Учебные заведения закрытого типа для мальчиков. Закрытые спецшколы для трудных подростков: пансионат или тюрьма

Ярославские следователи продолжают работать над делом об издевательствах над школьницей. Девочку мучили 16 человек. Двое уже получили наказания – на год они отправятся в спецшколы закрытого типа. Та, которой исполнилось 16 лет, пойдет под суд. Остальные пока ждут своей участи. Но следователи настроены решительно: они хотят добиться справедливого наказания для остальных участников дела и отправить всех виновных в спецучреждения.

А что из себя представляют эти закрытые спецшколы? Это тюрьма для малолетних преступников, реабилитационный центр? А может, и вовсе пансионат, где нашкодившие детишки обучаются уму-разуму и по несколько раз в день рассказывают психологам о своих проблемах? И отличается ли чем-то специфика обучения в спецшколах от обычных учебных заведений?

Нельзя выходить за забор

– Различие в том, что дети в спецучреждениях ограничены в передвижениях. То есть выходить во двор школы они могут, а вот за территорию – уже нет. Туда ребята попадают по решению суда. Они там и живут, и учатся. Двое этих ребят поедут туда на год. Потом специальная комиссия после наблюдения за ними и беседы с педагогами решит, можно ли детям вернуться назад в свои школы, – рассказала начальник отдела по делам несовершеннолетних в Ярославской области Светлана Морозова.

Комната для свиданий с родителями

В департаменте образования уточняют: даже для родителей выделяют специальные дни, когда можно будет приехать повидать своего ребенка. Для этого отводят специальную комнату для свиданий. Ну чем не тюрьма? Пока еще не тюрьма, но последняя ступень перед воспитательной колонией.

Учеба и труд

– Дети учатся по специальным учебным планам с уклоном на трудовое воспитание. К каждому ребенку ищут индивидуальный подход. Также идет усиленная работа педагогов-психологов. После учебы в таких местах дети, если все нормально, возвращаются в свои школы, заканчивают их, могут поступить в вузы. То есть никаких препятствий для дальнейшего получения образования нет. И вроде бы нельзя сказать, что это пятно на всю жизнь. Но, конечно, поскольку именно суд направляет детей в спецшколы, в личном деле есть об этом запись, – пояснили в департаменте образования.

Воспоминания бывших воспитанников

Кстати, в Ярославской области закрытых спецшкол нет. Раньше такая школа была в Тутаевском районе. Сначала в ней учились только девочки, с 1994 года – мальчики. Что интересно, воспитанники и выпускники школы отзываются о ней очень тепло.

– Летом в школе был просто пионерский лагерь. Мы ходили на костер всей школой, пекли картошку, пели песни. Было классно, – вспоминает воспитанница школы Наталья Чистякова.

– Как ни крути, а хорошие были времена. Потому что это было детство. И потому что слаще морковки мы ничего не видели… – говорит еще одна бывшая ученица Красноборской школы Ольга Виноградова.

– Тогда казалось, что нас лишили свободы, детства. А на самом деле нам его дали. Помню, когда я уезжала, меня от забора оторвать не могли, так было страшно ехать домой в неизвестность, – вспоминает Наталья Михайлова.

Ярославские школьницы поедут в другие регионы

В конце 2011 года школа и вовсе закрылась и стала пристанищем для мигрантов, ждущих депортации на родину. А это значит, что две ярославские школьницы отправятся на год в другие регионы.

Напомним, 16 августа в Сети появилось ужасное видео, на котором школьники издеваются над сверстницей : заставляют есть грязь и танцевать голой. В этом деле разбираются ярославские следователи, сотрудники по делам несовершеннолетних и уполномоченный по правам ребенка. Ярославцы не остались в стороне от этой истории. Стало известно, что несколько десятков человек учинили расправу над одной из школьниц , избивавшей девочку. А еще двое школьников


Здравствуйте. Хочу поместить мальчишек с девиантным поведением. Кто может в этом помочь?

Как устроить трудного ребёнка в кадетский корпус или Суворовское училище? Подскажите, пожалуйста, нужна СРОЧНАЯ помощь! Ситуация такая, у подруги ребёнок (12 лет), после воспитания отцом, совершенно не управляем и физически опасен для семьи. Врёт, ворует, обижает физически изподтишка немощных стариков, поджигает дом. Короче, забрав ребёнка от отца, не знают как спасти и его, и себя. Вопрос - куда обратиться за помощью в таком вопросе, можно ли устроить ребёнка в кадетский корпус или Суворовское...

В каком городе находится ваше учреждение и, что нужно, чтоб к вам определить ребёнка 12 лет и как с вами связаться? Тел.: 89530902408. Абинский район, пос. Ахтырский.

Здравствуйте. У нас вот какая ситуация. Много лет назад мои родители взяли мальчика из детского дома, ему было 2.6 годика, в 3 года он переболел менингитом. Перед школой мы узнали, что эта болезнь дала осложнение на зрение и слух. Мы его устроили в школу для слабовидящих. Сейчас ему уже 13 лет. Ребёнок не управляемый, делает, что ему вздумается, с папой и мачехой лезет в драку, совершенно никого не слушает. В школе все жалуются. Сейчас учится в 5 классе, но даже не знает алфавита и цифры от 10...

Моему сыну 16 лет, из школы попросили уйти в 9 классе, поступил в училище и тоже не ходит. Пропадает целыми днями, не говорит, где и с кем. Начинаешь разговор, а он кричит, посылает. Помогите, пожалуйста, боюсь потерять ребенка, но не могу ничего сделать. Тел.: +79787483153.

Я очень люблю своего сына, совершила много ошибок в воспитании, ребенок вырос эгоистичный, любящий только себя. Я виновата, не смогла воспитать в нем никаких человеческих качеств. Мы состоим на учете, токсикоманит, пьет, не ночует дома. Я не могу вырвать его из лап дурной компании, живу, как в аду, вечный страх потерять его. Психологи просят отпустить его, но как? В милиции говорят о школе закрытого типа, что там? Помогите!

Помогите, пожалуйста! У меня пропадает сестра, ей 15 лет, в январе 16. Она учиться совсем не хочет, дома может неделями не появляться, мне просто маму жалко, она ей все нервы вымотала.

Какие нужно документы, чтобы к вам попасть. Наталья, тел.: 89851502263.

Подростковая пора наступает, когда ребенок переступает границу десяти-одиннадцати лет, и продолжается до 15-16 лет. Ребенок в этом периоде начинает воспринимать мир как взрослый, моделировать поведение старших, самостоятельно делать выводы. У ребенка появляется личное мнение, он ищет свое место в обществе. Усиливается интерес и ко внутреннему миру. Подросток умеет сам ставить цели и достигать их.

Кроме психологических изменений, в указанный период времени происходят физиологические изменения: появляются вторичные половые признаки, меняется гормональный фон и так далее.

Подростковые проблемы

Проблемы возникают у подростков по различным причинам. Но в основу можно положить следующие внутренние конфликты:

  1. Желание стать взрослым, при отрицании ценностных ориентиров, по которым живут взрослые.
  2. Ощущение себя в центре Вселенной и неприятие этого со стороны окружающих.
  3. Половое созревание и страх перед новым Я.
  4. Влечение к подросткам противоположного пола и неумение построить со сверстниками отношения.

В итоге подростку тяжело справиться с новыми бурными эмоциями, и родители должны быть всегда готовы вовремя поддержать ребенка или дать совет. Если же в подростковом периоде на него, помимо трудностей с изменением организма, наваливаются и другие, например, низкая культура родителей, алкоголизм в семье, занятость родителей своими делами или работой, то такая личность может попасть в категорию "трудных". Для таких есть школы-интернаты для трудных подростков.

Как строится учебный процесс в интернатах?

Обычно в специальных школах-интернатах для трудных подростков оказываются дети с большими проблемами в обучении или те, кто не в первый раз нарушил закон. Справиться с особыми следовательно, в этих учебных учреждениях осуществляют свою деятельность педагоги с большим опытом, дефектологи и психологи.

Часто в штате педагогических работников есть и люди с медицинским образованием. Железная дисциплина - основа воспитания в интернате для трудных подростков. Основная цель - вернуть ребенка к нормальным мировосприятию и жизни.

Сначала у воспитанников проверяют уровень знаний и интеллектуальные способности. Проверка проходит в виде тестирования. Если по его итогам выявлено отставание в развитии, юноше или девушке могут преподавать даже программу начальных классов.

В основе поведения трудных подростков - нарушения психологического развития, так что учащиеся из интерната для трудных детей постоянно общаются с психологом. Такие беседы проходят индивидуальным образом. По итогам специалист старается найти основу - причину такого поведения воспитанника.

В интернате для трудных подростков все дети постоянно находятся под контролем преподавателя, а в субботу и воскресенье они имеют право отправиться к родителям, хотя некоторые остаются и на выходные.

Закрытые и открытые школы-интернаты

Названные заведения бывают открытого и закрытого типа. Первые из них похожи на кадетские корпуса или суворовские училища. Тут есть дисциплина и распорядок дня, но дети учатся по стандартной школьной программе (конечно, с поправкой на умственные способности), а на выходные могут ездить к родителям. В закрытых же интернатах все намного серьезнее - есть и КПП, и хождение строем, и регулярные занятия с психологом. Некоторые воспитанники в таких учреждениях не попадают домой на выходные, но родители могут навещать их на территории интерната.

Основания отправить подростка в интернат для трудных детей

Основания, чтобы в спецшколу следующие:

  • совершение преступления, если возраст не соответствует наступлению уголовной ответственности;
  • возраст соответствует уголовной ответственности, но ребенок отстает в психическом развитии;
  • подросток осужден по статьям, предусматривающим преступление средней тяжести, но освобожден от наказания по соответствующим статьям Уголовного кодекса Российской Федерации.

Комиссия по делам несовершеннолетних ходатайствует в суде о направлении нарушителя в специальную школу-интернат для трудных подростков. Перед рассмотрением дела в суде несовершеннолетнему проводят медицинский осмотр и направляют к психиатру. Если родители не соглашаются на данные меры, все процедуры проводятся по решению суда.

Центры временного содержания

До заседания суда ребенка могут направить на срок до 30 суток в центр временного содержания. Это происходит в случаях:

  • когда должна быть обеспечена защита жизни или здоровья подростка;
  • нужно предупредить повторное общественно опасное деяние;
  • если ребенку негде жить;
  • нарушитель уклоняется от явки в суд или не проходит медицинское освидетельствование.

Интернаты в Санкт-Петербурге и Москве

Наиболее известное учреждение-интернат для трудных подростков (Спб) - школа №1 закрытого типа. Заведение ведет свою историю еще с 1965 года. Находится оно на улице Аккуратова в доме под номером 11. Это закрытый интернат для трудных подростков, и значит, что дети поступают сюда по решению суда. Тут железная дисциплина, передвижение по периметру и контрольно-пропускные пункты на входе.

Есть школа-интернат для трудных подростков в Москве. Расположено заведение №9 по улице Жигуленкова Бориса в доме 15, строение 1. В отличие от питерского, этот интернат открытого типа. Сюда дети с девиантным поведением могут попасть и по решению родителей или рекомендации специальной комиссии. Правила тут не такие жесткие, как в учреждениях закрытого типа.

Поддаются ли перевоспитанию трудные подростки?

Нужно сказать, что проблемы у каждого трудного подростка разные. Бывает, нужен всего один месяц, чтобы научить ребенка отвечать за свои поступки, а бывает, что подростку потребуется полгода для адаптации. Многое зависит от того, какие психологические проблемы испытывает на данный момент юноша или девушка.

Сейчас преподаватели спорят о том, дает ли результаты работа в интернатах для трудных подростков. На данный момент около семидесяти процентов учащихся таких учреждений значительно улучшают знания по школьным предметам. Кроме того, в таких учреждениях воспитанники не только учатся, но и находятся все остальное время. Таким образом, проблемные дети создают новый и успешнее социализируются в обществе.

На что обратить внимание родителям трудных подростков?

В отстаивают свою независимость. Это явление влияет на ребенка, и кажется, что он ведет себя странно и непредсказуемо. Как бы там ни было, такое состояние считается абсолютно нормальным и характеризует переходный возраст.

Родители трудных детей часто сталкиваются и с другими испытаниями. У юноши или девушки появляются эмоциональные и психологические проблемы, трудности в учебе. Проблемный подросток часто совершает противоправные поступки, неоправданно рискованные действия. Может появиться депрессия, тревога.

Существуют знаки, показывающие, что ваш ребенок является трудным. Они перечислены ниже:

  1. Изменение внешности. Неоправданный набор веса или его потеря, причинение вреда самому себе.
  2. Частые ссоры, драки, жалобы.
  3. Плохая успеваемость, нарушения сна, депрессия, мысли о самоубийстве.
  4. Употребление наркотических средств, алкоголя.
  5. Резкая перемена круга общения, отказ соблюдать определенные правила, ложь и так далее.

Наличие проблем у подростка - первый сигнал о том, что нужно наладить с ним контакт. Ваш сын или дочь должны чувствовать поддержку, понимать, что родители его любят и принимают в любом случае. 
Важно найти общие темы для разговоров, поощрять занятия спортом, ограничить просмотр телевизора и занятия за компьютером. Давайте ребенку советы, выслушивайте его, не проявляйте агрессии. Если не справились, обратитесь за помощью к специалистам.

В Москве есть Хогвартс, и он находится в ведомстве Минобороны РФ. Все начинается, как правило, в десять лет с неожиданного письма. Попасть сюда можно только благодаря происхождению, об этой школе почти никто не знает, а преподают здесь, как считается, лучшие учителя.

«В один прекрасный день в феврале 2008 года папа вернулся с работы и говорит: «Телеграмма сегодня пришла». Интернета у нас еще толком не было, - выпускница Таня, восемь лет назад жившая с семьей в военном городке на Дальнем Востоке, тараторит, отработанным жестом перекидывая длинные волосы с плеча на плечо и размешивая кофе с маршмеллоу. - Сообщалось, что в Москве открывают кадетский корпус для девочек. Первый набор - 180 человек, критерии очень жесткие: средний балл не ниже 4,7, здоровье идеальное, девочки только из глубинки, отцы офицеры, герои России или воевали в Чечне. Папа спрашивает: «Ты хочешь? Если пройдешь, получишь путевку в жизнь, потому что это Москва.»» У Тани большие глаза, тонкие запястья с браслетами и подвижная мимика - когда она хмурится, ее лоб трогательно сворачивается в подобие перевернутой запятой. В свои двадцать два она одновременно учится в магистратуре, работает администратором в салоне красоты и держит любительское пиар-агентство: вместе с друзьями-визажистами и фотографами устраивает съемки, на которых сама выступает и моделью.

Таня - одна из первых выпускниц Пансиона воспитанниц Минобороны. Закрытую школу для девочек основали восемь лет назад, учатся в ней восемь с половиной сотен человек со всей России. Поступив в пятый класс, девочки проводят в пансионе семь лет. Здесь как в монастыре - выйти в город можно лишь организованной экскурсией с воспитателями, раз в месяц по увольнительной или отправляясь на каникулы домой. «Я из семьи военных, столько раз переезжала: только ты освоился, нашел новых друзей, папа приходит и говорит: «Нас переводят», мы собираем вещи за сутки и уезжаем в другой город. Думала, проблемы не будет. Но это самое жесткое, что было в моей жизни» , - говорит Таня.

КВН

Хогвартс Министерства обороны находится за глухим кирпичным забором на территории между Динамо и Беговой. Внутри корпуса желтого цвета, беседки, образцовые газоны и фонтан. Объявление на контрольно-пропускном пункте запрещает вносить на территорию ноутбуки. Между корпусами курсируют группками одинаково одетые девочки разных возрастов.«Здравствуйте! - говорят они. - Здравствуйте! - Здравствуйте! - Здравствуйте!» Правила пансиона предписывают каждой воспитаннице в обязательном порядке приветствовать любого проходящего мимо взрослого, поэтому за пять минут дороги от КПП до актового зала я успеваю произнести ответное «Здравствуйте» несколько десятков раз. Впрочем, посторонних взрослых здесь, судя по всему, бывает мало: за забор не пускают ни родителей, ни друзей.

Учащиеся Московского кадетского корпуса на территории Пансиона воспитанниц Министерства обороны Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Журналистам необходимо аккредитовываться в Министерстве обороны. Формальное основание в моем случае - отборочный тур кадетского КВН: в пансион к воспитанницам приехали суворовцы из Москвы, Твери и Казани, а также студенты Московского военно-музыкального училища . Все, разумеется, мальчики.

«Чем мы выгодно отличаемся от остальных? Мы единственная команда, которая накрасилась сегодня, - шутят со сцены воспитанницы пансиона. - Ну, мы надеемся!»

Шутят участники преимущественно про сон, еду и палки для селфи. Периодически со сцены звучит непонятное слово «увал». Как объясняет мне в коридоре восьмиклассница Арина, это значит «увольнительная». Только если кадеты в «увалы» уходят каждое воскресенье, воспитанницы пансиона - раз в месяц. На проходной девочку должны встретить родители или доверенное лицо и спустя девять часов привести ее на то же место. После школы Арина хочет поступать в военный университет, а пока работает журналистом на школьном телеканале, не так давно она брала интервью у приезжавшего в пансион космонавта Леонова. Над Ариной нависает пресс-секретарь пансиона Таисия. Разговаривать с воспитанницами разрешается исключительно в ее присутствии. «За нарушение правила, - с кровожадной улыбкой предупреждает пресс-секретарь, - проблемы будут отнюдь не у нее, а у редакции».

А как ты проводишь увалы? - спрашиваю я у Арины.

Встречаюсь с родителями, и мы идем в какой-нибудь торговый центр.

Так! В какой еще торговый центр? Ни в коем случае этого нельзя писать. В музеи ходим, в театры, - шипит Таисия.

А что плохого в том, чтобы сходить в торговый центр? - спрашиваю я.

Не положено. Военное учреждение, все строго по регламенту. Они тут трусы по расписанию меняют, - совершенно не смущаясь присутствием Арины, доверительно сообщает мне Таисия, после чего в полном соответствии с фразой Вяземского о том, что суровость законов в России умеряется их неисполнением, вдруг бесследно исчезает, предоставляя мне полную свободу действий.

Впрочем, без надзирающего ока улыбки воспитанниц не становятся менее искренними, а рассказы - менее жизнерадостными. Да, поступить очень сложно: нужно сдавать русский, английский и математику и проходить собеседование с психологом. Да, обучение полностью бесплатно. Да, все выпускницы поступают в университет. Нет, ссор почти не бывает. Да, дисциплина жесткая, зато много кружков и учиться интересно. Наказание за проступки - лишение увольнения или отчисление, но ни одного такого случая девочки вспомнить не могут: «Поведение не страдает».


Занятия в Школе журналистики Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

А на стену в комнате можно повесить плакат?

Да, над столом есть специальная магнитная доска. Ну… Если это не первый этаж. У нас показательный корпус, и должно быть идеально чисто, потому что гости приезжают.

Устав

Распорядок дня в Пансионе воспитанниц Минобороны по рассказам его выпускниц строится так. Подъем, завтрак, после завтрака - построение, на котором проверяют внешний вид учениц. Краситься запрещено, распускать волосы или собирать их в хвостик тоже - предписывается носить косы. «Если проходит слух, что кто-то из начальников на построении, все кипишуют, особенно у кого маникюр, и сразу прячутся».

За все платит государство, начиная от ручек и тетрадок и заканчивая ноутбуками и авиабилетами домой два раза в год. В комнатах девочки живут парами, две комнаты - блок, в каждом блоке два туалета, ванная и отдельная гардеробная. Одеждой, начиная от колготок и спортивной формы и заканчивая пуховиками и бальными платьями, воспитанниц также обеспечивает пансион. Вещей много: на каждый день недели отдельный комплект. От бытовых забот воспитанницы полностью избавлены: мешки с грязной одеждой сдают в цокольный этаж и на следующий день к обеду получают чистыми.

когда девочки возвращаются с «увалов», их сумки на предмет запрещенки досматривают на КПП

Питание здоровое. «Чуть ли не главный диетолог страны приезжал и смотрел, что на тарелках остается, что мы едим, что не едим». Картошку дают в виде пюре по праздникам. Макарон «вообще никогда не бывало», вместо них - кабачки, баклажаны или тушеная капуста. Чипсы, сухарики, сгущенка, майонез запрещены: когда девочки возвращаются с «увалов», их сумки на предмет запрещенки досматривают на КПП.

После обеда - дополнительные занятия: на выбор предлагаются театральная студия, вокал, танцы, плавание, конный спорт, теннис, футбол, фигурное катание с экс-чемпионами мира и йога. Чуть ли не каждую неделю - выезды в музеи и театры плюс встречи с интересными людьми: за восемь лет работы пансиона здесь побывали знаменитости от Путина до Вики Газинской и Ксении Собчак (любимым гостем традиционно считается Сергей Шойгу).


Ученицы Пансиона в библиотеке Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

Мобильные телефоны девочки из младших классов получают вечером на пару часов - все остальное время техника находится у воспитателей. С десятого класса телефоны забирать перестают. Доступ к вай-фаю и социальным сетям после отбоя ограничивают.

Общение с противоположным полом также строго регламентировано: на совместные мероприятия вроде того же КВН в пансион привозят студентов военных училищ, и несколько раз в сезон проходят дискотеки. Кульминация общения выдержана в сказочно-романтическом духе: бал, для которого весь год разучиваются танцы. «Бальные платье получать прямо радость. Их целая комната, стоишь, как принцесса». Единственный способ пойти на свидание с мальчиком до выпуска из пансиона - сделать это во время увольнения (если разрешат родители или доверенный взрослый).

Единственный способ пойти на свидание с мальчиком до выпуска из пансиона - сделать это во время увольнения

По субботам на занятиях по политинформации назначенные преподавателем девочки кратко пересказывают новости за неделю. О патриотизме в пансионе говорят много, но на непременную военную карьеру выпускниц не настраивают - скорее говорят, что они «должны вырасти хорошими мамами, достойными женами и вообще образованными людьми». В последние годы в военные университеты отправились 10-15% девочек.

Реальность

Рассказы выпускниц о том, на какие ухищрения приходилось идти, чтобы преодолевать запреты, потянут на полноценную пьесу для Театра.Doc. Пьеса будет анонимной - большинство девочек до сих пор дорожат отношениями с учителями и воспитателями и регулярно приезжают в пансион.

1.«Твою одежду забрали, сладкого не хватает. Постоянно что-то требуется делать. Ты не можешь сесть и попросить: «Не трогайте меня, пожалуйста». Только ночью или пока в душе моешься. Но если долго была в ванной - это уже объяснительная. Объяснительные я писала за все. У меня была вот такая стопка. Надела свои туфли - объяснительная. После отбоя бесилась - объяснительная. Смотрели кино ночью - объяснительная. Мы уже прикалывались: у кого больше наберется. Даже если в увольнение ты надела юбку короткую, тебе непременно скажут: «Ты же воспитанница, как ты можешь!»»

2. «Дискотеки бывали редко. Конечно, мы готовились, старались как-то незаметно накраситься - на дискотеке ведь тоже нельзя. На улице светло, музыка разная, в общем, специфическое зрелище. Бывало так, что на все десятые классы - у нас цикл был 100 человек - привезут пятнадцать несчастных кадетов. Худых, маленьких. Не очень-то было здорово. Я лично общение с кадетами не приветствовала: мне казалось, что отношения обречены, нет смысла раз в месяц видеться. К тому же, они живут в казарме по двадцать человек, все подробности обсуждают, делятся. Но многих это не смущало, как только мальчик появляется: «Ой, скорее надо общаться». Романы, звонки, смски, только отбой начинается, сразу жизнь. Приезжали на КПП, кто цветы, кто шоколадки передает. Кто-то на дискотеках умудрялся даже целоваться, но за этим следили строго, и на построении все потом разбиралось. Еще был случай: суворовец подошел в свое увольнение к пансиону, позвонил снизу, девочка выглянула в окно, из-за этого подняли такой шум!»


Тренировка по мини-футболу Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

3. «Выходишь с подружками в увольнение в воскресенье, все в одинаковой одежде. В метро на нас все смотрят, перешептываются: «Интернат? Не интернат?» Взгляды косые, это ущемляет. Сейчас-то все ларьки снесли, а раньше был ларечек на ларечке возле метро. И мне пришла в голову мысль: почему бы не познакомиться в каком-нибудь ларечке с девушкой, переодеваться где-нибудь в кустах в свою одежду, оставлять ей вещи и спокойно идти гулять, как свободный человек? Так было страшно в первый раз! Подходим к девушке, она овощи-фрукты продавала возле Беговой, Мариной звали. Говорим: «Мы из пансиона» - «Да, частенько вижу вас, одинаковы». - «Можем мы у вас оставить куртки, а вечером забрать?» Она сначала: «Как так?» - «Ну вот так, по тихой. Главное, спрячьте, чтобы никто не забрал, а то вещи государственные, нас за них порешают». В общем, Марина стала своим человеком, у нее каждое воскресенье лежали пакеты с синими куртками, все подписанные. Мы ей и конфеты, и шоколадки несли в благодарность».

4. «Из увольнения все тащили запрещенную еду - и в сапоги прятали, и потайные карманы вшивали. Фантазия работала в этом плане. Когда нам говорили, что проверяют спальные корпуса, - а их досматривают полностью, одежду в шкафах перебирают, - уносили в портфелях с собой на уроки, чтобы, не дай Бог, не нашли. Под конец месяца запасы кончались. Самое обидное, когда кто-то заболеет ветрянкой, например, карантин начнется, и три месяца кряду можно просидеть в пансионе, не выходя. Но ничего, сидишь, терпишь. Каждая из нас понимала, что это непростое учебное заведение, мы особенные, раз ты здесь учишься, это твой выбор».

5. «В пансионе всегда мечтаешь: вот вечер, пойти бы погулять, завидуешь тем, кто на воле. А сейчас думаешь: как было хорошо, тебя и накормят, и оденут, а теперь приходится самой все. Что самое непривычное было при выходе из пансиона? Там нет таких унылых лиц, как в остальной Москве. Пансион - это отдельная страна, там всегда зеленая трава, светит солнышко, все доброжелательные. Обычно ты не увидишь грубости. А на улицах Москвы ее полно».

Элита России

«Я первые полгода звонила маме каждый день. С Хабаровском семь часов разницы, там три часа ночи, а я рыдаю: “заберите меня отсюда”», - своими переживаниями Таня делится с энтузиазмом, как человек, повествующий о давно и триумфально преодоленных испытаниях. Она откровеннее других выпускниц: отчасти в силу характера, отчасти потому, что выпустилась уже давно и успела уже закончить университет с красным дипломом.

Зачем все это нужно девочкам и их родителям?

Есть еще одно правило, о котором с порога предупреждает пресс-секретарь пансиона: расспрашивать воспитанниц о семьях нельзя. Слишком велик риск задеть за живое: школа в первую очередь рассчитана на дочерей военных из дальних гарнизонов и тех, чьи отцы погибли в военных конфликтах последних лет. О том, что пансион - единственный доступный социальный лифт, девочкам доходчиво объясняют еще на зачислении: «Вы станете элитой России и с этим званием будете идти всю жизнь» - а затем повторяют так много раз, что девочки и сами начинают в это верить. Ограничения свободы внутри этой логики оказываются необходимым условием и символом собственной исключительности. Пансионом гордится каждая, и в речи каждой рано или поздно промелькнут слова «элита», «уникальное место», «редкий шанс». Одним словом, все тот же Хогвартс - только специфический, по-московски.


Подготовка к занятиям в общежитии Фото: Михаил Джапаридзе/ТАСС

«Когда я выпустилась из пансиона, я столкнулась с тем, что у меня закончились пары в три часа дня, и я не понимаю: что мне делать? - Продолжает Таня. - Раньше день был всегда расписан. Сначала я пыталась воспринимать это как отдых, а потом поняла, что нужно организовать какую-то движуху. Тебе уже скучно жить, тебе нужно постоянно где-то быть, развиваться, у меня не одна работа, а две, и еще я в магистратуре учусь. И реально Москва слезам не верит: никто тебя не пожалеет, по головке не погладит, я сама научилась этому московскому антисочувствию… Люди, которые тебя тормозят, - от них надо отказываться, а к людям, у которых можно учиться, наоборот, стремиться. В том же Хабаровске у меня осталось только две подруги, зато обе с активной жизненной позицией: одна купила машину, права получила, другая закончила курсы визажа, фору в Москве многим даст. Когда я приезжаю в свой город, вижу, что люди там помягче, у них размеренная жизнь, они добрее. Я не такая. Я думаю так - ну что она ноет, она может пойти и сделать все сама: выучиться, заработать. Я благодаря пансиону была во всех музеях, видела все спектакли, могу поддержать разговор о театре, видела Путина, когда он в пансион приезжал, Сердюкову вопрос задавала лично. Да даже банально знаю, как вилку держать, и каким ножом что есть. Почему я смогла, а ты не можешь?»

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов - и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей - это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь

Реализуя цели и задачи кадетского образования, мы пытаемся не растерять основные женские качества воспитанниц. С этой целью была разработана концепция воспитания в кадетской школе - интернате для девочек, реализация которой проходит по трём программам.

1. Программа гражданского и военно-патриотического воспитания.

Главное внимание в воспитании кадетов уделяется военно-патриоти-ческому направлению. Принятие Торжественной клятвы кадета проходит в Центральном музее ВОВ на Поклонной горе.

Воспитанницы встречаются на уроках мужества с ветеранами ВОВ, героями России, воинами-интернационалистами, посетили священные места нашей Родины города-герои Санкт-Петербург, Волгоград, Курск, Белгород.

Воспитанницы показали отличную строевую выучку при торжест-венном прохождении по Красной площади 7-го ноября 2006 года, посвященном юбилейному параду 7-го ноября 1941 года.

Традиционными стали такие акции:

  • концерты и адресная помощь ветеранам Великой Отечественной войны,
  • воинам - ветеранам и инвалидам, получивших ранения в зонах военных конфликтов;
  • «Вахта Памяти»;
  • приглашение ветеранов всех войн на праздник «День Победы».

Воспитанницы кадетской школы-интерната «МПГВ» активные участницы патриотических мероприятий,проводимых органами государственной власти, общественности и ветеранскими организациями, лауреаты фестивалей военно-патриотической песни 2004-2007 годов, призеры спортивных соревнований, посвященных Дню Защитника Отечества.

Для обеспечения качественного проведения практических полевых занятий по основам военной службы воспитанницы ежегодно выезжают в кадетский оздоровительно - образовательный лагерь «Патриот, где на практике познают строевую и огневую подготовку.

Для углубления представления воспитанниц об основах военной службы, о воинской дисциплине и организации введён курс «Строевая подготовка».

2. Программа формирования интеллектуально, нравственно, культурно и духовно развитой личности.

Для выражения музыкальных и творческих способностей, в целях привития интереса к музыкальному искусству, для дальнейшего развития духовности как качества личности введены следующие кружковые занятия:

«Вокал» и «Хоровое пение» формируют первичные навыки исполнения вокальных произведений, а также вос-питывают чувство кол-лективизма и ответственности, учат взаимодействию в сов-местном творчестве.

«Фортепиано» развивает музыкальный вкус, умение слушать и восприни-мать классическую фортепианную и симфоническую музыку, воспитывают любовь к народной музыке, творчеству русских композиторов-классиков, советских компо-зиторов, лучших представителей зарубежной музыки.

Для развития у детей координации движений,пластичности тела, выносливости, ловкости,музыкальности, ритмичности, чувства уверенности в себе, приобщения к мировой культуре, формирования эстетических иде-алов на основе овладения искусством хореографии введены кружки:

  • «Народный танец»;
  • «Эстрадный танец»;
  • «Исторические бальные танцы» .

Занятия в театральном кружке развивают индивидуальные творческие способности воспитанниц, развивают навыки диалогической и монологической речи, расширяют их знания в области литературы.

Танцевальное искусство учит человека красоте. Причём, это не только красота движений, но и красота внешнего облика, важным элементом которого (особенно для женщины) является причёска. Цели овладения первичными навыками искусства создания прически служит кружок «Лукавый локон».

Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразна область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человечества. Знакомство детей с тремя формами художественной деятельности: изобразительной, декоративной и конструктивной - основная цель работы прикладного направления дополнительного образования, в сфере которого работают кружки:

  • «Изобразительное искусство»;
  • «Юный садовод»;
  • «Пресс-центр».

Для укрепления здоровья, развития двигательного и интеллектуального потенциала, повышения уровня физических и психологических качеств занимающихся в соответствии с их возрастными возможностями введены кружки следующие кружки спортивного направления:

  • «Единоборства»;
  • «Фехтование»;
  • «Волейбол»;
  • «Теннис»;
  • «Лёгкая атлетика»;
  • «Лыжи»,
  • «Плавание».

Включённые в план дополнительного образования направления позволяют реализовать следующие задачи:

Компенсировать отсутствие в базисном плане тех или иных учебных курсов. При минимальном количестве часов на предмет в базисном плане усилить этот предмет часами дополнительного образования.

Создать "ситуацию успеха" в самореализации и самоопределения каждой воспитанницы на основе традиций кадетского женского движения с учетом современных требований времени.

3. Программа дополнительного образования, включающих в себя развитие творческих индивидуальных способностей воспитанниц и кадетскую составляющую: строевую подготовку и основы медицинских знаний.

В эту же программу включены кружки, в которых девочки приобретают навыки «умелой хозяйки» и познают основы семейных отношений.
Общеобразовательная программа среднего полного общего образования обеспечивает дополнительную углубленную подготовку воспитанниц по предметам общеобразовательного и кадетского профиля.

Для усиления базовых знаний учащихся включены следующие кружковые занятия:
«Информатика» расширяет представления уча-щихся о возможностях использования современного компьютера.

«Моя Москва» погружает ребёнка в мир истории родного края, увеличивая его знания о столице нашей Родины на протяжении много-вековой истории города.

«Психотехника общения» обучает навыкам взаимопонимания и общения со сверстницами, окружающими их людьми, социаль-ной адаптации в обществе.

Кружки «Литературная гостиная» и «Языкознание» усиливают предметную область «Филология » , позволяя развивать творческие способности воспитанниц.

Наши достижения

Воспитанницы кадетской школы-интерната № 9 принимают активное участие в окружных, городских и федеральных мероприятиях, конкурсах, фестивалях, выставках, где показывают высокие результаты:
  • Лауреаты XX городского фестиваля детского творчества «Надежда», 2009г;
  • Лауреаты XII городского фестиваля детского творчества «Юные таланты Московии», 2005-2009гг;
  • Лауреаты Всероссийского фестиваля «Юные таланты Отчизны» 2009год;
  • Лауреаты XI городского фестиваля «Экология», 2008г;
  • Лауреаты фестиваля «Одарённые дети». 2005-2009гг;
  • Победители торжественного прохождения по Красной площади, посвящённого историческому параду 1941 года 2005, 2006, 2007, 2008г.;
  • Призёры смотра-конкурса художественного творчества среди воспитанников кадетских школ и кадетских школ-интернатов города Москвы (живопись) 2006, 2007, 2008, 2009 года;
  • Призёры окружных и городских спортивных соревнований.

Условия приёма

В кадетскую школу-интернат №9 «МПГВ» в первоочередном порядке принимаются девочки, которые проживают на данной территории (административного округа и города Москвы) для обучения в 5-х классах , закончившие начальную школу на «4» и «5», годные по состоянию здоровья (1-2-я группа здоровья) и изъявившие желание обучаться в кадетской школе-интернате.

Документы принимаются только от законных представителей (родителей и опекунов) при предъявлении паспорта.

Родители (законные представители), желающие обучать своих детей в кадетском корпусе предоставляют документы:

1. Заявление установленного образца;

2. 3 фотографии (3х4см);

3. 3 копии свидетельства о рождении;

4. Копию личного дела из школы (заверенную директором);

5. Оценочный лист за последний год обучения, заверенный директором;

6. Характеристику, заверенную директором школы;

7. Копии паспортов обоих родителей (опекунов) 2шт;

8. Справка с места работы обоих родителей - 1 экземпляр;

9. Выписку из домовой книги или выписка из финансового- лицевого счёта;

10. Документ, подтверждающий социальное положение детей и родителей (законных представителей).


Медицинские документы:

11. Медицинскую карту (форма №026-У -2000, в которой указано годен к обучению в кадетской школе с подписью, круглой печатью главного врача с расшифровкой ФИО и треугольной печатью поликлиники)

Педиатр Офтальмолог Стоматолог

Отоларинголог Невропатолог Эндокринолог

Кардиолог