Классный час Правила обязательные для всех. Классный час "правила поведения"

Муртазина Венера Мустафовна,

учитель начальных классов

МАОУ «Базарно – Матакская средняя общеобразовательная школа»

Алькеевский район РТ

Правила поведения в общественных местах

Цель: рассказать о правилах поведения в общественных местах; воспитание культуры поведения в общественных местах. Оборудование: памятки для учащихся Ход классного часа:
    Вступительное слово учителя.
- Ребята, вы часто бываете там, где много незнакомых людей. Такие места называются общественными. Назовите такие места. (Это кинотеатр, театр, улица, больница, школа, музей, общественный транспорт.) - Как вы думаете, в таких общественных местах есть свои определенные правила поведения? Выслушиваются высказывания детей. Девизом нашего сегодняшнего занятия будут стихи С. Обоевой.

Я по городу иду,

Я в беду не попаду,

Потому что твердо знаю-

Правила я выполняю.

Что за правила такие?

Очень, в общем-то, простые.

С ними будет жизнь прекрасна,

Весела и безопасна!

Какие эти правила? Знаете ли вы?
    Практическая часть
(Дети инсценируют данные сюжеты.) На улице
    Несколько школьников прогуливаются по классу, изображая прохожих. В дверь входит Коля. Он радостно обращается к товарищу.
Коля: Миша, здорово! Миша: Здравствуй! Коля: Ты не знаешь, будут сегодня занятия в кружке? А то Петька мне говорил – да, а Витька говорит – нет. Прохожие идут мимо остановившихся ребят, обходя их по мостовой, обделенной от тротуара меловой чертой. Приятели им явно мешают. Миша: Давай, Коля, отойдем в сторону. Мы мешаем. Отходят, продолжая разговор. Теперь прохожие идут свободно по тротуару. (Обсуждение сюжета). В классе
    В класс входит четыре подружки. Они идут под руки, весело разговаривают, громко смеются. Опять тротуар занят и прохожим снова приходится их обходить ребят.
Под руководством учителя школьники разбирают сценку, и в заключение он напоминает им: «Если вы идете с товарищами, не занимайте весь тротуар; встретил товарища и остановился поговорить с ним, отойди в сторону. Называть друг друга надо вежливо: Коля, Витя». Скажите, как пройти
    В класс входит группа ребят. Они играют в мяч, прыгают через скакалку. Входит Зоя.
Учитель: Зоя не знает, как ей найти необходимый адрес. Она спрашивает одного, другого школьника. Зоя: (обращаясь к играющим в мяч) Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Оля: (не оборачиваясь) Не знаю. Вася: (махнул рукой в неопределенном направлении). Туда идите. Зоя: (постояв, подходит к прыгающим через скакалочку). Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Свободы? Ребята: (хором). Налево. Сначала через мост, потом направо. Да нет же. Не надо через мост! Около трамвайной остановки! Зоя огорчена и, недоуменно пожав плечами, уходит. Все снова занялись своими делами и через некоторое время тоже убегают. Учитель: Каждый из вас знает, как неприятно, когда на вежливый вопрос тебе отвечают небрежно, равнодушно, бестолково. (Обсуждение этой инсценировки), Физминутка. Знакомство с памятками. На улице На улицу надо выходить чисто и опрятно одетым. Неприлично на улице громко разговаривать, кричать, свистеть, обращая на себя внимание прохожих. Если ты идешь с товарищами, не занимай весь тротуар! Если ты встретил товарища на улице и остановился поговорить с ним, отойди в сторонку. Если у тебя спросили адрес, дорогу, надо толково, спокойно и вежливо ответить. ходи по улице не сутулясь, будь подтянутым, не держи руки в карманах. Выходи гулять лишь в те часы, которые установлены режимом дня. Не заигрывайся во дворе, не забывай, что надо сделать уроки, помочь по хозяйству. Украшай свой двор, озеленяй его, поддерживай в нем чистоту и порядок. Прими участие в благоустройстве детской площадки, в устройстве катка, ледяной горки. Оберегай птиц, корми их, делай скворечники, кормушки. Не ломай цветы и деревья! Играй с малышами, не обижай их. выучи подвижные и тихие игры, научи играть других. Соблюдай правила игры.

В транспорте

Самостоятельно пользоваться транспортом можно только с разрешения взрослых, родителей. Младшие школьники могут входить с передней площадки, не надо спешить, толкаться. Не забудь заплатить за проезд. Пожилым людям, женщинам с маленькими детьми надо уступить место. Ели нечаянно толкнешь кого-нибудь, извинись. При выходе из вагона не бросай билет под ноги. Будь осторожен при входе и выходе, помни, что двери открываются автоматически. Если надо перейти улицу, обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус – сзади. Выходя из транспорта, надо помочь тем, кто выходит позднее вас – подать им руку. (Обсуждение каждого пункта.)
    Азбука поведения в стихах. Рассказывают дети.
Город, в котором С тобой мы живем, Можно по праву Сравнить с букварем. Азбукой улиц, Проспектов, дорог, Город дает нам Все время урок. Вот она азбука - Над головой. Знаки развешаны Вдоль мостовой. Азбуку города Помни всегда, Чтоб не случилась С вами беда. Лестница крутая, Я по ней взбегаю, И под ноги я смотрю, - Осторожней! - говорю. Через дорогу я с братом иду, За руку брата, конечно, веду Смотрим налево, Направо глядим, Смело идем, если нет машин. Шум работать нам мешает, Шум бабулю раздражает! От шума голова болит, Так зачем же шум шумит? Эскалатор – лестница, Лестница-чудесница, Будь на ней внимателен, Правила старательно Выполняй и не зевай! Руку маме подавай, И за поручень держись! На ступеньках не вертись! Холодное мороженое На улице есть не положено, Соблазнительно на вид, Но после горло заболит.
    Подведение итогов.
Игра «Выбери правильный ответ! Во время поездки на автобусе можно: А) громко разговаривать; Б) петь песни; В) требовать себе место на сиденье; Г) вставать на сиденье ногами; Д) уступать место старшим; Е) ставит на сиденье грязные вещи. 6. Домашнее задание. Нарисовать схемы, таблицы о правилах поведения в общественных местах.

Литература.

    «Школа докторов природы или 135 уроков здоровья» Начальная школа; Обухова Л.А. , Лемяскина Н. А. Издательство «Вако», 2004 год; «Классные часы» Учебный год. 2 класс; Максимова Т. Н. Издательство «Вако», 2010 год.

;воспитание культуры поведения в общественных местах.







Правила поведения в гостях В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно В гостях нужно быть вежливым, вести себя спокойно Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Поддерживать разговор во время еды, но не разговаривать с набитым ртом Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Пережёвывать пищу с закрытым ртом, стараясь есть и пить бесшумно Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не отвлекать внимание гостей только на себя. Не ломать и разбрасывать игрушки Не клади локти на стол, не играй во время еды. Не клади локти на стол, не играй во время еды. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой. Правильно пользуйся ножом, вилкой, салфеткой.






Дети обязаны: Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; Входить в транспорт и выходить из него со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспорта; держаться за поручни в салоне; держаться за поручни в салоне; покупать билеты у водителя только на остановке; покупать билеты у водителя только на остановке; быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. быть вежливыми, уступать место пожилым людям, инвалидам и маленьким детям. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Выходить принято через переднюю дверь, а входить – через заднюю. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу. Независимо от того, опаздываете вы или нет, не расталкивайте других пассажиров локтями, устремляясь к выходу.


Детям-пассажирам запрещается: отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; отвлекать водителя разговорами во время движения транспорта и стучать в стекло кабины; открывать двери транспорта во время его движения; открывать двери транспорта во время его движения; высовывать голову и руки из окон. высовывать голову и руки из окон. Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество Не привлекать излишнего внимания, портить общественного имущество




Книги нужно беречь Нельзя книги перегибать Нельзя книги перегибать Нельзя загибать книжные страницы Нельзя загибать книжные страницы Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя закладывать в книги карандаши и ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя писать и рисовать в книгах Нельзя читать книги во время еды Нельзя читать книги во время еды


Правила поведения в библиотеке Войдя в библиотеку нужно поздороваться Войдя в библиотеку нужно поздороваться В библиотеке вести себя тихо, не кричать В библиотеке вести себя тихо, не кричать При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора При выборе книги не хватать все книги подряд, а выбрать по автору или разделу, или назвать библиотекарю название книги или автора С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички С книгами обращаться аккуратно, не вырывать странички Получив книгу, нужно сказать спасибо Получив книгу, нужно сказать спасибо И самое главное вовремя возвращать книгу И самое главное вовремя возвращать книгу



Правила поведения в школе Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Звонок на урок для учащихся, вы должны встать возле парты, звонок с урока для учителя, не вставать пока учитель не закончит урок Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Если ты хочешь спросить или ответить на уроке, нужно не выкрикивать, а поднять руку. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Не разговаривать во время урока, не отвлекать, не мешать товарищам. Во время урока внимательно слушать учителя. Во время урока внимательно слушать учителя. На переменах нельзя бегать, кричать. На переменах нельзя бегать, кричать. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться. Если кто-то взрослый входит вовремя урока, то нужно встать и поздороваться.


Используемая литература Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Бушелева, Б. В. Поговорим о воспитанности. – М.: Просвещение, 1988 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 Минскин, Е. М. От игры к знаниям. – М.: Просвещение, 1987 С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей» Картинки из книги Юлии Соколовой «Правила поведения для малышей»

Цели и задачи классного часа:

Развитие этических норм поведения в обществе;

Воспитание культуры речи, поведения в общественных местах, уважения личности.

Предварительная работа. Учителю необходимо заранее отрепетировать с группой ребят фрагменты сценария классного часа и позаботиться о музыкальном оформлении ситуативного практикума.

Описание классного часа

Культура поведения в общественных местах

Учитель: Ребята, посчитайте, со сколькими людьми вы встречаетесь каждый день. Дома вы общаетесь с родителями, братьями и сестрами, соседями; в школе — со многими учителями, школьными товарищами, библиотекарем, читателями; в магазине — с продавцами, кассирами, незнакомыми людьми; на улице — с прохожими, сверстниками. Трудно сосчитать, сколько людей за один день увидишь: с одними только поздороваешься, с другими — поговоришь, третьим — ответишь на вопрос, к кому-то сам обратишься с просьбой. Вывод: человек находится в постоянном общении со знакомыми и незнакомыми людьми дома, в школе, кино, библиотеке, магазине, транспорте.

Вот о культуре поведения мы и поговорим сегодня с вами на нашем классном часе.

А теперь послушайте стихи и ответьте мальчику на вопрос в конце стихотворения.

Выходит группа учеников, которые читают отрывки стихотворения А. Барто «Снегирь».

1-й ученик:

На Арбате, в магазине,

За окном устроен сад.

Там летает голубь синий,

Снегири в саду свистят.

Я одну такую птицу

За стеклом видал в окне,

Я видал такую птицу,

Что теперь не спится мне...

2-й ученик:

Из-за этой самой птицы

Я ревел четыре дня.

Думал, мама согласится —

Будет птица у меня.

Но у мамы есть привычка

Отвечать всегда не то:

Говорю я ей про птичку,

А она мне про пальто.

Что в карманах по дыре,

Что дерусь я во дворе,

Что поэтому я должен

Позабыть о снегире.

3-й ученик:

Я ходил за мамой следом,

Поджидал ее в дверях,

Я нарочно за обедом

Говорил о снегирях.

Было сухо, но галоши

Я послушно надевал,

До того я был хорошим —

Сам себя не узнавал.

Я почти не спорил с дедом,

Не вертелся за обедом,

Я «спасибо» говорил,

Всех за все благодарил <...>

4-й ученик:

До чего же я старался!

Я с девчонками не дрался.

Как увижу я девчонку,

Погрожу ей кулаком

И скорей иду в сторонку,

Будто я с ней незнаком.

Мама очень удивилась:

— Что с тобой, скажи на милость?

Может, ты у нас больной —

Ты не дрался в выходной!

5-й ученик:

И ответил я с тоской:

— Я теперь всегда такой.

Добивался я упрямо,

Повозился я не зря.

— Чудеса, — сказала мама

И купила снегиря...

Я кричал на всю квартиру:

— У меня снегирь живой!

Я им буду любоваться,

Будет петь он на заре...

Может, снова можно драться

Завтра утром во дворе?

Учитель выслушивает рассуждения ребят.

Учитель: Поведение другого человека, приветливо или грубо сказанное слово, нередко оставляют след в душе на целый день. Часто хорошее настроение зависит от того, оказали ли человеку внимание, были ли с ним приветливы, доброжелательны при общении, и как обидно бывает от невнимания, грубости, злого слова. Жизнь в обществе требует, чтобы все люди выполняли правила общения, обязательные для всех: для взрослых, мальчиков и девочек, спокойных и шаловливых.

Обсуждение «Правил, обязательных для всех»

Учитель : А теперь я предложу вам четыре правила культуры общения. Первое правило вы должны сформулировать сами, прослушав следующие стихи.

Выходят несколько учеников и читают стихи.

1-й ученик:

А вы знаете, что У?

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Что у папы моего

Было сорок сыновей?

Было сорок здоровенных —

И не двадцать,

И не тридцать, —

Ровно сорок сыновей!

2-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Еще двадцать,

Еще тридцать,

Ну еще туда-сюда,

А уж сорок,

Ровно сорок, — Это просто ерунда!

3-й ученик:

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

Что собаки-пустолайки

Научилися летать?

Научились точно птицы,

Не как звери,

Не как рыбы, —

Точно ястребы летать!

4-й ученик:

Ну! Ну! Ну! Ну!

Врешь! Врешь! Врешь! Врешь!

Ну, как звери,

Ну, как рыбы,

Ну еще туда-сюда,

А как ястребы,

Как птицы, —

Это просто ерунда!

(Из стихотворения Д. Хармса «Врун»)

Учитель помогает учащимся сформулировать первое правило: «Быть всегда, везде и со всеми честным».

Учитель: Второе правило — правило точности. Труд, общественная работа, развлечения часто бывают коллективными, когда от каждого зависит успех. Поэтому воспитанный человек должен быть точным. Точность нужна во всем: в работе, учении, приходе к сроку в школу, на собрание, в кино, театр. Точность должна быть в исполнении обещаний. Дал слово — исполни, обещал — приди вовремя.

Третье правило — деликатность. Оказывать помощь другому человеку надо деликатно, не подчеркивать, что ты совершаешь хороший поступок, не хвастаться этим. Ведь помощь оказывается не ради того, чтобы обратить на себя внимание. Надо уметь и принять помощь, не отказываться от совета, не думать, что ты лучше всех и все умеешь делать сам.

И четвертое правило — правило вежливости. Надо вежливо обращаться к другим людям, правильно вести себя в чужом доме, быть гостеприимным хозяином, уметь слушать других, знать, кого можно называть на «ты», а к кому обращаться на «вы», уметь сдерживаться, не быть вспыльчивым, раздражительным.

Только запомните, все эти правила надо соблюдать искренне, не пытаясь из этого получить выгоду. Льстивая вежливость может привести в итоге к плохим поступкам, а порой и к трагедии.

Обсуждение ситуаций о поведении в общественных местах

Ситуация первая: Вот ученики четвертых классов выходят гурьбой после просмотра фильма из зала. Толкаются. Некоторые ребята хотят побыстрее выйти на улицу, поэтому локтями расталкивают соседей. Мальчик, спускающийся по лестнице, споткнулся и упал. Как реагировали окружающие ребята?

Один бросился на помощь, пытаясь помочь мальчику подняться, другой закричал: «Ну что толкаешься?!» Третий громко засмеялся и бросил реплику: «Вот неуклюжий! Медведь косолапый». Остальные равнодушно проходили, даже не взглянув на пострадавшего.

Можно представить и переживания упавшего мальчика, и огорчение попавших в толкучку, которую создали ребята, расталкивающие друг друга и стремящиеся выйти первыми, без очереди.

Как бы вы поступили в данном случае? (Ребята предлагают свои варианты решения проблемы.)

Ситуация вторая: Четвертый класс идет на экскурсию в музей. Еще издали слышно, что идут много ребят: они громко разговаривают, смеются. Некоторые пытаются подставить подножку впереди идущему. Но вот встретился киоск с мороженым и соками. Сразу же у киоска возникла толпа. Каждый хочет побыстрее купить мороженое. Ученики даже не слышат учительницу. Наконец, класс подходит к остановке. Приближается автобус. Многие ребята входят с мороженым в руках. Оно тает, капли падают на одежду пассажиров, которые, конечно, выражают недовольство и возмущение.

В этой ситуации опять встречаемся с людьми, которые приносят окружающим неприятности.

Каковы пути разрешения данной ситуации? (Ребята вновь предлагают свои варианты, решения проблемы.)

Надо уметь жить среди людей, вежливо, деликатно вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга.

Учитель: Ребята, а теперь я предложу вам некоторые правила «Не». Пожалуйста, познакомьтесь с этими «Не» повнимательнее. Два ученика читают поочередно:

Не спеши первым сесть за стол.

Не разговаривай во время еды.

Не забывай закрыть рот, когда жуешь.

Не чавкай.

Не рвись первым выскакивать в двери.

Не перебивай говорящего.

Не размахивай руками.

Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

Не передразнивай говорящего.

Не садись раньше старшего без его разрешения.

Не протягивай руку первым при приветствии, подожди, пока старший поздоровается с тобой за руку.

Не забудь снять головной убор, входя в дом.

Не повторяй слишком часто «я».

Не делай вида в общественном транспорте, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

Не вмешивайся в чужой разговор, а в случае необходимости — произнеси слово «Простите».

Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

Не чихай в пространство, чихай в носовой платок.

Не держи руки в карманах.

Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

Не сквернословь!

Не считай себя «самым умным и всезнающим», будь скромен.

Мальчики — будьте вежливыми с девочками, а девочки — будьте учтивы с мальчиками.

Не пытайся раньше времени стать взрослым, старайся не попасть под влияние вредных привычек.

Учитель : Ребята, сразу запомнить эти правила сложно. Но, выполняя некоторые из них ежедневно, вы сможете выучить все правила за несколько дней. Давайте поиграем в игру «Правила хорошего тона». Если вы внимательно прослушали правила «Не», то вы справитесь с заданиями этой игры.

Я буду называть первую часть «правил хорошего тона», например: «За столом...», а вы должны закончить эту фразу, используя правила «Не», например: «не болтай ногами», «не разговаривай» и т. д.

При еде... (не чавкай, не разговаривай с соседом и т. д.).

При приветствии старшего...

При разговоре с другом...

При входе в общественный транспорт...

В людных местах и на улице...

Входя в школу...

Продолжая игру, начальные фразы учитель может придумать самостоятельно, в зависимости от времени и настроения учеников.

Тема: «Как себя вести» (практикум по культуре поведения)

Цели и задачи классного часа

— Развивать умение учащихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;

— усвоить основные правила поведения в театре, транспорте, в гостях.

Подготовительная работа

Классный руководитель должен заранее предложить учащимся прочитать книги по культуре поведения, создать инициативную группу, которая готовит:

— выступления учащихся, читающих наизусть стихи Г. Остера;

— инсценировки-миниатюры о нелепом поведении людей, не знающих правил этикета;

— цветные жетоны из бумаги, которые будут выдаваться учащимся, формулирующим правила поведения в ходе практикума.

Предварительно выбирается ведущий.

Оборудование классного часа

Три белых листа ватмана, фломастеры, маркеры, жетоны из бумаги.

Ход классного часа

Классный руководитель предлагает ребятам побывать в необычном театре, где в спектаклях-миниатюрах главный персонаж Вася Васечкин живет по своим правилам, отличающимся от правил поведения, которым следуют воспитанные люди, и вот что с ним происходит...

Классный руководитель предлагает детям посмотреть игровые ситуации, в которые попадает Васечкин, найти все его ошибки и исправить их, грамотно сформулировать правила поведения. За каждое такое правило ученик получает жетон. В конце встречи участники подсчитают, у кого жетонов больше.

Итак, спектакль начинается...

Игровая ситуация: «В театре»

1-я игровая миниатюра: «В театральном буфете».

Ученик читает стихотворение Г. Остера:

Посещайте почаще

Театральный буфет.

Там пирожные с кремом,

С пузырьками вода.

Как дрова, на тарелках

Шоколадки лежат,

И сквозь трубочку можно

Пить молочный коктейль,

Не просите билеты

На балкон и в партер.

Пусть дадут вам билеты

В театральный буфет.

Уходя из театра,

Унесете с собой

Под трепещущим сердцем,

В животе, бутерброд.

Учитель предлагает учащимся краткую беседу: «Зачем нужен в театре буфет?»

2-я игровая миниатюра: «Свет в зале погас. Идет спектакль...»

У доски условно показан зрительный зал театра — стоят два ряда стульев, на них сидят «зрители» (4-6 учащихся). Они внимательно «смотрят спектакль». Васечкин, запыхавшись, врывается в зал. Находит свой ряд и начинает пробираться между рядами, повернувшись спиной к сидящим. Роняет свое пирожное на колени одного из зрителей. Наконец добирается до своего места и начинает расспрашивать, что уже показали артисты. Немного посмотрев на игру актеров, дожевав свою шоколадку, которую до этого он долго и шумно разворачивал, Васечкин зевает и решает вернуться в буфет, приглашает с собой товарища. И вот он в фойе. Женщина роняет носовой платочек. Васечкин, как настоящий рыцарь, наклоняется, берет платочек, подает его даме. И слышит в ответ: «Никогда, мальчик, этого не делай». Огорченный Васечкин бредет в буфет.

Классный руководитель предлагает учащимся назвать ошибки, которые допустил Васечкин.

В ходе обсуждения дети формулируют правила поведения в театре. Ведущий записывает их маркером на белом листе ватмана.

Возможные правила поведения в театре:

— Предъяви билет контролеру при входе в театр.

— Если это необходимо, то верхнюю одежду сдай в гардероб.

— Пройди в зал и сядь на указанное в билете место.

— Веди себя прилично, не мешай зрителям громким разговором или излишними эмоциями.

— Во время антракта можно посетить буфет, но приносить в зал пирожное нежелательно.

— По окончании спектакля выйди из зала, не мешая другим зрителям.

Игровая ситуация: «В транспорте»

3-я игровая миниатюра: «На автобусной остановке»

Ученик читает наизусть стихотворение Г. Остера:

Когда состаришься — ходи

По улице пешком.

Не лезь в автобус, все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать.

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

Учитель предлагает учащимся короткую беседу: как надо себя вести на автобусной остановке?

4-я игровая миниатюра: «В автобусе».

У классной доски стоят шесть стульев в ряд, условно изображая салон полупустого автобуса. В «автобусе» сидит очень старая женщина. Впереди сидит «кондуктор». На остановке в «автобус» запрыгивает Васечкин и, держа за руку свою подружку, начинает затаскивать ее в салон. Оказав таким образом «даме» помощь, он плюхается на сиденье и кричит подруге: «Анька, оплати проезд!». Аня, севшая позади пожилой дремлющей женщины, будит ее и просит передать деньги на билет. На следующей остановке входят пассажиры, в основном пожилые люди. Васечкин разговаривает с Аней, делает вид, что не замечает уставших стариков. Аня встает, уступает место старушке, но при этом говорит: «Садитесь. Не сидится вам, старикам, дома!».

После просмотра миниатюры классный руководитель предлагает ребятам проанализировать поведение Васечкина и Ани в автобусе, найти допущенные ими ошибки, сформулировать правила поведения в транспорте. По ходу обсуждения ведущий записывает на втором листе ватмана правила поведения в транспорте. Учащиеся, грамотно сформулировавшие эти правила, получают поощрительные жетоны.

Возможные правша поведения в транспорте:

1. При входе не мешай пассажирам входить в автобус (трамвай, метро).

2. Если есть свободное место, спокойно займи его.

3. Уступай место пожилым людям и женщинам.

4. Если ты с девочкой, предложи ей место.

5. В транспорте громко не разговаривай с друзьями.

6. Не сори в транспорте, не привлекай к себе излишнего внимания окружающих.

Игровая ситуация «В гостях»

5-я игровая миниатюра: «В гостях».

Учащийся читает наизусть стихотворение Г. Остера:

Если друг на день рожденья

Пригласил тебя к себе,

Ты оставь подарок дома —

Пригодится самому.

Сесть старайся рядом с тортом,

В разговоры не вступай.

Ты во время разговора

Вдвое меньше съешь конфет.

Выбирай куски помельче,

Чтоб быстрее проглотить.

Не хватай салат руками —

Ложкой больше зачерпнешь.

Если вдруг дадут орехи,

Сыпь их бережно в карман.

Но не прячь туда варенье —

Трудно будет вынимать.

Учитель в краткой беседе объясняет учащимся, как необходимо готовиться к предстоящему визиту в гости.

6-я игровая миниатюра: «Васечкин принимает гостей».

У доски стоит стол с букетом цветов, стулья. В глубине «дверь». У Васечкина день рождения, он расставляет стулья для гостей. Звонят. Васечкин просит свою бабушку открыть дверь. Гость кричит с порога: «Здрасьте!» и с расстояния бросает Васечкину мяч: «Держи! Тебе подарок! Смотри, не потеряй! Помнишь, как ты потерял мой ножик?». Вася обращается к бабушке: «Бабуль, принимай гостей, а я пока с Сашкой поговорю». Снова звонят. Бабушка открывает дверь. Вламывается толпа одноклассников. Оттеснив бабушку в глубину коридора, они хором кричат: «Поздравляем!». Васечкин подходит к друзьям, берет подарок в красивой упаковке, бросает его на стул и говорит гостям: «Проходите в комнату, пальто снимайте!». Обращаясь к бабушке, Вася добавляет: «Все собрались. Можно подавать на стол».

Классный руководитель предлагает проанализировать увиденную ситуацию, просит найти ошибки, допущенные Васечкиным и его одноклассниками. Учащиеся формулируют правила, как принимать гостей, как дарить и принимать подарки, как представлять при знакомстве людей.

Ведущий записывает на третьем листе ватмана правила поведения в гостях. Учащиеся, грамотно сформулировавшие правила поведения, получают поощрительные жетоны.

Возможные правила поведения в гостях:

1. При подборе подарка помни, кому он будет предназначен: мальчику или девочке, мужчине или женщине.

2. Помни пословицу: «Не дорог подарок, а дорога любовь».

3. Подарок обычно дарят при входе в помещение.

4. В гостях вести себя необходимо скромно, без разрешения хозяев не прикасаться к вещам и не ходить по комнатам.

5. За столом надо вести себя скромно, соблюдая правила этикета.

6. Со взрослыми следует вести себя уважительно, обращаясь на «вы».

Подведение итогов классного часа

В конце классного часа классный руководитель благодарит инициативную группу, которая помогла учащимся побывать в необычном театре, увидеть веселые миниатюры и нелепое поведение Васи Васечкина.

В ходе рефлексивной деятельности подводятся итоги анализа ситуаций. Еще раз все вместе повторяют правила поведения. Детям предлагают внести дополнения в уже сформулированные и записанные на листах ватмана правила.

Учащиеся все вместе приветствуют аплодисментами своих одноклассников, набравших больше всего поощрительных жетонов.

Классный руководитель предлагает ребятам продолжить работу необычного театра и поставить новые миниатюры, придумав тему нового спектакля.