Занятие познавательному развитию во 2 младшей. Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе на тему. Пальчиковая гимнастика настырные мышки

Познавательное развитие во второй младшей группе на тему «Дерево и его свойства»

Образовательные области:

«Социально-коммуникативное развитие»,

«Познавательное развитие»,

«Речевое развитие».

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная.

Цель: развитие у детей навыков к познавательно-исследовательской деятельности.

Задачи:

    Формировать у детей способы обследования разных материалов и предметов (камень, салфетка, деревянный брусок), на примере их взаимодействия с водой; познакомить со свойствами воды (прозрачная, без запаха).

    Развивать мелкую моторику, формировать ручную ловкость.

    Воспитывать стремление у детей помогать героям сказки на основе деятельного сопереживания им.

    Активизировать речь детей глаголами (плавать, тонуть).

Демонстрационный материал: игрушки (лягушка, муравей, жучок, бабочка)

Раздаточный материал: брусок дерева, салфетка, камень, божья коровка, деревянная палочка листик бумаги на каждого ребёнка.

Предварительная работа: чтение сказки В. Сутеева «Кораблик», разучивание эмоционального приветствия.

Ход НОД.

Воспитатель и дети в хороводе:

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы подружим с вами маленькие пальчики

Крепко за руки возьмитесь

И друг другу улыбнитесь!

Ребята, к нам в гости кто-то пришёл. Посмотрите на них, вы их узнали? (обращает внимание на стол)

Правильно, молодцы. К нам пришел лягушонок, муравей, жучок, бабочка. А хотите я вам расскажу сказку про наших гостей? (дети рассаживаются полукругом вокруг стола, на столе лягушонок, муравей, жучок и бабочка.

Однажды пошли гулять лягушонок, муравей, жучок и бабочка. Пришли на речку.

Давайте купаться!- сказал лягушонок и прыгнул в воду.

Мы не умеем плавать, -сказали жучок, муравей и бабочка.

Ква-ха-ха! Ква-ха ха! –засмеялся лягушонок. Куда вы годитесь! И так стал хохотать, что чуть было не захлебнулся. Обиделись муравей, жучок и бабочка, стали думать. Думали, думали и придумали. И решили построить кораблик.

А может быть мы тоже кораблик построим? Чтобы через речку перебраться. Подойдите к столам-перед вам тазик, что в нём? (ответы детей)

Верно, вода. А какого она цвета? (Она без цвета, прозрачная)

Как она пахнет? (Вода не имеет запаха)

Твердая вода или жидкая? (Дети трогают пальчиками воду)

Какую форму принимает вода? (Форму сосуда)

Это будет наша речка. На чем можно переплыть через неё? (варианты детей)

Посмотрите, что лежит на тарелочке? (Бумажная салфетка)

Можно ли на бумаге плавать, как на кораблике?

Давайте попробуем, возьмём салфетку и опустим её в воду. Ребята, как вы думаете, салфетка утонет, если я посажу на кого-нибудь неё? (Дети наблюдают за тем, как салфетка мокнет и идёт ко дну)

Теперь попробуйте вы, возьмите свои салфетки и опустите их в воду. Посмотрите, плывет ли ваш бумажный кораблик? (Салфетка тонет, дети приходят к выводу, что из салфетки построить кораблик нельзя)

Воспитатель обращает внимание на вторую тарелочку, на которой лежат камушки.

Что лежит в этой тарелочки? А давайте попробуем построить кораблик из камня. (Дети берут камушки и опускают их в воду)

Что происходит? Да, камушки тонут. Можно ли построить корабль из камня? (Нет)

Почему? (Он тонет).

А что лежит в третьей тарелочке? (Деревянный брусочек)

Ребята, а можно ли построить кораблик из деревянного брусочка? Давайте опустим деревянный брусочек в воду, что происходит? Правильно, брусочек не тонет, он плавает.

Из чего же можно построить кораблик? Из деревянного брусочка.

Ребята, а давайте вернёмся к нашей сказке. Полетела бабочка, принесла листочек, жучок-дощечку, муравей-палочку. И пошла работа: в дощечку воткнули палочку, надели на палочку листочек-получился кораблик. Столкнули кораблик в воду. Сели на него и поплыли. Лягушонок из воды голову высунул, хотел ещё посмеяться, а кораблик уже далеко уплыл и не догонишь.

Физкультминутка.

Ребята, давайте отдохнём, ложитесь на коврик спиной вниз. Представьте себе, что вы превратились в маленьких жучков.

-«Жук упал и встать не может

Ждёт, ну кто ему поможет».

Дети машут ручками и ножками, а воспитатель помогает им поочерёдно встать

А к нам из сказки пришёл в гости жучок со своими друзьями. Давайте мы с вами тоже построим кораблики и покатаем маленьких жучков.

Из чего мы решили построить кораблик? (Брусок)

Ребята, возьмите брусочек, в отверстие бруска вставьте палочку и оденьте парус.

Молодцы, у вас получились кораблики

Ребята, из чего мы хотели построить кораблик, но у нас не получилось? (Камень, салфетка)

А почему не получилось, что произошло с салфеткой и камнем? (Утонули)

После занятия дети играют с корабликами.














2.2 Образовательная область

«ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,

любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира».

Основные цели и задачи

Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).

Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира; умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира. Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира. Ознакомление с природой и природными явлениями. Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений. Формирование понимания того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды. Воспитание умения правильно вести себя в природе. Воспитание любви к природе, желания беречь ее.

Формирование элементарных математических представлений. Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.

2.2.1. Содержание психолого-педагогической работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, приобщению их к социокультурным ценностям и ознакомлению с миром природы.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

Первичное представление об объектах окружающего мира.

Формировать умение сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды; устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.

Учить определять цвет, величину, форму, вес (легкий, тяжелый) предметов; расположение их по отношению к ребенку (далеко, близко, высоко). Знакомить с материалами (дерево, бумага, ткань, глина), их свойствами (прочность, твердость, мягкость).

Поощрять исследовательский интерес, проводить простейшие наблюдения. Учить способам обследования предметов, включая простейшие опыты (тонет - не тонет, рвется - не рвется). Учить группировать и классифицировать знакомые предметы (обувь-одежда; посуда чайная, столовая, кухонная).

Сенсорное развитие.

Обогащать чувственный опыт детей, развивать умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие (активно включая все органы чувств). Развивать образные представления (используя при характеристике предметов эпитеты и сравнения).

Создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов (теплый, холодный, твердый, мягкий, пушистый и т.п.); развивать умение воспринимать звучание различных музыкальных инструментов, родной речи.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам; величине, форме, цвету. Совершенствовать навыки установления тождества и различия предметов по их свойствам: величине, форме, цвету. Подсказывать детям названия форм (круглая, треугольная, прямоугольная и квадратная).

Дидактические игры.

Подбирать предметы по цвету и величине (большие, средние и маленькие; 2-3 цветов), собирать пирамидку из уменьшающихся по размеру колец, чередуя в определенной последовательности 2-3 цвета; собирать картинку из 4-6 частей.

В совместных дидактических играх учить детей выполнять постепенно усложняющиеся правила.

Приобщение к социокультурным ценностям.

Продолжать знакомить детей с предметами ближайшего окружения, их назначением. Знакомить детей с театром через мини-спектакли и представления, а также через игры-драматизации по произведениям детской литературы. Знакомить с ближайшим окружением (основными объектами городской /поселковой инфраструктуры): дом, улица, магазин, поликлиника, парикмахерская. Рассказывать детям о понятных им профессиях (воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель), расширять и обогащать представления о трудовых действиях, результатах труда.

Ознакомление с миром природы.

Расширять представления детей о растениях и животных. Продол­жать знакомить с домашними животными и их детенышами, особеннос­тями их поведения и питания. Знакомить детей с аквариумными рыбками и декоративными птица­ми (волнистыми попугайчиками, канарейками и др.).

Расширять представления о диких животных (медведь, лиса, белка, еж и др.), о земноводных (на примере лягушки).

Учить наблюдать за птицами, прилетающими на участок (ворона, го­лубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливать их зимой.

Расширять представления детей о насекомых (бабочка, майский жук, божья коровка, стрекоза и др.).

Учить отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми­дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

Дать элементарные представления о растениях данной местности: деревьях, цветущих травянистых растениях (одуванчик, мать-и-мачеха и др.). Показать, как растут комнатные растения (фикус, герань и др.). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

Знакомить с характерными особенностями следующих друг за дру­гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

Дать представления о свойствах воды (льется, переливается, нагре­вается, охлаждается), песка (сухой - рассыпается, влажный -лепится), снега (холодный, белый, от тепла -тает).

Учить отражать полученные впечатления в речи и продуктивных ви­дах деятельности.

Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (чтобы растение росло, нужно его поливать и т. п.).

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобнос­ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Сезонные наблюдения

Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее, идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять ок­раску и опадать, птицы улетают в теплые края.

Расширять представления о том, что осенью собирают урожай ово­щей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наибо­лее распространенные овощи и фрукты и называть их.

Зима. Расширять представления о характерных особенностях зимней природы (холодно, идет снег; люди надевают зимнюю одежду).

Организовывать наблюдения за птицами, прилетающими на участок, подкармливать их. Учить замечать красоту зимней природы: деревья в снежном уборе, пушистый снег, прозрачные льдинки и т.д.; участвовать в катании с горки на санках, лепке поделок из снега, украшении снежных построек.

Весна. Продолжать знакомить с характерными особенностями ве сенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.

Расширять представления детей о простейших связях в природе: ста­ло пригревать солнышко - потеплело - появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки.

Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:

жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки,

появляются птенцы в гнездах.

Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреп л ять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.

Приложение № 4

Перспективный план работы по познавательному развитию дошкольников.

Развитие познавательно-исследовательской деятельности, приобщение к социокультурным ценностям, ознакомление с миром природы.

Дата

Тема

Цель

Компонент ДОУ

Сентябрь

2 неделя

(О.В.Дыбина Тема 11)

Учить детей ориентироваться в некоторых помещениях дошкольного учреждения; воспитывать доброжелательное отношение к работникам дошкольного учреждения.

Сентябрь

3 неделя

«Мой родной город»

(О.В.Дыбина Тема 17)

Учить детей называть родной город; дать элементарные представления о родном городе; подвести детей к пониманию того, что в городе много улиц, многоэтажных домов, разных машин; воспитывать любовь к родному городу.

Сентябрь

4 неделя

«Теремок»

(О.В.Дыбина Тема 8)

Знакомить детей со свойствами дерева, со структурой его поверхности.

Сентябрь

5 неделя

«Овощи с огорода»

(О.А.Соломенникова 1)

Формировать умение детей различать по внешнему виду и вкусу овощи, называть их (огурец, помидор, морковь, репа); расширять представления о выращивании овощных культур; вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка».

Октябрь

1 неделя

«Путешествие в осень»

(О.А.Соломенникова 8)

Помочь увидеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, формировать представления о временах года, об основных признаках осени; уточнить и закрепить названия цветов.

Октябрь

2 неделя

«По грибы, по ягоды...»

Формировать представления о грибах и ягодах учить различать съедобные и несъедобные грибы; формировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе; формировать интерес к природе; активизировать речь детей; развивать мелкую моторику; ориентировку в пространстве.

Октябрь

3 неделя

«Транспорт»

(О.В.Дыбина Тема 1)

Учить детей определять и различать транспорт, виды транспорта, выделять основные признаки (цвет, форма, величина, строение, функции), продолжать учить безопасному пове­дению на улицах и дорогах; воспитывать культуру пешехода и пассажира, желание заботиться о своей безопасности; познакомить со значе­нием транспорта в жизни че­ловека.

Октябрь

4 неделя

«Разноцветные деревья»

Формировать представления детей о деревьях нашего края, о сезонных изменениях в природе с наступлением осени, учить узнавать разные породы деревьев по их листьям.

Ноябрь

1неделя

«Узнай, какая вода»

(О.В.Дыбина)

Помочь выявить свойства воды: прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.

Ноябрь

2 неделя

«Ищем воздух»

(О.В.Дыбина)

Помочь обнаружить воздух в окружающем пространстве; познакомить с тем, что внутри человека есть воздух, и помочь обнаружить его; научить пускать мыльные пузыри; познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.

Ноябрь

3 неделя

«Путешествие в лес»

Формировать представления о диких животных и их детёнышах ; развивать наблюдательность, внимательность, познавательные интересы; воспитывать любовь к природе, животным, бережное отношение к ним.

Ноябрь

4 неделя

«В гостях у бабушки»

(О.А.Соломенникова 12)

Продолжать знакомить детей с домашними животными и их детенышами; учить правильно обращаться с домашними животными; формировать заботливое отношение к домашним животным; воспитывать активность, самостоятельность.

Ноябрь

5 неделя

«Мебель»

(О.В.Дыбина Тема 2)

Учить детей определять и различать мебель, виды мебели, выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции и т.д); группировать предметы по признакам.

Декабрь

1 неделя

«Чудесный мешочек»

(О.В.Дыбина Тема 7 и 5)

Дать детям понятие о том, что одни предметы сделаны руками человека, другие предметы созданы природой; побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира.

Декабрь

2 неделя

(О.А.Соломенникова 17)

Уточнять знания детей о зимних явлениях природы; формировать эстетическое отношение к окружающей природе; обогащать и активизировать словарный запас.

Декабрь

3 неделя

«Подкормка птиц зимой»

(О.А.Соломенникова 15)

Закреплять знания детей о зимних явлениях природы; показать детям кормушку для птиц; формировать желание подкармливать птиц зимой; расширять представления о зимующих птицах.

Декабрь

4 неделя

«Новогодние загадки»

Формировать представления детей о новогоднем празднике; рассказать об обычае украшения елки, откуда он пришел, о традициях встречи Нового года; воспитывать любовь к ис­тории; формировать представления детей об образе и облике деда Мороза; воспитывать интерес, любознательность; активизировать воображение.

Январь

2 неделя

«Тихо, тихо снег идёт...»

Формировать представления о временах года, об основных признаках зимы; формировать представления о правилах безопасного поведения зимой; учить видеть красоту русской зимы; формировать представление о зимних развлечениях и забавах; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

Январь

3 неделя

«Наш зайчонок заболел»

(О.В.Дыбина Тема 12)

Дать детям представление о том, что мама проявляет заботу о своей семье, о своем любимом ребенке; мама умеет осматривать горло, кожу, ставить градусник, измерять температуру, ставить горчичники. Формировать уважение к маме.

Январь

4 неделя

«Папа, мама, я - семья»

(О.В.Дыбина Тема 3)

Формировать первоначальные представления о семье; воспитывать у ребенка интерес к собственному имени.

Февраль

1 неделя

«Смешной рисунок»

(О.В.Дыбина Тема 16)

Знакомить детей со свойствами бумаги, со структурой её поверхности.

Февраль

2 неделя

«Одежда»

(О.В.Дыбина Тема 4)

Упражнять детей в умении определять и различать одежду, выделять основные признаки предметов одежды (цвет, форма, строение, величина); группировать предметы по признакам.

Февраль

3 неделя

«Золотая мама»

(О.В.Дыбина Тема 9)

Знакомить детей со свойствами ткани, со структурой её поверхности.

Февраль

4 неделя

«Наши папы»

Формировать у детей первичные гендерные представления (воспитать в мальчиках стремление быть сильными, смелыми, стать защитниками Родины); формировать умение рассказывать небольшие истории из личного опыта; воспитывать любовь к Родине; воспитывать у детей доброе отношение к своему папе, вызывать чувство гордости и радости за благородные поступки родного человека.

Март

1 неделя

(О.В.Дыбина Тема 18)

Продолжать знакомить детей с трудом мам и бабушек, показать их деловые качества; формировать уважение к маме и бабушке, желание рассказывать о них.

Март

2 неделя

«Прогулка по весеннему лесу»

(О.А.Соломенникова 23)

Знакомить детей с характерными особенностями весенней погоды; расширять представления о лесных растениях и животных; формировать элементарные представления о простейших связях в природе; воспитывать чувство эмпатии к родной природе.

Март

3 неделя

«Приглашение к обеду»

Формировать представления детей о посуде и её частях; расширять качественный словарь.

Март

4 неделя

«Путешествие в театр»

Формировать представления детей о театре, как виде искусства; формировать представления об особенностях различных театров; рассказать детям о некоторых театрах Саратова; дать представления о правилах поведения в театре; способствовать развитию интереса к театральному искусству как источнику радости и переживаний.

Апрель

1 неделя

(О.А.Соломенникова 20)

Уточнить и расширить имеющиеся представления детей о комнатных растениях, их роли для человека;
формировать представления о строении и условиях жизнедеятельности растений;
развивать память, связную речь, умение анализировать, сравнивать, делать выводы;
развивать эстетический вкус.

Апрель

2 неделя

Дать представление о русской избе – жилище крестьянской семьи, с предметами старинного русского быта (печь, чугунок, ухват, сундук и т. д.); расширять кругозор; воспитывать нравственность на основах народного творчества и ремесел (роспись платков, вышивка, вязание, пряжа ниток и т. д.)

Апрель

3 неделя

(О.В.Дыбина

Тема 10)

Побуждать детей определять, различать и описывать предметы природного и рукотворного мира; приобщать детей к русской национальной культуре; воспитывать уважение к культуре своего народа; развивать эстетический вкус.

Апрель

4 неделя

«Няня моет посуду»

(О.В.Дыбина

Тема 23)

Продолжать знакомить детей с трудом работников дошкольного учреждения – помощников воспитателей; учить называть их по имени, отчеству, обращаться к ним на «вы»; показать отношение взрослого к труду; воспитывать уважение к помощнику воспитателя и к его труду.

Май

1 неделя

(О.В.Дыбина

Тема 24)

Закреплять знания детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета.

2 неделя

«У меня живёт котёнок»

(О.А.Соломенникова 18)

    Формировать положительно – эмоциональное отношение и умение правильно обращаться с животным; продолжать знакомить детей с домашним животным – котенок, с отличительными особенностями внешнего вида, чем питается, что опасно для котенка; учить детей пользоваться карточками-моделями; развивать желание наблюдать за котенком; учить делиться полученными впечатлениями.

Май

3 неделя

«Приключения в комнате»

(О.В.Дыбина

Тема 14)

Продолжать знакомить детей с трудом мамы дома (убирается, моет посуду, чистит ковры, ухаживает за комнатными растениями, вытирает пыль, стирает и гладит бельё); воспитывать уважение к маме, желание помогать ей.

Май

4 неделя

«Экологическая тропа»

(О.А.Соломенникова 25)

Расширять знания детей о растениях; формировать бережное отношение к ним; дать представление о посадке деревьев; формировать трудовые навыки.

Май

5 неделя

«Летняя прогулка»

Формировать представления о временах года, об основных признаках лета; формировать представления о правилах безопасного поведения летом; учить видеть красоту лета; формировать представление о летних развлечениях и забавах; формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.

Комплексно – тематическое планирование по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие».

Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников, приобщение их к социокультурным ценностям и ознакомление с миром природы.

(Приложение № 4)

п/п

Тема

Количест

во часов

Дата

Отметка

о выполнении

«Хорошо у нас в детском саду» (О.В.Дыбина Тема 11)

Приобщение к социокультурным ценностям

«Мой родной город»

(О.В.Дыбина Тема 17)

«Теремок»

(О.В.Дыбина Тема 8)

Ознакомление с миром природы

«Овощи с огорода»

(О.А.Соломенникова 1)

Ознакомление с миром природы «Путешествие в осень»

(О.А.Соломенникова 8)

«По грибы, по ягоды...»

Приобщение к социокультурным ценностям «Транспорт»

(О.В.Дыбина Тема 1)

Ознакомление с миром природы «Разноцветные деревья»

ПИД

«Узнай, какая вода»

(О.В.Дыбина)

ПИД

«Ищем воздух»

(О.В.Дыбина)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Путешествие в лес»

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«В гостях у бабушки»

(О.А.Соломенникова 12)

Приобщение к социокультурным ценностям «Мебель»

(О.В.Дыбина Тема 2)

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Чудесный мешочек»

(О.В.Дыбина Тема 7 и 5)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«В декабре, в декабре, много снега во дворе»

(О.А.Соломенникова 17)

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Подкормка птиц зимой»

(О.А.Соломенникова 15)

Приобщение к социокультурным ценностям «Новогодние загадки»

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Тихо, тихо снег идёт...»

Приобщение к социокультурным ценностям «Наш зайчонок заболел»

(О.В.Дыбина Тема 12)

Приобщение к социокультурным ценностям «Папа, мама, я - семья»

(О.В.Дыбина Тема 3)

1

21

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Смешной рисунок»

(О.В.Дыбина Тема 16)

1

22

Приобщение к социокультурным ценностям «Одежда»

(О.В.Дыбина Тема 4)

1

23

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Золотая мама»

(О.В.Дыбина Тема 9)

1

24

Приобщение к социокультурным ценностям «Наши папы»

1

25

Приобщение к социокультурным ценностям «Вот какая мама, золотая прямо»

(О.В.Дыбина Тема 18)

1

26

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Прогулка по весеннему лесу»

(О.А.Соломенникова 23)

1

27

Приобщение к социокультурным ценностям «Приглашение к обеду»

1

28

Приобщение к социокультурным ценностям «Путешествие в театр»

1

29

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Уход за комнатными растениями»

(О.А.Соломенникова 20)

1

30

Приобщение к социокультурным ценностям «К бабушке Варварушке в гости на оладушки»

1

31

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Найди предметы рукотворного мира»

(О.В.Дыбина

Тема 10)

1

32

Приобщение к социокультурным ценностям

«Няня моет посуду»

(О.В.Дыбина

Тема 23)

1

33

ПИД, приобщение к социокультурным ценностям

«Что лучше: бумага или ткань?»

(О.В.Дыбина

Тема 24)

1

34

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«У меня живёт котёнок»

(О.А.Соломенникова 18)

1

35

Приобщение к социокультурным ценностям «Приключения в комнате»

(О.В.Дыбина

Тема 14)

1

36

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Экологическая тропа»

(О.А.Соломенникова 25)

1

37

Ознакомление с миром природы, приобщение к социокультурным ценностям

«Летняя прогулка»

1

2.2.2. Содержание психолого – педагогической работы по формированию элементарных математических представлений.

Количество.

Развивать умение видеть общий признак предметов группы (все мячи-круглые, эти – все красные, эти – все большие и т.д.).

Учить составлять группы из одинаковых предметов и выделять из них отдельные предметы; различать понятия «много», «один», «по одному», «ни одного»; находить один и несколько одинаковых предметов в окружающей обстановке; понимать вопрос «Сколько?»; при ответе пользоваться словами «много», «один», «ни одного».

Сравнивать две равные (неравные) группы предметов на основе взаимного сопоставления элементов (предметов). Познакомить с приемами последовательного наложения и приложения предметов одной группы к предметам другой; учить понимать вопросы: «Поровну ли?», «Чего больше (меньше)?», отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я на каждый кружок положил грибок. Кружков больше, а грибов меньше» или «Кружков столько же, сколько грибов». Учить устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления одного предмета или предметов к меньшей по количеству группе или убавления одного предмета из большей группы.

Величина.

Сравнивать предметы контрастных и одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другими по заданному признаку величины (длине, ширине, высоте, величине в целом), пользуясь приемами наложения и приложения; обозначать результат сравнения словами (длинный-короткий, одинаковые (равные) по ширине, высокий-низкий, одинаковые (равные) по высоте, большой-маленький, одинаковые (равные) по величине).

Форма.

Познакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение и осязание.

Ориентировка в пространстве.

Р азвивать умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с ними различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади (позади), справа-слева. Различать правую и левую руки.

Ориентировка во времени.

Учить ориентироваться в контрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.

Комплексно-тематическое планирование по освоению детьми образовательной области «Познавательное развитие»

«Формирование элементарных математических представлений»

Тема

Количество

часов

Дата

Отметка о выполнении

Цвет.

1

01.09.15

Цвет.

1

08.09.15

Цвет.

1

15.09.15

Цвет.

1

22.09.15

Оттенки цветов.

1

29.09.15

Оттенки цветов.

1

06.10.15

Оттенки цветов.

1

13.10.15

Большой и маленький.

1

20.10.15

Большой и маленький.

1

27.10.15

Цвет и форма

1

03.11.15

Один, много.

1

10.11.15

Цвет и форма.

1

17.11.15

Один, много.

1

24.11.15

Столько же, больше, меньше

больше

1

01.12.15

Столько же, больше, меньше.

1

08.12.15

Столько же, больше,

меньше.

1

15.12.15

Столько же, больше,

меньше.

1

22.12.15

Счет до двух.

1

29.12.15

Числа и цифры

1 и 2.

1

12.01.16

Длиннее, короче.

1

19.01.16

Круг

1

26.01.16

Шар

1

02.02.16

Счет до трех.

1

09.02.16

Треугольник.

1

16.02.16

Число и цифра3.

1

01.03.16

На, над, под.

1

15.03.16

Выше, ниже.

1

22.03.16

Слева, справа.

1

29.03.16

Длиннее, короче.

1

05.04.16

Счет до трех.

1

12.04.16

Величина, форма, цвет.

1

19.04.16

Части суток.

1

26.04.16

Один – много.

1

03.05.16

Ориентировка в

пространстве

1

11.05.16

Геометрические

фигуры

Конспект познавательного занятия (социальный мир) во 2 младшей группе.

Тема: Игрушки нашей группы

Задачи: 1)познакомить с названиями игрушек групповой комнаты, побуждать детей проводить элементарную классификацию игрушек по назначению, цвету, форме.

2)Развивать любознательность.

3)Воспитывать бережное отношение к игрушкам, аккуратность.

Оборудование: кукла Незнайка, игрушки групповой комнаты: куклы, машины, кубики, мячи, посуда.

Ход занятия:

    Вводная часть

Воспитатель: Чтение стихотворения Е. Моносовой «В нашем детском садике».

Воспитатель: Кто ждет ребят в детском саду?

Дети: Игрушки. (Стук в дверь).

Воспитатель: Ой, кто это к нам пришёл? Заносит игрушку Незнайку. Кто это, ребята?

Дети: Незнайка.

Воспитатель: Что случилось у тебя, Незнайка?

Незнайка: (воспитатель говорит от его лица другим голосом): Ребята, расскажите мне пожалуйста про свои любимые игрушки. А то я совсем мало про них знаю. Вы мне помогите, задания выполняйте.

Воспитатель: Ребята, расскажем Незнайке про игрушки, будем его задания выполнять? Тогда вперёд.

    Основная часть

Воспитатель: (говорит от лица Незнайки, держит игрушку в руках)

1 задание: Ребята, расскажите мне про свои любимые игрушки, которые живут у вас дома.

Какая любимая игрушка дома у Киры? У Андрюши? У Саши? У Маши?

Воспитатель: Вот видишь Незнайка, какие любимые игрушки у наших ребят дома.

Но у нас и в группе живут разные игрушки. Мы тебе сейчас про них расскажем.

(Воспитатель начинает рассказ первым):

Друзья, посмотрите как много у нас игрушек, все они имеют свои домики:

Машины стоят у нас в гараже. Они разные. Какие ребята, у нас машины?/ Воспитатель помогает наводящими вопросами/(Большие и маленькие, грузовые и легковые)

Кубики лежат в коробках. Кубики у нас тоже разные: Посмотрите, чем они отличаются? (Показ 2 кубиков)

Эти кубики отличаются по размеру. Как?

Дети: один большой, другой – маленький.

Воспитатель: А вот эти отличаются цветом. Расскажите Незнайки и покажите, какого цветы у нас кубики.

Дети: синие, красные, жёлтые, зелёные.

Воспитатель: Вот эти кубики отличаются друг от друга материалом из которого сделаны. Пощупайте вот этот кубик, он какой?

Дети: деревянный.

Воспитатель: А этот кубик какой?

Дети: пластмассовый.

Воспитатель: На этой полке незнайка, у нас живут куклы. Расскажите ребята незнайке, сколько у нас кукол?

Дети: много.

Воспитатель: Чем отличается кукла Маша от куклы Кати? (Показывает две куклы)

Дети: Одна большая, другая маленькая.

Воспитатель: Чем отличается кукла Оля от куклы Тани?

Дети: Оля одетая. Таня голенькая, раздетая, голышка.

Воспитатель: Какая игрушка помогает нам катать наших кукол, покажите Незнайке. Дети Это коляска.

Воспитатель: Незнайка, коляска сделана из железа, ткани, пластмассы.

Воспитатель: на этой полке у нас живут мячи. Расскажите, ребята, какие они.

Дети: большие и маленькие

Воспитатель: показывая: колючие, гладкие, разноцветные, мягкие – из ткани, вязаные, резиновые.

Дети: А где находится у нас посудка. Расскажите про неё.

Дети: у нас есть чайник, кастрюли, тарелки, блюдца, чашечки для чая, стаканы, ложки, вилки, ножи

2 задание от Незнайки: «Физкультминутка»

Вот большая пирамидка (потянуться вверх)

И веселый мячик звонкий (прыжки на месте)

Мягкий мишка косолапый (шаги на месте, на внешней стороне стопы)

Все живут в большой коробке (показать большой квадрат)

Но когда ложусь я спать (руки под щеку, закрыть глаза)

Начинают все играть (изобразить любое движение)

3 задание от Незнайки:

Воспитатель: ребята незнайка говорит, что у него, как и у вас тоже есть свои любимые игрушки. Он хочет, чтобы вы отгадали загадки и узнали, какие игрушки он любит:

1)Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки )

2)У Незнайки есть их много:

Легковая, грузовая и специальная такая.

В этой открываю дверцу

В эту грузиться песок…

Я, ребята, если честно

В них играю весь денёк.

С чем же так играю я, подскажите-ка, друзья? (Машинки)

4 задание от Незнайки: «Назовите ласково игрушку»

Машина – машинка, мяч – мячик, заяц – зайчик, медведь – медвежонок, мишутка, белка – белочка, кошка – кошечка, коляска – колясочка.

5 задание от Незнайки: Ребята, расскажите, как надо относиться к своим игрушкам?

Дети: их надо беречь, нельзя ломать, бросать, надо убирать

Незнайка: Правильно, игрушки наши верные друзья

Как много игрушек на свете,

И все их, конечно, любят

Все дети на свете.

Вам надо играть,

Веселиться, дружить

И каждой игрушкой своей дорожить!

Любите их, дети,

Цените, храните,

Они любят с вами играть,

Но не любят,

Когда их марают, кусают,

Кидают, рвут и ломают.

Берегите их дети!

Незнайка: А сейчас пришла пора поиграть с ними, детвора. А мне пора. До свиданья, ребята, вы мне очень помогли, я теперь много знаю про игрушки. Я ухожу, но ещё к вам приду в гости. А на прощанье оставляю вам призы «Раскраски игрушки».

    Заключительная часть

Воспитатель: Ребята, вам понравилось помогать Незнайке? Какие вы молодцы.

После занятия: «Сюжетно – ролевая игра «Угостим друзей чаем»

Воспитатель распределяет роли среди детей:

Кто будет стелить на стол скатерть?

Кто будет ставить на стол чайные чашки?

Кто будет раскладывать ложки?

Кто будет ставить на стол печенье и конфеты?

Кто будет ставить на стол салфетки?

Кто будет приглашать за стол гостей, какие слова при этом он должен сказать?

Игра «Расскажи про свою любимую игрушку»

1)Это машина. Она красная. Эта машина пожарная, она тушит пожар.

2)Это кукла. Она красивая. У неё на голове завязан бантик. Есть красивое платье, на ногах башмачки.

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе. Тема: «Зайкины помощники»

Оборудование: детская мебель (диван, стол, стулья, шкаф для одежды, кухонный уголок), игрушечная посуда, кукольная одежда, игрушки.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций
- чтение художественной литературы
- дидактические игры
- беседы
-организованная образовательная деятельность.
Задачи:
1. Закреплять умение классифицировать предметы по их назначению: одежда, посуда, игрушки;
2. развивать речь детей, активный словарь, мышление;
3. воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, эмоциональную отзывчивость, умение радоваться достигнутому результату.

1. Организующий этап.

Воспитатель показывает детям красивый конверт и письмо в нем.
В-ль: - Ребята, когда утром я пришла в группу, у дверей я увидела этот конверт. На нем написано: для детей младшей группы от Зайчонка. Сейчас я вам его прочту: «Здравствуйте, ребята! Сегодня я весело играл дома и теперь не могу разложить вещи по местам. Помогите мне пожалуйста». Поможем зайчонку?
Дети: - Да!
В-ль: - для этого мы с вами отправимся в лес, в избушку Зайчонка.
Дети с воспитателем идут в музыкальный зал:
Мы идем цветущими полями (ходьба)

Если встретятся овраги
Если встретятся коряги
Шаг за шагом, потихоньку,
Дружно в сказку попадем (ходьба)

2. Практический этап.

Дети заходят в зал. Там их встречает грустный Зайчонок. Стоит мебель: диванчик, обеденный стол, кухонный уголок, корзина для игрушек, шкаф для одежды (имитация комнаты). В комнате и на столе разбросаны игрушки, посуда, одежда.
З-к: - Здравствуйте, Ребята! Я очень рад, что вы пришли. Я играл дома и нечаянно разбросал вещи, а теперь забыл где все это лежало. Скоро придет мама и расстроится.
В-ль: - Не волнуйся, Зайчонок, мы с ребятками пришли тебе помочь. Дети подскажут тебе что и куда убрать.
Воспитатель обращает внимание детей на шкаф для одежды.
В-ль: -Дети, что это такое?

Дети: -Шкаф для одежды.
В-ль : -А что хранится в этом шкафу?
Дети: - Одежда.
В-ль: Миша, расскажи Зайчонку, пожалуйста, что такое одежда и для чего она нужна?
Ребенок: - одежда – это предметы, которые человек одевает на себя, что бы ему было тепло.
В-ль: - Молодец, Миша! Давайте поможем Зайчонку найти одежду на столе.
Дети по очереди подходят к столу, берут одежду, аккуратно убирают в шкаф и поясняют Зайчонку для чего она нужна (шапка- что бы не напекло голову, носки – для того что бы не мерзли ножки, кофта, штаны.)
З-к: - Спасибо, с одеждой мне все ясно. А что делать с остальными вещами?
Воспитатель обращает внимание детей на кухонный уголок.
В-ль : - ребята, а это что такое?
Дети: - кухонный уголок.
В-ль: - молодцы, а для чего он нужен?
Дети: - в нем хранится посуда.
В-ль: - все правильно, молодцы. Егор, расскажи пожалуйста Зайчонку, для чего нам нужна посуда?
Ребенок: - посуда нужна для того, что бы готовить еду и кушать из нее, пить чай, компот.
В-ль: - молодец, Егор! Поможем Зайчонку убрать посуду?
Дети: - да!
Дети берут посуду, убирают ее в шкаф и говорят для чего она нужна (кружка – пить чай, ложка – кушать суп, тарелка – из нне едят, кастрюля – в ней варят суп). А Зайчонок берет игрушку. Дети его поправляют.
З-к: - теперь мне и с посудой все понятно. А что осталось на столе?
Дети: - игрушки!
В-ль: - Как вы думаете, куда их можно убрать?
Дети: - в корзину.
Дети и Зайчонок называют и убирают игрушки в корзину. Затем садятся на стульчики.
З-к: - спасибо вам ребята! Мам будет рада тому, что все вещи на своих местах. А я теперь знаю что такое одежда, посуда и игрушки.
В-ль: - а что бы проверить все ли вы ребята вместе с Зайчонком правильно запомнили, я загадаю загадки, а вы их отгадайте.

Что поможет без труда
Приготовить нам всегда
И обед, и завтрак, ужин?
Что для этого нам нужно? (посуда)
В-ль: - Давайте еще раз напомним Зайчонку какую вы знаете посуду?
Ответы детей.
Кукла, мячик и скакалка
Самолетик, обезьянка
И машинки и зверушки
Называются… (игрушки)
В-ль: - А для чего нам нужны игрушки?
Ответы детей.
Я из хлопка, льна и кожи
Шерстяной бываю тоже.
Меня люди надевают
И со мной не замерзают (одежда)
В-ль: - А какую вы знаете одежду?
Ответы детей.
В-ль: - молодец Зайчонок, молодцы ребята,. Как вы быстро и легко помогли зайчонку убрать все на свои места. А нам пора возвращаться в группу.
З-к:- Ребята, а за то что вы мне помогли, я угощу вас сладкой морковкой.
Дети и воспитатель возвращаются в группу:
Мы идем цветущими лугами (ходьба)
И цветов букеты соберем (ходьба с приседаниями)
Где-то за высокими горами (ходьба с поднятыми руками)
Ручеек по камушкам пройдем (широкий шаг)
Если встретятся овраги
Мы овраги обойдем (ходьба зиг-загом)
Если встретятся коряги
Под корягой проползем (ходьба присядя)
Шаг за шагом, потихоньку,
Дружно в группу попадем (ходьба)

3.Заключительный этап

Садятся на стульчики.
В-ль: - молодцы ребята! Помогли Зайчонку, все вещи убрали по местам. А куда мы убрали одежду? Для чего она нужна?
Ответы детей индивидуальные.
В-ль: - а куда убрали посуду? Для чего она нужна?
Индивидуальные ответы детей.
В-ль: - А для чего нам игрушки? Где они хранятся?
Индивидуальные ответы детей.

Дата публикации: 05.02.17

Путешествие в страну игрушек (сенсорика )

Цель : Обогащать чувственный опыт детей, активно включая все органы чувств.

Задачи :

1. Образовательные : Закреплять умение выделять цвет, форму, величину предметов. Группировать однородные предметы по величине. Закрепить знания цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный) ; побуждать называть цвета; закрепить понятия «большой» , «маленький» ; упражнять детей в угадывании предметов на ощупь; закреплять умение узнавать голоса животных; упражнять детей находить недостающие детали игрушек.

2. Развивающие : Способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, Мышления, тактильных ощущений и мелкой моторики руки;

3. Воспитательные : создать радостное настроение; воспитывать у детей чувство отзывчивости, желание помочь.

Оборудование : объемная кукла; большой и маленький зайчики (мягкие игрушки); большие и маленькие морковки;, дид. игра , ноутбук, проектор, экран, дид. оборудование – ширма «Тактильные мешочки», звуковая панель «Угадай звук, сравни животное».

Ход занятия:

Дети входят под музыку, встают полукругом.

Организационный момент.

Воспитатель : – Ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Мы их так ждали. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : – Здравствуйте.

Воспитатель : – Ребята, посмотрите, кто ещё нас встречает? Это кукла Маша!

Посмотрите, какое у нее красивое платье. Какого оно цвета? (белого) . А какими фигурами оно украшено? (круг, квадрат, треугольник) . Найдите на платье круг зеленого цвета, треугольник красного цвета, маленький квадрат - какого он цвета?

Молодцы!

Ребята, а Маша к вам пришла не просто так, а приглашает вас к себе в гости. Вы знаете, где живет Маша?

Дети : Нет!

Воспитатель : - Маша живет в стране игрушек . Пойдем к Маше в гости в страну игрушек?

Дети : Да!

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ

По дорожке мы пошли

И к игрушкам мы пришли !

Вот мы и пришли. Посмотрите как здесь красиво. Нас встречают игрушки. Какие?

Ой, игрушки что-то говорят ! (прислушиваясь)

Ребята, а игрушки с вами хотят поиграть. Поиграем?

Дети :- Да!

Дидактическая игра «Большой - маленький»

Сколько мишек? - Два.

Этот мишка какой? - Большой.

А этот какой? - Маленький.

Ребята, Маша принесла Мишкам шишки, а разобрать не успела. Поможем ей?

Давайте большому Мишке положим большие шишки, а маленькому мишке – маленькие.

Дети по одной берут шишки, говорят какие они и кому дадут.

Молодцы! Мишки говорят вам спасибо за помощь.

Ребята, в стране игрушек не бывает зимы, и Мишки не знают, что такое снег, как

снежинки падают. Покажем, мишкам как снежинки падают.

Дыхательная гимнастика (Дети сдувают снежинку с ладошки)

Ребята, если много снежинок собрать вместе, можно из снега слепить вот таких снеговиков. Посмотрите, снеговики хотят с вами поиграть.

Поиграем.

Физминутка «Снеговики»

Ребята, мишки хотят с вами поиграть. Согласны. Они предлагает вам узнать голоса животных, если вы правильно угадаете, картинка откроется. Поиграем с зайчиками?

Дети выполняют задание.

Дети называют открытые картинки.

Молодцы! Правильно угадали.

Машенька, что случилось? (прислушиваюсь) .

Ребята, оказывается, у Маши есть любимые игрушки , но только они у нее сломались. Поможем Маше найти детали от сломанных игрушек ?

Ребята, чтобы нам правильно выполнить это задание надо подготовить наши ручки.

Пальчиковая гимнастика «Игрушки».

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)

Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)

Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)

Грузовик везде катаю. (Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Дети присаживаются за стол, на котором разложены картинки игрушек.

Ребята, посмотрите игрушки сломались, надо найти недостающую часть игрушки.

Дидактическая игра «Какого фрагмента не хватает» .

Детям предлагается картинка с изображением игрушки без фрагмента (машина без колеса, зайка без ушка) и фрагменты вперемешку, они должны отыскать недостающую часть.

Молодцы! Отремонтировали все игрушки.

Ребята Маша любит играть в прятки, она с игрушками хочет поиграть с вами.

Маша спрятала игрушки в вот эти мешочки вам надо на ощупь определить, какая это игрушка.

Посмотрите, как это буду делать я. А сейчас будете отгадывать вы.

Дидактическая игра «Угадай на ощупь» .

(Дети по очереди подходят и угадывают игрушку).

Молодцы! Нашли и угадали все игрушки.

Посмотрите, наша Маша опять улыбается и говорит вам спасибо.

Маша приготовила вам сюрприз, предлагаю посмотреть какой. (Достаю из верхнего мешочка игру)

Ну, что ребята, в гостях хорошо, но нам пора возвращаться. Скажите Маше до свидания.

Дети : - До свидания.

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки

Топ-топ, топ-топ

По дорожке мы пошли

В детский сад мы пришли!

Ребята, вы такие молодцы! Как много мы с вами сделали хорошего и доброго. Что мы делали в стране игрушек ? Дети : - Помогли зайчикам собрать морковки, угадывали голоса животных, помогли Маше найти детали от игрушек . - Посмотрите, какую игру вы получили в подарок, я предлагаю вам пойти и рассказать, где вы были своим друзьям.