Аудиал или визуал легкий тест. Кинестетик, аудиал, визуал или дигитал — как достичь успеха в учебе детям с разными каналами восприятия

Тест аудиал, визуал, кинестетик. Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева. (Методика ведущий канал восприятия)

Диагностика доминирующей перцептивной модальности С. Ефремцева служит для определения ведущего типа восприятия: аудиального, визуального или кинестетического.

1. Люблю наблюдать за облаками и звездами.

2. Часто напеваю себе потихоньку.

3. Не признаю моду, которая неудобна.

4. Люблю ходить в сауну.

5. В автомашине цвет для меня имеет значение.

6. Узнаю по шагам, кто вошел в помещение.

7. Меня развлекает подражание диалектам.

8. Внешнему виду придаю серьезное значение.

9. Мне нравится принимать массаж.

10. Когда есть время, люблю наблюдать за людьми.

11. Плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь движением.

12. Видя одежду в витрине, знаю, что мне будет хорошо в ней.

13. Когда услышу старую мелодию, ко мне возвращается прошлое.

15. Люблю поговорить по телефону.

16. У меня есть склонность к полноте.

17. Предпочитаю слушать рассказ, который кто-то читает, чем читать самому.

18. После плохого дня мой организм в напряжении.

19. Охотно и много фотографирую.

20. Долго помню, что мне сказали приятели или знакомые.

21. Легко могу отдать деньги за цветы, потому что они украшают жизнь.

22. Вечером люблю принять горячую ванну.

23. Стараюсь записывать свои личные дела.

24. Часто разговариваю с собой.

25. После длительной езды на машине долго прихожу в себя.

27. Придаю значение манере одеваться, свойственной другим.

28. Люблю потягиваться, расправлять конечности, разминаться.

29. Слишком твердая или слишком мягкая постель для меня мука.

30. Мне нелегко найти удобную обувь.

31. Люблю смотреть теле- и видеофильмы.

32. Даже спустя годы могу узнать лица, которые когда-либо видел.

33. Люблю ходить под дождем, когда капли стучат по зонтику.

34. Люблю слушать, когда говорят.

35. Люблю заниматься подвижным спортом или выполнять какие-либо двигательные упражнения, иногда и потанцевать.

36. Когда близко тикает будильник, не могу уснуть.

37. У меня неплохая стереоаппаратура.

38. Когда слушаю музыку, отбиваю такт ногой.

39. На отдыхе не люблю осматривать памятники архитектуры.

40. Не выношу беспорядок.

41. Не люблю синтетических тканей.

42. Считаю, что атмосфера в помещении зависит от освещения.

43. Часто хожу на концерты.

44. Пожатие руки много говорит мне о данной личности.

45. Охотно посещаю галереи и выставки.

46. Серьезная дискуссия – это интересно.

47. Через прикосновение можно сказать значительно больше, чем словами.

48. В шуме не могу сосредоточиться.

Ключ к тесту

Визуальный канал восприятия: 1, 5, 8, 10, 12, 14, 19, 21, 23, 27, 31, 32, 39, 40, 42, 45.

Аудиальный канал восприятия: 2, 6, 7, 13, 15, 17, 20, 24, 26, 33, 34, 36, 37, 43, 46, 48.

Кинестетический канал восприятия: 3, 4, 9, 11, 16, 18, 22, 25, 28, 29, 30, 35, 38, 41, 44, 47.

Уровни перцептивной модальности (ведущего типа восприятия) :

13 и более – высокий;

8-12 – средний;

7 и менее – низкий.

Интерпретация результатов:

Подсчитайте, количество положительных ответов в каждом разделе ключа. Определите, в каком разделе больше ответов "да" ("+"). Это Ваш тип ведущей модальности. Это ваш главный тип восприятия.

Визуал . Часто употребляются слова и фразы, которые связаны со зрением, с образами и воображением. Например: “не видел этого”, “это, конечно, проясняет все дело”, “заметил прекрасную особенность”. Рисунки, образные описания, фотографии значат для данного типа больше, чем слова. Принадлежащие к этому типу люди моментально схватывают то, что можно увидеть: цвета, формы, линии, гармонию и беспорядок. Восприимчивы к видимой стороне окружающего мира; испытывают жгучую потребность в том, чтобы мир вокруг них выглядел красиво; легко отвлекаются и впадают в беспокойство при виде беспорядка. При общении с людьми первым делом обращают внимание на лицо человека, его одежду и внешность. Хорошо запоминают зримые детали обстановки, а также тексты и учебные пособия, представленные в печатном или графическом виде

Кинестетик. Тут чаще в ходу другие слова и определения, например: “не могу этого понять”, “атмосфера в квартире невыносимая”, “ее слова глубоко меня тронули”, “подарок был для меня чем-то похожим на теплый дождь”. Чувства и впечатления людей этого типа касаются, главным образом, того, что относится к прикосновению, интуиции, догадке. В разговоре их интересуют внутренние переживания. Испытывают потребность в непрерывной слуховой стимуляции, а когда вокруг тихо, начинают издавать различные звуки – мурлычут себе под нос, свистят или сами с собой разговаривают, но только не тогда, когда они заняты учебой, потому что в эти минуты им необходима тишина; в противном случае им приходится отключаться от раздражающего шума, который исходит от других людей. На что обращают внимание при общении с людьми: на имя и фамилию человека, звук его голоса, манеру его речи и сказанные им слова.

Аудиал. “Не понимаю что мне говоришь”, “это известие для меня…”, “не выношу таких громких мелодий” – вот характерные высказывания для людей этого типа; огромное значение для них имеет все, что акустично: звуки, слова, музыка, шумовые эффекты. Привыкли к тому, что вокруг них кипит деятельность; им необходим простор для движения; их внимание всегда приковано к движущимся объектам; зачастую их отвлекает и раздражает, когда другие люди не могут усидеть на месте, однако им самим необходимо постоянно двигаться. На что обращают внимание при общении с людьми: на то, как другой себя ведет, что он делает и чем занимается.

Человек устроен очень разумно: для познания окружающего мира в его распоряжении есть универсальный набор органов чувств. Практически все мы умеем слышать, видеть, чувствовать, понимать. Правда, мало кто обращает внимание на то, что при взаимодействии с внешней средой каждый из нас в большинстве случаев пользуется не всеми данными ему природой инструментами, а лишь избранными. Визуал, аудиал, кинестетик характеристика – одна из важнейших при составлении психологического портрета человека. Знание своего психотипа не только помогут ему лучше понять самого себя, но и упростит процесс взаимодействия его с другими людьми.

Одним важнее получать информацию на слух, другим удобнее все увидеть собственными глазами, третьи не смогут усвоить ничего нового, если не спроецируют это на свой личный жизненный опыт, а с четвертыми вы найдете общий язык, только если будете разговаривать с ними на языке строгой логики. То есть у каждого из нас есть свой путь восприятия информации. И в зависимости от этого все мы делимся на визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов.

Визуал: мир, я вижу тебя

Визуалов, то есть тех, кто предпочитает знакомиться с внешним миром глазами, подавляющее большинство. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - это про них. При знакомстве с человеком такие люди с легкостью запомнят его внешний вид, после без труда опишут окружающую обстановку, но с воспроизведением деталей беседы могут возникнуть проблемы.

Как определить визуала в обычной жизни:

  • такой человек никогда не потеряется, потому что он умеет с ходу ориентироваться в пространстве;
  • он с легкостью назовет свои любимые и нелюбимые цвета;
  • при размышлении над какой-либо проблемой визуал предпочтет начертить условную схему на листке или представить свои или чужие умозаключения в виде графиков и таблиц;
  • его внешний вид отражает его внутреннее состояние;
  • во время бесед предпочитает рассказывать сам, нежели слушать других;
  • он встречает людей «по одёжке», а жилище оценивает по интерьеру;
  • в помещении он займет такое место, с которого будет открываться максимальный обзор;
  • из всех видов искусств предпочитает живопись, скульптуру, архитектуру;
  • не принимает аудиокниги;
  • при оценке событий, явлений, фактов визуал чаще всего использует слова «красиво» - «некрасиво»;
  • хорошо запоминает только то, что написано и прочитано им самим.

Это интересно! Мир визуала – это калейдоскоп картинок. Его знакомство с людьми подчиняется фразе: скажи мне, что ты видишь, и я скажу, кто ты.

Аудиал: мир, я слышу тебя

Аудиальное восприятие – это познание мира через звук. По численности аудиалы в мире занимают второе место после визуалов. Такие люди могут что-то «сто раз увидеть», но ничего не запомнить. Зато они легко усвоят информацию, услышав ее однажды. Как отличить аудиала:

  • для решения какой-либо социальной проблемы им не нужна личная встреча, достаточно телефонного разговора;
  • такие люди – благодарные посетители семинаров, лекций, на которых им зачастую даже не требуется вести конспекты;
  • в беседе для них важно не столько что человек говорит, а как – даже самая невинная фраза, произнесенная с неверной, по мнению аудиала, интонацией, способна вывести их из эмоционального равновесия;
  • для решения проблемы аудиалы предпочитают проговаривать ее вводные, для них привычен режим внутреннего диалога, «сам с собой веду беседу» - это про них;
  • в компании аудиалы внимательно слушают, и за это их ценят окружающие, а если рассказывают сами, то очень эмоционально;
  • внутреннее состояние аудиала всегда выдает интонация, с которой он общается с людьми;
  • из всех видов искусств предпочитает музыку;
  • приветствует аудиокниги и радио.

Аудиальное восприятие зачастую может сыграть с человеком злую шутку: такие люди в межличностных отношениях иногда воспринимаются как равнодушные. Окружающим может показаться, что к ним не проявляется ни малейшего интереса. Но это впечатление обманчиво. Просто для понимания и принятия другого человека аудиалу совсем не нужно на него смотреть.

Кинестетик: мир, я чувствую тебя

Есть люди, которые не доверяют ни словам, ни зрительным образом. Их познание мира строится исключительно на собственных тактильно-чувственных и обонятельных ощущениях. Такие люди в психологии называются кинестетиками. Они из тех, кто предпочитает семь раз отмерить, прежде чем отрезать. Как распознать кинестетика:

  • в личных отношениях кинестетики не любят ушами, для них не важны подарки, а вот объятия – это то, что убедит их в искренности чувств;
  • высшая степень признания и доверия для таких людей – прикосновение;
  • в принятии решений кинестеки руководствуются категорией «мне кажется»;
  • в оценке предметов и событий им чужды рекомендации других людей, они не верят рекламе и не прислушиваются к отзывам – таким людям важны собственные ощущения;
  • чтобы решить проблему, кинестетикам нужно разобрать ее на составляющие, изучить каждую деталь по отдельности, а потом снова собрать в единое целое;
  • в бытовой жизни они ценят комфорт и не придают значения стилю и модным тенденциям;
  • воспринимая информацию, они руководствуются принципом «надо попробовать», так практика для них – превыше всего;
  • кинестетики – тонко чувствующие натуры, легко входят в положение другого человека.

Кинестетиков в обществе встречается гораздо меньше, чем визуалов и аудиалов. Им с их повышенной степенью чувствительности гораздо сложнее найти свое место в окружающем мире. Из девиз: «Я чувствую, значит, я существую».

Дигиталы: мир, я понимаю тебя

Дигиталы в классификации психотипов восприятия мира появились сравнительно недавно. Это самый редкий тип людей. Для них мир представляется собранием умозаключений. Они воспринимают только такую информацию, которую понимают. Логика – это их стихия. Предметы и явления дигиталы характеризуют с точки зрения полезности, а при социальном взаимодействии ценят точность формулировок. С дигиталами сложно общаться, так как они производят впечатление отстраненных и бесчувственных людей.

В социуме тот или иной психотип в чистом виде, как правило, не встречается. У каждого человека он выражен в большей или меньшей степени наряду с другими типами мировосприятия. Но знать, какой из них ведущий, важно и для самого человека, и для окружающих его людей. Эти знания упрощают социальное взаимодействие. Гораздо легче вести диалог, к примеру, о зиме, если знать, что для визуала она будет ассоциироваться с белым цветом, для аудиала – с хрустящим снегом, для кинестетика – с холодом, а дигиталу будут важны лишь показатели термометра.

Все люди учат по-разному. Кому-то легче запоминать информацию на слух, кому-то проще прочитать текст. Существует несколько типов восприятия: через зрение, через слух, через касание и через коммуникацию. Когда мы учим иностранный язык, мы задействуем все эти органы восприятия, однако у каждого человека один тип восприятия обязательно преобладает перед другими.

Знакома ли тебе ситуация, когда учитель подает весь материал по одному и тому же сценарию, который абсолютно тебе не подходит? Ты тщетно пытаешься запомнить или понять какое-то правило, но напрасно. Учеба дается с трудом. Кажется, что ты бездарен и что это просто не твоё.

На самом деле это не так. Возможно учитель просто не учитывает разные типы восприятия людей. А это очень важный момент в обучении.

Психологи выделяют четыре основных типа восприятия:
  • аудиальный (восприятие на слух)
  • визуальный (восприятие зрением)
  • кинестетический (восприятие касанием и эмоциями)
  • коммуникативный (восприятие через общение)

Обучение в любой области будет наиболее эффективным, если в нем будут учитываться все четыре типа восприятия. Потому что, так или иначе, мы обучаемся через все четыре типа. Однако у каждого человека есть один доминирующий тип. Этот тип восприятия и будет важным фактором для успешного обучения.

Мне как визуалу нелегко пришлось во время учебы в вузе: я ничего не могла понять из лекций. Я хуже усваиваю информацию на слух, чем глазами, особенно в таких количествах, как полуторачасовая лекция. Соответственно, с предметами, которые проходили в форме лекций, у меня была большая проблема. Как же было бы проще, если бы эти лекторы выпустили книгу!

Однако не всем сокурсникам было так плохо, как мне, потому что есть и другой тип людей — аудиалы. Им проще послушать, чем почитать. Другие лучше всего усваивают материал на семинарах или тренингах во время бурных дискуссий и интенсивного общения.

Узнать свой тип восприятия — важный момент и для изучения иностранного языка. Интересно, почему некоторые могут без проблем выучить список слов, написанный на одной бумаге, а другие справляются лишь тогда, когда выпишут слова на ? Для каждого типа восприятия есть своя методика.

Пройди тест на восприятие и узнай свой тип.

Тест состоит из 16 вопросов. Самое важное — отвечать быстро, не раздумывая слишком долго. Если долго думать над ответом, то вскоре все варианты могут казаться подходящими. Поэтому важно выбрать тот ответ, который понравился самым первым.

"Я вижу звук, я слышу цвет,
Я ощущаю чьи-то мысли,
Предчувствия мозги прогрызли,
Словами плавится скелет.
Я знаю Бога и любовь,
Я чувствую пределы смысла,
Луна натянуто повисла,
Сжимает явью горло вновь.
Но открывая мягкий звон
Лилового сердцебиения,
Душа вдыхает в упоении
Цвета двенадцати сторон."
(С) Рада Войцеховская

Когда я училась в школе, я видела цвета букв и слов, и даже начала составлять сравнительную таблицу, пытаясь собрать статистику у одноклассников. Потом бросила это дело, поскольку поняла, что если кто и воспринимает цвет букв, то дело сие сугубо индивидуальное, и что если существует какая-нибудь общая закономерность, то мне для её выявления "подопытных" явно не хватит.
В раннем детстве все мы преимущественно кинестетики. Трудно не быть кинестетиком, когда лежишь в мокром подгузнике. Вырастая, мы расширяем диапазон способов восприятия окружающего мира и/или же смещаем фокус восприятия в сторону одного из типов восприятия.
Но также происходит и обратный процесс - под влиянием воспитания некоторые из каналов восприятия информации блокируются стереотипами, навязываемыми социумом.

Привожу ниже небольшую статью и тест на определение доминирующего типа восприятия. Ну, ежели кто ещё не в курсе относительно себя:)

"Аудиал, визуал, кинестетик, дигитал... В этой статье попробуем разобраться не только со значением, но и с практическим применением слов "аудиал, визуал, кинестетик, дигитал".
Человек получает информацию из внешнего мира через 5 сенсорных каналов: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный и вкусовой.(Это официально признанные каналы, есть более тонкие, на которые постепенно начинают обращать внимание учёные, прим моё). Каждый из этих каналов, в свою очередь, занимает определённое по значимости место в общей системе восприятия. Под значимостью подразумевается объём, важность и качество получаемой информации. Сенсорные системы человека могут иметь как врождённый доминирующий тип (гениальные композиторы, которые окружающий мир воспринимали как различную музыку), так и приобретённый (текстильщики, работающие на производстве чёрных тканей, различают до 40 оттенков чёрного цвета, в то время как все остальные люди - 2-3 оттенка).
В силу тех или иных причин у разных людей формируются доминирующие каналы восприятия.
Выделяют 3 основные типа восприятия:

1. Аудиал - это человек, основная информация для которого поступает через слуховой сенсорный канал. При этом сама аудиальная репрезентативная система имеет 2 направления восприятия:
а) аудиально-тональная - это система восприятия звуков и тональных последовательностей (т.е. звук как физическое явление, в чистом виде);
б) аудиально-дигитальная - система восприятия звука в виде слов и их сочетаний (т.е. восприятие звука в логической, смысловой форме).
Аудиалы имеют плохую зрительную память на лица, но хорошо узнают человека по голосу. Ярко выраженный аудиал во время очень серьёзного разговора может даже закрыть глаза, чтобы «лишний» канал информации не распылял его внимания. Аудиал в своей речи гораздо чаще употребляет слова, связанные с его доминирующей системой восприятия: «я слышал, что…», «звучит достаточно странно…» и т.д. Аудиалы в своём большинстве достаточно разговорчивы, хотя есть и исключения. Речь аудиала достаточно разнообразна и эмоционально насыщена, свои мысли чувства они предпочитают выразить с помощью звуков (слова, восклицания, крики). Аудиалы обычно любят музыку и неплохо разбираются в ней, часто во время своих раздумий или выполнении каких-то действий напевают что-то вслух. Среди категории аудиалов вообще достаточно много композиторов, музыкантов и других профессий, связанных с музыкой.

2. Визуал - человек, воспринимающий основной объём информации через зрительный канал. Здесь тоже выделяют различные формы визуального восприятия: цветовая гамма, образ картинки в целом, образ логических символов (цифры, слова и т.д.). Визуал во время разговора, как правило, много жестикулирует, пытаясь тем самым передать свою мысль или чувства с помощью создаваемых им изображений. Во время прослушивания серьёзной для себя информации визуалы, как и аудиалы, также могут не смотреть на собеседника, однако, в отличие от первых, глаза не закрывают, а могут что-то рисовать или писать, создавая таким способом своё восприятие услышанного. Визуалы имеют хорошую зрительную память на лица, легко узнают людей, которых могли видеть очень давно. В своей речи визуал чаще употребляет слова и фразы, связанные с его основной сенсорной системой: «мне кажется, что…», «это выглядит как-то…», «это очевидно…» и т.д. Визуалы любят наблюдать (в т.ч. за людьми), созерцать природу, из них могут получиться хорошие художники. Визуала можно узнать по его поведению, когда его взгляд постоянно пытается найти себе «занятие», что-то поймать в поле своего зрения (даже если этот предмет и не представляет для него особого интереса).

3. Кинестетик - человек, у которого информация лучше всего воспринимается через тактильные ощущения. Наша кожа является самым большим органом, имеющим множество дифференцированных рецепторов (давления, тепла, холода, боли). Количество тех или иных рецепторов у разных людей может достаточно сильно варьировать, поэтому все мы так по-разному воспринимаем боль, холод и другие раздражители. Кинестетик свои слова и действия так или иначе ассоциирует с физическими ощущениями. В разговоре с кинестетиком часто можно услышать фразы наподобие «ячувствую, что это…» или «в этом ощущается здравый смысл...». Кинестетики запоминают людей или события через призму своих ощущений при контакте (крепкое рукопожатие, холодный кабинет во время переговоров и т.д.). У кинестетиков, как правило, лучше развито чувство обоняния и вкуса (наименее информативные системы в нашем организме).

Иногда выделяют четвёртый тип восприятия в отдельную категорию -дигитал (или дискретный тип). Это тип подразумевает анализ всех остальных систем восприятия и на основе их идёт общая картина информации. Считать этот тип восприятия первичным тоже нельзя, так как он подразумевает некоторую обработку полученной другими системами информации, а также логическое осмысление, однако учитывать такой тип восприятия, как "дигитал" всё-таки нужно.

Поскольку нет чистых типов восприятия (за исключением серьёзных анатомических или физиологических патологий) и все наши сенсорные системы работают содружественно (хотя и есть доминирующая система), зачастую возникают межсистемные связи в ощущениях. Например, есть такое понятие, как «холодные» или «тёплые» цвета. Человек, смотрящий на «холодные» цвета, ощущает температуру окружающей среды ниже на 3-5 градусов. Это явление используют в помещениях с постоянно повышенной температурой (красят стены «холодными красками в литейных цехах, машинных отделениях и т.д.). Здесь прослеживается связь между зрительной и тактильной системами восприятия. Другой пример - люди в темноте говорят гораздо тише (без видимой на то причины), чем при нормальном или ярком освещении. Здесь идёт синергия слуховой и зрительной систем человека. Ещё один пример этого типа - «цветной» слух композиторов Скрябина и Римского-Корсакова - они слышали звуки, «окрашенные» в разные цвета.

Для более точного определения ведущего типа восприятия существуют различные тесты, один из которых предлагается ниже.
Данный тест представляет собой список из 48 утверждений, на которые нужно ответить «согласен» или «не согласен» применимо к себе. Номера утверждений, с которыми Вы согласны, выписывайте в процессе прохождения теста на лист. Чтобы результаты имели наименьшую погрешность, нужно попробовать абстрагироваться от того, что Вы проходите тест и попробовать просто отвечать на вопросы, стараясь погрузиться в свои ощущения по отношению к предложенным ниже фразам.

1 - люблю наблюдать за облаками и звёздами
2 - часто напеваю себе под нос
3 - не признаю неудобную моду
4 - обожаю ходить в сауну
5 - в автомобиле для меня важен его цвет
6 - узнаю по шагах, кто вошёл в комнату
7 - меня развлекает копировать чей-то диалект
8 - много времени уделяю своей внешности
9 - очень люблю массаж
10 - когда есть время, люблю рассматривать людей
11 - плохо себя чувствую, когда не наслаждаюсь ходьбой
12 - рассматривая какую-то одежду в магазине, я убеждён, что мне в ней будет хорошо
13 - когда слушаю старую мелодию, вспоминаю прошлое
14 - часто читаю во время еды
15 - очень часто говорю по телефону
16 - я считаю, что у меня есть склонность к полноте
17 - отдаю предпочтение прослушиванию книги, чем самостоятельному прочтению
18 - после сложного дня моё тело находится в напряжении
19 - с удовольствием и очень много фотографирую
20 - долго помню, что мне сказали друзья и знакомые
21 - с лёгкостью отдаю деньги за цветы, потому что они украшают жизнь
22 - вечером люблю принимать горячую ванну
23 - стараюсь записывать свои дела
24 - часто разговариваю сам с собой
25 - после длительной поездки в машине долго прихожу в себя
26 - по тембру голоса я могу многое узнать о человеке
27 - очень часто оцениваю людей по манере одеваться
28 - люблю потянуться, расправить плечи, размяться во время работы
29 - слишком жёсткая или мягкая кровать - мучение для меня
30 - мне нелегко найти удобную обувь
31 - очень люблю ходить в кино
32 - могу узнать человека в лицо даже через много лет
33 - люблю ходить под дождём, когда капли постукивают по зонтику
34 - умею слушать то, что мне говорят
35 - люблю танцевать, а в свободное время ещё и занимаюсь спортом
36 - когда слышу стук часов, не могу заснуть
37 - у меня качественная стерео система
38 - когда слышу музыку, начинаю отбивать такт ногой или пальцами
39 - на отдыхе не люблю осматривать памятки архитектуры
40 - не выношу беспорядка
41 - не люблю искусственных тканей
42 - считаю, что атмосфера дома зависит от освещения
43 - люблю ходить на концерты
44 - рукопожатие многое может рассказать о человеке
45 - с удовольствием посещаю музеи и выставки
46 - серьёзная дискуссия - это увлекательное занятие
47 - прикосновение может рассказать гораздо больше слов
48 - в шуме не могу сосредоточиться

Обработка результатов теста:

Расставьте выписанные Вами цифры в те разделы, где они присутствуют в приведённой выше таблице ответов.
Подсчитайте, в каком разделе у Вас получилось больше всего цифр (утверждений, с которыми Вы согласны) и увидите свой доминирующий тип восприятия. Если количество цифр примерно равно в каждом из разделов, то у Вас нет какой-то одной доминирующей сенсорной системы и Ваш тип -дигитал (или дискретный)."

Аудиалы

Среди аудиалов — много фанатов музыки

Этим детям нравится слушать. Среди аудиалов много фанатов музыки, они предпочитают аудио-книги. Если вы видите, что на уроке ребенок повторяет за вами, проговаривает новое правило, бормочет, значит, перед вами — типичный аудиал.

Аудиалов легко узнать по их речи: говорят они размеренно, ритмично, нередко кивая в такт темпу своей речи. Если такой ребенок пересказывает содержание фильма или книги, приготовьтесь слушать все подробности с дословным воспроизведением реплик героев. Этот поток нельзя остановить словами: "Все понятно, дальше!". Если аудиала перебивать, он потеряет нить разговора.

Как работать с аудиалами?

Путь к сердцу ребенка-аудиала лежит через звуки. Хотите отвлечь его от мелочей и посторонних дел? Поставьте незнакомую мелодию (знакомой он начнет подпевать). Эти дети лучше воспринимают информацию, идущую на фоне музыкального сопровождения. Это вам не понять, как можно делать уроки под грохот рок-музыки или под речитатив Тимати. А для аудиала музыка затмевает все посторонние звуки и позволяет сосредоточиться на главном. Но есть также аудиалы, которые могут работать только в тишине, и любые звуки будут их сильно отвлекать.

На уроках для аудиалов можно ставить музыку. Новую тему можно рассказывать под музыкальное сопровождение.

Для лучшего запоминания аудиалу требуется проговорить полученную информацию. Если в вашем классе больше детей с аудиальным восприятием окружающего мира, возьмите на заметку приемы обучения из начальной школы: повторение вслух всем классом, по рядам, по очереди, индивидуально.

Аудиалам можно предлагать пользоваться аудио-книгами и аудио-курсами. Это позволит работать наиболее эффективно.

Визуалы

Визуалы — это дети, постигающие мир глазами

В их речи часто звучат образные выражения, связанные со зрением: смотри, видишь, яркие, красочные, названия цветов, по-видимому. Визуалы очень внимательны к окружающим, это они первыми определят, что изменилось в комнате или на картинке, первыми обратят внимание на новые вещи одноклассников. Они мыслят образами, поэтому нередко имеют художественный талант, хорошо рисуют, лепят, конструируют.

По данным психологов, детей с развитой зрительной памятью — около 60%. Так что не мудрено, если большинство в классе окажутся именно визуалами.

Как работать с детьми-визуалами?

Визуалам надо показывать графики, картинки, фотографии. Они легче запомнят правило, если будут видеть его написанным на плакате яркими буквами. При создании наглядных изображений педагогам рекомендуется использовать разные цвета, шрифты. Выделяйте самое главное ярким сочным цветом, сделайте шрифт покрупнее — так визуал легче воспримет информацию.

Рисуйте, подчеркивайте нужную информацию, используйте цветные мелки и маркеры, позвольте детям перерисовывать с доски "как есть", разрешите пользоваться цветными ручками, карандашами и маркерами-текстовыделителями. Визуалы хорошо работают с учебными карточками и прочим раздаточным материалом.

При объяснении нового материала визуалу, крайне нежелательно стоять напротив. Такие дети плохо переносят тесный контакт и не любят, когда им загораживают обзор. Если в вашем классе больше визуалов, лучше объяснять тему, стоя рядом с ними или чуть позади.

Кстати, именно визуалы любят сидеть за первой партой, поэтому позвольте таким детям занять эти места.

Кинестетики

Для кинестетиков мир открывается через ощущения, прикосновения

В их речи часто звучат слова: чувствовать, ощущать, горячий-холодный, мягкий, удобный и т.д. Речь у кинестетиков медленная, размеренная, во время разговора часто трогают себя за лицо, теребят какую-то вещь в руках.

В классе таких детей легко узнать по их активности. Именно кинестетиков часто относят к категории "неусидчивых, гиперактивных". Если такого ребенка приструнить, он уже через несколько минут начинает ерзать, сучить ногами, постукивать пальцами, грызть ручку или карандаш, теребить волосы.

Как работать с детьми-кинестетиками?

Кинестетики лучше воспринимают мир через тактильные ощущения. При объяснении темы, позвольте такому ребенку что-то делать руками: перебирать карандаши, сминать пластилин или мягкую губку.

Если вы видите, что ребенок при ответе не знает, куда деть руки, дайте ему в руки мелкий предмет: ручку, указку, блокнот, и кинестетик сразу почувствует себя уверенно.

Когда в классе сразу несколько детей с кинестетическим каналом восприятия, не забывайте во время урока обязательно делать паузы, проводить . Пара минут активного движения — и ребенок-кинестетик опять готов к работе.

Еще один важный момент: предоставьте кинестетику алгоритм действий: что мы делаем сейчас, а что потом. И обязательно объяснение — для чего это нужно? Если такому ребенку дать выучить теорему косинусов, он ее тут же забудет. А если объяснить, что эта теорема понадобиться для правильного наклеивания обоев — успех обеспечен. То есть, при обучении кинестетиков, обязательно предлагайте практическую "привязку" любого правила или информации к жизненным реалиям.

Кинестетики очень долго принимают решение, им нужно обжиться в этом решении, прочувствовать его. Не давите на него, ребенок с кинестетическим каналом восприятия "запрягает долго, зато едет увереннее".

Дигиталы

Таких детей очень мало, не более 1-2%. Это люди, воспринимающие только логику. От малышей-дигиталов нередко можно услышать выражения со словами: знать, понимать, думать, логично, очевидно. Пока такой ребенок не поймет тему, он не отстанет от вас с вопросами и будет приставать: "А как это устроено? А почему это работает?". Это дети-исследователи, которые обязательно разберут новую машинку, чтобы рассмотреть ее устройство. Из детей с дигитальным каналом восприятия вырастают талантливые шахматисты, программисты, ученые и исследователи.

Как работать с учениками-дигиталами?

В объяснении для дигитала важна логичность, доходчивость, доступность. Новую информацию они лучше воспринимают через графики, схемы. Педагогам, работающим с детьми-дигиталами, неплохо бы взять на вооружение инфографику — успех будет обеспечен.

Как определить тип восприятия информации у ребенка

Существует немало тестов, которые могут помочь определить тип восприятия информации у ребенка. Например, диагностика доминирующей модальности С. Ефремцева. Можно подключить школьного психолога и провести тест вместе.

Самый просто тест предложил А. Лурий, основатель нейропсихологии. Попросите ребенка приложить лист бумаги ко лбу и написать слово КОТ. Если написанное можно прочитать слева направо, то перед вами — визаул. Если написанное читается как ТОК, то перед вами типичный кинестетик.

Помощниками педагога в данном вопросе могут стать родители. Они лучше знают ребенка и всегда могут подсказать учителю, в чем особенность их ребенка.

В конце концов, учителю может помочь внимательное наблюдение за классом и за каждым ребенком в отдельности в процессе уроков или внеклассных мероприятий.

Впрочем, педагогам не стоит хвататься за голову и пытаться теперь каждый урок рассчитывать на каждый тип ребенка отдельно. Не существует стопроцентных кинестетиков или визуалов. В каждом ребенке изначально заложены все каналы восприятия, просто какой-то один доминирует. Достаточно знать, что в данном классе больше, например, визуалов, и делать акцент на зрительном восприятии, добавляя немного методов, пригодных для аудиалов и кинестетиков. Экспериментируйте, и вы увидите, что и работать станет легче, и дети начнут лучше успевать по предмету.