Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Дании. Образование в дании и их система обучения

В Дании я не так давно, но представление о стране уже сложилось. Есть и хорошее, и плохое. В отличие от Германии, где мы прожили шесть лет и где родилась наша малышка, тут совсем нет детских врачей. Просто врач-терапевт — семейный лечащий доктор. Что бы ни болело, как бы ни кашлял и какие бы при этом ни были перепуганные глаза родителей, местные доктора говорят, например, «попейте горячего чаю» или «само пройдет». На просьбу послушать ребенка, чтобы успокоить родителей (потому что родители от любого чиха ребенка уже по потолку бегают), доктор достает стетоскоп, а наш ребенок «включает сирену»: мол, не подходи! На что врач и говорит: «Воспаления легких нет — дети с воспалением легких не кричат и ведут себя по-другому». Но к этому мы уже привыкли, в отличие от наших бабушек)).

Вот недавно по просьбе бабушки мы повели кашляющую дочь к врачу: мол, бабушки сидят от страха на люстрах, трясутся, просят сходить к доктору, а то ребенок так ужасно кашляет... Врач послушала — дочь уже повзрослела, «сирену» не включает, к тому же за хорошее поведение доктор достает волшебную коробочку и дает выбрать какую-нибудь игрульку, браслетик или брелок (это просто чудесная мысль — поощрять ребенка за его мужество), но ничего не нашла. Муж предложил хоть какой-то сироп от кашля или что-то в этом духе выписать, а врач и говорит: «Не надо, всё равно от них толку ноль».

В общем, врачи тут не залечивают и фуфломицины не выписывают, что особо радует. Бабушки, правда, потом на нас ворчали и медицину датскую на чем свет стоит ругали. Бывает, правда, что рассказы мамочек из нашей СНГовской иммиграции заставляют немного тревожиться, потому что тут, к примеру, «скорая» не приезжает на дом, когда температура 41, — они говорят, что это некритический случай. В Германии «скорая» не приезжает за ребенком, если температура 40 и нет светобоязни.

Да и в Дании «скорая» приедет, только если ребенок себе что-то сломал, и то в машине может быть под видом водителя соцработник, который все время до больницы будет задавать разные вопросы испуганной и зареванной маме, и при этом мама даже не будет знать, что это соцработник. Вообще у них четко контролируют родителей — есть даже «черный список», в который заносят, если одни и те же взрослые приводят ребенка с переломами в больницу второй или третий раз. После какого-то количества аналогичных случаев (по-моему, после пяти) ребенка могут отобрать до выяснения обстоятельств.

Наверное, хорошо, что они ничего не лечат, даже если ребенок кашляет по полгода, но, с другой стороны, это очень непривычно и отличается от Германии. Хотелось бы побольше участия от местных врачей, а то складывается такое впечатление, что им просто всё равно.

Еще нам в три года прислали приглашение на обследование зубов. Тут следят за детскими зубами. Сказали, что сладкое можно не больше двух раз в неделю, а запивать его нужно водой. И вообще лучше приучить к воде вместо сладкого чая и соков.

Декрет в Дании могут брать и папа, и мама — оба на полгода. Потом ребенка отдают в садик, а сами выходят на работу. Многие родители сидят по очереди — сначала мама полгода, потом папа.

Наслушавшись рассказов разных мам (в основном СНГэшных), я поняла, что нам с садиком очень повезло. Городские садики очень отличаются от садиков сельских. Мы живем в селе возле города Орхус, потому что здесь нет очереди в садик. Узнали мы это случайно — приехали в марте на разведку, чтобы посмотреть, как и что у них тут. Зашли просто с улицы, не договаривались заранее. Нам все показали, провели экскурсию, показали все группы и сказали, что мы можем через интернет записаться на странице администрации. Через неделю или две нам прислали ответ, что мы приняты в садик. До этого мы долго стояли на очереди в городской интернациональный садик, где воспитатели говорят на английском, и в конце концов из-за неизвестности решили от него отказаться, но во всех городских садах тоже были огромные очереди. Одна из причин этого проста — если в семье несколько детей и старший идет в садик, то младшие его братья и сестры автоматически получают в нем место. В городе же, в отличие от села, очень много людей.

В нашем сельском садике два корпуса (скорее уж два домика): в первом — ясли, во втором — старшие группы. Ясли — с шести месяцев до трех лет. Если малышу скоро будет три, его начинают водить в старшую группу — знакомиться со старшими детьми, а потом его переводят окончательно. Поскольку нашей дочери уже было три, она пошла сразу в старшую группу. Первые две недели мы с ней ходили в садик вместе. Сначала я с ней сидела в группе и ходили мы на час-два, потом время стали прибавлять, и она уже несколько часов играла сама, а я сидела в коридоре, причем она время от времени мимо меня пробегала, даже не обращая на меня внимания. Постепенно я начала оставлять ее одну, но начались слезы у нас обеих. Сейчас она уже не плачет, хотя ей бывает грустно, и это видно.

Но пока я была в саду, то наблюдала за тем, как у них все устроено. На территории садика есть две игровые площадки: одна для малышей, но и старшим там можно играть, а другая площадка — со всякими высокими лестницами, канатами, горками, на которые надо забираться не по лестнице, а по такой наклонной плоскости с «камушками», как у скалолазов, причем везде под этой высокой конструкцией насыпан песок толстым слоем. Также на этой взрослой площадке есть давольно большой газон, где можно бегать босиком, играть в футбол или устраивать пикники для детей. Есть огромная труба, которая закопана частично в землю и расположена под уклоном, в нее можно залазить и вылазить с другого конца. Есть дерево большое, на котором закреплены канаты для качания на них, но вместо качелей на них привязаны шины. В общем, есть все для детского счастья.

Воспитатели не стоят и треплются, как это у нас заведено, а активно прыгают и скачут вместе с детьми, вместе с ними дурака валяют, помогают кататься, забираться на лестницы, в догонялки играют, уделяют время каждому. Гулять дети ходят, когда захотят, — воспитателей много, они друг друга подменяют и ребенка спрашивают, хочет ли он гулять, тогда помогают ему одеться, а если ребенок посамостоятельней, то он сам одевается. Гулять можно в любую погоду, за исключением проливного дождя, но если проливной дождь не целый день, то после него можно выходить гулять. В садике существует список вещей, которые нужны на смену и которые нельзя надевать. На смену нам сказали обязательно принести резиновый комбинезон (чем-то на рыбацкий похож)), резиновые сапоги и резиновую куртку — это для прогулок после дождя, чтобы можно было вымазаться от души и наскакаться в лужах, а нельзя, например, шапки с завязками и шарфы обычные — из-за угрозы удушения.

Тихий час в садиках устраивают, только если родители просят, и то не для всех детей. В группе оставляют спать уставших малышей на полу в матрацах или на диване, а остальные идут гулять, а если нет погоды — смотрят мультики. Кормят детей один раз — обедом в 11:20, первое время меня просили быть рядом с ребенком, потому что кушать с родителями — это традиция во многих семьях, и ребенок должен понять, что в садике он кушает тоже со всеми и не может ходить или играть в это время, а должен сидеть за столом, пока основная масса детей не поест. Но есть не заставляют, разрешают помогать накрывать и убирать со стола, еду позволяют накладывать себе самим. Воспитатели едят вместе с детьми и рассказывают им что-то в это время, беседуют с ними или могут спеть песенку все вместе.

На обед по понедельникам — традиционная датская еда, которую запивают или молоком (холодным) или водой (из-под крана), в остальные дни — по-разному: когда паста, когда суп томатный, по пятницам воспитатели вместе с детьми иногда готовят, например пиццу, на общей кухне (она выглядит, как обычная домашняя кухня, а не как традиционный пищеблок в советских садиках). Общая кухня находится как бы в общем зале для всех групп, в котором есть телевизор и столы, библиотека и игрушки.

После обеда, перед тем как некоторым детям лечь спать, в садике отведено время для чтения. Воспитатель берет книгу и читает вслух тем, кто хочет ее/его слушать, другие же могут взять книги с полок и почитать сами. Потом — прогулка у одних и сон у других. В два часа — ланч, причем коробку с ланчем и бутылку с водой родители должны сами приносить утром. Все коробки кладут в холодильник, иногда и воду тоже (сок, чай и молоко нельзя, можно только воду). После ланча — опять проулка, но если ребенок не хочет, то он играет в группе. Надо сказать, что дети свободно передвигаются из группы в группу, когда захотят, и играют там, где захотят, никаких ограничений.

С детьми также проводят занятия — рассказывают, как и что устроено (например, что такое ферма, кто там живет, кто такие фермеры и т.д.), а с иностранными детками еще и языком занимаются. Кроме этого всякие поделки мастерят, рисуют, раскрашивают, вырезают маски, собирают бусы и браслеты. Но опять же это делают те, кто хочет. Никакого морального насилия над ребенком! В группу иногда могут принести цыплят или банку с головастиками и смотреть, как они в лягушек превращаются, иногда устраивают поход на ферму или в город. Раз в месяц сад вывозят в спортивный зал для гимнастов — там дети носятся по батутам, висят на кольцах, лазают под потолком по специальным лабиринтам... В общем, дают выход своей детской энергии, причем и воспитатели, а иногда и родители, активно прыгают и скачут вместе с детьми! В саду много велосипедов разных, можно кататься, а научиться кататься помогают воспитатели.

Воспитателей много, на группу минимум два. Если в группе нет обоих воспитателей, то воспитатели из других групп смотрят за детьми. Во всех группах дети разных возрастов — от трех лет до пяти-шести. Выпускной у каждого ребенка индивидуален — как правило, родители приходят в садик с тортом, делают сладкий стол, выпускающемуся дарят подарки. На дни рождения тоже заказывают торты, дарят подарки.

Наш садик платный, как и все садики в Дании. Мы платим 500€ в месяц. Но не все садики такие, как наш. В некоторых вообще не кормят — все нужно приносить с собой, причем даже для малышей в яслях нет исключений. В некоторых воспитали не следят за тем, одетый ребенок на улицу вышел или раздетый. У наших знакомых девочка двухлетняя в саду упала с качелей и получила, как выяснилось позже, сотрясение мозга, но воспитатели упорно не говорили, что она упала с качелей (мол, просто каталась, а потом ей стало плохо), и родители не знали, что делать, от чего лечить — то ли от отравления, то ли от сотрясения... Так что тут как повезет, но от садика можно отказаться, тогда администрация будет искать другой. Можно отказываться, если что-то не нравится, до пяти, по-моему, раз, потом нужно объяснять администрации (коммуне), почему не подошли садики.

О! Забыла сказать, что в наших группах почти всегда открыты все форточки — зимой и летом. Дети бегают босиком или в носках по всему зданию сада. Сквозняки везде — «страшный сон» бабушек, зато если у кого-то сопли, то другой не заболеет. С марта дети гуляют в расстегнутых куртках и без шапок. Это учитывая датскую погоду — тут если не дождь, то сильный ветер, если не ветер, то дождь, а летом +13-15... Когда к нам приезжают наши бабушки, они, конечно, в шоке. И от садика, и от погоды, поэтому пытаются свою внучку нарядить потеплее — +13 же! Но мы просто даем бабушкам наиграться. Зачем спорить, их всё равно не переубедить.

Мария Пашнина родилась в России, ее муж - в Германии, и у них есть дочка, появившаяся на свет уже в Дании. Мария живет в Дании 10 лет. Для ZIMA Magazine она рассказывает про датское дошкольное образование, в частности, про работу яслей.

Как это устроено

В Дании дошкольное воспитание детей находится под влиянием муниципалитетов – что-то вроде областной администрации. Именно администрация занимается распределением мест, финансированием учреждений (часть оплачивают родители, остальное – государство), и контролем за ними.

В Дании существует два традиционных вида дошкольных учреждений – ясли, куда принимают детей с шести месяцев и до трех лет, и сады, куда дети ходят с трех лет и до достижения школьного возраста. Я подробнее расскажу как раз о яслях, куда сейчас ходит моя дочь.

В яслях небольшие группы, допускается максимум 12 детей. В такой группе обычно два постоянных воспитателя и помощник воспитателя. Здесь нет нянечек, как в России, помощниками воспитателей часто работают студенты, которые учатся на педагогов.

Рабочий день для многих в Дании начинается довольно рано, поэтому сады уже открываются с 6:30 и работают где-то до 17:00. Мы отводим дочку каждый день к 7 утра, потому что нам с мужем надо успеть на работу к восьми. Работаем мы в другом городе, который находится за 40 км от нашего дома, что, кстати, здесь тоже в порядке вещей.

Сколько стоит

Ясли – это дорогое удовольствие, мы платим за место (в пересчете на рубли) около 38 тысяч рублей в месяц, государство доплачивает еще около 120 тысяч рублей. Место в детском саду стоит меньше – около 17 тысяч, место на продленке в школе обходится от 6 до 10 тысяч рублей.

Семьям, которые не в состоянии оплатить место, и родителям-одиночкам полагается скидка. Если доход в семье ниже определенной границы, то ребенок может получить бесплатное место. Если в семье больше одного ребенка, то на каждого следующего семье полагается скидка 50%. При этом скидка дается на оплату того учреждения, которое дешевле. То есть если один из детей ходит в ясли, а другой уже в школу, скидку дадут на оплату продленки.

Рабочая программа

Все маленькие дети спят в яслях, кто-то и по два раза. Сон здесь не обязателен, только если ребенок захочет сам. Малыши спят в колясках или в больших деревянных люльках, кроваток как таковых я здесь не видела. Наша дочь привыкла спать в коляске с рождения, поэтому для нас это был только плюс.

Сон здесь не обязателен, только если ребенок захочет сам.

У детей в датских яслях нет занятий по ритмике, физкультуры, пения, как в российских детских садах. Этим всем тоже занимаются, только в более свободной форме. Здесь нет и утренников – вместо них родителей приглашают на совместные мероприятия, где дети могут показать, чем они занимались в течение последних трех месяцев. Бывают выставки работ или проектов, над которыми они работали. Дети вместе пекут печенья, делают поделки.

В Дании, конечно, есть и дети-иностранцы. Для таких детей в садах и яслях обязательны дополнительные занятия по датскому языку. Ты не имеешь права от них отказаться по желанию, для этого нужно серьезное обоснование.

В некоторых случаях, когда родители сопротивляются, и это явно не идет на пользу ребенку в плане изучения языка, муниципалитет может принять решение о прекращении выплат детского пособия. Это жесткая, но необходимая мера, потому что ребенок, у которого отсутствует язык для общения, не сможет наладить социальные отношение ни с педагогами, ни с детьми. Это одно из новых правил, и, если честно, я еще ни раз не слышала о том, чтобы его часто применяли. Ввели его из-за проблем с некоторыми беженцами.

Чем кормят

Если отводить ребенка до 7 утра, то в яслях и саду им предлагают завтрак – горячую овсянку, хлопья с молоком или булочку. В 8 утра дети расходятся по своим группам вместе с воспитателями, и там же их снова кормят булочками, хлебом и фруктами. Как в яслях, так и в саду зачастую родители сами должны приносить еду для детей. Для меня, конечно же, это было дикостью, но со временем я привыкла. В нашем саду есть горячее питание, потому что так решил родительский совет, но собственный ланч-бокс на обед тут тоже не редкость.

За еду на второй завтрак (в 8 утра) и полдник (около 14-15 часов дня) у нас в яслях отвечают родители. На практике это выгладит так: родители каждого ребенка раз в месяц должны принести еду на два дня на всех 12 детей. Ты можешь сам выбрать, что принести из еды.

В наших яслях политика « ноль сахара»: любые сахаросодержащие продукты запрещены, нельзя приносить ни печенье, ни шоколад, ни соки, ни сладкие йогурты.

Я рада этому правилу, таким образом детям прививают здоровые привычки в еде с самого раннего возраста. Мы обычно приносим цельнозерновой хлеб или булочки, фрукты, овощи, масло, творожный сыр. Можно испечь что-то самому, главное, чтобы там не было сахара. Кстати, когда отмечают чей-то день рождения в саду, то правила те же.

На обед детям у нас в яслях дают в основном горячую еду, дополнительно дают черный цельнозерновой хлеб с разными нарезками, мясными и овощными. Меню всегда разнообразное, обязательно присутствуют свежие овощи и фрукты, детей никогда не заставляют есть через силу. Обед у малышей довольно рано – уже в 10:30, потому как многие после обеда идут спать.

Повар присылает меню на неделю всем родителям, так что ты заранее знаешь, чем будут кормить ребенка. Вот пример меню на неделю:

  • Понедельник: рыбные фрикадельки, к ним черный цельнозерновой хлеб, к нему отварное яйцо, паштет, хумус, нарезка из свинины, творог с зеленым луком, каждый выбирает сам, что из этого положить на хлеб.
  • Вторник: фрикасе из цыпленка и отварной картофель.
  • Среда: домашний хлеб (печется в столовой) с паштетом, яйцом, мясной нарезкой, картофелем, сыром. На горячее тарт с лососем и шпинатом.
  • Четверг: домашняя пицца с ветчиной, свежие овощи.
  • Пятница: фрикадельки в томатном соусе с рисом и салатом.

Воспитатели

Я не могу поручиться за все дошкольные учреждения, но в нашем педагоги просто на вес золота. Все приветливые, профессиональные, и мы видим, что они действительно знают нашего ребенка. Например, когда мы однажды забирали дочку из яслей, наша воспитатель сказала: « Знаете, она сегодня не очень много писала, подгузник был почти сухой, поэтому мы давали ей пить несколько раз в течение дня, чтобы быть уверенными, что у нее не будет обезвоживания».

На детей никто не кричит, не наказывает и не ставит в угол – с ними разговаривают. Это не значит, что проступки остаются незамеченными, просто детям объясняют, что они сделали не так и как нужно сделать в следующий раз, чтобы не получилось плохо. Как и любые дети, датские мальчики и девочки дерутся, ругаются, иногда и кусаются, и это ни в коем случае не остается без внимания взрослых. Просто здесь ребенка не отчитывают в присутствии остальных, а беседуют индивидуально. Так же, как и с родителями детей – никого не выставляют в плохом свете на общих родительских собраниях или в присутствии других детей.

Здесь не услышишь « Ваня Петров так и не научился себя вести!» на весь детский сад.

Все детские сады используют мобильные приложения для телефонов. В приложении много всего полезного:

  • расписание занятий и мероприятий на год вперед;
  • календарь, где ты отмечаешь, когда ребенок отдыхает или болеет;
  • можно написать напрямую педагогам или другим родителям;
  • повар выкладывает меню на неделю;
  • общие объявления, например, если какая-то из групп собирается в поездку (даже малыши в 1,5-2 года принимают участие!), и родителям сообщают, что нужно взять с собой;
  • несколько раз в неделю выкладывают фотографии из яслей и сада и рассказывают, чем они занимаются.

В Дании детские сады открывают везде, даже в лесу.

В 2016 году родину Гамлета и Ганса Христиана АНДЕРСЕНА уже в который раз назвали самой счастливой страной мира, а датчан - самыми спокойными и уверенными в себе жителями Европы. Причины такого результата кроются в общественном строе, системе воспитания и местных традициях.

Свое государство датчане пафосно называют «социум благосостояния» и считают, что если и не создали совершенное общество, то, по крайней мере, подошли к нему ближе, чем прочие народы. Их уверенность в завтрашнем дне базируется, как ни удивительно, прежде всего, на высоких подоходных налогах. Датчане отдают государству почти 50 % своего заработка, но при этом не чувствуют себя ограбленными. Платя налоги, жители Дании рассчитывают на то, что эти деньги вернутся к ним в случае несчастья или безработицы. В этой стране потерявшим работу государство платит пособие в размере до 2 600 евро в месяц.

Национальным качеством датчан является коллективизм. Этой чертой характера они гордятся и считают залогом своего успеха. В Дании стыдно быть богаче или беднее остальных и вообще как-то выделяться. С самого детства маленьким датчанам твердят: «Ты такой же, как все, ты ничем не лучше своих товарищей».

Формирование личной ответственности начинается в самом раннем возрасте. Датские дети воспитываются на сказках о медвежонке, цыпленке и утенке, которые регулярно стоят перед выбором между личной и общественной пользой, но при этом весело проводят время.

Взрослые относятся к детям почти с самого их рождения как к личностям и равным членам общества. К мнению и желаниям ребенка прислушиваются и почти ничем не ограничивают. При этом у датчан есть убеждение, что воспитывать детей должна система образования, а родителям необходимо иметь время на себя.

Воспитание викингов

Дошкольное образование в Дании не является обязательным, но стоит дорого. Родителям Копенгагена пребывание ребенка в государственном детском саду обходится примерно в 3 000 датских крон (около 30 000 рублей) в месяц. Если семья не в состоянии платить такие деньги, то она может попросить помощи местные органы власти и получить скидку в 50 %.

Несмотря на дороговизну, детские сады пользуются популярностью, особенно в крупных городах. Записываться в них начинают чуть ли не с момента зачатия – настолько большие в детские сады очереди.

Собирать документы для оформления ребенка в садик не нужно. Зачисление происходит только в электронном виде на сайте коммуны – местной администрации. Приоритетом при поступлении в конкретный детский сад пользуются только братья или сестры уже поступивших туда детей. В ясли ребенка можно отдать с 6 месяцев. Но обычно дети начинают их посещать в 9 месяцев. Именно столько длится декретный отпуск. Причем первые шесть месяцев с ребенком сидит мама, а остальные три может взять папа. В Дании мужчины занимаются с детьми наравне с женщинами. Обычно в декрет уходит тот родитель, у которого зарплата ниже.

Это равноправие полов проявляется и в детском саду, в котором обязательно наравне с женщинами воспитателями работают и мужчины.

«Сначала я ходила и удивлялась: что это за накачанные татуированные красавцы на площадках в садиках с детьми? – рассказывает мама 4-летнего Димы, семейный фотограф Елена ПОПОВА, проживающая в Дании. – Потом поняла, кто они, когда и у моего сына в группе оказался такой же воспитатель».

Молодые мужчины выбирают эту профессию не только из-за большой любви к детям, но и благодаря зарплате, весьма достойной по европейским меркам. После выплаты всех налогов воспитатель получает примерно 2 000 евро в месяц при средней датской зарплате в 2 500 евро. При этом с группой из 15 детей обычно работают сразу три педагога.

Образование
без крыши над головой

Дошкольные организации в Дании тоже необычные. Помимо обычных стационарных частных и государственных детских садов бывают еще и так называемые «уличные» или «выездные».

Родители приводят детей в определенное место, чаще на детскую площадку возле дома, и потом воспитатели на целый день увозят ребят на автобусах в лес, на море или гуляют с ними пешком по городу. Такие садики работают круглый год. Датчане говорят, что воспитанники выездных детских садов практически не болеют, обходятся без игрушек и не боятся исследовать окружающий мир.

Американка Ребекка проходила практику в выездном детском саду в западной части Дании. Это заведение для детей от трех до шести лет располагается на краю леса и граничит с маленькой морской бухтой, поэтому дети много времени проводят на берегу.

«Как-то зимой у воды ребята собирали камни и ракушки, – говорит Ребекка. – Когда одна девочка заявила, что хочет залезть в море, учительница сказала: «Для этого нам придется сначала пробить лед. И у нас с собой одно маленькое полотенце». Девочка кивнула и начала раздеваться. Некоторые дети последовали ее примеру. Учительница молча наблюдала за происходящим».

По словам Ребекки, она разбила лед возле берега, чтобы дети смогли зайти в воду. Они смеялись, визжали и называли себя «суровыми викингами». Никто из них не полез дальше в море, и после этого случая каждый запомнил, что купаться зимой – не лучшая идея.

К слову, зимой в Дании температура опускается чуть ниже нуля и часто идет снег или дождь. При этом датчане считают, что плохой погоды для прогулок не бывает, есть плохая одежда. Для детского сада ребенку с собой обязательно нужны резиновые сапоги, непромокаемые штаны и куртки, при этом запрещено носить шапку с завязками и шарф – из-за угрозы удушения.

Однако при этом насколько тщательно ребенок оделся на прогулку, воспитателям по большому счету безразлично. По их мнению, дети должны учиться на собственном опыте. И если сегодня ребенок пошел гулять босиком и замерз, то завтра он обязательно наденет ботинки.

Во время прогулок детям позволяют все, что им взбредет в голову. Вместе с воспитателями могут прыгать, скакать, играть в догонялки и даже копаться в лужах. За грязную одежду в детских садах Дании тоже не ругают. При этом приучают мыть руки, ходить в туалет (в подгузниках датские дети обычно ходят до 4 лет), пользоваться столовыми приборами.

Горячая еда и сончас –
это лишнее

Датчане едят очень мало горячей еды, даже зимой. Приготовление полноценных обедов в детских садах – это большая редкость, поскольку часто в них нет для этого даже кухонь. Поэтому в некоторых детских садах еду детям привозят из заведений общепита. На обед по понедельникам детям принято давать традиционную датскую еду – запеченное мясо или рыбу с овощами. Запивают ее маленькие датчане либо холодным молоком, либо водой из-под крана – чайники в детских садах также не предусмотрены, а водопроводная вода пригодна для питья.

В остальные дни детям могут подать пасту, томатный суп или, к примеру, пиццу.

Однако качество привозной еды чаще все же не устраивает родителей, поэтому они приносят еду для детей из дома в специальных контейнерах. Обычно это бутерброд с черным хлебом и овощи – сырые морковка и огурцы, нарезанные соломкой. Еда до обеда хранится в контейнерах в специальном холодильнике.

«Я даю своей дочке обычно кусок черного хлеба с кусочком куриного мяса или вареной рыбкой, которые заворачиваю в фольгу, – рассказывает в своем блоге Дарья, которая живет в Дании уже 10 лет. – На полдник детям дают фрукты (за которые платим отдельно раз в квартал) и молоко или воду, или булочку, летом делают фреш из свежих фруктов». В большинстве детских садов полностью запрещен сахар, поскольку он портит детские зубы. Его не добавляют в напитки, и даже на день рождения не разрешают приносить конфеты.

Еще большее удивление россиян вызывает то, что в детских садах Дании нет кроватей, потому что детей после трех лет не укладывают спать днем.

Считается, что за 13 часов бодрствования (дети в Дании встают в 6 утра и ложатся спать в 19 часов вечера) у них нет потребности в дневном сне.

Тихий час в садиках устраивают, только если родители просят, и то не для всех детей. В группе оставляют спать уставших малышей на полу на матрацах или на диване, а остальные идут гулять, а если нет погоды – смотрят мультики.

В яслях, куда отдают детей с 6 месяцев до трех лет, сончас, конечно, есть. Самых маленьких укладывают спать в больших колясках на балконе или на улице.

Маленькая жизнь

День в детском саду в Дании всегда начинается с песен. Дети садятся в круг на ковер и поют разные песни, обсуждают погоду, выходные. Беседа с воспитателями о самых разных вещах – это наиболее распространенная разновидность занятий.

В детских садах стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: детям дают свободу и учат уживаться друг с другом. Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!»

В Дании нет понятия «младшая группа», «средняя группа» и так далее. Только ясли и сад. Группы в детских садах Дании разновозрастные. В одной группе могут находиться детки от 9 месяцев и до трех лет или от трех до пяти лет.

«Старшие часто решают проблемы младших, – рассказывает Дарья. – Наблюдала ситуацию: один трехлетка хотел забрать совочек у сверстника. К ним тут же подошла девочка 5–6 лет и начала объяснять, что так делать нельзя. Часто старшие играют с младшими, используя их как игрушки, заворачивают в одеяла, как кукол, таскают везде, когда у тех есть настроение и желание». Именно в детском саду датчане учатся договариваться друг с другом, работать в команде и не выделяться. При этом в 6 лет, приходя в школу в подготовительный класс, они чаще всего не только не умеют читать, но и не знают букв.


Теги: Дания, детский сад, дошкольники, зарубежом
Автор Анна ХУДЯКОВА
Источник Вектор образованиЯ
Раздел Дошкольное образование

В мае этого года вступил в действие новый Санитарный регламент для детских садов. Он снял множество устаревших норм и запретов, которые использовались с 60-х годов прошлого века, и совсем не учитывали особенностей современного образа жизни.

Однако, вокруг новых правил вспыхнули эмоциональные споры. Одни увидели в этом позитивные перемены, движение к европейским нормам, массу выгод для детей, родителей и персонала. Других возмутило, что требования к садам теперь будут недостаточно строгими. Они даже разглядели в этом потенциальные опасности для ребенка.

UaUa.info решил узнать, как воспитывают детей в странах, где подобные свободные нормы действуют уже давно. Счастливы ли дети в этих условиях, довольны ли родители?

Мы опросили восьмерых наших соотечественниц, которые живут и воспитывают детей за рубежом. Их рассказы подтвердили: хорошим садик делают не строгие правила, а уважение к личности ребенка.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Германии

В Германии, увидев две полоски на тесте, будущая мать звонит отцу ребенка, и сразу в ясли, чтобы встать в очередь. Мест в детских садах в Германии катастрофически не хватает, особенно в крупных городах и их пригородах.

Государство гарантирует место в детском саду каждому ребенку старше года, но практике это не работает. Попасть в садик к трем годам — уже везение.

Государственные детские сады в Германии отдают предпочтение одиноким работающим мамам, родителям-студентам, семьям с финансовыми трудностями или особыми детьми. Семьи с мамой-домохозяйкой - последние на рассмотрении.

Альтернатива обычным садикам - игровые группы по подготовке к детскому саду. Но только два раза в неделю, с утра и до полудня. Хороший вариант для ребенка1,5 - 4 лет, но не для работающей мамы.

Еще есть своеобразные «парковки» для детей. Выручают, когда нужно на несколько часов оставить ребенка в безопасном месте под присмотром взрослого. Постоянного коллектива тут нет: воспитатели меняются в зависимости от дня недели, дети – от планов мам.

С недавних пор стала популярна услуга «мама на день». В собственную квартиру «мамы» с утра приводят детей (максимум пять), и до вечера они играют, гуляют, спят под ее присмотром. Такой домашний детский сад - идеальный вариант для ясельного возраста.

«Детсадовская лихорадка» стартует в феврале - в садах проходят «дни открытых дверей». После них родители, вооружившись телефонами и адресами, ждут официального начала приема заявок.

Все многообразие детских садов не имеет значения. Государственные или частные, католические, двуязычные, сады по системе Монтессори или Вальдорфа, лесные садики или сады - родительские инициативы.

А может родителям раз в неделю нужно будет поработать в саду - вымыть его в конце дня или приготовить обед – что же, придется и это делать.

В начале июня приходит письмо, а в нем – заветная весточка: да или нет. Следующий шаг - подписание контракта между родителями и садиком.

В нем детально прописаны права и обязанности обеих сторон. Сколько часов в день ребенок проводит в саду, можно ли его фотографировать и снимать на видео, разрешается ли в случае аварии на атомной электростанции дать ему таблетки калия йодид и т.д.

Оплата садик списывается со счета в банке. Дополнительных финансовых оброков немного: разовая сумма в год на материалы, поездки на автобусе в лес или музей, фокусник на праздник, фотограф, рождественские анонимные взносы детскому саду и воспитательницам.

Философия воспитания в детских садах Германии - «свобода в границах». Это золотая середина между попустительством, когда границ нет, и авторитаризмом, когда нет свободы.

Ребенка уважают как личность и поощряют самостоятельность. Он свободен в своих поступках и решениях, но должен придерживаться четких правил.

«Поспишь немного после обеда? Попроси Гелли», - говорю я дочке. «Я подумаю», - отвечает она.

Ребенок не обязан делиться игрушками, когда этого не хочет. К воспитателям дети обращаются на «ты» и по имени, могут сделать им замечание.

Не принято давить на ребенка гендером: «ты же девочка», «так мальчики не делают». Каждый вправе пробовать разные игры и стили поведения.

Но есть и обязательные правила. После игры дети убирают за собой игрушки. Мытье рук до еды и после туалета, чистка зубов после еды, культура поведения за обеденным столом, спросить разрешения, прежде чем взять чужое – обязательно. Нельзя кричать, особенно во время тихого часа, когда маленькие трехлетки спят. Агрессия и насилие пресекаются.

Группы в садиках смешанные. Дети от 3 до 6 лет играют, едят, гуляют вместе. На возрастные подгруппы их делят только для занятий. Считают, что это стимулирует развитие у младших и заботу о других – у старших.

Но без активной роли воспитателей в таких группах царит легкая форма «дедовщины»: шестилетки выходят на первые роли, а трехлетки, кое-кто еще и с памперсом – позади.

Независимо от направления садика, приоритет у всех один - многостороннее развитие ребенка. Каждый день проводится одно тематическое занятие, не больше часа: музыка, гимнастика, речь, мелкая моторика, подготовка к школе.

Завтрак дети приносят из дома - коробочка с бутербродом и бутылка с водой. Это – еще одна головная боль для мам при утренних сборах. Обеды в садах готовят на своей кухне, либо поставщики доставляют их в готовом замороженном виде.

В полдень заканчивается первая «смена», и ребенка уже можно забирать домой. До вечера остаются единицы.

В «тихий час» дети, одетые, спят на полу, на матрацах, и чаще всего только трехлетки. Поэтому вечерний отбой детсадовцев в Германии ранний, после 6 часов на площадках, улицах, в транспорте – маленьких детей нет, даже если светло.

Насморк, кашель, небольшая температура – не повод, чтобы отсиживаться дома. Дети ходят в детский сад и благополучно заражают других. «Мы тут все кашляем и чихаем», - улыбается воспитательница. Карантины не проводятся. Вывешивается только объявление – «У нас грипп/скарлатина/ветрянка/вши/желудочный вирус». И живите теперь с этим, как хотите.

Проходить врачей перед садиком не нужно, и медперсонала там нет. Давать лекарства запрещено. Если вдруг кровь, серьезная травма или ушиб – воспитатель звонит родителям или в скорую помощь.

Раннее развитие здесь не в тренде. Эта особенность детских садов за границей огорчает многих выходцев из постсовета. Школы кричат: «Нам не нужно знание букв и цифр, мы их научим. Дайте нам детей с сильными социальными навыками!».

Огромное внимание уделяют изучению природы и общества: регулярные прогулки в парк и лес, экскурсии к пожарникам, на ферму, в магазин. В детский сад приходят полицейские и рассказывают о правилах дорожного движения, кинологи учат обращению с собакой, стоматолог показывает, как правильно чистить зубы.

Дети, взрощенные такой системой, уже к школе становятся самостоятельными и независимыми. «Ну, наглые!!!» - восклицают некоторые соотечественницы из постсовета.

Да, в чем-то эти дети наглые. Для них нет безусловного авторитета взрослого, его нужно заслужить.

И своеобразный венец такого подхода – поездка выпускников детского сада на экскурсию, с ночевкой, без родителей. Хочешь, не хочешь, а пуповину обрезать придется.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Швеции

Шведское воспитание детей устроено по принципу: «У ребенка должно быть детство». Дошколят не пытаются интенсивно развивать, не пичкают информацией, не оценивают их достижения и уровень интеллекта. Зато делают все, чтобы малыши росли здоровыми, научились дружить, уважать и заботиться друг о друге.

В шведских садиках дети почти все время проводят на свежем воздухе. Если погода хорошая, на улице даже спят. А прогулка состоится даже при плохой погоде.

Более подробно о том, чем удивляет украинку детский сад в Швеции - в рассказе Екатерины.

Садиков в Швеции много - даже в маленьком поселке можно выбирать, куда отдать ребенка. Все садики платные, но для семей с несколькими детьми есть система скидок. За первого ребёнка платишь полностью, за второго половину стоимости а, третий и все последующие дети ходят в сад бесплатно.

Есть много социальных программ. Благодаря одной из них, для нас садик полностью бесплатных, хотя у нас детей двое.

Одна проблема: пока я в декрете с младшим сыном, то по закону нам положено всего 15 часов садика в неделю. Эти часы распределяются наперед и как удобно нам. Но нужно заранее принести план на несколько недель вперед. Документы и медосмотры при приеме в садик не нужны.

Каролина ходит в сад 4 дня в неделю. Ей нравится, поначалу даже плакала, когда забирали. Мы и рады были бы доплатить большее количество часов, но так нельзя.

А в некоторых коммунах действует еще более строгое правило: если один из родителей в отпуске, ребенок в садик не идет вообще. С ним должен быть родитель.

Чтобы дети не скучали в этот период, здесь есть еще и открытые сады. Это что-то вроде наших «развивалок», куда родители могут прийти с ребенком, и он сможет там с пользой провести время и поиграть. Такие сады обычно работают при больницах, и открыты три раза в неделю. Здесь принимают малышей с рождения. Оплату в них берут только за питание.

В шведских садиках стандартная группа - до 20 человек. На это количество детей - три воспитателя. Но здесь совершенно другой подход к группе.

Ещё в группе есть детки с ограниченными возможностями, детки с синдромом Дауна. Такие дети в Швеции посещают обычные сады. Единственно, если ребёнку сложно себя обслуживать, и нужен постоянный присмотр, то в группу добавляют помощника воспитателя.

Что меня еще удивляет - так это прогулки. Весь сад гуляет и играет вместе, нет такого, как у нас «Это площадка младшей группы, это площадка средней группы», и чтоб за пределы - ни ногой.

Воспитатели знают в лицо всех детей, и из своей группы, и из других. Стыдно признаться, но я и своих не всех знаю.

Территория для игр есть не у всех садов. У нашего - большая огражденная территория с огромной горкой посредине. Качели, домики, огромная песочница. На улице есть хозяйственные помещения, в которых хранятся игрушки. Дети сами выбирают, чем хотят играть.

Игрушки по сезону. Зимой санки, ледянки, лопаты. Летом велосипеды с прицепами, самокаты, грузовые машины. Не запрещают играть ничем. В песочницу преспокойно наливают воды, и ребёнок сидит лепит пасочки.

Единственное условие от сада - у ребенка должна быть удобная непромокаемая одежда. Весной обязателен комплект: резиновые сапоги, прорезиненная куртка и штаны. Все это хранится в саду. В раздевалке есть сушилка для одежды, зимой вся одежда обычно там.

Большинство родителей оставляют прогулочный комбинезон в группе, а приводят и забирают детей в другой одежде. Это практичнее, так как детям на прогулке позволяют действительно все: ползать в песке, съезжать с горки по траве, снегу, грязи. Главное, чтобы всем было весело.

Людей удивляет, что ребёнку позволено пачкать одежду. А я привыкла выводить ее на прогулку не как на парад, а надевать то, что не жалко.

В садике есть определённый режим. Есть время кушать, играть, гулять на улице. Но режим в зависимости от погоды, может меняться. В солнечные, тёплые дни они могут все время быть на улице. Даже обед выносят на улицу. Гуляют в любую погоду. Дождь, снег - не помеха.

Со сном тоже все необычно. Кроватей в группах нет, вместо них матрасы и одеяла. Спать вовсе не обязательно. Они сидят, слушают сказки. Кто-то задремает - хорошо. Остальные либо слушают дальше, либо играют, что-то мастерят с воспитателями. Моя Каролина любит в тихий час рисовать и делать бусы. Дома у нас уже склад бус, браслетов и папка рисунков.

Творческие занятия тоже зависят от желания ребёнка. Нет такого, что сегодня все рисуем цветочек, завтра все лепим кувшинчик. Перед праздниками делают поделки, открытки. Перед Рождеством, например, пекли печенье.

Детям иногда дают планшет. Разрешают на нем рисовать, раскрашивать и слушать музыку.

В шведских садиках к еде для детей относятся очень серьезно. На экологичных продуктах просто помешаны. Мясо - только шведское, экологически чистые овощи и фрукты.

Садовское меню отличается от того, что мы готовим дома. Например, им готовят рыбный суп, суп с брокколи, которые у меня дома никто не ест. Каролина и в саду их не очень любит, но это не проблема, так как всегда есть что-то на выбор. Иногда она может пообедать просто хлебом с маслом и молоком. Воспитатели сообщают об этом, когда забираем.

Обязательно спрашивают, нет ли у ребенка аллергии или противопоказаний. Таким деткам готовят отдельно, это все учитывается.

Один из перекусов в саду - фруктовый. А еще часто угощают мороженым. В городе есть два магазинчика, там делают мороженое специально для садика.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Дании

Принципы воспитания в европейских детских садах во многом схожи. В садиках Дании тоже стараются готовить детей не к школе, а к жизни в обществе: дают свободу и учат уживаться друг с другом.

Главный принцип датских садиков: «Мы счастливы потому, что мы вместе!». Самая распространенная разновидность занятий - когда дети с воспитателями усаживаются на пол и беседуют о самых разных вещах.

В детских садиках Дании детям стараются обеспечить максимум самостоятельности: их могут приобщать к приготовлению еды, к оформлению детской площадки, позволяют помочь на ферме или в мастерской, если сад загородный.

Есть еще масса вещей, которые нам покажутся неожиданными и удивительными. О них подробнее в рассказе Елены.

Моему сыну в июле исполняется 4 года, в садик он ходит с 2,5 лет. Это считается поздно, так как обычно датские дети идут в сад, а точнее в ясли с 9-12 месяцев. Собирать документы для оформления в садик не нужно.

Группы в садиках Дании разновозрастные. В одной ясельной группе находятся детки от 9 месяцев (а иногда и младше) до 2 лет 10 мес. Так же и в саду: дети от 2 лет 10 мес. до 5 лет сведены в одну группу. В группе обычно около пятнадцати детей, и с ними трое воспитателей.

В Дании нет понятия «младшая группа», «средняя группа» и тд. Только ясли и сад. Обычно это два разных здания, не связанные между собой. Но есть и интегрированные сады - это когда все находится в одном здании. Переход происходит постепенно и без стресса, и друзей детки не теряют. У Димы так получилось: два его друга из яслей перешли вместе с ним в садик.

Все садики платные, и частные, и государственные. Платных, правда, значительно меньше, и они намного дороже. Дороже всего обходятся ясли. Сад, куда дети переходят в 2 года 10 мес. обходится подешевле.

Бывают еще мини-ясли, которые может организовать няня у себя дома. В таких домашних садиках обычно 3-4 деток и одна няня. И стоят такие ясли немного дешевле.

Есть садики, так называемые, выездные. То есть, вы приводите ребенка в помещение недалеко от вашего дома, и оттуда деток увозят автобусом в лес. Там они проводят весь день, и вечером их снова привозят туда, куда их привели утром родители. Говорят, что в таких садах дети практически не болеют.

Я сначала я ходила и удивлялась: что это за накачанные татуированные красавцы на площадках в садиках с детьми? Потом поняла, когда и моего сына в группе оказался такой же.

Датчане едят очень мало горячей еды, даже зимой. Супы - это вообще большая редкость.

Многие сады в Дании стараются кормить детей эко-продуктами. Они достаточно дороги, поэтому, если меню исключительно эко, то в нем меньше мяса и рыбы. Если требования к экологичности не такие строгие, то мясных блюд больше.

Некоторые сады вообще не предполагают питания. Родители пакуют детям еду с собой.

Детвору привлекают к готовке: они сами лепят хлеб из теста, относят его на кухню, там повар его выпекает, и дети едят его на ужин. Еще их в садике учат готовить разную простую еду, типа яичницы и лапши.

День в детском саду в Дании начинается с песен. Детки садятся в круг на ковер и поют разные песни, обсуждают погоду, выходные и тд. Это, конечно, в садике, не в яслях. Но в яслях тоже обязательно поют каждое утро.

Потом у детей завтрак, затем прогулка или какие-то другие мероприятия: и творчество, и чтение книг и разные походы в лес, зоопарк, исследование детских площадок в окрестностях.

В датском садике никто не станет ругать детей за то, что они запачкались. Но при этом приучают мыть руки, ходить в туалет, пользоваться столовыми приборами.

Привычных нам утренников с хороводами и детскими выступлениями в садиках Дании нет вообще. Праздники конечно есть, но на них дети просто отдыхают: переодеваются в костюмы, играют в какие-то традиционные игры вместе и едят какую-то праздничную еду.

Собрания тут тоже сильно отличаются от наших. Это скорее способ совместного приятного времяпровождения детей, родителей и воспитателей. Родители приносят с собой какие-то вкусные блюда. А после собрания дети садятся в круг и вместе с воспитателями поют свои утренние песни для родителей.

В Дании дети после трех лет уже почти не спят днем. Это связано с тем, что дети встают около 6-00, а спать на ночной сон идут в 7-00 вечера. Датчане работают до 15-16 часов дня и забирают детей.

Тут считается очень важным, чтобы у родителей было время для себя. Датчане работают с 8 - 8.30 утра, и отпуск у них пять-шесть недель в году.

Что мне нравится в датских садиках - например, то что с моим сыном занимались языком, помогали с адаптацией. Поначалу было безумно тяжело. В 2,5 года сын отлично говорил на русском, а сад был обычный, датский. Конечно нужно было привыкать. Но через полгода сын уже спокойно говорил на датском.

Нравится, что тут позволяют детям быть детьми. Бегать, орать, беситься! Лужи и грязь тут никого не пугают. Нравится, что детей часто водят в новые места, что все время фотографируют: миллион фото на память о садике.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в США

Детские сады в Америке берут детей от полутора месяцев - именно столько длится в США декретный отпуск.

До четырех лет малыши посещают детский сад, а затем переходят в «kindergarten» - специальную группу при школе, подобие старшей группы в наших садиках.

Американские детские сады - удовольствие не из дешевых, даже при том, что многие родители предпочитают услуги няни, а не детский коллектив.

Чем еще удивляет детский сад в США - это отношением к детям. Повысить голос на ребенка здесь недопустимо. Наказания символические: усадить на стул, ограничив возможность играть с другими детьми. Длится такое сидение по минуте на каждый год возраста малыша.

Если случилось что-то серьезное, воспитатели скорее позвонят родителям, чем сами будут активно влиять на ребенка.

Дневной сон в детских садах США отличается от привычного нам. Дети спят в одежде и обуви, на специальных матрасиках, просто на полу. Это объясняется соображениями безопасности: чтобы в случае экстренной ситуации можно было оперативно эвакуировать детей.

Более подробно о дошкольном образовании в США - в рассказе Галины.

Детские сады в Америке есть и муниципальные, и частные. Если муниципальных всего девять на весь город, то частных намного больше. И те, и другие садики - платные, причем достаточно дорогие. В среднем, в месяц они обходятся в 1700-2000$.

Нам повезло попасть в муниципальный сад. Здесь оплата высчитывается, в зависимости от дохода семьи. Кирилл ходит в сад каждый день по три часа в день - за месяц у нас выходит 377$. Правда, здесь и контингент детей «похуже» - в основном темнокожие детки, индусы, латиноамериканцы. Но у меня нет предрассудков на этот счет.

В классе у сына 18 детей возрастом от 3 до 5 лет. Некоторые из этих детей уже в следующем году пойдут в школу - она здесь начинается в 5 лет. На это количество детей есть один учитель и два ассистента.

Мне нравится, как здесь обращаются к учителям: мисс Нэнси, мисс Марго и тд. Деткам так намного проще выговаривать, чем наши стандартные Марьпетровны.

Класс в садике поделен на «зоны» - есть место для рисования, для вырезания, емкость с песком, уголок с каким-то аудиооборудованием, зона для игр с игрушками, и ковер для чтения книг.

Есть время, которое отведено деткам для свободной игры, и есть время, посвященное занятиям.

Когда дети изучают какую-то тему, игры, творческие занятия, книги, которые им читают тоже все посвящены этой теме. И дома просят обсудить эту тему. Когда дети учили эмоции, я периодически получала письма такого содержания: «Мы сейчас учим эмоцию sad/curious/exited etc. Расскажите, пожалуйста, ребенку историю из вашего опыта, когда вы себя чувствовали так. Спасибо, что принимаете участие в образовании вашего ребенка».

Вот последнее время они учили все о ферме: животные, растения, строения. Все рисунки и поделки были на эту тематику. А в качестве итога они съездили на экскурсию на ферму.

После зернышек они всем классом растили живых бабочек, а потом была праздничная церемония, когда этих бабочек выпускали на волю.

На территории сада есть замечательная площадка. Наш класс гуляет полчаса.

Вместо родительских собраний в американских детских садах проходят «parent-teacher conference». Это общение тет-а-тет с учителем. Вы просто записываетесь на определенное время и полчаса беседуете с учителем о вашем ребенке.

Вам предоставляют таблицу с кучей критериев, по которым оценивают способности и умения вашего ребенка, сравнение этих показателей с предыдущими.

При поступлении в сад нужно заполнить документов, и один из вопросов там - нуждается ли ребенок в дневном сне. Но поскольку Кирилл ходит в сад с 8:30 до 11:15, то для нас это не актуально. Это касается и питания - Кирилл успевает только на перекус, который обычно состоит из стакана молока и какого-то фрукта.

Если ребенок в саду целый день, вы всегда можете узнать, чем он питался - в начале месяца выдается подробное «расписание».

Честно говоря, я от муниципального сада ожидала чего-то похуже.

Мой ребенок растет в русскоговорящей семье, и по-английски знает только некоторые слова и фразы. Кирилл читает по-английски, но не всегда понимает прочитанное. Но, спустя всего два месяца, он уже выдавал целые предложения в разговоре с учителем или детками.

Несмотря на языковой барьер, ему нравится ходить в садик.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Нидерландах

Декретный отпуск в Голландии всего три месяца. Но этот момент компенсируется тем, что родители маленького ребенка могут работать неполный день, причем, как мама, так и папа. Поэтому ходить в садик по вторникам и четвергам - это нормально.
Кроме того, если оба родителя работают, государство частично оплачивает садик для малыша.

Как и во всех европейских садиках, в детских садах Голландии не пытаются научить детей читать, а предпочитают знакомить их с миром и прививать навыки самообслуживания. Воспитатели дружелюбны и к детям относятся с уважением. Подробнее о воспитании детей в Нидерландах - в рассказе Ирины и Александры.

В Голландии женщины могут сидеть с ребенком всего три месяца после родов. Если не удастся взять какой-то дополнительный отпуск, приходится выходить на работу. Конечно, можно работать неполную неделю, но даже на эти пару дней ребенка нужно куда-то пристроить. Няни стоят очень дорого, а бабушка с дедушкой на подхвате есть далеко не у всех. Особенно, если учесть, что голландцы работают до 65-67 лет.

С 3 месяцев малышей отдают в ясли, а когда детки подрастают, и могут самостоятельно держаться на ногах, они переходят в садик. Обычно садовский возраст - это с полутора до четырех лет. А в четыре года голландские дети уже идут в школу.

Если сад большой, и в нем много групп, детей могут делить по возрастам. В маленьком садике есть только ясли и общая группа, в которой вместе находятся малыши от полутора до четырех лет.

Самая распространенная система садиков - это киндердахвербляйф «kinderdagverblijf». Это место, где за ребенком присматривают, без какой-либо конкретной обучающей программы. Здесь стараются создать обстановку, максимально приближенную к домашней.

Садик удобен тем, что здесь ребенка можно оставлять с утра и до вечера. И еще, если оба родителя работают, государство частично оплачивает расходы на сад.

Есть еще детские садики на дому - «gastouders». Эти сады организовывают люди, которые прошли специальные курсы, сдали экзамены, и их дом соответствует всем требованиям. Чаще всего, это няня, которая у себя дома собирает 5-6 детей.

В таких садиках и заботы каждому малышу достается больше, и стоят они дешевле. Государство так же частично оплачивает их, если оба родителя работают.

Чтобы «вписаться» в график. Иногда приходится несколько месяцев стоять в листе ожидания. Поэтому записываться в сад рекомендуют еще во время беременности.

Когда садик выбран и контракт подписан, родители знакомятся с воспитателем и вместе составляют список требований к тому, как будет проходить день малыша. Есть ли обязательный дневной сон, когда ребенок есть, что именно. Есть ли запретные продукты и нужно ли принимать лекарства, и тд. Если лекарства нужны, родители пишут расписку, что, мол, поручаю давать моему ребенку такие лекарства. Это единственный документ для поступления в садик.

В течение дня воспитатели заполняют в профайле ребенка информацию за день: когда ел, спал, гулял, когда памперс меняли. В конце дня докладывают родителю. Всю информацию можно посмотреть через интернет в личном кабинете

С питанием в яслях все более-менее просто. Утром с ребенком родители приносят еду: грудное молоко, смеси, каши, пюре - кто что ест, и указываешь время кормления. Воспитатель накормит ребенка, как указано. Здесь стараются придерживаться режима, к которому ребенок привык дома.

Когда малыши подрастают, все становится немного сложнее. Садик открывается в половине восьмого, и дети, которые приходят очень рано, могут позавтракать в саду. Но в нашем садике просят, чтобы детей кормили дома.

Кроме обеда, в течение дня у детей два перекуса: в 10 часов – фрукты, и еще один - в 16 час.

Родители могут высказать пожелания по поводу меню, и к этим пожеланиям прислушиваются. Хотя конечно никто не будет делать ребенку суп, если все остальные едят бутерброды. А бутерброды - самая распространенная еда в Голландии, ими здесь питаются и стар, и мал.

Украинцам это трудно принять. Но, раз уж мы живем в этой культуре, то нужно привыкнуть. Дочка, например, дома с радостью ест суп, а в саду – бутерброды.

C утра в саду игровое время, а потом - время интересного рассказа. Все садятся в круг, и воспитатель читает познавательную историю. Дети обсуждают ее, и делают задания, связанные с темой дня, недели или месяца.

Затем играют, выполняют задания. Детки, даже маленькие, готовят родителям подарки и открытки к праздникам.

При всей садовской свободе, дисциплину детям здесь тоже прививают.За собой нужно убрать, попробовать самостоятельно сходить в туалет, разуться и тд.

У садиков есть своя территория, и дети гуляют в любую погоду: если холодно, или моросит дождь - это не повод отказываться от прогулок на воздухе. Правда, это касается садовских детей. В яслях, где на 10-12 малышей две воспитательницы, особо с детьми не погуляешь.

С двух лет детей начинают понемногу готовить к школе. В основном стараются привить навыки, а не вложить информацию. Главное, чтобы дети умели учиться: сидеть в кругу, слушать, отвечать и задавать вопросы. Конечно, цвета, формы, сравнения, счет – все это тоже разучивают, но на этом не делают особого акцента.

При желании можно водить ребенка в специальную группу, где занимаются такой подготовкой. Там проводят развивающие занятия, уделяют внимание речи, языку, создают «школьную» атмосферу. Занятия проходят пару раз в неделю по 2-3 часа.

Детские сады в Голландии сильно отличаются от привычных украинских еще и поведением персонала. Очень нравится их доброжелательность и открытость. Нет нашей совковой грубости, или «смотрин» - а кто родители, а где работают и тд. Нет «поборов» в фонд школы, группы и тд.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Бельгии

Бельгийские садики, как и все детские сады в Европе, поощряют детскую свободу и не перегружают детей излишним контролем. Но, вместе с тем, рано приступают к обучению. То, что мы называем детским садом, в Бельгии - это школа для малышей, куда идут совсем крохи.

Впрочем, ни родителей, ни детей это не смущает, и бельгийское образование по качеству считается одним из лучших в Европе. Более подробно о других интересных моментах в детских садах Бельгии в рассказе Елены.

Разнице между нашими и бельгийскими садиками колоссальная. И первое различие уже в том, что садиков в Бельгии нет. До 2,5 лет дети ходят в ясли, а в 2,5 идут в школу.

Это специальные малышовые школы, куда ходят от 2,5 до 6 лет. Обучение здесь построено на образности и наглядности, а не на теории.

В Бельгии заметно влияние католической церкви. Львиная доля негосударственных школ - католические. У них свои учебные программы, отличные от традиционных, с ощутимым уклоном в религию.

Образование в Бельгии полностью финансирует государство. Причем, не жадничает: в эту сферу идет около 6,5 % от ВВП. И дошкольное и школьное, и высшее образование в стране можно получить бесплатно.

Что касается школ - коммунальные и католические школы обучают детей бесплатно. Но параллельно работает множество альтернативных школ. Они используют самые разные педагогические системы: Френе, Штайнера, Монтессори и тд. Эти учебные заведения обойдутся существенно дороже: от четырех до девяти тысяч в год.

Для семей, в которых растут школьники, предусмотрено государственное пособие. В зависимости от доходов родителей, эта сумма колеблется: до 90−100 евро в год на дошкольника.

Когда ребенку исполняется два года, домой приходит множество красивых буклетов с мольбой записать малыша именно в это конкретное учреждение.

Школ действительно много, и выбирать есть из чего. Мы живем в пригороде, и в нашем районе, в пешей доступности от дома есть семь школ. Мне, кажется, таким разнообразием не все массивы Киева могут похвастаться.

Малышовую школу нельзя начать посещать, когда вздумается, как это бывает с детскими садиками. Есть семь конкретных дат, когда ребенка могут принять в класс - это первые учебные дни после каждых каникул. И даты эти установлены законодательно.

В группу набирают не более 15 деток, но регулярно ходят не больше десяти. С детьми занимается один постоянный воспитатель, один приходящий, учитель физвоспитания. Дважды в месяц в обязательно проходят занятия с психологом в виде игр, тестов. Это нужно, чтобы вовремя разобраться в ситуации, если у ребенка что-то поменяется в поведении.

Класс в малышовой школе делится на учебно-игровые зоны, где занимаются группами от 3 до 5 человек. Все перемены между занятиями дети проводят на воздухе.

Во всех детских садах Бельгии используют единую программу развития в игре. Она включает в себя физкультуру, музыкальное образование, родной язык, экологические исследования и начала математических знаний. Каждому малышу выдают специальную папочку, куда еженедельно вкладывают план занятий и мероприятий, тексты стихов и песен, которые сейчас разучивают в школе.

Раз в триместр учитель встречается с родителями и обсуждает динамику развития ребенка. Учитель рассказывает, как и чем занимался ребенок, выслушивает предложения и пожелания родителей.

Гуляют дети много и в любую погоду. Зачастую это общий двор, огороженный металлической оградой. Здесь малыши предоставлены сами себе, их никто не развлекает. Есть школы с хорошим игровым инвентарем, со специальными игровыми площадками. А есть и такие, где дети просто бегают туда-сюда, толкая друг друга.

На площадке могут одновременно бегать и играть ребята всех классов малышовой и начальной школ, иногда это 120 непосед под присмотром одного дежурного воспитателя.

Детей не случайно объединяют вместе. Во-первых, они общаются между собой, а во-вторых, у старших, при правильном подходе, воспитывается уважительное, заботливое отношение к младшим.

Этот принцип отлично работает. Когда звенит звонок, все дети выстраиваются, но в школу заходят сначала малыши, а потом все по старшинству. Это тоже негласное правило, которое соблюдается.

Однако, такая скученность во время игр на улице нередко вызывает неудовольствие родителей. Как и то, что дети гуляют без оглядки на погоду. Иногда малышня вынуждена бегать и под дождем, и под снегом, если нет специального навеса, где можно «перестоять» перемену.

с 12.00 до 13.30 в школе обеденный перерыв. При желании в это время ребенка можно уже забирать. Малыши, которые остаются в школе на полный день, собираются в общей столовой, достают из рюкзаков питье и принесенные бутерброды и перекусывают.

Некоторые школы предоставляют платное горячее питание, цена которого варьируется от 1,2 евро до 3 евро за полное меню. Своих кухонь в школах нет. Еду заказывают в специальных фирмах, которые обеспечивают питанием больницы, школы, гос. учреждения.

На тему гигиены в школах можно дискутировать - здесь все не так, как к этому привыкли в СНГ.

Санитарные нормы, безусловно, соблюдаются. Но уборка проводится в конце дня, а если в течение дня свинарник - никто не обращает внимания.

Медперсонала в малышовой школе нет. В случае форс мажора. приезжает скорая, но все воспитатели могут оказать первую помощь до ее приезда.

Понятия карантин, например, при ветрянке - вообще не существует.

Не знаю, хорошо это или плохо, но детям свойственно болеть, никто не делает из этого трагедии. При этом дети болеют меньше, чем, к примеру, болела моя старшая дочь в украинском садике.

Дошкольное образование в Бельгии не является обязательным. Но пятилетний ребенок обязан посетить малышовую школу 110 полных дней, или 220 дней частичного посещения. Иначе для поступления в школу ему придется сдавать лингвистический и интеллектуальный экзамен.

В этот последний год малышовой школы детей готовят к обучению в обычной школе. В конце года Центр сопровождения учащихся решает, насколько каждый дошкольник готов учиться дальше. Если все в порядке - ребенок идет в первый класс. Если же к школе он пока не готов, его либо оставят еще на год в дошкольном учреждении, либо направят на домашнее обучение, или подберут специальное образование.

Но главное для меня в том, что ни одного дня никто из детей не сказал: «Мама, сегодня я не хочу идти в школу». Утром, аж, вприпрыжку бегут! Для меня это - объективный показатель, что детям хорошо и они счастливы в школе.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Израиле

Воспитание детей в Израиле известно мягкостью и практически вседозволенностью. Ребенка в израильских семьях считают чуть ли не центром Вселенной, и главное для родителей - обеспечить его счастье и благополучие.

Однако, при этом оплачиваемый декретный отпуск здесь длится всего 14 недель, то есть 3.5 месяца. Поэтому детей в ясли отдают уже с трех месяцев.

Есть и другие особенности воспитания, которые естественны для израильтян, а с нашей точки зрения могут выглядеть странными. Своими впечатлениями от детских садов в Израиле поделилась мама двоих детей Вика Хагай

По закону образование в Израиле для детей бесплатное только с трех лет. Садики для тех, кто младше - платные.

Некоторые из них частично субсидирует государство, но таких мало и туда почти не попасть. А в основном сады для детей с трех месяцев до трех лет - частные, и их оплачивают сами родители.

Эти сады бывают нескольких видов.

  • В больших садах дети разделены на группы по возрастам. На каждую группу есть одна воспитательница и одна помощница или няня.
  • Садики поменьше - до 20 детей. Там тоже в основном одна воспитательница (хозяйка сада) и две-три помощницы.
  • Есть еще домашние садики - няни у себя на дому собирают до пяти младенцев и смотрят за ними примерно до года-полутора. Потом этих малышей отдают в частый сад до трех лет

Над частными садиками нет почти никакого контроля со стороны министерства образования или гос. учреждений. Поэтому чем там занимаются с детьми - зависит только от хозяев сада.

Некоторые садики выполняют лишь функции бебиситтера - просто присматривают за малышами, чтобы они не поубивлись. Хозяева там часто не имеют никакого педагогического образования, и оплата у них, соответственно, ниже.

В других садиках с детьми занимаются чем-то интересным. До обеда это делает воспитательница, а после обеда - бывают кружки, которые проводит приходящий персонал.

Дети до трех лет спят днем, и в садиках их кормят. Еду для основного приема пищи готовят нянечки, а для перекусов приносят йогурт или сэндвич.

После трех лет дети переходят в государственный садик. Моему старшему ребенку 2 года и 10 месяцев, и скоро уже нужно переходить в такой сад. А я никак не могу решиться - не могу привыкнуть к условиям в этих садах. Но большинство местных жителей не видят ничего особенного: бесплатно – и спасибо!

Для наших людей там непривычно многое.

Дневного сна в садике с трех лет уже не предусмотрено.

Нет нормальной еды. Завтрак - это хлеб, яичко, пару овощей и яблочко.

На тридцать детей всего двое взрослых. Правда, это в больших городах так. В поселках и детей меньше, и кормят получше.

Все это не говорит о том, что дети ходят грязные или голодные. Просто мне, как маме, это дико. Я планирую оставить ребенка еще на год в частном саду, где детей меньше, и уход за ними более внимательный. А местные мамы не видят в таких условиях ничего ужасного, и не понимают, почему я хочу платить еще год за сад, если ребенку уже положен бесплатный.

Государственные сады бесплатны только до 14:00. А рабочий день в Израиле длится, как минимум, до 16:00.

Если ребенка в 14 часов не забрали, он остается на «продленке». Детей там объединяют в одну группу, впервые за день кормят горячей едой, которую заказывают в кейтеринговых компаниях. На продленке тоже бывает что-то вроде кружков: с детьми занимаются драмой, музыкой и тд.

Дети в детских садах Израиля разделены на группы по возрастам: 3-4 года, 4-5 лет, 5-6 лет.

Эти группы все находятся в разных зданиях, но все в одном районе проживания. Причем, в каждом районе есть несколько садиков для одной и той же возрастной группы, так что можно выбирать.

Государственные садики в Израиле, как и частные, есть более религиозные, менее религиозные и светские. Тоже можно выбрать, в зависимости от мировоззрения семьи.

Такая постройка рассчитана на две группы разных возрастов. У каждой - отдельный вход, отдельные площадки, горки-качели и тд. В группах в среднем 32-37 детей. С ними двое-трое взрослых, из которых только один воспитатель.

В садиках нет медсестер или какого-то медицинского персонала. Все вопросы решают воспитатели.

Здесь не устраивают карантинов, даже в случае «детских инфекций»: больной ребенок болеет дома, здоровые – ходят в сад. Даже справки в садик о выздоровлении требуют далеко не везде.

Привести ребенка с небольшой температурой - нормальная практика. Если температура поднялась в течение дня, воспитатель обязан сообщить родителям.

Если в группе у кого-то обнаружили вшей или глистов, воспитатель обязан сообщить всем родителям, чтобы они провели для ребенка профилактические процедуры. Но кто источник болезни - говорить запрещено.

Мои дети ходят в частный русскоязычный сад. Русскоговорящих выходцев из постсоветских стран в Израиле – около миллиона. Это много, учитывая, что всего в стране чуть больше восьми миллионов жителей. Поэтому русские детские сады в Израиле, как и русские рестораны, книжные магазины, вечерние школы для дошколят - не редкость.

Главные причины, по которым я выбрала русский сад - это язык, еда, приближенная к тому, что мы готовим дома, и дисциплина. Русский сад - это что-то между вседозволенностью, с которой воспитывают детей в Израиле, и советской строгостью.

В нашем саду воспитательница - молодая женщина, которая педагогику учила в Израиле. То есть, ее методы и подход вполне современны. Ей помогают три женщины за 50 - няни. Самые лучшие бабушки для детей. Я даже одну из них иногда зову к нам смотреть за детьми если нам надо куда-то пойти вечером.

В саду празднуют все праздники: и «ваши» - Новый год и 8 марта, и «наши». Дети, которые уже могут разговаривать, учат на память какие-то небольшие стишки. Воспитание детей в Израиле не предусматривает какого-то заучивания. Тут даже таблица умножения запоминается сама со временем.

Наш садик не разделен на группы, все дети вместе. В этом есть свои плюсы: малыши тянутся за старшими, стараются раньше начать ходить и говорить. А старших учат ухаживать за малышами, не обижать их, помогать им и делиться с ними. У меня дома это было очень заметно, когда родилась младшая дочка.

Переходить в три года в государственный необязательно. Родители иногда оставляют ребенка «добыть» еще годик. Я тоже планирую так поступить.

Единственная обязательная группа в детских садах Израиля - это группа для 5-6летних детей. Там уже готовят к школе. Здесь не берут в первый класс, если ребенок не умеет читать, и не прошел подготовку в этой группе.

Как устроены детские сады за границей: особенности садиков в Южной Корее

Южнокорейские мамы не боятся отправлять в садик трехмесячного грудничка на общесадовском автобусе.

А южнокорейские дети с пеленок учат английский и спокойно едят на обед богатую специями традиционную пищу.

Что еще удивляет в корейских детских садах, рассказала мама пятилетней Катерины Юлия Хорошая.

Детские сады в Южной Корее принимают детей с трех месяцев. Они так и называются - «садики с 0». Это связано с тем, что декрет в Корее длится только три месяца.

Женщина сама выбирает, как использовать этот отпуск: работать до самых родов и потом побыть три месяца с малышом, или взять месяц отпуска до родов, и два - после.

Садики открываются к 8 утра. Около 9 часов по домам ездит автобус, и собирает деток. 3-4 летних детей усаживают в кресла и пристегивают, грудничков укладывают в специальные детские кресла, и под наблюдением сопровождающих автобус везет детвору в садик.

Если мама с утра спешит на работу, и не может дожидаться автобуса, она сама может завезти малыша в сад. Или если нужно забрать ребенка раньше - можно сделать это самой, не дожидаясь автобуса.

Обычно садики работают до 15:00, затем детей развозят по домам. Но для работающих мам есть сады, которые работают до 19:00.

Садовское воспитание детей в Корее теплое и человечное. Мне нравится, как там относятся к детям.

В группах максимум 6-7 человек. За малышами до полугода просто присматривают, чтобы они были сыты и живы-здоровы. Зато к двум годам у детворы вся неделя расписана. Каждый день какие-то занятия, музыка, физкультура, творческое что-нибудь. Каждый год нам вручают альбом с дочкиными поделками. И каждый день присылают фото: вот она гуляет, вот играет в дочки-матери, и тд.

Детей часто вывозят на пикники, в театры или музеи, в парки. Расписание всех мероприятий родителям выдают в начале месяца, вместе с садовским меню.

Сейчас дочка ходит в частный садик с английской системой обучения. Это большая сеть садиков по всей Корее.

Особенность этих садов - с детьми здесь общаются только по-английски, и на занятиях, и вне. Полностью весь день в саду проходит в англоязычной среде.

До недавних пор в этом саду с детьми говорили на смеси английского и корейского. 95% детей в садике - корейцы, и им сложно было понимать чистый английский. Но в этом году пришло распоряжение из Сеула, чтобы все общение в саду было английским.

В школах английский тоже обязательно присутствует, но основное обучение идет, все же, на корейском.

Еще непривычно, что учебный год в Южной Корее начинается не с сентября, как у нас, а с марта.

Если трехмесячного ребенка отдали в ясли, значит он частично или полностью ест смесь. Возможно, утром и вечером мама кормит малыша грудным молоком, но в сад ему передают его смесь, и воспитатели кормят его тем, что он привык есть дома.

Для детей постарше - традиционная корейская пища. Чаще всего - разные вариации риса. фиолетовый рис, рис с другими крупами и тд. Обязательно – суп.

Конечно, некоторые блюда казались дочке слишком острыми, или странными на вкус. Но в рот никто не запихивает - что съела, то съела.

Катерина - относительно хороший едок. Если что-то не подходит из основного меню, она нагоняет за счет риса, иногда может съесть и две порции.

Основной прием пищи в садике – обед: рис, суп, второе блюдо и салатики. Помимо этого - два перекуса, в первой половине дня и после обеда.

Дети едят и ложками, и палочками. Пищу им накладывают не в тарелки, а в треи – железные контейнеры с отделениями для супа, для риса, для салата. Эти треи не считаются садовским инвентарем. Их каждый день отдают родителям, чтобы мы их помыли. Это еще одна необычная особенность в садиках Южной Кореи.

В Корее не создают проблем с карточками, справками, медосмотрами для садика. Единственное, что просили принести после поступления в сад - это карту прививок.

Медсестер, которые регулярно смотрели бы детей, тоже нет. Если ребенок приболел, его просто оставляют дома, чтобы подлечился и не заражал других. Это касается и простуд, и чисто детских инфекций, вроде вшей или ветрянки.

Воспитание детей в Корее предполагает дневной сон только до четырех лет. Когда Катерина перешла в новый сад, там дети уже не спали. Но она засыпала по графику старого сада. Для этого там есть комната с матрасиком на полу. В обычных садиках, где малыши спят, тоже для сна матрасики, которые позже сворачивают. Кроватей в садах нет.

Дети в садиках почти не гуляют. Для прогулок нет территории.

Площадки есть только у больших садов в 2-3 этажа. Да и времени на прогулки нет - дети уже в три отправляются по домам.

Если детей выводят гулять - это или ближайший парк, или пикник, или экскурсия в аквариум, или еще что-то интересное.

В здании площадью 1 500 кв. м. сочетается облик традиционного датского жилища и новейшего педагогического представления о том, каким должен быть детский дом с учетом потребностей его обитателей. В комплексе неоднократно используется сочетание двускатной кровли и вариаций на тему мансардных окон.

Вместо того, чтобы строить «Детский дом будущего » в едином объеме, бюро CEBRA возвело в датском городе Кертеминн серию разноразмерных «домиков» с деревянными фасадами, декорированными терракотовой плиткой. В каждом домике предусмотрены дополнительные выступы, напоминающие мансардные окна, только намного больше. Некоторые из них даже перевернуты «вверх ногами». Получившийся в результате камерный масштаб прекрасно вписался в окружающейся жилой застройке.

Архитекторы бюро CEBRA стремились построить такой «Детский дом будущего», чтобы его обитатели ощущали себя в безопасности и не чувствовали характерную для подобных учреждений атмосферу. Большую роль здесь сыграли интерьеры. Согласно плану, всех детей в новом детском доме разделили на 4 возрастных группы. Эти группы живут в своих домиках. Домики самых маленьких обращены окнами к саду и игровой площадки, а подростков – на улицу (они могут выходить на прогулку в город и проводить время со своими сверстниками из нормальных семей). Такая компоновка позволила детям ощущать выделенное им пространство по-настоящему «своим», в отличие от варианта с типовым планированием спален в единых больших корпусах.

Еще больше разнообразия проекту придают мансардные окна. Их функция и оформления не имеют ограниченного назначения и определяются детьми, что позволяет им придавать своей среде обитания индивидуальности.

Все домики примыкают к большому комплексу для удобства и скорости перемещения по ним сотрудников. Для хозяйственных и административных помещений отведены подвал и второй этаж, за счет чего пространство каждодневной жизни детей отделено от обслуживающих помещений.

Фото: «Детский дом будущего» в Дании. Проект CEBRA