Музыка для грудничков. Раннее музыкальное развитие детей. Музыкальное воспитание детей раннего возраста


Музыка - не только вид искусства, но и отличный способ развивать ребенка. Гармония нот повышает трудоспособность, успокаивает и нормализует сон. В период от рождения (включая внутриутробное развитие) до 4 лет малыш учится не только слышать, но и слушать музыкальные произведения, а в 5 - 6 лет возникает потребность воспроизводить. Возможно, новые Моцарты появятся не скоро, но гармоничные и целостные личности - запросто!

Музыка (размеренная, ритмичная, акапельные песни по типу колыбельных) на малышей влияет наилучшим образом:

  • Развивается нервная система.
  • Быстрее происходит адаптация к обществу.
  • Развивается эстетический вкус, мышление.

Музыка воспитывает, помогает социализации, лечит.

Музыкальное воспитание дошкольников

Малыши начинают воспринимать живую речь, музыкальные ритмы, еще находясь во внутриутробном состоянии. После появления на свет, дети знакомятся с мамиными колыбельными, удивляются ритмичным, разным по диапазону и длине звука погремушкам. Более взрослые малыши осваивают элементарные инструменты и начинают слушать музыкальные произведения, испытывая определенные чувства.

  • От 0 до 2 лет - этап «Здравствуй, звук!». Крохам интересно заниматься звуконаследованием. Повторение треска или шума погремушки, издаваемых домашними животными звуков становится их любимым занятием. Предлагая различную «базу», родители помогают ребенку развивать слух и логику. Нажимая пальчиком на клавишу или кнопку, дети слышат различные звуки.

Важно, что в этом возрасте на малышей уже влияет классика и мягкие джазовые композиции, мелодии в исполнении инструментальных ансамблей. «Лунная соната» Бетховена, «Элегия» Массне, «Пер Гюнт» Грига не только повысят интеллектуальный уровень взрослых, но и смогут стать музыкальным «началом начал» у будущих личностей.

  • 2 - 3 года - этап «Играй, гармонь!». Самые простые предметы могут сыграть роль элементарных инструментов. Здесь дети осваивают несложную технику, включаются в процесс воспроизведения.

Интересно, что в этом возрасте мальчикам и девочкам более по душе быстрые мелодии, они не просто поддерживают хорошее настроение, способствуют активности, но и влияют на развитие мышечной системы детей. Двигаясь в такт веселым детским песенкам («Антошка», из м/ф «Пластилиновая ворона» и др.), малыши развиваются физически, усваивают понятие ритма, которое им пригодится в школьные годы.

  • В 4 года дошкольники при помощи знакомства с новыми инструментами и дальнейшего изучения мира музыкальных стилей учатся проводить несложный анализ. Многие начинают различать «веселые» и «грустные» композиции. Понятия «минор» и «мажор» только появляются на слуху, но позволяют в будущем ассоциировать настроения мелодий и человека в данную минуту.

Полезным способом снимать перевозбуждение и успокаивать остается медитация под спокойную, умиротворяющую музыку. “Вечерняя серенада” Шуберта, “Спектральная сюита” Стива Халперна, прослушанные в комнате с приглушенным светом и рядом с родителями, способны развить в ребенке чувство самоидентификации. В период проигрывания мама может рассказать сказку о двух вымышленных персонажах, где один отделился от другого и пошел искать счастье. Пусть сын или дочь нарисуют это самое счастье или просто расскажут о нем. Так еще маленький человек научится формулировать мысли и озвучивать чувства. Не стоит кривить душой, родителей эта совместная процедура также научит освобождать свои мысли и быть ближе к ребенку.

3 1

Полезный досуг: все и немного больше о поделках с детьми Развитие творческой стороны личности помогает ребенку реализовывать свой потенциал, трениров...

  • 5 - 6 лет , этап «Музыка для всех!». Родителям и воспитателям придется обзавестись терпением, однако результаты порадуют каждого. Необходимо предложить дошкольникам самостоятельно «сыграть» произведение. Участие старшего наставника с внесением собственных музыкальных корректив приветствуется!

Настоящим помощником воспитателю станет «Утро» Грига при полной усталости ребенка. Поднять дух сможет «К радости» Бетховена. Снять гнев маленького человека под силу «Сентиментальному вальсу» Чайковского, а «Лунный свет» Дебюсси позволит сосредоточить внимание.

Главное, что музыкальное воспитание детей положительно сказывается и на взрослых.

Музыкальные игры для дошкольников

Погружаясь в мир звуков, ребенок учится в них разбираться, переживать новые эмоции, развивается его мозговая деятельность. Музыкальные игры, придуманные для дошкольников, можно распределить по категориям:

  • Для запоминания. Среди всего арсенала предлагаемых ребенку занятий наиболее простым и доступным можно назвать «Аплодисменты». Присаживаясь в круг, воспитатель прохлопывает несложный ритм, сопровождая его какой-нибудь спортивной «кричалкой» или небольшим стихотворением, пословицей. Каждый малыш повторяет по кругу. Если не выходит, взрослый предлагает из нескольких ритмичных прохлопываний узнать правильное. Важно, что такие игры способствуют не только запоминанию, но и развитию чувства ритма и внимания.
  • Для развития мыслительной функции, для улучшения голосовых данных. Нельзя поправлять и «обрывать» песню малыша, даже если не все ноты взяты идеально. Такое вмешательство может запросто отбить охоту к пению. Через такое проявление детского творчества ребенок учится проявлять эмоции. Отрывистые и ритмичные мелодии даже поднимают настроение, а лирические и протяжные способны передать грусть и задумчивость. Часто используют распевки. Они улучшают качество исполнения и развивают голосовые данные.

Как вариант, используют музыкальную игру «Восьмерка», когда на выдох дети считают до восьми. Можно сочетать это упражнение с поднятием ноги или рук. Это позволяет развивать диафрагму, брать дыхание, контролировать положение тела. А в игре «Зов», во время которой ребята и девочки становятся в круг, спиной к центру, начинают кричать какое-то слово. Можно чье-то имя. Когда воспитатель понимает, что громче дети уже не сделают звук, занятие прекращается. Это не только тренировка силовых характеристик звука, но и действенный способ «сбросить» негативные эмоции.

  • Для памяти. Во время игрового момента дошкольникам проще усвоить даже более сложные задания. Игра «Ритмический рисунок» проводится так: воспитатель (или родители) могут нарисовать на карточках различные музыкальные рисунки. Можно условно обозначить длинные звуки в виде палочек или черточек, короткие - кружочками или точками. Размер одну четвертую можно изобразить в виде цифры или разной длины черточки. Это легче, чем нотный стан даже для 5 - 6-летнего дошкольника. Похлопать ладошами, простучать карандашом или на каждый звук придумать взмах, кивок или движение ногой - выбор зависит от музыкального уровня подготовки дошкольника и мастерства воспитателя.
  • Для творчества. А кто сказал, что для музыкального воспитания и развития необходимо исключительно петь или «отбивать» ритмический рисунок? А как же танец? Ребятам и девочкам понравится музыкальная задача «Танцевальная угадайка».

Понадобятся 2 команды с активными капитанами и музыкальные нарезки (можно просто вовремя выключать магнитофон). Капитан под музыку придумывает мини-танец, а «противники» пытаются его повторить. Веселой забавой, развивающей слух, станет игра «В своей тарелке». В тарелочки взрослый выкладывает предметы, издающие интересные звуки. Пусть это буду деревянные и/или обычные ложки из нержавейки, губная гармошка, погремушка. Задача дошкольника с завязанными глазами прослушать звуки, потом повязка снимается, а ребенок на вид пытается угадать, из какой посуды были изданы «мелодии».

16 11

Зачем ребенку рисование и почему важно сосредоточиться на этом увлечении? Наверняка многие родители задаются этими вопросами. Мы постараемся дать отве...

Такие музыкальные забавы не только развивают память, но и являются отличным времяпрепровождением дошкольников. Эти задания помогут с интересом заниматься в помещении при дождливой погоде.

Музыкальные материалы для развития ребенка

С музыкой дети сталкиваются часто, начиная от колыбельных песен матери перед сном, прибаутками «Ладушки», песенным сопровождением хороводов «Каравай» и музыкальными заставками к любимым мультфильмам. Но в дошкольном возрасте возможность музыкально развивать и воспитывать сына или дочь имеют уже воспитатели детского сада. Здесь выбор «инструментария» не намного, но отличается. Многое зависит оттого, сколько лет воспитанникам.

Как правило, еще в более раннем возрасте дети знакомятся с музыкальными инструментами.

  1. В 2 - 3 года малыши впервые понимают, что такое барабан. Родители или старшие наставники демонстрируют спектр различных звуков, издаваемых этим инструментом. Стучать можно руками или палочками (при условии отсутствия травматизма, а также карапузов не стоит наедине оставлять с палочками). Бубенцы станут еще интереснее, поскольку их звучание отличается большей музыкальностью. С их помощью возможно отображать в детской песенке сильную долю и слабую. Ложки окажутся пригодными для отображения ритма любой песенки. Трещотка также завладеет вниманием. Почему бы не «сыграть» частушки? Металлофон, музыкальные детские пианино или труба, играющие после нажатия на клавишу или кнопку определенный звук (не мелодию!), привьют маленькому музыканту любовь к этому виду искусства.
  2. В 4 года более углубленно (и осознанно) дети подходят к изучению духовых и клавишных инструментов. Это уже не просто любознательность и восхищение от случайно издаваемых звуков. Можно демонстрировать не только флейту или габон, иногда достаточно показать изображение инструмента и подобрать музыку с его звучанием.
  3. 5 - 6 лет - время шумовых оркестров! Горох, гречка, вода в бутылках, металлофоны и детские инструменты, наконец, становятся доступными для воспроизведения звука. Пусть играет фантазия, воспитатель поможет.

Если у дошкольника проявляются возможности, стоит задуматься над посещением музыкальной школы. Если нет - не беда, музыкальное воспитание и развитие в любом случае благотворно влияют на становление будущей личности!

2 0

Тенденции обучения детей до 7-ми лет в последнее время в большинстве направлены на постижение навыков, непосредственно влияющих на успеваемость в школе. Чтение, письмо, математика и другие важные для человека умения современные родители стремятся внести в жизнь малыша как можно раньше. Часто не уделяется должного внимания нужным для развития ребенка видам человеческой деятельности: музыке и изобразительному искусству.

Положительное влияние художественно-эстетического воспитания на развитие и успехи детей, получивших раннее обучение в этих видах деятельности, доказано учеными. Малыш, который обучается музыке имеет развитый вкус и получает удовольствие от созерцания и ощущения прекрасного.

Обучение этому виду искусства имеет следующие плюсы:

  • хорошо развитый слух позволяет быстрее изучать языки и лучше запоминать;
  • доказано, что такие дети легче учатся читать, писать и считать;
  • приобщение к прекрасному влияет на общительность, дает возможность находить интересное в обыденном и банальном;
  • обучение игре на музыкальном инструменте приучает к труду, развивает силу воли;
  • знакомство с классической музыкой и историей жизни композиторов расширяет кругозор и интеллект;
  • совершенствуется эмоциональное и личностное восприятие окружающего мира.

Разительное отличие детей, обучаемых пониманию и любви к музыке в раннем возрасте, ставит перед родителями вопросы: каким образом вести занятия? Когда и как обучать любить классику и нужно ли отдавать ребенка в музыкальную школу.

Когда стоит начинать приобщать ребенка к музыке

Временные рамки начала обучения ребенка музыке и приобщение к классическим произведениям часто обсуждаются молодыми родителями. Предлагаются различные варианты занятий. Ученые, исследуя влияние таких занятий на развитие и успешность детей, делают вывод: чем раньше, тем лучше.

Музыка и беременность

Природой предусмотрено, что ребенок начинает слышать в утробе матери. Он чувствует ее настроение, слышит песни и мотивы, различные звуки, проникающие из внешней среды. Улавливая разнообразный шум, учится его воспринимать и запоминает. Доказано положительное влияние прослушивания классической музыки беременными женщинами. Уменьшается риск гипоксии плода, стабилизируется состояние здоровья будущей мамы, налаживается эмоциональная связь. Мамочки, которые слушали классику на поздних сроках беременности отмечают, что малыш реагирует на знакомые мелодии, ведет себя тише как будто прислушивается.

Уже после рождения дети узнают и успокаиваются, когда слышат знакомые мотивы. Музыка, услышанная до рождения, ассоциируется у них с безопасным местом под сердцем мамы. На сегодняшний день разработаны различные варианты для оздоровления беременных при помощи музыкальных произведений. Проводятся специальные занятия, на которых происходит приобщение и расслабление женщины под приятные мелодии.

Большую популярность имеет «эффект Моцарта», которому приписывают лечебные способности. Крупных исследований этого вопроса еще не проводилось, но многие люди отмечают положительную динамику здоровья при периодическом ознакомлении с произведениями композитора. Несомненно, стоит упомянуть, что прослушивание классических композиций, кроме лечебного эффекта во время беременности, позволяет достигать гармонии с собой.

0–6 месяцев

После рождения до 6 месяцев малыш не разбирает окружающие звуки на отдельные элементы. Для него все вокруг сливается в один концерт. Только постепенно, изучая новый мир, учится понимать и разделять услышанное. В этот период важно насыщать жизнь малыша гармоничной музыкой, которая бы развивала слух.

Развитие ребенка после рождения идет быстрыми темпами, головной мозг работает на высоких скоростях, образуя нейронные связи, которые в будущем превратятся в понимание окружающего. Знакомить с классической музыкой в этот период, значит развивать слух, увеличивать объем памяти и повышать мыслительную деятельность.

Хорошо до полугода давать погремушки и музыкальные игрушки для крошек, вешать в кроватке карусели с мелодией. Это помогает ребенку начать разграничивать звуки между собой и расширять познания. Если хотите подойти серьезно к музыкальному образованию малыша, то можно приобрести несколько простых инструментов не в детском магазине, а специализированном. Позвольте вашему чаду с крошечного возраста слышать чистые звуки.

Важным для развития слуха в первое полугодие жизни становится знакомство с пением через колыбельные и песенки, исполненные мамой или другими близкими людьми. Формируя положительное отношение к гармонии звуков, вызывая интерес к выражению эмоций не только благодаря словам, но и мелодии, усиливается желание самостоятельного воспроизведения. Это положительно сказывается не только на музыкальном, но и речевом процессе.

6–12 месяцев

В полгода большинство детей начинают передвигаться на четвереньках и входят в фазу активного изучения окружающего мира. Хорошо в этот период окружить его предметами, позволяющими создавать множество различных звуков.

Ребенок уже хорошо разделяет звуки на приятные и отталкивающие. Появляются любимые мелодии, и он активно показывает отношение к тому или иному звучанию. До года важно присутствие в жизни ребенка пения мамы и других взрослых. Колыбельные, песенки для зарядки, развлекательные мотивы стимулируют развитие слуха и восприятие речи. Не стоит думать, что формирование слуха стоит в стороне от речи.

Каждый человек сначала слышит звук и только после обработки его мозгом понимает значение слова.

Чем лучше у ребенка развит слух, тем легче ему понимать слова. Дети этого возраста активно тренируют речевые навыки, практикуют различные звуки. Хорошо показать малышу, что можно их тянуть и обрывать. Такое упражнение нравится молодым исследователям и позволяет закладывать основы артикуляционной гимнастики. Слушая с ребенком музыку, покажите, как можно напевать мотив. Двигайтесь в такт и приводите в движение руки малыша, учите проявлять эмоции движением.

Музыкальное образование ребенка от 1 до полутора лет

К одному году большинство детей начинает уверенно передвигаться по дому и это благоприятное время для начала ознакомления с музыкальными возможностями человека. К этому возрасту малыш уже приучен слушать классическую музыку, хорошо на нее реагирует и может донести свое отношение к тому или иному произведению.

В год можно начинать развивать способности. Стоит понимать, что они состоят из нескольких частей, каждая из которых требует внимания и развития для формирования полноценного понимания места музыки в жизни человека.

В этом возрасте можно обучать:

  • пению. Показать малышу, что музыку можно не только слышать, но и петь. Предлагать повторять за мамой звуки нараспев;
  • танцам. Научить простым танцевальным движениям, которые позволят ребенку испытать дополнительное удовольствие от прослушивания музыкальных композиций;
  • извлечению звуков из игрушечных музыкальных инструментов;
  • сочетанию звуков;
  • чувству ритма;
  • как исполнение мелодии влияет на восприятие. Ознакомить с различными тембрами и высотой звуков,
    пропеванию звуков;
  • пониманию классической музыки. Постепенное расширяя репертуар произведений.

Важно отметить, что развитие музыкального слуха тесно переплетается с освоением речи, дополняя друг друга.

Хорошо, если в этом возрасте у малыша появится отдельный уголок, где он сможет разместить игрушечные инструменты и проводить изучение своих возможностей.

1,5–2,6 года

К этому возрасту дети проявляют желание разговаривать, насыщают звуковой запас большим количеством разнообразных вариантов и музыкальное научение переходит на новый уровень:

  • можно обучить совершать различные действия со звуком. Делать резкие обрывы звучания, длинные пропевания одной гласной и звуковой переход к другой, прерывистые волны нескольких видов;
  • вместе с развитием речевого навыка хорошо научить малыша артикуляционной гимнастике, показывая как при помощи разных манипуляций с губами и языком можно получать разнообразные варианты звучания;
  • показывать, как играть на музыкальных инструментах;
  • усложнение танцевальных движений. Хорошо делать зарядку под марши или другую бодрую классическую музыку с четким ритмом;
  • с появлением слов обучать пению простых детских песенок, возможен вариант, когда малыш допевает нужное знакомое слово;
  • первые домашние прослушивания классики всей семьей.

Покажите ребенку, что музыку можно не просто слушать, занимаясь другими занятиями, а можно уделять ей отдельное время. Пусть вся семья сядет и прослушает небольшой отрывок классического произведения. Спросите, понравилась ли ему мелодия. Какие чувства она у него вызвала.

Работа над музыкальными способностями у детей с полутора лет и до двух с половиной идет по пути развития приобретенных навыков и знаний. Легкие занятия создают устойчивое понимание важности музыки в жизни и формируют общую базу знаний.

Развитие музыкальных способностей в 2,5–3,5 года

Этот период характеризуется быстрым развитием речи ребенка. Он начинает много говорить, использовать речевой аппарат для привлечения внимания и выражения всевозможных эмоций. Работа на развитие музыкальных способностей в этом возрасте состоит:

  1. из расширения навыков звукоподражания и воспроизведения;
  2. научения разнообразным детским песенкам;
  3. разнообразных вариантов пения и танцев;
  4. обучения сложным артикуляционным упражнениям;
  5. расширения образовательной деятельности. Для детей с выраженным стремлением к сцене хорошо посещать кружки хорового пения или танцев.

В этом возрасте у будущих музыкантов начинает просыпаться неподдельный интерес к освоению инструментов. Поэтому этим детям можно попробовать пройти прослушивание у педагога. Проверить наличие музыкального дарования можно и дома.

В возрасте 3-3,5 лет проводится итоговая оценка музыкальных навыков ребенка и определяются дальнейшие действия. Это позволяет понять, к какому виду музыкального творчества стремится малыш, дает возможность воплотить стремление, посещая соответствующие кружки и секции.

Музыкальное развитие ребенка старше 3,5 лет

Музыкальное образование ребенка после 3,5 лет переходит на новый уровень. Большинство малышей посещают детский сад и различные кружки. Родители должны определиться, какое направление музыкального развития наиболее подходит. Детям с выраженными способностями к игре на инструментах можно подумать о занятиях с педагогом, подвижным - кружок танцев, любителям петь - хор. Возможно и самостоятельное изучение в домашних условиях.

Музыкальное развитие после 3,5 лет можно вести по специальной методике, или основываясь на собственное чутье.

Основные задачи обучения следующие:

  1. Укреплять любовь к классической музыке через прослушивание знакомых и ознакомление с новыми композициями. Хорошо, когда это становится ритуалом и классика объединяет всю семью;
  2. Выражение эмоций при помощи танцевальных движений. Малыш уже стал старше и может запоминать целые комбинации последовательных действий. Такие занятия позволяют развивать физические способности и память, положительно влияют на психологическое состояние;
  3. Пение и разучивание песней. Замечательно, если ребенок поет в полный голос, приводя голосовые связки в движение, получает удовольствие. Даже, если он делает это фальшиво, не стоит прерывать и заставлять повторять ошибочный отрывок заново. Лучше пойте вместе и он будет стремиться повторить за вами;
  4. Артикуляционная гимнастика. Проведение таких занятий благоприятно сказывается на понимании того, как формируются звуки, позволяет чисто петь, улучшает качество разговорной речи;
  5. Постепенно приобщать к разным видам искусства через посещение театра, музеев и экспозиций. При походе на такие мероприятия можно обсудить музыку, которую подобрал автор для просмотра;
  6. К 4-м годам можно начинать знакомить с отдельными композиторами и их судьбами. Рассказывать об особенностях произведений, делать акцент на интересных местах. Хорошо устраивать целые недели автора. Например, слушать Моцарта каждый день по 15 мин, после чего обсуждать и сравнивать с другими знакомыми композициями.

Если ребенок посещает ДОУ, то воспитатели в детском саду будут проводить такие занятия и родителям нужно только поддерживать и помогать преодолевать возможные сложности в усвоении.

Музыкальное обучение детей после четырёх лет, развитие музыкальной выразительности

Развитие способностей к музыке проходит разные этапы и после 4-х лет важно начать работу над выразительностью. Часто можно столкнуться с тем, что люди считают этот вид музыкального обучения второстепенным и не особо важным. Но для полноценного понимания музыки важно понимать, какие эмоции были положены в основу того или иного произведения. Обучить малыша выражать собственные чувства и отношение через творчество.

Зачем обучать ребенка музыкальной выразительности

Одно и то же произведение, исполненное разными людьми, может вызывать разные ощущения у слушателя. Казалось бы, одинаковая последовательность нот и единый темп исполнения, а звучит по-разному. Исполнение может заставить нас смеяться и плакать или оставить равнодушными. Как развивать эмоциональность у ребенка, чтобы он сам получал удовольствие от создания музыки и окружающие могли понять его чувства.

Развитие этого навыка позволяет:

  • расширить возможности восприятия произведений искусства. Это касается не только музыки, но и других видов творчества;
  • дать развитие музыкальным возможностям. Проигрывание и пропевание одного варианта мелодии с разной эмоциональной окраской совершенствует технику и восприятие;
  • применять различные варианты эмоциональной окраски при разговоре.

Работа над этими вопросами начинается с того, что ребенка знакомят с разными вариантами одной и той же композиции и просят сказать, какие эмоции вызывают у него произведения. Ведется работа по разделению понимания различных видов чувств. Понятие грусть, веселье, счастье, задумчивость прекрасно объясняются через песни и танцы.

Вторым этапом развития музыкальной выразительности является применение полученных знаний на практике. Дети, которые обучаются пению пробуют воспроизводить одну и ту же композицию с разной эмоциональной окраской. Обучающиеся игре на инструменте - практикуют на одном отрывке произведения, изучающие танцы - при помощи движения. Развитие эмоциональности у детей в процессе обучения музыке важный шаг для развития психологического равновесия, успеха в публичной жизни и постижении многих школьных предметов.

Почему нужно обучать ребенка музыке до 3,5 лет, если после похода в детский сад с ним будут заниматься профессионалы?

Некоторые родители задают вопрос, стоит ли заниматься музыкальным развитием до похода в детский сад. Это связано с тем, что они сомневаются в своих способностях и возможностях проводить такие занятия самостоятельно. Но работа над вкусом и пониманием музыки не требует специального образования. Главное, иметь желание познакомить собственного ребенка с прекрасным.

Важность этого знакомства обусловлена:

  • дети копируют поведение родителей. Если в доме звучит хорошая музыка с рождения, взрослые получают удовольствие от прослушивания разных композиций и стараются донести это до ребенка, в таких семьях крохи положительно относятся к классике и развивают эстетический вкус. Малыш не будет испытывать сложностей в подростковом периоде при выборе направления, он будет хорошо разграничивать гармоничные произведения, отсеивая музыкальный мусор;
  • если вы не любите классику, то предложите слушать красивые песни на ваш вкус. В каждом направлении есть прекрасные экземпляры, подходящие для детей. Главное, чтобы выбранная композиция имела добрый посыл и привлекала разнообразием интонации. Специалисты не советуют для прослушивания маленьким детям произведения с постоянно повторяющимся однотонным мотивом.

Еще одним вариантом будут детские песни из советских мультиков, которые хорошо подходят и современным малышам.

  • С рождения до 3,5 лет идет обширное формирование межполушарных нейронных связей и становление мыслительных процессов. Прослушивание классики на ранних этапах жизни положительно влияет на умственные процессы и позволяет достигать успехов в обучении различным наукам;
  • Научение музыке на раннем этапе позволяет легче осваивать речь и подготовить к изучению сложных предметов.
  • Домашняя комфортная обстановка дает возможность донести детали композиции, научить видению прекрасного.
  • В среде детского сада музыкальный вкус будет формироваться на основе, предложенного воспитателем и скопированным у сверстников. Дети, не получившие знаний о музыке дома, чаще метаются между жанрами, опираясь на предпочтения друзей и знакомых, а не на собственный внутренний выбор.

Как выявить предрасположенность к музыке

В первую очередь нужно поговорить с ребенком. Поинтересоваться, нравится ли ему музыка. Любит ли он петь и слушать. Хочет ли научиться играть на музыкальном инструменте. В легкой непринужденной форме, проведя такой разговор, вы поймете, есть ли интерес к такому виду творчества у крохи. Можно понаблюдать за малышом во время пения, танца или чтения стихотворения. Эмоциональные дети, которым нравится выражать чувства и обращать внимание других людей, хорошо будут чувствовать себя в музыкально танцевальном кружке.

Предрасположенный к музыке ребенок:

  • положительно реагирует на включение музыкальной композиции;
  • раскачивается, двигается, пританцовывает, слушая песни;
  • легко запоминает и воспроизводит песни и мотивы;
  • самостоятельно сочиняет песенки;
  • любит выступать;

Предрасположенность к изучению музыки не является показателем того, что ребенка можно отдать в музыкальную школу. Для этого проводится дополнительная диагностика слуха и чувства ритма. Чтобы определить, на каком уровне находятся способности, можно провести небольшое тестирование. Результаты покажут уровень развития слуха, чувство ритма и определят направление деятельности родителя в дальнейшем обучении. Слух проверяется при помощи фортепиано. Ребенку предлагается пройти следующие задания:

  • на определение высоты звука (нужно определить из 2 вариантов, какой выше или ниже);
  • понимание количества звуков (какое количество клавиш было нажато);
  • воспроизведение мелодии из нескольких нот на фортепиано;
  • повтор за взрослым;
  • пение любимой песни.

Результаты такой проверки показывают, насколько хорошо малыш улавливает звуки, может повторить. Какой диапазон голоса. Не стоит расстраиваться, если ребенок допустил небольшие ошибки. Значит у него средний результат, а это говорит о наличии слуха и о возможности его развивать. Немалую роль для обучения игре на музыкальном инструменте играет чувство ритма.

Его можно определить, если кроха:

  • может повторить заданный хлопками темп;
  • при прослушивании марша, четко улавливает ударные звуки и шагает в такт;
  • четко хлопает под мелодию.

Если малыш показал не самый лучший результат, то нужно работать над развитием этой способности. Предлагать выполнять похожие упражнения, слушать классические марши. Дети, которые проходят отлично тесты на слух, чувство ритма и имеют желание обучаться на выбранном инструменте могут начинать посещать музыкальную школу или учиться в домашних условиях с педагогом. Важно помнить, что если ребенку не будут интересны эти занятия, то лучше от них отказаться. Заставляя его заниматься, вы можете вызвать у него отвращение к музыке на всю жизнь.

Начиная с 16 недели внутриутробного развития, ребенок слышит звуки. Звуки внешнего мира в этот период он слышит очень приглушённо, зато мамин голос, биение сердца, шум кровотока сопровождают его постоянно. Эти звуки сплетаются для малыша в настоящую мелодию, которая дарит ему успокоение и чувство безопасности. Именно с этого момента звуки начинают играть большую роль в жизни ребёнка, и это влияние не отступает до конца жизни. Особенно важны для психического и даже физического развития звуки музыки.

Музыка для малыша в животе

Специалисты по пренатальному развитию единодушно считают, что знакомить ребёнка с музыкой нужно ещё до рождения. Воспринимать мелодию малыши начинают на сроке беременности около 16 недель (см по теме: ) . Лучше всего знакомить кроху с классическими музыкальными произведениями: они проверены временем и заведомо имеют положительное влияние. Включая музыку, все мамы замечают, что активность малыша меняется: под одни мелодии он затихает, под другие наоборот начинает активно шевелиться. Дело в том, что музыка очень влияет на эмоциональное состояние: одни мелодии успокаивают, расслабляют, другие бодрят, вызывают прилив активности.

Для развития ребёнка полезна и спокойная, и энергичная музыка: через нее он расширяет диапазон переживаемых эмоций. С помощью исследований психологами было доказано, что дети, слушавшие классическую музыку ещё до рождения, лучше развиваются физически и психически, раньше осваивают разные навыки и лучше говорят.

По большому счёту, будущим мамам можно не ограничиваться только классической музыкой и слушать всё, что приятно им самим, но некоторые направления музыки лучше ограничивать. Например, считается, что рок-музыка приводит к повышенному эмоциональному возбуждению и провоцирует агрессию. Детки, «выросшие» на такой музыке отличаются беспокойным поведением и возбудимостью.

Музыка с рождения

После рождения музыка начинает играть ещё более важную роль в жизни ребёнка. На новорождённого малыша музыка действует примерно так же, как действовала до рождения: задаёт его эмоциональный фон. Во время активного бодрствования можно включать весёлые динамичные песенки, перед сном или во время криков и капризов – тихие спокойные мелодии. Правда, если говорить о колыбельных песнях, однозначно намного лучше, если мама поёт ее сама. Кое-кто из мам очень низко оценивают свои вокальные данные и предпочитают включать уже готовые записи, чтобы не сформировать дурной музыкальный слух у ребёнка. Эти опасения напрасны, потому что малыши – самые благодарные слушатели, и голос любимой мамы для них – самая желанная мелодия. Если петь действительно не очень получается, можно просто говорить нараспев – это уже лучше, чем чужой голос из динамика.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Чем старше становится ребенок, тем более глубокое и всестороннее влияние оказывает на него музыка. Помимо развития эмоциональной сферы, музыка способствует развитию двигательных навыков. Даже если не обучать ребёнка танцевальным движениям, когда он научится стоять на своих двоих – его ножки идут в пляс, как только он слышит любимую песенку. Причём ребёнок очень хорошо чувствует ритм и двигается в соответствии со звуком.

  • Очень хорошо музыка влияет на развитие фантазии и воображения. Музыка не только вызывает определённые эмоции, — вслед за ними почти всегда возникают зрительные образы. Ребёнок представляет героев музыкального произведения, в его воображении встают картинки, ассоциирующиеся с мелодией. Чем старше ребенок, тем ярче возникающие образы. Для детей старше 5-6 лет «музыкальные фантазии» настолько характерны, что они способны выразить их художественно – нарисовать рисунок по любимой песенке.
  • Очень важным аспектом влияния музыки на развитие ребёнка является формирование эстетического вкуса. Как мы уже говорили, слушать вместе с ребёнком можно абсолютно любую музыку, но классические музыкальные произведения обязательно должны быть включены в программу. Они являются своего рода эталоном звука и музыкального вкуса, универсальны для людей любого возраста, пола и социального статуса. В этом плане родителям можно не беспокоиться о том, что классическая музыка слишком сложна для ребёнка: на то она и «классическая», чтобы быть по душе любому слушателю.
  • Кроме классической музыки, ребёнка необходимо знакомить с народной музыкой. Через неё он приобщается к культуре своего народа, а народные песни – это вообще кладезь мудрости и знаний об устройстве мира. Народную музыку можно не только слушать, но и играть. Если говорить о русских народных инструментах, то многие и них вполне доступны малыша: дудки, ложки, трещотки.

Даже если родители не являются поклонниками народной музыки и не тяготеют к народным музыкальным инструментам, детские музыкальные инструменты и игрушки обязательно должны быть в доме. Это может быть бубен, металлофон, детский синтезатор или любой другой инструмент. Главный критерий – хорошее звучание и доступность для ребёнка. Для малышей хороши музыкальные игрушки, издающие разные звуки и проигрывающие мелодии. Для таких игрушек тоже главный критерий – качество звучания. Такие игрушки помогают развивать навыки слухового сосредоточения.

Детки старше двух лет уже способны запоминать тексты песенок. Можно даже не заучивать их специально: слушая и пытаясь подпевать, ребёнок запоминает слова и потом радует родителей первыми попытками сольного пения. Таким образом, музыка влияет ещё и на развитие памяти и речи.

Для людей, живущих в мире звуков, музыка – это средство отдыха, восстановления сил, повышения работоспособности, преодоления стресса. Приобщая ребёнка к музыке, мы не стремимся вырастить из него музыканта (хотя какая-то часть детей действительно с детства демонстрирует хорошие музыкальные способности, которые необходимо развивать), мы лишь способствуем его всестороннему развитию. От знакомства малыша с музыкой не стоит ждать каких-то конкретных положительных результатов, пусть это будет процесс ради процесса. Человеческая психика устроена настолько сложно, что никогда нельзя заранее предугадать, когда и в какой ситуации проявится эффект от услышанных ранее произведений Моцарта или маминых колыбельных.

«Если ребенок до пяти лет беспрепятственно обогащается яркими образами и впечатлениями на правополушарном, неосознаваемом уровне, он на всю жизнь сохраняет образное, творческое, эмоциональное восприятие себя и своих проблем, других людей и действительности. Его личность многогранна, гармонична, его мышление творческое, а рассудок согрет и обогащен разумом сердца... Если до пяти лет он внимал природе, воспринимал ее красоту, музыку, ее гармонию, общался с детьми, играл и радовался, жил, как живет под солнцем, на зеленом лугу жеребенок, в нем на всю оставшуюся жизнь сохраняется радость и оптимизм, естественность в общении с людьми, гармоничность психического и физического». В. И. Гарбузов

Как появилась музыка?

Магическая сила звука

История музыкального искусства началась с природно-интонируемого звука, голосового звучания. Человеческий голос и был первым инструментом, дарованным человеку природой для выражения своих эмоций и переживаний. Многие музыкальные инструменты так или иначе подражают человеческому голосу. Так, струнные и духовые инструменты созданы по аналогии с человеческим вокальным аппаратом и в своем устройстве копируют работу напрягающихся голосовых связок, мышц гортани, приводящих к колебанию и изменению величины дыхательного столба. Ударные инструменты имитируют хлопки ладоней, притопы ног, то есть ритмичные движения человеческого тела в процессе пения и выразительного интонирования.

Голосу в древности люди придавали магическое значение. Голосовое звучание обладало огромной значимостью и было не только средством общения, но расценивалось как показатель внутренней энергии человека, его возраста, качества здоровья, силы, эмоционального состояния. Звук служил средством ориентации в пространстве, соотнесения себя с миром природы. Звук выступал и способом контакта с собственным телом, средством включения адаптационных механизмов. В древних культурах с помощью звука умели воздействовать на свой организм, «налаживать» его, подключаться к естественным ритмам жизни, управлять адаптационной энергией, «контактировать» с божествами. Не случайно в религиях всего мира с богами общаются с помощью пения. Пение, голосовое звучание было самой древней и могущественной магической системой.

В древности знали, что пение и ритмичные движения могут исцелить человека. В мифах и сказаниях разных народов певцы и музыканты наделены сверхъестественными способностями. Мифы Древней Греции донесли до нас образы певца Орфея, способного пением смягчать души людей и укрощать диких зверей, врача Асклепиада, звуками музыки усмирявшего раздоры и исцелявшего больных. Герой русского эпоса Садко с помощью пения управлял морской стихией. У народов Северного Урала и сейчас принято приглашать в дом к больному певца как лекаря, способного игрой и пением излечить больного и даже предсказать его судьбу. По поверьям народов ханты и манси научиться игре на музыкальных инструментах может только тот, кто вступил в связь с духами, кому они оказывают свое покровительство.

Представление о магической силе звука, существовавшее в древних культурах, вполне объяснимо. Звук напрямую связан со сферой эмоций человека, с его физиологией и внутренним миром. Тембр голоса и набор его оттенков, существующий у каждого человека в связи с его состояниями в разных жизненных обстоятельствах, – это озвученные телесные вибрации, звуковое проявление эмоций, внутренней энергии. Звучание голоса, его интонации говорят нам о человеке значительно больше, чем слова, которые он произносит.

Народная музыка для детей

Своеобразным ориентиром в организации развивающей музыкальной среды для ребенка могут служить и приемы народной педагогики.

Музыкальный фольклор в воспитании детей

Исполнение и звучание фольклорных напевов благотворно для детской психики. Их звуковые образы, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях детей, содержат ритмы и интонации здоровья, нацелены на положительный психотерапевтический эффект. Кроме того, они содержат информацию о мироощущении народа и психосоматических национальных особенностях, что делает их носителями своеобразного «генетического кода». Эти интонации включают, приводят в действие определенные механизмы в организме ребенка, помогающие ему получать и усваивать духовно-ценностную информацию об окружающем мире, о его фундаментальных основах.

В современных программах дошкольного обучения вопросам организации музыкальной среды с ориентацией на традиции народной педагогики уделяется большое внимание. Так, в программах «Радуга», «Истоки» исполнение напевов детского фольклора включено в режимные моменты: песни и приговорки звучат во время приветствия, прощания, умывания, одевания детей и т. д. Возможно, и родителям стоит взять это на вооружение.

Важно понимать, что фольклорные произведения вовсе не музейные экспонаты, которые «нельзя трогать руками», в которых нельзя ничего менять. Они создавались как функциональные, живые творения, связанные с определенными житейскими ситуациями, и были направлены на решение конкретных задач. Усвоить принципы «устройства» песенок детского фольклора, понять законы их соответствия психике ребенка – это и есть путь постижения традиций народной педагогики, творческая адаптация их к современным условиям.

Чем хороши колыбельные песни для детей?

Какие же воспитательные приемы заложены в незатейливых песенках детского фольклора? Каким образом можно воспользоваться этими приемами в реалиях современной жизни?

Выше уже говорилось о психотерапевтическом эффекте колыбельных песен – успокоении, гармонизации эмоционального фона, создании ситуации защищенности и эмоциональной комфортности.

Ребенок нуждается в ярких и разнообразных эмоциональных впечатлениях. Однако яркие всплески эмоций и переживаний у детей необходимо сознательно дозировать и чередовать с моментами полного успокоения и расслабления. Психика ребенка находится в процессе становления, развития, и ему трудно самостоятельно осуществлять контроль над своими эмоциями. Трудна для ребенка и эмоциональная саморегуляция, способность к восстановлению эмоционального равновесия, переходу от состояния возбуждения к успокоению.

Минуты тишины, покоя и умиротворения полезны для детского организма. Они дают не только возможность отдыха, но и значительно больше – возможность роста и формирования нервных связей, гармонизации психических функций, оптимального развития нервной системы. Переключить ребенка в состояние покоя помогают напевы колыбельных песен. Их расслабляющий психотерапевтический эффект в этом случае трудно переоценить.

Исполнение колыбельной вы можете превратить в игру, воспитательная цель которой – дать возможность ребенку отдохнуть, расслабиться, снять напряжение и усталость. Игровой момент может заключаться в том, что вы вместе с ребенком споете колыбельную для «уставшей игрушки». Не обязательно разучивать колыбельную специально, достаточно, чтобы ребенок подпевал вам или просто сидел в удобной позе, выполняя вместе с вами плавные покачивающие движения корпусом и руками (изображал качание колыбели, укачивал игрушку на руках, поглаживал ее и т. д.).

Если вы не помните мелодии колыбельных песен, попробуйте придумать их сами. Правила очень просты. Вам достаточно сочинить простейшую мелодию, заканчивающуюся плавно нисходящей интонацией, и повторять ее в ровном темпе тихим, спокойным голосом. Средства выразительности фольклорной колыбельной песни: темп, ритмика, мелодический рисунок – направлены не на достижение яркого художественного эффекта, а исключительно на то, чтобы успокоить ребенка, выровнять его пульс, дыхание, снять эмоциональное возбуждение. Давайте вспомним слова некоторых из них.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Нашу Лену не буди.

Ай, бай, бай, бай,

Ты, собачка, не лай,

Ты, корова, не мычи,

Ты, петух, не кричи,

Наша Лена будет спать,

Станет глазки закрывать.

Люленьки-люленьки,

Прилетали гуленьки.

Стали гульки ворковать,

Стали Таню усыплять.

Усыпляли, уважали, уговаривали:

У нас Таня крепко спит,

И не сметь ее будить.

Ай, люли, ай, люли,

Прилетели журавли.

Люли-люли, прилетели

Да и на ворота сели.

Вы, ворота, не скрипите,

Нашу Таню не будите.

Колыбельную ребенку может спеть (с вашей помощь^о) какая-нибудь игрушка, например котик. Котик – частый герой колыбельных песен. Это связано с тем, что в давние времена кошку укладывали в колыбель к ребенку, чтобы она помогала ему уснуть, ведь кошки такие мягкие, пушистые, уютные и сами любят много спать.

У кота-воркота

Колыбелька золота,

У дитяти моего

Есть покраше его.

У кота ли, у кота

Периночка пухова,

У мого ли у дитяти

Да помягче его.

У кота ли, у кота

Изголовья высока,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Одеяльца хороша,

У дитяти моего

Есть получше его.

У кота ли, у кота

Занавесочка чиста,

У мого ли у дитяти

Есть почище его.

Вы, коты, коты, коты,

У вас серые хвосты,

Вы, коты, коты, коты,

Принесите дремоты.

Котя, котенька-коток,

Котя серенький хвосток.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Уж ты, котичек-коток,

Не ходи ты в погребок

По сметанку, по творог.

Уж ты, котик, ты, коток.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кувшин молока

Да кусок пирога.

Шубу новую сошью,

Сапоги закажу.

Приди, котя, ночевать,

Нашу деточку качать.

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком виляла,

Деток поджидала:

«Где ж мои ребятки –

Серые котятки?

Спать пора ребяткам –

Сереньким котяткам».

Вы можете подобрать стихотворение современного автора и пропеть его на манер колыбельной песни, дополняя пение плавными, покачивающими движениями. Главное, чтобы в тексте присутствовали образы сна, покоя, как, например, в стихотворении Гайды Лагздынь «Речка».

Знает наша речка

Волшебное словечко.

Позабыв о драке,

Засыпают раки.

Спят лягушки сладко

Под корягой гладкой.

А у дерева в тиши

Тихо дремлют камыши.

Знает наша речка

Волшебное словечко...

Музыка, как средство воспитания ребенка

Практически все маленькие дети проявляют интерес к музыке. Именно поэтому, приобщать их к этому виду искусства стоит как можно раньше. Уроки музыки проводятся в школах и детских садах. Это неудивительно, ведь такие занятия формируют музыкальный вкус и вырабатывают эстетическое восприятие окружающего мира.

Воспитывайте любовь ребенка к музыке постепенно и ненавязчиво. Сначала просто включите музыку фоном в тот момент, когда вы делаете зарядку или готовите обед. Учтите, что музыка должна соответствовать обстоятельствам и настроению. Для утренней гимнастики желательно выбрать веселую и бодрую мелодию, а перед дневным сном и отдыхом можно включить более медленную композицию.

Хорошо, если перед тем, как проводить музыкальные занятия с детьми младшего возраста для воспитания у них любви к искусству, вы сможете показать малышам музыкальные инструменты, объяснив, что именно с их помощью на свет появляется мелодия. Можно даже предложить ребятам научиться играть на одном из инструментов. Например, дети часто интересуются барабанами, губными гармошками, дудочками.

Вы можете отдать ребенка в музыкальную школу - очень часто дети начинают играть на пианино уже с 4-5 лет. Только предварительно посоветуйтесь с самим ребенком, ведь, если он будет испытывать дискомфорт в процессе занятий, то вскоре возненавидит и школу, и музыку.

Важно, чтобы ребенок научился отзываться на музыку. Чаще прослушивайте композиции разного жанра: классику, обычные детские мелодии и т.д. Пусть ребенок прочувствует композицию и попробует определить, чему она посвящена.

Для совсем маленьких детей можно приобрести музыкальные игрушки. Вы уже знаете, что ребята лучше всего включаются в процесс обучения через игру, так что, этот способ формирования у них музыкального вкуса отлично подойдет. Только выбирайте игрушки, звук у которых не слишком громкий, а мелодия - приятная.

Предлагайте детям принимать участие в играх, которые проходят под музыку или связаны с ней.

Не заставляйте ребенка заниматься музыкой, если он не хочет этого делать. Вполне возможно, что малыш еще не готов к обучению. Подождите немного, не торопите события, и вскоре кроха начнет проявлять интерес к звукам, мелодиям, а, может быть, в будущем даже станет известным музыкантом. Время покажет!

Обучение детей музыке

Ваш малыш вступил в удивительный период жизни – от трех до пяти лет, время, когда закладываются основы характера, основы физического и психического здоровья. Вы очень хотите, чтобы он вырос здоровым, умным и стал успешным в жизни человеком. И вы готовы приложить к этому все усилия.

Как влияет музыка на развитие личности ребенка?

Как же сделать музыку своим союзником в воспитании ребенка? Мир музыки так богат и разнообразен. С чего же начать?

Ваш малыш делает первые шаги в жизни. И разумеется вам интересно как влияет музыка на развитие личности ребенка. Поэтому давайте заглянем в детство музыкальной культуры. Возможно, именно там мы найдем нужные нам ответы.

Одним нравится слушать музыку, ходить в театры и музеи, а другим - этим заниматься. Для развития будущих способностей познакомьте ребенка с искусством уже в раннем детстве, и он сам определится со своими предпочтениями.

Понятие «всесторонне развитая личность» подразумевает и творческое начало. Если в доме звучит музыка, то дети привыкают к гармонии и растут более спокойными.

Слушайте с ребенком магнитофон, музыкальные игрушки, диски, радио, концерты по телевидению и живую музыку. Чередуйте классику, популярные мелодии и сольные выступления инструменталистов.

Существует теория о «детском эффекте Моцарта», в которой утверждается, что классическая музыка, особенно высокочастотные звуки произведений Моцарта, благотворно влияет на умственное развитие и математические способности детей.

Более того, исследовательская группа Калифорнийского университета (Ирвин) обнаружила, что после восьми месяцев занятий на музыкальных инструментах у дошкольников улучшилось логическое и пространственное мышление.

К тому же другие исследования также подтверждают влияние музыки на умственное и творческое развитие, на концентрацию внимания и координацию. Поэтому и некоторые музыкальные фильмы для детей созданы на основе подобных теорий.

Учите ребенка экспериментировать со звуками. Фортепиано, гитара, барабаны, ксилофон или даже обычные тарелки и ложки помогут развить музыкальный талант.

Детям нравится отбивать ритм. Попросите малыша погреметь коробочкой с рисом и любуйтесь его улыбкой.

Танцуйте с ребенком: кружитесь, почувствуйте ритм и двигайтесь в такт музыке. Пусть он и сам покачивается, двигает руками и ногами или прыгает, как зайчик, под музыку.

Насколько необходимо музыкальное воспитание ребенка?

Посещайте подходящие по возрасту концерты, детские спектакли, короткие танцевальные представления или выступления фигуристов. Так как дети младше трех лет не могут долго сидеть на месте, покупайте билеты на боковые места. Уходите, когда у ребенка заканчивается терпение. Подобные мероприятия должны приносить радость и желание больше увидеть и услышать.

Просмотр и познание. Чтобы малыш стал более наблюдательным и разбирался в искусстве, добавьте в интерьер своей квартиры картины, статуэтки и обсуждайте их. «Посмотри на красные цветы. А видишь маленькую девочку на картине? У нее голубое платье». «Найди на картине зеленые деревья». «Покажи, где нарисована белая собачка».

Ходите вместе в музеи. Во многих городах есть музеи для детей или специализированные детские отделы в больших музеях, где можно повеселиться и потрогать экспонаты руками.

Обращайте внимание ребенка на красоту природы, форму и цвета окружающих предметов. «Посмотри на голубое небо. Зеленые деревья почти касаются пушистых облаков». Малыш научится ценить гармонию и разнообразие естественных форм.

Пусть малыш познает мир с помощью прикосновений:

  • он может потрогать и помять овсяную крупу, рис или пасту.
  • научите ребенка (18-24 месяца) пользоваться цветными карандашами. Используя разные цвета, нарисуйте что-нибудь на бумаге: солнышко или веселую рожицу. Дайте малышу в руки фломастер и, придерживая, помогите ему рисовать самостоятельно. Обведите карандашом его руку или ногу.
  • дайте ему пластилин, тесто или глину, которые можно мять, катать или рвать. так укрепятся мышцы на пальцах, необходимые, чтобы писать, резать, застегивать пуговицы, молнию и т.д.
  • рисуйте на бумаге или тарелке пальцами, используя в качестве краски шоколад. ребенку будет очень весело (и безопасно) облизывать каждый пальчик.

Ребенку понравится трогать различные материалы и чувствовать себя творцом. Разумеется, нельзя оставлять его без присмотра. И не забудьте заранее приготовить воду, полотенце и салфетки, чтобы вытирать руки.

Обучение детей пению

Все малыши без исключения, очень музыкальный народ. Все они любят танцевать и особенно петь. Очень тонкая детская душа, чувствительна к мелодиям, и довольно часто малыши начинают петь гораздо раньше, чем ходить. В раннем детстве они все больше выступают подражателями, только позже в каждой мелодии и пении проявляется индивидуальность.

Польза музыки для малыша

Малыши очень любят слушать, как поют дети детские веселые песенки. Малыши с легкостью копируют эстрадных певцов, зажав в руке, что-то типа микрофона. Пение очень важно для развития голосовых связок. Поэтому пение следует всячески поощрять различными спектаклями и совместным семейным пением.

Музыка развивает вкус ребенка и память. А ведь песня это не только мелодия, это и стихи. Предлагая слушать малышу, хорошие красивые песни вы тем самым подводите малыша в дальнейшем к распознаванию взрослой и серьезной музыки.

Родители должны понимать, что петь громко не всегда значит петь хорошо. Поэтому указывайте малышу на интонацию и голос слушаемого исполнителя. К тому же у маленьких детей слабые, тонкие голосовые связки и им просто противопоказано громко петь в холодную погоду, можно сорвать голос.

Совместное пение объединяет детей и родителей, приобщает к музыке. Пойте детские песенки, которые нравятся малышам, замечательные песни можно выбрать из мультфильмов. В семейном пении не надо перепевать ребенка, пусть он солирует, вы лишь тихо подпевайте, задавайте тон и интонацию.

Родителям о занятии пением с детьми:

Когда ребенок поет, он ждет от вас одобрения и поддержки. Это крайне важно, так как малыш не совсем уверен в своих силах, а ваш одобрительный взгляд лишь добавит ему смелости. Вам и малышу будет полезно послушать, как дети поют в хоре. Возможно, и ваш ребенок захочет ходить в такой кружок.

Ни когда не смейтесь над ребенком, если он фальшивит. И тем более не ругайте. Дети ранимы и возможно ваши укоры навсегда отвернут у ребенка желание петь, но это еще не самое страшное, вы посеете в нем неуверенность. Рассказывайте ребенку, что при пении голос должен совпадать с инструментом или другим певцом.

Дети мыслят реальными образами. И петь могут примеры из жизни. Разучивайте с ребенком разные песенки, с разными мотивами. Маленькие исполнители хорошо входят в образ, если перед ними лежит рисунок исполняемой песенки. Если песня новогодняя, то положите перед глазами ребенка деда мороза или зимний пейзаж.

Очень любят дети петь с другими детьми. Подыщите кружок с детьми такого же возраста, где учить его будет профессиональный учитель пения.

Про музыкальные инструменты для детей

«При движении под музыку детям нравится использовать цветные шифоновые шарфы. Дети любят танцевать под музыку; им нравится рок, буги и прочие современные ритмы.

Детские игры на музыкальных инструментах. Особой привлекательностью для детей обладают ударные инструменты: ведь из них можно извлекать звуки, даже не обладая необходимыми навыками. <...> Дети любят использовать инструменты, подчеркивающие ритм. Тамбурины, трещотки, барабаны всех видов, колокольчики, да и вообще все инструменты, производящие ритмические звуки, можно применять, когда дети маршируют, слушают музыку или игру на гитаре, и все это вместе способно составить симфонию... <...> Когда дети слушают такую запись, они светятся, осознавая собственные достижения, и постигают чувства коллективного взаимодействия». В. Оклендер

Как сделать музыкальный инструмент своими руками для ребенка?

Звуки, извлекаемые из музыкальных инструментов, привлекают внимание детей, возбуждают интерес, взывают к их воображению. Дети особенно восприимчивы к качеству звучания, его окраске, тембру. Им чрезвычайно интересны звучащие предметы и игрушки. И потому взрослые испокон веков изобретали, мастерили для детей разнообразные свистелки, пищалки, трещотки, гуделки, погремушки и т. п.

Современные родители приобретают звучащие игрушки и детские музыкальные инструменты в магазине. Выбор очень велик: от простеньких дудочек и бубенцов до дорогих электронных музыкальных инструментов. С чего же нужно начать обучение детей игре на музыкальных инструментах?

Обучение детей игре на музыкальных инструментах

Начинать лучше всего с самодельных музыкальных игрушек:

  • Жестяная баночка из-под кофе, наполовину засыпанная крупой, пригодится в игре в качестве маракаса.
  • Чугунная крышка от кастрюли, подвешенная за веревочку, может превратиться в колокол, если бить по ней ложкой.
  • Плотная бумага, согнутая в рулон (с пространством внутри) издает гулкий, глубокий звук при постукивании о различные предметы или собственные колени.
  • Перевернутая вверх дном картонная коробка вполне заменяет барабан.
  • Два обыкновенных маленьких камешка или две пластмассовые шариковые ручки при ударах друг о друга также превращаются в инструменты.

Такие превращения обычных вещей в инструменты увлекают детей. Они и сами быстро включаются в игру по изучению звуковых возможностей окружающих вещей и по изобретению новых инструментов-игрушек.

Темброво-шумовой аккомпанемент можно подбирать к знакомым песенкам, стихам, сказкам, загадкам и даже к картинкам. Игра со звуками окружающих предметов и превращение этих звуков в образы героев песенок или сказок – занятие чрезвычайно увлекательное и для детей, и для самих взрослых. Попробуйте с помощью шумового аккомпанемента инсценировать сказку: изобразить героев, характер их действий, окружающую обстановку. Совместное с ребенком исследование звуков, «живущих» в разных предметах, и создание собственной темброво-шумовой драматургии к знакомым сказкам приведет вас к настоящему творческому общению. Вот тогда поход в музыкальный магазин обретет совсем иной смысл. Ведь вы пойдете покупать не просто очередную игрушку, а будете выбирать звуковой наряд для сказочной принцессы, или для лягушки-квакушки, или для волка – зубами щелк.

Игры со звуками обогащают эмоциональную сферу ребенка

При доминирующем значении положительных эмоций дети четырех-пятилетнего возраста нуждаются в разнообразии впечатлений, обогащении палитры переживаний. Познавая окружающий мир через призму эмоций, дети бурно реагируют на все, что происходит вокруг них. Им свойственна особая впечатлительность и эмоциональная отзывчивость на события и явления окружающего мира. Особенно наполнены силой и богаты оттенками эмоции, которые рождаются в общении с другими людьми: взрослыми и сверстниками. Это и сочувствие, и обида, и жалость, и зависть, и восхищение, и презрение.

Все чувства у ребенка обнажены, явны, открыты. Именно в этот период взрослые начинают обучение детей музыке. Взрослые могут помочь ребенку сформировать основы полноценного продуктивного общения: научить сочувствию, отзывчивости, пониманию переживаний другого человека, развить умение адекватно выражать собственные чувства, контролировать возникающие эмоциональные состояния. В этом плане музыкальные игры с ребенком, произведения народного творчества, музыкального искусства прошлого и современности могут стать для него настоящей «школой чувств». Обогащая его эмоциональную сферу, музыкальные игры развивают и способность ребенка откликаться на добрые чувства, поступки окружающих, побуждают к сопереживанию и в реальной жизни.