Основные принципы гуманистического образования. Гуманистический подход к воспитанию

УДК 37.013 ББК 74.00

СИНИЦЫНА Юлия Николаевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики межкультурной коммуникации Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия [email protected]

КЛЕМЕНТЬЕВА Елена Валерьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского и иностранных языков и литературы Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Краснодар, Россия [email protected]

ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

SINITSYNA Yuliya Nikolaevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Theory and Practice of Cross-Cultural Communication, Krasnodar State University of Culture and Arts, Krasnodar, Russia [email protected]

KLEMENTYEVA Elena Valeryevna, Candidate for Doctorate in Philology, Associate Professor, Chair of Russian and Foreign Languages and Literature, Krasnodar State University of Culture and Arts

Krasnodar, Russia [email protected]

THE VALUE FOUNDATION OF A HUMANISTIC APPROACH TO EDUCATION

В статье исследуется гуманистический подход, в основе которого лежат аксиологические принципы. Авторы анализируют проблему гуманистического образования, которое способствует развитию личностного и творческого потенциала, формированию ценностной картины мира. Авторы выявляют проблему индивидуальной ценностной системы как одной из основ общения в межкультурном пространстве. Иностранный язык характеризуется как средство межкультурного общения.

The paper explored a humanistic approach with some axiological principles in the core. The authors considered an issue of humanistic education, which contributes to personal progress and to raising creative potential as well as shaping a value picture of the world. The authors have brought to light the problem of individual set of values as one of the grounds for communication in cross-cultural environment. A foreign language, namely the English is specified as a means for cross-cultural communication.

Ключевые слова: гуманистическое образование, аксиологические принципы, ценностная картина мира, индивидуальная ценностная система, образовательные ценности, межкультурное пространство, гуманистические ценности.

Key words: humanistic education, axiological principles, value picture of the world, personal set of values, learning values, cross-cultural environment, humanistic values.

Проблема образования стала одним из актуальнейших вопросов современности и одной из важнейших сфер человеческой деятельности. До недавнего времени традиционно процесс образования был ориентирован на накопление знаний и умений (например, во время чтения лекций, их конспектирования). То есть традиционная система обучения фактически исключала индивидуальный подход к обучаемому, равно как и творческий подход к изучению материала. Цель данной статьи заключается в определении сущности гуманистического подхода в образовании. В статье использованы методы анализа и обобщения, при исследовании проблемы гуманистических ценностей, применен метод классификации при рассмотрении ценностных факторов и образовательных ценностей. В данной статье были проанализированы и рассмотрены исследования современных ученых: Сластенина В., Санниковой С.В., Мещеряковой Ю.В., Кутеевой В.П., Кошкаровой Л.С., Карасика В.И.

Среди психолого-педагогических парадигм обучения выделяют гуманистическую парадигму. Сущность гуманистического подхода заключается в том, что человек рассматривается в ней как «высшая ценность общества и самоцель общественного развития» . Данный подход ориентирован на разностороннее развитие личности, обладающей основами общечеловеческой культуры, нравственными качествами и коммуникативными умениями. Идея гуманизации образования является следствием аксиологического подхода в педагогике.

Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира. Аксиологический подход в образовании - это «философско-педагогическая стратегия, показывающая пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и предлагающая перспективы совершенствования системы образования» . В основе аксиологического подхода лежат аксиологические принципы:

Равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

Равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем;

Экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индиф-

ферентности .

Вышеперечисленные принципы в рамках образования направлены на развитие ценностных нравственных качеств студента, на развитие его творческого потенциала, на формирование привычки к непрерывному обучению. Центральным звеном здесь является обучаемый со своими индивидуальными особенностями. Необходимо отметить, что данные аксиологические принципы отражают суть гуманистического образования, которое дает возможность реализовать личностный потенциал и творческие способности студента, сформировать гуманистические ориентиры в жизни и профессиональной деятельности, развивать творческое мышление.

Система нравственных ценностей неразрывно связана с жизненными ценностями индивида. Ценности представляют собой наивысшие ориентиры, определяющие состояние жизнедеятельности индивида . В процессе обучения человек формирует собственные духовные ценности посредством получения, переработки знаний, оценки поступков и поведения. Обучаясь и впитывая ценностные ориентиры, индивид вырабатывает собственную ценностную систему, позволяющую ему развиваться духовно, быть адаптированным к нравственным общественным устоям, что в совокупности ведет к счастливой и успешной жизнедеятельности.

В исследовании, проведенном Кутеевой В.П., выделены ценностные факторы, отражающие духовно-нравственные искания современного студента: 1) центрированность на себе и своих отношениях с другими, что отвечает задачам поддержания собственной идентичности вхождения в социум; 2) стремление быть свободным, что отражает принцип честности с самим собой; 3) справедливость, стремление к саморазвитию, комфорту и духовной свободе, потребность в самореализации; 4) поиск смысла жизни и стремления к новизне . Эти факторы отражают жизненные ориентации студентов в процессе обучения и способствуют формированию индивидуальной системы ценностей.

Для успешного развития индивидуальных ценностей необходимы такие предпосылки, которые помогли бы обучаемому в его духовно-нравственном искании. Создание комфортной атмосферы для совместной рабочей и образовательной деятельности преподавателя и студента будет способствовать формированию новых образовательных ценностей, таких как: 1) ценность обеспечения одинаковых стартовых возможностей для проектирования и осуществления студенческой профессиональной карьеры; 2) ценность создания разнообразных обучающих программ, элективных курсов, открытой системы поиска информации; 3) ценность овладения новыми информационными технологиями; 4) ценность овладения новыми компетенциями, способностью проектировать социальную успешность; 5) ценность возможности создания индивидуального образовательного маршрута, построения будущей профессиональной карьеры .

Конечно, система ценностей индивида не ограничивается рамками собственной жизнедеятельности, то есть национальными общечеловеческими ценностями, она включает в себя и знания о мире, и духовно-нравственные ценности других стран, и особенности разных культур. Таким образом, в результате взаимодействия студента с окружающей его действительностью в сознании индивида система ценностных представлений общества закрепляется в виде ценностной картины мира, выделяемой в качестве аспекта общей картины мира. Карасик В.И. определяет ценностную картину мира как «систему моральных ценностей, этических норм и поведенческих правил, которая реконструируется в виде взаимосвязанных оценочных суждений, соотносимых с юридическими, религиозными, моральными кодексами, общепринятыми суждениями здравого смысла, типичными фольклорными и известными литературными сюжетами» . Ценностная картина мира существует как в сознании общества, так и в сознании индивида.

Современное общество существует в поликультурном мире, и ценность образования возрастает. Многочисленные культурные и образовательные контакты, обмены между государственными учреждениями, а также международные взаимодействия наполнили сферы общественной жизни - все это говорит в пользу процесса глобализации культуры, а отличительной чертой образования становится его глобальность. Эти тенденции в обществе стали предпосылками возрастающего внимания к иностранным языкам в системе образования. Современный специалист должен владеть иностранным языком как средством общения в межкультурном пространстве. Изучение иностранного языка в профессиональной подготовке стимулирует общекультурное развитие личности, способствует раскрытию творческого потенциала. Иностранный язык необходим для эффективного осуществления межкультурного общения.

В межкультурном пространстве ценностная картина мира является одной из доминирующих основ общения и взаимодействия, ведь в ней отражены «наиболее существенные для данной культуры смыслы, ценностные доминанты, совокупность которых и образует определенный тип культуры, поддерживаемый и сохраняемый в языке» .

На уровне личности с ее индивидуальной ценностной системой владение и общение на

иностранном языке будет способствовать эффективному взаимодействию в межкультурном пространстве в условиях сохранения своей индивидуальности на ценностном уровне диалога культур.

Гуманистический подход является приоритетным направлением в образовании. Гуманистические ценности и их осознание необходимы для всестороннего полноценного развития творческого и профессионального потенциала личности. Образование в рамках данного подхода стимулирует обучаемого к самосовершенствованию, к готовности и стремлению развивать и сохранять современное общество на принципах гуманизма.

1. Сластенин В., Исаев И. и др. Аксиологические основы педагогики // URL: http://www.aumer.info/bibliotek Buks/Pedaaoa/slast/G7.php (дата обращения 11.04.2014).

2. Санникова С.В. Аксиологический подход в системе непрерывного языкового образования: социокультурное измерение // Теория и практика общественного развития: международный научный журнал. 2012. №10. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1G-2G12/pedaaoaics/sannikova.pdf (дата обращения 10.04.2014).

3. Сластенин В., Исаев И. Аксиологические основы педагогики // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-37347.html?paae=3 (дата обращения 08.04.2014).

4. Мещерякова Ю.В. Концепт «красота» в английской и русской культурах // Языковая личность: проблемы линг-вокультурологии и функциональной семантики. - Волгоград, 1999. - С. 209-215.

5. Кутеева В.П. Ведущие ценности гуманистического подхода в современном образовании // Современные наукоемкие технологии. - Пенза, 2010. №12. - С. 69-7G.

6. Кошкарова Л.С., Ярулина Л.П., Александрова Л.Д. Индивидуализация как гуманистическая ценность образования в высшей школе // URL: http://iournal.rbiu.ru/upload/2G13-4-12.pdf (дата обращения 05.04.2014).

7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. - Волгоград, 2002.

1. Slastenin V., Isaev I. i dr. Aksioloaicheskie osnovy pedaaoaiki // URL: http://www.aumer.info/bibliotek_Buks/Pedaaoa/slast/G7.php (data obrashcheniya 11 .G4.2G14).

2. Sannikova S.V. Aksioloaicheskiy podkhod v sisteme nepreryvnoao yazykovoao obrazovaniya: sotsiokulturnoe izme-renie // Teoriya i praktika obshchestvennoao razvitiya: mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal. 2012. №10. URL: http://www.teoria-practica.ru/-1G-2G12/pedaaoaics/sannikova.pdf (data obrashcheniya 1G.G4.2G14).

3. Slastenin V., Isaev I. Aksioloaicheskie osnovy pedaaoaiki // URL: http://rudocs.exdat.com/docs/index-37347.html?paae=3 (data obrashcheniya G8.G4.2G14).

4. Meshcheryakova YU.V. Kontsept "krasota" v analiyskoy i russkoy kulturakh // YAzykovaya lichnost: problemy linavokulturoloaii i funktsionalnoy semantiki. - Volaoarad, 1999. - S. 2G9-215.

5. Kuteeva V.P. Vedushchie tsennosti aumanisticheskoao podkhoda v sovremennom obrazovanii // Sovremennye nau-koemkie tekhnoloaii. - Penza, 2010. №12. - S. 69-7G.

Информационный подход к обучению.

Контрольные вопросы:

  1. Идеи гуманистического подхода в образовании. Уровни обучения и стандарты образования в русле гуманизации.
  2. Направления, виды и уровни дифференциации в обучении.
  3. Основные направления использования компьютеров в обучении, положительные стороны и проблемы компьютерного обучения.
  4. Использование ресурсов Интернет в обучении.

Вопросы для обсуждения:

1. Сущность и основные идеи гуманизации образования.

2. Развивающее обучение как воплощение гуманистического подхода.

3. Характеристики целей и образовательных стандартов в русле гуманистического подхода.

4. Гуманитаризация негуманитарного образования.

5. Педагогика сотрудничества как практика гуманистического подхода к образованию.

Гуманистический подход в новых стандартах начального образования.

7. Сущность дифференцированного подхода к обучению.

8. Основные характеристики дифференциации обучения.

9. Специфика информационного подхода к обучению.

10. Алгоритмизация, компьютеризация обучения, программированное обучение, информационные технологии и роль Интернета в современном процессе обучения.

11. Две тенденции развития современного образования: оптимизация и интенсификация.

Дифференцированный и информационный подходы в новых стандартах начального образования.

Контрольное задание№2 (продолжение):

Составьте таблицу:

Литература:

1. ФГОС начального образования.

2. Основная образовательная программа начального образования.

3. Епишева О.Б., Трушников Д.Ю. Инновационные процессы в образовании. – Тюмень, 2009.

4. Обсуждаем опыт педагогов-новаторов/Под ред. Тамарина. – Барнаул, 1996. – материалы в методическом кабинете (417).

См. материалы к семинару (электронные и печатные)


Гуманистический подход к обучению

2.1. Концепция гуманизации образования

Существенную роль в преломлении нарастающих негативных тенденций в духовной сфере общества в нашей стране отводят провозглашенному в начале 90-х годах XX века педагогическому принципу выхода из данной ситуации - принципу гуманизации образования . Его основу составляют новые целевые установки, которые делают приоритетом человеческую личность, формирование ее творческого потенциала, гуманного мировоззрения, что является благом одновременно для общества и для самого человека. В их основе лежит изменение отношения к ученику, подход к нему как к личности со своими интересами, способностями и творческими возможностями, что требует создания в учебном процессе специальных условий, разработки новых методических систем обучения.

К основным направляющим идеям этого процесса относятся: а) ориентация обучения на развитие личности и приоритет его развивающей функции; б) ориентация обучения на конечный результат, соотнесенный с целями обучения; в) уровневую дифференциацию учебных требований, основанных на выделении уровня обязательной подготовки и превышающего его уровня; г) обеспечение преемственности в движении школьника по этим уровням; д) перенос акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию; е) ориентация обучения на самостоятельную учебную деятельность школьников; ж) гуманитаризация образования; з) создание в ходе обучения положительного эмоционального фона; и) формирование ценностного отношения к предмету, личностных мотивов и потребностей его изучения. Методологические основы достижения этих идей составляют описанные ниже концепции.

2.2. Концепция развивающего обучения

Основные идеи развивающего обучения сформулированы Л.С. Выготским: "... процессы развития не совпадают с процессами обучения, первые идут вслед за вторыми, создающими зоны ближайшего развития...; ... хотя обучение и связано непосредственно с детским развитием, тем не менее, они никогда не идут равномерно и параллельно друг другу... обучение не есть развитие, но, правильно организованное, оно ведет за собой детское умственное развитие, вызывает к жизни ряд таких процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. С позиций развивающего обучения Л.С. Выготский выделил типы учебной деятельности - репродуктивная, реконструктивная (воспроизведение способов получения фактов), вариативная (воспроизведение мыслительных операций).

Основоположники теории развивающего обучения отмечали, что одной из задач построения такого обучения является изменение содержания учебных программ так, чтобы запас знаний перестал быть чем-то эмпирическим: учащиеся должны больше размышлять, чем запоминать, готовиться к длительной и с возрастом все более требовательной учебной деятельности. Согласно Л.С. Выготскому, психическое развитие детей и подростков основано на языке и действии, "встроенных" в ту или иную культуру. Поэтому цель современного общего образования - целостное развитие личности ученика - может быть реализована лишь при адекватном ей содержании, включающего такой его компонент, как способы учебной деятельности для достижения этого развития.

Эти положения развиты учеными его психологической школы (А.Н. Леонтьевым, Л.В. Занковым, Д.Б. Элькониным, В.В. Давыдовым, В.В. Репкиным и др.), представлены в виде экспериментально проверенных методических систем начального образования. Другие идеи идут от теории поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, в которой важная роль отводится ориентировочной основе деятельности; от концепции развивающего обучения И.С. Якиманской, в которой обоснована необходимость целенаправленного формирования у учащихся приемов учебной деятельности; от концепции личностно-ориентированного обучения, ставящего во главу угла самобытность ребенка (А.Г. Асмолов, Е.Д. Божович, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков и др.).

2.3. Цели образования в условиях его гуманизации

С изменениями в системе содержания образования связаны изменения в системе его целей . Дидактика XX века под целями образования понимают планируемый образ результата учебно-воспитательного процесса, рассматривают новые категории целей и их иерархию, способы комплексной постановки целей, их содержание и формулировку для разных уровней усвоения, отражающие личностный аспект. Источником такого целеполагания является осознание несоответствия образования потребностям, запросам, способностям, возможностям обучаемого; это делает целеполагание самым главным параметром в модели учебного процесса, от которого зависит все его построение.

В условиях гуманизации образования основной идеей построения классификации (таксономии) целей является целостное формирование личности школьника и идея дифференцированного подхода к обучению.

2.4. Уровни обучения и стандарты образования

По мнению В.П. Беспалько, процесс обучения и развития ученика можно представить как процесс восхождения от низкого к более высокому уровню усвоения знаний учащимися и реально может заканчиваться на любом уровне. Уровень усвоения отличают от уровня обучения и уровня изложения (изложенный на высоком уровне материал может быть в действительности усвоен учеником на самом низком уровне).

Эти и другие идеи концепции гуманизации образования впервые получили отражение в проекте федерального закона "Государственный стандарт основного общего образования" в 1997 г. В нем описаны функции стандарта, определен обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки учащихся, требования к уровню подготовки и т.п. Требования этого стандарта (называемого в настоящее время стандартом первого поколения ) заключаются в том, чтобы изучение определенных учебным планом дисциплин, было направлено на достижение следующих целей : а) овладение предметными знаниями , достаточными для изучения смежных дисциплин на современном уровне; б) интеллектуальное развитие средствами учебной дисциплины, необходимого для обучения и будущей профессиональной деятельности; в) развитие представлений о дисциплине как части общечеловеческой культуры, о ее значимости истории цивилизации и современном общества; г) формирование представлений о дисциплине как форме описания и методе познания действительности, об ее идеях и методах, их особенностях и отличии от методов других наук. При этом отмечается, что все цели рассматриваются как одинаково значимые для формирования личности в процессе освоения дисциплины. В настоящее время цели представляются также на языке ключевых компетенций.

Главный смысл разработки государственных стандартов общего образования второго поколения (с 2005 года), по мнению его авторов, заключается в создании условий для достижения нового качества общего образования на основе анализа сущности этого понятия. Сегодня под "образовательным результатами" понимаются изменения в личностных ресурсах обучаемых, которые могут быть использованы для решения значимых для личности проблем. Такие ресурсы можно разделить на мотивационные, инструментальные или операциональные, когнитивные. Конечные образовательные результаты должны быть фактором развитии этих ресурсов: 1) личностные результаты - сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащихся (к себе, окружающим, объектам познания, результатам образовательной деятельности); 2) метапредметные результаты - освоенные учащимися на базе нескольких (всех) учебных предметов способы деятельности, применимые как в учебном процессе, так и в жизненных ситуациях; 3) предметные результаты - усвоенные учащимися конкретные элементы социального опыта, изучаемого в отдельных предметах.

2.5. Гуманитаризация негуманитарного (математического, естественнонаучного, технического) образования

Составляющей и одним из средств реализации гуманистического подхода к обучению негуманитарным дисциплинам является их гуманитаризация. Методологической основой принципа гуманитаризации образования послужило положение философов и психологов о том, что кризис в развитии современной цивилизации, в том числе, и в образовании, в значительной степени вызван делением в XIX веке единой неделимой культуры на две - естественнонаучную и гуманитарную . Каждая из них характеризуется преимущественным способом познания мира: рациональным естественнонаучным и интуитивно-образным, которые определяют соответственно два типа мышления - рационально-критический и интуитивно-образный. Все это, как говорят философы, способствовало формированию в общественном сознании технократического мышления (присущего не только представителям естественнонаучного, но и гуманитарного знания), существенными чертами которого являются примат средств перед целью, цели над смыслом и общечеловеческими интересами, техники над человеком и его ценностями.

Антиподом технократическому мировоззрению является гуманитарное мировоззрение , ориентированное на общечеловеческие ценности. У отдельного человека оно проявляется в таких чертах личности, как богатство потребностей, стремление к самореализации, компетентность, умения обнаружить нерешенные проблемы, преодолевать стереотипы, инициативность и гибкость, критичность и способность к рефлексии, ответственность перед обществом, ответственность за принимаемые решения, способность к компромиссу и т.д. Решающая роль в формировании такой личности принадлежит образованию, и система образования, по своей сути - гуманитарная система..

Принцип гуманитаризации образования означает 1) выявление гуманитарного потенциала дисциплин, позволяющего говорить о них как о части человеческой культуры; 2) его отражение в содержании образования, позволяющее формировать целостное представление о научной картине мира; 3) его отражение в методах обучения, позволяющее формировать опыт умственной, поисковой, творческой, трудовой и т.д. деятельности учащихся; опыт их эмоционально-ценностных отношений и др. Т.А. Ивановой на основе концепции о сущности современного образования и его глобальной цели, теории о структуре личности, концепции о гуманитарном знании и гуманитарной культуре, современной трактовки сущности содержания образования разработана следующая концепция гуманитаризации образования : (на примере математического):

1) Гуманитарный потенциал образования определяется исходя из психологической структуры личности и из психологических исследований целостного развития личности как системного явления.

2) Сущность содержания современного образования выражается в интеграции 4-х компонентов, соответствующих 4-м подструктурам в целостной структуре личности и отражающих гуманитарную направленность знаний о человеке, природе, обществе, мышлении, способах деятельности, обеспечивающих формирование научной картины мира как основы мировоззрения; опыт коммуникативной, умственной, эмоциональной, трудовой, творческой деятельности; опыт эмоционально-ценностных отношений.

3) Выявление гуманитарного содержания образования ведут с позиций философии, методологии и истории соответствующей науки.

4) Методология научного поиска и истории науки включает в себя: ее предмет, методы, специальный язык, ее ведущие идеи и понятия, связь с другими науками и практикой, процесс познания в этой науке; специфику деятельности; методы научного познания (эвристические и логические); культуру мышления, стиль научного мышления; историю науки.

5) История и методология научного поиска в науке практически отражают основной гуманитарный потенциал учебной дисциплины, интегральная сущность которого и дает основание говорить о ней как части человеческой культуры.

6) Не менее важная задача гуманитаризации образования - сформировать у ученика потребность в его усвоении.

7) К созданию теоретической модели гуманитаризации образования следует применять системный подход; элементами этой модели являются целостная структура личности, цели, гуманитарно ориентированное содержание, формы, методы и средства обучения.

Таким образом, гуманитаризация образования означает его перевод на гуманитарную основу: а) приближение изучения дисциплины к человеку, его интересам, потребностям и способностям (создание эмоционального фона, показ личностной значимости ее изучения, раскрытие философского вопроса "зачем я в этом мире?" и т.п.; б) создание целостного знания о мире (через ее межпредметные связи, практическая направленность и т.д.); в) организация разнообразных видов деятельности для самовыражения и самоутверждения, поддержка и стимулирование самостоятельности.

Основные направления гуманитаризации образования: 1) восстановление гуманитарных начал науки (ее истории, ее творцов, философских начал, духовного назначения); 2) привнесение в методику обучения методов и форм, присущих гуманитарным наукам; 3) приближение к общественному бытию человека (применение элементов специального знания в повседневной жизни, личностная значимость их изучения, интеграция с гуманитарными науками); 4) предоставление учащимся возможностей реализации индивидуальных способностей через разнообразие видов учебной деятельности по изучению дисциплины.

2.6. Основные идеи педагогики сотрудничества

Передовой педагогический опыт не раз был источником новых педагогических идей. В русле идей гуманизации образования наибольшую известность приобрел в 80-е годы XX века опыт учителей-новаторов (Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.А. Сухомлинский, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин) под общим названием "педагогика сотрудничества ". Их педагогические идеи, связанные с решением проблем гуманизации обучения, получили воплощение в следующих приемах, методах, способах:

1) Отношение с учениками - вовлекать их в общий труд учения, в сотрудничество, вызывая у них радостное чувство успеха, движения вперед; стимулы учения должны содержаться в самом учении.

2) Учение без принуждения - снять чувство страха, исключив методы принуждения к учению, научить учиться коллективно и индивидуально.

3) Идея трудной цели, постановка которой поддерживает дух сотрудничества и уверенности в том, что она будет достигнута.

4) Идея опоры - включать в предметно-словесную информацию опорные сигналы, конспекты, схемы, которые являются средством развития понимания и запоминания, пространственного воображения и логического мышления, путеводной нитью воспроизведения информации и решения задачи.

5) Идея свободного выбора - дать возможность учащимся самим выбирать тему, задачу, форму работы и т.п., что позволяет поддерживать идею сотрудничества, преодолевать неравномерность развития отдельных качеств личности учащихся, создать условия для развития их индивидуальных способностей.

6) Идея опережения - отводить на уроке время на знакомство с материалом, который будет изучаться в будущем, что позволяет вовремя подтянуть отстающих.

7) Идея крупных блоков и идея "погружения" - изучать материал укрупненными по сравнению с традиционными порциями, заниматься меньшим количеством предметов одновременно, что позволяет увеличивать объем изучаемого материала при снижении нагрузки, устанавливать в нем логические связи и выделять главное и существенное.

8) Идея соответствующей формы - строить урок по форме, соответствующей изучаемому материалу (уроки творчества и т.п.).

9) Идея самоанализа - учить учащихся коллективным и индивидуальным оценочным действиям и суждениям (взаимопроверка и взаимооценка, самоконтроль и самооценка, рецензирование письменных работ и устных ответов, консультанты и "листы самоконтроля").

10) Интеллектуальный фон - не отлучать и не отучать учащихся от трудностей, умственного напряжения и эвристических радостей, поддерживать у них стремление к знаниям, достижению высоких целей и творчеству.

11) Личностный подход - использовать такие приемы обучения, при которых каждый ученик ощущает внимание учителя лично к нему, никто его не обвиняет в неспособности, все защищены в своем классе.

Дополните материалами из кн. Тамарина «Обсуждаем опыт педагогов-новаторов».

  • АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К КОНСТРУИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
  • Активизация и использование ментальных механизмов как сущность подхода Эриксона; как успокоить пациента, "излучая" одобрение и поддержку
  • Анализ взаимодействия в различных теоретических подходах

  • Социум все больше привлекают внимание творческие личности, способные выдерживать конкуренцию и обладающие мобильностью, интеллигентностью и способностью к самоактуализации и непрерывному творческому саморазвитию.

    Интерес к различным проявлениям человеческого бытия и становлению личности особенно проявляется в гуманистическом направлении психологии и педагогики. Благодаря ему человек рассматривается с точки зрения его уникальности, целостности и стремления к непрерывному личностному совершенствованию. В основании упомянутого направления стоит видение человеческого во всех индивидах и обязательное уважение автономии личности.

    Общие понятия гуманизма

    "Гуманизм" в переводе с латинского обозначает "человечность". И как направлениев философии возник в эпоху Возрождения. Он позиционировался под названием «ренессансный гуманизм». Это мировоззрение, главной идеей которого является утверждение, что человек - ценность превыше всех земных благ, и исходя из этого постулата, необходимо выстраивать отношение к нему.

    В общем виде гуманизм - это мировоззрение подразумевающее ценность личности человека, его право на свободу, счастливое существование, полноценное развитие и возможность проявления своих способностей. Как система ценностных ориентаций сегодня он оформился в виде совокупности идей и ценностей, утверждающих универсальное значение человеческого бытия как в целом, так и в частности (для отдельной личности).

    До появления понятияк личности" сформировалось понятие "гуманность", в котором отражается такая важная черта личности, как готовность и стремление помогать другим людям, проявлять уважение, заботу, соучастие. Без гуманности, в принципе, невозможно существование рода человеческого.

    Это качество личности, которое представляет собой способность к осознанному сопереживанию к другому человеку. В современном обществе гуманизм - это общественный идеал, а человек - наивысшая цель социального развития, в процессе которого должны быть созданы условия полной реализации всех его потенциальных возможностей для достижения гармонии в социальной, экономической, духовной сфере и наивысшего расцвета личности.

    Главные основы гуманистического подхода к человеку

    В наши дни трактовка гуманизма делает акцент на гармоничном развитии интеллектуальных способностей личности, а также на ее духовно-нравственной и эстетической составляющей. Для это важно разглядеть в человеке его потенциальные данные.

    Цель гуманизма - полноценный субъект деятельности, познания и общения, который является свободным, самодостаточным и ответственным за происходящее в социуме. Мера, которую при этом предполагает гуманистический подход,определяется предпосылками для самореализации человека и предоставленными для этого возможностями. Главное - дать раскрыться личности, помочь ей стать свободной и ответственной в творчестве.

    Модель формирования такого человека, с точки зрения гуманистической психологии, начала свое развитие в США (1950-1960 гг.). Она была описана в работах Маслоу А., Франка С., Роджерса К., Келли Дж., Комбси А., а также других ученых.

    Личность

    Описанный в упомянутой теории гуманистический подход человеку, к был глубоко проанализирован учеными учеными-психологами. Конечно, нельзя сказать, что эта область исследована совершенно, однако в ней сделаны значительные теоретические исследования.

    Это направление психологии возникло как своеобразная альтернативная концепция течению, полностью или частично отождествляющему психологию человека и поведение животных. рассматриваемую с точки зрения гуманистических традиций, относят к психодинамическим (одновременно, интеракционистским). Это не экспериментальная имеющая структурно-динамическую организацию и охватывающая весь период жизни человека. Она описывает его как личность, используя термины внутренних свойств и особенностей, а также поведенческие термины.

    Сторонников теории, рассматривающей личностьв гуманистическом подходе, прежде всего интересует восприятие, понимание и объяснение человеком реальных событий своей жизни. Предпочтение отдается феноменологии личности, а не поиску объяснений. Поэтому такого типа теорию часто называют феноменологической. Само описание личности и событий в ее жизни сосредотачивается, в основном, на настоящем и описывается в таких терминах: «жизненные цели», «смысл жизни», «ценности» и т. п.

    Гуманизм в психологии Роджерса и Маслоу

    В своей теории Роджерс опирался на то, что человек имеет стремление и способности к личностному самосовершенствованию, так как он наделен сознанием. По мнению Роджерса, человек - это существо, которое может быть само для себя высшим судьей.

    Теоретический гуманистический подход в психологии личностиРоджерса подводит к тому, что центральное понятие для человека - это «Я», со всеми представлениями, идеями, целями и ценностями. Оперируя ими, он может дать себе характеристику и наметить перспективы личного совершенствования и развития. Человек должен ставить перед собой вопрос «Кто я? Кем хочу и могу стать?» и непременно решать его.

    Образ «Я» как результат личного жизненного опыта влияет на самооценку и на восприятие мира и окружения. Это может быть отрицательная, положительная или противоречивая оценка. Индивиды с разными «Я»-концепциями видят мир по-разному. Такая концепция может быть искаженной, а то, что не подходит под нее, вытесняется сознанием. Уровень удовлетворения жизнью - это мера полноты счастья. Он непосредственно зависят от согласованности между реальным и идеальным «Я».

    Среди потребностей гуманистический подход в психологии личности выделяет:

    • самоактуализацию;
    • стремление к самовыражению;
    • стремление к самосовершенствованию.

    Главенствующая среди них - это самоактуализация. Она роднит между собой всех теоретиков в данной области, даже при значительных расхождениях во взглядах. Но наиболее распространенной для рассмотрения стала концепция взглядов Маслоу А.

    Он отметил, что все самоактуализирующиеся люди, вовлечены в какое-либо дело. Они ему преданы, и дело является чем-то очень ценным для человека (своего рода призванием). Люди такого типа стремятся к порядочности, красоте, справедливости, доброте и совершенству. Эти ценности и являются жизненно важными потребностями и смыслом самоактуализации. Для такой личности существование предстает процессом постоянного выбора: двигаться вперед или отступить и не бороться. Самоактуализация - это путь постоянного развития и отказа от иллюзий, избавления от ложных представлений.

    В чем состоит суть гуманистического подхода в психологии

    Традиционно к гуманистическому подходу относят теории Олпорта Г. о личностных чертах, Маслоу А. о самоактуализации, Роджерса К. об индирективной психотерапии, о жизненном пути личности Бюлера Ш., а также идеи Мэйя Р. Основные положения концепции гуманизма в психологии следующие:

    • изначально человек имеет в себе конструктивную подлинную силу;
    • формирование деструктивных сил происходит по мере развития;
    • у человека есть мотив самоактуализации;
    • на пути самоактуализации возникают препятствия, мешающие эффективно функционировать личности.

    Ключевые термины концепции:

    • конгруэнтность;
    • позитивное и безусловное принятие себя и окружающих;
    • эмпатическое слушание и понимание.

    Основные цели подхода:

    • обеспечивание полноты функционирования личности;
    • создание условий для самоактуализации;
    • обучение спонтанности, открытости, аутентичности, дружелюбию и принятию;
    • воспитание эмпатии (сочувствия и соучастия);
    • развитие способности к внутреннему оцениванию;
    • открытость новому.

    Такой подход имеет ограничения в применении. Это психотики и дети. Возможен негативный результат при прямом воздействии терапии в агрессивной социальной среде.

    О принципах гуманистического подхода

    Основные принципы гуманистического подхода можно изложить кратко:

    • при всем ограничении бытия человек обладает свободой и независимостью для ее реализации;
    • важный источник информации - экзистенциальность и субъективный опыт индивидуума;
    • природа человека всегда стремится к непрерывному развитию;
    • человек един и целостен;
    • личность уникальна, ей необходима самореализация;
    • человек устремлен в будущее и является активным творческим существом.

    Из принципов складывается ответственность за поступки. Человек - не бессознательное орудие и не раб сформировавшихся привычек. Изначально его природа позитивна и добра. Маслоу и Роджерс считали, что росту личности часто мешают защитные механизмы и страхи. Ведь нередко самооценка расходится с той, которую дают человеку окружающие. Поэтому перед ним стоит дилемма - выбор между принятием оценки со стороны и желанием остаться при своей.

    Экзистенциальность и гуманизм

    Психологами, представляющими экзистенциально-гуманистический подход, являются Бинсвангер Л., Франкл В., Мэй Р., Бюдженталь, Ялом. Описываемый подход развивался во второй половине двадцатого столетия. Перечислим основные положения данной концепции:

    • человек рассматривается с позиции реального существования;
    • он должен стремиться к самоактуализации и самореализации;
    • человек ответственен за свой выбор, существование и реализацию собственных потенциалов;
    • личность свободна и имеет множество вариантов выбора. Проблема же состоит в стремлении избежать его;
    • тревога - это следствие нереализованности своих возможностей;
    • часто человек не осознает что он раб шаблонов и привычек, не является аутентичной личностью и живет фальшью. Для изменения такого состояния необходимо осознание своего истинного положения;
    • человек страдает от одиночества, хотя он одинок изначально, так как приходит в мир и уходит из него один.

    Основные цели, которые преследует экзистенциально-гуманистический подход, это:

    • воспитание ответственности, умения ставить задачи и решать их;
    • обучение быть активным и преодолевать трудности;
    • поиск деятельности, где можно свободно выражать себя;
    • преодоление страдания, переживания «пиковых» моментов;
    • обучение концентрации выбора;
    • поиск подлинных смыслов.

    Свободный выбор, открытость для предстоящий новых событий - ориентир для личности. Такая концепция отвергает качества заложены в биологии человека.

    Гуманизм в воспитании и образовании

    Нормы и принципы, которые пропагандирует гуманистический подход в образовании,ориентированы на то, чтобы система взаимоотношений "воспитатель/воспитанник" опиралась на уважение и справедливость.

    Так, в педагогике К. Роджерса педагог должен разбудить собственные силы воспитанника для решения его проблем, а не решать за него. Нельзя навязывать готовое решение. Цель - стимуляция личной работы по изменению и росту, а они беспредельны. Главное не набор фактов и теорий, а преображение личности учащегося в результате самостоятельного обучения. - развить возможности саморазвития и самоактуализации, поиску своей индивидуальности. К. Роджерс определил следующие условия, при которых данная задача реализовывается:

    • ученики в процессе обучения решают проблемы, значимые для них;
    • педагог по отношению к ученикам чувствует себя конгруэнтно;
    • он относится к ученикам безусловно;
    • педагог проявляет эмпатию к ученикам (проникновение во внутренний мир ученика, взгляд на окружающую среду его глазами, при этом оставаясь самим собой;
    • воспитатель - помощник, стимулятор (создает благоприятные условия для ученика);
    • он побуждает учащихся к нравственному выбору, предоставляя материал для анализа.

    Личность, которую воспитывают, является высшей ценностью, имеющей право на достойное проживание и счастье. Поэтому гуманистический подход в воспитании, утверждающий права и свободу ребенка, способствующий его творческому развитию и саморазвитию, - приоритетное направление в педагогике.

    Такой подход требует анализа. Кроме того, необходимо полноценное глубокое осмысление понятий (диаметрально противоположных): жизни и смерти, лжи и честности, агрессии и доброжелательности, ненависти и любви...

    Спортивное воспитание и гуманизм

    В настоящее время гуманистический подход в обучении спортсмена исключает процесс подготовки и тренировки, когда спортсмен выступает в роли механического субъекта, достигающего результата, поставленного перед ним.

    Исследования показали, что часто спортсмены, достигая физического совершенства, наносят серьезный вред психике и своему здоровью. Бывает, что применяются неадекватные нагрузки. Это работает как для юных, так и для зрелых спортсменов. В результате такой подход приводит к психологическим срывам. Но при этом исследования показывают, что возможности становления личности спортсмена, ее нравственных, духовных установок, формирование мотивации - безграничны. Подход, направленный на его развитие, может быть осуществлен в полной мере, если изменить ценностные установки как у спортсмена, так и у тренера. Такая установка должна стать более гуманной.

    Становление у спортсмена гуманистических качеств - это процесс достаточно сложный и длительный. Он должен быть систематическим и требует от тренера (воспитателя, преподавателя) овладения технологиями воздействия высокой тонкости. Этот подход ориентирован на гуманистическую установку - развитие личности, ее психического, физического здоровья средствами спорта и физической культуры.

    Управление и гуманизм

    Сегодня различные организации стремятся постоянно повышать уровень культуры своего персонала. В Японии, например, любое предприятие (фирма) является для своих сотрудников не просто местом зарабатывания средств для проживания, но и местом, которое объединяет отдельно взятых коллег в коллектив. Для него играют важную роль дух сотрудничества и взаимозависимость.

    Организация - это продолжение семьи. Гуманистический рассматривается как процесс, создающий реальность, которая дает возможность людям видеть события, понимать их, действовать соответственно ситуации, придавая смысл и значимость собственному поведению. На самом деле правила - это средства, а основное действие происходит в момент выбора.

    Каждый аспект организации нагружен символическим смыслом и помогает создавать реальность. Гуманистический подход делает акцент на человеке, а не на организации. Для осуществления этого очень важно умение интегрироваться в существующую ценностную систему и меняться в новых условиях деятельности.

    Гуманистами сегодня нередко называют тех, кто хочет добра детям, но это неверно. Добра детям хотят многие замечательные люди, но не все из них придерживаются гуманистического подхода. К гуманистам можно отнести Ж.-Ж. Руссо, Н.К. Крупскую, В.А. Сухомлинского. А вот , названный ЮНЕСКО лучшим педагогом ХХ века, с гуманистической идеологией всю свою жизнь воевал. Что жа это за подход - гуманистическая идеология?

    В 1988 ЮНЕСКО назвал четырех педагогов, определивших педагогическое мышление в ХХ веке. Это - Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, и .

    Гуманистическая идеология в педагогике (гуманистическая педагогика) исходит из следующих посылок:

    1. В каждом ребенке есть , которому надо только помочь развиться. (Интересно, см.)
    2. Ребенок рождается изначально свободным. Свобода нам дана, ею владеет каждый ребенок. Изначальная свобода ребенка - абсолютная самоценность, которая не может быть променена на другие, внешние, социальные ценности окружающих. (Здесь интересно сравнить с )
    3. Ребенка нельзя воспитывать в рамках определённого мировозрения, свое мировоззрение каждый должен выработать сам. (Смотри )
    4. Недирективность. В воспитании не могут применяться давление, принуждение и манипуляции, превращающие ребенка в послушную марионетку в руках воспитателя.
    5. Идеал развития - свободная, творческая и , личность с равномерным развитием всех своих сторон.

    Гуманистический подход в педагогике выступает против и за свободное воспитание . Гуманистическая педагогика - поле богатейшего практического опыта и источник приложения разработок гуманистической психологии. См.→

    Гуманистический подход и свободное воспитание

    Течение свободного воспитания подготовило рождение гуманистического подхода, и в настоящее время именно гуманистический подход стал идейной основой свободного воспитания. Однако не все разновидности свободного воспитания укладываются в рамки гуманистического подхода. См.

    Еще с середины XVIII века, в первую очередь, под влиянием западноевропейской культуры в России начинает формироваться теоретическое педагогическое сознание. Его становление связано с именами М.В. Ломоносова, И.И. Бецкого, Н.И. Новикова, А.И. Радищева. С середины XIX века в период рассвета русского Просвещения этот тип педагогического сознания представлен в трудах В.Г. Белинского, А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, а затем А.Н. Добролюбова, Ф.М. Достоевского, Н.И. Пирогова, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и целой плеяды последователей. Российская педагогика этого периода -- одно из ярчайших явлений в истории мировой педагогической мысли. Деятели России не только освоили все формы теоретического педагоги-ческого сознания, но и создали труды, не уступающие по своему содержанию лучшим произведениям мировой педагогики. Ими разработаны и обоснованы гуманистический принцип воспитания, приоритет воспитания в образовании, личностный подход в воспитании, ответственность учителя перед народом за свою деятельность и т.д.

    Гуманистический подход к образованию - прежде всего комплекс мероприятий, интегрирующий богатство лучших методик, накопленных «поведенческой» и «когнитивной» педагогическими школами, однако он отличается концентрацией на личностном развитии обучаемого, что в свете нарастающей информатизации современного общества приобретает особую важность. Комплексность данного подхода предполагает свободное варьирование методов. Можно выделить принципиальные требования гуманистического подхода к образованию:

    • - Наполненность содержания обучения жизненными проблемами обучаемого, создания ситуации учения, в которой бы студенту разрешалось взаимодействовать с важными для него проблемами и вопросами, которые он стремится разрешить в принципе;
    • - "Реальность личности" преподавателя, который должен вести себя адекватно переживаемым чувствам и состояниям, проявлять свои человеческие качества во взаимодействии со студентами;
    • - Принятие преподавателем обучаемого таким, какой он есть, и понимание его чувств. Подчеркивается необходимость теплого принятия, безусловного позитивного отношения преподавателя к студенту;
    • - Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы студенты узнали о его знаниях и опыте и о том, что им разрешено обращаться к этим знаниям, но он не должен навязывать их. Обучение не должно быть директивным, напротив, обучаемый должен чувствовать себя свободно в мире источников знаний и информации и всегда иметь возможность вступить в диалог с преподавателем, выбрать альтернативное решение проблемы.

    Среди закономерностей функционирования и развития воспитания в целостном педагогическом процессе необходимо выделить главную - ориентацию на развитие личности. При этом, чем гармоничнее будет общекультурное, социально-нравственное и профессиональное развитие личности, тем более свободным и творческим человек становится в реализации культурно-гуманистической функции. Данная закономерность, в свою очередь, позволяет сформулировать ведущий принцип в системе гуманистических принципов воспитания - принцип непрерывного общего и профессионального развития личности. Все остальные принципы, имея в своей основе эту закономерность, подчинены ему и обеспечивают внутренние и внешние условия его осуществления. Именно в этом смысле гуманизация образования и рассматривается как фактор гармоничного развития личности. Данная ориентация требует выдвижения целей образования, которые обеспечивали бы не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые базисные качества для развития личности в том или ином возрастном периоде.

    Личностный подход как принцип воспитания требует отношения к учащемуся как к уникальному явлению независимо от его индивидуальных особенностей. Он предполагает, что и педагоги, и учащиеся относятся к каждому человеку как к самостоятельной ценности, а не как к средству для достижения своих целей.

    Личностный подход органично связан с принципом персонализации педагогического взаимодействия, который требует отказа от ролевых масок, адекватного включения в этот процесс личностного опыта (чувств, переживаний, эмоций, действий и поступков) .

    Гуманистический принцип полисубъектного (диалогического) подхода обусловлен тем, что гармоничное развитие личности возможно только в условиях субъект-субъектных отношений, равноправного учебного сотрудничества и взаимодействия. Он преобразует суперпозицию педагога и подчиненность учащегося в личностно-равноправные позиции сотрудничающих людей. Такое преобразование связано с изменением ролей и функций участников педагогического процесса. Педагог не воспитывает, а актуализирует, стимулирует стремление учащегося к саморазвитию, изучает его активность, создает условия для самодвижения.

    Принцип индивидуально-творческого подхода к воспитанию включает в себя непосредственную мотивацию учебной и других видов деятельности, организацию самодвижения к конечному результату. Индивидуально-творческий подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее творческих возможностей. Именно такой подход обеспечивает и личностный уровень овладения базовой гуманитарной культурой.

    Принцип профессионально-этической взаимоответственности обусловлен закономерностью, согласно которой готовность участников педагогического процесса принять на себя заботы о судьбах людей, о будущем нашего общества предполагает их гуманистический образ жизни, соблюдение норм педагогической этики. Данный принцип требует того, чтобы и педагоги, и учащиеся не шли на поводу обстоятельств, складывающихся в педагогическом процессе, а могли вырабатывать свою стратегию развития, сознательно и планомерно совершенствовать себя.

    В реальной педагогической практике, важно учитывать частные принципы организации воспитательной работы:

    Принцип обучения и воспитания детей в коллективе предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса. В коллективе усваиваются правила общения, поведения, вырабатываются организаторские навыки. Коллектив не поглощает, а раскрепощает личность, открывает широкий простор для ее всестороннего и гармонического развития.

    Принцип связи воспитания с жизнью и производственной практикой, который требует систематического ознакомления школьников с текущими событиями, формирования опыта их анализа для последующей деятельности.

    Принцип эстетизации детской жизни позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

    Принцип организации детской деятельности - уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему. Разумная требовательность всегда себя оправдывает, но ее воспитательный потенциал существенно возрастает, если она объективно целесообразна, продиктована потребностями воспитательного процесса, задачами всестороннего развития личности.

    Принцип опоры на положительное в человеке, на сильные стороны его личности. В школьной практике приходится иметь дело с учащимися, находящимися на разных уровнях воспитанности. Даже у самых трудных ребят есть стремление к нравственному самосовершенствованию, которое легко погасить, если обращаться к ним только с помощью упреков и нотаций. Но это стремление можно поддержать, если учитель вовремя заметит и поощрит малейшие порывы школьника к тому, чтобы разрушить привычные формы поведения.

    Принцип согласованности требований школы, семьи и общественности указывает на то, что случайность и неупорядоченность педагогических воздействий, несогласованность в требованиях, предъявляемых к учащимся школой, педагогами, семьей и общественностью наносит вред делу воспитания.

    Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических действий. Сущность параллельного действия в том, что, воздействуя не на отдельную личность, а на группу (коллектив), педагог превращает его из объекта в субъект воспитания. При этом формально воспитателя интересует только коллектив, а в действительности он использует его как инструмент для работы с каждой отдельной личностью. Каждое воздействие в соответствии с этим принципом должно быть воздействием на коллектив, и наоборот .

    Воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития природы и человека. Содержание, методы и формы воспитания должны учитывать необходимость возрастной и половой дифференциации, организации социального опыта человека. Так же воспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях и строиться с учетом особенностей этнической и региональной культур: решать задачи приобщения человека к различным пластам культуры (бытовой, физической, сексуальной, материальной, духовной, политической, экономической, интеллектуальной, нравственной и др.). Это обусловливает важность реализации деятельностного подхода как принципа гуманистического воспитания.

    В целом, можно отметить общие принципы конструирования образовательного процесса на основе гуманистических ценностей, получающих все большее развитие в последнее десятилетие в России: принцип свободы; принцип создания ненасильственной развивающей социально-педагогической среды; принцип насыщения жизнедеятельности образовательного учреждения новым содержанием; принцип личностного подхода ко всем участникам образовательного процесса.