Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе. Организация развивающей предметно-пространственной среды в подготовительной группе доу

В подготовительной группе уменьшается длительность одних режимных процессов и увеличивается длительность других. На занятия отводится 2 ч 5 мин. Сокращаются время на возвращение с прогулки и подготовку к обеду, так как дети быстрее раздеваются, дневной сон, подготовку к полднику и увеличивается продолжительность игр или труда после полдника.

Организуя жизнь детей, воспитатель лишь напоминает о распорядке дня. После объяснения воспитателем цели предстоящей деятельности дети в основном сами приступают к ее выполнению. Они охотно и быстро стараются сделать все, что нужно. Однако некоторые, увлекшись, могут задержаться, отвлечься, в таких случаях воспитатель может еще раз напомнить о необходимости переходить к очередному процессу. В голосе воспитателя ребенок должен почувствовать необходимость предстоящей деятельности. Кроме таких приемов, как прямые указания и подсказка, нужна и игровая мотивация предстоящих действий.

Групповую комнату отличает как цветовая отделка, так и подбор мебели, ее расстановка, оформление интерьера, оборудование для различных видов деятельности. В групповой комнате необходимо выделить и оборудовать зону занятий. Для этого используется мебельный комплект: стол воспитателя, комбинированная доска, экран, шкаф. Для самостоятельной деятельности дети должны иметь открытый доступ к материалам и пособиям: это могут быть ленточные столы с ящиками для игрушек, шкаф-витрина, полочки и т.д. В групповой комнате необходимо выделить уголок природы, уголок для ручного труда, для рассматривания книг, для самостоятельной музыкальной и изобразительной деятельности детей. Расстановка столов, секционных шкафов, размещение игрушек, учебных пособий производится таким образом, чтобы дети не только могли самостоятельно брать и укладывать на место учебный и игровой материал, но при необходимости и передвинуть часть оборудования, освободить площадь групповой комнаты для коллективных игр со строительным материалом или другими игрушками, пособиями. На участке отводится место для разнообразных игр и спортивных развлечений, размещаются цветник и огород, на которых дети будут самостоятельно выращивать овощи и цветы.

В соответствии с перечисленными принципами образовательный и воспитательный процесс в подготовительной к школе группе складывается из следующих составляющих:

1. Свободная самостоятельная деятельность детей (игра, рисование, лепка, аппликация, конструирование, упражнения с дидактическими материалами и пр. - по выбору ребёнка).

2. Развивающие занятия в форме непринуждённой деятельности взрослого с детьми:

· игровая деятельность;

· изобразительная деятельность;

· познавательно-исследовательская деятельность;

· музыкальные и физкультурные занятия;

· чтение художественной литературы;

Исходя из этого, пространство группового помещения делится на 3 части:

I. Рабочая зона.

II. Спокойная зона.

III. Активная зона.

При этом все части пространства в зависимости от конкретных задач обладают возможностью изменяться по объёму, то есть имеют подвижные, трансформируемые границы.

Образно говоря, пространство должно быть «пульсирующим», чтобы каждая зона при необходимости могла вмещать всех желающих. Это очень важно в аспекте групповой динамики - тенденции дошкольников «заражаться» текущими интересами сверстников и присоединяться к их деятельности.

Особое внимание уделяется устройству рабочей зоны.

Партнёрская форма занятий требует особой организации рабочего пространства. Поэтому стабильную учебную зону необходимо превратить в функциональное, трансформируемое пространство.

Рабочая зона может выступать в трёх видах:

1. Мастерская (для занятий продуктивной деятельностью).

2. Лаборатория (для занятий познавательно-исследовательской деятельностью).

3. Место свободной деятельности детей по интересам.

Пространство зоны: лёгкие столы (на двоих) или общий стол-трансформер, передвижная двусторонняя доска (на колёсиках).

Для продуктивной деятельности - изобразительные бросовые материалы, настольные конструкторы;

Для познавательно-исследовательской деятельности - объекты для экспериментирования (в том числе песок - вода), образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Спокойная зона.

Пространство зоны: небольшой ковёр, лёгкие банкетки или диван-трансформер, один-два лёгких столика.

На собственных границах зоны, на стеллажах:

· для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту, с хорошими иллюстрациями;

· для познавательно-исследовательской деятельности - книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и нормативно-знаковые материалы;

· для игровой деятельности - настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссёрской игры.

Активная зона.

Пространство зоны: ковёр (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся - по ситуации).

На собственных границах зоны, на стеллажах и лёгких столах:

Для сюжетной игры - игрушки разных сюжетнообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты;

Для продуктивной деятельности - крупные напольные конструкторы.

На границах между зонами (границы зон - подвижные):

Между спокойной и активной зонами - крупные универсальные игровые маркеры пространства (легко перемещаемые), ширмы (до 50 см высотой), объёмные напольные модули;

Между активной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с лёгким оборудованием для подвижных игр с правилами, объёмные напольные модули;

Между спокойной и рабочей зонами - перемещаемые стеллажи с настольными играми с правилами, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Воспитатели при активной помощи родителей наполняют предметно - развивающую среду различным наглядным материалом и пособиями.

* Для игровой деятельности: атрибуты к сюжетно-ролевым играм, технические игрушки (троллейбусы, автобусы, автомобили), настольно-печатные игры, мозаика, шахматно-шашечные, конструкторы деревянные, металлические, пластмассовые.

* Для изобразительной деятельности и художественного труда: карандаши (графитный, цветные), акварельные краски, кисти, подставки для кистей, банки для воды, бумага, доски для лепки, стеки, пластилин, клей, щетинные кисти, ножницы, цветная бумага, картон. Природный и бросовый материал, ткань, иголки, подушечки для иголок, нитки разных цветов, пуговицы разных цветов.

* Для развития экологической культуры: комнатные растения, лейки для детей, палочки для рыхления, коробочки и ящички для посадки, лупа школьная, пульвезатор, настольно-печатные игры в соответствии с реализуемой программой, лопаты железные детские, грабли железные детские.

* Для театрализованной и музыкальной деятельности: костюмы для детей и взрослых, ширмы и наборы для кукольного театра, теневого театра, бибабо и др., магнитофон с дисками, детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны).

* Для физического развития детей: мячи, скакалки короткие, палки гимнастические короткие, кегли, ленты короткие и длинные, мешочки с грузом, диск «Здоровье» детский, атрибуты к подвижным играм, дуги, корзины.

* Для познавательно - речевого развития детей: репродукции с картин, иллюстрации, детская художественная литература, счёты, счётная лесенка, линейки, сосуды разного объёма, конфигурации, мерные стаканы, настенные часы, календари, глобус, географические карты, лупа, спиртовки, открытки, слайды с разными климатическими зонами, с основными космическими явлениями, куклы в национальных костюмах, иллюстрации со средствами передвижения, коммуникации, дидактические игры по программе.

Таким образом, осуществление Воспитательно - образовательного процесса в группах подготовки детей к школе, требует рациональной организации пространственно-предметной развивающей среды, от функциональной эффективности которой зависит желание ребёнка учиться и развиваться дальше.

Развивающая предметно-пространственная среда в подготовительной группе

МБДО О детский сад

№ 11 «Колосок»

Мищенко Т.С.


Развивающая предметно-пространственная среда в ДОО

  • Особо актуально на сегодняшний день стоит вопрос организации предметно-развивающей среды ДО О. Это связано с введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
  • В соответствии с ФГОС программа должна строиться с учетом принципа интеграции образовательных областей и в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в совместной де я тельности взрослого и детей, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.
  • Всем известно, что основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности детей является игра. Именно поэтому мы воспитатели испытыва ем повышенный интерес к обновлению развивающей предметно -пространственной среды ДО О.

Требования ФГОС к развивающей предметно-пространственной среде:

1. Доступность для воспитанников всех помещений организации, где осуществляется образовательный процесс.

2. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды деятельности.


Факторы, которые следует учитывать при организации РППС

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые: провоцируют ребенка на агрессивные действия и вызывают проявление жестокости, провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием, выходящим за компетенцию детского возраста.
  • Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрасных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с требованиями САНПиН и ФГОС

Р азвивающая предметно-пространственная среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами развивающей предметно-пространственной образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.


РППС должна организовываться с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная, 2) познавательная, 3) речевая, 4) художественно-эстетическая, 5) физическая.


При формировании РППС среды в нашей группе, мы поставили себе цель выполнять это с минимальными экономическими затратами, поскольку не можем рассчитывать на серьезные материальные вложения в оснащение предметной среды. Мы старались сделать РППС среду разнообразной, яркой, информативно богатой, для того чтобы максимально ускорить и облегчить адаптационный период детей в детском саду, создать эмоционально положительную атмосферу в группе, обеспечить индивидуальное гармоничное развитие ребенка. Мы соблюдали принцип зонирования. Благодаря организации различных игровых зон и уголков с помощью открытых стеллажей, не загромождающих помещение. В группе созданы условия для разных видов детской деятельности (игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской). Для того, чтобы каждый ребенок смог найти себе дело и занятие по душе и чувствовал себя комфортно, в группе выделены центры определенного вида деятельности.


В Центре «Уголок творчества» находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.


Центр «Мир книги» играет существенную роль в формировании у детей интереса и любви к художественной литературе. В этом уголке ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями.


Центр опытно-экспериментальной деятельности. В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, камни, крупы, зеркало, трубочки для сока, ватные палочки ит.д.



Центр «Природы» включает в себя экологическую деятельность. В данном уголке содержатся различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: палочки для рыхления, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре оформлены макеты (дикие животные, домашние животные, морские обитатели, динозавры, животные жарких стран, имеются наглядные пособия(дикие жив., домашние жив., грибы и ягоды)


Центр «Дидактических игр» (игротека) Центр решает следующие задачи : целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности, воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.


« Уголок по патриотическому воспитанию»


« Театрализованный уголок»





Игра - основной вид деятельности наших детей. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. В свободном доступе для детей находятся атрибуты для зарождающихся в этом возрасте сюжетно- ролевых игр:

«Семья»





Благодарим за внимание! Желаем успеха в профессиональной деятельности!

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Предметно-развивающая среда в подготовительной группе в соответствии с ФГОС. Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Предметно-развивающая среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности детей. Все центры развивающей среды в группе взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми основной общеобразовательной программой в соответствии с ФГОС. Создавая предметно-развивающую среду для детей, мы уделяли внимание ее развивающему характеру. Предметный мир обеспечивает реализацию потребности ребенка в активной и разноплановой деятельности. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоциональнопрактического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность всех детей группы. Среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности, в ней дети реализуют свои способности. Создавая развивающую среду группы, очень важно, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. Красота формирует ребенка. Привлекательное оформление уголков для детей и вызывает у них стремление к самостоятельной деятельности. В то же время научит детей поддерживать порядок в уголке и воспитает бережное отношение к игрушкам. Одна из задач воспитателя - создать для каждого ребенка разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить себя. Большое количество игрового оборудования и материалов для творческой деятельности сделано руками воспитателей. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры. Дети знают, где взять бумагу, краски, карандаши, природный материал, костюмы и атрибуты для игр-инсценировок. Центр двигательной активности. Потребность в движении является важной задачей при организации предметно-развивающей среды. Для этого отведено пространство в группе, имеется различное оборудование: воротца, тоннели, мячи, обручи, мешочки, набитые песком, мягкие кирпичики, разноцветные флажки, ленточки, атрибуты для проведения подвижных игр,

2 а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики. Много пособий сделано руками воспитателей и родителей совместно с детьми. Музыкально-театральный центр. Дети в восторге от нашего музыкально-театрального центра. Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут, различные музыкальные дидактические игры. Кроме того, они развивают фонематический слух и чувство ритма у ребёнка. Мы стараемся знакомить детей с различными видами театра, что бы каждый ребенок мог выбрать именно тот театр, который ему наиболее близок и удобен. Здесь у нас есть настольный театр, пальчиковый, теневой, театр, изготовленный из бумаги, ткани, из пластиковых стаканчиков. Встреча с куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создать радостную атмосферу. Центр театральной деятельности оснащен ширмой для кукольного театра, театральными игрушками. Центр нацеливает на сочинение сказок, историй с опорой на знакомые сюжеты и на сюжеты, придуманные самими детьми. У детей развивается монологическая речь, мышление, фантазия, режиссерские способности, развивается способность к драматизации. Центр ряженья с зеркалом необходимый атрибут группы. Ребята смотрятся в зеркало и наряжаются с помощью взрослого в платочки, накидки, юбочки, костюмы разных персонажей. Уголок ряженья мы наполняем в течение всего учебного года, постепенно внося новые атрибуты: бусы, шапочки, ленты, атрибуты, элементы костюмов для сюжетно-ролевых игр. Центр ИЗО оснащен необходимым материалом для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры, разноцветные мелки, пластилин, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды и пр.). Уголок гармонично дополняют репродукции картин, которые меняются, в зависимости от времени года и календарно тематическим планированием. Книжный центр - книжки, литературные игры-викторины, сюжетные картинки. Так как развитие активной речи является основной задачей развития детей, то в центре любимой книги и развития речи подобраны наборы предметных картинок, сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию, портреты писателей и поэтов. Дети любят, когда мы читаем с ними книги и рассматриваем картинки, поэтому здесь у нас много книг по программе. В коррекционном центре используются: говорящая азбука, настольно печатные игры для формирования фонематического слуха, для обучения грамоте. Очень много дидактического материала для развития мелкой моторики: это буквы и кубики, сделанные из различных материалов для тактильной чувствительности; фасоль, крупа, камни, ракушки, пуговицы

3 для ощупывания, выкладывания букв и рисунков из них, различные виды мозайки. В центре математики игры должны давать ребенку пищу для ума, эмоций. Данные игры помогают интеллектуальному развитию: внимания, памяти, мышления, воображения лото, разрезные картинки, конструктора. Игры, развивающие представления о составе числа, знакомят с разными средствами и единицами измерения. Обучают детей элементарным математическим операциям, развивают пространственные представления. Знакомят с сенсорными эталонами, учат различать геометрические и архитектурные формы объемных деталей; развивают представление о времени. Центр по ОБЖ учит безопасности жизнедеятельности детей. Дидактический материал знакомит детей с опасными ситуациями, и учит их избегать. Предложен демонстрационный материал по оказанию первой медицинской помощи. В центре дорожного движения рассказывается о правилах поведения на дороге. Представлены различные машины, дорожные знаки, макеты улиц с перекрестками, светофором, макеты домов, игры по данной тематике. Центр уединения - место, где дети могут полистать любимую книжку, и просто посидеть и отдохнуть от детского коллектива. Этим простым способом достигается создание "своего" личного пространства. Центр природы знакомит детей с доступными явлениями природы, они узнают на картинках и в игрушках домашних животных и их детёнышей, учатся различать по внешнему виду овощи и фрукты. Обобщать результаты своих наблюдений за объектами природы дети учатся при ведении календаря погоды. Дидактические игры и пособия обеспечивают условия для развития у детей эмоционально положительного отношения к живой природе; знакомят с условиями развития растений животных, их особенностями, средой обитания. Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живой и неживой природы, способствуют ответственного и бережного отношения к природе. Кроме центра природы в группе, где дети наблюдают и ухаживают за растениями, оборудован центр экспериментирования, для проведения элементарных опытов, экспериментов. Детское экспериментирование один из важнейших аспектов развития личности. Для развертывания этой деятельности предложено оборудование мерные кружки, песочные часы, секундомеры, пробирки, формочки, нестандартные мерки; различный природный и бросовый материал: вода, глина, земля, песок, камни, деревянные палочки. Организуя игры с песком и водой, педагог не только знакомит детей со свойствами различных предметов и материалов, но и закрепляет элементарные представления о форме, величине, цвете предметов, развивает мелкую моторику ребенка.

4 Дети любят такие игры. Песок можно пересыпать из ладошки в ладошку, из совка в формочку, в него можно закапывать различные предметы и откапывать их, строить горки, дорожки и т.д. Игры с водой вызывают положительные эмоции, способствуют внутренней раскованности ребёнка. Для игр с песком мы подобрали совочки, ситечки, формочки, трубочки и небольшие воронки для пересыпания песка, а для игр с водой рыбок, лодочки, заводные игрушки, которые можно использовать в воде, кусочки поролона, ведерки. Основной вид деятельности детей игра. В нашем центре «Жилая комната» собраны игрушки, которые знакомят детей с окружающими их предметами быта. Дети не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними. А затем переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. В группе игровая среда наполнена разнообразным материалом и оборудованием. Это, прежде всего, игрушки-персонажи, кроватки и коляски для кукол, кухонная мебель с набором крупной игрушечной посуды, гладильная доска с утюгом и т. п., Они доставляют радость и удовольствие детям, формируют представления об окружающем мире, побуждают к активной игровой деятельности. В группе имеются специальные игровые центры, где находятся все атрибуты по данной теме. Например, для игры в "Больницу" в наличии имеются халаты и медицинские приборы (инструменты), всевозможные пузыречки и коробочки от таблеток; В"Парикмахерской" пелеринки, парикмахерские наборы (инструменты), флакончики, коробочки, фотографии с модельными стрижками; В "Ателье" швейная машинка, образцы тканей, пуговицы, альбом с моделями одежды. В «Столярной мастерской» - фартучки, молоточки, болтики, шурупы, пилки. В отдельных ящиках находится строительный материал: деревянный, пластмассовый. Различные пластмассовые, лего конструктора (мелкие, крупные), которыми дети с удовольствием пользуются во время игры Центр патриотического воспитания позволяет формировать у ребенка такие основы личностной культуры, которые соизмеримы с общечеловеческими, духовными ценностями и помогает детям войти в мир национальной культуры. Способствует расширению и углублению детской компетентности о культуре, и истории народов Южного Урала. Формировать эмоционально положительное отношение к этнокультурному наследию региона. Развивать умение творчески и самостоятельно отражать этнокультурные традиции в разных видах детской деятельности. В работе поддерживается тесная связь с семьей. Центр оснащен предметами народного быта, народными игрушками, картинами, книгами, иллюстрациями, дидактическими играми, костюмы и

5 элементы костюмов, поделки и рисунки, альбомы с закличками, небылицами, подвижными играми и т.д. Центр познавательного развития знакомит с трудом людей в быту, бытовой техникой, с трудом людей разных профессий: самим процессом, орудиями труда, результатом. Хочется немного рассказать об оформлении раздевальной комнаты. Здесь есть стенд "Самые лучшие дети это мы», где размещены фото детей, посещающих группу. Оформлен уголок для родителей, уголок-выставка детских работ по изо деятельности и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная эстетическая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Такая организация предметно-пространственной развивающей среды группы кажется нам наиболее рациональной, так как она учитывает основные направления развития ребенка и способствует его благоприятному развитию.


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Светлячок» Паспорт группы (1младшая группа с 2 до 3 лет) Группа 2 Воспитатель: Виденеева Татьяна Васильевна (1 квалификационная

Предметно-развивающая среда Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоциональнопрактического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательную деятельность

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида 24 «Радуга» (1 младшая группа) Воспитатели: Мерзликина О.И. Корякина В.Ф. Предметно-развивающая среда Одним из определяющих

ФОТО ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В ГРУППЕ (Ранний возраст с 2 до 3 лет). Воспитатель Якушенко О.В. Центр природы. Центр песка и воды. В нашей группе в центре природы находится: уголок экспериментирования,

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Ромашка» МДОБУ «Детский сад 18» воспитатель Кравчук Марина Владимировна Осуществляю свою профессиональную педагогическую деятельность в системе

Организация развивающей предметно-пространственной среды Старших групп ДОУ звание уголка Что имеется Что нужно дополнить Художественно эстетическое развитие изодеятельност и художественно й литературы

Наличие оборудованных учебных кабинетов. Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 196 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: 1. Раздевальная (приемная) - для

Организация развивающей предметно-пространственной среды ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ» Центр сюжетно - ролевой игры Насыщенность среды: игровая зона оснащена маркерами игрового

Одно из самых важных условий воспитательнообразовательной работы в дошкольном учреждении правильная организация предметно - развивающей среды. Поэтому, создавая развивающую среду, учитываются особенности

Наличие оборудованных учебных кабинетов Для реализации образовательной деятельности в МБДОУ 117 оборудовано 6 групповых комнат. В состав каждой групповой комнаты входят: Раздевальная (приемная) комната.

Развивающая предметно - пространственная среда группа 13 «Лесные гномики» В связи с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования развивающая предметно-пространственная

Материально- техническое обеспечение образовательной деятельности ДОУ. п/п Образовательные области (направления развития детей) Наименование оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических

Развивающая предметно-пространственная среда в младшей группе «Дюймовочка» МДОБУ «Детский сад 18», воспитатель Говоркова Оксана Геннадьевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных

В ДОУ созданы условия для развития детей от 3 до 7 лет Имеются материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, фломастеры,

В МБДОУ функционирует 6 групп, с проектной мощностью на 148 воспитанников. Из них -2 группы раннего возраста с 1,5 до 3-х лет; -4 группы детей дошкольного возраста. Для обеспечения образовательного процесса

Предметно-развивающая среда помещений ДОУ (макросреда дошкольного учреждения) Методический кабинет Библиотека для педагогов, консультации, семинары, «круглые столы», педсоветы. Кабинет заведующего Индивидуальные

ГРУППА 3 Группа общеразвивающей направленности 2-3 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках» Информационный уголок для родителей Чудо дерево Папки

Предметно развивающая среда в средней группе в соответствии с ФГОС Познавательное Строительный центр Центр природы и экспериментирования Речевое Центр речевых Направления Социальнокоммуникативное Центр

Предметно-пространственной среда в группе 12. Модернизация содержания образовательного процесса, введение инноваций в технологии воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую

ГБДОУ 115 Невского района Санкт-Петербурга Предметно развивающая среда в 1 младшей группе детского сада Автор презентации: Турманова М.Б. под руководством: Никаноровой И.В. Цель: Создание оптимальных

Построение и изменение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в средней группе «Звездочка» МДОБУ «Детский сад 7», воспитателя Ачисовой Елены Михайловны В группе создана предметно-пространственная

Модель развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ для детей среднего возраста (4-5 лет) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 10«Снежинка» городского округа

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организованная развивающая предметно-пространственная среда в нашей группе предоставляет каждому ребёнку равные возможности

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 29 «Солнышко» г. Туапсе муниципального образования Туапсинский район Организация предметно - пространственной развивающей среды

Обеспечение образовательного процесса Социально коммуникативное развитие Познавательно развитие Групповые помещения 10 Сюжетно ролевые игры Куклы Машины Коляски Игры-лото Мозайки Уголки «ряженья» с одеждой

Паспорт группы «КАРАПУЗЫ» Мы позаботимся о том, чтобы ваш ребѐнок стал самостоятельным, общительным, любознательным, всесторонне развитым. Каждому ребѐнку от природы дано быть умным, здоровым и счастливым

ГРУППА 5 Группа комбинированной направленности для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 3-4 года Раздевалка Информация для родителей папки: «Для вас, родители», «Здоровье детей в наших руках»

Модель развивающей среды в средней группе «Солнышко» Одним из определенных факторов воспитания детей является предметно развивающая среда. Все центры развивающей среды в нашей группе взаимосвязаны и объединены

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметнопространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД 315 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ» 660119, Г. Красноярск,

Оборудованные учебные кабинеты Для реализации образовательной деятельности в детском саду оборудовано. 6 групповых ячеек (изолированные помещения для каждой детской группы). В состав каждой групповой ячейки

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение городского округа - город Камышин Д с 2 Паспорт группы 10 «Мультяшки» Воспитатель Сикстель О. В. 2017год ПРИЁМНАЯ 1. Информационный стенд для

Паспорт старшей группы РАЗДЕВАЛКА 1.Информационный стенд для родителей: - возрастные особенности; - режим дня; - расписание образовательной деятельности; - папки передвижки. 2.Советы специалистов, консультации.

Всего в группе 18 человек. Мальчиков: 5 человек. Девочек: 13 человек ПРИЁМНАЯ. 1. Информационный стенд для родителей: Официальная информация о ДОУ; Информационный стенд «Доктор Айболит» Советы воспитателя

Развивающая предметно-пространственная среда в старшей группе «Теремок» МДОБУ «Детский сад 7», воспитатель Александрова Наталья Сергеевна В своей работе особое внимание уделяю созданию благоприятных условий

Описание развивающей предметно пространственной среды (РППС) средней группе «Дюймовочка». Развивающая предметно- пространственная среда группы «Дюймовочка» спроектирована в соответствии с образовательной

Предметно развивающая среда в 1 младшей группе детского сада «Малышок» Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: 1.Обеспечить комфортность и безопасность

В группах дошкольного учреждения создана разнообразная по содержанию развивающая предметно- пространственная среда, отвечающая требованиям ФГОС ДО, которая обеспечивает максимальную реализацию образовательного

1. Пояснительная записка Актуальность организации «Умный малыш» в том, что с каждым годом все больше растет интерес родителей к профессиональному сопровождению самых ранних этапов детства. Дети, обучаясь

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования и инвалидами

Развивающая предметнопространственная среда в старшей группе Подготовила: воспитатель Прусакова Р.Р. Правильная организация развивающей предметно - пространственной среды - это одно из важных условий воспитательно

Средства обучения и воспитания ДОУ Средства обучения и воспитания являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного

Развивающая предметно-пространственная среда в группе «Полянка» МДОБУ «Детский сад 19» Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала

МБДОУ «ЦРР Бардымский детский сад 4» Выступление на семинаре «Организация развивающей предметно пространственной среды ДОО в условиях освоения федеральных государственных стандартов дошкольного образования»

Консультация для воспитателей Развивающая предметно-пространственная среда В разделе «Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования» ФГОС большое внимание

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса МБДОУ «ЦРР детский сад 53». По всем актуальным направления развития воспитанников детского сада созданы соответствующие условия:

Предметно развивающая среда в старшей группе в соответствии с ФГОС Центры активности Познавательное развитие Строительный центр Центр природы и экспериментирования Центр математических и манипулятивных

МДОУ «Детский сад 2 р.п. Семибратово» Паспорт развивающей предметно-пространственной среды первой младшей группы «Звёздочка» Наш девиз: Пока мы только звёздочки, Но вам недолго ждать! Мы скоро станем звёздами,

Паспорт группы «Светлячки» РАЗДЕВАЛКА 1. Информационный стенд для родителей; 2. Информационный стенд «Времена года»; 3. Информационный стенд «Разное»; 4. Советы специалистов (консультации); 5. Советы воспитателей

УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МБДОУ «Детский сад 73 «Сказка» от «26» августа 2015 122 Паспорт оснащенности группы раннего возраста (Перечень игрового материала, пособий и оборудования для реализации

Тема: «Создание благоприятной предметно-пространственной развивающей среды для детей в период адаптации» Подготовил: воспитатель I квалификационной категории Бондарчук Е.Е. Общеизвестно, какую неоценимую

Подготовили: воспитатели младшей группы 2 ГБДОУ 79 Батуро Л.А, Зайцева О.Д Интерьер игрового пространства безопасен и комфортен для воспитанников Раздевалка группы Консультации для родителей по вопросам

Развивающая среда второй младшей группы «Веселые ребята» Игра основной вид деятельности дошкольников, она является ведущим видом деятельности, оказывает значительное влияние на всестороннее развитие ребёнка,

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности

Паспорт группы 10 «Речецветик» Основная программа Основная образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Технологии 1. «Развивающая педагогика оздоровления»

Аналитическая справка по предметно - пространственной среде в средней группе Государственного бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада 40 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением

РАЗДЕВАЛКА 1. Стенд «Кто в теремочке живёт» 2. Информационный стенд для родителей; 3. Информационный стенд «Будь здоров!»; 4. Информационный стенд «Разное: с Вами работают, расписание организованной образовательной

Образовательный паспорт группы Старшая группа 6 «Радуга» В приемной комнате эстетически оформлена информация для родителей: «Для вас, родители» - на этом стенде размещена постоянная информация для родителей:

Наполняемость развивающей среды в первой младшей группе на 2013-2014 гг. Воспитатели: Занина И.В., Баюнова Е.Н. Название уголков и образовательные области Раздевалка Имеющееся оборудование Шкафчики с определением

Организация предметно-развивающей среды в группе детей 2 года жизни. Левицкая Ирина Сергеевна, воспитатель Работа с детьми раннего возраста подразумевает создание комфортных условий жизни и развития каждому

Предметно-развивающая среда помещений и групповых комнат МДОУ. Вид помещения Основное предназначение Оснащение Музыкальноспортивный зал Медицинский кабинет Коридоры ДОУ Участки Непосредственно образовательная

Характеристика предметно-развивающей среды группы «Жарки» Предметно развивающая среда группы организована с учѐтом требований ФГОС. Направление: Художественно эстетическое развитие. В Центре «Творческая

Предметно развивающая среда в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Центры активности Познавательное развитие Строительный центр Центр природы и экспериментирования Центр математических

П/п Наименование оборудования, учебно-методических и игровых материалов 1 Конструктор типа «Лего» 2 Конструктор гигант 3 Игра «Танграмм» 4 Пазлы 5 Логическая мозайка 8 Доски вкладыши (с основными формами

Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ детский сад 117 Невского района Санкт-Петербурга: Анализ предметно пространственной среды проведен в соответствии с приказом Министерства образования

Паспорт первой младшей группы «Носики - курносики» Воспитатели: Рябичко Светлана Яковлевна Борданова Екатерина Васильевна Помощник воспитателя Рыбина Анастасия Дмитриевна Музыкальный руководитель Янтарёва

Аналитическая справка о результатах личного участия педагогов Шендеряевой Елены Викторовны и Кротовой Натальи Александровны в создании развивающей предметно-пространственной среды в 1 младшей группе 2

Аналитическая справка о деятельности старшей группы за 2014-2015 учебный год воспитатели: Созина Т.В.; Лесникова С.Ю. В нашей группе «Любознайки» на начало учебного года было 33 ребёнка (20- мальчиков,

Организация предметно-развивающей образовательной среды группы 2 «Радость» Пространство группы спланировано и организовано в виде хорошо разграниченных зон. Подбор игрового оборудования для организации

Средняя возрастная группа (4-5 лет) Технические средства обучения Телевизор Диапроектор 3 Магнитофон 4 Ноутбук «Гендерный уголок» Иллюстрированные альбомы: «Мужские и женские профессии» «Мужская и женская

Автор: Кольман Татьяна Арсентьевна муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад 303 комбинированного вида» Prezentacii.com Prezentacii.com Оформление группы начинается с приемной. Детские

Проект
«Организация развивающей предметно-пространственной среды
в подготовительной группе ДОУ»

Русанова Людмила Леонидовна,
cтарший воспитатель МБДОУ 1,
г. Апатиты Мурманской обл.

Цель проекта – организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях подготовительной группы.
Задачи проекта:
1. Удовлетворение потребностей родителей в получении детьми вариативного образования.
2. Формирование развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
3. Максимальная реализация образовательного потенциала пространства группы.
4. Создание условий для экспериментирования, исследовательской и поисковой деятельности детей.
5. Использование дополнительных возможностей (финансовых, материальных) для приобретения оборудования.

Площадь помещения составляет около 49 кв. м.
Мы планируем:
— оснастить пространство группы новым оборудованием, а также создать объекты, обеспечивающие разнообразную деятельность детей и взрослых по следующим направлениям: познавательное, эстетическое, игровое и оздоровительное;
— организовать предметное окружение детей таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья и повышения уровня общего развития;
— приобщить детей и родителей к активной познавательной деятельности и здоровому образу жизни.
Гипотеза.
Если в группе создать развивающую предметно-пространственную среду, адекватную реализуемой программе, соответствующую особенностям педагогического процесса и творческому характеру деятельности каждого ребенка, то это будет эффективно способствовать формированию базиса личностной культуры детей, развитию их индивидуальности.
Оригинальность данного проекта определяется тем, что в нем практически реализован подход к организации целостного развития ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Новизна заключается в разработке и создании современной развивающей предметно-пространственной среды в условиях конкретной группы ДОУ с использованием комфортных, современных, безопасных, ярких пособий и оборудования, позволяющей привлечь внимание и быть конкурентноспособным на рынке образовательных услуг.
Практическая значимость.
Предлагаемая нами организация развивающей предметно-пространственной среды рассчитана на стимулирование всех видов деятельности, таких как игровая, двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, музыкально-художественная, трудовая, чтение художественной литературы, согласно ФГОС ДО.
Ожидаемый результат.
Организация образовательного пространства, удовлетворяющего потребностям актуального, ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка.

Вид проекта: информационный, вариативный, практикоориентированный.
Этапы реализации проекта:
I этап – организационный;
II этап – практическая реализация проекта;
III этап – подведение итогов; создание материалов по проекту.

I этап – организационный.
Задачи:
1. Анализ архитектурно-планировочной структуры помещения.
2. Изучение санитарно-технических норм и требований.
3. Разработка проекта трансформируемой предметно-пространственной среды в подготовительной группе;
5. Разработка эскизов оформления помещения.
6. Выбор оптимально приемлемых вариантов дизайна групповой комнаты.
7. Изучение литературы на тему: «Современные требования к созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ».

II этап – практическая реализация проекта.
Задачи:
1. Модернизация среды группы, создание компонентов единого образовательного пространства;
2. Оптимизация игрового пространства; рациональное расположение центров по разным видам детской деятельности;
3. Подготовка материалов для воспитателей по теме проекта: создание материальной базы методического обеспечения проекта (фотоматериалы, список литературы, методические рекомендации для воспитателей, подборка материала для работы с родителями);
Практическая часть.
Приобрели оборудование, с помощью которого можно легко изменить обстановку в группе: это передвигающиеся пластмассовые контейнеры для конструкторов, сюжетно-ролевых игр; подставки пластмассовые на колесиках для игрушек; пластмассовый комод 3х-секционный на колесах; переносная ширма высотой 1метр; стол-трансформер, состоящий из 7 частей; мягкие пуфики; набор трансформируемой мебели «Парта»; корпусная мебель «Школа»; доска комбинированная (мольберт); стеллаж для размещения разных видов театра и переносной стеллаж-ширма.
Групповая комната представлена развивающими центрами. Каждый центр имеет подвижные, трансформируемые границы в виде ширмы, подвижных стеллажей, пластмассовых контейнеров, стола-трансформера. Оборудование размещено так, чтобы было удобно организовать совместную и самостоятельную деятельность. Все предметы соразмерны росту, физиологическим возможностям и гендерной принадлежности детей подготовительной группы.
Центр познавательной деятельности оформляется с учетом психолого-педагогических, эстетических и санитарно-гигиенических требований. В нем размещаются мебель и модули, которые легко трансформируются и дают возможность педагогу преобразовать пространство по-разному.
Игровой центр представлен сюжетно-ролевыми играми. Все игрушки и атрибуты для игр размещены в пластиковых коробках на колесиках с крышками. Игровой центр отделен от рабочей зоны переносной ширмой высотой 1 метр. На ширме со стороны игрового центра расположены плакаты с алфавитом, цифрами, наборное полотно, в кармашках разрезные буквы, слоги, цифры. Со стороны центра для познавательной деятельности ширма оформлена рамками на доступной для детей высоте, в которые легко вставляются различные репродукции или рисунки и тогда ребёнок может менять оформление в зависимости от настроения или новых эстетических вкусов. В игровой зоне размещен набор трансформируемой мебели «Парта», доска комбинированная (мольберт — мел, маркер), передвижной пластиковый комод 3х-секционный на колесах, в котором размещены необходимые школьные принадлежности.
Физкультурный центр размещен в легко перемещающихся пластиковых стеллажах, корзинах, пластиковых коробках с крышками.
Центр художественно-эстетического развития пополнен столом-трансформером, состоящим из 7 частей, стеллажом для размещения разных видов театра и переносным стеллажом-ширмой, мягкими кубами.
Центр исследовательской деятельности отделен от центра конструктивной деятельности стойками с цветами.
Центр конструктивной деятельности пополнен большими коробками на колесах для разного вида конструктора, пластиковыми стеллажами на колесах для игрушек.
В центре исследовательской деятельности размещен легко перемещающийся центр воды и песка, стеллажи на колесах для игр и оборудования по исследовательской и опытнической деятельности.

III этап — подведение итогов; создание материалов по проекту.
Задачи:
1. Завершение создания развивающей предметно-пространственной среды в группе, отвечающей современным требованиям.
2. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
3. Оформление материалов по дизайн-проекту.
4. Изготовление фотоколлажа «Было — стало» по развивающей предметно-пространственной среде в группе.
5. Презентация проекта.

Выводы:
1. При организации развивающей предметно-пространственной среды мы выделили многофункциональные легко трансформируемые элементы при сохранении общей, смысловой целостности пространства.
2. Все групповое пространство распределено на центры, которые доступны детям: игрушки, дидактический материал, игры расположены в зоне легкого доступа для детей.
3. Трансформация помещений обеспечена раздвижными лёгкими ширмами-перегородками, стеллажами на колесах, емкостями для игрушек на колесах, столом-трансформером, переносным стеллажом-ширмой.
4. Переносные ширмы служат и как стены для уголков индивидуальных игр детей. Используя их, ребенок может сделать комнату для игры, таким образом, отгораживаясь от общего пространства, создавая свой собственный мир. Этим простым способом достигается персонифицированность среды, т. е. создание «своего» личного пространства.
Таким образом, развивающую предметно-пространственную среду в группе с учетом ФГОС ДО построили так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Обогатили среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно-пространственной развивающей среды. Мы, как педагоги, стремились создать в группе условия, как для совместной деятельности детей, так и для индивидуальной деятельности, учитывая особенности развития каждого дошкольника.

На основе интеграции содержания и видов деятельности в группе организованы центры активности по следующим направлениям.

Направление: Художественно - эстетическое развитие .

Центр «Творческая мастерская» . В центре искусства и творчества для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же продолжить овладение умением работать по образцу. В рабочей зоне находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенный шкаф. По желанию ребенок может воспользоваться необходимым для воплощения своих творческих замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ.

Направление: Речевое развитие.

Центр «Мир книги» включает в себя книжный уголок. Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке помещается фотография писателя, с творчеством которого дети знакомятся в данный момент и его литературные произведения.

В Центре «Грамотности» находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

Направление: Познавательное развитие.

Центры организованы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта и информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной

осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал должен

давать детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях, и взаимодействии всех природных объектов.

Центр «Науки и экологии» включает в себя экологический уголок и зону экспериментальной деятельности. Данный уголок содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. Так же, присутствуют различные инструменты по уходу за данными растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды. Оформлены макеты (пустыня, северный полюс, тропики, макеты доисторической жизни (динозавры) и ландшафтный макет). Все составляющие макета мобильны, т. е. в режиме хранения он представляет собой панно и коробку с материалами. Дети по своему желанию наполняют содержанием макет разными растительными элементами и малыми архитектурными формами. Работа с данным макетом способствует развитию творческого мышления и развитию задатков ландшафтного дизайна. Центр опытно-экспериментальной деятельности представлен многообразием коллекций (грунт, камни, минералы, семена, крупы и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, микроскопы, компасы, мензурки, колбы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. В Центре «Науки и экологии» наши дошколята охотно превращаться в любознательных испытателей, проводят несложные опыты, определяют свойства различных природных материалов. В данном центре размещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей смог выбрать для себя игру по интересам.

Центр «Математики» (игротека) имеет важные развивающие функции. В данном центре располагаются нормативно-знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. При выборе игр предпочтение отдавалось способности игр стимулировать развитие детей. Такими играми являются развивающие игры Воскобовича, «Монгольские игры», Палочки Кюизенера, «Разрезной квадрат» Никитина, «Логические блоки Дьенеша» и др. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр. Центр «Математики» решает следующие задачи:

Целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности.

Воспитание у детей потребности занимать свое свободное время не только интересными, но и требующими умственного напряжения, интеллектуального усилия играми.

В «Нравственно-патриотическом» Центре помещена государственная символика родного города, Ивановской области и России. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, образцы народного декоративно-прикладного искусства и т. д. Оформлен уголок родного края, в котором дети могут познакомиться с традициями, культурой и бытом жителей Ивановской губернии. В уголок родного края входит художественная литература по краеведению, оформлен альбом «Мой город», «Моя семья», «История ситца» и др.

«Строительный» (конструктивный) Центр , хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен центр строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Центр дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного центра позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

«Музыкально - театрализованный» Центр - это важный объект развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Дети - большие артисты, поэтому с радостью участвуют в постановках и с удовольствием выступают в роли зрителей. Он представлен различного вида театрами (кукольный, теневой, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать.

В Центре «ИКТ» размещены - телевизор, ноутбук, магнитола, микрофон, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками. Ноутбук используется для воспроизведения видео, иллюстраций и презентаций на телевизор, а также как интерактивный тренажер для индивидуальных занятий с детьми.

Для оптимизации двигательной активности детей мы используем спальные помещения в период бодрствования детей. По СанПиН допускается использование трехъярусных кроватей и тем самым появляется дополнительное пространство для подвижных игр детей. В спальне расположены физкультурно-оздоровительный центр и тематические игровые уголки для организации сюжетных игр детей. В этих уголках игровое оборудование и игрушки расположены соответствующим образом, что подсказывает детям сюжет игры и способы ее реализации, позволяет развивать инициативу детей и двигательную активность, дает возможность индивидуального развития основных видов движений у ребенка.

Направление: Социально-личностное развитие.

Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение

проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

В Центре «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы». В связи с тем, что игровые замыслы детей 5-7 лет весьма разнообразны, вся игровая стационарная мебель используется многофункционально для различных сюжетно-ролевых игр. В подготовительной группе игровой материал помещается в коробки с условными обозначениями, дети по своему желанию выбирают сюжет будущей игры, и переносят игровой материал в удобную для них зону группы для свободного построения игрового пространства. Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легкодоступных детям. Макеты переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном для ребенка месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещается в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро «населен», по желанию играющих).

Центр «Безопасности» отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание центра безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни.

Направление: Физическое развитие.

Центр «Если хочешь быть здоров!» содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей - ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный Центр пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом центре, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

Поиск инновационных подходов к организации предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.

При организации развивающей предметно – пространственной среды в группе для детей были использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Использование помещений спальни.

3. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности – создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно – пространственная развивающая среда в подготовительной группе организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1) социально-коммуникативная,

2) познавательная,

3) речевая,

4) художественно-эстетическая,

5) физическая.

При построении предметно – пространственной развивающей среды

учитывать следующие принципы:

1. принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. принцип стабильности, динамичности;

4. принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. принцип открытости – закрытости;

8. принцип учёта половых и возрастных различий детей.