Конспект занятия в средней группе "дружба начинается с улыбки". Конспект открытого занятия «Мы в мире, дружбе будем жить» (поликультура)

Современное общество заинтересовано в воспитании высокоразвитой неповторимой личности. Умение справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других людей, приходить на помощь, сочувствовать и сопереживать другим людям – вот те необходимые качества, которые необходимо заложить в раннем возрасте. Я считаю, что малышей нужно учить дружить. Понятие дружбы очень обширное. Замечено, что умственное, психическое, социальное, эмоциональное и даже физическое развитие ребенка тесно связано с тем, как складываются его отношения с друзьями. Настоящая дружба – это целый мир, полный тайн и секретов, выдумок и проказ, радостей и, увы, огорчений тоже. Ведь без мелких ссор и обид не обходятся ни одни человеческие отношения.

В младшем дошкольном возрасте отношения дружбы наиболее реализуются в контексте игры. Основным содержанием развития дружбы в этом возрасте является формирование стойкой привязанности к сверстнику с участием эмоциональных и личностных компонентов. Возникновение и развитие дружбы может рассматриваться в качестве одного из звеньев, обеспечивающих целостность развития эмоционально-личностной сферы.

Общение в процессе игр и занятий само по себе вызывает определенные личные отношения. Дошкольный возраст – период формирования начальных представлений о дружбе и зарождении дружеских взаимоотношений. Основа гуманного отношения к людям – способность к сопереживанию, к сочувствию проявляется в разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости как свои.

Цель:

  1. Углублять представление детей о доброте как о ценном, неотъемлемом качестве человека;
  2. Учить детей размышлять над нравственной сутью поступков;
  3. Формировать у детей положительное отношение к себе и к окружающим; совершенствовать коммуникативные навыки;
  4. Развивать социальные чувства, взаимопомощь; развитие навыков межвозрастного общения;
  5. Побуждать к осмыслению общечеловеческих ценностей и осознанию собственной внутренней позиции; воспитывать справедливое отношение друг к другу и стремление не обижать друг друга.

Материал: Музыкальный центр, аудиозаписи песен: музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”, музыка В.Шаинского сл. М.Пляцковского “Улыбка”, музыка Е Крылатова сл. Ю.Яковлева “Колыбельная медведицы”; музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Настоящий друг”; оборудование для препятствий, (кубики, обручи), бумага, цветные карандаши, гуашь.

Краткое описание: проводится с детьми средней и старшей группы беседа о дружбе, играют в игры, рисуют.

Ход занятия

Дети приглашаются в музыкальный зал под музыку и занимают удобные для них места.

(звучит музыка Б. Савельева, сл. М. Пляцковского “Если добрый ты”).

В музыкальном зале находятся пуфики и стулья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите как сегодня много у нас гостей.

Дети здороваются.

Первый ребенок читает стихотворение:

Здравствуйте, ребятишки!
Девчонки и мальчишки
Мы веселые ребята:
Наш садик “Алтынчеч”
Приглашает вас сегодня
С нами вместе поиграть.

Звучит аудиозапись песни “Настоящий друг”.

Воспитатель: Я не случайно включила эту песню. Кто из вас самый сообразительный и уже догадался, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

Дети: Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Воспитатель: Да, сегодня на занятии мы с вами будем говорить о дружбе. Удивительное, волшебное слово! Давайте хором повторим и внимательно вслушаемся в это слово – дружба.

(Совместное озвучивание слова).

Воспитатель: А как вы понимаете, что такое дружба?

Дети: Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.

Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно и комфортно.

Давайте придумаем с вами “Остров дружбы” и отправимся в увлекательное путешествие. Как вы думаете, какой он?

Дети: Светлый, красивый, большой.

Воспитатель: Почему вы так считаете?

Дети: Чтобы всем хватило место играть, чтобы было интересно.

Воспитатель обращается к детям старшей группы: Ребята, а вы дружные? Хотите подружиться с детьми средней группы и поиграть с ними? Мы приглашаем всех вас на чудесный “Остров Дружбы”.

Мы дружить со всеми рады,
Ведь с друзьями веселей.
Будем мы одной командой,
Будем дружными теперь.

Воспитатель: Да ребята. А вы знаете, что на этом острове живут разные животные, насекомые, птицы и люди. Все они дружат между собой. Там дружат пчелка и цветок, дружат лист и мотылек, там дружат птицы в вышине, дружат рыбы в глубине.

А перед тем, как мы отправимся на остров дружбы, вы послушайте песню и ответьте на вопрос: “С чего же начинается дружба?”

Звучит аудиозапись песни “Дружба начинается с улыбки”.

Воспитатель: Так с чего же начинается дружба?

Дети: С улыбки.

Давайте возьмемся за руки, и каждый, глядя соседу в глаза, подарит ему свою самую добрую и приветливую улыбку.

Второй ребенок читает стихотворение:

Остров этот всех подружит,
Всех научит нас дружить.
Всех теплом своим согреет
и заботой окружит.

Третий ребенок читает стихотворение:

Приглашаем вас на остров –
“Остров Дружбы”. Он для тех,
Кто друзей имеет много
И хочет другом быть для всех.

Воспитатель (собрав детей вокруг себя) . Чтобы я могла вас видеть и чтобы вы могли видеть меня и друг друга, сядьте, пожалуйста, на ковер, образуя круг. А теперь поздороваемся глазами. Я первая поздороваюсь с каждым из вас, глядя ему в глаза. Слегка кивнув головой, дотронусь до плеча своего соседа. Точно также каждый из вас взглядом и улыбкой будет приветствовать своих товарищей. (Дети выполняют задание).

Возьмите за руки того, кто сидит рядом с вами. Ощутите тепло рук друг друга и почувствуйте тепло друг друга через наши руки. Вам стало теплее? Это потому, что нас много и мы все хотим дружить. Но как мы сможем подружиться, если не знаем друг друга по имени? Давайте поиграет в игру “Тишина”, которая поможет нам познакомиться.

Дети идут по кругу, взявшись за руки со словами:

Тише, тише, тишина…
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Засыпают… (имена детей).

Движения выполняются под музыку “Колыбельная медведицы”. Дети, услышав свои имена, приседают на корточки, имитируя засыпание. Воспитатель обращается к ним: “Кто здесь спит?” дети поднимаются и называют свое имя.

Воспитатель: Когда с кем-то дружишь, всегда рад видеть этого человека, скучаешь без него. И мы сейчас будем выбирать себе друга. Следующая игра так и называется “Найди друга”.

Дети делятся на две команды (средняя и старшая группы), встают друг напротив друга. Дети из старшей группы подыскивают себе пару – друга по цвету глаз детей средней группы. Если задание вызовет у кого-то затруднение, он может обратиться за помощью к товарищам или воспитателю, может подойти с партнером-другом к зеркалу и сравнить цвет глаз. Понятно, полного совпадения здесь быть не может. Задача, поставленная воспитателем перед детьми, состоит в том, чтобы подчеркнуть внешнее сходство.

После того, как дети сделают свой выбор, они знакомятся друг с другом.

Воспитатель: Вижу, вы нашли себе друзей, познакомились. Узнали, как зовут вашего друга. Давайте проверим, какая крепкая у вас дружба. Поможет нам в этом игра “Дружные ребята”.

Дети, повернувшись лицом друг к другу, берутся за руки, сплетя пальцы и преодолевают препятствия (перешагивают через кубики, проходят в обруч, переходят по мостику и т.д.).

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему? (ответы детей) . А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: А давайте сейчас попробуем нарисовать дружбу. Перед вами листы цветной бумаги, цветные карандаши и гуашь. Вы можете выбрать то, что посчитаете нужным для того, чтобы нарисовать свою дружбу.

Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети рисуют дружбу.

Воспитатель: Посмотрите, какие хорошие рисунки у вас получились, молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки) . И с этим заданием вы хорошо справились. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других.

Звучит аудиозапись песни “Шире круг”. Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.

Воспитатель: Молодцы! Вас ничто не может разлучить. А теперь давайте попробуем узнать своего друга по голосу. Следующая игра так и называется “Узнай по голосу – кто сказал?”.

Водящий ребенок, сидя спиной к играющим, должен узнать, кто из детей (по указанию воспитателя) сказал: “Ты мой голос не узнаешь, кто сказал – не угадаешь”.

Воспитатель следит за тем, чтобы пары менялись.

Воспитатель: Понравилось ли вам ребята на нашем “острове Дружбы?”

А теперь возьмемся все за руки и сделаем большой круг. Давайте передадим свои теплые дружеские отношения друг другу. Сегодня мы стали друзьями. Ребята, цените дружбу, делайте все для ее сохранения, и, если вдруг ваши отношения испортились, всегда нужно набраться смелости, перебороть себя, и сделать первый шаг на восстановление отношений, кто бы ни был виноват в их ухудшении.

Дети прощаются с гостями, под музыку и, держась за руки, выходят из музыкального зала.

Цель. Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

1. Обогащать новыми знаниями и умениями бесконфликтного общения.

2. Развивать навыки общения, дружеские отношения между детьми, умения договариваться и приходить на помощь, позитивное социальное поведение.

3. Воспитывать нравственные основы личности ребёнка в процессе формирования представлений о дружбе.

Программное содержание.

· Закреплять правильное произношение детей, следить за полными ответами, активизировать в речи прилагательные.

· Способствовать сплочению детского коллектива.

· Формировать благоприятный психологический климат группы.

· Расширить и углубить представления детей о доброжела-тельном отношении к окружающим его людям. Побуждать к проявлению сочувствия и сопереживания родным и близким людям.

· Учить детей выделению, анализу и оценке поведения с точки зрения эталонов и образцов.

· Воспитывать желание помочь, поддержать другого человека. Воспитание гуманного отношения к родным и близким.

· Формировать осознание моральной стороны поступков.

· Развитие чувства эмпатии, релаксация.

Материалы и оборудование.

· Коробка-посылка с письмом от Белоснежки и видеокамерой внутри;

· Лист бумаги, с серединкой для цветка, лепестки

· Фломастер

Предварительная работа: чтение сказки «Белоснежка и семь гномов».

Ход занятия

1.Ритуал приветствия.

Здравствуйте, дети! Я рада видеть вас всех здоровыми и с хорошим настроением. Мне очень хочется, чтобы хорошее настроение у вас сохранилось на весь день. А сейчас мы поздороваемся не только друг с другом, но и с окружающим нас миром. Повторяйте все слова и движения за мной.

Воспитатель и дети (вместе):

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, крепенький дубок!

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

2.Основная часть.

Молодцы, ребята! А как вы думаете, мы все с вами одинаковые? Конечно нет! Хоть мы и общаемся все вместе, живем рядом, но мы отличаемся друг от друга характером, весом, ростом, желаниями и еще много чем. Есть у нас и общие моменты, которые нас объединяют.

3.Игра «Слушайте внимательно!»

В этом мы сейчас убедимся. Поиграем в игру. Я вам буду говорить задание, а вы движениями на него отвечать.

Возьмитесь за руки те, кто любит мороженое.

Поднимите руки вверх те, кто любит зарядку.

Поставьте руки на пояс те, кто любит на улице гулять.

Топните правой ногой те, кто любит ходить в гости.

Возьмитесь за руки те, кто любит мультики.

Вот видите, сколько общего, сколько любимых занятий нас всех вместе объединяет!

4.Сюрпризный момент.

Раздаётся стук в дверь, младший воспитатель вносит коробку-посылку, говорит, что принёс в детский сад почтальон.

(на коробке обратный адрес: Лесная поляна, от Белоснежки)

А вы знаете кто такая Белоснежка?(да)

Из какой она сказки?(Белоснежка и семь гномов)

Интересно, а что там внутри? (дети совместно с воспитателем открывают коробку и находят в ней письмо с видеокамерой).

Что это такое? (письмо, камера)

Садитесь на стульчики, сейчас мы его прочитаем

«Здравствуйте, ребята! Все мои друзья-гномы поссорились между собой. Не хотят больше дружить. Не знаю, что делать. Помогите их помирить, пожалуйста!»

Белоснежке нужна помощь. Поможем ей ребята?(да)

Ребята, не пойму для чего нужна видеокамера? (чтобы записать что-то.)

А как вы думаете, что мы будем записывать? (, Как мы дружно играем и не ссоримся)

Присядьте на стульчики, а я попрошу кого-нибудь из гостей помочь нам и записать всё на видео. (Педагог отдаёт видеокамеру).

5. Беседа на тему «Что такое дружба?»

А вы - дружные ребята? (да)

А почему вы так думаете? (потому что мы помогаем друг другу, заботимся, стараемся делать так, чтобы не обижать друг друга)

А с чего начинается дружба? (с улыбки, со знакомства, с ласкового слова, с общих интересов и т.д.)

Как вы думаете, какого цвета дружба? А какого запаха? (ответы детей)

С чем можно сравнить крепкую дружбу? (с железом, камнем, цепью, канатом, замком, солнышком, песней и т.д.)

Как много вы знаете о дружбе, молодцы. А сейчас покажем, какие мы дружные. (дети встают на ковре)

6.Упражнение «Друг к дружке».

В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать задания.

Как только я скажу фразу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться теми частями тела, которые я буду называть. Каждый раз, как только я буду говорить «друг к дружке», вы должны будете найти себе нового партнёра.

Ухо к уху;

нос к носу;

лоб ко лбу;

колено к колену;

локоть к локтю;

спина к спине;

плечо к плечу (проиграть 3-4 раза, сесть на стулья).

Молодцы, ребята! Понравилось? Легко ли было? Почему?

Чтобы нам быть дружными ребятами, надо не забывать здороваться каждое утро, не только с детьми но и со взрослыми. Мне бы очень хотелось, чтобы нашу игру увидели лесные гномы.

7.Физминутка

А сейчас мы отдохнем и разминку проведем

Раз - подняться, потянуться,

Два - нагнуться, разогнуться,

Три - в ладоши,

три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - на место тихо сесть.

8 .Коллективная работа «Цветок добрых слов».

Мы немного отдохнули, а теперь прошу друзья за работу нам пора.

Ребята сейчас мы с вами сделаем цветок добрых слов, и отправим его к лесным гномам и Белоснежке. Чтоб они посмотрели на него, прочитали наши слова и помирились.

Каждый ребенок получает лепесток цветка. Ведущий говорит

Потихоньку посидим

И цветочек смастерим

Лепесточек ты возьми

Слово доброе скажи

И к середке прикрепи

Дети подходят к воспитателю говорят доброе слово, воспитатель записывает, на лепесточке, и помогает приклеить его к серединке на ватман.

10. Итог.

Какой у нас красивый цветок получился, как вы думаете, ребята, помирятся гномы, после того, как посмотрят видеокассету и получат наш волшебный цветок? Что, по вашему мнению, покажется им особенно интересным? (ответы детей)

11. Кассету с видеозаписью запечатать в посылку и отправить Белоснежке.

А теперь ребятки мы возьмем видео камеру и отправим гномам, пусть они посмотрят какие мы дружные ребята, и тоже научатся дружить и померятся.

12. Ритуал прощания: «Улыбка»

Дети становятся в круг, кладут друг другу руки на плечи и говорят девиз дружных ребят: «С ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки».

Оглянитесь, улыбнитесь, обнимитесь, разойдитесь.

Программное содержание :

Подвести детей к пониманию значения слова «Дружба».

Расширять представления о том, какими качествами должен обладать друг

Учить простым способом выхода из конфликта

Воспитывать справедливое отношение друг к другу, воспитывать доброжелательно отношение к сверстникам и взрослым.

Развивать у детей способность к сопереживанию, желание прийти друг к другу на помощь в сложной ситуации, развивать социальные чувства, а также развитие навыков общения.

Учить управлять своими чувствами и эмоциями, расширять представление о дружбе, углублять представление детей о доброте.

Ход занятия :

Звучит музыка В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Воспитатель :

Дружит с солнцем ветерок,
А роса – с травою.
Дружит с бабочкой цветок,
Дружим мы с тобою.
Всё с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо!

. Что же такое дружба? Как поется в старой, доброй песенке из мультфильма: «Сыграть во все игры нельзя одному ни мне, ни тебе, никому-никому», и уж тем более «Всегда есть мороженное одному, невкусно ни мне, ни тебе, никому…». Ребята, а вы знаете, какими должны быть настоящие друзья? (ответы детей).

Я буду задавать вопросы, а вы отвечаете «да-да-да» или «нет-нет-нет».

Игра: «Да-да-да», «нет-нет-нет».

Будем крепко мы дружить?

(да-да-да)

Нашей дружбой дорожить?

(да-да-да)

Мы научимся играть?

(да-да-да)

Другу будем помогать?

(да-да-да)

Друга нужно разозлить?

(нет-нет-нет)

А улыбку подарить?

(да-да-да)

Друга стоит обижать?

(нет-нет-нет)

Чай с друзьями будем пить?

(да-да-да)

Будем крепко мы дружить?

(да-да-да)

Молодцы! Справились с заданием.

Звучит песня В. Шаинского «Улыбка».

Воспитатель: Ребята с чего начинается знакомство и дружба? (ответы детей) Верно, потому что улыбающийся человек настроен доброжелательно. Доброжелательный человек тот, кто желает вам добра. Давайте подарим приветливые улыбки нашим гостям, пусть у всех будет хорошее настроение и удачный день.
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся. (дети берутся за руки и встают в круг)

Ладони тёплые коснулись
И дети улыбнулись.

Любому человеку приятна не только добрая улыбка, но и приветливое слово

Игра "Комплименты".
Дети стоя, по кругу поворачиваются, пожимают ладони и говорят ", Саша, ты добрый". И так далее. Примерные слова: весёлый, красивы, быстрый, смелый, храбрый, заботливый, вежливый, культурный, трудолюбивый, дружелюбный.

У человека поднимается настроение от хороших слов.

Физкультурная минутка

Дружно за руки берись
Вправо – влево повернись (повороты вправо – влево)
Будем веселиться (хлопки)
Прыгать (прыжки)
И кружиться (кружение)
Много радостных людей (идём по кругу)
Добрых верных нам друзей.
Ссориться не будем (подходим к центру)
Про печаль забудем (отходим назад).

Воспитатель : Ребята, бывает ли такое, что вы ссоритесь? Из-за чего чаще всего возникают ссоры? (ответы детей)

Воспитатель: Итак, самая частая причина ссор, когда вы не можете поделить что-то или когда хотите делать одно и то же. Представьте двух друзей Ёжика и Зайчика, каждый из которых хочет покататься на качелях, как помочь им не поссориться.

(Воспитатель выбирает двоих детей для участия в игре, выдаёт соответствующие маски зверей, детям предлагается изобразить происходящую ситуацию.)

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик навстречу качелям шагнул

Заяц качели к себе потянул

Заяц: «Я первый!»

А Ёжик: «Нет, я!»

Не уступают друг другу друзья.

Заяц обиделся: «Значит ты Ёж,

Мне как товарищ совсем не хорош!»

Обсуждение проблемы, поиск путей её решения .

Воспитатель: Почему Заяц решил не дружить с Ёжиком? (ответы детей)

— Как вы считаете, стоит ли из-за этого ссориться с друзьями? (ответы детей)

— Как помирить друзей, сделать так чтобы так, чтобы ссоры не было? (ответы детей)

Давайте ещё раз прочитаем стихотворение, ну уже с весёлым концом, когда зайчик и ёжик договорились.

В тихом лесу, средь кустов и дорожек,

Жили два друга Зайчик и Ёжик

Как-то они на прогулку пошли

И на поляне качели нашли.

Ёжик на встречу качелям шагнул

Заяц качели к себе потянул

Заяц сказал: « Покачаю тебя, мы ведь с тобою Ёжик друзья»

Воспитатель: Итак, что нужно сделать, чтобы не ссориться? (ответы детей: уметь договариваться) А как вы считаете каким должен быть друг? (ответы детей: добрым, внимательным, отзывчивым)

А давайте составим необычный плакат о дружбе. (дети подходят к столу, на котором большой ватман с приклеенным земным шаром.)

Ребята, ладонь это символ доверия, искренности и дружбы. Если взрослые и дети будут дружить на нашей планете, тогда мы сможем назвать нашу планету — ПЛАНЕТОЙ МИРА И ДРУЖБЫ. Давайте отпечатки наших ладошек оставим на нашем плакате. (дети макают ладошки в разноцветные краски)

(во время работы звучит песня о дружбе)

Воспитатель : Воспитатель заканчивает:
Ярче солнечных лучей
Дружба в целом свете
Ведь с друзьями веселей
На любой планете.

Звучит песня В. Шаинского «Когда мои друзья со мной».

Методическая информация

Тема НОД, форма НОД

Тема «Дружбу уважай, друзей своих не обижай».

Форма «Беседа»

Основная комплексная образовательная программа (парциальная), разработчик конспекта

Программа «Успех»

Разработчик конспекта НОД: воспитатель средней группы №71 Данилова С.А.

Классификация НОД в системе образовательных мероприятий

Классификация: НОД, основана на деятельностном принципе - активное участие каждого ребенка в занимательной деятельности.(Д\в№8 Федина)

Интеграция образовательных областей : «Социализация» - формирование представлений о дружеских взаимоотношений между сверстниками; «Коммуникация» - развитие свободного общения со взрослым и детьми; «Художественное творчество» - развитие продуктивной деятельности.

Форма организации детей – групповая.

Предварительная работа:

Ситуативные беседы на темы о дружбе.

Слушанье песен Шаинского о дружбе.

Разучивание пословиц о дружбе

Эмоциональные игры: «Учимся понимать другого.»

«Скажи хорошее о своем друге» «Угадай, кто мой друг»

Чтение русской народной сказки «Пузырь, Соломинка и Лапоть». «Два жадных медвежонка»

Игра по гентерному воспитанию «Волшебный цветок»

Формирование целостных представлений о дружеских взаимоотношений..

Задачи НОД

Формировать понятие о значении слов «дружба, друзья».

Развивать у детей способность к сопереживанию, желанию придти на помощь другу в сложной ситуации.

Универсальные образовательные действия детей, на формирование которых направлена НОД (к чему должен стремиться воспитатель)

Сформировать дружеские отношения между детьми группы.

- Развитие некоторых нравственных чувств и эмоций (дружба, любовь, взаимовыручка),

Необходимое оборудование и материалы

Демонстрационный материал:

Раздаточный материал:

Бумага, цветные карандаша. гуашь.

Средства ТСО:

Магнитофон, аудиозапись с исполнением песен Шаинского.

Подробный конспект НОД (непосредственной образовательной деятельности)

Этапы НОД

Подробное описание АМО (активные методы обучения)

Описание действий участников НОД

Инициация

1.Слушанье записи.

Воспитатель включает запись с песней Шаинсого «Дружба крепкая»

Вхождение или погружение в тему

1.Вопросы к детям.

Ребята, вам понравилась эта песня, про что она?

Дети:про дружбу, про друга.и.д

Обсуждение:

1.Скажите пожалуйста, что такое дружба?

Когда мы делимся игрушками, не обижаем друг друга; когда вместе что-нибудь делаем и т.д.

Воспитатель: Дружба – это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, не ссорятся. Дружба – это улыбки друзей. Значит, друзья – это люди с которыми нам интересно и комфортно.

2.А у вас есть друзья?

(ответы детей)

3.Вы любите своих друзей?

(ответы друзей)

4.Дети, скажите какой должен быть друг?

Дети:надежный, всегда придет на помощь, добрый и.тд

Обобщение: Да, ребята, друг должен быть надежным, верным. Это должен быть человек на которого всегда можно положиться, который тебя не подведет.

Интерактивная часть

Активные методы:

Составление рассказа

Цель: развивать умение составлять небольшие рассказы о своем друге, описывая положительные черты его характера.

Интеграция образовательных областей:

К-составление рассказа, С- доброжелательные отношения друг к другу.

Методы: вопросы к детям, рассказ, комментарии воспитателя, рефлексия

Игра:» Угадай, кто мой друг»

Цель: Формировать умение описывать своего сверстника по внешним признакам.

Интеграция образовательных областей: К- составление описательного рассказа С-воспитание дружелюбия.

Методы:игровая мотивация,рассказ, комментарии воспитателя, рефлексия.

Оценка результата :

1.дети по рассказу угадывают о ком идет речь.

Составление рассказа:

Дети, давайте расскажем о своих друзьях. Как зовут твоего друга? За что ты любишь своего друга? (дети по очереди составляют рассказ о своем друге)

Физкультурная пауза:

Девочки и мальчики (текст сопровождается сопутствующими движениями)

Прыгают, как мячики,

Ручками хлопают,

Ножками топают,

Глазками моргают,

После отдыхают

Воспитатель: А теперь я предлагаю поиграть в игру «Угадай, кто мой друг». Сначало воспитатель описывает одного из ребенка, характеризуя его положительные качества, в соответствии с половой принадлежностью, дети угадывают, а потом дети описывают о своего друга. Например: Это мальчик, он очень хороший, смелый, ловкий, добрый, никогда не обижает девочек, а наоборот, заступается за них, он любит играть с машинками, с конструктором, у него светлые волосы, голубые глаза, он одет в синюю футболку, черные шорты.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, какого цвета бывает дружба? Почему? (ответы детей) . А может быть дружба черного цвета? (Ответы детей).

Воспитатель: А давайте сейчас попробуем нарисовать дружбу. Перед вами листы цветной бумаги, цветные карандаши и гуашь. Вы можете выбрать то, что посчитаете нужным для того, чтобы нарисовать свою дружбу.

Звучит аудиозапись веселой музыки. Дети рисуют дружбу.

Воспитатель: Посмотрите, какие хорошие рисунки у вас получились, молодцы! (Воспитатель вместе с детьми рассматривает рисунки) . И с этим заданием вы хорошо справились. А теперь давайте проверим, сможете ли вы узнать своего друга среди других.

Звучит аудиозапись песни “Шире круг”. Дети под музыку танцуют в разных местах зала. Как только музыка затихает, они должны быстро найти своего друга.

Проработка содержания темы

1.Развитие образной памяти.

Воспитатель: Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

(Ответы детей)

Подведение итогов

Рефлексия своей деятельности,

Воспитатель дает положительную оценку участия каждого ребенка в занимательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорили о дружбе, о том как она важна для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, узнали каким должен быть настоящий друг, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом!

Дополнительная информация

Анализ и оценка воспитателем НОД с применением АМО (активные методы обучения)

Такие методы, как игры, беседы по данной теме формируют у детей первичные представления о дружеских взаимоотношениях между людьми, формируют представления о себе как о члене группы детского сада, учат инициировать общение, устанавливать контакты с детьми, развивают нравственные чувства и эмоции., Организация разнообразных ситуаций, обеспечивает освоение положительного опыта и ценностных ориентаций – воспитание положительного отношения ребёнка к окружающим людям – уважения и терпимости к детям и взрослым независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, уважение к чувству собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

Использование АМО позволяет формировать ключевые компетентности дошкольника: информационные, социально-коммуникативные, способствует развитию личностных качеств дошкольника.

Использованная литература, источники информации.

    Программа «Успех»программа дошкольного образования. «Москва»Просвещение 2011г

    Н.В.Дурова «очень важный разговор» издательство Мозайка-Синтез

    «Азбука общения» Шипицина Л.М Развитие личности ребенка, навыки общения со взрослыми и сверстниками Издательство «Детство Пресс»2010г

«Я-Ты-Мы» О.Л Князева Соц-эмоциональное развитие От3до6 Москва:Просвящение 2005г

Анна Пилипец
Беседа «Дружба начинается с улыбки» (средняя группа)

Доброго времени суток! Получилось так, что надо было срочно подготовить занятие на тему "Дружба начинается с улыбки ". В голову ничего не приходило. Воспользовалась опытом коллег с Маам. Особую благодарность хочу выразить Надежде Ухловой, Юлии Варламовой, Ольге Кулиной, Расиле Минлебаевой. Их конспекты стали "отправной точкой" моего занятия. Вот что у меня получилось.

Беседа «Дружба начинается с улыбки » (средняя группа ) .

Цель : Развитие свободного общения со сверстниками и педагогом.

Задачи :

1. Обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как "друг”, "дружба” .

2. Познакомить детей с эмоциями и качествами человека, помогающими и мешающими дружбе .

3. Закрепить правила дружеских отношений .

4. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки других в различных ситуациях.

5. Развивать коммуникативные навыки и умения.

6. Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим.

Материалы : Картинки с изображением «дружбы » и «ссоры» . Иллюстрации к русским народным сказкам «Заюшкина избушка» , «Крошечка Хаврошечка» , «Лиса и Журавль» «Лиса и Волк» , портрет Бабы Яги. Вырезанные из жёлтой бумаги небольшие смайлики (без улыбки , красные карандаши - по количеству детей. Запись песни В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » .

Предварительная работа : беседы о дружбе , друзьях, взаимовыручке; обсуждения конфликтных ситуация в группе и нахождение путей их разрешения; д/и «Угадай по голосу» , «Назови ласково» , «Комплименты» ; п/и «Мы – веселые ребята» ; рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы, в т. ч русских народных сказок; слушание и исполнение песен о дружбе .

Ход беседы.

1. К нам пришли гости. Давайте улыбнёмся им , поздороваемся, познакомимся. (Здороваемся, один ребенок очень кратко рассказывает о нашей группе ).

2. А теперь подойдите, пожалуйста, ко мне. Перед вами четыре картинки, как вы думаете, какая? Дети выбирают «лишнюю» картинку. В ходе обсуждения приходим к выводу : на трёх картинках изображены добрые, веселые дети, а на четвёртой – драчуны, поэтому она «лишняя» .

3. Сегодня я предлагаю вам поговорить о дружбе (дети садятся на стульчики, расставленные полукругом) .

ВОПРОСЫ К БЕСЕДЕ :

Как вы думаете, что такое дружба ?

Есть ли у вас друзья?

Зачем нам нужны друзья?

С кем можно дружить ?

Каким должен быть настоящий друг?

С какими ребятами хочется дружить , а с какими не хочется?

Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение. Вывод : дружба - это когда люди хотят быть вместе, когда вместе играют, общаются, не ссорятся. Дружба- это улыбки друзей . Друзья - это люди, с которыми нам интересно играть. Дружба-это когда , умеешь без крика и ссор договариваться; делиться игрушками, разговаривать вежливо и не грубить; быть внимательным (заботливым) к другу; уметь посочувствовать другу. Если радость у друга, то порадоваться вместе с ним, если беда, то вместе погрустить.

4. Перед вами иллюстрации к русским народным сказкам. Давайте разберемся, кого из сказочных персонажей можно назвать другом, а кого нет? Обсуждаем характеры героев, их поступки, с кем бы дети хотели дружить . Вывод : другом можно назвать Петушка из сказки «Заюшкина избушка» - он смелый, добрый, защитил слабого. Коровушку из сказки «Крошечка Хаврошечка» - она всегда помогает, выслушает, пожалеет. Зверей из сказки «Теремок» - они веселые, добрые, и тоже помогают друг другу. Нельзя назвать другом Лису из сказок «Лиса и Волк» , «Лиса и Журавль» - она хитрая, всегда обманывает, никогда не поможет и не пожалеет.

5. Показываю портрет Бабы Яги. А как вы думаете, у Бабы Яги много друзей? После ответов детей высказываю предположение о том, что у Бабы Яги нет друзей, потому что она не знает правил дружбы . Предлагаю детям поиграть в игру «Да – нет» и проверить их знания «Правил дружбы » . Правила игры : Если ответ «да» - хлопаем в ладоши и утвердительно киваем головой. Если ответ «нет» - топаем ногами и отрицательно машем головой. Гости оценивают правильность ответов детей.

Игра «Да - нет»

Надо вместе всем играть?

Другу надо помогать?

Друга нужно разозлить?

А улыбку подарить ?

Друга стоит обижать?

Ну а споры разрешать?

Друга чаем напоить?

Дружбой надо дорожить ?

Друга хорошо иметь?

Будем все мы дружить ?

(жюри подводит итог : все справились с заданием отлично)

6. Подводим итог нашей беседы . Делаем вывод о том, как важна дружба для каждого человека. О том, что дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом.

7. В конце беседы задаю вопрос . С чего начинается дружба ? Ответ детей : С улыбки ! Давайте и нашу беседу закончим улыбкой . (Все улыбаются друг другу , под песню В. Шаинского «Дружба начинается с улыбки » дети рисуют «смайлики» и дарят их гостям, как символ начала дружбы ).