Здоровьесберегающие технологии в доу. Здоровьесбережение в детском саду и дома

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

«Здоровый дух в здоровом теле - вот краткое, но полное
описание счастливого состояния в этом мире».
Джон Локк

Тема здоровья детей на современном этапе считается не только актуальной, но общечеловеческой. Здоровье детей, его охрана и обогащение является приоритетным направлением не только образовательных и медицинских учреждений, но и всего общества в целом, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом заниматься разными видами деятельности, обучаться, развиваться. Только полноценное здоровье способствует становлению гармонически развитой личности.
Исследования социологов выявили следующие факты:
1. Если лечить заболевание (временное, приобретённое), то здоровье сохранится на 8-10%
2. Идеальные условия проживания сохраняют и улучшают здоровье на 20-25%
3. 50% здоровья целиком и полностью зависит от образа жизни, его правильном воспитании с детства, стремления беречь и умножать своё здоровье, активно заниматься оздоровительными видами деятельности.
Актуальность здоровья людей говорит о необходимости принятия неотложных мер по здоровьесбережению, оздоравливанию детей, по профилактике и коррекции различных отклонений в здоровье. В связи с этим особо востребованным на сегодня является создание специальных педагогических методик, программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья, которые в современной терминологии называются здоровьесберегающими образовательными технологиями - ЗОТ.
ЗОТ в дошкольном образовании - это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Цель ЗОТ в ДОУ применительно к ребёнку - обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику и воспитание валеологической (валеология - это наука о здоровом образе жизни, в широком понимании просто наука о здоровье) культуры как совокупности осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его Использование ЗОТ в дошкольном образовании имеет огромную ценность для здоровья детей, т.к. от рождения до семи лет идёт процесс становления всех функций и систем организма, закладываются основы физического, умственного, психического, нравственного, духовного здоровья человека, формируется фундамент будущего здоровья, человеческой жизни во всех её сферах. Наиболее современными ЗОТ по научным исследованиям, по мнению педагогов - практиков признаны методы эстетотерапии, к которым относятся: спорт, хореография, аэробика, музыка и другие виды искусства. Методы эстетотерапии обладают огромным оздоравливающим и психотерапевтическим потенциалом, они отличаются высокой эффективностью, экономичностью, лояльностью по отношению к ребёнку по сравнению с другими методами оздоровления и здоровьесбережения (например, медицинскими). ЗОТ с использованием эстетотерапии воздействуют на все сферы здоровья, укрепляют и развивают не только физическое тело, но и оздоравливают человека в целом. Оздоровление детей посредством физических упражнений называется кинезотерапией. Особенно этот метод близок, доступен и необходим детям дошкольного возраста. Подвижность, присущая ребёнку - дошкольнику обусловлена тем, что моторная деятельность, вызывая усиленное дыхание, кровообращение, обмен веществ является источником приятных ощущений, радостных эмоций, то, что называется хорошим самочувствием ребёнка, психофизическим благополучием. Физиологи объективно доказали, что при любом двигательном тренинге упражняются не только части тела, но и развивается мозг, умственные способности - одна из главных основ дошкольного периода.
Таким образом, использование ЗОТ имеет огромное значение в здоровьесбережении, оздоровлении, укреплении здоровья детей, активно помогает ДОУ в решении приоритетных задач: повышает качество дошкольного образования, играет огромную роль в воспитании детей, формировании здорового образа жизни, развитии общей культуры здоровья.
Сегодня вопрос здоровья первоочередной во многих детских учреждениях. Как правило, вспомогательными составляющими в обеспечении здоровья детей являются здоровьесберегающие технологии, основная цель которых состоит в поддержании высокого уровня здоровья дошкольников, формировании у них качественных знаний и навыков построения активного и здорового образа жизни. Стоит отметить, что здоровьесберегающие технологии в детском саду по ФГОС отличаются от других образовательных технологий своей комплексной диагностикой состояния организма ребенка и возможностью проанализировать динамику, благодаря которой получают полную картину оценки здоровья дошкольника.
Виды здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
физкультурно-оздоровительные,
технологии организации социально-психологического равновесия ребенка,
работу по просвещению родителей по общей теории здоровья,
работу по здоровьесбережению и здоровьеобогащению воспитателей дошкольного образования,
здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании.
Основные задачи здоровьесберегающих технологий в детском саду по ФГОС:
сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;
создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребенка;
обеспечение комфортных условий жизни на протяжении нахождения ребенка в детском саду.
Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:
- Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
- Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей
Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании
Медицинские здоровьесберегающие технологии в ДОУ - обеспечивают сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медсестры ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.
технологии профилактики заболеваний,
углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
коррекция возникающих функциональных отклонений,
отслеживание характера течения хронической патологии (для детей, имеющих III-У группу здоровья),
реабилитация соматического состояния здоровья,
противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
витаминопрофилактика (отвар шиповника в осеннее – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием аскорбиновой кислоты),
санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.
Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья ребёнка, развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников:
закаливание КГН;
беседы по вылеологии;
спортивны праздники;
спортивные развлечения и досуги;
недели здоровья;
соревнования;
прогулки-походы.
Технологии здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов - технологии, направленные на развитие культуры здоровья педагогов детского сада, в том числе культуры профессионального здоровья, развитие потребности к здоровому образу жизни.
Здоровьесбережение в работе с педагогами ДОУ:
Семинары-тренинги «Психологическое здоровье педагогов»;
Консультации для педагогов «Признаки утомляемости ребёнка дошкольника», «Запрещённые физические упражнения для детей дошкольного возраста», «Как правильно провести гимнастику (различные виды) с дошкольниками», «Профилактика утомляемости дошкольников в ДОУ» «Работа воспитателя по разделам программы «Основы безопасности и жизнедеятельности детей» и другие;
Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;
Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях в группах раннего возраста и коррекционных группах.
Валеологического просвещения родителей - это технологии, направленные на обеспечение валеологической образованности родителей воспитанников ДОУ, обретение ими валеологической компетентности. Валеологическое образование родителей надо рассматривать как непрерывный процесс валеологического просвещения всех членов семьи.
Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры;
Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ;
Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья, встречи детей ДОУ с родителями-спортсменами и другие);
Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду - это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников.
Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
1.Ритмопластика
2.Динамические паузы (физкультминутки)
3.Подвижные и спортивные игры
4.Релаксация Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы
5.Гимнастика пальчиковая
6.Гимнастика для глаз
7.Гимнастика дыхательная
8.Гимнастика пробуждения
9.Оздоровительный бег
10.Физкультурное занятие
11.Проблемно-игровые (игротренинги и игротерапия)
12.Коммуникативные игры
13.Самомассаж
14.Технологии музыкального воздействия. Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.
15.Технологии воздействия цветом
16.Технологии коррекции поведения
17.Сказкотерапия
Современные здоровьесберегающие технологии в детском саду.
I. Степ-аэробика является одной из разновидностей аэробики, получившая в последние десятилетия огромную популярность в мире. Её основное отличие в том, что танцевальные и общеразвивающие упражнения выполняются со специальными платформами - «степами».
«Степ» - в переводе с английского буквально означает «шаг», отсюда и само определение степ - аэробики - «шаговая аэробика». Внешне аэробика представляет собой комплекс общеразвивающих и танцевальных ритмических движений, выполняемых под музыку, а так же различных циклических движений невысокой интенсивности, рассчитанных на длительное выполнение.
Однако, главное в аэробике, разумеется не внешний эффект. Высокая двигательная активность обеспечивает повышенное содержание кислорода, проникающего в кровь и через сердечно - сосудистую систему в мышечные ткани, что и даёт оздоровительный эффект, подготавливает мышцы к высоким физическим нагрузкам, снимает усталость и возвращает хорошее настроение.
Степ - аэробика уникальна в своём роде, поскольку развивает и укрепляет все функции и системы организма, развивает выносливость и работоспособность, гармонично вырабатывает красивые, выразительные и точные движения, эффективно выполняя оздоровительные функции в воспитании детей. Для дошкольного возраста в основном используется оздоровительная степ-аэробика. Её цели - общее оздоровление организма, профилактика и коррекция нарушений, укрепление систем и функций организма человека, развитие физических качеств.
Базовые упражнения.
1. Ходьба на степе.
2. Приставной шаг со степа вперед на пол и обратно \с правой, левой ноги\.
3. Приставной шаг со степа назад на пол и обратно.
4. Приставной шаг со степа вперёд, на степ, назад, на степ.
5. Приставные шаги со степа влево, вправо на пол, на степ.
6. Крест: приставные шаги поочерёдно со степа вперёд, на степ, влево, на степ, назад, на степ, вправо, на степ.
7. То же, но с упражнениями для рук.
8. Приставной шаг со степа вперёд \ назад \ на пол, широко расставляя ноги, обратно на степ, соединяя ноги.
9. Шаг одной ногой с пола на степ, вторую поднять прямую или согнутую над полом с движениями рук.
10. Поочерёдные шаги со степа в стороны на пол, обратно на степ.
11. То же с упражнениями для рук, поворотом головы.
12. Повороты влево, вправо с опусканием соответствующей ноги со степа на пол, упражнениями для рук.
13. Поочерёдно опускать ногу со степа на пол с упражнений для рук.
14. То же выполнять влево, вправо.
15. Крест: предыдущие упражнения соединить поочерёдно.
16. Выпады вперёд со степа на пол \назад, влево, вправо\.
17. Крест: соединить предыдущие упражнения поочерёдно.
18. Выпады с покачиванием с одной ноги на другую на счёт: 1, 2, 3, 4.
19. Бег на степе.
20. Предыдущие шаговые упражнения, но беговым способом.
21. Прыжки на степе.
22. Прыжки со степа на пол - ноги врозь, на степ - ноги вместе.
23. Поочерёдно опускать правую \левую\ ногу со степа на пол в прыжковом темпе.
24. Чередование шаговых упражнений с прыжками.
II. Оздоровительные подвижные игры - один из видов игровых здоровьесберегающих технологий.
Преимущества подвижных игр перед дозируемыми упражнениями в том, что игра всегда связана с инициативой, фантазией, творчеством, протекает эмоционально, стимулирует двигательную активность. В игре используются естественные движения большей частью в развлекательной, ненавязчивой форме.
Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр - одно из проявлений воли к жизни - усиливают мозговые импульсы, которые в свою очередь стимулируют гипофиз, деятельность щитовидной железы и всей эндокринной системы.
Неоценима роль игры в эффективности интеллектуального развития, приобретения новых знаний. Подвижные игры, часто сопровождающиеся неожиданными, смешными ситуациями, вызывают искренний смех у детей. Учёные доказали, что смех является мощным терапевтическим средством, способным успешно лечить многие хронические заболевания. Подвижными играми можно предупредить и лечить такие заболевания, как: ОРЗ, ОРВИ, плоскостопие, нарушения осанки, гипогенезия, ожирение, и т.д. Музыкальное сопровождение подвижных игр ведёт к ещё большему эффекту в развитии психических процессов, воспитывает чувство ритма, уравновешивает нервную систему, способствует регуляции мышечных усилий.
Игры под музыку являются одним из методов эстетотерапии - одной из здоровьесберегающих технологий.
Оздоровление детей через подвижную игру осуществляется по 5 основным направлениям:
- Физиологическое - укрепление, рост, развитие внутренних органов, функций и систем организма, физических качеств.
- Психоэмоциональныйэффект оздоровления - развитие положительных эмоций, психических процессов, качественное развитие центральной нервной системы.
- Интеллектуальное развитие - связь движений с развитием мозга, развитие двигательной памяти, приобретение новых знаний и умений.
- Естественная потребность детей в движении - активное участие самих детей в педагогическом процессе, игровой деятельности, обусловленное постоянным стремлением к движению, что в итоге приводит к тому, что ребёнок сам себе помогает быть здоровым, развиваться.
- Влияние подвижной игры на нравственное здоровье. Подвижная игра воспитывает инициативность, решительность, дисциплину, организаторские способности, творчество, формирует такие волевые качества: выдержка, целенаправленность, ответственность, умение преодолевать трудности, критичность мысли, настойчивость.
Развивает такие качества как наблюдательность, активность мысли, увлечённость, умение осуществлять творческие замыслы практически, сочувствие, умение радовать других и радоваться за других. Все перечисленные качества формируют личность ребёнка и нужны в будущей жизни.
Результат подвижной игры - это радость, эмоциональный подъём, развитие и увеличение физических сил ребёнка, эффективное оздоровительное воздействие на детский организм в целом.
III. Дыхательная гимнастика
Дыхание является важнейшей функцией организма. Важное место в физической культуре занимают специальные дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.
Процесс дыхания, который осуществляется дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: выдоха, паузы и вдоха, которые рефлекторно, непрерывно и ритмично следуют одна за другой.
Начальная фаза дыхания - выдох. Чтобы получить новую порцию кислорода, необходимого для нормального функционирования организма, надо освободить для него место в воздухоносных путях, что и достигается благодаря выдоху.
Дыхательная пауза следует за выдохом. Она является переходной фазой и характеризуется завершением выдоха, а также ожиданием импульса к вдоху. Пауза не менее важна, чем «активные» фазы дыхания, ведь она повышает работоспособность организма. Именно благодаря паузе обеспечиваются эффективный газообмен, вентиляция легких, что влияет на организм в целом. Продолжительность пауз зависит от интенсивности физической нагрузки, состояния нервной системы и других факторов. Нормальным считается дыхание, в котором участвует весь дыхательный аппарат. Оно называется гармонично - полным.
При обучении ребёнка правильному дыханию, прежде всего надо научить его глубокому выдоху для хорошей очистки лёгких и улучшения их снабжения кислородом.
Насколько легкие наполнились воздухом, определяется глубиной вдоха и выдоха: при поверхностном дыхании используется только дыхательный объем воздуха: при глубоком - помимо дыхательного, дополнительный и резервный. В зависимости от этого меняется частота дыхания. Легкие являются органом не только дыхания, но и выделения, регуляции температуры тела. Они также принимают участие в выработке физиологически активных веществ, участвующих в процессе свёртывания крови, обмена белков, жиров и углеводов.
Одной из задач физического развития детей дошкольного возраста является формирование носового дыхания. Дыхание носом способствует координированию воздуха, поступающего в лёгкие. Воздух в носовых ходах очищается, увлажняется, согревается. Выдыхаемый через нос воздух несёт с собой тепло и влагу для слизистой оболочки носовых ходов, предохраняет её от переохлаждения, сухости, инфицирования. У детей дышащих ртом, очень слабые мышцы носа, крылья носа напоминают вялые лепестки, а носовые ходы сужены. Дыхание через нос способствует улучшению местного кровообращения, разрастанию аденоидной вегетации. Носовое дыхание, особенно с ритмичным и полным выдохом расслабляет дыхательные мышцы и рефлекторно укрепляет гладкую мускулатуру бронхов, помогает регуляции мозгового кровообращения.
Жизненная емкость легких или, другими словами, их объём тем меньше, чем меньше ребенок. Но потребность в кислороде велика, поэтому дыхание ребёнка характеризуется высокой частотой и поверхностностью. Вот почему в комплекс физкультурно-оздоровительных упражнений обязательно включение дыхательной гимнастики.
Дыхательная система детей несовершенна: дыхательные пути узкие, а слизистая оболочка, их выстилающая, очень нежная, легко воспаляющаяся. При воздействии негативных факторов и без того узкие ходы становятся еще уже, ребенку становится трудно дышать. Именно поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено: в чистом воздухе меньше микробов, а, следовательно, уменьшается риск заболевания.
Дыхательная гимнастика играет огромную роль в закаливании и оздоровлении детей!
IV. Стопотерапия считается одним из нетрадиционных методов сохранения и укрепления здоровья, закаливания, профилактики и коррекции плоскостопия.
Она включает в себя несколько видов:
Массаж и самомассаж стоп;
Игры и упражнения для профилактики и лечения, лечебная гимнастика
для стоп;
Вибрационный массаж;
Водные профилактические процедуры;
Босохождение /игры, упражнения, разные виды деятельности на улице,
желательно на природе, и в помещении на физкультурных занятиях, утренней зарядке и др./
Ортопедическая обувь, коррегирующие стельки, супинаторы.
Одним из перечисленных видов стопотерапии является массаж и самомассаж. Преимущество этого метода в том, что он очень прост в применении, доступен для любого возраста, экономичен, лоялен, не требует особых условий, а самое главное он обладает огромным оздоровительным потенциалом и имеет широкий спектр профилактики и коррекции различных отклонений в здоровье, его сохранения и укрепления. Сегодня уже многие педагоги активно применяют этот метод в работе с дошкольниками. Массаж и самомассаж стоп заключается в активном воздействии на мышцы, суставы и связочный аппарат стопы, активные точки подошвы, кожные покровы. В результате происходит укрепление стопы в целом, увеличивается свод, развивается сила мышц и решается одна из важных педагогических задач на современном этапе - профилактика и коррекция плоскостопия.
На подошвы ног, как и на ладони рук, проецируется всё тело, и они отражают состояние органов, систем и их функций.
Подошвы, как и всё тело человека, имеют огромное количество нервных рецепторов, скопление которых в определённых местах образуют так называемые биологически активные точки, которые в медицинской практике известны как рефлекторные, имеющие первичную связь с определёнными органами и частями тела.
Массаж определённых участков и точек на подошвах ступней обеспечивает благоприятный доступ жизненной энергии в любой участок тела. Такой массаж можно обеспечить путём хождения по дорожкам - массажёрам или так называемым «дорожкам здоровья».
Эти дорожки представляют собой коврики разной длины и ширины, плоские с различными следами и со специальным покрытием /игольчатым, ребристым, с жёстким ворсом и т.д./, а также коврики с различными предметами. К дорожкам здоровья так же относятся дорожки с мягким набивным материалом /вата, поролон, синтепон/. Хождение по дорожкам здоровья вызывает у детей большой интерес и радостные эмоции. Не прилагая особых усилий, ребёнок в непринуждённой, свободной форме выполняет самомассаж стоп, получая приятные ощущения, удовольствие, а его организм наполняется энергией, здоровьем.
(из опыта работы МБДОУ № 25)

В воспитательно-образовательном процессе ДОУ можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий: медико-профилактические; физкультурно-оздоровительные; технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка; здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования; валеологического просвещения родителей; здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.
В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не дело одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесберегающих технологий для нас является:

· Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

o исследований состояния здоровья детей,

o диагностика физической подготовленности дошкольников;

o анализ профессиональной компетенции воспитателей,

o тематическая проверка состояния физкультурно — оздоровительной работы,

o исследование среди родителей «Какое место занимает физкультура в вашей семье».

· Анализ созданных условий в детском саду.

· Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МБДОУ по здоровьесбережению.

· Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.

· Выработка алгоритма деятельности

· Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении №25 строится на основедиагностики, которую проводят педагогические работники с участием медицинских работников. Результаты заносятся в карту развития ребёнка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.
Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующая ДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, зам. Заведующий по УВР. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.
В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей: «Какое место занимает физкультура в вашей семье» с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.
Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным являетсяорганизация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.
Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом, где представлено разнообразное физкультурное оборудование, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке ДОУ имеется спортивная площадка: беговая дорожка, спортивно-игровое оборудование.
Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы физкультурные уголки, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для «подлезания» — дуги, а в младших группах изготовлены дорожки здоровья. Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.
Основные компоненты здорового начала — покой и движение — должны правильно сочетаться в режиме дошкольного учреждения. Поэтому важным, на наш взгляд, было создание в группах уголков уединения. Здесь дети могут «позвонить» маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках. Ведь психическое здоровье детей не менее важно, чем физическое. Для решения этой проблемы в детском саду работает комната психологической разгрузки, где психолог проводит с детьми различные релаксационные, тренинговые занятия, помогая дошкольникам научиться управлять своими эмоциями.
Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения функционирует игротека «Вежливого пешехода».
Для проведения профилактических мероприятий в нашем дошкольном учреждении имеется медицинский кабинет со специальным оборудованием: кварцевые лампы, бактерицидные лампы. и т.д.
Таким образом, можно сказать, оздоровительная среда нашего ДОУ является естественной комфортабельной обстановкой, рационально организованной и насыщенной разнообразным оборудованием и материалами.
Основная цель , которую ставит перед собой коллектив ДОУ — это сохранение и укрепление здоровья детей, улучшение их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаныпринципы организации деятельности педагогов . Это:

· принцип научности — подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;

· принцип комплексности и интегративности — решение оздоровительных задач в системе всего воспитательно-образовательного процесса;

· принцип активности, сознательности — участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;

· принцип адресованности и преемственности — поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;

· принцип результативности и гарантированности — реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимсярешить следующие задачи :

· обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

· формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

· реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;

· формировать основы безопасности жизнедеятельности;

· оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективнымиформами взаимодействия являются :

· утренняя гимнастика;

· гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;

· занятия, прогулки, походы;

· совместные досуги с родителями и дошкольниками;

· спортивные праздники и развлечения;

· кружок «Пионер бол».

На основе концептуальных положений программы «От рождения до школы» педагоги реализуют в своей работе следующие программы и технологии:

· Программа «Здоровье» Булдурчиди

· Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»,

· Методики по закаливанию детей.

На повышения двигательного статуса детей оказывает большое влияние двигательный режим. Вся физкультурно-оздоровительная работа в детском саду строится с учётом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста.
Уменьшение удельного веса движений в режиме дня отрицательно сказывается на формирование всех систем и, несомненно, понижает защитные силы детского организма. Оптимизации двигательного режима отводится, таким образом, ведущая роль в воспитании здорового ребёнка.
Организованной формой в этом двигательном режиме являютсяфизкультурные занятия . При проведении занятий инструктор по физкультуре использует как традиционные, так и нетрадиционные формы занятий: сюжетные, тренировочные, контрольные, комплексные, игры-эстафеты, на спортивных тренажёрах и др. Кроме этого, воспитатели применяеют на практике авторские разработки занятий, построенные на основе положений и принципов программы «Здоровье» , Процесс обучения на занятиях носит дифференцированный, вариативный характер. Используется принцип чередования активной деятельности с упражнениями на дыхание, релаксацию.
Педагоги включают в свою деятельность цикл занятий «Познай себя» и «Уроки здоровья для дошкольников». Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.
Мы понимаем, что здоровье детей в немалой степени зависит от наличия фактора безопасного существования. Поэтому воспитатели огромное внимание уделяют внедрению технологии «Основы безопасности
жизнедеятельности детей дошкольного возраста». Наиболее проработанным направлением данной программы у нас являются вопросы обеспечения безопасности детей в ситуациях дорожного движения. Воспитатель Лобза Т.А. работает над обобщением опыта работы по основам безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста.
Поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами стали естественными и необходимыми в нашем детском саду. Старшей медсестрой совместно с врачом разработан годовой план профилактической работы, план мероприятий по снижению острой заболеваемости в детском саду.
Нами разработанасистема оздоровительной работы по следующим направлениям:

· психологическое сопровождение развития;

· разнообразные виды организации режима двигательной активности ребёнка;

· система работы с детьми по формированию основ гигиенических знаний и здорового образа жизни;

· организация питания;

· оздоровительное и лечебно-профилактическое сопровождение.

В целях оздоровления организма ребёнка во всех группах проводятся различные виды закаливания. В яслях это воздушные ванны и ходьба по корригирующим дорожкам. В младшей и средней группах добавляется дыхательная гимнастика. В старших группах — массаж стопы, гимнастика на постели, уход за полостью рта.
А сколько положительных эмоций, а следовательно и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно проводится неделя здоровья, где дети принимают участие в «Весёлых стартах», и других мероприятиях, показывая уровень своего физического развития, получают эмоциональный заряд от своих достижений. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название «Семейные старты», «Папа, мама, я- спортивная семья».
Большую роль в оздоровлении детей играют прогулки и походы. В зимний период проводятся прогулки на территории ДОУ, катание на санках, игры в снежки и хоккей. С большим удовольствием в таких прогулках участвуют и родители, которые не прочь продемонстрировать свои умения. Для повышения выносливости проводится продолжительный бег в медленном темпе, бег трусцой.
Программа деятельности ДОУ по расширение двигательного статуса детей предусматриваетвзаимодействие с социумом.
Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды.
В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий: проведение педагогических советов в нетрадиционных формах, семинары, семинары-практикумы, лектории, консультации, методические рекомендации, смотры-конкурсы и т.д.
Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.
Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения. На базе детского сада проводились методические объединения для инструкторов по физкультуре, и педагогов.
В Концепции дошкольного воспитания подчёркивается: «Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов».
С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй.
Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.
В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы (поделок из бросового материала «Машины на улицах города»), анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.
Воспитатели совместно с медсестрой организуют семинар-практикум для родителей детей по профилактике ОРЗ и ОРВИ. В мастер-классе для родителей детей подготовительной группы был организован просмотр сюжетного занятия «Морское царство», на котором они смогли увидеть успехи своих детей.
Удачно проходят спортивные досуги с родителями «Папа, мама, я — спортивная семья», «Семейные старты». Кроме того, для родителей организуем Дни открытых дверей, когда они могут посетить любое мероприятие.
Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Движение- основа здоровья», «Как выработать у детей правильную осанку», «Зимняя прогулка» и т.д.).
В нашем детском саду работают: консультативный пункт для родителей по предшкольному воспитанию детей, родительский клуб, медико-психолого-педагогическая служба. В них родители могут получить квалифицированную консультацию опытных специалистов.
Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.
Мы считаем, что созданная в детском саду система по здоровьюсбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности. Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года.
Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес, воспитание чувства ответственности за порученное дело — все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.
Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.
Одним из показателей результативности мы рассматриваем подготовку детей к обучению в школе. Анализ успеваемости выпускников детского сада (75% детей учатся на «4» и «5») и беседы с учителями подтверждают большой интерес детей к урокам физкультуры, сформированность двигательных умений и навыков.
Результативность работы по здоровьесбережению детей подтверждают полученные грамоты и дипломы.
Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на классических образцах и педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей дошкольного учреждения.

статью подготовила зам.зав. Косачева Е.Д.

Давно известно, что дошкольный возраст один из самых важных периодов в процессе формирования личности человека. В этом возрасте особенно развиваются особенности и разносторонние способности, вырабатываются черты характера, формируются нравственные качества. Именно в этом возрастном периоде закладывается и укрепляется фундамент здоровья и развития физических качеств, так необходимых для эффективного участия ребенка в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развития психических функций и интеллектуальных способностей дошкольника. В последнее время одним из главных направлением дошкольного образования стала физкультурно-оздоровительная деятельность. Это вызвано целым рядом объективных причин: недостаточная организация профилактики различных заболеваний, слабое здоровье детей, отсутствие положительного примера по соблюдению здорового образа жизни для детей со стороны родителей и других окружающих людей.

Основная задача нашего детского сада, в принципе, как и любой другой образовательной организации - охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей. Так же задачей педагога является индивидуально подготовить каждого ребенка дошкольного возраста к его самостоятельной жизни, предоставив ему все необходимые знания и развив у него все необходимые навыки и умения, воспитав определенные положительные привычки. В настоящее время проблема здоровья ребенка дошкольного возраста достаточно актуальна и очень распространена и вызывает волну тревожности. Для того чтобы любой человек был абсолютно здоровым, ему необходимо научиться прежде всего сохранять и укреплять свое здоровье. Именно этому процессу мы в нашем детском саду и стараемся уделять как можно больше внимания. Не забывая о том, что именно в дошкольном возрасте самое благоприятное время для выработки правильных привычек. В процессе нашей деятельности мы стремимся к реализации следующие задачи : обеспечивать определенные условия для физического и психологического комфорта участников воспитательного и образовательного процесса; формировать доступные знания о пользе занятий физической культурой, об основных гигиенических правилах; реализовывать комплексный подход в использовании всех методов и форм образовательной работы с детьми дошкольного возраста для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей; формировать основы безопасности жизнедеятельности; оказывать помощь семье в сохранении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Здоровьесбержение детей в дошкольном образовании.

Здоровьесбережение в дошкольном образовании - это технологии, которые в первую очередь направлены на решение одной из самой главной задачи современного дошкольного образования, а именно задачи сохранения, поддержания, укрепления и обогащения здоровья всех участников педагогического процесса в детском саду.

Главная цель, которую ставит перед собой коллектив нашего дошкольного образовательного учреждения - это сохранение, укрепление и обогащение здоровья детей, улучшение их двигательной активности с учётом их индивидуальных способностей и возможностей.

В нашей дошкольной образовательной организации разработана технология здоровьесбережения для детей дошкольного возраста. Главными задачами которой являются:

1. Укрепление, обогащение и сохранение детского здоровья на основе системного использования доступных для нашего детского сада средств физического воспитания, организации двигательной активности на свежем воздухе.

2. Обеспечение активного участия детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.

3. Сотрудничество конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья.

К основным направлениям оздоровительной деятельности в нашем детском саду мы относим:

Организацию санитарного режима и создание гигиенических условий для детей;

Организацию здорового сбалансированного питания; обеспечение психологического комфорта и безопасности детей во время пребывания их в нашем детском саду;

Организацию профилактической работы с детьми и сотрудниками.

Чтобы здоровьесберегающие технологии были успешно воплощены в жизнь, необходимо обучить детей элементарным моментам здорового образа жизни, используя в своей работе оздоровительную гимнастику, различные игры-релаксации, разные виды массажа, короткие физкультминутки во время занятий, специально подготовленные занятия оздоровительной физкультуры, упражнения для глаз, массовые оздоровительные мероприятия, также прививать детям гигиенические навыки.

Так же при реализации здоровьесберегающих технологий большую роль играет работа с семьей. Для сотрудничества с родителями, для формирования здорового образа жизни у их детей нами разработана и уже прекрасно реализуется комплекс мероприятий, к которым можно отнести: родительские собрания, консультации, конференции, конкурсы, спортивные праздники, праздники здоровья, беседы, нетрадиционные формы работы с родителями.

Типы здоровьесберегающих технологий, используемые в нашей дошкольной организации.

Здоровьесберегающая деятельность в нашем детском саду осуществляется в следующих направлениях:

Медико-профилактическая технология.

Профилактическая деятельность обеспечивает сохранение, обогащение и укрепление здоровья детей под руководством медицинского персонала дошкольного учреждения в соответствии с медицинскими требованиями и нормами.

Задачи данной деятельности:

Организация и контролируемость сбалансированного питания детей, их физического развития, закаливания;

Проведения мониторинга здоровья детей, а также разработка рекомендаций по укреплению детского здоровья;

Организация контроля в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов.

Организация профилактических мер.

Организация среды здоровьесбережения в дошкольной образовательном учреждении.

Технологии просвещения родителей.

Безусловно, важно насколько правильно организован режим дня ребенка, какое внимание родители уделяют здоровью своего ребенка. Ведь от этого зависит его настроение, состояние эмоционального и психологического комфорта. Если здоровый образ жизни ребенка, к которому его учат в детском саду, находит поддержку и дома, то он закрепляется в сознании ребенка. В противоположном случае, когда ребенок дома не получает необходимого понимания и поддержки, то полученная информация в дошкольном учреждении будет лишней и неинтересной для ребенка.

Технологии обеспечения психологического комфорта ребенка.

Задача данной деятельности - обеспечение психологического комфорта и позитивного психологического благополучия ребенка в процессе общения со взрослыми и сверстниками в детском саду; обеспечение социально-эмоционального комфорта ребенка дошкольного возраста, ведь эмоциональное настроение, психологический комфорт, бодрое настроение ребенка является важным составляющим его здоровья.

Физкультурно-оздоровительная работа направлена на физическое развитие ребенка, также на укрепление его здоровья.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы:

Развитие физических качеств детей-дошкольников;

Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, формирование правильной осанки;

Воспитание привычки физической активности;

Контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников;

Оздоровление детского организма средствами закаливания.

Физкультурно-оздоровительная работа осуществляется инструктором по физической культуре на занятиях по физическому развитию, а также педагогами - в форме различных физкультминуток, гимнастик.

Здоровьесберегающие образовательные технологии.

Этот вид деятельности предполагает воспитание культуры здоровья дошкольников. Задача это деятельности сформировать у детей осознанное отношение к своему здоровью и жизни, приумножение знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.

Образовательная работа предполагает проведение бесед и игровых занятий с дошкольниками о том, как необходимо соблюдать режим дня, о важности гигиенических процедур, о здоровье и способах его укрепления, о функционировании детского организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают необходимые навыки здорового образа жизни и культуры, знания о безопасном поведении и разумных действий в сложных ситуациях.

Главным направлением в деятельности каждого образовательного дошкольного учреждения должна стать подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий.

Виды оздоровительной деятельности в нашей дошкольной организации.

В нашей образовательной дошкольной организации ежедневно в группах всех возрастов предусмотрено несколько форм физического развития детей, что позволяет обеспечить необходимое двигательное развитие детей в течение всего дня, и способствует укреплению здоровья детей в целом.

Большое внимание в режиме дня мы стараемся уделять проведению закаливающих процедур, которыеспособствуют общему укреплению здоровья и профилактики заболеваний. Закаливающие процедуры очень важная составная часть физической культуры, содействует созданию привычек здорового образа жизни. Используемые нами комплексы закаливаний предусматривают различные методы и формы, а также изменения в связи с временами года, возрастом и индивидуальными особенностями состояния здоровья ребенка.

При работе с детьми мы обязательно руководствуемся основными принципами закаливания:

Осуществлять закаливание при условии, что ребёнок абсолютно здоров;

Обязательно учитывать индивидуальные особенности организма ребёнка, его возраста и просто чувствительности к данным процедурам;

Не проводить закаливающие процедуры, если у ребёнка присутствуют какие-либо отрицательные эмоции, например, страх, плач или даже беспокойство;

Интенсивно проводить закаливающие мероприятия, увеличивая последовательно и постепенно, с увеличением времени проведения закаливания;

Проводить закаливающие процедуры постоянно и систематично.

Еще одной из самых эффективных закаливающих моментов в режиме дня является прогулка. Чтобы прогулка давала нужный положительный эффект, педагогами нашего дошкольного учреждения часто меняется поочередность видов деятельности детей, это часто зависит от характера предыдущего занятия, а так же погодных условий. Прогулка на свежем воздухе начинается с легкой пробежки или с какой-нибудь подвижной игры в холодное время года, а так же после таких занятия, на котором дети сидели в однообразной позе. А в тёплое время года или после активно-двигательных, физкультурных и музыкальных занятий прогулка начинается с наблюдения за природой, спокойных игр.

Прогулка - неоспоримо очень важный момент в режиме дня ребенка, ведь именно во время прогулки дети в полной степени реализовывают свои двигательные потребности. Самой подходящей формой для реализации двигательных потребностей служат:

Подвижная игра играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Различные физические упражнения на улице так же необходимы для ребёнка дошкольного возраста. Так как это все способствует совершенствованию и закреплению двигательных навыков и умений и способностей ребенка, дает возможность развивать познавательный интерес, формирует умение ориентироваться в окружающей действительности, что так важно для ребенка для приобретения им жизненного опыта.

Помимо всего, разнообразные игровые действия развивают реакцию, быстроту, координацию движений, ловкость и достаточно благоприятно влияют на психологическое здоровье детей.

Очень велика потребность ребенка дошкольного возраста в движениях, но не стоит забывать о том, что еще неокрепший детский организм еще очень чувствителен не только к недостатку, но и к переизбытку двигательной активности. Поэтому при выборе разнообразных подвижных игр и игровых упражнений педагоги нашего детского сада стараются соблюдать режим двигательной деятельности, регулировать допустимую нагрузку двигательной активности. Иногда следует изменять игровую ситуацию, увеличивая, также часто уменьшая количество повторений упражнений.

Помимо разнообразных подвижных игр, в нашем дошкольном учреждении мы широко используем упражнения с основными видами движений, такие как: прыжки на месте, бег и ходьба, бросание и ловля мяча, ходьба по наклонной плоскости.

Физические упражнения проводимые на свежем воздухе всегда способствуют укреплению детского организма, повышению его работоспособности, развитию защитных механизмов. В нашей дошкольной образовательной организация на каждые две недели имеются несколько комплексов физических упражнений на свежем воздухе: для хорошей погоды, на случай дождливой и пасмурной погоды, на случай ветреной погоды.

В нашем детском саду особое значение в воспитании здорового ребёнка придаётся развитию двигательной активности и физической культуры на физкультурных занятиях . Безусловно, в группах разных возрастных периодов физкультурные занятия имеют абсолютно разную направленность:

Детей младшего возраста учат, прежде всего ориентироваться в пространстве, а так же приёмам элементарной страховки;

В среднем возрасте - уже развивают физические качества, и прежде всего, силу и выносливость;

В старших группах - развивают потребность в движении, формируют двигательные способности и самостоятельность.

В связи с этим в нашем детском саду появилась потребность использовать разнообразные варианты проведения физкультурных занятий: традиционные занятия; занятия, которые состоят из комплекса подвижных игр большой, средней и малой интенсивности; спортивные соревновании.

Еще одним из наиболее важных моментов укрепления, оздоровления и обогащения организма ребенка дошкольного возраста, а также развития двигательного режима ребёнка является утренняя гимнастика .

Давно известен тот факт, что ежедневно выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определённых волевых навыков, так же вырабатывается полезная привычка начинать день с утренней разминки. Утренняя гимнастика укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, благоприятно влияет на обмен веществ, помогает развитию правильной осанки. Еще в нашем саду предлагаются различные упражнения для укрепления свода стопы - поднимание на носки, на пятки, чтоб в свою очередь помогает предупредить возникновение плоскостопия.

Утренняя гимнастика проводится ежедневно до завтрака, в течение 10минут на воздухе или в помещении в зависимости от погодных условий. В течение всей утренней гимнастики, проводимой в помещении, форточки остаются открытыми.

На занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания, с целью предупреждения утомления в нашем детском саду проводятся физкультминутки .

Физкультминутки развивают моторику, способствуют укреплению нервных процессов, развивают внимание и память, реакцию и создают положительное эмоциональное настроение, повышают общий тонус.

Физкультминутки проводятся на усмотрение воспитателей и по мере необходимости во время таких занятий как: занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений. Продолжительность физкультминуток составляет 3-5 минут.

Дыхательная гимнастика . Здоровье человека, его физическая и умственная деятельность во многом зависит от правильного дыхания. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию и кровообращение в легких, снижают спазм бронхов и бронхиол, улучшают их проходимость, способствуют выделению мокроты, тренируют умение произвольно управлять дыханием, осуществляют профилактику заболеваний органов дыхания.

Медицинский факт, что детей дошкольного возраста дыхательные мышцы ещё достаточно слабы, поэтому необходим специальный комплекс упражнений в естественном ритмичном дыхании, а также в правильном использовании вдоха и выдоха при простых и более сложных движениях. К гимнастическим упражнениям, формирующим правильное дыхание, можно отнести упражнения для постановки правильного дыхания через нос, развития мышц грудной клетки, на активное вытягивание позвоночника. Все упражнения проводятся медленно, следя за вдохом и выдохом и паузой после выдоха.

Наряду с различными оздоровительными мероприятиями в нашем дошкольном учреждении проводится и гимнастика после дневного сна. Она необходима для того, чтобы поднять мышечный тонус, улучшить настроение детей, а также гимнастика в постели способствует профилактике нарушений осанки.

- Гимнастика игрового характера . Состоит из нескольких упражнений, когда дети подражают движениям птиц, животных, растений

- Разминка в постели . Дети постепенно просыпаются и еще в положении лёжа в постели на спине поверх одеяла, выполняют несколько простых упражнений общеразвивающего характера. Упражнения могут выполняться из разных положений: лёжа на животе, на боку или сидя на кровати. После выполнения упражнений дети встают и могут выполнить в разном темпе несколько движений, это может быть: ходьба на месте, ходьба по массажным коврикам, постепенно переходящая в бег.

Привычка к здоровому образу жизни - это жизненно необходимая привычка. Вот почему детский сад и семья ребенка-дошкольника обязаны заложить основные понятия здорового образа жизни, используя различные методы в своей работе. Мы считаем, что созданная в нашем детском саду система по здоровьесбережению позволяет наиболее качественно решать задачи развития физически развитой, творческой личности. Направленность на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, воспитание у детей чувства ответственности за порученное им дело - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему собственному здоровью и использованию доступных материалов для его укрепления, стремления к расширению двигательной активности. Наши дети показывают достаточно высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных способностей человека, таких как: силы, гибкости, быстроты, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Началом возникновения идеи здоровьесбережения следует считать V - II века до нашей эры, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. В тот же период греческие ученые обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.

Идея здоровьесбережения в педагогике впервые была выдвинута Платоном, последующие поколения ученых развили ее. Так, Аристотель высказал идею природосообразности, которую развил Я.А. Коменский. Его принцип природосообразности заключается в том, что человек, будучи частью природы, подчиняется как частица природы ее универсальным законам. Ж.Ж. Руссо рассматривает природосообразность как следование природе ребенка, как помощь его природе.

Во второй половине XIX - начале ХХ века возникла идея "педагогизации среды" (П.П. Блонский, П.Ф. Лесгафт, М.М. Пистрак, С.Т. Шацкий), в которой ребенку предоставлялась бы возможность свободного физического и умственного развития.

Главной задачей обучения Л.С. Выготский считал обеспечение условий для развития внутренних сил и возможностей ребенка. Д.Н. Узнадзе особо подчеркивал значение личности педагога в обучении. В своей концепции о так называемой "трагедии воспитания" особое внимание он уделяет вопросу изучения отношений, устанавливаемых между педагогом и ребенком. Анализируя характер этих отношений, автор акцентирует внимание на необходимости поиска гуманистического подхода к ребенку и соответствующей психологической основы построения учебно-воспитательного процесса.

Одно из ключевых направлений здоровьесберегающей концепции - это организация процесса сохранения и формирования здоровья, который включает в себя социальные, медицинские, педагогические и целый ряд других аспектов.

Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается такими нормативно-правовыми документами, как законы РФ «Об образовании» (ст. 51), «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также указами Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации» и др. Перечисленные документы призваны помогать достичь определенных результатов стабилизации в дошкольных учреждениях, качественного улучшения детского здоровья.

Основаниями тому служат высокая заболеваемость детей, возрастание количества детей, страдающих ожирением. В Концепции развития физической культуры и спорта в РФ отмечается, что 85 % этих детей потенциально больны сердечно-сосудистыми заболеваниями. Достаточно много детей, нуждающихся в психокоррекции, характеризуются серьезным психологическим неблагополучием. В подавляющем большинстве дети дошкольного возраста уже страдают дефицитом движений и незакаленностью. «Актуальной задачей физического воспитания, говорится в Концепции, является поиск эффективных средств совершенствования развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». Поскольку физическое здоровье образует неразрывное единство с психическим здоровьем и эмоциональным благополучием, то пути его достижения не могут быть сведены к узкомедицинским и узкопедагогическим мероприятиям. Оздоровительную направленность должна иметь вся организация жизнедеятельности ребенка в дошкольном образовательном учреждении. Реализация важнейших положений Концепции, связанных с охраной и укреплением здоровья детей, активизировала поиск новых технологий физкультурно-оздоровительной работы, оценки состояния здоровья и физического развития детей.

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Но что такое здоровьесберегающие технологии в педагогическом процессе ДОУ и что ими считать - до сих пор остается загадкой для широкого круга профессионально-педагогической аудитории и даже для тех, кто уверенно использует эти технологии в своей практике. Попробуем разобраться в понятиях.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ). Таблица 1.

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и обучения детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка. Здоровьесбережение и здоровьеобогащение - важнейшие условия организации педагогического процесса в ДОУ.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, воспитания и обучения.

Технология – это инструмент профессиональной деятельности педагога, соответственно характеризующаяся качественным прилагательным педагогическая. Сущность педагогической технологии заключается в том, что она имеет выраженную этапность (пошаговость), включает в себя набор определенных профессиональных действий на каждом этапе, позволяя педагогу еще в процессе проектирования предвидеть промежуточные и итоговые результаты собственной профессионально-педагогической деятельности. Педагогическую технологию отличают: конкретность и четкость цели и задач; наличие этапов: первичной диагностики; отбора содержания, форм, способов и приемов его реализации; использования совокупности средств в определенной логике с организацией промежуточной диагностики достижения цели, критериальной оценки результатов.

Важнейшей характеристикой педагогической технологии является ее воспроизводимость. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей!

Принципы здоровьесбережения.

- «Не навреди!» - все применяемые методы, приемы, используемые средства должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью.

- Непрерывность и преемственность – работа ведется не от случая к случаю, а каждый день и на каждом занятии.

- Соответствие содержания и организации обучения и воспитания возрастным и индивидуальным особенностям ребенка.

- Комплексный, междисциплинарный подход – единство в действиях педагога, психолога и врачей.

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей. Цель здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и охранять его, валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального "здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании – классификация здоровьесберегающих технологий по доминированию целей и решаемых задач, а также ведущих средств здоровьесбережения и здоровьеобогащения субъектов педагогического процесса в детском саду.

В связи с этим можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

Медико-профuлактические;

Физкультурно-оздоровительные;

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду;

Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;

Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования;

Валеологического просвещения родителей.

Медико-профuлактические технологии в дошкольном образовании технологии, обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОУ в соответствии с медицинскими требованиями и нормами, с использованием медицинских средств.

К ним относятся следующие технологии:

Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;

Организация и контроль питания детей раннего и дошкольного возраста;

Организация и контроль физического развития дошкольников, закаливания;

Организация профилактических мероприятий в детском саду;

Организация контроля и помощь в обеспечении требований СанПиНов;

Организация здоровьесберегающей среды в ДОУ.

Сегодня медики не в состоянии справиться с проблемами ухудшения здоровья, поэтому встает вопрос о превентивной работе, о формировании осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни (ЗОЖ). Пропедевтическая работа в данном направлении ложится на плечи педагогов.

Физкультурно-оздоровительные технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка: развитие физических качеств, двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательная гимнастика, массаж и самомассаж, профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки, оздоровительные процедуры в водной среде (бассейне) и на тренажерах, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье и др. Реализация этих технологий, как правило, осуществляется специалистами по физическому воспитанию и воспитателями ДОУ в условиях специально организованных форм оздоровительной работы. Отдельные приемы этих технологий широко используются педагогами дошкольного образования в разных формах организации педагогического процесса: на занятиях и прогулках, в режимные моменты и в свободной деятельности детей, в ходе педагогического взаимодействия взрослого с ребенком и др.

Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это прежде всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. В дошкольной педагогике к наиболее значимым видам технологий относятся технологии личностно-ориентированного воспитания и обучения дошкольников. Ведущий принцип таких технологий – учёт личностных особенностей ребёнка, индивидуальной логики его развития, учёт детских интересов и предпочтений в содержании и видах деятельности в ходе воспитания и обучения. Пстроение педагогического процесса с ориентацией на личность ребёнка закономерным образом содействует его благополучному существованию, а значит здоровью.

Выбор здоровьесберегающих педагогических технологий зависит от программы, по которой работают педагоги, конкретных условий дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), профессиональной компетентности педагогов, а также показаний заболеваемости детей.

Воспитатель: МОГИЛИНА О.В. МБДОУ № 87 г. Мурманск

Цели:

Обеспечить и поддерживать высокий уровень здоровья детей при помощи здоровьесберегающих технологий в ДОУ;

Обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;

Сформировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;

Реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с детьми для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей;

Оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Задачи:

Оздоровительные задачи:

охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

совершенствование функций организма, средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;

формирование правильной осанки, гигиенических навыков.

Образовательные задачи:

формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями;

создание условий для реализации потребности детей в двигательной активности;

выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему физкультурно-оздоровительной работы.

Воспитательные задачи:

воспитание потребности в здоровом образе жизни; выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;

воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.

Форма ежедневной физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

Работа с родителями:

Утренняя гимнастика:

Физкультурные занятия:

Занятия физкультурой очень важны для человека. Они улучшают обмен веществ и кровообращение, укрепляют сердце, сосуды и легкие, развивают мышцы, избавляют от многих болезней, положительно влияют на психоэмоциональную сферу, делают человека стройнее и красивее, помогают нам всегда быть активными, работоспособными.

В процессе систематических физкультурных занятий растет тренированность организма ребенка, что способствует увеличению функциональных резервов адаптации.

ПРОГУЛКА:

Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в учреждении.

Цель прогулки – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма. Прогулка оказывает на детей закаливающее воздействие на организм в естественных условиях,

способствует повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста,

оптимизирует двигательную активность детей.

Оздоровительные процедуры:

В сочетании с физическими упражнениями, значительно укрепляют здоровье каждого. Они закаливают и делают более устойчивыми к изменениям погоды. Приятно тренировать себя для того, чтобы сопротивляться преувеличенной опасности холода.

Досуги и развлечения:

Выводы:

Таким образом, очень важно, чтобы каждая из рассмотренных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни и полноценное развитие.

Список литературы:

Сохранения и стимулирования здоровья - различные виды оздоровительных гимнастик, подвижные и спортивные игры, динамические паузы, игровой массаж, лечебные игры (по А. С. Галанову) .

  • Обучения ЗОЖ и культуре здоровья - НОД по ФК, обучающие игровые и проблемные ситуации (В. М. Мельничук, Т. В. Кудрявцев)
  • Игровой стретчинг (Е. В. Сулим)
  • Музыкально – оздоровительные обучающие ситуации (О. Н. Арсеневская)
  • «Уроки здоровья для дошкольников» (Гаврючина Л. В.)
  • Занятия на тренажёрах (Рунова М. А.)

Физкультурные досуги и спортивные праздники.

  • Коррекционные технологии – технология музыкального воздействия (М. Лазарев)
  • Психогимнастика (Е. А. Алябьева)
  • Артикуляционная гимнастика
  • Релаксационная, бодрящая и дыхательная гимнастика (А. Н. Стрельников)

Игровой массаж (А. Уманская) .

  • Арсеневская О. А. «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения»
  • Полтавцева Н. В., Стожарова М. Ю. и др. «Приобщаем дошкольников к здоровому образу жизни»
  • Стёркина Р. Б. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
  • Дергунская В. А. «ОО «Здоровье»
  • Мельничук В. М. «Я и моё здоровье. Методическое пособие по валеологии»

Сертакова Н. М. «Инновационные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй» .