Когда ребенок все отрицает, или первое «нет



Богданова Н.В.,
детский психолог, психоаналитик

Кризис двух лет

Большинство малышей около двух лет проходят через возраст "нет". Даже те дети, которых считали настоящими маленькими ангелочками, начинают больше напоминать упрямых осликов. Как же реагировать на подобные изменения в поведении ребенка? В каком случае нужно проявить твердость, а в каком лучше уступить?

Вы просите его надеть свитер, сесть за стол, прекратить исследование электрической розетки или вернуть погремушку восьмимесячному братику - с недетским упорством ваше чадо отклоняет любые просьбы и требования.

"На очередном "нет" я сломалась, мое терпение лопнуло - рассказывает Лариса, мама двухлетнего Филиппа. Я мечтала лишь о том моменте, когда он, наконец, ляжет спать, и я получу небольшую передышку".

С чем же связана потребность малыша проявлять упрямство? Около двух лет ребенок начинает осознавать свою целостность, как психологическую, так и физическую, он учиться контролировать свои естественные отправления и получает удовольствие от владения своим телом. В этот период он ощущает, что больше не составляет единое целое со своей мамой, что он совершенно отдельная личность. С помощью "нет" малыш раз за разом утверждает свое, совсем свежее чувство "отдельности". Чтобы психологически отделиться от родителей ребенок должен им противодействовать, оказывая сопротивление родительскому контролю, указаниям и просьбам. Только противопоставив себя родителям, он может ступить на путь индивидуализации. Конечно, порой с малышом бывает трудно поладить, но нужно помнить, что этот кризисный период предваряет новую веху в развитии. Поэтому важно понять, как помочь ребенку (а иногда и себе) пройти через кризис, не препятствуя развитию личности.

Обойти препятствие

Давай оденем носочки? Нет, не надо носков! Не стоит проявлять упрямство вслед за ребенком. Вы, безусловно, сможете его переупрямить, но на самом деле, подчинившись вам в этот раз, он не изменит свою позицию. Правда, если вы будете постоянно уступать, малыш может "выйти из берегов", превратившись в маленького тирана. Безусловно, маленькому ребенку важно проявить свою волю и почувствовать, что именно он управляет ситуацией, но не менее важно установить границы, чтобы он учился соизмерять свои желания с требованиями реальности. Чтобы с честью выходить из очередной конфликтной ситуации, в которую вас завело непримиримое упрямство малыша, вам необходимо стать мастером отвлекающих маневров и лирических отступлений. Например, предложите его пальчикам игру в прятки: не хотят ли они спрятаться в носочки, чтобы их никто не нашел? Привлеките его внимание к чему-то, что вызывает у него положительные эмоции: «Твой мишка пойдет с нами на прогулку? Ему, наверное, надо помочь собраться?» Иногда достаточно подождать пять минут, и вновь повторить свою просьбу. Внимание вашего ребенка будет сосредоточено уже на другом. Примените ту же стратегию, если малыш отказывается покинуть игровую площадку: «Кто быстрее добежит до угла вон того дома?» Это хороший способ переключить внимание ребенка на что-то более веселое, интересное или необычное. Когда упрямый малыш начинает слушаться, похвалите его, ведь для него это очевидное усилие.

Если Ваш ребенок не внимает просьбе сесть за стол или начать готовиться ко сну, если между Вашими уговорами и его согласием на действия проходит не менее четверти часа, успокойте себя тем, что это нормально в его возрасте. Маленькому ребенку достаточно трудно незамедлительно среагировать на вашу просьбу, особенно если он занят чем-то более интересным, чем пюре или дневной сон. Поставьте себя на его место. Возникнет ли у Вас желание прервать разговор с любимой подругой, ради того чтобы пойти мыть посуду? Вряд ли тот час же. Может быть, минут через десять. Для ребенка, так же как и для Вас, переключение с одной деятельности на другую происходит легче и не вызывает сопротивления, если он знает об этом заранее. "Потихоньку заканчивай игру, через пятнадцать минут мы будем обедать". Если Вы собираетесь в гости, объявите ему программу и добавьте какие-нибудь приятные подробности: «Мы пойдем к бабушке. Она очень хочет увидеться с тобой и угостить тебя блинчиками». Одевая малыша, расскажите ему, как Вы будете добираться, напомните про блинчики, спросите, сколько он сможет съесть: давай посчитаем, с медом или с вареньем? Он и не заметит, что уже полностью одет и готов к выходу.

Безусловно, существуют вещи, в отношении которых необходимо оставаться непоколебимой. Ребенок должен знать, что существуют запреты и правила, которые нельзя нарушать никогда. В основном они должны касаться безопасности и быть предельно ясными. Нельзя совать пальчики в розетку, залезать на подоконник или вырывать ручку из маминой руки посреди проезжей части. Когда Вы просите малыша убрать пальчики от розетки, он должен их убрать. И если он говорит «нет», спокойно отведите его ручки от заветной цели, здесь не может быть никаких компромиссов. Малыш наверняка постарается отстоять свои права криком и слезами, постарайтесь не противопоставлять свою позицию его, а успокоить и еще раз объяснить, с чем связан запрет.

Время от времени давайте малышу возможность сказать «нет», проявить волю и выразить свои желания. Ребенок должен знать, что это именно он что-то хочет или не хочет, и, принимая его "нет" Вы проявите уважение к его потребностям. Почему бы не позволить малышу проявить свободу выбора там, где это не угрожает его безопасности и здоровью? К тому же будет соблюдаться некоторый баланс между тем, что Вы можете ему разрешить, а что нет.

За столом: «Положить тебе цветную капусту
В момент выбора игры: «Хочешь поиграть с кубиками?»
Предлагая ему лишний стакан с напитком: «Хочешь еще сока?»
Поставив его перед выбором: «Какой свитер ты хочешь надеть красный или голубой?»
Предоставить выбор в проявлении чувств: «Хочешь поцеловать сестричку?»

Jusik специально для сайт

Вконтакте

Одноклассники


Как вышло, что прелестный ангелочек, такой послушный и спокойный вдруг превратился в жуткого тирана? Он вопит и топает ногами, отказывается есть и гулять, портит свои любимые игрушки и вашу дорогую косметику. Дитя в перманентной истерике, вы в ужасе, родственники в недоумении и только детские психологи совершенно спокойны - все идет по плану! Кризис трех лет - совершенно нормальный этап в развитии вашего малыша, более того, он просто необходим, утверждают они. Что такое кризис трех лет у детей , и каковы его симптомы, как правильно вести себя родителям, чтобы выбраться из переделки с наименьшими потерями и не нанести ущерба психике ребенка, расскажет Женский журнал Charla .

Кризис трехлетнего возраста обычно начинается с 2,5 лет и может длиться до 4-х лет. Несмотря на тяжесть данного периода, как для малыша, так и для родителей, необходимо набраться терпения и пережить его. Попытки «подавить бунт», «взять в ежовые рукавицы» и прочие карательные меры только усугубят ситуация и увеличат масштаб военных действий.

Но и это еще не все. Главное, что должны помнить родители, что в этой «войне» можно потерять будущую самостоятельную и гармоничную личность, получив взамен пугливое и неуверенное в себе нечто, равно неспособное сказать «нет!» и выбрать блюдо на завтрак. Поэтому так важно понимать всю ответственность и важность данного периода и не допустить досадных ошибок в стратегии.

Кризис трех лет: наглядная демонстрация

Ребенок заявляет «Нет!» и «Не хочу!». Он кричит «Я сам!». Он требует «Дай!», почти сразу отбрасывает полученное, и снова требует, уже чего-то другого. Маленький тиран распоряжается, кто и где будет сидеть, лежать, спать и т. д. Не терпит правил, которые раньше соблюдал и признавал верными

Он способен поступать вопреки собственным желаниям, лишь бы сказать вам «нет». Устраивает сцены в людных местах, при этом норовя устроиться в самом неподходящем месте, сесть в лужу, прилечь поближе к проезжей части.

Он ломает самые любимые игрушки и покушается на дорогие вещи, проявляет агрессию по отношению к ровесникам и старшим. Кажется, что он пытается всеми способами вывести вас из себя, но когда ему это удается, не получает никакого удовлетворения. Он одинаково сердит и расстроен как в случае победы, так и в случае неудачи.

Кризис трех лет: внутренние процессы

Причина такого поведения проста и понятна, однако от понимания окружающим не намного легче.

Дело в том, что к трем годам малыш впервые осознает себя как отдельную личность, со своими желаниями, представлениями о мире. Он жаждет быть самостоятельным и стремится выйти из-под контроля. К этому возрасту ребенок уже научился говорить и хочет использовать и развивать это умение. Также он стремится очертить свою территорию и выясняет, насколько далеко может зайти в своих поползновениях.

Вместе с тем сам ребенок не осознает того, что с ним происходит. Он постоянно загоняет себя в свои же ловушки и не знает, как выбраться из них, не нарушив своих новых, собственных правил. В общем, он чувствует себя еще более потерянным, напуганным и несчастным, чем вы.

Давайте рассмотрим основные симптомы кризиса трех лет и узнаем, какой тактики советуют придерживаться психологи для преодоления трудного периода.

Симптомы кризиса трех лет

Отрицание

Маленький нигилист отвечает «нет» на любое предложение или просьбу. Причем такой ответ связан не столько с содержанием просьбы, сколько с человеком, который ее высказал. Чаще всего «жертвой» становится самый строгий и авторитарный из родителей, тот, кто больше контролирует и стремится подчинить. Проще говоря, утомляет воспитанием.

От обычного непослушания симптом нигилизма отличает два фактора. Первый, как мы уже говорили, это неприятие просьб конкретного взрослого, в то время как к предложениям других малыш может относиться спокойно.

Второе, это тот факт, что непослушный ребенок отказывается делать то, что не хочет, но вполне согласен заняться чем-то приятным для себя.

Симптомом кризиса трех лет у детей является отрицание любых действий, даже тех, которые очень даже желательны для них. И это довольно важный момент. Дело в том, что таким образом у малыша формируется умение отказываться от чего-то, вопреки своему желанию под действием каких-то других мотивов. В дальнейшем такое умение позволит ему делать правильный выбор в сложных ситуациях.

К тому же не нужно забывать, что малыш проявляет себя только доступными ему способами. Его «нет», не столько отрицание, сколько заявка на право делать выбор и иметь собственное мнение.

Что советуют делать психологи в этом случае? Во-первых, взрослый, на которого чаще всего негативно реагирует ребенок, должен хорошо подумать и внести коррективы в свои методы воспитания и общения с ребенком.

Во-вторых, ребенку можно просто подыграть, таким образом, добиваясь нужного результата. Есть множество игр, которые помогут вам это сделать.

Например, поиграть в игру «Наоборот». Вы договариваетесь с малышом, что будете запрещать ему делать какие-то вещи, а он будет поступать наоборот. Такие игры нравятся малышам, они не видят в них подвоха. Запретите ему умываться после сна и он обязательно умоется.

Можно пойти дальше и, поощряя стремление малыша говорить и всячески развивать речевые навыки, договориться называть вещи не своими именами: сына - дочкой, кошку - собачкой, рыбку - птичкой и т.д. Это даст ребенку возможность понарушать правила, придумать свои, выбрать, как и кого ему хочется называть, в общем, весь комплект удовольствий для «Великого Нехочухи».

Упрямство

Симптом кризиса трех лет , называемый упрямством, подразумевает не «выкручивание рук» маме, в попытках заставить ее купить что-то очень желаемое, а требование оного только потому, что «я так сказал». То есть, объект вожделения таковым вовсе не является и будет забыт сразу после покупки, а через минуту будет выбран и затребован новый.

Не хочет получить игрушку, но хочет утвердиться в мнении, что он решает, выбирает и властвует. Игрушку, конечно, покупать не стоит, начавшуюся истерику следует проигнорировать до прибытия домой.

Также малыш может выказывать упрямство, заявляя «Я сам!». Причем, он стремится пресечь ваши попытки помочь даже в тех вещах, где он не сможет справиться самостоятельно. Это делается просто, чтобы настоять на своем, утвердить свою самостоятельность и неподконтрольность.

Психологи советуют быть терпеливыми и позволить малышу делать что-то самому, если это не опасно для его жизни и здоровья. Так, например, если он сам хочет надеть колготки, дайте ему такую возможность и выделите дополнительное время. Если он желает вкрутить лампочку в торшер - лучше твердо и спокойно запретить.

По мере возможности давайте ему больше самостоятельности. Позволяйте помогать вам по дому. Не забывайте хвалить малыша за старания и самостоятельность, особенно в присутствии других домочадцев.

Строптивость, бунт и протест

Открытые выступления против простых ежедневных правил и ритуалов являются еще одним симптомов кризиса трех лет у детей. Это не противостояние авторитарному родителю или попытка утвердить самостоятельность. Это борьба против всех и всяческих правил прежней жизни, стремление создать свой собственный мир со своими правилами.

Иногда это просто желание вступить в конфликт, заставить взрослого подчиниться своим правилам.

Если данные симптомы кризиса трех лет принимают форму отказа от супа на обед или выражаются в нежелании расчесываться по утрам, то тут поможет, опять же, игра. Пригласите за обеденный стол зайку или мишку, просите ребенка помочь ему поесть и объяснить игрушке, почему нужно кушать и т.п.

Если эмоции достигают накала и выливаются в , ни в коем случае не идите на поводу. В противном случае, ребенок запомнит, что вы «введетесь» на эту уловку и вашей более или менее сносной жизни придет конец.

Специалисты советуют устраивать в таких случаях короткие перерывы. Малыша отводят (или относят) в светлую, просторную комнату и предлагают посидеть там немного, чтобы успокоиться. Время такого «заточения» зависит от возраста капризника: сколько ему лет, столько минут он должен «пребывать в раздумьях».

Если он просит его выпустить, нужно спокойно уточнить, успокоился ли он. Ни в коем случае не проявлять злорадства или раздражения - ребенок в истерике не контролировал себя, делал это не специально, так что ваши поучения, тем более в грубой форме, не принесут пользы.

Также бесполезно кричать и втолковывать что-то ребенку, находящемуся в процессе истерики - он вас не слышит и не воспринимает. Когда инцидент исчерпан, также неразумно делать вид, что ничего не произошло. Малышу следует дать понять, что вы его очень любите, но вам не нравится, когда он так делает. Он должен знать, что он - замечательный ребенок, и вас огорчает не он сам, а его поступок.

Причем, все свои мысли нужно проговаривать вслух - ребенок мыслей не читает и чувствует себя виноватым. Вы должны сказать, что вы понимаете, почему он так сделал, НО… вас огорчает такое поведение, и хорошо бы он так больше не делал.

Переоценка ценностей

Еще одно интересное проявление кризиса трех лет . Обычно характеризуется тем, что малыш намеренно уничтожает то, что раньше ему было дороже всего. Объектом покушения при этом могут стать не только его личные вещи, но ваши, либо общие семейные реликвии. Так же он может начать грубить и ругаться, приводя в ужас взрослых.

Психологи считают, что таким образом ребенок отделяет себя от близких людей, дистанцируется как личность, утверждается в главной роли.

Деспотизм

Еще одно из проявлений желания быть главным. Ребенок при этом может требовать подчинения своим приказам (стой там - иди сюда), пытаться отвести каждому его место, в буквальном смысле (кто должен сидеть у окна, а кто - у холодильника).

Тяжелее приходится семьям, если в них имеются и другие дети, тогда маленький тиран изводит родителей и брата или сестру постоянной ревностью. В таких случаях психологи рекомендуют проявлять больше внимания к каждому малышу, выкраивать сколько-то времени ежедневно, чтобы посвятить его только ему одному.

Примерно так выглядят основные симптомы кризиса трех лет . Из всего перечисленного понятно, что основная картина кризиса - противостояние контролю и опеке, стремление к самостоятельности и свободе выбора, осознание себя, как отдельной полноправной личности.

Поэтому, не смотря на трудность данного периода, родители должны приложить все возможные усилия, чтобы маленький человечек пережил кризис трех лет, получив правильный опыт и нужные задатки, не разуверился в любви близких и их готовности всегда придти на помощь.

Александра Панютина


Вы, наверное, были безумно рады, когда ваш малыш впервые назвал вас мамой или папой, а себя по имени. Но когда ребенок на ваши разумные предложения и уговоры отвечает решительно "Нет!" - вы готовы его отшлепать. С точки зрения психологии, первый случай ничем от второго не отличается - все перемены, происходящие с вашим ребенком, - это лишь очередная ступень на пути становления личности.

Стать самостоятельной личностью - это основа всего развития, и многое в процессе взросления радует родителей. Мы радуемся, когда малыш говорит: "Я хочу" или "Мне хочется". Проблема заключается в том, что это "я хочу" неизбежно перерастет в "нет, не буду", а его "не дам" формирует . Именно в этот период у малыша происходит осознание этого, что он может иметь свое мнение и свой взгляд на вещи, а именно это и означает "быть личностью". И если инициатива исходила не от него, а от взрослого, то малыш начинает противоречить, даже если ему хочется согласиться.

Ведь получается, что это вы управляете жизнью малыша, решаете, идти гулять на детскую площадку или в парк, одеть розовый костюмчик или зеленый, съесть ребенку яблоко или морковь. Когда малыш говорит первое "нет", он хочет дать вам понять, что он тоже может принимать подобные решения.

Без сомнений, человеку очень хорошо живется "под маминым крылом": не нужно решать, надеть ботиночки или сапожки, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений, типа есть ли яйца всмятку или омлет. Затем постепенно приходит ощущение того, что можно жить как-то иначе, не так, как сейчас, не в этом состоянии "ничегонеделания". Ведь ребенок - отдельный человек, личность, которая начинает понимать, что ему больше нравится розовый костюм, а не зеленый, хочет пожарную машину и терпеть не может, что спать приходится ложится раньше всех. Он - отдельный человек, с мнением которого нужно считаться.

Как правило, первое отрицание всего со стороны малыша приводит в некое замешательство его родителей, если не в состояние паники. Теперь нужно срочно "перегруппировываться", менять планы и методы - с мнением малыша теперь необходимо считаться. Хотя кроха, который высказывает твердое "нет" думает, что быть самостоятельной личностью и говорить "нет" это одно и то же, не нужно пытаться уговорить его сделать что-то. Достаточно дать ребенку иллюзию выбора: например, не нужно спрашивать, идете вы гулять или нет, спросите: "Мы пойдем гулять в парк или на площадку?", или "Ты будешь пить чай с печеньем или с булочкой?" и т.д. Тогда есть шанс найти компромисс.

Если же, родители способны уважать то мужество, которое требуется малышу, переживающему первый кризис становления личности, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он скорее поймет, что самостоятельность требует большего, чем просто отрицание.

Уважать стремление ребенка к независимости - значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

Ведь, период отрицания будет негативной, если превратить ее в борьбу своих желаний с желаниями ребенка. Но ведь можно пережить этот период по-другому - радуясь рождению новой личности, ища взаимные компромиссы при принятии совместных решений.

Кстати, если подавлять насильно волю малыша, то он не сможет в свое время сказать "нет" продавцу наркотиков, "нет" - участию в драке. Так что личности нужны

    «Не хочу домой!»

    Не стоит резко прерывать захватившую ребенка игру и насильно тащить его домой. За некоторое время до конца прогулки надо постараться его отвлечь и переключить на что-то интересное. Если это будет уже знакомый малышу приятный ритуал, то сделать это будет гораздо проще. Например, покормить птичек, покататься на плечах у папы и т.д.

    «Не хочу играть!»

    Не настаивайте, просто начните сами делать то, что вам интересно - строить домик в песочнице, или возводить крепость из конструктора. Через некоторое время ребёнок заинтересуется и обязательно к вам присоединится. Похвалите его за поддержку и потихоньку передайте инициативу в его руки.

    «Не хочу спать!»

    Необходимо укладывать малыша спать в одно и то же время. Попробуйте поговорить с ребенком об отдыхе от лица игрушки или сказочного персонажа. Хорошо, если он сам выступит в роли папы или мамы по отношению к любимой кукле или мягкой игрушке, поговорит с ней, поубаюкивает.

    «Не хочу вставать!»

    Пробуждение тоже можно сделать приятным ритуалом. Хорошо тихо включить красивую музыку, или любимые мультики, погладить спинку, поцеловать малыша, прошептать знакомый стишок или песенку.

    «Не хочу есть!»

    Режим питания, активное движение и запрет на «хватание со стола» и «перекусы» способствуют хорошему аппетиту. Если все члены семьи дружно сели за обеденный стол, то малышу будет трудно удержаться и не попробовать, что же там положили в тарелку. Привлеките своего кроху к подготовке к обеду, поручите расставить тарелки, разложить салфетки и т.д. И не забудьте при этом похвалить маленького помощника, отметить лучшие моменты (как он быстро и аккуратно все сделал) его стараний.

    Не заставляйте ничего делать ребенка насильно, громкие крики тоже мало помогут, просто запаситесь терпением и будьте внимательны и тогда обязательно «общий язык» найдется. Если заставлять малыша делать все по-своему, это лишит его всякой инициативы, он будет чувствовать себя слабым и беспомощным. Нетрудно представить, что навязывая свою волю, мы развиваем в нем робость, инфантильность, а протестуя, он может стать еще более упрямым или даже злым. Наверное, вы мечтаете не о том, чтобы став взрослым, он плыл по течению жизни, им управляли все кому не лень. Сопротивляясь и говоря «нет» малыш тренирует характер, учиться быть личностью со своими мыслями и чувствами, а не тем, кто послушно выполняет запросы других. Он будет жить, как сам того хочет, а не как он должен по чьему-то мнению. Тогда повзрослев, он без колебаний скажет твердое «нет», если кто-то предложит участие в сомнительных авантюрах. Будьте творцами и не исполнителями чьей-то воли, помогите своему ребенку преодолеть эту сложную ступеньку становления и развития в лестнице жизни, и это в будущем окупиться сторицей.

Если вы нормальные родители, то вы были невероятно довольны и горды, когда ваш ребенок впервые узнал себя в зеркале, но вы были готовы свернуть ему шею, когда около двух с половиной лет он встречал все ваши привлекательные и разумные предложения громким и решительным "Нет!". На первый взгляд может показаться, что первое событие стоит того, чтобы его отпраздновали, а второе указывает на наступление тяжелых времен и вызывает, по крайней мере, легкий ужас, если не ярость.

В этих двух стадиях развития странно не то, что они отличаются, а то, что они представляют собой одно и то же. По-своему каждое событие свидетельствует о наиболее волнующем и загадочном чуде: у ребенка развивается осознание себя как личности.

Стать личностью - это суть всего развития, и многое в этом процессе открытия себя приятно для родителей. Нам нравится, когда Джонни говорит: "Джонни хочет", и мы еще более довольны, когда у него возникает представление о себе, достаточное для того, чтобы сказать: "Мне хочется". Когда он доходит до драматического момента "Я хочу", мы бурно радуемся его развитию.

Беда в том, что "я хочу морковку" должно по законам природы рано или поздно превратиться в "я не хочу никакой морковки". Быть личностью означает иметь свое мнение и представление о вещах.

Конечно, замечательно говорить "да" жизни и миру, но, когда ты очень мал, все эти "да" относятся к вещам, которые за тебя решает кто-то другой. Первое "нет", - вероятно, самое громкое заявление, которое когда-либо может сделать ребенок, потому что это момент возникновения его как личности, которая говорит: "Я должна начать сама управлять своей жизнью".

Ребенок, который упивается вновь обретенной властью, вводит родителей в сумеречное состояние; выйти из этого состояния им поможет хладнокровие, если они поймут, какое невероятное мужество требуется от него, чтобы перейти к стадии отрицания.

Вот ты, маленький и хорошенький, живешь припеваючи, и все счастливы стоит тебе только улыбнуться, немножко поворковать и дать взрослым возможность все за тебя решать. Нет проблемы, надеть синий или зеленый костюмчик, не нужно планировать свой день, не надо принимать серьезных решений типа этого: есть или нет яйца всмятку. Просто посиживай себе на солнышке без единой заботы в голове.

Затем постепенно возникает какое-то странное, навязчивое ощущение, что можно жить как-то иначе, чем в этом состоянии праздности, что от тебя ждут, чтобы ты хоть немного двигался вперед. Это же ты, а не мама, не папа, не тетушка и не сестра терпеть не можешь синюю пижаму, но любишь пирог с черникой и можешь слезть с горки сбоку, хочешь пожарную машину и не любишь, когда тебя укладывают спать раньше всех. По-видимому, уже пора объяснить это всему остальному миру, а тем самым и себе самому: существует личность, с которой надо считаться.

Первое "нет" почти всегда вызывает реакцию паники, оцепенения и перегруппировки в стане противника. У мамы расширяются глаза и сжимаются губы, у папы краснеет лицо, и в его глазах читается: "Мне хочется тебя отшлепать", няня грозится больше не приходить, бабушка говорит: "Это не мой милый мальчик". Это "нет" - довольно опрометчивая шутка. Какое-то время кажется, что, когда ребенок говорит "нет", это только означает, что он хочет заявить о своем "Я", и это приводит родителей в замешательство.

Мать говорит: "Дорогой, хочешь ли ты твое любимое пирожное с кремом?", и этот ненормальный ребенок, к которому она обращается, кричит: "Нет!" таким голосом, как будто ему велят сесть на электрический стул. Это "нет" относится и к омлету, и к походу в магазин, а, кроме того, ко всему, что он не любит. Когда ребенок очень мал, кажется, что говорить "нет" и быть личностью - это одно и то же.

Конечно, это не так, и это недоразумение скоро прояснится, если родители не впадут в крайности. Если то, что ребенок говорит "нет" в 90% случаев, действительно страшно вас огорчает, если вы понимаете, что это уже дело принципа, если вы образуете два вооруженных лагеря, которые прекращают все попытки общения друг с другом, тогда ваш противник должен считать делом своей чести продолжать борьбу за самостоятельность таким несовершенным способом, поскольку у него нет времени попробовать другие.

Если же, напротив, родители способны уважать то мужество, которое требуется ребенку, переживающему первый кризис самосознания, и если они могут относиться к этому с долей юмора и благоразумием, то он вскоре будет способен понять, что самостоятельность требует большего, чем чистое отрицание.

Слово "нет" может стать для всех развлечением и игрой. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет "нет" до того, как его произнесет малыш, и невзначай спросит: "Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Джонни?" - а затем, гримасничая, ответит себе: "Нет! Нет! Нет!"

Когда вы говорите "нет" в ответ на все, что вам говорит ребенок, вы обращаете внимание на то, что для его развития будет лучше что-то другое, а не это глупое занятие. Я часто говорила дочери: "Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!" Если это говорится с широкой ухмылкой, это только укрепляет родительский авторитет и приводит к положительным результатам.

Уважать стремление ребенка к независимости - значит найти истинные способы показать ему, что вы понимаете, что он обретает собственную личность, у которой расширяются права и привилегии. Он не может понимать, что переход от беспомощного ребенка к отвечающему за себя взрослому требует долгого, долгого времени, но вы можете помочь ему прийти к этому пониманию быстрее.

"Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить через дорогу один, но ты сейчас действительно достаточно взрослый, чтобы сам выбирать, что будешь есть на завтрак: кукурузные хлопья или яичницу с беконом". "Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: в парке или дома у приятеля".

Первое "нет" требует немедленного осознания, что пришло время для более узаконенного выбора, для больших возможностей, чтобы определить, кто и что есть этот маленький человек и что ему нужно, когда он стоит здесь, произнося смело и вызывающе: "Я действую, следовательно, я существую"..

Стадия "нет" становится негативной тогда, когда мы издаем боевой клич и превращаем ее в битву наших взрослых желаний с желаниями ребенка. Она становится позитивной, если мы можем радоваться рождению новой личности и уважать ее, принимая во внимание ее мнение и желание при совместном принятии того или иного решения.

Вот вы стоите, трясясь от гнева, уверенные, что проиграли не только сражение, но и всю войну, потому что сын говорит "нет" купанию, "нет" овсянке и "нет" тому, чтобы снять ботинки. В этот момент вам поможет правильно оценить ситуацию и даже порадоваться его успехам то, если вы подумаете. "Против чего он сможет, я надеюсь, со временем возражать?" "Нет" - компании ребят, которые бьют окна по дороге из школы; "нет" - торговцу наркотиками; "нет" - участию в драке.

Личность должна упражняться в том, чтобы быть личностью.