Рабочая программа по учебному предмету «СБО (социально-бытовая ориентировка). Формирование социально-бытовой ориентировки у дошкольников с особыми образовательными потребностями

© Субчева В. П., 2012

© ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2012

Программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5–9 классов специальной (коррекционной) школы VIII вида

Пояснительная записка

Политические и экономические изменения, произошедшие в нашей стране за последние пять лет, сильно изменили взгляды педагогов на обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями. Произошла смена приоритетов в задачах коррекционной школы VIII вида. На первое место выходит задача социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью.

Социальная адаптация, т. е. активное приспособление путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе, является универсальной основой для личного и социального благополучия любого человека.

Положение детей с ограниченными возможностями является плачевным еще и потому, что они не имеют представления о многих житейских, бытовых, семейных проблемах.

Социально-педагогическая значимость этих проблем должна была бы решаться введением в учебный план коррекционной школы предмета «социально-бытовой ориентировка». Но, несмотря на наличие этого предмета в программе, подростки с интеллектуальной недостаточностью не в состоянии интегрироваться в современное общество, создать семью, обустроить дом, вести хозяйство.

Социальные изменения в обществе повлияли на содержание обучения детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи и вызвали необходимость разработки программы по социально-бытовой ориентировке.

Успешное освоение программы предполагает наличие у обучающихся навыков, обладая которыми они не превратятся в социальный балласт после выпуска из школы, а смогут выжить, прокормить себя и свою семью и стать полноправным членом общества.

Цель программы: развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями в условиях школы-интерната.

Условия освоения программы: данная цель достигается посредством организации аудиторной и самостоятельной работы обучающихся, а также посредством проведения практических работ и экскурсий.

Задачи курса:

– формирование у воспитанников коррекционной школы навыков самостоятельной жизни;

– освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;

– развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности.

В результате обучения по предложенной программе у обучающихся будут сформированы следующие компетенции: социальная, бытовая и коммуникативная.

Освоение программы предусматривает сочетание аудиторных занятий, основанных на интерактивных формах освоения учебного содержания, а также использовании примеров и ситуаций из опыта знакомых детям героев литературных произведений, учителей и воспитателей, а также самостоятельной работы, ориентированной на включение освоенного теоретического материала в реальную практику для решения конкретных проблем в повседневной жизни.

Освоение программы осуществляется в процессе проведения сюжетно-ролевых игр, экскурсий, обобщающих уроков, практических работ.

Формы организации занятий следующие.

Лекции:

– беседы учителя предполагают непосредственный контакт с учащимися. Использование данного вида занятий позволит привлечь внимание учащихся к наиболее важным вопросам темы, определить содержание и темп изложения учебного материала с учетом психофизических особенностей детей, а также позволит определить степень усвоения ими предыдущего материала;

– уроки с разбором конкретных ситуаций, предполагают обсуждение конкретных жизненных ситуаций.

Практические занятия дают возможность обучающимся использовать теоретические знания в практической деятельности. Активное участие в практической работе ведет к систематизации и углублению знаний, к выработке умений и навыков.

Учебные сюжетно-ролевые игры – синтетическая форма организации совместной деятельности преподавателя и обучаемых, представляет собой поликомпонентную модель, содержащую несколько принципиально важных для развития умственно-отсталого ребенка типов деятельности: проблемно-поисковую, мыслительную, коммуникативную, имитационно-ролевую (социально-моделирующую).

Большинство разделов программы изучается с 5 по 9 класс. Это обусловлено особенностью динамики нервных процессов учащихся и позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Ресурсы программы: общая продолжительность программы 68 часов для каждого класса, то есть 2 часа в неделю.

Введение

Предмет СБО призван дать умственно отсталым детям знания и практические навыки принятых в данном обществе норм поведения в своих действиях. На урокам ученикам объясняют и показывают, как надо поступать, как правильно себя вести в той или иной ситуации. К концу обучения все эти знания приводятся в систему, осознаются учащимися как необходимое руководство к действию. Знания, которые дают учителя социально-бытовой ориентировки о правилах и нормах поведения, и практические навыки позволяют формировать сознательное стремление учащегося коррекционной школы овладеть нормами, принятыми в обществе. Личный опыт воспитанников еще очень беден, поэтому умственно отсталый ребенок может нарушать эти нормы лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступать, как применить то, что он уже успел усвоить. Нередко учащиеся усваивают многое по подражанию, наблюдая за поведением взрослых, часто отрицательным. Поэтому большое внимание учителю СБО следует уделять осознанию ребенком своего поведения, своих действий. Это необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек, нравственных норм поведения, а это в свою очередь является одним из путей формирования нравственно-волевых качеств личности. Но сам этот процесс очень сложный, требующий времени и совместных усилий и учителя СБО, и родителей, и воспитателей. Так, научившись мыть посуду, школьник постепенно выполняет работу быстрее, чище и аккуратнее. Эта обязанность в результате приобретения навыка становится совсем не утомительной, привычной, а затем он просто не может оставить после себя грязную посуду. Человек, привыкший на ночь умываться и чистить зубы, обычно испытывает неприятное чувство, если он должен обойтись без привычного и уже необходимого вечернего туалета. У такого воспитанника вообще выработана привычка к чистоте, опрятности, аккуратности.

Для воспитания навыков и привычек, необходимых выпускнику специальной школы, нужно позаботиться об организации упражнений в тех или иных поступках. Это можно делать на уроках во время сюжетно-ролевых игр, во время экскурсий, поездок. Такие упражнения требуют, чтобы учащийся, зная, что у него получается и что не получается, стремился бы овладеть тем или иным действием, навыком, преодолеть свою скованность, свой комплекс неполноценности или наоборот, свою завышенную самооценку, зазнайство. Большую роль на данном этапе играет такт учителя или воспитателя, знание психологических особенностей каждого ребенка, индивидуальный подход. Для того чтобы упражнения были эффективны, необходимо, чтобы они сопровождались положительной эмоцией у ребенка. Это может быть одобрение учителя или воспитателя, положительная оценка товарищей и т. д.

В 5 классе систематическая работа по привитию навыков и привычек, по овладению детьми необходимыми знаниями идет, как правило, успешно и эффективно. Это связано с тем, что дети чувствуют себя достаточно взрослыми, ведь они перешагнули за порог начальной школы. Но в то же время, они сохранили уважение к учителю, и каждое его слово для них все еще закон. Дети чувствуют, что заняты нужным и серьезным делом, изучая новый интересный для них предмет. Дети более старшего возраста, особенно подростки, часто испытывают чувство неловкости, скованности при проведении сюжетно-ролевых игр, при выполнении тренировочного упражнения во время экскурсии. Эта возрастная особенность затрудняет работу учителя СБО при формировании нужных практических навыков. Поэтому в 5 и 6 классах нужно постараться дать детям возможность усвоить как можно больше нужных привычек. Это основа их будущего поведения в самостоятельной жизни.

Как уже говорилось выше, детям свойственны способность и стремление к подражанию, поэтому учитель должен быть образцом во всех своих действиях, следить за собой. В противном случае эффективность всей его работы резко снижается.

Необходимо помнить еще и об особенностях применения детьми знаний, полученных на уроках СБО, об их тесной связи в сознании ребенка с определенной знакомой ситуацией. Например, учащиеся, привыкнув здороваться с взрослыми, могут приветствовать их при каждой встрече, несколько раз в день, т. е. они расширяют сферу применения правила. Или приветствуют только тех взрослых, учителей, которых они хорошо знают, а тех, кого не знают, не приветствуют. Детей надо специально учить применять полученные ими знания в разных ситуациях.

Если на уроке во время сюжетно-ролевой игры дети ведут себя неправильно, то это, конечно, не формирует навыка, но с помощью учителя при анализе поведения воспитанники учатся критически оценивать свое поведение, сделать для себя определенный вывод.

Преподавание социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) школе идет на протяжении ряда лет. Но по этому предмету для умственно отсталых детей нет учебника, который содержал бы изложение теоретического материала, примерные практические работы. Такой учебник помог бы учителям разнообразить приемы обучения. Кроме того, дети могли бы закрепить знания, полученные на уроке, читая на самоподготовке тот или иной параграф учебника.

Учитывая данные обстоятельства, предлагается учебное пособие, которое может выполнить функции учебника и оказать помощь детям лучше усвоить программный материал.

Статьи пособия подобраны в соответствии с программой. Некоторые параграфы можно не изучать отдельно, а объединить с практической работой, а сам параграф задать на дом как закрепление материала, изученного на уроке. Например: «Заваривание чая», «Ваше лицо и прическа», «Чистка кухонной посуды».

Следует помнить, что при проведении сюжетно-ролевой игры «У парикмахера» учителю нужно быть особенно тактичным и осторожным. Дело в том, что выбор прически зависит от недостатков и достоинств лица, причем первые надо замаскировать, а вторые подчеркнуть. Умственно отсталые дети очень болезненно реагируют, когда отмечают их недостатки. Поэтому ведущую роль в этой игре должен взять на себя учитель и, ни словом не упоминая о недостатках лица, шеи, фигуры, говорить только о привлекательных чертах. Например, вместо того, чтобы сказать: «Так как у Лены короткая шея, ей не идут длинные волосы», – можно произнести: «Лене очень пошла бы короткая стрижка. Леночка и так симпатичная девочка, но с короткой стрижкой она превратится просто в красавицу». И в таком же духе нужно говорить о каждом «посетителе» «парикмахерской».

На практических работах по теме «Одежда и обувь» можно привести в порядок обувь всех учащихся. Детям очень нравится, что их обувь, не очень чистая в начале, в конце урока блестит от крема и кажется новой.

Особый интерес учащихся 5 класса вызывают практические работы по теме «Питание». Несколько практических работ по данной теме можно соединить в одну. К примеру, тему «Сервировка стола к завтраку» можно повторять на каждой практической работе. К ней вы можете присоединить тему «Бутерброды», «Заваривание чая», «Приготовление яичницы». Тогда в конце урока у вас в кабинете будет сервирован стол для завтрака и готов сам завтрак. К тому же во время дегустации ваших блюд у вас будет возможность научить детей правильным манерам и правилам этикета за столом. После «завтрака» дети научатся, как правильно вымыть чайную и кухонную посуду. Поэтому, не обязательно выносить тему «Чистка и мытье кухонной посуды» в отдельный урок, так же, как и тему «Сервировка стола к завтраку».

Пристальное внимание нужно уделить теме «Правила дорожного движения». Здесь следует отдельно изучить теоретический материал, а потом совершить экскурсию в общественном транспорте, обращая внимание на те положения, которые подробно объяснялись учителем. Пусть сами учащиеся объяснят, почему надо поступать именно так, как сказано в правилах, а не иначе. Уместна здесь сюжетно-ролевая игра «В троллейбусе». Дети 5 класса охотно исполняют роли водителя троллейбуса, кондуктора, пассажиров «с детьми» и т. д.

Учитель может использовать материал пособий по своему усмотрению. Например, изучить правила обращения с пылесосом можно в процессе сюжетно-ролевой игры в «дочки-матери», где роль мамы играет вначале учитель и объясняет своим «детям» как правильно пользоваться пылесосом, при уборке «квартиры». Затем эту роль можно поручить ученику. Играя, дети весьма успешно овладевают навыками обращения с пылесосом. А практические работы по стирке изделий можно превратить в настоящий праздник для детей и постирать все кукольные вещи. Дети с восторгом принимают предложение учителя освежить все вещи кукол, а затем и выгладить их. Все показывают, какие они хорошие хозяйки и старательно выполняют все инструкции по ручной стирке.

Особое внимание следует уделить правилам безопасной работы. Целесообразно начинать изучение темы с заучивания правил безопасности.

Что касается изучения рецептов приготовления различных блюд, то это тоже лучше делать в ходе практических работ, а домашним заданием может служить повторение теоретического материала.

При изучении темы «Ремонт одежды» в классе можно открыть «мастерскую». Мальчики могут играть роли «клиентов», а девочки «приемщиц», «администраторов» и «рабочих». Причем, «клиенты» могут контролировать выполнение их срочного заказа, а работницы мастерской объясняют, как они выполняют заказ. Учитель выступает на вторых ролях и лишь направляет работу «ателье» в нужном направлении. Эти игры очень нравятся детям, и их использование гораздо эффективнее в усвоении материала и навыков, чем простое заучивание теории.

К тому же, если дети в 5 и 6 классах привыкают играть в сюжетно-ролевые игры, то эту практику можно с успехом продолжать в старших классах. Особенно успешно происходит усвоение материала с помощью сюжетно-ролевых игр по теме «Уход за грудным ребенком», «Взаимоотношения в семье» и тому подобным. Поэтому применение таких методов желательно использовать как можно чаще.

В старших классах успешным будет использование интегрированных уроков. Например, при изучении раздела «Трудоустройство» учащиеся должны научиться писать заявление, доверенность, автобиографию. Раздел «Деловое письмо» есть также в программе по письму. Поэтому можно объединить уроки СБО и письма, провести их как сюжетно-ролевые игры. Тему «Подсчет расходов на косметический ремонт» легко можно соединить с математикой. А если занятие по СБО, где разучиваются колыбельные песни, соединить с уроком музыки, то оно станет незабываемым для учеников.

Интегрированные уроки очень нравятся подросткам, так как всегда содержат игровые моменты. Конечно, такие уроки требуют большой подготовки, и, как показывает опыт, учащиеся гораздо лучше усваивают в игре знания, которые им необходимы в самостоятельной жизни. К тому же, они высвобождают время для практической отработки полученных навыков.

Оправдывает себя и применение компьютерных игр, например, при изучении правил дорожного движения или при изучении темы «Одежда». Но они не должны применяться слишком часто, хотя дети их очень любят. Поиграть в интерактивную компьютерную игру можно на дополнительном занятии.

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) подразумевается комплекс знаний и умений, непосредственно связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в различных социально-бытовых ситуациях. В своем общем смысле социально-бытовая ориентировка предполагает умение самостоятельно строить свое поведение во всех жизненных ситуациях вне рамок учебной или профессиональной (трудовой) деятельности.

Особо важное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации детей с ограниченными возможностями, в том числе и с нарушением интеллекта.

В 90-е гг. XX века произошло переосмысление парадигмы специального образования под влиянием новых ценностных ориентации общества и государства, нового понимания прав ребенка, новой законодательной базы. В настоящее время лица с проблемами развития получили право на обучение и воспитание, на равные возможности участия в производственной и общественной деятельности. Эти права гарантируются международным сообществом и закреплены рядом специальных документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация социального прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция профессиональной реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

Основной недостаток в воспитании и обучении аномальных детей выдающийся отечественный психолог Л.С. Выготский объяснял неумением педагога видеть в дефекте его социальной сущности. Он писал: «Всякий телесный недостаток — будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие — не только изменяет отношение человека к миру, но, прежде всего, сказывается на отношениях с людьми. Органический дефект или порок реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих, перерождение общественных связей, смешение всех систем поведения».

Интеллектуальная недостаточность, наряду с традиционным комплексом отставаний в развитии ребенка, обязательно означает серьёзное ослабление умения приспосабливаться к социальным требованиям общества . Критерий «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех многообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для коррекции этих трудностей и предназначены специальные курсы по социально-бытовой ориентировке.

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как специальный вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

Занятия по курсу СБО направлены на:

  • накопление социально-эмоционального опыта, систематизацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие навыков межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара подростка и позитивное программирование его будущего.

Таким образом, курс СБО направлен на элементарную абилитацию, что предполагает овладение учащимися знаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, в первую очередь, через обучение детей рациональным приемам и способам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того или иного конкретного дефекта.

Социально-бытовая ориентировка у детей с нарушениями зрения

Значительное снижение зрения или его полное отсутствие накладывает специфические особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми навыками не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубокого дефекта зрения.

Недооценка значения знаний, навыков и умений, позволяющих человеку быть независимым в быту, отрицательно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих детей. Проживая длительное время в условиях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, впрочем, и зрячие) лишены возможности полноценно включаться в жизнь, протекающую вне стен школы. Дети отдалены от непосредственного приготовления пищи, ухода за одеждой, от целого ряда мелочей быта, составляющих уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить необходимых знаний и умений, которые позволили бы им самостоятельно организовать свой быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся дома, то во многих семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не способствует выработке у них навыков, необходимых для самостоятельной жизни.

Нарушение зрения отрицательно сказывается на спонтанном формировании у детей навыков практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большом пространстве, с нормами поведения в общения в семье, в школе, в общественных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих детей им необходимы специальные занятия, направленные на элементарную абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация предполагает формирование специальных знаний, навыков и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в условиях глубокого нарушения зрения.

Учебными планами школ для детей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, а также на формирование рациональных способов познания окружающего мира, ориентировки и жизни в нем.

Главная цель курса СБО в начальной школе — помочь ребенку с глубоким нарушением зрения адаптироваться к школьной жизни, активно включиться в нее, сформировать у ребенка первоначальные, но адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает достаточно комфортной жизнь ребенка в школе, повышает его статус в семье, обогащает его знаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны создать прочную базу для полноценной самостоятельной жизни после окончания школы.

Назначение занятий по СБО с учащимися начальных классов выражается в следующих задачах :

  • восполнить пробелы дошкольного, как правило, домашнего воспитания детей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и знания о предметах домашнего обихода, которыми необходимо пользоваться в быту, их назначении и правилах обращения с ними;
  • выработать навыки обращения с предметами, используемыми в быту;
  • сформировать навыки культуры поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с различными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • научить правилам поведения в общественных местах, в различных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, внешностью, научить детей вступать в общение с различными людьми в различных ситуациях.

Программа курса СБО включает следующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

Изучение программного материала призвано способствовать расширению у детей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, а также к организациям, предприятиям и учреждениям ближайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта включает в себя усвоение точного названия, назначения, правил обращения с этими предметами, а также выработку необходимых рациональных, правильных навыков использования этих предметов по назначению.

По мере взросления ребенка расширяется число новых социальных ситуаций, в которых он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко возрастает круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

Знакомство с миром общения и человеческих отношений призвано способствовать усвоению правил поведения в повседневной жизни и в общественных местах, выработке навыков общения со сверстниками и взрослыми с нормальным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о различных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

В обучении выделяется два направления .

  • Первое из них включает формирование у детей тех навыков, которые необходимы в повседневной жизни, в первую очередь в условиях школы-интерната. Одновременно формируются навыки обращения с различными предметами быта, формирования навыков культуры поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением множества ежедневных дел с минимальной посторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели — овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление включает в себя ознакомление детей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание культуры поведения в школе, в семье, в общественных местах, формирование навыков общения.

Специальные знания, умения и навыки необходимы слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий без зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения или слабовидения с таким визуальным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Специальный навык предполагает достаточно эстетичное, точное и быстрое выполнение практического действия. Овладение комплексом таких навыков позволяет незрячим и слабовидящим в какой-то степени, а некоторых случаях и во многом, компенсировать полную или частичную утрату зрения.

В результате занятий по СБО уже к окончанию начальной школы у незрячих и слабовидящих учащихся желательно сформировать осознанное стремление познавать рациональные для них способы и приемы, овладевать ими и применять на практике.

Источники и дополнительная информация:

  • lib.ua-ru.net — Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации подростка с нарушением интеллекта: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (бесплатно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru — Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке детей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru — интегрированный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am — коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса специальных (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате.doc, 32.0 Кб).

Человек – существо общественное, или – выражаясь по-научному – социальное. Необходимость выживания в сообществе себе подобных сформировала Homo Sapiens как вид, развитие каждого индивида в условиях социума делает человека тем, что называется личностью.

Живя среди людей, человек постоянно оказывается в различных ситуациях общения, каждая из которых предъявляет свои требования – например, с начальником нельзя общаться так, как с собственной женой, а с отцом – так, как с сыном. Нужно не только подчиняться «неписанным» законам» общения, но и понимать, чего от нас хотят окружающие, «читать» их эмоциональное состояние. Нужно подчиняться требованиям, предъявляемым к «предметному миру» – содержать себя в чистоте, одеваться сообразно обстоятельствам. Наконец, нужно правильно интерпретировать информацию об окружающем мире и пользоваться ею.

Весь этот комплекс умений и знаний и входит в понятие социально-бытовой ориентировки, которая подразумевает способность человека самостоятельно организовывать свое поведение и общение в разнообразных обстоятельствах. Подобная способность от рождения человеку не дается – даны лишь ее предпосылки в виде органов чувств и достаточно развитого мозга, присущего нашему виду, сами же знания и навыки человек приобретает, живя среди людей. Чтобы понять, как это приобретается (или не прибретается), мы можем вспомнить о печальной судьбе «детей-маугли» - вот у этих людей социально-бытовой ориентировки не было и в помине.

Основным «проводником» социально-бытовой ориентировки становятся родители (а если родителей нет – люди, заменяющие их, и с этой точки зрения в лучшем положении находятся те дети, которые растут хоть и без родителей, но все-таки в семье – например, с дедушкой и бабушкой, тетей и дядей, или с усыновителями, в условиях детдома может возникнуть больше проблем в плане развития социально-бытовой ориентировки – по той простой причине, что условия заведения интернатного типа не очень-то напоминают те, в каких обычно протекает жизнь взрослых людей).

Родители – во всяком случае, те из них, которые не получали специального педагогического или психологического образования – могут и не знать такого термина, они всего лишь «естественным путем» передают детям те навыки поведения в обществе, которые когда-то усвоили сами: учат ребенка пользоваться ложкой и вилкой, чистить зубы, переходить улицу, объясняют, как вести себя в гостях и т.п., особо не задумываясь, что они при этом что-то формируют и развивают.

Иная ситуация возникает, если речь идет о ребенке-инвалиде. В особенности это касается тех детей, чья инвалидность затрагивает главные «информационные каналы» человека – зрение или слух – или же психику. «Органический дефект... реализуется как социальное ненормальное поведение, ... происходит социальный вывих», – отмечает известный психолог Л.С.Выготский.

Чтобы «социального вывиха» не происходило, чтобы люди, обиженные природой могли жить более или менее полноценной жизнью, в коррекционных школах проводят специальные уроки по социально-бытовой ориентировке. Впрочем, дело не сводится к занятиям – развитием способности к социально-бытовой ориентировке пронизано все пребывание детей в подобных заведениях, да и родителям педагоги дают советы, как вести себя с детьми дома, чтобы они приспосабливались к жизни среди здоровых людей.

Под социально-бытовой ориентировкой (СБО) предполагается комплекс познаний и умений, прямо связанный с организацией собственного поведения и общения с окружающими людьми в разных социально-бытовых ситуациях. В собственном общем смысле социально-бытовая ориентировка подразумевает умение без помощи других возводить свое поведение во всех актуальных ситуациях вне рамок учебной либо проф (трудовой) деятельности.

Особо принципиальное значение имеет социально-бытовая ориентировка в процессе социализации малышей с ограниченными способностями, в том числе и с нарушением ума.

В 90-е гг. XX века вышло переосмысление парадигмы специального образования под воздействием новых ценностных ориентации общества и страны, нового осознания прав малыша, новейшей законодательной базы. В текущее время лица с неуввязками развития получили право на обучение и воспитание, на равные способности роли в производственной и публичной деятельности. Эти права гарантируются интернациональным обществом и закреплены рядом особых документов: «Декларация прав ребенка» (1969), «Конвенция по правам детей» (1989), «Декларация общественного прогресса и развития» (1969), «Декларация прав инвалидов» (1975), «Конвенция проф реабилитации и занятости инвалидов» (1983), закон РФ «Об образовании» (1996) и др.

Основной недочет в воспитании и обучении не нормальных малышей выдающийся российский психолог Л.С. Выготский разъяснял неумением преподавателя видеть в недостатке его социальной сути. Он писал: «Всякий телесный недочет - будь то слепота, глухота либо прирожденное полоумие - не только лишь изменяет отношение человека к миру, однако, сначала, сказывается на отношениях с людьми. Органический недостаток либо порок реализуется как соц ненормальное поведение, ... происходит соц вывих, перерождение публичных связей, смешение всех систем поведения».

Умственная дефицитность, вместе с обычным комплексом отставаний в развитии малыша, непременно значит серьёзное ослабление умения адаптироваться к соц требованиям общества . Аспект «значительные трудности в процессе социализации и социальной адаптации» выделяется в качестве общих для всех разнообразных патологических состояний, определяемых термином «умственная отсталость». Для корректировки этих проблем и предусмотрены особые курсы по социально-бытовой ориентировке.

Для совершенствования системы обучения с 1981 г. в учебный план вспомогательной школы был введен предмет «Социально-бытовая ориентировка» как особый вид коррекционных занятий, имеющих практическую направленность.

Занятия по курсу СБО ориентированы на:

  • скопление социально-эмоционального опыта, классификацию внутреннего мира, регуляцию поведения;
  • развитие способностей межличностного взаимодействия;
  • расширение ролевого репертуара ребенка и положительное программирование его грядущего.
  • Следовательно, курс СБО ориентирован на простую абилитацию, что подразумевает овладение учащимися познаниями и умениями, обеспечивающими личную самостоятельность в школе и в кругу семьи, достигается это, прежде всего, через обучение малышей оптимальным приемам и методам социально-бытовой ориентировки с учётом особенностей того либо другого определенного недостатка.

    Социально-бытовая ориентировка у малышей с нарушениями зрения

    Существенное понижение зрения либо его полное отсутствие накладывает специальные особенности на ориентировку человека в бытовой и социальной сферах жизни. Овладение необходимыми способностями не может формироваться у слепых и слабовидящих по подражанию ввиду глубочайшего недостатка зрения.

    Недооценка значения познаний, способностей и умений, позволяющих человеку быть независящим в быту, негативно сказывается на всей жизни учащихся и выпускников школ для слепых и слабовидящих малышей. Проживая долгое время в критериях школы-интерната, слепые и слабовидящие дети (как, вобщем, и зрячие) лишены способности всеполноценно включаться в жизнь, протекающую вне стенок школы. Дети отдалены от конкретного изготовления еды, ухода за одежкой, от целого ряда мелочей быта, частей уклад жизни современной семьи. И главное, дети выключены из сферы жизни зрячих людей. Они не могут получить нужных познаний и умений, которые позволили бы им без помощи других устроить собственный быт вне школы-интерната. Даже когда дети-инвалиды по зрению находятся обители, то в почти всех семьях они содержатся под очень большой опекой, что ни в коей мере не содействует выработке у их способностей, нужных для самостоятельной жизни.

    Нарушение зрения негативно сказывается на спонтанном формировании у малышей способностей практической деятельности, связанной с оперированием предметами быта, с ориентировкой в малом и большенном пространстве, с нормами поведения в общения в родне, в школе, в публичных местах. Для преодоления негативных последствий в области социально-бытовой ориентировки слепых и слабовидящих малышей им нужны особые занятия, направленные на простую абилитацию учащихся в вопросах СБО. Такая абилитация подразумевает формирование особых познаний, способностей и умений, обеспечивающих самостоятельность в быту в критериях глубочайшего нарушения зрения.

    Учебными планами школ для малышей с нарушением зрения предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление вторичных отклонений в развитии учащихся, также на формирование оптимальных методов зания мира вокруг нас, ориентировки и жизни в нем.

    Основная цель курса СБО в младшей школе - посодействовать ребенку с глубочайшим нарушением зрения приспособиться к школьной жизни, интенсивно включиться в нее, сформировать у малыша начальные, однако адекватные представления о бытовой и социальной сферах жизни человечка. Достижение этих целей делает довольно комфортабельной жизнь малыша в школе, увеличивает его статус в родне, обогащает его познаниями и умениями, которые позволяют расширить круг общения и доступных видов предметно-практической деятельности. В средней школе занятия по СБО призваны сделать крепкую базу для настоящей самостоятельной жизни после окончания школы.

    Предназначение занятий по СБО с учащимися исходных классов выражается в последующих задачках :

  • восполнить пробелы дошкольного, чаше всего, домашнего воспитания малышей по вопросам социально-бытовой ориентировки;
  • дать правильные представления и познания о предметах домашнего обихода, которыми нужно воспользоваться в быту, их предназначении и правилах воззвания с ними;
  • выработать способности воззвания с предметами, применяемыми в быту;
  • сформировать способности цивилизации поведения в быту, в среде зрячих людей;
  • познакомить с разными службами быта, учреждениями и организациями, в которые они могут обратиться;
  • обучить правилам поведения в публичных местах, в разных службах быта и учреждениях;
  • выработать приемы самоконтроля за своим поведением, наружностью, обучить малышей вступать в общение с разными людьми в разных ситуациях.
  • Программка курса СБО включает последующие разделы: «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Семья», «Культура поведения», «Жилище», «Транспорт», «Торговля», «Медицинская помощь».

    Исследование программного материала призвано содействовать расширению у малышей круга понятий и представлений, относящихся к личной гигиене, самообслуживанию, предметам быта, бытовому труду, морально-этическим нормам поведения, также к организациям, компаниям и учреждениям наиблежайшего окружения школы. Ознакомление учащихся с предметами быта содержит в себе усвоение четкого наименования, предназначения, правил воззвания с этими предметами, также выработку нужных оптимальных, правильных способностей использования этих предметов по предназначению.

    По мере взросления малыша расширяется число новых соц ситуаций, в каких он оказывается, углубляется общение со сверстниками и взрослыми. Резко растет круг предметов, с которыми ребенку приходится иметь дело. Содержание обучения по курсу СБО от класса к классу расширяется и усложняется.

    Знакомство с миром общения и человечьих отношений призвано содействовать усвоению правил поведения в ежедневной жизни и в публичных местах, выработке способностей общения со сверстниками и взрослыми с обычным зрением и нарушенным; формированию правильных представлений о разных службах и учреждениях и умений обращаться к их услугам.

    В обучении выделяется два направления .

  • 1-ое из их включает формирование у малышей тех способностей, которые нужны в ежедневной жизни, прежде всего в критериях школы-интерната. Вместе с этим формируются способности воззвания с разными предметами быта, формирования способностей цивилизации поведения в быту («физической независимости», связанной с выполнением огромного количества каждодневных дел с малой сторонней помощью).
  • Другое направление связано с достижением более отдаленной цели - овладение теми познаниями и умениями, которые потребуются детям в их самостоятельной жизни. Это направление содержит в себе ознакомление малышей со сферой социально-бытовой деятельности человека (службами, учреждениями и организациями), воспитание цивилизации поведения в школе, в родне, в публичных местах, формирование способностей общения.
  • Особые познания, умения и способности нужны слепым слабовидящим для выполнения определенных практических действий в отсутствие зрительного контроля, а при наличии остаточного зрения либо слабовидения с подобным зрительным контролем, который не приводил бы к зрительным перегрузкам. Особый навык подразумевает довольно эстетичное, четкое и резвое выполнение практического действия. Овладение комплексом подобных способностей позволяет слепым и слабовидящим в некий степени, а неких случаях и почти во всем, восполнить полную либо частичную утрату зрения.

    В итоге занятий по СБО уже к окончанию исходной школы у слепых и слабовидящих учащихся лучше сформировать осознанное рвение узнавать оптимальные для их методы и приемы, овладевать ими и использовать на практике.

  • lib.ua-ru.net - Андросова Г.Л. Курс «Социально-бытовая ориентировка» как педагогическое средство социализации ребенка с нарушением ума: Дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2003. 214 с. (безвозмездно доступны оглавление и введение к работе);
  • pedlib.ru - Денискина В.З. Особенности обучения социально-бытовой ориентировке малышей с нарушением зрения. Уфа: Изд-во Филиала МГОПУ им. М.А. Шолохова в г. Уфе, 2004. 62 с.;
  • festival.1september.ru - встроенный урок социально-бытовой ориентировки и развития слухового восприятия по теме «Трудоустройство»;
  • shcolla.do.am - коррекционное занятие по социально-бытовой ориентировке для 3 класса особых (коррекционных) классов IV вида по теме «День рождения» (в формате.doc, 32.0 Кб).
  • Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений, могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
    Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность. Иногда значительная помощь им нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
    Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Трудности понимания отчетливо проявляются при чтении текстов. Восприятие содержания у них носит фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысловой канвы прочитанного. Нередко содержание текста понимается искаженно. При изложении выученного текста учащиеся затрудняются отграничить новые сведения от имевшихся у них в прошлом опыте, не умеют отделить существенное от второстепенного. Кроме того, страдают полнота, точность и последовательность воспроизведения, наблюдаются привнесения. Эти недостатки связаны с особенностями запоминания, низкой способностью учащихся к анализу и обобщению, неумением устанавливать причинно-следственные зависимости.
    Организация учителем предметно-практической деятельности, использование наглядных средств обучения оказываются для них недостаточными. Наблюдая изменения множеств, величин, выполняя материализованные действия, учащиеся их полностью не осознают. Связи, отношения, причинно-следственные зависимости самостоятельно ими не осмысливаются. Детей затрудняет оценка количественных изменений (больше, меньше) , тем более перевод их на язык математики (запись арифметических действий). Все свои усилия дети направляют на запоминание того, что сообщает учитель. Они удерживают в памяти отдельные факты, требования, рекомендации к выполнению заданий, но так как запоминание происходит без должного осмысления, дети нарушают логику рассуждений, последовательность умственных и даже реальных действий, смешивают существенные и несущественные признаки математических явлений. Знания их лишены взаимосвязи, происходит разрыв между реальными действиями и их математическим выражением. Особенно трудно такие дети усваивают отвлеченные выводы, обобщенные сведения. Им почти недоступен обратный ход рассуждений.
    При решении задач ученики исходят из несущественных признаков, опираются на отдельные слова и выражения. Если в тексте нет, например, знакомых слов всего, стало , это сбивает их, и они из-за отсутствия привычных формулировок не могут решить простой задачи.
    Учащиеся с большим трудом запоминают математические правила часто потому, что не понимают их, за словами, которые они пытаются заучить, нет реальных представлений. Например, старшеклассники, отнесенные к этой группе, долго не могут понять и запомнить правило на замену смешанного числа неправильной дробью, потому что не понимают структуру смешанного числа, не могут последовательно представить операции с его элементами. Отсутствие четких реальных представлений, которые бы стояли за выученными словами, неумение отграничивать главное от второстепенного приводят к тому, что правила используются формально, часто по одному какому-нибудь признаку, без учета конкретных условий. Кроме того, школьникам трудно применить, казалось бы, хорошо выученный материал на других уроках. Например, зная таблицу умножения, они затрудняются использовать ее при осуществлении подсчетов на занятиях по социально-бытовой ориентировке.
    Забывание у этих школьников протекает интенсивно, особенно тех сведений, которые имеют отвлеченный характер. Забываются формулировки правил, определения, выводы, пояснения к решению арифметических задач. Дети испытывают большие трудности в построении фраз с использованием математической терминологии. При выполнении математических заданий ученики действуют импульсивно, никогда не выдвигают предположений о ходе своей работы, не испытывают потребности в осуществлении самоконтроля. За время обучения во вспомогательной школе они могут не овладеть приемами отвлеченного счета, будут всегда нуждаться в материализации умственных действий.
    В трудовом обучении ученики этой группы испытывают значительные затруднения при ориентировке в задании и планировании, что проявляется в большом количестве ошибок при изготовлении новых изделий; в основном это ошибки на взаиморасположение деталей, несоблюдение заданных размеров.
    Перечисленные ошибки возникают из-за того, что на этапе ориентировки в задании в сознании детей не формируется полный и точный образ конечного результата работы. Об этом говорят те факты, что учащиеся не замечают ошибок в своем изделии или выполненной работе, так как контролируют себя на основе искаженного или неполного образа предмета, сформированного во время предварительной ориентировки.
    У этих детей нарушен процесс формирования программы деятельности, что проявляется в значительных трудностях планирования предстоящих трудовых действий. Им сложно определить логику изготовления предмета, у них страдает полнота и последовательность планов. В их собственных планах наблюдаются пропуски, перестановки. План, составленный с помощью учителя, не осознается ими до конца, поэтому в ходе работы наблюдаются отступления от него, что ведет к ошибкам. Например, четвероклассникам нужно запомнить порядок разметки (перенос точки – центра расположения детали с образца на выполняемую деталь). План разметки состоит из пяти последовательно выполняемых приемов. Запомнить его можно только в случае осознания необходимости каждого «шага» (приема). О затруднениях в запоминании и осмыслении логики действий говорят следующие факты: приемы выполняются детьми формально, наблюдаются перестановки и пропуски операций. Характерно также и то, что такие дети с трудом усваивают технические и технологические знания, при их воспроизведении называют несущественные детали, путают терминологию. Затрудняются в задании сгруппировать хорошо известные предметы по тому или иному признаку, например инструменты по их назначению. Отчетливо проявляются сложности в осуществлении общетрудовых умений при выполнении нового изделия. Так, анализируя новый объект, ученики называют меньше характеристик, чем они это делали ранее, не указывают особенности конструкции изделий, при планировании пропускают операции, повторяют уже названные. В ряде случаев проявляется тенденция к неадекватному переносу.
    К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, в постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой школы.
    Ученики данной группы овладевают в основном первоначальными навыками чтения и письма, но допускают много ошибок. Особенно их затрудняет усвоение правил правописания, которые они не могут использовать на практике, а также понимание читаемого. Школьники с трудом понимают не только сложные тексты с пропущенными звеньями, причинно-следственными связями и отношениями, но и простые, с несложным сюжетом. Связная устная и письменная речь формируется у них медленно, отличается фрагментарностью, значительным искажением смысла. Выполнять вычисления они могут более успешно только с помощью конкретного материала. Дети этой группы не понимают смысла арифметических действий (вычитания, умножения, деления), при решении задачи не осмысливают предложенной в ней ситуации, поэтому их вопросы не соответствуют действию, сам вопрос может быть ошибочен. Для таких детей характерно построение вопроса с включением ответа или части условия. Особые трудности испытывают ученики при решении задач на деление по содержанию. При условии многократного повторения приемов работы и использования конкретного материала эти учащиеся могут быть обучены выполнению всех четырех арифметических действий и решению простых задач с небольшими числами.
    На уроках социальной адаптации у учащихся этой группы тоже проявляется значительное отставание от одноклассников. Низкий уровень их возможностей проявляется в первую очередь при планировании и выполнении практических работ, в неадекватном переносе ранее известного в новые условия. Так, ученики составляют план и выполняют не предъявляемое задание, а то, которое выполняли на предыдущих уроках. Первоначальное искаженное представление о выполнении задания преодолевается после неоднократной помощи учителя.
    Давая устную характеристику объекта, ученики не соблюдают последовательность анализа, могут назвать несущественные признаки, не указывают пространственных характеристик изделия. Их затрудняет планирование, в составленных же планах трудно обнаружить какой-либо замысел. В ходе практической деятельности ученики не могут найти верного решения. Даже если они понимают, что работа не получается, часто наблюдается «застревание» на одних и тех же действиях. В предметно-операционных планах и технологических картах они разбираются только с помощью учителя, далеко не всегда руководствуются ими во время выполнения изделий. Наблюдения за деятельностью детей этой группы на уроках труда показывают, что они не могут полностью усвоить программный материал.
    Отнесение детей к той или иной из перечисленных выше четырех групп не является стабильным. Под влиянием корригирующего обучения учащиеся развиваются и могут переходить в группу выше или занять более благополучное положение внутри группы. Все ученики специальной (коррекционной) школы VIII вида выделенных четырех групп нуждаются в дифференцированном подходе в процессе фронтального обучения. Достаточно успешное продвижение учащихся I и II групп позволяет для решения некоторых задач обучения на разных предметах объединить их в одну группу. Эти школьники понимают фронтальное объяснение, обладают определенной самостоятельностью при выполнении заданий, могут сами или с незначительной помощью осуществлять перенос имеющихся знаний и умений.
    Учитель должен знать возможности каждого ученика, чтобы подготовить его к усвоению нового материала, правильно отобрать и объяснить материал, помочь учащимся его усвоить и применить с большей или меньшей степенью самостоятельности на практике. С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание учителю следует уделять продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала. Успех в обучении не может быть достигнут без учета имеющихся у умственно отсталых школьников специфических психофизических нарушений, проявления которых затрудняют овладение ими знаниями, умениями и навыками даже в условиях специального образования.

    Раздел 2
    Дидактические и методические основы обучения умственно отсталых детей социально-бытовой ориентировке в условиях специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

    1. Задачи и принципы обучения социально-бытовой ориентировке

    С пециальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида ставит перед учителем-дефектологом три основные задачи:

    ♦ дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду;
    ♦ воспитать у них положительные личностные качества (честность, правдивость, доброжелательность к окружающим, любовь и уважение к труду);
    ♦ скорригировать имеющиеся у них дефекты и таким образом подготовить их к социальной адаптации, к жизни среди нормальных людей.
    Процесс обучения и воспитания, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социальной адаптации умственно отсталых школьников. Изучение, обобщение и использование опыта педагогической работы школ на современном этапе позволяет направлять учебно-воспитательный процесс в русло решения значимых социально-педагогических задач, стоящих перед педагогической наукой и современной школой.
    Одним из предметов, на котором решаются социальные задачи, является СБО социально-бытовая ориентировка. Это специальные коррекционные занятия, направленные на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение общего развития. Занятия помогают развивать и совершенствовать у учащихся навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающей среде. Школьники получают элементарные экономические знания (стоимость товаров и услуг, бюджет семьи и т.д.). На занятиях они получают информацию и навыки пользования услугами различных организаций, учреждений, предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта и медицинской помощи.
    Неотъемлемая часть занятий – формирование морально-этических норм поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях. Обязательно присутствие на занятиях моментов эстетического воспитания: развитие чувства прекрасного, художественного вкуса, развитие умения видеть красивое во внешнем виде, в организации быта.
    Опыт работы специальных (коррекционных) школ VIII вида в достаточной мере показывает, что задача подготовки умственно отсталых к самостоятельной жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих из психофизических особенностей учащихся. Поэтому и занятия СБО требуют учета специфики работы с умственно отсталыми детьми.
    Еще в 1924 г. в статье «К психологии и педагогике детской дефективности» Л.С. Выготский критиковал концепцию антисоциальности умственно отсталых детей. Существовавшая в то время практика обучения и воспитания детей в специальных школах ориентировалась только на дефектные стороны своих учеников, усиливая тем самым их особенности, и не учитывала общесоциальные задачи воспитания детей и то сохранное, что может послужить основой их социального приспособления. Исключение этих людей из сферы производительного труда внутри общества еще более усугубляет недостатки их развития. Следовательно, помочь личности активно включиться в социальную среду, в общественный труд – одна из главных задач обучения и воспитания умственно отсталых детей.
    Первоочередная цель СБО – формирование знаний, умений, навыков, направленных на социальную адаптацию выпускников специальных (коррекционных) учреждений, повышение уровня общего развития учащихся и их всесторонняя подготовка к ведущей самостоятельной жизнедеятельности.
    В качестве ведущих можно выделить следующие задачи предмета СБО:
    ♦ каждому ученику специального (коррекционного) учреждения независимо от клинического диагноза необходимо получить полное представление по курсу СБО для дальнейшей адаптации, реабилитации и абилитации;
    ♦ реализовать методы интегрирующего обучения, предусматривающие комплексное изучение данного предмета как коррекционного;
    ♦ систематизировать, формировать и совершенствовать у детей необходимые им навыки общественно полезного и самообслуживающего труда;
    ♦ организовать и использовать бригадные формы обучения во всех видах практических занятий, экскурсиях, тренировочных упражнениях, межпредметных связях;
    ♦ учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, подходить к учащимся дифференцированно, принимая во внимание не только своеобразие их развития, но и возможности овладения учебным материалом и трудовыми умениями и навыками.
    Общесоциальные и коррекционные задачи обучения и воспитания умственно отсталых детей определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
    Под дидактическими принципами понимаются основные положения, которыми руководствуются в деле обучения подрастающего поколения и подготовки его к активному участию в жизни общества.
    Суть этих принципов состоит в том, что в педагогической практике они выполняют роль ориентиров, направляющих деятельность педагогов на достижение целей воспитания и обучения учащихся.
    Дидактические принципы являются универсальными для всех учебных предметов, на всех уровнях педагогической работы.
    Положительный эффект в воспитании и обучении учащихся может быть достигнут при проведении уроков социально-бытовой ориентировки с использованием следующих принципов:
    ♦ воспитывающей и развивающей направленности обучения;
    ♦ систематичности и последовательности;
    ♦ связи обучения с жизнью;
    ♦ коррекции в обучении;
    ♦ наглядности;
    ♦ сознательности и активности учащихся;
    ♦ индивидуального и дифференцированного подхода;
    ♦ прочности знаний, умений и навыков.
    Воспитывающая направленность обучения состоит в формировании у школьников нравственных представлений и понятий, адекватных способов поведения в обществе. Социально-бытовая ориентировка – это один из предметов, который особенно ярко способствует воспитывающей направленности обучения умственно отсталых учеников. Чтобы подготовить их к самостоятельной жизни и труду, необходимы продуманная и четкая организация, высокий методический уровень проведения занятий по социально-бытовой ориентировке, хорошая оснащенность кабинета и соответствующая подготовка учителей.
    Развивающий характер обучения в специальной (коррекционной) школе VIII вида состоит в содействии общему психическому и физическому развитию учащихся. Хотя обучение в подобных школах и носит коррекционно-развивающий характер, следует отличать развивающую направленность от коррекционной направленности.
    В процессе коррекции всегда происходит развитие умственно отсталого ребенка, однако не всегда развитие связано с коррекцией. Для развития умственно отсталых детей необходимо обучение их в специальной (коррекционной) школе VIII вида, необходимы условия, учитывающие их психофизические возможности.
    Воспитывающая и коррекционно-развивающая направленность пронизывают весь учебный процесс.
    Несмотря на элементарный уровень знаний, который необходимо усвоить умственно отсталым школьникам, он должен быть научным и соответствовать объективным научным теориям, фактам, законам.
    Принцип научности тесно связан с принципом доступности , который предполагает построение обучения умственно отсталых школьников на уровне их реальных возможностей. Как известно, учебные возможности учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида весьма различны. Это объясняется неоднородностью и различной степенью проявления основного и сопутствующего дефектов. Поэтому принцип доступности здесь имеет некоторое своеобразие: с одной стороны, предполагается неодинаковая степень усвоения программного материала учащимися, с другой – определяется необходимость дифференциации их в обучении с целью повышения уровня усвоения программного материала. Известно, что использование наиболее удачной методической системы может сделать доступным сравнительно сложный для умственно отсталых школьников учебный материал.
    Для учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида характерны неточность, неполнота и фрагментарность усвоенных знаний, определенные трудности при их воспроизведении и использовании в практической деятельности. Знания, которые ученики приобретают в школе, должны быть приведены в определенную логическую систему для того, чтобы можно было ими пользоваться, а значит более успешно применять на практике. В этом и заключается сущность принципа систематичности и последовательности .
    Необходимы такой подбор и расположение учебного материала, когда между составными его частями существует логическая связь, когда последующий материал опирается на предыдущий, пройденное подготавливает учащихся к усвоению нового.
    Особенностям умственно отсталых учащихся соответствует линейно-концентрическое расположение учебного материала, т.е. одни и те же разделы сначала изучаются в элементарном виде, а через некоторое время, обычно в следующем классе, то же самое рассматривается значительно шире, с привлечением новых сведений.
    Систематичность предполагает преемственность в процессе обучения: обучение в старших классах строится на прочном фундаменте, который закладывается в младших. Исходя из принципа систематичности и последовательности, переходить к изучению нового учебного материала можно только после того, как ученики усвоят тот, который прорабатывается в данное время.
    Принцип связи обучения с жизнью , как ни один другой, находит свое отражение на занятиях социально-бытовой ориентировки и указывает на влияние общественной среды на процесс обучения и воспитания. Специальные (коррекционные) учреждения VIII вида – это в основном учреждения интернатного типа, и в них существует потенциальная опасность определенного обособления детей от окружающей жизни. Насколько глубоко и как методически верно осуществлялся принцип связи обучения с жизнью в школе, настолько успешной будет их социальная адаптация.
    Обучение в специальной (коррекционной) школе VIII вида имеет решающее значение для умственно отсталых детей, а главное – для их реабилитации в обществе. Наибольшего эффекта в их развитии можно достичь в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции . Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития умственно отсталых детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. К сожалению, этот процесс протекает достаточно медленно и неравномерно, что вызывает определенные трудности в работе учителя.
    Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности учащихся при выполнении учебных и трудовых заданий. Они должны научиться самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению задания, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать вывод о качестве работы.
    Кроме общей коррекции проводится работа и по коррекции индивидуальной, поскольку основной дефект у умственно отсталых детей проявляется неодинаково и сопровождается сопутствующими отклонениями разной степени. Выявив затруднения, испытываемые учениками в обучении, а также их причины, учитель разрабатывает меры индивидуальной коррекции.
    Привлечение различных наглядных средств в процессе усвоения учащимися знаний и формирования у них различных умений и навыков предусматривает принцип наглядности . Сущность этого принципа – в обогащении учащихся чувственным познавательным опытом, делающим более доступным овладение абстрактными понятиями. Учитель всегда обязан помнить, что обучение должно быть наглядным в той мере, которая необходима для сознательного усвоения учащимися знаний и навыков, опирающихся на живые образы предметов и явлений. Учитывая особенности умственно отсталых учащихся (нарушение процессов обобщения и отвлечения, затруднения в выделении главных признаков предмета, отсутствие в речи необходимых для характеристики наблюдаемых объектов языковых средств), наглядные пособия должны быть с характерными признаками объекта и без дополнительных несущественных деталей, простыми для восприятия, с четкими и понятными надписями.
    Реализация принципа наглядности в специальной (коррекционной) школе VIII вида осуществляется по этапам:
    ♦ обогащение чувственного познавательного опыта, способствующего развитию умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений, отражая их в речи;