«Представление о потребностях развития приёмного ребёнка и о необходимых компетенциях приёмных родителей. Понятие о мотивации приёмных родителей. Основные потребности развития детей и способы их удовлетворения

ПОТРЕБНОСТИ СПОСОБЫ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
ДЫХАНИЕ Организация гипоаллергенного быта, поддержание оптимальной температуры, влажности, концентрации кислорода в воздухе помещения, прогулки, дыхательные упражнения
ПИТАНИЕ И ПИТЬЕ Организация рационального вскармливания в зависимости от возраста и АФО ребенка, вида вскармливания
СОН Организация режима дня, создание оптимальных условий для засыпания и сна
ДВИЖЕНИЕ Проведение комплексов массажа и гимнастики, развивающих игр для формирования двигательных навыков
ОБЩЕНИЕ Рациональный выбор игрушек и развивающих занятий в зависимости от возраста и развития ребенка
БЕЗОПАСНОСТЬ Проведение закаливающих процедур, организация гипоаллергенной диеты и гипоаллергенного быта, рациональный выбор мебели, предметов ухода, игрушек в зависимости от возраста и АФО ребенка, профилактика травматизма
ГИГИЕНА И СМЕНА ОДЕЖДЫ Гигиенический уход за ребенком, воспитание гигиенических навыков, рациональный выбор одежды в зависимости от возраста, развития, времени года
ВЫДЕЛЕНИЕ Воспитание гигиенических навыков, обучение умению пользоваться горшком

Рассмотрим подробнее некоторые способы удовлетворения потребностей ребенка в грудном возрасте.

ОРГАНИЗАЦИЯ ГИПОАЛЛЕРГЕННОГО БЫТА

Комната ребенка грудного возраста должна быть просторной и светлой, следует убрать ковры и ковровые покрытии из ворсовых материалов (допускается использование ковровых покрытий из специальных гипоаллергенных материалов), тяжелые шторы, аквариумы, горшечные растения. На период раннего возраста ребенка необходимо воздержаться от содержания домашних животных и, особенно, птиц. Радиаторы отопления использовать из современных облегченных материалов, без горизонтальных поверхностей, чтобы на них не скапливалась пыль. Влажность воздуха должна быть не менее 70% , для контроля этого показателя следует использовать специальные приборы. При использовании отопления помещений влажность существенно снижается, повышается риск заболеваний органов дыхания и аллергических реакций, поэтому необходимо пользоваться увлажнителями воздуха промышленного производства. Влажную уборку следует проводить ежедневно, с использованием моющих пылесосов или пылесосов с водным фильтром, следить, чтобы были просушены щели у плинтусов и углы, так как там в условиях повышенной влажности может скапливаться большое количество аллергенов. Температура воздуха в комнате ребенка должна быть 20 – 22 градуса, для контроля используется комнатный термометр. Поддерживать температуру можно, используя системы климат-контроля (не кондиционеры!). Проветривание комнаты проводить осторожно, лучше в утренние и вечерние часы, когда загрязнение воздуха минимально, хорошо использовать специальные воздушные фильтры на форточки. Для обогащения воздуха кислородом можно использовать ионизаторы воздуха, которые переводят двухвалентный кислород в трехвалентный, делая воздух комнаты похожим на воздух в сосновом лесу или воздух после грозы. Мебель, постельные принадлежности должны быть изготовлены из современных гипоаллергенных материалов. В настоящее время не используются матрасы и подушки с пухо-перьевыми наполнителями, одеяла из шерсти. Стирку постельных принадлежностей, одежды ребенка проводят специальными средствами, предназначенными для детей. Детские вещи хранят отдельно от взрослых вещей.

РЕЖИМ ДНЯ

Рациональное распределение элементов воспитания по времени направлено на предупреждение срывов нервной системы ребенка. Нужно стремиться строго соблюдать режим дня.

Режим - динамический стереотип, определяющий чередование основных физиологических процессов (сон, кормление, бодрствование и др.) в зависимости от возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей ребенка, требующий минимальных затрат энергии.

Режим дня вводят в возрасте 1 месяца, так как обычно именно в этом возрасте ребенок начинает просыпаться утром в одно и то же время, которое при составлении режима считается временем начала дня.

Примерные режимы дня для детей в возрасте от 1 месяца до 1 года

Организация режима кормлений изложена в разделах пособия, посвященных вскармливанию детей. Остановимся на организации сна, бодрствования.



ОРГАНИЗАЦИЯ СНА

Сон восстанавливает нормальную деятельность организма, функции нервных клеток; создает условия для дальнейшего роста и развития. Неадекватно организованное бодрствование может привести к нарушению полноценности сна, а нарушение сна становится причиной недостаточной активности ребенка во время бодрствования. И то, и другое могут быть причиной задержки нервно- психического и физического развития детей, а при длительном сохранении приводят к возникновению заболеваний. Поэтому контроль за организацией сна ребенка, за особенностями засыпания, ночного сна и пробуждения является важной частью наблюдения медицинской сестры за ребенком.

Ребенок должен спать в хорошо проветренной комнате. Свежий, прохладный воздух является лучшим "снотворным" и оздоровительным средством, он не только ускоряет наступление сна, но и поддерживает его глубину и длительность.

Периоды переходов от бодрствования ко сну и наоборот должны быть краткими (не более 30 минут). Укачивать ребенка не следует. Если ребенок дома не засыпает без укачивания, следует обратиться к врачу для обследования. Если при этом не выявлено каких-либо заболеваний, то нужно обратить внимание на организацию бодрствования. Малая активность во время бодрствования, когда ребенок "не набрал суммы необходимых движений", может быть причиной долгого засыпания.

Сон должен быть достаточным по длительности, необходимой для того или иного возраста. Если ребенок не досыпает 1,5 ч. в сутки, то снижается выносливость нервных клеток, появляются неадекватные реакции (может расплакаться из-за пустяка, делать все наоборот), снижается работоспособность. Длительное недосыпание может привести к неврозу. Во время ночного сна дети раннего возраста могут просыпаться для кормления, почувствовав раздражение из-за мокрого белья и т. п. Однако, это не должно происходить более 3-х раз за ночь и после устранения причины ребенок должен быстро засыпать.

ОРГАНИЗАЦИЯ БОДРСТВОВАНИЯ

Место бодрствования должно быть безопасным для ребенка и соответствовать его возможностям, в то же время не ограничивать активность ребенка. Для детей от 10 дней до 6 месяцев - это кровать с твердой подстилкой; 6 - 8 месяцев - манеж; 9 - 11 месяцев - огороженное место на полу; с 12 месяцев - по всей комнате.

Игрушки должны соответствовать нервно - психическому развитию и не быть сложными для ребенка (в этом случае он не будет ими интересоваться).

Ребенку первого месяца жизни игрушки подвешивают на кронштейне на высоте 80 см от глаз; с 2-х месяцев игрушки подвешивают низко, удобно для захватывания, звучащие, с 4-х месяцев игрушки можно положить в кроватку.

Новые игрушки перед использованием следует вымыть с мылом и обдать кипятком. Игрушки должны быть из пластмассы, без мелких деталей, не заостренные, чтобы ребенок не поранился.

С 8-ми месяцев ребенку требуются игрушки: предметы для открывания и вынимания (кастрюли с крышкой, бидончики и т. п.), матрешки, мячи.

С 11-ти месяцев - пирамидки, кубики, куклы, машинки.

Во время бодрствования родители должны заниматься с ребенком, играть, разговаривать, способствовать овладению психомоторными навыками, то есть заниматься воспитанием.

ВЫБОР ИГРУШЕК И РАЗВИВАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ

1 МЕСЯЦ – 6 МЕСЯЦЕВ

С ребенком необходимо разговаривать и уделять ему как можно больше внимания в таком «несмышленом» возрасте и даже гораздо раньше - когда он еще находится в материнской утробе. Но мы говорим о конкретном этапе жизни. В месячном возрасте самое время, чтобы обратить внимание на основные чувства малыша - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Как приступать к занятиям и когда заниматься? Такой вопрос, конечно, неуместен применительно к месячному возрасту, потому что «обучение» и жизнь слиты пока в одно. Главное правило - дать возможность ребенку увидеть и услышать все множество интересных звуков, картинок, цветов, разнообразных предметов и т. д. Вам еще не нужно ничего объяснять ему, достаточно всего лишь щебетать малышу что-нибудь ласковое, - пусть он просто чувствует вашу любовь.

Изучаем мир.

Когда малыш не спит, он просто лежит в кроватке и изучает мир. Старайтесь, чтобы он не оставался в одном положении, поворачивайте его так, чтобы ему открывался разный вид на комнату. Берите его на руки и подносите к окну; пусть посмотрит, что за окном идет снег либо дождь или светит солнышко. Как только он научится держать головку, его можно сажать в специальное детское креслице и брать с собой на кухню. Хорошо, когда ребенок всюду с вами; сидит, например, в рюкзачке-кенгуру. Он с удовольствием будет вертеть головкой в разные стороны, рассматривая улицу, дома, деревья. Это интереснейшее занятие принесет огромную пользу для развития его воображения, зрения и слуха.

Подражание звукам

Возраст от месяца до полугода - очень насыщенное и важное время для развития слуха и собственной речи ребенка. Он уже начинает что-то лепетать, произносить. Попробуйте ответить ребенку на его языке. Прислушайтесь и скажите, подражая его звукам, что-нибудь ласковое. Он почувствует, что мама понимает его. Малыш услышит повторение того, что произнес сам; его слух будет развиваться, настраиваться на иные и похожие звуки, он научится воспринимать разные голоса и отличать их друг от друга.

Не только постоянное обращение к младенцу, но и пение очень полезны для него. Убаюкивая ребенка, каждая мама что-то напевает, хотя настоящие колыбельные песни знают далеко не все, а ведь в их старинных мотивах заключается огромный смысл. Они помогают успокоиться после дневных впечатлений, создают настроение умиротворения и блаженства. Поэтому не стоит утомлять ребенка современными эстрадными песнями, лучше вспомните те мелодичные, что напевала вам бабушка, или найдите их образцы в книгах.

Петь полезно не только перед тем, как вы убаюкиваете малыша, но и днем, когда его кормите, купаете и во время других занятий. Можно также произносить разные детские стихи.

Развиваем зрение

Все, что окружает вашего малыша, служит ему стимулом к развитию, поэтому сделайте его кроватку и одежду красивой и разноцветной. Красочные погремушки в виде рыбок, зверушек или куколок над кроватью, которые можно потрогать, - очень полезные вещи. Кроме того, можно надеть ребенку яркие цветные манжеты или носки, - он с удовольствием будет их рассматривать, ведь одни и те же погремушки надоедают. Рассмотреть красивую манжетку или яркий носочек не получится, если не поднести ручку или ножку поближе, - так ребенок учится управлять своим телом. А для того чтобы он привыкал чувствовать свои руки и владеть ими, положите ему на ладонь игрушку, издающую писк. Вот она пропищит в правой ладошке, и малыш потянется этой ручкой, переложите в левую - и он будет искать, где же теперь игрушка, которая так смешно звучит. Меняйте погремушки, показывайте что-то новое, а потом убирайте.

Ощущения

Чтобы ребенок узнал новые ощущения, научился отличать один предмет от другого, кладите в его ручку погремушки, тряпочки, куколки и другие вещицы разнообразной формы и сделанные из разного материала. Он постарается удержать предмет и, когда тот упадет, попытается найти. Можно положить эту вещицу сначала в одну ручку ребенка, потом в другую. Тогда он начнет ориентироваться, где находится игрушка, и будет искать понравившуюся вещь. Такое упражнение помогает развитию хватательных навыков.

А вот еще игры, способствующие развитию малыша в этом возрасте.

Найди сюрприз

Сделайте ребенку сюрприз. Заверните игрушку в несколько слоев бумаги и предложите ее найти, предварительно продемонстрировав, как это делается. Он с удовольствием примется искать спрятанное, развивая свое внимание и наблюдательность, учась управлять руками.

Учимся бросать

Подберите звучащие и пищащие игрушки и возьмите большую коробку, куда малыш будет их бросать. Передвигайте ее, пусть он найдет коробку и дотянется ручками. Так развивается умение манипулировать предметами.

Агуканье и объятия

Уже с грудного возраста можно стимулировать развитие речи, если всячески поощрять агуканье малыша. Он будет с удовольствием ворковать на своем языке, когда услышит, как вам это нравится. Поэтому чаще говорите ему «агу» и приветливо улыбайтесь.

6 МЕСЯЦЕВ - 1 ГОД

«Дуем-дуем». Такое упражнение направлено на развитие у ребенка умения управлять собственным дыханием, что в дальнейшем потребуется при становлении речи. Для его проведения надуйте обе щеки и затем дуньте на малыша, после чего попросите его сделать то же. Если ребенок не умеет дуть, научите его этому. В этих целях можно воспользоваться перышком, пеной, использующейся при купании, и мукой, предварительно высыпанной в тарелку.

«Все схвачено». Возьмите в руку игрушку и, расположив вертикально, попросите малыша взять ее. При этом нужно следить за тем, чтобы положение игрушки не изменялось. Затем расположите игрушку горизонтально и вновь попросите ребенка взять ее. Такое упражнение направлено на развитие мышц кисти и умение захватывать предметы.

«Мешочек с сюрпризом». Положите игрушку в полиэтиленовый или бумажный пакет и сверните его, после чего предложите ребенку достать игрушку. Такое упражнение развивает моторику рук и дает малышу представление о постоянстве предметов.

«Брось сильней!». На некотором расстоянии от ребенка поставьте ведро или коробку и затем попросите его попытаться забросить туда какую-либо игрушку. Во время выполнения упражнения периодически меняйте местоположение импровизированной корзины.

«Волшебный лист». Возьмите чистый лист бумаги и попросите малыша смять его, затем расправить, разорвать на несколько частей и т. д. Такое упражнение развивает моторику рук. После этого разместите лист бумаги перед лицом ребенка - он закроет обзор комнаты, а затем отведите лист.

«А ну-ка, повернись!». Положите ребенка на бок и покажите ему яркую игрушку. Малыш пожелает достать ее. Он будет тянуться ручками к игрушке, а вы в это время медленно передвигайте ее дальше, побуждая ребенка перевернуться на живот. Только после того, как он перевернется, отдайте игрушку ребенку.

«Говорящие зверушки». Посадите малыша на кровать и разложите перед ним несколько мягких игрушек. Взяв в руки одну из них, поговорите с ребенком от ее имени. При этом лучше всего изменять голос, подражая интонации того или иного животного: если это медведь - говорите низким тоном, если лисичка - высоким и протяжным, и т.д. Во время проведения такой игры ничто постороннее не должно отвлекать внимание малыша. Упражнение направлено на развитие речевых навыков.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Среди средств физического воспитания большое место занимают массаж и гимнастика.

Массаж оказывает благоприятное действие на мышечный тонус: уравновешивает тонус сгибателей и разгибателей (это важно, так как у детей до 3-х месяцев отмечается флексорный гипертонус). Под влиянием массажа улучшается эластичность и подвижность связочного аппарата; расширяются капилляры, улучшается питание тканей, перистальтика кишечника, аппетит, циркуляция крови. Массаж оказывает благоприятное действие на нервную систему: уравновешивает процессы возбуждения и торможения в ЦНС (это особенно важно в раннем возрасте, когда отмечается незрелость нервной регуляции функций органов и систем). Первые речевые реакции (гуление) возникают в ответ на тактильные раздражители - поглаживания, в то время как словесные, обращения взрослых не вызывают такой реакции.

Основные приемы массажа.

Поглаживание - легкие скользящие движения ладонями или тыльной стороной кисти по поверхности кожи.

Детям первых 3-х месяцев жизни используют преимущественно прием "поглаживание". Более старшим детям можно использовать растирание, разминание, поколачивание.

Растирание - это более сильное давление рук, чем поглаживание, проводится в тех же направлениях.

Разминание - воздействие не только на кожу, но и на мышцы, сухожилия, суставы.

Поколачивание проводят тыльной стороной одного пальца, затем двумя и большим количеством пальцев Этот прием оказывает рефлекторное влияние на глубоко лежащие мышцы.

Требования к проведению массажа:

· руки массажиста должны быть теплые, без длинных ногтей, не шершавые;

· во время массажа ребенок должен быть спокойным, в хорошем настроении; при неприятных ощущениях массаж нужно прекратить;

· кожу ребенка смазывать кремом не нужно;

· продолжительность массажа одной области (руки, ноги, живота и т.п.) секунд - 2 минуты.

Начинать массаж можно в возрасте 1 месяца. Проведение массажа обычно сочетают с гимнастическими упражнениями.

Упражнения бывают 3-х видов:

¨ рефлекторные,

¨ пассивные,

¨ активные.

Рефлекторные упражнения - это вызывание безусловных рефлексов (Бабинского, Веркома и т.п).

Пассивные упражнения - это движения конечностями ребенка, которые выполняет взрослый (сгибание рук, ног и т.п). Эти упражнения можно проводить с 3-х месяцев, когда уравновешивается тонус сгибателей и разгибателей.

Активные упражнения - это упражнения которые выполняет сам ребенок (подползает к игрушке, приседает и т.п.). Эти упражнения используют в соответствии с уровнем НПР (линии До, Др, Рп).

В детских поликлиниках маму ребенка обучают проведению комплексов массажа и гимнастики в зависимости от возраста ребенка.

Процесс мотивации (мотивирования) основывается на потребностях человека, которые и выступают основным объектом воздействия с целью побуждения человека к действию. В самом общем виде потребность определяется как ощущение недостатка в чем-либо, которое носит индивидуализированный характер при всей общности проявления. Врожденные потребности, которые являются общими для всех людей (по-другому – первичные потребности) получили название – нужда. Например, нужда в еде, сне, сексе и т. п. Приобретенные (или вторичные) потребности связаны с существованием человека в группе, обществе, носят более персонифицированный характер и формируются под воздействием среды. Например, потребность в достижении результата, в любви, в уважении и т. п.

Пока существует потребность, человек может испытывать дискомфорт, и именно поэтому будет стремиться найти средства удовлетворения существующей потребности (то есть снять стресс). Устраненная (или же удовлетворенная) потребность исчезает, но только на время. Большинство потребностей могут возобновляться, меняя при этом форму проявления, переходя на другой уровень иерархии потребностей.

Потребности – это основной источник активности человека, как в практической, так и познавательной деятельности.

Мотив – это то, что вызывает определенные действия, вызванные собственными потребностями, эмоциями, позицией человека.

Один и тот же мотив может быть порожден в зависимости от ситуации как внешним воздействием (стимулом – внешняя мотивация), так и внутренней мотивационной структурой (внутренняя мотивация). Например: интерес как мотив может быть порожден природный любопытством и/или умелыми действиями другого человека.

Выделяют следующие виды мотивации:

· внешняя (не связана с содержанием определенной деятельности, но обусловлена внешними по отношению к субъекту обстоятельствами) и внутренняя мотивация (связана не с внешними обстоятельствами, а с самим содержанием деятельности);

· положительная и отрицательная мотивация. Мотивация, основанная на положительных стимулах, называется положительной. Мотивация, основанная на отрицательных стимулах, называется отрицательной;

· устойчивая и неустойчивая мотивация. Устойчивой считается мотивация, которая основана на нуждах человека, так как она не требует дополнительного подкрепления.

Таким образом, мотивация – это процесс побуждения человека к какому-либо действию. Мотивы деятельности могут быть как конструктивными, так и деструктивными, что зависит как от самого человека, так и от внешних условий.

Мотивационные аспекты приемных родителей

Изучив понятие "мотивация" и выяснив, от чего она может зависеть, перейдем к тем мотивам, которые движут людьми, когда они хотят усыновить ребенка. Стимулы для такого поступка должны быть достаточно сильными и весомыми, ведь очень нелегко взять на воспитание чужого ребенка и любить его, как родного. Успешность или не успешность существования приемной семьи во многом зависит от мотива, которым руководствовались семьи, создавая ее. Условно все мотивы, движущие людьми, можно условно разделить на конструктивные и деструктивные. Рассмотрим, в чем же заключается данная мотивация.

Деструктивные аспекты мотивации

Деструктивные мотивы относят к негативным мотивам, они показывают, что родители еще не готовы к усыновлению ребенка. Что же к ним относят.

Очень часто, среди приемных родителей бытует мнение, что ребенок может спасти распадающийся брачный союз . Однако, это далеко ошибочное представление. Родители нередко заблуждаются, думая, что ребенок, станет своеобразным "ключиком", который наладит супружеские отношения. Но появление ребенка в семье, где нет взаимопонимания, способно ускорить распад семьи с самыми негативными последствиями для супругов и ребенка. Ребенок окажется в центре скандалов. Он может быть их поводом, причиной или просто свидетелем. Все это может негативно сказаться на физическом и психологическом здоровье ребенка. И очень часто родители возвращают не подошедший "ключик" обратно в приют.

Следующий мотив – это жалость . Часто, посмотрев, передачи о детских домах и детях-сиротах, проживающих в них, родители испытывают импульсивное желание спасти ребенка от этого ужаса. Однако жалость не может заменить любовь и родительские чувства, зато имеет тенденцию быстро перерастать в неприязнь, потому что жалеть всю жизнь невозможно. Кроме того, под действием сиюминутного порыва родители не задумываются о возможностях своего здоровья на перспективу, о том, кто сможет поддержать в трудный момент, и как они будут справляться с жилищными и финансовыми проблемами. Не помешает также представить, что делать в случае развода, возможного выявления у ребенка серьезного заболевания, неожиданного возникновения его родственников. Вероятно, что с возрастом отношения будут становиться более конфликтными.

Если усыновить ребенка хочет только один из супругов , а второй идет у него на поводу, то это не принесет радости ни супругам, ни ребенку. Если муж (или жена) не сможет полюбить ребенка и привязаться к нему, то второй супруг будет постоянно испытывать двойственные чувства, разрываясь между супругом и ребенком. Увы, часто такие семьи приходят к разводу.

К деструктивной мотивации также относится попытка заменить приемным родного , недавно умершего, ребенка. Считается, что осознанно или нет, но родители переносят свои ожидания с родного ребенка на приемного, и от этого страдают и малыш, и мама с папой. Однако нередко родители забывают, что приемный ребенок – это отдельная личность, со своими способностями, интересами и возможностями. Попытки максимально приблизить усыновленного ребенка к умершему, постоянные сравнения и неудачи ребенка преуспеть в том же, что и погибший крайне губительны для отношений.

Иногда ребенка усыновляют из страха одиночества . Причиной здесь может быть то, что дети подросли и покинули отчий дом, или же вообще никого рядом нет. Эти мотивы чаще посещают одиноких женщин в возрасте, у которых назревает перспектива остаться в старости одинокой. В данном случае, усыновление ребенка младше 12-14 лет может стать проблемой из-за большой разницы в возрасте. Помимо того, большинство детей имеют нарушение привязанностей и прочие отклонения, и родители могут потратить много усилий на установление контакта и все-таки остаться в старости одинокими.

Некоторые женщины боятся испортить фигуру вынашиванием ребенка и родами, поэтому хотят усыновить ребенка, избавляя себя тем самым от этих "проблем". Однако ребенку нужна любящая его мама, а не мама, которая заботится только о своей фигуре.

Сюда можно также отнести желание самоутвердится за счет ребенка , совершить "подвиг", услышать овации в свой адрес, или просто доказать кому-то или себе, что "могу". Но вот, цель достигнута, задача выполнена, подвиг совершен и даже оценен. Что теперь делать с ребенком родители не всегда понимают, ведь это живой человечек, который требует любви и заботы, а если рассматривать его только как средство самоутверждения, то счастья это ни ребенку, ни родителям не принесет.

Не часто, но бывают случаи, когда приемная семья создается лишь по той причине, что не сложились эмоционально теплые отношения с собственным ребенком, а поэтому возникает желание исправить положение с помощью приемного ребенка. Следует сказать, что причина таких нарушенных отношений обычно лежит в неспособности к воспитанию самого родителя. И если он не справился с воспитанием собственного ребенка, то у него нет шансов проявить себя в качестве компетентного воспитателя и с приемным ребенком, которого он не знает, и который будет иметь не меньше, а может даже и больше поведенческих проблем. Отношения со своим ребенком всегда можно наладить, если искренне этого желать. Появление же приемного ребенка в семье, только усугубит проблему. Враждебные отношения между детьми могут перерасти в неконтролируемые и полностью дестабилизировать ситуацию в семье. Кроме того, приемный ребенок нуждается в помощи и поддержке, и никак не может укрепить несостоявшуюся мать в ее войне со своим ребенком. Этим мотивом при создании приемной семьи лучше не руководствоваться.

Мотив "обретение смысла жизни " подразумевает потерю смысла жизни, что может быть обусловлено различными причинами. Это может быть острое горе, ситуативный стресс, нарушенные отношения в семье, а также плохо сформированные коммуникативные навыки, или одиночество, за которым иногда стоят личностные нарушения. Могут быть и другие причины потери смысла жизни. Создание приемной семьи в данном случае проблему не ликвидирует, хотя и может вызвать чувство субъективного облегчения. Нерешенная личностная проблема в дальнейшем может быть причиной установления патологических взаимоотношений с ребенком, что, в свою очередь, негативно скажется на его личностном развитии.

Бездетные супруги могут испытывать некое чувство неполноценности , ущербности, мучить себя: "начинаешь замечать, что тебе больно смотреть на беременных женщин, счастливых мам с колясочками, на маленьких детей в песочнице". Желание "быть как все", стать "настоящей" семьей, становится непреодолимым, и иметь ребенка – уже смысл существования семьи.

Относительно новым мотивом усыновления является стремление получить материальные выгоды. Для некоторых финансовая сторона выступает достаточно сильным стимулом. Семьи, принявшие на воспитание детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеют ряд социальных гарантий и льгот. На содержание ребёнка в семье опекуна (попечителя) и приёмных семьях ежемесячно выплачиваются денежные средства в размере 5640 рублей с учётом районного коэффициента. Детям предоставляется 30% льготная оплата за пребывание ребёнка в ДОУ. Приёмным семьям за воспитание каждого приёмного ребёнка установлена выплата в размере 3300 рублей с учётом районного коэффициента. На второго и последующего ребёнка сумма вознаграждения увеличивается на 15%. Назначается и выплачивается единовременное пособие в размере 12405,рублей 32 копейки с учётом районного коэффициента, установленного Правительством РФ при передачи ребёнка в семью. Но если думать только о материальных выгодах, легко забыть о ребенке, о его чувствах и ощущениях, а таким образом семью не построишь. К большому сожалению, данный мотив у некоторых приемных родителей может выступать в качестве основного.

К созданию приемной семьи иногда прибегают семьи, имеющие ребенка-инвалида. Они руководствуются желанием приобрести своему ребенку компаньона, а в будущем человека, который будет за ним ухаживать. Это не лучшая идея для решения своих проблем. Во-первых, потому, что приемный ребенок требует не меньше ухода, терпения и внимания, поскольку, зачастую сам имеет нарушенное развитие. Во-вторых, он является самостоятельной личностью, имеющей свои собственные потребности, в том числе в любви, принятии, защищенности, и вправе рассчитывать на их удовлетворение, раз его взяли в семью. Он не обязан быть родителям благодарным и "отрабатывать" их добрый поступок, поскольку решение взять его в семью приняли родители. Кроме того, не чувствуя себя любимым и принятым, не освоив роль равноправного члена семьи, приемный ребенок не станет "братом" ("сестрой") собственному ребенку. Желание родителей облегчить жизнь своему ребенку приветствуется, но не должно осуществляться за счет другого ребенка, также нуждающегося в помощи и поддержке.

Еще одним негативным мотивом создания приемной семьи выступает желание "отработать грех за сделанные в молодости аборты". Некоторая категория женщин, пришедшая с возрастом к Богу, начинает испытывать чувство вины за сделанные в молодости ошибки и готова на принесение "жертв", чтобы отработать вину. То есть в данном случае, воспитание ребенка рассматривается как своего рода наказание. Руководствуясь таким мотивом, женщина не может адекватно оценить поведение ребенка, а, следовательно, верно построить свои отношения с ним. Воспитание ребенка должно строиться на понимании его потребностей и желании подготовить его к жизни и больше не на чем. Иначе, вреда от такого воспитания больше, чем пользы. Существует достаточно способов "искупления вины" без того, чтобы создавать приемную семью. Например, денежные пожертвования в адрес детских домов, уход за больными детьми в специализированных домах-интернатах и другие.

Таким образом, все эти мотивы носят негативный или деструктивный характер. На их основе хорошую семью построить не удастся, так как ребенок, которого бросили, нуждается в любви и заботе близких, а если он становится лишь средством достижения каких-либо родительских целей, то счастье это ни ребенку, ни родителям не принесет. Принятие чужого ребенка в семью – это очень важный и ответственный шаг, который не должен основываться лишь на приведенных выше мотивах.

Конструктивные аспекты мотивации

Безусловно, детям нужна семья, которая бы их любила. Приемная семья лучше детского дома только тогда, когда ребенок желанный, и усыновление происходит в результате позитивной мотивации приемных родителей.

Самым распространенным конструктивным мотивом выступает мотив в продолжении рода. Здесь важным моментом является желание обоих супругов усыновить ребенка. Именно оба супруга должны прийти к этому процессу, ведь если усыновить ребенка хочет только один из супругов, это, несомненно, приведет к разногласиям в будущем, если что-то пойдет не так, один супруг может упрекать другого в принятом им решении. А если оба родителя готовы и хотят воспитывать ребенка, пусть даже и чужого, если они готовы подарить ребенку тепло и любовь семейного очага, воспитывать его с заботой, воспринимать как отдельную личность, то приемная семья станет для ребенка родной.

Мотив "хочу реализовать себя в качестве родителя " подготовить ребенка к жизни, естественное желание каждого родителя, и хорошо реализуется, если при воспитании ребенка учитываются его личностные особенности, и признается его индивидуальность. Бывает, однако, что за заявлением "хочу реализоваться как родитель" стоит невротическое желание воплотить при воспитании какую-нибудь сверхценную идею, или реализовать через ребенка свою потребность в достижении и социальном признании. Такой родитель имеет жесткий образ того, каким должен быть "его" ребенок и будет стремиться подгонять ребенка под эти представления. Страдать при этом будут обе стороны – и родитель, чьи ожидания скорее всего не оправдаются, и ребенок, который не чувствует себя принятым.

Если же, родители готовы любить своего приемного ребенка таким, какой он есть, со всеми его недостатками и достоинствами, если они не будут озираться на прошлое (например, на своего родного погибшего ребенка) или же на других детей (например, на детей свои родных и знакомых), если не будут сравнивать приемного ребенка с другими детьми, а воспринимать его как отдельного человечка, тогда усыновление будет позитивным. Если же нет – спешить не стоит.

Если человек одинок, но у него высокая самооценка и он хочет, чтобы в его жизни появился ребенок, он чувствует, что может дать ему любовь и поддержку, что у него есть силы воспитать и сделать счастливым маленького человечка, то это выступает позитивной мотивацией усыновления. Здесь не должно быть мыслей позаботиться о себе в старости, страха остаться одиноким и никому не нужным стариком, здесь человек хочет позаботиться о ребенке, лишенным любви, подарить ему семью.

Также усыновление является единственно возможным выходом для тех, кто не может иметь собственного ребенка, а свою дальнейшую жизнь без детей не видит. Если беременность невозможна по медицинским показаниям, а женщина действительно хочет стать матерью, то усыновление – это единственно возможный путь. Женщина хочет реализовать свой материнский потенциал, и поэтому ей будет неважно, что ребенка родила не она, ведь как говорится "Не та мать, что родила, та мать, что воспитала". Очень вероятно, что она будет любить ребенка больше, чем его биологическая мать, будет дарить ему радость, тепло, заботу, которой его лишили, и оба будут счастливы.

Следующий мотив – это желание иметь большую и дружную семью . Если у приемных родителей есть силы, желание и возможности воспитывать более двух детей, то, безусловно, эта мотивация носит позитивный характер. Обычно, кандидаты в приемные родители рассуждают так: "Мы – хорошая семья. Состоялись как родители: у нас растут хорошие дети. Материальный достаток позволяет нам сделать хорошее дело – поднять на ноги ребенка, который родителей не имеет. И вообще, мы любим детей. Почему бы нам не стать приемной семьей?". Мудрость, опыт воспитания собственных детей, личностная зрелость, взвешенность при принятии такого решения, позволяющий избежать неоправданно высоких ожиданий от приемных детей, в большинстве случаев приводит к хорошим результатам. Появляется приемная семья, способная заменить ребенку его биологическую. Она будет таковой, как для родителей, которые реализуют свои желания и возможности, так и для детей, которые реализуют свои потребности в большой и любящей семье. Но желание иметь большую семью может носить как позитивный, так и негативный характер. Если это желание вызвано какими-то прагматическими целями (например, использование детей в качестве рабочей силы или для получения льгот), то это деструктивный мотив усыновления, по которому создавать семью не стоит.

Желание скомпенсировать собственный неудачный детский опыт более благополучным детством приемного ребенка также является мотивом, который можно отнести к конструктивной мотивации. Здесь приемными родителями выступают люди, детство которых не было счастливым. Это могут быть дети, родители которых пили, употребляли наркотики или просто не занимались детьми, также это могут быть и дети, проведшие детство в детском доме.

Иногда мотив "обретение смысла жизни" принимает позитивный характер, когда семья объективно готова к следующему этапу жизненного цикла , но он не может наступить по причине отсутствия детей. В этой ситуации, если у родителей присутствует способность любить ребенка, и личности приемных родителей патологически не деформированы, создание приемной семьи на самом деле поможет устранить проблему во взаимоотношениях.

Неоднозначным является мотив "оставить нажитые материальные ценности" . Он может возникать как из позитивных побуждений (таких, например, как благородство, желание осчастливить другого человека), так и негативных мотивов (таких, например, как неверие, что можно любить просто так и благодарность надо покупать).

В качествеконструктивного мотива также может выступать желание усыновить ребенка семьей, которая недавно потеряла собственного ребенка, выше отнесенный нами к деструктивным. Усыновление возможно, если семья прожила свое горе, вышла из него и начала жить в новой реальности без ребенка. Здесь очень важным является понимание того, что приемный ребенок, это совсем другой ребенок, со своими собственными характеристиками и потребностями. Именно в этом понимании заключается условие успешного воспитания приемного ребенка. Родители также должны четко осознать, что ребенок не обезболивающее утраты. Не они, а он в данной ситуации нуждается в их поддержке и любви.

Таким образом, наиболее благоприятный прогноз хорошего функционирования приемной семьи в случаях, когда родители берут ребенка, потому что хотят его любить, заботиться о нем, дать ему семью, подготовить его к взрослой жизни. В других случаях, надо всякий раз свой мотив сверять со своей способностью любить ребенка и готовностью сделать все, чтобы ребенок рос в благополучных условиях, не чувствуя себя при этом жертвой обстоятельств.

Основные потребности ребёнка

* безопасность;

* здоровье;

* оразование;

* умственное развитие;

* привязанность;

* эмоциональное развитие;

* идентичность;

* социальная адаптация;

* стабильные отношения в приёмной семье

Потребность ребенка в безопасности является базовой, и основана на инстинкте самосохранения. Именно, повышенная потребность в безопасности делает многих детей, с точки зрения родителей, такими «невыносимыми» и постоянно требующими внимания. Если потребность ребёнка в безопасности удовлетворяется в полной мере, то со временем она отходит на второй план, превращаясь в столь полезное качество, как осторожность. Если же потребность в безопасности не удовлетворяется, то ребёнок становится тревожным. И тогда он пытается удовлетворить потребность в безопасности путем выбора определенной стратегии поведения, зачастую неадекватной действительности: враждебность с целью расплаты с отвергающим взрослым; сверхпослушание для возврата любви значимого близкого, жалость к себе как призыв к сочувствию, идеализация себя как компенсация чувства неполноценности. Результатом является невротизация потребностей ребенка.

Потребность ребёнка в здоровье подразумевает сохранение телесной и духовной гармонии. Данному аспекту деятельности специалистов придавал большое значение В. А. Сухомлинский, который писал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Детям, пришедшим в семью из интернатного учреждения, необходим особый медицинский контроль, так как уровень их здоровья низкий. Среди встречающихся заболеваний на первом месте - нервно-психические, затем - болезни органов дыхания, пищеварения.

Конечно, лечить хронические заболевания должен врач, а родители могут помочь детям стать здоровыми. Речь идет о закаливании, физическом воспитании, развитии гигиенических привычек. Особое внимание должно уделяться формированию здорового образа жизни у детей. Под формированием здорового образа жизни предполагается развитие: сознания, движения, питание, ритм жизни, распорядок дня, гигиена тела и одежды, гигиена сна и отдыха, психогииена и здоровая жизнедеятельность, психопрофилактика, профилактика вредных привычек и половое созревание.

Потребность в умственном развитии и образовании подразумевает необходимость изучать окружающий мир, формировать о нем определенное представление и получать соответствующее образование. Необходимо отметь, что у детей с нереализованными потребностями в безопасности и эмоциональном комфорте когнитивные потребности могут быть снижены. Лет до 7-10 ребенок находится в постоянном процессе познания; а если взрослые не отобьют у него к этому вкус – то и всю жизнь!

Потребность в привязанности в общей форме можно определить как «близкую связь между двумя людьми, не зависящую от их местонахождения, длящуюся во времени и служащую источником их эмоциональной близости» (Вера Фалберг). Привязанность - это стремление к близости с другим человеком и старание эту близость сохранить. Глубокие эмоциональные связи со значимыми людьми служат основой и источником жизненных сил для каждого из нас. Для детей же они - это жизненная необходимость в буквальном смысле слова: младенцы, оставленные без эмоционального тепла, могут умереть, несмотря на нормальный уход, а у детей старшего возраста нарушается процесс развития. Сильная привязанность к озможност дает ребенку озможностьь развить базовое доверие к миру и положительную самооценку.

Сила и качество привязанностей во многом зависят от поведения родителей по отношению к ребенку и от качества их отношения к нему.

Эмоциональные потребности – это потребности ребенка в хорошем отношении, во взаимодействии с окружающими. Большинство специалистов (к примеру, английский психоаналитик Джон Боулби) тоже относит их к категории врожденных. Осознанная вовлеченность в процесс коммуникации со взрослым фиксируется у младенцев уже в первые месяцы жизни. Ученые предполагают, что потребность в общении эволюционно обусловлена – ведь от того, насколько эффективными навыками взаимодействия обладает человек, тем большему он научится, тем выше будет качество его жизни. В первый год эмоциональные потребности тесно связаны с его потребностью в безопасности (я защищен, значит, я доволен); с возрастом они значительно усложняются. Примерно после 3х лет, когда ребенок уже начинает осознавать себя как личность, он ждет от окружающих (в первую очередь, от родителей) безусловной любви и принятия себя таким, какой он есть. Потребность “быть безоговорочно принятым” психологи называют одной из самых значимых для человека на протяжении всей его жизни.

Потребность в идентичности – это потребность чувствовать свою уникальность, неповторимиость и вместе с тем принадлежность к семье.

Идентичность можно определить как знание того, из каких разных частей состоит наша личность, это принятие себя, необходимое для того, чтобы успешно продвигаться по жизни с ощущением собственной целостности.

Сумма знаний о себе эмоционально питает и защищает ребенка.

У ребенка чувство «Я» вырастает из чувства «МЫ», и для него вопрос «Кто я?» по сути значит «Чей я?». Ощущение принадлежности – это альтернатива одиночеству, источник жизненных сил: “Я – их, я нужен, меня любят – Я ЕСТЬ”.

Принадлежность семье не только определяет самовосприятие, но и задает вектор направления жизненного анализа собственного жизненного опыта концентрируется в виде ответов на вопросы «Кто я?», «Какой я?». Но отношение к этому знанию, принятие себя, возникает благодаря соотнесению с системой социальных координат, нормами и ценностями той семьи и того общества, в котором живет человек.

Под потребностью социалиальной адаптации понимается социализация ребёнка в обществе. Это усвоение социальных норм и правил поведения, социальных ролей, общение со сверстниками и взрослыми, навыки самообслуживания и бытовые навыки.

Примерно после 3х-4х лет у ребенка появляется потребность в социальном самоутверждении; духовные потребности обычно актуализируются ближе к подростковому возрасту.

Потребность в устойчивых позитивных отношениях со значимым взрослым и ближайшим окружением так же является базовой, т.е. жизненно необходимой, и непосредственно связана с нормальным развитием психики. Важно и качество родительского отношения к ребенку. Отвергаемые дети неблагополучны эмоционально – и это гасит их интеллектуальную и познавательную активность, вся внутренняя энергия уходит на борьбу с тревогой и приспособление к поискам эмоционального тепла в условиях его жесткого дефицита. Кроме того, в первые годы жизни именно общение со взрослым служит источником развития мышления и речи ребенка. Отсутствие адекватной развивающей среды, плохая забота о физическом здоровье и недостаточность общения со взрослыми приводит к отставанию в интеллектуальном развитии у детей из неблагополучных семей. В новой семье нарушенность родительского (материнского и отцовского) отношения к ребенку может служить источником различных психических и поведенческих расстройств и непосредственно определять успешность адаптации ребенка, поэтому установление теплых, принимающих и стабильных отношений между ребенком и патронатными воспитателями также можно рассматривать как механизм адаптации.

К чему приводят нереализованные потребности?

Неудовлетворенная потребность в безопасности: неврозы, фобии, патологическая боязливость, ощущение брошенности (эти явления очень сложно контролировать сознательно, поскольку они инстинктивны, поэтому в дальнейшем у ребенка может быть масса проблем). Человек будет воспринимать массу повседневных ситуаций как источник потенциальной опасности, что значительно снизит его социальную активность и ухудшит качество жизни.

Нереализованные эмоциональные потребности: стремление любой ценой заслужить хорошее отношение окружающих (даже с помощью лжи, антисоциального поведения и т.д.); неразборчивость в знакомствах, во взрослом возрасте – в сексуальных контактах. Для того, чтобы найти кого-то, кто “примет меня таким, какой я есть”, человек будет позволять манипулировать собой, он легко попадет под влияние недостойных личностей. Второй вариант развития событий – эмоциональная холодность, уход с головой в учебу или работу, стремление реализоваться в любой области, кроме сферы человеческих взаимоотношений; чрезмерная привязанность к вещам в качестве компенсации теплого человеческого общения.

Неудовлетворенные познавательные потребности: узкий кругозор, примитивность мышления, отсутствие стремления к личностному росту и развитию.

Принимающая семья способна дать ребёнку «путёвку в жизнь». Удовлетворяя потребности ребёнка, приёмные родители закладывают основу его гармоничного развития, становления личности и полноценной жизнедеятельности в дальнейшем.

Личностные качества необходимые приемным родителям

Существует ряд исследований, свидетельствующих, что на формирование личности ребенка значительное влияние оказывают личностные качества родителей.

Благополучно ребенок развивается у родителей, обладающих такими качествами как эмпатичность, открытость, эмоциональность, коммуникативность, альтруистичность, уравновешенность, гибкость, уверенность в своих силах, адекватная самооценка, способность к развитию и изменению.

Эмпатичность – способность к сопереживанию, позволяет родителю правильно оценивать эмоциональные состояния ребенка и адекватно на них реагировать.

Открытость родителя в общении с ребенком формирует между ними неформальные доверительные отношения.

Эмоциональность родителя позволяет ребенку научиться понимать, различать и выражать свои чувства, научаясь этому у родителя.

Коммуникативность обеспечивает удовлетворяющую родителя и ребенка межличностную связь.

Альтруистичность - качество, благодаря которому родитель считает потребности ребенка более важными, чем свои и считает необходимым удовлетворять их в первую очередь.

Уравновешенность есть способность контролировать свои чувства и являться предсказуемым для ребенка.

Гибкость позволяет находить решения, адекватные текущей ситуации.

Адекватная самооценка и уверенность в своих силах исключают самоутверждение родителя за счет ребенка и гарантируют самостоятельное решение своих проблем.

Способность к развитию и изменению может являться гарантом адекватности родителя в более поздних возрастах.

Если человек утвердился в желании усыновить ребенка, спешить все же не – необходимо еще раз взвесить все за и против. Нужно внимательнейшим образом проанализировать свои побуждения, определить, что вами движет и в какой степени, полностью ли вашим является такое решение.

Принятие ребенка в семью может быть только взаимовыгодным и обязательно должно быть продиктовано желанием помочь лишенному родительской заботы ребенку.

Этот ресурс для тех, кто хочет вырастить своих детей счастливыми.

Если наши цели совпадают, то «Добро пожаловать!».

Эта страница – гид по проекту, его азы и принципы.

Существуют тысячи книг, лекции и статей о воспитании детей.

Чем «Детология» выделяется из общей массы?

Системой!

Это не набор советов, а новый взгляд на старые проблемы.

Все вы слышали о пирамиде потребностей Абрахама Маслоу.

Маслоу разработал эту концепцию, но он изучал взрослых.

Она идеально подходит для того, чтобы понять, что делает человека счастливым, а что — несчастным.

Я адаптировала теорию Маслоу для воспитания счастливых детей.

Любой каприз, страх, непослушание, агрессия и т.п. объясняется этой теорией.

И более того, благодаря представлениям о потребностях вашего ребёнка, вы можете не только понять его поведение, но и исправить !

Вы можете сами узнать,
насколько счастлив ваш ребенок уже сегодня!

ПРИСЛАТЬ ТЕСТ?

ХОЧУ ПРОВЕРИТЬ СЕБЯ!

Отлично! Письмо подтверждения выслано на ваш e-mail!

Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности

Как это работает?!

Смотрите видео или читайте объяснение.

Для понимания нам нужно разобраться с некоторыми понятиями.

Истинные потребности – это врожденные желания каждого человека, будь то голод или желание учиться.

Всего истинных потребностей по Маслоу пять:


У детей, как и у взрослых, есть глубинные, истинные потребности; и постоянное их удовлетворение закономерно приводит к формированию здоровой личности.

Маслоу называл людей с высокой степенью удовлетворения потребностей высокоактуализированными людьми, т.е. людьми, которые максимально раскрыли свой потенциал.

Маслоу: «Я представляю себе самоактуализировавшегося человека не как обычного человека, которому что-то добавлено, а как обычного человека, у которого ничто не отнято».

Фрустрация — неудовлетворение потребностей, приводит к тому, что ребенок растет несчастным. Систематическая фрустрация потребности приводит к торможению и искажению формирования личности ребёнка.

Маслоу: «Неудовлетворенная потребность вызывает у него чувство униженности, слабости, беспомощности, которые, в свою очередь, служат почвой для уныния, запускают компенсаторные и невротические механизмы».

Узнайте о важности детских потребностей!

Физиологические потребности – это основание в пирамиде.

Замечали, что дети во время болезни или при недосыпе становятся капризными? Вот это самый простой пример фрустрации физиологических потребностей растущего организма.

Проблемы со здоровьем всегда накладывают отпечаток на личность ребёнка.

Так как это фрустрация базовой потребности, то, как снежный ком, она влечёт за собой фрустрацию и других потребностей.

Без крепкого фундамента дом рухнет.

И при фрустрациях вышестоящих потребностей зачастую в первую очередь достается физиологии.


Это болезни от нервов, т.е. если банально, то ребенок перевозбудился, перенервничал и заболел.

Но это может быть разово, а может быть закономерностью, которая конкретно так портит жизнь всем членам семьи.

Подробнее в видео:

Потребности в безопасности

«потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях; другие потребности» (А.Маслоу).

К каким последствиям ведет неудовлетворенность потребности в безопасности?

1) К общему чувству тревоги, которое может выливаться в

2)К нарушению аппетита и сна, т.е. физиологических потребностей.

3) К зависимости от родителей, т.е. не происходит самоактуализация ребенка. Ребенок ничего не может сделать сам, спит с родителями, и т.п.

4) Это может быть непослушание, в поисках стабильных границ.

Полную картину я раскрываю здесь:

Потребность в любви база для построения доверительных отношений с ребенком. Это потребность ребенка в безусловной любви родителей.

К сожалению, большинство тех, кто сейчас уже стал родителями, сами в детстве не знали безусловной любви.

Если вас постоянно одергивали,
навешивали ярлыки,
пытались из вас вылепить какого-то человека,
порицали за слезы и гнев,
требовали от вас каких-то результатов, и т.п.
то значит, и вы выросли в условиях фрустрации потребности в любви.

И вроде вполне себе счастливы, да?

Без всего этого вы были бы гораздо счастливее.



Потребность в социализации – желание быть частью коллектива.

Это одна из высших потребностей.

Один ребенок может воевать за место под солнцем.

Он может агрессивно отстаивать свое, драться, обзываться и т.п. И каждый раз получать негативную оценку своему поведению, и вероятно своей личности в целом.

Отсюда пойдет уже фрустрация потребности принятия и любви, а этот сценарий мы уже обсуждали.

Другой ребенок, наоборот, замкнется, постарается стать серым и незаметным. Здесь другая опасность.

Такой ребенок с большой вероятностью станет зависимым от кого-то, т.е. потеряет свою самостоятельность.

В чем суть родительской помощи детям? Смотрите в видео:

Потребность в самоактуализации – это многоуровневая потребность. Здесь и потребность в самостоятельности, и в познании, и в справедливости, эстетике, самовыражении и т.п.

Основные проблемы, с которыми сталкиваются родители, это несамостоятельность, лень, отсутствие желания учиться.

Всё это следствия фрустраций!

Что вызывает фрустрацию потребности в самоактуализации, я рассказываю в видео:

Как же вырастить ребёнка счастливым?

Теперь вы понимаете, что плохое поведение, конфликты, непослушание и т.д. – это всё признаки фрустраций.

А значит, вы можете перестать ходить вокруг да около, сможете вырваться из замкнутого круга и наконец-то удовлетворить истинные потребности ребёнка.

Система потребностей позволяет разложить всё по полочкам!

Конечно, одного знания о самих потребностях мало.

Это лишь начало вашего пути.

И движетесь вы в правильном направлении.