Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в город бытовой техники. Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Пять помощников»

Конспект образовательной ситуации по образовательной области "Познавательное развитие" в подготовительной группе

Образовательные задачи:

Формировать у детей первичные представления о разнообразии соли: свойствах,формах и видах;

Способствовать накоплению знаний и умений в изучении применения соли в жизни и в быту;

Обучать навыкам использования соли как средства для творчества.

Развивающие задачи:

Развивать умения сравнивать, анализировать и обобщать полученные результаты в ходе опытно- экспериментальной деятельности;

Развивать умение устанавливать причинно- следственные взаимосвязи;

Способствовать умению делать выводы.

Воспитывающие задачи :

Воспитывать любознательность, наблюдательность;

Воспитывать потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью , соблюдая при этом необходимые меры безопасности.

Методические приемы: беседа, презентация, наблюдения, опыты.

Материалы и оборудование : посылка с тремя видами соли, 3 емкости, стаканы с кипяченой водой и чайные ложечки с баночками по количеству детей, лупы по количеству детей, картофель по количеству детей, грязный стакан, губка, одноразовые стаканчики, трубочки по количеству детей, цветная соль, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования, фартуки.

Предварительная работа.

Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?».

Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль ».

Творческая мастерская. «Рисуем с помощью соли»,

Наблюдение «Как мама использует соль ?».

Рассматривание иллюстраций на тему"Соль".

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам принесли сегодня посылку. Какие-то мешочки в ней, что бы это могло быть как вы думаете? Потрогайте, какой на ощупь ваш мешочек. А теперь понюхайте, пахнет? Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь, а у кого-то крупное с горошек- что же это может быть? Отгадайте, что спрятано в мешочках?

Отдельно - я не так вкусна,

Зато бела и солона,

И в пище — каждому нужна.

Откройте мешочки. Что там?(соль).(Педагог высыпает соль в 3емкости и задает вопрос: «Для чего нужна соль? Где люди используют соль?»).А вы хотите узнать, как люди стали добывать соль?

Показ презентации «Как добывают соль »

Воспитатель: Наша планета очень богата солёными месторождениями. Люди научились добывать соль различными способами.

Без нее, ребята, повар просто как без рук

И становится вся пища несъедобная вокруг.

Если в ранку попадет- испытаешь боль,

Вы,конечно, догадались, это-...(соль).(слайд)

Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная (Слайд).

Каменная соль добывается промышленным способом из залежей галита (на месте высохших морей).

Поваренная соль -это переработанная очищенная и перемолотая каменная соль, чаще с различными добавками(йод, натрий). Это бесцветный кристаллообразный элемент, без запаха. Различают виды соли: крупный, мелкий помол, йодированная, нитритная.Разновидности по чистоте: экстра, высший, первый и второй сорта.

Происхождение слова «соль», по мнению некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца - Солонь. Запомните, пожалуйста. Соль была известна человечеству с древнейших времен, ценилась на вес золота, к ней всегда относились бережно и уважительно. Вы помните высказывание, касающееся взаимоотношений между людьми, как люди проверяют друг друга?

Дети: Чтобы проверить друга, надо съесть с ним пуд соли.

Воспитатель: Чтобы оценить важность соли и ее значимость, в Древнем Риме солдатам часто платили жалование не деньгами, а солью, отсюда и произошло слово СОЛДАТ.

Прошло очень много времени, прежде чем они научились получать соль из морской воды. (Слайд)

Так же соль добывают в соляных шахтах.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, как соль туда попала?(предположительные ответы детей). Месторождения каменной соли находятся высоко в горах. Но очень давно на месте гор был океан. Со временем, в условиях жаркого климата, морская вода испарялась, и соль кристаллизовалась. И образовались горы. (Слайд)

Еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины. (Слайд).Это какая будет соль?

Дети: Морская.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, нужна ли соль нашему организму?

Дети: Да, соль необходима человеку. Недостаток соли может привести к нарушениям пищеварения, разрушению костной и мышечной ткани. Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Бывают головокружения, нервные расстройства, повышенная утомляемость. Но переизбыток соли ведет к задержке в нашем организме жидкости, а значит, нагрузке на... сердце: повышение давления, следовательно, заболевания сердечно- сосудистой системы, почек, желудка, заболеваний глаз(отек). В день необходимо для взрослого до 5 гр соли.. На содержание соли в организме хорошее воздействие оказывают мясные продукты. Поэтому нельзя отказываться от мясных блюд полностью.

Воспитатель:- Скажите, пожалуйста, где можно использовать соль ?

В выработках соляных шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.(Слайд).

Также соль используют в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла).

В приготовлении пищи: мы каждый день с вами солим пищу. Поэтому соль используется в кулинарии, в приготовлении различных продуктов питания.

В консервировании овощей соль в жизни людей была важным продуктом.

На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью дорожки и лёд. Это нужно для того, чтобы человек идя по дорожке, не поскользнулся, не упал.

Воспитатель: Предлагаю поиграть и закрепить знания о полезности солив жизни, в быту.

Игра «Соль полезна для того , чтобы ….» (с мешочком в ней дети поочередно передают и говорят о применении соли)

1. Чтобы консервировать овощи.

2. Чтобы использовать в медицине.

3. Чтобы посолить суп.

4. Чтобы посыпать дорожки зимой.

5. Чтобы добавить в жареную картошку.

6. Чтобы посолить салат.

7. Чтобы засолить грибы.

8. Соль нужна для животных. Травоядные животные получают соль только из воды и из растений, которые составляют основу их ежедневного рациона. Недостаточное количество соли заставляет их прибегать к поискам соли повсюду. Например, просыпанная щепотка соли, найденная оленями, косулями, зайцами, белками и другими животными, будет полностью съедена, да еще вместе с землей, находящейся возле этой щепотки. С целью дополнительной подкормки животных солью, принято устраивать искусственные солонцы.

Вывод (подвести детей):Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи. Вот какие пословицы применимы к соли: "Соли нет, и слова нет", "Без соли и стол кривой","Без соли, без хлеба- половина обеда".

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Надевайте фартуки и проходите за столы.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов. (Слайд) При работе с солью:

1. Не трогать руками глаза.

2. Соблюдать тишину.

3. Не толкать соседа во время работы.

4. Сначала посмотри, а потом повтори.

5. Выполнил и положи на место. И так внимание.

Опыт № 1: "Из чего состоит соль".

Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим. Что вы можете сказать о её внешнем виде? (соль похожа на порошок).

Воспитатель: Действительно, с видусоль похожа на порошок. Рассмотрим соль в увеличительное стекло. Что вы видите? (соль из белых кристаллов) .

Подуйте тихонько на соль через трубочку.

Вывод: Соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов.

Опыт №2"Соль хрустит".

Воспитатель: Ребята, насыплем в тарелочки 2 ложки соли и надавим на неё сухой ложкой, что мы услышали?

Ответы детей - мы услышали хрустящие звуки, похожее при ходьбе по снегу в морозный день.

Вывод: Соль как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга и мы слышим хруст.

Опыт № 3:"Соль поглощает воду".

Воспитатель: Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? Куда делась вода?

Воспитатель: значит соль поглощает воду.

Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью?(соль растворилась в воде).

Физкультминутка

Очень всем нужна вода

Делай раз и делай два.

Звери из ручья попили,

Влево, вправо поклонились,

Вместе на носочки встали,

Тучку лапками достали.

Дождик вдруг полил с утра,

За работу нам пора.

Опыт№4.«Соль растворяется в теплой воде быстрее,чем в холодной »

Воспитатель: Ребята, перед вами стаканы с водой, потрогайте стаканы и скажите, что вы чувствуете? (В одном стакане вода холодная, а в другом тёплая)

Воспитатель: Молодцы, верно! В каждый стакан положите по две ложки соли, перемешайте и посмотрите, что получится. Да, ребята, соль растворилась в воде.

В какой воде соль растворилась быстрее в тёплой или в холодной?

тёплой воде соль растворилась быстрее).

Воспитатель: Предлагаю в стаканы под №1 насыпать крупную соль, а в стаканы под №2 -мелкую сольи размешать.А кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль исчезла быстрее, так как она мелкая).

А Соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

Воспитатель: А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?

Ответы детей - попробовать на вкус

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль растворяется в воде; в тёплой воде соль растворяется быстрее, мелкая- быстрее крупной.

Опыт № 3. «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да).

Поможет нам в этом обычное яйцо (или половинка сырого картофеля). Возьмем яйцо и опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?(Яйцо не тонет).А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло).

Какой вывод мы сделаем? (В солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать).

Опыт № 4. «Соль - чистящее средство ».

Оказывается с помощью соли можно мыть посуду.

Посмотрите у меня грязный бокал. На губку насыпали немного соли и, сейчас я почищу бокал. Посмотрите, он стал чистым, даже блестит на свету.

(Дети наблюдают за тем, как соль очищает посуду).

Воспитатель: Мы немного отдохнем,

Поиграем, пожуем.

Проводится игра"Соленый- не соленый продукт- овощ или фрукт"(встали).

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить.(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо,)

Воспитатель: А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую, и хочу показать еще для чего люди используют соль. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.

Творческая работа.

Воспитатель:Насыпьте в тарелочку по 2 столовых ложки мелкой соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.

А сейчас мы с вами разделимся на две команды, и каждая команда будет заполнять цветной солью свой сосуд. Следите за тем, чтобы ваши цвета не сливались, красиво сочетались.

Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать? Хотите попробовать? Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте:

С неба падают зимою и кружатся над землёю,

Лёгкие пушинки, белые...(снежинки),(дети рисуют снежинки).

Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое? (Ромашка)

Как красиво у вас получается!

Воспитатель: Итак, скажите, пожалуйста, что такое соль? Какая она? Соль где используют?Скажите, а откуда берется соль? (соль- люди добывают из морской воды, а помогают им могущие насосы)

Как вы думаете, ребята,Соль полезна или вредна? (соль полезна)

Конечно полезна, так как соль содержит минеральное вещество- ЙОД.

Воспитатель: Что нового вы узнали о соли? Мы узнали, что соль можно выпаривать из соленой воды, что соль необходима не только для приготовления пищи, но и для создания цветного красивого рисунка. Что вам больше всего понравилось в наших исследованиях? /рисование на соли, закрашивание соли. Согласны ли вы с утверждением, что соль - удивительное вещество природы, необходимое людям?

Мы пополняем солью организмы.
И важно пищу не пересолить -
Избыток соли может навредить.
Лишь десять граммов нам достаточно, не боле,
Поваренной съедать за сутки соли.
В хозяйстве исстари использовали соль:
Крестьянин ли, рабочий ли, король -
Любой к огурчикам питает слабость,
Хозяюшкой засоленным на радость;
И даже мясо можно сохранить,

И хлора, натра И даже мясо можно сохранить,
Достаточно его лишь засолить.
Но соль нужна не только для питания,
Ее используют для полученья натрия
И хлора, натра едкого и соды,
И медицины ей открыты своды,
Она и в технике находит примененье -
Столь велико ее предназначенье!
Так будь же славен натрия хлорид!
Вполне заслужено ты в мире знаменит.

Автор работы: Гучок Ирина Валентиновна, воспитатель коррекционной группы, МОУ Средняя школа №7, детский сад «Волшебная страна», Карелия, г.Петрозаводск.

Конспект будет интересен воспитателям подготовительной группы детского сада.
Цель: Развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления с весенними явлениями в природе.
Задачи: Знать признаки ранней весны; уметь выделять и называть их, сравнивать, находить причинно-следственные связи в явлениях живой и неживой природы, жизни людей.
Закрепить знания детей о свойствах снега, уметь дать определение понятиям: снегопад, вьюга, метель, позёмка, пурга, капель, сосулька, наст.
Закрепить умение пользоваться картами, схемами, таблицами.
Использовать активный словарь по теме, уметь высказывать свои мысли развёрнуто, полным предложением.
Воспитывать интерес к наблюдениям за природой.

Материал к занятию: бумажный самолётик с письмом, «Волшебная карта», таблица «Найди ключ», медали для умников, запись звуков весеннего леса, проталины из бумаги, снежинка из бумаги, таблица «Снежная таблица», кусочки ваты, цветные мелки, лист А3, наклейки с изображением животных.
Предварительная работа : 1. Наблюдения и беседы на прогулке. 2. Подвижные игры «Ручеёк», «Не промочи ноги».3. Рассматривание альбома «Весна». 4. Чтение стихов, пословиц и поговорок о весне.

Ход занятия:

В детский сад прилетает самолётик.
В-ль: Посмотрите, к нам прилетел самолётик, наверно кто-то нуждается в нашей помощи, давайте посмотрим, что на нём написано (разворачивает). Да здесь целое письмо. Читает: «Ребята, я колючий ёжик, сижу под пеньком и не знаю, пришла ли уже весна или ещё нет. Помогите мне понять, а то если я вылезу из тёплой листвы, я могу замёрзнуть. Напишите мне письмо и отправьте его самолётом». Ребята, поможем ёжику?
Дети: Да.
В-ль: Вы думаете зима просто так пустит нас в лес? Давайте посмотрим волшебную карту. (Разворачивают карту, читают первое задание).

1. Найдите ключи от лесных ворот:


Дальше по карте загадка:
2. Отгадай загадку: Все мы разные друзья
Путать нас совсем нельзя
Первый - раннею весной,
В серединочке – второй,
А как яблоня зацветёт,
Тут и третий брат придёт
Все же мы весенние,
Братья нераздельные. (Март, апрель, май)
Посмотрите на карте нарисована буква У, это конкурс Умников.
3. «Конкурс умников» на знание признаков ранней весны в сравнении с признаками зимы.
а) Что такое весна?
б) Назовите весенние месяцы по порядку.
в) Назовите весенние приметы (вначале в неживой природе, затем в растительном мире, животном мире, в жизни людей).
г) Почему весной вся природа оживает?
д) Почему перелётные птицы возвращаются на родину?
е) Какая птица возвращается первой?
ж) Почему говорят «Март неверен: то плачет, то смеётся»
з) Что такое гололедица? Почему она опасна?
и) Что такое сосульки? Они опасны?
к) Что такое наст? Как он образуется?
Награждаем самых умных детей медалями.
А дальше по карте магнитофон нарисован, давайте его включим и узнаем что там.
4. «Послушаем звуки весеннего леса». Игра «Кто, что услышал?» Дети перечисляют, что они услышали в разнообразии звуков.
Посмотрите, а это что за проталины на карте?
5. « Путешествие по проталинам». (На каждой проталине задание: изобразите ручеёк, перешагните лужи, перепрыгните сугробы, изобразите синиц, покажите весеннее солнце)
Так, а теперь на карте нарисована снежинка, надо её найти в группе. Дети ищут снежинку.
6. Задания под знаком «Снежинка».
В-ль: Ребята, зима очень злится и не хочет уходить, поэтому она часто посыпает нас снегом. Весна топит его тёплыми лучами, а зима опять сыплет его. Чтобы быстрее пришла весна нам надо разгадать «Снежную таблицу»


А вопросительные знаки предлагают вам подумать и дополнить таблицу.
Игра: «Снежная баба» Дети встают в круг друг за другом:
Сегодня из снежного мокрого кома - дети «катят ком»
Мы снежную бабу, слепили у дома – изобразить три кома
Стоит наша баба у самых ворот – показать двумя руками перед собой.
Никто не проедет, никто не пройдёт – погрозить пальцем
Знакома она уже всей детворе – шагаем друг за другом
А Жучка всё лает «Чужой во дворе» - лаем два раза
Дыхательное упражнение «Снежинки» (Взять кусочки ваты и попробовать держать их на лету, активно дуя на них).
Ну вот, осталось последнее задание, изобразить картину ранней весны. Только не перепутайте, картинок много, нужно выбрать.
7. Игра: «Нарисуйте картину «Ранняя весна» (На листе А3 рисуем коллективную картинку восковыми мелками)
В-ль: Вы молодцы, столько много знаете о ранней весне. Ну теперь пора написать ответ ёжику. Что мы напишем? Правильно, для ёжика ещё не настало время, ещё много снега и по утрам морозы, и нет пищи для него. Ой, а что это в уголочке письма? Значок глобуса. Давайте поищем сюрприз. (Около глобуса наклейки с животными) Это награда от ёжика за наши знания! Молодцы!

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познание:

Безопасность:

Социализация:

Коммуникация:

Оборудование:

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого занятия по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Путешествие в город бытовой техники»»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

(ЯСЛИ-САД) №10 «АЛЕНУШКА»

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ КРАСНОПЕРЕКОПСК
РЕСПУБЛИКА КРЫМ

Конспект открытого занятия

по познавательно-речевому

развитию в подготовительной группе

«Путешествие в город бытовой техники»

Воспитатели: Дорошенко О.Н.

г. Красноперекопск 2015

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Познание:

    Обобщить знания детей о видах и назначении электроприборов, используемых человеком в быту, о их значении в жизни человека, расширить представления об их устройстве.

    Формировать представление воспитанников о назначении старинной домашней утвари в сопоставлении с современными бытовыми приборами.

    Познакомить с новым понятием «статическое электричество».

    Развивать наблюдательность, логичность мышления.

Безопасность:

      Учить правилам безопасного поведения с электробытовыми приборами.

Социализация:

1.Побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую ситуацию на тему охраны их жизни.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.

3. Воспитывать навык сотрудничества, взаимодействия, ответственности, инициативности.

Коммуникация:

1. Обогащать словарь детей словами пылесосит, веник, посудомоечная машина, стиральная доска, пылесосит, стирает, рубель, электростанция, электрический ток.

2. Воспитывать инициативность и самостоятельность в речевом общении с окружающими.

3. Осваивать умение составлять небольшой описательный рассказ о бытовом приборе, тренировать в умении сравнивать предметы.

4. Совершенствовать навыки слогового анализа слов.

5. Закрепить умение соотносить количественные числительные с порядковыми числительными.

Оборудование: разрезные и предметные картинки с изображением электробытовых приборов, текст загадок, раздаточные картинки-билеты, изображение паровозика с вагонами, предметы бытовой техники для игр «Что было, что есть», «Сравни предметы», картинки с правилами безопасного обращения с электроприборами, ноутбук, слайды видов электростанций, провод, оборудование для опытов: воздушные шары, шерстяная ткань, цветы из бумажных салфеток, фонарик, батарейки; фрукты, блендер.

Ход занятия

    Организационный момент. (Создание мотивационного поля)

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с нашими гостями.
Воспитатель:
А теперь давайте улыбнёмся гостям, друг другу, подарим себе и окружающим хорошее настроение и начнём наше занятие.

2. Объявление темы занятия

Воспитатель: Представляете ребята, сегодня утром я встретила почтальона, который передал мне вот это письмо и сказал, что оно адресовано детям подготовительной группы «Капитошка». Вот оно, смотрите! (крутит конверт, восхищается) Конверт какой красивый, большой, красочный (даёт рассмотреть детям), вам нравится?

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что в конверте? (сюрприз, письмо)

Воспитатель: Я то же думаю, что письмо. А кто нам может написать письмо? (Карлсон, Незнайка)

Воспитатель: Вы хотите узнать от кого письмо? (да) . Давайте прочитаем!

(открывает конверт, читает письмо)

«Здравствуйте, дорогие ребята! Я узнал от Карлсона, что вы интересуетесь разными бытовыми предметами! Значит вы настоящие выдумщики и изобретатели. В нашем городе мы тоже любим придумывать разные предметы и будем очень рады, если вы поделитесь своими находками с нами. К тому же, мы нуждаемся в вашей помощи. Вчера у нас что-то случилось: все приборы перестали работать, а мы не можем понять почему. Пожалуйста, помогите нам, приезжайте поскорее. Мы ждём вас с нетерпением.

С уважением Ваш друг... Незнайка!»

P . s : Ой, чуть не забыл, мы живём в Городе бытовой техники.

Воспитатель: Ну что ребята, поможем Незнайке? (да )

Воспитатель: Где живёт Незнайка? (в городе бытовой техники ). Правильно. Как вы думаете, кто живёт в этом городе ещё? (Там живут наши помощники – электроприборы .)

Воспитатель: Давайте с вами по рассуждаем: что может быть хорошего в этом городе, а что плохого. (Хорошо, что всю работу выполняют электроприборы, плохо – приборы могут быть опасными, могут поломаться, может закончиться электричество и т.д. )

Воспитатель: Ребята,я открою вам секрет, мы с вами не случайно отправляемся в этот город. Там действительно что-то произошло: все приборы не работают. Если мы сможем разобраться, в чём дело, приборы снова заработают. Готовы отправиться в путешествие? (да ). Дорога будет дальняя. Путешествие интересное.

3. Развитие образного мышления. Отгадывание загадок.

Воспитатель: До города бытовой техники мы доберемся на поезде. Для того чтобы получить билет на поезд, нужно отгадать загадку.

Летом папа наш привез в белом ящике мороз.
И теперь мороз седой дома летом и зимой
Бережет продукты: мясо, рыбу, фрукты.

(Холодильник)

Приготовлю на обед:
Суп гороховый, омлет
И картошечку сварю -
Всю семью я накормлю.
Только газ зажги во мне,
Всё сготовлю на огне!

(Плита)

Пол в квартире изучает,
За порядок отвечает.
Хоть имеет длинный нос,
Он не слон, он…

(Пылесос)

В маленьком оконце – голубое солнце.
У окошка я сижу, на весь мир в него гляжу.

(Телевизор)

Посмотри на мой бочок,
Во мне вертится волчок.
Никого он не бьёт,
Зато всё собьёт!

(Миксер)

На плите стоит - пыхтит.
В нём вода бурлит – кипит.
Из - под крышки выйдет тучка,
Носик есть и с боку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он…

(Чайник)

Угадай, кто ветром дует
И над головой колдует?
Смыв с волос густую пену,
Сушат их все люди …

(феном)

(Магнитофон )

Гладит платья и рубашки,
Отутюжит нам кармашки.
Он в хозяйстве верный друг
Имя у него...
(Утюг)

Маленький волшебный ящик
Гренок сделает хрустящих.
Хлеб скорей в него клади,
Нажимай и подожди!
В две минуты быстро, просто
Вкусно хлеб поджарит …

(Тостер)!

Ей набили мясом рот

И она его жует

Жует, жует и не глотает

А в тарелку отправляет

(Мясорубка)

4. Слоговой анализ. Игра « Веселый паровозик»

Воспитатель: Ребята, вы получили билеты. Пожалуйста, займите свои места в вагонах.

(Дети называют отгадки, делят слова на части, соотносят количественные числительные с порядковыми, например: в этом слове четыре слога, я поеду на четвертом месте)

Воспитатель: Ребята, наша поезд отходит от остановки и начинает набирать скорость. Давайте поможем ему вот так (ритмично хлопаю в ладоши) .

Дети вслед за воспитателем хлопками повторяют ритмический рисунок.

// ///-// ///-// ///; /////-/////-/////-/////-/////-// /// // // // // // //

Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали, смотрите какая-то надпись, давайте прочитаем, что на ней написано. (Город бытовой техники ). А вот и Незнайка встречает нас.

Незнайка: Ребята, я очень рад приветствовать вас в Городе бытовой техники.

5. Остановка – Салон чистоты

Незнайка: Первое место, куда мы с вами попадаем – Салон чистоты. Но вот беда ребята, понять, какие здесь находятся электроприборы, я не могу. Все приборы кто-то разобрал. Видимо, поэтому они и не работают. Если у вас получится их собрать, все приборы сразу же заработают, и мы сможем начать помогать жителям города.

(Дети получают картинки с частями стиральной машины, пылесоса, утюга, посудомоечной машины и собирают из них целый предмет, по ходу работы Незнайка уточняет, как называются части).

Незнайка: Собрали, молодцы!Расскажите, что у вас получилось? (пылесос, посудомоечная машина, утюг, стиральная машина).

Незнайка: Ребята, видите на доске развешаны разные бытовые приборы. Посмотрите внимательно на них, какие из этих электроприборов есть у вас дома, выберите один из них, расскажите о нем: чем он вам нравится, из каких частей состоит.

Незнайка: Молодцы, справились с заданием.

6. Музей бытовой техники.

Незнайка: Ребята, вы знаете, в городе бытовых приборов есть даже свой музей, в который я вас и приглашаю. В нашем музее помещены старинные вещи, которым на смену пришли современные приборы бытовой техники.Музей тоже пока не работает, т.к. в нём всё перепуталось.

Незнайка: Вот вам задание, вы должны посмотреть на старые вещи, расположенные на столах, и поставить рядом с ними бытовые приборы, заменившие эти старинные предметы. (предметы для сравнения: стиральная машина – корыто; пылесос – веник; миксер – венчик; утюг – гладильная палка (рубель); швейная машина – игла; электролампа – свеча; магнитофон – гармонь; газовая плита – котелок).

Незнайка: Молодцы, справились с заданием. А теперь, пожалуйста, разойдитесь в стороны и пусть наши гости проверят правильность выполнения задания. Теперь вы знаете, сколько бытовой техники усовершенствовал человек, благодаря электричеству.

7.Остановка- развлекательный центр

Воспитатель: Ребята,вы отлично поработали. Пора и отдохнуть, а поможет нам в этом один предмет. Послушайте о нём загадку.

Стоит красивый сундучок.

Его не тронешь – он молчок.

Но стоит кнопочку нажать,

Он будет петь, а ты плясать.

(Магнитофон )

Незнайка: Ой, ребята, скоро Новый год – это самый мой любимый праздник, мы с моими друзьями очень любим танцевать и к наступающему празднику разучили танец, который называется «Ледяные ладошки», давайте я вас ему научу.

Воспитатель: Действительно, ребята давайте потанцуем с Незнайкой. Проверим, работает ли магнитофон. (Дети танцуют под музыку).

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами оказались в развлекательном центре. Здесь находятся электроприборы, которые помогают человеку не только работать, но и отдыхать. Только вот беда, они все перессорились и поэтому не работают. Чтобы их помирить, надо их друг с другом сравнить – найти, чем они похожи и чем отличаются. Выберите пары предметов для сравнения и расскажите нам о них.

(Пары бытовых приборов для сравнения: телевизор - компьютер; фотоаппарат – видеокамера; магнитофон – DVD-плеер.)

8. Беседа об электричестве. Рассказ воспитателя «Откуда берётся электричество»

Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали в Салоне чистоты, посетили Развлекательный центр, заглянули в Музей бытовой техники. Всем мы помогали, везде старались навести порядок. Много разных электроприборов мы повстречали, каждый из них чем-то отличался от другого, но в то же время, было у них и что-то общее, что их всех объединяло. Что это, как вы думаете? (провод и вилка )

Воспитатель: Правильно, провод и вилка. Ребята, а что нужно, чтобы бытовая техника начала свою работу? (включить вилку в розетку! )

Воспитатель: Включили мы электроприбор в розетку и произошло чудо: он ожил и начал свою работу. Послушайте мою загадку и подумайте, что же такое невидимое сидит в розетке и заставляет бытовую технику трудиться?

Что за зверь сидит в розетке,

Из какой сбежал он клетки,

Как на свет он появился

И в розетке поселился?

С этим зверем не шутите,

Берегитесь, детки!

Воспитатель: Что же это такое, ребята сидит в розетке? (ток, электричество ) .

Воспитатель: Совершенно верно. Все электроприборы работают от тока.

Электрический ток вырабатывается на больших мощных электростанциях. Чтобы получить электричество, на таких станциях используется сила воды, тепловая, солнца, ветра. Затем, электрический ток течёт по проводам, спрятанным глубоко под землёй или очень высоко над землёй, приходит в наши дома, попадая в выключатели и розетки.
Электрический ток совершает длинное путешествие по улицам и переулкам, по проводам и чем-то похож на реку, только в реке течёт вода, а по проводам текут маленькие-премаленькие частицы.
Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.

Вы внимательно слушали мой рассказ? Посмотрите на картинки: это электростанция. Эта электростанция работает от воды – она водная, эта работает от тепла, значит она – тепловая. Эта электростанция работает от солнца – значит она какая? (Солнечная). А эта работает от силы ветра – она ветряная.
Кто помнит из моего рассказа, как называется дорожка, по которой течёт ток? Где проходят провода? (Картинки и провода).
Воспитатель: Очень помогает нам электричество, но и к себе требует уважения: хочет, чтобы с ним обращались, как положено. Если сунешь пальцы в розетку или дёрнешь за провода, ток может дёрнуть тебя за руку! Он так сдачи даёт. Недаром говорят; «Меня током ударило». Особенно опасно, если электричество повстречается с водой. Только прикоснёшься мокрой рукой к выключателю – ток пробежит через воду и ударит тебя.

Воспитатель: И сейчас стихотворение о бытовых приборах вам расскажут Саша, Полина и Никита.

Помощники есть в квартире у мамы,
Много работ они делают сами:
В комнатах пыль пылесос собирает,
Машина стиральная вещи стирает,
Потом эти вещи гладит утюг,
Новый компьютер - он тоже наш друг.
Микроволновка готовит обед,
Даёт мясорубка фарш для котлет,
А холодильник продукты хранит,
Только при этом немножко гудит.
Варит плита наша вкусный компот -
У этих помощников много забот.
Все бытовые приборы нужны,
Но всё же мы быть осторожны должны:
Если залезть в холодильник случайно
Можно замёрзнуть - что очень печально.
Если в машину стиральную прыгнуть,
От электричества можно погибнуть!
И с телевизором та же беда -
Не ковыряйтесь вы в нём никогда!
С приборами будьте всегда осторожны -
Правило это запомнить несложно!

9. Центр безопасности. Правила пользования электроприборами.

Воспитатель: Ребята мы с вами пришли в центр безопасности. Здесь повсюду лежат картинки, на которых изображены правила безопасного поведения с электроприборами. Эти картинки для вас разложили жители Города бытовой техники Они очень просят вас ребята объяснить им правила пользования электроприборами. Ну что выполним их просьбу? (да )
Пусть каждый из вас возьмёт картинку, внимательно посмотрит на неё, подумает и скажет, какое правило безопасности на ней изображено?.

1. НЕЛЬЗЯ засовывать в электрическую розетку посторонние предметы, особенно металлические! Потому что ток, как по мостику, может перебраться на вас, серьёзно вас травмировать и даже убить.

2. НЕЛЬЗЯ касаться руками оголённых проводов! По оголённому, не защищённому изоляцией проводу течёт электрический ток, удар которого может быть смертелен.

3. НЕЛЬЗЯ прикасаться к включенным электроприборам мокрыми руками! Можно получить сильный удар током, так как вода является проводником электротока.

4. НЕЛЬЗЯ оставлять включенные электроприборы без присмотра! Включенные электроприборы могут стать причиной пожара. Уходя из дома, всегда проверяйте, потушен ли свет, выключены ли телевизор, магнитофон, электрообогреватель, утюг, плита и т. п.

5. НЕЛЬЗЯ перегружать работой электроприборы! Может произойти замыкание, что приведёт к пожару.

6. НЕЛЬЗЯ пользоваться неисправными розетками, электроприборами! Это так же может привести к пожару.

7. НЕЛЬЗЯ включать электроприборы без разрешения взрослых и в их отсутствие!

Если вы будете соблюдать эти несложные правила, то электричество всегда будет вашим другом.

Воспитатель: Мы с вами уже много говорили об электричестве. Вы запомнили, что электричество может быть очень опасно? (да ). А как вы думаете, есть электричество безопасное, с которым можно поиграть? (нет ) .

Незнайка: А вот и нет! Электричество бывает и безопасное. Оно живёт само по себе, и если его поймать, то с ним можно интересно поиграть. Я приглашаю вас провести несколько познавательных опытов!

10. Опыты со статическим электричеством

Незнайка: Я очень люблю проводить всякие опыты, а вы ребята? (да ) Давайте мы с вами посетим мою лабораторию и проведём несколько опытов.

Опыт № 1 Висящий на стене шарик
Ребята, что это? (Воздушный шарик ). Правильно. А как вы думаете, в шарике есть электричество? (нет ). А я вам сейчас докажу, что в воздушном шарике живёт безопасное электричество. И с ним можно даже поиграть.
Для этого нужно шарик потереть о волосы и приложить к стене той стороной, которой натирали. Шарик стал электрическим и поэтому прилип к стене.
Ну что, есть в воздушном шарике электричество? (Да, есть ) .

Опыт № 2 Волшебные цветочки
Кусочком шерстяной ткани натереть пластмассовую палочку, медленно поднести к цветку из бумажной салфетки и поднять. Цветочки тоже поднимутся.

Опыт № 3 Опыт с батарейкой
Фонарик без батарейки не включается, а когда подставить батарейку – плюс – к плюсу, минус – к минусу – он светит.
Вывод: в батарейке живёт неопасное электричество.

Незнайка : Ребята, вы молодцы, научились делать предметы волшебными. Теперь вы знаете, что в таких простых предметах, как воздушный шарик, салфетка живёт электричество, но оно какое? (безопасное ) .

Воспитатель: Ребята, мы с вами навели порядок в Городе бытовой техники, нам пора возвращаться домой. Закройте глаза, я трижды хлопну в ладоши, и мы с вами перенесемся в наш любимый детский сад.

11. Приготовление салата с помощью блендера

Воспитатель: Мы снова в детском саду. Посмотрите, что это за коробка у нас в группе. Давайте откроем её и посмотрим что в ней. Ребята, представляете это подарок от жителей Города бытовой техники. Сейчас я вам прочитаю загадку, а вы отгадайте, какой подарок нам подарили.

Этот прибор нам на поле не встретить

Можно его лишь на кухне заметить

Просто бесценный для нас агрегат

Маме помочь он всегда очень рад

Овощи режет. На терке их трет

И для пирожного крем он собьет

Много работы прибор выполняет

Время и силы он нам сберегает!

Воспитатель: О каком электроприборе я прочитала загадку?

Воспитатель: Правильно дети- это блендер. Хотите понаблюдать за его работой во время приготовления фруктового салата? (да )

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, фрукты, которые вы видите на столе. (яблоки, груши, банан, киви .) Как можно разделить яблоко, грушу, банан, киви?

Воспитатель: Правильно дети, яблоки и груши лучше разделить сначала пополам, т. е. на 2 части, а потом каждую половинку можно разделить еще на 2 части. Получилось 4 части. Банан и киви разделим пополам. Теперь нам осталось включить комбайн в розетку и задать нужный режим, фрукты постепенно сложим в толкатель, плотно закроем крышкой и прибор быстро тонко и ровно порежет ломтиками наши фрукты. После завершения работы выключим комбайн, а нарезанные фрукты из чаши уложим в салатник и перемешаем. Фруктовый салат готов. Приглашаю всех к столу.

Приятного аппетита.

12. Итог занятия.

Направление «Познавательное развитие». Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Образовательная область «Познание»

  • сенсорное развитие;
  • развитие познавательно исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;
  • формирование элементарных математических представлений;
  • формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Сенсорное развитие

Продолжать развивать зрение, слух, обоняние, осязание, вкус.

Совершенствовать координацию руки и глаза; продолжать развивать мелкую моторику рук в разнообразных видах деятельности.

Развивать умение созерцать предметы, явления (всматриваться, вслушиваться), направляя внимание на более тонкое различение их качеств.

Закреплять умение выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов; сравнивать предметы по форме, величине, строению, положению в пространстве, цвету; выделять характерные детали, красивые сочетания цветов и оттенков.

Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности

Формировать интерес к разнообразным зданиям и сооружениям (жилые дома, театры и др.). Поощрять желание передавать их особенности в конструктивной деятельности.

Развивать умение видеть конструкцию объекта и анализировать ее основные части, их функциональное назначение.

Предлагать детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений.

Закреплять навыки коллективной работы: умение распределять обязанности, работать в соответствии с общим замыслом, не мешая друг другу.

Конструирование из строительного материала. Развивать умение сооружать различные конструкции одного и того же объекта в соответствии с их назначением (мост для пешеходов, мост для транспорта). Определять, какие детали больше всего подходят для постройки, как их целесообразнее скомбинировать; продолжать развивать умение планировать процесс возведения постройки.

Закреплять умение сооружать постройки, объединенные общей темой (улица, машины,

Конструирование из деталей конструкторов. Познакомить с разнообразными пластмассовыми конструкторами. Учить создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т.д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

Познакомить детей с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Закреплять умение создавать различные конструкции (мебель, машины) по рисунку и по словесной инструкции воспитателя.

Закреплять умение создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Закреплять умение разбирать конструкции при помощи скобы и киянки (в пластмассовых конструкторах).

Проектная деятельность. Развивать проектную деятельность всех типов (исследовательскую, творческую, нормотворческую).

В исследовательской проектной деятельности учить ребенка уделять внимание анализу эффективности источников информации. Инициировать обсуждения проекта в кругу сверстников.

Способствовать творческой проектной деятельности индивидуального и группового характера.

В работе над нормотворческими проектами инициировать обсуждение детьми соответствующих этим проектам ситуаций и отрицательных последствий, которые могут возникнуть при нарушении установленных этими проектами норм. Помогать детям символически отображать ситуацию, проживать ее основные смыслы и выражать их в образной форме.

Формирование элементарных математических представлений

Количество Развивать общие представления о множестве: умение формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнять в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей. Закреплять умение устанавливать отношения междуотдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Познакомить со счетом в пределах 20.
Познакомить с числами второго десятка.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Познакомить с составом чисел от 0 до 10.
Формировать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Познакомить с монетами достоинством 1,5, 10 копеек, 1,2, 5,10 рублей (различение, набор и размен монет).
Учить на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина Закреплять умение считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закреплять умение делить предмет на 2-8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т.д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формировать первоначальные измерительные умения. Развивать умение измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закреплять умение детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Дать представления о весе предметов и способах его измерения. Закреплять умение сравнивать вес предметов (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Познакомить с весами.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма Уточнить знание известных геометрических фигур, их элементов (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойств.
Дать представление о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой.
Закреплять умение распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закреплять умение моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов - один большой прямоугольник; из частей круга - круг, из четырех отрезков - четырехугольник, из двух коротких отрезков-один длинный и т.д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу
Закреплять умение анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве Учить детей ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.)
Познакомить с планом, схемой, маршрутом, картой. Развивать способность к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формировать умение «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени Дать детям элементарные представления о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закреплять умение пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же бремя.
Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час). Формировать умение определять время по часам с точностью до 1 часа.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора

Предметное и социальное окружение Продолжать расширять и уточнять представления детей о предметном мире. Формировать представления о предметах, облегчающих труд людей на производстве.
Углублять представления о существенных характеристиках предметов, о свойствах и качествах различных материалов.
Закреплять умение применять разнообразные способы обследования предметов (наложение, приложение, сравнение по количеству и т. д.).
Обогащать представления о видах транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный).
Продолжать знакомить с библиотеками, музеями.
Продолжать углублять представления детей о дальнейшем обучении, дать элементарные знания о специфике школы, колледжа, вуза (по возможности посетить школу, познакомиться с учителями и учениками и т.д.).
Продолжать ориентировать детей в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.
Через экспериментирование и практическую деятельность дать детям возможность познакомиться с элементами профессиональной деятельности в каждой из перечисленных областей (провести и объяснить простейшие эксперименты с водой, воздухом, магнитом; создать коллективное панно или рисунок, приготовить что-либо; помочь собрать на прогулку младшую группу; вырастить съедобное растение, ухаживать за домашними животными).
Расширять представление об элементах экономики (деньги, их история, значение для общества, бюджет семьи, разные уровни обеспеченности людей, необходимость помощи менее обеспеченным людям, благотворительность).
Познакомить с элементами эволюции Земли (возникновение Земли, эволюция растительного и животного мира), местом человека в природном и социальном мире, происхождением и биологической обоснованностью различных рас.
Продолжать формировать элементарные представления об истории человечества" через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.
Ознакомление с природой Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Знакомить с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.).
Расширять и систематизировать знания о домашних, зимующих и перелетных птицах; домашних животных и обитателях уголка природы.
Продолжать знакомить с дикими животными. Расширять представления об особенностях приспособления животных к окружающей среде,
Расширять знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных (например, уж отпугивает врагов шипением и т.п.)
Расширять представления о насекомых. Знакомить с особенностями их жизни (муравьи, пчелы, осы живут большими семьями, муравьи - в муравейниках, пчелы - в дуплах, ульях).
Закреплять умение различать по внешнему виду и правильно называть бабочек (капустница, крапивница, павлиний глаз) и жуков (божья коровка, жужелица); сравнивать насекомых по способу передвижения (летают, прыгают, ползают).
Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих).
Закреплять умение обобщать и систематизировать представления о временах года. Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь. Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Закреплять умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые - опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кусты и ветви деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять с детьми альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Сезонные наблюдения Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь - первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают. Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Закреплять умение собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
Зима. Обогащать представления детей о сезонных изменениях в природе (самые короткие дни и длинные ночи, холодно, мороз, гололед и т. д.).
Обращать внимание на то, что на некоторых деревьях долго сохраняются плоды (на рябине, ели и т.д.). Объяснить, что это корм для птиц.
Закреплять умение определять свойства снега (холодный, пушистый, рассыпается, липкий и др.; из влажного тяжелого снега лучше делать постройки).
Учить детей замечать, что в феврале погода меняется (то светит солнце, то дует ветер, то идет снег, на крышах домов появляются сосульки).
Рассказать детям, что 22 декабря - самый короткий день в году.
Привлекать детей к посадке семян овса для птиц.
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится - в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования. К Международному женскому дню выращивать с детьми цветы (тюльпаны).
Знакомить детей с народными приметами; «Длинные сосульки - к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления об изменениях, происходящих в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго-к ненастью, скоро исчезнет - к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем - быть теплу», «Появились опята - лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня - день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).

Конспект НОД в подготовительной группе "Чудо-нос" для детей 6-7 лет.

Образовательная область - познавательное развитие.

Данный материал будет полезен для воспитателей детских садов.
Цель: ознакомление с органами дыхания в жизни человека.
Задачи: познакомить с ролью воздуха; показать необходимость выполнения упражнений, увеличивающих объем легких; показать отличие застоявшегося комнатного воздуха от свежего в хорошо проветриваемом помещении; учить различать запахи, узнавать знакомые, наслаждаться ароматом; воспитывать привычку к опрятности.
Материалы и оборудование: плакат «Строение носа», целлофановые пакеты, комочки бумаги, предметы для различения запаха, карты-схемы-мнемотаблицы.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель. Ребята, отгадайте пожалуйста загадку:
Вот гора, а у горы -
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
Дети. Нос.
Воспитатель. Правильно, это нос. А вы знаете, что многие считают, что нос – это просто украшение на лице. Вы тоже так думаете? Для чего нам нужен нос? Правильно, для дыхания. (Для того, чтобы дышать.) И хотя носы у всех разные: у птиц (журавля и аиста) длинные клювы; у слона -гибкий хобот; у свиньи - круглый пятачок; но на самом деле – даже самый маленький нос – очень важная часть тела. Носом мы дышим.
Ребята, посмотрите на плакат- строение носа.
Мы вдыхаем через две дырочки, которые называются – ноздри, а вот эти извилины – носовые ходы. Для чего они нужны? (Они, как печка, проходя через них, воздух согревается.) В носу есть волоски. Они задерживают пыль и микробы, чтобы они не попали в легкие. А еще в носу есть слизь. К ней пыль и микробы приклеиваются и погибают. А что же мы вдыхаем нашим носом?
Дети. Мы вдыхаем воздух.
Воспитатель. Давайте вдохнем воздуха. Куда он попал? (В нос.) Куда он опустился? (В горло.) А потом? (В легкие.)
Как мы дышим? Положите себе руку на грудь и подышите. Чувствуете, как рука поднимается на вдохе и опускается на выдохе. Вдыхаем мы хороший воздух (кислород), а выдыхаем – плохой (углекислый газ). Так мы с вами дышим всю жизнь. Воздух нам нужен для жизни. А хотите узнать, много ли воздуха в наших легких? (Воспитатель раздает пакеты.) Давайте представим, что пакетик – это наши легкие, и посмотрим, как они работают – делаем вдох носом, а выдох ртом в пакет. Наш нос, как насос, он сначала собирает воздух в легкие, а потом выдувает. Итак, вдохнули носом, ртом выдохнули в пакет – зажимаем пакет руками, и смотрим, сколько воздуха в пакете у каждого из нас? (Вот сколько.) Попробуйте закрыть нос и рот и не дышать? Что вы почувствовали? (Это трудно и невозможно.)
Воспитатель вызывает ребенка и просит задержать дыхание, а остальные дети считают, на сколько долго задержал ребенок дыхание.
Вывод: не сможет человек прожить без дыхания.
Воспитатель. Мы сейчас свами узнаем, у кого из нас самые сильные легкие? (Воспитатель раздает детям комочки бумаги.)
Положите комочки бумаги себе на ладошки. Давайте подуем на них и посмотрим, чей комочек улетит дальше. Вот какие у нас сильные легкие! Молодцы!
Давайте с вами подумаем, какой воздух нужен человеку: чистый, свежий, как на улице, или такой, как в помещении? Если в помещении находится много людей долгое время, то скапливается плохой воздух – углекислый газ и людям становится трудно дышать. Как мы тогда говорим? (Стало душно.) А что нужно сделать, чтобы воздух в помещении снова стал свежим? (Нужно проветрить, открыть окно.) Давайте сравним воздух в группе и в спальне. Чем он отличается? (В спальне более свежий.) Почему? (Потому что в спальне мы только спим, а в группе находимся дольше.) А каким воздухом приятнее дышать? (Свежим.) Вы совершенно правы, ребята. Для жизни человеку нужен чистый, свежий воздух, в нем приятней находиться, - спать, играть, им легче и приятнее дышать.
Сейчас мы с вами подышим и поиграем.
Речь с движением.
Чтобы сильным стать и ловким,
Приступаем к тренировке:
Носом вдох, а выдох ртом-

Дышим глубже, а потом
Шаг на месте, не спеша…
Как погода хороша!
Не боимся мы пороши:
Ловим снег – хлопок в ладоши,
Руки в стороны, по швам.
Хватит снега нам и вам!
Мы теперь – метатели –
Бьем по неприятелю!
Размахнись рукой – бросок!
Прямо в цель летит снежок!

Воспитатель. Знаете, ребята, что вместе с воздухом мы можем вдохнуть микробы. Что же тогда с нами может произойти? (Мы можем заболеть.)
НОСИК ПЛАЧЕТ.
Носик плачет – простудился,
Я его не доглядел:
Если носик раскраснелся –
Значит, носик заболел.

Сам лечить его не стану.
Попрошу об этом маму.
Носик капельки попьёт –
Насморк быстренько пройдёт;

А пока дружочек –
Получи платочек!

А чтобы этого не произошло мы должны дышать носом, особенно на улице. Как вы думаете, почему? (Потому что нос задерживает микробы, не пускает их в организм и согревает воздух.) Скажите, а мы с вами можем помочь носу? (можем.) А как? (Можно сделать массаж.) Давайте сделаем массаж носа (точечный массаж.) Если мы будем делать его постоянно, то не будем болеть. Но кроме этого, нужно закалять свой организм. Какие закаливающие процедуры есть у нас в саду? (Ходим по массажным коврикам, купаемся в бассейне, гуляем.)
Скажите, пожалуйста, а для чего еще нужен нос? (Нюхать, различать запахи.) В носу есть нервные окончания, которые нам в этом помогают. Есть запахи, которые нам нравятся, и есть, те, которые не нравятся. (Дети называют.)
Сейчас мы поиграем в игру «Узнай по запаху».

Игра «Узнай по запаху».
На столе апельсин, чеснок, яблоко, укроп, ваниль).Дети с завязанными глазами угадывают, что перед ними.
Воспитатель. Я приготовила для вас подсказки – схемы, которые помогут нам вспомнить, о чем мы сегодня свами говорили.
Нос не должен быть простужен,
Нос здоровый всем нам нужен!
Чтобы в сон, когда придет,
Тихо спать, закрыв свой рот.
Еще хочу вам пожелать:
Пальцем в нос не залезать,
День на солнце не сидеть –
Носик может обгореть!
А зимой – в большой мороз
Не высовывать свой нос!
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю игру «Чей нос?» (Дидактическая игра.)
НОС.
Нос – полезнейшая штука,
Не грозит нам с носом скука.
Можно мерить НОС в длину,
Высоту и ширину.
На носу носить очки
И кричать вовсю: “Апчхи”,
Нос показывать в окошке
Старшекласснику Сережке.
Носом в джем случайно влезть,
И полбанки сразу съесть.
А потом водить за нос
Папу с мамою всерьёз.
И держать по ветру нос,
Как на палубе матрос.