Заниженная самооценка у ребенка 5 лет. Самооценка младшего школьника, формирование самооценки ребенка. Старший школьный возраст

В данной статье предлагаю подробно разобрать, как формируется самооценка ребенка, и что на это влияет.

Данная статья предназначена для лиц старше 18 лет

А вам уже исполнилось 18?

Давайте разберемся в том, что же такое самооценка. Если сказать совсем просто, это оценивание себя. Если попробовать развернуть определение, самооценка — это представление человека о себе и оценивание своих качеств, отношение к собственным достоинствам и недостаткам, восприятие себя в сравнении с другими людьми. Невозможно раз и навсегда закрепить определенную самооценку. В процессе жизни она может меняться. Иногда кардинальным образом, а иногда оставаться примерно на одной стадии. Путем работы над собой можно самому самостоятельно повысить самооценку.

Что влияет на формирование самооценки у ребенка?

Развитие самооценки у ребенка начинается с самого рождения. Что влияет на самооценку? В первую очередь в детстве огромное значение имеет окружение. Маленький человек еще ничего не знает о себе. Он видит отношение родителей, слышит, что они говорят, как комментируют действия, реагируют на поступки, проявление эмоций, высказывания.

Еще самооценку формируют достижения ребенка. Но большую роль в детстве играет реакция взрослого. Если вы постоянно обращаете внимание на то, что ребенок делает не так уверенно, как его сверстники, влияние будет негативным. Чрезмерная похвала также будет способствовать нездоровой самооценке, которую необходимо постоянно подпитывать извне.

Возрастные особенности формирования самооценки

Важно помнить, что в детстве самооценка ребенка еще очень нестабильна. Поэтому именно мы, родители, должны ставить границы и очерчивать ее - поддерживать, подбадривать, объяснять, как правильно.

Дошкольный возраст

Ребенок в дошкольном возрасте ориентируется на взрослых, именно их оценка очень сильно влияет на становление личности и восприятие себя. Главная ошибка взрослых — связывание личности ребенка и его поступков. Ребенок может поругаться с братом, обидеть животное, что-то намеренно испортить, но он не перестает быть хорошим. «Ты плохой» — это манипуляция, от которой стоит стараться избавляться. Так мы разводим поведение и личность, как следствие — низкая самооценка. Помните: ребенок хороший, поступок плохой.

В этом возрасте у детей еще много эгоцентризма, они связывают с собой плохое самочувствие родителей, злость папы, грубость брата, им кажется, что они нелюбимы или виноваты в таком поведении других. Важно также объяснять ребенку, что происходит: «папа устал», «братик тебя любит, но сейчас он был не в духе».

Младший школьный возраст

В младшем школьном возрасте взрослые все еще выступают авторитетом для ребенка. Но самооценка из завышенной постепенно переходит в адекватную. Важно помнить, что в этом возрасте дети все еще в большей степени воспринимают себя через оценку родителей и учителей. Именно поэтому отметки так болезненно влияют на мотивацию успеваемости. Важно помнить, что сейчас самое время направлять ребенка на успех через формирование адекватной самооценки: поддерживать, подбадривать, любить, уважать, подчеркивать достоинства.

Младший подростковый возраст

В младшем подростковом возрасте (в среднем школьном) ребенок учится сам оценивать себя относительно объективно. Но здесь большое значение имеет его общение со сверстниками, контакт со своими чувствами. Значимо то, как взрослые относятся к нему, интересуются его внутренним миром. Самооценка детей начинает развиваться через призму общения со сверстниками. Именно их мнение сейчас играет решающую роль.

Старший подростковый возраст

Старшеклассники имеют очень нестабильную ситуацию — тут и первая любовь, и профессиональное самоопределение. Могут возникать эмоциональные трудности. Старшие школьники продолжают оставаться ранимыми, особенно по поводу замечаний в отношении их внешнего вида. У детей в этом возрасте появляются комплексы, поэтому очень важно повышать самооценку. Она начинает крепнуть, но еще не так стабильна, как у студентов или у взрослых. Именно поэтому важно проявлять интерес к своему ребенку. Поддержка, подбадривание и выстраивание четких границ остаются главными помощниками.

Условия формирования адекватной самооценки у ребенка

Не сравнивайте

Самая частая ошибка родителей — сравнение своих детей с другими в благих целях. «Посмотри, как Катя учится хорошо», «Обрати внимание, мальчик меньше тебя, а он не плачет», «Видишь, как Вася рисует». Все эти замечания не имеют никакого воспитательного воздействия и лишь прибавляют ребенку неуверенности. Вряд ли вы захотите, чтобы вас сравнивал супруг с соседкой, а начальник — с работником из соседнего отдела.

Мы все хотим чувствовать свою уникальность. Мы не знаем, как живут чужие дети, не знаем, какие проблемы могут у них возникать. Мы часто видим только то, что на поверхности. Да, Катя учится хорошо по математике, а с русским языком у нее не очень хорошо складывается. Но Катя медалистка, и ей помогают учителя. Мальчик не плачет, потому что он выспался и поел, у него хорошее настроение. А Вася хорошо рисует, потому что способности у него от природы такие. Замечайте в своем ребенке то, в чем силен он. Сравнения разрушают ваши отношения и понижают доверие.

Давайте реальную оценку

Избегайте перегибов. Не стоит занижать способности ребенка, но и завышать их. Иногда родители перегибают палку в похвале. Не следует хвалить детей за все подряд и манипулировать похвалой, постоянно говорить «ты хороший мальчик», «молодец», комментировать каждое действие, слишком эмоционально реагировать на поступки. Так мы прививаем детям зависимость от оценки.

С другой стороны, не надо постоянно концентрироваться только на негативе. Употреблять фразы «ты плохая девочка», «ай-ай-ай, как тебе не стыдно», «посмотри, все люди на тебя смотрят». Важно стараться оценивать ребенка адекватно, понимая, что сильные перегибы приведут к перекосу в ту или иную сторону. Когда вы видите, что у ребенка что-то получилось, вы можете это отметить. Расскажите, что вы видите или чувствуете. Например: «Ты нарисовал большой зеленый дом, он напоминает мне тот, который мы видели, когда гуляли». Или: «Я вижу, как ты растешь — уже ешь сама вилкой». Самое главное — оценивать ребенка реально. Если он допускает ошибку и сам говорит о ней, не переубеждать, что все в порядке, а предлагать попробовать еще раз, помочь найти путь в решении проблемы.

Уважайте границы ребенка

Этот пункт включает довольно широкий спектр. Важно относиться уважительно к желаниям и чувствам ребенка, к его мыслям и представлениям, к игрушкам и другой собственности. Давайте разбираться по порядку.

Что касается чувств и желаний — это не значит, что необходимо выполнять все требования ребенка, это значит признавать его право на плохое настроение, грусть, скуку, злость. Дети могут чего-то хотеть, и это действительно нормально. Не стоит подменять понятия. Если ребенок просит новую игрушку, не надо его ругать. Это желание. Объясните, почему сейчас вы не будете ее покупать, откажите, но не стоит говорить «ты постоянно что-то клянчишь».

Что касается мыслей, представлений ребенка, здесь также следует проявлять гибкость. Неважно, сколько ему лет, важно уважать интересы, выбор друзей — именно такое отношение будет формировать адекватную самооценку.

Стоит отнестись с особым вниманием к вещам ребенка: когда малыш подрастет, советуйтесь с ним по поводу его одежды, не берите без спроса игрушки, у детей постарше — дневник или личные записи. Не залезайте без спроса в сумку или рюкзак. Важно, чтобы ребенок видел уважительное к себе отношение, это будет благоприятно влиять на оценку себя. Разделяйте личность и поступки ребенка.

Станьте примером

Важно сказать и о том, что самооценка ребенка формируется еще и на примере того, как сами родители к себе относятся, как оценивают. В возрасте 3-6 лет идет процесс отождествления ребенка с родителем своего пола — с мамой или с папой. Поэтому запечатлеется то, как сами взрослые к себе относятся, что они говорят о себе, как ведут. Молчат или смело отстаивают свою позицию? Считает ли мама себя умной, красивой, интересной, насколько уверенно ведет себя? Что думает папа о себе, какие фразы произносит вслух, что показывает своим поведением?

Именно в семье под влиянием взрослых и складывается самооценка ребенка, там она развивается. Вы можете делать вид, что оцениваете себя достаточно высоко либо наоборот, но дети видят, что происходит на самом деле. Старайтесь делать так, чтобы ваши слова не расходились с поступками. Заботьтесь о себе, общайтесь уважительно и требуйте такого же отношения к себе. Давайте послабления, делитесь своими заслугами и достижениями. Такие шаги будут полезны и для вас, и для ребенка.

Создавайте ситуации успеха

Не стоит требовать от двухлетки завязывать шнурки, а от годовалого малыша — самостоятельно есть ложкой. Степень ответственности должна быть сообразна возрасту. Тогда ребенок будет чувствовать, что справляется хорошо, видеть свои успехи.

Если вы требуете от ребенка слишком многого, его самооценка будет занижаться. Создавайте ситуации успеха. Не стоит отдавать негибкого ребенка на гимнастику, а того, что не любит рисовать, в художественную студию. Идите за интересами ребенка. Пусть он занимается тем, что ему особенно нравится, что получается лучше всего. Именно тогда он будет расти уверенным в себе человеком, который знает себе цену.

Итак, основные моменты в формировании здоровой самооценки ребенка — личный пример, адекватные требования, много поддержки и похвала по делу. Именно от самооценки зависит уверенность в себе, успешность в жизни, легкость в общении с людьми и способность заводить новые контакты, умение говорить «нет» и отстаивать свои границы. Человек с адекватной самооценкой знает себе цену, но у него нет потребности постоянно конкурировать. Он умеет сотрудничать и сам становится источником поддержки для других.

В то же самое время стоит помнить, что в детстве самооценка зависит напрямую от взрослого и является достаточно нестабильной вплоть до подросткового возраста, где она постепенно выравнивается.

Не стоит бояться сделать неловкое движение, но стоит помнить, что в семье закладывается база самооценки. Взрослый человек способен повысить самооценку при помощи собственной активности, через достижения, общение с поддерживающими людьми и с помощью самоанализа.

Самооценка выступает как своеобразная предпосылка становления активной жизненной позиции личности.

Эта зависимость незаметна и непонятна для людей, не знакомых досконально с закономерностями функционирования человеческой психики. Именно неосведомленность нередко ведет к тому, что взрослые воспитывают индивида, неспособного адаптироваться и найти свое место в обществе.

Вопросы становления самооценки детей исследовалось многими отечественными и зарубежными учеными: Ш. А. Амонашвили, Е. Берном, Г. Бернсом, М. и Г. Снайдерами, Бы. И. Наумовым,
Н. И. Непомнящею, С. Г. Якобсон и др.

Однако признать предмет исследования исчерпанным нельзя. Учеными до сих пор не выработано однозначное отношение к тому, какую самооценку детей целесообразно считать оптимальной для дальнейшего успешного развития личности.

Особенности самооценки ребенка

Подавляющее большинство ученых отстаивает позицию необходимости формирования у ребенка адекватной самооценки.

Так, исследования Г. А. Люблинской показывают, что дети с низкой самооценкой полностью или практически полностью теряют интерес к видам деятельности, в которых не могут быстро достичь успеха; при возникновении первых трудностей дети проявляют пессимистические наклонности; отказываются от сложных задач, характеризуются низким уровнем притязаний и низкой активностью.

Вместе с тем, среди детей с завышенной самооценкой в процессе эксперимента оказались такие, которые не оправдывали на практике своего высокого уровня притязаний.

Б. И. Наумов предостерегает, что захваливание ребенка порождает нескромность.

С. Г. Карпенчук обосновывает, что адекватная самооценка действует как позитивный стимул в воспитании и самовоспитании, поскольку индивид имеет «правильное» представление о себе.

В то же время все ученые единодушны в том, что только позитивное представление воспитанника о себе, только положительное самоутверждение в повседневной деятельности предстают как конструктивный механизм и стимул развития и самосовершенствования личности.

Необходимость сочетания в представлении ребенка идеального образа себя и адекватной реалистической самооценки свидетельствуют о сложности педагогической задачи.

Интересный механизм и само формирование указанной теоретической структуры создали известные психологи В. Г. Крыса и С. Г. Якобсон.

Проведенный ими эксперимент, целью которого было формирование нравственных качеств дошкольников, разделялся на два этапа.

На первом этапе у детей формировали «идеальный образ себя». С этой целью им предлагали проанализировать ряд; жизненных ситуаций.

Необходимо было теоретически оценить моральные качества мнимых сверстников и теоретически обосновать собственные действия при аналогичных условиях.

Вторая часть эксперимента предусматривала практическую деятельность детей, оценивание своих результатов и самоанализ и самохарактеристику - формы работы, ориентированные на планомерное формирование адекватной самооценки.

Во время исследования оказалась важное условие эффективности воспитательного влияния на формирование самооценки ребенка.

Ребенок четко определяла «идеальный образ «Я» и скорее училась реально оценивать себя, когда чувствовала поддержку взрослых и ровесников, которых уважала.

Таким образом, первым шагом к становлению активной жизненной позиции личности является создание благоприятного микроклимата в ее окружении, поддержка даже незначительных положительных инициатив ребенка.

Второй шаг - формирование оптимальной самооценки индивида.

Опираясь на сведения, полученные при проведении исследования Г. В. Крыса и С. Г. Якобсон, логично схематически представить самооценку как синтез двух составляющих: самооценки перспективной и самооценки итоговой.

Под «перспективной самооценкой» имеем в виду определение ребенком до начала деятельности своих возможностей в решении поставленной перед ней проблемы.

Общеизвестно, что самооценка имеет три уровня: адекватная, завышенная и заниженная.

Адекватная самооценка у разных детей имеет существенные отличия.

Одни, адекватно оценивая себя и свои действия, прежде всего, обращают внимание на отрицательное, а затем положительное.

Другие - наоборот. Поэтому логичным будет разделение адекватной самооценки на два подвида:

  1. адекватная, приближенная к заниженной;
  2. адекватная, приближенная к завышенной.

Взяв за основу эти исходные положения, проанализируем, какие превращения происходят с самооценкой под воздействием объективных и субъективных факторов.

Предположим, что у ребенка сформирована адекватная самооценка. Предположим, что перед таким ребенком поставлена задача, выполнять которое ей ранее не приходилось.

Адекватная перспективная самооценка окажется в такой позиции личности: «Задачи неизвестно. Возможно, я сумею его выполнить, а, возможно, и нет. Вероятность успешного завершения дела - 50 % на 50 %.»

Чем младше ребенок, тем незначительнее его жизненный опыт, чаще предстают перед ней неизвестные, неиспытанные проблемы и задачи.

Даже в течение дня их может быть несколько. Повторение же «побед» или «поражений» закрепляют эмоциональные реакции, дети получают представления о себе, отношение к определенному виду деятельности и к деятельности в целом.

Например, в каждом из 10-20 или 50 случаев решения ребенком неизвестной до сих пор задачи около половины последствий положительных и примерно половина - отрицательных. Итоговая адекватная самооценка позволяет констатировать факт.

Если малыш находится в психологически благоприятном окружении, и неудачи не вызывают дополнительных неприятностей (наказаний и тому подобное), а победы не преувеличиваются любящими взрослыми, - сохраняется адекватная самооценка.

Однако, стимулы для активной деятельности, преодоление трудностей, интенсивного самовоспитания фактически отсутствуют. Ведь, как доказано учеными. Г. Асеевым, Е. Берном и др., привлекает и стимулирует тот вид деятельности, тот вид труда, в котором личность самоутверждается, реализует свой творческий потенциал.

Если, в данном случае, имеется в виду учебная деятельность, то заинтересовать ученика приложить дополнительные усилия для повышения успешности возможно только при условии дополнительного стимулирования (влияние субъективных факторов): радость родителей, стремление понравиться кому-то из окружения, материальная награда и др.

Непосредственно же учебная деятельность не выступает в рассматриваемом варианте личностно значимым для ребенка мотивом.

Предположим, что способности, состояние здоровья или иные объективные обстоятельства не позволяют ребенку достичь высокой результативности и большинство дел характеризоваться негативными последствиями.

Даже при самом благоприятном психологического микроклимата, адекватно оценивая достижения, воспитанник постепенно начинает акцентировать внимание на неудачах, поскольку они почти сплошные.

Многократные повторы негативного опыта превращают адекватную итоговую самооценку на адекватную, приближенную к заниженной, или к заниженной. Эта «реальная» самооценка начинает влиять на самооценку перспективную.

Реально, «правильно», адекватно оценивая себя, ребенок обязательно придет к следующему выводу: «10 (20, 50) раз я бралась за незнакомое дело, и всегда у меня ничего не получалось. Логично, что и на 11 (21; 51) раз опять ничего не получится».

Как видим, под влиянием объективных факторов самооценка из адекватного превращается в заниженную. Когда же неудачи становятся причиной негативных реакций окружающих (субъективные факторы), перспективная самооценка падает настолько, что питомец вообще боится начинать любую работу, даже известную.

Если речь идет о учебную деятельность, стабилизируется негативное отношение к ней через отрицательную личностную мотивацию.

Поскольку человек имеет насущную потребность в самоутверждении (исследования Е. Берна, Л. И. Божович, Д. Карнеги, И. С. Кона, А. Маслоу и др.), в первом и втором случаях взрослым необходимо найти для ребенка способ самореализации, помочь, по возможности, повысить уровень успешности; способствовать определению любимой (которая удается) дела (танцы, авиамоделирование, игра в футбол и т. д) и регулярным занятиям ею.

Иначе ученик самостоятельно направит свои усилия, и не обязательно в конструктивном русле. «Победная» деятельность позволит повысить самооценку воспитанника. Соответственно, увеличится и его активность.

Предположим теперь, что ребенок практически постоянно достигает высоких положительных результатов.

Замечая отдельные недостатки и просчеты, воспитанник «вынужден» откровенно признавать собственные победы.

Итоговая самооценка возрастает до адекватной, приближенной к завышенной или завышенной. Во втором случае ребенок перестает видеть свои недостатки. Влияние итоговой самооценки на перспективную очевиден.

С позиций ребенка осознание своих возможностей формулюватиметься примерно так: «Всегда у меня все получалось. Наиболее вероятно, что и в дальнейшем получится. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (адекватная самооценка, приближенная к завышенной).

Или так: «Всегда у меня все получалось, и теперь получится обязательно. Новая проблема меня не пугает. Новое - интересно» (завышенная самооценка).

Перспективность самооценки

Перспективная самооценка оказывается приближенной к «идеальному» образу «Я», о котором писала Г. М. Сагач и другие ученые.
У ребенка с высокой перспективной самооценкой любая деятельность вызывает интерес, ведь он надеется еще раз самоутвердиться, получить удовольствие от «победы». Это признак активной жизненной позиции.

Таким образом, целесообразен вывод первый: воспитание активной жизненной позиции возможно через формирование завышенной или адекватной, приближенной к завышенной, перспективной самооценки.

Следовательно, остерегаться высокой перспективной самооценки, а тем более пытаться ее искусственно занизить - нецелесообразно.

Другое дело, что при высокой перспективной самооценке у детей важно:

  1. искренне признавая его достижения, целенаправленно и систематически приучать анализировать предыдущий опыт и делать правильные выводы при планировании на будущее (например: «Я смогу выполнить эту работу, если проконсультируюсь у учителя, воспользуюсь справочником, мне поможет папа, когда подрасту и т. д.»);
  2. воспитывать у ребенка трудолюбие, силу воли, умение определять цель и достигать ее;
  3. ориентировать индивида на самообразование и самовоспитание;
  4. обучать его гуманного, толерантного отношения к другим людям;
  5. обучать этике общения.

Такая воспитательная система не занизит перспективной самооценки личности и одновременно позволит зафиксировать, стабилизировать ее адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку, которая станет основой серьезного анализа и реального планирования на будущее.

Вывод второй: для воспитания активной жизненной позиции ребенка важна сформированность у него адекватную, приближенную к завышенной, самооценку.

Целесообразен учет на практике такой характеристики самооценки, как ее устойчивость.

Однозначно, что крайне неустойчивая самооценка не способствует становлению активной жизненной позиции. Сохранение устойчивой самооценки становится для человека потребностью, и нарушение ее порождает такое явление, как аффект неадекватности (то есть устойчивое негативное эмоциональное состояние, которое возникает в связи с неуспешной деятельностью).

Если перспективная завышенная самооценка сочетается с завышенной итоговой, состояние аффекта является достаточно опасным. Индивид не осознает неуспеха или не хочет его признавать.

Состояние аффекта может вызвать у такого человека проявления недоверия, повышенную обидчивость, подозрительность, агрессивность, негативизм.

Когда же высокая перспективная самооценка сочетается с адекватной итоговой, недовольство ситуацией преимущественно выступает дополнительным стимулом для работы личности над своим совершенствованием, становится источником усиленной активной деятельности.

Подытоживая сказанное, убеждаемся, что оптимальной следует считать завышенную перспективную самооценку и адекватную, приближенную к завышенной, итоговую самооценку.

Этой позиции придерживались американские психологи Е. Берн и X. Дж. Джайнотт.

Применение нами с целью проверки указанных выше практических рекомендаций по формированию оптимальной самооценки позволило заметно повлиять на поведение детей, существенно повысить уровень их общественной активности. Педагоги работали в тесном контакте с семьями воспитанников, уча родителей правильно воспитывать детей.

Наблюдение за поведением детей в учебной, игровой и трудовой деятельности показали, что в экспериментальных группах дети:

  1. дети почти не обижают друг друга;
  2. как правило, умеют помогать окружающим, сами замечают, кому нужна помощь и стараются ее оказать;
  3. дети умеют отстаивать собственное мнение, даже если оно противоречит взглядам окружающих;
  4. дети с уважением относятся к одноклассникам (нередко после занятий и в выходные дни собираются в кого-то во дворе, чтобы играть вместе);

Самооценка человека формируется еще в детстве и влияет на всю его дальнейшую жизнь.

Именно поэтому родителям важно уделить этому вопросу серьезное внимание.

Продуманный подход, умение правильно поощрять малыша и оценивать его действия, поддержка и ориентир на нравственные ценности – вот лишь малая толика того, в чем необходимо ориентироваться мамам и папам.

Подробнее об этом рассказывает психолог и детская писательница Оксана Стази.

Почему самооценка так важна

От самооценки человека напрямую зависит, как сложится его жизнь, насколько успешным он будет и чего сможет добиться. Если личностное восприятие завышено, это может привести к сложностям в отношениях с окружающими.

Если, наоборот, занижено – его обладатель рискует провести всю жизнь на «вторых ролях»: такие люди достаточно пассивны и скорее плывут по течению, чем борются за достижение своих целей и желаний.

Адекватность самовосприятия, здоровая критичность, умение непредвзято оценить свои сильные и слабые стороны позволяет эффективно выстраивать рабочие и личные связи, добиваться расположения и чувствовать себя комфортно и счастливо.

Большое будущее маленького человека

Уже на первых годах жизни у ребенка начинает закладываться основа самооценки – и то, какой она станет, во многом зависит от родителей.

В условиях ссор, недовольства, повышенной строгости, а также при недостаточном внимании малыш, скорее всего, получит заниженную самооценку.

Там же, где потребности детей ставят во главу угла, потакают всем их желаниям и капризам, чрезмерно хвалят, чаша весов ожидаемо качнется в сторону завышенной самооценки.

В три года у малыша активно формируется осознание собственного «Я» – через поступки и их оценку родителями.

Он стремится продемонстрировать окружающим личные умения и ожидает одобрения со стороны взрослых.

Поддержка в этот период очень важна – ребенок учится гордиться своими достижениями, и в будущем это позволит ему обрести и развить уважение к себе и чувство собственного достоинства.

Интересно! Откуда берутся дети - устами родителей

Трижды подумай, потом скажи

Родителям стоит с большим вниманием относиться к тому, что и как они говорят своему ребенку – ведь любая их оценка сказывается на самовосприятии малыша.

К завышенной самооценке приводит:

  • тотальное одобрение, когда похвал выступает как основная форма оценки любых действий ребенка;
  • игнорирование плохих поступков, когда взрослые не хотят тратить время и душевные силы на «разбор полетов», ссылаясь на то, что «он еще маленький», «вырастет – поумнеет».

Отсутствие у детей четких нравственных ориентиров приводит к тому, что они начинают воспринимать свое поведение, как дозволенное, и плохие проступки повторяются и в более взрослом возрасте.

К заниженной самооценке приводит:

  • отсутствие похвалы или её редкость;
  • постоянные упреки;
  • наказания даже за мелкие шалости.

Такой подход формирует у ребенка чувство постоянной вины, которое может развиться в комплекс неполноценности.

Дарите любовь без оглядки

Из счастливых детей вырастают счастливые взрослые!

Для ребенка очень важно чувствовать себя любимым. Завышенная самооценка в раннем возрасте – это нормально и говорит лишь о благоприятной атмосфере в семье.

Со временем в жизни малыша появятся другие люди, помимо родственников, и взаимодействие с ними поможет подкорректировать его самооценку. Немаловажную роль в этом процессе сыграет также воспитание в кругу семьи

Именно мама и папа дают чаду моральные ориентиры, выказывают одобрение или осуждение за разные поступки.

Помните: дети, которым не хватило родительской любви и тепла, ощущают себя несчастными и вырастают с заниженной самооценкой.

Ребенок нуждается в вашей помощи

С возрастом к ребенку начинают предъявлять все больше требований.

И это правильно – его самосознание растет, он способен приложить усилия для достижения цели.

Ребенок осознает последствия поступков, его понимание хорошего и плохого становится более четким.

Собственная самооценка связывается с личными достижениями.

До 6-7 лет малыш опирается в своих действиях на эмоции, и родителям важно помочь ему разобраться, какие поступки и поведение являются положительными, а какие – отрицательными с точки зрения общества.

Интересно! Коррекция поведения у гиперактивных детей

Это даст ребенку возможность научиться самостоятельно давать оценку своим делам и поведению, а также позволит понять, хорошим или плохим человеком он является.

Формирование адекватной самооценки у ребенка

Не игнорируйте ребенка! Уделяйте ему внимание. За положительные действия – поощряйте, за отрицательные – порицайте.

Не скупитесь на похвалу, если ребёнок ее заслужил. Так вы подкрепляете его стремление поступать правильно и быть хорошим.

Давая поручения, ориентируйтесь на возраст ребенка – ему еще не все по плечу.

Если малыш постоянно сталкивается с разочарованием от того, что его усилия не привели к нужному результату, это может сформировать у него комплекс неполноценности.

Помните, что детям очень важна родительская поддержка – причем не только тогда, когда нужно разделить успех, но и при неудачах.

Сопереживайте им, радуйтесь вместе с ними, помогайте преодолевать трудности и исправлять ошибки, воодушевляйте на новые хорошие свершения – и они обретут уверенность в своих силах!

Не сравнивайте ребенка с другими детьми, это может негативно повлиять на его самооценку.

Кто-то раньше учится ходить, кто-то писать или читать – это очень индивидуально, и не является показателем общего развития.

Гораздо правильнее отслеживать наличие или отсутствие прогресса относительно предыдущих достижений малыша.

Не забывайте, что даже в раннем возрасте ребенок – это уже личность. Относитесь к нему с уважением, не оскорбляйте, не критикуйте без причины, а если ошиблись и повели себя неправильно, не бойтесь признаться в этом и извиниться перед ребёнком.

В заключение хочется сказать всем родителям — любите своего ребёнка! Тогда он будет расти уверенным в своих силах и это поможет ему преодолевать неудачи и добиваться успехов.

Самооценка ребенка – одна из самых важных вех в воспитании нового поколения. Процесс этот трудоемок и требует внимательного подхода, однако, для любящих родителей нет ничего невозможного – нужно лишь немного чуткости и понимания в общении с ребенком. Конечно, не лишним будет и посоветоваться с психологом, так как работа с самооценкой требует индивидуального подхода.

Самооценка и ее значение в жизни человека

Кто-то может предположить, что самооценка – это не самое главное в жизни, и окажется не прав на 90%. Здоровый подход к себе, своим мыслям, внешности, поведению и поступкам – это залог благополучного существования в обществе без потери собственного «Я». Если с раннего детства ребенку не дали возможности развить в себе положительную самооценку, то, скорее всего, уже, будучи взрослым, он начнет испытывать весьма серьезные проблемы при знакомствах, общении в учебе и на работе, при достижении поставленных перед собой целей. Сами цели будут намеренно им занижены, потому что он просто не будет верить в себя. Вера в себя и свои силы – это основа адекватной самооценки.

Успешные люди, в том числе счастливые в браке, объективно смотрят на окружающий мир, людей со всеми их несовершенствами, умеют корректировать ситуации в свою пользу, наиболее активно борются за желаемое и добиваются своего только потому, что самооценка данных личностей находиться на оптимальном уровне. В противном случае, перед обществом предстает человек, мало знающий о своих силах и возможностях, замкнутый в себе и не идущий на контакт. Такие люди, если вовремя не приняты меры, либо полностью уходят в свой мир, либо начинают тактику агрессивного поведения, когда все вокруг вдруг оказываются что-то должны или в чём-то виноваты перед человеком с заниженной самооценкой. Критические показатели адекватного самовосприятия часто рождают комплексы, разрушающие человеческую сущность, не позволяющие ему принимать мир таким, какой он есть.

Особенности формирования детской самооценки в зависимости от возраста

Развитие, становление и коррекция самооценки человека актуально для любого возраста, однако, начинать данные процессы следует с самых ранних лет. Многое за родителей делают инстинкты, но следует помнить, что очень скоро ребенок подрастет и выйдет в общество. В этот момент уже оно начнет вносить свои директивы в самовосприятие маленького гражданина. Чтобы вовремя предпринять все необходимые действия, процесс становления самооценки можно разбить по возрастам.

  • От 0 до 3-ех лет. В данном возрасте ребенок абсолютно открыт к общению, познанию – впитывает всё в себя, как губка, и ещё плохо разделяет такие понятие, как хорошо и плохо, можно-нельзя, получилось-не удалось и т.д. На данном этапе закладывается основа самооценки. Чаще всего она бывает немного завышена, так как первые годы жизни для малыша – это активное участие со стороны взрослых, нежности, постоянное подчеркивание того, какой он хороший, как он замечательно держит ложку или складывает пирамидку. Это формирует в сознание ребенка устойчивую связь между его личностью и тем, как у него всё хорошо выходит. Именно поэтому в данном возрасте нельзя сравнивать действия своего чада с действиями других детей, а также нельзя намеренно занижать достижения малыша, дабы не спровоцировать в нем развитие комплекса «непохожести». В этом возрасте важно слушать похвалу именно от самых близких ему людей.
  • От 3-ех до 5-ти лет. Первая переходная ступень на пути становления личности. На данном периоде самооценка ребенка, либо зашкаливает, либо ниже нижнего предела, что легко можно понять по поведению. Постоянные требования, истерики по поводу не купленной игрушки или мороженного, попытки показать превосходство агрессией или издевками по отношению к сверстникам – привилегия детей с завышенной самооценкой. Тихони, предпочитающие оставаться в стороне и не способные довести то или иное дело до конца – малыши с пониженным уровнем самовосприятия. Этот возраст – пора родительского терпения и вместе с тем повышенного внимания к поведению ребенка. В ряде случаев может даже понадобится психолог. Основной задачей будет коррекция пробелов в поведении: агрессора – успокоить, тихоню – приучить к контакту.
  • От 6-ти до 10-ти лет. Первые школьные годы, уроки, сверстники, учителя, повышенный уровень обязанностей вместе со всеми вытекающими последствиями: стрессы, переутомление, эмоциональное перевозбуждение и многое другое. Теперь ребенка оценивают не только родители и педагоги в детском саду – к нему приковано пристальное внимание учителя, пусть и дружелюбного, сверстников. Школьник начинает осознавать, что он не один, что помимо его, есть интересы окружающего его общества. Именно в этот период начинается активное становление личного мировоззрения, мнения и самооценки по отношению ко всем, кто учится с ребенком плечом к плечу. Теперь, от того, как укреплялась самооценка вашего чада в ранние годы, будет зависеть, куда она пойдет теперь – вверх или вниз.
  • С 11-ти до 17-ти лет. Старшие классы, повышенный уровень напряженности, порой жесткая критика со стороны сверстников, а также непонимание (по мнению подростка) со стороны взрослых – всё это откладывает яркий отпечаток на поведении и формировании самооценки ребенка. Когда же всё это объединяется с пиками эмоциональной нестабильности, вызванной переходным возрастом, задача родителей и учителей становится еще более сложной – не дать подростку потерять самооценку, подвергнуться влиянию дурной компании, выбрать негативный пример для подражания. Как ни странно, в данной ситуации больше подходит не жесткий контроль, а доверие и чуткость к проблемам подростка. Помощником для родителей могут стать увлечения ребенка – что он смотрит, какую слушает музыку, о чем чаще всего говорит.

Тест на определение самооценки

В психологии существует очень простой тест на определение самооценки ребенка. Проводить его можно в любом возрасте, однако, дети постарше, подростки могут намеренно вводить в заблуждение, если догадаются о намерениях педагога или родителя. Это следует учитывать и внимательно подойти к проведению данного теста.

Для его осуществления на листе бумаге нарисуем лесенку, либо выложим ее из любых подручных предметов, которые могут устоять в форме лестницы. Всего должно быть 10 ступеней, которые будут отображать уровень самооценки.

По правилам, нижние три ступени – обиталище детей плохих, неуравновешенных, не понимающих окружающее общество, конфликтующих с ним, грустных и не усидчивых. Четыре следующие ступени характеризуют ребенка как «нормального», коммуникабельного, открытого, доброго, умеющего решать поступающие задачи, проблемы. Три последние ступеньки отмечают в детях черты превосходства над окружающими. Здесь преобладают такие качества, как гордыня, заносчивость, эгоизм, стремление везде и во всем преуспевать любыми путями, тщеславие.

Попросите ребенка выбрать ступень, на которую встал бы он сам. Соответственно, первые три ступени – низкая самооценка, четыре следующие – адекватная самооценка, три последние – завышенная.

Также можно попросить ребенка нарисовать лестницу на листе и спросить его, куда она ведет. Если в низ – есть проблемы с самооценкой и мировосприятием. Возможно, ваше чадо испытывает какие-то трудности, о которых не говорит. Если лестница ведет вверх – ребенок на подъеме, развивается и стремится к достижениям.

Как воспитать здоровую самооценку в ребенке

Говорить о том, что может поспособствовать развитию положительной самооценки в ребенке, можно бесконечно, поэтому стоит выделить только несколько основных факторов:

  • доброжелательная здоровая атмосфера в семье, адекватное отношение к ребенку и его потребностям;
  • объективная оценка достижений ребенка;
  • отказ от сравнения ребенка с другим человеком;
  • отказ от личностных претензий («ты плохой», «ты постоянно …»);
  • перед ребенком ставятся посильные ему задачи;
  • родители участвуют в достижении успехов ребенка, помогают исправлять ошибки в дружелюбной форме;
  • отказ от какого-либо обсуждения возможных физических недостатков;
  • терпение и внимательность – основа конструктивной критики и необходимой помощи малышу для своевременной коррекции самооценки.

Привет, привет, родители!

В малыше с двух лет уже начинает формироваться самооценка, он начинает понимать и осознавать всю важность своего прибытия и может в некотором смысле нести ответственность за свои поступки и даже действия.

В будущем это непосредственно скажется на его жизненном статусе, его социальном положении, взаимоотношениях с другими людьми.

Самооценка, как взрослого человека, так и маленького ребенка играет непосредственную роль в его жизни и напрямую связана с его личными успехами и достижениями. Безусловно, немаловажную роль в этом играет и .

Поэтому, так важно отнестись к ее формированию именно в дошкольный период, когда закладывается фундамент. Если не будет слишком перекошена в ту или иную сторону, можно скорректировать в последующие годы.

Но как, говорится, лучше все делать вовремя и меньше нужно будет исправлять в последствии.

Из чего же складывается самооценка маленького ребенка? От чего зависит ее перекос? Как не наделать ошибок или исправить имеющиеся? Как узнать самооценку ребенка?

Как формируется?

Мнение о себе у маленького ребенка начинает формироваться в возрасте с 2,5 — 3 лет посредством переживания , когда ему хочется все попробовать делать самому. Вторым показателем формирования является , это является основным стимулом для дальнейшего выполнения определенных действий.

Часто в этом возрасте малыши делают определенные поступки для того, чтобы на них обратили внимание, сначала для мамы: ребенок рисует и бежит показывает маме свое изображение, или висит на турнике с одной рукой и кричит маме, чтобы она посмотрела, как он может. Встревает в разговоры взрослых со своей «срочной»просьбой.

Важно обращать на все это внимание, не игнорировать, а корректировать, стимулировать, подбадривать, объяснять, мягко направлять в нужное русло.


Повторю, сначала это для мамы и близкого окружения, где вращается ребенок, затем для воспитателя, учителя, тренера, а потом для понравившейся девочки и так далее. Так складывается наша жизнь, и все это наслаивается, формируется, и лепется она, как слоеный пирог, самооценка человека.

Как определить?

Чтобы определить самооценку своего ребенка совсем не обязательно быть детским психологом, в помощь вам подойдут всевозможные тесты, игры, да и само поведение ребенка расскажет вам об этом.

У ребенка и у взрослого человека может быть завышенной, заниженной и адекватной.

При нормальной (адекватной) самооценке человек оценивает свои силы и возможности так, какие они на самом деле, без каких-то обид на себя или окружающих. Это не приводит к дискомфорту. Взрослый, зная свои слабые и сильные стороны, может использовать в своих личных целях. Такие люди жизнерадостны и оптимистичны.

Признаки заниженной самооценки


Заниженная самооценка приносит много печали и горя своему обладателю. Ребенок превращается в закоренелого пессимиста.

  1. Очень раним и обидчив, часто капризничает, плачет. Его переполняет неуверенность в себе и своих силах. Испытывает стеснение, волнение, тревогу, чаще уединяется или замыкается.
  2. Обратите внимание, какие слова он использует в разговоре: я не могу, у меня не получится, они сделают лучше.
  3. Даже не пытается проявить инициативу, уверен, что все равно у него не получится или кто-то другой сделает лучше него.
  4. Не участвует в общественных мероприятиях и командных играх. Ребенку трудно находиться в коллективе, играть и контактировать с другими детьми.
  5. Нет настойчивости, стремления, нет цели.

И чем дольше так происходит, тем еще сильнее падает самооценка. Обратите внимание, в каком обществе вращается ваш ребенок, кто его друзья, какие у них отношения с вашим ребенком?

Признаки завышенной самооценки

Завышенная самооценка ничем не лучше заниженной, поскольку оборотная сторона все той же медали. Противоположная крайность.


Самооценка может меняться в течение жизни, но ее основное формирование происходит в раннем возрасте, что бывает достаточно проблематично изменить. Здесь закладываются детские комплексы, обиды, несбывшиеся надежды и мечты.

Вариантов определения самооценки ребенка множество. Ознакомившись с ними, можете просто время от времени наблюдать за своим ребенком, но делать конкретные выводы можно после шести лет. Тогда ребенок уже может воспринимать себя как отдельную личность, отвечать и осознавать свои поступки, оценивать свои силы. Наблюдайте и прислушивайтесь к своему ребенку:

Смотрим, какого человечка ребенок выбрал красным, а какого зеленым. каким он хочет быть и каким является на самом деле. Чтобы было понятно, человечки пронумерованы.

Выбор человечков под номерами 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 - хорошие отношения с окружающими, общительность.

№ 4 - устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 - утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 - мотивация на развлечения.

№ 13, 21 - отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 - отстраненность, уход в себя.

№ 10, 15 - комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 - кризисное состояние, депрессия.

№ 20 часто выбирают дети с завышенной самооценкой.

Если ребенок выбрал человечка №16 или №17, обязательно уточните, что именно ребенку видится. Здесь важно: что №16 несет на себе №17, а не то, что они играют или обнимаются.

4. Методика оценки «Кружочки». На рисунке ниже нарисованы кружки. Представь, что эти кружки — люди. Каким кружком ты видишь себя?


Если ребенок указывает на третий — четвертый круг слева, значит адекватно воспринимает особенности своего « Я -образа», осознает свою целостность и принимает себя.

При указании на первый круг, имеет завышенную самооценку.

Характерные ошибки родителей

Развитие самооценки ребенка происходит постепенно и складывается путем наложения нескольких факторов. В первую очередь, если идет дисбаланс, то в этом непосредственную роль играют близкие члены семьи: его родители, братья и сестры, бабуси и дедуси:


И таких примеров можно привести миллиарды, даже порой мы не придаем им особого значения, они происходят как бы сами собой. Но ребенок все та же губка, которая все впитывает и впитывает.

Так же если ребенок старался, делал поделку или рисовал, радостно с вдохновением показывает маме свое творение, но мама, занятая домашними делами, не проявила достаточного интереса. Ребенок разочарован, он думает, что маме не понравилось, теряется стимул для дальнейшего творчества, если подобное происходит регулярно.

В школьные годы ребенка начинают оценивать не только близкое окружение, но и учителя, тренера и другие люди. Происходит сравнение его с другими ребятами, их отношение к нему. Как много у него друзей и есть ли они вообще, их взаимоотношения. Все это приводит к формированию мнения о себе.

Как правильно сформировать самооценку у ребенка

Оценивайте поступки, а не самого ребенка , не переходите на личности. Ты не помыл посуду, получил двойку, не сделал уроки — значит ты плохой. Ты погулял с собакой, убрался в квартире, сходил в магазин — ты молодец! Так важно понимать и отделять сами поступки от ребенка. «Мне не нравится твой поступок, ты поступил неправильно», — так ребенок учится контролировать именно свои действия и не проецировать переживания на себя, как на личность.

Всегда проговаривайте, что вам нравится, что не нравится, как нужно делать, как не следует поступать. В раннем возрасте, до 5 лет, ребенок интуитивно отождествляет свои поступки с реакцией взрослых. Если ему не сделали замечание, не объяснили, значит это не плохо, нормально.

Всегда объясняйте ребенку, как можно поступать, а как не следует и почему. Ребенок должен услышать это от вас, а не читать ваши мысли и догадываться и самостоятельно делать ошибочные выводы.

Оценивайте поступки правильно . Не нужно чересчур восхищаться и нахваливать ребенка за обычные повседневные дела. Да сделайте акцент, что он вам помог — теперь у вас появится время, чтобы вместе поиграть, это хорошо. За хорошие поступки хвалите, за проказы — поправляйте и корректируйте поведение. Знайте меру.

Не манипулируйте, не угрожайте ребенку, не шантажируйте своими чувствами: если он не сделает, то вы его не будете любить, если сейчас же не приберешься в своей комнате, не поедешь на выходные в лагерь.


Чаще давайте ребенку различного характера просьбы : помочь вам почистить картошку, вынести мусор, прибраться в квартире. Это делает ребенка более самостоятельным и ответственным, что в формировании самооценки играет не последнюю роль.

Просите ребенка делать то, что ему по силам, то что он сможет сделать . Тогда он будет помогать вам с удовольствием. Если вы будете давать ребенку постоянно непосильные задачи, то это скажется отрицательно на формировании его самооценки.

Если ребенок провинился, контролируйте свои эмоции, речь и тон . В порыве мы можем наговорить разного. Старайтесь не сравнивать ребенка с другими детьми, не обобщайте что произошло: ты как всегда не смотришь под ноги, ты все время грязный.

Если все же не удержались, наговорили — имейте смелость извиниться даже перед самым маленьким ребенком. Это вызовет его доверие, и на вашем примере будет понимать, что нужно и можно извиняться, в этом нет ничего предосудительного.

Уважайте вашего ребенка не смотря на его возраст . Учитывайте его мнение и желание, но не путайте с ленью и наглостью.

Работайте над ошибками вместе . Если ребенок сделал что-то неправильно, или не получается сделать, подбадривайте его: давай сделаем в следующий раз по-другому и обязательно получится.

Помните, что самооценка маленького ребенка напрямую зависит от влияния взрослого окружения. Любите вашего ребенка, не бойтесь говорить ему теплые слова и обнимать ежедневно.

В заключение хочется отметить, что в дошкольном возрасте все еще можно поправить. Если обнаружили тревожные звоночки, не впадайте в панику, это положение вещей на текущий момент и примите меры по коррекции.

С возрастом самооценка ребенка может формироваться и без вашего участия, ведь ребенок вращается не только в кругу семьи, у него появляются свои друзья и знакомые, свои победы и неудачи.

В ваших же силах все решить и исправить, дорогие родители!

Пока, пока, до новых встреч!