше по душе.

Как научить детей задавать вопросы

Умение задавать вопросы - это искусство, которому мы учимся всю жизнь. Каждый из нас множество раз сталкивался с вопросами и бестактными, и бестолковыми и откровенно глупыми. Мы сослужим малышу хорошую службу, если научим его правильно ставить вопросы и не бояться этого делать. Кому-то может показаться странным, но существует множество взрослых людей, которые бояться переспросить что-то непонятное или задать собеседнику интересующий вопрос. А в результате совершают массу ошибок, которых легко можно было избежать. Такие люди часто получаются из детей, у которых в детстве отбили желание что-либо спрашивать или попросту не научили. Потому, очень важно убедить малыша, что чего-то не знать - это не стыдно. Стыдно не искать ответа, если есть возможность его найти. И, конечно, никогда, ни при каких обстоятельствах, не смейтесь над детскими вопросами, какими бы наивными они вам не казались! Для ребенка может быть очень важным то, о чем он спросил. А взрослый своими насмешками не только разрушает доверительные отношения, но и глубоко обижает ребенка.

Для того, что бы малыш не боялся спрашивать, понуждайте его задавать всяческие вопросы в игре. Попробуйте поиграть в простую и забавную игру, где сначала вопросы задаете вы, а ребенок на них отвечает, а затем поменяйтесь местами: "Для чего нужен рот? Для чего нужен нос? Зачем нам уши?" Ответы могут быть как серьезными, так и шуточными: "Носик нужен, что бы дышать. Носик нужен, что бы папа его целовал. Носик нужен, что бы цветочки нюхать". Такая игра развивает фантазию и речь малыша, показывает, что часто на один и тот же вопрос можно найти очень много разных ответов. Поиграйте в "почемучку" наоборот, задавая вопросы "цепочкой": "Зачем тебе велосипед?" "Что бы кататься" "Зачем кататься?" "Потому что мне нравится" "Почему нравится?" и т.д.

– На лапках мухи выделяется особый жир, с помощью которого муха может держаться даже на стекле.

Зачем белке хвост?


– хвост служит для белки парашютом и рулем во время прыжка.

Почему медведь уходит в спячку?


– если бы медведь не уходил в зимнюю спячку, он бы мог умереть от голода, так как зимой ему не хватит еды. Во время спячки медведь очень экономно расходует свои запасы жира, накопленные перед за лето и осень.

Зачем верблюду горб?


– в горбу верблюд хранит жир на «черный» день.

Почему кузнечик стрекочет?


– Самцы кузнечиков стрекочут для привлечения внимания. У кузнечиков на крыльях есть особая жилка, которую они используют, как смычок.

Зачем жирафу такая длинная шея?


– жирафу длинная шея помогает срывать листья с высоких деревьев.

Зачем кошки "перебирают" лапами?


– когда котята кушают молоко у мамы-кошки, они работают лапками для того, чтобы у кошки выработалось как можно больше молока. Эти движения ассоциируются у котят с теплом, мягкостью и приятными ощущениями. Поэтому, когда коту хорошо, он непроизвольно начинает «перебирать» лапками, «вспоминая» детство.

Почему птицы улетают на Юг?


– если говорить о насекомоядных птицах, то они улетают на зиму в теплые края, потому что зимой им нечего было бы есть.

Почему детеныши кабанов полосатые?


– полосатая окраска маленьких кабанят носит защитную функцию, они помогают им маскироваться. Полоски напоминают игру света и тени в лесу.

Из чего пчелы делают мед?


– пчелы делают мед из пыльцы цветов.

Почему курицы не летают?


– курица - искусственно выведенная птица. У нее тяжелая кость и крылья, не приспособленные для полета.

Зачем собака высовывает язык?


– когда собаке жарко, она «потеет» через язык. Влага с языка испаряется, и температура тела снижается.

Как верблюд обходится без воды?


– Вода у верблюда хранится не в горбу, а во всем теле равномерно. Его организм очень бережно расходует воду. Поэтому, ему вполне хватает той воды, которую он получает из пищи.

Почему собаки не любят кошек?


– не все собаки не любят кошек. У каких-то пород (например, охотничьих), силен инстинкт добытчика, и кошка воспринимается, как добыча. В некоторых случаях, собака проявляет интерес и любопытство к кошке и бежит за ней для того, чтобы поиграть и пообщаться.

Почему крокодилы плачут?


– со «слезами» из организма крокодила выводятся излишние соли. К тому же, «слезы» защищают глаза крокодила от грязи и бактерий.

Почему слоны боятся мышей?


– есть версия, что мышь может забраться к слону в хобот и перекрыть дыхание. Однако, слону достаточно лишь пару раз чихнуть для того, чтобы решить проблему.

Почему зебра полосатая?


– полосы зебры приводят в замешательство хищника, позволяя зебре спастись бегством.

Почему мы не видим голубят?


– голуби строят свои гнезда в местах, недоступных для людей. Голубята проводят в гнезде все свое детство и покидают его, уже приобретя привычный вид.

Зачем лошади подкова?


– подкова нужна, чтобы защитить копыта от износа и от травмирующего действия твердого грунта.

Почему ящерица отбрасывает хвост?


– в случае опасности, ящерица управляет этим процессом «силой мысли». Отбросив хвост, она успевает скрыться.

Почему птицы выстраиваются в косяк?


– впереди клина летит самая сильная птица. Она принимает на себя наибольшее сопротивление воздуха. Остальные птицы выстраиваются таким образом, чтобы сделать полет максимально легким и принимать на себя наименьшее сопротивление.

Почему у коровы всегда понос, а у козы-никогда?


– коровы не берегут воду, так как издавна их предки паслись на зеленых пастбищах, богатых растительностью. А предки коз напротив, в условиях сухого климата, были вынуждены дорожить каждой капелькой жидкости.

Почему у слона хобот?


– Хобот слона – это удлиненная верхняя губа, сросшаяся с носом, которая служит слону не только как орган обоняния, но и как рука. В силу своего строения, без хобота слон умер бы от голода, потому что не смог бы дотянуться до еды.

Зачем кошке усы?


– Усы для кошки – важный орган осязания, способный зафиксировать любое движение либо шорох даже в полной темноте. Они просто незаменимы на охоте. Кроме того, именно через усы кошка может отличить горячее от холодного, что нередко спасает ей жизнь.

Почему рыбы не могут жить без воды?


– Рыбы, как и все остальные животные, не могут жить без кислорода. Но их организм устроен несколько иначе, чем наш: вместо легких, у них жабры, которые извлекают кислород из воды. Если рыбу вытащить из воды, она, лишившись доступа к кислороду, погибнет.

Как паук плетет паутину?


– У паука в животе располагаются специальные железы, которые производят жидкий шелк. При контакте с воздухом, он тут же застывает, превращаясь в тончайшие нити.

Почему у павлина такой красивый хвост?


– Красивый хвост есть только у самцов павлинов. Он нужен им для привлечения самок. Чем красивее у павлина хвост, тем больше шансов у него привлечь к себе внимание противоположного пола.

Почему рыба не тонет?


– У рыб есть плавательный пузырь, который наполнен кислородом и не позволяет рыбам утонуть. Но у некоторых рыб, например, у акулы такого пузыря нет, и они остаются на плаву, благодаря своей двигательной активности.

Почему у кошек глаза светятся?


– У кошек задняя стенка глаза покрыта особыми светоотражающими кристалликами, которые позволяют им лучше видеть в темноте. Благодаря этой особенности, глаза кошек могут отражать свет в темноте, но светиться сами по себе они не могут.

Почему моржи не мерзнут?


– Моржи живут в Арктике и, как известно, с удовольствием и подолгу плавают в ледяной воде. Защититься от холода им помогает их удивительно толстая кожа и слой жира под ней.

Почему лягушку-древолаза нельзя погладить?


– Лягушка-древолаз, обитающая в Латинской Америке, крайне ядовита. Она выделяет яд, который покрывает все ее тело и защищает от хищников. Даже простое прикосновение к такой лягушке может вызвать летальный исход.

Почему перед дождем ласточки летают низко?


– Ласточки питаются мелкими насекомыми, которых они ловят в воздухе. В хорошую сухую погоду, теплый воздух поднимает насекомых высоко, и ласточки ловят их на лету. Перед грозой воздух становятся влажным и тяжелым, что вынуждает насекомых опускаться ниже. Следуя за ними, ласточки тоже оказываются ближе к земле.

Почему ежики колючие?


– Природа наградила ежиков колючками, чтобы сделать их неуязвимыми для врагов.

Почему пингвины не летают?


– Так как пингвины живут на океанских берегах, питаются они исключительно рыбой. Для того, чтобы добывать себе пропитание, они вынуждены много плавать. Для того, чтобы им было проще плавать и нырять, их крылья превратились в нечто подобное плавникам или ластам, и пингвины утратили способность летать.

Почему черная кошка считается плохой приметой?


– Такое поверье берет свое начало из древности. В эпоху Средневековья, люди полагали, что черная кошка – это ведьма, которая приняла обличие кошки. Встреча с такой кошкой непременно предвещала несчастье.

Почему Красная Книга красная?

– Красный цвет – цвет тревожности и важности проблемы. Своим ярким цветом, эта книга привлекает к себе внимание общественности.

Почему божью коровку так зовут?


– Жучок под названием «божья коровка» известен всем. При малейшей опасности, у божьей коровки на ножках выделяется оранжевое молочко, которое несет защитную функцию. Из-за этого она и получила свое прозвище. Слово «божья», вероятнее всего, имеет значение «милая».

Почему леопард прячет добычу на дереве?


– Леопард, в отличие от многих других животных, предпочитающий одиночный образ жизни, отлично лазает по деревьям. Укрываясь на дереве и пряча там же свою добычу, леопард спасается, таким образом, от непрошенных гостей, покушающихся на его еду.

Почему кукушонок выкидывает из гнезда яйца?


– Как известно, матери – кукушки не занимаются уходом за своим потомством. Эту работу они «доверяют» другим птицам. Самка кукушки тайком подкладывает свое яйцо в чужое гнездо, и ни о чем не подозревающая птичка высиживает яйцо кукушки вместе со своими. Появившись на свет, кукушонок проявляет крайнюю прожорливость. К тому же, ввиду его крупных размеров, птенцу скоро становится тесно среди своих сводных братьев и сестер, даже если они еще не успели вылупиться. Кукушонок расчищает свою территорию, выбрасывая их из гнезда, одного за другим. Для этого у него на спине есть даже специальная выемка.

Чем нюхают змеи?


– У змей отлично развито обоняние. Но нюхают они не носом, а языком. Во рту змеи находится глубокая ямка, «якобсонов» орган. Высунув свой раздвоенный язык на одно лишь мгновение, змея, улавливает микроскопические частицы, находящиеся в воздухе, а затем вкладывает свой язык в ямку и получает всю необходимую информацию.

Немного перефразируя одного из великих, сначала мы учим детей ходить и говорить, а потом - сидеть и молчать. Почему так? Потому что любознательность и кипучая энергия большинства малышей способны любого родителя, даже самого терпеливого, вывести из себя, причем несколько раз за полчаса.

Примерно с трех лет дети задают вопросы тоннами, пачками, буквально оптом, и каждый ответ лишь становится основой для составления нового вопроса. Очевидная причина - дети просто хотят знать, даже если не понимают, зачем это им. Но есть и другие разгадки многочисленных детских вопросов. Например:

  • родители - главные авторитеты, и дети верят, что те знают ответы на все вопросы о мире и жизни, а ритуал «спрошу у мамы» - своеобразная просьба подтвердить, что вы любите малыша, что он дорог вам;
  • дети задают вопросы просто из потребности пообщаться (тогда они слушают ответы), от желания поговорить или привлечь внимание (тогда в ответах не особо нуждаются);
  • некоторые вопросы «вырастают» из страха («почему лает собака?» - спрашивает малыш, который побаивается собак, даже если не признается в этом);
  • многие вопросы повторяются, так как ребенок не сразу усваивает ответы;
  • дети ищут место новому, с которым сталкиваются, в существующей картине мира и системе знаний;
  • иногда новые знания вступают в противоречие с прежними, и детям приходится искать уточнения;
  • по мере накопления знаний и опыта дети приобретают крепкую уверенность в том, что все имеет причину, нужно только до нее «докопаться»;
  • если раньше ребенок неосознанно решал поставленные перед ним вопросы и задачи прикладным способом, методом «научного тыка», то в возрасте 3-5 лет он учится осознавать внутреннюю природу вещей и возможность находить ответы абстрактно; ну и - ему приходится много спрашивать;
  • из-за скачка в развитии: поставленные вопросы подразумевают, что ребенок осознает вероятность более чем одного ответа, кроме того малыш может сформулировать вопрос так, чтобы взрослый понял, о чем речь.

Если мы еще вас не убедили, что нескончаемым детским вопросам нужно радоваться, то вспомним мнение ученых, которые (в частности, исследователи из Вашингтонского университета) считают, что формулировка вопросов и обдумывание ответов на них ускоряют процесс развития детского мозга. Во время «родительских пыток» в голове ребенка формируются нейронные связи, а там недалеко и до хороших оценок в школе и хвалебной характеристики «умница».

Вероятно, тема детских вопросов действительно болезненная, ведь ею заняты многие научные умы. Так, несколько групп исследователей разное время пытались оценить количественно нагрузку на родительскую психику. Оказалось, что в день дети задают до 300 вопросов . Вероятно, ученым попались очень любопытные испытуемые. Согласно данным других ученых, все не так страшно: в среднем до 8 вопросов в день, правда, не менее половины ставят родителей в тупик. Наконец, третья группа исследователей сосчитала, что за период от двух до пяти лет среднестатистический ребенок задает примерно 40 тысяч вопросов , то есть в среднем 35-36 в день.

И на эти бесконечные «что? где? когда?» - а гораздо чаще «почему» - мамам и папам нужно отвечать. Более того, как бы пугающе для родителей, уставших от детских вопросов, это ни звучало - они должны побуждать детей спрашивать, то есть фактически создавать тем самым способствующую интеллектуальному развитию среду. Нужно регулярно хвалить ребенка за умение спрашивать - за хорошие, интересные вопросы.

По мнению психологов и педиатров, полное отсутствие вопросов в возрасте от 3 до 5 лет должно насторожить. Среди причин могут быть задержка речи, отставание в когнитивном развитии (то есть в развитии всех мыслительных процессов, в том числе памяти, логики, воображения, восприятия и др.) или же эмоциональные проблемы.

Главная задача взрослого на «вопросительном» этапе развития ребенка - сохранить интерес к знаниям, любознательность, удовольствие от анализа нового, от процесса познания. Единственный способ - отвечать, и делать это так, чтобы ответы детей устраивали. Помните, что, не отмахиваясь от детских вопросов и не отвечая на них формально, вы тем самым вы развиваете своего ребенка, а заодно выражаете уважение к нему, принимаете его всерьез.

Все ответы родителей на детские вопросы можно условно классифицировать.

Ответ-«пустышка»

Примеры: «Подрастешь - узнаешь», «Потому что!», «Вот научишься Интернетом пользоваться - и сам выяснишь».

Достоинства: экономия времени и сил.

Недостатки: мы неосознанно говорим ребенку, что он задал глупый вопрос (читайте: он сам глупый); мы не оправдываем надежд и теряем авторитет.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ со ссылкой на мироздание

Примеры: «Так устроен мир» или «Так Бог решил»

Достоинства: экономия времени и сил; в некоторой степени правда; ответ, направленный на религиозное воспитание (если это цель).

Недостатки: для ребенка такой ответ - та же «пустышка», в зависимости от характера и упорства ответ либо не даст ребенку пищу для размышления, либо спровоцирует новые вопросы («Что такое мир / Бог / Вселенная?»)

Эти вопросы вы слышали от своих детей наверняка:
- Почему небо голубое?
- Почему травка зеленая?
- Почему солнце не падает?
- Почему самолеты летают, а крыльями не машут?

Ответ «по науке»

Пример: «Солнце не падает на Землю, потому что находится на расстоянии 149 600 000 километров от Земли, весит в 332 940 раз больше Земли, и гравитационное поле Земли не способно притянуть к себе Солнце».

Достоинства: весьма познавательный и подробный ответ.

Недостатки: ребенок едва ли его поймет - в этом случае невелик шанс на додумывание и домысливание; такой ответ «гасит» детскую любознательность.

Вердикт: условно плохой ответ.

Ответ-«сказочка»

Пример: «Солнце не падает, потому что на самом деле оно - ярко светящийся волшебник, летающий по небу».

Достоинства: любая выдумка - универсальный ответ, когда нет времени или желания разобраться в вопросе.

Вердикт: плохой ответ.

Ответ с вариациями

Пример: «Некоторые думают так [пояснение], а некоторые иначе [пояснение]».

Достоинства: предлагая несколько вариантов ответов, мы расширяем кругозор ребенка, поощряем его размышлять.

Недостатки: а кто же прав?

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, при наличии вашего собственного аргументированного мнения).

Ответ-вопрос

Пример: «А сам ты как думаешь?»

Достоинства: развитие логики, аналитических способностей, речевых навыков ребенка; дает время «погуглить» и найти ответ, не потеряв «лицо».

Недостатки: иногда вариантов ответа у ребенка просто нет - уж слишком сложный или абстрактный вопрос; провоцирует волну новых вопросов.

Вердикт: хороший ответ - при различных условиях (например, если мы готовы продолжать разговор, обсуждать, дискутировать)

* Хороший ответ - тот, в котором вы ответите доходчиво, понятно и по существу, а не уйдете от темы или блеснете знаниями.

Ответы о вопросах

Некоторые детские вопросы могут казаться бессмысленными, но если они настойчиво повторяются по несколько раз - это просьба о помощи, указание на внутреннюю тревогу малыша. Придется расшифровать закодированные послания и предложить помощь. Иногда для этого нужно просто отвлечься от дел и «докопаться» до причины вопроса либо выяснить его истинный смысл.

Некоторые вопросы дети задают, заведомо зная ответы. Зачастую это просьба подтвердить, что мир стоит на месте, а представления ребенка о нем еще актуальны. Если же повторяющиеся вопросы приобретают раздражающий характер, вроде «Мама, а тебе 20 лет было? А 22 года было? А 80 лет?», то подобные вопросы - указание на то, что ребенок просит обратить на него внимание, пообщаться, поговорить с ним (и совсем необязательно о возрасте или ваших «приключениях» в 20 лет).

Некоторые детские вопросы могут смущать, так как касаются секса и продолжения рода (классика) или общественного порядка, поведения других людей (суровая реальность).

Почему дедушка курит, если это вредно?

Почему нельзя писать в парке?

Почему нельзя ругаться матом, но папа иногда так делает?

Почему обзываться плохо?

Почему я не должен обсуждать чужих людей вслух?

Почему у Васи много игрушек, а у меня мало?

Почему у тети усы? (естественно, в присутствии тети - и громко)…

Эти вопросы не менее важные, чем привычные нам вопросы об устройстве окружающего мира. Они отражают ситуацию, переживаемую в данный момент ребенком, указывают на внутренний конфликт. Поэтому вдумчиво отвечайте, чтобы не внушить ребенку представления, за которые позднее сами будете его критиковать.

Кстати, отвечать слишком подробно или даже заранее пытаться предугадать вопросы - вредно для детского развития. По мнению психологов, это губит любознательность, и доказательством служит то, что в школах, где дети в обязательном порядке узнают что-то, им не очень интересное, они задают гораздо меньше вопросов (в разы!), чем дома в раннем возрасте.

Как отвечать, если не знаешь ответ?

Разбираться вместе - или признаться, что не знаешь ответ, и пообещать, что выяснишь его, а потом действительно выяснить и рассказать. Достоинства такого подхода:

  • ребенок осознает, что нет универсальных знаний, но есть возможность их добыть (на детском языке это может звучать как «я тоже могу стать умным, как все взрослые»);
  • ребенок познакомится со способами добычи знаний;
  • у ребенка возрастет доверие к вам, ведь вы честно признаетесь в своих недостатках (незнание ответов на «суперважные» вопросы вроде «Почему травка зеленая?» - это определенно недостаток), а потом стремитесь их исправить.

Искать и не сдаваться

Расскажем о способах «добыть» ответы на каверзные детские вопросы.

1) Поисковые системы - их алгоритмы поиска постоянно совершенствуются, так что при большом желании можно найти в них ответ на любой детский вопрос; «продвинутые» варианты поиска с использованием команд-операторов вам в помощь.

2) «Глупые часто задаваемые вопросы» (sfaq.ru) - теоретически сайт для взрослых, но многие вопросы могут прозвучать и от детей, например «Сколько весит миллион долларов?», «Если кошка перебежала дорогу, а потом перебежала в обратную сторону - это отменяет примету или подкрепляет ее?», «Почему у лошади одна пара коленей назад, а другая - вперед?» и т.д.

3) «Взрослые» сервисы вопросов - ответов: русскоязычные TheQuestion (thequestion.ru), Askee - вопросы и ответы (askee.ru), Генон - удобный поиск ответов на вопросы (genon.ru) и англоязычная Quora (quora.com). Их достоинство - в основательности ответов и в том, что отвечают зачастую эксперты (либо ссылаются на достоверные источники). Сюда же можно отнести ЗнайКак.ру - ответы на все вопросы Как? (znaikak.ru) - сервис специализируется на тех вопросах, которые начинаются со слова «как».

4) «Детские» сайты ответов на вопросы:

  • проект «Карманный ученый» (pgbooks.ru/life_with_kids/researcher/) - ответы придется искать внутри выпусков, зато вы сэкономите время на их интересную формулировку и подачу;
  • Email науки - вопросы детей, на которые вы не смогли ответить (elementy.ru/email) - здесь можно задать «каверзный» вопрос создателям сайта по электронной почте или найти ответы на уже заданные вопросы;
  • 100 тысяч почему - ответы на детские вопросы (allforchildren.ru/why) - вопросы рассортированы по вопросительным словам, что упрощает поиск;
  • ПочемуЧка (pochemu4ka.ru/index/pochemuchka_otvety_na_voprosy/0-576) - ответы на вопросы можно найти и по списку, и в рубриках.

5) Ответы на некоторые вопросы вы найдете

Фото - фотобанк Лори