Детская замкнутость. Причины и способы преодоления

Замкнутость ребенка имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребенка достаточно рано и обычно имеет в раннем возрасте такие предпосылки, как беспокойство, эмоциональная неустойчивость, общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребенка. Для этих детей характерны также страх перед чужими людьми, долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию. Как правило, эти дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное ее отсутствие. Замкнутость можно и нужно корректировать.

  • расширяйте круг общения вашего ребенка, приводите его в новые места и знакомьте с новыми людьми;
  • подчеркивайте преимущества и полезность общения, рассказывайте ребенку, что нового и интересного вы узнали, а также, какое удовольствие получили, общаясь с тем или иным человеком;
  • стремитесь сами стать для ребенка примером эффективно общающегося человека;
  • если вы заметите, что, несмотря на ваши усилия, ребенок становится все более замкнутым и отстраненным, обратитесь за консультацией к психологу, который профессионально поможет вам решить эту проблему.

Для занятий с замкнутыми детьми с успехом можно использовать различные настольные игры, которые есть дома (мозаика, домино, лото, шашки и т.д.). Однако есть особенность проведения этих игр - в них обязательно должно играть несколько детей. В настольных играх отрабатываются навыки совместной игры с правилами. Также можно предложить ребенку подвижные игры, разыгрывание ситуаций, рисование и лепка в сотрудничестве с другими детьми.

Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость вашего ребенка не пройдет за один день по взмаху "волшебной палочки". Поэтому наберитесь терпения и подготовьтесь к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе вашего общения с ребенком. Желаем успеха на этом нелегком пути!

Если ребенок тяжело переносит перемены или не хочет выходить из дома.
Существует 3 возможные причины: характер ребенка, его возраст (дети от года до двух очень сложные в этом отношение), испуг или другая психологическая травма.


Как ему помочь?

1. Создайте ощущение стабильности . В одно и то же время еда, сон, купание и так далее. Затем постепенно приучайте его к небольшим отклонениям от привычного графика.

2. Сообщайте ребенку о том, какие события ждут его в течение дня. Если ребенку всего лишь 2 года, то он, скорее всего, не запомнит сразу все, что вы ему говорили, так как чувство времени у двухлеток еще не до конца развито. Но если на протяжении дня вы будете напоминать ему, рассказывать, что вы будете делать дальше, то ребенок запомнит, особенно если это ежедневно повторяющиеся действия. Вы можете экспериментировать с тем, когда сообщать ему это новое. Можете говорить перед сном, что завтра к вам приедет бабушка, или до обеда, что вечером с ним посидит папа и т.д.

3. Как приучить ребенка к новой еде. Нужно чтобы ребенок тоже принимал участие в процессе покупки и приготовления. Он может просто класть в сумку, взятые вами с полки яблоки или вместе с вами наливать в свой стакан сок. Тогда он уже немного привыкнет к новой еде. И то, что появиться у него на тарелке не будет большим и неприятным сюрпризом.

Далее вы не должны заставлять его что-то есть. Просто кладите небольшое количество новой пищи ему на тарелку, пока он не заинтересуется и не попробует. Еще хорошо, чтобы он видел ваш личный пример, что вы едите это новое и вам это нравиться.

Еще один важный момент. Исследования показывают, что детям трудно лишь первый раз попробовать на вкус новую пищу, дальше они к ней вполне привыкают. Дети бояться, что это новое у них во рту будет не вкусным. Поэтому вы можете предложить ребенку попробовать что-то в первый раз, а если не понравиться выплюнуть.

4. Как научить ребенка не бояться выходить на улицу. Сделать "улицу" ему знакомой. Перед выходом вы можете оставлять что-то интересное на пороге, чтобы ребенок с интересом открывал дверь, а не с испугом. Конечно, это проще сделать, если вы живете в своем доме, а не в многоэтажке. Далее вы можете оставлять знакомые ему игрушки во дворе или предлагать взять их с собой. Старайтесь придерживаться знакомого ребенку маршрута, ходить в один и тот же парк, по одной и той же улице, пока ребенок сам не проявит желания к переменам.

5. Внедрение перемен в жизнь ребенка требует от вас терпения. Ребенку, возможно, потребуется много времени для простого наблюдения за новой вещью. Он может несколько дней смотреть на новую игрушку, перед тем как взять ее в руки. Или если вы придете на занятие в первый раз, он, возможно, будет сидеть у вас на коленях в течение нескольких первых занятий. Если нужно, чтобы ребенок познакомился и привык к незнакомому ему еще человеку, то это лучше всего сделать, если этот человек придет знакомиться к вам домой.

Наблюдайте за ребенком, и вы поймете, когда он спокойнее всего относиться к переменам и когда он сам инициатор перемен. Вместе с вами, помогать себе в сложных ситуациях, учиться и ваш ребенок.

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми.

Характеристика замкнутых детей. Это мрачные, неприветливые дети. Никак не реагируют на критику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Как правило, такие дети очень привязаны к матери и очень болезненно переносят даже непродолжительное её отсутствие. Замкнутые дети стремятся большую часть своего времени проводить в одиночестве или с близкими людьми (мамой, папой). Обычно такие дети очень тяжело переносят даже непродолжительное расставание с близкими, они нервничают, плачут и не отпускают от себя родителей. У них активно проявляется страх оказаться отвергнутыми, брошенными.

На первый взгляд, может показаться, что замкнутый и застенчивый ребёнок – это одно и то же. На самом деле между ними есть важное различие психологических особенностей общения: застенчивый ребёнок знает как общаться с другими, но не умеет, не может использовать эти знания. Замкнутый же ребёнок не хочет и не знает, как общаться.

Замкнутость ребёнка, конечно, имеет свои истоки. Она выступает в поведении ребёнка достаточно рано и обычно имеет свои предпосылки:

  • беспокойство
  • эмоциональная неустойчивость
  • плаксивость
  • общий сниженный фон настроения, ухудшение аппетита и нарушение сна в связи с малейшими изменениями в жизни ребёнка (поездка в гости, переезд на дачу и т. д.)
  • страх перед чужими людьми
  • долго не проходящее беспокойство и скованность при попадании в новую ситуацию
  • соперничество между детьми.

Причины замкнутости ребёнка. Замкнутость ребенка можно объяснить многими причинами:

1. Такое поведение может быть связано с психологическими особенностями ребёнка , тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Такой ребенок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берется за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует. Это темперамент, обусловленный типом нервной системы. Как правило, замкнутость – приоритет интровертов – людей, направленных на свой внутренний мир, не нуждающихся в многочисленных внешних контактах, предпочитающих уединение. К таковым относятся флегматики и меланхолики.

Рекомендации: В данном случае взрослые должны быть крайне осторожны и чутки к ребёнку. Поэтому беспокойство, вызванное опасениями, что у него “что-то не так”, совершенно напрасно. Стремление “перевоспитать” такого ребёнка, “пока не поздно”, грубое вторжение в хрупкий мир его грез и фантазий может серьезно повредить его развитию, и тогда он действительно спрячется “в свою скорлупку”, “уйдет в себя”.

2. Когда замкнутость ребенка вызвана его переутомлением, недомоганием, ссорой с близким другом, непониманием сверстников в детском коллективе.

3. Довольно распространенным явлением считается детская замкнутость в семьях, где воспитывается один ребенок. Лишенный общения с братом или сестрой, вынужденный почти всегда играть в одиночестве, он получает неверную установку на общение, и его коммуникативные способности развиваются порой неполноценно. Если в семье практикуется тревожно-мнительный тип воспитания, а в семьях, где растёт единственное чадо, такой тип встречается часто. Над ребенком дрожат, опекают сверх меры, а это благодатная почва для развития нерешительности, робости, мучительной неуверенности в себе.

4. Недостаток общения и внимания в семье

Не является исключением и разобщенность между членами одного семейства, которые, пользуясь благами современной цивилизации, нормальное общение заменяют короткими разговорами по телефону. Не видя у родителей потребности в общении с родственниками и знакомыми, ребенок тоже не испытывает её и со временем перестает стремиться устанавливать контакты не только с родственниками, но и с теми, кто окружает его в повседневной жизни.

Однако, в данной ситуации важно и то, насколько часто повторяются подобные сцены. Родители, придя с работы, должны еще выполнить какие-то домашние дела, кроме того, они также нуждаются в отдыхе. И если подобные ситуации происходят довольно редко и носят случайный характер, оснований для особого беспокойства нет.

5. Сдерживание ребёнком, возникающих у него эмоций и желаний. Даже взрослый человек испытывает естественную потребность в выражении собственных эмоций. У ребенка же эта потребность гораздо сильнее – он только начинает жить, каждый день, каждая минута его жизни приносят ему столько нового, интересного, необычного! Ему просто необходимо делиться впечатлениями, чувствами, эмоциями... Но он совершенно один, с ним никто не разговаривает, и ему постоянно приходится сдерживать возникающие у него эмоции.

Представьте себе такую ситуацию: возбужденный карапуз с радостными блестящими глазенками подбегает к папе, уютно расположившемуся в кресле с газетой, и показывает ему свой рисунок: “Папа, смотри, какой я танк нарисовал!” Папа, не отрываясь от чтения, говорит: “Ты у меня молодец!” Малыш не унимается: “Папа, ты даже не посмотрел!” Через минуту, оторвавшись от своего занятия, папа бросает мимолетный взгляд на листок, который малыш держит в руке, и произносит: “Красиво”. Мальчонка просит: “Папа, а давай немного вместе порисуем”. А в ответ слышит: “Мы займемся этим завтра, а сейчас папе некогда, не приставай”, – и включает телевизор. Дальнейшие уговоры малыша папа упорно не желает слышать, и мальчик, опустив голову, с глазами, полными слез, плетется в свою комнату.

Если взрослые не желают слышать своего ребенка, то в результате он подавляет свои желания и естественные эмоции. Такое ограничение проявления эмоций может серьезно повредить не только общему развитию ребёнка, но и его здоровью, ведь даже взрослому человеку врачи рекомендуют время от времени выплескивать свои эмоции в целях профилактики нервных расстройств.

6. Довольно часто причиной замкнутости ребенка является постоянное недовольство его разговорами или действиями одного или нескольких членов семьи. Ему постоянно внушают, что он все делает не так: слишком громко (или тихо) разговаривает, очень тороплив (или медлителен), не так ходит, не так сидит. Между родителями и детьми нет душевного контакта. Ребенок обут, одет и накормлен, а его душой родители не интересуются. Причины этого явления могут быть разными – ребенок родился не того пола, который был желанен родителям, ребенок – помеха карьере родителей, и прочее. В результате такого воспитания можно вырастить либо агрессивного ребенка, либо забитого, робкого, обидчивого и замкнутого.

7. Ребёнок может стать замкнутым, если он испытывает чувство незащищённости

Ему важно общаться с родителями не только для того, чтобы дать выход собственным эмоциям, но и для того, чтобы постоянно испытывать чувство защищенности. Ребенок, вступая в этот огромный и непонятный для него мир, нуждается в поддержке со стороны родителей, ему просто необходимо знать и ощущать, что где-то рядом находятся мама и папа, которые защитят, помогут в любую минуту, избавят от внезапно нахлынувшего страха. Чувство душевного покоя от того, что рядом папа – самый сильный мужчина на свете и мама – самая добрая и ласковая из всех мам, имеет большое значение для полноценного развития личности ребенка.

8. Недостаточное проявление родительской ласки и любви

Любовь к ребенку состоит не только из чувств к нему. Она охватывает также сферу родительских стремлений: желание создать ему наилучшие жизненные условия, способствовать формированию его личности. Специфической особенностью родительской любви можно считать то, что эти желания и стремления носят активный, деятельный характер. Родители не только стремятся к тому, чтобы их ребенок рос и развивался как можно лучше, но и чувствуют ответственность за его воспитание. Не всегда, правда, методы их воспитания согласованы. А неодинаковое отношение к ребенку отдельных членов семьи для ребёнка чрезвычайно вредно. Представьте себе, что папа требует от ребенка безоговорочного повиновения, не терпит ни малейшего возражения, маму же можно уговорить, разжалобить, а уж о бабушке и говорить нечего – исполняется любое желание любимых внука или внучки. Каждый из “воспитателей” считает свои методы единственно правильными, и зачастую по этому поводу между ними возникают ссоры. Порой выяснение того, кто прав, а кто виноват, происходит на глазах у ребенка, что наносит его развитию невосполнимый ущерб. Считая себя причиной разногласий и ссор близких людей, ребенок “уходит в себя”, старается как можно меньше попадаться на глаза и со временем так замыкается в себе, что исправить положение бывает очень трудно.

Сталкиваясь с подобными ситуациями, ребенок старается приспособиться, как получается, к своему положению ребенка любимого, но в то же самое время отталкиваемого, желанного, но как бы и лишнего, всем и всегда мешающего, которому родители дают так много – вкусную еду, красивую одежду, чудесные игрушки, занимательные, порой дорогостоящие игры, но лишают самого необходимого – элементарного общения, душевного тепла и сердечности.

Таким образом, недостаточное проявление родительской ласки и любви постепенно превращают ребёнка в замкнутого “буку”

Пути коррекции замкнутости

Основная задача в работе с замкнутыми детьми – формирование желания общаться и развитие коммуникативных навыков ребёнка.

Правила общения с замкнутыми детьми

Чтобы преодолеть замкнутость у ребёнка, чаще разговаривайте с ним, говорите ему, как вы его любите, как он вам нужен.

Если в вашей семье растет замкнутый ребенок, расширяйте круг его пассивного общения. Общайтесь в присутствии ребёнка с незнакомыми ему людьми, чаще берите его с собой в магазин, в библиотеку или в гости, туда, где бывает много людей. Не стоит настаивать на том, чтобы ребенок принимал участие в беседе, барьер замкнутости невозможно преодолеть сразу. Постарайтесь создать такие условия, чтобы ребенок чувствовал себя спокойно, уютно, безопасно. Например, при разговоре держите его за руку, поглаживайте по голове или возьмите к себе на колени.

В ходе привлечения ребенка к процессу общения у него формируется спокойное и адекватное отношение к окружающим. Наблюдая за тем, как общается близкий ему человек, ребенок усваивает нормы и правила социального взаимодействия, у него формируется представление о навыках эффективного общения, совершенствуется речь.

Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

Игры для преодоления замкнутости у детей

Замкнутость можно и нужно корректировать. Работа по преодолению замкнутости достаточно сложна и долговременна. Чудес не бывает, и замкнутость ребёнка не пройдёт за один день по взмаху “волшебной палочки”. Поэтому следует набраться терпения и подготовиться к длительной работе, которая должна проходить постоянно в ходе общения с ребёнком.

Понимание проблемы – уже наполовину ее решение!

Добрый вечер! Подскажите что делать, сыну 8 лет мы закончили 3 класс, переходим в 4 класс, учеба дается тяжело, был последний звонок все дети стихи рассказывают ему не дали, учительница говорит он у вас перестал улыбаться 3-4 четверть вообще с трудом закончили. Так как он самый маленький в классе его постоянно хотят ребята обидеть, он ребенок, как может так и защищается, один раз ребенку карандашом щеку проткнул. А все началось с садика, у него день рождения в конце года, не знаю почему его записали в группу на год старше и когда все дети выпускались в школу, мы решили что бы не болтался пусть идет в школу. Конечно тогда казалось, что он потянит учебу, мог и читать и писать, но с каждым годом видно что ему тяжело, он и физически меньше всех, всем ребятам по 9-10 лет, а ему 8 лет. Хотя дома уроки делает сам все получается, но в школе не может, я потом говорю ты же дома такие решал задачи, а почему в школе сделал такие ошибки, молчит. Раньше хоть как то и 4-5 были, а последние время с 2 не вылазиет, то забыл записать, то не выучил, хотя уроки я проверяю каждый день и помогаю, если что не получается. Как то пришел радостный со школы, мама я 5 по контрольной получил, похвалила его, а он говорит учительница спрашивала у меня, ты сам делал или кто подсказывал и потом поставила в дневник 4, хотя я сам делал. Незнаю ругаться с учительницей, потом вообще затюкает его, что делать не знаю! Оставить на второй год не могут статистика, учительница говорит он же учился, вот если бы вообще не мог, тогда оставили бы на второй год. Один раз уже переводили в другой класс, ситуация не изменилась! Помогите, что делать, боюсь сейчас учебный год начнется, как ребенок себя поведет, не дай бог на этой нервной почве что нибудь произойдет. Спасибо за ответ и оказанную помощь.

Ответы психологов

Сауле, здравствуйте.

Из всего. что вы написали, можно сделать вывод, что проблемы у вашего мальчика не с тем, что он не может усваивать материал (дома он прекрасно с этим справляется), а с отношениями которые он имеет в классе. Согласно вашему изложению ситуации - ваш ребенок каждый день прибывая в школе, находится в среде, где его не любят, дразнят и обижают, учитель тоже не доверяет ему- занижает оценки. Есть ли возможность в такой ситуации проявлять себя - отвечать на уроках пред людьми, которые к тебе плохо относятся? Естественная реакция в этой ситуации замкнутся, не отвечать - когда тебя спрашивают, теряться - когда чувствуешь давление со стороны. Поэтому вам скорее всего нужно обратить внимание на то, чтобы помочь мальчику адаптироваться в школьной среде - завести друзей, почувствовать себя в безопасности, научиться быть тверже, давать отпор. если нужна будет помощь, обращайтесь, я работаю с детьми, у которых есть подобные проблемы.

Маташкова Оксана Валерьевна, психолог Алматы

Хороший ответ 2 Плохой ответ 0

поход в школу с 6 лет уже сказался на его нервной системе. Проткнуть карандашом щеку...это не защита "как может - так и защищается", это нарушенное поведение. Ребенок загнан в тупик. Мальчик 8 лет по сравнению с девочками 8 лет считается 7-леткой (девочки опережают по эмоциональному и социальному развитию). Так что в сравнениями с девочками из класса - Ваш мальчик еще на год младше. Между детьми 9-10 лет (младшие подростки) и ребенком 8 лет - возрастная пропасть.

Если замкнулся в себе и стал вести себя необычно, то обязательно нужно пройти ряд занятий с психологом по восстановлению психического равновесия, чтобы не допускать ухудшения состояния.

И касательно перевода в другой класс....Я не верю, что это невозможно. Значит, нужно искать другую школу или возможность все-таки договориться с руководством в прежней школы. На фоне участившихся детских суицидов - любой директор найдет способ перевести ребенка в предыдущий класс, тем более, если программа не усвоена качественно.

Если оставить все, как есть, на авось, то ситуация будет прогрессировать и свой подростковый возраст мальчик встретит с серьезно расшатанной психикой. Вам следовало обратиться за помощью в начале его первого года учебы, а за консультацией - до подачи документов в школу. Только единицы из 6-леток способны без ущерба для себя потянуть школьную программу, не только в плане учебы, но и в эмоционально-волевом аспекте.

С уважением,

Коньшина Анастасия, психолог Алматы

Хороший ответ 1 Плохой ответ 0

Здравствуйте,Сауле.К сожалению,у Вас нарушены отношения с ребенком в домашней среде.А после этого они нарушены и в школьной среде.Если ребенок плохо учится,а матриал знает,значит,Вы его вынудили все годы чувствовать,что он Плохой мальчик. у него все не так,как у всех.Поэтому,даже,если он знает материал,он будет использовать его плохо и специально,бессознательно,делать ошибки,что бы быть хуже других.Так как мама не верит,что он хороший ребенок.Отсюда и его слабость и раздражительность.-так как мама не верит,что он сильный и мужественный.Я думаю,нужна консультация в несколько встреч именно с Вами,что бы понять,как среда воспитания ломает хорошие навыки ребенка и делает его пассивным и гадким утенком.Вам важно понять свои ошибки и создать условия в семье ,что бы ребенок Вам поверил.В письме этого не расскажешь.Находите психолога и поработайте с ним над вопросами воспитания.Основной принцип-Базовое доверие ребенка к маме и Безоценочно-хорошее принятие мамы ребенка.Когда Вы это сделаете,на следующий год ребенок будет и смелым и хорошистом.Но,работа большая.

Каратаев Владимир Иванович,психотерапевт-психоаналитик Волгоград

Хороший ответ 0 Плохой ответ 1 Ксения Чужа

Это сигнал тревоги, случилась какая-то неприятность в жизни сына или дочери. Но ведь многие дети, как только у них что-то происходит, сообщают об этом папе или маме. SOS – молчаливо требует ребенок, но, не доверяя родителям, боится рассказать, что у него случилось.

Итак, главная причина, почему ребенок замкнулся в себе недоверие к родителям .

Оно может быть вызвано:

  • чрезмерной (с точки зрения ребенка) строгостью – ребенок боится наказания и поэтому молчит;
  • безразличием – ребенок не верит, что родители могут воспринять его проблему всерьез;
  • гиперопекой – в жизнь ребенка родители слишком вмешиваются и не дают ему самостоятельно решать хоть что-то;
  • непредсказуемостью – на одни и те же поступки родители реагируют по-разному, поэтому ребенок не знает, чего можно ожидать на сей раз.

Исходя из этих причин, нужно и действовать. Заметим, что разговорить замкнувшегося ребенка бывает трудно. Иногда для этого нужны дни, а то и недели. Но игнорировать ситуацию нельзя.

Доверие – основа открытости

Первое, что нужно сделать, это наладить доверие. Родителям стоит адекватно и трезво оценить ситуацию, чтобы понять причину недоверчивости. Если самостоятельно не получается, можно проконсультироваться у психолога. Разовая беседа поможет разобраться.

Когда причина установлена, нужно найти возможность поговорить о ней с ребенком. Легче пройдет беседа, если разговор будет вести одни из родителей. Когда человек остается один, он меняется иногда до неузнаваемости. Тем более, если ребенок поймет, что им искренне интересуются, он обязательно это оценит.

При этом разговор лучше проводить, занимаясь чем-то. Необходимость смотреть в глаза часто напрягает и детей, и родителей. Это может быть поездка в машине. Папа или мама ведет автомобиль и смотрит на дорогу, нет нужды пересекаться взглядами. Можно также устроить вечернюю прогулку. В темноте говорить легче.

Когда начинать разговор?

Родители на интуитивном уровне должны почувствовать, что ребенок готов раскрыться. Иногда подсказки дает все тело: плечи менее напряженные, руки и ноги открыты. Но так бывает не всегда. Стоит просто присмотреться к ребенку. Особо внимательный взгляд или наоборот рассеянное блуждание глазами – все зависит от индивидуальных особенностей и отношений.

О чем говорить?

Разговор стоит начинать с того, что чувствует родитель. Это так называемые «я-сообщения» , когда в беседе человек говорит только о себе и своих переживаниях, решениях, стараясь обходить слово «ты».

Такие сообщения не обвинительны, они не настораживают, не провоцируют и не требуют ответа или защиты.

Когда ребенок услышит заветное: «я, наверное, не всегда достаточно внимателен к тебе» или «наверное, мне стоит позволить тебе быть более самостоятельным, а я только буду выражать свое мнение без навязывания», – то, скорее всего, он начнет больше доверять родителям.

Но не стоит ожидать, что сын или дочь сразу расскажет, что случилось. Нужно доказать, что слова не расходятся с делом и подтвердить сказанное на практике.

Когда станет понятно, что доверие снова вернулось, можно, например, вечером перед сном наедине в темноте попробовать осторожно спросить, не случилось ли чего. Обычно дети отвечают, что все в порядке, многих родителей это расстраивает, и они начинают «атаковать». Зря.

А стоит просто на прощание сказать что-то в духе: «Возможно, мне показалось. Но если вдруг у тебя что-то произойдет, я готов тебя выслушать». И пообещать, что не будет наказаний, насмешек, безразличия или вмешательства – зависит от причины прежнего недоверия.

Самое главное – сдержать обещание, когда ребенок расскажет, что случилось (а он это сделает, если будут все условия), иначе вера в родительское слово может быть потеряна надолго, если не навсегда.

В беседе не стоит использовать власть или сразу давать советы. Родитель в таком разговоре пока только слушатель.

Стоит также подготовиться к возможным слезам. Стыдить или подтрунивать нельзя категорически. Этим можно очень больно ранить ребенка. Не стоит также говорить, что проблема пустяковая или смешная. Это взрослым так кажется. В детстве все гораздо серьезнее, об этом тоже нужно помнить.

Особый случай

А если между родителем и ребенком хорошие отношения, нет ни одной из перечисленных причин для недоверия? Таким случаям следует уделять особое внимание. За молчанием может стоять серьезная психологическая травма.

Часто дети не хотят рассказывать о чем-то плохом, что касается других взрослых. Жертвы педофилов, например, молчат, если их запугали, или им просто стыдно говорить о «плохом поведении» других. Это немного нелогично выглядит с точки зрения взрослых, но в детской психике все складывается именно так.

Поэтому если ребенок, такой искренний раньше, вдруг резко замкнулся, нужно очень осторожно с ним говорить. Лучше, если это будет не беседа вопрос-ответ, а монолог родителя.

Например, начать можно в таком направлении: «Мне показалось, ты, наверное, сейчас чем-то расстроен. Я так решил, потому что последние дни ты не бежишь меня встречать с работы. Если я прав, просто кивни головой».

Если ребенок замкнулся в себе из-за ссоры родителей или развода

Этот случай тоже особый, поскольку причина известна. Здесь нужно поговорить с ребенком, откровенно, признать вину и постараться ее загладить. Часто дети в таких ситуациях просто нуждаются в разговоре-монологе одного из родителей. Иногда они считают себя причиной ссор. Об этом тоже нужно побеседовать.

Но бывают ситуации, когда поговорить не удается. Тогда стоит обратиться за помощью к тем, кому доверяет ребенок. Возможно, близкая подруга, тренер или одноклассник смогут вызвать молчуна на откровенность.

Сайт Все права защищены. Перепечатка статьи допускается только с разрешения администрации сайта и указанием автора и активной ссылки на сайт