Влияние спорта на развитие личности. Влияние игры в футбол на физическое и психологическое развитие личности

Спорт как средство развития личности ребёнка

1.2 Спорт как один из способов развития личности ребёнка

Спорт - очень сложен и порой противоречив. Поэтому влияние его на становление личности не однозначно. Поэтому сами спортсмены видят в спорте, ценят в нём то одну, то другую его сторону. Работа над собой, большие физические и волевые напряжения, борьба за лучший результат, за победу в соревновании воспринимают и осмысливаются спортсменами по-разному. Совершенно очевидно, что, занимаясь спортом, человек в первую очередь совершенствует и укрепляет свой организм, своё тело, свою способность управлять движениями и двигательными действиями. Спорт, вне всякого сомнения - одно из главных средств воспитания движений, совершенствования их тонкой и точной координации, развития необходимых человеку двигательных физических качеств. Но не только. В процессе занятий спортом закаляется его воля, характер, совершенствуется умение управлять собой, быстро и правильно ориентироваться в разнообразных сложных ситуациях, своевременно принимать решения, разумно рисковать или воздерживаться от риска.

Роль спорта в воспитании "нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство" велика и многозначительна, нелишне привести здесь высказывания тех, кто целиком посвятил себя этой деятельности и добился известных результатов, личных и общественных. Спорт наряду с живописью, ваянием, музыкой и балетом постепенно убеждает людей, что человеческое совершенство - одна из прекраснейших ценностей жизни. Так говорят даже философы, и их слова созвучны с суждениями спортивной общественности. Многие говорят, что высший смысл спорта в раскрытии способностей человека. И не только физических. Спорт делает человека естественнее, ближе к тому идеалу, когда сглаживается жестокое противоречие с мудростью природы, наделившей всё живое радостью жизни. Эта мысль близка к философскому обобщению человеческого бытия.

Социализация спортсмена. Физическая культура и спорт играют важную роль в формировании личности. Многие социальные ситуации проигрываются в спортивной деятельности, что позволяет спортсмену нарабатывать для себя жизненный опыт, выстраивать особую систему ценностей и установок.

Ценностный потенциал спорта позволяет решать целый ряд воспитательных задач. Спорт - это школа воспитания мужества, характера, воли. Спортивная деятельность позволяет юному спортсмену стойко переносить трудности, нередко возникающие у ребенка в школе, в семье, в других жизненных ситуациях.

Первичная социализация спортсмена - это сфера межличностных отношений (например, спортсмен - тренер). Вторичная социализация - сфера социальных отношений (например, спортсмен - федерация по виду спорта). Каждый агент первичной социализации выполняет множество функций (например, тренер - администратор, воспитатель, учитель), а вторичной - одну, две.

Социальная ответственность спортсмена. Современный спорт, выполняя многочисленные социальные функции, становится полифункциональным и многомерным. Многообразие социальных функций стало основанием для классификации и типологии разновидностей спорта, среди которых явно сформировались следующие направления:

массовый спорт (народный, ординарный, "спорт для всех");

спорт высших достижений (олимпийский спорт, большой спорт);

профессиональный (коммерческий) спорт.

Каждый, кто связывает свою жизнь со спортом, решает индивидуальные задачи в рамках тех возможностей, которые содержатся в той или иной разновидности спорта.

Целеустремлённость - проявление воли, характеризующееся ясностью целей и задач, планомерностью деятельности и конкретных действий, сосредоточенностью действий, мыслей и чувств на непреклонном движении к поставленной цели.

Настойчивость и упорство - проявление воли, характеризующееся длительным сохранением энергии и активности в борьбе за достижение цели и преодоление многих, в том числе неожиданно возникающих препятствий.

Решительность и смелость - проявление воли, характеризующееся своевременностью и обдуманностью их реализации в

практических действиях, отсутствием боязни принять ответственность за решение и его исполнение даже в условиях риска и опасности.

Инициативность и самостоятельность - проявление воли, характеризующееся личным почином, новаторством, творчеством и быстротой мышления в действиях, направленных на достижение цели, отсутствием ориентировки на помощь извне, устойчивостью по отношению к внушающим влиянием других людей и их действий.

Выдержка и самообладание - проявление воли, характеризующееся сохранением ясности ума, возможностью управлять мыслями, чувствами и действиями в условиях эмоционального возбуждения или подавленности, интенсивных напряжений, утомления, возникновения неожиданных препятствий, неудач и влияния других неблагоприятных факторов.

Таким образом, становиться ясно, что спорт влияет на формирование важной черты личности, в значительной степени, определяющей результативность, плодотворность, полезность человеческой деятельности, её вклад в общее дело. Спорт может формировать у человека столь необходимую ему в жизни уверенность в себе, в своих силах, преобладающий положительный и стенический эмоциональный фон, оптимизм. Как черту характера. Влияние спорта на развитие этих черт личности во многом связано с организацией всего процесса обучения, воспитания и тренировки спортсмена.

Год от года спорт становиться сложнее, умнее, интереснее, а активный интерес к спорту проявляет всё большее число людей. А значит - доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно возрастает.

Наталья Казанцева
Формирование личности ребёнка на занятиях физкультурой

В педагогической науке особое значение уделяется проблеме формирования личности ребенка . В годы дошкольного детства у ребёнка происходит становление основных личностных механизмов и образований, развиваются тесно связанные друг с другом эмоциональная и мотивационная сферы, формируется самосознание . Именно потому период дошкольного детства – период фактического складывания психологических механизмов личности – так важен . Однако, чтобы ребёнок стал личностью , надо сформировать у него эту потребность. Среди многих факторов, оказывающих влияние на формирование личности дошкольника (социальных, культурных, гигиенических и др., одно из важных мест занимает физическая культура. Роль её уникальна в плане комплексного развития всех аспектов целостной личности : психического, физического, интеллектуального, эстетического, нравственного. Физическая культура постепенно подготавливает ребенка к включению во все усложняющиеся системы социальных отношений. А результативность достигается с помощью всей системы средств - упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических факторов. Однако наибольший удельный вес приходится на долю физических упражнений. Именно поэтому движения рассматриваются как основной признак жизни, как стержень всей жизнедеятельности и поведения человека и в то же время как формирующее начало его развития .

В период дошкольного детства возникают и развиваются разнообразные группы физических упражнений. Их значение состоит в активном воздействии на функциональное состояние организма (обмен веществ, выработка адреналина – гормона, тонизирующего все жизненные процессы, а также на личность , их выполняющую. Суть в том, что объект воли и сознания ребёнка – его собственное тело, его моторика, так называемое физическое Я. Регулярные физические нагрузки требуют постоянных волевых усилий, сопровождаются насыщенными эмоциональными переживаниями - борьбой за лучший результат. Ребенок знакомится с разнообразными двигательными умениями, навыками, познает свои «темные мышечные чувства» , учится управлять своими «живыми движениями» .

Наряду с сохранением и укреплением здоровья, повышением уровня физической подготовки одной из задач физической культуры является воспитание морально-волевых качеств, привитие потребности физического и нравственного совершенствования.

На занятиях физкультуры происходит постоянное взаимодействие с партнерами и соперниками, в котором рождаются, проявляются и закрепляются черты личности ребенка . На занятиях физкультуры формируются положительные черты личности : лидерство, борьба со страхами, развитие соревновательных способностей, воспитание чувства коллективизма, моральная и физическая подготовка к переживанию различных стрессовых состояний. Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Постоянно преодолевая нагрузки, иногда заставляя себя действовать через напряжение, ребёнок борется со второй стороной своей личности - медлительной , слабой, ленивой, трусливой. В ходе занятий спортом ребенок учится мобилизовать свою волю, проявлять волевые качества, необходимые для достижения цели, учится рассчитывать силы. Чтобы развивать волевые качества, личности необходимо ставить перед собой значимые для неё цели и направлять свои волевые усилия на преодоления препятствий на пути достижения этих целей. Чем больше препятствий преодолеет личность , тем более развитой будет её волевая сфера. Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

В это время начинает формироваться самооценка ребёнка . Факторами самооценки ребенка являются собственная активность, оценка окружающих людей, умение правильно оценивать действия других. Формирование самооценки в процессе двигательной деятельности предполагает : привлечение внимания ребенка к художественному образу окружающей его природы, к способности создавать собственный художественный образ - «образ красивого тела» , красивому двигательному поведению окружающих взрослых. В большей мере этому способствует увлекательная двигательная деятельность, связанная с четкой установкой на результат. Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества , как самоуважение, совесть, гордость.

Таким образом, в процессе занятий физической культурой у дошкольника формируются морально – волевые и психические личностные качества .

Из морально – волевых качеств, формирующимся в процессе занятия ребенком физкультурой можно выделить :

Целеустремлённость – это проявление воли, понимание ребенком целей и задач, его умение планировать свою деятельность и конкретные действия. Целеустремленность определяет содержание и уровень развития следующих волевых качеств.

Настойчивость - это качество личности , проявляющееся в умении ребенка мобилизовать свои силы для преодоления трудностей, преследуя поставленные перед собой цели.

Инициативность - это активная направленность ребенка для выполнения определенных действий. Инициативность тесно связана с самостоятельностью.

Самостоятельность - это сознательная и активная установка личности не поддаваться влиянию различных факторов , действовать на основе своих взглядов и убеждений. Самостоятельность может проявиться лишь при наличии определенной выдержки, дисциплинированности и самоконтроля.

Выдержка- это сдержанность и проявление тормозной функции воли. Она позволяет ``затормозить"" ребенку те действия, чувства, мысли, которые мешают осуществлению задуманного действия.

Дисциплинированность - это качество личности , проявляющееся в сознательном подчинении своего поведения общепринятым нормам и установленному порядку.

Самоконтроль – это качество ребенка, выражающееся в умении контролировать свои действия, подчинять свое поведение решению сознательно поставленных задач.

Понятие выносливость многозначно. Под выносливостью понимают

способность человека к продолжительному выполнению того или

иного вида умственной в нашем случае физической деятельности.

В физическом воспитании под выносливостью понимают способность организма бороться с утомлением, вызванным мышечной деятельностью.

Наряду с морально – волевыми качествами у ребенка в процессе занятий физической культурой формируются и психические качества личности .

В результате занятий физическими упражнениями улучшается мозговое кровообращение, активизируются психические процессы, обеспечивающие восприятие, переработку и воспроизведение информации . Так, имеются многочисленные данные о том, что под влиянием физических упражнений увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются зрительно-двигательные реакции.

При этом наиболее благоприятное влияние на активизацию процессов памяти и внимания оказали занятие физкультурой со средним объемом двигательной активности (подвижные игры, парные упражнения) .

Внимание детей на занятие я привлекаю показом движений, интересным содержанием занятий , четкостью проведения упражнений, а также используя игровые приемы. В ходе занятий важно направить внимание детей на характер заданий, настроить на их выполнение. Для активизации мышления и внимания детей уже в водной части можно создать некоторую элементарно-поисковую ситуацию. Например, дети стоят в колонне, впереди самый высокий ребенок. Предлагаю перестроиться так, чтобы впереди был самый низкий ребенок. Детям предлагаю подумать и дать 2-3 варианта ответов (повернуться всей колонной, построиться вновь и т. д.) . Для поддержания интереса к занятиям применяю нестандартные задания (кто быстрее пробежит дорожку; за сколько прыжков можно преодолеть расстояние от мяча до кубика и т. д.) Развитие внимания и активизация их мышления способствует различные задания , игры : «Повтори» , «Слушай-запоминай» ; различные варианты перестроений и построений и т. д. Устойчивость внимания во многом зависит от характера ведения занятия : монотонность, однообразие расстраивают внимание; бодрый, быстрый темп и особенно включение элементов соревнования поддерживают устойчивость произвольного внимания.

В ходе постановки и решения различных двигательных проблем у дошкольников интенсивно формируется двигательное воображение - основа творческой, осмысленной моторики. Это специальные игровые задания, выполняя которые ребенок должен преодолеть стереотип движения с данным предметом. Для этого дети придумывают новые способы применения предметов физкультурного инвентаря . Например, если этим предметом является мяч, то они придумывают новые способы применения его, пытаются рисовать им невидимые контуры, раскручивать его на полу, словно волчок, или пронести его на голове вместо шляпы и т. д.

Другую группу аналогичных заданий составляет придумывание названий выполняемых движений («Мужская сила» , «Улитка» , «Силачи» ). В игре ребенок не просто воспроизводит социальные отношения взрослых, но и экспериментирует с их воображаемыми позициями, формируется способность к творческому освоению и гибкому применению двигательных образцов, умение входить в образ, эмоционально переживать целостное движение.

Итак, процесс регулярных целенаправленных занятий физической культурой или спортивной тренировкой предполагает воспитание не только определенных умений и навыков, физических качеств, но и психических качеств, черт и свойств личности человека .

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Своим становлением в современном мире человек в огромной мере обязан игре. Под игрой принято понимать сознательную деятельность, направленную на достижение поставленной условной цели .

Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры - высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий .

Игра с давних пор составляет неотъемлемую часть жизни человека, она занимает досуг, воспитывает, удовлетворяет потребности в общении, двигательной активности, получении внешней информации. Прогрессивные русские ученые – педагоги, гигиенисты (П.Ф.Лесгафт, А.П.Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности, способствующей качественным изменениям в физическом и психическом развитии, оказывающей разностороннее влияние на формирование его личности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека, в том числе эмоциональному. Поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне .

Разнообразные движения и действия, выполняемые участниками подвижных игр имеют большое оздоровительное значение. Они способствуют укреплению двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма и являются средством активного отдыха особенно для лиц, занятых напряженной умственной деятельностью.

Подвижные игры относятся к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для спортивной игры характерны творческие активные двигательные действия, мотивированные ее сюжетом (темой, идеей). Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими). Они направляются на преодоление различных трудностей по пути к достижению поставленной цели (выиграть, овладеть определенными приемами) .

Важнейший результат игры - это радость и эмоциональный подъем. Именно благодаря этому замечательному свойству игры, особенно с элементами соревнования, больше, чем другие формы физического воспитания, адекватны потребностям организма в движении. Для целенаправленной тренировки некоторых мышечных групп наряду с подвижными играми могут использоваться упражнения игрового характера, которые не имеют законченного сюжета, развития событий (например, эстафеты).

Свойственная подвижным играм многообразная двигательная деятельность, несущая в себе зародыши спортивного состязания, оказывается чрезвычайно полезной и даже необходимой для правильного развития моторно-психологической сферы и воспитания личностных качеств. Поэтому спортивные игры - это не только средство полноценного развития организма, но и широко раскрытые ворота в мир физической культуры и спорта .

Важнейшая особенность спортивных игр состоит в том, что они представляют универсальный вид физических упражнений. Занятия играми оказывают влияние одновременно на двигательную и психическую сферу занимающихся. Выбор поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессы контроля и регуляции. В результате увеличивается сила и подвижность нервных процессов, совершенствуются функции регуляции деятельности всех систем организма корой головного мозга и центральной нервной системой.

В тоже время игровая деятельность отличается сложностью и многообразием движений. В них, как правило, могут быть вовлечены все мышечные группы, что способствует гармоническому развитию опорно -двигательного аппарата.

Изменчивость игровых условий требует постоянного приспособления используемых движений к новым ситуациям. Поэтому двигательные навыки формируются гибкими, пластичными. Совершенствуется ловкость, развивается способность создавать новые движения из ранее усвоенных.

В игровой деятельности находит свое выражение присущая человеку потребность творчества. Многообразие игровых ситуаций ставит перед играющими самые разнообразные задачи, требующие правильного решения. Результат и непосредственно сам процесс решения приносят играющим внутреннее удовольствие, вызывающее стремление испытывать его вновь и вновь .

Таким образом, игра представляет собой процесс удовлетворения потребностей индивидуума в физической и эстетической активности, в творческой, общественно значимой деятельности.

Подвижными называются игры с относительно простым содержанием, где используются естественные движения, а достижение цели не связано с высокими физическими и психическими напряжениями.

Действия участников игры определяются ее сюжетом и представляют собой сознательные акты поведения, обусловленные сложившейся игровой ситуацией и избранным способом ее разрешения. Действия играющих носят соревновательный характер и выражаются в стремлении выйти победителем в каждом единоборстве и в ходе всей игры.

Таким образом, игровая деятельность предстает как особая разновидность соревновательной деятельности между отдельными участниками и коллективами. Для разрешения той или иной игровой ситуации участники используют специальные действия, получившие название игровые приемы. Эти действия могут быть индивидуальными или коллективными .

Каждый участник должен владеть всем разнообразием индивидуальных действий, чтобы быть в состоянии разрешать любые ситуации, с которыми он сталкивается в ходе игры. В наиболее часто повторяющихся ситуациях используют игровые навыки, которые представляют собой закрепленный способ выполнения игровых приемов.

Действия играющих отличаются особым разнообразием, но в каждом из них всегда можно выделить две взаимосвязанные стороны: внешнюю и внутреннюю. Под внешней следует понимать избранный способ решения двигательной задачи, который имеет определенную двигательную структуру, обусловленную конкретной ситуацией и законами механики движения. Другую сторону составляют психические процессы, связанные с выбором правильного решения.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми .

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

В институтах физической культуры спортивные игры представляют специальный учебный предмет, включающий: историю, теорию, методику преподавания, практическое освоение техники и тактики отдельных игр, воспитание педагогических навыков. Каждая спортивная игра имеет свои характерные особенности. Вместе с тем у различных спортивных игр имеются исходные признаки позволяющие разделить их на определенные группы: командные и некомандные, с непосредственным соприкосновением с противником и без соприкосновения, с дополнительным снарядом (клюшка, ракета, бита) и без него. При определении влияния спортивных игр на организм занимающихся, а так же их значения в системе физического воспитания необходимо исходить из общей характеристики игровых действий. В подвижных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, внезапные остановки, повороты, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие, целесообразно применяя игровые приемы, стремятся совместно со своими партнерами добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Подвижные игры являются одним из эффективных средств, помогающих снять нервное напряжение и вызывать положительные эмоции.

Лесгафт подчёркивал, что игра, в отличие от строго регламентированных движений (например, гимнастики), всегда связана с инициативными моментами решения физических задач. Игра является потребностью для восстановления как физических, так и духовных сил. Подвижные игры помогают не только в решении ряда специальных задач, но и (имея в виду природу игровой деятельности) всегда встречает хороший приём у занимающихся, новый интерес к тренировочным занятиям. Игра является толчком к спорту. Провести игру или эстафету, т.е. включить “эмоциональный” рычаг у занимающихся продолжать тренировку с желанием и интересом. В спорте широко используются игры, основным содержанием которых является содействие развитию силы, быстроты, ловкости и др. качеств. Игра является также лучшим активным отдыхом после тренировок. Игра – морально волевое воспитание.

Игра по праву занимает одно из центральных мест в сфере физического воспитания. Только игра является одновременно и средством и методом физического воспитания.

Игровая деятельность характеризуется рядом принципиальных особенностей, отличающих ее от других видов деятельности человека.

Игровая деятельность носит активный, творческий характер, вызывающий целостную реакцию организма. Она проходит с участием всех функциональных систем организма при ведущей роли психических процессов и деятельности мозга.

Игровая деятельность протекает в рамках определенных целевых установок, достижение которых служит побуждающим мотивом действий играющих .

Эффективность подвижных игр для решения задач физического воспитания во многом зависит от условий их проведения – эмоциональной насыщенности, разнообразия двигательного содержания, наличия просторного помещения, площадки, достаточного количества необходимых предметов и творческого подхода как играющих так и руководителей игр.

Эта статья для тех, кто хочет заняться спортом , но ленится. Спорт – один из важнейших факторов общего развития личности, который гармонично вписывается и сопровождает нас на протяжении всего жизненного пути. Под спортом здесь я имею в виду общее совершенствование тела с целью достижения физической гармонии. Помимо наращивания мускулатуры и занятий с тяжестями, сюда же можно отнести йогу, цигун, ушу, плавание, бег и др. дисциплины. Главное сделать свой выбор и действовать.

Мотивация

Как и в любом начинании в занятиях спортом решающее значение имеет мотивация . Мы должны четко помнить о причинах, которые побуждают нас заниматься спортом, тогда проблем с тем, чтобы начать не будет. Что мотивирует нас заниматься самосовершенствованием на физическом уровне? Какие причины у нас есть для этого?

Занятия спортом дают здоровье, силу, выносливость, гибкость, хорошую фигуру, уверенность в себе и развивает волю. Когда Вы чувствуете лень, необходимо просто вспомнить все эти стимулы. Держите эти мотивирующие факторы в голове. Можете вспомнить их по порядку и подумать, действительно ли Вы желаете быть здоровым, энергичным, сильным и уверенным в себе человеком? Действительно ли Вам нужна развитая сила воли ? Или Вас устраивает слабость, пассивность и безволие? Попробуем рассмотреть все мотивирующие факторы (причины) для регулярных занятий спортом подробней.

Здоровье

То, что занятия спортом поддерживают и укрепляют Ваше здоровье – бесспорный факт. Пассивный образ жизни приводит к повышению артериального давления, мышцы слабеют и теряются в жировых прослойках, кровообращение замедляется, кости становятся хрупкими, человек быстро утомляется и оказывается в состоянии депрессии .

Здесь действует «закономерность энтропийного динамического равновесия». Самоорганизующаяся система не может пребывать в точке абсолютного равновесия длительное время. Она либо развивается, либо деградирует. Для развития, система нуждается в постоянном влиянии извне. Когда, занимаясь спортом , мы влияем на наше физическое тело умеренными упражнениями, мы вносим легкий дисбаланс для того, чтобы получить развитие на новом уровне, что проявляется в развитии мускулатуры, выносливости, гибкости и др. Иначе – деградация. Однако если влияние на систему (нашего тела) было излишним, это может привести к переутомлению и разрушению. Поэтому занятия спортом должны быть умеренными. Не стоит доводить себя до истощения.

Занятия спортом дают физическую силу, выносливость и гибкость. Сложно переоценить влияние этих факторов на нашу жизнь. Физическая сила необходима, чтобы сделать любое движение. Если силы и выносливости недостаточно, движения будут даваться тяжело, а в иных случаях окажутся просто невозможными. Если человек ведет пассивный образ жизни , даже будучи молодым, ему, например, будет трудно подняться на пятый этаж пешком. А что ждет его в старости? Если мышцы туловища ослаблены, даже в сидячем положении человек может испытывать усталость. И напротив, человек, занимающийся спортом, даже в старости будет оставаться сильным и выносливым.

Уверенность и воля

Благодаря регулярным занятиям спортом наша уверенность в себе возрастает. Во-первых сильный и энергичный человек способен лучше противостоять любым невзгодам судьбы. Он держится уверенней, вызывает уважение окружающих, и отстраняет внимание хулиганов. Во-вторых, многих людей излишняя худоба, дряхлость, полнота и «расплывчатость» внешности заставляет комплексовать. Конечно, мы не ищем поводов для бахвальства, подпитки эго и чувства собственной важности . Но, учитывая реакцию внешней среды, занятия спортом способствуют эффективному взаимодействию с окружающими нас людьми. Красивые и здоровые люди добавляют привлекательности самой жизни.

Если Вы решили заняться спортом и чувствуете, как лень начинает все портить, необходимо вспомнить об еще одном чрезвычайно важном “параметре”, который мы развиваем, занимаясь спортом . Это – сила воли . Когда, не смотря на лень и сопротивления ума, мы под влиянием более сильных стимулов все-таки выбираем верный путь и приступаем к занятиям, наша сила воли развивается. Регулярные занятия, словно череда небольших побед над собой. Что может дать развитая сила воли? Она может проявиться и в других начинаниях нашей жизни, которые относятся к таким сферам как: работа, учеба, быт и др. Сила воли пригождается практически в любом деле. Когда речь доходит до действий, чтобы ни плел ум, просто выключайте внутренний диалог и молча приступайте к занятиям.

Советы любителя

Если ранее вы не занимались спортом, очень благоприятно начать с групповых занятий, или с посещения спортзала. Если вам тяжело заставить себя заниматься регулярно в домашних условиях, спортзал – отличный выход. Все, что нужно сделать – это прийти. Далее все пойдет само собою. Не заниматься в спортзале просто сложно, т.к. там все располагает для занятий. В спортзале множество разных тренажеров, каждым из которых проверить свои физические способности даже интересно. Когда Вы приходите в группу, или в спортзал, глядя на то, как люди занимаются, становятся сильней физически и морально, лениться просто невозможно. Помимо прочего для новичка часто необходим тренер, который подскажет, как правильно использовать свое тело, на чем делать упор, сколько выполнять подходов того, или иного упражнения и т.п.

Если Вы занимаетесь в спортзале интенсивно по часу и более, вам вполне хватит двух-трех посещений в неделю. Совершенно не обязательно раскачивать себя до уровня бодибилдера. Если ваша цель здоровое тело, вам не обязательно становиться фанатом спортклубов. Профессиональный спорт чреват сверхнагрузками и небезопасен для здоровья. Если вы занимаетесь самостоятельно, обычно двадцати минут в день для упражнений вполне достаточно, чтобы поддерживать себя в тонусе. Время и нагрузку вы будете определять сами, в зависимости от желаемого результата. Также, могу посоветовать чаще ходить на своих ногах. Если вы не опаздываете и до пункта назначения всего две-три остановки, лучше пройти их пешком.

Занимаясь спортом достаточно интересно наблюдать за развитием собственного тела, как оно постепенно меняется и преображается. Конечно, это происходит далеко не сразу, но здесь развитие куда более заметно, чем, например, в таких сферах, как развитии личности , или духовное развитие . Уже через месяц регулярных занятий, вы сможете почувствовать перемены. Если вы — на пути развития личности и самопознания, занятия спортом просто необходимы, чтобы тело не становилось “якорем”. В конце-концов, просто помните, что присматривать за “храмом вашей души” – ваша святая обязанность.

___________________________________________________________

Самое главное в занятии спортом, это иметь цель этих занятий, ведь без цели, это все равно что автоперевозки без груза и места назначения. Быть водителем это хорошо, но знать куда ехать не менее важно. Развивать свое тело это все равно, что тюнинг ваз 2106 — чем больше усилий, тем лучший результат, но и меру тоже нужно знать

Спортивные игры широко представлены в физическом воспитании в учреждениях общего и профессионального образования. В учебной работе это баскетбол, волейбол, гандбол, футбол; во внеклассной физкультурно-спортивной и оздоровительной работе, кроме названных, культивируются настольный теннис, бадминтон, хоккей, теннис и др.

В системе дополнительного образования спортивные игры представлены достаточно широко: в детско-юношеских спортивных школах, специализированных детско-юношеских школах олимпийского резерва, детско-юношеских клубах физической подготовки, в армии, различных оздоровительных клубах, на физкультурно-спортивных занятиях в местах отдыха и т.п.

Спортивные игры широко применяются в тренировке спортсменов практически всех видов спорта как эффективное средство общей физической подготовки, развития физических качеств и обогащения двигательного опыта спортсменов, особенно юных. В игровых видах спорта «другие» (по отношению к избранной игре) спортивные игры также включаются в число средств общей и специальной физической подготовки. По показателям основных физических качеств представители спортивных игр занимают высокие места среди спортсменов других видов.

Сложность технических приемов и тактических действий определяет необходимость длительной специальной подготовки игроков с постоянным составом команды (в коллективных играх). Игровая деятельность характеризуется работой переменной интенсивности, в основном скоростно-силового характера. В ходе каждой игры возможна работа различной мощности. Поэтому тренировка должна быть направлена на достижение у спортсменов высокого уровня аэробной и анаэробной производительности.

Спортивные игры традиционно популярны среди всех категорий населения страны благодаря разностороннему воздействию на организм человека.Как средство физического воспитания (эффективное содействие гармоничному развитию личности)спортивные игры имеют свои особенности , без учета которых невозможна плодотворная педагогическая деятельность. Наиболее характерные из них следующие.

1. Комплексность воздействия на организм занимающихся (разносторонность воздействия), т. е. одновременное совершенствование основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости), функций организма (дыхания, кровообращения и др.) и освоением жизненно важных двигательных навыков.По разносторонности воздействия на организм они представляют собой идеальное средство для развития жизненно необходимых навыков и совершенствования физических качеств. В спортивных играх применяются разнообразные движения и действия: ходьба, бег, прыжки, различные метания и удары по мячу (шайбе). Играющие стремятся, целесообразно применяя игровые приемы совместно со своими партнерами, добиться преимущества над противником, который оказывает активное сопротивление. Противодействие противника приводит к постоянному изменению условий при осуществлении задуманных действий отдельного игрока и команды в целом, быстрой смене игровых ситуаций. Перед играющими возникают самые разнообразные задачи, требующие своевременного разрешения. Для этого необходимо (показатели: элементный набор приемов игры (аспект тактики); способность быстро и правильно оценивать ситуацию, выбирать и эффективно применять оптимальное для конкретной игровой ситуации атакующее или защитное действие (аспект техники); специальные качества и способности, от которых зависит эффективность непосредственного выполнения действия (требования к временным, пространственным и силовым параметрам исполнения); энергетический режим работы спортсмена; чувственно-двигательный контроль и др.) в кратчайшие промежутки времени увидеть создавшуюся обстановку (расположение партнеров и противника, положение мяча или шайбы), оценить ее, выбрать наиболее правильные действия и применить их. Все это возможно осуществить, если у играющих имеются определенные знания, навыки, умения, двигательные и волевые качества.

Важная особенность спортивных игр состоит в большом количестве соревновательных действий - приемов игры. Необходимо выполнять эти приемы многократно в процессе соревновательной деятельности (в одной встрече, серии встреч) для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования) - отсюда требование надежности, стабильности навыков и т.д.

Двигательные навыки у занимающихся спортивными играми отличаются большой подвижностью, динамичностью. Играющие должны уметь выполнять точные передачи, удары по воротам, броски мяча в корзину различными способами и в самых разнообразных условиях.

2. Коллективность действий , характерная черта для большинства спортивных игр. Важная особенность спортивных игр - сложные коллективные тактические действия. Большинство видов спортивных игр являются командными, и успех в соревнованиях во многом зависит от слаженности действий всех участников. Трудность хорошего взаимодействия состоит в том, что в игре нет заранее определенной последовательности выполнения игровых, приемов и постоянного ритма. В каждой игровой ситуации действия отдельных игроков команды будут различны, но они должны быть взаимообусловлены и направлены на решение общей задачи. От игроков требуется максимум инициативы, творчества и смелости, для того чтобы согласовать свои действия с партнерами и добиться успеха. Огромное значение в коллективной игре имеет взаимопомощь игроков. Своевременная и правильная помощь партнеру - важный фактор в достижении победы над противником. Как в нападении, так и в защите, помогая друг другу, нужно стремиться создавать постоянное численное преимущество игроков над противником.

Воспитание коллективизма, способности жертвовать собственными интересами ради командной победы, желание видеть и понимать коллективный интерес в каждый данный момент состязания есть одна из важнейших задач процесса подготовки в командных играх. Во время учебных занятий и соревнований при правильном педагогическом руководстве занимающиеся приучаются подчинять личные интересы интересам команды. Воспитывается чувство взаимопомощи, дружбы, ответственности за свои действия перед коллективом. Внезапная смена игровой обстановки требует быстрых и рациональных решений. Самостоятельность и инициатива в выборе игровых действий в сочетании с тактической дисциплиной создают благоприятные условия для проявления индивидуальных особенностей игроков. Спортивный коллектив становится активным фактором формирования сознательной дисциплины и коллективистских качеств личности.

4. Воспитание личности в коллективе и через коллектив . Основной психологической установкой спортсмена на игру является стремление к полному подчинению собственных действий интересам команды (даже вопреки личному благополучию, может быть и «во вред себе» в том или ином отношении). При отсутствии такой установки у каждого спортсмена команды не может быть и сильной, слаженной команды в целом даже в том случае, если она состоит из индивидуально хорошо технически, физически и тактически подготовленных игроков. Условия командной состязательной деятельности способствуют воспитанию данной установки через воздействие коллектива на участников игры. Часто такое воздействие бывает весьма жестким, сильным, действенным, что способствует развитию у человека соответствующих личностных качеств.

В процессе учебных, товарищеских и календарных встреч между игроками могут возникнуть конфликты, связанные с болевыми ощущениями (при столкновениях), недовольством действиями партнера и т.д. Сложный характер соревновательной игровой деятельности создает постоянно изменяющиеся условия, вызывает необходимость оценки ситуации и выбора действий, как правило, при ограниченном времени. Важным фактором является наличие у спортсмена широкого арсенала технико-тактических действий, который бы давал возможность оптимизировать стратегии, обеспечивающие эффективность действий команды по достижению результата в условиях конфликтных ситуаций.

Рамки игровой деятельности определяются соответствующими правилами, нарушение которых влечет за собой различные наказания. Играющие вынуждены не только определять, какой технический прием и тактическое действие нужно использовать в данный момент, но и помнить о правилах игры. Очень остро реагируют занимающиеся на мнимые и действительные ошибки спортивных судей. Тут большую роль играет личный пример преподавателя. Его корректное и приветливое отношение к судьям, отсутствие внешних проявлений раздражения из-за возможных ошибок - все это способствует воспитанию выдержки, мужества, уважения принципов спортивной этики.

Таким образом, спортивные игры способствуют воспитанию положительных навыков и черт характера. С помощью спортивных игр воспитываются умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, уважение своих партнеров и соперников, сознательная дисциплина, активность, чувство ответственности, патриотизм.

5. Доступность для людей различного возраста и подготовленности (уровень физической нагрузки регулируется в широком диапазоне - от незначительной в занятиях с оздоровительной направленностью, до предельного физического и психического напряжения на уровне спорта высших достижений). Занятия спортивными играми - весьма эффективное средство укрепления здоровья и физического развития занимающихся, поэтому они служат эффективным средством физического воспитания в широком возрастном диапазоне.

Но есть и определенные трудности в регулировании нагрузки в спортивных играх - даже в однородных по возрасту и полу группах физическое развитие занимающихся различно. Преподаватель должен внимательно наблюдать за каждым учеником, руководствуясь главным образом объективными показателями утомления (нарушение координации движения, обильное потоотделение, побледнение, учащение пульса выше допустимого).»Субъективные» же показатели утомления («я не устал, дайте мне еще поиграть») должны приниматься во внимание строго в соответствии с индивидуальными особенностями игроков

6. Особенностью спортивных игр является и ступенчатый характер достижения спортивного результата. В видах спорта с единичными соревновательными действиями (например, прыжки, метания) оптимальное сочетание двух факторов - двигательного потенциала и рациональной техники (в принципе даже при однократной попытке) приводит к фиксации спортивного результата.

В играх это только своеобразная первая ступень - «технико-физическая». Нужна еще и организация действий спортсменов - индивидуальных, групповых и командных как способа реализации технико-физического потенциала в специфической для игр соревновательной деятельности.

7. Спортивные игры уникальное зрелище , по этому признаку с ними не могут сравниться другие виды спорта. Привлекательность и популярность игр - в их доступности и зрелищности. Это делает их прекрасным средством для привлечения к постоянным занятиям физической культурой широких масс. Играм принадлежит одно из первых мест по числу занимающихся и участвующих в соревнованиях. Спортивные игры несутвысокий эмоциональный заряд , здесь по этому признаку все равны - «и стар и млад. Однако большая эмоциональность и увлекательный характер спортивных игр создает известные трудности в организации педагогического процесса. Стремление быстрее приступить к игре иногда вызывает недостаточно серьезное отношение к общей физической подготовке изучению элементов техники, разучиванию тактических комбинаций. На конкретных примерах с достаточным тактом преподаватель должен убеждать учащихся в целесообразности всех видов подготовки

Спортивные игры в Е С К

Спортивные игры включены в Единую спортивную классификацию, что во многом способствует их развитию в нашей стране. ЕСК определяет условия и порядок присвоения спортивных разрядов и званий на основании норм и требований, определенных ЕСК Республики Беларусь).

Основными задачами ЕСК являются: установление единых оценки уровня мастерства спортсменов и порядка присвоения спортивных званий и разрядов; содействие развитию видов спорта, совершенствованию системы спортивных соревнований, привлечению граждан к активным занятиям спортом, повышению уровня всесторонней физической подготовленности и спортивного мастерства спортсменов. В зависимости от масштаба и вида соревнований оценка выступления команды также производится с позиций Единой спортивной классификации (ЕСК) - игрокам команды присваивается спортивный разряд или звание. Разрядные нормы - нормы, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в количественных показателях мер длины, веса и времени, а разрядные требования - требования, необходимые для присвоения спортивных разрядов и званий, выраженные в очках, баллах, занятом месте в командных или индивидуальных соревнованиях, победах над соперником, достижением определенного рейтинга. Оценивается также выступление команды за определенный период времени (год, два и т. п.) суммарно в различных соревнованиях. Для этого с учетом категории соревнований и занятого места (I- IV) разрабатывается шкала оценок, где каждое выступление оценивается в баллах, которые в итоге суммируются.

Юношеские разряды (I-III), спортивные разряды (кандидат в мастера спорта и I-III), звание "Мастер спорта РБ", "Мастер спорта международного класса", «ЗМС».

Однако как бы ни было велико положительное значение спортивных игр, их нельзя рассматривать как универсальное средство физического воспитания. Только в органической связи с гимнастикой, легкой атлетикой, плаванием и другими видами спорта занятия по спортивным играм могут успешно решать задачи разностороннего физического развития человека.