Зона ближайшего развития выготский. Учебно-методический материал на тему: «Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития. Соотношение обучения и развития.» реферат

Каждый ребенок на любом этапе развития уже обладает каким-либо умением, навыками, знаниями, благодаря полученному опыту. Этот опыт не может возникнуть из ниоткуда или сам по себе: по разным версиям психологов, которые явно заблуждаются. Подобные умения малыш получает только в ходе тесного и продолжительного взаимодействия со взрослыми. Это может быть простое наблюдение ребенка за старшими, совместная деятельность и другое.

Освоив новое, только тогда ребенок начинает внедрять это в свою деятельность, в привычный ход жизни. Получается так, что есть уже готовые приобретенные навыки, а есть те, которые еще до конца не освоены, но находятся на пороге «освоения».

Между тем, что малыш умеет и тем, что он смог бы научиться делать в ближайшее время, как раз и находится зона, именуемая «ближайшим развитием».

Эта пропасть между умениями и возможностями ребенка заинтересовала многих психологов. Ведь благодаря этой зоне, фактически, и возможно обучение как таковое. Без нее обучение состояло бы из резких скачков, а это невозможно в реальности.

Этот важный аспект развития требует рассмотрения его в примерах или на практике, чтобы уяснить, для чего необходимо обострить внимание на этом психологическом термине - «зона ближайшего развития», и чем он может быть полезен для психологов, педагогов, воспитателей, учителей и, непосредственно, самих современных родителей.

Теория в действии

К примеру, в ходе ряда исследований, Л. Выготский выяснил один интересный факт. Тестируя возрастную подготовку к обучению, двум восьмилетним мальчикам были предоставлены одинаковые задачи, с которыми они легко справились. Психолога не удовлетворил полученный результат. Тогда исследователь предложил им выполнить более сложные задания, которые характерны для детей старшего возраста. Вот на этом этапе, как раз дети продемонстрировали кардинальные отличия в своем развитии. Один из мальчиков справился с задачей, посильной для 9-ти летнего возраста, другой же осилил задания для 12 летнего ребенка.

Этот эксперимент доказывает то, что у разных детей неодинаковый потенциал к обучению. То есть, одному ребенку будет легко обучиться новому, так сказать совершить скачок в обучении (тому, который справился с задачей для 12-летнего ребенка), другому же, нужно тщательней работать в зоне ближайшего развития, необходимы большие усилия и объем работы с взрослым, чтобы освоить новые знания в ходе опыта и обучения.

Эта теория работает в случае тестирования потенциального развития. В других случаях, например, для тестирования готовности дошкольника к школе она не работает. При таком тестировании нельзя понять потенциальную сторону возможностей ребенка, а можно лишь диагностировать наличие тех навыков, которые у него имеются и найти те пробелы, которые называются уже по-другому «отставание».

Зона ближайшего развития была открыта совсем для другого. Она должна стать тем мостом успешного обучения ребенка, с помощью которого учителя или родители откроют процесс развития с другой стороны, то есть разберутся в нем и приступят к практическому применению своих знаний в жизни ребенка.

Использование «зоны ближайшего развития» для гармоничного обучения детей

Пользоваться этой зоной очень легко. Учитель может на обычном уроке поэкспериментировать и, подобно примеру с двумя мальчиками, который рассмотрели выше, дать ученикам усложненные задания. По результатам эксперимента можно составить график или уровень потенциального развития каждого ребенка-ученика, у кого-то он будет выше, у кого-то ниже. Но это даст полную и ясную картину для учителя, поможет составить план индивидуальной работы с каждым ребенком.

Работа по этому плану будет способствовать выходу на приблизительно одинаковый уровень развития всех учеников. С кем-то придется заниматься дополнительно или усерднее, а для кого-то будет достаточной одна демонстрации поэтапного решения задания, после которых и одни, и другие ученики смогут получить знания, то есть обучиться. Так «зона ближайшего развития» помогает на практике.

Такая методика, применяемая именно к «зоне ближайшего развития», поможет ребенку успешно преодолевать барьер от незнания к знанию, делая процесс обучения и развития ребенка максимально комфортным. Так, при использовании методики у ребенка будет значительно возрастать интерес к обучению.

Многие родители, не подозревая, что развитие ребенка требует дополнительного обучения, опыта, стараются раньше, чем это нужно, окружить его лишними занятиями: по английскому языку, письму, чтению и другому. Ребенок, сталкиваясь с невозможностью легкого обучения, получает препятствия на пути познания нового, впадает в крайности. Именно тогда и начинает притупляться интерес к учебе, а, в отдельных случаях, возникает даже высшая стадия потери интереса - отвращение. Именно в этом играет главенствующую роль актуальная зона ближайшего развития, которая позволит не перегрузить ребенка ненужными занятиями, а следовать, прежде всего, его возможностям, корректируя и помогая постепенно и плавно осваивать новое.

Критика актуальной «зоны ближайшего развития» или ее недостатки

Многие психологи начали искать в актуальной теории про зону недостатки, главный из которых, по их мнению - это развитие «несамостоятельности» с ранних лет. В ходе совместной деятельности с взрослыми, их поучений и установок, ребенок начинает себя вести «схематично», механически следуя всем советам. И в этом критики видят потерю уникальности и оригинальности детского мышления. Они предлагают другой способ освоения действительности ребенком - самостоятельный, без посторонней помощи взрослого. Но это, в чистом виде невозможно. Нельзя добиться чистой изолированности жизни ребенка от опыта взрослых. И все же, если это сделать в виде эксперимента, то можно с легкостью убедиться в том, что развитие будет замедляться.

Актуальная теория Л. С. Выготского остается приоритетной, важной в психологи, не смотря на огромный критический поток, который легко опровергается. С ее помощью можно развивать способности ребенка легче и «рациональнее» не только профессиональным психологам, воспитателям, учителям, а и современным родителям, которые выбирают актуальные подходы для всестороннего гармоничного обучения своих детей.

Так, зона ближайшего развития ребенка открыта для того, чтобы родители могли «подтянуть» свое чадо. В ходе совместной деятельности малыш перенимает опыт старших, его способности к самостоятельному решению еще недавно сложных задач кардинально возрастают. Именно тогда поведение малыша можно расценивать как полностью самостоятельный способ освоения действительности, в случае появления на его пути задач аналогичного характера.

В заключение

Теперь понятен процесс обучения в действии. Малыша не нужно заставлять что-нибудь делать, приказывать и ругать, если у него не выходит, обыкновенная демонстрация тоже будет малоэффективна. Необходимо некоторое время выполнять новые задания вместе. Такой вывод позволяет познать тонкую психологическую особенность детского обучения.

Чтобы понять, что подразумевает под собой термин «зона ближайшего развития», взгляните на трехлетнего ребенка – что он может сделать самостоятельно?

Основные навыки, которые он осваивает с помощью родителей, — это умение есть, одеваться, застегивать пуговички и т.д. Но вот шнурки мало кому из маленьких маминых помощников самому удастся завязать в возрасте 3 лет, даже если родители множество раз будут демонстрировать пример своему чаду.

Эти и другие подобные бытовые ситуации – наглядный пример понятия областей ближайшего и актуального развития. То, что ребенок может самостоятельно сделать, – явления из зоны ближайшего развития, а то, для совершения чего он будет нуждаться в помощи, – зона актуального развития. Расположение этих уровней позволило создать основу отечественной концепции психологического познания соотношения возможностей обучения и способностей умственного развития детей.

Выделить уровни (зоны) развития психического здоровья ребенка смог в свое время . Своим открытием он продемонстрировал, что фактическое сопоставление степени умственного развития и изучения нового может быть определено путем выявления уровня реального (актуального) развития индивида и ближайшей к нему зоны (обучение).

В частности, благодаря существованию зоны ближайшего развития (ЗБР) возможен прогресс, улучшение и перспектива развития характеристик детей. Соответственно, действенным будет только тот метод, прием или навык обучения, который будет опережать реальное состояние развития индивида.

Где применяются подходы и каково их практическое использование

В настоящее время понятие «зона ближайшего развития» можно встретить не только в научной сфере психологии и педагогической деятельности, но и в рамках отрасли социально-психологического познания личности. И в этой ситуации контекст термина может быть преображен, обретя определенное своеобразие.

Поэтому в психологии данное понятие соотношения развития применяется для демонстрации потенциальных перспектив развития конкретной группы личностей, которые она принимает в условиях осуществляемого извне социального контроля либо под руководством конкретного лидера.

Но для того чтобы понять, где могут применяться обозначающие степени развития индивидов термины, а также понять: зона ближайшего и зона актуального развития — что это, можно вернуться к примеру с ребенком.

Ни для кого не секрет, что дети могут познакомиться с окружающим миром, познать его либо посредством восприятия и повторения (подражания), либо путем присвоения собственного опыта в результате неоднократных проб и попыток. В большинстве случаев ребенок познает мир через и взаимодействие с обстоятельствами и людьми, которые окружают его.

Происходить это может на фоне общения со взрослыми и одногодками, в процессе игр, совместной деятельности. И такой вариант развития детей считается оптимальным, ведь эффективнее всего обучение человека происходит через непосредственный контракт с окружающими его людьми.

Несомненным остается тот факт, что впервые знакомясь с новым термином (или понятием, проявлением эмоции, социальным статусом), ребенок до этого ничего о нем не знает. Таким образом, можно утверждать, что ежедневно происходящие в его жизни события – из зоны опережающего развития, так как они минимум на одну ступень стоят выше его настоящих знаний, навыков, умений. Согласитесь, отрезок между ранее знакомым и незнакомым (привычным и новым) в одиночку осилить практически нереально, не говоря о том, что для детей это особенно сложно.

Таким образом, зоны развития ребенка обусловливают процессы становления личности и принятия ею психических функций более высокого ранга. К этой категории можно отнести возможность самостоятельного восприятия, запоминания, мышления, а также речевые ресурсы. Как и другие качества и характеристики ребенка, эти психические функции формируются под воздействием его окружения и, в частности, благодаря тесному взаимодействию его с людьми во время применения знаний на практике.

Изначально новые психологические функции ребенка выступают внешними явлениями для него. Однако с течением времени они становятся составляющими внутренних психических процессов. В результате индивид начинает использовать их так же, как и другие, полученные им при появлении на свет.

Поэтому когда только начинается формирование психического процесса, он пребывает еще в области ближайшего развития. По мере того как происходит становление, полное формирование процессов, они переходят к области развития актуального.

Если обратить внимание на практические примеры, то они полностью подтверждают, что понятие «зона ближайшего развития» обладает широким спектром применения. Оно может использоваться в совершенно разных отраслях жизнедеятельности детей, влиять на формирование у них всевозможных навыков и умений, а также способствовать накоплению новых знаний.

В то же время при первых упоминаниях о зоне ближайшего развития изначально подразумевалось описание развития умственных способностей. В некоторых случаях это понятие было отражением соотношения развития детей и их обучения.

Возвращаясь к теории знаменитого отечественного психолога и педагога Льва Выготского, отметим: считается нормой, если психика индивида в некоторой степени отстает от уровня материалов, которые ему преподносятся для обучения. То есть психическое развитие как бы тянется к изучаемому.

И «зазор», который постоянно присутствует между зонами ближайшего и актуального развития, очень важен. Именно этот промежуток позволяет индивиду (ребенку) развиваться, совершенствоваться, прогрессировать. При отсутствии такого «зазора» потенциально развивающийся психический уровень ребенка и происходящие внутри процессы могут остаться навсегда нереализованными, пребывая в зоне нераскрытого потенциала.

Именно поэтому в педагогике особое внимание уделяется зоне ближайшего развития. В связи с этим появилась особая форма преподнесения знаний, основой которого стала ЗБР, развивающее обучение. Эта форма направлена на развитие допустимых характеристик и скрытых возможностей ребенка, а потому применяется в качестве дополнительной методики к традиционной школьной программе обучения.

Приемы и позиции обучения

Теория опережающего развития использует приемы, которые демонстрируют великолепные результаты обучения на практике, когда необходимо повысить уровень развития слабоуспевающих детей. Такие методы использует каждый современный и грамотный педагог или учитель.

Они помогают также родителям, дети которых ходят в школу (особенно в младшие классы). Дело в том, что у младшеклассников большинство свойств памяти и мыслительные процессы, необходимые для успешного обучения, являются несформированными, но уже пребывают на стадии «созревания».

На практике применение понятия «зона ближайшего развития ребенка» можно рассмотреть на примере ученика второго класса. При выполнении домашнего задания у него не получается решить задачу. Причин тому несколько, но выход из ситуации всего один – ребенку нужна помощь со стороны. С решением задачи ему могут помочь родители, используя один из методов:

1. Расписать условие и путь решения задачи и попросить ребенка повторить.

2. Спросить, что именно в задаче ему непонятно, и разъяснить только этот момент.

3. Задавать наводящие вопросы в надежде, что он сам сможет найти решение.

4. Представить задачу в игровой форме, чтобы ребенок стал ее непосредственным участником и сам нашел путь решения.

Каждый из этих вариантов – актуальное взаимодействие ребенка со взрослым, представляющие общение с разных позиций. В данной ситуации прогресс индивида зависит непосредственно от того, к какому варианту объяснения прибегнет родитель. Помимо этого выбранный вариант общения сможет охарактеризовать ширину зоны ЗБР.

Таким образом, можно выделить несколько позиций общения:

  • Независимая – взрослый проявляет лишь самую малую помощь, чтобы стимулировать ребенка к нахождению необходимого пути и разрешению процесса.
  • Равная (соревнование) – взрослый и ребенок представляют две команды, которые действуют одновременно.
  • «Снизу» — позиция, при которой взрослый стимулирует мышление ребенка при помощи наводящих вопросов, подсказок.
  • «Сверху» — позиция, при которой взрослый является учителем, разъясняющим детально условие, решение и ответ.
  • «Мы» — объединяющая взрослого и ребенка позиция, при которой они действуют заодно, пытаясь найти верный ответ.

Все дети разные, а потому к каждому нужен индивидуальный подход, что предусматривает использование той или иной позиции общения. Но чем меньше подсказок и помощи будет проявлено со стороны человека с более высоким уровнем знаний, тем шире будет близкий круг развития индивида. Если ему сложно справляться с ситуацией даже с дополнительной поддержкой, значит, данный материал пока пребывает в зоне ближайшего развития. Пока на время отложите освоение подобных знаний.

Чтобы максимально эффективно применять понятие зоны ЗБР на практике в отношении своего ребенка, достаточно соблюдать основные рекомендации:

1. Определить спектр действия зоны ближайшего развития своего чада, применяя разные принципы общения в различных ситуациях, либо последить за чадом во время освоения им нового материала в условиях спонтанности. На фоне полученных данных сделайте выводы, какие методы наиболее эффективны.

2. Постепенно помогайте расширять ЗБР ребенка, пока материалы из зоны ближайшего развития не окажутся в области актуального. Увеличение зоны возможно посредством применения разных вариантов общения, начиная с самой значительной помощи и сводя ее «на нет», ограничиваясь только подсказками.

3. Поместить ребенка в условия, где один взрослый имитирует позицию «сверху», а другой – «мы»-позицию. В этом случае оба взрослых окажут ребенку необходимую помощь, стимулируя его развитие «изнутри», чтобы расширить границы ЗБР. Этот прием считается самым эффективным.

4. Мнение родителей о том, что в условиях постоянной помощи ребенок самостоятельно не будет развивать ЗБР, является ошибочным. В связи с этим нужно видеть, когда ребенок в одиночку не может справиться с новым материалом, и оказывать ему посильную помощь, а чтобы дети стали самостоятельными, достаточно не выполнять за них то, что они могут делать сами.

Применяя на практике понятие ЗБР, учитывайте индивидуальность и реальные потребности детей, не форсируйте события. Старайтесь следить не за скоростью, а за качеством и глубиной восприятия. Автор: Елена Суворова

Елена Трусова
Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР) для детей раннего возраста.

(ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития «зона ближайшего развития » развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития быстро актуальным развитием актуального развития развития развитие развития .

компонентов :

– компоненты актуального уровня развития развернутого актуального уровня детей различна .

развития

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

Индивидуальные занятия.

(1 год и 11 месяцев)

- Воспитатель : .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : .

- Воспитатель : .

зоны ближайшего развития ближайшего развития зоны ближайшего развития ближайшего развития , стала зоной актуального развития

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития развития «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста иностранным языкам возраста .

свидетельствует и интерес развития ребенка и его способностей.

Актуальность создания зоны ближайшего развития (ЗБР)

для детей раннего возраста .

Трусова Е. С.

Старший воспитатель

МАДОУ «ЦРР – Детский сад № 378»

Зона ближайшего развития (ЗБР) – уровень развития , достигаемый ребенком в процессе его взаимодействия со взрослым, в ходе совместной с ним деятельности, но не проявляющийся в рамках индивидуальной деятельности. Понятие «зона ближайшего развития » было впервые открыто Л. С. Выготским в начале 1930-х годов и рассматривается как одно из важнейших в психологии развития и педагогической психологии.

Чтобы определить зону ближайшего развития необходимо знать зону актуального развития .

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые уже сформировались, созрели, причем ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых. Дети растут очень быстро : то, что сегодня требовало помощи, завтра будет выполняться самостоятельно. В зоне ближайшего развития решаются задачи , которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с помощью взрослого – завтра будут делать сами, и это уже станет актуальным развитием . Иными словами, когда умение переходит в зону актуального развития , оно открывает для малыша новые возможности, поскольку освоенные действия являются опорой для дальнейшего развития . И наоборот, каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие . И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития .

Результаты исследований Белопольской, Кравцовой, Буастаманте, Зака, Варданяна, Ивановой и других легли в основу разработки структурной модели ЗБР, состоящие из следующих компонентов :

– компоненты актуального уровня развития (обучаемость + способность к переходу от развернутого выполнения действия к его сокращенной форме + уровень выполнения действий + минимальная компетенция). У каждого ребенка своя структура актуального уровня , следовательно, и центральная часть ЗБР так же будет у всех детей различна .

– центральная часть ЗБР – то, что в данный момент находится в процессе развития . Помощь взрослого способствует успешному выполнению действия, ребенок принимает помощь и может использовать предложенные способы действия самостоятельно.

– периферическая часть ЗБР – то, что в данный момент осуществляется при большой помощи взрослого.

– зона перспективного развития – то , что окажется в ЗБР в.

Помощь взрослого ребенку можно подразделить на несколько этапов :

первая «доза» - подсказать, как сделать;

вторая – показать наглядный пример на такой же картинке (тренажере, как сделать, или же показать промежуточный вариант выполнения;

третья – показать на картинке ребенка, в случае с письмом – водить рукой ребенка, т. е. показать способ действия.

Индивидуальные занятия.

По психологическим нормативам ребенок 2.5-3 лет должен уметь расстегивать три пуговицы. Воспитатель заметила, что Эмиль (1 год и 11 месяцев) заинтересовался пуговицами на своей одежде.

- Воспитатель : «Эмиль, какие у тебя красивые пуговки, разноцветные» .

- Эмиль : «Да, красивые» .

- Воспитатель : «Сейчас, пора спать и пуговки нужно расстегнуть» .

Эмиль смотрит на пуговицы, дергает их, пытаясь просунуть в петли.

- Воспитатель : «Давай, я тебе помогу, смотри как нужно» .

Воспитатель аккуратно берет пуговицу и медленно расстегивает ее. Когда воспитатель взялась за вторую пуговицу, Эмиль изъявил желание расстегнуть ее вместе с воспитателем. То же было и с третьей пуговицей. На протяжении четырех дней воспитатель совместно с Эмилем расстегивали пуговицы. На пятый день, когда воспитатель подошла к Эмилю, чтобы снова расстегнуть одежду, Эмиль убрал ее руку и расстегнул пуговицу сам.

Из этих занятий можно определить границы зоны ближайшего развития : у Эмиля сформировалась зона ближайшего развития , когда он проявил интерес к пуговицам, пытаясь их расстегнуть. Воспитатель оказала дозированную помощь, подсказывая как это сделать. Эмиль осуществлял совместную с воспитателем деятельность, охотно принимая ее помощь до тех пор, пока не почувствовал, что сам может осуществить эту деятельность. Здесь находится вторая граница зоны ближайшего развития . Когда Эмиль, стал расстегивать пуговицы самостоятельно зона ближайшего развития , стала зоной актуального развития , т. е. он приобрел, определенное умение и помощь воспитателя ему больше не требовалась.

Вместе с тем концепция зоны ближайшего развития подвергается критике со стороны ряда ученых (Э. Эриксон и др., которые отмечают, что одна из опасностей, непосредственно связанная с зоной ближайшего развития в трактовке Л . С. Выготского, заключается в том, «… что нельзя пытаться подтолкнуть ребенка вперед до того, как у него разовьются способности, соответствующие той стадии развития , на которой он находится в данный момент. Это особенно важно с точки зрения эпигенетического принципа, сформулированного Э. Эриксоном. Как показано в работах самого Э. Эриксона и его последователей, игнорирование актуальных потребностей развития приводит к серьезным личностным деформациям и, более того, психическим расстройствам. Как демонстрирует это практика, чрезвычайно «модные» сегодня попытки родителей «развивать » своих детей дошкольного возраста посредством обучения их счету и письму, иностранным языкам , музыке и т. п. зачастую нередко не только наносят ущерб физическому и психическому здоровью, но и редко снижают мотивацию ребенка к обучению по достижении им дошкольного возраста .

Тем не менее, сама по себе идея зоны ближайшего развития является , бесспорно плодотворной, о чем свидетельствует и интерес , проявленный к ней не только у нас в стране, но и за рубежом. Основная идея этой теории направлена на наиболее адекватную оценку перспектив развития ребенка и его способностей.

Зона ближайшего развития (англ. zone of proximal development) - понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л.С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности): то, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками, умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в психическом развитии ребенка.

Правильно организованное обучение опирается на имеющуюся у ребенка Зона ближайшего развития , на те психические процессы, которые начинают складываться у него в совместной деятельности со взрослыми, а затем функционируют в его самостоятельной деятельности. Зона ближайшего развития позволяет охарактеризовать возможности и перспективу развития. Ее определение имеет важное значение для диагностики психического развития ребенка. См . Зоны развития , Обучающий эксперимент , Обучение и развитие .

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Зона ближайшего развития - понятие, введенное Л.С. Выготским для определения специфики развития человека в онтогенезе. Согласно Выготскому, развитие ребенка (в отличие от других видов развития) происходит посредством присвоения человеческого опыта в сотрудничестве. В любой деятельности ребенка можно выделить два уровня выполнения одного и того же задания - самостоятельное выполнение и выполнение в сотрудничестве со взрослым. Уровень первого выполнения называется актуальным, второй уровень, более высокий, представляет собой З. б. р. - область несозревших, но созревающих процессов, и составляет по Выготскому З. б. р.

В современном мире все меньше проблем с поиском нужной информации. Для того чтобы понять, что именно за слово обронил специалист, консультирующий вашего ребенка, или что за средство он ему прописал — не вредное ли? современное ли? — теперь не нужно ни обращаться к человеку со специфическим образованием, ни бежать в библиотеку.

Достаточно заглянуть во всемирную сеть и найти там все интересующее, в научном ли ключе или в нетрадиционном, от профессионалов и от тех, кто делится опытом, в вопросах, ответах, схемах и фотографиях.

Семьи, воспитывающие ребенка, не имеющего особых проблем со здоровьем, могут ознакомиться с книгами доктора Спока, узнать, какими играми можно занять его во время долгой поездки, или выяснить, что делать, если ребенок выпил раствор бриллиантовой зелени.

Родители детей с ОВЗ, особенно имеющие большой опыт, смотрят на возможность приобщиться к безграничному миру информации уже иначе. Постоянно уточняя частные вопросы, они постепенно восполняют все пробелы в понимании проблемы, присущей их ребенку, и в популярной среди них шутке о том, что каждый из них мог бы написать по теме о специфике здоровья своего ребенка диссертацию, есть доля правды. Многие родители знакомятся не только с популярными текстами по важной для них теме, но и интересуются новыми научными статьями, обращаются к классическим трудам по медицине, педагогике и психологии и в результате говорят со специалистами, работающими с их ребенком, на одном языке.

Наиболее часто к специальной литературе обращаются те, чьи дети обладают особенностями либо собственным нестандартным темпом психического развития, и это крайне полезно — ведь для того, чтобы помочь своему ребенку, нужно, по крайней мере, уточнить свои представления о том, что происходит, каковы перспективы и что можно сделать для него самостоятельно и уже сейчас.

Как правило, интерес мам и пап обращается к изложению зарубежных теорий — они у всех на слуху, книги с их изложением часто переиздаются, переводятся живым, понятным языком. О том, чтобы ознакомиться с трудами отечественных основоположников теорий развития, родители чаще всего не помышляют, полагая, что вся наука советского периода — это марксизм-ленинизм, представляющий собой декларации «как надо», но не дающий ответов на то, что делать с тем, что есть.

В то же время отечественная классическая психология может быть полезна в самом практическом смысле, ведь на ней основывалась отечественная педагогика, перед которой была поставлена задача добиваться максимума от каждого конкретного ученика, работать на всестороннее развитие личности. Всякий ли раз это развитие получалось — вопрос второстепенный, зависящий от степени рвения сторон. А вот то, что школьники, переезжающие за рубеж и попадающие в местные школы, значительно опережали тамошних сверстников в освоении как точных и естественных, так и гуманитарных наук, вне зависимости от собственных изначальных задатков, говорит само за себя.

Одним из феноменов, изученных отечественными специалистами, с которым полезно было бы ознакомиться родителям особого ребенка, является зона ближайшего развития.

«Зона ближайшего развития» (ЗБР), понятие, введенное Л.С.Выготским для характеристики связи обучения и психического развития. Зона ближайшего развития определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже осуществляет с помощью взрослого.

Зону ближайшего развития следует отличать от уровня актуального развития, который показывает, какие задачи ребенок способен самостоятельно решать уже сейчас, т.е. демонстрирует результаты завершившихся процессов развития.

Итак, ваш ребенок что-то умеет делать, делает хорошо и сам, а что-то может сделать только с вашей помощью, подсказкой, с вашей инструкцией или под градом ваших понуканий. Например, он способен молниеносно подсчитать, сколько порций мороженого можно купить на ту купюру, что вы ему подарили, но для решения арифметических задач в два действия ему нужна мамина поддержка и направляющая рука, а иногда и пара наводящих вопросов. Ну так это у всех детей так, что же тут нового и полезного?

Научный прорыв и в то же время практически полезный для ответственного родителя нюанс состоит в том, что при одном и том же уровне актуального развития (например, у трех детей, одинаково плохо составляющих рассказ по картинке и испытывающих одинаковые затруднения в решении интеллектуальных задач) могут быть абсолютно разные зоны ближайшего развития, и, соответственно, совершенно разный прогноз темпа и направления дальнейшего развития.

Искусство определить, какие именно процессы протекают в развитии ребенка и куда они его ведут, что возможно для данного конкретного малыша в ближайшее время, а с чем к нему подступаться еще рано, присуще не всякому квалифицированному специалисту и не всякому любящему родителю. Все мы находимся в плену собственных стереотипов, представлений о должном, ожиданий: «Ну зачем ему в спорт, он и дома на ровном месте падает!», «Ребенок в три года должен есть сам и никогда не просить покормить его с ложечки!», «Что значит — нет слуха? У нас музыкальная семья, слух есть у всех. Начните заниматься, и слух появится!»… Между тем каждый ребенок — отдельная, неповторимая, уникальная личность, у него свои темпы, свои приоритеты, свои биологически заданные закономерности развития, подчас трудносоотносимые с нормой.

Как же определить, прощупать, найти границы, внутри которых ребенок готов сделать шаг вперед? Специалисты используют серию задач, рассчитанных на то, что готовность и способность решать их без помощи указывает на достижение ребенком определенного умственного возраста (не путать с биологическим, подчас они совпадают очень приблизительно, а иногда откровенно не совпадают), а готовность справиться с ними с разного рода помощью, при сотрудничестве со взрослым — на границы ЗБР. В литературе приводится пример с двумя восьмилетними мальчиками, каждый из которых справился самостоятельно с задачами, рассчитанными на восьмилетнего ребенка, в то же время, когда им были предложены усложненные задачи, то с разного рода помощью взрослого один из мальчиков смог решить и те задачи, что предназначались 12-летним подросткам, а второй, при той же помощи, ограничился задачами для девятилетних детей, а усложнения не давались ему ни с подсказкой, ни даже в форме подражания. Это не значит, что один мальчик хуже другого, но задачи на ближайшее время перед ними нужно ставить разные, если мы хотим, чтобы каждый из них сталкивался с теми проблемными ситуациями, к которым он готов, шел по своему пути развития в естественном для себя темпе.

Конечно, в домашних условиях такой опыт невозможен, да и не нужен, но суть его ясна. Следом за Выготским мы выразим уверенность, что зону ближайшего развития можно обнаружить не только в узком направлении интеллектуальных, учебных задач, но и во многих других сферах, важных для развития вашего ребенка. Если ваш ребенок требует особого внимания, вы наверняка зорко отмечаете все его прорывы и новые возможности — что-то впервые сделанное, что-то, сделанное лучше, чем вчера. Таким образом, вы можете определить те направления, в которых можно было бы очертить зону ближайшего развития ребенка. Для того чтобы способствовать его развитию, нужно будет еще освоить принцип сотрудничества — движущую силу взаимодействия родителя и ребенка в интересах развития ребенка.

Ребенку нужно помогать — это ясно. Но в каких случаях, в каком объеме и как? А для этого и существует обучающий эксперимент — такой, в котором ребенок, находясь в естественных условиях, сначала пытается овладеть новым видом деятельности сам, а в случае если это не удастся, осуществляет это со строго дозированной помощью взрослых. Ставьте перед ребенком новые задачи. Неожиданность проблемной ситуации — это ее естественное свойство, которое заставляет ребенка мобилизовать свои ресурсы.

Разумеется, если мы договорились называть освоение новой деятельности экспериментом, нужно постараться, чтобы он состоялся от начала до конца, а значит, поручая ребенку освоение новой деятельности — например, самостоятельно собрать игрушку-головоломку, или навести порядок на рабочем столе, или раскрасить картинку (каждому возрасту и каждому конкретному случаю присущи свои закономерности развития, поэтому выбирайте деятельность, полагаясь на свой родительский опыт и здравый смысл, чтобы она была полезна, нова и предположительно не слишком проста для вашего чада), — сделайте над собой усилие и не выхватывайте у ребенка работу при первых же затруднениях.

Многие заботливые родители понимают, как важна самостоятельность, но не могут остановить свою кипучую натуру и делают за членов семьи все то, что они могли бы сделать сами, пусть хуже или медленнее, а ребенка с особенностями развития или ограничениями, связанными с ручной моторикой, они обслуживают как грудного младенца. Разумеется, развитие ребенка, его реабилитация в подобной среде затормаживаются. Более того, ребенок приучается просить и ждать помощи и сочувствия в случаях, когда объективно мог бы справиться сам.

Скажите себе: «Я не издеваюсь над ребенком. Я не отказываю ему в помощи. Я пытаюсь объективно определить границы его возможностей, для того чтобы знать, как помочь ему правильно».

Правильная помощь не предполагает опции «сделать за него». Поскольку мы говорим об эксперименте, то, убедившись, что ребенок сделал все, что мог, и зашел в тупик, мы начинаем оказывать помощь, но тоже экспериментально, начиная с самой мелкой и ненавязчивой. Для начала можно намекнуть, подсказать. Дать ребенку понять, что вы верите в то, что этого ему будет достаточно, чтобы продолжить дело самому, убедитесь, что он попытался, и только после того, как вы сочтете, что он исчерпал свои ресурсы, предлагайте чуть большую помощь, и т.д.

Поскольку наша задача — не утомить ребенка, а способствовать его развитию, выбирайте задачи и особенности предоставления помощи сообразно каждому конкретному случаю.

Если вы настроены сформировать в обучающем эксперименте необходимый ребенку навык, например из разряда коммуникативных компетенций оказание помощи можно начать с самой значительной ее разновидности — совместной деятельности по примеру, готовому сценарию, заданному взрослым «Делай со мной, делай, как я», а при освоении этого шага переходить к видам сотрудничества, включающего всё возрастающую роль ребенка, его самостоятельности.

«Сотрудничество» — это не произвольный термин, а принцип, на который опирается деятельность по установлению и расширению зоны ближайшего развития, по воплощению заложенного в ребенке потенциала в актуальные доступные ему виды деятельности. Именно поэтому настраиваться нужно серьезно. Если вы хотите полчаса в день экспериментировать с развитием, а остальные двадцать три с половиной нянчить его, как куклу, вы не добьетесь заметных результатов. Если вы будете ревностно выяснять, каковы границы возможностей вашего с ребенком сотрудничества, а потом не будете нагружать его задачами, согласно его ЗБР, поскольку вы очень заняты, это вряд ли поможет вашему ребенку расцвести и открыть в себе что-то новое. Если вы будете принимать за действительное то, что вам хочется, хотя в глубине души вы понимаете, что сотрудничество не было сотрудничеством, — вы сделали сами слишком много, чтобы считать успех совместным, — то и старания по развитию того, что в ребенке еще не созрело, будут напрасными.

Итак, если развитие и реабилитация вашего ребенка вам не безразличны, обдумайте следующее: то, что он может и умеет сейчас — это не все, на что он способен, это готовые результаты процессов развития, которые уже закончились, не почивайте на лаврах. Прямо сейчас в нем формируется нечто новое, и принцип сотрудничества поможет это новое выявить и превратить в актуальные умения и навыки. Что же касается эксперимента, недаром говорят, что из пятидесяти попыток одна непременно удастся, при условии, что попытки были разнообразными.

Не руководствуйтесь нормами, они нежизнеспособны и не имеют прямого отношения к каждому из живых, непохожих друг на друга детей. Ищите пути, по которым идет развитие именно вашего ребенка, ищите те формы взаимодействия, которые будут для него подходящими, помогите ему в восхождении к себе самому — новому себе, лучшему себе, себе счастливому.

Кропивянская С.О.