Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми. Застенчивый ребенок. Рекомендации родителям

Консультация для родителей на тему "Застенчивость в детском возрасте"


Для меня было большим открытием, что застенчивый ребенок имеет ЗАВЫШЕННУЮ самооценку. Я-то всегда считала, что моей девочке не хватает уверенности в себе (не понимая: почему?), я беседовала с ней на темы, какая она у меня замечательная, как с ней интересно будет окружающим, как только она перестанет их стесняться и вступит в контакт.












Пример :
посмотри, что это он делает?
Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.

Учим заботиться о других
Пример:


Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком:
Мы с Мишей хотим тебе помочь

3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников)
Пример:
Алла Ивановна к тебе очень хорошо относится





ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
1. Критиковать робость
2. Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой


Желаю всем, для кого данная информация окажется актуальной, добиться больших успехов в работе с собственным ребенком или с воспитанниками!
Статью подготовила воспитатель МКДОУ детский сад № 508 Войтова И.В., по материалам лекции Т.Д. Яковенко, заведующей отделом здоровья и развития детей «ГЦОиЗ «Магистр», доцента НГПУ

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Застенчивый ребенок. Что делать?»

Как внешне проявляется застенчивость
1. Избирательность в контактах: с близкими, хорошо знакомыми людьми ведет себя раскованно, с новыми, посторонними испытывает эмоциональный дискомфорт, неуверенность, напряжение
2. Страх перед публичным выступлением
3. Отказ от деятельности, которая не одобряется взрослыми
4. Отказ от главных ролей, которые требуют активности

САМОЕ ГЛАВНОЕ в этом вопросе. Самооценка.
Застенчивый ребенок имеет высокую самооценку, но при этом СОМНЕВАЕТСЯ В ПОЛОЖИТЕЛЬНОМ ОТНОШЕНИИ К СЕБЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, особенно незнакомых.
Ожидает плохого, негативного в этой оценке, поэтому закрывается, этакая психологическая защита. Боится отрицательной оценки своей деятельности, поэтому просто отказывается ее совершать.
Застенчивый ребенок сосредоточен на себе, на своих переживаниях, его волнует вопрос: как ко мне относятся другие?
Другие дети для такого ребенка – лишь зеркала его внутреннего «я», они ему не интересны. Он постоянно испытывает чувство недооцененности.

Почему ребенок застенчив? Причины.
1. Слабая нервная система. Это то, что дается от рождения.
2. Авторитарный стиль воспитания в семье
3. Ограниченность контактов семьи: мама с папой и сами не особо открытые люди, любят посидеть в тесном семейном кругу, не обзаводятся новыми знакомыми, редко куда-либо ездят с целью контактов
4. Настороженное отношение взрослых к миру: постоянное ограничение ребенка, предостережение, все вокруг враждебно, все люди плохие и опасные
Рекомендации. Как будем исправлять ситуацию.
1. Развиваем интерес к другим людям (взрослым и детям)
Обращаем внимание ребенка на других, сдвигаем его со своего Я
Пример:
посмотри, что это он делает?
Ой, она наверное так устала сегодня, идет потихоньку.
Как рано встала воспитательница, ей буде приятно, если ты с ней поздороваешься…
Учим заботиться о других
Пример:
посмотри, как ушибся малыш, давай подойдем пожалеем
папа наш так устал, иди предложи ему подушку и плед
Делаем это ПОСТЕПЕННО, сначала вместе с ребенком
Пример:
Мы с Мишей хотим тебе помочь
2. Взрослому самому быть доброжелательным в общении с другими людьми, отмечать в присутствии ребенка достоинства других людей
3. Говорить ребенку о хорошем отношении к нему других людей (воспитателя, учителя, одноклассников):
Пример:
Алла Ивановна к тебе очень хорошо отностися
Делать это настойчиво и постоянно.
4. Не называть ребенка застенчивым! Подчеркивайте его достоинства, веру в собственные силы.
5. Помогите ребенку наладить контакт с 1-2 детьми, пригласив в гости, организовав совместную деятельность. На территории ребенка нужно помочь наладить контакт и оставить.
6. Говорите с ребенком, как прошел день, спрашивайте об одноклассниках, учителе, воспитателе, хвалите за проявление смелости. Всегда начинайте разговор с вопросов О ДРУГИХ ДЕТЯХ.
7. Готовьте ребенка заранее к новым ситуациям. Расскажите, что будет происходить, как будет интересно, какие там люди замечательные будут. Подскажите, как можно начать разговор, Порепетируйте.
ЧЕГО делать НЕЛЬЗЯ:
1.Критиковать робость
2.Заставлять выступать перед публикой (может возникнуть неврозоподобное заикание). Пускай читает стихотворение не в центре перед всеми, а стоя рядом с мамой
3. Добиваться послушания запугиванием
4. Ставить в пример ребенку незастенчивых ребят

9. Советы психолога детям и родителям

Специалисты, занимающиеся проблемами детской застенчивости, выделяют две возможные формы ее протекания: одни дети боятся общения со взрослыми, другие – предпочитают одиночество. Если во втором случае причина кроется в психических особенностях ребенка, в его темпераменте, нервной системе, характере, то в первом случае вина лежит на родителях, их особенностях взаимоотношений с детьми. Тем не менее ив том, и в другом случае застенчивость проявляется очень остро и особенно в общении со взрослыми.

Родители, зная особенности, привычки своего ребенка, могут, если и не полностью справиться с проблемой застенчивости, то хотя бы дать толчок этой работе, всячески поддерживать ребенка, во время обратиться к специалистам. Имена родители, придерживаясь определенной линии поведения, занимаясь с ребенком, могут обеспечить наиболее стойкий эффект коррекции застенчивости.

Как уже указывалось выше, проблема застенчивости во многом связана с природными особенностями, типом семейного воспитания, взаимоотношениями со сверстниками, учителями, значимыми взрослыми. В этой главе мы попробуем разобраться, как нужно строить работу с детьми, требующими психологической помощи.

Вначале этой главы воспользуемся советами авторитетнейших американских исследователей детской застенчивости Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдла . Исследователи указывают родителям, какие качества следует развивать у своего ребенка и каким образом это делать. Остановимся подробнее на содержании их работы.

Для снижения уровня застенчивости родители должны как можно раньше развивать самостоятельность у своего ребенка. Степень «свободы», конечно же, должна ограничиваться возрастными критериями дозволенного.

Обучать ребенка самостоятельности можно уже с самого раннего возраста. Уже 3-х летний малыш может убирать за собой игрушки. Несколько позднее ребенок приучается самостоятельно одеваться и аккуратно убирать свою одежду на место. Исследователи советуют позволять ребенку совершать ошибки в выборе одежды, даже если выбранные носки разного цвета; выбирать понравившиеся варианты одежды из предложенных вами двух при покупке. Если вкусы взрослого и ребенка не совпадают, то следует выяснить, в чем основное разногласие.

Ребенок уже в дошкольном возрасте может самостоятельно заправлять постель и делать уборку в своей комнате. Естественно, и заправленная постель, и произведенная уборка, вряд ли смогут соответствовать взрослым критериям чистоты и порядка, однако, важно, чтобы ребенок при этом проявлял инициативу, старание, желание довести дело до конца. Следует помнить, что в дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущим видом деятельности, поэтому для большего положительного эффекта можно предложить детям поиграть, например, в юнг, которые должны «до блеска вычистить корабль».

И, конечно же, прививая у ребенка самостоятельность, следует в первую очередь обучать навыкам самообслуживания. Ребенок должен уметь умываться, чистить зубы, пользоваться столовыми приборами и т. п.

Современный ребенок рано знакомится с бытовой техникой, поэтому уже младшего школьника можно обучить пользоваться пылесосом и стиральной машиной. Однако не следует забывать о разнице в стандартах и помнить о похвале.

Если это допустимо, то следует разрешить ребенку самостоятельно добираться не только до школы, но и до спортивной секции, художественной или музыкальной школ, поликлиники и т. д.

Список домашних обязанностей полезно обсудить всей семьей, при этом следует предусмотреть совместные дела и не забыть о реалистичности предъявляемых требований.

Родителям застенчивого ребенка очень важно научить ребенка отстаивать свои права . Этого можно достигнуть, если дать возможность ребенку самому разрешить возникшую среди сверстников конфликтную ситуацию, конечно же в том случае, когда не будет угрозы для здоровья ребенка.

Застенчивый ребенок должен научиться брать на себя ответственность за других . В семьях, где имеются братья и сестры, родители могут поручить своему застенчивому старшему ребенку посильную заботу о них, организовать совместные игры и т. п. Игры со младшими позволять затем преодолеть застенчивость и в общении со сверстниками.

Родителям застенчивого ребенка надо позаботиться о том, чтобы помочь ему найти такое занятие, в котором он реально смог бы добиться успеха (музыка, танцы, рисование, спорт и т. д.). Однако и в этих условиях могут возникнуть рискованные для ребенка ситуации, например, соревнование или конкурс. Родители должны всячески поощрять любые попытки ребенка пойти на риск . Именно в этом один из реальных путей избавления от застенчивости. Однако при этом родители не должны забывать о следующем:

1) хочет ли ребенок заниматься именно этим;

2) оценить все преграды и опасности, которые видит ребенок в предлагаемом занятии;

3) выяснить, какими качествами, по мнению ребенка, должен обладать человек, успешно занимающийся этим делом;

4) обладает ли ребенок должной мотивацией для занятия предлагаемым делом.

Родители должны помнить, что не следует своим детям навязывать собственные нереализованные мечты, а исходить, в первую очередь, из их желания и возможностей.

При обучении застенчивого ребенка умению рисковать, следует придерживаться принципа постепенности и дозированности. Самым трудным, как правило, является первый шаг, будь то высказывание своего мнения или просто поднятие руки на уроке. Взрослые должны помочь ребенку сделать этот первый шаг. Здесь на помощь опять приходит сюжетно-ролевая игра. Пусть ребенок сначала выскажет свое мнение, например, при игре в школу, а может быть это будет лесная школа, где застенчивый ребенок выступит от лица зайчика или белочки. Такая репетиция поможет осуществить это же действие в условиях реальной действительности. Взрослые должны помнить, что каждый, пусть даже самый незначительный успех ребенка должен быть замечен и соответственно поощрен.

Ребенка следует подготовить как к успеху, так и к неудаче. Если ребенку предстоит, например, принять участие в конкурсе или соревновании, то родители должны тщательно проанализировать шансы на успех, поговорить с педагогом, понаблюдать за занятиями, спросить самого ребенка, готов ли он к публичному выступлению. В принятии окончательного решения следует исходить не из абсолютной уверенности в успехе, а из готовности к такому шагу.

Если решение принято в пользу участия в концерте или соревновании, то далее необходимо обсудить возможность неудачи. Важно объяснить, что никто не застрахован от провала, в этом нет ничего страшного, и особенно на начальной стадии обучения неудачи встречаются у большинства людей. Для ребенка наибольшей убедительной силой будут обладать истории провалов из жизни родителей. Видя, что они вполне довольны и счастливы, ребенок убеждается, что неуспех не столь страшен, как ему представляется.

Ребенок должен понять, что провалы не случаются лишь у тех, кто вообще не предпринимает никаких шагов, а в этом случае трудно добиться в жизни какого бы то ни было успеха. Независимо от исхода предприятия, ребенка надо похвалить за то, что он решился идти на риск. Важно помнить, что успех во многом определяется количеством предпринятых попыток.

Родителям очень хочется, чтобы талант их ребенка был замечен не только ими, но и всеми окружающими. Часто они заставляют сына или дочь демонстрировать свои способности перед родственниками, друзьями. В этой ситуации застенчивый ребенок, как правило, теряется, мнется, хнычет, то есть явно демонстрирует свое нежелание петь песню, читать стихотворение или играть на музыкальном инструменте. Родители должны заранее поинтересоваться настроением сына или дочери, объяснить, почему им так хочется, чтобы ребенок поделился своим талантом с окружающими. Однако не допустимо, чтобы желание взрослых было продиктовано лишь возможностью похвастаться перед гостями.

В ситуации, когда ребенок панически боится сцены, желательно предоставить ему время на раздумье и договориться о тайных сигналах, которыми он незаметно мог бы сообщать о своей готовности к выступлению. В случае отказа обсудите, что следует предпринять в будущем, чтобы ребенок поступил иначе. Если выступление состоится, то лучше, если ребенок сам объявит свой номер, а при этом взрослые не должны активно рекламировать предстоящее выступление, а лишь отметить, что им хочется доставить удовольствие гостям.

Еще раз остановимся на предъявлении родителями завышенных требований к ребенку. Очень часто такие взрослые делают это подсознательно, добиваясь тем самым признания самих себя. Если же ребенок не оправдывает их ожиданий, то взрослым кажется: весь мир обвиняет их в том, что они плохие родители и осуждает их за это.

Особенно явно такой подход родителей проявляется в отношении школьных отметок. Конечно же необходимо следить за успеваемостью своих детей, однако, как сказала одна женщина: «Если максимум, на который способны мои дети, – это тройка, то для меня эта тройка становится пятеркой».

Ф. Зимбардо и Ш. Рэйдл предлагают взрослым ответить на следующие вопросы, положительные ответы на большинство из которых будут свидетельствовать о повышенной требовательности к ребенку:

1) ранние достижения ваших детей всегда были очень важны для вас? Вы разочаровывались, если ваши ожидания не оправдывались?

2) раздражались ли вы, когда ваш ребенок не справлялся с какой-либо задачей?

3) какие параметры служили критериями готовности к усвоению тех или иных знаний и навыков (физические, возрастные, способности соседских детей и т. д.)?

4) если ребенок не справлялся с заданием, прятали ли вы от него свою любовь?

5) вы привыкли все делать за своего ребенка, так что, повзрослев, он не может уже обходиться без вашей помощи?

6) не боитесь ли вы, что, став взрослым, ваш ребенок будет независимым?

7) вмешиваетесь ли вы в конфликты детей, даже если в этом нет особой необходимости?

8) заставляете ли вы своих детей выполнять домашние обязанности?

9) поощряете ли вы готовность ребенка идти на риск, предоставляя возможность познания нового и неизвестного? Не предъявляете ли при этом нереалистичных требований?

10) не заставляете ли вы своего ребенка заниматься тем, о чем мечтали сами?

11) учите ли ребенка достойно проигрывать? Очень ли расстраиваетесь в случае проигрыша?

12) стараетесь ли вы, чтобы ребенок понял, что вы в нем разочарованы?

13) является ли выступление ребенка перед родственниками и знакомыми традицией семьи, даже если ребенку это не нравится?

14) если ребенок отстает в учебе, вы выходите из себя?

15) прежде чем рассказать кому-нибудь связанную с ребенком историю, спрашиваете ли вы у него разрешения?

Существенную помощь родителям в воспитании застенчивых детей могут оказать книги по возрастной психологии, в которых рассматриваются возможности детей в тот или иной возрастной период. Владея такими знаниями, родители могут более точно определить, развивается ли ребенок в соответствии с нормой (ускоренно, с задержкой), можно ли ему предоставить больше самостоятельности. Однако необходимо помнить, что литература содержит среднестатистические данные, поэтому следует делать на это поправку.

Более-менее четкие критерии существуют относительно двигательно-моторного и интеллектуального развития, но такие критерии отсутствуют, если речь заходит о коммуникативной сфере.

В первых главах уже указывалось, что общительность ребенка определяется многими факторами, как биологического, так и социального порядка. Поэтому очень важно, чтобы родители любили своего ребенка таким, каков он есть и стремились помочь ему в социальной адаптации.

Работа с детьми может осуществляться как в индивидуальной, так и групповой форме; как в чисто детских или родительских группах, так и детско-родительских группах.

Родителям детей, испытывающих эмоциональные затруднения, в том числе и застенчивость, следует обратить внимание на следующие моменты в поведении ребенка:

а) как ребенок засыпает: быстро или медленно, требует ли, чтобы с ним сидели, чтобы не гасили свет и т. д.;

б) как спит: крепко, спокойно или мечется; разговаривает во сне;

в) как просыпается: сразу или нет; в каком настроении.

2. Отношение к еде: как он ест – охотно или нет, выбирает пищу или нет.

3. Бывают ли случаи проявления страха у ребенка, при каких обстоятельствах:

а) при наказании, окриках со стороны взрослых;

б) страхи не связаны с поведением взрослых.

4. Как проявляется страх.

5. Чему радуется ребенок и что вызывает у него огорчение, недовольство, обиду; какова длительность его переживаний.

6. Умеет ли ребенок выразить сочувствие своим близким.

7. Какие эмоции наиболее часто наблюдаются у него в игре, в учебной деятельности, доброжелателен ли он к своим сверстникам.

8. Отстаивает ли ребенок свои интересы и каким способом: находит аргументы, упрашивает, требует, хитрит, плачет и т. д.

9. Как реагирует на неудачи и на успех.

1. Нельзя учить ребенка подавлять свои эмоции, взрослые должны стремиться обучить детей правильному проявлению чувств, умению направлять их в нужное русло.

2. Возникновение эмоций обусловлено процессом взаимодействия с окружающим миром. Необходимо научить ребенка адекватно реагировать на процессы и явления внешней среды.

3. Не стремитесь полностью оградить ребенка от отрицательных переживаний. Искусственно созданные «тепличные условия» не снимают проблему, а лишь на время отодвигают ее решение. Через некоторое время она становится еще более острой. Важно учитывать интенсивность эмоций, а не то, какие они отрицательные или положительные. Ребенку нужно разнообразие эмоций, так как наличие лишь одних положительных эмоций рано или поздно вызывают скуку.

4. Нельзя давать оценку чувствам ребенка, невозможно требовать, чтобы ребенок не переживал того, что он переживает. Чаще всего, бурные эмоции – это проявление длительного эмоционального зажима.

Такие известные психологи Клюева Н. В . и Касаткина Ю.В . предлагают родителям в общении с застенчивыми детьми придерживаться такого стиля поведения:

1) расширять круг знакомств своего ребенка, чаще приглашать к себе его друзей, брать в гости к знакомым, гулять по различным маршрутам при этом учить ребенка спокойно воспринимать новые места;

2) не стремится полностью оберегать ребенка от всевозможных опасностей, делать все за него, предупреждать любые трудности, необходимо дать ребенку определенную меру свободы в действиях;

3) важно постоянно укреплять у ребенка уверенность в себе и своих возможностях;

4) ребенка необходимо привлекать к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавать ситуации, в которых пришлось бы вступить в контакт с «чужим» взрослым.

К уже выше названным, добавим следующие правила поведения с застенчивыми детьми:

1) не следует торопить ребенка, в какой бы ситуации он не оказался: будь то новая обстановка, новая компания или ответ на вопрос. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. В ситуации школьного урока таких детей предпочтительно опрашивать по индивидуальным карточкам, для них не годится блиц-опрос, где требуется быстро дать краткий и четкий ответ на поставленный вопрос. На первых порах учитель может создавать для ребенка ситуацию запланированного успеха, когда педагог спрашивает ученика, если твердо уверен, что тот сможет ответить;

2) не старайтесь подчеркивать неудачи ребенка и игнорировать удачи. При таком воспитании будет формироваться мотив избежания неудач, и добиться успеха станет непосильной задачей. Для развития потребности в достижении успехов следует всеми возможными мерами закреплять те положительные переживания, которые возникли при достижении успеха в практической деятельности;

3) не следует кричать на детей или кричать в их присутствии;

4) нельзя требовать от ребенка проявления смелости, угрозами ничего не добьешься, целесообразнее, чтобы малыш почувствовал заботу со стороны взрослого;

5) при контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз;

6) застенчивые дети очень чувствительны к оценкам окружающих, поэтому при поступлении в школу, родители должны позаботиться, чтобы ребенок был готов к тому, что оценка не всегда может быть положительной. Также целесообразно побеседовать с учителем о создании щадящего оценочного режима, хотя бы в период адаптации к школе. Следует заметить, что хотя официально на протяжении всего первого года обучения детям отметки не ставятся, многие педагоги, заменив бальные оценки какими-либо значками, смысл которых дети узнают очень быстро, оценивают первоклассников уже с первых месяцев пребывания в школе;

7) полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного;

8) ребенок должен быть уверен, что взрослые получают удовольствие как от общения с ним, так и от общения с другими людьми.

Как мы видим, в профилактике застенчивости важное место занимает правильно организованное общение родителей с детьми. Этому могут мешать разнообразные барьеры. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Барьер занятости . Очень типичен для настоящего времени, когда родители очень заняты на работе, а для детей почти не остается времени, что вызывает у них чувство ненужности, отстранения от семьи и т. п. Такой барьер может возникнуть в различные возрастные этапы жизни и вызывать разнообразные эмоциональные нарушения, в том числе и формирование застенчивости. Такая ситуация может возникнуть в любой семье. даже если родители в целом положительные люди.

Барьер возраста . Иногда родители в силу своего возраста не могут почувствовать серьезность переживаний ребенка, им не понятны их интересы, то, что детям кажется очень серьезным, взрослые воспринимают как мелочь, недостойную их внимания. Я. Корчак указывал, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки.

Барьер старого стереотипа . Суть его в том, что родители не ощущают возрастной динамики личности собственного ребенка. Например, родители продолжают воспринимать и обращаться с ребенком как с малышом, не замечая, что он уже подрос и требует других отношений. Этот барьер сдерживает развитие самостоятельности у ребенка, готовности идти на риск, а это, как уже указывалось выше, лишь способствует укреплению застенчивости. Иллюстрацией этого барьера могут служить строки С. Я. Маршака:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся,

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто жить готовясь, в детстве не живет.

В. А. Кан-Калик говорит о том, что этот барьер очень привязчив. Он с трудом преодолевается, часто мешая профессиональному становлению ребенка, так как родители навязывают детям собственные взгляды на их профессиональное будущее. Диктуют стиль взаимоотношений в молодых семьях.

Барьер воспитательных традиций . В воспитательных традициях много положительного, однако, зачастую родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье те формы, методы и средства воспитания, которые применялись в семьях, когда они сами были детьми. Такое дублирование не учитывает изменившиеся условия в обществе, в семьях, в уровне развития детей и т. д. Повышение педагогической культуры родителей – вот один из основных путей ликвидации этого барьера.

Барьер дидактизма . Проявляется в постоянном, по каждому поводу, поучении собственного ребенка: что он делает не так, как следует делать, на что обратить внимание и т. п. Такая позиция родителей формирует повышенную нервозность у ребенка, он боится каждого своего шага, чтобы не вызвать неудовольствие мамы или папы. Личность ребенка растворяется в личности взрослого, ребенок теряет свою индивидуальность.

В преодолении застенчивости ребенку должны помочь именно родители. Один из путей помощи – это изменение стиля семейного воспитания. Напомним наиболее неблагоприятные стили воспитания, которые способствуют усилению застенчивости. Это:

1) неприятие, когда между родителями и детьми отсутствует тесный душевный контакт, а забота о детях выражается лишь в материальной форме;

2) гиперопека – постоянный контроль за каждым шагом ребенка;

3) тревожно-мнительный тип воспитания, выражающийся в постоянной чрезмерной опеке над ребенком.

Луиза Хей – американский психолог и психотерапевт, отмечает в исследованиях о детских комплексах, что ребенок относится к себе так, как к нему относятся его родители, отсюда часто идут и все проблемы человека, поэтому она рекомендует применять технику «любить себя».

Об этом свидетельствует и культурное наследие различных стран, высказывания философов: «Сам себя не уважаешь – и другие не будут тебя уважать» (японская пословица), «От недостатка уважения к себе происходит столько же пороков, сколько и от излишнего к себе уважения» (М. Монтень).

Часто родители задают ребенку жизненный сценарий. Однако ребенок должен жить по собственному сценарию, ориентироваться на современные социальные сценарии. Для этого родители должны сформировать у ребенка адекватную самооценку, уверенность в себе, в собственных силах, воспитать у ребенка чувство собственного достоинства . Если родители достигли в воспитании своего ребенка указанных выше задач, до с большой долей уверенности можно сказать, что ребенок продуктивно взаимодействует с окружающими людьми и позитивно воспринимает окружающий мир.

Желая, чтобы ребенок был уверен в собственных силах , родители не должны плохо отзываться о своем ребенке и не допускать, чтобы сам ребенок плохо отзывался о себе. Помните выражение: «Никогда не говорите о себе плохо, за вас это сделают ваши друзья». Можно воспользоваться советами В. Леви о том, как полюбить себя: перестать себя оценивать; принимать себя как данность; не сравнивать себя с другими, потому что каждый человек – индивидуальность.

В последние годы психологи активно пользуются понятием «Я-концепция», подразумевая восприятие человеком самого себя. Родители должны участвовать в формировании позитивной Я-концепции у ребенка. Для этого в доме необходимо создавать атмосферу доверия, проявлять заинтересованность в проблемах ребенка, побуждать его открыто говорить о своих чувствах, сочувствовать и сопереживать. Застенчивый ребенок должен быть уверен, что родители не будут его высмеивать, а примут таким, какой он есть со всеми достоинствами и недостатками; не проявляя сиюминутного желания что-либо изменить в жизни ребенка.

Следует помнить, что выше сказанное не означает, что родители не должны обращать внимание на отрицательные моменты в поведении ребенка, а следует лишь понимать те трудности, с которыми ребенок сталкивается. Нет необходимости безоговорочно доверять чужому мнению о своем ребенке. Вначале нужно разобраться, чем было вызвано негативное поведение ребенка.

Уже не раз отмечалось, что у застенчивых детей заниженная самооценка. Для ее коррекции родителям следует предпринимать следующие шаги:

1) чаще хвалить ребенка, говорить ему комплименты. Если ваш ребенок действительно застенчивый, то перехвалить его практически невозможно. Следует помнить, что хвалить надо объективно и искренне;

2) обеспечивайте ребенку ситуацию успеха, для чего ставьте перед ним реальные задачи;

3) не следует «ломать» ребенка, важно лишь стараться изменить его поведение, для этого прививайте необходимые социальные навыки;

Из книги Мужчина и женщина: искусство любви автора Еникеева Диля

Из книги Перестаньте детей воспитывать [Помогите им расти] автора Некрасова Заряна

Часть вторая Волшебники и зомби, или Что мешает родителям быть счастливыми родителями, а детям - счастливыми детьми Ребёнок, который только пришёл в этот мир, ещё ничего не знает о нём.И первая связующая нить, которая протянется между ним и миром, - это наша родительская

Из книги Техника безопасности для родителей детей нового времени автора Морозов Дмитрий Владимирович

СОВЕТЫ ЛЮБЯЩИМ РОДИТЕЛЯМ Детям нельзя давать полную свободу, потому что они еще не имеют собственных мотивов для преодоления лени, не видят границ между своими желаниями и правами окружающих людей.Детей нельзя наказывать, так как наказания рвут связующие нити доверия и

Из книги Ничего страшного: неуспеваемость излечима! автора Револь Оливье

Советы родителям и учителям: приемы, уловки, приспособления Какими бы ни были школьные трудности ребенка, мы можем - более того, мы должны - найти какое-то решение. Прежде всего специальную помощь, характер которой определяется после ряда подробных и серьезных

Из книги Семья и развитие личности. Мать и дитя. автора Винникотт Дональд Вудс

3. Советы родителям Название этого раздела способно привести к недопониманию. Всю свою профессиональную жизнь я избегал давать советы, и если мне удастся добиться поставленной в данном случае цели, то читатель узнает не как давать советы, а, скорее, будет испытывать

Из книги Половое воспитание детей автора Кругляк Лев

Из книги Открой самого себя [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Из книги Как научиться понимать своего ребенка автора Исаева Виктория Сергеевна

Глава 2 Понять с полуслова (советы родителям детей 4 – 6 лет) Ваш малыш начал говорить: поздравляем! Но речь – не единственное достижение ребенка к трем годам. Куда важнее то, что именно в этот период кроха начинает осознавать и утверждать себя как Личность. Порой этот

Из книги Русские дети вообще не плюются автора Покусаева Олеся Владимировна

Рекомендации родителям 1. Как можно больше бывать на природе, чтобы ребенок меньше зависел от телевизора, компьютера, телефона и прочих гаджетов.2. Детям до шести лет можно проводить не более полутора часов в контакте со всеми гаджетами в совокупности. Родителям надо об

Из книги Путы материнской любви автора Некрасов Анатолий Александрович

Любовь к родителям Посвятив столько времени теме любви матери к детям, нельзя обойти вниманием и встречный вопрос – любовь детей к матери, к родителям. Нужно признать, это тема отдельной книги, а здесь мы коротко рассмотрим несколько важных аспектов.Человека, который

Из книги Как побороть застенчивость автора Зимбардо Филип Джордж

Родителям и учителям Так как вы занимаете центральное положение в жизни молодых людей, то можете спровоцировать и усилить у них застенчивость столь многими способами, что даже этого себе не представляете. И вы, и я это часто делаем, хотя бы потому, что наши дети очень

Из книги Методика раннего развития Глена Домана. От 0 до 4 лет автора Страубе Е. А.

Из книги Самая важная книга для родителей (сборник) автора Гиппенрейтер Юлия Борисовна

Дети – родителям Не стоит забывать, что в попытках родителей изменяться и совершенствоваться есть замечательные помощники – их собственные дети! Присматриваясь к детям, мы можем многому у них научиться. Дети очень чуткие и строгие судьи. Они плохо переносят

Из книги Японские дети слушают старших и едят рис автора Ямамото Юка

Заканчивая свою книгу, Масару Ибука дал родителям такие советы: 1. Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей. Не следует передоверять воспитание ребенка другому лицу, особенно пока он маленький. Только родители, и особенно мать, могут сделать это успешно.

Из книги Половое воспитание детей и подростков автора Котенёва Анна Николаевна

Советы родителям и психологам

Из книги Все лучшие методики воспитания детей в одной книге: русская, японская, французская, еврейская, Монтессори и другие автора Коллектив авторов

В консультации раскрывается понятие застенчивости, ее причины, особенности поведения застенчивых детей. Даются рекомендации по предупреждению и преодолению застенчивости у детей дошкольного возраста, а также рекомендации по организации общения детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Тема: «Застенчивый ребенок»

Подготовила воспитатель Золотова Е.В.

В психологии «застенчивость» рассматривается как комплекс ощущений неловкости, растерянности, стыда, препятствующий нормальному общению, наиболее часто проявляется в ситуации знакомства с новыми людьми.

Как правило, застенчивость, как характеристика поведения, начинает складываться в дошкольном возрасте. С течением времени её проявления становятся более устойчивыми и распространяются на всю коммуникативную сферу человека.

Быть застенчивым - значит бояться общения. На сегодняшний день в психологии распространена точка зрения, что застенчивость формируется в результате негативных переживаний, которые возникают у ребёнка в процессе общения и постепенно закрепляются в сознании.

Основные затруднения в общении застенчивого ребенка с другими людьми лежат в сфере его отношения к самому себе и отношения к нему других людей. Традиционно считается, что у застенчивых детей снижена самооценка, что они плохо думают о себе. Однако исследования показали, что это не совсем так. Как правило, застенчивый ребенок считает себя очень хорошим, то есть, отношение к себе как к личности у него самое положительное.

Проблема заключается в другом. Он часто сомневается в положительном отношении к себе других людей, особенно незнакомых. В общении с близкими людьми характер отношения взрослых ясен для ребенка, а в общении с посторонними – нет, поэтому в общении с ними застенчивость проявляется ярче всего.

С возрастом у застенчивых детей наблюдается тенденция к разрыву в оценке себя самими и другими людьми. Они продолжают высоко оценивать себя со своей точки зрения, но все ниже – с точки зрения взрослых. Сомнение в положительном отношении к себе других людей вносит дисгармонию в самоощущение ребенка, заставляет его мучиться сомнениями относительно ценности своего «Я». Все, что делает такой малыш, проверяется им через отношение других. Чрезмерная тревога о своем “Я” часто заслоняет содержание его деятельности. Он сосредоточен не столько на том, что делает, сколько на том, как его оценят взрослые. Признание и уважение всегда выступают для него в качестве главных, заслоняя и познавательные и деловые интересы, что препятствует реализации своих подчас очень хороших способностей и адекватному общению с другими.

Но в ситуациях, когда ребенок "забывает о себе", он становится таким же открытым и общительным, как и его незастенчивые ровесники.

Застенчивые дети ведут себя, как правило, тихо и спокойно. Они всегда послушны, исполнительны, редко делают что-либо недозволенное, не проявляют инициативу. В играх и других видах деятельности занимают, как правило, второстепенные роли, либо вообще не принимают участие, сидят тихо и занимаются каким-либо своим делом. Дети испытывают страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого педагога или воспитателя на занятиях. Они редко выступают на праздниках, при выступлении часто теряются, забывают слова, стремятся быть незаметными в группе сверстников. Как правило, проявляют скованность в новой ситуации. В контакте со взрослыми стараются избегать встречаться с собеседником глазами. Застенчивые дети постоянно ориентированы на оценку своих действий.

Внешне кажется, что такие дети уравновешенны, спокойны, но это не так. Все переживания, негативные эмоции остаются внутри и могут стать причиной серьезных заболеваний.

Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться - задача вполне выполнимая. Чем раньше начнём преодолевать застенчивость, тем лучше. С возрастом ребёнок непроизвольно фиксирует внимание на своей застенчивости и особенностях своего характера, у него формируется стереотип застенчивого поведения, оно закрепляется и тяжело корректируется.

В работе с застенчивыми детьми важна тактичность, терпение. Застенчивому ребенку необходимо помочь развить все его внутренние потенциалы, чтобы в дальнейшем он чувствовал себя полноценным членом общества.

  1. Принимайте ребенка таким, какой он есть на самом деле со всеми его «плюсами» и «минусами», со всеми особенностями личности.
  2. Не сравнивайте ребенка с другими детьми и не акцентируйте внимание на неудачах. Наоборот, старайтесь подмечать все его малейшие достижения и хвалить за успехи. Главная ваша задача – верить в ребенка так сильно и убедительно, чтобы малыш поверил вам и «заразился» вашей верой. Тогда он станет уверенным в себе человеком. Ведь известно: добиться чего-то в жизни, можно только веря в свои силы.
  3. Не торопите ребенка, давайте ему время привыкнуть к новому. Застенчивому, робкому ребенку требуется определенное время, чтобы познакомится, приглядеться, понять законы, которые действуют в новой ситуации, будь то компания сверстников, новый воспитатель, новая квартира. Если ребенку предстоит поступление в школу, то желательно побывать в помещении школы и в том кабинете, где будут проходить занятия, познакомится с учителем. Только убедившись, что ему там ничего не угрожает, он сможет успокоиться.
  4. Не заставляйте ребенка «быть смелым». Ваши увещевания и нотации не принесут результата. Тревоги малыша иррациональны по своей природе, ведь сам ребенок лет до семи живет в мире чувств и образов, а не здравого смысла. Говорить словами «здесь нет ничего страшного» бессмысленно. Нужно дать ребенку почувствовать себя в безопасности. А что лучше прогоняет страх, чем мамина ласка, мамина близость?
  5. Нельзя кричать ни на детей, ни в присутствии детей!
  6. Просьба, обращённая к застенчивому ребёнку, должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное – это тактичность и терпение.
  7. Полезно завести четвероногого друга, гуляя с которым ребенок может познакомиться с новыми людьми, такими же хозяевами животного.
  8. При контакте с застенчивым ребенком важно использовать невербальные средства общения, жесты открытости и доверия, установить контакт глаз.
  9. Обязательно хвалите ребенка, когда он работает над собой, чтобы преодолеть свой внутренний барьер.

застенчивых детей дошкольного возраста

  1. Не стоит постоянно беспокоиться за ребёнка, стремиться полностью оберегать его, нужно создать условия для развития самостоятельности и веры в себя. Дайте ребенку определённую меру свободы действий. Но не менее важно не бросать его наедине с трудностями, к которым он пока не готов. Постоянно укрепляйте в ребёнке уверенность в своих силах.
  2. Расширяйте круг общения своего ребёнка, чаще приглашайте к себе друзей ребёнка, берите малыша в гости к знакомым, расширяйте маршрут прогулок, учите ребёнка спокойно относиться к новым, незнакомым местам.
  3. Привлекайте ребёнка к выполнению разнообразных поручений, связанных с общением. Поощряйте контакты застенчивого ребёнка с «чужими взрослыми»: попросите его купить хлеба или спросить в библиотеке книгу. При этом старайтесь находиться рядом с малышом, чтобы он чувствовал себя уверенно и спокойно.

4. Научите ребенка начинать и заканчивать разговор. Составьте вместе с ребенком перечень фраз, которыми легко начинать разговор с разными группами людей, например, что он мог бы сказать знакомому человеку; взрослому, с которым он раньше не встречался; приятелю, с которым он не виделся некоторое время; ребенку, с которым он хотел бы поиграть на площадке. Затем, меняясь ролями, репетируйте беседу до тех пор, пока ребенок не станет свободно и самостоятельно пользоваться этими фразами.

Подсказка: тренировка разговорных навыков по телефону с доброжелательным собеседником не так страшна для застенчивых детей, как беседа лицом к лицу.

5. Отрабатывайте поведение в разных социальных ситуациях. Подготавливайте ребенка к предстоящему событию – рассказывайте о предстоящей встрече гостей и подготовке к празднику. Затем помогите ему потренироваться, как поздороваться с гостями, как вести себя за столом, о чем говорить и даже как элегантно попрощаться.

  1. Поддерживайте ребёнка, подчёркивайте его успехи в делах, а также рассказывайте ребёнку о том, как много нового и интересного можно узнать, общаясь и играя с другими детьми и взрослыми.

Будьте терпеливы, и вскоре ваш ребенок будет свободно общаться!


Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрики за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают, склонны к суициду, внушаемы. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с застенчивыми детьми:

  • 1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
  • 2. Не включаться в игру его болезней, дать работу, когда здоров.
  • 3. Включать в посильные общественные дела.
  • 4. Хвалить самостоятельность.
  • 5. Стимулировать личную ответственность.
  • 6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
  • 7. Если уровень его притязаний завышен, помочь найти адекватный.
  • 8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
  • 9. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
  • 10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
  • 11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.

Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Такие дети испытывают определенные страхи, они склонны к развитию логического мышления, имеют нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире), любят много читать, развита речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по карнизу. Не имеют друзей - они одиночки, в дружбе подчиняемы, а не лидеры, не смотрят в глаза. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с замкнутыми детьми:

  • 1. В работе попробовать опираться на сильные стороны ребенка. «Не важно, как он выглядит для других, важно как для себя».
  • 2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к новым условиям.
  • 3. Не призывать к совести, не читать морали.
  • 4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов, потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
  • 5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
  • 6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
  • 7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
  • 8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
  • 9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
  • 1. Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.

Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства формируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки никогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку ребенка признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.

2. Следует научить ребенка саморегуляции.

Саморегуляция - это способность выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10-12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты .

Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы привести свое состояние в норму.

3. Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с ребенком.

Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том, о чем хочет ребенок, а не взрослый - это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно переживать одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпатийное восприятие действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому ребенку то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно. Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу продолжать развивать то, что заложили в семье.

4. Навести порядок в поведении взрослого.

Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колготок или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем. Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи.

Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у ребенка растерянность и заторможенность.

В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным. Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.

5. Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.

Здоровый ребенок не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения. Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай!», «Не шуми!» и т.д.

6. Научить ребенка, как устоять перед неудачей.

Чтобы научить ребенка с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость:

  • - не погрязать в неудаче, не стонать, не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно;
  • - нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех;
  • - нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с гор. Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше;
  • - неудача - лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной, ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?». Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я сделал неправильно? Возможно, я был неосторожен (поспешен, нерешителен, невнимателен и т.д.)». Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.

Особенности развития

Застенчивый ребенок робок, тих и удивительно послушен, безмолвен, словно тень и ни в чем не перечит. Он управляет собой и не выплескивает эмоции наружу. Он не хулиган, не шалун и не проказник. К тому же в играх - он не нападающая сторона. Обычно вообще избегает игр, боясь, что что-то сделает не так.

      Быть очень деликатным с ребенком и не разочаровываться в нем.

      Все делать так, чтобы ребенок не чувствовал себя незащищенным и зависимым от Вас.

      Гасить тревогу по любому поводу.

      Повысить уровень самооценки.

      Учить, чтобы он уважал себя.

      Хвалить и делать ему комплименты.

      Формировать уверенность в себе.

      Помочь найти ему все то, в чем он намного превосходит своих сверстников, и этой сильной стороной уравновесить слабую, как средство компенсации всех недостатков.

      Учить ребенка идти на риск, уметь переносить все поражения.

      Тренировать с ним навыки общения.

      Любыми способами поощрять все игры его со своими сверстниками.

      Помочь найти такого друга, который защищал бы его среди ровесников.

      Не сравнивать его обычный внешний облик с другими, более смазливыми детьми и не оценивать достоинства ребенка шкалою красоты.

      Не критиковать вслух ум ребенка.

      Не создавать такие ситуации, в которых он ощущал бы себя неполноценным и был объектом даже самых невинных шуток и насмешек.

      Ребенок должен ощущать, что он неповторим.

      Быть нежным с ним.

      Сочувствовать ему.

      На становление агрессивного поведения большое влияние оказывает воспитание ребенка.

      Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

      Они часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими сору на других. Часто сами не могут оценить свою агрессивность. Не понимают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство.

      Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети на могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение.

      1. Нормализовать семейные отношения.

      2. Ликвидировать все агрессивные формы поведения среди близких, помня, что ребенок, подражая, видит все.

      3. Принимать его таким, какой он есть, и любить со всеми недостатками.

      4. Что-то требуя от ребенка, учитывать возможности его, а не то, как Вам хотелось бы это видеть.

      5. Попытаться погасить конфликт в зародыше, направляя интерес ребенка в другое русло.

      6. Дать понять ему, что он любим, даже если вдруг в семье появился новорожденный.

      7. Научить его общению со сверстниками, уделяя максимум внимания при поступлении в детский сад.

      8. При драчливости ребенка главное - не разъяснить, а предотвратить удар.

      9. Понимать, что и слово может ранить малыша.

      10. Понимать своего ребенка.