Включение в стаж периода осуществления полномочий судьи. Кс разрешил засчитывать в стаж судей их работу прокурорами и адвокатами

Насколько богаты российские судьи? Давайте посмотрим.- предлагает Романова в статье "Почему российские судьи не выносят оправдательных приговоров", опубликованной на сайте Московского центра Карнеги.

В 2000-х годах судьи стали не просто высокооплачиваемыми, а самыми высокооплачиваемыми. На сегодняшний день судья – самая высокооплачиваемая должность в государственном аппарате.

Зарплата судей состоит из пяти частей. Первая – оклад, он рассчитывается по закону «О статусе судей», который содержит приложение №7. Вот там все и расписано, но не в деньгах, а в процентах от оклада председателя Верховного суда РФ (оклад председателя ВС привязан к окладу главы Конституционного суда: председатель Верховного получает 98% оклада главы Конституционного, а оклад последнего утверждает президент).

Для других судей оклад рассчитывается так: за 100% взят оклад председателя Верховного суда, его первый зам получает 95%, и так далее. Нижнюю строчку занимает мировой судья любой территории, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, – его оклад равняется 60% того, что получает по должности председатель Верховного суда. Но его московский или петербургский коллега – 64%.

Вторая часть – надбавка за квалификацию. По тому же закону каждый судья не реже раза в три года обязан проходить повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях, стажироваться в других судах, а также другими способами повышать свой уровень. Повысит уровень – повысит и надбавку. А куда он денется.

То есть фактически эта надбавка похожа на надбавку за выслугу лет. Но нет, надбавка за выслугу лет существует отдельно. Это третья часть зарплаты.

Четвертая часть – регулярные поощрения (премии), сейчас они повышены до 1,9 размера оклада по должности.

Пятая часть – специальные доплаты, которые получают судьи, имеющие ученую степень или почетное звание, подтвердившие знание иностранных языков и регулярно их использующие в работе, и так далее. Надбавка выплачивается пропорционально окладу – например, ее размер у мирового судьи составляет 1,6 оклада.

Начинающие мировые судьи в регионах получают 50–80 тысяч рублей в месяц, дальше считайте сами. Федеральный судья получает 150–170 тысяч рублей в месяц без премий и надбавок.

Несмотря на то что сравнивать зарплаты в странах с разным экономическим устройством и уровнем жизни некорректно, приведу данные из других стран, поскольку хочу сравнить не уровень зарплат судей, а показать отношение к разным судьям в разных странах. Судья в Швейцарии (уровня примерно нашего федерального судьи) получает сумму, эквивалентную примерно 100 тысячам евро в год после уплаты налогов. Но это рекорд. Андорра – 70 тысяч евро; Норвегия – 62 тысячи евро; Кипр – 52 тысячи евро; Нидерланды – 43 тысячи евро; Монако – 41 тысяча евро, почти столько же в Финляндии. Но это верхняя часть списка. В Молдавии – чуть больше двух тысяч евро в год.

Однако нигде не сказано, что в других странах судьи бесплатно обеспечиваются жильем, а в России в этом деле построен практически коммунизм. Жилье российским судьям положено из расчета 33 кв. метра на судью + по 18 кв. метров на каждого члена семьи + 20 кв. метров дополнительной жилплощади. Это не служебное жилье.

Если у судьи стаж работы 20 лет и больше, то он вправе выбирать – пенсия на общих основаниях или пожизненное содержание. Пожизненное содержание очень привлекательная вещь: человек ежемесячно получает 80% суммы, которую получал, будучи на работе. Правда, такое содержание облагается налогом.

Можно проработать и меньше 20 лет, но при условии достижения пенсионного возраста. А также можно получить пожизненное содержание при стаже работы судьей 10 лет плюс еще не менее 15 лет на любой другой должности, связанной с юридической сферой. Если учесть, что в судьи часто попадают из прокуроров или следователей, задача решаемая.

Если гражданин проработал на посту судьи более 20 лет, то кроме четырех пятых ежемесячной зарплаты ему будет начисляться по одному проценту от общей суммы за каждый сверхурочный год.

И вот еще какая прекрасная вещь: начиная с 2012 года в трудовой стаж судей зачисляют службу в армии, время в профучебных заведениях, службу в органах МВД и других государственных ведомствах.

То есть пожизненное содержание судьи в отставке в размере 100 тысяч рублей в месяц – обычное дело.

И еще. Судебному департаменту недавно выделены дополнительные бюджетные ассигнования на выплату судьям в отставке и действующим судьям ежемесячного пожизненного содержания и надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания в следующих объемах: 730,5 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2017 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2018 года; 1519,3 млн рублей дополнительно к предельным объемам 2019 года.

На мантии и обмундирование в 2013–2015 годах выделено больше 300 млн рублей, в 2016 году – 290 млн рублей. Приобретено более 13 500 мантий, 18 тысяч комплектов служебного обмундирования, рубашек (блузок) – 29 700, галстуков – 6500 и 19 950 пар обуви.

В соответствии с этим законом судьей считается физическое лицо, наделенное особым статусом, при этом может осуществлять суд над гражданами государства и занимает соответствующую профессиональную должность.

Пенсия судей напрямую зависит от их профессионального стажа. Это означат, что чем больше он проработал на этой должности, тем на большую пенсионную сумму он может рассчитывать. Причем это же правило касается и зарплаты. К зарплате добавляются проценты за определенный квалификационный класс, доплата за выслугу лет, за профессорское звание и так далее.

За тот или иной квалифицированный класс доплата начисляется в процентном соотношении. Так, за девятый класс начисляется 30%, за восьмой – 40%, за седьмой – 50% и так далее. То же самое касается и добавки к зарплате за выслугу лет. Так, судья, проработавший на своей должности от 2 до 5 лет, получает дополнительно к своей зарплате 15%, проработавший от 5 до 10 лет – 25%, от 10 до 15 лет – 30%, от 15 до 20 – 40%, от 20 и более – 50%.

Все эти факторы в дальнейшем будут влиять и на размер пенсии судей в РФ.

Выплата пенсии

Пенсия будет начисляться работникам, ушедшим в отставку, и тем, кто прекратил работу в связи наступления старости.

В этих двух случаях начисление пенсии будет происходить по-разному.

Какая пенсия у судей в России в 2019 году: размер

Судья, который ушел в отставку, получает пенсию на общих основаниях. Кроме этого, важную роль имеет и рабочий стаж, который есть у профессионального работника. В случае если у судьи стаж работы 20 лет либо превышающий эту цифру, то он вправе осуществлять выбор: пенсия на общих основаниях или же пожизненное содержание. Последнеее происходит ежемесячно, облагается налогом и составляет средства в размере 80% от суммы, которую получает работающий специалист в течение каждого месяца.

Каждый из вариантов зависит от того, ушел ли судья в отставку, уволился либо был уволен. Получить пожизненное содержание невозможно, если бывший судья имеет маленький стаж работы (по законодательству Российской Федерации – меньше чем 20 лет). В таком случае для такого человека оформят пенсию, которую начисляют большинству граждан страны в соответствии с законом о начислении пенсий в обыкновенном порядке.

Все о пожизненном содержании бывших судей

Чтобы получить такую привилегию, работнику юридической сферы придется выполнить ряд условия. Сюда относится и стаж, превышающий 20 лет на данной должности.

Есть исключение, когда реально обойти закон об определенном стаже. Можно проработать и менее 20 лет, но лишь при условии достижения пенсионного возраста. Либо же судья, достигший пенсионного возраста, проработавший на должности не менее 10 лет, плюс не менее еще 15 на любой другой должности, связанной с юридической сферой.

Так сколько же начисляют бывшим судьям в качестве пенсии

Четыре пятых от ежемесячной зарплаты получают граждане, проработавшие не менее 20 лет на должности судьи или до 10 лет плюс 15 лет – в юридической сфере на другой профессии.

Гражданам, проработавшим на посту судьи меньше чем 20 лет, но достигшим пенсионного возраста, пенсия начисляется прямо пропорционально годам, в течение которых он работал.

Если гражданин проработал на посту судьи более чем 20 лет, то кроме четырех пятых от ежемесячной зарплаты ему будут начисляться по одному проценту об общей суммы за каждый дополнительно проработавший им год.

Следует обратить внимание, что работать и получать пожизненное содержание невозможно. Кроме того, нельзя оформить и получить сразу несколько видов пенсий. Но сюда не относятся пенсии, которые выплачиваются в связи с инвалидностью.

Порядок оформления документов для получения ПСС

Чтобы оформить пожизненное обеспечение, необходимо обратиться в компетентный орган, который привязан к месту, где он трудоустроен.

Будут необходимы следующие документы:

  • заявление для оформления пожизненного обеспечения;
  • паспорт (либо другие документы, подтверждающие личность гражданина);
  • документы, которые подтвердят трудовой стаж на должности судьи либо других юридических специальностях (к таким документам в первую очередь относится трудовая книжка), различные звания и присвоенные классы.

Сегодня "Российская газета" публикует закон, который включает в стаж судейской работы, дающий право на отставку и получение положенных выплат и льгот, время работы в качестве следователя, прокурора и адвоката. По мнению авторов данной инициативы, такой подход призван привлечь на работу в суды юристов разных направлений.

Как рассказывали журналистам представители судебной системы, до сих пор некоторых юристов останавливало то, что, надевая мантию, они как бы начинают жизнь сначала. Ведь предыдущий стаж сгорал, и судейскую пенсию надо было зарабатывать, отсчитывая годы чуть ли не с нуля.

Теперь закон разрешает включать в судейский стаж предыдущее время работы следователем, прокурором или адвокатом. Также зачтут судье и службу в аппарате суда на должности, требующей высшего юридического образования. Правда, пользу для пенсии все эти годы принесут лишь в том случае, если человек пробыл судьей не меньше 10 лет.

Например, если человек прослужил 5 лет прокурором и 15 лет судьей, в общей сумме это даст 20 лет стажа. А10-летний минимум, по замыслу авторов инициативы, отсечет тех, кто придет на судейские должности ненадолго, чтобы только побыстрей урвать льгот. Кстати, когда закон еще только обсуждался, была обнародована статистика, что треть судей судов общей юрисдикции, уходящих в отставку, проработали судьей от 5 до 10 лет. Правоведы давно говорят о том, что крайне важно привлекать в судейский корпус людей разных юридических специальностей. Нельзя, чтобы судьями были исключительно бывшие работники аппарата или исключительно бывшие прокуроры. Нет, у всех должна быть разная юридическая биография, это принесет пользу и судейскому корпусу в целом, и всем нам.

По мнению правоведов, идеальным был бы вариант, когда будущий судья некоторое время работал бы в правоохранительных органах, а потом шел в адвокаты, и лишь после этого надевал мантию. Такой опыт позволил бы судье подняться над схваткой, а не смотреть на человека привычным взглядом обвинителя, полагают правозащитники. Тем не менее до сих пор прокурорский стаж судье шел в плюс при расчете пенсии, а адвокатский ничего не давал. Соответственно, если кто наметил для себя судейскую карьеру, лишнего стимула идти в адвокаты не имел. Не секрет, что косвенно на состав судейского корпуса влияют различные пенсионные правила. От того, как решаются различные житейские вопросы, зависит, кто пойдет на службу.

Любопытно, что несколько лет назад по заданию председателя Верховного суда России Вячеслава Лебедева была проанализирована работа квалификационных коллегий. Выяснилось, что за два года на судейскую работу попросились 144 адвоката. Из них "добро" от квалификационных коллегий получили порядка 40 человек, или каждый третий. По словам Вячеслава Лебедева, это значит, что никаких препятствий адвокатам на пути к мантии нет, кто достоин, тот ее может получить. Однако получалось, что адвокаты сами не рвутся к мантиям, посчитали в Верховном суде. Ведь всего в стране работают более 60 тысяч адвокатов. Впрочем, объяснения, почему так мало кто из них подает документы на судейский экзамен, здесь могут быть самые разные. Как бы то ни было, закон, который опубликован сегодня, дает адвокатам еще один стимул стремиться в судьи.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего П.,

судей Г. и К.

рассмотрела в открытом судебном заседании 20 июля 2015 г. гражданское дело по иску С. к Главному управлению Министерства внутренних дел по Челябинской области, Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет

по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области по доверенности И. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации П., объяснения представителей Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области М. и И., поддержавших доводы кассационной жалобы,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

С. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Челябинской области (далее - ГУ МВД России по Челябинской области), Отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Миассу Челябинской области (далее - ОМВД России по г. Миассу) о признании незаконным отказа в удовлетворении рапорта С. признании права на получение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 11 апреля 2014 г.

В обоснование заявленных требований С. указал на то, что в ноябре 1994 года он был призван на военную службу и в период службы с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований в Чеченской Республике, является ветераном боевых действий. В дальнейшем он проходил службу в органах внутренних дел и 14 февраля 2014 г. подал рапорт об увольнении со службы по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с выходом на пенсию по выслуге лет, однако в удовлетворении рапорта ему было отказано ввиду отсутствия у него необходимой выслуги - 20 лет и более. Из расчета выслуги лет С. представленного работодателем, следовало, что периоды прохождения С. службы в Вооруженных Силах Российской Федерации с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. были включены календарно, поэтому выслуга лет составила 18 лет 7 месяцев 13 дней. С. считал отказ в удовлетворении рапорта незаконным, поскольку время его участия в боевых действиях в Чеченской Республике в указанные периоды подлежит включению в выслугу лет в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, в связи с чем его выслуга по состоянию на 14 февраля 2014 г. составляет 20 лет 1 день и он имеет право на получение пенсии за выслугу лет.

Представители ответчиков иск в суде не признали.

Решением Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г. в удовлетворении иска С. о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет отказано.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судом апелляционной инстанции и выразились в следующем.

Судом установлено и следует из материалов дела, что С. в период с ноября 1994 года по ноябрь 1996 года проходил военную службу по призыву, при этом с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г. и с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. он участвовал в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, что подтверждается записью в военном билете.

С 16 июня 1997 г. С. проходил службу в органах внутренних дел, с 7 февраля 2013 г. - в должности … ОМВД России по г. Миассу.

10 апреля 2014 г. С. уволен со службы в органах внутренних дел по п. 1 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по соглашению сторон.

В удовлетворении рапорта С. об увольнении со службы в органах внутренних дел по п. 4 ч. 2 ст. 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) отказано в связи с недостаточностью выслуги лет для назначения пенсии.

При этом весь период прохождения С. службы в армии, в том числе спорные периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., были включены ему в выслугу лет в календарном исчислении (1 год 11 месяцев 15 дней), в связи с чем его выслуга лет на момент увольнения со службы в органах внутренних дел 10 апреля 2014 г. составила 18 лет 9 месяцев 9 дней.

Разрешая спор и отказывая С. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что порядок льготного исчисления продолжительности военной службы (службы в органах внутренних дел) и основания его применения установлены в Постановлении Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" (далее - Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941), которым не предусмотрена возможность льготного исчисления периода прохождения службы лицами по призыву в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Поскольку военная служба С. на территории Чеченской Республики проходила по призыву, а не по контракту (доказательств обратного суду представлено не было), суд пришел к выводу, что спорные периоды военной службы истца правомерно засчитаны ответчиком в выслугу лет в календарном, а не в льготном исчислении.

Суд апелляционной инстанции не согласился с выводом суда первой инстанции и вынес по делу новое решение об удовлетворении иска С. исходя из следующих доводов.

В силу ч. 1 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (далее - Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-1) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, для назначения пенсии в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении военнослужащих засчитывается в выслугу лет один месяц военной службы за полтора месяца.

Военнослужащим, выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, для назначения пенсии засчитывается в выслугу лет и трудовой стаж один месяц военной службы за три месяца (ч. 2 ст. 2 указанного Закона).

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, п. 5 которого предусмотрено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

По мнению суда апелляционной инстанции, из содержания приведенных положений указанных нормативных правовых актов следует, что всем военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, военная служба подлежит зачету в календарном исчислении, кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, и к которым, по смыслу ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, относится период выполнения задач военнослужащими, проходившими военную службу по призыву, в условиях чрезвычайного положения, то есть фактического их участия в боевых действиях при вооруженном конфликте.

Принимая во внимание, что фактическое участие С. в боевых действиях в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике в периоды с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г., то есть прохождение им срочной службы по призыву в особых условиях, подтверждено в установленном порядке, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для зачета в выслугу лет для назначения пенсии С. за выслугу лет указанного периода прохождения им военной службы по призыву в льготном исчислении из расчета один месяц военной службы за три месяца.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Закон Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, на который в обоснование своих выводов ссылается суд апелляционной инстанции, не регламентирует вопросы пенсионного обеспечения военнослужащих, а устанавливает лишь общие условия единой системы их правовой и социальной защиты, которые конкретизированы в иных нормативных правовых актах.

В частности, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I) и Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") установлен дифференцированный порядок льготного исчисления выслуги лет и трудового стажа военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах.

Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I.

В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона , в частности на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц.

В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - действительную срочную военную службу) в вооруженных силах и воинских формированиях, указанных в п. "а" ст. 1 данного Закона, и семей этих лиц осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Согласно ч. 3 ст. 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Абзацем первым п. 5 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, изданного во исполнение требований Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1, установлено, что военная служба по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин (ранее - срочная военная служба), кроме периодов, подлежащих зачету в выслугу лет на льготных условиях, предусмотренных для военнослужащих воинских частей, штабов и учреждений действующей армии, военнослужащих, проходивших службу или находившихся в плену в период Великой Отечественной войны, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС либо необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных, засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий в календарном исчислении.

В соответствии с ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды службы в воинских частях, штабах и учреждениях, входящих в состав действующей армии, в партизанских отрядах и соединениях в период боевых действий, а также время нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие военной травмы, периоды военной службы в зоне отчуждения, определяемой в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", включаются в общий трудовой стаж в тройном размере.

Пунктом 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5481/1-I "О порядке введения в действие Закона Российской Федерации "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи по защите конституционных прав граждан в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" указано на то, что при применении ч. 2 ст. 2 Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территории Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" в целях исчисления трудового стажа для назначения пенсий в соответствии со статьей 94 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" военнослужащие, выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, считаются проходящими военную службу в действующей армии.

Из содержания приведенных нормативных положений следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту и выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1. Военнослужащим, выполняющим аналогичные задачи по призыву в период выполнения задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок службы засчитывается в льготном (в тройном размере) исчислении в трудовой стаж в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, в отличие от суда апелляционной инстанции, правильно исходил именно из такого толкования подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, в связи с чем правомерно не засчитал в выслугу лет в льготном исчислении С. периоды его участия в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики, поскольку он проходил военную службу по призыву.

Судебная коллегия считает выводы суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований С. соответствующими положениям Закона Российской Федерации от 21 января 1993 г. N 4328-I, Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I и Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, поскольку правило о льготном исчислении выслуги лет и трудового стажа всех военнослужащих, выполняющих задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, должно применяться дифференцированно, то есть в зависимости от того, проходила военная служба по контракту или по призыву, а именно: военнослужащим, проходившим военную службу по контракту и выполнявшим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, срок такой службы засчитывается в льготном исчислении в выслугу лет, а военнослужащим, выполнявшим аналогичные задачи по призыву, - в льготном исчислении в трудовой стаж.

Ввиду изложенного определение суда апелляционной инстанции, которым за С. признано право на назначение пенсии за выслугу лет с включением в выслугу лет для назначения пенсии периодов участия в боевых действиях с 25 октября 1995 г. по 27 января 1996 г., с 24 апреля 1996 г. по 1 октября 1996 г. в льготном исчислении - из расчета 1 день службы за 3 дня, нельзя признать законным. Оно принято с существенным нарушением норм материального права, повлиявшим на исход дела, без его устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов ГУ МВД России по Челябинской области, что, согласно ст. 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и оставления в силе решения Миасского городского суда Челябинской области от 6 июня 2014 г., при вынесении которого судом правильно применены нормы материального права к спорным отношениям.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. 387 , 388 , 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 11 сентября 2014 г. отменить.

________________________________________________________________________________

Примечание: Таким образом, определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2015 № 48-КГ15-6 закреплена правовая позиция, согласно которой периоды срочной военной службы по призыву, в ходе которой военнослужащие принимают участие в ликвидации незаконных вооруженных формирований на территории Северо-Кавказского региона, КТО (боевых действиях), засчитываются в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в календарном исчислении. Указанные периоды зачету в выслугу лет на льготных условиях не подлежат.

10 января 2009 года в России вступил в силу закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона «О противодействии коррупции», разделивший судей на две категории с разным социальным обеспечением. Среди «отдельных законодательных актов», подвергшихся тогда редактированию, оказался и закон «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов РФ».

Изменения коснулись того, как должен высчитываться стаж работы судьи.

Этот вопрос для судей важен: имея 20 лет стажа, они получают возможность уйти в отставку и получать ежемесячное пожизненное содержание (фактически аналог пенсии, но значительно превосходящий ее по размерам, так как рассчитывается исходя из оклада судьи со всеми надбавками). Те судьи, которые, набрав стаж, продолжают работать, получают дополнительно к зарплате 50% от ежемесячного содержания, которое было бы ему начислено, выйди он в отставку. До принятия закона № 274-ФЗ стаж исчислялся следующим образом: если человек проработал судьей пять лет, в зачет шло и то время, которое до этого он занимал должность следователя, прокурора или адвоката. По новым же правилам в стаж будут засчитываться годы работы непосредственно судьей.

По словам представителя Верховного суда Бориса Горохова, тех судей, которые имеют 20 лет именно судейского стажа без учета работы на других позициях, в стране «можно сосчитать на пальцах двух рук».

Поэтому не удивительно, что закон № 274-ФЗ вызвал недовольство многих. В частности, обиженными себя посчитали те судьи, которые вступили в должность до 10 января 2009 года. Занимая судейское кресло, они рассчитывали на исчисление стажа по старым правилам. Однако, собравшись выходить в отставку или претендуя на прибавку к зарплате по выслуге лет, обнаружили, что право на эти привилегии ими утрачено.

Неразбериха с новыми нормами дошла до того, что некоторые судьи какое-то время получали содержание или прибавку, а затем перестали. Несколько пострадавших таким образом написали жалобы в КС. Одновременно за разъяснениями обратились Железнодорожный районный суд Новосибирска и Кировский районный суд Ростова-на-Дону, которые затруднились с истолкованием новой редакции закона в ходе рассмотрения исков от еще нескольких отставных судей.

Конституционный суд встал на защиту судей.

В постановлении КС подчеркивается, что «уровень конституционно-правовой защиты статуса судьи не может снижаться по отношению к уже достигнутому».

Отмечено и то, что «законодатель должен учитывать законные ожидания, сформировавшиеся на основе ранее действовавшего законодательства». Ненормальной была сочтена ситуация, когда двое судей, имеющие одинаковый стаж, попадали в неравные условия в зависимости от того, когда ими было подано заявление о выходе на пенсию или назначении доплаты к зарплате: те, кто успел подать заявление до 10 января 2009 года, считали стаж по-старому. Проявившие по какой-либо причине нерасторопность — по новому закону.

«Такая дифференциация нарушает конституционный принцип равенства и приводит к необоснованному различию в объеме их прав», — заявил председательствующий в процессе судья Сергей Маврин.

В связи с этим КС принял решение, что часть 1 ст. 7 закона № 274-ФЗ в той мере, в какой она распространяется на судей, вступивших в должность до 10 января 2009 года, противоречит статьям Конституции 19 (равенство прав и свобод), 55 (не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека) и 120 (независимость судебной власти). Таким образом, требования судей, которые посчитали свои права ущемленными, удовлетворены полностью. Все проигранные ими ранее в судах общей юрисдикции дела подлежат пересмотру.

Теперь Минфину нужно срочно изыскать в бюджете государства средства на выплату долгов тем судьям, которые имели право на получение содержания или прибавки к зарплате, но не получали ее с января 2009 года.

О каких именно суммах идет речь, Сергей Маврин сказать затруднился, отметив лишь, что размер ежемесячного денежного содержания отставника со стажем 20 лет и более не может превышать 80 процентов от размера зарплаты действующего судьи. Деньги, по всей видимости, придется брать из резервных фондов бюджета, причем буквально с завтрашнего дня: решение КС вступает в силу с момента его публичного оглашения.

Постановление КС никоим образом не относится к тем судьям, которые вступили в должность после 10 января 2009 года: им придется жить уже полностью по новым правилам.

Рассчитывать на безбедную обеспеченную отставку они смогут только в том случае, если прослужат правосудию в статусе судьи все 20 лет.

Впрочем, тот же самый закон № 274-ФЗ улучшил положение судей, выходящих на пенсию по возрасту.

Чтобы после выхода на пенсию получать упомянутое ежемесячное содержание, достигший 60-летнего (женщины — 55-летнего) возраста судья должен иметь стаж не менее 25 лет. Согласно новой редакции, только 10 лет из этих 25 непременно должны быть именно судейской практикой. Остальное может быть зачтено как за работу в прокуратуре, адвокатуре или следствии, так и за любые другие должности, обязательным условием для занятия которых является высшее юридическое образование. Например, преподаватель вуза или юрисконсульт. Не исключено, что таким образом законодатели пытаются бороться с ранними отставками, стимулируя судей исполнять свой долг как можно дольше.