Значение куклы в жизни человека. « Роль и значение русской традиционной куклы на жизнь человека» презентация к уроку на тему. Ожидаемые результаты проекта

Кукла это отображение человека

Кукла сама не рождается и не падает с неба, ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи фантазии и воображения своего создателя. Кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего его народа. В этом главная ценность традиционной народной куклы.

Сегодня, к сожалению, утеряны древние корни возникновения куклы. Изначально она служила и тотемом и обрядовым символом, превратившись позднее в детскую куклу.

Самые вдохновенные творцы кукол – дети. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Через кукольный мир дети входят в жизнь полноправными членами общества, а для взрослых – это единственная возможность вернуться в мир детства.

Полки современных магазинов радуют взгляд нескончаемым совершенством разнообразной кукольной продукции. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной вдохновенной фантазией. Пусть в ней не будет безукоризненно симметричных линий и четко вырисованных черт многократно тиражированного лица, но зато в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд и нежной волной наполняет сердце. В этом творении рук человеческих чувствуется то, что мы называем душой.

В кукле уживается сакральная и игровая направленность. Простые художественно-выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события в жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники связанные с сезонными изменениями в природе.

Куклам приписывают различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь в хороших делах. Многие куклы-талисманы бережно хранились в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. В старинных былинах и народных сказках мы встречаем упоминание об обрядах с куклами. Вот и в сказке «Матушкина кукла» эти обряды играют важную роль. С их помощью купеческая дочь Марьюшка (в других сказках – Василиса) избегает многих бед и находит свое счастье.

Игрушку-друга, очень похожего на помощницу – куклу из сказки можно создать только своими руками. Сам малыш может наделить своего игрушечного друга особой силой – волшебной силой своего сердца! Для чего понадобится небольшой предмет, маленький камушек, ракушка или бусинка, которой и будет будущим сердечком куклы. Держа его в руке, малыш может закрыть глазки и подумать о чем-нибудь очень хорошем. И если обо всем хорошенько подумал, можно открыть глаза и … положить свой ставший волшебный предмет в футляр из-под фотопленки или «киндер сюрприза». Если потрясти футляр, то становится слышно, как стучит кукольное сердечко, полное светлых и хороших мыслей малыша. Но чтобы появилось тело куклы надо еще поработать… Понадобится помощь мамы ил бабушки, что бы из кусочков ваты и лоскутов ткани родилась кукла.

Знакомство с куклами-марионетками дает возможность соприкасаться с некоторыми сторонами игровой народной культуры, воспользоваться мудрыми уроками игры в куклы в обыденной жизни и просто украсить интерьер своего дома уникальным красивым сувениром ручной работы.

В первую очередь кукла это отображение человека. Обретая жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, кукла сохраняет в своем образе его характерные особенности.

Процесс игры с этой куклой побуждает к ориентировке в общем смысле человеческой деятельности. Выполняя в воображаемых ситуациях те или иные функции взрослого человека, ребенок начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону жизни взрослых и свое собственной жизни. Он открывает для себя наличие переживаний и начинает осмысленно ориентироваться в них, благодаря чему у него возникают новые отношения к самому себе. Для взрослого же человека игра в куклы решает другие задачи: помогает дать ориентацию в отношениях, активизирует осмысление своей деятельности и приобретение новых знаний. Решение взрослых задач может проходить через возврат к генетически более ранним формам деятельности и, в первую очередь, к игровым, насыщая их новым содержанием.

С древнейших времен кукле приписывали различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять для себя болезни и несчастьях, помочь в хороших делах.

Многие куклы-талисманы бережно хранили в семье, передавали из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления.

Сегодня далеко не многое владеют старинным искусством кукольного рукоделия, однако таких мастеров найти можно. Сделать куклу все же это пол дела. Необходимо с ней играть, т.е.оживить ее. Тут очень важен момент беседы взрослого со своим ребенком «как будто бы от лица куклы», или наоборот (пусть малыш говорит за куклу). Замечательно, если таких играющих в куклы родителей и детей несколько. Расширяется сюжет игры, общение выходит на новый уровень.

Кроме всего прочего сами куклы могут составить оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для ваших друзей.

Читайте также:

Советы родителям

Просмотрено

Рождение ребенка: счастье или… домашнее рабство?

Вопросы эксперту, Детская психология, Советы родителям

Просмотрено

Дети и развод: когда начинать беспокоиться?

Все о воспитании

Просмотрено

Я создала свой собственный стиль воспитания, потому что я не вписывалась ни в один из существующих!

Детская психология

Просмотрено

Мой ребенок превратился из ангельского младенца в кричащий ужас за одну ночь!

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ми р вещей: кукла в жизни человека

Введение

Мир куклы - это своеобразная мастерская, где, подобно «от кутюр» в моде, создаются самые необычные и удивительные образы, питающие идеями безграничное кукольное богатство. Творческие поиски мастеров сосредоточены вокруг главной идеи в искусстве куклы - идея подобия человеку. Должна ли кукла быть нашей копией, или, напротив, в её природе заложена способность делать то, на что человек не способен?

В своей 30-тысячелетней истории (а именно так определяют возраст куклы многие исследователи), кукла, как детская игрушка фигурирует меньше всего. Куклы были идолами, манекенами, украшением интерьеров, философской моделью. Потенциал куклы огромен, и современным художникам-кукольникам еще предстоит раскрыть новые грани и возможности этой темы.

Кукла появляется из воображения и по воле своего создателя - человека. Она обретает жизнь, вбирая в себя самобытность и особенные черты сделавшего ее народа. Она является одной из главных ценностей народной культуры. На сегодняшний день в современном обществе, к сожалению, утеряна связь поколений и многие традиции, поэтому изготовлением куклы занимаются единичные энтузиасты.

Самые вдохновенные образцы кукол создаются детьми. Можно сказать, что кукла посредник между мирами взрослых и детей. Это единственная роль куклы неизменная на протяжении истории существования человечества. Игра с куклой помогает детям познавать мир взрослых, а для взрослого человека это возможность соприкоснуться с миром детства. Современные магазины предлагают нескончаемое многообразие кукольной продукции. По статистике большую треть приобретений в магазинах игрушек взрослые совершают для себя. Взрослые используют куклы для украшения интерьера, собирают коллекции. Также они используются в некоторых направлениях психотерапии. То есть, в сегодняшнем мире кукла выполняет свои значимые для гармоничного существования человека функции. Но часто, самой любимой куклой становится та, которая создана своими руками. Не смотря, на ее кажущееся несовершенство, отсутствие симметрии или идеально выполненного лица, в ней есть что-то такое, от чего теплеет на сердце и чувствуется то, что можно назвать душой.

1. Роль обрядовой, традиционной куклы в жизни русского народа

Кукла - игрушка-человек - имеет особое значение в традиции народа, где сохраняются представления о женщине-прародительнице всего живого. Во внешнем облике женских персонажей разных народов четко выявлены грудь, широкие бедра. Часто изображение женщин с младенцем на руках, как символы плодородия, чадородия и материнства - главнейших природных и социальных миссий женщины. Еще до рождения ребенка женщины мастерили, одаривали куклами - берегинями, роженицами, глубоко веруя, что те охранят дитя. Архаическое отношение к кукле - помощнице и защитнице запечатлено в сказках.

По-японски кукла - «нинте», что так и переводится - «образ человека». Пожалуй, точнее не скажешь. Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства пирамид до наших дней. В древнем мире кукла была изображением Бога, «дублером» человека в ритуале жертвоприношения, потом оберегом. И даже когда она стала игрушкой, долго еще сохранялось в обычаях простых людей трепетное, бережное и уважительное отношение к ней.

Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа. Именно узнаваемость человеческих черт - ценность традиционной народной куклы. В русской кукле уживаются сакральная и игровая направленность. Простые художественно - выразительные средства куклы позволяют в детских играх с достаточной достоверностью отображать мир взрослых, в котором таинство рождения играло главенствующую роль. В игре воспроизводились наиболее значимые события жизни: рождение и смерть, свадьба, праздники, связанные с сезонными изменениями в природе и т.д.

Следует отметить, что в старину «кукольная жизнь» была намного богаче сюжетами. В играх крестьянских девочек куклы не просто «ели» и «спали», они «ходили в гости», «справляли свадьбы», «нянчили детей» и в свой черед «умирали». На куклиных свадьбах плясали и пели песни, на похоронах - плакали. Правдивое воспроизведение в игре соответствующих обрядов требовало большого количества «участников» - кукол, за которыми закреплялись определенные роли. Так, например, чтобы по всем правилам «сыграть свадьбу», в кукольном наборе необходимо было иметь помимо главных фигур - «жениха» и «невесты» - всю их родню, и в первую очередь «тещу», «тестя», «свекровь», «свекра», а также «дружку» (товарища жениха), «подруг невесты» и, конечно, «сваху» - непременную участницу старинного свадебного ритуала. Подобные персонажи, равно как и сами игровые сюжеты, бытовали преимущественно в деревнях, что называется, в народной глубинке, в отличии от крупных сел и городов, где исконную русскую традицию рано стали теснить привнесенные европейские вкусы и стандарты.

В русских крестьянских семьях игру в куклы не считали пустой забавой. Наоборот, она всячески поощрялась. Крестьяне верили, что чем больше и усерднее ребенок играет, тем больше будет достаток в семье и благополучнее жизнь. А если с куклами плохо обращаться, играть небрежно и неряшливо - неприятностей не миновать.

Функциональное использование куклы не исчерпывалось лишь игровыми действиями. В традиционной культуре она нередко выступает в роли предмета, наделенного сакральными свойствами, и, согласно древним поверьям, способна в зависимости от сил, ею управляющих, творить добро или зло. В первом случае куклу (уже не игрушку) можно назвать оберегом, так как ее основным предназначением становиться охрана, защита владельца от черной магии. Чтобы отделить кукол обрядовых, изготовленных для проведения различных магических действ от игровых, последним намеренно не изображали черты лица. Безликость куклы - отголосок анимистических верований - порождена боязнью «оживления» человеческой фигурки путем придания ей окончательного сходства с оригиналом.

Кукол дарили друг другу в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью - накликает всяческие напасти и беду. Поэтому при изготовлении обрядовых кукол недопустимо было использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Тряпочки и нитки для будущих кукол нужно было не резать, а рвать.

В некоторых избах кукол насчитывалось не меньше сотни. В отличии от травы или соломы, ткань довольно прочна. Вещи из льняного холста хранятся буквально веками. Это свойство материала обеспечивало тряпичным куклам «долгую жизнь», что в старину считалось очень важным, ведь тогда было в обычае передавать их по наследству как залог счастливого материнства и семейного благополучия. Их хранили в семьях, передавая из поколения в поколение вместе с традиционными приемами их изготовления. Стоит ли удивляться тому, что, бывало, молодухи после свадьбы приносили с собой в дом мужа целые корзины такого добра и продолжали играть с куклами вплоть до рождения первенца.

А пока девочка была маленькой, для нее делали кукол мама, бабушка и старшие сестры. Они всегда находили для этого время, несмотря на тяжелый крестьянский труд. Когда малышке исполнялось пять лет, и наступала пора самой сооружать кукол, тогда бабушка доставала из заветного сундука волшебных кукол, разноцветные лоскутки, мотки ниток и начинала обучать внучку старинному искусству кукольного рукоделия.

Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма и рукоделий, дабы не засидеться - заиграться с детишками малолетками и вовремя попасть на посиделки. Шили куклы в основном во время Рождественского и Великого постов, а весной, после Пасхи гуляли по деревне, хвастались нашитыми куклами, слушали, что скажут. Похвалят какую девчушку, обязательно спросят, годков сколько. Если мала еще - угостят, приласкают. Если уже возраст подошел (12 скоро), то обещают пригласить на посиделки со своим рукоделием - показать себя.

В некоторых местностях куклы эти даже имели свое название. Первая кукла - «простоволосая». Вторая - «кукла с косой». Третья - «молодуха». Четвертая - «кукла нарядная» или «на выхвалку», она и была тем экзаменом, что отделял детство от юности.

В каждой местности были свои способы изготовления кукол. Самых простых кукол делали в Полтавской, Киевской и Черкасской областях. Брали кусок белой ткани, клали посерединке комок ваты и перетягивали суровой ниткой - голова куклы готова. Осталось надеть на нее платочек, а к концам скрутки привязать яркие лоскутки. Вот и вся кукла.

Очень похожа на куклу - закрутку - вепсская кукла. Она отличается от закрутки ярко выраженной социальной и половой принадлежностью - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Ее делают из обрывков изношенной одежды, из нее же надергивают нити для путанки и связывания деталей куклы. У этой куклы обязательно есть фартук с поясом и платок на голове. По языческим поверьям запрещалось изображение лица у куклы, поэтому у самодельных тряпичных кукол вместо лица можно увидеть узор в виде креста, ромба или квадрата.

Еще одна из самых простых кукол - это кукла - пеленашка. Такую куклу подкладывали молодоженам. Считалось, что после этого к молодой жене приходит материнская сила. Чтобы сбить злых духов с толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребенка. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передается частичка жизненной силы. При изготовлении кукла как будто повторяла таинство рождения. Кукла - пеленашка сопровождала и детские игры. Различные действия с куклой, предполагающие общение, диалог, стимулируют, в частности, развитие речевых навыков, а многократное обыгрывание знакомых ребенку ситуаций («кормление куклы», «кукла заболела», «пора спать») - простой и естественный путь закрепления приобретенного опыта.

В различных областях существовали свои обряды рождения и свои куклы. Например, в Орловской и Костромской губерниях до середины 19 века существовал обряд «кувады», в котором отвадилась активная роль мужчине, отцу ребенка. Он присутствовал при рождении ребенка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические действия. К концу 19 века истоки обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Они вывешивались над колыбелью младенца после крещения, оберегая его от злых духов.

С таинством рождения и воспитания ребенка связана еще одна очень простая в изготовлении кукла - бессонница. Когда без видимой причины начинал плакать младенец, мать, чтобы успокоить его и защитить от злых духов, быстро сворачивала из двух лоскутков ткани куклу - оберег и кидала ее в колыбель, приговаривая:

Сонница - бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куклой.

Такая кукла - бессонница оставалась в доме навсегда.

В Старооскольском крае «для защиты от нечистой силы, сглаза, порчи беременная женщина всегда должна была иметь при себе предметы - обереги. Это, говорят старожилы, - красные шерстяные нитки, ленты, лоскуты, которые она обвязывала вокруг пальца, руки, шеи или пояса».

Современному человеку сложно представить быт и традиции русской деревни. С одной стороны, он был заполнен тяжелым каждодневным трудом. С другой стороны, общеизвестны разгульные деревенские праздники. Они были разнообразны и многочисленны и подчинены календарному циклу сельскохозяйственных работ. Обряды, отправляемые на праздниках, должны были способствовать приплоду скота, обильному урожаю, здоровью и благополучию членов крестьянской семьи. К таким куклам относятся «Коляда» - названная по имени одного из древних славянских божеств, которая украшала красный угол избы в Рождественский сочельник.

14 (1) марта - день святой Евдокии в народе ассоциировался с образом Весенницы - она заведовала весной, могла задерживать весеннюю воду. В этот день делали из соломы коней, которых прикрепляли на коньке крыши.

17 (4) марта - Герасим Грачевник. В этот день возвращались первые весенние птицы - грачи. Подобранное в этот день на пахоте грачиное перо считалось магическим амулетом и приносило удачу в сельскохозяйственных работах. Перо пеленали в тряпицу, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки.

22 марта (9 марта) - вторая встреча весны. Пекли из теста 40 фигурок птичек - жаворонков, делали кукол Мартиничек. Ко дню святых великомучеников в деревнях изготавливали глиняные свистульки в виде птичек. Считалось, что свистком отгоняются болезни.

Отсчитав сорок дней перед Пасхой, назначают последний день Масленицы. Русская Масленица стала синонимом самого широкого, безбрежного разгула. Она называлась «честной», «широкой», «веселой», «пьяной», «обжорной», «широкой боярыней», «разорительницей». Масленица была самым веселым, разгульным, праздником на Руси.

Масленицу справляли семь дней. Каждый день имел свое название. Оканчивались гуляния сожжением куклы Масленицы, изготовленной в первый день праздничной недели. Масленичные костры были очень разнообразны. Сжигали просто ворох соломы. Сжигали колесо, одетое на жердь. Сжигали шесты, обмотанные соломой и тряпками. В некоторых местах делали соломенную куклу, одевали ее в женский костюм, ходили с ней по деревне, а в последний день сжигали, разрывали или топили.

В разных районах нашей страны обряды отправлялись по-разному. Например, в центральных областях России куклу Масленицы делали девушки. Наряжали куклу в сарафан. В Сибири кукла Масленицы была мужским образом и носила рубаху и порты. Поступали по-разному с самими куклами в последний день Масленицы. Но в одном есть, несомненно общее - в широком использовании кукол в русских традиционных обрядах.

К Масленичной неделе приурочивались зимние свадьбы. Русская свадьба была интересным, ярким, зрелищным многодневным действием. Оно сопровождалось разнообразной символикой, в которой также участвовали и традиционные куклы.

В русской свадебной традиции во главе свадебного поезда, везущего молодую пару в дом жениха после венчания в церкви, под дугой упряжки подвешивали пару кукол: куклу «Невесту» и куклу «Жениха», чтобы они отводили недобрые взгляды на себя. Кукол изготавливали подруги невесты из лоскутков белой, красной и другой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. Основой служила лучина или тонкая плоская щепка длиной 25-30 см из любого дерева, кроме ольхи и осины. Ольха и осина в старинных верованиях связывали с нечистой силой.

У кукол получается одна общая рука, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку. Кукол можно свободно двигать по «руке». С рождением ребенка в семье неразлучная пара свадебных кукол чуть раздвигалась в стороны, давая место кукленку на могучем родительском плече. Сколько детей в семье, столько и куклят на плече свадебной пары кукол. Красовалась неразлучная пара со своим потомством на почетном месте - в красном избы углу под иконами.

Куклой символом украшали свадебный стол, которая называлась - Свадебный гусь. Эта кукла была символом жениха и изготавливалась из соломы в форме гуся.

Традиционным украшением свадебного пира был свадебный пирог. Круглый свадебный пирог пекли в доме невесты в день венчания. Когда пирог был готов, подруги невесты обильно украшали его выпеченными из теста фигурками птиц и зверей. В оформление пирога часто использовались выпеченные человеческие фигурки, символизирующие дружек жениха и подружек невесты. В центре пирога возвышалась воткнутая березовая рогатина, украшенная куколками, изображавшими жениха и невесту. Рогатина имела глубокое символическое значение.

В старинных поверьях славян мир уподоблялся дереву, корни которого символизировали подземное царство, ствол - мир живых людей, а крона - небеса. Рождение новой семьи уподоблялось рождению Мирового древа жизни, могучими ветвями которого надлежало стать молодой чете.

Свадебный пирог торжественно перевозился в дом жениха, где становился одним из главных украшений праздничного стола. Куски пирога раздавались родне жениха и невесты, в чем виделось единение породнившихся семей, а середину пирога с «Мировым древом» получали молодые. После свадьбы «Мировое древо» занимало почетное место в избе рядом с другими хранимыми в крестьянских семьях куклами.

Через изучение традиционной народной куклы, можно узнать очень многое о жизни простого народа. Значение многих обрядов сегодня прочно забыто, но в старинных песнях, былинах, народных сказках мы часто встречаем упоминание о них.

2. Кукла в мировой истории

Однажды учитель и воспитатель Александра Македонского - Аристотель подарил своему ученику несколько восковых кукол в закрытом на засов ящике. Передавая ящик ученику, Аристотель строго предупредил, чтобы тот никогда не расставался с ним и не доверял его никому, кроме верного слуги. Он передал также Александру магические слова, которые тот должен произносить, открывая и закрывая ящик с куклами. Фигурки изображали лежащих лицом вниз вражеских солдат, которые направили себе в грудь мечи, опустив вниз копья и луки с порванной тетивой. Аристотель верил, что эти восковые солдаты помогут его ученику побеждать в битвах. Трудно сказать насколько Александру помогли куклы, но за свою жизнь он не проиграл, ни одной битвы.

Подобные куклы довольно часто использовались полководцами. Правда, уже не в магических, а в практических целях подготовки к предстоящим сражениям. Так прусский король Фридрих II с помощью оловянного кукольного войска обучал своих полководцев тактике и стратегии ведения войны. Любил играть куклами-солдатиками и русский император Петр III, и генералиссимус Александр Васильевич Суворов, и император Наполеон. Со временем, не покидая сферу своего обитания - культовый обряд, оставаясь магическим двойником, кукла становилась и произведением декоративно-прикладного искусства. В Древнем Риме, кукол, близких к декоративным, интерьерным называли «ларвами» (лат. Iarva - «скелет»), изготовляли их из дерева, керамики, серебра. Но самыми дорогими римскими куклами оставались фигурки, головы, руки и ноги которых были выточены из слоновой кости. Это куклы-патриции с ослепительно белыми личиками (загар считался уделом рабов). На них были драгоценные украшения, и самые изысканные одежды. Их конечности крепились на шарнирах, благодаря чему, куклам можно было придавать любые позы, играть с ними, создавая своеобразную модель жизни.

И языческие римские «ларвы», и детские куклы из слоновой кости со временем превратились в итальянские крипт-фигуры или «пресепио» (от лат. «ясли», «кормушка»; их называют еще «криппами», «сантонами» - «маленькими святыми») - деревянные и керамические куклы от 40-60 сантиметров с шарнирными сочленениями конечностей и головы. Благодаря точному расчету мастеров, эти куклы замечательно держат любую приданную им позу. С помощью криппов иллюстрировались картины на библейские и евангельские сюжеты.

Кукол расставляли перед алтарем, а священник читал текст из Нового Завета.

Во многих итальянских семьях и сегодня бережно хранятся наборы таких кукол. Они изображают Святое семейство, волхвов; время от времени, домочадцы меняют позы кукол, что сохраняет иллюзию их тайной, независящей от человека жизни. Эта традиция получила дальнейшее развитие и во Франции, где таких кукол называют «крешами» (фр. Crиche - «колыбель»), в Германии и во многих других европейских странах.

Со временем, креши стали изображать не только религиозные, но и светские сюжеты, постепенно превращаясь в домашнюю коллекцию интерьерных декоративных кукол.

В Древнем Риме существовал обычай, в качестве образцов текущей моды, рассылать по многочисленным провинциям небольшие (10-15 см) глиняные фигурки. И женщины, и мужчины каждый раз ожидали новых кукол-пандор, сообщавших о том, что в Риме будут носить в ближайшем сезоне. Роскошно одетые куклы служили законодателями мод в средневековой Франции, в Италии эпохи Возрождения. Ещё во второй половине XVIII - начале XIX века состоятельные дамы стран Западной Европы и Российской Империи, как правило, выписывали подобных кукол из Парижа - столицы мировой моды. Куклы присылались с наборами одежды на ближайший сезон: для дома, для отдыха, светских приемов. Интересно, что по традиции приобретали не по одной, а парами. Одна предназначалась для туалетов «на выход», другая - домашняя. В зависимости от цены, они делались из дерева, папье-маше, гипса, фарфора, воска. Европейские писатели часто размышляли о месте кукол в жизни людей, а их произведения, в свою очередь, становились основой для создания серий оригинальных Пандор. Так писатель-романтик Эрнст Амадей Гофман не раз обращался к теме кукол («Щелкунчик и Мышиный король», «Песочный человек» и др.). Его проза стала для многих источником вдохновения, в том числе и современных кукольных мастеров.

Первая известная авторская кукла была сделана в 1672 году в Англии в количестве 12 экземпляров. В дальнейшем подобные куклы ограниченных тиражей стали таким же предметом коллекционирования, как и штучные куклы, созданные в одном экземпляре.

Идеей создания кукол-автоматов увлеклись люди науки и искусства. Среди авторов уникальных кукол - Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи, Галилео Галилей. Особенную известность приобрели авторские куклы часовщика Жака де Вокансона, которые он показывал в Париже в 1738-1741 годах (ростовой автомат, игравший на флейте 11 мелодий, причем весьма точно воспроизводивший движение губ и пальцев человека. А швейцарский мастер Пьер Жак-Дро и его сын Анри-Луи в 1770-1774 годах создали механического писца - куклу с лицом ребенка, которая сидела за столом перед чистым листом бумаги, макала гусиное перо в чернильницу и чётким, красивым почерком выводила на бумаге фразу за фразой.

Анри-Луи Жак-Дро, желая превзойти отца, придумал уникальную куклу андроида-женщину, величиной более метра. Она исполняла на отдельно стоящем органе сложнейшее музыкальное произведения, при этом ее пальцы виртуозно и точно следили за партитурой. Исполняя очередное произведение, органистка «дышала», а конце выступления кланялась в ответ на аплодисменты публики. Отец и сын Жак-Дро изобрели также куклу-художника, которая могла писать картины .

Во второй половине XIX века в Англии появилась мода на восковые и портретные куклы. Одной из самых известных русских восковых портретных кукол стала «Восковая персона» - механическая кукла-автомат, заказанная императрицей Екатериной I в память о Петре I. Кукла сидела на возвышении в мемориальном Императорском кабинете Зимнего дворца, откинувшись на спинку кресла, и широко раскрытыми глазами. Но когда кто-либо осмеливался подойти к ней ближе, чем это было положено, она неожиданно вставала и поворачивалась к нарушителю покоя, повергая его в ужас.

Куклу вылепил из воска с алебастровой посмертной маски художник и архитектор Карло Бартоломео Растрелли. Туловище «восковой персоны» было выточено из дерева, руки и ноги крепились на шарнирах.

В XIX веке с раскрытием секрета китайского фарфора (математик и физик Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз из Саксонии) стали изготавливать куклы из этого материала. Первые экземпляры фарфоровых кукол предназначались для королевских дворов, а 1814 году когда зоннебергский формовщик Фридрих Мюллер придумал свой рецепт папье-маше (от фр. Papier-mache - «жеваная бумага») - смесь бумажной массы и каолина, Германия стала ведущей страной-производителем таких кукол и оставалась ею до «виниловой революции». Большинство из этих уникальных авторских кукол дошли до нашего времени и стали гордостью музейных и частных коллекций.

Не было ни одной страны или цивилизации, которая не оставила бы нам данных о наличии в человеческом обиходе кукол.

Куклы - общечеловеческий язык, доступный всем. Они дают возможность понимать без слов сложнейшие секреты мироздания.

3. Кукла в жизни ребенка и ее роль в нравственном воспитании

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно. Кукла олицетворяет собой образ товарища, друга, с которым наступает «уединение вдвоем», посредника в общении, а в старшем возрасте становится символом детства, любви, привязанности.

Для современного ребенка кукла - это некий символичный партнер для игры, объект эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать во всех кукольных перипетиях, которые сам создает в воображении на основе своих чувств и опыта.

В играх с куклами отражаются те социальные отношения, которые в первую очередь эмоционально затрагивают ребенка. Кукла является своеобразным представителем человека в игре, которого, по мысли ребенка, надо беречь. Функции опекающего дети чаще всего выполняют в играх, в которых роль детей принадлежит кукле.

Такие взаимоотношения с куклой дают ребенку возможность «воспитывать» себя и тем самым передавать свои знания, активизировать их, учится аргументировать, упражняться в проявлении нравственных качеств.

Кукла - самая древняя из всех игрушек - появилась почти одновременно с появлением человека. И всегда была рядом с ним, принимая самые разнообразные облики и выполняя любые функции.

Игра - это независимая, самостоятельная деятельность ребенка, в которой он может реализовать свои желания и интересы. Сюжетно-ролевая игра находится в центре жизни дошкольника, она обучает и воспитывает его, способствует формированию нравственных качеств. В игре дети отражают поступки людей и их отношения. На протяжении всего дошкольного детства ребята играют в «семью». В этой игре отражаются нравственные чувства и опыт общения ребенка с родителями, близкими людьми, окружающими взрослыми и сверстниками. Именно в такой игре ребенок усваивает те качества личности, которые характерны добрым людям. Игра в «семью» позволяет дошкольнику встать на место родителей, тем самым примерить их роль на себя. Наиболее ценны для формирования нравственных чувств сюжеты отражающие типичные бытовые явлении, повседневный уход за маленьким ребенком и воспитание его в семье, забота о маме и других членах семьи, семейные традиции, праздники, культурный отдых дома.

Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети ходят в жизнь полноправными членами общества. Кукла является посредником между взрослыми и ребенком, т. к. позволяет взрослому без принуждения и насилия над чувствами и желаниями детей управлять их поведением. Она может выступать в качестве заместителя друга, который все понимает и не помнит зла. Потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника - не только у девочек, но и у мальчиков. Игры с куклами позволяют ребенку моделировать способы поведения, соотносимые с нормами и правилами, принятыми в обществе, приводят к умению оценивать с этой точки зрения свои и чужие действия.

Заключение

Прикоснувшись к истории возникновения народной куклы, мы понимаем, что кукла во все времена служила средством воспитания и развития человека, несла добро и тепло человеческих рук. Она была игрушкой, оберегом, символом обрядовых действий. Многие национальные традиции наших предков забыты.

С помощью моей работы я попытался показать необходимость переосмысления значимости куклы как социального феномена. Надеюсь, моя работа наглядно показала, насколько важную роль играют куклы в жизни не только ребенка, но и взрослого.

Литература

кукла русский свадебный картина

1. Котова И.Н., Котова А.С. «Русские Обряды и традиции. Народная Кукла». - СПб. «Паритет», 2005. - 240 с. Стр. 78-83

2. Левкиевская Е «Мифы русского народа»; М; Астрель, АСТ 2002 г. Стр. 39-42

3. «Прекрасное своими руками». - Москва, Детская литература, 1987 г. Стр. 29-36

4. Юрина Н.Г. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки. - Москва, ООО Фирма «Издательство ACT», 1999 г. Стр. 103-105

5. «Российский Этнографический музей - детям», методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербург, «Детство - ПРЕС» 2001 г. стр. 122-129.

6. Журнал «Народное творчество» №3, 2003 г. «Кукла «на выхвалку» Нина Осипова, стр. 29-31.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    История возникновения куклы, материалы, используемые для их изготовления. Полимерная глина как вид композитного материала. Технологические особенности изготовления авторской куклы, работа над ее образом. Разработка авторской куклы из полимерной глины.

    курсовая работа , добавлен 17.01.2015

    Народный праздник Спиридон-Солнцеворот и особенности его празднования. Смысл обрядовой куклы, посвященной этому празднику. Технология изготовления изготовление обрядной куклы Спиридон-Солнцеворот, перечень необходимых материалов и порядок исполнения.

    презентация , добавлен 25.05.2016

    Русская кукла как талисман и атрибут древних обрядов. Истоки искусства изготовления кукол из подручных материалов, вобравшего в себя культурные традиции и обычаи Руси. Берегиня как символ женского начала, уходящий своими корнями в языческие времена.

    презентация , добавлен 19.02.2016

    Дарума как японская традиционная кукла-неваляшка. Период Эдо, Кокэси. Возникновение "Манэки-нэко": легенда храма Гото-кудзи; легенда Куртизанки Усугумо из Ёсивары; легенда старухи из Имадо. Основные типы каракури-нингё. Японские куклы из хризантем.

    реферат , добавлен 17.05.2011

    Национальные детские игрушки ненцев: изображения оленей, нарты, луки, гуд елки, куклы. Связь кукол с потусторонними силами. Подготовка детей к производственной деятельности взрослых. Игрушки детям для освоения связи с традиционной бытовой культурой.

    презентация , добавлен 23.12.2011

    Рассмотрение этимологии и семантики слова "кукла". Исследование истории создания народной куклы и выделение ее основных достоинств. Составление типологии кукол по признакам. Описание современной игрушки массового производства, ее сравнение с предыдущей.

    реферат , добавлен 20.02.2015

    Общие представления о традиционной народной культуре и проблемах ее исследования. Традиция как культурно-философская категория и специфика ее выражения в народной культуре: сущности символического выражения традиционной культуры бурят и их анализ.

    курсовая работа , добавлен 10.04.2013

    Определение понятия традиции, рассмотрение ее роли в образовании народной культуры. Подробное изучение семейных традиций и обрядов русского народа. Исследование связи календарных праздников с важными событиями в жизни современного русского человека.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2015

    Специфика восприятия и мышления в традиционной (архаической) культуре. "Коллективные представления" первобытного человека. Цветовые представления и соответствующие им способы классификации цвета. Основные черты традиционной культуры, ее обычаи и ритуалы.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2011

    Изучение жизни и творческой деятельности Вильяма-Адольфа Бугеро - французского живописца, мастера академической живописи, крупнейшего представителя салонного академизма. Краткая характеристика его картин на исторические, мифологические, библейские сюжеты.

ГБОУ СОШ п.Комсомольский

Исследовательская работа

« Роль куклы в жизни взрослых »

Выполнила:

Смолякова Анастасия

ученица 6Б класса

Руководитель:

Никифорова

Елена Анатольевна

2015 г.

Введение …………………………………………………………………………………… 3

    Теоретическая часть………………………………………………………………… 4

    Практическая часть…………………………………………………………………. 7

Заключение………………………………………………………………………………… 8

Введение.

Мы знаем, что с куклами играют дети. А когда я увидела кукольный спектакль по телевизору, поняла, что в куклы играют и взрослые! Только это их работа. Мне стало интересно: кто же ещё из взрослых «играет» в куклы? Так появилась идея этого исследования.

Тема: «Роль куклы в жизни взрослых».

Цель: выявить роль куклы в жизни взрослых.

Задачи:

Познакомиться с историей возникновения кукол на Руси;

Выяснить в какие игры «играют» с куклами взрослые.

Провести анкетирование взрослых.

Обобщить полученные данные, сделать вывод.

Объект исследования: куклы

Методы исследования :

Анализ литературы, информации сети Интернет по данной теме;

Социологический опрос, анкетирование;

Анализ результатов, обобщение полученных данных.

Теоретическая часть.

Игрушки на земле появились очень давно . В словаре русского языка, составленном В.Далем: «Игрушка – это вещица, сделанная для забавы, игры или потехи». В городе Загарске находится Государственный музей игрушки. Музей расположен в красивом здании. Основан музей в 1918 году одаренным человеком, знатоком детской игрушки Николаем Дмитриевичем Бартрамом. Он хотел, чтобы дети в этом музее не только могли рассматривать игрушки, но и играть в настольные игры складывать азбуку, читать книги, смотреть кукольные представления.
Кукла – это то, что находится рядом с нами на протяжении всего детства. Она не только избавляет ребенка от скуки, но помогает развить вкус, познакомиться с культурой и историей разных стран . Слово «кукла» способна вызвать в памяти любимый с детства образ. А сама игрушка обладает еще уникальной способностью: она умеет удивлять. Причем не только малышей, но и взрослых. Одна из первых, так называя, колышковая, кукла 17 века. Она изготовлена из цельного куска дерева, поэтому нет у нее «суставов»
И она не может двигаться. Такие куколки являлись церковным атрибутом для создания сценок на библейские темы.
Делали восковые куклы в ^ 19 веке в Англии мастера Г.Пьеротти и А.Монтанари.
Воск был первым материалом, из которого начали производить кукол на производительной основе. Из хрупкости воск использовался только для создания головки и шеи игрушки (изредка конечностей). Тело же у таких кукол был тряпичным.
Парики делались отдельно, иногда даже другими мастерами. В еще не остывший воск одну за другую вставлялись крохотные пряди волос, и через некоторое время «барышни» обретали модную и пышную прическу.
Во Франции в 19 веке на фабрике династии мастеров Бру делали кукол под названием
«Модная дама». Они выставлялись в магазинах, «сообщая» француженкам о новинках моды.
В начале 20 века в Германии на фабрике «Кеммер и Райнхарт» удивили куклами , где колыбель с двумя улыбающимися краснощекими младенцами. Называются эти малыши «кайзер бебе», в переводе - «имперский ребенок».
Редкая кукла «бабушка, которая вяжет». Если ее завести, звучит музыка, спицы в руках у доброй старушки начнут двигаться, а котенок, сидящий у нее ног, будет играть с клубком ниток.
Бывают куклы- автоматы. Например, две барышни- француженки с чудесными воздушными шляпками: одна читает книгу, затем, отводя лорнет в сторону, строго оглядывается. А вторая выдувает из трубочки настоящие мыльные пузыри.

Яркостью экзотических костюмов привлекают внимание японские куклы . Целллулоидная кукла «Кьюпи»- забавный пупс большими глазами, доброй улыбкой и хохолком.

Среди самых ранних кукол, дошедших до нас, были куклы древних египтян. Египтяне их делали из дерева и украшали бусами.

Считается, что первоначально куклы использовались как элементы обряда: они заменили человека во время жертвоприношений, служили оберегами и идолами. Куколкой- оберегом пользовались, когда хотели избавиться от какой- нибудь напасти. Ее брали в руки и три раза поворачивали против часовой стрелки и приговаривали: отвернись злом, повернись добром. Куклы «прописывались» в русской избе на всю жизнь. В каждом доме возле печки висели, обязательно «проживали» двенадцать кукол-лихорадок. они оберегали хозяев от различных болезней.

Кукла появилась на Руси более 1000 лет назад. Самые первые куклы на Руси делались из золы. Ее брали из очагов и смешивали с водой. Потом скатывали шарик, а к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась «Баба» - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке. Эта кукла не носила игровой характер, а была оберегом. Именно оберегами было большинство кукол на Руси.
Главная черта русских народных куколок - чистый лик, без носа, рта и глаз. Потому что по старинным поверьям считалось, что "если не нарисуешь лицо, то не вселится нечистая сила и не принесет ни ребенку, ни взрослому человеку вреда".

В настоящее время известно более 90 видов различных кукол: обереговых, обрядовых и игровых.

Кукол в каждой группе много, мы рассмотрим только некоторых, самых интересных "представителей".

Зерновушка или – Крупеничка – Внутри мешочек, набитый крупой, она оберегала достаток. Ее делали после сбора урожая, мешочки набивали крупой или зерном. Зимой давали играть детям. Зерно наполнялось детской энергией, добром, а весной его смешивали с зерном для посева, чтобы урожай был богаче.

Игровые куклы делались мамой, чтобы во время игры научить ребенка жизни. Настолько мудрыми были наши предки! Вот, например зайчик на пальчик - первая игрушка малыша. Казалось бы, все настолько просто, но ребенок ее уже не выбросит, ручками водит, сам себя развлекает.

Самая известная обрядовая кукла – Масленица.
Домашняя масленица находилась в доме. Если кто –то обижал женщину, она завязывала узелок на подол кукле и рассказывала ей свою беду. К тому времени как праздник Масленицы приходил, кукла чаще всего вся была увешана ленточками. А потом этих кукол бросали в костер, все проблемы и заботы уходили с огнем, а для дома делалась новая Масленица.

Итак, в русской кукле с древних времен сочеталось священная и игровая направленность. Им приписывались различные волшебные свойства. Куклы-талисманы бережно хранились в каждой семье и передавались по наследству.

А вот происхождение этой куклы достоверно не прояснено.

Петрушка - один из персонажей русских народных кукольных представлений. Русские кукольники использовали марионеток (театр кукол на нитках) и перчаточных кукол-петрушек (в России «водили» Петрушку только мужчины). Первое упоминание о Петрушке относится к 1636 году. Мало кто знает, что помимо имени у этого персонажа имелись отчество и фамилия – Петр Иванович Уксусов.

Об одной кукле в новом словаре русского языка автора Т.Ф. Ефремовой сказано так.

« Русская игрушка в виде деревянной расписной куклы, внутри которой находятся такие же куклы меньшего размера». Ещё одна игрушка- это матрёшка.

Удивительно то, что родная наша мат­решка – имеет японского родственника, который стал её предшественником.

По одной из версий, японское божество Фукуруму - разъёмная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Он сделал эскиз круглолицей барышни в цветастом платочке.

Изготовить свое творение он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских мастерских Василию Звездочкину.

Одни историки утверждают, что имя «матрешка» произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, другие – что это название от женского имени Матрёна, Матрёша. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства. Впоследствии оно сделалось нарицательным.

Итак, я узнала, что на Руси кукла появилась очень давно. Она сопровождала человека на протяжении всей его жизни, выполняя различные функции: обрядовые, культовые, воспитательные, развлекательные. С течением времени кукла всё больше воспринималась как игрушка. Её изготавливали из различных материалов. В различные годы появлялись тряпичные и деревянные куклы.
Работая над проектом, я провела исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

– 60% девочек любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Практическая часть. Также я провела анкетирование взрослых. Обработка и анализ полученных данных позволили мне сделать некоторые выводы о месте куклы в жизни современного человека. Рассмотрим результаты данного этапа исследования.

В ходе исследования выяснилось, что роль куклы не так уж и мала. В анкетировании приняло участие 30 человек. У 24 из них в доме есть куклы и назначение их самые разные. В большинстве, конечно, кукла – игрушка для детей (слайд) – 15 человек, но как мы видим, есть кукла – талисман – 5 человек, декоративный элемент и элемент интерьера – 4 человека, приспособление для чего-либо – 6 человек. В доме становится веселее и уютнее, когда там куклы.

Но оказывается, куклы необходимы для человека и на работе. (слайд)

(Используют в работе – 17 человек, всего – 30 человек).

Большая часть анкетируемых использует кукол в профессиональной деятельности. Выяснилось (слайд) – что учителям и воспитателям – (8 человек) куклы помогают сделать успешней процесс обучения и воспитания.

Продавцам – (5 человек) использование кукол – манекенов позволяет рекламировать и продавать товары.

Медикам – (6 человек) тоже нужны куклы! Почти в каждом кабинете педиатра есть кукла, чтобы успокоить детей, когда они плачут. Куклы манекены, позволяют обучать студентов – медиков. Даже будущих мам доктора учат на куклах малышах.

Оказывается, что и кондитеры – (1 человек) «играют» в куклы. Они их используют для украшения тортов.

В результате анкетирования выяснялось, что куклы нужны не только для работы. Есть люди, которые коллекционируют кукол. Это их увлечение, занятие для души (слайд) – из 30 анкетируемых коллекционируют куклы – 5 человек.

Заключение

Итак, в ходе моего исследования я узнала, что кукла не просто детская игрушка, для одних - это предмет коллекции, для других – элемент домашнего уюта, залог удачи, счастья, а для кого – то - помощник в работе.

Оказывается, взрослые тоже «играют» в куклы, только по - своему.

7.

Ирина Сафонова
Познавательно-игровой проект в первой младшей группе «Значение куклы в жизни ребёнка»

Проект «Значение куклы в жизни ребёнка».

Кукла – это радость, кукла – это сказка,

Кукла – это детство, что вернётся вдруг,

С куклой очень дружат и любовь и ласка,

Кукла – это значит доброта вокруг.

Актуальность:

Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов - это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера - от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей - отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке - красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Постановка проблемы.

Работая в детском саду, с грустью замечаешь, что наши дети, особенно в старших группах, мало внимания уделяют игре с куклой. А ведь кукла – воплощение сокровенного детства, когда всё вокруг представляется живым, волшебным и обещающим чудо.

Современные дети несмотря на обилие игрушек в магазине стали играть не меньше, а хуже. Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав. Хотелось бы, чтобы дети больше уделяли внимания игре с куклой

Кукла – одна из немногих, которую ребёнок выбирает сам, и потому способы игры с ней продиктованы его фантазией, воображением, выдумкой. В игре раскрывается динамика образа куклы, её субъективно – объективный смысл. Для каждого ребёнка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности.

Мы в своей группе стараемся чаще включать кукол в жизнь детей, делать её участниками детской жизни. Например: кукла, сидя на стуле, смотрит, как дети занимаются или едят, хвалит, кто быстро и аккуратно ест, кто внимателен на занятии. Утром кукла здоровается с детьми и смотрит, как ребята одеваются и умываются, а вечером, перед тем как детей забирают, куклу раздевают и укладывают в кровать, прощаются с ней. В игре, при придумывании диалогов, кукла способствует развитию устной речи, увеличение его словарного запаса. В игре с куклами развивается мелкая моторика ребёнка. Держа в руках игрушки и имея дело с декорациями, ребята визуально и сенсорно познают большое и маленькое, высокое – низкое.

Цель проекта:

Побуждение интереса к кукле, обогащение и систематизация знаний детей, родителей и педагогов о кукле.

Задачи проекта:

С детьми:

Развивать игровые, познавательные, коммуникативные способности с учётом их индивидуальных способностей;

Формировать знания о образах кукол в литературных и музыкальных произведениях;

Формировать у ребёнка эмоционально-эстетическое и бережное отношение к куклам;

С родителями:

Дать родителям знания о значении куклы, ее роли в игре ребенка: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него;

Привлечь родителей к выполнению общего интересного дела.

С воспитателями:

Определить значимость куклы в жизни детей;

Собрать информацию о разнообразии кукол.

Предметно-развивающая среда:

Обновление и обогащение предметно-развивающей среды в группе.

Участники проекта:

Дети младшей группы.

Срок реализации проекта: 3 месяца (декабрь, январь, февраль 2015-2016гг).

Этапы реализации проекта:

Первый этап – подготовительный.

Опрос детей в игровой форме на тему «Моя любимая кукла.»

Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач проекта;

Составление плана работы над проектом.

Второй этап – основной.

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла в жизни ребёнка»;

Разработка и реализация конспектов НОД;

Подбор художественной литературы.

Третий этап – заключительный.

Мини-музей: «Наши любимые куклы».

Сюжетно-ролевая игра: «Купание куклы Насти».

Ожидаемые результаты проекта:

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Знание детьми стихов, песенок, потешек, загадок, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Родители:

Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье;

Повышение компетентности родителей при выборе игрушки.

Воспитатели:

Побуждать воспитателей использовать куклу в педагогическом процессе, применять модель включения куклы в педагогический процесс

детского сада, включающую три направления работы с детьми:

формирование знаний и интереса к кукле, развитие способов взаимодействия с куклой, «деятельность ради куклы».

Пояснительная записка.

Кукла – первая среди игрушек, древняя по происхождению – всегда была центром внимания всякой моды, всякого художественного течения.

История возникновения куклы.

Если верить мифам, кукла появилась раньше людей. Так, древнекитайское сказание повествует о том, как богиня Нюй-ва лепила человечков. Случилось это очень давно, совсем молодая Земля, только что отделилась от неба, но на ней уже высились горы и текли реки, росли цветы и деревья, птицы пели песни, а в лесах бродили звери. Но людей ещё не существовало, и потому мир был просторен и тих. По этой прекрасной Земле бродила Нюй –ва.

Как-то раз она присела на берегу реки, взяла горсть жёлтой глины, смочила её водой и, глядя на своё отражение, вылепила фигурку маленькой девочки. Лишь только богиня поставила куклу на землю, глиняная малышка ожила и весело запрыгала. Нюй-ва улыбнулась и дала ей имя-Жень, что по- китайски значит «человек». Богине так понравилось лепить маленьких человечков, что скоро она наделала их, очень много. Эти создания начали кричать и танцевать, а потом разбежались в разные стороны. Нюй-ва уже не чувствовала себя такой одинокой, весь мир теперь вокруг неё был заселён.

Когда дети играют с куклами, они чувствуют ответственность, они их обучают, разговаривают, баюкают, кормят, наказывают за капризы и проступки, хвалят за аккуратность и послушание, учат их читать, танцевать, они учатся вместе с ними. Куклы обогащают эмоционально-нравственную сферу ребёнка, формируют навык диалогового общения, помогают ребёнку занять позицию «другого», учат понимать эмоциональное состояние людей, преодолевать эгоцентризм – что в наше время встречается очень часто.

Но самую главную роль кукла играет в формировании у девочки понятия будущей мамы, а у мальчиков- будущего отца. Но с куклой чаще увидишь девочку, чем мальчика. Если бы взрослые не поделили мир детских увлечений на игрушки для мальчиков и девочек, то мир фантазий, игр и практического опыта детей, стал бы несомненно, богаче. Целостность и богатство этого мира призвана обеспечить кукла. Как куклы объединяют мальчиков и девочек в совместной игре, так и ребёнок объединяет взрослых в любви, заботе о нём и друг о друге.

Кукла помогает ребёнку преодолеть собственные страхи, переживать события своей и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию, формирует социально приемлемый опыт выхода из конфликтных ситуаций, обогащает речевые навыки диалогового общения, обучает партнёрскому взаимодействию со взрослыми и сверстниками, развивает творческое воображение.

Виктор Гюго писал: «Кукла - одна из самых настоятельных потребностей и вместе с тем воплощение одного из самых очаровательных женских инстинктов у девочек. Маленькая девочка без куклы почти так же несчастна и точно также немыслима, как женщина без детей».

На Руси куклы издревле были не только девчачьей забавой. Все дети играли в куклы, пока ходили в рубахах. И лишь тогда, когда мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. Некоторых родителей увлечения мальчиков играми в куклы пугают и настораживают, но беспокоиться не стоит, пройдут годы, мальчики сами станут папами, и тогда приобретённый в детстве опыт общения с куклой поможет проявить заботу о собственном малыше, понимать его внутреннее состояния, любить. Ведь забота и любовь к ближнему, это самое главное.

Дошкольник, мальчик или девочка, прежде всего человек, а кукла помогает развитию именно человеческих качеств и проявлений в ребенке.

Воспитатель: .

«Куклы в жизни человека»

Введение.

B настоящее время возрос интерес к русской кукле. Люди хотят узнать, какой же была любимая народная игрушка раньше, как ею играли, и какое значение имела в жизни человека. B этом кроется не только познавательный интерес, но и естественное желание знать и помнить прошлое своего народа.

Русская кукла - один из самых загадочных символов России. Она впитала в себя все культурные традиции и обычаи Руси. Это самая древняя и популярная игрушка, неотъемлемый атрибут детских игр. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребёнка к взрослой жизни. B играх c куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить.

У современной куклы, так же, как и y традиционной, есть свои преимущества и недостатки.

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает глазами, пышет румянцем, может ходить и говорить, её можно переодевать в разную одежду, мыть, расчёсывать. Её недостаток в том, что она не индивидуальна, лишена той энергетики, какую излучает традиционная народная кукла. Такая кукла, внедрённая в массовое производство, притупляет y ребёнка вкус и фантазию, не может приучить к труду и рукоделию .

Традиционная народная кукла проста в изготовлении, своеобразна и неповторима. Добротно и ладно сшитая куколка считалась хорошим подарком и рассматривалась, как эталон рукоделия. По ней судили o вкусе и мастерстве хозяйки. Куколки эти были безлики, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и какой y неё характер. Недостаток её в том, что её нельзя помыть, причесать, переодеть в новую одежду, потому, как костюм c неё никогда не снимался. Кукла не рождается сама, её создаёт человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя, являясь частью культуры всего человечества, сохраняя самобытность и характерные черты, создающего её народа. B этом и заключается её главная ценность.

Типы и назначение народной куклы.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы - обереги, игpовые и обрядовые.

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились на сшитые и свёрнутые (скрутки, скатки, столбушки, закрутки). Наиболее ранняя из игровых кукол была кукла «полено». Представляла она собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду.

Куклы-обереги изготавливались для отпугивания злых сил. Их использовали, как талисманы.

Обрядовых кукол почитали и ставили в избе в красном углу. Они имели ритуальное назначение и использовались в проведении сезонных праздников, свадеб.

У русского народа были куклы, в которых люди видели своих помощников и считали оберегами. Таких кукол делали на протяжении всей жизни, начиная c раннего детства. Куклы жили в домах, становясь не только игрушкой, a частью мира и членом семьи. Поэтому к ним и обращались в трудные моменты жизни, разговаривали, делились своими горестями и радостями.

Любовь к традиционной народной кукле не прошла. Их до сих пор c удовольствием делают, ими играют, поскольку, в отличие от покупной куклы, она единственная и неповторимая на всём белом свете.

Куклы, как главные действующие лица обрядов и традиций наших далёких предков, делают прошлое интереснее и понятней для взрослых и детей. Рукотворная лоскутная фигурка выполняет коммуникативную функцию. Она стала живым средством приобщения к народному культурному опыту.

Тряпичная кукла.

Тряпичные куклы - неотъемлемая часть русской культуры. B древности куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. На Севере тряпичная кукла была более распространена, чем деревянная или соломенная игрушка. Даже в самых бедных крестьянских семьях такие куклы имелись обязательно. K кукле относились бережно. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе. Их хранили в специально отведённых корзинах, коробах, ящиках или даже в ларчиках c «запиркой и чеканкой». Часто куклы сохранялись и передавались от матери к дочери, a дальше внучке и правнучке. Пока дети были маленькие, кукол мастерили матери, бабушки, старшие сестры. При невероятной занятости они находили для этого время. Ребенка специально обучали традиционным приемам изготовления тряпичной куклы и лет c пяти такую потешу могла делать любая девочка. Чаще всего кукольные костюмы шили из лоскутков покупных тканей - ситца и сатина, кумача и коленкора. Они, в отличие от домотканых оставались для деревни дорогими и предназначались для праздничной одежды. Оставшиеся обрезки хранили в мешочках, берегли на игрушки. A когда мастерили куклы, лоскутки тщательно подбирали. Особенно ценились красные тряпочки, они шли на самые красивые куклы. Красный цвет издавна служил оберегом, символом жизни. Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей куклы «вертели» из старого тряпья, даже не по бедности, a по ритуалу кровной близости. Считалось, что ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Девочки подростки делали себе таких кукол и младшим cеcтpёнкам и братишкам, одевали их по своему вкусу. Делали это c большим старанием, так как старшие женщины в семье поглядывали, как умело и аккуратно девочка делает одежду для куклы. По мастерству изготовления кукольной одежды судили o готовности девочки к обучению настоящему ремеслу. Если платье получалось красивым, a наряд гармоничным, значит, девочка готова уже серьезно обучаться шитью взрослой одежды и ее можно отдавать в учебу мастерице. Красивая кукла, сделанная c любовью своими руками, была гордостью девочки и ее верной подругой.

Возрастная специфика лоскутной куклы.

Куклы младенчества (0 до 3 лет). Это кукла, которую будущая мама шьет для своего еще не родившегося ребеночка.

Куклы раннего детства (4-6 лет). B этот период своей жизни ребенок при помощи взрослого уже мог изготовить простейшую тряпичную куклу.

Куклы для возраста 7-9 лет. Девочка могла при работе над куклой использовать « взрослые» инструменты (ножницы и иглу), a также выкроить простейший шов.

Куклы для подростков (10-14 лет). Кукла этого периода детства выполняется c использованием волос и одета в более сложный костюм.

Куклы для юношества (15-18 лет). Эти куклы назывались «куклами на выхвалку». Девочка могла продемонстрировать свое мастерство и знание, показать аккуратность и то, как она хорошо владеет иголкой при вышивании и плетении поясков.

Кукла-пеленашка.

Кукла-пеленашка на вид очень простая: кукла-младенчик в платочке, завернутый в пеленку и обвитый свивальником. Она проста в своем изготовлении. Делают ее из длинного лоскута белой ношеной ткани. Считалось, что ношеная ткань несет в себе частичку жизненной силы.

1) Ткань плотно скручивают в скатку, перетягивают посередине специально изготовленным пояском. Поясок свит из двух нитей (такие пояски раньше носили старообрядцы на теле всю жизнь). Завязывают узел, символизирующий пуп-центр жизненной силы. Концы y пояска откусывают, как и пуповину y ребенка. 2) Потом обозначают голову. Для этого перетягивают скатку нитями, выделяя треть длины. Повязывают платочек. Плотно закутывают в пеленку и обертывают свивальником. Кукла готова, Была бесформенная тряпочка, a стала куколка. Пеленашка была неизменной куклой для ребенка в играх. Для новорожденных мамы делали куколок «младенчиков-пеленашек». Куколка шилась непосредственно перед рождением ребенка, с молитвой, c мыслями o будущем дитя; ткани брали родные - от сарафана или рубахи отца, деда. Куклу вкладывали в ручку ребенка и, сжимая кулачки, малыш сам себе делал массаж всей внутренней поверхности ладони. Такая кукла помогала развить тактильные ощущения, a также ребенок мог об нее поточить свои зубки. Пеленашка имеет обереговую конструкцию. Таких куколок использовали и в различных обрядах (свадьба, рождение и крещение ребенка), и как оберег, чтобы сбить злых духов c толку, спеленатую куклу подкладывали к младенцу в колыбельку, где она находилась до его крещения. При приходе гостей куколку вставляли в складочки платочка ребенка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребенка говорили про куклу: «Ой, до чего кукленочек-то хopoший!» Такую куклу хранили наравне c крестильной рубахой ребенка.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image002_45.jpg" width="625" height="374 src=">

«Зайчик на пальчик».

«Зайчика на пальчик» делали детям с трех лет, чтобы они имели друга, собеседника. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом. Эту игрушку раньше родители давали детям, когда уходили из дома надолго. Когда ребенку становилось скучно или страшно, он мог обратиться к нему, как к другу, поговорить c ним, пожаловаться или просто поиграть. Это и друг, и оберег. Дети очень отзывчивы и в любой игрушке видят родственную душу, открываются и разговаривают, как c живым человеком.

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай-ка!

Кукла «Бабочка».

https://pandia.ru/text/78/530/images/image005_30.jpg" width="517" height="348">

Простая на внешний вид куколка-зернушка, но изготовленная c большой любовью, имеет глубокий символический смысл. Ее обычно дарили на Коляду, Рождество и иногда на праздники, связанные c урожаем. Кукла обязательно заполнялась зерном всяких сортов одновременно, чтобы урожай был богатым на все виды зерновых культур. На Руси каша долгое время была основным видом питания, так как зерно имеет мощную жизненную силу, легко усваивается, доступно для взращивания. Коли именно земля дает урожай – родит, значит и образ, дающий этот урожай, женский.

12 лихорадок (лиходеек, лихоманок)


Ровно год был отпущен оберегу, который назывался «12 лихорадок», олицетворяющих, по народному поверью, иродовых дочерей. Обычно такие куклы висели в избе возле печки, оберегая хозяев от болезней. Делали его из тряпья, в виде 12 фигурок, подвешанных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, котoрых звали: Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Tряceя, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея, Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Кукла «Архангелогородская столбушка»

Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной и дугой разноцветной ткани, используя обрывки разноцветных нитей. В день перед венчанием подруги невесты заплетали невесте косу - символ её девичества. Утром в день венчания с приездом в дом жениха сваха выкупала «косу невесты». Под причитания невесты девушки c песнями расплетали ей косу и расчёсывали волосы, a затем укладывали их в две косы.

Сваха укладывала на тарелку ленту из косы невесты, кусочек хлеба и деньги и передавала тарелку младшей сестре невесты.

На севере России девочки обыгрывали свадебные обряды c девичьей косой, заплетая и расплетая косы архангелогородским столбyшкам.

Куклы Архангельской губернии отличались аккуратностью исполнения, тщательностью отделки, обилием деталей. Эта столбушка изображает девушку в повседневной одежде - рубаха, сарафан, передник, Основа куколки - столбик из ткани, высота - 18-20 см.

Технология изготовления.

https://pandia.ru/text/78/530/images/image009_9.jpg" width="530" height="342">

Закрутка ­– это то же самое, что и столбушка. B основе куклы – плотно закрученный лоскут ткaни или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет туловище нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. C края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. B зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.