Упражнения для развития памяти для начинающих, методы и приёмы мнемотехники, технология и принципы. Приемы мнемотехники для детей-дошкольников: игры для развития памяти и речи

Мнемотехника – запоминание на основе визуального мышления. Существуют разные способы применения этой техники. С помощью методов мнемоники запоминаются такие объемы информации, которые кажутся на первый взгляд не запоминаемыми.

Мнемоническое запоминание осуществляется в четыре этапа. Сначала происходит кодировка, соединение двух образов, запоминание последовательности, отправка в длительную память.

Мнемотехника (мнемоника): что это и как освоить

Метод быстрого запоминания называется мнемотехникой. Сочетание различных приемов позволяет запоминать обширные объемы информации. Приобрести такие способности мечтают многие ученики, инженеры, ученые и простые люди, в личных целях.

В последнее время по телевизору показывают удивительных людей, которые за одну минуту запоминают 100 вытащенных наугад карт или сотню мелких деталей. Такие способности выглядят для простых зрителей настоящим волшебством.

Секрет заключается в том, что эти люди владеют мнемоникой. Они не скрывают того, что закончили курсы мнемотехники и утверждают, что эти тренинги способны развить супер-память у любого желающего.

Важное достоинство техники для развития памяти заключается в том, что ее приемами способен овладеть любой желающий. Сверхспособности или специфические знания для этого не нужны. Тренировка поможет взрослым, подросткам и детям. В любом возрасте легко натренировать память, стоит только захотеть.

Обучение мнемотехнике начинают в любом возрасте. Насколько успешно будут усвоены приемы запоминания, зависит лишь от потраченного вами времени и приложенного старания.

Важнее всего понять закономерности запоминания, узнать базовые принципы и применять мнемотехнику практически. Следует постоянно совершенствовать свое умение, не останавливаться на достигнутом.

Мнемотехнику можно изучить самостоятельно, по источникам в интернете, бесплатно. В этой статье мы расскажем об общих возможностях использования мнемотехники и раскроем ее некоторые секреты.

Мнемоника

Говоря двумя словами, мнемоника – искусство запоминания. Мнемотехника – это приемы и методы запоминания.

Некоторые эффективные методы известны вам с детства. Метод Акростих помогает ученику запомнить раз и навсегда цвета радуги. Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан. Первая буква каждого слова этого детского стишка совпадает с буквой цвета радуги. И все знают, что радуга имеет семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

С помощью этой методики наши предки заучивали буквы алфавита. Сейчас этот стих не используют, потому что и буквы уже называют по-другому.

Мнемофразы помогают помнить правила синтаксиса: надеваю одежду, одеваю Надежду. Уж замуж невтерпеж.

Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам. Эти детские стишки помогут нам понять, как работает мнемотехника.

Для того, чтобы хорошо запоминать мастера мнемоники советуют пользоваться системой образов или ассоциаций . Так фамилию Эйнштейна связывают с физикой. Имя Иван похоже по звучанию на диван. Число одиннадцать внешне похоже на барабанные палочки и китайские палочки для еды. Любовь ассоциируется с сердцем.

Метод сочинения истории помогает запомнить не связанные друг с другом слова. К примеру:

  • Ананас;
  • Барабан;
  • Крокодил;
  • Вентилятор;
  • Кирпич.

Придумаем смешной рассказ про то как ананас играл на барабане, крокодилу это не понравилось, он побежал к барабану, но вентилятор сдул его с пути, и крокодил ударился об кирпич.

Причем, чем более бредовая история, тем скорее она запомнится.

Очень близкая к этой методике – Цепочка . Она предполагает образы выставить в уме в цепочку. Ананас держит барабан, крокодил кусает барабан, на его хвосте висит вентилятор, и кирпич лежит на подножье вентилятора.

Представив в уме такую веселую картинку вы быстрее запомните пять слов. Таким же способом можно запоминать и 10, 20, 100 незнакомых слов.

Самым продвинутым способом запоминания считается метод Локаций . Чтобы им воспользоваться, следует вспомнить в уме привычную обстановку вашей квартиры и обозначить для себя все места каким-то числом. Входная дверь будет номером 1, коврик с парой обуви – 2, кассета с чистой обувью – 3, вешалка с пальто – 4, полка для шляп – 5.

Если теперь на дверь прицепить ананас, на коврик положить барабан, в кассету засунуть крокодила, на вешалку повесить вентилятор и на полку между шляпами спрятать кирпич, мы тоже запомним эти слова, которые слышали недавно впервые.

Также можно вспомнить маршрут, по которому вы ходите каждый день на работу.

Упражнения мнемотехники для начинающих

Совет начинающей аудитории: сохранять спокойствие. Для изучения новой информации следует оставаться спокойным. Это необходимо для того, чтобы лишние эмоции, тревожное состояние не смешивалось с ассоциациями, которые вы выстраиваете в голове, для кодирования. К тому же будет сложно понять для себя, какой метод подходит вам больше.

Новичку полезно понять принципы мнемоники и выбрать подходящие приемы. Замечено, что запоминать разрозненные предметы, несвязанные цифры труднее. Легче запоминать связь между объектами. Хорошо связать уже известную информацию с новой.

Проще запоминаются логические, образные, эмоциональные, яркие ассоциации, а не сами объекты. По этим связям информацию легче найти в памяти и воспроизвести.

Если нет таких связей, их надо создать. В этом и есть суть заучивания в мнемонике.

Мнемотехника работает следующим образом:

  • берутся абстрактные данные;
  • между ними создаются связи – происходит кодирование;
  • запоминание, повторение в удобной форме;
  • декодирование, расшифровка;
  • воспроизведение нужных данных, которые надо было запомнить.

В такой последовательности происходит работа с данными. Новичкам не следует пугаться этого, вроде сложного процесса. Если практически начать применять советы мастеров, окажется, что это не так сложно, как кажется.

Мнемотехника позволяет новичкам использовать те образы и ассоциации, которые им ближе, удержать их в памяти легче.

Как запоминать списки

Описываемые техники помогают запоминать списки. Нам иногда приходится брать с собой длинный список продуктов в магазин, который неудобно держать в руке и запоминать трудно.

Список нужных вещей в дорогу, план выступления тоже выглядят как список. Анекдоты и истории, фокусы тоже люди любят запоминать. В виде списков можно запоминать полезную информацию.

Удобнее все это запомнить, пользуясь мнемоникой.

Эта техника позволяет запоминать списки ненадолго.

Первый десяток слов запомним по тому, на что они похожи по внешнему виду:

  1. Столб, фонарь;
  2. Лебедь;
  3. Попа, ухо;
  4. Стул перевернутый, флаг;
  5. Крючок;
  6. Вишня;
  7. Кочерга, клюшка;
  8. Женщина, гитара;
  9. Воздушный шарик;
  10. Гольф.

Второй десяток – по звучанию:

  1. Орден, Бог Один;
  2. Тварь;
  3. Трио;
  4. Черт;
  5. Пятка;
  6. Шест;
  7. Семечки;
  8. Дева;
  9. Деспот.

Нам надо запомнить список:

  1. Шуба;
  2. Свекла;
  3. Селедка;
  4. Картошка;
  5. Велосипед;
  6. Колбаса;
  7. Конфеты;
  8. Газировка;
  9. Варенье;
  10. Молоко.

Чтобы запомнить эти слова представим шубу, болтающуюся на фонаре, свеклу в клюве у лебедя, селедку, шлепающую попу, картошку, сидящую на стуле, велосипед, с крючком в шине. И для каждого слова надо придумать свою бредовую историю, связывающую его с цифрами от 1-10.

Чем история веселее, неожиданнее, тем скорее она запомнится. Мозг отмечает для себя все необычное, неординарное.

Следующий десяток списка свяжите с цифрами от 11 до 20.

Список:

  1. Телефон;
  2. Карета;
  3. Телевизор;
  4. Кровать;
  5. Осьминог;
  6. Рубашка;
  7. Варежки;
  8. Мышеловка;
  9. Пирог;

Представим орден с изображением телефона, карету в которой едет ужасная тварь. Телевизор, на экране которого танцует трио. Кровать, где спит Черт. Осьминог хватает пятку. Рубашка болтается на шесте. Варежки полны семечек. В мышеловку попались осы. Дева испекла пирог. Деспот кормит всех бочками меда.

Теперь попробуем воспроизвести список и увидим, что у нас это получится, даже в разброс.

Мнемотехника для развития памяти взрослым: лучшие упражнения

Приемы запоминания можно придумывать разные. Если количество букв в слове считать цифрой, то можно запомнить сложное длинное число. К примеру, корень из двух: 1,4142135623. Смешной стишок в этом поможет.

«Я Дуся, я дура, но я вот нашла корень из два».

Способы мнемотехники под названием Рифмизация помогают запомнить скучные законы по физике. «Тело, впернутое в воду, выпирает на свободу с силой выпертой воды телом, впернутым туды», так звучит закон Архимеда.

Для заучивания иностранных слов подходят приемы созвучия. Слово Swing – раскачиваться, похоже на русское свин. Представляя себе раскачивающегося на качели поросенка, запомним надолго английское слово.

Длинные английские слова можно дробить на короткие для более легкого запоминания.

Методы мнемотехники для запоминания текстов

Цицерон, отправляясь на очередное публичное выступление, всегда шел по одной и той же дороге. Дорога была ему знакома, начиная от кустика до камушка. Ключевые слова, с которых начинались блоки, на которые делил тексты Цицерон, он произносил в уме в тех местах, которые помнил по маршруту.

Для запоминания текстов, выучите маршрут, по которому идете каждый день на работу или в школу. Ключевые слова следует связать с точками дороги, которую вы помните наизусть. Текст хорошо разделить на абзацы или главы, небольшие части. Тогда вы сможете удивить своих друзей и преподавателей, рассказывая текст без ошибок.

Лучшие книги по мнемотехнике

В этой книге собраны примеры упражнений, разных способов, для развития быстрого запоминания. Артур запомнил число Пи до 22529 знаков.

Цены на Думчев Артур Помнить все. Практическое руководство по развитию памяти

Книга повествует о периоде времени, которое автор потратил на изучение собственных способностей к запоминанию. Целый год он раскрывал внутренние потенциалы, скрытые механизмы, защитные нюансы и тренировался.

Цены на Джошуа Фоер Эйнштейн гуляет по Луне. Наука и искусство запоминания

Цены на Тони Бьюзен Суперпамять

Любой человек при желании может помнить обширные объемы информации, в цифрах, событиях, списках, в виде текстов. Если вы не верите, советуем попробовать поработать со своей памятью по методу О’Брайена. Упражнения дадут уникальный результат через несколько недель.

Цены на Доминик О’Брайен Как развить Суперпамять

Денис Букин «Развитие памяти по методикам спецслужб»

Произведение выпущено для тех, кто плохо запоминает информацию. Улучшить возможности ума, стать смелее в коллективе, результативнее в карьере, семье, максимально улучшить потенциал мышления учит Денис Букин.

Путь к большому успеху открывает талант хорошо помнить и обрабатывать объемную информацию быстрее других. Эти таланты можно развивать, считает автор, предлагая необычные способы и интересные упражнения.

Цены на Кристин Лоберг, Майк Байстер Быстрый ум. Как забывать лишнее и помнить нужное

У десяти процентов престарелых людей, перешагнувших семидесятилетие замечена болезнь Альцгеймера. Нил Барнард рекомендует полезную еду и упражнения, отодвигающие расстройство мышления, проявления слабоумия и утрату воспоминаний.

Цены на Нил Барнард Питание для мозга. Эффективная пошаговая методика для усиления эффективности работы мозга и укрепления памяти

Познакомившись с этим произведением, вы узнаете о работе головного мозга, о том, как сохранить ясность мышления до последних дней жизни. Решать интересные головоломки, необычные задачки и синтезировать новые связи нейронов в коре головного мозга, предлагает Анхельс Наварро.

Цены на Анхельс Наварро Память не изменяет. Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти

Достигнуть настоящих рекордов в различных сферах жизни, вы сможете, когда прочитаете это простое руководство. Раскроются потенциальные способности запоминания, возможности обрабатывать большой объем текста, цифр и чисел.

Цены на Гарри Лорейн, Джерри Лукас Развитие памяти. Классическое руководство по улучшению памяти

Многих интересует, как научиться запоминать большие объемы информации – для учебы, для работы, для личных целей. И наверняка многие слышали, что сделать это позволяют различные приемы мнемотехники . Однако не все знают, как ими овладеть, их правильно использовать и как они вообще работают. В этой статье мы поговорим, что такое мнемотехника , на каких принципах она базируется, как ее применять и развивать , а также обсудим некоторые особенности различных приемов .

Мнемотехника: что это такое и кто может ей пользоваться

В целом мнемотехника – это совокупность различных приемов, которые позволяют легче запоминать большие объемы информации . Звучит интригующе, а если вспомнить, что некоторые, освоившие данные приемы, могут с ходу запомнить последовательность из 100 вытащенных наугад карт, так мнемотехника и вовсе выглядит как настоящее волшебство. Или у людей, способных запомнить список из нескольких десятков абстрактных слов, уже была суперпамять и такая система лишь усовершенствовала ее? Что ж, возможно, суперпамять у них и была, однако это не значит, что вы не сможете достичь таких же результатов, даже если, на ваш взгляд, ваша память оставляет желать лучшего.

Ведь одно из главных достоинств мнемотехнических приемов – овладеть ими может каждый желающий : для этого не нужны какие-то сверхспособности или специальные знания. А начинать тренировки не поздно в любом возрасте : использовать различные приемы могут и взрослые, и подростки, и дети. В основном успех зависит только от того, сколько сил и времени вы уделите развитию мнемотехник .

Самое главное здесь – понять для себя базовые принципы и использовать мнемотехнику на практике , оттачивая свое мастерство и не останавливаясь на достигнутом. Более того, на наш взгляд, приемы мнемотехники – это как раз та область, которой вполне можно обучиться самостоятельно: бесплатно, по онлайн-источникам. Скажем, в рамках этой статьи мы даем общие советы по использованию мнемотехник, а в других материалах вы найдете более подробные описания самых распространенных и эффективных приемов и методик. Однако прежде чем переходить к ним, ознакомьтесь с принципами работы и некоторыми секретами мнемотехник.

Приемы мнемотехники: основы, или Немного теории

Разберемся, как в принципе работает данная система запоминания. Вкратце суть мнемотехники можно передать следующим образом: нам сложно запомнить абстрактные и/или разрозненные данные (цифры, списки слов и иные последовательности, пункты речи и другие единицы информации) и легче запомнить связи между объектами, связи между новой информацией и уже имеющейся, ассоциации, наше эмоции по отношению к чему-либо и т.д. Иными словами, намного проще запомнить логические, ассоциативные, образные и другие связи между объектами, а не сами объекты . По этим связям нам проще найти информацию в памяти, а найдя – воспроизвести. Следовательно, если у каких-либо данных таких связей нет, их надо создать . Именно на этом и построена большая часть приемов мнемотехники.

Для того чтобы создать подобные связи, существуют различные приемы. Многие из них работают по такой схеме: некоей единице информации «присваивается» образ, и далее связываются данные образы . Чтобы вспомнить (воспроизвести) данную информацию, порядок действия будет обратный: вспоминаются связанные между собой образы, а затем – то, что под ними подразумевалось. Таким образом, фактически сначала мы кодируем, зашифровываем данные в форму, удобную для запоминания , а когда они нам понадобятся, мы достаем их из памяти и расшифровываем . Звучит сложно? На самом деле, когда вы освоите ту или иную методику на должном уровне, это будет происходить практически на автомате.

Может возникнуть вопрос, а зачем вообще городить этот огород? Давайте запоминать то, что надо, а не какие-то коды! Однако, как мы говорили, запомнить связи (в самом широком смысле этого слова) намного проще, а для абстрактных единиц информации иным образом (кроме как кодирования – раскодирования) их не создать. Кроме того, мнемотехника унифицирует процесс создания связей , ее использование становится неким навыком, который можно натренировать (иными словами, перевести процесс на автоматический уровень, о чем мы говорили выше), а это существенно ускоряет запоминание . Также мнемотехника позволяет вам использовать те образы и связи между ними, которые ближе именно вам, а следовательно, держать их в памяти будет намного легче.

Как долго мы можем хранить в голове такие «зашифрованные» послания? В целом – столько, сколько нужно . Использование мнемотехники помогает запомнить речь к презентации, список покупок или 50 слов на спор – то есть то? что надо один раз уложить в памяти и потом один раз воспроизвести (как правило, через непродолжительный промежуток времени). Однако аналогичные приемы могут использоваться и для того, что вы хотите сохранить на долгое время. При этом если вы будете более или менее часто воспроизводить данную информацию, то это наверняка приведет к тому, что она «врежется» в вашу память, то есть будет доступна без декодирования и вообще без мнемотехник. Таким образом, эти приемы помогут вам перевести те или иные сведения в долгосрочную память , выступая неким буфером. Однако пока они туда не перенеслись, время от времени вспоминайте, что вы закодировали, и воспроизводите необходимую информацию (подробнее чуть ниже). Для наглядности разберем на практике, как использовать приемы мнемотехники на основе описанной выше теории.

Как работают приемы мнемотехники на практике

Главным образом, запоминание в мнемотехнике происходит на основе визуального мышления : мы представляем образы и придумываем связи между ними. Впрочем, сразу заметим, что «главным образом» не значит «только так» – существуют и приемы другого рода. Однако пока остановимся на визуальном мышлении, так как на нем основаны многие известные методики, в том числе дворец памяти или дорога Цицерона.

Пример запоминания числовой информации

Например, чтобы запоминать длинные числа, мы можем присвоить каждой цифре в этом числе образ и связать их в определенной последовательности . Образы придумываются по ассоциациям, внешнему сходству цифры и предмета и т.д. – выбирайте то, что ближе вам. Как правило, 10 образов (по одному для каждой цифры) придумываются заранее, а затем используются для запоминания любых чисел. Допустим, 1 – это подъемный кран (внешнее сходство), а 3 – Змей Горыныч (3 головы + число 3 и буква З похожи). Тогда, чтобы запомнить число 13, нужно представить подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч.

Если 5 – это ладонь или кулак (5 пальцев), а 0 – это площадь (внешняя форма), то 1350 – это подъемный кран, которым управляет Змей Горыныч, и прямо сейчас он устанавливает гигантскую статую в форме кулака Халка на центральной площади.
Представьте подъемный кран, в кабине сидит Змей Горыныч, он дергает за рычаги, а на металлическом тросе висит кулак Халка, который надо установить точно по центру площади. Если 1350 – пин-код от банковской карты, то при упоминании этой карты в голове должна всплывать описанная выше картинка. Чтобы лучше привязать ее к пин-коду, можно представить, что на кабине нарисовано большое изображение этой карты.

Чем более живой будет картинка в вашей голове, тем лучше – тем проще будет воспроизвести эти образы . Попробуйте добавить эмоций (Змей Горыныч уже третий час пытается попасть в центр площади, но все никак), движения («рассмотрите», как наш герой двигает рычаги, как покачивается висящая статуя), характеристики («потрогайте» холодную статую, натянутый трос от подъемного крана и т.д.). Считается, что движение и некая последовательность событий запоминается лучше, чем нечто статическое, кроме того, многие лучше запоминают необычные, смешные/печальные, даже абсурдные образы. Чтобы понять, что лучше работает в вашем случае, – надо поэкспериментировать и попробовать все.

Если число состоит из большого количества цифр (например, это номер банковской карты или номер телефона), то такое число имеет смысл разделить на части, а связи между образами превратить в рассказ. Например, от подъемного крана (1), которым управлял Змей Горыныч (3), оторвался кулак Халка (5), а по площади (0) в это время шел лебедь (2). Хорошо, что он успел отпрыгнуть – прямо на радугу (7). Он съехал по ней, как по горке (4), и внизу его встретила матрешка (8). И так далее.

Пример запоминания нечисловой информации

Существует аналогичная техника запоминания и для нечисловой информации – знаменитые дворец памяти, римская комната и дорога Цицерона. В рамках этих приемов запоминаемая информация делится на смысловые части, которые так же привязываются к неким образам (так называемым опорным пунктам) . Дорога Цицерона позволяет запомнить последовательность, поэтому ее имеет смысл использовать, когда вам нужно запомнить, например, список покупок или тезисы некоего выступления (собственно, эти мнемотехники были разработаны и активно использовались в Древней Греции, которая славилась отличными ораторами и развитым ораторским искусством). В свою очередь, дворец памяти с последовательностями не связан и помогает запомнить те или иные сведения вне зависимости друг от друга.

Мнемотехника и память: влияют ли они друг на друга?

Конечно, понятие «суперпамять» к мнемотехнике весьма близко, однако надо отдавать себе отчет, что к общему развитию памяти мнемотехника имеет достаточно опосредованное отношение . Например, она определенно не сделает из вас эйдетика (то есть не подарит вам фотографическую память). Мнемотехника – система запоминания информации, поэтому если вы хотите, например, удержать в голове содержание прочитанной книги, вам надо воспользоваться приемами этой системы. Скажем, встроить книгу в дворец памяти, разделив ее на части и привязав их к опорным образам. Также мнемотехника не поможет вам вспомнить, что вы делали неделю назад, если вы специально не поместите эту информацию в свой дворец.

Таким образом, если вас интересует общее укрепление и развитие памяти, вам стоит присмотреться и к другим методикам (некоторые из них описаны в статье «Можно ли развить эйдетическую память »), а мнемотехнику применять по ее прямому назначению – для запоминания конкретных единиц информации. С другой стороны, использование мнемотехник, безусловно, позволит вам развить возможности собственного мозга , в том числе визуальное и ассоциативное мышление, поэтому даром такие тренировки точно не пройдут.

В заключение несколько советов – они будет полезны и для тех, кто только планирует овладеть мнемотехникой, и для начинающих, и для тех, кто уже практикует различные приемы и хочет усовершенствовать их использование.

Как и на чем тренироваться

Если ваша цель – активное использование какого-либо приема мнемотехники для бытовых или рабочий целей, возьмите на заметку главное правило: впечатляющих результатов можно добиться только путем многочисленных тренировок . Запоминание с помощью мнемотехники (особенно на скорость или надолго) – это навык. Любой навык нужно развить и довести до автоматизма, чтобы выполнять те или иные действия легко и
непринужденно и чтобы этот навык не подвел в нужный момент. Причем тренировать важно оба процесса – и декодирование, и расшифровку .

Фактически, чтобы развивать мнемотехнику, ее надо просто использовать. Сначала на чем-то не слишком длинном и важном, с течением времени ставьте перед собой задачки посложнее . В качестве упражнений может послужить все, что угодно. Например, если вы хотите запоминать цифры, используйте номера телефонов, кредитных карт, удостоверений. Придумывайте длинные числовые пароли – и аккаунты защитите, и мнемотехнику разовьете. Хотя в начале своего пути, конечно, не забывайте о подстраховке : записывайте пароли или ставьте напоминания о том, кого когда надо поздравить.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно тренироваться на книгах, но рекомендуем выбирать нехудожественную литературу. В художественной, как правило, есть сюжет, а сюжет – это логическая (в той или иной степени) последовательность связанных событий. Наличие связей делает использование мнемотехники в данном случае «нечестной игрой». Вспомните лучше те области знаний, которые вы всегда хотели изучить (физика, история, география и т.д.), и совместите погружение в эту науку (в том числе на научно-популярном уровне) с тренировкой мнемотехник. Еще вариант – выделите во дворце памяти комнату для всей информации о коллегах: домашние животные, количество и имена детей и т.д. Это позволит вам при случае поддержать беседу и/или наладить взаимоотношения.

Выбор метода

Для достижения наилучших результатов необходимо найти наиболее подходящий метод запоминания . Для этого имеет смысл попробовать каждый и потренироваться на нем, и затем выбрать наиболее эффективный и удобный. Кроме того, можно модифицировать классические методы, чтобы получить то, что лучше всего подойдет под ваш тип мышления и восприятия . Скажем, дворцы памяти или дороги Цицерона в принципе рассчитаны на людей, у которых лучше развита визуальная память. Значит ли это, что тем, у кого она развита слабо, лучше даже не браться за мнемотехники? Нет, важно просто модернизировать исходный вариант так, чтобы он стал удобнее для вас.

Например, используйте в качестве подобия опорных пунктов не только зрительные образы, но и музыку, запахи или тактильные ощущения . Скажем, вам нужно запомнить речь для презентации. Разделите текст выступления на части и привяжите к песням в хорошо знакомом вам музыкальном альбоме, а собственно произнося речь перед аудиторией, мысленно переходите от трека к треку. Конечно, можно пойти и более сложным путем – сначала развить визуальную память, а потом осваивать мнемотехнику. Выбор за вами, однако тонко намекнем, что одно другому никак не мешает.

Выбор образов и связей

Также важно понять, какой принцип подбора образов к опорным пунктам и какая связь между образами для вас наиболее эффективны . Кому-то проще всего представить более или менее реальные предметы; кому-то легче запомнить комичные, контрастные образы, расположенные в явно неположенных местах; для кого-то важнее всего эмоциональная привязка или ассоциации с происходившими с ними в реальности аналогичными событиями. Некоторые предпочитают, чтобы
связанные образы так или иначе взаимодействовали, но для кого-то это не так принципиально, главное – чтобы образы были в движении.

Обратим ваше внимание и на то, что в некоторых источниках рекомендации слишком однозначны: представлять надо так-то, объекты должны быть такие-то, делать с ними надо то-то. На наш взгляд, столь суровые директивы можно использовать только в качестве опорных точек, чтобы понять, от чего отталкиваться. Преобразование исходной информации в образы – процесс в некотором роде личный , опирающийся на наш опыт, ассоциации и т.д., а они у всех разные. Скажем, кому-то может быть проще запомнить розового бегемота, потому что в детстве у него была такая любимая игрушка, а кому-то ближе паук размером с небоскреб, потому что он любит ужастики. Понять, что лучше для вас, можно, выполняя первый пункт – практикуясь.

Спокойствие, только спокойствие

Учиться, особенно поначалу, стоит в максимально спокойной обстановке (с эмоциональной точки зрения). Это значит, что практиковаться можно хоть в метро, если вы способны полностью абстрагироваться от окружающей обстановки. Пока вы только приноравливаетесь к тому или иному методу, не позволяйте непрошенным эмоциям (в том числе стрессу, тревоге и т.д.) и ассоциациям влиять на этот процесс. Во-первых, так сложнее понять, подходит вам тот или иной метод или нет, во-вторых, его использование в дальнейшем может быть связано с этими ассоциациями, что иногда мешает эффективному запоминанию.

Не забывайте от повторении

Не забывайте время от времени воспроизводить то, что вам что-то надо запомнить на долгий срок , но что вы не слишком часто это используете. Повторяйте фразы-запоминалки, ходите по дворцам памяти и дорогам Цицерона и т.д. Таким образом, вы покажите памяти, что это сведения для вас актуальны и от них рано избавляться, кроме того, они не будут задвинуты в самый дальний конец вашей памяти, откуда вам будет сложнее их достать.

Одна из ошибок новичков – закодировать информацию, пару раз ее повторить в ближайшие два дня, а потом благополучно забыть – и образы, и то, что за ними скрывалось. И в нужный момент вдруг выясняется, что дорогу Цицерона завалило, а половина дворца памяти обрушилась. Чтобы этого не произошло, тренируйтесь выуживать из памяти в том числе ту информацию, которую вы положили туда довольно давно (если она вам еще нужна). Этот навык будет полезен не только для мнемотехники, но и для общего укрепления памяти.

Приемы мнемотехники – это специальный подход к работе с информацией, благодаря которому запоминается большее количество информации и уменьшается процент ее забывания. Подобные техники используют, чтобы изучать иностранные языки, терминологию, запомнить исторические даты, цифры или личную информацию. Эффективность мнемотехнических приемов запоминания высокая, но ими необходимо овладеть.

Что такое мнемотехника

Процесс запоминания основывается на образовании новых нейронных цепей в головном мозге между существующими . Это позволяет запоминать новую информацию, а затем работать с ней: находить решение практических задач, выводить новые теории, анализировать факты (см. ). Однако возможности головного мозга ограничены количеством запоминаемой информации в единицу времени, и, как правило, новые данные быстро забываются в отсутствии регулярного повторения.

Память – аналог человеческой мышцы. Если ее постоянно тренировать и нагружать, то тогда работа улучшается. Поэтому люди разработали ряд техник, благодаря которым интенсивно запоминается информация (см. ). Один из ярких примеров подобных техник – это визуализация новых фактов и придание им эмоциональной окраски.

Интересно узнать, : полезные методики заучивания.

На заметку: какие бывают и как его развивать.

Любой мнемонический прием запоминания обладает следующими характеристиками:

  1. Новизна. Чем метод необычнее, тем больше времени придется потратить на его изучение.
  2. Сложность освоения. Техники улучшения запоминания, при которых в памяти человека выстраивается иерархия папок с различными ответвлениями. Метод эффективный, но для новичка вряд ли подходит.
  3. Интерес к методу играет не последнее значение.

Выбор конкретной техники определяется целью обучения, о чем будет подробнее написано далее.

Мнемоника для обучения иностранной лексике

Мнемотехнические приемы часто используются для изучения иностранных слов. Одним из них является способ поиска звуковых ассоциаций, которые имеются в каждом из существующих языков, что связано с общностью их происхождения. Так, английское слово constantly , переводимое как «постоянно», созвучное с русским словом «константа», которое означает постоянную переменную. И это всего лишь самый простой прием.

Вторая распространенная методика для облегчения изучения иностранного языка – взаимодействие ощущений, построенное на запоминании незнакомого слова не как обычный перевод, а как ассоциацию со знакомой лексической единицей. Например, заучивая слово dog , представьте большой виляющий хвост или лапы, при этом не концентрируйтесь на слове «собака».

Важно отметить, что лучший вариант – самостоятельное придумывание ассоциаций и конкретных подходов к словам (см. ). Это позволяет мозгу быстрее включиться и ускорить процесс обучения.

Мнемотехники и даты

Запоминание дат ассоциируется у людей с уроками истории, когда на каждую историческую эпоху приходилось учить большое количество произошедших событий. Чаще подобный процесс вызывал дискомфорт, однако мнемонические приемы помогают, стоит только совместить вместе несколько способов.

Приступая к изучению дат, важно понять, что это не просто совокупность абстрактных цифр, а определенная хронологическая последовательность, несущая смысл. Поэтому первым шагом является составление ассоциативного ряда.

Лучше рассмотреть прием на конкретном примере. Падение Византии произошло в 1453 году и стало важным историческим событием. Как можно облегчить запоминание этих чисел?

  1. Составить ассоциацию между какими-либо буквами и цифрами: 1 – г, 4 – о, 5 – р, 3 – а. Это позволяет выстроить ассоциации между числовым рядом и словом «гора». Слово может быть любым.
  2. Второй вариант мнемотехники – использовать ассоциацию по звуку. Распалась Византия, а с ним наиболее созвучно слово «визит», которое можно применить в этом случае.
  3. Если мы говорим о великой стране, то лучше провести ассоциацию с королевой или королем.
  4. Теперь осталось связать все вместе в виде какой-либо яркой ассоциации. Например, Королева нанесла визит горе, но гора обвалилась.

Если повторять эту ассоциацию, то в голове создается стабильная нейронная цепь, обеспечивающая длительное хранение информации.

Работают ли мнемотехники?

Многие люди, увидев подобные приемы, считают, что мнемотехника – отдаленная от жизни сложная система, которая подходит только единицам. Ведь для запоминания всего одной даты, пришлось выдумать историю с королевой, горой и визитом.

Выглядит как нагромождение различных слов. Однако на практике все немного иначе. Постоянные тренировки позволяют фантазии быстро выдумывать ассоциации. На это уходит немного времени, а факты и слова запоминаются быстрее и сохраняются в памяти надолго.

Важная информация: при помощи упражнений.

Слабо проверить свою и выполнить упражнения для ее улучшения?!

Интересно и полезно! для детей и взрослых.

Постоянное использование мнемонических приемов позволяет не только запомнить конкретный факт или слово, но также положительно влияет на мышление и фантазию человека. Человек находит креативные методы решения проблем, становится проактивным. Поэтому во многих государствах подобным техникам начинают обучать еще в школе, так как дети быстрее схватывают приемы, начинают с удовольствием использовать их.

Подведение итогов

Важно помнить, что мнемотехника – это дополнительный инструмент, которым необходимо учиться пользоваться, и лучше делать это на практике. Теоретические рассуждения и критика приемов запоминания не позволяют оценить способ на практике, поэтому у многих людей имеется незаслуженное скептическое отношение к этой разновидности обучения.

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .

Мнемотехники (приемы мнемоники) - это специальные методы запоминания определенных видов информации, основанные на особенности человеческой психологии, а также на тех четырех правилах запоминания, которые были даны в предыдущих уроках . Знание и использование специальных мнемотехник позволит лучше запомнить цифровую информацию, специфические тексты и термины, имена, лица и фамилии, иностранные слова, выражения и многое другое. В этом занятии будут разобраны основы мнемоники, а также будут описаны основные приемы и методы запоминания различных типов информации.

Что такое мнемотехника?

Если вам нужно запомнить какие-то числа надолго, то для этого можно воспользоваться следующими мнемотехниками:

Ассоциация с другими знакомыми цифрами. Дейл Карнеги советует запоминать даты, ассоциируя их со знаменательными датами, которые вы знаете. Например, легко запомнить, что Куликовская битва состоялась ровно за 600 лет до Летних Олимпийских игр в Москве.

Система Shedd (система Шед). Небольшие числа, например, исторические даты или короткие телефонные номера, можно выучить методом составления специальной фразы, каждое слово в которой находится в строго определенном порядке и имеет число букв, соответствующее запоминаемой цифре. Например, если вы хотите запомнить число 467, то вам нужно придумать фразу, в которой первое слово будет состоять из 4-х букв, второе — из 6-и, а третье слово — из 7-и букв. Так, числу 467 соответствует фраза «слон бегает галопом» (4, 6 и 7 букв соответственно). Ноль в этой системе часто соответствует слову из 10 или любого большего количества букв.

Рифмы. Часто большое количество цифр удобно запоминать при помощи создания рифм или стихотворений. Этот способ подходит, если вам нужно надолго запомнить определенные цифры, имея возможность потратить на это некоторое время. Так можно легко запомнить, какие знаки идут после запятой в числе «Пи» .

Запоминание имен и лиц

Очень часто нам необходимо запоминать людей, с которыми мы только познакомились. Все мы обычно склонны хорошо относиться к тем, кто помнит наше имя. Для того чтобы быстро и точно запоминать имена и лица людей, существуют следующие мнемотехники.

Проявить интерес к человеку , немного пообщаться, обращаясь к нему по имени. Здесь работают несколько правил запоминания. Во-первых, вы проявляете интерес к человеку, а также получаете о нем информацию, которая может послужить основой для построения ассоциаций с ним. Во-вторых, вы несколько раз повторяете его имя, что также улучшает запоминание.

Ассоциация с другим хорошо известным вам человеком с таким же именем. Например, многие из нас легко запомнят имя человека, если он является вашим тезкой. Также легко запоминаются имена людей, которые совпадают с именами ваших родителей и хороших знакомых. Но даже если у вас нет знакомых с именем человека, которого нужно запомнить, постарайтесь вспомнить известных личностей с такими же именами: актеров, политиков, музыкантов.

Подбор других модификаций его имени. Например, у имени Александр есть несколько модификаций Саша, Сань, Шура. Как только человек представился, попробуйте про себя назвать несколько модификаций его имени.

Написание имени. Подумайте над тем, как пишется имя человека - представьте себе это визуально. Сколько в этом имени букв? Какая буква первая? Ответы на эти вопросы еще прочнее закрепят образ имени человека в вашем визуальном восприятии. Если есть возможность, вы можете даже написать имя человека на бумаге для усиления восприятия.

Запоминание фамилий. Запоминать фамилии можно, пользуясь мнемоническими приемами, основанными на зрительных ассоциациях. Начинать нужно с поиска мысленной замены или модификации фамилии. Например, моя фамилия Буянов может ассоциироваться с островом Буяном из детских сказок, а также с буйным темпераментом. Затем выбирается какая-то заметная особенность человека, например, черта лица или особенность характера (что больше подходит для фамилии Буянов), которую нужно привязать к выбранной ассоциации фамилии.

Запоминание иностранных языков

Языковые мнемотехники будут полезны для запоминания слов, выражений, грамматических правил, форм глаголов и т.п.

Метод фонетических ассоциаций (МФА). Этот метод появился благодаря тому, что во всех языках мира есть слова или части слов, звучащих одинаково, но имеющих разное значение. Более того, в разных языках встречаются слова, имеющие общее происхождение. Например, слово look (смотреть) можно запомнить, ассоциируя его с похожим по звучанию русским словом «лук». А нарезая «лук», мы не можем «смотреть» на него, так как слезятся глаза.

Метод взаимодействия всех ощущений (МВВО). Этот мнемонический подход полезен для тех, кто хочет научиться свободно общаться на иностранном языке. Если слова не будут всплывать в вашей памяти автоматически, то вы не сможете бегло говорить на языке. Поэтому, главное не запоминать иностранное слово как перевод родного слова, а сразу ассоциировать иностранное слово непосредственно с соответствующим ему понятием. Чтобы выучить слово «cup» представьте себе чашку с ручкой, и держа образ в сознании несколько раз произнесите «cup», стараясь не вспоминать слово «чашка».