Значение якутские ювелирные обереги из серебра. Ювелирные изделия Якутии — II. Браслеты, пояса и другие якутские украшения. Бурятские узоры: песня степи

Народ Якутии насчитывает почти полмиллиона человек. Они проживают на территории Республики Саха, в Иркутской и Магаданской областях, Хабаровском и Красноярском крае. Этот народ и сейчас чтит традиции, сохраняет их и передаёт потомкам. Большую часть культуры занимают талисманы: детали национального костюма, шапки, украшения, предметы быта. О значении якутских амулетов и их видах и пойдёт речь.

Якуты близки к природе, они живут в гармонии с ней, подчиняются её законам, с трепетом и уважением относятся к мощи стихии. Почти все талисманы, которые используют якуты, сделаны из натуральных материалов. К ним относятся:

  • кости, клыки, когти и шкуры животных;
  • серебряные украшения;
  • деревянные миниатюры бытовых предметов;
  • камни;
  • вышитые бисером или нитью орнаменты.

Магические предметы защищали от сглаза, порчи, духов, от влияния стихии, сохраняли здоровье, привлекали удачу.

Наибольший интерес у этнографов вызывают якутские ювелирные украшения и узоры, поскольку они защищают и несут информацию о статусе, социальной роли человека, благосостоянии, желаниях. Например, чорон, якутский сосуд для кумыса, используют в поклонении божествам и благословлении. Украшения на него наносят в зависимости от просьбы, вознесённой к богам. Важна роль наследования амулетов. Чем они был старше, тем выше сила. Жительница города Нюрба говорит:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Девушки надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение девушки в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая девушка могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Орнаменты наносятся на якутскую одежду для защиты от злых сил, поэтому вышивкой украшают наиболее слабые места, через которые могут проникнуть духи: подол, рукава, ворот, пояс, позвоночник.

Основные мотивы – растительные, подходят всем, символизируют развитие и плодородие. При выборе узора необходимо учитывать особенности:

  • лировидный орнамент не подходит девочкам и бабушкам;
  • росток растения для маленьких детей, бутон для юношей и девушек постарше, распустившиеся цветы для старших;
  • орнамент должен был стремиться вверх, а не вниз.

Одежду мужчин традиционно украшали пять ромбов, объединённых в один. Это символ совершенства, соединение пяти элементов: воды, воздуха, дерева, огня, металла. В центре ромба круг – женское начало, поскольку мужчина неотделим от женщины.

Ещё один традиционный мотив напоминает , но с тремя делениями. Он символизирует три души: матери, земли, воздуха.

На места расположения основных чакр надевались металлические изделия или подшивались обереги. Это солнечное сплетение, лоб, бёдра, пояс, область сердца. Например, с изнанки, напротив сердца подшивалась мордочка мелкого зверька. На шапках в центре лба помещалась металлическая пластина.

Талисманы изначально делались из любого металла, этим занимались кузнецы. Они почитались наравне с шаманами. Богатые роды имели своего личного мастера.

Позже их стали делать исключительно из серебра, золото не использовалось. Серебро обладает очистительной силой и отгоняет духов.

Особо выделяются свадебный убор, ведь невеста – продолжательница рода, от неё зависит благополучие семьи и здоровье детей. Каждая деталь имела значение. Большинство из них отгоняли недобрых духов и сглаз, другая сторона была направлена на укрепление детородной функции.

Свадебный костюм состоит из таких фрагментов:

  • головной убор;
  • серёжки;
  • нагрудный гарнитур;
  • наспинный гарнитур;
  • браслеты.

Вес убранства мог достигать десятков килограмм. Приданое готовили с самого рождения дочери, изготовляя в год одну деталь костюма. К совершеннолетию скапливался полный убор.

Повседневные изделия были скромнее. К основным видам относятся:

  1. Серёжки. Их начинали носить с пяти лет. Форма серёжек напоминала фигуру девушки, а детали были посланием окружающим, сообщающим о статусе их обладательницы. Например, девушки носили плоские цельные фигурки. Дырка в центре сообщала о замужнем статусе. Серёжки в виде лиры с подвескам надевали многодетные женщины. Стареющая женщина снимает подвески и передаёт внучке в знак продолжения рода.
  2. Браслеты. Кроме обережной функции имеют практическую. Браслетами застёгивают рукава одежды, не пуская холод.
  3. Пояс. Не давал духам проникнуть к телу, поэтому неподпоясаными могли ходить только шаманы. Взрослые богато расшивали пояса орнаментами, а дети подпоясывались верёвкой.

Мужчины, женщины и дети применяли разные талисманы, поскольку отличались их социальные функции.

Амулеты для детей

Защищать ребёнка принято ещё до рождения. Особо опасен момент появления на свет, когда злые духи могут навредить младенцу и маме, поэтому роды сопровождали многочисленные талисманы, сохраняющие жизнь младенцу, облегчающие страдания матери.

Покровительница плодородия, защищающая роженицу – Айыысыт. Её символизировала шкурка зайца. Через глазницы продевались , а в уши вдевались серьги. Во время родов шкурку щедро умасливали.

Над постелью роженицы для уменьшения боли и для благополучного исхода вешали серьги, удила, кнут. Берёзовой палкой вокруг постели обводили круг, поскольку в берёзе находится дух хозяйки местности, за такую черту не один представитель потустороннего мира не сможет заступить.

После того, как младенец родился, в палку, за которую держалась женщина, втыкали нож, если появился на свет мальчик или ножницы, если девочка.

Младенец в первый год жизни ещё не может сам противостоять злу, поэтому за ним охотятся пожиратели душ абаасыта. Их отгоняли, привязывая на борта кроватки нож в ножнах, огниво, топорик, медвежью лапу, череп соболя.

На одеяло пришивали кольца, пластины из металла и другие звенящие предметы. Ребёнку, который начинал ползать и ходить на спину привязывали колокольчик. Звоном он очищал помещение от дурной энергетики, отпугивал духов и сообщал маме где находится малыш.

Для хорошего сна в уголок подушки вшивали заячью лапку.

С младенчества и до конца жизни человек хранил сумку из кожи тайменя «Ого кута». В ней хранились 10 узелочков из пуповины и волосы. Это сосредоточие жизненной силы.

Подросшим детям надевали серьги, подвески, металлические бляхи с рисунками и бусинами. Традиционный амулет для мальчика – лук и стрелы. Это сосредоточие мужского начала, моральных и физических качеств будущего мужчины.

Женские талисманы

Они направлены на сохранение здоровья, укрепление семьи, развитие интуиции.

Для облегчения грудного вскармливания используется гладкий в виде воронки в центре. Через него было принято сцеживать молоко.

Девушка, отправляющаяся в путь, своими руками делала амулет из шерсти медведя, напоминающий кисточку – моонньох. Его вешали на шею лошади, чтобы расчищать путь от духов.

Девушка навыданье делала кнут из ивовых веток, украшая его фигурками из кости и серебра. На кончик прута вешался колокольчик. После рождения малыша кнут вешался над колыбелью.

На шапки надевалась серебряная бляшка – туосахта, символизирующая солнце. Одно из её значений – защита от оспы.

В качестве украшений девушки носили серьги, кольца и браслеты. При ходьбе убранство должно позвякивать, чтобы зло не приближалось.

Кроме шапки, обережный головной убор бастынга – обруч. Бляхи на нём прикрывали уязвимые части: лоб и виски.

Мужские амулеты

Мужчины почти не носили украшений. В качестве талисманов использовались вышивка и части животных: головы, лапы, когти, зубы, кости. Считалось, что качества убитого животного переходят к убившему его охотнику. Кроме этого якуты избирали себе тотемное животное. Они ассоциировали себя с ним, перенимая свойства, и находились под защитой.

Помогали выслеживать и убивать добычу на охоте, оставаясь неуязвимым. Мех волка или медведя считался и болезней.

Ещё один – ожерелье из носов. В этой части тела у животного находилась душа, поэтому якуты собирали в связки носы мелких животных: соболей, песцов, лисиц для привлечения удачи.

Для удачной охоты использовался талисман из шкуры, рога и челюсти оленя. Этот свёрток вместилище духа покровителя зверей и охоты.

Самый сильный талисман – камень сата. Его находили в местах удара молнии, а ещё он зарождался сам собой внутри лошади, быка, медведя, собаки или волка. Узнают его по внешнему виду. Сата напоминает уменьшенную человеческую голову, где различимы глаза, нос, рот, уши. Этот камень живой. Чтобы камень не умер, его не должна касаться девушка, не должен смотреть чужой человек и камень не должен оставаться нагим. Оберег принято было хранить завёрнутым в шерсть породившего его животного вдали от дома. С помощью сата якуты изменяли погоду или во время путешествия привязывали к лошади, чтобы та не потела, и её не донимали оводы.

Современные обереги в Якутии

Исследования показывают, что большинство якутов верят в силу оберегов и многие их держат дома. Правда, многие из них ушли в прошлое. Чаще всего встречаются:

  • посуда и домашняя утварь с орнаментом;
  • вышивка на национальной одежде;
  • рисунки животных;
  • лапы медведя;
  • драгоценные изделия.

Последний вид оберега особенно интересен. Мотивы остаются прежними: лира, женская фигура, растительный орнамент. Но ювелирные изделия стали утончёнными, ажурными и не такими массивными. На смену серебру приходит золото и драгоценные камни.

Специалисты предупреждают, что на рынке много китайских подделок под изделия якутов. Они дешевле, но не несут духовной ценности и обережного значения. Через несколько поколений они потеряют красоту и ценность. Лучше отдавать предпочтение традиционным якутским мастерам, которые знакомы с историей, культурой и традициями народа.

В шкатулке у каждой якутянки хранятся украшения, имеющие свою историю. Некоторые из них достались по наследству от прабабушек или были подарены по особому случаю. Но есть и такие, которые несут особый смысл и надеваются перед важным, если не сказать, судьбоносным событием. О символах в якутских украшениях рассказывает ИА YakutiaMedia дизайнер ювелирного дома "Киэргэ" Саргылаана Барахова. По собственному ее признанию, она обладает экстрасенсорными данными, что позволяет ей разрабатывать по желанию клиентов украшения с сакральным смыслом.

Якутские обереги. Фото: Инстаграм

Символы окружают нашу жизнь, они везде, и они есть у каждого народа. Я могу привести массу примеров этому. Раньше украшения использовали не для красоты, а как обереги. Танцы у народов тоже имели свой смысл, у многих есть хоровые танцы, символизирующие солнце, а значит жизнь, у якутов они тоже есть. Узоры, наносимые на сосуды, тоже несли смысловую нагрузку. Возьмем чорон - сакральный якутский сосуд. В него наливают кумыс и поклоняются божествам, произносят алгыс (благословение). И узоры, нанесенные на этот сосуд, могут рассказать о желаниях человека или рода. В сказаниях или эпосах любого народа всегда упоминаются в описании того или иного героя его символы, тотемы, которые говорят о многом. Тот же флаг - это символ. Выставляют его на показ, чтобы враг боялся, или таким образом обозначают территорию.



Символы движут нашей жизнью. Человек, ничего не знающий о другом человеке, племени или роде, может многое понять только по символам, так как они являются носителями информации.



Мужские галстуки. Фото: Инстаграм

Узоры, наносимые на украшения, также имеют смысл. Украшения - это часть культуры и истории любого народа. Как показывают научные исследования, у якутов такие изделия имели сакральный смысл и служили оберегами. Раньше их изготавливали из металла, поэтому кузнецы были особо почитаемыми людьми. Их статус был приравнен к шаманам.

Позже украшения стали делать из серебра. С развитием торговли и приходом русских на территорию Якутии появился бисер, который стали широко использовать при изготовлении одежды.



Невесту одевают к свадьбе. Фото: История Якутии

Самое богатое украшение имеет наряд якутской невесты. Оно состоит из головного убора, сережек, нагрудного украшения, наспинного украшения, браслетов. Такого богатого убранства нет ни у одного из народов. Когда в семье рождалась дочь, родители уже начинали собирать ей приданое. У каждого богатого рода был свой кузнец, они ему заказывали. Каждый год в копилку этой девочки прибавлялось то кольцо, то сережки и так далее. К тому времени, когда девушке было пора выходить замуж, у нее был уже полный комплект украшений.

При этом каждая часть убранства имела свое определенное предназначение. Головной убор защищал голову, точнее лоб, нагрудное украшение - солнечное сплетение, то есть основные чакры.



Невеста отправляется к жениху. Фото: Архивное фото

К жениху невеста ехала верхом на лошади, убранство которой тоже имело символы. Например, на лошадь вешали из медвежьего меха колокольчик, чтобы он раскачивался и отпугивал злых духов.

Невеста – самое святое. Она – прародительница рода. Она продолжательница жизни. Поэтому девушку-невесту украшали серебром, мехом с символами, чтобы никто не посмел посмотреть на нее недобрым глазом.



Традиционные якутские серьги. Фото: SakhaLife

Особую смысловую нагрузку несли якутские серьги. По ним можно было определить статус женщины.

Например, можно было узнать замужем девушка или нет, есть ли дети у женщины или нет, у пожилых был другой стиль сережек. При этом общая форма серег напоминает женскую фигуру. У девушек серьги были плоскими и несквозными, а если в середине был открытый кружочек, то она замужем, если лировидные сережки - это уже многодетная мама. Висюльки на сережках говорили, что это родившая женщина. При этом только якутские серьги имеют застежку спереди.

Браслеты тоже имели защитную функцию. Они защищали от проникновения холода, кроме того, они прикрывали одно из важных мест на руках. У всех народов есть браслеты.



Мужской якутский наряд. Фото: ru.pinterest.com

В одежде мужчин тоже есть символические узоры - пять ромбов, составляющих один ромб. Они означают совершенство, то есть пять элементов: воду, воздух, дерево, огонь и металл. Если человек имеет пять элементов, то он твердо стоит на ногах. Этот символ популярен.

В ромбе обязательно посередине должен быть круг - женский знак, поскольку у каждого мужчины должна быть женщина.

Таким узором украшают не только одежду мужчины, но и пояс. А пояс - это тоже оберег, его всегда носили. А детям завязывали веревки, чтобы злой холод не проникал.



Мужская печатка с ромбами. Фото: Инстаграм

Сегодня поменялась технология изготовления украшений, они стали уже больше ювелирными изделиями. При этом украшение создается не только из серебра или золота, но и с применением конского волоса, кожи, натуральных камней. Стало много модных узоров, и человек сам выбирает, что ему нравится. Но мы все равно храним традиции, чтобы было, что оставить своим потомкам пусть и в современном исполнении.



Оберег. Четыре стороны света. Фото: Инстаграм

Сейчас используют часто узоры, напоминающие цветок, а он символизирует движение, показывает, что человек должен постоянно развиваться. Еще есть узор, похожий на крест. Он отражает четыре стороны света, чтобы дом был цельный и человек был цельный. Говорят, что там, где солнце встает, там все хорошо. Если человек пришел с востока, значит, он пришел с добрыми вестями. Балаган строили так, чтобы солнце в него входило. Тропинку вели только с восточной стороны.



Оберег. Три души. Фото: Инстаграм

Также обереги делают с узором, напоминающим восточный инь-янь, только не с двумя делениями, а с тремя. Это три души: Ийэ-кут (материнская душа), Буор-кут (душа земли), Салгын-кут (душа воздуха). Я их трактую как тело, речь, ум – три составных элемента человека. В старину мальчик до восьми лет всегда был при матери, а потом отдавался отцу. И он брал его с собой в лес, на охоту. Так мальчик физически укреплялся и учился думать, так как для охоты и умения выживать нужно было иметь сильное тело и ум.


Колье с конским волосом. Фото: Инстаграм

Несмотря на разнообразие ювелирных изделий, люди стали приобретать украшения не только для красоты, а с определенным смыслом, с символом. Заказывают украшения, чтобы оставить в наследство. В любое изделие, которое мы создаем, вкладываем свои знания о традициях, и узоры наносятся не просто так, а с желанием добра и успеха.



Колье с натуральными камнями. Фото: Инстаграм

Одной клиентке я нарисовала ее символику в виде дерева. Я почувствовала, что она - в первую очередь мама, все делает сама. Ее идеи всегда воплощаются в реальность, она творит свое счастье. Поэтому она мне показалась в виде дерева. Ее род – это ствол. Солнце по кругу идет вокруг дерева. Где бы она ни жила, она будет творить.

Я всегда беседую с человеком и только потом создаю рисунок его символа. Это все индивидуально. Во время разговора уже знаю, что вот это - его знак. Если верить в символ, то меняешь свой разум. Человек должен воспитывать свой ум. Надо радоваться жизни, наслаждаться. Но надо быть терпеливым. Чудо само по себе не приходит. Надо терпеливо ждать и верить.

У многих народов украшения и орнаменты служили в качестве защитных талисманов. Например, на якутские обереги наносились символические узоры, имевшие сакральный смысл. По рисунку, нанесенному на предмет, определяли, для чего и кому он предназначен и какому роду принадлежит. А также различные изображения были посвящены Богам и призваны покровительствовать во всем людям.

История амулетов

Якутские обереги имели двойное значение, их использовали как украшения и они призваны были защищать обладателя от злых духов и сил. Их делали из шкур животных, позже - из металла. Кузнецы, умевшие выковать тончайший орнамент, считались шаманами. По форме и узору многих предметов можно было узнать о статусе и положении человека.

У якутов, например, по серьгам узнавали, замужем женщина или девушка на выданье. Пояс на мужчине использовался как амулет и указывал, какой он охотник и что за положение занимает в обществе. По орнаменту на сосудах было видно, какие из них предназначены для жертвенных приношений, предметы бытового обихода имели другие рисунки. Защитными талисманами в виде колокольчиков из медвежьей шерсти украшали коней, чтобы те отпугивали злые силы.

Виды талисманов


Когда девушка надевала свадебный костюм, то все украшения на ней должны были ее защитить от негатива.

Самыми красивыми были украшения якутских девушек, а невеста имела очень богатый наряд. Из украшений были кольца, браслеты, серьги, нагрудные и наспинные подвески. Они не только украшали девушку, но и имели защитное значение, защищая чакры обладательницы. На мужской наряд нашивали ромбовидный орнамент, состоящий из пяти ромбов, символизировавших пять стихий. А также украшался пояс, в середине каждого элемента был круг, как женский знак. Этот атрибут тоже призван был защищать владельца от злых духов.

Особое значение имели серьги, они определяли статус обладательницы. Они имели плоскую форму, повторяющую изгибы женской фигуры. Круглый проем в них посредине говорил о том, что женщина замужем, а подвески на сережках указывали о детях. Национальная шапка тоже украшалась сакральными символами, она не только защищала от холода, но и охраняла голову от внешнего влияния.

Символы и орнаменты

Якутские традиционные обереги:


Для девушек украшения изготавливались с элементами цветов.

  • Узор лировидной формы или женской фигуры. Представляет собой символ плодородия и развития. Чаще всего такой вид имели серьги, девочкам-подросткам подходили украшения в виде бутона, а распустившимся цветком украшались сережки девушки.
  • Рисунок в облике аиста. Защищал женское счастье, преданность и верность, жизнь и продолжение рода.
  • Узор в виде геометрических фигур. Означал природные стихии, например, солнце имело очертания круга, а знаки внутри отображали его связь с внешним миром.
  • Орнамент в образе лошади или оленя. Их связывали с движением вперед, это знаки возрождения и вечного обновления в природе.
  • Рисунок на украшениях в форме дерева жизни. Символизировал духовную и созидательную силу народа.
  • Растительные узоры с очертаниями листьев березы. Они означали чистоту и вдевались в уши невест как сережки.
  • Орнамент, повторяющий изгибы растений. Представляет собой знак плодородия и достатка.
  • Украшения в облике рыб. Символизировали благополучие и богатство.

У северных народов считалось, что в мире много злых духов, способных навредить человеку. И на своих амулетах они никогда не изображали людей.

Якутский орнамент в оберегах, в зависимости от их значения, влияет на человека, если их дарят с добрыми пожеланиями, а также охраняет от сглаза и недобрых сил. Трафареты узоров, которые используют якуты в своих украшениях, показаны здесь:


При изготовлении традиционных украшений люди данной народности могут использовать различные узоры.
  • prntscr.com/l0edwy;
  • prntscr.com/l0efde;
  • prntscr.com/l0efog;
  • prntscr.com/l0efx2;
  • prntscr.com/l0eg61.

Северные народы бережно хранят свои традиции и используют сакральные орнаменты, украшая ими одежду или в украшения. Якутские мастера изготавливают их не только из серебра, которое очень ценилось в давние времена, а, но и из золота и драгоценных камней. Такие талисманы охотно носят модницы по торжественным случаям. Более простые украшения можно использовать ежедневно, главное их свойство, как и у всех оберегов, это чистота помыслов и бескорыстие.

Украшения – неотъемлемая часть женского образа в якутской культуре. История якутского украшения начинается с древних времен.

В каждой стране и в каждую эпоху их ношение преследовало совершенно разные цели – от стремления показать высокое положение женщины до попытки уберечься от сглаза, порчи и даже от пули. Сегодня мы поговорим о наших якутских национальных украшениях, которые известны всему миру по своей красоте и качеству. Также узнаем, что они обозначают и когда их носить.

С наступлением долгожданного лета народ Саха отмечает национальный праздник Ысыах. Ысыах – торжество жизни и Природы. Это почти единственный праздник, когда можно надевать национальные якутские украшения. Что же означают национальные орнаменты, узоры на украшениях? Из какого материала предпочитали изготавливать украшения наши предки-мастера? Какие есть обереги у якутского народа? «Умный Город» попытался раскрыть феномен якутского серебряного украшения.

Из истории:

В истории культуры народа Саха ювелирное дело занимает особое почетное место.

Как и у других тюркских народов, у народа Саха ювелирное дело вышло от кузнечного ремесла. Кузнецы пользовались всеобщим уважением и в своем могуществе приравнивались к белым шаманам. Ювелирное дело – яркая и самобытная ветвь якутского кузнечества. Отличающееся своими традициями и особым художественным стилем оно весьма самобытно и разнообразно. Этим тонким и сложным ремеслом занимались повсеместно. В каждом наслеге существовали свои династии мастеров серебряного дела, искусными руками которых изготовлялись разнообразные женские украшения, посуда, мелкие декоративные детали для костюма и конского убранства. Основным материалом для изготовления якутских ювелирных изделий являлось серебро.

Старший преподаватель кафедры «Истории России» Исторического факультета СВФУ имени М.К. Аммосова Александра Николаевна Прокопьева утверждает, что основным орнаментом в якутских украшениях является лировидный орнамент, который можно по-разному интерпретировать: две собаки, грызущие кость, корова или женщина. Это растительный орнамент. В якутской культуре растительные орнаменты символизируют плодородие и развитие. Лировидный орнамент подходит женщинам детородного возраста, для замужних женщин, невест, но не для девочек и бабушек.

Растительные орнаменты универсальны: их могут носить и женщины, и мужчины. Пожелание семьи, потомства, богатства. Растительный орнамент в виде ростка подойдет маленькой девочке, а чуть постарше подойдет орнамент в виде бутона. Распустившиеся цветы касаются взрослой части. Человек как цветок: сначала росток, затем бутон, цветение и увядание. И по такой же аналогии надо придерживаться, когда покупаешь изделие. Девочке нужно дарить сережки без нижних частей, это часть замужней женщины, нужно смотреть на сам орнамент: растет ли он вверх, а не вниз.

Александра Николаевна отметила, что 19веке русская культура оказала сильное влияние на якутские традиции: «Произошло слияние понятия «якутяне»: слились якутские, эвенкийские и еще другие традиции народов, проживавших на территории Якутии. Появились украшения не совсем традиционные. Сейчас новый этап культуры — появление не национальных украшений. Это стилизованные украшения. Настоящие традиционные вещи хранятся в музеях, из-за того, что они требуют много количества серебра как материала, дорогих тканей – не каждый может это позволить. Поэтому мастер делает облегченные, дешевые варианты: тонкие, рыхлые, ажурные, украшения, где мало серебра, что-то мобильное. Но тем не менее основные мотивы сохраняются. И некоторые производители сохраняют традиции изготовления национальных украшений».

Орнамент «биэс харах» (ромб) считается оберегом. Якуты считали, что человека оберегает именно серебро. Чистый белый металл. А золота якуты не знали, но если сравнить с другими народами, то золото менее ценилось, потому что оно желтое. Считалось, что серебро очищает человека, оберегает молодых женщин. Серебро было темное, матового цвета. То, что мы сегодня видим на прилавках это уже не то серебро, оно более светлое и блестящее.

Украшения могут влиять на человека от того, с какими пожеланиями их подарили, если даритель пожелал со своим подарком хорошие пожелания, то это и будет. Оно не зависит от какого-либо орнамента. Оберегом становится искренне подаренная вещь.

Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры

«В наше время очень популярны китайские подделки якутских украшений. Мы должны понимать, что мы берем ответственность за свою культуру, покупая подделку, человек вкладывает свои деньги в уничтожение своей культуры. Лучше поддержать местных производителей, которые делают по канонам, по технологиям. Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится», — советует Александра Прокопьева, Эгэлгэ, О4уор Утум, Уран Саха, – это, по-моему, самые аутентичные производители.

Другие используют снова стилизованность и ажурность, дабы потерять массу. Якутские украшения отличаются от других своей массивностью, плотные, тяжелые. Без ажура, рюшек, это излишество. Настоящее якутское изделие совершенно другое, это пластины с гравировкой, а не ажурностью. В этом наша уникальность, это надо сохранять».

Серебро, золото передается из поколения в поколение, а подделка за несколько сотен через некоторое время просто уничтожится

Об одежде якутской невесты в олонхо повествуется:

«…Была ей к лицу говорят,

Подвески узорного серебра,

Цепочки на шейном кольце.

Тонкие илин-кэлин кэбисэр

Переливаясь, ярко блестя

Поигрывали на груди и спине,
Круглая чеканная туосахта,

укрепленная надо лбом,

Радостно на солнце блестя,

Озаряла ее лицо…».

Говорят, что раньше полный комплект украшений незамужней якутской красавицы весил не менее пуда (то есть более шестнадцати кг)! Все это серебряное великолепие символизировало благополучие, плодородие и служило своего рода благословением родителей на выполнение женского предназначения. По составу и характеру орнамента и узорам определяли достаток семьи, древность рода и духов-покровителей. Наследные украшения были обязательной частью приданого девушки. Но самое главное место в комплекте отводилось серьгам.

В серьгах женщин детородного возраста в середине есть подвеска, напоминающая сердце – это символизирует будущее потомство. Когда женщина стареет, подвески убираются, их они передают своим дочерям, внучкам как символ продолжения рода. Она должна быть составная. Если мы рассмотрим сережку в профиль, то увидим гравировку и зооморфную форму лисы, поедающую свой хвост. Потому что образ лисы связан с образом женщины: верная жена должна быть хитрой, как лиса. Это связано и с охотничьим культом. В Вилюйских якутах была якутская традиция, когда он добыл лису он ее привозит домой, завернув во что-нибудь, занося ее в дом он надевает на нее женские украшения (илин кэби4эр, головные украшения) и заносит ее через порог и с ней разговаривают как с женщиной. Образ лисы связан с женщиной. Есть оберег са4ыл тумса – подвеска, там есть мордочка лисы. Это действительно очень интересно, но еще до конца не изучено.

Вера Илларионова, студентка юридического факультета СВФУ заставила попотеть знатоков телеигры «Что?Где?Когда?». Она задала вопрос» «Что символизирует мамина сережка?». Ответ был простым – мать и ее детей. Знатоки проиграли.

Мария Васильевна Саввинова , ветеран тыла, г. Нюрба:

«Когда я была маленькая, у моей бабушки были серебряные сережки с 3 рядами подвесок. Бабушка очень ими дорожила. А теперь я сама бабушка и ношу ее сережку. Женщины надевали очень редко все украшения – только на свадьбу и на Ысыах. На Ысыахе по украшениям определяли положение женщины в обществе. Тогда они стоили очень дорого, не каждая женщина могла себе позволить их. Со времен моей молодости якутские изделия очень изменились. Раньше были только пластины и гравюры на них. Я думаю, что это показывает культурное развитие народа».

Анастасия Жирова , студентка 3го курса РГПУ им. Герцена, г. Санкт-Петербург:

« Вчера я посетила Ысыах в Петербурге, на который пригласили меня друзья из Якутии. Светлый летний праздник народов Якутии, посвящен божествам Айыы — жителям Верхнего мира и прародителям народа Саха. И мне казалось, какой-то совершенно неведомый мир раскрыл передо мной двери и пригласил войти. И я вошла, и с головой погрузилась в его объятия. Каждая якутская женщина была облачена в серебряные украшения. Они были поразительно красивы! Я думаю, что якутские украшения придают особую магическую загадочность женщине. Кстати и у меня тоже есть якутские украшения, подаренные друзьями из Якутии!».

Степанида Лященко , метеоролог, г.Якутск:

«Я в свое время работала с якутскими национальными украшениями в Петербурге. Сейчас в центральной России идет мода на этническую одежду, украшения. Якутские изделия широко известны и популярны даже за пределами России. Иностранцев привлекает мастерство якутских мастеров и качественный материал, из которого он сделан».

Аял Карякин , визажист и стилист салона «Beauty&Style»:

«Мне как стилисту нравятся якутские украшения. Они многофункциональны: можно скрыть недостатки фигуры, показать свой статус и чувство вкуса в моде. Тонкие илин-кэбисэр и неброские браслеты можно совмещать с деловыми рубашками, водолазками. Чем тоньше, тем они привлекательнее смотрятся. Когда я работал на «Moskow Fashion Week» якутские изделия из серебра были очень востребованы, было много желающих их приобрести».

В наше время по большому счету национальные украшения потеряли свое символическое значение, став повседневным атрибутом практически любой современной женщины. Но от этого интерес к ним ни чуть не угасает, а наоборот, подстегиваемый широким ассортиментом видов, моделей и цветов только разгорается. Однако в этом разнообразии можно потеряться. Ведь выбрать для себя украшения дело не простое. Но якутские украшения, как видите, всегда актуальны, а главное могут сочетаться с любой одеждой, для любого мероприятия.

V. ХУДОЖЕСТВЕННО-КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ШИТЬЯ

Семантика цвета в традиционном шитье

Самым выразительным средством в традиционном шитье является цвет. Тем, кто занимается национальным шитьем, необходимо владеть цветовой грамотой, которая поможет избежать грубых ошибок при создании изделия.

В науке о восприятии цвета (цветоведение) существует классификация единого цветового спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Между ними различают еще множества переходных цветовых тонов и оттенков. Такие цветовые краски называются хроматическими. Белый цвет, черный и оттенки серого цветов - ахроматическими. Цвета условно распределяются на две группы: теплые и холодные. Теплые - красный, оранжевый, желтый - напоминают о солнце и тепле. Холодные - зеленый, голубой, синий, фиолетовый - о холоде.

Якутский хроматизм примерно выглядит таким образом:

красный - кыһыл; оранжевый - кыһыл ара5ас, арыы саһархай; желтый - ара5ас, саһархай; зеленый - от куэх; голубой - халлаан куэх; синий - унаар куэх; фиолетовый - эһэх кыһыл.

На первый взгляд, по этой классификации названия цветовых оборотов кажутся ограниченными, т.е. два цвета в якутском хроматизме вроде бы обозначены одним названием. Например, красный, фиолетовый - кыһыл, желтый, оранжевый - саһархай, голубой, синий, зеленый - куэх. Анализируя архаичные названия цветового восприятия якутов, можно наблюдать довольно широкий спектр цветовых обозначений. Они наиболее живописные и выразительные.

В традиционном шитье восприятие цвета сложилось естественно, в условиях окружающей природы. Теплые тона натуральной кожи и пушного меха традиционно сочетались с холодными сине-голубыми тонами в сочетании с черным цветом бисерной вышивки. Такой выбор цвета у мастериц не был случайным, так как каждый определенный цвет нес в традиционной культуре якутов свою смысловую нагрузку. В частности, белый цвет - цвет рождения и смерти, во многих религиях он наделён божественным смыслом, в традиционном понятии якутов выступал как символ солнца и отражал Верхний небесный мир. Таким образом, эпитету «белый» - «юрюн» в якутском фольклоре придается священное значение.Белый цвет также ассоциировался и со снегом, льдом, к ней приписывались характеристики: чистый, независимый, божественный. Он несколько успокаивает. В олонхо очень часто встречаются понятия: «Юрюн Аар Тойон» (Белый Господин Творец), «юют манан халлаан» (молочно-белое небо) или «юрюн кунум» (белое солнце мое). В старину на приветствие «Как живете?» - отвечали «Юют тураан ючюгэй» (хорошо, как белая молочная гладь). Таким образом, белый цвет связан с окружающей средой и является также символом жизни, счастья, всего светлого. Раньше он использовался как цвет, олицетворяющий материнскую душу (ийэ кут).

В якутской культуре синие, голубые цвета ассоциируются с небесным пространством, воздухом. К этим цветам можно приписывать психологические характеристики: чистый, уводящий в пространство, направляющий. Эти цвета являются символами синего бездонного космоса с «голубым дыханием» (кюёх тыын), а также «салгын кут» (воздух-душа) и считались нашими предками знаками развития, «расцвета жизни».

Традиционным смыслом черного у некоторых народов является пустота и отсутствие света, горе и смерть, он соответствовал мрачности, угнетал. В понятии якутов темные тона серого, коричневого цвета, в том числе черный, символизируют землю-матушку и олицетворяют «землю-душу» (буор кут) человека. Как правило, шубы «бууктаах» и «кытыылаах сон» оторачиваются черным сукном или мехом темного цвета. Якуты верили, что «буор кут» (земля-душа) похожа на коричневую вошку с рогами и находится в ушах человека.

Позднее излюбленным цветом у мастериц, олицетворяющим материнскую душу - «ийэ кут», стал красный цвет, который является символом огня, крови, тепла. Красный использовался и как отпугивающий демонов-абаасы цвет, и он встречается в бахромках чепраков, колчанов, шаманского костюма. Алый красный цвет якуты называли «хаан кыпыл» (алая, как кровь), желто-красный - «уот кыһыл» (как цвет огня). Он ассоциировался и с женской природой, давал ощущение близкого, родного и кровного. Вставки на передней и задней части навершия шапки обязательно отделываются красным сукном.

Зеленый цвет мало эмоционален, связан со спокойствием, с окружающей средой: «мутукча куэх», «от куэх» - цвет травы, зелени. В окантовке шубы и атрибутов конского убранства этот цвет олицетворяет возрождающиеся силы природы и является символом молодости (кэнчээри ыччат). Цветовое обозначение темно-зеленого цвета иногда обозначается и словом «хара»: дьодум хара, кэнкир хара - темно-зеленый цвет, унаар хара - светло-зеленый цвет. Живописно описываются цветовые обозначения зелени: алтан куэх - золотисто-зеленый цвет, укэр куэх - бледно-зеленый цвет, ача куэх - желто-зеленый цвет, таалай куэх - серовато-зеленый цвет, тыргыл куэх, чээчэ куэх - ярко-зеленый, кылбары куэх - сине-зеленый.

Излюбленным цветом якутов является и желтый цвет и его оттенки: желто-красный - «саһархай», оранжевый - «арыы саһархай» (желтое, как масло), рыжий - «саһыл саһархай» (рыжий, как лиса).

Если в прежние времена выбор определенного цвета в традиционном шитье был обязательным, так как значение цветовой символики предметов и одежды имели культовое значение, то в наше время традиционные цвета в национальном костюме и изделиях можно изменить. Можно применять бесконечное разнообразие цветов и оттенков. Но нужно отметить, что определенный этнический выбор цветовой гаммы, соблюдение символических значений декора должен придерживаться в шитье фольклорных и особенно обрядовых видов одежды.

Виды якутских орнаментов, применяемые в шитье

В материальной культуре якутов все орнаменты, наносимые на изделия, имеют свое сакральное значение. По общему виду их можно разделить на растительные, геометрические, зооморфные (звериные). Антропоморфные (человекообразные) виды орнаментов обычно не используются широко в орнаментальном искусстве якутов. Они встречаются лишь в шаманских атрибутах. Излюбленными узорами-знаками в традиционном шитье были растительные и геометрические: «дьураа» или «курдааһын ойуу» (прямая линия), «таналай ойуу» (двухсторонний зигзагообразный мотив), «тынырах ойуу», «сарбынньах ойуу» (небесный мотив орнамента), «айа ырбата» (стреловидный мотив), «кесюр ойуу», «кегёр ойуу» (лировидный мотив), «сюрэх ойуу» (сердцевидный мотив), «кюн», «туосахта» (круг), «харысхал бэлиэлэрэ» (оберегающие знаки).

Прямые линии «дьураа» или «курдааһын ойуу» в вышивальном искусстве якутов применяются во всех изделиях как окантовка краев изделий. Обшиваются вокруг основного мотива орнамента прямыми бордюрными линиями вышивкой цветными нитками, серебряными бляшками или прострачиваются бисером из трех цветов (синий, белый, черный), ограждая от проникновения злого духа (рис. 32)

Распространенный в якутском орнаментальном искусстве «таналай ойуу» часто используется в ручной вышивке. Зигзагообразные линии, идущие параллельно друг другу, напоминают контуры извилин на нёбе рогатого скота, которое и называется «таналай». Узор, если вышивался бисером, назывался «кэдьинэ таналай», но вышивается он и цветными нитками, и конским волосом. Узор «таналай» - самый древний, типичный вид орнамента. Магическое значение орнамента «таналай» связано с древним пониманием человека о том, что этот орнамент является соединяющим звеном - лестницей между миром земным и верхним миром высших божеств. В земном мире судьба и счастье человека зависят от их благосклонности. Видимо, поэтому вышивку «таналай» использовали только по нижней части одежды - в набедренниках, рукавицах и обуви.

Мотив «таналай» также известен узбекам, казахам и киргизам. В частности, у памирских киргизов он применяется при орна¬ментации посуды. На языке киргизов «таналай» также означает «нёбо», очертания данного орнаментального мотива у киргизов очень схожи с якутским орнаментом «таналай» (рис. 33).

О семантике лировидного мотива - «кесюр ойуу» - существуют различные версии. Лировидная форма является и символическим образом пробивающегося из земли растения. Лировидный мотив распространен в орнаментике многих народов. Его рассматривают как мировое древо - древо жизни, древо плодородия, древо восхождения Он имеет апотропеис-тическую и благопожелательную функции. Лировидный мотив также связан с космологическим воззрением якутов, является символом роста, развития, стремления к свету, к высшим божествам Айыы. Средний главный лировидный мотив называют «ийэ кэҕуэр», устремившиеся от него в разные стороны ветви - «оҕо кэҕуэр», они являются, одновременно символом зарождения новой жизни, плодородия, богатства.

Лировидный мотив в орнаментальном искусстве символизирует благословение на развитие и процветание в Срединном мире, поэтому обязательной традицией в вышивке этого орнамента является его симметричность и вертикальное расположение. По орнаментальным канонам якутских мастериц только распустившиеся из основного мотива побеги могли устремиться на все четыре стороны. Но иногда перевернутый лировидный мотив в обуви выступает как символ предупреждения об опасности. Видимо, таким образом мастерицы через вышивку обуви ограждали себя от демонов и злых духов Нижнего мира (рис. 34).

Основу стреловидного орнамента, называемого «айа ырбата» , составляют дуги и отходящие вверх от дуг стреловидные фигуры, используемые в орнаментальном искусстве якутов в основном как оберегающий, предупреждающий знак. Значение названия узора указывает на то, что, возможно, он носит магико-охранную функцию. Это подчеркивается и расположением мотива орнамента - по краям одежды, предметов быта. Возможно, таким образом человек старался ограждать себя от влияния различных злых духов (рис. 35).

Арочные мотивы «тынырах» , «сарбынньах», вышитые бисером, встречаются на вещах и одеждах празднично-ритуального назначения, особенно связанных с кумысопитием, и являются символом девятиярусного неба, обители Верховных божеств (рис. 36).

В ином варианте этот мотив называют «биэ эмиийэ», символизирующие знаки моления божеству конного скота Дьесегей Айыы. В вышивке также встречаются орнаменты, связанные с культом плодородия рогатого и конного скота: «ынах ойуу», «дьеһегей айыы бэлиэтэ» (рис. 37).

Крестообразный мотив распространен у многих народов и уходит своими корнями во времена гораздо древнее христианства. Равноконечный крест, по данным самобытного орнаментального искусства якутов и их бытовых суеверий, является символом солнечного света и летнего творческого тепла, а также графическим изображением древнего степного бога солнца саха. Крест служит символом защиты и спасения. В связи с эпидемией оспы и кори у якутов сохранилось понятие «кириэстэтэр» (налагать крест). Так называли случаи легкого заболевания, предохраняющие человека от повторных заболеваний. Дух болезни как бы налагает на человека знамения креста в знак того, что он в дальнейшем будет пощажен. Духи, насылающие эпидемию оспы и кори, представлялись в образе русских женщин. Возможно, эпидемии этих болезней были связаны с русскими переселенцами. Поэтому считалось, что от них можно защититься знаком креста - символом христианства. Крестообразный мотив можно рассматривать и как ромб с «процветшими» углами, известный в языческой символике как древнейший символ плодородия. Семантика крестообразного мотива в якутском орнаментальном искусстве выполняет функцию своеобразного оберега. Использование такого крестообразного мотива, как оберега для охраны жилища и душ человека, выявлено и у многих народов.

Такие символы на передней части одежды имели «оберегающие» и «благопожелательные» функции (рис. 38).

Сердцевидный узор традиционно используется всегда в декоре нарядных рукавиц, набедренников, чепраков, кычымов. Пышное цветение сердцевидного мотива в орнаментике всех народов является символом любви и согласия. Он не похож на распространенный в якутском шитье лировидный мотив. Средний, основной, мотив имеет форму распространенного мотива сердечка. По вертикальной оси орнамента располагаются три мотива деревца, они не соединяются, как обычно бывает в лировидном мотиве, одним стволом. Рисунки мотивов верхнего, устремленного вверх, среднего, который вписан в сердцевину, и нижнего мотива являются мотивами распространенного мотива деревца - трилистника, гоггилистника или семилистника. Нижнее деревце, обычно уходит верхушкой вниз. Очевидно, эти мотивы определяют трихономическое деление Вселенной на небо (место обитания богов), средний мир, обитаемый людьми-айыы, и подземный демонический мир, где живет большая часть демонов - абаасы. Таким образом, данная композиция орнамента четко показывает воображаемый мир предков: космическое пространство в разных измерениях - вертикали соответствуют верхушки, стволы и корни деревьев, а горизонтальным направлениям - ветвистые линии, отходящие от сердцевины орнамента. Данный узор обычно вышивается распространенным типом вышивки «таналайдыы анньыы» (рис. 39).

Круг - розетка , как изображение солнца, осмысливается в орнаменте многих народов. У якутов орнамент круга связывает человека с окружающей средой, олицетворяет богатство и силу, служит знаком принадлежности к солнечному миру. Серебряный круг солнце - «кун», «туосахта» - в головном уборе у якутов означается как символ самого высшего божества - Урун Айыы Тойона. Круг «туосахта" на головном уборе якутской невесты олицетворяет еще и жизненную силу или «кут» девушки. Серебряный круг в головном уборе используется и в качестве оберега от влияния всевозможных отрицательных сил природы, демонов-абаасы (рис. 40).

В якутской вышивке в основном встречаются и растительные мотивы - витые орнаменты с побегами, символизирующие богатство растительности среднего мира. Их называют «эрбэлдьин», «эрэдэһин», «лоһуор ойуу» . Гирлянды ветвей и листьев, цветов и лепестков входят в мотивы вышивок мягких материалов, вышиваются золотыми, серебряными или цветными нитками (рис. 41).

Трех-, пяти- и семилистные побеги «унугэс ойуу» символизируют зарождение новой жизни, являются символом молодости, благословением к их росту и процветанию (рис. 42).

Распространенный у многих народов орнамент «бараньи рога» - «кой муоһа, «почки» - «буэр ойуу» существует и в якутской орнаментике. Выполняется вышивкой бисером и цветными нитками и является священным орнаментом-оберегом, символом защиты (рис. 43).

Треугольный мотив орнамента «ураһа» является символом, благословляющим на процветание рода, или орнаментом, свидетельствующим о происхождении носящего из знатного рода (рис. 44).

Штампованные бляшки, пришитые прямой линией, называются «муравьи» - «кымырдаЗас ойуу» . Такие мотивы созданы в результате пытливого наблюдения над живой природой. Муравей, оса, паук - особо почитаемые насекомые. «Будь сильным, трудолюбивым и плодовитым, как муравей» - благословляют такие мотивы. Орнамент производился вышивкой бисером и нитками, налепкой кож или металлическими бляшками. Этим орнаментом отделывались мужская и женская одежда, охотничьи колчаны, верховая упряжь (рис. 45).

Конструктивные особенности конского убранства

Комплект конского убранства состоит из чепрака (албара), двух кожаных или суконных лопастей по бокам (кычым) и накидки для седла (дэпсэ). Чепрак является главным в убранстве коня, предназначен для крупа коня, имеет трапециевидную форму. В дохристианское время чепраки изготовлялись из лосиной ровдуги и конского волоса. С появлением мягких материалов конское убранство стали изготовлять из суконных материалов красного, черного и, реже, зеленого цвета.

В зависимости от предназначения имеются несколько видов чепрака. Самый маленький, кулунчук чаппарааҕа, - для жеребенка. Оформляется ручной вышивкой из ниток мулине в технике «таналай анньыы», количество кисточек - три. Средние чепраки вышиваются серебряной ниткой или обрабатываются суконной аппликацией в традиционном стиле шитья «кыбытан-аттаран тигии», используется для обрядовых целей на празднике ысыах. Количество кисточек доходит до семи. Самый большой чепрак, предназначенный для убранства верхового коня невесты, вышивается сплошь цветным фарфоровым или бесцветным стекловидным бисером и серебряными бляшками круглой и квадратной формы. Количество кисточек доходит до девяти.

Обычно шитье чепрака начинают со средней части, которая обычно имеет трапециевидную форму. После завершения вышивки ниткой или бисером можно приступить к построению общей конструкции чепрака. Технологический этап построения формы чепрака (рис. 48, а, б, в):

1. Начертить на бумаге форму вышитой части соответствующего размера.

2. По средней линии трапеции вертикально провести линию оси симметрии.

3. На этой оси произвольно отметить точку О. Чем ниже будет находиться точка О, тем больше будет угол между двумя нижними углами чепрака.

4. С точки О по четырем углам трапеции провести лучи ОА, ОВ, ОС, ОД, на которых должны располагаться внешние углы всех трапеций.

5. На нижних крайних углах перпендикулярно линиям ОА и ОВ провести линии О1А1, О2А2 и О1В1, О2В2.

Ширина окантовки, внутреннее оформление чепрака зависят от дальнейшей задумки автора. Однако при этом не следует загромождать его внутреннее пространство. Таким же способом нужно сконструировать кычым и дэпсэ. Чепрак, кычым, дэпсэ должны быть оформлены в едином композиционном и технологическом решении. Атрибуты конского убранства получаются завершенными, если мастерица правильно и умело использует в своих работах пропорционально выверенное соотношение отдельных составляющих частей атрибута, сдержанный колорит в цветовом сочетании и качественную технологическую обработку.

Вопросы и задания для самостоятельной практической работы:

1. В чем отличительные особенности восприятия цвета народов Крайнего Севера?

2. Какие орнаментальные мотивы часто встречаются в якутском национальном шитье (см. рис. 32-45)?

3. Разработать самостоятельно сувенир - выкройку чепрака в натуральную величину (см. рис. 48).

1. Неустроев Б.Ф. Узоры шитья. Якутск: Бичик, 2002. С. 13.

2. Гаврильева Р. С. Одежда народа саха конца XVII-XVIII вв.

3. Новосибирск: Наука, Сиб. предприятие РАН, 1998. С. 80-83.

4. Петрова С. И. Современная якутская одежда. Якутск: Изд-во Департамента профтехобразования, 2001. С. 14.

5. Петрова С.И. Свадебный наряд якутов. Новосибирск: Наука, Сиб. изд. фирма РАН, 2006. С. 28-30, 58-60.