Зима: Наблюдаем за снегом. Конспект прогулки в средней группе «Наблюдение за снегом.» Цели

Уланова Л. А., Иордан С. О. Методические рекомендации по организации и проведению прогулок для детей 3-7 лет.

Цель - познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом.

Ход прогулки

Наблюдение: Полюбоваться спокойно падающими снежинками, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить, на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Рассмотреть, как красиво снег украсил дома, деревья, как блестит он на солнце. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. В теплую погоду или оттепель снег липкий, из него можно лепить, в холодную погоду - сыпучий, лепить нельзя. Обратить внимание на то, как снег падает сплошной пеленой - это снегопад. Обратить внимание детей старших групп на то, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твердых, крупных звездочек, при слабом морозе - белые, твердые шарики (крупа), при сильном ветре - очень мелкие снежинки (если посмотреть на них через лупу, то видно, что лучи у них обломаны). Любуясь красотой высоких сугробов, подумать, почему около заборов и кустарников снег лежит более толстым слоем, чем на открытом месте (здесь он не разносится ветром).

Стихи по теме:

Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая
Какая смелая!
К. Бальмонт

На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем.
И. Никитин

Снежинки пуховые
Веселые, живые!
Вы кружитесь, мерцаете
В молчании лесном
И землю устилаете
Блестящим серебром.
А. Липецкий

На картине у зимы
Все бело от снега:
Поле, дальние холмы,
Изгородь, телега.
В. Лунин

Сыплет с неба снег-снежок,
Словно легкий пух-пушок...
Отчего ж, вздыхая тяжко,
Шепчет крыша:
"Ох, как тяжко!"?
Ц. Ангелов

Загадки

Пушистый ковер
Не руками ткан,
Не шелками сшит,
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
{Снег)

Подморозило вчера,
Налетела мошкара.
И от этой мошкары
Стали белые дворы.
{Снег)
Е. Серова

Странная звездочка
С неба упала,
Мне на ладошку
Легла и пропала.
{Снежинка)
Л. Сандлер

Как будто белой скатертью
Он крышу застелил,
В серебряные платьица
Деревья нарядил.
{Снег)

Г. Аванесова
На всех садится
Никого не боится.
{Снег)

Летит - молчит,
Лежит - молчит,
Когда умрет,
Тогда заревет.
{Снег)

Лежало одеяло
Мягкое, белое,
Солнце припекло -
Одеяло потекло.
{Снег)

Зимой лежал,
Весной в реку побежал.
(Снег)

Нахмурилось небо
(Наверно, не в духе!).
Летают, летают
Белые мухи!
И носятся слухи,
Что белые мухи
Не только летают,
Но даже не тают!
(Снежинки)
Б. Заходер

Как пушинки мы легки,
Нас колышут ветерки.
Белой стайкой мы летим,
Лечь на землю не хотим.
(Снежинки)
Т. Волгина

Они хрупки и музыкальны:
Когда на них ни наступи,
Скрипят то нежно, то печально,
Как коростель в ночной степи.
(Снежинки)
Т. Траубин

Пословицы

Зима не лето - в шубу одета.
Много снега - много хлеба.

Скороговорки

Зимой поле белое, промерзло-заледенелое.

Дидактический материал

"Кто больше назовет действий" - по предложению воспитателя дети перечисляют действия объекта. Цель - расширить словарный запас подбором глаголов.

"Придумай предложение" - придумать предложения со словом "снег". Цель - научить составлять предложения.

Упражнения на развитие мелкой моторики рук "Выложи сам"

Выкладывание снежинок из веточек или палочек.

Пальчиковая гимнастика "Снежок".

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок лепили. "Лепят снежок".
Круглый, крепкий, очень гладкий вместе, Показывают круг, сжимают ладони гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальником.
Раз - подбросим. "Подбрасывают".
Два - поймаем. Приседают, "ловят".
Три - уроним. Встают, "роняют".
И... сломаем. Топают.
Н. Нищева

Труд и индивидуальные физические упражнения

А. Сгребать снег лопатой, расчищая дорожки. Б. Метание снежков.

Подвижные игры

"Цепи кованые". Цель - воспитывать выносливость, умение концентрировать всю силу и энергию для защиты команды. Воспитывать чувство товарищества. Ход игры: Дети делятся на две одинаковые команды. Одна команда говорит: "Цепи кованые, раскуйте нас". Другая спрашивает: "Кем из нас?" Дети первой команды называют имя. Кого называли, тот бежит и старается разбить цепь второй команды. Если разбивает, забирает с собой любого из игроков, если нет, остается сам в этой команде. Игра продолжается.

"Снег кружится". Цель - научить соотносить собственные действия с действиями товарищей в соответствии с текстом.

Ход игры.

Снег, снег кружится, Дети кружатся, затем приседают.
Белая вся улица. Дуют, изображая, как дует ветер.
Собрались мы в кружок, Разлетелись "снежинки" в разные стороны.
Завертелись, как снежок

Игра проводится 3-4 раза.

Светлана Терехова

Цели. Продолжать знакомить детей с природным явлением – снегом.

Задачи.

1. Формировать умение рассуждать, делать выводы о некоторых закономерностях, взаимосвязях в природе.

2. Упражнять в образовании относительных прилагательных.

3. Развивать речевые и творческие способности детей.

4. Развивать наблюдательность, память.

5. Научить видеть красоту окружающего мира, бережно относиться к нему.

Виды детской деятельности, используемые на прогулки: наблюдение, беседа, трудовая деятельность, игры различной подвижности.

Предварительная работа: чтение стихов, загадывание загадок, рассматривание сюжетных картин про зиму.

Ход наблюдения.

Воспитатель. Давайте с вами посмотрим по сторонам. Ой, как много снега намело. Посмотрите, как снег красиво украсил деревья, как красиво он блестит на солнце.

Художественное слово.

Здесь зима в снежки играла,

Много снега накидала,

Нет совсем теперь пути,

Ни проехать, ни пройти!

В снежной пуховой постели

Тонут сосны, тонут ели.

Всем в снегу теплее стало,

Снег для всех как одеяло!

Е. Груданов

Ребята, а почему снег сравнивают с одеялом?

Воспитатель. Да снег для нас холодный. А вот для растений и почвы он служит одеялом. Когда много снега, то растениям и почве теплее.

Какой снег? (мягкий, легкий, рассыпчатый, пушистый, белый, чистый)

А какой еще бывает снег? (влажный, липкий, тяжелый, грязный).

Из какого снега легче лепить? (из мокрого, липкого).

А что же можно сделать из снега? (можно вылепить снеговика, построить горку).

А как вы думаете, почему снег сейчас не тает? (Сейчас зима, на улице холодно).

Воспитатель. В народе говорят: «Чем больше снега зимой, тем лучше урожай осенью».

Исследовательская деятельность.

Понаблюдать, где быстрее тает снег - на варежке или руке. Почему? Что образуется из снега?

Воспитатель: Да, они таят на руке быстрее, потому что снег – это вода, а от руки идет тепло. Зимой холодно, мороз и дождинки замерзают и превращаются в снежинки.

Дидактическая игра: «Что бывает зимой?»

Воспитатель: Что же бывает зимой? (Ветер, метель, вьюга, снегопад, снег, снежинки.) Воспитатель: Правильно ребята. Посмотрите, сколько снега намело. Давайте, возьмем лопатки и уберем снег с дорожки.

Трудовая деятельность.

Уборка снега с дорожки.

Цель: приучать детей к посильному труду; воспитывать трудолюбие.

Подвижная игра «Самолеты».

Цель: упражнять детей в медленном беге, умении держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние, развивать ориентировку в пространстве. Дети размещаются вокруг воспитателя в одном углу площадки и приседают на корточки. Это – самолеты на аэродроме. По сигналу воспитателя самолеты друг за другом отправляются в полет и летают (медленно) в любых направлениях, стараясь, не задевать друг друга крыльями (вытянутыми в стороны руками). По сигналу самолеты заходят на посадку и занимают место на аэродроме. В конце игры отмечаются лучшие, летавшие без аварий. Игра повторяется 3-4 раза.

Индивидуальная работа.

Развитие движений.

Цель. Учить бросать снежки вдаль.

Самостоятельная игровая деятельность со снегом.

Итог прогулки.

Воспитатель: Ребята, вот и закончилась наша прогулка. Нам пора собираться в группу.

Беседа с детьми:

– в какие игры мы сегодня играли?

Ответы детей.

Что вам понравилось сегодня на прогулке?

Ответы детей.

Зачем, мы сегодня наблюдали?

Ответы детей.

А теперь, приводим себя в порядок, отряхиваемся, собираем инструменты и идем в группу.

Публикации по теме:

А у нас в Бресте долгожданное событие для всех - у нас выпал первый снег. Конец декабря - и только первый. Мы так его ждали, дети даже писали.

Конспект наблюдения «Наблюдение за снегом» во второй младшей группе Конспект наблюдения (вторая младшая группа) Тема: «Наблюдение за снегом» Цель: развивать способность наблюдать; закреплять знания о том,.

Конспект прогулки «Наблюдение за ветром» Цель: - продолжить знакомить детей с природным явлением – ветер; - познакомить со свойствами ветра; - учить давать характеристику ветру:.

Конспект прогулки "Наблюдение за аистами" Цель: расширять и обогащать представления детей о перелетных птицах-аистах Задачи: Образовательные:.

Конспект прогулки «Наблюдение за цветником» Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях.

Конспект прогулки "Наблюдение за лошадью" Цель: продолжить знакомство детей с домашними животными, их характерными признаками. Образовательные:.

Конспект прогулки в старшей группе

«Наблюдение за снегом и льдом»

Цель:

Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом;

Закрепить названия и последовательность зимних месяцев

Формировать представление о разнообразии состояния воды;

Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;

Развивать речь детей;

Обогащать словарный запас (снегопад, снежинка, пурга, вьюга)

Развивать двигательную активность;

Воспитывать трудолюбие.

Выносной материал .

лопатки, совочки, метелки, два стакана (для экспериментирования)

  1. Организационный момент

Ой, ты, зимушка-краса!

Побелила все леса,

Горы снега намела,

Нас кататься позвала.

  1. Беседа по теме

Ребята, посмотрите, идет снег. Много снега насыпало кругом. Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад!

  1. Скажите, как называются зимние месяцы?
  2. А какие зимние виды спорта вы знаете?
  3. А чем вам нравится зима?
  1. Экспериментирование

Ребята, давайте проведем опыт! В один стакан кладем лед, в другой – снег.

Какой лед по цвету? Назовите его свойства.(холодный, твердый, прозрачный, хрупкий)

Какой снег по цвету? Назовите его свойства (холодный, белый, пушистый, мягкий)

Чем они похожи? (это замерзшая вода, бывает только зимой, холодные)

Чем снег и лед отличаются?

Ребята, после прогулки поставим оба стакана в теплое место, через время посмотрим, что стало со льдом и снегом (под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза)

А теперь, ребята, давайте отдохнём

  1. Физкультминутка. Подвижная игра «Снег кружится»

Цель: учить соотносить собственные действия с действиями участников игры; развивать слуховое внимание, двигательную активность, воспитывать желание играть в подвижные игры.

Ход игры

Воспитатель: «Снег, снег кружится, белая вся улица! ». Дети кружатся.

Воспитатель: «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»

Дети приближаются к воспитателю.

Воспитатель: «Спать легли снежинки, белые пушинки». Дети приседают

Воспитатель: «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись. »

Дети разбегаются по площадке

  1. Трудовая деятельность. Сооружение построек из снега

Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место, прививать трудолюбие

Воспитатель предлагает желающим расчистить площадку перед беседкой от свежевыпавшего снега. Дети выбирают себе по желанию лопатки, и вместе со взрослыми убирают снег (педагог показывает действия). Затем по желанию можно подмести площадку.

  1. Самостоятельная деятельность

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с воспитателем украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Воспитатель может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу, предложить отгадать: «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали? »

  1. Рефлексия
  1. Ребята, о чем мы сегодня беседовали?
  2. Что понравилось вам больше всего?

Познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом ;

Углублять знания детей о снежинках;

Формировать представление о разнообразии состояния воды;

Учить сгребать снег

Развивать речь детей;

Обогащать словарный запас (снегопад , снежинка, пурга, вьюга)

Пробуждение воображения и фантазии;

Развивать двигательную активность;

лопатки, совочки, метелки, санки для кукол, формочки для снега , клеенки для катания с горки.

Дети выходят на прогулку и видят , что идет снег . Привлечь внимание детей к падающему снегу .

Сообщают они воспитателю.

Воспитатель : «Правильно! Идет снег . Много снега насыпало кругом . Посмотрите, снег уже лежит и на дорожке, и на скамейке, и на столике. А он все падает и падает. Это снегопад

Воспитатель : «Медленно кружатся в воздухе снежинки. Кружатся и садятся, кто куда. А на нас садятся? Вот только что одна снежинка села на Юлину куртку, а другая на шапку Кирилла».

Дети внимательно осматривают себя.

Дети : «A мне на валенки села! А мне на варежку!»

Воспитатель : «Смотрите, как звездочка!»

Педагог предлагает посмотреть на красивую снежинку, упавшую на рукав Юлиной куртки, предлагает подставить руку навстречу падающему снегу , а когда упадет на варежку большая снежинка — подуть на нее.

Воспитатель : «Летит? Пусть летит дальше! Снежинка легкая, пушистая, красивая!»

Затем снимает варежку и предлагает детям понаблюдать , что произойдет со снежинкой. Объясняет.

Воспитатель : «Села снежинка на руку и растаяла. Была, и вот уже ее и нет! Вот какая звездочка-малютка»

Подготовив восприятие детей к ярким характеристикам снежинки (звездочка, малютка, растаяла на ладони, взрослый читает стихотворение З. Рождественской «Звездочка-малютка» , повторив дважды его концовку :

Белая, узорная звездочка – малютка,

Ты слети мне на руку,

Покружилась звездочка в воздухе немножко,

Села и растаяла на моей ладошке.

Воспитатель : «Села и растаяла на моей ладошке»

Дети повторяют : «Снежинка легкая, пушистая, красивая, как звездочка» . Воспитатель : «A какого она цвета?»

Воспитатель : «А у кого куртка такого же белого цвета? Значит, у нас тоже есть снежинки-пушинки! Полина, Лиза — вот сколько снежинок! Подуйте-ка на них. Пусть наши белые снежинки-пушинки полетают!»

Воспитатель : «Какой снегопад ! Много снега навалило , все засыпало кругом. Старается зимушка-зима, укутывает снегом кусты , на елку шапку надела. Посмотрите, какого цвета зимушка-зима?»

Закончив наблюдение , дети играют в подвижные игры.

Учить соотносить собственные действия с действиями участников игры;

Развивать слуховое внимание, двигательную активность;

Воспитывать желание играть в подвижные игры.

Воспитатель : «Собрались мы все в кружок, закружились как снежок»

Дети приближаются к воспитателю.

Воспитатель : «Спать легли снежинки, белые пушинки»

Воспитатель : «Подул холодный ветер, снежинки разлетелись.»

Дети разбегаются по площадке.

«Зайка беленький сидит»

Приучать детей произносить текст вместе с воспитателем, и выполнять движения в соответствии с текстом;

Учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова

Доставить детям радость.

Воспитатель говорит, что все они зайки, и предлагает им выбежать на полянку.

Дети выходят на середину площадки, становятся около воспитателя и приседают на

корточки. Воспитатель произносит текст :

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Дети шевелят кистями рук, подняв их к голове.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп,

Надо лапочки погреть.

Со слова «хлоп» и до конца фразы дети хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать,

Надо зайке поскакать.

Со слов «скок-скок» и до конца фразы дети подпрыгивают на обеих ногах на месте.

Кто-то (или мишка) зайку испугал,

Зайка прыг. и ускакал.

Воспитатель показывает игрушку мишку — и дети убегают.

«Мороз - красный нос» .

Учить выполнять действия по указанию взрослого;

Продолжать учить бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга;

— вызвать радостное настроение.

Воспитатель предлагает детям начать игру. Все вместе вспоминают, что Дед Мороз живет в лесу и приносит зимой детям подарки. Воспитатель говорит грубым голосом :

Я — Мороз Красный Нос,

Я ищу в лесу зверей.

Дети прыгают навстречу воспитателю, как зайчики. Воспитатель пытается поймать ребят :

Дети разбегаются. Игра повторяется. Каждый раз «Дед Мороз» приглашает выходить «из леса» новых «зверей» (мишек, лисичек, лесных птичек. Дети имитируют их движения, а затем убегают от «Деда Мороза» .

Трудовая деятельность. Сооружение построек из снега .

Учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место;

— вызвать желание трудиться вместе.

Педагог предлагает желающим расчистить площадку перед беседкой от свежевыпавшего снега . Дети выбирают себе по желанию лопатки, и вместе со взрослыми убирают снег (педагог показывает действия) . Затем по желанию можно подмести площадку.

Закончив расчищать площадку, дети могут вместе с педагогом украшать ее, расставляя по снежному валу разноцветные флажки, раскладывая между ними разноцветные ленты, выкладывая по склону узоры из разноцветных льдинок. Воспитатель хвалит их, благодарит за усердие.

Одни дети играют, другие наблюдают за действиями товарищей. Педагог может обратиться к подгруппе из 3-5 детей и, протянув руку навстречу падающему снегу , предложить отгадать : «Белая, пушистая, на руку упала и пропала. Что это такое? Угадали?»

Развитие основных движений.

Катание с горки.

— учить детей забираться на горку по ступенькам;

— учить скатываться с горки, не толкая друг друга;

— вызвать положительные эмоции у детей.

После прогулки обратить внимание , что одежда стала сырая, на полу появились лужи, что произошло со снегом ?

Сделать вывод с детьми, что снег – это вода в твердом состоянии.

«Наблюдение за снегопадом». Конспект занятия-прогулки с детьми старшего дошкольногов возраста Наблюдение за снегопадом /январь/ Цель: Углублять знания детей о снегопаде, о снежинках, что это вода в твердом состоянии. Развивать.

Ознакомление с сезонными и погодными явлениями в первой младшей группе. Перспективное планирование Первый квартал Наблюдение за облаками. Задачи. Познакомить детей с облаками. Понаблюдать за облаками (облака летят высоко-высоко, облака.



МАРТ Прогулка 1

«Наблюдение за таяньем снега»

Цели : расширять представления детей о сезонных изменениях– снег, закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в не­живой природе (солнце - снег), воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Снег теперь уже не тот -

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Стало небо выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Обратить внимание детей на то, что весной по утрам на снегу часто образуется ледяная корочка - наст.

Происходит это потому, что солнце светит ярко, снег сверху подтаивает а ночью еще морозно. Подтаявший снег замерзает, превращаясь в ледяную корочку. На крыше снег подтаивает и стекает капельками, не успевают упасть и замерзают. Вырастает сосулька в холодную погоду, а в теп­лую уменьшается. Сосульки начинают «плакать». Найдите место, куда капают капельки. Чем оно отличается от соседних участков? Откуда произошло слово «капель»? Когда капелька стекает по сосульке, падает вниз, она как бы вытягивается, и кончик становится тонким.

Шаловливые сосульки сели на карниз,

Шаловливые сосульки посмотрели вниз.

Надоело им свисать, стали капельки бросать.

Целый день идет трезвон:

«Кап-кап-кап! Дон-дон-дон!»

МАРТ Прогулка 2

«Наблюдение - приметы ранней весны»

Цели : продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе в конце весны, развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

В солнечный мартовский день обратить внимание на приметы весны: яркое ослепительное солнце, высокое небо, легкие белые об­лака. С южной стороны на солнышке снег подтаивает, и появляются сосульки. Снег стал рыхлым и влажным - из него можно лепить. Воробьи весело чирикают и прыгают по снегу.

Скоро-скоро быть теплу ­

Эту новость первой

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

Надоела нам зима, уходи зима сама!

В марте солнышко печет, в марте с крыш вода течет,

И расцвел подснежник в срок - самый первый наш цветок.

Добрый март, весь мир согрей, ты всех месяцев милей!

МАРТ Прогулка 3

«Наблюдение - кругом вода»

Цели : показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом, расширять представления детей о сезонных изменениях в природе, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Снова нет ручьям покоя -

День и ночь журчат в кустах.

Ходит солнце золотое

В чистых-чистых небесах.

Днем становится теплее, по двору текут ручьи. Понаблюдать, как вода течет с возвышенных мест вниз. Пройти по течению ручейков. Обратить внимание, что вода стекает в особые места (приемники) через решетки на улице. Затем течет по трубам и попадает в реку. Прислушаться к журчанию воды. Обратить внимание детей старших групп на то, как сугробы оседают, из-под сугробов текут струйки воды и с каждым днем их становится больше; образуются лужи, которые утром стягивает тонкий ледок. Предложить подумать, почему утром лужи замерзают, а днем оттаивают. Какая вода в лужах? почему по лужам нельзя ходить? Обратить внимание на то, что

МАРТ Прогулка 4

«Наблюдение за небом и облаками»

Цели : закрепить представления о весне, обратить внимание на изменения произошедшие на небе, развивать восприятие красоты и многообразия небес­ной сферы.

Ход наблюдения :

Посмотреть на небо: таким ли оно было зимой? Что изменилось? Небо стало синим-синим. Появились белые легкие облака, которые медленно плывут, не торопясь, любуются сверху на детишек. Весна идет!

Весна, весна!

Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Е.Баратынский

МАРТ Прогулка 5

«Наблюдение - кустарники на участке»

Цели : формировать представления об кустарниках, закреплять представление о том, что любое дерево или кустарник - живое существо, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Кустарник невысокое деревянистое растение, ветвящееся от одного корня с поверхности земли и в отличие от деревьев не имеющее главного ствола. Кустарники нужны для расселения, питания и укрытия от хищников многочисленных видов птиц и грызунов в экологических зонах (лес, степь).

Как отличить кустарник от дерева?

Жесткой, черной листвой шелестит и трепещет кустарник,

Точно в снежную даль убегает в испуге.

В белом поле стога, косогор и забытый овчарник

Тонут в белом дыму разгулявшейся вьюги.

Иван Бунин

МАРТ Прогулка 6

«Наблюдение за березой и елью»

Цели : расширять представления детей о деревьях, развивать умения анализировать, сравнивать и делать вы­воды, воспитывать желание защищать и оберегать природу.

Ход наблюдения :

Берёза - это изящное лиственное дерево с прозрачной, сквозистой кроной и с тонкими свисающими ветвями. У берёзы белая кора, с чёрными отметинами, которая у основания покрыта мощной черноватой коркой, с глубокими трещинами.

Тонкая березка, ростом невеличка,

Словно у подростка, у нее косички!

Деревце на славу за год подросло!

До чего ж кудряво, до чего бело!

Ель - это вечнозелёное хвойное дерево. У неё тёмно-серая кора и ширококонусовидная крона с жёсткой колючей хвоей. Шишки свисающие, продолговатые и растут на концах верхних ветвей. Ель - дерево долгожитель. Живёт она от 300 до 500 лет.

Меня всегда в лесу найдешь,

Пойдешь гулять и встретишь:

Стою колючая, как еж,

Зимою в платье летнем.

МАРТ Прогулка 7

«Наблюдение за природой (деревья)»

Цели : на прогулке помочь постепенно вспомнить название деревьев, находить отличительные признаки, называть отдельные части; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Напомнить детям какие деревья растут на территории детского сада: берёза, ель, рябина, лиственница и д.р.

Что есть у всех деревьев?

Есть у дерева крепкие корни,

Глубоко сохранились в земле,

Чтобы дерево крепко стояло,

Чтоб от ветра оно не упало,

Чтобы ветви питаться могли.

Есть ствол, а на стволе кора.

Если жарко – укроет кора,

Если сильный мороз –

Ствол защитит, чтоб не замерз!

Тонких веток, тонких веток,

Может, сразу миллион!

Листья звонкие на ветках

Шелестят со всех сторон!

МАРТ Прогулка 8

«Наблюдение за лиственницей»

Цели : формировать у детей представление о лиственнице помочь находить отличительные признаки, называть отдельные части дерева; развивать наблюдательность, воспитывать бережное отношение к растениям.

Ход наблюдения :

Лиственница - очень светолюбивое дерево. Это дерево устойчиво к весенним заморозкам, очень устойчиво к зимним заморозкам. На севере выдерживает температуры до −60 °C. Хвоя однолетняя, мягкая. Сплюснутая, ярко-зелёная. Шишки имеют яйцевидную или продолговато-округлую форму.

Зимой стоишь на холоде, раздета,

Лишь снег тебя от холода спасает.

Ну, а когда опять придёт тепло, -

Ты снова, как с иголочки одета,

И сердце моё – радость наполняет.

Ирина Чеботникова

МАРТ Прогулка 9

«Наблюдение за работой дворника 1»

Цели : воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим.

Ход наблюдения :

Обратить внимание детей на работу дворника.

Как изменилась работа дворника весной?

Работа дворников начинается рано утром.

В работе дворника используются различные инструменты

Мётлы: подметание мелкого мусора. Совок (дворницкий): переноска мелкого мусора, заметенного метлой. Вёдра: ручная переноска твердых и жидких отходов и мусора. Грабли: уборка газонов (от скошенной травы, листьев и веток деревьев, мусора).

Профессия дворника в силу своей широкой распространенности и известности нашла большое отражение в культуре многих стран и народов. Про дворника написано много стихов, картин, даже есть памятники дворнику (в России такой памятник установлен в Санкт-Петербурге).

МАРТ Прогулка 10

«Наблюдение как стали одеваться люди весной»

Цели : сформировать у детей представление о сезонной одежде, развивать наблюдательность.

Ход наблюдения :

Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно или тепло.

Зайка по лесу скакал,

Зайка Ёжика искал.

Ёжика лесного

Знатного портного.

Хорошо в лесу весной!

Вот и домик под сосной.

На крылечке Ёж сидит,

Зайке шубку он кроит.

- Ну-ка, Зайка, примеряй-ка!

Примеряй обновку, Зайка,

Шубку белую сними,

Шубку серую возьми.

До морозных зимних дне

Смело, Зайка, бегай в ней.

МАРТ Прогулка 11

«Наблюдение за работой дворника 2»

Цели : активизировать познавательную деятельность, развивать умение видеть целесообразность трудовых дей­ствий,

Закрепить умение оценивать результаты труда, воспитывать в детях уважение к труду. Ход наблюдения :

Встанет дворник на заре,

Все очистит во дворе

Обратить внимание на то, что дворник очищает газоны. Почему он это делает?

Какие орудия труда имеются у дворника? Объяснить, зачем он это делает.

Предложить детям помочь очистить участок от веток.

Почему профессия называется - дворник?

МАРТ Прогулка 12

«Наблюдение за пожарной машиной (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин и их механизмах; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Почему весь транспорт про пускает вперед машины с сиренами?

Почему у автомобиля спереди и сзади имеются мигалки?

Для чего пожарной машине длинная раздвигающаяся лестница?

Машины с сиренами спешат на помощь людям. Мигалки предупреждают о том, что машина поворачивает направо или налево. Раздвигающаяся лестница нужна для тушения пожара в многоэтажном доме. Каски защищают голову от падающих предметов.

Машина с воем мчится:

«Всем, всем посторонится,

На помощь я спешу туда,

Где дым и пламя, где – беда!»

МАРТ Прогулка 13

«Наблюдение за автобусом (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин; закрепить умение детей различать и называть автобус; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости автобус.

Автобусы везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в автобусе пассажир покупает билет у кондуктора. В автобусе можно ехать как сидя, так и стоя. Для сидячих пассажиров около окон расположены ряд кресел. Для тех кто, кто стоит, имеются перекладины-поручни, чтобы

Можно было держаться за них и не упасть во время движения.

АВТОБУС

Точно, вовремя и ловко

Подъезжаю к остановке.

Все вошли, закрылась дверь, -

Пассажиры вы теперь.

Всё! Приехали! Ура!

Выходите, вам пора!

Пассажирка юных лет,

Предъявите ваш билет!

МАРТ Прогулка 14

«Наблюдение за троллейбусом (закрепление)»

Цели: расширять знания о роли машин в жизни людей; воспитывать любознательность.

Ход наблюдения :

Рассмотреть стоящий поблизости троллейбус. У троллейбуса есть специальные крепления которыми он держится за провода - дуги. Этими дугами троллейбус цепляется за провода, и через них к его двигателю поступает электрический ток. Троллейбусы, как и автобусы, везут людей на работу, в магазин (если он далеко), в троллейбусе пассажир покупает билет у кондуктора.

ТРОЛЛЕЙБУС

Я троллейбус, транспорт умный,

Быстрый и почти бесшумный.

Я по рельсам не стучу,

Я колесами кручу,

Без бензина обхожусь,

Я весь день для вас тружусь.

Вот беда! Отключен свет, -

Мне без света хода нет.

МАРТ Прогулка 15

«Легковой автомобиль (закрепление)»

Цель: расширять знания о транспорте; формировать представление о правилах дорожного движения; развивать наблюдательность.

Ход наблюдения:

Вместе с детьми понаблюдать за движением автомобилей.

Легковой автомобиль небольшого размера и весит значительно меньше других машин отсюда и название – легковой. Он напоминает небольшой железный домик на четырёх колесах с окнами и дверями. Форма и размер машины зависят от её модели.

Легковой автомобиль

По дороге мчится.

А за ним густая пыль

Тучею клубится.

МАРТ Прогулка 16

«Наблюдение за кормушкой»

Цели : закрепить знания детей о зимующих птицах, формировать желание заботиться о живых существах, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения :

Морозы, даже если они и не очень сильные, давно надоели и измучили больших и маленьких птиц. Рябина давно вся съедена, крылатки ясеня снегири уже ощипали. Каждое дерево в городских и пригородных парках сотни раз обследовано синицами, и почти нет надежды найти там личинки какой-нибудь бабочки или затаившегося под корой паучка. А есть хочется. Как быть теперь?..

Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм.

МАРТ Прогулка 17

«Наблюдение за птицами в начале весны»

Цели : закрепить знания детей о зимующих; закрепить умение детей узнавать птиц по внешнему виду; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Как зима ни противится, ни пытается задержаться у нас, всё равно отступает, уходит. Приходит весна, а с ней – яркое тёплое солнышко. Птицы очень радуются первому теплу и по разному это показывают: голуби – начинают слетаться стаями на пригретый асфальт и громко глчит, воробьи – прыгают с ветки на ветку и чирикают, синицы – поют свои красивые песни громко и заливисто.

Предложить детям понаблюдать за поведением птиц весной.

МАРТ Прогулка 18

«Наблюдение за голубем»

Цели

Ход наблюдения :

Голубь широко распространённая птица.

У него, голова, шея и грудь пепельно-сизые с зеленоватым цветом. Такой же отлив может быть на крыла. Плохо усаживаться на ветви деревьев, передвигается в основном по земле шагом, постоянно покачивая головой взад и вперёд. Голубь питается преимущественно растительными кормами: семенами, ягодами, плодами фруктовых деревьев. В местах проживания человека легко приспосабливается к употреблению в пищу пищевых отбросов и бросового зерна (пшеницы, ячменя, кукурузы и др.). Изредка употребляет в пищу насекомых. Городские голуби, хорошо защищённые от хищников и обитающие вблизи (кошки).

Смотрю на небо я через окно...

Голуби кружатся, словно мотыльки...

И играют с солнцем, в облаках они...

Как заходит солнце, в отчий дом летят...

Почтари обратно, вновь ко мне спешат...

Преданнее птицы, нет ведь на Земле...

МАРТ Прогулка 19

«Наблюдение за собакой»

Цели : закрепить знания детей о голубях, формировать желание заботиться о них, воспитывать заботливое отношение к птицам.

Ход наблюдения :

Собака - самое привязанное к человеку домашнее животное. Она живёт с человеком повсюду, как в жарких, так и в холодных странах. Собачьих пород очень много: борзые, гончие, легавые, водолазы, пудели, моськи, бульдоги и многие другие. Насчитывается около 30 парод.

По росту они все разнообразны: начиная от самых маленьких, которые помещаются в карман, до больших, ростом с телёнка. Окрас так же разный.

Собака виляла, виляла хвостом,

Собака виляла всем телом.

И радостно мне улыбалась, при том.

Обняться, наверно, хотела.

Прижаться бы лапами всеми ко мне,

И носом, и даже спиною.

Ведь, ближе понятней и лучше видней,

Как быть ей приятно со мною.

МАРТ Прогулка 20

«Наблюдение за весенними работами на огороде» (начало весны)

Цель: закреплять знания о сезонных изменениях в природе; развивать наблюдательность; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения:

Выйду по утру из дома

Как красиво все вокруг,

Необычно и знакомо:

Речка, лес, цветущий луг.

Обойду я первым делом

Рядом с домом огород.

Воспитатель задает детям вопросы.

Как изменились погода, природа?

Что изменилось в огороде?

Какие работы можно сейчас делать в огороде?

В первой половине марта, во время сильных оттепелей необходимо особо заботиться о слабозащищенных многолетних овощных растениях и о подзимних посевах овощей. При ранней весне, если снег на такой грядке сошел совсем, возрастает опасность серьезного повреждения этих растений возвратными заморозками. Поэтому если там снега уже недостаточно, то его необходимо немедленно перенести сюда со свободных участков. В конце марта может начаться массовое таяние снега. Поэтому надо постараться поскорее освободить от снега междурядья или хотя бы их отдельные участки, чтобы почва в этих местах оттаяла раньше и могла впитать талую воду (мерзлая земля плохо поглощает влагу).

АПРЕЛЬ Прогулка 1

«Наблюдение за кошкой»

Цели : расширять знания о домашних животных; воспитывать любовь к природе.

Ход наблюдения :

Домашняя кошка принадлежит к одной породе с самыми страшными хищниками - тиграми, львами, леопардами и очень похожа на них, только маленькая.

Кошка очень высоко прыгает и ловко лазит по деревьям и крышам. Она чистоплотна, не любит мокроты и грязи; очень привязана к своим детям и отчаянно их защищает.

Ест она всё мясное, но любит более всего поймать птичку, мышку или рыбку.

Кошка ласковое, но лукавое животное. К человеку не привязывается, а лишь к тому дому, где живёт. Не зря же её называют “кошка, которая гуляет сама по себе”.

Однажды купили нам тапок охапку,

Два тапка для мамы, для папы два тапка.

Для сына два тапка, два тапка для дочи.

И тапок остался. Я в счёте неточен.

А тапок мяукнул и бухнулся на бок,

Там кто-то сидел и раскачивал тапок,

Там кто-то зевал и возился спросонок.

Мы глянули в тапок, а в тапке котёнок.

Там рыжий котёнок облизывал лапки,

Был в тапке котёнок без мамки и папки,

Взглянул он вокруг по-хозяйски и мельком

И тут же свернулся в клубочек на стельке.

Мы, чуть отдохнули от наших покупок,

И тут же решились на важный поступок.

Не важно, что он из чужого остатка.

Пускай остаётся котёнок из тапка.