Скоро Масленица! Как справляли Масленицу на Руси? Традиции празднования масленицы на руси

Здравствуйте, читатели моего блога! Приближается самый веселый праздник — Масленица. В своей статье я расскажу об истории праздника и недельном масленичном календаре.

Праздновали Масленицу еще до появления христианства. Изначально праздник был связан с именем бога плодородия и скотоводства Велеса и означал он проводы зимы и встречу весны.

После крещения Руси Масленицу стали отмечать перед началом великого семинедельного поста, за семь недель до . Не зря говорят: «Пируй, пока Масленица, да о посте вспоминай без маслица». Первоначальное название праздника – Мясопуст. По православному обычаю мясная пища в эти семь дней была под запретом, и разрешалось употреблять только молочные продукты. Называли этот праздник и Сырной неделей.

Главным атрибутом праздника весны стали блины, которые издавна считали символом солнца. На Масленицу полагалось съесть не меньше 10 блинов, то есть полтора-два локтя. Так в старину измеряли их количество. Ходило поверье, что людей, не встречающих с весельем Масленицу – ждет беда, поэтому все от души веселились, смеялись над шутами, плясали, пели, катались с гор…

Обратите внимание!!!

Благодаря этой хитрости Ваш компьютер после каждой перезагрузки будет в идеальном состоянии. Если компьютер настроен в соответствии с нашими рекомендациями, что бы не произошло с вашей операционной системой и файлами, его достаточно перезагрузить и он снова будет работать, как и раньше.

Вначале Масленой недели шла особая подготовка к празднику: строили горки, украшали избы, готовили дрова для костров.

С четверга по воскресенье деревенская молодежь распевала колядки, ходила по дворам с бубнами, рожками, балалайками, заходили в дома угоститься блинами и горячим чаем. В городах шли шумные праздничные гулянья: театральные представления, игры со скоморохами, потешные выступления артистов с медведями.

Масленица длится семь дней, и у каждого дня есть свое название. Древние родичи Масленицы родом из дохристианских божеств. Ее считали племянницей Семика и дочерью Сварога.


Люди закликали Масленицу:

«Звал, зазывал честный Семик широкую Масленицу. Душа моя Масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело, сахарные уста, сладкая речь, красная краса, руса коса, тридцати братьев сестра, сорока бабушек внучка, трех матерей дочка, ясочка ты моя, перепелочка! Приезжай ко мне на тесовый двор душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться».

Молодые парни плели куклу из соломы, наряжали ее и выносили на улицу с криками: «Да вот и она! Масленица приехала!». Девушки встречали Масленицу песней:

«Ой, Масленица во двор въезжает.
Широкая, во двор въезжает!
А мы, девушки, ее встречаем.
А мы, красные, ее встречаем!
Ой, да Масленица, погостюй недельку.
Широкая, погостюй недельку…»

Детвора бежала промышлять по дворам, просить гостинцев: «Подай на масленицу, на пост от редьки хвост!» Выносили ей ненужные вещи, которые попадались под руку. К вечеру за околицей горел высоченный костер из всякого тряпья. Становилось жарко. Люди водили хороводы, плясали и приговаривали: «Гори, гори ясно. Чтобы не погасло. Искры летят, колокольчики звенят!»

Второй день Масленицы — «заигрыши».

Накануне праздника в больших селах и городах строили качели, балаганы для скоморохов, горки. Ледяные горки ставили «шабашники» — пришлые мастера. И стар и млад, все наслаждались катанием с горки. Особенно важно было скатиться с горы молодоженам, скрепившим свои отношения узами брака неделю или две недели назад. Существовала примета, связанная с катанием с горы: чем дальше скатишься, тем больше вырастишь лен. На горке молодые люди присматривались и выбирали себе невест.

Вот как представил московскую масляничную горку в своем романе «Лето Господне» русский писатель И. С. Шмелев:

« Высоченные горы на прудах. Над свежими тесовыми беседками на горах пестро играют флаги. Рухают с рычанием высокие «дилижаны» (шестиместные санки с водителем) с гор, мчатся по ледяным дорожкам, между валами снега с воткнутыми в них елками. Черно на горах народом. Василь Василич распоряжается, хрипло кричит с верхушки… Степенный плотник Иван помогает Пашке-конторщику резать и выдавать билетики, на которых написано: «С обоих концов по разу». Народ длинным хвостом у кассы.

…По накатанному лотку втаскивают веревками вернувшиеся с другой горы сани с бархатными скамейками – «дилижаны». Работа строгая, не моргни: крепко держись за поручни, крепче веди на скате.

— Не изувечили никого, Бог миловал? – спрашивает отец высокого катальщика.

Жарковато бывало на масленичной горке. Санки предлагались гостям самые разные, «чунки» — со стульчиком, «трубли» — с рублем, «американки» известные легкостью и проворством».

Владимирские горки выходили легкими, ажурными, с лестницей и изящной беседкой наверху. Стояли такие высоченные горки на реках и озерах, привлекая детей и взрослых своей сказочной красотой.

В селах строились огромные ледяные горки, с которых катались на ледянке (расплющенная корзина с заледеневшим дном), дровнях, дощечках, салазках, шкуре, рогоже, деревянном корыте, перевернутой скамейке…

Во второй день девицы гадали. Девушка брала из дома один из первых блинов, выходила на улицу и угощала им первого встретившегося ей парня. Верили в то, что его имя обязательно совпадет с именем суженого.

Третий день праздничной недели – «лакомка».

Этот день назван в честь зятя. Теща должна была пожалеть и приголубить зятя. Про зятюшкину долю есть жалостливая песенка:

«По новой по роще
Поехал зять к теще
На жену просити.
Теща его встретила:
«Здорово, мой зятик!
Здорово, касатик!»
«Сударыня теща!
Не дюже здоров я:
Жена дома била».
-За что тебя, зятик?
За что, мой касатик?»
«Сударыня теща!
Я сам глупо сделал:
Залез в погребочек,
Поел всю сметанку,
Ни много, ни мало –
Двенадцать горшочков».
«Моя дочка дура.
Чего мало дула!»-
«Прощай, моя теща,
Прости, расканалья!»-
«Прощай, мой зятик,
Прости, мой сметанник!».

В обычные дни у тещи с зятем бывает всякое: и поругает теща, и выскажет все, что думает. А в лакомое время зять на особом счету.

Умные тещи брали дело в свои руки – пекли блины: овсяные и гречневые, пшеничные и ячневые или из кислого теста. Зятья по-доброму шутили: «Сухой блин рот дерет!». Именно с обычая приглашать зятьев на блины и появилось выражение «к теще на блины».

Теща подавала блины с икрой, творогом, луком и яйцами. Пыхтели самовары, рекой тек мед и сбитень. Гости веселились, объедались, приговаривая: «Блин – не клин, брюха не расколет. Где блины, тут и мы… Тот же блин, да подмазан…»

По обычаю на стол ставили больше ста разных блюд и закусок. Говорили: «В праздник и воробью пиво». Все заслуживали царского угощения. Богатый барин или купец обязательно угощал в этот день прислугу: «Знай, мол, наших!»

Четвертый день – «перелом», «разгуляй», «широкий четверг».

Это самый пик праздничного веселья. Впереди и позади три дня веселья. Как говорится: «Кто не поет, тот свищет; кто не пляшет, тот прищелкивает». Люди наряжались в костюмы, и несли чучело Масленицы на гору.

В широкий четверг на Руси был славный обычай — «выходить на кулачки». Этому обычаю не одна тысяча лет. Кулачные бои проводились по строгим правилам: нельзя было прятать в рукавицу камень или кусок железа, нападать на одного вдвоем, бить лежачего, бить ниже пояса и по затылку… Одним словом, русскому богатырю следовало не терять честь. Сходились бойцы на реке и бились «стенка на стенку» или «сам на сам». Самым сильным было достаточно нанести по одному удару, чтобы выяснить «чья взяла».

О кулачьих поединках писал М. Ю. Лермонтов в «Песне про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»:

«Как сходилися, собиралися
Удалые бойцы московские
На Москву-реку, на кулачный бой
Разгуляться для праздника, потешиться…» (1837 г.)

Бились между собой жители противоположных концов одной деревни, жители разных деревень. В кулачном бою молодые мужчины показывали свою удаль. К бою готовились заранее: парились в бане, ели мясо и хлеб, нарушали предпостный запрет, чтобы набраться силы и победить.

День пятый назывался «тещиными вечерками».

В тещины вечерки зятья угощали тещ: «Как ни сладки тещины блинки, теперь тещ угощают зятьки». Согласно обычаю зять с вечера любезно приглашал тещу к себе в дом: «Пожалуйте, уважаемая теща, к нам за стол со всей своей родней…» В ответ теща присылала зятю все необходимые продукты для приготовления блинов. Зять пек блины и угощал ими свою тещу.

Шестой день – «золовкины посиделки» или «проводы».

Сестер у мужа могло быть много, и невестка приглашала золовок и всю родню мужа к себе.

Незамужние золовки шли на посиделки к своим подружкам.

Те, кто не пошел в гости в субботний день, бежали на взятие снежного городка. Строили снежный городок в виде ледяной крепости с воротами. Крепость охраняла стража, а пешие и конные шли в атаку, ломая ворота и стены. Осаждённые защитники оборонялись снежками, мётлами и нагайками.

После взятия городка воеводу купали в проруби, а всем героям крепости раздавалось угощение.

Последний день недели — «прощеное воскресенье».

В прощеный день на Руси все друг у друга просили прощения: «Прости меня, грешного, на Великий пост!» Им отвечали: «Бог простит, и я прощаю». Таким способом перед Великим постом все старались очиститься от грехов или попросить прощения на всякий случай.

В последний день недели Масленицу ставили на сани, а рядом с нею сажали красивую девицу. В эту повозку запрягались молодые парни и везли обеих красавиц по всем улицам. За околицей Масленицу поджигали. У костра водили хороводы и веселились. Соломенное чучело называли Мареной. В древнеславянских поверьях Марена была богиней плодородия и богиней царства мертвых. Сжигая Марену, провожали зиму вместе с трудностями, холодами, голодом, которые она приносила, и приветствовали приход весны, спускавшейся на землю из Сварги (небесного царства богов). Так люди старались приблизить наступление тепла.

В огонь бросали блины и кричали: «Гори блин, гори Масленица», «Полно, зимушка, зимовать - весна идет!»

Сгоревший символ зимы поминали блинами и песнями, чтобы сила Масленицы не пропала даром, а возродилась в злаках:

«Наша Масленица дорогая,
Дорогая, лели, дорогая.
Немножечко постояла.
Постояла, лели, постояла.
Мы думали семь неделек,
Семь неделек, лели, семь неделек.
А Масленица – семь денечков,
Семь денечков, лели, семь денечков.
Ты нас, Масленица, подманула,
Подманула, лели, подманула.
На Великий пост посадила,
Посадила, лели, посадила.
Горьку редчинку подложила,
Подложила, лели, подложила.
А тая горька редчинка горче хрену,
Горче хрену, лели, горче хрену».

Незаметно пробегает шумная масленичная неделя и в чистый понедельник начинается первый день поста. Отсюда и пошла поговорка: «Не все коту масленица, будет и Великий пост».


Традиции празднования Масленицы уходят корнями в дохристианские времена, язычество. В этом празднике смешались языческие (сожжение чучела, игры со скоморохами…) и христианские обряды (прощение грехов накануне поста). Народ был суеверным, но мудрым, словоохотливым, задорным.

Многие традиции празднования Масленицы передавались из поколения в поколение, но, к сожалению, сегодня ими мало кто интересуется. Они уходят из жизни. Есть о старине интересная притча: «Растет в поле старый дуб. Его макушка уже давно поднялась высоко-высоко над корнями, но он никогда не забывает о них, так как они дают ему все жизненные соки и силы. Дереву тысячу лет и будет оно стоять до тех пор, пока ему не подрубят корни». Нельзя проявлять недальновидность и не знать о том, как жили наши предки.

В каждой семье должно воспитываться уважение к русским праздникам, обычаям, поверьям, народным песням, поговоркам. Именно в них корни нравственности.

До новых встреч!

В России отмечают множество различных праздников.
Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый – это Масленица!

Праздник, о котором пойдет речь, необычный и многоликий. Для одних это время покаяния и примирения, а для других – целая неделя разгульного веселья. Такое противоречие уходит своими корнями глубоко в историю Руси.

Прародительницей современной Масленицы была древнеславянская языческая Комоедица. Вплоть до XVI века на Руси отмечался священный День весеннего равноденствия, который считался началом Нового года по солнечному календарю древних славян. А празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Славяне поклонялись природе и почитали Солнце, как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце – круглое, желтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепешки приняли вид современных блинов.

В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю – медведю. «Медвежьему» богу – или по-древнеславянски Кому – в дар преподносили блины – откуда и пошла поговорка «первый блин комам», то есть медведям.

Две недели праздника люди в окружении родичей своего рода проводили в веселых играх, пирах, состязаниях и языческих обрядах.

Все эти действия имели глубокий смысл и значение. После зачастую полуголодной зимы, славянам необходимо было подготовиться и набраться сил для предстоящей работы, которая будет непрерывно продолжаться от восхода и до заката все теплое время года.

В настоящее время сведений о том, как праздновалась Комоедица очень мало, но историки постарались восстановить некоторые обряды и обычаи того времени.

Праздничный день начинался с посещения святилища, возле которого рассыпали зерно, привлекая птиц, символизирующих умерших предков. Славяне верили, что таким образом на священном празднике весны соединится весь род.

В это время женщины накрывали столы, уставляя их блюдами и напитками, приготовленными из бережно сохраненных из зимних запасов продуктов. Поделив все угощение, пятую его часть несли к Священному огню, разведенному на открытом месте, и накрывали жертвенник. Возле костра ставили соломенное чучело на шесте, называемое Мареной, при этом приговаривая:

«Приезжай ты к нам,
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.
Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка».

Отведав первые блины, заводили хоровод, который вели непременно по движению солнца. После все начинали прыгать через костер, тем самым очищаясь от злых духов, а затем омывались талой водой, которая придавала красоту и силу. В это же время славили пары молодоженов, которые поженились за год, а холостых метили веревкой. Чтобы снять веревку, необходимо было здесь же сделать свой выбор или откупиться угощением на праздничный стол.

Еще один ритуал на Комоедицу был связан с предсказанием весенней погоды.

В чашу наливали специально приготовленный напиток, сурью из заговоренного молока с добавленными в него волшебными травами. С первой чашей, до краев наполненной священным напитком, к жертвеннику шла жрица Марены, где ее ждала жрица плодоносной богини Живы, которая должна была выбить чашу из рук так, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник. Иначе славян ждала холодная и ненастная весна.

«Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!»

Затем, славя бога Ярило и подбрасывая в костер старые вещи, сжигали чучело Марены, приговаривая при этом: «Марена загорела, Всему миру надоела!»

После сожжения чучела, молодежь проводила обряд пробуждения медведя. Ряженный в шкуре медведя лежал в импровизированной берлоге, а девушки и парни пытаясь его «разбудить», кидали снежки и прутья. «Медведь» просыпался только после того, как самая красивая девушка подходила к нему и садилась на спину. Тогда ряженный вставал и, изображая пробуждение медведя, плясал на потеху народу.

Повеселившись, начинали пир. После начинались праздничные забавы, игрища и кулачные бои. Заканчивался день и, прощаясь, славяне угощали друг друга гостинцами, «заедками», кланяясь и прося прощение за нечаянные обиды.

Комоедица проходила в почитании и соблюдении древних традиций, прославлении славянского рода и его обычаев.

С принятием христианства православная церковь старается упразднить все языческие проявления славян, в том числе и праздники. Поэтому с XVI века на Руси введен церковный праздник Сырная седмица или Мясопуст , который предваряет Великий пост. В это время полагалось, постепенно отказываясь от соблазнов, подготовить свою душу и тело к покаянию, простив обиды и примирившись с родными и близкими.

Еще в древние времена христианства Сырная седмица получила чин богослужения, о чем пишет живший в IV веке в уединении патриарх Феофил Александрийский. Это древнее постановление Церкви в VII веке еще более утвердилось и распространилось, когда византийский царь Ираклий, изнуренный продолжительной войной с персами, дал обещание Богу после благополучного окончания войны запретить употребление мяса перед Великим сорокадневным постом.

Название «Сырная седмица» происходит от того, что являясь приготовительным этапом к предстоящему воздержанию, в течение недели запрещается употреблять в пищу мясо, однако еще дозволены сыр, яйца и молочные продукты.

В среду и пятницу Сырной седмицы, проходят богослужения с молитвой и обычными поклонами, а в субботу в церкви вспоминают святых просиявших пощением, и усердным молитвенным бдением и совершают празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресный день седмицы называют «прощеным воскресеньем», а на Литургии в этот день говорится о том, что для получения нам прощения от Бога, необходимо самим простить ближних своих.

В народе Сырная седмица получила название Масленица, так как в этот период разрешались молочные продукты, в число которых входит и масло.

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чем говорит и царское установление XVIII века, в котором Петр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов.

Царь Петр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

«Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль».

Наряду с весельем, гуляньями и игрищами, народная Масленица имеет и обрядовую сторону. Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.

Мясное воскресенье – это последнее воскресенье перед Масленицей, когда ходили в гости к друзьям и родственникам, приглашали к себе на Масленицу и доедали мясные блюда.

Понедельник: «встреча»
Встречались сваты и договаривались о совместном проведении праздника. В этот день молодые невестки навещали родителей. На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости. Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бродяжкам на помин усопших. А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды символ праздника – чучело Масленицы.

Вторник: «заигрыш»
Этот день посвящался смотринам. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, то свадьба как раз на Красную горку скажется. Молодежь приглядывалась друг к другу на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки, чтобы затем прислать сватов в дом суженной.

Среда: «лакомки»
Этот день был посвящен теще, которая, наготовив блины, ждала своего зятя в гости и всячески показывала ему свое расположение.

Четверг: «разгул»
День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания. Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.

Пятница: «тёщины вечёрки»
В этот день к зятю в гости спешила теща со своими подругами. Готовила угощение и пекла блины дочь, а зять должен был угодить теще и показать гостям свое уважение к теще и ее родным.

Суббота: «золовкины посиделки»
Праздничный день проходил в доме молодой невестки, которая приглашала к столу на блины золовок или других родичей мужа. В этот день золовке преподносили подарок от родни невестки.

Воскресенье: «проводы»
Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год. К вечеру убирали дом, торжественно сжигали чучело Масленицы и остатки праздничной еды.

Обряд «похорон» Масленицы начинался с разведения священного костра, в который кидали поминальную пищу. Затем чучело Масленицы на шесте проносили по всей деревне или провозили на санях, которые потом сжигали вместе с чучелом, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженные дотла атрибуты праздника принесут хороший урожай.

Масленица – это древний и светлый праздник в России, объединяющий благодаря прощению ближних и помощью страждущим и тех, кто проводит эти дни в подготовке к Великому посту, и тех, кто веселится и участвует в массовых гуляниях.

История возникновения Масленицы на Руси

Я не буду рассказывать о Масленице, празднующейся сейчас, об этом написано очень много разной информации, а хочу вас познакомить с настоящей Масленицей, которую праздновали наши предки славяне еще до христианизации Руси. Конечно, остались только обрывки сведений о тех временах, но даже то, что имеется, позволяет по другому взглянуть на любимый праздник и помогает понять его суть.

Масленица — очень древний славянский праздник, добрый, веселый и очень яркий. Исследователи предполагают, что появился данный праздник 7-8 тысяч лет назад.

Основным моментом в этом празднике является встреча наступающей весны.
Это явление земного масштаба. Вся природа просыпается после зимы, наступают теплые дни, уменьшается ночь и увеличивается день. Происходит обновление окружающего мира. Я уверена, что многие люди весной чувствуют эмоциональный и физический подъем. Много веков назад Масленица считалась одним из основных годовых праздников. Она связана с природными и астрономическими явлениями. Наши предки славяне жили по солнцу и вели солнечный календарь, поэтому все праздники были привязаны к нему. Так, Масленица всегда праздновалась в день весеннего равноденствия. В этот день ночь по своей продолжительности равна дню. В этот день считалось, что светлые силы (лето и тепло) одержали победу над темными силами (зимой и холодом), так как на следующие сутки день становился уже длиннее ночи. Также считалось, что именно в этот день Чернобог передает Сварогу мировую ось. Богиня зимы, смерти и справедливости — Мара оставляет наш мир и на ее место приходят другие боги — Дажьбог, Тарх, Тара. Вместе со светлыми богами на землю прилетают на птичьих крыльях из светлого Ирия души наших предков.

Обряды на Масленицу

Утром народ торопился на свои капища. Одновременно рассыпая на перекрестках дорог зерно. Насыпалось оно для темных сил, которые прилетали на землю в виде сорок, чтобы не мешали праздновать воскрешение Земли-Матушки. Зажигались на капищах огни и начиналось славление родных богов, предков и всех славянских родов.

Девушки, поют заклички призывая Весну. Затем встречают ее на опушке леса и приглашают на праздник, где начинается ее чествование.


Во время празднования Масленицы с помощью обрядовых действий показывалась вся мощь пробуждающейся земли и мира. Устраиваются молодецкие состязания, кулачные бои, прыжки через костер, вождение хороводов и принесение жертв (безкровных) богам. Кулачные бои символизировали борьбу света и тьмы, а также с помощью подобных игр люди ощущали свою сопричастность к происходящим событиям.

Вот еще одна обрядовая игра — Крепость. Из снега строилась крепость. Внутри нее прятались девушки, представляющие собой Зиму. Парни, представляющие Весну, должны были попасть внутрь. Девушки забрасывали штурмующих снегом и снежками, мешали им пробиться внутрь. Победа парней означала, что победили силы Весны.

Еще одним обрядовым действом было лазанье по масленичному столбу. Он символизировал собой мировое дерево в ветвях которого находится Светлый Ирий и попасть туда очень даже не просто.

Прыжки через костер являлись символом очищения. Хороводы и жертвы или требы позволяли людям прикоснуться к миру богов и живших в далекие времена предков. Масленичная еда — блины, прообраз Солнца.
Съедая масленичный блин человек наполнял и тело и душу энергией солнца.Каждое обрядовое действие носило определенный смысл, за каждым словом стоял свой образ. Никогда не было во время празднования безудержного разгула, объедения блинами и прочих действий, отличающих сегодняшнее празднование или празднование после христианизации. Также славяне не сжигали своих богов, даже если они и принадлежали к темным силам. Они уважительно относились и к этим силам. В древних источниках не найдено ни одного подобного случая. Сжигание чучела пришло гораздо позже, во времена христианизации.

Комоедица

Комоедица — одно из названий славянского праздника. Связано оно с тем, что в это время просыпается один из почитаемых славянами зверей, хозяин леса — медведь. Его угощают специальными обрядовыми хлебами — комами. Их пекут из нескольких видов муки и угощают медведя оставляя комы на пнях. Считается, что тогда хозяин леса будет благосклонным к пасечникам и не будет забивать скот.

Первый блин тоже всегда отдавался комам. Все мы знаем поговорку «Первый блин комом». Но не все знают, что это часть старинной русской пословицы «Первый блин комам, блин второй — знакомым, третий блин — дальней родне, а четвертый — мне». Как видим, здесь нет слова «комок», а есть слово «ком». У славян медведь почитался как прародитель, покровитель людей, а также как ипостась бога Велеса.

Комы всегда пекла самая старшая женщина в семье. Их относили в лес во время так называемых «побудок». После того как разбудят медведя, начинались игры и состязания, собственно сам праздник.

Можно еще очень много написать по поводу празднования Масленицы и Комоедицы, однако одна статья — слишком мала для такого рассказа. Тем не менее я очень надеюсь, что после прочтения ее у вас появилось чуть больше сведений о таком древнем славянском празднике, как Масленица. Буду рада вашим комментариям.

В России отмечают множество различных праздников. Но есть один, доставшийся нам от предков и особо любимый — это Масленица!

Праздник, о котором пойдет речь, необычный и многоликий. Для одних это время покаяния и примирения, а для других — целая неделя разгульного веселья. Такое противоречие уходит своими корнями глубоко в историю Руси.

В данной статье мы немного окунемся в историю и расскажем о том, что делали на Руси на Масленицу и какие традиции сохранились до сих пор.

Что означает слово «Масленица»?

Согласно Толковых словарей русского языка Д.Н.Ушакова и С.И.Ожегова:

Масленица — (или устар. масляница), масленицы, ж. (устар.).


  • Земледельческий праздник проводов зимы у древних славян и др. народов, приуроченный христианами к неделе перед так называемым «великим постом», во время которого пеклись блины и устраивались различные увеселения. Широкая масленица. (последние дни этой недели, с четверга). У них на масленице жирной водились русские блины. Пушкин. Не всё коту масленица, будет и великий пост. Пословица.

  • перен. О привольной, сытой жизни (разг. фам.). «Не житье, а масленица».

Из истории Масленицы на Руси

Масленица (до XVI века — языческая Комоедица, по старой дореволюционной орфографии писали «Масляница») — один из древнейших праздников религии друидов (волхвов).

История Масленицы

Прежде Комоедица — это великий древнеславянский языческий 2-х недельный праздник торжественной встречи Весны и начала древнеславянского Нового года в День весеннего равноденствия. Этим днём отмечался переход к весенним земледельческим работам. Празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

В 988 году завоеватели-варяги (рюрикович князь Владимир), чтобы укрепить свою в то время сильно пошатнувшуюся власть над тяжко притесняемыми завоеванными племенами, огнём, мечом и великой кровью принудили подвластных им славян отказаться от своих исконных богов, символизировавших древних славянских предков, и принять веру в Бога чужого народа.

Оставшееся в живых после массовых кровавых стычек и протестов славянское население было самым жестоким образом крещено (всех, включая малых детей, дружины варягов копьями загоняли для крещения в реки, и реки, как сообщает летописец, «краснели от крови»). Изображения славянских богов сожгли, храмы и святилища (капища) разрушили. В крещении славян не было даже намека на благоговейную христианскую святость — просто очередной зверский акт отличавшихся особой жестокостью викингов (варягов).

Иванов С.В. Христианство и язычество

При крещении очень многие славяне были убиты, а часть бежала на Север, в земли, не подвластные варягам. В результате проведенного при христианизации геноцида славянское население Руси сократилось приблизительно c 12 млн до 3 млн человек (об этом ужасающем сокращении численности населения однозначно свидетельствуют данные всерусийских переписей населения от 980 и 999 годов). Позднее бежавшие на Север тоже были подвергнуты крещению, но рабства («крепостного права») у них никогда не было.

Порабощенные славяне навсегда лишились своих корней и духовной связи с древними предками. После принятия христианства на Руси волхвы боролись за независимость славян и стали участниками многих восстаний против поработителей-варягов (викингов), поддерживали оппозиционные киевскому князю силы.

Последние «настоящие» волхвы упоминаются в XIII—XIV вв. в Новгороде и Пскове. К этому времени язычество на Руси было практически ликвидировано. Вместе с волхвами исчезли их древняя руническая письменность, их знания. Практически все рунические записи, включая исторические хроники, были уничтожены христианами. Изначальная письменная история славян до VIII века стала неведомой. Археологи изредка находят лишь разрозненные фрагменты надписей на камнях разрушенных языческих храмов и на черепках глиняной посуды. Позже под названием «волхвы» в России понимались лишь разного рода народные знахари, еретики и новоявленные чернокнижники.

После принятия на Руси христианства древний языческий славянский праздник Комоедица — великий праздник Весны священной, приходящей в День весеннего равноденствия (20 или 21 марта) — попадал на время проведения православного Великого поста, когда всякие веселые празднества и игрища Церковью запрещались, а то и карались. После долгой борьбы церковников с языческим славянским праздником, он был включен в православные праздники под названием «сырная (мясопустная) седмица», предшествующая 7-ми неделям Великого поста.

Таким образом, праздник переместился ближе к началу года и утратил связь с астрономическим событием — Днём весеннего равноденствия, днём прихода языческой Весны священной.

Это разорвало его сакральную связь с ранее традиционной у славян религией волхвов (близкой друидам), в которой именно дни зимнего (самая долгая ночь в году) и летнего (самый длинный день в году) солнцестояния и весеннего (день удлиняется и становится равным ночи) и осеннего (день укорачивается и становится равным ночи) равноденствия были самыми великими и самыми священными праздниками.

В народе трансформированный на церковный лад праздник получил название Масленица и продолжал праздноваться с прежним языческим размахом, но уже в иные даты, привязанные ко дню православной Пасхи (начало Масленицы за 8 недель до Пасхи, затем идёт 7-недельный Великий пост перед Пасхой).

В начале XVIII века любитель пиров и праздников Пётр I, хорошо знакомый с весёлыми европейскими масленичными обычаями, своими царскими установлениями ввёл в России обязательное всеобщее празднование народной Масленицы на традиционный европейский манер. Масленица превратилась в светский праздник, сопровождающийся нескончаемыми весёлыми игрищами, катаниями с горок, состязаниями с призами. Собственно, с петровского времени и появилась наша нынешняя народная Масленица с организуемыми властями весёлыми карнавальными шествиями ряженых, развлечениями, балаганами, бесконечными шутками и гуляньями.

Традиции Масленицы Древней Руси

Вплоть до XVI века на Руси отмечался священный День весеннего равноденствия, который считался началом Нового года по солнечному календарю древних славян. А празднование Комоедицы начиналось за неделю до Дня весеннего равноденствия и продолжалось неделю после.

Славяне поклонялись природе и почитали Солнце, как божество, дающее жизненные силы всему живому. Поэтому в весенний праздник Комоедицы принято было печь лепешки, символизирующие солнце — круглое, жёлтое и горячее. Впоследствии, а именно с IX века, когда появилось заквасное тесто, лепёшки приняли вид современных блинов.

В это же время люди приносили жертвы почитаемому славянами священному зверю — медведю. «Медвежьему» богу — или по-древнеславянски Кому — в дар преподносили блины — откуда и пошла поговорка «первый блин комам», то есть медведям.

Две недели праздника люди в окружении родичей своего рода проводили в весёлых играх, пирах, состязаниях и языческих обрядах.

Суриков В. И. Взятие снежного городка 1891

Все эти действия имели глубокий смысл и значение. После зачастую полуголодной зимы, славянам необходимо было подготовиться и набраться сил для предстоящей работы, которая будет непрерывно продолжаться от восхода и до заката все тёплое время года.

В настоящее время сведений о том, как праздновалась Комоедица очень мало, но историки постарались восстановить некоторые обряды и обычаи того времени.

Праздничный день начинался с посещения святилища, возле которого рассыпали зерно, привлекая птиц, символизирующих умерших предков. Славяне верили, что таким образом на священном празднике весны соединится весь род.

В это время женщины накрывали столы, уставляя их блюдами и напитками, приготовленными из бережно сохранённых из зимних запасов продуктов. Поделив все угощение, пятую его часть несли к Священному огню, разведённому на открытом месте, и накрывали жертвенник. Возле костра ставили соломенное чучело на шесте, называемое Мареной, при этом приговаривая:

Приезжай ты к нам,
На широк двор:
На горах покататься,
В блинах поваляться,
Сердцем потешаться.

Красная краса, русая коса,
Тридцати братьев сестра,
Сорока бабушек внучка,
Трёх матерей дочка, кветочка,
Ягодка, перепёлочка.

Отведав первые блины, заводили хоровод, который вели непременно по движению солнца. После все начинали прыгать через костер, тем самым очищаясь от злых духов, а затем омывались талой водой, которая придавала красоту и силу. В это же время славили пары молодоженов, которые поженились за год, а холостых метили веревкой. Чтобы снять верёвку, необходимо было здесь же сделать свой выбор или откупиться угощением на праздничный стол.

Ещё один ритуал на Комоедицу был связан с предсказанием весенней погоды.

В чашу наливали специально приготовленный напиток, сурью из заговоренного молока с добавленными в него волшебными травами. С первой чашей, до краев наполненной священным напитком, к жертвеннику шла жрица Марены, где ее ждала жрица плодоносной богини Живы, которая должна была выбить чашу из рук так, чтобы ни капли не пролилось на жертвенник. Иначе славян ждала холодная и ненастная весна.

Уходи, Зима холодная!
Приходи, Лето жаркое!
Со страдной порой,
С цветами, с травой!

Затем, славя бога Ярило и подбрасывая в костер старые вещи, сжигали чучело Марены, приговаривая при этом:

Марена загорела, Всему миру надоела!

После сожжения чучела, молодежь проводила обряд пробуждения медведя. Ряженный в шкуре медведя лежал в импровизированной берлоге, а девушки и парни пытаясь его «разбудить», кидали снежки и прутья. «Медведь» просыпался только после того, как самая красивая девушка подходила к нему и садилась на спину. Тогда ряженный вставал и, изображая пробуждение медведя, плясал на потеху народу.

Повеселившись, начинали пир. После начинались праздничные забавы, игрища и кулачные бои. Заканчивался день и, прощаясь, славяне угощали друг друга гостинцами, «заедками», кланяясь и прося прощение за нечаянные обиды.

Б.М. Кустодиев. Кулачный бой на Москве-реке

Комоедица проходила в почитании и соблюдении древних традиций, прославлении славянского рода и его обычаев.

С принятием христианства православная церковь старается упразднить все языческие проявления славян, в том числе и праздники. Поэтому с XVI века на Руси введён церковный праздник Сырная седмица или Мясопуст, который предваряет Великий пост. В это время полагалось, постепенно отказываясь от соблазнов, подготовить свою душу и тело к покаянию, простив обиды и примирившись с родными и близкими.

Ещё в древние времена христианства Сырная седмица получила чин богослужения, о чём пишет живший в IV веке в уединении патриарх Феофил Александрийский. Это древнее постановление Церкви в VII веке ещё более утвердилось и распространилось, когда византийский царь Ираклий, изнуренный продолжительной войной с персами, дал обещание Богу после благополучного окончания войны запретить употребление мяса перед Великим сорокадневным постом.

Название «Сырная седмица» происходит от того, что являясь приготовительным этапом к предстоящему воздержанию, в течение недели запрещается употреблять в пищу мясо, однако ещё дозволены сыр, яйца и молочные продукты.

В среду и пятницу Сырной седмицы, проходят богослужения с молитвой и обычными поклонами, а в субботу в церкви вспоминают святых просиявших пощением, и усердным молитвенным бдением и совершают празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресный день седмицы называют «прощеным воскресеньем», а на Литургии в этот день говорится о том, что для получения нам прощения от Бога, необходимо самим простить ближних своих.

В народе Сырная седмица получила название Масленица, так как в этот период разрешались молочные продукты, в число которых входит и масло.

Сочетая в себе языческие и христианские традиции, народная Масленица издавна праздновалась на Руси с размахом, о чём говорит и царское установление XVIII века, в котором Пётр I предписал светское празднование по образу иноземных карнавалов.

Царь Пётр, любивший разгульные молодецкие забавы, праздновал Масленицу с поистине царским размахом. Это подметил в свое время и сын генерала русской службы Фридрих Берхгольц, известный благодаря подробному дневнику о пребывании в России. Он писал о необычной процессии, которую устроил русский царь, состоящую из кораблей русского флота, поставленных на сани запряженные лошадьми:

Его величество веселился истинно по-царски. Не имея здесь в Москве возможности носиться так по водам, как в Петербурге и, несмотря на зиму, он делал, однако ж, со своими маленькими ловкими боцманами на сухом пути все маневры, возможные только на море. Когда мы ехали по ветру, он распускал все паруса, что конечно немало помогало 15-ти лошадям, тянувшим корабль.

Василий Суриков. «Большой маскарад в 1722 году на улицах Москвы с участием Петра I и князя-кесаря И.Ф.Ромодановского» , 1900.

Наряду с весельем, гуляньями и игрищами, народная Масленица имеет и обрядовую сторону. Каждый день праздничной недели имел свое название и предназначение.

Мясное воскресенье — это последнее воскресенье перед Масленицей, когда ходили в гости к друзьям и родственникам, приглашали к себе на Масленицу и доедали мясные блюда.

Понедельник: «встреча»

Встречались сваты и договаривались о совместном проведении праздника. В этот день молодые невестки навещали родителей. На заранее выбранном месте для гуляний сооружали ледяные горки, балаганы, снежные крепости. Хозяйки начинали печь блины, отдавая первый бродяжкам на помин усопших. А молодежь мастерила из соломы и ветхой одежды символ праздника — чучело Масленицы.

Вторник: «заигрыш»

Этот день посвящался смотринам. Считалось, что если сосватаешь невесту на Масленицу, то свадьба как раз на Красную горку скажется. Молодежь приглядывалась друг к другу на гуляниях, веселых игрищах и катаниях с горки, чтобы затем прислать сватов в дом суженной.

Среда: «лакомки»

Этот день был посвящен теще, которая, наготовив блины, ждала своего зятя в гости и всячески показывала ему свое расположение.

Четверг: «разгул»

День, когда празднования разворачивались во всю ширь, прекращались всяческие работы по хозяйству и устраивались различные состязания. Развлечения чередовались с богатыми пирушками, а самым главным событием становился штурм снежного городка.

Пятница: «тёщины вечёрки»

В этот день к зятю в гости спешила теща со своими подругами. Готовила угощение и пекла блины дочь, а зять должен был угодить тещё и показать гостям свое уважение к тещё и её родным.

Суббота: «золовкины посиделки»

Праздничный день проходил в доме молодой невестки, которая приглашала к столу на блины золовок или других родичей мужа. В этот день золовке преподносили подарок от родни невестки.

Воскресенье: «проводы»

Последний день Масленицы в народе называется «Прощеным воскресеньем» или «Целовальником». В этот день посещают могилы усопших родственников, просили прощения за все обиды, причиненные за год. К вечеру убирали дом, торжественно сжигали чучело Масленицы и остатки праздничной еды.

Обряд «похорон» Масленицы начинался с разведения священного костра, в который кидали поминальную пищу. Затем чучело Масленицы на шесте проносили по всей деревне или провозили на санях, которые потом сжигали вместе с чучелом, а пеплом посыпали поля. Поверье гласило, что сожженные дотла атрибуты праздника принесут хороший урожай.

Масленица — это древний и светлый праздник в России, объединяющий благодаря прощению ближних и помощью страждущим и тех, кто проводит эти дни в подготовке к Великому посту, и тех, кто веселится и участвует в массовых гуляниях.

Драматург А.Н. Островский, задумав ввести в пьесу «Снегурочка» сцену проводов масленицы, записывал обрядовые праздничные песни, услышанные в русских деревнях. И в «Снегурочке» племя берендеев, жившее в «доисторические времена», прощалось с масленой неделей так же, как и современники драматурга, как, может быть, и сейчас ещё прощаются с ней в русской глубинке:

Прощай, честная Масляна!
Коль быть живым, увидимся.
Хоть год прождать,
Да ведать-знать,
Что Масляна придёт опять…

Пословицы и поговорки к празднику Масленица

Не житьё-бытьё, а Масленица.
Не всё коту Масленица, будет и Великий пост.
Масленица семь дней гуляет.




Масленица на Руси всегда была одним из самых задорных и веселых праздников. Любовь, душевное тепло, дружеские объятия, изощренные забавы и развлечения, многочисленные угощения и вкусные яства - все это ждет вас с началом масленичной недели. Суть сего праздника заключается в том, чтобы верующие люди смогли хорошенько подготовиться к Великому посту. Тогда они смело смогут принять грядущее телесное воздержание и духовное смирение.

Праздник для души

Масленица - праздник, пропитанный весельем, радостью жизни, удовольствием и любовью к ближнему. Как праздновали Масленицу на Руси? Подготовка к этому чудесному событию, как правило, занимала три дня масленичной недели. В это время все заготавливали дрова для костров, убирали и украшали избы. А вот четверг, пятница, суббота и воскресение называют днями широкой Масленицы. Ведь именно в эти дни происходили все действа: гуляния, увеселения, всевозможные представления, а также обряды проводов зимы.

Традиции празднования Масленицы на Руси предусматривают самые шумные народные гуляния. Это событие никого не оставляло равнодушным. Все принимали в нем участие: и молодежь, и старики. Никто не оставался сидеть дома. Туда заглядывали только для того, чтобы немного отогреться от февральских морозов. Остальное время проводили на ярмарках, скупая нужные и ненужные вещи, сладости и лакомства, развлекал себя кулачными боями, удивительными представленьями, катаниями на санях.




Что характерно, в масленичную неделю всегда царило согласие. От двора к двору ходили соседи, чтобы попросить прощение, забыв обиды в прошлом. Если соседи находились в ссоре, они непременно должны были помириться. Просивший прощения, слышал в ответ: «Бог простит». И даже если случалась драка, что в такие дни под воздействием пьянящих напитков было довольно-таки частым явлением, все тут же улаживалось. Вокруг царила любовь и благодать.

Себя заложи, но Масленицу проводи

Так звучит старая поговорка. А все потому, что люли верили, что этот праздник нужно отмечать с размахом, дабы в наступившем году не бедствовать. Оттого на Масленицу столы всегда ломились от различных яств и питья. Огромной популярностью пользовались молочные продукты, потому что в неделю перед Великим постом запрещено употреблять мясо. Поэтому ели в основном яйца, сметану, сыр и творог. Из мучных изделий преобладали, конечно же, лепешки, сырники, хворост. Все это запивали большим количеством излюбленного всеми напитка - пива.




Масленица - древнейшее празднество, уходящее своими корнями в дохристианскую эпоху. Традиции празднования Масленицы на Руси и обрядовые действия были направлены на изгнание зимы и всех связанных с нею тягот. При этом наступление весны всегда ассоциировалось с новыми надеждами, теплом, хорошим урожаем.




В северной России основным обрядом изгнания «Масленицы-блиноедки» является сожжение соломенного чучела, в то время как в южных районах его было принято хоронить. Уже в конце XIX века празднование Масленицы возымело более развлекательный характер. Хотя многие традиции, непосредственно манера празднования и угощения, как раз напоминают те, что были актуальны многие столетия назад.