В статье раскрываются специфические особенности семей военнослужащих. Социальная психология семьи военнослужащего

Особое место в общей системе работы по психореабилитации занимает работа с семьями офицеров, прапорщиков, военнослужащих по контракту, участвовавших в боевых действиях. Эта работа должна быть начата еще до возвращения войск в пункты постоянной дислокации. Обстановка в семье, семейные отношения оказывают важнейшее влияние на психологическое состояние военнослужащих, особенно после возвращения их из района боевых действий. Семья, близкие люди становятся зачастую основным психореабилитирующими факторами при том условии, что они готовы взять на себя эту роль не только морально, но точки зрения необходимых знаний в вопросах психореабилитации.

Работа с семьями должна вестись непосредственно при выполнении частями служебно-боевых задач, когда поступающая информации из районов действий оперативно и своевременно в возможном объеме доводится до членов семей военнослужащих, широко пропагандируется успешное выполнение служебно-боевых задач, примеры мужества, решительности, добросовестного выполнения воинского долга. За несколько дней до возвращения военнослужащих из района служебно-боевой деятельности офицеры по работе с личным составом организуют работу с семьями возвращающихся военнослужащих по подготовке их к встрече своих мужей, отцов и т. д. В беседах с членами семей им выдаются следующие рекомендации:

постарайтесь оказать помощь своему мужу психологически вернуться в нормальную, привычную жизнь;

проявите внимание и терпение к проблемам мужа, которые неизбежно возникают после боевого стресса, к его психологическому дискомфорту, к повышенной раздражительности, возможному длительному

депрессивному состоянию и т. п. Это временные явления, помогите ему с ними справиться;

необходимо учитывать, что за время разлуки, связанной с выполнением мужем служебно-боевых задач вы оба несколько изменились. Необходимо какое-то время, чтобы опять привыкнуть друг к другу. Возвращение мужа к привычной совместной жизни может протекать не без осложнений. Проявите понимание и терпение;

особое внимание необходимо уделить детям. Важно чтобы при восстановлении ваших привычных отношений с мужем они не оказались без должного внимания и заботы;

создайте благоприятную интимную обстановку. Дайте понять партнеру, что вы в нем нуждаетесь и что пойдете ему навстречу;

не поощряйте употребление мужем алкоголя. Постарайтесь тактично дать ему понять, что это весьма пагубно для него, ваших отношений целом для семьи.

Мероприятия общей психореабилитационной работы проводятся всеми органами военного управления, в большей степени структурами по работе с личным составом в комплексе со специальными мероприятиями психологической и медицинской реабилитации, проводимыми подготовленными психологами и медицинскими работниками. Учитывая опыт служебно-боевой деятельности войск на территории Чеченской Республики и других регионах, эта работа выходит на одно из самых приоритетных мест в общей системе морально-психологического обеспечения войск.

УПРАВЛЕНИЕ ПО РАБОТЕ С ЛИЧНЫМ СОСТАВОМ ГУК ВВ МВД РОССИИ.

1. ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ И ЧЛЕНЫ ИХ СЕМЕЙ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

1.1 Социально-правовой статус военнослужащих и членов их семей

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы международного права и международные договоры Российской Федерации /9, ст.4/.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужащим и имеет правовое положение, определяемое законом. Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах РФ, других войсках (пограничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска Российской Федерации; войска гражданской обороны), органах внешней разведки и федеральных органах государственной безопасности (Закон Российской Федерации /10, разд. VI, ст. 35/.

Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в соответствии с законодательством могут также содействовать общественные объединения. Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах, гарантированных #M12291 9004937КРФК КРФ и Законом о статусе военнослужащих /9, ч. 3/. Должностные лица органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, командиры (начальники), виновные в неисполнении обязанностей по реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Военнослужащие находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в служебную деятельность военнослужащих, кроме лиц, уполномоченных на то законодательством. Оскорбление военнослужащих, насилие и угроза применения насилия, посягательство на их жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия, нарушающие и ущемляющие их права в связи с исполнением обязанностей военной службы, признаются отягчающими обстоятельствами при определении ответственности и назначении наказания.

Жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, при прочих равных условиях имеют преимущественное право поступления на работу на государственные (муниципальные) предприятия, в государственные (муниципальные) учреждения и организации и на оставление на работе на государственных (муниципальных) предприятиях, в государственных (муниципальных) учреждениях и организациях при сокращении численности штата работников, а также на первоочередное направление для профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки с отрывом от производства с выплатой в период обучения стипендии в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Конституцией РФ (п. 2 ст. 59) предусмотрено, что гражданин РФ несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Согласно преамбуле Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей. В соответствии с п. 1 ст. 13 данного Закона военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, добросовестно исполняющим обязанности военной службы, по итогам календарного (учебного) года по решению командира воинской части может быть выплачено единовременное денежное вознаграждение в размере, установленном Правительством Российской Федерации, но не менее трех окладов денежного содержания /17, с.1/

Можно сказать, что военнослужащие и члены их семей в РФ обеспечиваются правовой и социальной защитой и поддержкой государства и государственных социальных институтов надежно. Возникает вопрос – почему же тогда на деле такое обеспечение наблюдается на самом минимальном уровне, и благосостояние данной категории населения оставляет желать лучшего?

1.2 Основные социальные проблемы военнослужащих и членов их семей

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия /18, с. 354 – 357/.

Практической реализации им требований как социальной политики и социального законодательства, так и требований повседневной жизни. 3. Этические проблемы социальной работы с военнослужащими и их семьями Социальная работа является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими...

В России возрождается благотворительность, социальная работа получает новое законодательное развитие, в вузах, в том числе и военных, готовятся кадры специалистов социальной работы. 3) закономерности истории социальной работы в России – форма концентрации знаний предмета. Закономерности выражают прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные связи между сущностями явлений и процессов в...




На процесс социализации воспитанников, так как служит своеобразным суррогатом такой социальной среды как семья. Необходимо постоянное совершенствование социальной среды закрытого интернатного учреждения для детей ввиду необходимости приведения процессов социализации в направление течения общественной жизни. Так, если в обществе наблюдается сейчас процесс постепенного повышения материального...





Жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого гражданина, а возводится в ранг общегосударственной политики. В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих в нашей стране за последние годы разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о социальном обеспечении, правах и льготах военнослужащих. Основными...

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах: официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угнетение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Переход к рынку, реформирование государственных структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотизма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсутствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризиса многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового уклонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни.

Во-первых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие полностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не получили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психосоматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характерные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его заработка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выплачиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содержания ребенка.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимости жизни, тем более от специфических потребностей существования в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом.

Относясь к специфической сфере занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.

В настоящее время в РФ для военнослужащих права и социально-экономические гарантии определены пакетом законов, юридически обеспечивающих средний уровень удовлетворения их потребностей. Но их практическая реализация по некоторым на направлениям будет затруднена, несмотря на то, что приняты в законодательном плане соответствующие решения. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание.

Обеспеченность жильем - это самая острая проблема в современных условиях в Российской Федерации. Кризисные явления в экономике, распад союзных структур, образование национальных Вооруженных Сил привели к свертыванию жилищного строительства в целом и в Вооруженных Сил РФ в частности. Армия безквартирных растет из года в год, насчитывая в своих рядах многие десятки тысяч человек. Отсутствие служебной площади в гарнизонах по причине ее общего недостатка вынуждает военнослужащих снимать «углы» у частных лиц.

В связи с этим их семьи встают на грань полунищенского существования, так как компенсация за наем жилья на практике составляет лишь незначительную долю затрат. Удовлетворить потребности за счет наращивания объемов строительства в создавшейся ситуации невозможно из-за недостатка строительных материалов, техники, энергоносителей и их дороговизны. Высокая рыночная стоимость и продолжительные сроки строительства не позволяют воспользоваться уволенным в запас военнослужащим безвозвратной ссудой на приобретение жилой площади, так как размер их пенсий и возможных накоплений не дает возможность сделать соответствующие взносы в кооперативные организации либо строить жилье самим.

Возведение служебного жилья проблематично по той же причине. На военнослужащих и членов их семей оказывает давление и безработица. В настоящее время значительное число членов семей военнослужащих, находящихся в отдаленных гарнизонах, большинство которых имеют высокую профессиональную подготовку, подвержены вынужденной безработице. Причем она порой длится годами.

Жены военнослужащих, даже несмотря на наличие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества рабочих мест, а пособие по безработице выплачивается только незначительной их части. Все это нередко приводит к тому, что семьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедствия . Кроме того, увольняемые военнослужащие испытывают трудности о устройством на работу в силу специфики их военной деятельности. В первом случае Законом предусмотрены выплаты компенсаций или пособий со стороны государства беззаботным членам семьи. Во втором - предписывается профессиональная ориентация и соответствующая доподготовка уволенных, предоставление им условий для проживания и возможности трудоустроиться в течение определенного периода на новом, топора уже постоянном месте жительства. При отсутствии условий реализации законов соответствующей инфраструктуры данные вопросы решить будет затруднительно.

Тема 2 5 . Технологии социальной работы

с военнослужащими и их семьями

1. Специфика социальных проблем военнослужащих

Социальная работа, как уже говорилось, является оказанием помощи индивидам или социальным группам, которые находятся в трудной жизненной ситуации, уязвимом положении, не могут самостоятельно справиться со своими затруднениями и поэтому нуждаются в содействии специалистов. На первый взгляд военно­служащие, находящиеся в нормальных социальных обстоятельст­вах, по самому характеру своей деятельности, набору личностных качеств, соответствующих этой деятельности, не могут относиться к уязвимым слоям населения: это, как правило, люди среднего возраста, считающегося наиболее благоприятным, их состояние здо­ровья находится под неусыпным профессиональным наблюдени­ем, наконец, представители Вооруженных Сил, одного из наибо­лее уважаемых социальных институтов, обладают высоким соци­альным статусом, и их материальное положение весьма устойчиво.

Однако сама специфика профессиональной деятельности, свя­занной с воинской службой, содержит в себе определенные объек­тивные факторы, которые негативно влияют на военнослужащих и выполнение ими определенных функций. Это характерно для воо­руженных сил любого современного общества, но особенности положения военнослужащих в Украине обусловли­вают особую сложность их социальной ситуации, и это не может не сказываться на их самочувствии и деятельности.

Прежде чем рассматривать комплекс проблем людей, несущих военную службу, необходимо привести некоторые дефиниции, которые в соответствии с действующим законодательством уста­навливают статус определяемых явлений.

Гражданин, проходящий военную службу, является военнослужа­щим и имеет правовое положение, определяемое законом.

Военная служба - особый вид государственной службы граждан в Вооруженных Силах Украины, других войсках (погра­ничные войска; внутренние войска; войска правительственной связи, обеспечивающие связь с органами военного управления; железнодорожные войска; войска гражданской обороны), ор­ганах внешней разведки и органах государственной безо­пасности .

Для проходящих военную службу устанавливаются составы во­еннослужащих: солдаты и матросы; сержанты и старшины; пра­порщики и мичманы; а также офицеры: младшие, старшие, высшие. От принадлежности к тому или иному составу зависит статус военнослужащего, его субординационная позиция, материальное положение, косвенно - состояние здоровья, семейные обстоятель­ства и др. Поэтому социальные проблемы военнослужащих в из­вестной степени могут быть сгруппированы в зависимости от их принадлежности к тому или иному составу.

Военная служба может осуществляться по призыву (для солдат и матросов, сержантов и старшин) или по контракту - для всех составов военнослужащих.

Призыву на военную службу в мирное время подлежат граждане мужского пола, в возрасте от 18 до 27 лет, не имеющие права на ос­вобождение или отсрочку от призыва. От призыва освобождаются:

Признанные негодными или ограниченно годными по состоя­нию здоровья;

Проходящие или прошедшие военную или альтернативную службу;

Прошедшие военную службу в вооруженных силах другого го­сударства;

Имеющие неснятую или непогашенную судимость за соверше­ние тяжкого преступления;

Гражданин, родной брат которого погиб или умер во время прохождения военной службы по призыву.

Некоторым категориям призывников устанавливается отсроч­ка от призыва (например, на время обучения на дневном отделе­нии высшего учебного заведения и в других случаях); условия и сроки таких отсрочек устанавливаются законодатель­ными органами и могут изменяться. Сроки военной службы по призыву устанавливаются законода­телем, для проходящих военную службу по контракту - контрактом.

Проблемы военнослужащих (и их семей) обусловлены возло­женными на них обязанностями по вооруженной защите государст­ва, предусматривающей выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с возможным риском для жизни. Это опре­деляет особенности той социально-ролевой системы, в которой они действуют. Функциональные обязанности военнослужащих строго регламентированы, а субординационная структура являет­ся жестко иерархической. Приказы вышестоящих лиц не обсужда­ются и подлежат неукоснительному выполнению независимо от отношения к приказу того лица, которое его получает. Кроме того, у военнослужащего (и в ряде случаев его семьи) отсутствует возможность выбора занятия и места жительства. Человек, про­ходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию не­благоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащи­ми, отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Все проблемы и кризисы общества находят от­ражение в Вооруженных Силах, одном из социальных институтов страны. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серь­езными соматическими или психическими заболеваниями (с дру­гой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приво­дят к появлению или обострению у военнослужащих различных за­болеваний); рост преступности в обществе, увеличение масшта­бов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооружен­ных Сил - наличие нескольких статусных систем в ее рядах; офи­циальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, оп­ределяемая общим законодательством и ведомственными докумен­тами (уставами, инструкциями и т.д.); «дедовская» система, т.е. не­формальный, но, тем не менее, широко распространенный при­оритет старослужащих солдат, насаждаемый ими самими, и угне­тение, унижение новобранцев; «земляческая» статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Наличие несколь­ких статусных систем является отражением характерной для совре­менного общества аномии, т.е. распада прежних ценностных сис­тем, и симптомом общесоциального морально-психологического кризиса. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, рас­пространение суицида в Вооруженных Силах, причем не только среди рядового и сержантского состава, что, как правило, обу­словлено «неформальными» отношениями в воинских коллекти­вах, но и среди офицеров.

Вследствие социально-экономических трудностей, которые испытывает страна, задерживается выплата денежного содержания военнослужащим, распадается система материально-технического снабжения, устаревают техника и вооружение. Крушение прежней идеологической системы, в которой Вооруженные Силы занимали одно из ведущих мест как символ государственности, патриотиз­ма, священного долга защиты Отечества от внешних врагов, отсут­ствие других ценностей, которые должны были прийти на смену прежним, являются причиной морально-психологического кризи­са многих военнослужащих, ощущения ими бесцельности своей деятельности, падения престижа воинской службы, массового ук­лонения от призыва в армию, неуверенности военнослужащих в стабильности своего существования, своем будущем.

Всеобщность воинской службы не кажется обществу оправдан­ной: большинство населения поддерживает переход Вооруженных Сил на контрактный принцип формирования и исключительно доб­ровольное несение гражданами воинской службы. Отсутствие га­рантированного Конституцией права на альтернативную воинскую службу, слабая юридическая и социальная защищенность всех ка­тегорий военнослужащих, экономические и бытовые трудности - все это отягощает морально-психологическое самочувствие воен­нослужащих.

Неясность планов военной реформы, кадровых перспектив во­еннослужащих, массовые увольнения офицерского состава без пре­доставления положенных им по закону жилья и выплат, трудности с устройством на работу по окончании военной службы создают еще один проблемный комплекс «переходного» периода - между окончанием военной службы и адаптацией к гражданской действи­тельности.

Особую группу составляют проблемы участников войн и воо­руженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-пер­вых, лица, получившие ранения или, тем более, утратившие пол­ностью здоровье, трудоспособность, способность к социальному функционированию, не пользуются в настоящее время адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и соци­альных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у госу­дарства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, эти военнослужащие, даже те, которые не полу­чили ранений в подобных вооруженных конфликтах, являются но­сителями так называемого «посттравматического стрессового син­дрома».

Психологический стресс приводит к развитию таких психо­соматических заболеваний, как язва, гипертония, астма и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн ока­зывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны.

К сожалению, в истории нашей страны достаточно много «странных» войн и конфликтов. Кроме того, целый ряд действий представителей Вооруженных Сил не получил общественного при­знания, а их участники, рисковавшие жизнью и утратившие здо­ровье, не имеют должного социального обеспечения - напри­мер, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС. Это серьезная социальная проблема, и ее решение может быть толь­ко комплексным: принятие социальных мер, использование всех видов реабилитации лиц, пострадавших в ходе воинской служ­бы, развитие протезных служб, формирование доступной среды для инвалидов, организация психологической поддержки, изме­нение отношения общества к лицам, которые выполняли свой долг перед государством и поэтому заслуживают помощи и под­держки.

Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер­ные для любых семей , однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара­ботка - нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла­чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер­жания ребенка.

Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса­ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает . Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не­редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка­ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су­ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш­него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей.

Еще одна проблема семьи военнослужащего - малообеспеченность , так как его заработная плата отстает от роста стоимо­сти жизни, тем более от специфических потребностей существо­вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на­личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра­бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не­значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се­мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст­вия.

2. Технологии социальной работы с военнослужащими

Технологии социальной работы с военнослужащими и их семь­ями различаются в зависимости от характера и глубины их соци­альных проблем, что в значительной степени определяется при­надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп­ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва­ния на военной службе.

Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра­ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь­ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ­альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе­нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий , вырабатывающих привычку к пребыванию в доста­точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру­жении одних и тех же людей.

Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно­служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер­пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно­шения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан­ностью только заместителей командиров по работе с личным со­ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани­маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде­ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач - соблюдение всех прав и льгот, которые по­ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо­дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко­торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу­щих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про­явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем.

Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об­легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор­мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци­альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно - в этом случае семье воен­нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци­альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж­ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо­устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен­нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру­гими пожилыми клиентами.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контракт­ников , принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными:

Малообеспеченность;

Проблемы с образованием и воспитанием детей;

Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи;

Проблемы с жильем;

Проблемы с работой и социальным положением жены военно­служащего.

Напряженность в семье военнослужащего может обусловли­ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста­лость от материальных лишений и частых переездов на необустро­енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен­ной службы , а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель­ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен­ной службы, степени решенности их социальных проблем. Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определеннос­ти военной службы; навыки директивного обращения с людь­ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло­виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при­менение своим способностям в условиях рыночных отноше­ний, адаптироваться к этим отношениям.

Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту , - социальное и юридическое консультиро­вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя­ми до и после увольнения, правами членов их семей, зашита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция­ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офи­цер, осуществляющий социальную работу, направляет информа­цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле­нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетент­ные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих , проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет­ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста­тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах - обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко­логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру­да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне­ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы­шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы - развитие со­циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологи­ческие процедуры, технологии посредничества, методы группо­вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обуче­ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со­вместимости или несовместимости индивидов для комплектова­ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси­хокоррекции наиболее распространены в работе с больши­ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче­ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре­акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от­рицательные черты своего характера, практиковать аттрак­тивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз­можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про­блемы на до конфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция­ми, сам о восстанавливаться после сильных нагрузок. Прове­дение такой работы возможно также в форме групповой те­рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо­поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи­зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз­витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон­сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч­реждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре­дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе­ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро­вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Специфическими задачами социального работника в Воору­женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во­еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента­ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене­нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах , воз­можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз­недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа­ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши­рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ­ствующим оборудованием и инвентарем.

Вопросы

1. Какова нормативная база воинской службы?

2. Чем определяются особенности социальной проблематики воен­нослужащих?

3. Какие социальные проблемы имеются у военнослужащих срочной службы и каковы технологии их разрешения?

4. Каковы основные социальные проблемы лиц, служащих по кон­тракту?

5. Какие технологии социальной работы с военнослужащими-кон­трактниками вы можете назвать?

Литература

1. Афганистан в нашей судьбе. - М., 1989.

2. «Дедовщина» в армии //Сборник социологических материалов / Под ред. С.А.Белановского. - М., 1991.

3. Профориентация и социальная поддержка военнослужащих, уво­ленных в запас / Под ред. И.В. Стазаевой. - Саратов, 1995.

4. Словарь-справочник по социальной работе. - М., 1997.

Для более детального анализа проблем современной семьи необходимо уяснить:

Что такое семья;

Каковы функции семьи;

Что такое семейное воспитание;

Какими параметрами характеризуется семья;

Особенности современной семьи и др.

Семья - ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.e. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Исходя из определения, семья - сложное явление. Можно, по крайней мере, выделить следующие ее характеристики:

Семья - ячейка общества, один из его институтов;

Семья - важнейшая форма организации личного быта,

Семья - супружеский союз;

Семья - многосторонние отношения с родственниками;

Семья - субъект и объект социально-педагогической деятельности.

Исходя из того, что семья представляет собой персональную среду жизни и развития ее членов, качество этой среды определяется рядом параметров:

1) демографическим (структура семьи): большая - включает других родственников; нуклеарная - включает лишь родителей и детей; полная - родители оба и дети; неполная - без 1, 2 родителей; бездетная - нет детей; однодетная - 1 ребенок; малодетная - 2-3 ребенка; многодетная - больше 3 детей;

2) социально-культурным (образовательный уровень родителей, их участие в жизни общества); имущественным характеристиками и занятостью родителей на работе;

3) технико-гигиеническим (условия проживания, особенности образа жизни).

Основными функциями семьи являются: репродуктивная, экономическая (хозяйственная), коммуникативная, досуга и отдыха, воспитательная.

Современная семья весьма существенно отличается от семьи прошлых времен не только иной экономической функцией, но и коренным изменением своих эмоционально-психологических функций. Отношения детей и родителей в течение последних десятилетий меняются, становясь все более эмоционально-психологическими. Они определяются глубиной их привязанности друг к другу, ибо для все большего числа людей именно дети становятся одной из главных ценностей жизни. Но это, как ни парадоксально, не упрощает семейную жизнь, а лишь усложняет ее. Причин этому много, к основным из них относятся следующие:

1) Большое количество семей имеют по одному ребенку и состоят из двух поколений - родителей и детей, бабушки, дедушки; другие родственники, как правило, живут отдельно. В результате родители не имеют возможности повседневно пользоваться опытом и поддержкой предыдущего поколения, да и применимость этого опыта часто проблематична. Таким образом, исчезает разнообразие, вносимое пожилыми в межличностные отношения.

2) Изменяется статус «мужского» и «женского» труда. Уменьшается сфера приложения мужского труда, повышается статус женщины – часто ее заработок превышает материальное и денежное довольствие мужа.

3) Отношения супругов все более определяются глубиной их взаимной привязанности, поэтому резко повышается уровень их ожиданий по отношению друг к другу. Однако ожидания часто не оправдываются в силу недостатка культуры и индивидуальных особенностей.

4) Сложнее и проблематичнее стали отношения детей и родителей. Дети рано приобретают высокий статус в семье. Они нередко имеют более высокий уровень образования, возможность проводить большую часть свободного времени вне семьи. Это время они наполняют занятиями, принятыми среди сверстников и далеко не всегда заботятся об одобрении их времяпрепровождения родителями.

Воспитательная функция - важнейшая функция семьи. В воспитательной деятельности семьи можно выделить три аспекта:

Систематическое воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни;

Постоянную ответственность родителей перед детьми, побуждающая их активно заниматься самовоспитанием, самосовершенствованием;

Педагогическое воздействие родителей на своих детей;

Семейное воспитание - более или менее осознаваемые усилия по выращиванию детей, предпринимаемые старшими членами семьи. Оно направлено на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша.

1) личностных ресурсов семьи (наличие родителей), сиблингов (братья, сестры), близких родственников, включенных в семейную жизнь (бабушки, дедушки, тети, дяди и т.д.); качественных характеристик членов семьи: а) состояния здоровья; б) характера, уровня и вида образования; в) индивидуальных увлечений; г) вкусов; д) ценностных ориентаций; е) социальных установок; ж) уровня притязаний;

2) отношения старших к младшим к их воспитанию как к своим безусловным обязанностям, которые определяет мера их участия в воспитании;

3) характера взаимодействия старших и младших.

Стиль взаимоотношений в семье между родителями и детьми может быть авторитарный и демократический.

1. Авторитарный (властный) стиль. Он характеризуется стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших, пресечь их инициативу, жестко добиваться выполнения своих требований, полностью контролировать их поведение, интересы и даже желания. Это достигается с помощью неусыпного контроля за жизнью младших и применения наказаний. Навязчивое стремление родителей полностью контролировать не только поведение, но и внутренний мир, мысли и желания детей может привести к конфликтам: некоторые родители рассматривают своих детей как воск и глину, из которых можно лепить личность; если ребенок сопротивляется, его наказывают, беспощадно бьют, выколачивая своеволие. Инициатива исходит только от старших. Этот стиль, с одной стороны, дисциплинирует младших и формирует у них желательные для старших установки и навыки поведения, с другой - может вызвать у детей отчуждение от старших, враждебность, протест, агрессию, апатию и пассивность.

2. Демократический стиль характеризуется стремлением старших установить теплые отношения с младшими, привлечь их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность. Старшие объясняют младшим мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими, в младших ценят как послушание, так и независимость. В отношениях с детьми они чаще опираются на доверие вместо контроля. Основными средствами воспитания являются одобрение, поощрение. Коммуникация носит двусторонний характер. Этот стиль воспитывает самостоятельность, ответственность, активность, дружелюбие, терпимость.

В процессе семейного воспитания решаются следующие задачи:

Формируется личность, развиваются ее способности и интересы;

Происходит передача накопленного обществом социального опыта;

У членов семьи вырабатывается мировоззрение, ответственное отношение к труду;

Прививается чувство коллективизма, потребности быть хозяином, соблюдать нормы поведения;

Обогащается интеллект, осуществляется эстетическое развитие и физическое совершенствование, вырабатываются навыки санитарно-гигиенической культуры.

У семьи существуют следующие воспитательные возможности формирования личности ребенка:

1. Семья обеспечивает физическое и эмоциональное развитие ребенка. В младенчестве, раннем детстве она играет роль, которую не могут взять на себя другие институты.

2. Влияет на формирование психологического пола ребенка. В первые три года ребенок осваивает атрибуты приписываемого ему пола; набор личностных характеристик, особенности эмоциональных реакций, различные установки, вкусы, поведенческие образцы.

3. Играет ведущую роль в умственном развитии ребенка. Исследования показали, что различия умственного развития детей, выросших в благополучных и неблагополучных семьх, существенные.

4. Имеет важное значение в овладении ребенком социальными нормами. Как показали исследования, выбор супруга и характер общения в семье детерминированы атмосферой и взаимоотношениями в родительской семье.

5. Предопределяет социальное развитие человека. Одобрение, поддержка, безразличие или осуждение сказываются на притязаниях человека, помогают ему или мешают искать выходы в сложных ситуациях, адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам.

6. Формирует фундаментальные ценностные ориентации человека.

Социально-педагогическая характеристика семей военнослужащих отражает некоторые тенденции: семьи военнослужащих (офицеры, прапорщики) по-прежнему характеризуются прочностью брачных основ, высокими адаптационными возможностями, способностью переносить тяготы, лишения, неустроенность быта и поддерживать при этом более или менее стабильное психологическое состояние своих членов, у них меньший процент распада семей по сравнению с некоторыми другими социальными слоями.

В определенной степени сохраняется корпоративность, коллективизм семей военнослужащих в военных городках, заинтересованность в создании хороших социальных условий для детей.

К негативным тенденциям относятся следующие:

Значительно ослабло внимание к проблемам семей военнослужащих со стороны руководящих органов (командование, штабы, органы воспитательной работы). Система деятельности в этой области разрушена. Социально-психологическая поддержка семей слабая. Жилищно-материальная обеспеченность семей военнослужащих низкая.

Многолетний опыт работы с семьями военнослужащих не используется, предается забвению.

Проявления безучастности, безразличия, черствости к проблемам семей военнослужащих. Больше всего от этого страдают молодые семьи.

Работа с семьями военнослужащих не носит системного характера (формализм, бюрократизм и т.д.)

Слабо ведется работа по укреплению семьей военнослужащих, профилактика их распада, разводов.