Как самому сделать бетонные кольца. Железобетонные кольца своими руками - это просто

Для строительства колодезных шахт когда-то использовали только природные материалы: камни и бревна. С появлением железобетонных изделий технология возведения объектов автономного водоснабжения намного упростилась. Сейчас для укрепления стенок шахты в ход идут специальные железобетонные кольца для колодцев, которые выпускаются в заводских условиях.

Если по каким-то причинам готовыми изделиями воспользоваться нельзя, то владельцу загородного или дачного участка стоит подумать о вариантах их самостоятельного изготовления. Для этого необходимо из подручных материалов сделать форму, установить в нее арматурную сетку, а затем залить бетонный раствор, замешанный в строго определенных пропорциях.

На заводах, выпускающих железобетонные изделия и конструкции, используется специальная маркировка продукции. Колодезные кольца стандартного размера имеют одинаковую высоту, равную 900 мм. Толщина стенки цилиндра и его диаметр могут быть разными. Толщина стенки варьируется от 70 мм до 140, а диаметр — от метра до двух.

Основные размерные параметры железобетонного кольца для колодца: Dв — диаметр внутренний, Dн — диаметр наружный, H – высота

С увеличением диаметра кольца и толщины его стенок повышается расход бетона. Масса изделия также зависит от данных размеров. Для уменьшения массы готового изделия стараются снизить только высоту жб-кольца, а стенки делают как можно толще. В продаже можно увидеть изделия высотою 350, 450 или 500 мм. Их называют еще доборными кольцами и устанавливают при завершении работ, когда изделие стандартных размеров уже не входит целиком во выкопанный колодец.

Еще один способ «законного» снижения массы колодезного кольца заключается в обязательном использовании армирующей сетки. При этом толщина стенок может быть 6-8 см, что не ухудшает прочностные характеристики изделия. Поэтому своими руками лучше делать жб кольца с армированием для строительства колодца на участке.

Снижать вес колодезного кольца приходится для того, чтобы не использовать грузоподъемную технику во время проведения монтажных работ. Это важно для дачников и садоводов, решивших не только изготовить изделия своими руками, но и перемещать их по участку без привлечения спецтехники.

Галерея изображений

Замешивание бетонной смеси

Для приготовления бетона, идущего в дальнейшем на изготовление колец, понадобится:

  • цемент (вяжущий материал);
  • песок (мелкий заполнитель);
  • щебень (крупный заполнитель);
  • вода.

Для получения качественного бетона покупают цемент марки «400», упакованный в бумажные мешки по 25 кг. Если сразу использовать строительный материал не предполагаете, то побеспокойтесь о его правильном хранении. Мешки складируют в сухом месте. Еще лучше пересыпать цемент в закрытые железные емкости. При возможности используйте приобретенный цемент сразу же после покупки.


Использование треноги для опускания железобетонных колец в колодец, а также подъема грунта на поверхность из шахты

Для замеса бетона запаситесь кварцевым песком, который считается идеальным мелким наполнителем. Илистые, глинистые и иные виды примесей, содержащиеся в привезенном сыпучем материале, негативным образом скажутся на качестве бетонной смеси. Поэтому такой песок промывают водой, избавляя его от ненужных примесей.

Не всякий щебень подходит для замеса бетона, идущего на отливку колец. Выбирают гранитный щебень с зернами, имеющими кубическую форму, способствующую лучшей сцепке материала с другими ингредиентами бетонной смеси. Не следует использовать щебень пластинчатой (игольчатой) формы. Щебень, загрязненный глиной, также до замеса промывают водой.

Для отливки железобетонных колец приобретается гранитный щебень с размером фракций, не превышающих четверти толщины изделия. Для кольца с 10-сантиметровой стенкой подойдет щебень, размер зерен которого не будет превышать 20 мм.


Виды щебня: крошка, мелкий, средний, крупный. Для изготовления бетона подходит щебень среднего размера с фракцией до от 5 до 20 мм

Соотношение ингредиентов в бетонном растворе

Свойства бетонного раствора напрямую зависят от количества компонентов, входящих в его состав, а также от их объема и массы. При составлении соотношения между тремя основными ингредиентами, необходимыми для получения качественного бетона, исходят из того, что количество цемента равно единице.

Для отливки колодезных колец затворяют бетонную смесь, взяв цемент, песок и гравий в пропорциональном соотношении по объему 1:2:3 или по массе 1:2,5:4. Например, в емкость засыпают ведро цемента, два ведра песка и три ведра гравия. Добавляют полведра воды. Или берут 100 кг цемента (4 мешка), добавляют 250 кг песка и 400 кг щебня. Добавляют 50 литров воды. На приготовление одного кубометра бетона уходит 300 кг цемента М-400, 750 кг песка и 1200 кг щебенки. Смесь разбавляется 150 литрами воды.

Как высчитывается количество воды?

Вода влияет на подвижность бетонной смеси и на прочность изделий после ее затвердевания. Соотношение воды и цемента в растворе называют водоцементным отношением и обозначают В/Ц. Для железобетонных колец данное значение должно составлять не более 0,5-0,7. В рассмотренных выше примерах В/Ц равнялось 0,5. При этом массу или объем взятого цемента делят пополам и получают необходимый литраж воды.

Более жидкий раствор легче заливать в формы и трамбовать, но его придется дольше держать в заготовке. Увеличивается время на первичное затвердевание раствора. Смесь, не расползающаяся после сжатия ее ладонью в комок, позволяет сразу же снимать заготовку и использовать ее для штамповки следующего изделия. Правда, трамбовать ее удобнее с помощью вибраторов.

Способы замеса бетонного раствора

Ручной способ перемешивания компонентов бетонной смеси сейчас используется редко. Бетономешалки заводского и кустарного производства лучше справляются с этим трудоемким занятием. В бетономешалку засыпают песок и цемент, далее добавляют воду, а потом щебень, предварительно смоченный водой. Получив однородную массу, оборудование выключают и переливают раствор в емкость на колесах. Это позволяет довезти тяжелый бетон до места заливки кольца.


Изготовление разъемных форм

Перед тем как заняться изготовлением колец для строительства колодца своими руками, надо сначала смастерить металлическую разъемную форму для заливки бетона или деревянную опалубку из составных частей. И то, и другое делается из подручных материалов, имеющихся на участке или позаимствованных у друзей.

Готовые формы для изготовления ж/б колец предлагают многие компании. Приобретать их для одного раза нерентабельно, лучше взять в аренду. Можно посмотреть, как они сконструированы, и позаимствовать некоторые элементы для сборки собственной формы.

Галерея изображений

Как сделать металлическую форму?

Самодельная разборная форма, состоящая из двух колец разного диаметра, изготавливается из металлических бочек, труб, воздуховодов и других металлоконструкций, подходящих для этой цели. Два цилиндра, вставляют один в другой так, чтобы между ними оставалось одинаковое расстояние, равное толщине колодезного кольца.

Чтобы внешнюю и внутреннюю часть формы можно было легко снимать после схватывания бетона, надо разрезать их на две части болгаркой. Внутренний цилиндр удобнее снимать, если он будет состоять из трех отдельных частей. Хотя и с двумя можно управиться, только придется дольше повозиться внутри кольца.

На всех составных частях формы необходимо предусмотреть наличие крепежных элементов, не позволяющих форме раздвигаться во время заполнения межкольцевого пространства бетоном. В качестве крепежа используют:

  • дверные или оконные навесы;
  • приваренные ушки, стягивающиеся болтовым соединением;
  • другие приспособления, способные справиться с поставленной задачей.

На стенки цилиндров желательно приварить ручки, чтобы было удобнее отрывать форму от бетона. Чтобы максимально облегчить процесс съемки формы, рекомендуется поверхности цилиндров, соприкасающиеся с бетоном, выстилать полиэтиленовой пленкой. Можно смазывать данные поверхности отработанным машинным маслом, но это не приветствуется экологами.


Самодельная форма для отливки бетонных колец для строительства колодцев, сделанная из листов железа, согнутых в виде цилиндров

Чтобы выдержать одинаковые расстояния между цилиндрами, используют деревянные или металлические распорки, надежно фиксирующие положение двух кольцеобразных частей формы.

Важно добиться того, чтобы наружная заготовка формы опалубки для железобетонных колец легко открывалась наружу, а внутренняя — также свободно отодвигалась в противоположную сторону.


Установка металлокаркаса внутрь формы, стенки которой обвернуты полиэтиленовой пленкой. Края пленки закреплены на опалубке прищепками

Как собрать деревянную опалубку?

Хорошему плотнику нетрудно сделать опалубку для отливки бетонных колец из обрезков пиломатериала. Две цилиндрические поверхности получают из деревянных колец, к одной стороне которых прибивают доски. Их толщина должна быть не менее 20 мм, но не более 40 мм.

С обеих сторон доски хорошо остругивают, делая поверхность максимально гладкой. Для удобства разборки деревянный цилиндр разрезают на четыре части. Для скрепления соседних заготовок используют деревянные планки, засовы, крючья, стальные скобы и другие приспособления.

Внутренняя стенка деревянной опалубки, имеющая меньший диаметр, собирается аналогичным образом. Только за основу берутся два деревянных кольца меньшего диаметра и такая же доска (20-40 мм) для обшивки. Если в первом случае доски прибивают по внутреннему кругу, то во втором — по внешнему.

В итоге получается два приставных цилиндра, образующие между своими поверхностями пространство, заполняющееся впоследствии бетоном. Меньший цилиндр распиливают на три части. Если распилить пополам, то необходимо предусмотреть наличие небольшого зазора (1,5-2 см), облегчающего съемку внутренней опалубки.


Деревянная опалубка для железобетонных колец, обитая изнутри тонким листовым железом, позволяющим сделать боковую поверхность изделий гладкой и ровной

Методика изготовления деревянных колец

Деревянные кольца для опалубки выпиливают из квадратного щита, сбитого из 20-миллиметровых досок, уложенных в два слоя перпендикулярно друг другу. Первый слой укладывается поперек, а второй — вдоль. Сторона квадратного щита высчитывается с учетом:

  • внутреннего диаметра бетонного кольца (1000 мм);
  • толщины его стенки (80 мм);
  • толщины доски опалубки (20 мм);
  • ширины деревянного кольца опалубки (150 мм).

В скобках приведены примерные числа, позволяющие посчитать сторону квадратного щита. Итак, к 1000 мм прибавляем два раза по 20 мм, затем два раза по 80 мм и два раза по 150 мм. В итоге получаем: 1500 мм или 1,5 м.

Из одного щита выпиливают сразу большое кольцо для внешней опалубки и малое кольцо для внутренней опалубки. Кольца размечают на щите с помощью карандаша и веревки, заменяющей циркуль. Гвоздь вбивают в точку пересечения диагоналей квадрата, которую находят путем пересечения двух натянутых бичевок, соединяющих противоположные углы щита.


Схема разметки окружностей на деревянном щите для получения колец внутренней и наружной опалубок, а также вид щита сбоку

К гвоздику привязывают веревку и, отмеряя необходимые расстояния, вычерчивают карандашом четыре концентрические окружности. Радиус самой большой окружности равен 750 мм, второй — 600 мм, третьей — 500 мм, а четвертой — 350 мм. Далее ножовкой, электролобзиком или бензопилой пилят по вычерченным окружностям, получая два кольца опалубки. То же самое проделывают еще раз, получая вторую пару колец.

Остается прибить к кольцам с нужной стороны доски, толщина которых составляет 20 мм, а длина — один метр (высота бетонного кольца). Доски располагают друг к другу как можно плотнее. После изготовления цилиндрических стенок внешней и внутренней опалубок, приступают к их распиливанию на четыре части. Так получают разъемную деревянную форму для изготовления железобетонных колец в домашних условиях.

Изготовление армирующего каркаса

Использование армирования позволяет уменьшить толщину кольца, а следовательно и его вес. При этом прочностные характеристики изделия и срок его эксплуатации увеличиваются. Для армирующего каркаса потребуется:

  • стальные стержни диаметром 8-10 мм (10 штук);
  • стальная проволока диаметром 8-10 мм (около 5 м);
  • тонкая проволока.

Высчитываем длину каркаса. Для этого вспоминаем формулу расчета длины окружности: число Пи (равное 3,14, округляем до 3) надо умножить на диаметр. Диаметр окружности берем равный 104 см, чтобы каркас проходил посередине бетонного кольца. Умножаем это число на 3, получаем 312 см. Делим это число на 10, получаем при 31,2 см. Округляем до 31 см. Итак, раскладываем стальные стержни на ровной поверхности на расстоянии 31 см друг от друга.

Далее привариваем к ним куски проволоки длиной 315-318 см через 160 мм. Проволоку берем чуть длиннее рассчитанной длины каркаса, чтобы при свертывании заготовки в кольцо, можно было сварить ее концы или скрутить. Из стальной толстой проволоки вручную изгибаем монтажные петли и привариваем их к каркасу (можно прикрутить тонкой проволокой). Все, каркас готов. Если нет сварочного аппарата, то все элементы каркаса можно скрутить тонкой проволокой.


Проволочный каркас для армирования железобетонного кольца на рис. Б состоит стальных стержней, колец и четырех петель, приваренных к проволоке. На рис. А бетонное кольцо без каркаса с отверстиями вместо проушин для подъема. Для усиления прокладывается только одно проволочное кольцо сверху отверстий

Заливка бетонной смеси в форму

Когда все подготовительные работы завершены, приступают к изготовлению колодезного кольца. Для этого:

  • на ровную поверхность укладывают лист железа или деревянный щит;
  • устанавливают формы (одна в другой), тщательно закрепляют части опалубки;
  • между внешней и внутренней стенками опалубки опускают армирующий каркас, фиксируя его положения клиньями;
  • густой бетонный раствор (В/Ц=0,5) укладывают в межкольцевое пространство небольшими слоями (около 100 мм) и уплотняют, используя стальной штырь диаметром 20 мм;
  • сметанообразный раствор (В/Ц=0,7) сразу заливают в форму до краев, а затем уплотняют смесь штырем;
  • после заполнения всей формы, приступают к разравниванию торца бетонного кольца, докладывая мастерком раствор, где его не хватает;
  • изделие накрывают полиэтиленом или плотной тканью;
  • опалубку снимают через 3-4 дня (если бетон был густой), через 5-7 дней (если раствор был жидкий), оставляя кольцо на металлическом листе или деревянном щите;
  • железобетонное кольцо обматывают упаковочной пленкой, чтобы бетон дозревал равномерно в течение 2-3 недель, набирая окончательную прочность;

Видео о методах изготовление бетонных колец

В видеоролике мастер в одиночку собирает металлическую форму, обмазывает ее стенки отработанным маслом, засыпает в бетономешалку все ингредиенты, а затем готовый бетонный раствор наливает в садовую тачку, подвозит к форме для колец и начинает закладывать бетон лопатой в опалубку.

С помощью специального оборудования смесь в форме мастер тщательно уплотняет, чтобы не было в стенках колодца дефектов. В видео показано, как легче снимать опалубку, начиная с внутреннего кольца. Кстати, колодезное кольцо изготавливается без армирующего каркаса, поэтому толщина изделия составляет не менее 15 см.

В этом видеоролике форма рассчитана на отливку более тонкого железобетонного кольца. В качестве армирования мастер использует стальную проволоку, которую укладывает сразу в смесь в процессе заливки формы. В сюжете более подробно показан процесс закладывания ингредиентов в бетономешалку.

Как видите, сделать железобетонные кольца для колодца вполне под силу любому здоровому мужчине. Особых навыков в изготовлении форм и замешивании бетонного раствора не требуется. Маленькие хитрости можно посмотреть в видео-сюжетах на эту тему. За месяц человек своими силами может отлить до десяти железобетонных колец, используя одну форму. Этого вполне хватит для обустройства шахты колодца. Его глубина зависит от уровня залегания водоносного слоя на вашем участке.

Бетонные кольца применяют в самых разных хозяйственных нуждах, в частности, с их помощью выполняется монтаж систем водоснабжения, дренажа, канализации, иногда кольца используют даже при строительстве погребов. Изготовлением бетонных колец занимаются специализированные фирмы, однако, в некоторых случаях выгодней их сделать самостоятельно. В этом нет ничего сложного, единственное, понадобятся некоторые знания и время для изготовления форм.

Изготовление форм

По сути, формы (опалубка) представляет собой два цилиндра разных диаметров, один из которых устанавливается ровно посередине другого. Пространство, образовавшееся между ними, заполняется бетоном. Соответственно, от разницы диаметров зависит толщина стенок будущих колец ().

Надо сказать, что можно не заниматься изготовлением форм, а купить готовые изделия. Однако, их цена может быть довольно высокой. Поэтому целесообразней сделать опалубку самостоятельно.

Для этого в первую очередь необходимо определиться с размерами колец, т.е. такими их параметрами, как:

  • Диаметр;
  • Высота;
  • Толщина стенок.

Существует множество вариантов изготовления опалубки, в частности можно встретить рекомендации от специалистов об использовании для этих целей деревянных досок, которые набиваются на круги нужного диаметра.

Однако, проще всего использовать:

  • Металлические бочки соответствующих размеров;
  • Металлические трубы;
  • Воздуховоды;
  • Также подойдут пластиковые бочки.

Теперь подробней рассмотрим, как изготавливается форма для бетонных колец своими руками из металлической трубы или бочки.

Наружное кольцо

Для изготовления наружной опалубки надо выполнить следующие действия:

  • В первую очередь нужно нанести на цилиндр две продольные вертикальные линии, которые будут делить его на две одинаковые части.
  • Далее с каждой стороны на линии разметки следует установить не менее двух оконных или дверных навесов. Их створки должны располагаться по краям линии, а шарнирное соединение – строго на линии. Прикрепить створки можно при помощи заклепок либо сварки.
  • Затем с одной стороны нужно срезать нижние шляпки-фиксаторы шпинделей, что позволит с легкостью разбирать навесы.
  • После этого надо спроецировать вертикальные линии на наружную сторону цилиндра.
  • Далее при помощи болгарки нужно разрезать цилиндр тонким диском по намеченным линиям. Выполнять эту процедуру следует очень аккуратно, чтобы не испортить навесы.

На этом изготовление наружной стенки опалубки завершено. Теперь надо вытащить шпиндели навеса и раскрыть цилиндр. При необходимости навесы нужно смазать, чтобы форма легко открывалась.

Внутреннее кольцо

Инструкция по изготовлению внутренней формы схожая с описанной выше:

  • Вначале также наносятся вертикальные линии, только на этот раз они не делят цилиндр пополам, а находятся друг от друга на расстоянии 2/3 от длины окружности. Кроме того, располагаются с внутренней, а не наружной стороны.
  • После этого точно также устанавливаются навесы и срезаются шляпки шпинделей, только располагаются они внутренней стороны конструкции.
  • Затем следу спроецировать линии на наружную сторону цилиндра и разрезать его болгаркой.

Теперь обе формы готовы.

Особенности изготовления опалубки

При изготовлении опалубки необходимо учитывать следующие моменты:

Обратите внимание! При извлечении изделия из формы, в первую очередь складывается внутренняя стенка и затем вытягивается из свежего кольца. После этого разбирается наружный цилиндр.

Изготовление бетонных колец

После того, как формы будут готовы, можно приступать непосредственно к изготовлению бетонных колец.

Данная операция состоит из нескольких этапов:

  • Подготовки опалубки и армирования;
  • Приготовления раствора;
  • Заливки формы;
  • Извлечения готового изделия.

Теперь подробней рассмотрим каждый этап.

Подготовка опалубки

Итак, прежде чем приступать к заливке, необходимо подготовить формы.

Для этого нужно выполнить следующие действия:

  • Кольца следует установить на ровную площадку . Внутренний цилиндр, как уже было сказано выше, должен располагаться строго посередине наружного. Если процедура выполняется в летнее время, то формы нужно поставить в тенистое место, чтобы бетон не высох раньше времени, так как это снизит его прочность.
  • Далее выполняется армирование специальной металлической сеткой, которая устанавливается посередине между цилиндрами . Если армирующей сетки нет, то можно использовать для этих целей проволоку, которая укладывается по спирали во время заливки бетона. Надо сказать, что допускается изготовление колец и без армирования, но в таком случае толщина стенок должна быть не менее 15 см.
  • После этого между цилиндрами необходимо установить несколько распорных клиньев, которые предотвратят их смещение во время заливки .

и долговечность изделия, а также многие другие его характеристики. Для этой процедуры понадобятся следующие материалы:

Надо сказать, что на предприятиях используют специальные виброформы для бетонных колец. Но, так как в нашем случае процесс будет происходить без каких-либо электрических вибраторов, нужно использовать пластификатор, который улучшит свойства бетона. Это особенно необходимо, если изделие будет контактировать с водой. Указания по использованию пластификатора и его дозировке имеются на упаковке.

Процесс приготовления бетона выглядит следующим образом:

  • В первую очередь надо смешать песок и цемент.
  • Затем в сухую смесь нужно добавить воду, при этом также в состав добавляется пластификатор.
  • Далее добавляется гравий. Предварительно его нужно обязательно смочить водой.
  • Полученный состав следует хорошо перемешать в бетономешалке.

На фото — заливка опалубки

Заливка

Приступать к работе можно только в том случае, если температура воздуха составляет не менее +8 градусов по Цельсию.

Процедура выглядит следующим образом:

  • Бетонный раствор надо аккуратно уложить по всей окружности на высоту 15-25 сантиметров.
  • Далее надо утрамбовать раствор толстым металлическим стержнем. Можно использовать для этих целей и деревянную палку, к примеру, рукоятку от лопаты.
  • Затем раствор заливается еще на 20 сантиметров и также уплотняется.
  • Когда его уровень будет выше среднего, деревянные распорки нужно вытащить.
  • Затем раствор заливается доверху и утрамбовывается. При необходимости бетон надо долить.
  • После этого верхнюю часть необходимо тщательно разравнять. Так как торец кольца будет стыковочным, желательно, чтобы он был без изъянов.
  • Если заливка выполнялась при жаркой погоде, форму нужно накрыть влажной мешковиной и периодически смачивать.
  • При оптимальной влажности и температуре воздуха, разобрать опалубку можно спустя 3-4 дня по схеме описанной выше. При этом кольцо нельзя передвигать и тем более перекатывать, так как бетон еще не набрал достаточной прочности, чтобы выдерживать даже минимальные нагрузки.
  • На протяжении последующих 7 дней бетон также необходимо периодически увлажнять.
  • Спустя 10 дней изделие можно перемещать. Эксплуатировать кольцо желательно после полного набора прочности, что происходит не ранее чем через 28 суток.

Совет! При обустройстве колодцев может потребоваться механическая обработка колец, в таком случае используют алмазный инструмент. К примеру, для подведения труб выполняется алмазное бурение отверстий в бетоне. Если же необходимо установить конструкцию вровень с поверхностью земли, осуществляется резка железобетона алмазными кругами.

На этом процесс изготовления бетонных колец завершен.

Вывод

Как мы видим, в изготовлении форм и самих бетонных колец нет ничего сверхсложного. Самое главное – выполнять работу не спеша и аккуратно. В таком случае вы получите существенную экономию при строительстве различных сооружений ().

Из видео в этой статье можно получить дополнительную информацию по данной теме.

При возведении инженерных коммуникаций во время монтажа систем водоснабжения, канализации, дренажа приусадебного участка приходится сооружать колодца различного назначения. При этом готовые железобетонные кольца для колодцев приобретаются на крупных заводах или у индивидуальных предпринимателей, занимающихся изготовлением подобной продукции. В некоторых случаях выгоднее купить форму для самостоятельного изготовления данных бетонных конструкций и на месте отливать кольца в нужном количестве. Существуют различные варианты заготовок, отличающихся размерами и конфигурацией, используя которые, можно получить ж/б изделия разного диаметра и высоты.

В данном видеоролике показана работа самодельной установки, с помощью которой производятся бетонные кольца для колодцев. Надо отметить, что на одно изделие у двух рабочих уходит всего 15 минут.

Приготовление бетона максимальной прочности

На изготовление ж/б кольца для колодца потребуется созревший цемент марки М400 и выше. Созревшим считается цемент, от даты производства которого прошло более месяца. Помимо цемента нужна еще вода и песок, а также гравий. Важно соблюдать соотношение всех ингредиентов для получения бетона максимальной плотности. Для этого на каждую часть цемента берется:

  • песка (2-2,5 части);
  • воды (0,5-0,7 части);
  • гравия (3-4 части).

Приготовление бетона начинают со смешивания песка и цемента. Затем в смесь материалов добавляется вода, и процесс замешивания продолжается. Далее очередь доходит до гравия, который перед добавлением обязательно смачивают водой. В форму, установленную на ровный пол или стальной поддон, сначала помещают арматурную сетку, на которой закрепляют проушины, необходимые для перемещения готового кольца. После этого приступают к заливке формы бетоном. Толщина армированного изделия составляет от 0,6 до 11 мм. В зависимости от габаритов меняется объем изготавливаемого кольца, что влияет на количество замешиваемого раствора.

Важно! Если вы изготавливаете кольца для колодца своими руками без применения армирования, то увеличьте толщину стенок до 15 см. Срок службы таких колец очень велик. Для предотвращения смещения цилиндрических стенок, между ними устанавливают распорку из деревянных клиньев.


Изготовление бетонных колец на открытой строительной площадке рекомендуется выполнять под навесом, чтобы в затвердевающий раствор не попали осадки

Перечень необходимого оборудования

Проведение работ по изготовлению бетонных колец осуществляется на просторной строительной площадке. В перечень обязательного оборудования и необходимых приспособлений можно включить:

  • бетономешалку (лопаты и металлический лист, на котором вручную замешивается бетонный раствор);
  • заготовки для колец (специальные формы);
  • вибратор;
  • подъемные устройства, так как вес одного железобетонного кольца для колодца может достигать 500 кг и выше;
  • каркас армированный (можно приобрести готовый или сплести самостоятельно из проволоки).

Как самостоятельно сделать форму для колодезного кольца?

При самостоятельном изготовлении цилиндрической формы подбирают две металлические бочки, диаметры которых позволят сделать кольцо установленных габаритов. Вместо бочек в дело могут быть пущены воздуховоды или трубы соответствующего диаметра. Если нет готовых цилиндрических форм нужного диаметра, то их изготавливают из отдельных стальных листов, соединенных друг с другом простыми оконными или дверными навесами. Данные соединительные элементы прикрепляют к металлической форме сваркой или заклепками.

Важно! Вы можете выполнить опалубку не только из металлических или пластиковых цилиндрических «стаканов». С легкими пластиковыми формами легче работать при малой механизации ручного труда.


Железобетонные конструкции применяются достаточно широко при строительстве различных коммуникаций в промышленном и частном строительстве. Кольца из железобетона используют в обустройстве канализационных смотровых и водоотливных колодцах. Изготавливают их с помощью специальных форм. Причем формы для колодезных колец могут быть разные.

Стеновые колодезные кольца изготавливаются по ГОСТу разных размеров. Для этого применяется метод виброформовки. В этом случае бетонная смесь укладывается в специальную форму с распалубкой и посредством вибрации уплотняется.

Данная технология позволяет изготовление колец практически разных размеров. Производительность этого метода – 30 железобетонных изделий за одну рабочую смену, причем используется только одна форма. Для обеспечения такого темпа необходимо приготовление смеси непосредственно на месте производства с контролем содержания влаги в растворе.

На большинстве производств такой контроль осуществляется визуальным методом. Определяется влагосодержание по характеру работы бетономесителя и консистенции смеси. Вполне возможен подвоз бетона и в специальных машинах с близкорасположенных мест производства. Но объем жб. смеси должен соответствовать потребностям производства.

Как устроена виброформа?

Вибраторы устанавливаются на специальные площадки. Перед заливкой бетонной смеси форма собирается. Для этого сердечник устанавливается в центре внешнего цилиндра и фиксируется с помощью металлических пальцев.

Стандартный образец виброформы рассчитан на изготовление колец для колодцев с уже вмонтированными проушинами для погрузки и установки. Это петли, которые можно сделать из прочного металла, и жестко связать с элементами, армирующими каркас кольца. Однако при таком варианте изготовления исключается изготовление кольца с замком. Есть более современные варианты форм, где на боковых стенках формы установлены проёмообразователи. Их назначение – создать сквозную проушину в стенке изделия, которая будет использована для крепления строп для перемещения кольца. При строительстве колодца эти отверстия заглушаются.

Цена формы для производства железобетонных колец постоянна, несмотря на наличие или отсутствие проёмообразователей. Для производителя самое главное – иметь четкое представление, какой вариант жби – с замками, с проушинами или с петлями будет более востребован в его регионе.

Видео поможет вам более подробно ознакомиться с устройством виброформы.

Самодельные формы для изготовления бетонных колец


Многие владельцы частных домов довольно успешно изготавливают формы для производства колодезных колец самостоятельно. Поскольку применяется она не часто, то нет смысла тратить довольно большие деньги для приобретения заводского жб. изделия. Если, конечно, вы не собираетесь наладить производство для продажи. А изготовить 3-4 бетонных кольца для колодца или сливной ямы можно и самому. Сделать такую форму можно из подручных материалов.

Что это дает:

  • Экономия средств при приобретении готового изделия;
  • Не нужно доставлять кольца к месту установки;
  • Уверенность в надежности и качестве конечного продукта;
  • Можно сдавать опалубку в аренду, и тем самым вернуть потраченные деньги.

Как изготовить опалубку?

Как и из чего делается опалубка для жб. кольца? Самый удачный вариант получится из старых бочек или отрезка трубы большого размера. Можно использовать и пластиковые цилиндры. Все подобные изделия имеют геометрически правильную форму, которую довольно трудно сделать из листа металла. Ведь для этого потребуется специальное оборудование – листогиб.

Важно! Нужно обратить внимание на то, что диаметры бочек или труб для изготовления опалубки должны отличаться на 8-10 см. Ведь предстоит внутрь установить армирующий каркас.


Опалубка для железобетонных колец состоит из деталей, изображенных на чертеже. Вам предстоит сделать четыре детали примерно такой формы, которая изображена на чертеже:

  1. У бочек вырезается днище, внутренняя часть изготавливается выше, чем наружная;
  2. Делаем разметку, которая делит бочки по вертикали на две одинаковые части (снаружи и внутри);
  3. Используя сварку или заклепки, крепим по обе внешние стороны вдоль линии разметки металлический уголок (желательно сплошной);
  4. В углах сверлятся отверстия, предназначенные для последующего скрепления болтами;
  5. Затем аккуратно разрезаем бочку по внутренней разметке, используя болгарку с максимально тонким камнем.

Точно таким же образом проходит изготовление внутреннего кольца, стой разницей, что уголки усиления нужно крепить с внутренней стороны.

В данном видео показывается работа установки для изготовления жб. колец, которую может сделать любой желающий.

Вывод: изготовить бетонные кольца своими руками достаточно просто, имея необходимый инструмент и навыки работы с металлом.

Технология изготовления


Для изготовления железобетонных колец для колодцев используется бетон марки 200 с установкой арматурного пояса из прута диаметром 0,5 – 10 мм. Форма устанавливается на ровную поверхность или специальную подставку. Затем укладывается арматура и сверху подается полусухой раствор. После того, как будет включена вибрация, потребуется досыпка смеси до верхнего уровня. Заглаживание торца осуществляется после завершения процесса формования.

Пока цемент не набрал начальную прочность, изделие находится в опалубке. После этого осуществляется расформовка и можно приступать к новой закладке. На протяжении одной рабочей смены (за 8 часов) изготавливается от 10 до 15 жб. колец.

Многие варианты формы для колец спроектированы и изготовлены так, что имеется возможность перемещения к месту для распалубки вместе с уже готовым кольцом. Сегодня многие производителе изготавливают кольца с замками. Это система стыковки паз- гребень. Такой тип монтажа позволяет сделать почти полную водонепроницаемость и плотность соединения, предохраняет уже готовую шахту от смещения по горизонтали.

Приготовление бетонной смеси


Есть несколько вариантов приготовления бетонной смеси. Они зависят от области применения жб. изделий (прокладка коммуникаций, строительство колодцев или смотровые шахты), и грунта, в котором будет проводиться установка.

Составы смеси:

  • 1 часть цемента марки 200 - 1 часть мелкого песка – 2 части дорожного гравия;
  • 1 часть цемента марки 300 – 1 часть речного песка – 2 части отсева.

Для набора необходимой прочности готового кольца, должны быть соблюдены температурные и временные режимы. Жб. изделие необходимо выдержать при температуре + 20°С в течение двух суток. Но предпродажная прочность застывшего бетона должна быть 70% и выше. А для этого понадобиться 7 суток.

Перечень оборудования для изготовления бетонных колец


Для проведения работ нужно иметь просторную строительную площадку. В перечень оборудования, обязательного для изготовления жб. конструкций нужно включить:

  1. Мощную бетономешалку;
  2. Формы для изготовления различных вариантов колец;
  3. Вибраторы;
  4. Подъемное устройство;

Важно! При изготовлении продукции под открытым небом форма должна иметь специальную крышку, которая будет защищать раствор от попадания осадков и нежелательных предметов.

Транспортировка колец до места установки должна происходить с соблюдением всех правил техники безопасности. Сегодня многие производители жби имеют в распоряжении специальные автомобили с кранами для перевозки тяжелых конструкций. Применение такого транспорта упрощает задачу по доставке и установке колец потребителю.

Вывод. Как мы можем видеть, сделать бетонное кольцо для колодца или коммуникации можно и самостоятельно. Это довольно сложная, но выполнимая задача. Зато сэкономленные деньги понадобятся для покупки других материалов, необходимых при строительстве.

Наименование Цена (с НДС)
Форма кольца КС-7-9 21,000 р.
Форма кольца КС-10-9 23,000 р.
Форма кольца КС-15-9 35,000 р.
Форма кольца КС-20-9 47,000 р.
Форма крышки кольца 1 м 8,000 р.
Форма крышки кольца 1,5 м 11,000 р.
Форма крышки кольца 2 м 14,000 р.

Преимущества разборных форм для колодезных колец

1. Формы легко разбираются и перемещаются по площадке силами 1-2 человек, не занимают много места при хранении.

2. Части формы соединяются с помощью клиновых замков, что сокращает время сборки-разборки в несколько раз, всего один болтовой стык.

3. Опалубка имеет пустотообразователи для производства колец с технологическими отверстиями диаметром 50 мм.

4. Форма для производства ЖБ колец изготовлена из металла толщиной 2 мм, что обеспечивает ей прочность без дополнительных усилителей.



Части опалубки соединены замками, которые многократно сокращают время сборки-разборки


Пустотообразователи для производства колец с технологическими отверстиями диаметром 50 мм


Форма диаметром 1 м в транспортном/складском виде


Форма диаметром 1,5 м в транспортном/складском виде


Центровка опалубки для колец производится с помощью распорных вставок, которые вынимаются после заполнения опалубки бетоном


Внутрянка формы


Форма крышки кольца диаметром 1 м


Форма крышки кольца диаметром 1,5 м


Готовое кольцо после распалубки


Засыпные колпаки облегчают заполнение формы

Начав бизнес по производству ЖБИ колец , и выбрав наши формы для колодезных колец , вы можете окупить вложения уже через 1-1,5 месяца работы, т.к. средняя прибыль с одного кольца составляет 1000 рублей. В день на одной опалубке можно изготавливать 5-10 бетонных колец, если вы используете жесткий бетон или 2-3 кольца, если используете подвижный бетон с бетономешалки или миксера.

Производимые нами разборные формы для ЖБИ колец , в ходе долгосрочной эксплуатации нами и нашими клиентами подтвердили свою эксплуатационную надежность и отлично зарекомендовали себя с лучшей стороны в течение всего срока службы. Долговечность и отличные потребительские свойства обусловлены особой конструкции формы с кольцевыми усилителями и оптимальной толщине металла в 2 мм, при этом формы для производства бетонных колец не уступают в прочности и долговечности опалубкам, изготовленным из более толстого металла, и имеют идеальную геометрию. Прочность и легкость разборных форм повышают их мобильность, дают возможность пользоваться ими на открытой площадке, не оборудованной подъемными механизмами, что особенно бывает необходимо в сельской местности и других районах не обеспеченных трехфазной электросетью. За все время было изготовлено более сотни форм для колодезных колец различных размеров и крышек к ним. Все наши клиенты убедились в коротких сроках изготовления и высоком качестве опалубки, многие из них стали нашими постоянными партнерами и при расширении своего производства вновь обращаются к нам за формами для изготовления ЖБИ колец .

Опалубки предназначены для производства ЖБ колец методом вибролитья и обладают неоспоримым конкурентным преимуществом перед аналогами. Составные части форм для бетонных колец , изготавливаемых нами, соединяются между собой с помощью специальных клиновых замков и разбираются в считанные секунды с помощью одного лишь молотка. В отличие от форм, скрепленных болтами, на время сборки — разборки которых уходит до получаса, причем болты необходимо заменять каждую неделю, т.к. грани болтов стираются, резьба забивается бетоном, и болты приходят в полную негодность.

Наши формы для колодезных колец выполнены из металла толщиной 2 мм и имеют каркас из профильных труб размерами 40х40 или 30х30 и уголков 40х40. Формы состоят из двух цилиндров, которые представляют собой наружную и внутреннюю формообразующие поверхности ЖБ кольца. Как наружная, так и внутренняя части формы для ЖБ колец являются разборными. Наружная опалубка состоит из двух (трех) частей, а внутренняя опалубка из трех. Таким образом, форма для кольца получается мобильной, перемещается по цеху или площадке без подъемных механизмов силами двух-трех человек.

Бетонное кольцо формуется прямо на полу цеха (площадки) если он достаточно ровный, либо же в качестве основания можно использовать металлический или деревянный поддон. Очень хороши для этого торцы кабельных катушек, их можно приобрести на фирмах, торгующих кабельной продукцией за сущие копейки — 100 — 200 рублей. Для недопущения прилипания готового изделия под форму укладывается полиэтиленовая пленка, а стенки разборной формы для бетонных колец смазываются специальной смазкой эмульсол, а в ее отсутствие отработкой.

После приготовления раствор начинает укладываться в опалубку послойно, каждый слой высотой в 20-25 см. После этого бетон уплотняется штыкованием, металлическим или деревянным стержнем. Это необходимо для того чтобы раствор более плотно заполнил опалубку, вытеснил окружающий воздух и заполнил возможные пустоты. Когда уровень бетона в форме превысит средний, распорки можно снять, т.к. части формы для ЖБ колец уже не сдвинутся относительно друг друга. После полного заполнения формы бетоном верхний край заглаживается мастерком, эта поверхность должна быть максимально ровной. Для уплотнения бетона в опалубке также можно использовать глубинный вибратор, это значительно сэкономит время.

Форму для производства колодезных колец можно разбирать после того как раствор схватится. Кольца можно производить при любой положительной температуре окружающей среды. От воздействия осадков и прямых солнечных лучей свежесформованные кольца необходимо укрывать брезентом или пленкой. Также для улучшения условий твердения бетона свежие колодезные кольца рекомендуется поливать водой 1-2 раза в день.